Педагогические условия формирования элементов системного мышления учащихся старших классов
Диссертация
Выбор возрастной категории — учащихся старших классов обусловлен тем, что школьники данного возраста уже обладают достаточно высоким уровнем развития словесно-логического мышления, необходимым для усвоения абстрактных системных понятий и категорий, в этом возрасте интенсивно совершенствуется теоретическое мышление, обеспечивающее возможность формирования теоретических представлений о системах (Ж… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Методологические предпосылки развития системного мышления учащихся
- 1. 1. Представления о системном мышлении и подходы к его исследованию
- 1. 2. Развитие и методологические предпосылки формирования системного мышления
- 1. 3. Модель формирования элементов системного мышления учащихся старших классов на материале курса «Информатика и ИКТ»
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
- ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по оценке эффективности модели и технологии формирования элементов системного мышления учащихся старших классов в курсе «Информатика и ИКТ»
- 2. 1. Технология формирования элементов системного мышления учащихся старших классов в курсе «Информатика и ИКТ»
- 2. 2. Организация педагогического эксперимента и содержание опытно-экспериментальной работы
- 2. 3. Обработка и анализ экспериментальных результатов исследования
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Список литературы
- Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Акофф, Р.Л. Искусство решения проблем Текст. / Р. Л. Акофф. М.: Мир, 1982.-220 с.
- Алексеева, М.Б. Основы теории систем и системного анализа Текст.: Учебное пособие / М. Б. Алексеева, С. Н. Балан. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. -144 с.
- Антипенко, Л.Г. О теоретических основаниях системного мышления Текст. / Л. Г. Антипенко // Проблемы философской методологии. М.: 1989.-С. 58−76.
- Атанов, Г. А. Деятельностный подход в обучении Текст. / Г. А. Атанов. -Донецк: ЕАИ-пресс, 2001.- 160 с.
- Афанасьев, В.Г. Общество : системность, познание и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Безусова, Т.А. Некорректные задачи как средство развития культуры ма-темагического естественнонаучного мышления школьников Текст.: Ав-тореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Безусова — Тюменский государственный университет. Тюмень, 2008. — 27 с.
- И. Берталанфи, JT. фон. Общая теория систем: критический обзор Текст. / Л. фон Берталанфи // Исследования по общей теории систем. Сборник переводов. Общая редакция В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. — М.: «Прогресс», 1969. С. 23−82.
- Берулава, Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков Текст. / Г. А. Берулава. Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993.-240 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. /
- B.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Бешенков, С. А. Информатика: единый курс от школы до вуза Текст. /
- C.А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. 2002. -№ 7.-С. 2−4.
- Бешенков, С.А. Моделирование и формализация Текст.: Методическое пособие / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. — 336 с.
- Библер, B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога Текст. / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
- Блауберг, И.В. Философский принцип системности и системный подход Текст. / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Вопросы философии. 1978. — № 8. — С. 39−52.
- Большой психологический словарь Текст. / Под ред. Б. Г. Мещерякова,
- B.П. Зинченко. 3-е изд. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с.
- Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации Текст. / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Брушлинский, A.B. Мышление и прогнозирование Текст. / A.B. Брушлинский // Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996.1. C. 103−339.
- Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / A.B. Брушлинский // Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — С. 31−102.
- Бут Свини, JI. Сборник игр для развития системного мышления Текст. / JI. БутСвини, Д. Медоуз- под. ред. Г. А. Ягодина, Н. П. Тарасовой. М.: Просвещение, 2007. — 285 с.
- Васильев, И.А. Эмоции и мышление Текст. / И. А. Васильев, В. JI. Поплужный, О. К. Тихомиров. М.: Издательство МГУ, 1980. — 192 с.
- Веденов, М.Ф. Проблема стилей мышления в естествознании Текст. / М. Ф. Веденов, Ю. В. Сачков. М.: Знание, 1971.-32 с.
- Величковский, Б.М. Когнитивная наука : Основы психологии познания Текст.: в 2 т. Т. 2 / Б. М. Величковский. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
- Вертгеймер, М. Продуктивное мышление Текст. / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987.-336 с.
- Веряев, A.A. Педагогика информатики Текст.: Учебное пособие / A.A. Веряев. Барнаул: Издательство БГПУ, 1998. — 477 с.
- Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине Текст. / Н. Винер. М.: Советское радио, 1968. — 324 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. / JT.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
- Гальперин, П.Я. К учению об интериоризации Текст. / П. Я. Гальперин // Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. — С. 239−252.
- Георгиева, Р.И. Моделирование информационных систем в ходе проектной деятельности школьников Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ Р. И. Георгиева — Москва, 2007. 140 с.
- Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфорд // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. -С. 433—456.
- Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Гороховцева, JI.A. Формирование умений информационного моделирования в процессе решения учебных задач Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI.A. Гороховцева — Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, 2004. — 173 с.
- Громыко, Ю.В. Мыследеятельносгная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) Текст. / Ю. В. Громыко. Минск: Технопринт, 2000. — 375 с.
- Гуревич, K.M. Принцип нормативности в изучении и диагностировании мышления Текст. / K.M. Гуревич // Проблемы дифференциальной психологии. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. С. 256−271.
- Гухман, Г. А. Проектно-проблемный подход в формировании творческого мышления Текст. / Г. А. Гухман, М. Г. Тропшна, В. Н. Шпичко // Образование в современной школе. — 2000. № 11−12. — С. 33−35.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении : Логпко-психологические проблемы построения учебных предметов Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 480 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
- Данилов, Д.О. Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения физике на основе исследовательского метода Текст.: Дне.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Д. О. Данилов — Томский государственный педагогический университет. Томск, 2007. — 140 с.
- Дернср, Д. Логика неудачи Текст. / Д. Дернер. М.: Смысл, 1997. — 240 с.
- Деулин, Д.В. Развитие системности мышления у детей 6−9 лет в процессе обучения Текст.: Автореф. дне.. канд. псих, наук: 19.00.07 / Д.В. Деулип- Психологический институт Российской академии образования.-М., 2007.-31 с.
- Деулин, Д.В. Развитие системности умственных действий дошкольников (экспериментальное исследование) Текст. / Д. В. Деулин // Психология обучения. 2007. — № 2. — С. 88−97.
- Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) Текст. / Дж. Дьюи. М.: Лабиринт, 1999. — 192 с.
- Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности Текст. / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2001. — 560 с.
- Ершов, А.П. Кибернетика. Становление информатики Текст. / А. П. Ершов. М.: Наука, 1986. — 267 с.
- Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке Текст. / Б. П. Есипов. -М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
- Жилин, Д.М. Теория систем: Опыт построения курса Текст. / Д. М. Жилин. 4-е изд., испр. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 184 с.
- Жильцова, O.A. Реализация принципов психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева в естественнонаучном образовании школьников Текст. / O.A. Жильцова, Ю. А. Самоненко // Вопросы психологии. — 2007.-№ 1.-С. 136−144.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогпческого исследования Текст.: Учебное пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация Текст. / В. И. Загвязинский. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
- Зиновкина, М.М. Креативная педагогическая система непрерывного формирования системного мышления и развития творческих способностей учащихся во всех звеньях образования Текст. / М. М. Зиновкина // Креативная педагогика. — M.: 1998. С. 20−27.
- Зорина, Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников Текст. / Л. Я. Зорина. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
- Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания па уроке Текст. / И. А. Ильницкая. -М.: Знание, 1985. 80 с.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Текст. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, C.B. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 1. 3-е изд., испр. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 309 с.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Текст. / Л. А. Залогова, М. А. Плаксин, C.B. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том 2. 3-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 294 с.
- Казиев, В.М. Основы математического и инфологического моделирования в примерах Текст. / В. М. Казиев, К. В. Казиев // Информатика и образование. 2004. — № 1. — С. 39−46.
- Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Капра, Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем Текст. / Ф. Капра — пер. с англ. под ред. В. Г. Трилиса. К.: «София» — М.: ИД «София», 2003. — 336 с.
- Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспек-тивный анализ) Текст. / В. Е. Клочко. Томск: Томский государственный университет, 2005. — 174 с.
- Клочко, В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности Текст. / В. Е. Клочко // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 23−31.
- Князева, E.H. Синергетика как новое мировидение : диалог с И. Пригожипым Текст. / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 3−20.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст.: Пособие для учителей / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1980. 191 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Электронный ресурс. Режим доступа http://www.lcremlin.ru/text/docs/2002/04/57 884.shtml.
- Корнилов, Ю.К. Психология практического мышления Текст.: Монография / Ю. К. Корнилов. Ярославль, 2000. — 205 с.
- Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ) Текст. / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 260 с.
- Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы Текст. / В. Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 79 с.
- Кузнецов, A.A. Современный курс информатики : от элементов к системе Текст. / A.A. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. 2004. — № 1. — С. 2−9.
- Кузьмин, В. П, Гносеологические проблемы системности знания Текст./ В. П. Кузьмин. М.: Знание, 1983. — 64 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. — М.: Педагогика, 1970. 232 с.
- Куписевич, Ч. Основы общей дидактики Текст. / Ч. Куписевич — Перевод с польского и предисловие О. В. Долженко. М.: Высшая школа, 1986. -367 с.
- Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге Текст.: Книга для учителя / С. Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989. — 126 с.
- Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер — под общей ред. М. П. Лапчика. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 624 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования Текст. / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1989.-360 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Образ мира Текст. / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. -М.: Педагогика, 1983. С. 251−261.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Издательство Московского университета, 1981. — 584 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лернер, И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. М.: Высшая школа, 1974.- 125 с.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Ломов, Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения Текст. /Б.Ф. Ломов // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С. 10−18.
- Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ : Задачник по моделированию: 9−11 класс: Базовый уровень Текст.: Учебное пособие / Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю.Ф.Титова- Под ред. Макаровой Н.В.-СПб.: Питер, 4 2007.- 192 с.
- Макарова, Н.В. О подходах к определению базовых понятий раздела «Моделирование» в школьном курсе информатики Текст. / Н. В. Макарова, Ю. Ф. Титова // Информатика и образование. 2004. — № 9. — С. 2−10.
- Макарова, H.B. Развитие системного мышления на уроках информатики Электронный ресурс. — Режим доступа http://www.bytic.ru/cue99M/ce6nkln81o.html.
- Маланов, C.B. Психологические механизмы мышления человека : мышление в науке и учебной деятельности Текст. /C.B. Маланов. М.: МПСИ, 2004.-480 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Махмутов, М.И. Принцип проблемности в обучении Текст. / М. И. Махмутов // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 30−36.
- Могилев, A.B. Информатика Текст.: Учебное пособие для пед. вузов / A.B. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер — под ред. Е. К. Хеннера. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2007. — 848 с.
- Могилев, A.B. О понятии «Информационное моделирование» Текст. / A.B. Могилев, Е. К. Хеннер // Информатика и образование. — 1997. № 8 — С. 3−7.
- Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие Текст. / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
- Ничкович, Р. Проблемное обучение как фактор формирования положительного отношения к учению Текст. / Р. Ничкович // Вопросы психологии. 1972. -№ 2. — С. 39−44.
- Новик, И.Б. Вопросы стиля мышления в естествознании Текст. / И. Б. Новик. М.: Политиздат, 1975. — 144 с.
- Новик, И.Б. О моделировании сложных систем Текст. / И. Б. Новик. М.: Мысль, 1965.-258 с.
- Новик, И.Б. Системный стиль мышления Текст. / И. Б. Новик. М.: Знание, 1986.-64 с.
- О’Коннор, Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем Текст. / Дж. О’Коннор, Иан Макдермотт. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с.
- Ойзермаи, Т.И. Эмпирическое и теоретическое : различие, противоположность, единство Текст. / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. № 12.— 1985. — С. 49−50. •
- Оконь, В. Основы проблемного обучения Текст. / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
- Окулов, С.М. Информатика. Развитие интеллекта школьников Текст. / С. М. Окулов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 212 с.
- Пак, Н. И. Компьютерное моделирование в примерах и задачах Текст.: Учебное пособие / Н. И. Пак. Красноярск: Издательство КГТГУ, 1994. -120 с.
- Пак, Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации Текст.: Монография / Н. И. Пак. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. — 224 с.
- Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить Текст.: Пособие для учителей / В. Ф. Паламарчук. М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
- Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении Текст.: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. М.: АРКТИ, 2003. — 110 с.
- Петухов, В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления Текст. / В. В. Петухов // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1984.-№ 4. — С. 13−20.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта Текст. / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 2003.- 191 с.
- Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст.: Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркипа, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 224 с.
- Поливанова, Н.И. Диагностика системного мышления детей 6−9 лет Текст. / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина // Психологическая наука и образование. 1996. — № 1. — С. 82−89.
- Поспелов, H.H. Формирование мыслительных операций у старшеклассников Текст. / H.H. Поспелов, И. Н. Поспелов. М: Педагогика, 1989. -189 с.
- Психологическая диагностика: учебник для вузов Текст. / Под ред. М. К. Акимовой, K.M. Гуревича. СПб.: Питер, 2003. — 652 с.
- Психологический- словарь Текст. / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Раскина, И.И. Изучение моделирования и формализации в школьном курсе информатики как компонентов научных основ информационных технологий Текст. / И. И. Раскина // Информатика и образование. 2004. — № 7. -С. 109−112.
- Решетова, З.А. Психологическая теория деятельности и деятельностный подход к обучению Текст. / З. А. Решетова // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. A.A. Леонтьева. — М.: Смысл, 2006.-С. 242−250.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком, 1998. 668 с.
- Семакин, И.Г. Информационные системы и модели: Элективный курс Текст.: Методическое пособие / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 71 с.
- Семенова, З.В. Использование задач по информатике для развития продуктивного мышления обучаемых Текст. /З.В. Семенова, И. В. Кирьянова // Информатика и образование. 2006. — № 10. — С. 14−20.
- Сенько, Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения Текст.: Учебное пособие / Ю. В. Сенько. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 102 с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю) Текст. / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 1986. 150 с.
- Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
- Скибицкий, Э.Г. Стиль мышления как стратегия решения задач с использованием компьютера Текст. / Э. Г. Скибицкий, О. В. Шкабура // Информатика и образование. 2000. — № 10.-С. 11−18.
- Смирнов, С.Д. Мир образов и образ мира Текст. / С. Д. Смирнов // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 1981. — № 3. — С. 15−29.
- Советов, Б. Я, Моделирование систем Текст. / Б .Я. Советов, С. А. Яковлев. М.: Высшая школа, 2007. — 343 с.
- Соловьева, Ю.В. Система задач как дидактическое средство развития культуры мышления обучаемых Текст.: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Соловьева — Пермский государственный педагогический университет. Пермь, 2006. — 22 с.
- Софронова, Н.В. Формирование системного мышления у учащихся младших классов Электронный ресурс. Режим доступа www.bytic.ru/cue/2000/sl/5.htm.
- Спицнадель, В.Н. Основы системного анализа Текст.: Учеб. пособие / B. PL Спицнадель. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. — 326 с.
- Ставрова, О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах Текст. / О. Б. Ставрова. М.: Интеллект-Центр, 2006. — 96 с.
- Стандарт среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень. Профильный уровень Текст. // Информатика и образование. 2004. — № 4. — С. 18−35.
- Степин, B.C. Теоретическое знание Текст. / B.C. Степин. М.: УРСС, 2003.-744 с.
