Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гуманистическая концепция образования Михаила Пселла: Опыт историко-педагогического анализа энхиридия «Обозрение законов»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наследие Михаила Пселла, насчитывающее около 225 трудов, изучено очень неравномерно. Наиболее исследованы философские взгляды Михаила Пселла (Л. Бенакис, В. Вальденберг, Я. Галяшкин, Ж. Гросдидье де Матон, Д. Дакурас, Дж. Деннис, В. Иванка, П. Иоанну, Г. Карахолис, К. Прехтер, А. Рамбо, В. Ризе, Б. Татакис, Г. Тернер, С. Эббесен, А. Ян), богословские сочинения (архимандрит Амвросий, П. В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историко-педагогическая проблематика исследования энхиридия Михаила Пселла «Обозрение законов»
    • 1. 1. Проблема поиска нового педагогического знания в культурном наследии Византии XI в
    • 1. 2. Историко-педагогические основы анализа информативного материала в энхиридии Михаила Пселла «Обозрение законов»
      • 1. 2. 1. Сущность историко-педагогического анализа
      • 1. 2. 2. Историко-педагогические методы анализа инвариантной информации
      • 1. 2. 3. Разновидности имплицитной информации в историко-педагогич?Ских текстах
      • 1. 2. 4. Криптоэвристический метод выявления и осмысления # имплицитного информативного материала в историко-педагогическом исследовании
      • 1. 2. 5. Модель историко-педагогического анализа гуманистической концепции образования Михаила Пселла
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Моделирование гуманистической концепции образования Михаила Пселла (на основе энхиридия «Обозрение законов»)
    • 2. 1. Преобразование энхиридия Михаила Пселла «Обозрение законов» в источник педагогического знания
      • 2. 1. 1. О времени написания «Обозрения законов» на основе возрастного подхода)
      • 2. 1. 2. Архитектоника энхиридия «Обозрение законов»
  • Михаила Пселла
    • 2. 1. 3. Педагогическая специфика энхиридия «Обозрение законов»
    • 2. 2. Сущность педагогической модели образования Михаила
  • Пселла
    • 2. 2. 1. Цель в педагогической модели Михаила Пселла
    • 2. 2. 2. Принципы в педагогической модели Михаила Пселла
    • 2. 2. 3. Содержание образования в педагогической модели Михаила Пселла
    • 2. 2. 4. Педагогические приемы дидактической модели Михаила Пселла
    • 2. 2. 5. Средства обучения и воспитания
    • 2. 2. 6. Формы обучения и воспитания
    • 2. 3. Своеобразие концептуальных взглядов Михаила Пселла на основе анализа имплицитной информации энхиридия «Обозрение законов»
    • 2. 3. 1. Педагогическая позиция Михаила Пселла (на основе анализа диатриб)
    • 2. 3. 2. Михаил Пселл о качествах законодателя-реформатора
    • 2. 3. 3. Михаил Пселл о формировании гражданского сознания будущего императора
    • 2. 3. 4. Нравственное воспитание на основе норм права
    • 2. 3. 5. Воспитание христианского мировосприятия на основе «Декалога»
    • 2. 3. 6. Филактерическая направленность педагогической концепции Михаила Пселла
  • Выводы по второй главе

Гуманистическая концепция образования Михаила Пселла: Опыт историко-педагогического анализа энхиридия «Обозрение законов» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ. Современная гуманистическая педагогика изменяет подходы к эвристике различных концепций образования прошлых эпох. До сих пор при изучении педагогических взглядов предшествующих исторических эпох исследователи ограничивались только анализом эксплицитной информации, что не позволяло в полной мере раскрыть педагогические концепции прошлого. Для освоения педагогического наследия Средневековья в целях гуманизации современного образования необходимо акцентировать внимание, на имплицитной информации. Выявление подобного источникового материала помогает полнее воссоздать педагогические модели, их сущность и своеобразие.

С этой целью нами было предпринято изучение педагогического источника — энхиридия* «Обозрение законов» («Ztivovj/ictcgv vojigov»), который принадлежит одному из ведущих мыслителей Византии XI в. Михаилу Пселлу (1018—1078 гг.) и был предназначен для обучения и воспитания Михаила — наследника византийского престола, старшего сына императора Константина X Дуки.

Историко-педагогический анализ «Обозрения законов» позволяет на основе исследования имплицитной информации по-новому осмыслить педагогическую концепцию Михаила Пселла как гуманистическую.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Михаила Пселла относят к мыслителям и деятелям культуры мирового масштаба, называя его «первым философом эпохи», «византийским Вольтером», величайшим писателем, ученым-интеллектуалом «первого ранга», «универсальным гением», а его творчество характеризуют как «вершинное достижение средневековой культуры» (А. Д. Алексидзе, М. Б. Бибиков, Я. Галяшкин, Энхиридий (гр. то? yxsipi'5iov) — руководство, пособие. 4.

Дж. Деннис, Ш. Дилль, К. Крумбахер, X. Лукас, Я. Н. Любарский, Ф. Мейер, С. Меркати, К. Сафа, Р. Толбот, Дж. Хассей).

Наследие Михаила Пселла, насчитывающее около 225 трудов, изучено очень неравномерно. Наиболее исследованы философские взгляды Михаила Пселла (Л. Бенакис, В. Вальденберг, Я. Галяшкин, Ж. Гросдидье де Матон, Д. Дакурас, Дж. Деннис, В. Иванка, П. Иоанну, Г. Карахолис, К. Прехтер, А. Рамбо, В. Ризе, Б. Татакис, Г. Тернер, С. Эббесен, А. Ян), богословские сочинения (архимандрит Амвросий, П. В. Безобразов, Г. Г. Бекк, Д. Дакурас, М. Жюжи, Д. Куцоянопулос, Ф. Мейер, А. Пападопуло-Керамевс, С. Сала-вилль, А. Эрхард), исторические труда (М. Б. Бибиков, А. Гадолин, Г. Г. Ли-таврин, Я. Н. Любарский, Г. Редль, К. Свобода, И. Сикутрис, Н. Н. Скабаланович), эпистолография (Ж. Дарузе, Д. Джеммити, И. Дрезеке, Г. Г. Литав-рин, К. Мюллер, Б. Родиус, И. Сикутрис, Ф. Тиннефельд, Н. Б. Томадакис, П. Хатли), риторические произведения (Г. Беллих, О. Шиссель), юридические труды (Г. Вайс, К.-Э. Цахариэ фон Лингенталь), литературные сочинения (Я. Галяшкин, Э. Курц, X. Лукас, А. Рамбо, Н. Н. Скабаланович, Р. Толбот, Р. Шёлль), поэтика (А. Штернбах), язык и стиль (Э. Рено), музыка (Л. Рихтер), демонология (Ш. Диль, П. Иоанну, А. Уайт, А. Эрхард).

Особого внимания заслуживают работы, характеризующие личность и мировоззрение Михаила Пселла (П. В. Безобразов, В. В. Бобыкин, А. А. Васильев, Л. Вестеринк, Ш. Зервос, П. Иоанну, К. Крумбахер, Я. Н. Любарский, С. Меркати, Б. Нард и, Н. Н. Скабаланович, Л. Штернбах, А. Эрхард). Крайне противоречивые оценки заслужил Михаил Пселл в качестве государственного и политического деятеля (Р. Анастазис, П. В. Безобразов, X. Г. Бекк, Ш. Зервос, Е. Криарос, К. Крумбахер, Я. Н. Любарский, К. Нейман, А. Рамбо, Б. Родиус, Н. Н. Скабаланович). Исследователи вольно или невольно абсолютизировали те или иные черты творчества Михаила Пселла, называя его то неоплатоником, то ортодоксом православия, то полуязычником, то приверженцем античного мировоззрения.

Однако общим недостатком всей историографии, посвященной Михаилу Пселлу, оказалось невнимание к его педагогическому наследию. О Михаиле Пселле как о педагоге упоминали К.-Э. Цахариэ фон Лингенталь (1877), Д. И. Азаревич (1877), Н. Н. Скабаланович (1889), П. В. Безобразов (1890), Б. Татакис (1949), Г. Вайс (1977), Я. Н. Любарский (1978), С. Троя-нос (1986), 3. Г. Самодурова (1989), С. А. Аверинцев (1989), А. И. Пискунов (1998), но это были бессистемные высказывания, не раскрывающие сущность и содержание его педагогической концепции. Так, Н. Н. Скабаланович и П. В. Безобразов положительно оценивают его педагогическую деятельность, а 3. Г. Самодурова, которая специально занималась изучением византийского образования в XI в., отмечает: «Слава о преподавании Михаила Пселла распространилась далеко за пределы империи», среди его учеников были и «кельты», и «арабы», и «египтяне», и «персы», и «эфиопы».

Если П. В. Безобразов, Я. Н. Любарский и Н. Н. Скабаланович считают 0 характер дидактики Михаила Пселла односторонним, не связанным с потребностями современной жизни, то С. С. Аверинцев и Б. Татакис, напротив, возвышают его как педагога. А. И. Пискунов впервые в современной литературе заострил внимание на личности Михаила Пселла как педагога — «противника крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения», сторонника диалогического метода обучения, «яркого представителя христианского гуманизма».

Впервые о педагогическом сочинении Михаила Пселла «Обозрение законов» упомянул в 1877 г. К.-Э. Цахариэ фон Лингенталь, но он, исходя из современной ему методики исследования, не смог оценить значение этого источника. Недооценка «Обозрения законов» со стороны известного ученого-византиниста отвлекла исследователей от изучения названного труда на целое столетие. Только в 1977 г. появилось первое научное издание энхири-дия Михаила Пселла «Обозрение законов», осуществленное Г. Вайсом. Однако он не сопроводил текст критическим комментарием и переводом и не подверг источник исторюсо-педагогическому анализу.

В трудах Г. Хунгера, Г. Карлссона, А. П. Каждана, И. Д. Ковальченко подчеркивалось значение имплицитной информации в средневековом историческом источнике. В. И. Загвязинский указывал на важность скрытых механизмов педагогического воздействия в современном воспитательном процессе.

Однако изучение имплицитной педагогической информации средневековых источников, включая энхиридий Михаила Пселла «Обозрение законов», не стало объектом специального исследования в педагогической науке.

Можно сделать вывод, что педагогические труды и педагогическая деятельность Михаила Пселла почти не изучены, если не считать единичных, второстепенных замечаний и высказываний, причем сделанных только на основе эксплицитной информации. До сих пор не исследована его концепция образования, не воссоздана сущность его педагогической модели и не выявлено ее своеобразие, не раскрыта его педагогическая позиция и тем самым не определены место и роль Михаила Пселла в средневековой европейской педагогике.

В то же время прослеживается тенденция априорной оценки мировоззрения Михаила Пселла как гуманистического. Ряд исследователей считают Михаила Пселла личностью, которая, несомненно, была носителем гуманистических воззрений (Р. Анастазис, Ш. Зервос, Я. Н. Любарский, М. Ми-хель, К. Нейман, Б. Татакис, Р. Шёлль, Л. Штейн). В 1966 г. Р. Анастазис написал статью «Гуманизм Михаила Пселла», в которой он, не раскрывая самого понятия «гуманизм», подчеркивал, что Михаил Пселл провозгласил светское направление в науке. М. Михель утверждал обратное: «Михаил Пселл не мог быть гуманистом, ибо якобы клялся в своей ортодоксальности». Компромиссную позицию занимает Я. Н. Любарский, который относит Михаила Пселла к предгуманистам: «Михаил Пселл испытывал глубокое почтение перед античной культурой, наукой и образованностью. Подобно западным гуманистам, Михаил Пселл нередко сопоставляет окружающую его действительность с античными образцами и в них ищет эталоны для своих оценок».

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что педагогические взгляды Михаила Пселла пока никем не называются гуманистическими.

До сих пор не были найдены и методы, которые были бы пригодны для историко-педагогического анализа его педагогической концепции. Традиционные методы анализа, безусловно, необходимо использовать в научном исследовании любого педагогического явления. Однако для осмысления средневековых дидактических текстов необходима новая методика осмысления имплицитной информации.

На основе анализа как педагогической, так и исторической литературы можно сделать вывод, что в педагогической науке сложились ПРОТИВОРЕЧИЯ: а) между научной и практической потребностью в историко-педагогичес-ком анализе гуманистической концепции образования Михаила Пселла и традиционными односторонними установками, не позволяющими достигнуть целостного представления о гуманистической концепции Средневековьяб) между необходимостью использования эвристических историко-педагогических методов исследования средневекового источникового материала и недостаточным уровнем их разработанности.

Осознание сложившихся в педагогической науке противоречий, критический анализ историко-педагогической литературы, теоретическая и практическая значимость использования исторических сведений для обоснования гуманистической педагогики позволили сформулировать ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ, которая заключается в том, какими методами осуществить историко-педагогический анализ концепции образования Михаила Пселла, чтобы определить ее гуманистический характер.

В соответствии с противоречием и проблемой определена тема: «Гуманистическая концепция образования Михаила Пселла (опыт историко-педагогического анализа энхиридия «Обозрение законов»).

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — гуманистические концепции образования в истории педагогики.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — историко-педагогический анализ гуманистической направленности концепции образования Михаила Пселла, представленной в энхиридии «Обозрение законов».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основе историко-педагогического анализа концепции образования Михаила Пселла, представленной в энхиридии «Обозрение законов», раскрыть ее гуманистический характер.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: историко-педагогический анализ будет способствовать раскрытию гуманистической направленности концепции об) разования Михаила Пселла при условии: разработки и применения криптоэвристического* метода для исследования средневекового дидактического текстадополнения эксплицитной информации, представленной в «Обозрении законов», имплицитными сведениямирассмотрения исторических, правовых, этических и педагогических аспектов «Обозрения законов» в их единствевоссоздания и раскрытия педагогической концепции Михаила Пселла, представленной в энхиридии «Обозрение законов" — выявления и обоснования филактерической** направленности Гр. крхжход— тайный, скрытый + гр. еиртко) — нахожу.

Гр. то фиХакт^рюу — защита. содержания «Обозрения законов».

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1. Разработать теоретические и практические основы историко-педагогического анализа концепции образования Михаила Пселла (на основе энхиридия «Обозрение законов»).

2. Раскрыть сущность, структуру и содержание педагогической концепции Михаила Пселла (на основе энхиридия «Обозрение законов»).

3. Обосновать гуманистический характер педагогической концепции Михаила Пселла.

ИСТОЧНИКОВОЙ БАЗОЙ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ послужил энхиридий Михаила Пселла «Обозрение законов», опубликованный Г. Вайсом на среднегреческом языке и переведенный нами на русский.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ послужил голо-графический подход А. С. Белкина, позволяющий раскрыть диалектические принципы архитектоники средневекового педагогического текста и выявить новые способы его семиотико-герменевтического осмысления с целью раскрытия семантики имплицитной информации. Гуманистическая направленность педагогической концепции Михаила Пселла рассматривалась на основе философских, психологических, историко-антропологических исследований, осуществленных К. Роджерсом, А. Маслоу, В. Д. Семеновым, М. Н. Ду-диной и др.

ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили теория системного подхода в педагогических исследованиях, разработанная О. С. Гребецю-ком, Ю. А. Конаржевским, В. М. Лейбиным, А. В. Мудриком, А. В. Петровским, П. В. Симоновым, Э. Г. Юдинымконцепция «деконкретизации» как особой черты средневековых произведений словесности (Г. Карлссон, И. Сикут-рис, М. Трой) — наличие имплицитной информации в историко-педагогическом источниковом материале (М. М. Бахтин, В. И. Загвязинский, А. П. Каждан, Д. И. Ковальченко, Б. А. Томашевский, Г. Хунгер) — положения о моделировании учебного процесса (В. П. Беспалько, Б. А. Глинский, И. Д. Ковальченко, В. М. Монахов) — теория персонализации (А. В. Петровский, В. А. Петровский) — теория общей и возрастной педагогики (А. С. Белкин, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов) — теория гуманистической педагогики (Ю. К. Бабанский,.

A. С. Выготский, С. И. Гессен, В. В. Давыдов, Н. В. Ревякина, Ж.-Ж. Руссо, С-Т.Шацкий, Р. Штайнер) — идеи герменевтического анализа (М.М.Бахтин,.

B. Дильтей, Б. Рикер, М. Хайдегтер, Ф. Шлейермахер) — теория генезиса научного педагогического сознания (JL А. Беляева, С. А. Днепров).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для решения задач диссертационного исследовании и проверки гипотезы были использованы следующие теоретические методы: системный подход, позволяющий осуществить теоретико-логический и исторический анализ историко-философской и психолого-педагогической литературытектологический метод, способствующий системному рассмотрению историко-педагогических явленийсемиотико-гер-меневтический метод, раскрывающий имплицитную информациюметоды реконструкции исторической реальности (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Первый этап (1997—1998). На данном этапе осуществлен перевод со среднегреческого языка энхиридия Михаила Пселла «Обозрение законов» на русский языкизучались теоретические основы историко-педагогического анализа педагогической концепции Михаила Пселла на основе специальной философской, исторической, психолого-педагогической литературыисследовались практические аспекты проблемыформулировалась проблема исследованияопределялись его цель и задачиосуществлялась выработка исходной концепции и построения гипотезы исследова.

11 ния.

Второй этап (1998—1999). На этом этапе было осуществлено исследование проблем гуманизма и гуманистической педагогики средневековой эпохиопределены методологические и теоретические основы анализа источнико-вого материала энхиридия Михаила Пселла «Обозрение законов" — разработан криптоэвристический метод эвристики, систематики и семантизации имплицитного информативного материала «Обозрения законов» Михаила Пселла.

Третий этап (1999—2000) был посвящен концептуальному осмыслению темы, систематизации и обобщению результатов исследования, уточнению теоретических положений, оформлению диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Введен в научный оборот (с переводом на русский язык со среднегре-ческого) педагогический труд Михаила Пселла «Обозрение законов».

2. Определено дидактическое своеобразие энхиридия Михаила Пселла «Обозрение законов» как нового типа учебного пособия — персонального руководства.

3. Обнаружены, классифицированы и осмыслены разновидности имплицитной педагогической информации, использование которой помогает воссоздать гуманистическую направленность концепции образования Михаила Пселла.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Выявлено, определено и обосновано понятие «филактерическая направленность» гуманистической концепции образования.

2. Разработан и обоснован криптоэвристический метод историко-педагогического анализа на основе голографического подхода к имплицитному информативному материалу, позволяющий выявить гуманистическую направленность концепции образования Михаила Пселла.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Настоящее исследование представляет модель историко-педагогического анализа гуманистической концепции образования Михаила Пселла, которую можно использовать для выявления подобных концепций в эпоху Средневековья.

2. Криптоэвристический метод историко-педагогического анализа имплицитной информации можно экстраполировать на многие виды педагогического исследования средневекового дидактического текста.

3. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов «История средних веков», «История культуры средних веков», «История образования и педагогической мысли», специальных курсов по истории культуры Византии, при разработке учебных пособий и программ спецкурсов, при написании монографического исследования по истории византийской педагогики.

ОБОСНОВАННОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечиваются общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования, использованием комплекса научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, апробацией и внедрением в практику результатов исследования.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКУ. Результаты исследования, отдельные теоретические положения исследования были обсуждены и одобрены на заседании кафедры возрастной педагогики и педагогических технологий УрГПУна IX научных Сюзюмов-ских чтениях «Византия: Кумуляция и трансляция культур» (Екатеринбург, 1997) — на Вторых, Третьих уральских историко-педагогических чтениях (1998, 1999) — на научно-практической конференции «Историческая наука на рубеже веков», посвященной 60-летию основания исторического факультета УрГУ (Екатеринбург, 1999) — на научной конференции, посвященной 200 013 летию христианства «История церкви: изучение и преподавание» (1999) — на международной научной конференции «Этнокультурная история Урала XVI—XX вв. «(1999) — на научно-практических конференциях «Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи» (1999), «Документ. Архив. История. Современность» (2000), Четвертых всероссийских историко-педагогических чтениях «Историческая наука и историческое образование на рубеже XX—XXI столетий» (2000), региональной научно-практической конференции «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже XX—XXI столетий» (2000), всероссийской научно-практической конференции «Судьба России: образование, наука, культура», посвященной 80-летию основания УрГУ (2000). Подготовлена программа спецкурса для студентов исторического факультета УрГПУ «Педагогическая концепция Михаила Пселла (на основе энхиридия «Обозрение законов»)». Результаты исследования нашли отражение в десяти публикациях автора.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:

1. Модель историко-педагогического анализа имплицитной информации, с помощью которой исследуется средневековый дидактический текст для воссоздания гуманистической концепции образования Михаила Пселла (на основе «Обозрения законов»).

2. Педагогическая концепция Михаила Пселла, представленная в энхи-ридии «Обозрение законов», имеет гуманистическую направленность.

3. Сущность гуманистической направленности педагогической концепции Михаила Пселла, заключающаяся в ее филактерическом характере.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы из 164 наименований, приложение.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Разработка модели историко-педагогического анализа гуманистической концепции Михаила Пселла позволила перейти к конкретному осмыслению сущности и своеобразия его педагогической модели на основе энхиридия «Обозрение законов». Необходимо специально подчеркнуть, что дидактический труд Михаила Пселла представляет собой не теоретическое, а практическое учебное пособие, и воссоздание модели образования представляет собой особую исследовательскую задачу с учетом той реальной конкретики, которая представлена в энхиридии.

Энхиридий «Обозрение законов» был составлен в 1060 г., и эта дата была определена нами на основании возрастного подхода.

Обозрение законов" — небольшой по объему источник, но его структура и содержание исключительно продуманы, логичны и дают возможность проанализировать их методами историко-педагогического анализа. Архитектоника произведения позволяет предвидеть основной замысел дидактической поэмы как правового учебного пособия для персонального обучения на гуманистических принципах.

Обозрение законов"было рассчитано на одного-единственного ученика определенного возраста с учетом его конкретных индивидуальных особенностей и являлось персональным руководством по изучению византийского права. Учебник гармонично сочетал интересы учителя и ученика и стал воплощением (в скрытой форме) гуманистической концепции Михаила Пселла.

Системность, взаимосвязь с гуманитарными дисциплинами, энцикло-педичность, скрытая дидактика, личностная позиция автора — таковы основные черты энхиридия, предназначенного прежде всего для воспитания подростка как будущего законодателя-реформатора.

Анализ реалий того педагогического знания, которое заложено в «Обозрении законов», привел к заключению, что целью в педагогической модели.

Михаила Пселла было формирование «философа законоположений"* преобразователя и реформатора общественных отношений посредством законов. Для того чтобы достичь этого, ученик должен был овладеть правовыми знаниями «во всем объеме», научиться критически осмысливать нормы права, но при этом усвоить весь смысл и всю гамму политико-правовой идеологии ромеев. Усвоение принципов, на которых строится законодательство, ставит более далекую задачу — воплощение в деятельности будущего реформатора качеств гражданина, патриота, христианина, энциклопедически образованного и высоконравственного человека. Тем самым осуществлялось разностороннее воспитание с опорой на гуманитарное знание и в конечном итоге формировалась значимая персона, стоящая на защите достоинства и прав политов. Ученик воспринимался как развивающаяся личность.

В «Обозрении законов» отражены принципы педагогической модели Михаила Пселла. Педагог последовательно и систематично раскрывает перед мафитом панораму изучаемого материала, сознательно формирует активное отношение к предмету, показывая его сложность и вместе с тем возможность его освоения, выдвигает перспективу использования полученных знаний, акцентируя внимание на строго научных определениях и разъясняя их в доступной форме, прививая при этом любовь к интерес к изучению языков (греческому, латинскому). Михаил Пселл постепенно усложняет материал, но излагает его на конкретных примерах, используя для наглядности конкретный материал.

В энхиридии довольно полно отражены основные требования Михаила Пселла к содержанию образования. Он сознательно ограничил объем изучаемого материала, показав вместе с тем, насколько обширна сфера римского и византийского праваразделил действующее законодательство на конкретные части, обратив внимание на стержневые компоненты, дал оценку этим частям, сравнил их между собой, оценил компоненты права с нравст.

136 венной точки зрения. Михаил Пселл подчеркивал преемственность римского и византийского права, учил различать отжившие и новые правовые нормы, тем самым подходя к эволюции права с исторической точки зрения. Классификация материала ничуть не мешала к аф и гиту преподносить византийское право как систему исков, как гармоничное взаимосвязанное единство. Михаил Пселл всесторонне заботился о своем ученике, учитывая его силы, возможности, возраст и уровень интеллектуального развития.

Михаил Пселл использует в энхиридии самые разнообразные приемы обучения и воспитания для достижения поставленной цели и для того, чтобы ученик овладел всем содержанием предмета. Прежде всего он стремится развить в ученике мыслительные способности, при этом ставит проблемные задачи, приучая различать похожие по форме действия, не смешивать понятия, дифференцированно подходить к материалу, следовать логике операций, не забывая при этом прививать нравственные качества. Особое внимание педагогобращает на доказательность, аргументированность суждений, демонстрирует причинно-следственные связи. Огромное значение Михаил Пселл придает работе с понятиями, раскрывает этимологию терминов, дает четкие определения, доступно их разъясняет, причем большое место в тексте занимает сопоставление, анализ, комментарий, перевод римской юридической терминологии. Для законодателя важно научиться правильно, понятно строить речь, доступно, четко и конкретно составлять документы, чтобы избежать беззакония. Михаил Пселл широко применяет прием повторения и обобщения материала, приучая ученика отличать общее и особенное, сравнивать иски попарно, выделять сущность и содержании изучаемого материала. Педагог прибегает к приему резюмирования, чтобы выразить наибольшую емкость содержания. Используя диалогический метод как одно из средств познания, Михаил Пселл ставит ученика в центр внимания, уважения и заботы, на место одного из ролевых лиц и сам осваивает ролевую си.

137 туацию. В итоге Михаил Пселл готовит своего ученика к самостоятельной деятельности.

Средствами обучения и воспитания учащегося для Михаила Пселла явились само учебное пособие, методические рекомендации, наглядные пособия и язык как средство общения и воздействия. Важнейшим организационно-педагогическим средством стал сам энхиридий, написанный в оригинальной поэтической форме с использованием изобразительно-выразительных средств, четким и ясным литературным языком, приучающим к эстетической и афористичной форме выражения мыслей. Как выдающееся риторическое произведение, энхиридий построен на основе второго закона акцентуации, чем также достигается наибольшее воздействие на воспитуемого.

Формы обучения и воспитания, воссоздаваемые по энхиридию, отличаются неподдельной оригинальностью и максимальной эффективностью. Великолепно зная сложившуюся ситуацию, Михаил Пселл строго индивидуально определил объем материала, время и продолжительность занятий, соответствующие наглядные пособия, методические рекомендации. Тем самым были созданы оптимальные условия для субъект-субъектных отношений. Учебное пособие было рассчитано на конкретного ученика определенного возраста, значимую личность, поставленную в центр внимания, развития и заботы.

Своеобразие концептуальных взглядов Михаила Пселла уточняется с помощью анализа его личностно-мировоззренческой позиции. Многоуровневый характер мировоззрения предоставляет возможность подчеркивать те или иные мировоззренческие аспекты, что может привести к абсолютизированию одних черт и забвению других. И чтобы этого избежать, нужно использовать всесторонний герменевтический анализ на основе голографического подхода, когда осмысливаются и интерпретируются все возможные варианты мировоззренческой сущности.

Личностно-мировоззренческая позиция Михаила Пселла базируется на признании неразрывного единства трех ипостасей — церкви, империи и традиций. Педагог особое внимание обращает на преемственность общественной жизни, то есть античных традиций, общечеловеческих христианских ценностей, правовой культуры, билингвизма, светского образования и др. Для того чтобы защитить основополагающие принципы общественного бытия (торжество права, всеобщность естественного права, свободу и безопасность, ограниченность деспотической власти и справедливость), Михаил Пселл воспитывает у мафита дифференцированный, критический, реальный подход к правовым знаниям.

Педагог приобщает ученика к культурным ценностям и сфере интеллектуального общения, чтобы в дальнейшем последний мог соответствующим образом воздействовать на общественное сознание и общественную эволюцию.

Воспитывая законодателя-реформатора, Михаил Пселл стремился привить своему ученику не какие-то абстрактные черты идеального василевса, а совершенно конкретные, четко им осознанные и закрепленные в энхиридии: достойное отношение к подданным, человеколюбие, справедливость, мудрость, доблесть и милосердие.

По Михаилу Пселлу, гражданин был главным носителем византийской государственно-правовой идеи, поэтому и своего ученика рассматривал в качестве формирующегося гражданина, который в своей будущей законодательной деятельности как император должен был защищать интересы городских сословий и конкретных частных лиц, отстаивая справедливость, совесть, свободу, объективное отношение к закону и уважение к церкви.

Михаил Пселл располагает нормы права строго упорядоченно. Он группирует их, сознательно выделяя то высокое нравственное начало, которое заложено в правовом материале. Это касается отношения к василевсу, к от.

139 цу, к матери, к женщине, к детям, к семье и браку, а также к церкви. И при этом педагог целенаправленно воспитывает у царственного ученика гуманистическое отношение к определенным группам общества, его институтам и проблемам для того, чтобы в последующем он реализовал на деле эти нравственные ценности.

В «Обозрении законов» Михаила Пселла яркое эмоциональное отражение нашли высокие общечеловеческие нравственные начала, заложенные в «Декалоге». Михаил Пселл формировал у ученика гуманистическое мировосприятие, которое должно было проявиться в филактерической направленности его будущей деятельности. На своем собственном примере взаимоотношений с учеником педагог конкретно ориентировал его на защиту прав населения. Это филактерическое своеобразие концептуальных взглядов выдающего воспитателя (выступления против беззакония, подчеркивание силы права, протест против телесных наказаний, защита интересов граждан, особенно детей и женщин, презумпция невиновности, свободное волеизъявление, справедливое гуманное правосудие и др.) пронизывало всю его педагогическую деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Педагогическая наука исследует не только современные педагогические процессы и явления, но в поле ее зрения, безусловно, находится интеллектуальный педагогический опыт прошлых эпох и поколений, который помогает более взвешенно, всесторонне ставить и решать назревшие педагогические проблемы. Невнимание к процессу преемственности педагогических знаний могло бы привести не только к осложнениям в творческих поисках, но и к забвению уже открытых методов и педагогических технологий в образовательном процессе. В отличие от педагогического наследия античности, нового и новейшего времени, педагогическая мысль Средневековья является менее исследованной в силу ряда обстоятельств. Игнорирование педагогических концепций средневековой эпохи объясняется длительным влиянием концепции Вольтера—Гиббона. Однако исследователям приходится преодолевать не только имеющуюся недооценку педагогического на.

4> следия Средневековья, но и серьезные трудности в овладении содержанием источникового материала. Специфика средневекового текста во многом остается неразгаданной, и это не позволяет выявить и осмыслить необходимую для анализа педагогическую информацию. Назревшая потребность поиска педагогического знания в средневековых источниках обусловливается также тем, что реально исследователям не удавалось в достаточной мере обнаружить всю педагогическую информацию, чему есть несколько причин: неполнота публикаций, недостаточное владение языком, игнорирование специфики средневекового текста, то есть «деконкретизации», имплицитной информации и пр. wf> Историко-педагогический анализ средневекового источника, содержащего педагогические знания, должен опираться, несомненно, на традиционные теоретические и эмпирические методы исследования. Однако названные методы не позволяют проанализировать в достаточной мере источнико-вые информативные сведения, поскольку за пределами внимания исследователя остается имплицитная информация, не поддающаяся обработке с помощью традиционных средств анализа. Выходом из такой ситуации является обращение к голографическому подходу А. С. Белкина, согласно которому необходимо стремиться к объемному, многомерному изучению педагогического знания. И поскольку имплицитная информация закодирована и завуалирована, то следовало разработать, что и было сделано в диссертации, новый метод исследования такой информации, который назван криптоэври-стическим.

Историко-педагогический анализ был проведен на материале энхиридия «Обозрение законов», который был создан ведущим европейским интеллектуалом самой развитой цивилизации того времени Михаилом Псел-лом. «Обозрение законов» — это практический труд, созданный для кон-^ кретной реализации в духе традиций эпохи. Теоретические работы по педагогике, осмысляющие практику, появились гораздо позже, в период Возрождения, и в диссертационном исследовании была изучена практическая деятельность Михаила Пселла в роли дидаскала, а после ее анализа была дана ее оценка. Она исходила из тех практических результатов, которых добился Михаил Пселл.

Очерченный круг проблем потребовал разработки модели историко-педагогического анализа гуманистической концепции образования Михаила Пселла на основе его энхиридия «Обозрение законов». Особенностью названной модели анализа является учет внешних связей элементов, то есть связей с внешней средой, внешними условиями. Последние были той оптимальной средой, которая могла стимулировать деятельность гуманистически настроенных интеллектуалов. Предложенная модель анализа включала такие внешние проявления эпохи Михаила Пселла, как частная собственность, античные педагогические традиции, правовая культура, светское образование, нравственные ценности христианства, билингвизм.

Обозначенная модель воссоздает парадигму анализа гуманистической концепции образования. Данная парадигма условно подразделяется на два основных этапа: информационный и сущностно-содержательный. На первом этапе формулируется цель историко-педагогического анализа, в соответствии с которой фиксируется объект исследования. Определяются принципы этого анализа (научность, организованность, системность, последовательность). Исследование проводится на основе голографического подхода А. С. Белкина. Фиксируются методы и средства историко-педагогического анализа.

Информационный этап базируется на той информации, которая заключена в педагогическом произведении Михаила Пселла — энхиридии «Обозрение законов», созданном, по нашему мнению, в 1060 г. для обучения наследника византийского престола Михаила (VII) Дуки. «Обозрение законов» было учебным пособием нового типа. Это персональный учебник, рассчитанный на одного-единственного ученика, представителя властной элиты, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Пособие создает оптимальные условия для обучения, воспитания и развития. Оно базируется на знании учеником греческого и латинского языков (билингвизм). Весь материал пособия носит светский характер. Явственно прослеживается стремление педагога реализовать жизненный опыт и витальные потребности ученика в педагогическом процессе. Налицо интеллектуальная поддержка ученика со стороны учителя. Михаил (VII) воспринимается как развивающаяся личность, достоинство которой высоко ценится кафигитом.

Выявленный имплицитный материал был осмыслен на втором, сущно-стно-содержательном, этапе. На базе этого материала с помощью историко-педагогического анализа была воссоздана педагогическая модель Михаила.

Oiif^^^ j^/jjllieMtb^прришдашд, ^ссщержа^^^^ирмь!, средства и форма обучения и воспитания мафита. Сущность пселЛовской модели образования заключается в освоении отобранного материала, что подготавливает воспитуемого к защите прав и интересов всех членов византийского общества (в частности — это относилось к императору, будущему престолодер-жателю, а в целом — педагогическая концепция Михаила Пселла была ориентирована на защиту прав и интересов любой личности со стороны его воспитанников). Внешняя среда (частная собственность, правовая культура, античные педагогические традиции, светское образование, билингвизм и нравственные ценности христианства) была той благоприятной почвой, на которой произросли соответствующие компоненты гуманистической направленности педагогической модели Михаила Пселла (защита прав ребенкасоздание благоприятных условий для обучения и воспитанияклассическая составляющая образованиясветский характер образованияэстетическая составляющая образованиясвязь с витальными потребностямиинтеллектуальная поддержка со стороны учителявосприятие ученика как развивающейся личностипризнание ценности человеческой личностизащита достоинства ученика).

В этих десяти составляющих, в которых конкретизируется гуманистическое своеобразие модели образования Михаила Пселла и которые связаны с внешними условиями (внешние связи), находит преломление общая фи-лактерическая направленность педагогической модели (внутренние связи). Взятые в совокупности, эти составляющие формируют филактерическую направленность, которая пронизывает все содержание энхиридия и весь замысел педагога-гуманиста.

Таким образом, гуманистическая концепция образования Михаила Пселла отличается уникальной взаимосвязанностью содержания и формы, нацеленной на воплощение замысла автора сформировать у воспитуемого.

144 качества такой значимой личности, которая бы на первое место ставила достоинство, права и интересы человека и была бы готова к всемерной защите этих неотъемлемых атрибутов личности.

Теоретическое осмысление историко-педагогической проблематики энхиридия «Обозрение законов» и моделирование гуманистической концепции образования Михаила Пселла на основе его педагогического труда подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.

1. В научный оборот введен новый педагогический источник, который является особым типом учебного пособия — персональным учебником по византийскому праву.

2. Историко-педагогический анализ предполагает многомерное исследование гуманистической концепции образования Михаила Пселла на основе го-лографического подхода с учетом имплицитной информации «Обозрения законов» и внешних факторов, способствующих формированию гуманистической идеологии в Византии XI в. Предложенный анализ, свойственный научному педагогическому сознанию, позволяет изучить сущность и разновидности имплицитной информации, превалирующей в средневековом педагогическом источнике.

3. Особенностью историко-педагогического анализа является крипто-эвристический метод, предложенный и разработанный в данном исследовании для эвристики, систематики и семантизации имплицитной информации «Обозрения законов».

4. Основными объектами историко-педагогического анализа выступают цель образования, принципы, методы, средства, формы и содержание, отраженные в «Обозрении законов» Михаила Пселла.

5. На основе историко-педагогического анализа стало возможным воссоздание основных компонентов педагогической модели Михаила Пселла: цель, принципы, содержание, приемы, средства и формы обучения и воспитания.

6. Рассмотрение исторических, правовых, этических и педагогических аспектов «Обозрения законов» в их единстве позволило раскрыть гуманистическую направленность концепции образования Михаила Пселла.

7. Сущность гуманистической концепции образования Михаила Пселла представлена единством десяти составляющих (защита прав ученика, создание благоприятных условий для обучения и воспитания, классическая’составляющая образования, светский характер образования, эстетическая составляющая образования, связь с витальными потребностями, интеллектуальная поддержка со стороны учителя, восприятие ученика как развивающейся личности, признание ценности человеческой личности, защита достоинства ученика), среди которых ведущей составляющей является защита прав обучаемого.

8. В ходе историко-педагогического анализа выявлена и обоснована филактерическая направленность содержания «Обозрения законов», сущность которой сводится к защите прав, достоинства и интересов как определенных групп людей, так и отдельной личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Михаил Пселл. Хронография / Пер., статья и прим. Я. Н. Любарского. М.: Наука, 1978. 320 с.
  2. Михаил Пселл. Богословские сочинения / Пер. с греч., предисл. и примеч. Архим. Амвросия. Спб.: РХГИ. Летний сад, Нева, 1998. 384 с.
  3. Д. И. История византийского права. Т. 2. Ярославль, 1876.
  4. С. А. Современные вопросы методологии и методики педагогических исследований / Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1980. 42 с.
  5. В. Г. Социальная информация управления обществом. М., 1975.
  6. Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  7. Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Общедидактиче*ский аспект. М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  8. П. В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл. М., 1890. 194 с.
  9. В. С. Педагогика профессионально-технического образования. Педагогический процесс в профтехучилище: Текст лекций / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1990. 144 с.
  10. В. С. Понятийно-терминологический строй педагогики и методики его исследования // Пайдея. Вып. II / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. С. 4—17.
  11. А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голографический подход / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. 136 с.
  12. А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспе-рим. курса. Ч. I—2 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1992. 85 с.
  13. А. С. Ситуация успеха: Кн. для учителя. Екатеринбург, 1997. 184 с.
  14. А. С., Орлов Н. В. Педагогический поиск: Развитие наклонностей и способностей учащихся. Свердловск: Сред.-Урал. книж. изд-во, 1965. 68 с.
  15. JI. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1993. 125 с.
  16. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  17. А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1. М., 1989. 340 с.
  18. Л. М. Альберти-1уманист // Леон Баттиста Альберти. М.: Наука, 1977. С. 10—49.
  19. Т. Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. 304 с.
  20. В. Философские взгляды Михаила Пселла // Византийский сборник. М., Л., 1945. С. 249—255.
  21. А. Описание личности Пселла и общее изложение политической жизни Византии в XI веке // A History of the Byzantine Empire, 1952. P. 366—368.
  22. В. Л. Юридическая психология. Спб.: Питер-Пресс, 1997. 656 с.
  23. А. К. Языкознание византийцев // История лингвистических учений. Средневековая Европа / Отв. редакторы А. В. Десницкая, С. Д. Кацнельсон. Л.: Наука, 1985. С. 109—156.
  24. Г. Ф. История Византии / Пер., прим. и прилож. П. В. Без-образова. М., 1896. 488 с.
  25. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  26. А. Гуманизм: Странная судьба загадочного термина // История: Прилож. к газ. «Первое сент.». 1995. № 21. С. 1—3.
  27. Гуманистические воспитательные вчера и сегодня (в описаниях авторов и исследователей). Ред.-сост. Е. И. Соколова // Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. 336 с.
  28. В. В. О понятии развивающего обучения: Сб. статей. Томск: ПЕЛЕНГ, 1995. 144 с.
  29. Л. Психоистория. Ростов на Дону: Феникс. 2000. 512 с.149
  30. А. А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, 1991. 224 с.
  31. С. А. Педагогический словарь-самоучитель / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. 270 с.
  32. С. А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей: Монография / Урал. гос. пед. ун-т, ТОО Научно-педагогический центр «Уникум». Екатеринбург, 1998. 298 с.
  33. Д. В. Римское частное право / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Изд. группа «ИНФРА М-НОРМА», 1996. 704 с.
  34. М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург: Наука, Урал, отд-ие, 1998. 312 с.
  35. В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  36. Э. Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика учащихся СПТУ: Учеб. пособие / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1989. 88 с.
  37. Р. Обучение и память / Пер. с нем. Минск.: Выш. шк., 1984. 238 с.
  38. Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2 т. Т. 1—2 / Сост.
  39. B. П. Шестаков- общ. вступит, ст. Мих. Лифшица. М.: Искусство, 1973. Т. 1.408 с.- Т. 2. 368 с.
  40. Э. В. Что же такое личность? И С чего начинается личность? М., 1979. С. 183—237.
  41. История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учеб. пособие для пед. ун-тов / Под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997. 192 с.
  42. А. П. Византийская школа // Вопросы истории. 1972. № 7.1. C. 35—46.
  43. А. П. Книга и писатель в Византии. М.: Наука, 1973.
  44. Г. А. Педагогическая диагностика взаимоотношений «учитель"—"ученик»: Метод, реком. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.34 с.
  45. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1974.
  46. И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.439 с.
  47. И. Ф. Активный метод обучения иностранным языкам в школе. Минск: Выш. шк., 1970. 260 с.
  48. И. Ф. Обучение иноязычной речи. Минск: Выш. шк., 1973. 352 с.
  49. Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. 224 с.
  50. Е. В. Проблемы гуманизации образования в педагогическом процессе // Пайдея. Вып. II / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 199?. С. 1—18.
  51. В. В. Моделирование в педагогическом исследовании по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. 239 с.
  52. В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991. 191 с.
  53. Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. JL: Изд-во ЛГУ, 1967.183 с.
  54. Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. 128 с.
  55. Культура Византии (вторая половина VII—XII вв.). М.: Наука, 1989. 680 с.
  56. Л. М. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара: Самарский ун-т, 1993. 112 с.
  57. К. М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1991.168 с.
  58. К. М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 272 с.
  59. В. М. Системный анализ или системный синтез // Философско-методологические основания системных исследований: Системный анализ и системное моделирование. М.: Наука, 1983. С. 114—129.
  60. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  61. Г. Г. Как жили византийцы. М.: Наука, 1974. 192 с.
  62. Г. Г. Пселл о причинах последнего похода русских на Константинополь в 1043 г. // Византийский временник. 1967. Т. 27. С. 47—58.
  63. Г. Г. Три письма Пселла Катакалону Кекавмену // PESE. 1969. W. 7. N 3.
  64. Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX— XI вв. / Историко-юридические этюды. Л.: Наука, Ленинград, отд-ие, 198К 246 с.
  65. Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. Спб.: Искусство-СПБ, 1996. 848 с.
  66. А. М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп. Екатеринбург, 1995. 368 с.
  67. Я. Н. М. Пселл в отношениях с современниками // Пселл и семья Кирулариев / Византийский временник. 1973. Т. 35.
  68. Я. Н. Михаил Пселл. Личность и творчество: К истории византийского предгуманизма. М., 1978. 278 с.
  69. . Г. Нетрадиционная педагогика / Урал. гос. пед. ун-т, Уральский литератор. Екатеринбург, 1993. 52 с.
  70. И. П. Византийский гуманизм XIV—XV вв.. Л.: Наука, 1976. 256 с.
  71. И. П. Византийский гуманизм XIV—XV вв.. Спб.: Алетейя, 1997. 341 с.
  72. И. П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности / Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI—XVII вв.). М., 1990. С. 7—45.
  73. О. М. Теоретические проблемы источниковедения. М., 1977.
  74. М., Тако Д., Такахаро И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973.
  75. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980.
  76. В. М. Аксиоматический подход к проектированию педагогических технологий //Педагогика. 1997. № 6. С. 26—31.153
  77. А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. № 5. С. 10—19.
  78. А. И. Проблемы европейского феодализма. М.: Наука, 1974. 538 с.
  79. А. П. Тектология А. А. Богданова и идея коэволюции // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 31—37.
  80. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. JI. Г. Кашкуре-вича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. 382 с.
  81. Т. В. Понятие гуманизма и проблема его развития // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997. С. 93—101.
  82. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. уч. заведений / В. А. Сласте-нин. И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.512 с.
  83. А. В. Введение в психологию. М.: Изд. центр «Академия», 1995. 496 с.
  84. М. И. Гуманизм. М., 1964.
  85. С. А. Кочевники средневековья: Поиски исторических закономерностей. М.: Наука, 1982. 192 с.
  86. И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 е.- Кн. 2: Общие основы. Процесс воспитания. 256 с.
  87. М. А. Портреты византийских интеллектуалов // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1992. 256 с.
  88. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. Екатеринбург, 1995. 224 с.
  89. А. П. Методика исторического источниковедения. Ростов на Дону, 1976.
  90. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: Экспериментальные исследования / Под общ. ред. С. Л. Рубинштейна. М.: Изд-во АН СССР, 1960.168 с.
  91. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. Педагогика, 1987. 240 с.
  92. Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV—XV вв.еков. Иваново, 1993. 259 с.
  93. Н. В. Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века — первой половины XV века / Учеб. пособие для студ. гума-нит. фак-та. Новосибирск, 1975. 173 с.
  94. П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. М.: Academia, 1995. 160 с.
  95. К. Клиентоцентрированная терапия / Пер. с англ. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 320 с.
  96. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т-1-А-М-1993. 608 е., ил.
  97. Л. Я. Лидерство в образовании: стиль создания команды: Матер. Всеросс. конф. Екатеринбург, 1997. С. 138—140.
  98. С. А. Основы общей психологии. Спб.: ЗАО «Изд-во «Питер», 1999. 720 с.
  99. Самодурова 3. Г. Социальный состав учащихся Византии VII—XII вв. // Византийский временник. Т. 51. С. 14—22.
  100. В. Д. Педагогика среды: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1993. 63 с.
  101. В. Д. Педагогический процесс / Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 1993. 76 с.
  102. В. Д. Социальная педагогика: история и современность / Урал, гос. ун-т. Екатеринбург, 1993. 152 с.
  103. В. Ф. История средних веков: Учебник для студ. ист. фак. пед. ин-тов. 4-е изд. М.: Просвещение, 1975. 591 с.
  104. Н. А. Византийская наука и школы в XI в. // В сб.: Спб., 1984. № 3—4.
  105. Н. А. Византийское государство и церковь в XI в. Спб., 1884.
  106. М. Н. Методология и методика педагогических исследований / В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  107. В. А. Византийское общество XIII—XV вв.. // По данным эпистолографии / Урал. гос. ун-т. Свердловск, 1987. 289 с.
  108. Смятских JL Принцип гуманизма и его реализация в истории развития педагогического образования // Дошк. воспитание. 1996. № 8. С. 3—13.
  109. Н. Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1992. 109 с.
  110. М. Я. Возрождение, гуманизм и феодализм // Античная древность и средние века. Вып. 16. Социальное развитие Византии. Свердловск, 1979. С. 5—20.
  111. М. Я. Историческая роль Византии и ее место во всемирной истории // Византийский временник. 1968. Т. 29. С. 32—44.
  112. Традиции образования и воспитания в Европе XI—XVII вв.еков / Сб. ст. и материалов / Ивановский гос. ун-т. Иваново, 1995. 206 с.
  113. П. Ю. Лучшие люди христианства. Лучшие королевства: интеллектуалы Средневековья // Элита и этнос Средневековья / Под ред. А. А. Сванидзе. М., 1995. 206 с.
  114. Ю. А. Тектология и общая теория систем // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 14—23.
  115. А. Д. Информация. Методол. аспекты. М., 1971.
  116. А. Д. Отражение и информация. М., 1973.
  117. И. Новый гуманизм // Свобод, мысль. 1997. № 4. С. 96—102.
  118. А. У. Принцип деятельности в исследовании межличностного восприятия // Вопросы истории. 1980. № 3.
  119. И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика. 1992. № 7—8. С. И—15.
  120. М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни / Десять докладов, прочитанных в Касселе // Вопросы философии. 1995. № 11. С. 119—146.
  121. К. В. Особенности аграрно-правовых отношений в поздней Византии (XIV—XV вв.). М.: Наука, 1968. 327 с.
  122. JI. С. Гуманистические и реформаторские идеи Челио Секон-до Курионе // Культура эпохи Возрождения. Л.: Наука, 1986. С. 112— 127.
  123. Н. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. № 2. С. 21—30.
  124. К. А. «Новый гуманизм» как принцип воспитания // Шварцман К. А. Философия и воспитание. Гл. 4. М., 1989. С. 77—122.
  125. В. Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994. 128 с.
  126. Фр. Монологи / Фр. Д. Шлейермахер. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. Спб.: АО «Але-тейя», 1994. С. 275—334.
  127. С. О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии / Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1997. 612 с.
  128. В. А. Моделирование и философия. JL: Наука, 1969. 301 с.
  129. Эразм Роттердамский и его время. М.: Наука, 1989. 280 с.157
  130. Anastasi R. L’Umanesimo di Michele Psello. «Teoresi». a. XXI, 1996.
  131. Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur in Byzantinischen Reich, 1959. Bd 2. S. 538—542.
  132. Benakis L. Michael Psellos Kritik an Aristoteles und seine eigene Lehre zur «Physis» und «Materie — Form» Problematik. BZ. Bd 56, 1963.
  133. Benakis L. Studien zu den Aristoteles Kommentaren des Michael Psellos. Archiv fur Geschichte der Philosophie. Bd 43—44, 1961/1962.
  134. Beyer H.-U. Studien zim Begriff des Humanismus und zur Frage nach des-sen Anwendbarkeit auf Byzanz und andere vergleichbare Kulturen. Byzan-tina, 1989. T. 15. P. 7—77.
  135. Bohlig G. Untersuchungen zum rhetorischen Sprachgebrauch mit besonderes Beriicksichtigung der Schriften des Michael Psellos. Berlin, 1956.
  136. Dakouras D. Die antiken Religionen bei Michael Psellos. Griechische Religion, diss. Koln, 1975.
  137. Darroures I. Notes d’epistolographie et d’histoire des textes. Les lettres ine-dites de Michel Psellos. REB, XII, 1954.
  138. Gadolin A. A. Theory of History and Society with Special Reference to the «Chronographia» of Michael Psellos- II-th Century Byzantium, Stockholm, Goterborg, Uppsala, 1970.
  139. Hatlie P. Redeeming Byzantine Epistolography // Byzantine end modern greek studies. Vol. 20. 1996. P. 213—248.
  140. Hunger H. Aspekte der griechischen Rhetorik von Gorgias bis zum Uriter-gang von Byzanz. Wien: Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissen-schaften, 1972. 27 S.
  141. Hunger H. Prooimion: Elemente der byzantinischen Kaiseridee in den Aren-gen der Urkunden. Wien: Verlag H. Bohlaus Nachfolger, 1964. 260 S.
  142. Joannov P. Christliche Metaphysik in Byzanz, I. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos. Ettal, 1950.158
  143. Karlsson G. Ideology et ceremonial dans l’epistolographie byzantine. Textes du Xе siecle analyses et commentes. Uppsala, 1959. 154 p.
  144. Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur. 2 Aufl. Munchen, 1897.
  145. E. 1st Psellos so schwer zu ubersetzen? Ввизантийский временник. Т. 13, 1900.
  146. Lemerle P. Le premier humanisme byzantin. Paris, 1971. 287 p.
  147. Richter L. Des Psellos vollstandiger kurzer Inbegriff der Musik in Mizlers «Bibliothek» // «Beitrage zur Musikwissenschaft», 1967. № 9.
  148. Sikutris I. Epistolographie. E. 1931. Supplementbd 5. S. 185—220.
  149. В. 'О ЧРеЛА6q Kai? AAt.vikt] (piXoaocpia 11 «XpumaviKo о>цяоо1о». Т. 5. 1971.
  150. Tpcoiavoq 2. Oi ят|уг← too Pv^avxivov 5iKaiov. EiaaycoytKo Pof|0rj|j.a. A8f|va. Коцохт|уг|: Екбоовц A. N. ЕаккооАхх, 1986. 180 ←.
  151. Wolska-Conus W. Les ecoles de Psellos et de Xiphilin. «Travaus et me-moires». T. 6, 1976.
  152. Zachariai K.-E. Lingental. Geschichte des Romischen-Griechisches Rechts. 3 Aufl. Berlin, 1892. S. 116—117.
Заполнить форму текущей работой