Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ударение и его виды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной функцией словесного ударения является функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра. Кроме того, выделяют также словоразличительную функцию, когда ударение служит для различения слов или форм слова (ср. рус. замок — замок, им. п. мн. ч. страны — род. п. ед. ч. страны), и экспрессивную, когда с помощью ударения… Читать ещё >

Ударение и его виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ударение — это выделение слога в слове с помощью различных фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона и т. д.). В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному:

  • 1) силой голоса (при этом нередко происходит удлинение слога): это ударение называется силовым, или динамическим (например, в чешском или в тюркских языках);
  • 2) высотой тона (ударный слог выделяется интонационно, например, повышением основного тона): это ударение называется тоновым, или музыкальным (например, в китайском языке); музыкальное ударение может быть даже политоническим, так как ударный слог может иметь разные интонации, например, восходящую или нисходящую (ср. литов, austi ‘светать' и austi ‘мерзнуть');
  • 3) долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не усиливается): это ударение называется долготным, или количественным (например, в новогреческом, индонезийском, яванском языках).

Исследования в области сравнительно-исторического языкознания позволили высказать предположение, что ударение развилось из тона, на основе которого сначала сформировалось тоновое ударение, а затем динамическое.

В русском языке, согласно традиционной точке зрения, все три типа ударения соединяются вместе, так как ударный слог и самый сильный, и самый долгий, и на нем происходит движение тона (сто повышение или понижение). Однако последние данные экспериментальной фонетики не подтверждают этой точки зрения, так как сила ударного слога зависит от нескольких факторов: 1) от качества гласного, находящегося под ударением (в русском языке, например, самым сильным или громким по звучанию является гласный а, а самым слабым или тихим — ы) 2) от положения гласного в слове: чем ближе к началу слова находится гласный, тем больше его громкость, например, в слове о-ста-но-ви-ли первые гласные будут значительно громче ударного и, так как оба они являются открытыми и находятся в начале слова. Поэтому русское ударение ближе скорее к количественному (или долготному).

В мире, однако, существуют языки (в частности, палеоазиатские), в которых ударение вообще не отмечено.

Кроме фонетических типов ударения, различаются структурные типы. В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение — это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: молоко, на предпоследнем: ворона, на третьем от конца: овощи и т. д.). Связанное ударение — это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке, например, оно находится на последнем слоге, в польском — на предпоследнем, в чешском — на первом, в лезгинском — на втором).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение — это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме, ср., например, ударение в слове вода: ед. ч. им. п. вода, вин. п. воду, мн. ч. им. п. воды и т. д. Неподвижное ударение — это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, ср. ед. ч. им. п. книга, вин. п. книгу, мн. ч. им. п. книги и т. д.; в английском языке, например, ударение неподвижное: место ударения в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе или так называемое побочное ударение (например, четырёхэтажный, пединститут).

В некоторых языках (в частности, в русском, английском) словесное ударение имеет еще одно важное фонетическое свойство: оно обладает способностью вызывать редукцию (т.е. ослабление) гласных в безударных слогах, в связи с чем их звуковые характеристики меняются. В ударных слогах поэтому употребляется значительно больше гласных, чем в безударных (ср., например, ситуацию в русском языке с гласными а и о: если под ударением они различаются, то в безударных слогах не различаются, совпадая после твердых согласных то в звуке [л], то в звуке ]). Это явление хорошо представлено также в немецком и датском языках, где безударные гласные сильно редуцируются, тогда как в испанском — редукция очень слабая, а во многих языках она вообще не наблюдается, например, в итальянском или грузинском языках.

В языках, обладающих ударением, каждое знаменательное слово имеет свое ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли и т. д.) лишены ударения. Эти безударные служебные слова называются клитиками, среди которых различаются проклитики и энклитики. Проклитики (< греч. proklino ‘наклоняю вперед') — это безударные служебные слова, примыкающие к ударным спереди (ср. рус. по долам, по горам). Энклитики (< греч. enklino ‘склоняюсь') — это безударные служебные слова, примыкающие к ударным сзади (ср. рус. сходил бы, что же). Однако иногда в потоке речи эти служебные слова (обычно проклитики) могут «перетягивать» ударение на себя (ср. рус. по воду, на слово, но по ягоды). Эта совокупность слогов знаменательного и служебного, объединенных одним ударением, называется тактом (ср. читал бы, кто-то, на дом).

Основной функцией словесного ударения является функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра. Кроме того, выделяют также словоразличительную функцию, когда ударение служит для различения слов или форм слова (ср. рус. замок — замок, им. п. мн. ч. страны — род. п. ед. ч. страны), и экспрессивную, когда с помощью ударения (в частности, растягивания ударного гласного) создается эмоциональноэкспрессивная окрашенность слова (ср. рус. какой краси-и-вый). В языках со связанным ударением оно выполняет разграничительную функцию, отмечая границы слов.

Наряду со словесным ударением, в лингвистике выделяются синтагматическое и фразовое ударения, функция которых заключается в объединении нескольких слов в синтагму или нескольких синтагм во фразу.

Синтагматическое ударение — это более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме (ср. рус. погода ужасная).

Иногда в целях усиления смысловой нагрузки слова (например, при противопоставлении) синтагматическое ударение переносится с последнего слова в синтагме на любое другое, являющееся смысловым центром высказывания, что ведет к появлению так называемого логического ударения (ср. рус. «я сегодня поеду к бабушке» или «я сегодня поеду к бабушке»).

Фразовое ударение — это интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме или в наиболее важной, но смыслу синтагме (ср. рус. Вчера вечером (первая синтагма), когда часы пробили десять (вторая синтагма), приехал брат (третья синтагма).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой