Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия: На примере немцев, выехавших из стран СНГ на постоянное место жительства в Германию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социально-психологическая адаптация личности обеспечивает достижение соответствия между личностью (ее интересами, потребностями, возможностями) и социальной средой. В условиях радикальных изменений социально-психологическая адаптация может стать проблемой. Мигранты, переселение которых происходило по принципу объединения с материнским этносом, испытывают проблемы социально-психологической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные подходы к исследованию социально-психологической адаптации и межгруппового восприятия
    • 1. Определение адаптации и основные подходы к ее изучению
    • 2. Адаптация к иной этнокультурной среде и межгрупповое взаимодействие
    • 3. Межгрупповое восприятие в условиях социальнопсихологической адаптации переселенцев
  • Выводы
  • Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия
    • 1. Программа исследования
      • 1. 1. Описание объекта исследования
      • 1. 2. Методы исследования и технический инструментарий
    • 2. Особенности социально-психологической адаптации г переселенцев
      • 2. 1. Мнение респондентов о причинах, мотивах переселения
      • 2. 2. Интегральные показатели адаптированности
      • 2. 3. Типы социально-психологической адаптации переселенцев. Социально-психологические особенности переселенцев с различным типом адаптации
      • 2. 4. Социально-психологическая адаптированность в зависимости от сроков проживания в новой социальной среде
      • 2. 5. Взаимосвязь личностных особенностей и показателей адаптации переселенцев
      • 2. 6. Возрастные и тендерные особенности адаптации
    • 3. Межгрупповое восприятие в условиях адаптации к новой социальной среде
      • 3. 1. Интегрирующие и дифференцирующие компоненты межгруппового восприятия
      • 3. 2. Особенности межгруппового восприятия в зависимости от сроков проживания в новой социальной среде
      • 3. 3. Взаимосвязь личностных особенностей переселенцев и особенностей межгруппового восприятия
      • 3. 4. Возрастные и тендерные особенности межгруппового восприятия
    • 4. Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия
      • 4. 1. Взаимосвязь отдельных показателей социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия
      • 4. 2. Особенности межгруппового восприятия в зависимости от типа адаптации
  • Выводы

Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия: На примере немцев, выехавших из стран СНГ на постоянное место жительства в Германию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Личность в процессе своего развития и развития общества постоянно сталкивается с необходимостью социально-психологической адаптации к новой реальности. В условиях радикальных изменений социально-психологическая адаптация может стать проблемой. В настоящее время особенно актуальными являются вопросы, связанные с проблемами социально-психологической адаптации переселенцев в новой социальной среде. Миграции отдельных этнических групп происходят, в большинстве случаев, по принципу их «вытеснения» из республик, отстаивающих суверенитет, и объединения с материнским этносом. За период с 1980 г. по 1999 г. из стран СНГ в Германию выехало 1.806.606 человек (173). Однако даже в случае объединения с материнским этносом далеко не всегда социально-психологическая адаптация протекает безболезненно. Миграция ставит человека перед необходимостью реадаптации, так как прежние привычные формы взаимодействия с окружающей средой не соответствуют новым социальным условиям. Процесс адаптации может длиться достаточно долго, а его продолжительность исчисляться не временными интервалами, а поколениями.

Возвращение переселенцев в страну первоначального выхода связано с рядом социально-психологических проблем. С одной стороны, это причины, повлекшие процесс переселения, с другой — сложности, связанные с социально-психологической адаптацией в новой социальной среде. Их необходимо рассматривать как взаимосвязанные.

Одной из причин миграции может быть излишне жесткая политика руководства страны (или нескольких стран), игнорирующая интересы отдельных этнических групп, но определяющая судьбы людей, являющихся представителями данного этноса. История показывает, что в условиях обострения межнациональных отношений судьбы людей определяются именно на основе национальной принадлежности, жестко и безапеляци-онно, особенно по отношению к представителям некоренного этноса. Решение об эмиграции принимается, в основном, в том случае, когда человек не в силах отстоять свои права, изменить реальную действительность или измениться сам, приспосабливаясь к объективным условиям. Последствия, возникшие как ответ на решение или ряд решений по отношению к этническим группам, могут возникнуть либо сразу, либо по истечении длительного периода времени, иметь отсроченный характер. Миграцию можно рассматривать как выход из создавшегося положения по типу избегания. Гуманный подход, уважение прав человека при принятии решений, сказывающихся на жизнедеятельности отдельных этнических групп, обеспечивает возможность избежать трагедий в человеческих судьбах.

Проблема, связанная с уже совершившимся актом переселения этнической группы по принципу объединения со своим этносом, — это проблема социально-психологической адаптации. Она и является непосредственной областью нашего исследования.

Под социально-психологической адаптацией мы понимаем процесс включения личности во взаимодействие с социальной средой, предполагающий ориентировку в ней, осознание проблем, возникающих в ходе этого взаимодействия, и нахождение путей их разрешения, выбор наиболее адекватной для нее деятельности в данных условиях с целью достижения соответствия между собой (своими интересами, потребностями, возможностями) и социальной средой. Наиболее успешная адаптация имеет место в том случае, когда потребности и потенциал личности гармонируют с потребностями социальных общностей, в которые она включена (малых и больших социальных групп), с условиями окружающего мира.

Восприятие, являющееся процессом познания действительности, выступает необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Познавательная и регуляторная функции восприятия являются основными в жизнедеятельности индивида. Поэтому, изучая социальнопсихологическую адаптацию переселенцев, мы уделяем такое пристальное внимание характеру межгруппового восприятия, в частности, восприятию переселенцами особенностей тех людей, с которыми они взаимодействуют (переселенцев в целом и местных жителей), а также их самовосприятию («Я-реальное» и «Я-идеальное»).

Целью исследования являлось изучение взаимосвязи социально-^ психологическои адаптации переселенцев и межгруппового восприятия в новой социальной среде.

Объектом исследования выступили представители этнической группы немцев России и других стран СНГ, переселившихся на постоянное место жительства в Германию. На предварительном этапе, в исследовании, проведенном в 1995 г., было опрошено 39 человек. В рамках ос-^ новного исследования в 1998 г. был опрошен 71 респондент. В общей сложности опрошено 110 человек. Выборка являлась разнородной по полу, возрасту (от 16 до 80 лет), знанию языка, сроку проживания в Германии (от 1 года до 26 лет), месту выезда (это бывшие представители Киргизии, Казахстана, России и других стран СНГ). В основной своей массе это люди, выехавшие из селений и получившие специальности, необходимые в данных местностях, — механизаторы, строители, воспитатели и т. д. Таким образом, выборка отражает генеральную совокупность людей, являвшихся объектом исследования.

Предметом исследования являлась взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия в новых социальных условиях.

Теоретическая значимость исследования. В настоящее время отсутствуют работы, в которых бы изучалась взаимосвязь социально-психологической адаптации и межгруппового восприятия. В своем исследовании мы акцентируем внимание на выявлении взаимосвязи как отдельных показателей адаптированности, таких как социальное самочувствие, интеграция с местным населением, так и адаптированности в целом с особенностями межгруппового восприятия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные в исследовании интегральные показатели адаптированности и особенности межгруппового восприятия можно использовать для диагностики социально-психологической адаптированности личности.

Гипотезы исследования:

1. Взаимосвязь социально-психологической адаптации с особенностями межгруппового восприятия заключается в том, что с ростом уровня социально-психологической адаптации переселенцев уменьшается дифференциация в межгрупповом восприятии. Поляризованность суждений снижается, а оценки становятся ближе к средним значениям (крайне негативные, как и крайне позитивные оценки в отношении другой группы усредняются).

2. Социально-психологическую адаптацию переселенцев характеризует совокупность ее показателей, к числу которых относятся субъективные оценки: социального самочувствия, интеграции во взаимодействии с естным населением, активности, согласованности со средой, возможности достижения целей в будущем (оптимизм). Оптимально адаптированными являются те переселенцы, у которых данные показатели выражены выше среднего.

3. Адаптированность переселенцев в отдельных аспектах их жизнедеятельности связана с восприятием выраженности определенных качеств, группируемых по разным основаниям.

В соответствии с поставленной целью и гипотезами решались следующие задачи:

1. Проведение теоретического анализа состояния проблемы социально-психологической адаптации и межгруппового восприятия в психологической науке, рассмотрение существующих подходов к ее решению, обобщение результатов эмпирических исследований.

2. Определение показателей социально-психологической адаптиро-ванности переселенцев.

3. Выявление интегрирующих и дифференцирующих компонентов межгруппового восприятия.

4. Разработка методик исследования социально-психологической адаптации переселенцев и их межгруппового восприятия.

5. Изучение взаимосвязи как отдельных интегральных показателей социально-психологической адаптированности (социального самочувствия, включенности во взаимодействие с местным населением), так и адаптированности в целом с особенностями межгруппового восприятия.

6. Анализ взаимосвязи социально-психологической адаптированности переселенцев и особенностей их межгруппового восприятия с личностными, возрастными и тендерными характеристиками, со сроком проживания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологическая адаптация переселенцев в новой социальной среде определяется такими интегральными показателями, как: оценка социального самочувствиявключенность во взаимодействие с местным населением (по типу интеграции) — активность переселенца в достижении целейсогласованность индивида и средыоптимизм. Основными из них выступают оценка социального самочувствия и интеграция с местным населением. Социально-психологическая адаптированность переселенцев как интеграция с местным населением имеет более выраженную динамику во времени по сравнению с изменением социального самочувствия.

2. Субъективные оценки социального самочувствия и интеграции с местным населением имеют неоднозначный характер взаимосвязи. Переселенцы при высоком уровне социального самочувствия могут иметь низкую интеграцию с местным населением, и наоборот. Сочетание выраженности интегральных показателей адаптированности определяет тип социально-психологической адаптации переселенцев с присущими ему характерными индивидуальными особенностями и особенностями межгруппового восприятия. Оптимально адаптированными являются те переселенцы, у которых показатели социального самочувствия, интеграции с местным населением, активности, согласованности со средой, оптимизма выражены выше среднего.

3. Показатель социального самочувствия в большей степени взаимосвязан с восприятием качеств, характеризующих адаптированность индивида (осведомленность, уверенность и др.). Показатель интеграции с местным населением связан с восприятием качеств, характеризующих отношение к другим, дистантность с людьми (открытость, доверчивость, интернационализм, коллективизм, гостеприимность и др.).

4. С ростом уровня адаптации местные жители воспринимаются менее закрытыми, а сам переселенец — более осведомленным, уверенным. Значимыми для переселенцев остаются такие качества, как открытость, гостеприимство. В целом при оптимальном типе социально-психологической адаптации дифференциация в межгрупповом восприятии уменьшается. Поляризованность суждений снижается, хотя и не исчезает, а оценки становятся ближе к средним значениям (крайне негативные, как и крайне позитивные оценки в отношении другой группы, усредняются).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, а также социологов, философов, историков, этнографов по проблемам адаптации и межгруппового восприятия. Исследование включает изучение социально-психологических явлений на межгрупповом уровне, поэтому в его основу также входят работы в области межгрупповых отношений. Основопола гающими в нашем исследовании являются работы, посвященные исследованию развитию личности в процессе ее жизнедеятельности.

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются работы Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Е. В. Шороховой и др., посвященные изучению развития психики людей. Для нашего исследования важными являются идеи о том, что в процессе жизнедеятельности индивида развивается психика, формируется личность, приобретая характерные черты, свойственные людям, живущим в ^ данную эпоху, в данном обществе, группе.

В условиях радикальных социальных изменений возникает необходимость реадаптации, так как прежние, привычные формы взаимодействия с окружающей средой не соответствуют новым социальным условиям. При этом, как правило, окружающее воспринимается незнакомым, недифференцированным, непонятным. Необходимо время для того, чтобы адап-^ тироваться к новым условиям. Учитываются работы по проблеме психологии личности и группы в изменяющихся условиях А. В. Брушлинского, А. Л. Журавлева и др. В исследовании проблемы адаптации в новых условиях мы опираемся также на работы таких отечественных психологов как: А. А. Алдашева, А. Л. Журавлев, О. И. Зотова, И. К. Кряжева, И. А. Милославова, А. А. Налчаджян, А. М. Растова, Т. И. Ронгинская, Н. А. Свиридов, С. Н. Пустовалов, Е. В. Таранов и др. В основу нашего ис-Йг следования также легли разработки в области социологии (Л.В.Корель,.

Кузнецов П.С. и др.), философии (А.Б.Георгиевский, М. В. Ромм и др. Социально-психологическая адаптация как включенность личности во взаимодействие со средой представляется как процесс разрешения противоположных тенденций — слияния с социумом, с одной стороны, и самоопределения, выделения собственной индивидуальности, с другой (Кряжева И.К., 62).

Важными для понимания социально-психологических проблем, возникающих у переселенцев в новых этнокультурных условиях являются разработки отечественных психологов, внесших большой вклад в этнопсихологию (В.В.Гриценко, Н. М. Лебедевой, В. П. Левкович,.

Т.Г.Стефаненко, И. А. Хрусталевой и др.), а также историков и социологов (Д.Дальман, Ж. А. Зайончковской, Е. И. Филипповой и др.) Н. М. Лебедева, изучая этнокультурную адаптацию русских старожилов Закавказья, эмпирическим путем выявила такой наиболее оптимальный вид адаптации, как интеграция, описала характер влияния межкультурной дистанции и целостности группы на адаптацию к инокультурному окружению, выде-^ лила такие основополагающие показатели успешной аккультурации на психологическом уровне, как позитивная этническая идентичность и этническая толерантность. В основу исследования также были взяты теории, разработанные зарубежными этнопсихологами, исследовавшими проблемы адаптации в иной этнокультурной среде: теория аккультурации Дж. Берри, описывающая варианты адаптации в новой этнокультурной I средесоциальной поддержки и культурного шока А. Фенхема и.

С.Бочнеравыделенные К. Обергом аспекты культурного шока, а также ii j теория Э. В. Стоунквиста, в которой дается описание становления маргинальной личности, ощущающей конфликт двух культур (и этапы ее становления) и др.

Социально-психологические явления, возникающие при взаимодействии переселенцев с местными жителями, могут быть объяснены в рам-|г ках психологии межгрупповых отношений, поэтому в основу исследования легли теории социальной идентичности Г. Тэджфелла и самокатегоризации Дж. Тернера. В современной отечественной психологии базовыми в изучении психологии больших групп, межгрупповых отношений и межгруппового восприятия, являются методологические и теоретические положения, разработанные такими психологами, как: В. С. Агеев, Г. М. Андреева, Г. Г. Дилигенский, И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, Б. Ф. Поршнев, !>", В. П. Позняков, И. Р. Сушков, Е. В. Шорохова, Г. Шпет и др. Если рассматривать межгрупповые отношения, обусловленные принадлежностью людей к разным этнокультурным группам, то осознание особенностей той или иной общности людей, в том числе этнической, является продуктом или результатом межгруппового контакта. При изучении особенностей межгруппового взаимодействия особое внимание уделяется таким феноменам, как: межэтническая напряженность, этническое сознание и самосознание, интегрирующие и дифференцирующие компоненты этнического сознания, этнические стереотипы, этноцентризм (И.Б.Андрущак, Г. У. Кцоева (Солдатова), В. П. Левкович, Л. И. Науменко, и др.). Так, Л. И. Науменко подчеркивает, что помимо объективных факторов, обуславливающих межгрупповую интеграцию или дифференциацию, большую роль играют субъективно воспринимаемые и оцениваемые представителями этногрупп социокультурные различия либо сходство между ними (93). В исследовании восприятия мы опираемся на работы СЛ. Рубинштейна и др. Восприятие, являющееся процессом чувственного познания действительности, выступает необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Мы считаем, что на основе характера восприятия, его модальности, акцентуации на определенных характеристиках социального окружения и самого себя можно судить об уровне адапти-рованности личности.

Таким образом, в нашем исследовании, посвященном выявлению взаимосвязи социально-психологической адаптации переселенцев с особенностями межгруппового восприятия учитываются выявленный психологами такой наиболее оптимальный тип адаптации, как интеграция, а также значимость исследования интегрирующих и дифференцирующих компонентов межгруппового восприятия, как показателей межгрупповых отношений.

Научная новизна исследования. Определен свой подход к изучению социально-психологической адаптации, заключающийся в следующем:

Выделены интегральные показатели социально-психологической адаптированности переселенца, представляющие собой субъективные оценки социального самочувствия, интеграции во взаимодействии с местным населением, активности в достижении целей, согласованности индивида и среды, оптимизма.

Разработаны авторские методики для исследования адаптированности, а также интегрирующих и дифференцирующих компонентов межгруппового восприятия.

Выявлена взаимосвязь как отдельных показателей адаптированности, таких как социальное самочувствие, интеграция с местным населением, так и адаптированности в целом с особенностями межгруппового восприятия. Социальное самочувствие в большей степени связано с восприятием и оценкой качеств, характеризующих адаптированность переселенца («Я-реальное»), а интеграция с местным населением — с гетеростереотипами по группе качеств, характеризующих отношение к другим людям, дис-тантность (коллективизм, открытость, интернационализм). При оптимальной адаптированности личности отмечается меньшая дифференциация в межгрупповом восприятии, но различия остаются.

В соответствии с целями и задачами исследования использовались такие методы исследования, как теоретический анализ литературных источников, обобщение и интерпретация научных данных. Основным методом получения эмпирических данных являлся опрос. В качестве дополнительного метода для анализа ответов на открытые вопросы анкеты использовался контент-анализ. В число опросных методик входили:

1. Авторская анкета, направленная на измерение уровня социально-психологической адаптированности, а также выявление мотивов выезда, сроков проживания в Германии, социально-демографических характеристик и др.

2. Авторская методика изучения интегрирующих и дифференцирующих компонентов межгруппового восприятия.

3. Для изучения личностных характеристик были применены: а) Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (87) — б) 5-ти факторный опросник (Five-Factor Inventory) Мс Crae и Costa Р.Т. (178), переведенный с английского языка и адаптированный С. Д. Бирюковым.

При организации исследования использовался метод поперечных срезов.

Данные эмпирического исследования были обработаны и проанализированы с использованием современных математико-статистических методов (кластерного, факторного и др.) в программе STATISTICA 5.5.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием программ и методик, адекватных целям и задачам исследования, согласованностью результатов, полученных с использованием разных ме тодов, тщательной математико-статистической обработкой данных.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии, докладывались на Международной конференции «Этническая психология и общество» в 1997 г., заседании круглого стола «Кто мы в современном мире» 12.02.1998 г., а также на отчетной сессии Института психологии РАН 8.02.2001г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, общих выводов по результатам исследования, заключения, списка литературы, включающего 184 наименования, и 5 приложений. Работа содержит 26 таблиц, 1 график, 2 рисунка. Объем диссертации без списка литературы и приложений составляет 139 страницы.

ВЫВОДЫ.

1. К интегральным показателям социально-психологической адаптированности относятся: социальное самочувствиеинтеграция во взаимодействии с местным населением (интеграция) — активность в достижении целисогласованность индивида и средыоптимизм (возможности добиться поставленной цели в будущем). Такой интегральный показатель социально-психологической адаптации, как интеграция с местным населением, имеет более ярко выраженную динамику во времени, чем социальное самочувствие.

2. Сочетание выраженности интегральных показателей адаптированности определяет тип социально-психологической адаптации. Выявлено, что переселенцы могут давать высокую оценку своего социального самочувствия и при этом не быть включенными во взаимодействие с местным населением, и наоборот. Оптимально адаптированными являются переселенцы, у которых показатели социального самочувствия, интеграции с местным населением, активности, соответствия между индивидом и средой, оптимизма выражены выше среднего.

3. Выявлены интегрирующие и дифференцирующие компоненты межгруппового восприятия. Интегрирующие компоненты составили качества, характеризующие: отношение к делу — ответственность, аккуратность, трудолюбие, бережливость (эти качества воспринимаются ярко выраженными как у переселенцев, так и у местных жителей) — отношение к людямдоброта, дружелюбие (хотя эти качества не являются ярко выраженными). Дифференцирующие — качества, характеризующие: адаптированность переселенцев (осведомленность, уверенность, спокойствие, независимость). Степень выраженности этих качеств, значительно ниже, чем у местных жителейотношение к другим людям, дистантность (интернационализм, коллективизм, гостеприимство, открытость, доверчивость). Переселенцы считают, что у них эти качества выражены в большей степени, а у местных жителей эти качества не выражены. По сравнению с местными жителями немецкой национальности переселенцы воспринимают себя более эмоциональными.

4. Выявлена взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия. С ростом социально-психологической адаптированности поляризованность суждений уменьшается, а оценки становятся ближе к средним значениям.

4.1 Различия в восприятии степени выраженности качеств у местных жителей и себя лично уменьшаются, но не стираются. Уменьшается дифференциация в восприятии степени выраженности качеств у местных жителей и себя лично по качествам, характеризующим адаптированностъ индивида (переселенцы начинают оценивать себя более осведомленными, уверенными, независимыми, спокойными). Вместе с тем, различия все же остаются, что говорит о том, что процесс адаптации переселенцев длится долгое время и может исчисляться не годами, а поколениями. Уменьшается дифференциация по качествам, характеризующим отношение к другим людям, дистантность. Такие качества как открытость, коллективизм, интернационализм, гостеприимность с ростом социально-психологической адаптированности начинают воспринимаются у местных жителей более выраженными, но высоко выраженными не становятся. Различия по этим качествам хотя и значительно уменьшаются, но все же остаются. Оценки себя лично остаются высокими. Таким образом можно сказать, что эти автостереотипы характеризуются устойчивостью.

4.2 С ростом социально-психологической адаптированности максимальное сходство в восприятии степени выраженности качеств у переселенцев в целом и у себя, с одной стороны, и у местных немцев, с другой, может уменьшаться. Это отмечается по качествам, характеризующим отношение к делу, воспринимаемым ярко выраженными. Уменьшение сходства происходит за счет восприятия этих качеств у местного населения как менее выраженных.

4.3. С ростом социально-психологической адаптированности переселенцев увеличиваются различия между собой и переселенцами в целом (которые продолжают прибывать), но остается и сходство. Переселенцы начинают оценивать себя лично более адаптированным, а переселенцев в целом менее адаптированными. Качества, характеризующие отношение к другим, дистантность (коллективизм, интернационализм, гостеприимность) воспринимаются у себя лично («Я-реальное» и «Я-идеальное») выраженными в большей степени, чем у переселенцев в целом, что подтверждает устойчивость этих стереотипов.

5. Показатель социального самочувствия в большей степени связан с восприятием качеств, характеризующих адаптированность индивида (осведомленность, уверенность, спокойствие, свобода и др.). Показатель включенности во взаимодействие с местным населением — с восприятием j качеств, характеризующих отношение к другим (открытость, доверчивость, интернационализм, коллективизм, гостеприимность и др.). Наименьшая дифференциация в межгрупповом восприятии отмечается у переселенцев с оптимальным типом социально-психологической адаптации. Максимальная — у переселенцев с низким социальным самочувствием, низкой интеграцией во взаимодействии с местным населением.

6. Выявлены особенности переселенцев с разным типом социально-психологической адаптации. Переселенцы, у которых выявлен оптимальный тип социально-психологической адаптации характеризуются низким нейротизмом, высокой экстраверсией, дружелюбием, сознательностью. Они быстрее и легче адаптируются в новой социальной среде, освобождаются от стереотипных и полярных суждений. Выявлено, что характер межгруппового восприятия переселенцев более старшего возраста отличается большей позитивностью в оценках. Уровень интеграции с местным населением выше у переселенцев более старшего возраста: они лучше владеют немецким языком, в большей степени считают, что местные жители приняли их приняли как своих немцев.

В целом, процесс социально-психологической адаптации представителей этнической группы немцев из стран СНГ, переселившихся в Германию на постоянное место жительства, облегчается тем, что переселение происходит по принципу восстановления родственных связей. Так же как для немцев, проживающих в России и других стран СНГ, наиболее значимым являлся такой компонент этнического сознания, как отношение к делу (трудолюбие, аккуратность, ответственность), теперь выявлена тенденция к сохранению такого компонента этнического сознания, как отношение к другим людям: коллективизм, гостеприимность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-психологическая адаптация личности обеспечивает достижение соответствия между личностью (ее интересами, потребностями, возможностями) и социальной средой. В условиях радикальных изменений социально-психологическая адаптация может стать проблемой. Мигранты, переселение которых происходило по принципу объединения с материнским этносом, испытывают проблемы социально-психологической адаптации. Миграция ставит человека перед необходимостью реадаптации, так как прежние привычные формы взаимодействия с окружающей средой не соответствуют новым социальным условиям. Для переселенцев, воссоединившихся со своим материнским этносом, важны не только хорошие социальные условия, не менее важно их мнение о том, что местное население приняло их как «своих», что в нашем исследовании являлось одним из основных показателей социально-психологической адаптированности личности. Социально-психологическую адаптацию переселенцев мы изучали во взаимосвязи с особенностями их межгруппового восприятия. Цель исследования, заключающаяся в выявлении взаимосвязи социально-психологической адаптации и межгруппового восприятия, могла быть достигнута только после выделения интегральных показателей социально-психологической адаптированности, а также выявления интегрирующих и дифференцирующих компонентов межгруппового восприятия.

Определен свой подход к изучению социально-психологической адаптации. В результате исследования выделены интегральные показатели социально-психологической адаптированности переселенца, такие как: социальное самочувствие, интеграция во взаимодействии с местным населением, активность в достижении целей, согласованность индивида и среды, оптимизм. Использование совокупности интегральных показателей адаптированности позволяет получить более охватывающую информацию об адаптированности личности. Определены-типы социально-психологической адаптации переселенцев.

Выявлены интегрирующие компоненты межгруппового восприятия переселенцев (отношение к делу) и дифференцирующие (адаптированность и дистантность в отношениях с другими людьми).

Выявлено, что отдельные интегральные показатели социально-психологической адаптированности взаимосвязаны с определенными компонентами межгруппового восприятия. Наименьшая дифференциация межгруппового восприятия отмечается у переселенцев с оптимальным типом социально-психологической адаптации.

Получены интересные данные о неоднозначной взаимосвязи интегральных показателей адаптированности. Возникает необходимость более глубокого изучения вопроса взаимосвязи между интегральными показателями социально-психологической адаптированности, выявления детерминирующих факторов, определяющих варианты взаимосвязи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. 239с.
  3. А.А. Психологическая адаптация специалистов. Автореф. .докт. психол. наук. М.: ИПРАН, 1995.
  4. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
  5. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы. М.: Аспект Пресс, 2001. 288 с.
  6. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 288.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. 373 с.
  8. Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям учебы в ВУЗе. Человек и общество. Л., 1973. Вып. 13.
  9. И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 1998.
  10. Ю.Анохин П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т.1, № 1 с. 19−54. 25 с.
  11. Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М., 1978. С.3−20.
  12. Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР: Программа, методика и перспективы исследования // Советская этнография. 1972. № 3. С.316−330.
  13. В.А., Чеботарева В. Г. История российских немцев в документах. В 2-х томах. М.: МИГУП, 1993.
  14. О.П. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в трудовом коллективе (на материалах радиопромышленности). Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М.: МГУ, 1988. 16 с.
  15. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. Вопросы психологии. 1989, № 1. С. 92−100.
  16. Н.В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей // Социальная психология. -JL: Изд-во Ленинград. Унта, 1979. С.219−226.
  17. П.Г. Социально-психологические подходы к перцептивным процессам //Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  18. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.311 с.
  19. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.271 с.
  20. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 199.
  21. Большая советская энциклопедия. М: Изд-во Советская энциклопедия. 3-е изд. 1970.
  22. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. С. 414.
  23. А.В. Проблемы психологии субъекта. М: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
  24. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе. // Психологический журнал. 1996. № 6. С. 30−37.
  25. М.П., Русалинова А. А. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве // Человек и общество. Вып.УШ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. С.51−55.
  26. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 268с.
  27. Т.С. Социально-психологическая адаптация лиц с психическими расстройствами невротического типа. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1996. 20 с.
  28. Г. А., Оконская Н. Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Вып.7. Пермь, 1975. С134−143.
  29. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1960. 500 с.
  30. А.Б. Эволюция адаптаций. Историко-методологическое исследование. Л. Изд-во: Наука, 1989. 188 с.
  31. Ф.Д. Детерминация психических состояний // Вопросы психологии. № 5. 1971. С. 20−30.
  32. С.А. Жизненные ориентации и национальный характер российских немцев // Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. С. 439−440.
  33. В.В. Влияние культурных различий на адаптацию русских переселенцев из стран ближнего зарубежья в России // Психологический журнал. М. 2000, том 21, № 1. С.78−86.
  34. В.В. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов из стран Средней Азии и Казахстана в России // Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. С. 306−320.
  35. Д. Менталитет советских немцев (перевод Ю.Л.Петрова) // Немцы Москвы: исторический вклад в культуру столицы. М., 1997.
  36. X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979.
  37. У. Психология. М.: Педагогика, 1991. С. 369.
  38. Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших групп // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. 295 с.
  39. Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской социальной психологии (критический анализ). Дисс.канд. психол. наук. М.: МГУ, 1985.
  40. П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1972. С. 23.
  41. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. Авто-реф. дисс. .канд. психол. наук. JI.: ЛГУ, 1989, 15 с.
  42. A.JI. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений. Дисс. в виде научного доклада. докт. психол. наук. М.: ИП РАН, 1999. 132 с.
  43. Д.Н. Парадигма «полисистемность + развитие» в исследовании практического мышления // Системные исследования в общей и прикладной психологии. Сборник научных трудов. Набережные Челны: МАПН, КГТУ, ИП РАН, 2000. С. 118−144.
  44. .А. Миграционные связи России // Миграционные процессы после распада СССР. Программа по исследованию миграции. Вып 5. М., 1994.
  45. В.Я. О понятиях «развитие личности», «социализация», «воспитание». Новосибирск, 1975.
  46. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С. 173−188.
  47. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. С.219−233.
  48. Н.К. Современные западные концепции межкультурной коммуникации (модели индивидуального поведения в ситуации контакта культур). Дисс. .социол. наук. М.: МГУ, 1994.
  49. Т.С. Социальное регулирование процессов образования, развития и самоидентификации переселенческих этнических групп. Автореф. дисс. .докт. филос. наук. М.: РАГС, 1997.
  50. Н. От маргинализации до интеграции: стратегия аккультурации в различных группах национальных меньшинств в Латвии // Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. С. 289−305.
  51. Г. Две функции референтной группы // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
  52. Г. Процесс каузальной аттрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
  53. С.В. Адаптация личности как социальное явление. Автореф. .канд. философ, наук. Д.: ЛГПИ, 1978. 20 с.
  54. С.В. К вопросу о социально-психологических аспектах процесса адаптации // Философские проблемы этики и эстетики. Барнаул, 1976.
  55. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М.: Наука, 1971.
  56. Кон И. С. Социализация. БСЭ. 3-е изд., т.24.
  57. С.И. Социально-психологическая адаптация спортсменов высокой квалификации с учетом параметров их индивидуальности. Дисс.. канд. психол. наук. Томск.: ТГПУ, 2000.
  58. JI.B. Социология адаптаций: этюды апологии. Новосибирск.: ИЭОПП СО РАН, 1997. 159 с.
  59. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1998.
  60. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1980. 24 с.
  61. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: СГУ, 1991.76 с.
  62. В.Н., Сушков И. Р., Ципцюк В. Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений // Психологический журнал. 1979. Т. 12. № 1. С.31−39.
  63. Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность: эволюционный аспект // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. С.76−102.
  64. Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М: ИП АН СССР, 1985. 24 с.
  65. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад, 1998. С. 316.
  66. Н.М. Новая русская диаспора. М.: ИЭА РАН, 1995. 299 с.
  67. Н.М. Особенности социальной перцепции в процессе этнокультурной адаптации переселенческих групп. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1989. 23 с.
  68. Н.М. Социальная психология аккультурации этнических групп. Автореф. дисс. .докт. психол. наук. М.: РАГС, 1997. 57 с.
  69. К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. 364 с.
  70. В.П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально- психологический феномен (на материале исследования этнических групп Узбекистана) // Психологический журнал. Т. 16. 1995. № 2. С.70−81.
  71. В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана // Психологический журнал. Т. 17. № 6. 1996. С.72−81.
  72. В.П., Панкова Н. Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М.: Изд-во Наука, 1985. С.138−153.
  73. В.П., Панкова Н. Г. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания. Психологический журнал. Том 4. № 4. 1983. С. 64−74.
  74. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584с.
  75. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  76. П., Норман Д. Переработка информации человеком. М., 1974. С. 502.
  77. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.444 с.
  78. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Ленинград.: Наука, 1983. 176 с.
  79. С.В. Социальная перцепция и межличностные отношения в многонациональных студенческих группах вузов // Личность в системе межнациональных отношений. Баку: Изд-во Элм, 1985. С.73−77.
  80. Н.Р. Межнациональное общение: методологические проблемы этносоциологического исследования. М.: Институт социологии АН СССР, 1990. 199 с.
  81. Э.С. К пониманию специфики человеческого общения как адаптивной системы. // Географические аспекты экологии человека. М., 1975.
  82. В.Л. Классификация адаптивных форм // Кибернетика и философия. Рига.: Зинатне, 1977. С. 107−110.
  83. Н.Н. Психологические проблемы адаптации молодежи в современных условиях // Проблемы социальной психологии XXI столетия. Том 2. Ярославль: МАПН, 2001. С. 173- 177.
  84. Н.Н. Процесс социально-психологической адаптации. Подходы к изучению // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология. Сборник научных трудов. / Под ред. Батурина Н. А. Челябинск: Изд-во ЮрУрГУ, 1998. Том 1. С.31−49.
  85. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом БАХРАХ, 1908. С.457−465.
  86. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Вып.2. Л., 1973.
  87. И.А. Структура социальной адаптации // Герценовские чтения XXYIII Философия и социальная психология. 1976. С. 109−114.
  88. Н.Б. Психологическое исследование ситуации эмиграции // Психологический журнал. Том 21. № 1. М., 2000. С. 26−38.
  89. А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях. Автореф. дисс. канд. .психол. наук. М.: Инт психологии АН СССР, 1991. 20 с.
  90. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.262 с.
  91. Л.И. Особенности социальной перцепции внутригрупповой интеграции и межгрупповой дифференциации. Дисс. .канд. психол. наук. М.: ИОЛ РАН, 1992.
  92. Р. Особенности межличностного восприятия в международных коллективах. Дисс.канд. психол. наук. М.: МГУ, 1985.
  93. Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков. Автореф. .дисс. .канд. психол. наук. М.: РАГС, 1997. 24 с.
  94. B.C. Методологический анализ социально-психологической адаптации личности. Л., 1977.97.0шуркова Н. А. Динамика социально-психологической адаптации. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М.: АУ им. Серго Ордженикидзе, 1995. 20 с.
  95. В.Н. Еврейская эмиграция: мотивы, барьеры, трансформация идентичности // Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. С.321−335.
  96. В.Н. Социально-психологическое исследование личности и группы в условиях отрыва от адаптивной социальной среды (на примере морских грузовых транспортных судов морского флота). Л.: ЛГУ, 1973. 16 с.
  97. .Д., Милославова А. И. К вопросу о социально-психологической адаптации молодежи к труду // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль, 1971.
  98. В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 400с.
  99. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО Горбунок, 1992. 224 с.
  100. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 435 с.
  101. В.П. Динамика межгрупповых отношений в трудовом коллективе в условиях организационно-экономического нововведения. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М.: Институт психологии АН СССР, 1991.23 с.
  102. В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2000. 220 с.
  103. В.П. Психология межгрупповых .отношений // Современная психология / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999. Стр. 539−546.
  104. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966.
  105. Г. И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973.
  106. Л.Г., Бородко А. А. Показатели адаптации личности в производственном коллективе // Личность и деятельность. Л: Изд. ЛГУ, 1982. С. 146−151.
  107. Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М: Наука, 1980. 280 с.
  108. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. Пермь, 1978.
  109. Психологический словарь. М.: Изд-во: Педагогика Пресс, 1996.
  110. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 1998. 639 с.
  111. С.Н. Роль социально-психологических факторов в процессе адаптации иногородних рабочих. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: Институт психологии АН СССР, 1984. 21 с.
  112. Растова J1.M. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности // Труды Алтайского политехнического института. Вып. 37. Барнаул, 1974. С.113−119.
  113. Растова J1.M. Социальная адаптация личности в коллективе. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Томск: ТГУ, 1973. 22 с.
  114. А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СпбУ. Сер.6. 1995. Вып.З. № 20.
  115. А.А. О феномене социально-психологической терпимости личности // Психологический журнал. 1991. № 4.
  116. К. Что значит становиться человеком // Психология личности. Самара: Изд-во БАХРАХ-М, 2000. С.363−378.
  117. М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности (информационный подход). Автореф. дисс.. канд. философ, наук. Новосибирск: СГАТиИ, 1995. 16 с.
  118. Т.И. Изменение личностных характеристик в процессе адаптации студентов. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. JI.: ЛГУ им. Жданова, 1987. 16 с.
  119. Т.И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям. Автореф. дисс. .докт. психол. наук. СПб: СпбУ, 1995. 33 с.
  120. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Академия наук СССР, 1957.328с.
  121. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. 705 с.
  122. Н.А. Семантические образования в восприятии другого человека. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М.: МГУ, 1983. 18 с.
  123. А.А. Социально-психологические факторы производственной адаптации. Тезисы Y съезда Общества психологов СССР. М., 1977, с.167−168.
  124. Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1974. 23 с.
  125. Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социологические исследования. № 4. 1995. Стр. 82−87.
  126. Советский энциклопедический словарь. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1980. С. 22.
  127. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 389.
  128. В.В., Сусоколов А. А. Русские ближнего зарубежья. Проблемы адаптации в российской деревне // Российский этнограф. М.: ИЭА РАН, 1993. № 9.
  129. Т.Г. Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М.: МГУ, 1989. 18 с.
  130. Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993. 79 с.
  131. Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с.
  132. Э.В. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта // Современная зарубежная этнопсихология. Реферативный сборник. М.: Изд-во Института, этнографии им. М. Маклая, 1979. С.90−112.
  133. И. Психология взаимоотношений. М.: Академический Проект, ИП РАН, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 448 с.
  134. Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: Институт психологии АН СССР, 1976. 25 с.
  135. Дж., Оукс П.Дж., Хэслем С. А. и Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. Т.2. № 2(4). 1994. С. 8−17.
  136. М.К. Социальная адаптация ветерана войны в Афганистане. Автореф. дисс. .канд. социол. наук. М.: РАГС, 1993. 17 с.
  137. Г. В. Социально-психологический анализ феномена деловой женщины // Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во Социум, Институт психологии РАН, 2001. С. 77−94.
  138. Т.Д. Социально-психологические аспекты анализа межнационального общения // Личность в системе межнациональных отношений. Баку: Изд-во Элм, 1985.
  139. А. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999.318 с.
  140. А.В. Работа с кадрами. М.: Эргономика, 1990. 167 с.
  141. Е.И. Миграция русского населения из государств нового зарубежья в Псковскую область и особенности адаптации переселенцев. Автореф. дисс. .канд. историч. наук. М.: МГУ, 1995. 24 с.
  142. Философская энциклопедия. Т.5. М. 1970.
  143. Философские проблемы теории адаптации. М.: Мысль, 1975. 277 с.
  144. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1983.
  145. Флейвелл Джон X. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Изд-во Просвещение. 1967.
  146. Т.К. Адаптация в инокультурной среде как социальная проблема. Автореф. дисс.. канд. философ, наук. Волгоград: Волг, мед. академия, 1998. 22 с.
  147. Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 360 с.
  148. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. 140 с.
  149. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». М., 1999.
  150. Н.Е. Психология деятельности и адаптация // Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. С.116−127.
  151. В.Ю. Исследование различных форм выражения этнического самосознания у студентов удмуртов // Психологический журнал. М. Т. 18. № 4. 1997. С.36−42.
  152. Н.С. Психология эмиграции (Социально-психологические и личностные проблемы). Дисс.канд. докт.психол.наук. С-Пб.: С-ПбГУ, 1996.
  153. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. 1996. № 1. Стр. 19−34.
  154. Т. Социальная психология. М., 1999.
  155. П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН- КСП + Академический проект, 1999. 448 с.
  156. Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1969. С. 3−34.
  157. Г. Введение в этническую психологию. М.: ГАХН, 1927. 147 с.
  158. Н.Е. Социальная адаптация личности. Дисс.. канд. со-циол. наук. Саратов: СГТУ, 1999.
  159. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Изд-е первое. Том I. А-ИОРЕСА. СПОСОБ. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1982.
  160. Bandura A. Aggression: Social Learning Analisis N.Y., 1973.
  161. Berry J.W. Immigration, Acculturation and Adaptation. Ontario. 1996.
  162. S. (Ed.). The Social Psychology of Cross-Cultural Relations // Cultures in Contract. N.Y.: Pergamon Press.1982.
  163. Cochen S., Noberman H. Positive events & social support as bufers of life change stress // J. of Applied Social Psychology. 1983. V. 13. P.99−125.
  164. Freud A. Das ich und die Abwehrmechanismen. L. 1946.
  165. Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments. L.& N.Y., 1986.
  166. Goffman E. The presentation of Self in Everyday Life. N.Y. 1959.
  167. Hartmann H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation. New York, 1958.
  168. Helson H. Adaptation level teory // Psychology: a study of a sciene. Ed by Koch. New York, 1959.
  169. Hyman H.H. The Psychology of Status. N. Y. 1932.
  170. Info-Dienst Deutsche Aussiedler. Zahlen. Daten. Fakten. Berlin. Bun-desministerium des Innern. 2001, Nr. l 10 Januar.
  171. Kelly G. The psychology of personal constructs (Vols.l and 2). New York: Norton, 1955.
  172. Kraus I. Some social factors and the rates of psichiatic hospital adminis-sions of immigrants in New South Wales / Medical Irnal jf Australia -1969. 5- 56- p.17−19.
  173. Maslow A.N. Motivation and personality (3 rd ed.). New York: Harper and Row, 1987.
  174. Mc Crae R., Costa P.T. Validation of the five-factor-model of personality across the instruments and observers // J. Pers. and Soc. Psychol. 1987. V.52. P.81−90.
  175. Merton R.K., Kitt A.S. Contributions to the Theory of Reference Groups Bechavior // Merton R.K. and Lazarsfeld P.F. (eds.) Continuities in Social Research. Glencje, 1950.
  176. Miller N. Dollard J. Social Learning and Imitation. New Haven, 1941.
  177. Oberg K. Cultural Shock: adjustment to new Cultural Environment // Practical Anthropoloqy. 1960. № 7. P. 177−182.
  178. Ruben B.D. Communication and Human Behavior. N.Y., 1984. -p.314.
  179. Shibutani T. Reference Groups as Perpective // American Journal of Sociology. V.60. 1955.
  180. Weaver G. Understanding and Coping with Cross-Cultural Adjustment stress // Cross-Cultural Orientation: New Conceptualization and Application. R.M. Paige (Ed.) lahan, etc.: Univ. press of America. 1986.
  181. Анкета изучения социально-психологической адаптированности переселенца
  182. Когда Вы переехали в Германию? Укажите, пожалуйста месяц и год.
  183. Каковы были Ваши первые впечатления от Германии? (опишите их)
  184. Вы приехали с семьей? (поставьте галочку рядом с Вашим ответом или подчеркните):? Да-? Нет-
  185. Ваше семейное положение (подчеркните): женат (замужем) — разведен-вдовец (вдова) — в браке не состою.
  186. У Вас есть дети? (поставьте галочку или подчеркните):? Да-? Нет- 5а) Если «да», то укажите их пол и возраст:
  187. П жен. пол (укажите возраст)? муж. пол (укажите возраст)
  188. Когда впервые в вашей семье заговорили о выезде в Германию? (укажите год)
  189. Как Вы впервые отнеслись к возможному выезду в Германию? (напишите)
  190. Какое отношение возникало у Вас к тем, кто в числе первых уезжал в Германию? (напишите)
  191. Менялось ли со временем Ваше отношение к тем, кто уезжал в Германию? напишите)9а) Если менялось, то как? (напишите)
  192. Вы охотно уехали в Германию? (поставьте галочку или подчеркните) яочень неохотноскорее неохотно-? скорее охотно, чем неохотнои да и нет в равной степени-? очень охотно
  193. В какой степени Вы владеете немецким языком? (поставьте галочку или подчеркните)
  194. Совсем не владею- П Почти хорошо-
  195. Немного владею-? Свободно владею.1. Среднее-
  196. Из-за чего Вы не хотели оставаться на прежнем месте жительства?
  197. Если были затруднения во взаимоотношениях с местным населением, то это было всегда или с какого-то времени? никогда- П сгода. всегда-? другое (напишите)л13а) В чем это выражалось? (напишите)
  198. Если возникали трудности во взаимоотношениях с местным населением, то как Вы пытались этого избежать? (напишите)
  199. Допишите предложение аЯ уважаю свой народ за то, что он
  200. Как Вы считаете, приняло ли вас местное население Германии как «своих» немцев? (поставьте галочку или подчеркните)1. Нет-? Частично-? Да-1. Другое (напишите).
  201. Теперь, когда Вы живете в Германии, считаете ли Вы, что Ваши ожидания оправдались? абсолютно не оправдались-? скорее оправдались, чем не оправдались-скорее не оправдались, чем оправдались-? полностью оправдалисьв равной степени и то и другое-
  202. Какие Ваши ожидания, надежды не оправдались в результате переселения? (напишите)
  203. Есть ли возможность добиться того, что Вы хотели? нет-? частично-? да-другое (напишите)
  204. От чего зависит достижение Ваших целей? Отметьте на шкале степень зави симости, где цифре 1 соответствует отсутствие зависимости, 2 слабая зависи мость, 3 — средняя, 4 — высокая, 5 — очень высокая зависимость.
  205. Отсутствие зависимости Очень сильная зависимостьот Вас лично- 12 345от внешних обстоятельств 122й5
  206. В какой степени вы проявляете свою личную активность в том, чтобы надежды и ожидания сбылись?
  207. Я совсем не активен Я очень активен1 2 3 4 5 6 7 Приведите, пожалуйста, примеры в чем выражается Ваша активность
  208. Какое влияние внешние обстоятельства оказывают на вашу жизнь?
  209. Оказывают крайне Оказывают крайнеотрицательное влияние положительное влияние-3−2-1 0+1 +2 +3 Приведите, пожалуйста, примеры того как внешние обстоятельстваоказывают влияние на Вашу жизнь.
  210. Как Вы считаете, как влияет (повлияли) на Вашу адаптацию в Германии следующие факторы (отметьте на шкале, где цифре -3 соответствует крайне отрицательное влияние, цифре 0 и то и другое в средней степени, цифре +3 крайне положительное влияние):
  211. Крайне отрицательно Крайне положительно1. Я сам -2−2-JQ+1 +2 +31а) Какие Ваши личностные особенности вредят Вам? напишите)
  212. Какие Ваши личностные особенности помогают Вам?
  213. Помощь принимающего Государства: (0 -отсутствие данной помощи, + 1 -несильное влияние, +2 -оказывает влияние, +3- оказывает очень сильное положительное влияние)1. Жилье: Q+J±2±31. Пособия: Q±.±2±31. Обучение языку: 0±J±2±3
  214. Другое (что, укажите): jQ±J±2J-3
  215. Отношение со стороны местного населения: (-3 -крайне отрицательное влияние, +3 крайне положительное влияние)-3−72-Т"-0-Т-Т2-ТЗ
  216. Каким образом? напишите) .
  217. Отношение со стороны родственников:3 J2 0 +1 +2 +35. другое: (укажите, что).
  218. Насколько тесные у Вас контакты с местным населением? я ни с кем не общаюсь-общаюсь только в случае необходимости в общественных местах-общаюсь в общественных местах, с соседями, на работе-имею знакомых-есть друзья среди местного населения.
  219. Испытываете ли Вы недостаток в общении? (подчеркните)нет-частично-да
  220. В месте, где Вы сейчас проживаете есть еще переселенцы из СССР (России, стран СНГ)? (поставьте галочку или подчеркните)1. Нет-1. Несколько семей-1. Десятки семей.
  221. Что Вы считаете самым необходимым для нормальной жизни в Германии? напишите).
  222. Вы работаете? (поставьте галочку или подчеркните)1. Нет-1. Частично занят-1. Да-32а) Если работаете, то кем и где? напишите)
  223. Если не работаете, то по какой причине? (подчеркните):безработный-? студент-пенсионер- D другое (напишите)
  224. Какими специальностями Вы владели до переезда в Германию? напишите).
  225. Какое Вы имеете образование? (отметьте галочкой или подчеркните)
  226. Начальное-? Среднетехническое
  227. Незаконченное среднее-? Высшее (гуманитарное, техническое).1. Среднее-
  228. Из какой местности СССР (России и стран СНГ) Вы приехали?
  229. Из России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и др.)
  230. В той местности, откуда Вы приехали жило много семей немецкой нацио нальности? (подчеркните)практически не было-немногопримерно поровну с другим населением- П много-в основном преобладали немцы.
  231. Сколько Вам лет? (напишите).
  232. Ваш пол? (поставьте галочку или подчеркните)? мужской-? женский.1. Спасибо за участие!
Заполнить форму текущей работой