Эстетическое воспитание учащихся при обучении математике в средней школе
Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В. Методологические проблемы совершенствования системы эстетического воспитания. В кн.: Система эстетического воспитания школьников (Под ред. Герасимова С.А.). — М., 1983.-с. 7−19,. Батурина Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика. 1975. — № 4. — с. 41−49.А.Бахтин ММ. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья… Читать ещё >
Содержание
- Г Л, А В, А I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. Методологические основы эстетического воспитания в средней школе. Место уроков математики в общей структуре школьных программ, предусматривающих эстетическое воспитание
- 2. Психолого-педагогические основы эстетического
- ' -* .Г." воспитания на уроках математики.-.в^г^ классах
- 3. Возможности математики для развития эстетического воспитания школьников на уроке и вне урока
- Г Л, А В, А И. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
- 1. Пути эстетического воспитания школьников в процессе обучения математике
- 1. Л.Эстетико-педагогические возможности использования художественной литературы на уроках математики
- 1. 2. Сатирико-юмористическая
- литература как эстетический аналог парадокса и остроумия в решении математических задач
- 1. 3. Исполъзование приемов живописи (цвета) как эстетизирующего элемента урока математики и способа решения задач
- 1. 4. Возможности театрализации на уроке математики как эстетико-педагогического средства развития воображения и смекалки
- 1. 5. Эстетико-педагогический потенциал задач на разрезание
- 1. 6. Обновление текстовых задач школьного курса математики как элемент мотивации обучения
- 1. 7. Исполъзование учебно-познователъной информации для активизации процесса обучения
- 1. 8. Использование функционального метода при решении уравнений и неравенств
- 2. а. Система творческих заданий ориентированных на формирование эстетического восприятия
- 3. Характер эстетического осмысления математики современными школьниками. Анализ материалов констатирующего эксперимента
Эстетическое воспитание учащихся при обучении математике в средней школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
процесс занимательных примеров, парадоксальных фактов, •В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступает и метод занимательных аналогий, которым мы активно пользуемся при эстетическом воспитании учащихся. Названные методы позволяют активизировать и эмоциональную сферу школьников. Эмоциональные переживания вызываются созданием эффекта удивления. Примером метода стимулирования является метод сопоставления научных и житейских толкований отдельных явлений. .Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественная яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего речь учителя, конечно, остается информативно полезной, но не реализует в должной мере функцию стимулирования учебнопознавательной деятельности учеников. В этом еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов ее стимулирования. Художественность, образность, яркость, занимательность, удивление, нравственные переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, фигурирует не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно познавательной стороны, которая проявляется в радости познания. Как подчеркивают специалисты, создаваемые на уроке ситуации занимательности должны вызвать радость узнавания не побочно-ярких подробностей, деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от нее — в этом отличие подлинных познавательных эмоций от эмоций развлекательного, побочного характера. Основным источником интереса к уроку математики является, прежде всего, его содержание. Сам метод выступает в роли способа движения содержания. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, системность, последовательность, комплексное образовательное и развивающее влияние и т. д.). Все это легло в основу процесса организации нашего исследования и деятельности школьников. Анализ программы по математике для средней школы (с Y-XI кл.) показывает, что для эстетического воспитания не отведено ни одного часа. В методической науке доминирует рассудочное направление. Так, в программе по математике господствует терминология: «изучение», «усвоение», «осознание». Положение о необходимости развития чувств у школьников особо не выделено. Обучение ограничивается в основном областью знаний, умений и навыков, в массовой практике забота об эстетическом воспитании отсутствует. Легче добиться рассудочности, интеллектуальности, чем эмоциональности и связи чувства с интеллектом, без чего немыслимо эстетическое развитие школьника. Эстетизация урока математики невозможна без четкого определения тех программных математических понятий, которые можно связать с эстетикой, исходя из психолого-педагогических особенностей учащихся соответствующей возрастной группы. Нами определен минимум таковых понятий с Y по XI классы. Среди «стержневых»: понятие числа, понятие уравнения, понятие функции, тождественные преобразования, геометрические фигуры и их величины. Среди «этапных»: признаки делимости, площадь и ее свойства, последовательность, вектор, теорема, координаты, множество. К основным средствам эстетизации урока математики мы относим цвет, математические задачи в картинках, необычную информацию об известных понятиях, шутливые стихотворные миниатюры, обыгрывающие предмет математики. Среди форм работы наиболее предпочтительны инсценирование сюжетов из истории математики, диалоги на темы изучаемых теорем и математических действийсоставление задач юмористического характера (по аналогии с задачами Г. Остера в «Ненаглядной математике») — работа с «Занимательной математикой» Я. И. Перельмана и др. Активно нами использовались и такие пути эстетизации, как внеклассные мероприятия (вечера, конкурсы и т. д.).Итак, главным в создании положительных мотивов обеспечивающих желание и активность учеников во владении учебным материалом по математике мы считаем последовательное введение в контекст программного материала системы творческих заданий, способствующих эстетизации урока математики, и использование эстетико-педагогических средств проведения урока.
1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. — М.: Советское радио, 1970. — 152 с.
2. Алимов Ш. А., Колягин ЮМ. и другие. Алгебра 7. — М.: Просвещение, 1998.-192 с.
3. Алимов Ш. А., Колягин ЮМ. и другие. Алгебра 8. — М.: Просвещение, 1994.-240 с.
4. Алимов Ш. А., Колягин ЮМ. и другие. Алгебра — 9. — М.: Просвещение, 1998.-224 с.
5. Алимов Ш. А., Колягин Ю. М. и другие. Алгебра и начала анализа М.: Просвещение, 1993 .-256 с.
6. Ананьев Б. Г. Очерки по психологии. Л.: Лениздат, 1945. — 160 с.
7. Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -225 с.
8. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф. и другие. Геометрия 7−9. — М.: Просвещение, 1995.-336 с.
9. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф. и другие. Геометрия 10−11. — М.: Просвещение, 1996. 228 с.
10. Бабанский Ю. К. Педагогика. -М.: Просвещение, 1983. 688 с. 11 .Бабанский Ю. К. Методы обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с. ИБаренкова А. Ф. Ассоциативность художественного образа // Вопросы философии.- 1978.-№ 12.-с. 123−131.
11. Батурина Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика. 1975. — № 4. — с. 41−49.А.Бахтин ММ. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож.
литература
1965. — 527 с.
12. Башмаков М. И. Алгебра и начала анализа. М.: Просвещение, 1993. Г 352с.
13. Башмаков М. И. Математика. М.: Высшая школа, 1994. — 544 с.П.Бевз Г. П., Бевз ВТ. и другие. Геометрия 7−11. М.: Просвещение, 1992. -352 с.Ш.Блонский П. П. Избранные педагогические исследования. В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1979. т 1,2.
14. Богоявленский Д. Н., Менчшская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
15. Борее Ю. Б. Комическое и художественные средства его отражения // Проблемы теории литературы. М.: АН СССР, 1958. — с.298−353.25 .Бунге М. Интуиция и наука. М.: Прогресс, 1967. — 187 с.
16. Буров А. И. Эстетика: проблемы и споры. -М.: Искусство, 1975. 175 с.
17. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Советский художник, 1966. — 120 с.2%.Варга Б., Дименъ Ю., Лопариц Э. Язык, Музыка, математика. М.: Советский художник, 1966. — 120 с.
18. ВеревскийГ.И. Математика и жизнь.-Николаев, 1913.
19. Виленкин Н. Я. и другие. Математика 6. — С.- Пб.: Свет, 1996. — 256 с.
20. Виленкин Н. Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С. И. Алгебра и математический анализ 11. — М.: Просвещение, 1999. — 288 с.
21. Виноградова JI.B. Развития мышления учащихся при обучении математике. Петрозаводск: Карелия, 1989. — 176 с.
22. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся (Под ред. Якиманской И. С.). М.: Педагогика, 1989. — 244 с.
23. Волков К. Н., Фридман Л. М, Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985.-224 с.
24. Волошинов В. В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992. -336 с.
25. Воспитание школьников в процессе обучения математике (Составитель Пичурин Л. Ф.). М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
26. ВулисА. В лаборатории смеха. -М.: Художественная литература, 1966. -144 с.АО.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. — 93 с.
27. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
28. Гончаров A.B. Решетки и зоны Бриллюэна // Квант. 1984. — № 6. — 19−21 с. обл.
29. Горанов К. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1962. -272 с.
30. Дорофеев Г. В. Математика 7. — М.: Дрофа, 1998. — 284 с.
31. Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф. Математика 6. — М.:Дрофа, 1995 — 416 с.
32. Егерев В. К, Мордкович А. Г. 100×4 задач для поступающих в вузы. М.: Слог, 1993. — 58 с.
33. Забродин Д. М. Совершенствование научной подготовки будущих учителей // Советская педагогика. 1980. — № 10. — с. 109−116.56.3анков JI.B. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении. ~М., 1974.
34. Зенкевич ИГ. Эстетика урока математики. М.: Просвещение, 1981. -80 с.
35. Зенкевич И. Г. Вопросы эстетического воспитания учащихся при обучении математике. М., 1970. — 17 с.
36. Зенкевич И. Г. Не интегралом единым. Тула, 1971.-136 с.
37. Иванов П. Л. О сущности красоты. -М., 1967.61 .Изюмова С. А. Развитие познавательных способностей и усвоение школьных знаний. М.: Наука, 1989.
38. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп (Под ред. Кушаева Н. А., Сомова В.П.). М.: НИИОП, 1978. — 96 с.
39. Искусство и эстетическое воспитание: Тезисы докладов к Всероссийской конференции «Методологически проблемы эстетического воспитания151учащихся» 26−28 апреля 1973 (Под ред. Овсянникова М. Ф. и др.). М., 1973. 189 с.
40. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
41. Карпова Т. Н. О наглядности в обучении математике // Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки учителя в педагогическом институте. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1989. — с. 97−104.
42. Квятковский Е. В. О путях повышения нравственно-эстетического влияния искусства слова на учащихся средней школы // Советская педагогика. 1981. — № 2. — с. 16−22.
43. Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. М.: Просвещение, 1997. -320 с.1Ъ.Коротов В. М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещения, 1980. -191с.
44. Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой. М.: Просвещение, 1981.-112 с.
45. Котлярский A.M., Афанасьев А. Н. Почему мы смотримся в зеркало // Педагогика. -1991.-№ 33.
46. Крупич В. И., Епишева О. Б. Учить школьников учиться. М.: Просвещение, 1990. — 254 с.
47. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления (процессы и способы решения технических задач).-М.: Педагогика, 1975. 303 с. 81 .Левитин К. Геометрическая рапсодия. -М.: Мир, 1984. 176 с.
48. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-514 с.
49. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Перевод с английского. М., 1974.А.Литцман В. Веселое и занимательное о числах и фигурах. М.: ФМ, 1963. 264 с.
50. Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В. Методологические проблемы совершенствования системы эстетического воспитания. В кн.: Система эстетического воспитания школьников (Под ред. Герасимова С.А.). — М., 1983.-с. 7−19,.
51. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
52. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М.: Искусство, 1968. — 191 с.
53. Лященко Е. И. Логико-дидактический анализ теоретических знаний по математике // Приемы активизации обучения математике: Межвузовский сборник научных трудов. Л. — 1985. — с. 3−15.
54. Маркова А. К., Memuc Т.А., Орлова А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
55. Махмутов М. И. Современный урок М.: Педагогика, 1985. — 184 с. 91 .Мелик-Пашаев А. Личность и эстетическое отношение к действительности // Коммунист. 1984. — № 3. — с. 67−78.
56. Метелъский Н. В. Дидактика математики. Минск: БГУ им. Ленина, 1986.-257 с.
57. Методика преподавания математики в школе: Частные методики (Под ред. Колягина Ю. М). М.: Просвещение, 1977. — 678 с.
58. Минкоеский В. А. Об элементах эстетического воспитания на уроках математики // Математика в школе. 1963. — № 4. — с. 25−30.
59. Минскин Е. М. От игры к знаниям. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
60. Мордкович А. Г. Беседы с учителями математики. М.: Школа — Пресс, 1995.-238 с.
61. Мордкович А. Г. Решаем уравнения. М.: Школа — Пресс, 1995. — 38 с.9%.Муравин КС., Муравин Г. К. Алгебра 7−9. М.: Просвещение, 1984. 512 с.
62. Мышкис А. Д., Сатьянов П. Г. О развитии математической интуиции учащихся // Математика в школе. 1987. — № 5. — с. 18−22.
63. Новоявленская З. Н., Мелик-Пашаев А. А. Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания // Вопросы психологии. 1979. — № 3 .-с.153−158.
64. Овсянников М. Ф. Марксистско-ленинская эстетика. М.: Изд-во МГУ, 1976.-353 с.
65. Озмитель Е. К. О сатире и юморе: Пособие для учителей. Л.: Просвещение, 1973. — 192 с.
66. Павлович B.C., Гелъфанд М. Б. Внеклассная работа по математике в 8-летней школе. М.: Просвещение, 1965. — 208 с.
67. Павлюк О. И. Эмоциональные компоненты мотивации: Формирование интереса к учению у школьников (Под ред. Марковой А.К.). М., 1986.
68. Перелъман Я. И. Занимательная геометрия. М. — Л.: Гос. изд. техн,-теор. литературы, 1950. — 296 с.
69. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Просвещение, 1980.-240 с. s 107. Писарев Д. И. Сочинения в четырех томах, т. № 2. М.: ГИХЛ, 1955.-с. 331−365.I.
70. Пичурин Л. Ф. За страницами учебника алгебры. М.: Просвещение, 1990.-218 с.
71. Платонов К. К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1964.-382 с.
72. Пойа Д. Математическое открытие. Перевод с английского. М.: Наука, 1970.-452 с.
73. Полуянов Ю. В. Воображение и способности. М.: Знание, 1982 — 96 с.
74. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1960. 132 с.
75. Потоцкий М. В. О педагогических основах обучения математике. -М.: Учпедгиз, 1963. 200 с. 1114. Потоцкий М. В. Слово учителя в преподавании математики //Математика в школе. 1977. — № 1. — с. 5−8.t.
76. Программы средней школы: Математика. 5−11 классы. М.: Просвещение, 1994. — 240 с.
77. Пуанкоре А. Наука и метод. Одесса, 1910. — 384 с.
78. Пухначев Ю. В., Попов Ю. П. Математика без формул. М.: Столетие, 1995.-570 с.
79. Развитие логического мышления учащихся в процессе преподавания математики в средней школе. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1958.-131 с.
80. Разумный В. А. Эстетическое воспитание. Сущность формы. Методы. М.: Мысль, 1969. — 190 с.
81. Рубинштейн C.JI. Проблемы обшей психологии. 2-е издание. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
82. Руденко В. Н., Бахурин Г. А. Геометрия 7−9. М.: Просвещение, 1994. -384 с.
83. Славутский И. Ш. И в шутку и в всерьез о математике. С.-Пб.: ИЦПО «Информатизация образования», 1998. — 116 с.
84. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки-М.: Просвещение, 1976 160 с.
85. Соколова В. А, Зенкевич И. Г. Воспитание эстетического восприятия математики. Из опыта работы преподавания математики в средней школе. (Составители: Соколова В. А., Пикан В. В., Оганесян В.А.). М.: Просвещение, 1979.-е. 183−186.
86. Столяр АА. Педагогика математики. 3-е издание. Минск: Вышэйшая школа, 1986. — 415 с.
87. Таборидзе М. Д. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 1988. — 104 с.
88. Тадеев В. А. От живописи к проективной геометрии. Киев: Выща школа, 1988. — 232 с.
89. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-344 с.
90. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
91. Тарасов Л. Этот удивительный симметричный мир. М.: Просвещение, 1982. — 176 с.
92. Теория эстетического воспитания (Под ред. Киященко Н. И, ЛейзероваН.Л.). -М.: Искусство, 1979. 255 с.
93. Терехов ИА. Развитие интуиции на уроках геометрии // Математика в школе. 1985. — № 5. — обл.
94. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования.-М.: Наука, 1966 452 с.
95. Игры и развлечения (Составитель Фирсова Л.М.). т. № 2. М.: Молодая гвардия, 1991.-221 с.
96. Фирстова НИ. Шутка учителя как педагогический инструмент в отношении между учителем и учеником. Тезисы шестой конференции «Педагогика ненасилия «Магнитогорск, 1993. — с. 40−41.
97. Фирстова Н. И., Чиканцева Н. И. О работе учителя математики с одаренными детьми в условиях классно-урочной формы обучения. Тезисы докладов VII Международной конференции по педагогике ненасилия. С.-Пб., 1994. — с. 5.
98. Фирстова Н. И. Занимательные задачи как средство подготовки студентов пединститута. // Содержание, методы и формы развивающего обучения математике в школе и вузе. Орехово-Зуево, 1995. — с. 34.
99. Фирстова Н. И. Рисунок как средство развивающего обучения математике в школе. // Содержание, методы и формы развивающего обучения математике в школе и вузе. Орехово-Зуево, 1995. — с.67 — 68ш.
100. Фирстова Н. И., Чиканцева Н. И. Формирование познавательныхпотребностей учащихся в процессе обучения математике // Научныетруды Mill’У им. Ленина. Серия: естественные науки. -М., 1995. с. 5.
101. Фирстова НИ., Драбкина С. С., Плакатина О. И. Методика преподавания математики. Лабораторные работы. Иркутск: ИГПУ, 1996.
102. Фирстова Н. И. Гуманитаризация математики в средней школе. // Проблема гуманизации и гуманитаризации преподавания предметов физ.Шмат. цикла в школе и вузе. Иркутск: ИГПУ, 1997. — с. 15−16.
103. Фирстоеа Н. И. Использование цвета на уроке математики. // Проблема содержания и методики преподавания предметов физ. -мат. цикла в школе и вузе. Иркутск: ИГПУ, 1998. — с. 29.
104. Фирстоеа Н. И. Метод равносильных переходов. Учебное пособие. Иркутск: Облмашинформ, 1998. — 135 с.
105. Фирстоеа Н. И., Березовский М. В. Обновление текстовых задач школьного курса математики как элемент мотивации обучения. // Проблемы развития мышления в процессе преподавания математики и информатики. Иркутск: ИГПУ, 1999. — с. 63−64.
106. Фирстоеа Н. И. Функциональный метод решения уравнений и неравенств. Учебное пособие. Иркутск: Облмашинформ, 1999. — 64 с.
107. Фохт-Бабушкин Ю. У. Об эффективности эстетического воспитания. В книге: Искусство и школа. Книга для учителя. — М., 1981. с. 17−32.
108. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.-223 с.
109. Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
110. Хшъми Г. Ф. Поэзия и наука. М.: Наука, 1970. — 54 с.
111. Хогарт В. Анализ красоты. JI. — М.: Искусство, 1958. — 338 с.
112. Чиканцева Н. И. Индивидуальные самостоятельные работы как средство повышения самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении. Диссертация. М., 1978.
113. Чиканцева Н. И. Теоретические основы организации самостоятельной работы в процессе обучения школьников математике. М.: МПГУ, 1998. — 136 с. iPAGE D158D.
114. Шевелев И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. М.: Стройиздат, 1990. — 334 с.
115. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 64 с.
116. Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихсяважный фактор совершенствования современного обучения. В кн.: Актуальные вопросы формирования в обучении. М.: Просвещение, 1984. 351 с.
117. Эсаулов А. Ф. Психология решения задач. М. вс. шк., 1972. — 216 с.
118. Эстетика и современность: Книга для учителя (Под ред. Можгуняна С.Е.). М.: Просвещение, 1978. — 192 с.
119. Эстетическое воспитание школьников (Под ред. Бурова А. И., Лихачева Б. Т.). М.: Педагогика, 1974. — 304 с. ц 164. Эстетическое сознание и процесс его формирования. — М.: Искусство, 1981.-255 с.
120. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
121. Якиманская И. С. Знания и мышления школьников. М.: Знание, 1985.-80 с.
122. Якобсон П. М. Психологические предпосылки эстетического воспитания школьника // Советская педагогика. 1966. — № 4. — с. 93 100.w.