Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика групповой работы с родителями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы… Читать ещё >

Методика групповой работы с родителями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционные формы работы

Педагогический коллектив школы сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Формы работы с родителями могут быть разными, но самыми распространенными из групповых форм являются родительские собрания, лектории, тематические консультации и родительский комитет.

Рассмотрим их подробнее.

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Необходимо помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда его планируют, пишут своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться педагогами или с помощью родительского комитета, с помощью учащихся.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса, школы. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительских собраний в нашей школе введены следующие традиционные рубрики:

«Из истории воспитания детей в семье»;

«Традиции воспитания народов мира»;

«Азбука воспитания детей в семье»;

«Книжная полка родителей»;

«Обсудите вместе с ребенком»;

«Шкатулка мудрости»;

«Творческая мастерская семьи».

Такие рубрики позволяют сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменяется, способствует изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе учитель ученик родитель.

Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, не просто называния каких-либо трудностей учебного или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей помощи ученику по их преодолению. В связи с этим главную задачу родительского собрания мы видим в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание «Роль отцов в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в виде «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений воспитанников, их возможностей, степени продвижения коллектива в учебной деятельности. Родительское собрание дает возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ детей, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета о работе школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы [22, с.27].

Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;

собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.

Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типографский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой-то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. — способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психологопедагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Психолого-педагогическое просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только школы, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями.

«Педагогический всеобуч лучше начинать в I-II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы — завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели» [14, с.415].

«Университет педагогических знаний» можно провести, например, в форме вечера вопросов и ответов или встречи «за круглым столом».

Вечер вопросов и ответов

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов — медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

«Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже» [23, с.23].

Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что «практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог» [23, с.24].

Тематические консультации. В каждом классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Е. Вахромов дает следующее определение: консультирование — это сложный динамический процесс, разворачивающийся во времени, во многих случаях вовлекающий в это взаимодействие других людей, доступный наблюдению и внешнему вмешательству. В этой связи можно говорить об открытости ситуации психологического консультирования, ее структуре, контексте и динамике [24, с.15].

Однако в какой бы форме не осуществлялась консультативная помощь, она обладает одной общей характеристикой — направленностью на индивида. Имея немедицинскую парадигму и заимствуя приемы и техники у психотерапии, любой вид консультирования ориентируется не на лечение, а на помощь здоровому человеку в преодолении его трудностей, нахождении выхода из затруднительных положений [25, с.54].

Ю. Е. Алешина рассматривает консультирование как звено социально-педагогической деятельности, являющейся разновидностью профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи человеку (и взрослому, и ребенку) в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта. Функционально социально-педагогическая деятельность осуществляется в сфере «человек-человек» с людьми, нуждающимися в помощи, и решает задачи социального обучения и социального воспитания для успешной интеграции человека в общество, как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений [26, с.30].

Тематические консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.

Не всякий классный руководитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации. Поэтому в тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. в ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений.

Требования к проведению консультации:

«Консультации проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.

Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказывать свое мнение и свое отношение к проблеме.

Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.

Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей" [27, с.18].

Примерная тематика консультаций для родителей:

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания детей. Какими им быть?

Тревожность детей. К чему она может привести?

Застенчивый ребенок. Проблема и пути ее преодоления.

Грубость и непонимание в семье.

Талантливый ребенок в семье.

Друзья детей — друзья дома или враги?

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительский комитет. Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Основной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность классного родительского комитета.

Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации коллективных творческих дел, решению проблем коллектива.

Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете, Устава учебного заведения.

Процедура выборов родительского комитета

Родители класса по собственному желанию делятся на группы по пять человек. И с 5-го по 11-й класс каждая группа в течение года работает в составе родительского комитета. Если к тому времени, как вы взяли класс, осталось до конца учебы менее пяти или шести лет, то срок работы родительского комитета можно сократить до полугода. Важно то, чтобы каждый родитель, сотрудничая с классным руководителем, руководителем, какой-то период времени проработал организатором деятельности родителей.

Распределение обязанностей в родительском комитете:

Председатель организует работу родительского комитета, составляет план работы;

активно участвует в организации и проведении родительских собраний;

является представителем класса в общешкольных родительских объединениях.

Казначей собирает родительские средства на нужды классного коллектива;

составляет вместе с классным руководителем смету расходов;

отчитывается перед родителями за использование средств.

Ответственный за учебную работу проявляет интерес к учебной работе детей;

организует посещение уроков;

помогает в приобретении необходимых учебников и пособий;

по возможности силами родителей оказывает помощь детям, отстающим в учебе;

вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий.

Ответственный за хозяйственную работу организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения;

помогает в приобретении необходимых для класса хозяйственных вещей.

Ответственный за культмассовую работу организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, внеурочных развлекательных мероприятий, культпоходов в театр;

привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов, вечеров и т. п.

«Содержание работы:

составление плана работы;

проведение вместе классным руководителем родительских собраний (4 раза в год);

сбор и рациональное использование для классных нужд родительских средств;

посещение уроков, знакомство с учебными программами;

организация посильной помощи отстающим ученикам в учебе;

организация учебных экскурсий (посильная помощь учителям-предметникам);

помощь в приобретении необходимых учебников и учебных пособий;

привлечение родителей к работе по профориентации и оказанию необходимой психологической помощи;

привлечение родителей к ремонту, уборке, оформлению классного помещения, к ремонту мебели, к участию в совместных субботниках по работе в классе, в школе, на пришкольном участке;

помощь в организации классных часов, утренников, вечеров, в проведении культпоходов, экскурсий, совместных поездок, дней именинника, турпоходов;

привлечение родителей к работе кружков;

организация совместных вечеров, соревнований, спортивных соревнований" [28, с.112−114].

Итак, формы работы с родителями могут быть разными, но самыми распространенными из групповых форм являются родительские лектории, тематические консультации и родительский комитет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой