Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования элементов системного мышления учащихся старших классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор возрастной категории — учащихся старших классов обусловлен тем, что школьники данного возраста уже обладают достаточно высоким уровнем развития словесно-логического мышления, необходимым для усвоения абстрактных системных понятий и категорий, в этом возрасте интенсивно совершенствуется теоретическое мышление, обеспечивающее возможность формирования теоретических представлений о системах (Ж… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Методологические предпосылки развития системного мышления учащихся
    • 1. 1. Представления о системном мышлении и подходы к его исследованию
    • 1. 2. Развитие и методологические предпосылки формирования системного мышления
    • 1. 3. Модель формирования элементов системного мышления учащихся старших классов на материале курса «Информатика и ИКТ»
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по оценке эффективности модели и технологии формирования элементов системного мышления учащихся старших классов в курсе «Информатика и ИКТ»
    • 2. 1. Технология формирования элементов системного мышления учащихся старших классов в курсе «Информатика и ИКТ»
    • 2. 2. Организация педагогического эксперимента и содержание опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Обработка и анализ экспериментальных результатов исследования
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Педагогические условия формирования элементов системного мышления учащихся старших классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что для решения глобальных проблем, возникших сегодня перед человечеством, требуется формированрш современного мышления у молодого поколения. В документе подчеркивается, что в условиях перехода к постиндустриальному обществу особую важность приобретают такие качества личности как умение самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозрфовать их возможные последствия, мобильность, динамизм, конструктивность.

Современная система образования не в полной мере обеспечивает решение поставленных задач. Традиционный процесс обучения в общеобразовательной школе, построенный, преимущественно, на объяснительно-иллюстративных методах, ориентирован на оперирование конкретными объектами реальной действительности или их готовыми моделями. Мыслительная деятельность учащихся в процессе такого обучения ограничена.

Существенное изменение способов мышления школьников возможно в рамках современных мыследеятельностных концепций (Ю.В. Громыко), где основной акцент ставится не на усвоении содержания (это задача второго плана), а на создании таких условий, при которых будет наиболее эффективно формироваться мышление учащихся. Кроме того, при изучении школьниками сложного материала ряда дисциплин может использоваться «ориентировка по системному типу», целью которой является формирование системного мышления в процессе обучения (З.А. Решетова).

Системный подход в настоящее время является базовой методологической предпосылкой в любой области знания — он даёт возможность изучать разные системы или явления с помощью одинаковых методов. Несмотря на то, что элементы системного подхода можно выделить в большинстве школьных дисциплин, формирование основных системных представлений у учащихся осуществляется стихийно — без участия преподавателя, методом «проб и ошибок». В то же время педагог может и должен целенаправленно создавать педагогические условия для формирования основ системного мышления школьников — мышления, направленного на раскрытие целостности объектов, выявление многочисленных, часто скрытых взаимосвязей, сведение этих взаимосвязей в единую, общую картину.

Под системным мышлением в нашем исследовании понимается мышление, в процессе которого субъект рассматривает предмет мыслительной деятельности как систему, выделяя в нём соответствующие системные свойства, отношения, закономерности. Необходимо отметить, что основы системного мышления закладываются в течение всего курса обучения в общеобразовательной школе и далее получают своё развитие в ходе профессионального образования и в практической деятельности субъекта. В педагогических исследованиях более правомерно, на наш взгляд, говорить о формировании элементов системного мышления в рамках той или иной учебной дисциплины.

Выявление и обоснование педагогических условий формирования элементов системного мышления целесообразно, прежде всего, в рамках дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» («Информатика и ИКТ»), так как в современной системе образования информатика рассматривается как метапредмет, предоставляющий универсальные инструменты и наиболее общие подходы к изучению других предметных областей и призванный облегчить и упростить восприятие сложного и объёмного учебного материала. Многие учёные (A.A. Веряев, А. П. Ершов, С. Д. Каракозов, A.A. Кузнецов, М. П. Лапчик, B.C. Леднев и др.) подчёркивают особую роль информатики, её общенаучный, иитегративный характер.

Системное мышление необходимо формировать и в рамках других дисциплин, но именно в дисциплине «Информатика и ИКТ» присутствует обязательный раздел «Моделирование и формализация», в котором могут быть рассмотрены основополагающие и сквозные для всех остальных разделов курса (и других школьных дисциплин) системные понятия и закономерности.

Деятельность по моделированию систем, с нашей точки зрения, открывает наибольшие возможности по формированию системного мышления старшеклассников.

Выбор возрастной категории — учащихся старших классов обусловлен тем, что школьники данного возраста уже обладают достаточно высоким уровнем развития словесно-логического мышления, необходимым для усвоения абстрактных системных понятий и категорий, в этом возрасте интенсивно совершенствуется теоретическое мышление, обеспечивающее возможность формирования теоретических представлений о системах (Ж. Пиаже, В. В. Давыдов, Г. А. Берулава). Кроме того, изучение естественнонаучных дисциплин в рамках программы общеобразовательной школы гарантирует наличие у старшеклассников эмпирических знаний о системных объектах различной природы, на которые можно опираться в работе по формированию элементов системного мышления. Наконец, именно в старшем школьном возрасте начинается изучение курса «Информатика и ИКТ», в рамках которого учащиеся осваивают средства и способы информационного моделирования систем.

Важность формирования системного мышления в общеобразовательной школе подтверждается различными нормативными документами, в частности, сформированность системно-аналитического стиля мышления отражена в перечне компетентностей в области информатики, разработанном под руководством A.A. Кузнецова.

В настоящее время проблема системного мышления, вопросы формирования элементов системного мышления в обучении привлекают всё большее внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей.

Зарубежные учёные рассматривают роль системного мышления в деятельности менеджеров, экономистов, инженеров, врачей, педагогов и других специалистов (С. Argyris, S.A. Cavaleri, М.С. Jackson, J. Laporta, A.T. Rosenthal, P. Senge, В. Thornton и др.). По мнению ряда зарубежных исследователей (Ф. Капра, Дж. О’Коннор, Я. Мак-Дермотт и др.) системное мышление обусловлено, прежде всего, пониманием роли информационных процессов и взаимосвязей в функционировании систем.

В работах ведущих отечественных учёных: A.B. Брушлинского, Б. М. Величковского, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, O.K. Тихомирова мышление рассматривается как процесс позпания сложной системно-организованной реальности. Исследованию различных видов и стилей мышления (теоретического, практического, научного, системного и др.) посвящены работы Л. Г. Антипенко, М. Ф. Веденова, В. В. Давыдова, Д. В. Деулина, Н. В. Городецкой, И. Б. Новик, Дж. О’Коннор, З. А. Решетовой, Л. С. Сагателовой, Ю. В. Сенько, Э. Г. Скибицкого, Б. М. Теплова, В. К. Толкачева, Ж. Т. Туленова, В. К. Шабельникова и др.

Вопросы формирования мышления в процессе обучения исследовались в работах Ю. В. Громыко, И. А. Ильницкой, З. И. Калмыковой, И. Я. Лернера, В. Т. Кудрявцева, A.M. Матюшкина, М. И. Махмутова, В. Оконь, В.Ф. ГТаламарчук, A.B. Хуторского и др. В трудах указанных авторов рассматривались различные аспекты проблемных и эвристических методов обучения, их применение в преподавании школьных дисциплин.

Проблемы, связанные с формированием системного мышления в рамках курса информатики, затрагиваются в работах С. А. Бешенкова, A.A. Кузнецова, Н. В. Макаровой, С. М. Окулова, Е. А. Ракитиной, И. Г. Семакина, H.H. Усковой, Е. К. Хеннера, В. В. Черникова и др.

Изучение литературных источников показало недостаточный, по нашему мнению, анализ понятия «системное мышление», его структуры, базовых характеристик. Недостаточно разработаны вопросы формирования системного мышления на материале школьных дисциплин, кроме того, в современной школе не в полной мере используются возможности курса «Информатика и ИКТ» для формирования элементов системного мышления учащихся старших классов. Можно выделить небольшое количество исследований, в которых рассматривалась проблема формирования системного мышления школьников, но выполненных либо не на материале курса «Информатика и ИКТ» (Д.О. Данилов,.

E.B. Иванынина, JT.C. Сагателова), либо для другого школьного возраста (H.H. Ускова). Только работа В. В. Черникова (1998), основанная на формировании у школьников интернаучных понятий, касается исследования системного мышления учащихся старших классов в курсах информатики, физики, астрономии, экологии.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием следующих противоречий:

— между высокими требованиями к уровню развития системного мышления выпускников общеобразовательной школы и его недостаточной сформиро-ванностью у старшеклассников;

— между значительными потенциальными возможностями школьных дисциплин, в том числе дисциплины «Информатика и ИКТ» для формирования системного мышления учащихся, и недостаточной теоретической и практической разработкой вопросов, связанных с формированием элементов системного мышления в педагогическом процессе.

Выделенные противоречия определили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования элементов системного мышления учащихся старших классов», проблема которого состоит в разрешении противоречия между необходимостью формирования системного мышления учащихся и недостаточной теоретической и практической разработанностью этого процесса в педагогике.

Цель исследования состоит в выявлении и разработке условий, обеспечивающих повышение уровня системности мышления учащихся старших классов общеобразовательной школы на примере курса «Информатика и ИКТ».

Объект исследования: процесс обучения учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования: формирование элементов системного мышления учащихся старших классов в курсе «Информатика и ИКТ».

В соответствии с проблемой и целью исследования была выдвинута гипотеза исследования: формирование элементов системного мышления в курсе.

Информатика и ИКТ" будет более эффективным, если учебная деятельность будет осуществляться системно и целенаправленно в рамках модели и соответствующей ей технологии, а также с учётом выполнения следующих условий:

— акцентировании внимания учащихся на содержании раздела «Моделирование и формализация» дисциплины «Информатика и ИКТ». При изложении других разделов курса «Информатика и ИКТ» желательно также опираться на системные представления — излагать материал, демонстрируя системный стиль мышления;

— выявлении основных системных умений в структуре мыслительной деятельности учащихся старших классов, систематическом и последовательном их формировании как при изложении теоретического материала, так и в процессе решения задач;

— предложении учащимся специально разработанного комплекса задач. При анализе, формализации и решении задач учащиеся будут опираться на системные представления и развивать основные системные умения в структуре мыслительной деятельности;

— использовании в учебном процессе специально подобранного программного обеспечения, способствующего формированию элементов системного мышления в рамках содержательной линии «Моделирование и формализация».

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать основные представления о системном мышлении в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях.

2. Познакомиться с состоянием проблемы исследования в теории и практике отечественного школьного образования.

3. Уточнить определение системного мышления, выделить его базовые характеристики и описать структуру.

4. Разработать и обосновать уровни и соответствующие им критерии для оценки системности мышления учащихся старших классов.

5. Теоретически обосновать и разработать модель формирования элементов системного мышления учащихся на примере школьного курса «Информатика и ИКТ».

6. Апробировать, экспериментально проверить и проанализировать эффективность предлагаемой модели и основанной на ней технологии формирования элементов системного мышления школьников.

Методологическую основу исследования составили:

— на общефилософском уровне: системный подход (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Кузьмин, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.), системный анализ (Ф.И. Перегудов, В. Н. Спицнадель, Ф. П. Тарасенко и др.), работы, посвященные моделированию как методу познания (Б.Я. Советов, В. А. Штофф, С. А. Яковлев и др.);

— на общенаучном уровне: исследования, в которых раскрывается сущность деятельностного подхода к процессу об}'ченпя (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, C.JT. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.).

— на конкретно-научном уровне: психологические исследования мышления и интеллекта (A.B. Брушлинский, Б. М. Величковский, JI.C. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, O.K. Тихомиров, М.А. Холодная), методология педагогического исследования (Ю.К. Бабанский,.

B.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин), общедидактические принципы (Ю.К. Бабанский, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и ДР-).

Теоретической основой исследования явились работы:

— в области проблемного обучения (Ю.В. Громыко, З. И. Калмыкова, И. Я. Лернер, В. Т. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, Р. Ничкович, В. Оконь, A.B. Хуторской и др.);

— в области системного мышления (И.Ю. Асманова, Н. В. Городецкая, Д. В. Деулин, Г. С. Молотков, И. Б. Новик, Дж. О’Коннор, З. А. Решетова, Л. С. Сагателова и др.).

1U.

— посвященные формированию системного мышления в процессе моделирования в курсе информатики (С.А. Бешенков, В. М. Казиев, Н. В. Макарова, С. М. Окулов, И. И. Пак, Е. А. Ракитина, И. И. Раскина, И. Г. Семакин, H.H. Ускова, Е. К. Хеннер, В. В. Черников и др.), а также исследования по формированию системного мышления в рамках других школьных дисциплин (Д.О. Данилов, Д. М. Жилин, O.A. Жильцова, Е. В. Иваньшина и др.).

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:

— теоретические методы: анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных исследований по теме, изучение государственных образовательных стандартов, учебных программ, анализ учебно-методических пособий, сравнение и обобщение педагогического опыта, обобщение и систематизация научных положений по теме исследования, моделирование учебного процесса;

— эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседа, экспертная оценка, анализ контрольных работ и рассуждений учащихся, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), статистическая обработка и интерпретация результатов эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в том, что в отличие от работ В. В. Черникова (1998), Е. В. Иваньшиной (2005), H.H. Усковой (2005), JI.C. Сагателовой (2006), Д. О. Данилова (2007), в которых также исследуется проблема формирования системного мышления учащихся, в предлагаемом исследовании решены следующие задачи:

1. Выявлены и обоснованы следующие педагогические условия формирования элементов системного мышления учащихся старших классов:

— опора на системные представления учащихся как при изложении теоретического материала, так и в процессе решения задач;

— использование специально разработанного комплекса задач;

— применение в учебном процессе специального программного обеспечения, способствующего формированию элементов системного мышления учащихся.

2. Обосновано, что представления о системном мышлении учащихся должны содержать два компонента: содержательный и процессуальный, в каждом из которых можно выделить минимальный и основной уровни.

3. В структуре мыслительной деятельности старших школьников выделены основные системные умения, к которым относятся следующие умения: узнавать системные объекты и отличать их от несистемных, видеть систему как иерархическую структуру взаимодействующих между собой элементов, выделять общий принцип построения системы и ее интегративные свойства, конструировать на основе заданных интегративных свойств новую систему или разрабатывать и использовать модель системы.

4. Обоснованы четыре уровня, характеризующие системность мышления учащихся: досистемный, эмпирико-системпый, интегративно-системиый, конструктивно-системный, введены и описаны соответствующие им критерии.

5. Разработаны модель и технология формирования элементов системного мышления учащихся старших классов па материале дисциплины «Информатика и ИКТ», включающая в себя три этапа: пропедевтический, основной и творческий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— уточнено понятие системного мышления и его базовые характеристики. В качестве базовых характеристик, в соответствии с которыми можно диагностировать системное мышление, выступают: опосредованность мышления системными понятиями и категориями, обобщенность, диалогичность, поисковый характер, отношение субъекта к предмету мыслительной деятельности как к сложной системе;

— выявлено место системного мышления в различных классификациях видов мышления. Описана классификация, в которой в качестве альтернативы системному мышлению рассматривается механистическое мышление;

— теоретически обоснована модель формирования элементов системного мышления учащихся на примере курса «Информатика и ИКТ», включающая в себя целевой, содержательный, процессуальный и результативный блоки;

— обоснована и разработана классификация задач, ориентированных на формирование элементов системного мышления в курсе «Информатика и ИКТ», включающая в себя следующие типы задач: задачи на узнавание и различение систем, задачи на анализ и выделение системных свойств и взаимодействий, задачи на применение закономерностей функционирования и развития систем, задачи на построение моделей систем на основе заданных системных свойств и взаимодействий, задачи на перенос моделей, построенных для одних систем, на другие системы.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработана технология поэтапного формирования элементов системного мышления учащихся на примере курса «Информатика и ИКТ» и экспериментально доказана её эффективность;

— построен комплекс задач, способствующих формированию элементов системного мышления учащихся в курсе «Информатика и ИКТ», существенной составляющей которого являются задачи, сформулированные на естественном языке;

— составлен комплект дидактических материалов по формированию элементов системного мышления учащихся в курсе «Информатика и ИКТ», содержащий набор диагностических задач, тесты, раздаточный материал, файлы-заготовки для учащихся, обучающие презентации;

— разработанная технология формирования элементов системного мышления учащихся может быть рекомендована учителям информатики общеобразовательных школ к практическому её использованию при обучении дисциплине «Информатика и ИКТ» в старших классах общеобразовательной школы;

— результаты диссертационного исследования могут быть рекомендованы к использованию на курсах повышения квалификации преподавателей информатики образовательных учреждений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование элементов системного мышления учащихся старших классов включает в себя поэтапное обучение старшеклассников основным системным понятиям и развитие у них системных умений в структуре их мыслительной деятельности.

2. Технология формирования элементов системного мышления основывается на использовании комплекса задач, сформулированных, преимущественно, на естественном языке, и специально подобранного программного обеспечения, способствующего формированию элементов системного мышления в рамках курса «Информатика и ИКТ».

3. Использование комплекса задач в учебном процессе способствует формированию элементов системного мышления учащихся старших классов при анализе условий задач, формализации и их решении с опорой на системные понятия и умения в структуре мыслительной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на базовые теоретико-методологические научные позиции, использованием апробированных и надежных методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборки, результатами качественного и количественного анализа экспериментальных данных, экспериментальным подтверждением гипотезы исследования.

Этапы исследования:

Первый этап (2001;2004 гг.) — осмысление проблемы исследования. На этом этапе был проведен анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, научных публикаций, диссертационных работ, связанных с темой исследования. Результатом явилось определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач, выдвижение рабочей гипотезы, составление плана дальнейшей теоретико-экспериментальной работы.

Второй этап (2005—2008 г?.) — разработка модели и технологии формирования элементов системного мышления учащихся на примере дисциплины.

Информатика и ИКТ" и их апробация, проведение опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2008—2009 гг.) — количественный и качественный анализ данных исследования, обобщение и интерпретация полученных результатов, оформление диссертационной работы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов», МОУ «Гимназия № 2» г. Бийска Алтайского края. Общее число участвовавших в исследовании на всех его этапах составило 378 человек. В педагогическом эксперименте приняли участие 84 учащихся 10-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска Алтайского края, а также 9 преподавателей кафедры информатики ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина».

Личный вклад исследователя. Автором лично исследована проблема формирования элементов системного мышления учащихся в курсе «Информатика и ИКТ» в период с 2001 г. по 2009 г., а также выдвинуты основные положения диссертационного исследования. Иа протяжении учебного года (20 072 008 гг.) исследователем лично проводилась опытно-экспериментальная работа с учащимися 10-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска Алтайского края в соответствии с разработанной моделью II технологией, анализировались получаемые в процессе исследования результаты.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждены и получили одобрение на международной научно-практической конференции «Инновации в педагогическом образовании» (Новосибирск, 2008) — всероссийских научно-практических конференциях: «Образование в XXI веке» (Тверь, 2007), «Развитие личности в образовательном пространстве в условиях профильного обучения» (Бийск,.

2007), «Самореализация личности в современных социокультурных условиях» (Тольятти, 2007), «Фундаментальные науки и образование» (Бийск, 2008), «Современные технологии в российской системе образования» (Пенза, 2008), «Проблемы и перспективы развития образования в современных социокультурных условиях» (Бийск, 2008) — на региональной научно-практической конференции «Подготовка специалистов без отрыва от производства в системе педагогического образования: проблемы и перспективы» (Бийск, 2007).

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждены па совместном заседании кафедры педагогики и кафедры информатики ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина».

Разработанная технология формирования элементов системного мышления учащихся старших классов внедрена в учебный процесс МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» и МОУ «Гимназия № 2» г. Бийска Алтайского края.

По теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных работ общим объёмом 4,53 п. л., в том числе 2 статьи в изданиях, рекомендованных Перечнем ВАК РФ: «Мир науки, культуры, образования» (Горно-Алтайск,.

2008), «Сибирский педагогический журнал» (Новосибирск, 2008).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

В рамках второй главы диссертационной работы сделано следующее:

1. Разработана технология формирования элементов системного мышления учащихся на материале дисциплины «Информатика и ИКТ», включающая в себя три этапа: пропедевтический, основной и творческий.

2. Обоснована классификация задач, ориентированных на формирование элементов системного мышления в курсе информатики, включающая в себя следующие типы задач: задачи на узнавание и различение систем, задачи на анализ и выделение системных свойств и взаимодействий, задачи на применение закономерностей функционирования и развития систем, задачи на построение моделей систем на основе заданных системных свойств и взаимодействий, задачи на перенос моделей, построенных для одних систем, на другие системы.

3. На основе разработанной классификации построен комплекс задач способствующих формированию элементов системного мышления учащихся в курсе «Информатика и ИКТ», существенной составляющей которого являются задачи, сформулированные на естественном языке.

4. Проведена и описана опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий формирования элементов системного мышления учащихся старших классов на материале курса «Информатика и ИКТ».

5. Выполнена обработка и изложен анализ результатов исследования. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал эффективность предлагаемой технологии формирования элементов системного мышления учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение отечественных и зарубежных исследований, а также психолого-педагогической и методической литературы показало недостаточный анализ понятия «системное мышление», его структуры, базовых характеристик. Не выявлено место, роль системного мышления среди других видов мышления, Несмотря на то, что принцип единства сознания и деятельности является базовым в современных психолого-недагогических исследованиях, не выделены основные системные умения в структуре мыслительной деятельности. Отсутствует чёткая уровневая классификация для оценки системности мышления учащихся. Вместе с тем, проблема формирования элементов системного мышления в процессе обучения привлекает всё большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей, что подтверждает актуальность данного исследования.

В соответствии с целью было проведено исследование, в котором были обоснованы следующие условия формирования элементов системного мышления учащихся старших классов, на примере дисциплины «Информатика и ИКТ»:

— акцентирование внимания учащихся на содержании раздела «Моделирование и формализация» дисциплины «Информатика и ИКТ». При изложении других разделов курса «Информатика и ИКТ» желательно постоянно опираться на системные представления — излагать материал, демонстрируя системный стиль мышления;

— выявление основных системных умений в структуре мыслительной деятельности учащихся старших классов, систематическое и последовательное их формирование при изложении теоретического материала и в процессе решения задач;

— использование учащимися специально разработанного комплекса задач. При анализе, формализации и решении задач учащиеся опираются на сйстемные представления и развивают основные системные умения в структуре мыслительной деятельности;

— применение в учебном процессе специально подобранного программное обеспечение, способствующего формированию элементов системного мышления в рамках содержательной линии «Моделирование и формализация».

В ходе изучения проблемы исследования были проанализированы представления о системном мышлении в зарубежных и отечественных психолого-педагогических работах, а также рассмотрено состояние проблемы исследования в теории и практике образования. Анализ представлений о системном мышлении показал недостаточно глубокую разработку проблемы исследования как в работах зарубежных авторов, так и исследованиях отечественных учёныхвыявил недостаточную разработку методических вопросов формирования системного мышления на материале школьных дисциплин. В результате анализа было уточнено понятие системного мышления, выделены его базовые характеристики и описана структура, разработаны и обоснованы уровни и соответствующие им критерии для оценки системности мышления учащихся старших классов.

Далее была теоретически обоснована и разработана модель и технология формирования элементов системного мышления учащихся на примере курса «Информатика и ИКТ». Выполненная опытно-экспериментальная проверка и анализ результатов предлагаемой технологии формирования элементов системного мышления учащихся подтвердили возмохсность использования нашей технологии для достижения данной цели. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал эффективность предлагаемой модели и технологии формирования элементов системного мышления учащихся. В частности, сравнение динамики системности мышления с помощью критерия Ман-на-Уитни в экспериментальной и контрольной группах на протяжении эксперимента показало наличие достоверных различий (уровень значимости р < 0,01) в пользу экспериментальной группы.

Таким образом, в результате работы были получены результаты, обосновывающие и подтверждающие основные положения, выносимые на защиту.

Подводя итог проведенному теоретическому и практическому исследованию, можно сформулировать следующие выводы:

1. Формирование элементов системного мышления учащихся старших классов (на материале курса «Информатика и ИКТ») базируется на целенаправленном и поэтапном обучении школьников основным системным понятиям и развитии у них системных умений в структуре мыслительной деятельности.

2. Разработанная технология формирования элементов системного мышления, основанная на использовании комплекса задач, сформулированных, преимущественно, на естественном языке и специально подобранного программного обеспечения показала высокую эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.

3. Формирование элементов системного мышления в рамках предлагаемой технологии было результативным, вследствие опоры на системные понятия и умения в ходе анализа условий, формализации и решении учащимися задач.

Проведенное исследование позволяет наметить некоторые дальнейшие направления работы в рамках поставленной проблемы. В перспективе предметом специального изучения могут стать, например, такие вопросы как возрастная динамика процесса формирования элементов системного мышления разного уровня и выявление сензитивного периода для начала систематической работы по формированию элементов системного мышления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. , Р.Л. Искусство решения проблем Текст. / Р. Л. Акофф. М.: Мир, 1982.-220 с.
  3. , М.Б. Основы теории систем и системного анализа Текст.: Учебное пособие / М. Б. Алексеева, С. Н. Балан. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. -144 с.
  4. , Л.Г. О теоретических основаниях системного мышления Текст. / Л. Г. Антипенко // Проблемы философской методологии. М.: 1989.-С. 58−76.
  5. , Г. А. Деятельностный подход в обучении Текст. / Г. А. Атанов. -Донецк: ЕАИ-пресс, 2001.- 160 с.
  6. , В.Г. Общество : системность, познание и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  7. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  8. , Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  9. , Т.А. Некорректные задачи как средство развития культуры ма-темагического естественнонаучного мышления школьников Текст.: Ав-тореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Безусова — Тюменский государственный университет. Тюмень, 2008. — 27 с.
  10. И. Берталанфи, JT. фон. Общая теория систем: критический обзор Текст. / Л. фон Берталанфи // Исследования по общей теории систем. Сборник переводов. Общая редакция В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. — М.: «Прогресс», 1969. С. 23−82.
  11. , Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков Текст. / Г. А. Берулава. Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993.-240 с.
  12. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. /
  13. B.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  14. , С. А. Информатика: единый курс от школы до вуза Текст. /
  15. C.А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. 2002. -№ 7.-С. 2−4.
  16. , С.А. Моделирование и формализация Текст.: Методическое пособие / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. — 336 с.
  17. , B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога Текст. / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  18. , И.В. Философский принцип системности и системный подход Текст. / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Вопросы философии. 1978. — № 8. — С. 39−52.
  19. Большой психологический словарь Текст. / Под ред. Б. Г. Мещерякова,
  20. B.П. Зинченко. 3-е изд. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с.
  21. , Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации Текст. / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  22. , A.B. Мышление и прогнозирование Текст. / A.B. Брушлинский // Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996.1. C. 103−339.
  23. , A.B. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / A.B. Брушлинский // Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — С. 31−102.
  24. Бут Свини, JI. Сборник игр для развития системного мышления Текст. / JI. БутСвини, Д. Медоуз- под. ред. Г. А. Ягодина, Н. П. Тарасовой. М.: Просвещение, 2007. — 285 с.
  25. , И.А. Эмоции и мышление Текст. / И. А. Васильев, В. JI. Поплужный, О. К. Тихомиров. М.: Издательство МГУ, 1980. — 192 с.
  26. , М.Ф. Проблема стилей мышления в естествознании Текст. / М. Ф. Веденов, Ю. В. Сачков. М.: Знание, 1971.-32 с.
  27. , Б.М. Когнитивная наука : Основы психологии познания Текст.: в 2 т. Т. 2 / Б. М. Величковский. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
  28. , М. Продуктивное мышление Текст. / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987.-336 с.
  29. , A.A. Педагогика информатики Текст.: Учебное пособие / A.A. Веряев. Барнаул: Издательство БГПУ, 1998. — 477 с.
  30. , Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине Текст. / Н. Винер. М.: Советское радио, 1968. — 324 с.
  31. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / JT.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  32. , П.Я. К учению об интериоризации Текст. / П. Я. Гальперин // Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. — С. 239−252.
  33. , Р.И. Моделирование информационных систем в ходе проектной деятельности школьников Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ Р. И. Георгиева — Москва, 2007. 140 с.
  34. , Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфорд // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. -С. 433—456.
  35. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  36. , JI.A. Формирование умений информационного моделирования в процессе решения учебных задач Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI.A. Гороховцева — Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, 2004. — 173 с.
  37. , Ю.В. Мыследеятельносгная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) Текст. / Ю. В. Громыко. Минск: Технопринт, 2000. — 375 с.
  38. , K.M. Принцип нормативности в изучении и диагностировании мышления Текст. / K.M. Гуревич // Проблемы дифференциальной психологии. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 256−271.
  39. , Г. А. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления Текст. / Г. А. Гухман, М. Г. Тропшна, В. Н. Шпичко // Образование в современной школе. — 2000. № 11−12. — С. 33−35.
  40. , В.В. Виды обобщения в обучении : Логпко-психологические проблемы построения учебных предметов Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
  41. , В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  42. , Д.О. Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения физике на основе исследовательского метода Текст.: Дне.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Д. О. Данилов — Томский государственный педагогический университет. Томск, 2007. — 140 с.
  43. , Д. Логика неудачи Текст. / Д. Дернер. М.: Смысл, 1997. — 240 с.
  44. , Д.В. Развитие системности мышления у детей 6−9 лет в процессе обучения Текст.: Автореф. дне.. канд. псих, наук: 19.00.07 / Д.В. Деулип- Психологический институт Российской академии образования.-М., 2007.-31 с.
  45. , Д.В. Развитие системности умственных действий дошкольников (экспериментальное исследование) Текст. / Д. В. Деулин // Психология обучения. 2007. — № 2. — С. 88−97.
  46. , Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) Текст. / Дж. Дьюи. М.: Лабиринт, 1999. — 192 с.
  47. , О.П. Практикум по психологии личности Текст. / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2001. — 560 с.
  48. , А.П. Кибернетика. Становление информатики Текст. / А. П. Ершов. М.: Наука, 1986. — 267 с.
  49. , Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке Текст. / Б. П. Есипов. -М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
  50. , Д.М. Теория систем: Опыт построения курса Текст. / Д. М. Жилин. 4-е изд., испр. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 184 с.
  51. , O.A. Реализация принципов психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школьников Текст. / O.A. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. — 2007.-№ 1.-С. 136−144.
  52. , В.И. Методология и методы психолого-педагогпческого исследования Текст.: Учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  53. , В.И. Теория обучения: современная интерпретация Текст. / В. И. Загвязинский. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  54. , М.М. Креативная педагогическая система непрерывного формирования системного мышления и развития творческих способностей учащихся во всех звеньях образования Текст. / М. М. Зиновкина // Креативная педагогика. — M.: 1998. С. 20−27.
  55. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников Текст. / Л. Я. Зорина. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  56. , И.А. Проблемные ситуации и пути их создания па уроке Текст. / И. А. Ильницкая. -М.: Знание, 1985. 80 с.
  57. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Текст. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, C.B. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. 3-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 309 с.
  58. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Текст. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, C.B. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. 3-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 294 с.
  59. , В.М. Основы математического и инфологического моделирования в примерах Текст. / В. М. Казиев, К. В. Казиев // Информатика и образование. 2004. — № 1. — С. 39−46.
  60. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  61. , Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем Текст. / Ф. Капра — пер. с англ. под ред. В. Г. Трилиса. К.: «София» — М.: ИД «София», 2003. — 336 с.
  62. , В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспек-тивный анализ) Текст. / В. Е. Клочко. Томск: Томский государственный университет, 2005. — 174 с.
  63. , В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности Текст. / В. Е. Клочко // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 23−31.
  64. , E.H. Синергетика как новое мировидение : диалог с И. Пригожипым Текст. / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 3−20.
  65. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст.: Пособие для учителей / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1980. 191 с.
  66. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Электронный ресурс. Режим доступа http://www.lcremlin.ru/text/docs/2002/04/57 884.shtml.
  67. , Ю.К. Психология практического мышления Текст.: Монография / Ю. К. Корнилов. Ярославль, 2000. — 205 с.
  68. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ) Текст. / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 260 с.
  69. , В.Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы Текст. / В. Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 79 с.
  70. , A.A. Современный курс информатики : от элементов к системе Текст. / A.A. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. 2004. — № 1. — С. 2−9.
  71. Кузьмин, В. П, Гносеологические проблемы системности знания Текст./ В. П. Кузьмин. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  72. , Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. — М.: Педагогика, 1970. 232 с.
  73. , Ч. Основы общей дидактики Текст. / Ч. Куписевич — Перевод с польского и предисловие О. В. Долженко. М.: Высшая школа, 1986. -367 с.
  74. , С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге Текст.: Книга для учителя / С. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. — 126 с.
  75. , М.П. Методика преподавания информатики Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер — под общей ред. М. П. Лапчика. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 624 с.
  76. , B.C. Содержание образования Текст. / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1989.-360 с.
  77. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  78. , А.Н. Образ мира Текст. / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. -М.: Педагогика, 1983. С. 251−261.
  79. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Издательство Московского университета, 1981. — 584 с.
  80. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  81. , И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. М.: Высшая школа, 1974.- 125 с.
  82. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  83. , Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения Текст. /Б.Ф. Ломов // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С. 10−18.
  84. , Н.В. Информатика и ИКТ : Задачник по моделированию: 9−11 класс: Базовый уровень Текст.: Учебное пособие / Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю.Ф.Титова- Под ред. Макаровой Н.В.-СПб.: Питер, 4 2007.- 192 с.
  85. , Н.В. О подходах к определению базовых понятий раздела «Моделирование» в школьном курсе информатики Текст. / Н. В. Макарова, Ю. Ф. Титова // Информатика и образование. 2004. — № 9. — С. 2−10.
  86. , H.B. Развитие системного мышления на уроках информатики Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.bytic.ru/cue99M/ce6nkln81o.html.
  87. , C.B. Психологические механизмы мышления человека : мышление в науке и учебной деятельности Текст. /C.B. Маланов. М.: МПСИ, 2004.-480 с.
  88. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  89. , М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  90. , М.И. Принцип проблемности в обучении Текст. / М. И. Махмутов // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 30−36.
  91. , A.B. Информатика Текст.: Учебное пособие для пед. вузов / A.B. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер — под ред. Е. К. Хеннера. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2007. — 848 с.
  92. , A.B. О понятии «Информационное моделирование» Текст. / A.B. Могилев, Е. К. Хеннер // Информатика и образование. — 1997. № 8 — С. 3−7.
  93. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие Текст. / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
  94. , Р. Проблемное обучение как фактор формирования положительного отношения к учению Текст. / Р. Ничкович // Вопросы психологии. 1972. -№ 2. — С. 39−44.
  95. , И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании Текст. / И. Б. Новик. М.: Политиздат, 1975. — 144 с.
  96. , И.Б. О моделировании сложных систем Текст. / И. Б. Новик. М.: Мысль, 1965.-258 с.
  97. , И.Б. Системный стиль мышления Текст. / И. Б. Новик. М.: Знание, 1986.-64 с.
  98. О’Коннор, Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем Текст. / Дж. О’Коннор, Иан Макдермотт. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с.
  99. , Т.И. Эмпирическое и теоретическое : различие, противоположность, единство Текст. / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. № 12.— 1985. — С. 49−50. •
  100. , В. Основы проблемного обучения Текст. / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
  101. , С.М. Информатика. Развитие интеллекта школьников Текст. / С. М. Окулов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 212 с.
  102. Пак, Н. И. Компьютерное моделирование в примерах и задачах Текст.: Учебное пособие / Н. И. Пак. Красноярск: Издательство КГТГУ, 1994. -120 с.
  103. Пак, Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации Текст.: Монография / Н. И. Пак. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. — 224 с.
  104. , В.Ф. Школа учит мыслить Текст.: Пособие для учителей / В. Ф. Паламарчук. М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
  105. , Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении Текст.: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. М.: АРКТИ, 2003. — 110 с.
  106. , В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления Текст. / В. В. Петухов // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1984.-№ 4. — С. 13−20.
  107. , Ж. Психология интеллекта Текст. / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 2003.- 191 с.
  108. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст.: Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  109. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркипа, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
  110. , Н.И. Диагностика системного мышления детей 6−9 лет Текст. / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина // Психологическая наука и образование. 1996. — № 1. — С. 82−89.
  111. , H.H. Формирование мыслительных операций у старшеклассников Текст. / H.H. Поспелов, И. Н. Поспелов. М: Педагогика, 1989. -189 с.
  112. Психологическая диагностика: учебник для вузов Текст. / Под ред. М. К. Акимовой, K.M. Гуревича. СПб.: Питер, 2003. — 652 с.
  113. Психологический- словарь Текст. / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  114. , И.И. Изучение моделирования и формализации в школьном курсе информатики как компонентов научных основ информационных технологий Текст. / И. И. Раскина // Информатика и образование. 2004. — № 7. -С. 109−112.
  115. , З.А. Психологическая теория деятельности и деятельностный подход к обучению Текст. / З. А. Решетова // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. A.A. Леонтьева. — М.: Смысл, 2006.-С. 242−250.
  116. , C.JI. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком, 1998. 668 с.
  117. , И.Г. Информационные системы и модели: Элективный курс Текст.: Методическое пособие / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 71 с.
  118. , З.В. Использование задач по информатике для развития продуктивного мышления обучаемых Текст. /З.В. Семенова, И. В. Кирьянова // Информатика и образование. 2006. — № 10. — С. 14−20.
  119. , Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения Текст.: Учебное пособие / Ю. В. Сенько. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 102 с.
  120. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю) Текст. / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  121. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  122. , Э.Г. Стиль мышления как стратегия решения задач с использованием компьютера Текст. / Э. Г. Скибицкий, О. В. Шкабура // Информатика и образование. 2000. — № 10.-С. 11−18.
  123. , С.Д. Мир образов и образ мира Текст. / С. Д. Смирнов // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 1981. — № 3. — С. 15−29.
  124. Советов, Б. Я, Моделирование систем Текст. / Б .Я. Советов, С. А. Яковлев. М.: Высшая школа, 2007. — 343 с.
  125. , Ю.В. Система задач как дидактическое средство развития культуры мышления обучаемых Текст.: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Соловьева — Пермский государственный педагогический университет. Пермь, 2006. — 22 с.
  126. , Н.В. Формирование системного мышления у учащихся младших классов Электронный ресурс. Режим доступа www.bytic.ru/cue/2000/sl/5.htm.
  127. , В.Н. Основы системного анализа Текст.: Учеб. пособие / B. PL Спицнадель. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. — 326 с.
  128. , О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах Текст. / О. Б. Ставрова. М.: Интеллект-Центр, 2006. — 96 с.
  129. Стандарт среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень. Профильный уровень Текст. // Информатика и образование. 2004. — № 4. — С. 18−35.
  130. , B.C. Теоретическое знание Текст. / B.C. Степин. М.: УРСС, 2003.-744 с.
  131. , Р. Практический интеллект Текст. / Р. Стернберг. -СПб.: Питер, 2002. 272 с.
  132. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / И. Ф. Талызина. М.: Издательство МГУ, 1984. — 344 с.
  133. , Б.М. Ум полководца Текст. / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. — С. 252−344.
  134. Терский, H. JL Теоретическое мышление и его проникновение в дидактику и школу Текст.: учебное пособие / Н. Л. Терский. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет, 1990. — 137 с.
  135. , O.K. Структура мыслительной деятельности (опыт теоретического и экспериментального исследования) Текст. / O.K. Тихомиров. — М.: Издательство МГУ, 1969. 304 с.
  136. , O.K. Психология мышления Текст.: Учебное пособие для вузов / O.K. Тихомиров. М.: Издательство МГУ, 1984. — 270 с.
  137. , O.K. Язык программирования и развитие творческого мышления Текст. / O.K. Тихомиров, Н. Ю. Повякель // Вестник высшей школы. -1990.-№ 8.-С. 47−51.
  138. , В.К. Роскошь системного мышления: руководство-практикум по развитию мышления Текст. / В. К. Толкачев. — СПб.: Центр практической психологии «Эмпатия», 1999. 348 с.
  139. , Ж.Т. Диалектика и стиль научного мышления Текст. / Ж. Т. Туленов. Ташкент: Узбекистан, 1985. — 276 с.
  140. , Н.Д. Исследование информационных моделей : Элективный курс Текст.: Учебное пособие / Н. Д. Угринович. — 2-е изд.", испр., дон. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 200 с.
  141. , Л.И. Системный подход и общая теория систем Текст. / А. И. Уемов. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  142. Учебно-методический комплекс «Компьютерное моделирование» Электронный ресурс. — Режим доступа http://infon"natika.kspu.ru/mproj/umkmodeling.
  143. , А.Е. Ум практика: от проблемы к плану, от плана к действию Текст.: Учебно-методическое пособие к спецкурсу / А. Е. Фомин. Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского, 2007. — 185 с.
  144. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной — НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1987. 184 с.
  145. Формирование системного мышления в обучении Текст.: Учебное пособие / Под ред. З. А-. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 344 с.
  146. , А.Я. О методологии моделирования Текст. / А. Я. Фридланд, И. А. Фридланд // Педагогическая информатика. 2004. — № 3. — С. 96−102.
  147. , Е.К. Курс «Математическое моделирование» Текст. / Е. К. Хеннер, А. П. Шестаков // Информатика и образование. 1996. — № 4.-С. 17−23.
  148. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  149. , A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения Текст.: Пособие для учителя / A.B. Хуторской. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
  150. , Т.С. Педагогические основы использования метода проектов в условиях информационного общества Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.С. Цыбикова- Бурятский государственный университет. Улан-Удэ, 2001. — 18 с.
  151. , В.В. Необходимость и возможность формирования системного стиля мышления в средней общеобразовательной школе Электронный ресурс. -Режим доступа http://www.ito.Su/1995/a/chernik.html.
  152. , М.А. Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения Текст. / М. А. Чошанов // Директор школы. — 1999. — № 4. — С. 65−72.
  153. , М.А. Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения Текст. / М. А. Чошанов // Директор школы. 1999. — № 5. — С. 75−78.
  154. , Е.В. Особенности моделирования в учебной деятельности подростка Текст. /Е.В. Чудинова // Вопросы психологии. 2005. — № 4. — С. 107−117.
  155. , В.К. Формирование быстрой мысли: Психологические механизмы «непосредственного» понимания объектов Текст. / В. К. Шабельников. Алма-Ата: Мектеп, 1982. — 210 с.
  156. , В.Д. Интеллектуальные операции Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2006.- 108 с.
  157. , A.C. Рефлексивный подход в обучении информатике Текст.: Монография / A.C. Шаров, Д. А. Шаров. Омск: Издательство ОмГПУ, 2007. -202 с.
  158. , В.А. Роль моделей в познании Текст. / В. А. Штофф. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1963. — 213 с.
  159. , Г. П. Процессы и структуры в мышлении Текст. / Г. П. Щедровицкий. М.: Путь, 2003. — 320 с.
  160. , Д.Б. О структуре учебной деятельности Текст. / Д.Б. Эльконин// Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  161. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-391 с.
  162. Argyris, С. Teaching smart people how to learn Text. / C. Argyris // Harvard Business Revue. 1991, May-June. — P. 99−109.
  163. Baker, J. Systems Thinking and Counterinsurgencies Text. / J. Baker // US Army War College. 2006. — Vol. 36, № 4. — P. 26−43.
  164. Barton, J. Analysis, Synthesis, Systems Thinking and the Scientific Method: Rediscovering the Importance of Open Systems Text. / J. Barton, T. Haslett // Systems Research and Behavioral Science. 2007. — № 24. — P. 143−155.
  165. Bierema, L.L. Systems Thinking: A new Lens for Old Problems Text. / L.L. Bierema // Journal of Continuing Education in the Health Professions. — 2003. Vol. 23, Spring, Supplement. — P. 27−33.
  166. Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain Text. / B.S. Bloom. — New York: Longmans Green, 1956. 207 p.
  167. Cavaleri, S.A. Systems Thinking for Knowledge Text. / S.A. Cavaleri // Journal of General Evolution. 2005. — Vol. 61, № 5. — P. 378−396.
  168. Fordyce, D. The Development of Systems Thinking in Engineering Education: an interdisciplinary model Text. / D. Fordyce // European Journal of Engineering Education. 1988. — Vol. 13, № 3.-P. 283−292.
  169. Frank, M. Engineering Systems Thinking and Systems Thinking Text. / M. Frank // Systems Engineering. 2000. — Vol. 3, № 3. — P. 163−168.
  170. Holger, A. Enhancing System Thinking in Education Using System Dynamics Text. / A. Holger // SIMULATION. 2006. — Vol. 82, № 11, — P. 795−806.
  171. Jackson, M.C. Systems thinking: creative holism for managers Text. / M.C. Jackson. Chichester: John Wiley and Sons Ltd., 2003. — 376 p.
  172. Laporta, J. Systems Thinking: when engineering education calls itself into question Text. / J. Laporta // European Journal of Engineering Education. 1988. -Vol. 13, № 3.- P. 293−306.
  173. Maani, K.E. Links between systems thinking and complex decision making Text. / K.E. Maani, V. Maharaj // System Dynamics Review. 2004. — Vol. 20, № l.-P. 21−48.
  174. Nehdi, M. Raising the Bar for Civil Engineering Education: Systems Thinking Approach Text. / M. Nehdi, R. Rehan // Journal of Professional Issues in Engineering Education & Practice. 2007. — Vol. 133, № 2. — P. 116−125.
  175. Rosenthal, A.T. Teaching systems thinking and practice through environmental art Text. / A.T. Rosenthal // Ethics & the Environment. 2003. — Vol. 8, № 1. -P. 153−168.
  176. Sarkikoski, T. Re-orientation in Systems Thinking? Some remarks on the methodological and ideological traits of technological reproduction Text. / T. Sarkikoski // European Journal of Engineering Education. 1988. — Vol. 13, № 3. — P. 341−349.
  177. Senge, P. The fifth discipline: The art and practice of the learning organization Text. / P. Senge. New York: Random House Business Books. — 1993. -432 p.
  178. Thornton, B. Systems Thinking A Skill to Improve Student Achievement Text. / B. Thornton, G.' Peltier, G. Perreault // Clearing House. 2004. — Vol. 77, № 5.-P. 222−227.
  179. Waldman, J.D. Thinking Systems Need Systems Thinking Text. / J.D. Waldman // Systems Research and Behavioral Science. 2007. — № 24. -P. 271−284.
Заполнить форму текущей работой