Методика руководства подвижной игрой
Наиболее интересной формой досуга являются игры: подвижные, ситуационно-ролевые, спортивные, игры на местности, интеллектуальные, игры-забавы, игры-шутки и др.
Игра для ребенка — выход в большую жизнь, осуществление мечты, исполнение желаний. Игра делает детей более развитыми практически во всех видах деятельности. Вот как сами дети говорят об игре: «Игра позволяет ставить себя в обстоятельства, в которых не был…», «В игре человек учится вести себя…», «Игра — дело, где проверяются знания, сила, ловкость, сноровка», «Игра — это где все делаешь с удовольствием».
В игре проявляется индивидуальность детей. Через игру можно изучать характер и поведение детей, снимать чрезмерную возбудимость, агрессивность.
В каждом возрасте ребенок видит игру по-своему. Опыт детских оздоровительных лагерей показывает, что игры поднимают настроение, снимают напряжение, уменьшают количество отрицательных поступков детей.
Становясь взрослее, люди теряют интерес к игровой деятельности и практически разучиваются играть по-настоящему, как в детстве, самозабвенно. Вожатый же обязан уметь играть!
Рассмотрим основные задачи руководителя игры.
Чтобы профессионально играть с детьми, вожатому нужно не просто знать игры, он сам должен быть чуточку ребенком, и, при необходимости, занимать «детскую позицию».
Вожатый должен быть не только организатором игры, но и воспитателем детей в процессе игры.
Наблюдая за игрой, вожатый предотвращает споры, искажение или несоблюдение правил, нечестность и другие отрицательные стороны поведения детей.
В игре вожатый может решать важные педагогические задачи:
— укрепление здоровья детей, содействие их правильному физическому развитию;
- — овладение жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствование их (особенно это касается детей младшего школьного возраста);
- — воспитание у детей необходимых морально-волевых и физических качеств;
- — развитие у воспитанников организаторских навыков и привычку действовать самостоятельно;
- — через игру вожатый может сдружить детей, сплотить отряд, выработать сознательную дисциплину.
Игры должны соответствовать возрасту детей. Смысл игры в том, чтобы ее участник мог преодолеть препятствия на пути и достичь цели. Непосильные игры, а также игры, в которых играющие не преодолевают никаких трудностей, не прилагают усилий, снижают интерес детей, утомляют их и не имеют воспитательной ценности. Вожатому ни в коем случае нельзя поощрять азартные игры в отряде, а наоборот, пресекать, объяснять их пагубность.
Приступая к проведению подвижной игры, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроение детей.