Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовой статус фракций и депутатских групп в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Павлов A.B. Депутатские объединения в Государственной Думе: статус, проблемы законотворческой деятельности (политологический анализ): Дис. канд. полит, наук. — М., 1997; ШикуновД.В. Депутатские объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Дис.канд. полит, наук. — М., 1999; Анчуткина Т. А. Правовой статус депутатских объединений в Государственной Думе Федерального… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Депутатские объединения в теории и практике российского парламентаризма
    • 1. Понятие и конституционно-правовой статус фракций и депутатских групп
    • 2. История возникновения фракций и депутатских групп в
  • России
    • 3. Порядок образования и внутренняя структура депутатских объединений
    • 4. Компетенция депутатских объединений в Государственной Думе
  • Глава II. Особенности реализации компетенции фракций и депутатских групп в Государственной Думе
    • 1. Деятельность депутатских объединений в Государственных Думах
  • 1−3 созывов (1994−2003 г. г)
    • 2. Роль депутатских объединений в работе Совета Государственной
  • Думы
    • 3. Участие фракций и депутатских групп в законотворческом процессе

Конституционно-правовой статус фракций и депутатских групп в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Политическое противостояние в октябре 1993 г. в конечном итоге привело к принятию на всенародном голосовании новой Конституции РФ, которой был введен новый для современной России институт — Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации.

За прошедшие 10 лет российский парламентаризм накопил определенный опыт, который со всей очевидностью требует тщательного изучения и анализа.

В последнее время вышло достаточно много работ, посвященных деятельности парламента России, и в частности одной из его палат — Государственной Думе1. Вместе с тем вопросы формирования, компетенции и порядка деятельности одного из важнейших ее элементов — депутатских объединений, которые играют огромную, порой определяющую роль в работе Государственной Думы, рассматривались в них фрагментарно, исходя из поставленных авторами целей и задач.

На комплексное изучение этого феномена и направлена настоящая работа, в связи с чем ее актуальность не вызывает сомнений.

1 Авакьян С. А. Федеральное Собрание — парламент России. — М., 1999; Васецкий Н. А., Краснов Ю. К. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Состав и структура. Правовой статус. — М., 1999; Глейзнер Дж., Чейсти 77. Российская Государственная Дума: структура, деятельность и эволюция в период 1993 — 1998 годов. — М., 1999; Горобец ЯД. Парламент Российской Федерации. — М., 1998; Гранкин КВ. Парламент России. — М., 2001; Иванова В. И. Парламент Российской Федерации. — М., 1995; Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. — М., 1999; Романов P.M. Парламентаризм: теория, история и современность. — М., 2002; Чиркин В. Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. — М., 2003; Козлова Е. И. Конституционное право России: Учебник. — М., 2003 и др.

Деятельность Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Политические партии, ориентирующиеся на работу в представительных органах государственной власти, с демократической точки зрения стали неотъемлемым институтом конституционной жизни в современном мире. Многопартийность — существенная характеристика демократического правового строя. Более того, политические партии для того и создаются, чтобы посредством выборов своих сторонников в законодательные органы участвовать в управлении государством.

По мнению многих ученых, у каждой страны свой путь к демократии, парламентаризму и многопартийности.

В многопартийных государствах парламент всегда является партийным по своему составу. В современных парламентах либо вообще нет независимых кандидатов в депутаты (например, в странах, избирательное законодательство которых предоставляет политическим партиям монопольное право на выдвижение кандидатов), либо их число ничтожно. Известное положение: «без политических партий нет парламентаризма», верно как в отношении способа формирования парламента — путем выборов на многопартийной основе, так и его организации и деятельности, решающая роль в которых принадлежит парламентским организациям партий, которые стали обязательной структурной частью парламента1.

На укрепление демократии, становление многопартийности в современной России направлено и введение смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы со значительной долей пропорцио.

1 Юдин Ю. А. Политические партии и право в современном государстве. -М., 1998. С. 217. нального представительства, когда половина депутатов Государственной Думы избирается по партийным спискам.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, из числа депутатов создаются фракции и депутатские группы.

Современное парламентское право, как считают большинство ученых, признает данные депутатские объединения важнейшим структурным элементом парламента и предоставляет им ряд прав и привилегий, реализация которых обеспечивает их активное участие в организации и деятельности палаты.

Работа депутатских объединений, безусловно, упорядочивает деятельность парламента, поскольку позволяет депутатам объединиться, сформировать и коллективно отстаивать свою политическую позицию, в связи с чем весьма актуальной представляется предпринятая попытка исследовать конституционно-правовой статус фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

В Регламенте Государственной Думы регулированию правового статуса и деятельности фракций и депутатских групп посвящена отдельная глава. Однако в ней содержатся лишь общие нормы о депутатских объединениях, и этот вопрос нуждается в более детальной регламентации. Подлежат более точному определению понятия «фракция», «депутатская группа» и «депутатское объединение», особенно в связи с принятием ряда новых законов, в частности ФЗ «О политических партиях» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В данной работе перед исследователем ставилась и, как представляется, успешно решена основная задача определения и раскрытия конституционно-правового статуса фракций и депутатских групп, который является научной категорией, раскрывающей сущность и содержание правового состояния данных объединений как субъекта конституционно-правовых отношений.

Кроме того, в работе анализируются создание, функционирование и перспективы развития такого нового института, как межфракционные депутатские объединения, получившие активное развитие в Государственной Думе 3-го созыва.

Степень разработанности темы исследования. Настоящее диссертационное исследование является одной из первых попыток анализа конституционно-правового статуса депутатских объединений в Государственной Думе.

На сегодняшний день практически отсутствуют научные работы монографического характера, посвященные исследованию проблем формирования и конституционно-правового статуса фракций и депутатских групп. Исключение составляют лишь диссертации A.B. Павлова, Д. В. Шикунова, Т.А. Ан-чуткиной', в которых исследуется правовой статус депутатских объединений в Государственной Думе.

В работе над диссертацией автор опирался на научные труды, посвященные прежде всего конституционно-правовому статусу и деятельности парламента Российской Федерации, и в частности Государственной Думы, а также политических партий, институту выборов, парламентаризма и многопартийности.

В последние годы принципы формирования, структурирования и деятельности Государственной Думы нашли освещение в работах С.А. Авакья-на, A.C. Автономова, М. В. Баглая, H.A. Васецкого, A.B. Выстроповой, Б. Н. Габричидзе, В. Д. Горобца, И. В. Гранкина, Б. П. Елисеева, В. А. Елчева, В. И. Ивановой, Ю. К. Краснова, А. Е. Козлова, Е. И. Козловой, Б. М. Лазарева, А. П. Любимова, М. И. Пискотина, A.C. Пиголкина, C.B. Полениной, P.M. Романо.

1 Павлов A.B. Депутатские объединения в Государственной Думе: статус, проблемы законотворческой деятельности (политологический анализ): Дис. канд. полит, наук. — М., 1997; ШикуновД.В. Депутатские объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Дис.канд. полит, наук. — М., 1999; Анчуткина Т. А. Правовой статус депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2003. ва, Т. С. Румянцевой, И. П. Рыбкина, Г. Н. Селезнева, И. М. Степанова, Ю. А. Тихомирова, Я. Н. Уманского, Т. Я. Хабриевой, В. Е. Чиркина, А. Н. Шохина и др. Признавая вклад этих ученых в разработку проблемы функционирования парламента Российской Федерации, и в частности Государственной Думы, тем не менее приходится считать, что она является недостаточно изученной в части образования и функционирования депутатских объединений.

Большой вклад в исследование истории образования и деятельности депутатских объединений (фракций) в российских дореволюционных Государственных Думах внесли работы таких авторов, как В. А. Демин, O.A. Ис-хакова, В. А. Козбаненко, Н. И. Лазаревский, О. Г. Малышева, В. А. Патентов, Д. В. Петрова, Е. А. Скрипилев, А. Ф. Смирнов, О. И. Чистяков и др. Зарубежный опыт структурирования и организации деятельности парламентов исследовался В. Б. Евдокимовым, А. Д. Керимовым, А. И. Ковлером, А. Е. Козловым, М. А. Крутоголовым, Б. С. Крыловым, Н. С. Крыловой, М. А. Могуновой, Ю. П. Урьясом, Ю. А. Юдиным и др.

Особый интерес при подготовке диссертации представляли издания, подготовленные Фондом развития парламентаризма в России, издания Государственной Думы, различные публикации в научных журналах и в печати средств массовой информации, посвященные депутатским объединениям.

Однако существующие исследования освещают только отдельные стороны деятельности фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

Таким образом, специальное изучение конституционно-правового статуса депутатских объединений (фракций и депутатских групп) в Государственной Думе РФ имеет актуальный характер.

Актуальность темы

ее сложность и дискуссионность, научная и практическая значимость, а также недостаточная разработанность явились основанием для выбора ее в качестве темы диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе образования и функционирования депутатских объединений в Государственной Думе.

Предметом исследования является конституционно-правовой статус фракций и депутатских групппорядок их формированиясостав, структура и внутренняя организация данных депутатских объединенийосновные направления деятельности, а также их место в теории и практике российского парламентаризма.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ конституционно-правового статуса фракций и депутатских групп в Государственной Думе как важного структурного элемента нижней палаты парламента Российской Федерации, призванных в своей деятельности осуществлять функции Государственной Думы. На основе анализа развития законодательства и практики реального функционирования парламента Российской Федерации, обобщения положений теории и практики конституционного права, отечественного и зарубежного опыта предпринята попытка разработать предложения по совершенствованию норм, определяющих конституционно-правовой статус фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Проанализировать развитие и современную интерпретацию понятий «депутатское объединение», «фракция» и «депутатская группа», а также историю их возникновения и зарубежный опыт.

2. Рассмотреть порядок образования депутатских объединенийоценить взаимозависимость современной пропорционально-мажоритарной избирательной системы в нашей стране и процесса образования фракций в российском парламенте.

3. Дать характеристику состава и функционирования депутатских объединений Государственной Думы 1 — 3-го созывов.

4. Определить конституционно-правовой статус, компетенцию и роль депутатских объединений в деятельности Государственной Думы.

5. Проанализировать основные направления деятельности депутатских объединений в законотворческом процессе и в деятельности Совета Государственной Думы.

6. Исследовать правовые основы взаимоотношений депутатов, входящих в депутатские объединения (группы или фракции), с самим объединением, а также с партией, по федеральному списку которой данные депутаты в результате выборов прошли в Государственную Думу.

7. Проанализировать порядок создания и функционирования межфракционных депутатских объединений и сформулировать их понятие.

8. Сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию организационных и правовых основ деятельности депутатских объединений в Государственной Думе.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1993 по первую половину 2003 гг.

Методологическая база исследования. Методологической основой данного исследования послужил системный метод анализа правовых и организационных проблем современного этапа развития парламентаризма в России. При подготовке работы использовалась совокупность общих и специально-научных методов познания общественных явлений. Общей методологической основой исследования послужили современные научные методы (общие, частные, специальные), в том числе автором используется сравнительно-правовой, структурно-функциональный, социологический и статистические методы, комплексный анализ. Применение этих и других методов позволило диссертанту исследовать рассматриваемые проблемы во взаимосвязи и взаимозависимости, их целостности и всесторонности.

Широко используется также исторический метод, учитываются требования диалектики.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем анализируется и определяется конституционно-правовой статус фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Сформулировано авторское определение понятий «депутатское объединение», «фракция» и «депутатская группа», раскрываются сущность и содержание их конституционно-правового статуса. Впервые дается анализ деятельности Совета Государственной Думы как коллегиального и постоянно действующего органа палаты, созданного для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты, и раскрывается участие фракций и депутатских групп в его деятельности. Раскрывается понятие и деятельность межфракционных депутатских объединений. На основе анализа действующего законодательства, норм Регламента Государственной Думы и практики их применения диссертантом выработаны предложения по совершенствованию организационных и правовых основ их деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время нет законодательного акта, регламентирующего порядок образования и деятельность депутатских объединений в Государственной Думе. В этой связи необходимо закрепление их статуса на законодательном уровне путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» либо принятия специального закона о Федеральном Собрании Российской Федерации, одна из глав которого была бы посвящена статусу депутатских объединений в Государственной Думе.

2. На основе анализа конституционно-правового статуса депутатских объединений в Государственной Думе автором сформулированы их определения.

Депутатское объединение" - это выступающая в виде фракции или депутатской группы организационная форма совместной деятельности депутатов Государственной Думы, преследующих схожие политические цели и интересы, образуемая для выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, и подлежащая регистрации.

Фракция" - это организованная группа депутатов Государственной Думы, избранных по федеральному избирательному округу и представляющих в Государственной Думе выдвинувшую их политическую партию (избирательный блок), а также депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе фракции, созданная в целях выражения интересов соответствующей политической партии или избирательного блока в Государственной Думе и зарегистрированная в установленном порядке.

Депутатская группа" - это организованная группа депутатов Государственной Думы, не вошедших ни в одно другое депутатское объединение, созданная в целях выражения групповых интересов и зарегистрированная в установленном порядке, минимальная численность которой установлена Регламентом Государственной Думы.

3. Анализ формирования и деятельности депутатских групп свидетельствует о том, что установленный действующим Регламентом Государственной Думы нижний порог численности депутатской группы в 35 человек является оптимальным. Снижение этого порога будет способствовать появлению в Государственной Думе значительного числа малочисленных депутатских групп, что негативно скажется на ее законодательной деятельности. Существенное повышение указанного заградительного порога также создаст дополнительные трудности при образовании и регистрации депутатских групп.

4. Закрепленное в Регламенте Государственной Думы преимущественное положение фракций и депутатских групп приводит к выводу о необходимости предоставления депутатам, не входящим ни в одно депутатское объединение, права создавать смешанную депутатскую группу, которая обладала бы частью полномочий, присущих депутатским объединениям. Порядок и условия образования, а также объем полномочий такой смешанной депутатской группы могли бы быть установлены в Регламенте Государственной Думы.

5. Представляется необходимым установить на законодательном уровне запрет депутатам Государственной Думы, избранным по федеральному избирательному округу и представляющим в Государственной Думе выдвинувшую их политическую партию (избирательный блок), на добровольный выход из фракции, созданной в целях выражения интересов соответствующей политической партии или избирательного блока в Государственной Думе.

6. Анализ законотворческой деятельности Государственной Думы 1 — 3-го созывов позволяет сделать вывод о необходимости ограничения права законодательной инициативы отдельных депутатов, предусмотрев ее реализацию посредством внесения законопроектов от фракции или депутатской группы, либо комитета, либо группы депутатов численностью не менее 15 человек. Такое ограничение позволит снизить количество законопроектов, вносимых в Государственную Думу, и повысить их качество.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные в нем положения развивают и дополняют те разделы науки конституционного права, которые посвящены изучению Федерального Собрания — парламента Российской Федерации, и в частности его нижней палаты — Государственной Думы. Выводы и предложения настоящего исследования ставят на новый уровень положения конституционного права о статусе депутатских объединений как одного из элементов структуры Государственной Думы и могут служить основой для дальнейших исследований в данной области.

Исследование проблем конституционно-правового статуса депутатских объединений в Государственной Думе имеет практическую направленность и сориентировано на его совершенствование. Выдвинутые в работе предложения могут быть использованы в процессе разработки нормативно-правовых актов, практике совершенствования законодательной базы в данной сфере, а основные положения диссертации — в процессе преподавания соответствующего раздела курса конституционного права Российской Федерации в системе высших учебных заведений, а также в процессе самообразования депутатов и работников аппаратов законодательных органов, а также повышении политической грамотности сотрудников органов внутренних дел.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются использованием современных научных методов познания, изучением большого объема как научно-монографического материала, так и анализа соответствующих источников права. Это прежде всего Конституция РФ 1993 г., а также взятые в сравнительном плане акты конституционного характера ведущих зарубежных стран — Великобритании, Италии, США, Франции, ФРГ и др., а также ряда государств СНГ — Грузии, Украины, Казахстана.

Кроме того, нормативно-правовую и информационную базу исследования составили: Федеральные конституционные и Федеральные законы Российской Федерации, нормативные акты зарубежных стран, материалы периодической печати, а также внутренние документы фракций и депутатских групп.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена и прошла обсуждение на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в публикациях авторанаучных сообщениях на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД Россииа также докладывались и обсуждались автором на международном семинаре «Бикамерализм в европейских парламентах: учет интересов и согласование позиций», организованном Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Европейским Центром парламентских исследований (Москва, 2003 г.), на международной конференции «Правовое обеспечение устойчивого развития российского общества», состоявшейся в Российском государственном гуманитарном университете (Москва, 2003 г.).

Результаты научных разработок внедрены в учебный процесс Липецкого филиала Воронежского института МВД РФ (г. Липецк) и Института финансов, экономики и права офицеров запаса (г. Москва) по учебным дисциплинам «Конституционное право Российской Федерации», «Конституционное право зарубежных стран», «Избирательное право, избирательный процесс в Российской Федерации».

Диссертация состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения, списка научной литературы и нормативно-правовых актов, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В первые дни работы Государственная Дума 1-го созыва приняла решение предоставить официальный статус фракциям, созданным на основе избирательных объединений, прошедших в Государственную Думу по общефедеральному округу (независимо от численности) и группам, насчитывающим не менее 35 депутатов.

При смешанной избирательной системе, которая в настоящее время существует в России, такие депутатские объединения, как фракции являются обязательной структурной частью Государственной Думы. Что касается депутатских групп, то в принципе они могут и отсутствовать в структуре Государственной Думы. Их наличие зависит от воли парламентариев. Как отмечает В. Н. Лысенко, благодаря избранию половины депутатов Государственной Думы по избирательным спискам, все они довольно четко распределились на фракции и депутатские группы, в основном соответствующие политическим и социальным реалиям российского общества на данном этапе развития.1.

Будущее российского парламента самым тесным образом связано с формированием многопартийной системы в стране. Парламентские партии, отличающиеся хорошей организованностью и дисциплинированностью, имеющие четкую перспективу действий, собственные программы, способствуют укреплению престижа парламента в общественном мнении, а главное — усиливают его реальную роль в решенли важнейших вопросов внутренней и внешней политики.

Ст. 32 Конституции РФ гласит: «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих исполнителей». Это право реализуется прежде всего в период выборов с помощью политических партий, главной целью которых.

1 Лысенко В. Н. Десять лет современного российского парламента: некоторые итоги и перспективы. Доклад к заседанию круглого стола на тему: «Десять лет современного российского парламентаризма: итоги и перспективы». -М., 2000. С. 15. является интеграция интересов граждан, а не просто выдвижение кандидатов в депутаты. Нельзя превращать политические партии в инструмент добывания депутатских мандатов.

Как отмечал Б. Н. Чичерин, «не должно думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не выработались и не доказали свою способность управлять государством».1.

Следует особо отметить, что в условиях начального этапа формирования многопартийной системы России депутатская фракция в Государственной Думе играет чрезвычайно важную роль как непосредственно в процессе становления самой политической организации, которую она представляет, так и в дальнейшей политической судьбе этой организации в целом. От эффективности и качества законодательной работы фракции во многом зависит степень влияния политической организации на развитие социально-экономической и политической ситуации в стране, а следовательно, и ее значимость и место в политической системе. Исходя их того, что законодательство является важнейшим средством политического управления, именно законодательная работа фракции должна определять публичное лицо политической организации парламентского типа. Только конкретные результаты законодательной работы реально отражают истинную политическую идеологию и способность организации действенно и конструктивно представлять и отстаивать общезначимые интересы определенных слоев гражданского общества.

В заключении работы хотелось бы отметить, что конституционно-правовой статус депутатских объединений представляет собой совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ и других законодательных актах, характеризующих их положение в структуре парламента, а также регулирующих отношения, которые складываются в процессе осуществления членами депутатских объединений.

1 Чичерин Б. Н. О народном представительстве. — М., 1866. С. 465.

Необходимо отметить, что в отношении депутатских объединений и партий конституционное регулирование в России в настоящее время сведено лишь к объявлению принципа политического плюрализма, признания политического многообразия и многопартийности, а также двух из важнейших политических прав граждан — права участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, права избирать и быть избранными, а также права на объединение (ст. 13 ч.Зст. 32, ст. 30 Конституции РФ), а развивающее Конституцию РФ конституционно-правовое законодательство представлено в основном нормами Федеральных законов РФ «О политических партиях» от 14.07.2001 г. 1, «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.11.2002 г. 2, «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 05.07.1999 г. 3.

В настоящее время в Российской Федерации более подробно круг общественных интересов, возникающих в связи с созданием, деятельностью и ликвидацией депутатских объединений, регулируется Регламентом Государственной Думы, который является базовым нормативным актом, формулирующим основные понятия в данной сфере. И именно на базе этого нормативного акта в диссертации анализируются основные понятия и термины, необходимые для изучения особенностей конституционно-правового статуса депутатских объединений в современных условиях. Вместе с тем, в Регламенте урегулированы самые общие вопросы, касающиеся условий образования фракций, организации их деятельности в парламенте, права по формированию руководящих органов парламента и его постоянных комиссий, по составлению повестки дня, участию в дебатах, а также вопросы создания вспо.

1 СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

2 СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 4982.

3 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3466. могательного аппарата фракций и их финансирование. При этом, внутренняя организационная структура фракций, проведение заседаний и принятие решений, фракционная дисциплина и другие вопросы Регламент не затрагивает.

По итогам работы автором были сформулированы и обоснованы следующие выводы и предложения:

1. Необходимо закрепление статуса фракций и депутатских групп на законодательном уровне.

2. Необходимо предоставить депутатам, не входящим ни в одно депутатское объединение, право создавать «смешанную» депутатскую группу, которая обладала бы частью полномочий, присущих депутатским объединениям.

3. Переход депутата из одной фракции в другую нарушает права избирателей, проголосовавших за федеральный список политической партии (избирательного блока), из фракции которой вышел депутат, а также права самих политических партий (избирательных блоков). В связи с этим необходимо установить на законодательном уровне запрет депутатам Государственной Думы, избранным по федеральному избирательному округу и представляющим в Государственной Думе выдвинувшую их политическую партию (избирательный блок), добровольный выход из фракции, созданной в целях выражения интересов соответствующей политической партии или избирательного блока в Государственной Думе.

4. Принятие в Российской Федерации смешанной избирательной системы способствовало структуризации основной части депутатского корпуса до момента выборов, что придало большую устойчивость фракционной структуре Государственной Думы. Смешанная избирательная система призвана обеспечить реальное активное участие политических партий в формировании Государственной Думы, а, следовательно, и в осуществлении законодательной власти посредством участия своих представителей в деятельности депутатских объединений в Государственной Думе. Вместе с тем повышение избирательного барьера до 7% при выборах депутатов Государственной Думы по партийным спискам в целом оценивается положительно, так как будет способствовать укрупнению партийной системы.

5. Председатель Государственной Думы, исходя из своих конституционных полномочий по осуществлению руководства Государственной Думой,.

• должен иметь решающий голос в Совете Государственной Думы наравне с лидерами депутатских объединений. В тоже время для обеспечения равенства депутатских объединений в отношении пропорционального представительства депутатских объединений в Совете Государственной Думы, Председатель Государственной Думы после избрания должен приостановить свое членство во фракции или партии и, таким образом, стать политически нейтральным.

6. Необходимо сократить число заместителей Председателя Государственной Думы до 2−3 человек.

7. Необходимо ограничить право законодательной инициативы отдельного депутата и закрепить положение, согласно которому депутаты Государственной Думы смогут реализовывать свое право законодательной инициативы в составе депутатских объединений (фракции или депутатской группы) либо.

• в группе депутатов, численностью не менее 15 человек. Ф.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2003. — 48 с.
  2. Конституции государств Европы: В 3 т. Т.1 / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: Издательство НОРМА, 2001. — 824 с.
  3. Конституции государств Европы: В 3 т. Т.2 / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: Издательство НОРМА, 2001. — 840 с.
  4. Конституции государств Европы: В 3 т. Т. З / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: Издательство НОРМА, 2001. — 792 с.
  5. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 14.04.95 г. № 90- ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2398.
  6. Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 06.12.1994 г. № 56 ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 33. ст. 3406- № 49. Ст. 5498.
  7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от г. № ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
  8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от1206.2002 г. № 67 ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  9. Постановление СНД РСФСР «О временном Регламенте Съезда народных депутатов РСФСР» от 07.06.1990 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 18.
  10. Регламент Верховного Совета РСФСР от 26.03.80 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. № 28. Ст. 989.
  11. Регламент Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 20.12.89 г. // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 29. Ст. 565.
  12. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. М.: Изд-во Государственной Думы, 2002. — 203 с.
  13. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об утверждении положения о депутатских группах и депутатских постах в РСФСР. — М.: Известия, 1984. 12 с.
  14. Ю.К., Головина Т. Ю. Политические партии и движения России. М: Пресс Лтд. 1998. — 494 с.
  15. С.А. Выборы 1993−94 в Российской Федерации: правила и процедуры. — М.: Изд-во «Известия», 1993. 32 с.
  16. С.А. Депутат: статус и деятельность. — М.: Политиздат, 1991.-288 с.
  17. С.А. Конституционный нигилизм в думском варианте // Рос. газета. 3 апреля. 2002. С. 4.
  18. С.А. Проблемы народного представительства в Российской Федерации. // Сб.: Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М.: Изд-во Московского ун-та, 1998. — 180 с.
  19. С.А. Размышления о статусе депутата Федерального Собрания Российской Федерации // Российская Федерация. 1994. № 2. С. 58−59.
  20. С.А. Федеральное Собрание парламент России. — М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1999. — 432 с.
  21. А.Н. К вопросу о совершенствовании законотворчества в Российской Федерации / Аналитическая записка. М., 2001. С. 1−13.
  22. А. Актуальные проблемы законодательного процесса в Российской Федерации / Проблемы парламентского права России. Сб. под ред. Л. Иванова. М., 1996. С. 7−23.
  23. В.И., Брусницын Ю. А., Васецкий H.A. и др. Государственная Дума Федерального Собрания РФ третьего созыва, 2000— 2003 / Под общ. ред. Г. Н. Селезнева М.: ВЭЛТИ, 2000. — 377 с.
  24. Э.Я. Без контроля над властью нет демократии // Российская Федерация. 1994. № 12. С. 2−3.
  25. H.A. Категория статуса в конституционном праве // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1998. — № 3. — С. 3−20.
  26. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2002. — 704 с.
  27. H.A., Краснов Ю. К. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Состав и структура. Правовой статус. Основные результаты деятельности. — М.: Издание Государственной Думы, 1999. — 144 с.
  28. Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во Московского ун-та, 1997. — 298 с.
  29. Второй электоральный цикл в России (1999−2000) / Под общ. ред. В Л. Гельмана, Г. В. Голосова, Е. Ю. Мелешкиной. — М.: Изд."Весь мир", 2002. — 216 с.
  30. Выборы депутатов Государственной Думы 1995. Электоральная статистика Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. — М.: «Весь мир», 1996. 266 с.
  31. Ю.С. Политические партии в их прошлом и настоящем. — СПб., 1905.-47 с.
  32. В.Я. Институциональный дизайн: создавая «правила игры». М.: Фонд «Ноосфера», 2000. — 200 с.
  33. В.М., Деркач A.A., Косопкин A.C., Нефедова Т. И. Психология парламентаризма. М.: «Статус-Кво», 1999. — 200 с.
  34. Дж., Чейсти П. Российская Государственная Дума: структура, деятельность и эволюция в период 1993—1998 годов. — М.: Московский общественный научный фонд, 1999. — 70 с.
  35. В. И. Нефедова Т.И. Государственная Дума второго созыва: роль и место в политическом переломе. М.: РИО «Мособлупрполиграфиздата», 2000. — 192 с.
  36. Г. В., Шевченко Ю. Д. Политические институты и мотивация законодательной деятельности в российском парламенте // Общественные науки и современность. 2001. № 6. С.84−100.
  37. Г. В., Шевченко Ю. Д. Стратегии переизбрания инкумбентов на думских выборах / Второй электоральный цикл в России (1999 — 2000). — М.: Издательство «Весь мир», 2002. С. 134 157.
  38. В.Д. Некоторые вопросы компетенции Федерального Собрания — парламента Российской Федерации / Актуальные вопросы российской государственности: Тр. Акад. Управления МВД России. — М., 2001. С. 124−138.
  39. В.Д. Парламент Российской Федерации. М.: Академия управления МВД РФ, 1998. — 216 с.
  40. Р.Г., Гостева С. Р., Решульский С. Н. Формирование и структурирование Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва / Российская цивилизация: история и современность. Сб.-Воронеж, 2002. С. 17−60.
  41. Государственная Дума.—М.: Изд-е Государственной Думы, 2001. —24 с.
  42. Государственная Дума в России. — М., 1906. — 340 с.
  43. И.В. Парламент России. М.: Консалтбанкир, 1999. — 301с.
  44. И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 1. С. 39−51.
  45. В. А. Государственная Дума России: механизм функционирования. М.: РОССПЭН, 1996. — 216 с.
  46. С.А. Казахстанский парламентаризм / Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Сб. — Барнаул, 2001. С. 194−200.
  47. В.Б. Партии в политической системе буржуазного общества. — Свердловск: Изд-во Уральского института, 1990. 158 с.
  48. В.А. Аппарат Государственной Думы и законотворческий процесс. М.: Памятники исторической мысли, 1999. — 256 с.
  49. Законотворчество в Российской Федерации (научно практическое и учебное пособие) / Под ред. A.C. Пиголкина. М.: Формула права, 2000. — 608с.
  50. Т.А. Достаточно ли полномочий у нашего парламента? / Российская Федерация сегодня. 2003. 10 мая. С. 5−7.
  51. Л.Н. Опыт законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва (регламентные процедуры и реальная практика) / Проблемы парламентского права России. Сб. под ред. Л. Иванова. -М., 1996. С. 25−55.
  52. С. А. Пропорциональная система демократов не пугает // Независимая газета. 23 янв. 1998. С. З
  53. Институты конституционного права иностранных государств / Отв. ред. Д. А. Ковачев. М.: «Городец-издат», 2002. — 496 с.
  54. Италия: Конституция и законодательные акты / Пер. с ит. М.: Прогресс, 1988.-392 с.
  55. А.Д. Парламентские группы в Национальном собрании современной Франции // Государство и право. 1993. № 12. С. 114−124.
  56. А.Д. Парламентское право Франции. М.: Издательство НОРМА, 1998.-176 с.
  57. В.А. Партийные фракции в I и II Государственных Думах России. 1906−1907 г. г. -М.: РОССПЭН, 1996. 238 с.
  58. А.Е. Депутатские фракции в парламентах // Российская Федерация. 1994. № 1. С.59−61.
  59. А.Е. Политические партии в парламентском процессе / Конституционный строй России: Сб. Вып. 2. М.: Ин-т гос-ва и права, 1995. С. 40−57.
  60. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Под отв. ред. С. А. Авакьяна. М.: Издательство НОРМА, 2001. — 688 с.
  61. A.C. Императивный депутатский мандат: за и против // Правовое обеспечение устойчивого развития российского общества / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: РГГУ, 2003. С. 114−118.
  62. Ю.Г. Парламентаризм и многопартийность в современной России. М.: Институт современной политики, 2000. — 171 с.
  63. Ю.Г., Заславский С. Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. — М.: Институт современной политики, 1996. 240 с.
  64. М. Не «яблоко раздора», а объединительное звено // Независимая газета. 2002. — 6 марта. — С. 10.
  65. A.C., Нефедова Т. И. Психологические особенности парламентской деятельности (на примере Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации). -М.: Верста, 2002. — 159 с.
  66. И. Взаимодействие властей в законотворчестве: разногласия и поиски компромисса / Проблемы парламентского права России. Сб. под ред. JI. Иванова. М., 1996. С. 57−73.
  67. A.C. Почему решают за депутата? // Журнал российского права. 1998. № 10/11. С. 121.
  68. М.А. Парламент Франции: организационные и правовые аспекты деятельности. М.: Наука, 1988. — 239 с
  69. .С. Парламент буржуазного государства. — М.: Издательство института международных отношений, 1963. — 356 с.
  70. Н.С. Британский партаментаризм / Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: ИгиП РАН, 1993. С.3−51.
  71. В.В. Вопросы совершенствования Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Адвокат. 1999. № 4. С. 100.
  72. В.В. Право и многопартийность в современной России. -М.: Издательство НОРМА, 1999. 304 с.
  73. В.В. Фракции и депутатские группы в Государственной Думе как субъекты парламентского процесса // Адвокат. 1998. № 4. С. 107 121.
  74. А. Партийные списки ущемляют интересы избирателя // Московские новости. № 1−2. 1998. С. 9.
  75. В.Н. Десять лет современного российского парламента: некоторые итоги и перспективы. Доклад к заседанию круглого стола на тему: «Десять лет современного российского парламентаризма: итоги и перспективы». М.: ИСП, 2000. — 28 с.
  76. Л.М. Фракции и блоки российского парламента. Позиции и платформы по проблеме возрождения России, региональной политики, отношений со странами СНГ. М., 1993. — 97 с.
  77. А. Когда партии важнее, чем избиратели // Независимая газета. 29 окт. 2002. С. 11.
  78. А.П. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм и парламентаризм. — М.: Издание Института Европы, 1999.-58 с.
  79. А.П. Роль Совета Государственной Думы в законодательном процессе / Подготовка и принятие законов в правовом государстве. Материалы международного семинара. — М.: Изд. Государственной Думы, 1998. С. 43 51.
  80. . Государственная Дума: первая годовщина // Власть. 1996. № 12.
  81. В.В. Парламенты стран — членов Европейского Союза. — М.: ИНИОН, 1994. 136 с.
  82. ЮО.Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. — М.: SPSL Русская панорама, 2002. — 464 с.
  83. О.Г. Взаимодействие исполнительной власти и Государственной Думы в начале XX века / Россия в условиях трансформаций. Сб. М.: Фонд развития парламентаризма, 2002. С. 5−31.
  84. C.B. Проблемы голосования депутатов друг за друга на заседаниях Государственной Думы // Представительная власть 21 век. 2001. № 1. С.9−11.
  85. В. Без мажоритарной системы нет демократии // Независимая газета. 28 янв. 1998. С. З
  86. А., Трусевич С. На охотном ряду началась законотворческая весна/Парламентская газета. 2003. 15 янв. СЛ.
  87. О.О. Конституцию России необходимо совершенствовать//Представительная власть. 1997. № 10. С. 38.
  88. О.О. Они представляют нацию (статус депутатов зарубежных парламента) // Российская Федерация. 1997. № 7. С. 59−61.
  89. Е. «Теневые структуры Думы // Независимая газета. 13 сент. 2001. С.
  90. С. Проблемы российского парламентаризма / Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат / Под общ. ред. В. Н. Лысенко. М.: ИСП, 2000. С. 11−14.
  91. М.А. Скандинавский парламентаризм: Теория и практика / Рос. гос. гуманитар, ун-т. Рос.-швед. центр. — М.: РГТУ, 2001. 347 с.
  92. НО.Нисневич Ю. А. Депутатские формирования в законодательном процессе // Открытая политика. 2000. № 7−8. С.2−10.
  93. Ш. Нисневич Ю. А. Законодательная деятельность как ключевой фактор в деятельности политической партии // Власть. 2003. № 7. С. 42−47.
  94. Ю.А. Компромисс и конформизм. М.: ЛИЦ, 2001. — 265 с.
  95. В. Фракции на Съезде и в парламенте, или каков расклад политических сил //Народный депутат. 1992. № 18. С. 16−24.
  96. Парламентаризм в России в 1994 году: опыт и перспективы. — М.: Фонд развития парламентаризма, 1994. 236 с.
  97. Парламентаризм в России: Федеральное Собрание 1994−1995 г. г. V Государственная Дума, Совет Федерации первого созыва / Под рук. С. А. Мндоянц. М.: Фонд развития парламентаризма в России, 1996. -240 с.
  98. Парламентаризм в России. Федеральное Собрание в 1996—1999 гг. г. М.: Фонд развития парламентаризма в России, 2000. — 376 с.
  99. Парламентаризм и многопартийность в современной России. М.: ИСП, 2000.-271 с.
  100. Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. Опыт совместного исследования российских и германских ученых / Под. общ. ред. JI.A. Мацнева, М. Моммзен. М. — Мюнхен — Вюрцбург, 1999. С. 22−57.
  101. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции / Под ред. С. А. Авакьяна. — М.: Издательство МГУ, 2003. 480 с.
  102. Парламенты мира: Сб. М.: Интерпракс, 1991. — 624 с.
  103. М.Г. Правовое регулирование парламентской деятельности политических партий (российский и зарубежный опыт) / Политическое управление: теория и практика: Сб. статей. М., 1997. С. 116−124.
  104. В. Не „медвежьих“ лап дело // Московские новости. 2002. -№ 21. С. 7.
  105. М.И. О парламентском контроле, и не только о нем // Российская Федерация сегодня. 2003. 10 мая. С. 2−3.
  106. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: Материалы международного семинара / Под ред. Г. Н. Селезнева. М.: Издание Государственной Думы, 1998. С. 5−10.
  107. C.B. Законотворчество в Российской Федерации. М.: Институт государства и права РАН, 1996. — 145 с.
  108. Послание Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (в мае 2003 г.) // Журнал российского права. 2003. — № 6. С. 3−14.
  109. В. Политические фракции и депутатские группы российского парламента. — М.: „Панорама“, 1993. 135 с.
  110. Пятая российская Государственная Дума.- М.: Издание Государственной Думы, 1994. 248 с.
  111. В. Становление российского парламентаризма: политико-правовой аспект / Проблемы парламентского права России. Сб. под ред. Л. Иванова.-М., 1996. С. 101−115.
  112. Т.С. Федеральное Собрание: конституционно-правовой статус // Конституционный строй России (Вопросы парламентского права). Вып. 2.-М., 1995. С.25−39.
  113. И.П. Государственная Дума: пятая попытка. 3-е изд., доп. и дораб. М.: Международный гуманитарный фонд „Знание“, 1996. — 240 с.
  114. В.А. Законодательная практика современной Думы // Государственная служба. 1999, № 3. С.83
  115. Г. Н. Вся власть — закону! М.: Изд-во Государственной Думы, 1997.-143 с.
  116. А. Мажоритарная или пропорциональная? // Независимая газета. 28 янв. 1998. С.З.
  117. Е.А. Деятельность и внутренний распорядок Государственной Думы // Социалистическая законность. — 1990. № 8. С. 57−60.
  118. А.Ф. Государственная Дума Российской Империи 19 061 917 г.г.: Историко-правовой очерк. М.: Книга и бизнес, 1998. — 624 с.
  119. Совет Государственной Думы 1994−1995 г. / Под рук. И. П. Рыбкина и др. М.: Фонд „Правовая культура“, 1996. — 400 с.
  120. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1984. — 1600 с.
  121. Е.В. Парламент Испании // Политическая наука: Сб. статей. -М., 1999. Вып. 4. С. 104−119.
  122. А. Не „медвежьих“ лап дело. Интервью с В. Пехтиным // Московские новости. 2002. -№ 21 (4−10 июня). — С.7.
  123. А. Почему зачах „Зубр“? // Московские новости. 2002. — № 9 (5−11 марта). — С.6.
  124. Тимофеев JL Богатая страна с дешевым парламентом // Российская Федерация сегодня. 2000. — № 18. С. 56−57.
  125. О. Миронов прогнозирует „Единой России“ маргинальное будущее //Независимая газета. 9 окт. 2002. С. 1.
  126. О. Объявлен переход к двухпартийной системе // Независимая газета. 2002. 8 окт. С. 1 -2.
  127. О. Я намерен дальше возглавлять Центризбирком // Независимая газета. 2002. 25 нояб. С. 1−2.
  128. Ю.П. Парламентское право ФРГ / Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. Б. Н. Топорнина. — М.: ИгиП РАН, 1993. С.135−178.
  129. Федеральное Собрание: Совет Федерации, Государственная Дума. Справочник.- М.: Фонд развития парламентаризма в России, 1996. — 318с.
  130. Фракция „Наш дом Россия“. — М., 1999. — 124 с.
  131. Ф.П. Совещание и Совет Государственной Думы: традиции и современность//Правоведение. 1998. № 1. С. 142−144.
  132. JI.A. К вопросу об обусловленности парламентских процедур формой правления // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции / Под ред. С. А. Авакьяна. М.: Издательство МГУ, 2003. С. 52−60.
  133. В. Мажоритарная система сделает Думу подконтрольной местным администрациям // Московские новости. № 1−2. 1998. С. 9.
  134. В. Российский парламент: десять лет трудного пути / Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат / Под общ. ред. В. Н. Лысенко. М.: ИСП, 2000. С. 69−78.
  135. В. Такой парламент нужен России? // Независимая газета. 23 янв. 1998. С.7
  136. В. А. Развитие российского парламентаризма. — Владивосток: Дальнаука, 2002. 320 с.
  137. Шик Р., Цее В. Так работает Германский Бундестаг. NDV, 1999. -138 с.
  138. Э. Политическая система Российской Федерации. — М.: ИНИОН РАН, 2002. 264 с.
  139. А.Н. Взаимодействие властей в законодательном процессе. -М.: Наш дом, 1997.- 186 с.
  140. А.Н. Шестая Государственная Дума: законотворчество и политика. М.: Известия, 1999. — 183 с.
  141. Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М.: Изд. группа „ФОРУМ-ИНФРА-М“, 1998. — 288 с.
  142. I. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты
  143. Т.А. Правовой статус депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — М., 2003. — 24 с.
  144. Ю.В. Парламентское право: Учебное пособие. -Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2002. 312 с.
  145. О.Н. Парламентское право: Учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 2002. — 128 с.
  146. A.B. Парламентское право России: Учебное пособие. Волгоград: Издат-во ВолГУ, 2001.-92 с.
  147. .Н., Елисеев Б. П., Чернявский А. Г. Конституционное право современной России: Учебник. М.: Издательство „Дело и сервис“, 2001.-416 с.
  148. В. Д. Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации: Дисс.. д-ра юрид. наук. М., 2000.
  149. И.С. Депутатский (парламентский) мандат в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -М., 2002. — 23 с.
  150. В.А. Государственная Дума России (1906 — 1917 гг.): механизм функционирования: Дисс. канд. истории, наук. — М., 1996. 426 с.
  151. Ж.-П. Жакке. Конституционное право и политические институты: Учебное пособие / Пер. с франц. В. В. Маклакова. М.: Юристъ, 2002. — 365 с.
  152. В.И. Парламент Российской Федерации. Правовое регулирование и организация деятельности: Учебное пособие. — М.: ПАИМС, 1995.-88 с.
  153. Исхакова O.A. I и II Государственная Дума: либеральная историография: Дисс. канд. историч. наук. М., 1995. — 226 с.
  154. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 1999. — 520 с.
  155. .И. Парламентаризм в России: история и современность: Учебное пособие. -М.: МИИТ, 2001. 96 с.
  156. А.П. Парламентское право России: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-книготорговый центр „Маркетинг“, 2002. — 368 с.
  157. О.М. Правовое положение депутата в парламентах стран Западной Европы: Дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1994. — 225 с.
  158. .И. Становление парламентаризма в России: Учебное пособие. Ростов на Дону: Изд-во СКАГС, 2000. — 120 с.
  159. A.B. Депутатские объединения в Государственной Думе: статус, проблемы законотворческой деятельности (политологический анализ): Дисс.. канд. полит, наук. М., 1997. — 177 с.
  160. Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И. М. Степанова, Т. Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 1999. — 392 с.
  161. В.А. Кадетские фракции в I и II Государственных Думах: Дисс. .канд. историч. наук. — М., 1993. 230 с.
  162. Д.В. Четвертая Государственная Дума (Историко-правовое исследование): Дис.канд. юрид. наук. М., 1969. — 176 с.
  163. P.M. Парламентаризм: теория, история и современность. Учебное пособие. -М.: „МИРОС“, 2002. 296 с.
  164. Советы народных депутатов: Справочник / А. И. Лукьянов, С. А. Авакьян, П. П. Гуреев и др. М.: Политиздат, 1984. — 382 с.
  165. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. -М.: Зерцало, 1998.-441 с.
  166. Г. Ф. Общая теория права: Учебное пособие. В 2-х томах. Т. 2. М.: Изд-во „Юридический колледж МГУ“, 1995. — 362 с.
  167. Gans hof van der Meersch W. Pouvoir de fait et regle de droit dans le fonctionnement des institutions politiques. Bruxelles, 1957. P. 42.
  168. Kremer K. Der Abgeordnete zwishen Entscheidungsfreiheit und Partei-disziplin. Neuwied, 1981. S. 33. t * •
  169. