Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Бедные люди» и традиция сентиментализма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальной антропологии в романе противопоставляется гуманистическая. Гуманистический пафос выражен в словах Девушкина: «Сердцем и мыслями я человек». Речь идёт о нравственной равноправности «маленького человека». Рассмотрение вблизи, в мелочах, как бы в «комнатном масштабе», как в одной из работ сказал о сентиментализме М. М. Бахтин. В другом масштабе маленький человек неразличим (например… Читать ещё >

«Бедные люди» и традиция сентиментализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальной антропологии в романе противопоставляется гуманистическая. Гуманистический пафос выражен в словах Девушкина: «Сердцем и мыслями я человек». Речь идёт о нравственной равноправности «маленького человека» .

В «Бедных людях» гуманизм обладает традиционной, давно знакомой структурой (он смотрит не столько в наше время, сколько в прошлое — как вы понимаете, для нас не так уж актуально открытие того, что не только аристократия и вельможи имеют душу и не только они могут быть героями произведений).

Здесь реализуется сентиментально-просветительская гуманистическая программа. Суть её — в поиске и утверждении того, что у всех нас общее, что всех нас делает людьми, поверх общественных и любых других различий. Главное — в этом общем, в человеческой душе, а не в различиях. И это конкретно применяется к маленьким людям, тем, кого обычно мы не видим, а иногда и притесняем, не считаясь с ними как с людьми. У маленьких людей тоже есть свой внутренний мир, они тоже заслуживают счастья. И еще один характерный поворот темы: в данный момент они несчастливы, страдают.

Георгий Иванов в XX в. скажет: «» Бедные люди" - пример тавтологии, Кем это сказано? Может быть, мной" .

По мысли поэта (в некотором смысле полемической), страдание не является состоянием данного момента, оно присуще человеку сущностно, содержится уже в самом слове «люди», и говорить о нём в поясняющем эпитете избыточно. Характерен также второй мотив, вводимый Ивановым: слова «бедные люди» как будто принадлежат не конкретному автору, а всей русской культуре. Эпитет «бедный», заявив о себе в полную силу в «Бедной Лизе» Карамзина, потом появляется в произведениях других писателей («бедный смотритель», «бедная Дуня» в «Станционном смотрителе» Пушкина, «бедный Евгений» в «Медном всаднике»). Наконец, у Достоевского этот эпитет снова возвращается в название произведения (можно обратить внимание на созвучие «Бедные люди» — «Бедная Лиза»).

Формула закрепилась благодаря многозначности слова «бедный» (и материально неимущий, и заслуживающий сочувствия). Важен и заложенный Карамзиным тематический шлейф: тот самый гуманистический комплекс представлений о нравственной общности всех людей (ср.: «и крестьянки любить умеют» в повести Карамзина).

Именно к сентиментализму восходят практически все компоненты того видения человека, который проявлен в «Бедных людях». Вот самые важные из них:

  • 1. Главный предмет изображения — душа, внутреннее (до этого предметом изображения было нечто внешнее, общезначимое, скажем, подвиг, деяние, приключение). Внешняя событийность может полностью отсутствовать;
  • 2. Частная, а не историческая, национальная жизнь;
  • 3. Рассмотрение вблизи, в мелочах, как бы в «комнатном масштабе», как в одной из работ сказал о сентиментализме М. М. Бахтин. В другом масштабе маленький человек неразличим (например, с точки зрения столетий);
  • 4. Интерес к маленькому, трогательному и беззащитному. Отсюда и фамилия героя — Девушкин;
  • 5. Чувствительность, собственно сентиментальность, особый «слёзный» взгляд на человека. У читателя должно возникнуть сочувствие, сострадание к герою;
  • 6. Роман в письмах жёстко ассоциируется в истории литературы именно с сентиментализмом: так строились романы Руссо, Ричардсона (и даже есть особого рода отсылка в «Бедных людях» к одному из таких сентименталистских произведений: прислугу прозвали Тереза и Фальдони — это имена героев когда-то популярного, а сегодня забытого романа в письмах). Письма — документ из частного, интимного мира; здесь важно раскрытие души от первого лица, момент исповедальности;
  • 7. Сентименталистскую генеалогию, как указал В. В. Виноградов, имеет сюжет формирования души героя, который противопоставляется социальной антропологии натуральной школы. Правда, здесь заметнее всего, как сентименталистский инструментарий подчиняется задачам Достоевского. В романах сентименталистов душа формируется у девушки, героини (например, у Руссо «новой» становится именно Юлия-Элоиза) под влиянием более опытного, духовно зрелого героя. У Достоевского это происходит с героем. Не случайно и мотив записок-воспоминаний здесь тоже меняет привязку. У сентименталистов записки о прошлом пишет на основе своего большого жизненного опыта герой, и читает его героиня, тем самым приобщаясь к опыту большой жизни и многое понимая. У Достоевского пишет Варенька, а читает Девушкин.

Достоевский бедные люди диалогизм.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой