Гуманистическая концепция образования Михаила Пселла: Опыт историко-педагогического анализа энхиридия «Обозрение законов»
Диссертация
Наследие Михаила Пселла, насчитывающее около 225 трудов, изучено очень неравномерно. Наиболее исследованы философские взгляды Михаила Пселла (Л. Бенакис, В. Вальденберг, Я. Галяшкин, Ж. Гросдидье де Матон, Д. Дакурас, Дж. Деннис, В. Иванка, П. Иоанну, Г. Карахолис, К. Прехтер, А. Рамбо, В. Ризе, Б. Татакис, Г. Тернер, С. Эббесен, А. Ян), богословские сочинения (архимандрит Амвросий, П. В… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Историко-педагогическая проблематика исследования энхиридия Михаила Пселла «Обозрение законов»
- 1. 1. Проблема поиска нового педагогического знания в культурном наследии Византии XI в
- 1. 2. Историко-педагогические основы анализа информативного материала в энхиридии Михаила Пселла «Обозрение законов»
- 1. 2. 1. Сущность историко-педагогического анализа
- 1. 2. 2. Историко-педагогические методы анализа инвариантной информации
- 1. 2. 3. Разновидности имплицитной информации в историко-педагогич?Ских текстах
- 1. 2. 4. Криптоэвристический метод выявления и осмысления # имплицитного информативного материала в историко-педагогическом исследовании
- 1. 2. 5. Модель историко-педагогического анализа гуманистической концепции образования Михаила Пселла
- 2. 1. Преобразование энхиридия Михаила Пселла «Обозрение законов» в источник педагогического знания
- 2. 1. 1. О времени написания «Обозрения законов» на основе возрастного подхода)
- 2. 1. 2. Архитектоника энхиридия «Обозрение законов»
- 2. 1. 3. Педагогическая специфика энхиридия «Обозрение законов»
- 2. 2. Сущность педагогической модели образования Михаила
- 2. 2. 1. Цель в педагогической модели Михаила Пселла
- 2. 2. 2. Принципы в педагогической модели Михаила Пселла
- 2. 2. 3. Содержание образования в педагогической модели Михаила Пселла
- 2. 2. 4. Педагогические приемы дидактической модели Михаила Пселла
- 2. 2. 5. Средства обучения и воспитания
- 2. 2. 6. Формы обучения и воспитания
- 2. 3. Своеобразие концептуальных взглядов Михаила Пселла на основе анализа имплицитной информации энхиридия «Обозрение законов»
- 2. 3. 1. Педагогическая позиция Михаила Пселла (на основе анализа диатриб)
- 2. 3. 2. Михаил Пселл о качествах законодателя-реформатора
- 2. 3. 3. Михаил Пселл о формировании гражданского сознания будущего императора
- 2. 3. 4. Нравственное воспитание на основе норм права
- 2. 3. 5. Воспитание христианского мировосприятия на основе «Декалога»
- 2. 3. 6. Филактерическая направленность педагогической концепции Михаила Пселла
Список литературы
- Михаил Пселл. Хронография / Пер., статья и прим. Я. Н. Любарского. М.: Наука, 1978. 320 с.
- Михаил Пселл. Богословские сочинения / Пер. с греч., предисл. и примеч. Архим. Амвросия. Спб.: РХГИ. Летний сад, Нева, 1998. 384 с.
- Азаревич Д. И. История византийского права. Т. 2. Ярославль, 1876.
- Аничкин С. А. Современные вопросы методологии и методики педагогических исследований / Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1980. 42 с.
- Афанасьев В. Г. Социальная информация управления обществом. М., 1975.
- Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения / Общедидактиче*ский аспект. М.: Педагогика, 1977. 254 с.
- Безобразов П. В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл. М., 1890. 194 с.
- Безрукова В. С. Педагогика профессионально-технического образования. Педагогический процесс в профтехучилище: Текст лекций / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1990. 144 с.
- Безрукова В. С. Понятийно-терминологический строй педагогики и методики его исследования // Пайдея. Вып. II / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. С. 4—17.
- Белкин А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голографический подход / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. 136 с.
- Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспе-рим. курса. Ч. I—2 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1992. 85 с.
- Белкин А. С. Ситуация успеха: Кн. для учителя. Екатеринбург, 1997. 184 с.
- Белкин А. С., Орлов Н. В. Педагогический поиск: Развитие наклонностей и способностей учащихся. Свердловск: Сред.-Урал. книж. изд-во, 1965. 68 с.
- Беляева JI. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1993. 125 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1. М., 1989. 340 с.
- Брагина Л. М. Альберти-1уманист // Леон Баттиста Альберти. М.: Наука, 1977. С. 10—49.
- Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1964. 304 с.
- Вальденберг В. Философские взгляды Михаила Пселла // Византийский сборник. М., Л., 1945. С. 249—255.
- Васильев А. Описание личности Пселла и общее изложение политической жизни Византии в XI веке // A History of the Byzantine Empire, 1952. P. 366—368.
- Васильев В. Л. Юридическая психология. Спб.: Питер-Пресс, 1997. 656 с.
- Гаврилов А. К. Языкознание византийцев // История лингвистических учений. Средневековая Европа / Отв. редакторы А. В. Десницкая, С. Д. Кацнельсон. Л.: Наука, 1985. С. 109—156.
- Герцберг Г. Ф. История Византии / Пер., прим. и прилож. П. В. Без-образова. М., 1896. 488 с.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
- Головатенко А. Гуманизм: Странная судьба загадочного термина // История: Прилож. к газ. «Первое сент.». 1995. № 21. С. 1—3.
- Гуманистические воспитательные вчера и сегодня (в описаниях авторов и исследователей). Ред.-сост. Е. И. Соколова // Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. 336 с.
- Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения: Сб. статей. Томск: ПЕЛЕНГ, 1995. 144 с.
- Демоз Л. Психоистория. Ростов на Дону: Феникс. 2000. 512 с.149
- Деркач А. А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, 1991. 224 с.
- Днепров С. А. Педагогический словарь-самоучитель / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. 270 с.
- Днепров С. А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей: Монография / Урал. гос. пед. ун-т, ТОО Научно-педагогический центр «Уникум». Екатеринбург, 1998. 298 с.
- Дождев Д. В. Римское частное право / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: Изд. группа «ИНФРА М-НОРМА», 1996. 704 с.
- Дудина М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург: Наука, Урал, отд-ие, 1998. 312 с.
- Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Зеер Э. Ф., Карпова Г. А. Педагогическая диагностика учащихся СПТУ: Учеб. пособие / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1989. 88 с.
- Зинц Р. Обучение и память / Пер. с нем. Минск.: Выш. шк., 1984. 238 с.
- Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2 т. Т. 1—2 / Сост.
- B. П. Шестаков- общ. вступит, ст. Мих. Лифшица. М.: Искусство, 1973. Т. 1.408 с.- Т. 2. 368 с.
- Ильенков Э. В. Что же такое личность? И С чего начинается личность? М., 1979. С. 183—237.
- История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учеб. пособие для пед. ун-тов / Под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997. 192 с.
- Каждан А. П. Византийская школа // Вопросы истории. 1972. № 7.1. C. 35—46.
- Каждан А. П. Книга и писатель в Византии. М.: Наука, 1973.
- Карпова Г. А. Педагогическая диагностика взаимоотношений «учитель"—"ученик»: Метод, реком. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.34 с.
- Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1974.
- Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.439 с.
- Комков И. Ф. Активный метод обучения иностранным языкам в школе. Минск: Выш. шк., 1970. 260 с.
- Комков И. Ф. Обучение иноязычной речи. Минск: Выш. шк., 1973. 352 с.
- Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. 224 с.
- Коротаева Е. В. Проблемы гуманизации образования в педагогическом процессе // Пайдея. Вып. II / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 199?. С. 1—18.
- Краевский В. В. Моделирование в педагогическом исследовании по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. 239 с.
- Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991. 191 с.
- Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. JL: Изд-во ЛГУ, 1967.183 с.
- Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. 128 с.
- Культура Византии (вторая половина VII—XII вв.). М.: Наука, 1989. 680 с.
- Кустов Л. М. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара: Самарский ун-т, 1993. 112 с.
- Левитан К. М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1991.168 с.
- Левитан К. М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 272 с.
- Лейбин В. М. Системный анализ или системный синтез // Философско-методологические основания системных исследований: Системный анализ и системное моделирование. М.: Наука, 1983. С. 114—129.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. М.: Наука, 1974. 192 с.
- Литаврин Г. Г. Пселл о причинах последнего похода русских на Константинополь в 1043 г. // Византийский временник. 1967. Т. 27. С. 47—58.
- Литаврин Г. Г. Три письма Пселла Катакалону Кекавмену // PESE. 1969. W. 7. N 3.
- Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX— XI вв. / Историко-юридические этюды. Л.: Наука, Ленинград, отд-ие, 198К 246 с.
- Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. Спб.: Искусство-СПБ, 1996. 848 с.
- Лушников А. М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп. Екатеринбург, 1995. 368 с.
- Любарский Я. Н. М. Пселл в отношениях с современниками // Пселл и семья Кирулариев / Византийский временник. 1973. Т. 35.
- Любарский Я. Н. Михаил Пселл. Личность и творчество: К истории византийского предгуманизма. М., 1978. 278 с.
- Матюнин Б. Г. Нетрадиционная педагогика / Урал. гос. пед. ун-т, Уральский литератор. Екатеринбург, 1993. 52 с.
- Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV—XV вв.. Л.: Наука, 1976. 256 с.
- Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV—XV вв.. Спб.: Алетейя, 1997. 341 с.
- Медведев И. П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности / Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI—XVII вв.). М., 1990. С. 7—45.
- Медушевская О. М. Теоретические проблемы источниковедения. М., 1977.
- Месарович М., Тако Д., Такахаро И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980.
- Монахов В. М. Аксиоматический подход к проектированию педагогических технологий //Педагогика. 1997. № 6. С. 26—31.153
- Найн А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. № 5. С. 10—19.
- Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М.: Наука, 1974. 538 с.
- Огурцов А. П. Тектология А. А. Богданова и идея коэволюции // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 31—37.
- Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. JI. Г. Кашкуре-вича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. 382 с.
- Панфилова Т. В. Понятие гуманизма и проблема его развития // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997. С. 93—101.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. уч. заведений / В. А. Сласте-нин. И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.512 с.
- Петровский А. В. Введение в психологию. М.: Изд. центр «Академия», 1995. 496 с.
- Петросян М. И. Гуманизм. М., 1964.
- Плетнева С. А. Кочевники средневековья: Поиски исторических закономерностей. М.: Наука, 1982. 192 с.
- Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 е.- Кн. 2: Общие основы. Процесс воспитания. 256 с.
- Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1992. 256 с.
- Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. Екатеринбург, 1995. 224 с.
- Пронштейн А. П. Методика исторического источниковедения. Ростов на Дону, 1976.
- Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: Экспериментальные исследования / Под общ. ред. С. Л. Рубинштейна. М.: Изд-во АН СССР, 1960.168 с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. Педагогика, 1987. 240 с.
- Ревякина Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV—XV вв.еков. Иваново, 1993. 259 с.
- Ревякина Н. В. Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века — первой половины XV века / Учеб. пособие для студ. гума-нит. фак-та. Новосибирск, 1975. 173 с.
- Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. М.: Academia, 1995. 160 с.
- Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / Пер. с англ. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 320 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т-1-А-М-1993. 608 е., ил.
- Рубина Л. Я. Лидерство в образовании: стиль создания команды: Матер. Всеросс. конф. Екатеринбург, 1997. С. 138—140.
- Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. Спб.: ЗАО «Изд-во «Питер», 1999. 720 с.
- Самодурова 3. Г. Социальный состав учащихся Византии VII—XII вв. // Византийский временник. Т. 51. С. 14—22.
- Семенов В. Д. Педагогика среды: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1993. 63 с.
- Семенов В. Д. Педагогический процесс / Урал. гос. ун-т. Екатеринбург, 1993. 76 с.
- Семенов В. Д. Социальная педагогика: история и современность / Урал, гос. ун-т. Екатеринбург, 1993. 152 с.
- Семенов В. Ф. История средних веков: Учебник для студ. ист. фак. пед. ин-тов. 4-е изд. М.: Просвещение, 1975. 591 с.
- Скабаланович Н. А. Византийская наука и школы в XI в. // В сб.: Спб., 1984. № 3—4.
- Скабаланович Н. А. Византийское государство и церковь в XI в. Спб., 1884.
- Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований / В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. 152 с.
- Сметанин В. А. Византийское общество XIII—XV вв.. // По данным эпистолографии / Урал. гос. ун-т. Свердловск, 1987. 289 с.
- Смятских JL Принцип гуманизма и его реализация в истории развития педагогического образования // Дошк. воспитание. 1996. № 8. С. 3—13.
- Соколова Н. Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1992. 109 с.
- Сюзюмов М. Я. Возрождение, гуманизм и феодализм // Античная древность и средние века. Вып. 16. Социальное развитие Византии. Свердловск, 1979. С. 5—20.
- Сюзюмов М. Я. Историческая роль Византии и ее место во всемирной истории // Византийский временник. 1968. Т. 29. С. 32—44.
- Традиции образования и воспитания в Европе XI—XVII вв.еков / Сб. ст. и материалов / Ивановский гос. ун-т. Иваново, 1995. 206 с.
- Уваров П. Ю. Лучшие люди христианства. Лучшие королевства: интеллектуалы Средневековья // Элита и этнос Средневековья / Под ред. А. А. Сванидзе. М., 1995. 206 с.
- Урманцев Ю. А. Тектология и общая теория систем // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 14—23.
- Урсул А. Д. Информация. Методол. аспекты. М., 1971.
- Урсул А. Д. Отражение и информация. М., 1973.
- Фролов И. Новый гуманизм // Свобод, мысль. 1997. № 4. С. 96—102.
- Хараш А. У. Принцип деятельности в исследовании межличностного восприятия // Вопросы истории. 1980. № 3.
- Харламов И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика. 1992. № 7—8. С. И—15.
- Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни / Десять докладов, прочитанных в Касселе // Вопросы философии. 1995. № 11. С. 119—146.
- Хвостова К. В. Особенности аграрно-правовых отношений в поздней Византии (XIV—XV вв.). М.: Наука, 1968. 327 с.
- Чиколини JI. С. Гуманистические и реформаторские идеи Челио Секон-до Курионе // Культура эпохи Возрождения. Л.: Наука, 1986. С. 112— 127.
- Чощанов Н. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. № 2. С. 21—30.
- Шварцман К. А. «Новый гуманизм» как принцип воспитания // Шварцман К. А. Философия и воспитание. Гл. 4. М., 1989. С. 77—122.
- Ширшов В. Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994. 128 с.
- Шлейермахер Фр. Монологи / Фр. Д. Шлейермахер. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. Спб.: АО «Але-тейя», 1994. С. 275—334.
- Шмидт С. О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии / Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1997. 612 с.
- Штофф В. А. Моделирование и философия. JL: Наука, 1969. 301 с.
- Эразм Роттердамский и его время. М.: Наука, 1989. 280 с.157
- Anastasi R. L’Umanesimo di Michele Psello. «Teoresi». a. XXI, 1996.
- Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur in Byzantinischen Reich, 1959. Bd 2. S. 538—542.
- Benakis L. Michael Psellos Kritik an Aristoteles und seine eigene Lehre zur «Physis» und «Materie — Form» Problematik. BZ. Bd 56, 1963.
- Benakis L. Studien zu den Aristoteles Kommentaren des Michael Psellos. Archiv fur Geschichte der Philosophie. Bd 43—44, 1961/1962.
- Beyer H.-U. Studien zim Begriff des Humanismus und zur Frage nach des-sen Anwendbarkeit auf Byzanz und andere vergleichbare Kulturen. Byzan-tina, 1989. T. 15. P. 7—77.
- Bohlig G. Untersuchungen zum rhetorischen Sprachgebrauch mit besonderes Beriicksichtigung der Schriften des Michael Psellos. Berlin, 1956.
- Dakouras D. Die antiken Religionen bei Michael Psellos. Griechische Religion, diss. Koln, 1975.
- Darroures I. Notes d’epistolographie et d’histoire des textes. Les lettres ine-dites de Michel Psellos. REB, XII, 1954.
- Gadolin A. A. Theory of History and Society with Special Reference to the «Chronographia» of Michael Psellos- II-th Century Byzantium, Stockholm, Goterborg, Uppsala, 1970.
- Hatlie P. Redeeming Byzantine Epistolography // Byzantine end modern greek studies. Vol. 20. 1996. P. 213—248.
- Hunger H. Aspekte der griechischen Rhetorik von Gorgias bis zum Uriter-gang von Byzanz. Wien: Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissen-schaften, 1972. 27 S.
- Hunger H. Prooimion: Elemente der byzantinischen Kaiseridee in den Aren-gen der Urkunden. Wien: Verlag H. Bohlaus Nachfolger, 1964. 260 S.
- Joannov P. Christliche Metaphysik in Byzanz, I. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos. Ettal, 1950.158
- Karlsson G. Ideology et ceremonial dans l’epistolographie byzantine. Textes du Xе siecle analyses et commentes. Uppsala, 1959. 154 p.
- Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur. 2 Aufl. Munchen, 1897.
- Kurtz E. 1st Psellos so schwer zu ubersetzen? Ввизантийский временник. Т. 13, 1900.
- Lemerle P. Le premier humanisme byzantin. Paris, 1971. 287 p.
- Richter L. Des Psellos vollstandiger kurzer Inbegriff der Musik in Mizlers «Bibliothek» // «Beitrage zur Musikwissenschaft», 1967. № 9.
- Sikutris I. Epistolographie. E. 1931. Supplementbd 5. S. 185—220.
- Tatakis В. 'О ЧРеЛА6q Kai? AAt.vikt] (piXoaocpia 11 «XpumaviKo о>цяоо1о». Т. 5. 1971.
- Tpcoiavoq 2. Oi ят|уг← too Pv^avxivov 5iKaiov. EiaaycoytKo Pof|0rj|j.a. A8f|va. Коцохт|уг|: Екбоовц A. N. ЕаккооАхх, 1986. 180 ←.
- Wolska-Conus W. Les ecoles de Psellos et de Xiphilin. «Travaus et me-moires». T. 6, 1976.
- Zachariai K.-E. Lingental. Geschichte des Romischen-Griechisches Rechts. 3 Aufl. Berlin, 1892. S. 116—117.