- Стернберг, Р. Практический интеллект Текст. / Р. Стернберг. -СПб.: Питер, 2002. 272 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / И. Ф. Талызина. М.: Издательство МГУ, 1984. — 344 с.
- Теплов, Б.М. Ум полководца Текст. / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. — С. 252−344.
- Терский, H. JL Теоретическое мышление и его проникновение в дидактику и школу Текст.: учебное пособие / Н. Л. Терский. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет, 1990. — 137 с.
- Тихомиров, O.K. Структура мыслительной деятельности (опыт теоретического и экспериментального исследования) Текст. / O.K. Тихомиров. — М.: Издательство МГУ, 1969. 304 с.
- Тихомиров, O.K. Психология мышления Текст.: Учебное пособие для вузов / O.K. Тихомиров. М.: Издательство МГУ, 1984. — 270 с.
- Тихомиров, O.K. Язык программирования и развитие творческого мышления Текст. / O.K. Тихомиров, Н. Ю. Повякель // Вестник высшей школы. -1990.-№ 8.-С. 47−51.
- Толкачев, В.К. Роскошь системного мышления: руководство-практикум по развитию мышления Текст. / В. К. Толкачев. — СПб.: Центр практической психологии «Эмпатия», 1999. 348 с.
- Туленов, Ж.Т. Диалектика и стиль научного мышления Текст. / Ж. Т. Туленов. Ташкент: Узбекистан, 1985. — 276 с.
- Угринович, Н.Д. Исследование информационных моделей : Элективный курс Текст.: Учебное пособие / Н. Д. Угринович. — 2-е изд.", испр., дон. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 200 с.
- Уемов, Л.И. Системный подход и общая теория систем Текст. / А. И. Уемов. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
- Учебно-методический комплекс «Компьютерное моделирование» Электронный ресурс. — Режим доступа http://infon"natika.kspu.ru/mproj/umkmodeling.
- Фомин, А.Е. Ум практика: от проблемы к плану, от плана к действию Текст.: Учебно-методическое пособие к спецкурсу / А. Е. Фомин. Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского, 2007. — 185 с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту Текст. / Под ред. И. В. Дубровиной — НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1987. 184 с.
- Формирование системного мышления в обучении Текст.: Учебное пособие / Под ред. З. А-. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 344 с.
- Фридланд, А.Я. О методологии моделирования Текст. / А. Я. Фридланд, И. А. Фридланд // Педагогическая информатика. 2004. — № 3. — С. 96−102.
- Хеннер, Е.К. Курс «Математическое моделирование» Текст. / Е. К. Хеннер, А. П. Шестаков // Информатика и образование. 1996. — № 4.-С. 17−23.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Хуторской, A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения Текст.: Пособие для учителя / A.B. Хуторской. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
- Цыбикова, Т.С. Педагогические основы использования метода проектов в условиях информационного общества Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.С. Цыбикова- Бурятский государственный университет. Улан-Удэ, 2001. — 18 с.
- Черников, В.В. Необходимость и возможность формирования системного стиля мышления в средней общеобразовательной школе Электронный ресурс. -Режим доступа http://www.ito.Su/1995/a/chernik.html.
- Чошанов, М.А. Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения Текст. / М. А. Чошанов // Директор школы. — 1999. — № 4. — С. 65−72.
- Чошанов, М.А. Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения Текст. / М. А. Чошанов // Директор школы. 1999. — № 5. — С. 75−78.
- Чудинова, Е.В. Особенности моделирования в учебной деятельности подростка Текст. /Е.В. Чудинова // Вопросы психологии. 2005. — № 4. — С. 107−117.
- Шабельников, В.К. Формирование быстрой мысли: Психологические механизмы «непосредственного» понимания объектов Текст. / В. К. Шабельников. Алма-Ата: Мектеп, 1982. — 210 с.
- Шадриков, В.Д. Интеллектуальные операции Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2006.- 108 с.
- Шаров, A.C. Рефлексивный подход в обучении информатике Текст.: Монография / A.C. Шаров, Д. А. Шаров. Омск: Издательство ОмГПУ, 2007. -202 с.
- Штофф, В.А. Роль моделей в познании Текст. / В. А. Штофф. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1963. — 213 с.
- Щедровицкий, Г. П. Процессы и структуры в мышлении Текст. / Г. П. Щедровицкий. М.: Путь, 2003. — 320 с.
- Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности Текст. / Д.Б. Эльконин// Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-391 с.
- Argyris, С. Teaching smart people how to learn Text. / C. Argyris // Harvard Business Revue. 1991, May-June. — P. 99−109.
- Baker, J. Systems Thinking and Counterinsurgencies Text. / J. Baker // US Army War College. 2006. — Vol. 36, № 4. — P. 26−43.
- Barton, J. Analysis, Synthesis, Systems Thinking and the Scientific Method: Rediscovering the Importance of Open Systems Text. / J. Barton, T. Haslett // Systems Research and Behavioral Science. 2007. — № 24. — P. 143−155.
- Bierema, L.L. Systems Thinking: A new Lens for Old Problems Text. / L.L. Bierema // Journal of Continuing Education in the Health Professions. — 2003. Vol. 23, Spring, Supplement. — P. 27−33.
- Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain Text. / B.S. Bloom. — New York: Longmans Green, 1956. 207 p.
- Cavaleri, S.A. Systems Thinking for Knowledge Text. / S.A. Cavaleri // Journal of General Evolution. 2005. — Vol. 61, № 5. — P. 378−396.
- Fordyce, D. The Development of Systems Thinking in Engineering Education: an interdisciplinary model Text. / D. Fordyce // European Journal of Engineering Education. 1988. — Vol. 13, № 3.-P. 283−292.
- Frank, M. Engineering Systems Thinking and Systems Thinking Text. / M. Frank // Systems Engineering. 2000. — Vol. 3, № 3. — P. 163−168.
- Holger, A. Enhancing System Thinking in Education Using System Dynamics Text. / A. Holger // SIMULATION. 2006. — Vol. 82, № 11, — P. 795−806.
- Jackson, M.C. Systems thinking: creative holism for managers Text. / M.C. Jackson. Chichester: John Wiley and Sons Ltd., 2003. — 376 p.
- Laporta, J. Systems Thinking: when engineering education calls itself into question Text. / J. Laporta // European Journal of Engineering Education. 1988. -Vol. 13, № 3.- P. 293−306.
- Maani, K.E. Links between systems thinking and complex decision making Text. / K.E. Maani, V. Maharaj // System Dynamics Review. 2004. — Vol. 20, № l.-P. 21−48.
- Nehdi, M. Raising the Bar for Civil Engineering Education: Systems Thinking Approach Text. / M. Nehdi, R. Rehan // Journal of Professional Issues in Engineering Education & Practice. 2007. — Vol. 133, № 2. — P. 116−125.
- Rosenthal, A.T. Teaching systems thinking and practice through environmental art Text. / A.T. Rosenthal // Ethics & the Environment. 2003. — Vol. 8, № 1. -P. 153−168.
- Sarkikoski, T. Re-orientation in Systems Thinking? Some remarks on the methodological and ideological traits of technological reproduction Text. / T. Sarkikoski // European Journal of Engineering Education. 1988. — Vol. 13, № 3. — P. 341−349.
- Senge, P. The fifth discipline: The art and practice of the learning organization Text. / P. Senge. New York: Random House Business Books. — 1993. -432 p.
- Thornton, B. Systems Thinking A Skill to Improve Student Achievement Text. / B. Thornton, G.' Peltier, G. Perreault // Clearing House. 2004. — Vol. 77, № 5.-P. 222−227.
- Waldman, J.D. Thinking Systems Need Systems Thinking Text. / J.D. Waldman // Systems Research and Behavioral Science. 2007. — № 24. -P. 271−284.