Поэтика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: бессознательное, художественное время, цветовая образность
На материале проведенного исследования можно сделать вывод о полисемантичности цвета и света в романе. Полисемантичность проявляется, во-первых, в том, что в романе цвет употребляется как в прямом (цвет одежды, лица, глаз, волос.), так и в метафорическом значении (например, темнота, окружающая Левина), причем в этом случае цвет как целое распадается на свет и темноту, и, во-вторых, в том, что… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Бессознательное в сюжете «Анны Карениной»
- 1. 1. Толстовское представление о бессознательном
- 1. 2. Предчувствия, предсказания, пророчества
- 1. 3. Предзнаменования
- 1. 4. Сновидения
- Глава 2. Художественное время в сюжете романа
- 2. 1. Асимметрия художественного времени
- 2. 2. Время пороговых ситуаций: моменты замедления, остановки и ускорения художественного времени
- Глава 3. Цветовая образность в «Анне Карениной»
- 3. 1. Цвет как художественная деталь
- 3. 2. Цвето-световые метафоры
- Заключение
- Литература
Мир JI.H. Толстого многослоен. Проблема своеобразия поэтики писателя активно разрабатывается в современном литературоведении. Наша работа представляет собой исследование художественной организации романа «Анна Каренина» Толстого посредством анализа таких значимых и вместе с тем мало изученных, во многом еще спорных вопросов мировоззрения и творчества Толстого, как:
— художественная функция элементов бессознательного,
— организация художественного времени,
— художественное функционирование цвето-образов.
Роман «Анна Каренина» имеет давнюю историю изучения.1 Наибольшее количество исследований «Анны Карениной» посвящено философским и нравственно-психологическим аспектам романа: исследовательский акцент смещается в основном на анализ нравственных вопросов творчества Толстого и характерологии писателя.2 Довольно долго была типичной подмена изучения своеобразия литературного произведения анализом «жизненных или житейских вопросов, достаточно тривиальными рассуждениями о действительности».3 Так, с точки зрения исследователей социологического направления «Анна Каренина» — прежде всего -крупнейший социальный роман.
1 См.: Виноградов, В.В. О языке Толстого (50−60-е годы) // Литературное наследство, № 35−36, Л. Н. Толстой. Вып. 1. М., 1939- Прянишников, Н. Е. Проза Льва Толстого (о некоторых особенностях его писательской манеры) Оренбург, 1959- Купреянова, Е. Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.-Л., 1966- Скафтымов, А. П. Идеи и формы в творчестве Л.Толстого. — В кн.: Скафтымов, А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972- Храпченко, М. Б. Лев Толстой как художник. М., 1978- Greenwood, E.B. Tolstoy: The Comprehensive Vision. N. Y. 1975.
2 См.: Овсянико-Куликовский, Д.Н. Л. Н. Толстой как художник. СПб., 1905- Билинкис, Я.С. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого и русская
литература 1870-х годов. Л., 1970- Шкловский, В. Б. Лев Толстой. М., 1967- Эйхенбаум, Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.- Днепров, В. Д. Искусство человековедения. Из художественного опыта Л.Толстого. Л., 1985- Кулешов, Ф. И. Жизнь и творчество Л. Н. Толстого. Минск, 1953- Чуприна, И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974- Страхов, И. В. Психология литературного творчества: (Лев Николаевич Толстой как психолог). М.- Воронеж, 1998.
3 Фортунатов, Н. М. Пути исканий. О мастерстве писателя. М., 1974. С. 5.
4 В «Анне Карениной» выделялись прежде всего исторические тенденции, социально-обусловленные моменты, а трагическая гибель Анны представала прямым следствием господства буржуазных законов. См.: Бычков, С.П. Л. Н. Толстой. Очерк творчества. М., 1954- Поповкин, А. И. Герои романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Тула, 1955- Ломунов, K.H. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М., 1984.
Эстетические аспекты творчества Толстого — предмет научной толстовианы последней трети XX века (JI.M. Мышковская, Е. Н. Купреянова, В. А. Ковалев, Э. Каримов, Э. Г. Бабаев, М. Б. Храпченко, Г. Я. Галаган, Л. И. Еремина и др.5). Исследуются различные элементы поэтики писателя: художественные результаты использования «диалектики души», внутреннего монолога, пейзажа, принципа «смысловой точности», изобразительность повторов и т. п.
Наиболее значимы для поставленной в диссертации проблемы исследования художественных принципов Толстого в контексте эстетических и религиозных представлений писателя, посвященные отдельным аспектам художественной системы «Анны Карениной»: особенностям мотивной структуры (В.Д. Днепров, Е. Г. Эткинд, А. Б. Тарасов, И. Мардов), сновидениям (И.В. Страхов, З. П. Безрукова, JI.M. Мышковская), символическим образам (В.Е. Ветловская, Ю. Сато).6 Эти исследования сделали возможным подход к проблеме иррационального в поэтике «Анны Карениной».
Об иррациональном подтексте, составляющем внутренний сюжет романа, впервые заговорил Д. Мережковский, отметив, что в «Анне Карениной» Толстой касается «недоступных ему пределов, где сверхъестественное граничит с естественным».7 Однако проблема иррационального в поэтике «Анны Карениной» до сих пор не становилась темой специального исследования.
5 Мышковская, Л. М. Мастерство Л.Н. Толстого. М., 1958- Ковалев, В.А. О стиле художественной прозы Л. Н. Толстого. М., 1960- Купреянова, Е. Н. Указ. соч.- Каримов, Э. Человек в изображении Льва Толстого. Ташкент, 1967- Бабаев, Э. Г. Роман и время. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. Тула, 1975- Храпченко, М. Б. Указ. соч.- Галаган, Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-эстетические искания. Л., 1981- Еремина, Л. И. Рождение образа. О языке художественной прозы Льва Толстого. М., 1983.
6 Безрукова, З. П. Формы психологического анализа в романах Л. Н. Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина» // Толстой Л. Н. Сб. статей о творчестве. М., 1955- Эткинд, Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. M., 1992- Тарасов, А.Б. «Путаница понятий» и «свет любви» в нравственных исканиях Константина Левина // Литературная учеба. 1996. № 1- Ветловская, В. Е. Поэтика «Анны Карениной» // Русская
литература. 1997. № 4- Мардов, И. Отмщение и воздаяние // Вопросы литературы. 1998. № 4- Сато, Ю. Внутренняя связь в романе «Анна Каренина» // Толстой и о Толстом. М., 1998.
7 Мережковский, Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. До Мережковского о некоей мистической основе «Анны Карениной» упоминал и Ф. Достоевский, говоря о том, что в «Анне Карениной» герои находятся в «ненормальных условиях», «зло существует прежде них». См.: Достоевский, Ф. М. Полн. Собр. соч.: В 30 т. Т. 25. Л., 1983. С. 200.
Проблема времени одна из актуальных в философии и литературоведении. Художественное время — явление литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое и философское понимание его писателем.8 Материал для изучения толстовского отношения ко времени дают работы Б. И. Бурсова, В. Б. Шкловского, В. Д. Днепрова, а также сопоставительные исследования: Толстой — Достоевский — Чехов.9 Между тем, проблема воплощения времени в произведениях Толстого пока еще недостаточно изучена.
В.В. Набоков отметил временное несовпадение сюжетных линий «Анна-Вронский» и «Левин-Кити». 10 Наблюдение Набокова вводит проблему асимметрии художественного времени, которую мы рассматриваем как специфическую черту поэтики романа, проявляющуюся как его сюжетообразующий аспект.
Проблема функционирования цветовых образов в «Анне Карениной» также специально не ставилась. Высказывались замечания о цветовой палитре толстовских пейзажей (В .А. Ковалев), о связи пейзажей с художественной символикой А. Фета (Б.М. Эйхенбаум). Э. Каримов и В. Д. Днепров, говоря о принципах изображения образов персонажей в романе «Анна Каренина», затрагивают вопрос о семантике существительного «блеск" — Г. Я. Галаган раскрывает смысл метафоры «мрака», «тьмы" — Л. И. Еремина рассматривает соотношение света как символа жизни и темноты -символа смерти в романе- образам света и тьмы посвящена и статья Э. И. Денисовой.11 Также весьма результативным для исследования представляется
8 Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.
9Бурсов, Б. И. Лев Толстой. М., 1960- Шкловский, В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1961- Днепров, В. Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980- Чехов и Лев Толстой: Сб. АН СССР, ИМЛИ им. Горького / Ред. кол. Л. Д. Опульская и др., 1980.
10 Набоков, В. В. Пнин // Bend Sinister. СПб., 1993. С. 123- Набоков, B.B. Лекции по русской литературе. М., 1999. С. 276.
11 Денисова, Э. И. Образы «света» и «тьмы» в романе «Анна Каренина» // Яснополянский сборник. 1980: Статьи. Материалы. Публикации. Тула, 1981. Отметим также посвященные «Войне и миру» статьи: Галкина Г С Цапникова, B.M. Прилагательные света и цвета в романе Л. Толстого «Война и мир» // Сб. статей. Лев Толстой: проблемы творчества. Киев, 1978- Брагина, А.А. Темно-синий с красным Пьер: цветовой образ у Л. Толстого // Русская речь. 1983. № 5. С. 20−26. анализ цветовой насыщенности произведений писателей XVIII—XIX вв.еков, проведенный С. М. Соловьевым.12 Все упомянутое делает проблему цветовой образности романа актуальной для осмысления.
Список литературы
- Толстой, JI.H. Полное собрание сочинений: В 90 т. (Юбилейное издание) / Л. Н. Толстой. М., 1928−1958.
- Теоретические и философские работыi
- Аскин, Я.Ф. Проблема времени. Её философское истолкование / Я. Ф. Аскин. М.: Мысль, 1966.
- Аскольдов, С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое / С. А. Аскольдов // Аскольдов, С.А. «Время и его преодоление» // Мысль. 1922.- № 3.
- Ахундов, М.Д. Концепции пространства и времени: Истоки, эволюция, перспективы / М. Д. Ахундов. М., 1982.
- Бахмутский, В. Проблемы времени в искусстве и кинематограф / В. * Бахмутский.-М., 1972.
- Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000.
- Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М., > 1963.
- Бахтин, М.М. Эпос и роман / М. М. Бахтин // Бахтин, М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
- Беда, Г. В. Живопись / Г. В. Беда. -М., 1986.
- Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. М., 1981.
- Выготский, JI.C. Психология искусства / J1.C. Выготский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
- Гачев, Г. Д. Содержательность художественных форм / Г. Д. Гачев. -М., 1969.
- Гете, И.-В. К учению о цвете / И.-В. Гете // Гете, И.-В. Избранные сочинения по естествознанию. M.-JL, 1957. i
- Гете, И.-В. Об искусстве / И.-В. Гете. М., 1975.
- Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. Л.: Советский писатель, 1971.
- Гиршман, М.М. Повествователь и герой / М. М. Гиршман // Чехов и
- Лев Толстой: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т мировой лит. Им. A.M. Горького
- Отв. ред. Л. Д. Опульская и др. М.: Наука, 1980.
- Гроф, С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Гроф. М., 1992.
- Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. М., 2000.
- Добин, Е. Искусство детали / Е. Добин. Л., 1981.
- Живолупова, Н.В. Исповедь Позднышева: трагический антиномизм личности и миропорядка в «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого / Н. В. Живолупова // XXI толстовские чтения. Тула, 1993.
- Живолупова, Н.В. Смысловой комплекс «жизнь-смерть-бессмертие» в художественном сознании трех русских писателей (Толстой, Достоевский, Чехов) / Н. В. Живолупова // Жизнь. Смерть. Бессмертие. Материалы научной конференции. СПб., 1993.
- Жолковский, А.К., Щеглов, Ю.К. Работы по поэтике выразительности / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов. М., 1996.
- Зеньковский, В.В. История русской философии / В. В. Зеньковский. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Зеньковский, В.В. JI. Толстой как мыслитель (к диалектике его духовных исканий) / В. В. Зеньковский // Зеньковский, В. В. Русские мыслители и Европа. -М.: Республика, 1997.
- Кант, И. Основы метафизики нравственности / Перевод с нем. Л.Д.Б. под ред. В. М. Хвостова / И. Кант // Кант, И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999.
- Краснов, Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса / Г. В. Краснов // Вопросы сюжета и композиции: Межвузовский сборник / Отв. ред. Г. В. Москвичева и др. Горький: Горьк. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 1980.
- Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В. А. Кухаренко. Л., 1979.
- Лакан, Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда / Ж. Лакан. М., 1997.
- Лосев, А. Форма Выражение — Стиль /А. Лосев. — М., 1995.
- Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русскогодворянства / Ю. М. Лотман. СПб.: «Искусство-СПб», 1994.
- Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб.: «Искусство-СПб», 1998.
- Лотман, Ю.М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры / Ю. М. Лотман // Тез. докл. IV Летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту: ТГУ, 1970.
- Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 2000.
- Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман.1. М., 1970.
- Мень, А. История религии / А. Мень. М., 1997.
- Малкольм, Н. Состояние сна / Н. Малкольм. М., 1972.
- Минковский, Г. Пространство и время / Г. Минковский // Принцип относительности: Сб. работ по специальной теории относительности. -М., 1973.
- Мукаржовский, Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Я. Мукаржовский. М.: Искусство, 1994.
- Ноговицын, О.М. Поэтика русской прозы / О. М. Ноговицын. СПб.:
- Высшая религиозно-философская школа, 1999.
- Роднянская, И.Б. Художественное время и художественное пространство / И. Б. Роднянская // КЛЭ. Т. 9. М., 1978.
- Рымарь, Н.Т. Поэтика романа / Н. Т. Рымарь. Куйбышев, 1990.
- Скребнев, Ю.М. Очерк теории стилистики / Ю. М. Скребнев. -Горький, 1975.
- Степанов, Ю.С. Константы: словарь русской культуры" / Ю. С. Степанов. М., 2001.
- Тамарченко, Н.Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра / Н. Д. Тамарченко. М., 1997.
- Троицкий, С. Христианская философия брака / С. Троицкий // Русский эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.
- Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. -М., 1993.
- Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. М.: Лабиринт, 1997.
- Шмид, В. Проза как поэзия / В. Шмид. СПб., 1994.
- Азарова, Н.И. Пушкинский роман Л.Толстого / Н. И. Азарова // Октябрь. 1999.-№ 9.
- Азбукин, В.Н. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого в критической интерпретации Ф. М. Достоевского / В. Н. Азбукин // Л. Н. Толстой и проблемы современной русской филологии. Казань. 1991.
- Айхенвальд, Ю.И. Лев Толстой / Б. И. Айхенвальд. М.: Кооперативное издательство, 1920.
- Алексеев-Попов, B.C. Лев Толстой и Жан-Жак Руссо. (К постановке проблемы) / B.C. Алексеев-Попов // Французский ежегодник. 1982. -М.: Наука, 1984.
- Альтман, М.С. Читая Толстого / М. С. Альтман. Тула, 1966.
- Андерсон, Р. Природа вещей у Достоевского и Толстого / Р. Андерсон // Филол. зап. Воронеж, 1998. — Вып. 11.
- Андрамонова, Н.А. Синтаксические особенности внутренней речи произведений Л. Н. Толстого / Н. А. Андрамонова // Л. Н. Толстой и проблемы современной русской филологии. Казань, 1991.
- Арденс, Н.Н. Творческий путь Л.Н. Толстого / Н. Н. Арденс. М.: Изд-во АН СССР, 1962.
- Бабаев, Э.Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого / Э. Г. Бабаев. М., 1978.
- Бабаев, Э.Г. Очерки эстетики и творчества Толстого / Э. Г. Бабаев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
- Бабаев, Э.Г. Роман и время. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого / Э. Г. Бабаев. Тула, 1975.
- Бабушкин, С.А. Пространство и время художественного образа / С. А. Бабушкин // Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Л., 1975.
- Безрукова, З.П. Формы психологического анализа в романах JT. Н. Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина» / З. П. Безрукова // Толстой JI. Н.: Сб. статей о творчестве. М., 1955.
- Белобородова, И.В. Художественно-изобразительная роль красногоцвета и его отттенков при создании образов автобиографической трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» / И. В. Белобородова // Вопросы филологии в школе и вузе. 1999. — № 2.
- Бердяев, Н. Л.Толстой в русской революции / Н. Бердяев // Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995.
- Билинкис, Я.С. О творчестве Льва Толстого. Очерки / Я. С. Билинкис. -ir Л.: Советский писатель, 1959.
- Белый, А. Мастерство Гоголя / А. Белый. М., 1996.
- Белый, Л.И. Проблема автобиографизма в творчестве Л.Н. Толстого: Дисс.канд. филол. Наук: 10.01.01 / Л. И. Белый. Алма-Ата, 1973.
- Бойко, М.Н. «Анна Каренина» Льва Толстого и русский роман 1870-х гг. / М. Н. Бойко. -М., 1964.
- Брагина, А.А. Темно-синий с красным Пьер: цветовой образ у Л. Толстого / А. А. Брагина // Русская речь. 1983. — № 5.
- Буланов, A.M. «Ум» и «сердце» в русской классике: Соотношение рационального и эмоционального в творчестве И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, JI.H. Толстого /A.M. Буланов. Саратов, 1992.
- Бунин, И.А. Чехов / И. А. Бунин // Бунин, И. А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. М., 1956.
- Бурсов, Б.И. Лев Толстой / Б. И. Бурсов. М., 1960.
- Бурсов, Б.И. Лев Толстой / Б. И. Бурсов // Избранные работы: В 2 т. Том 1.-Л., 1982.
- Бычков, С.П. Л. Н. Толстой. Очерк творчества / С. П. Бычков. М., 1954.
- Волохова, Н.В. «Путь смерти» Л.Н. Толстого: (категория смерти в его религиозно-нравственной философии) / Н. В. Волохова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 2000. — № 3.
- Галаган, Г. Я. Л.Н. Толстой. Художественно-эстетические искания / АН СССР. Ин-т русс. лит. (Пушкинский дом) / Г. Я. Галаган. Л.: Наука, 1981.
- Галкина, Г. С., Цапникова, В.М. Прилагательные света и цвета в романе Л. Толстого «Война и мир» / Г. С. Галкина, В. М. Цапникова // Лев Толстой: проблемы творчества: Сб. статей. Киев, 1978.
- Гей, Н. К. Время и пространство в структуре произведения / Н. К. Гей // Контекст 1974. — М., 1975.
- Гей, Н. К. Из художественного опыта Л. Н. Толстого (Некоторые аспекты жанро- и стилеобразования) / Н. К. Гей // Толстой и наше время.-М., 1978.
- Гей, Н.К. О поэтике романа («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение») Н. К. Гей // АН СССР. Сер. лит. и яз. 1978. — № 2.
- Голосова, Т.Н. Отношения одновременности и последовательности в структуре художественного времени текста / Т. Н. Голосова // Русский язык в школе. 2001. — № 5.
- Гольденвейзер, А.Б. Вблизи Толстого / А. Б. Гольденвейзер. М.: Гослитиздат, 1959.
- Горная, В.З. Мир читает «Анну Каренину» / В. З. Горная. М., 1979.
- Городецкая, А.Г. «Семейное» и «христианское» в «Анне Карениной» / А. Г. Городецкая // Мир филологии. М., 2000.
- Гринева, И. Е. Работа Л.Н. Толстого над центральными образами романа «Анна Каренина» / И. Е. Гринева. Тула, 1955.
- Гудзий, Н.К. Лев Толстой / Н. К. Гудзий. М.: МГУ, 1956.
- Гудзий, Н.К. Как работал Л. Толстой / Н. К. Гудзий. М., 1936.
- Гуреева, Н.В. Асимметрия художественного времени в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» / Н. В. Гуреева // Аспирант: Сборник научных трудов аспирантов НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. Вып. 3. Часть 2. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2000.
- Гуреева, Н.В. Зловещие сны (бессознательное в сюжете «Анны Карениной») / Н. В. Гуреева // Аспирант: Сборник научных трудов аспирантов НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. Вып. 4. Часть 2. -Н.Новгород: Изд-во НГЛУ, 2002.
- Гуреева, Н.В. Изображение бессознательного в произведениях Л.Толстого и Ф. Достоевского / Н. В. Гуреева // Пятая нижегородскаясессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Сборник трудов (1−4 октября 2000 г.). Н. Новгород: Изд-во ИПФ РАН, 2001.
- Гуреева, Н.В. Предзнаменования в сюжетной линии Константина Левина / Н. В. Гуреева // Шестая нижегородская сессия молодых ученых (Гуманитарные науки): Тезисы докладов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
- Гуреева, Н.В. Профанное и сакральное время в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» / Н. В. Гуреева // Седьмая нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки): Тезисы докладов. -Н.Новгород: Изд-во ВГИПА, 2002.
- Гуреева, Н.В. Семантика цвета в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого / Н. В. Гуреева // Владимир Даль и современная филология: Материалы международной научной конференции 22−23 ноября 2001 г. Н.Новгород. Т. 2. Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2001.
- Денисова, Э. И. Образы «света» и «тьмы» в романе «Анна Каренина» / Э. И. Денисова // Яснополянский сборник. 1980: Статьи. Материалы. Публикации. Тула, 1981.
- Джохадзе, Н.И. К методологии исследования проблемы времени в искусстве и эстетике / Н. И. Джохадзе // Вопросы философии. 1983. -№ 1.
- Днепров, В.Д. Идеи времени и формы времени / В. Д. Днепров. -Л., 1980.
- Днепров, В.Д. Искусство человековедения. Из художественного опыта Л. Толстого / В. Д. Днепров. Л.: Советский писатель, 1985.
- Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 16. / Ф. М. Достоевский. Л.: Наука, 1976.
- Драгомирецкая, Н.В. Поэтика времени в современной прозе и проблема переосмысления художественного образа / Н. В. Драгомирецкая // Филол. науки. 1987. — № 4.
- Евлахов, A.M. Конституционные особенности психики Л.Н. Толстого / A.M. Евлахов. М., 1995.
- Ежова, Р.А. Монолог и его функции в стиле Л.Н. Толстого / Р. А. Ежова // Русская речь. 1983. — № 6.
- Еремина, Л.И. Рождение образа. О языке художественной прозы Льва Толстого / Л. И. Еремина. М.: Наука, 1983.
- Ермилов, В. В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» / В. В. Ермилов.-М., 1963.
- Жданов, В.А. Любовь в жизни Л.Н. Толстого / В. А. Жданов. М.: Планета, 1993.
- Жданов, В.А. Творческая история «Анны Карениной» / В. А. Жданов. М., 1957.
- Ищук, Г. Н. Л.Толстой. Диалог с читателем / Г. Н. Ищук. М., 1984.
- Каримов, Э. Человек в изображении Льва Толстого («Война и мир» и «Анна Каренина») / Э. Каримов. Ташкент, 1967.
- Ковалев, В.А. О стиле художественной прозы Л. Н. Толстого / В. А. Ковалев. М., 1960.
- Ковалев, В.А. Поэтика Льва Толстого. Истоки. Традиции / В. А. Ковалев. М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Ковалев, В.А. Творческий путь Л.Н. Толстого / В. А. Ковалев. -М., 1988.
- Кудрявая, Н.В. Лев Толстой о смысле жизни / Н. В. Кудрявая. -М.: Красный пролетарий, 1993.
- Кузина, Л.Н. Художественное завещание Льва Толстого: Поэтика Л. Н. Толстого конца XIX нач. XX в. / Л. Н. Кузина. — М., 1993.
- Кулешов, Ф.И. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого / Ф. И. Кулешов. Минск, 1953.
- Купреянова, Е.Н. Роман Л.Н/ Толстого «Анна Каренина» / Е. Н. Купреянова. Тула, 1954.
- Купреянова, Е. Н. Эстетика Л.Н. Толстого / Е. Н. Купреянова. -М.-Л.: Наука, 1966.
- Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф. М. Достоевского / Г. Б. Курляндская. М.: Просвещение, 1988.
- Лаврин, Я. Лев Толстой, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни / Я. Лаврин. Челябинск, 1999.
- Лакшин, В.Я. Толстой и Чехов / В. Я. Лакшин. М., 1975.
- Ларькова, С.М. Символика цветообозначений в английской поэзии / С. М. Ларькова // Англистика. Тверь, 1999.
- Левенфельд, Р. У графа Толстого / Р. У. Левенфельд // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. Т. 1. М., 1960.
- Левина, И.Н. Хронотоп как категория художественного текста / И. Н. Левина // Пушкинские чтения-99. СПб., 1999.
- Л инков, В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина71. В. Я. Линков.-М, 1989.
- Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. В. 2-х томах / Сост. Г. В. Краснов. М., 1978.
- Ломунов, К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества / К. Н. Ломунов. -М., 1984.
- Ломунов, К. Н. Эстетика Л.Н. Толстого / К. Н. Ломунов. М.: Современник, 1972.
- Маймин, Е.А. Лев Толстой: Путь писателя / Е. А. Маймин. М.: Наука, 1980.
- Макшанцева, Н.В. Концепт «судьба» в контексте русской культуры Н.В. Макшанцева // Владимир Даль и современная филология. Т. 1. Н. Новгород, 2001.
- Малкольм, Н. Состояние сна / Н. Малкольм. М., 1993.
- Маслова, Е.Б. Бессознательное и его роль в психической деятельности человека / Е. Б. Маслова // Вестник Московского университета. 1992. — № 2.
- Мережковский, Д. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. / Д. Мережковский. М., 1995.
- Мирза-Ахмедова, P.M. Очерки идейно-художественных исканий Л. Н. Толстого (1850−1870-е годы) / P.M. Мирза-Ахмедова. Ташкент, 1990.
- Москвин, В.П. Русская метафора: параметры классификации / В. П. Москвин // Филол. науки. 2000. — № 2.
- Мышковская, JI.M. Мастерство Л. Н. Толстого / JI.M. Мышковская. М., 1958.
- Набоков, В.В. Пнин / В. В. Набоков // Набоков, В.В. Bend Sinister. СПб., 1993.
- Нагина, К.А. Образно-смысловая оппозиция «жизнь» «смерть» в произведениях Л.Н. Толстого 1880 гг.: Дис.. канд. филол. Наук: 10.01.01 / К. А. Нагина. — Воронеж, 1998.
- Немировская, Л.З. Л.Толстой и проблемы гуманизма / Л.З. Немировская. М., 1988.
- Немировская, Л.З. Религия в духовном поиске Толстого / Л. З. Немировская. М., 1992.
- Неретина, С.С. Тропы и концепты / С. С. Неретина. М., 1999.
- Николаева, Е.В. Константин Левин и пути русской интеллигенции / Е. В. Николаева // Мир филологии. М., 2000.
- Овсянико-Куликовский, Д.Н. Л. Н. Толстой как художник / Д.Н. Овсянико-Куликовский. СПб., 1905.
- Одиноков, В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого / В. Г. Одиноков. -Новосибирск: Наука, 1978.
- Одиноков, В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в. / В. Г. Одиноков. Новосибирск: Наука, 1971.
- Одинцов, В.В. О языке художественной прозы /В.В. Одинцов. -М.: Наука, 1973.
- Опульская. Л.Д. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии / Л. Д. Опульская. М.: Наследие, 1998.
- Опульская, Л.Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» / Л. Д. Опульская. М., 1987.
- Орвин, Д. Психология веры в «Анне Карениной» и в «Братьях Карамазовых» / Д. Орвин // Мир филологии. М., 2000.
- Палишева, Г. М. Жанрово-композиционное своеобразие романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: Автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01.-Л. 1979.
- Паперный, В.М. К вопросу о системе философии Л.Н. Толстого / В. М. Паперный // Проблемы социальной детерминации познания. -Тарту, 1980.
- Паршин, А.Н. Средневековая космология и проблема времени / А. Н. Паршин // Вопросы философии. 2004. — № 12.
- Петров, С.М. Русский исторический роман XIX века / С. М. Петров. М.: Худож. лит, 1984.
- Платонова, М.И. Изучение синтаксиса произведений Л.Н. Толстого / М. И. Платонова // Русский язык в школе. 1972. — № 2.
- Плахотишина, В. Г. Мастерство JT. Н. Толстого / В. Г. Плахотишина. Днепропетровск, 1960.
- Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.
- Поповкин, А.И. Герои романа JI. Н. Толстого «Анна Каренина» / А. И. Поповкин. Тула, 1955.
- Прудоминский, В. «С тех пор как я сел в вагон.» Железная дорога в миросозерцании Л. Толстого / В. Прудоминский // Человек. -1995.-№ 5.
- Прянишников, Н.Е. Проза Льва Толстого (о некоторых особенностях его писательской манеры) / Н. Е. Прянишников. -Оренбург, 1959.
- Пузин, Н.П., Архангельская, Т.Н. Вокруг Толстого / Н. П. Пузин, Т. Н. Архангельская. Тула, 1988.
- Рачин, Е.И. Истоки и эволюция мировоззрения Л. Толстого: Дис.. .док. философ, наук / Е. И. Рачин. М., 1997.
- Рачин, Е.И. Философские искания Льва Толстого / Е. И. Рачин. -М., 1993.
- Рейхенбах, Г. Направление времени / Г. Рейхенбах. М., 1962.
- Роднянская, И. Сюжеты тревоги / И. Роднянская // Новый мир. -1997.-№ 4.
- Руднев, В. Об обратном течении времени / В. Руднев // Московский наблюдатель. 1993. — № 5/6.
- Руднев, В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1997.
- Рэдферн, Д. Толстой. Принципы нового мирового порядка / Д. Рэдферн. М., 1993.
- Сараскина, А. «Бесы» роман-предупреждение / А. Сараскина. -М., 1990.
- Сато, Ю. Внутренняя связь в романе «Анна Каренина» (Образы «красного мешочка» и «мужика») / Ю. Сато // Толстой и о Толстом. Материалы исследования. Выпуск 1-й. М.: Наследие, 1998.
- Семанова, M. J1. Художественное время / M. J1. Семанова // Семанова, M.JI. Чехов художник. — М., 1976.
- Сергеенко, П.А. Как живет и работает граф JI. Н. Толстой. Изд. 2 / П. А. Сергеенко. М., 1908.
- Симонова, С.В. Нравственная жизнь человека в философских исканиях JI.H. Толстого / С. В. Симонова. Л., 1988.
- Скафтымов, А.П. Идеи и формы в творчестве Л. Толстого / А. П. Скафтымов // Скафтымов, А. П. Нравственные искания русских писателей. -М.: Худож. лит, 1972.
- Скворцова, Г. Некоторые вопросы мастерства Л. Н. Толстого (к истории создания образа Анны Карениной) // Л. Н. Толстой. Сб. статей о творчестве. М., 1955.
- Соловьев, С.М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского / С. М. Соловьев. М., 1979.
- Степанов, А.В. Язык Льва Толстого / А. В. Степанов // Русский язык в школе. 1998. — № 4.
- Степун, Ф.А. Религиозная трагедия Льва Толстого / Ф. А. Степун //Мосты. 1961.-№ 6.
- Страхов, И.В. Лев Толстой как психолог / И. В. Страхов. -Саратов, 1947.
- Суркова, Ж.Л. Образ Николая Левина и эсхатологическая символика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» / Ж. Л. Суркова // Молодая наука-2000: Сб. науч. ст. аспирантов и студентов. Ч. 3. -Иваново, 2000.
- Суханцева, В.К. Категория времени в музыкальной культуре / В. К. Суханцева. К.: Лыбидь, 1990.
- Сухов, А.Д. Философ ли Л.Н. Толстой? / А. Д. Сухов // История философии. 1999. — № 4.
- Тамарченко, Н.^"Монологический" роман Л. Толстого: (опыт реконструкции^! применения созданной М. М. Бахтиным «модели» жанра) / Н. Т^Тамарченко // Поэтика реализма: Межвузовский сборник / Куйбыш. гос. ун-т. Куйбышев, 1984.
- Толстая, С.А. Дневники Толстой С. А. 1860−1891 / С. А. Толстая. -М., 1928. '
- Толстой, Л.Н. Путь жизни / Л. Н. Толстой. М., 1993.
- Толстой, Л.Н. Круг чтения: В 2 т. Т. 1 / Л. Н. Толстой. М., 1991.
- Уитроу, Дж. Естественная философия времени / Дж. Уитроу. -М., 1964.
- Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000.
- Фейер, А. Проблемы поэтики русского романа второй половины XIX века / А. Фейер // От Пушкина до Белого. Проблемы поэтики русского реализма XIX начала XX в. — СПб., — 1992.
- Фортунатов, Н.М. Пути исканий. О мастерстве писателя / Н. М. Фортунатов. М., 1974.
- Фортунатов, Н.М. Творческая лаборатория JI. Толстого Н. М. Фортунатов. М.: Советский писатель, 1983.
- Фортунатов, Н.М. Эстетика Толстого и проблемы творчества / Н. М. Фортунатов //Яснополянский сборник, 1980: Статьи, материалы, публикации / Редкол. К. Н. Ломунов и др. Тула: Приок. кн. изд-во, 1981.
- Хализев, В.Е. Художественное миросозерцание Чехова и традиция Толстого / В. Е. Хализев // Чехов и Толстой. М.: Наука, 1980.
- Храпченко, М.Б. Лев Толстой как художник / М. Б. Храпченко. -М.: Советский писатель, 1963.
- Чередниченко, В.И. Типология временных отношений в лирике / В. И. Чередниченко. Тбилиси, 1986.
- Чернейко, Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте / Л. О. Чернейко // Филологические науки. -1994.-№ 2.
- Чичерин, А.В. Ритм образа: Стилистические проблемы / А. В. Чичерин. -М.: Сов. писатель, 1980.
- Чуприна, И.В. Нравственно-философские искания J1. Толстого в 60-е и 70-е годы / И. В. Чуприна. Саратов: Изд-во СГУ, 1974.
- Шарара, X. Принципы психологического анализа в творчестве Л. Толстого 50−70 гг. XIX в.: Дис. .канд. филол. наук: 10.01.01 / X. Шарара. -М., 1968.
- Шевцова, Д.М. Функционирование библейских эпиграфов в художественной структуре романов Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: Автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.01 / Д. М. Шевцова. Н. Новгород, 1997.
- Шепелева, З.С. Л.Н. Толстой / З. С. Шепелева. М., 1960.
- Шкловский, В.Б. Лев Толстой / В. Б. Шкловский. М.: Молодая гвардия, 1967.
- Шкловский, В.Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. М.: Сов. писатель, 1983.
- Шкловский, В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы /В.Б. Шкловский. -М., 1961.
- Эйхенбаум, Б.М. Работы разных лет / Б. М. Эйхенбаум. М.: Советский писатель, 1987.
- Эйхенбаум, Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы / Б. М. Эйхенбаум. Л., 1974.
- Ярская, В.Н. Развитие понятия времени / В. Н. Ярская // Вопросы философии. 1981. — № 3.
- Buckley, J.H. The Triumph of Time. A study of the Victorian Concepts of Time, History, Progress, and Decadence / J.H. Buckley. -Cambridge, Massachusetts, 1966.
- Greenwood, E.B. Tolstoy: The Comprehensive Vision / E.B. Greenwood. New York, 1975.
- Gustafson, Richard F. Leo Tolstoy: Resident and Stranger / R.F. Gustafson. Princeton: Princeton University Press, 1986.
- Lev Tolstoy and the Concept of Brotherhood / edited by Andrew Donskov and John Woodsworth. Ottawa: Legas, 1996.
- Meyerhoff, H. Time in Literature / H. Meyerhoff. Berkeley, 1955.
- Quinones, R.J. The Renaissance Discovery of Time / R.J. Quinones. -Cambridge, Massachusetts, 1972.
- Steiner, G. Tolstoy or Dostoevsky / G. Steiner. New York, 1959.
- Wierzbicka, A. Semantics, culture and cognition: Universal human concepts in culture specific configuration / A.Wierzbicka. New York: Oxford University Press, 1992.
- Zhivolupova, N.V. Existential Metaphors Of Language Consciousness And The Problem Of Language Communication / N.V. Zhivolupova // Discourse On Multilingual Cultures. Tokio, 1999.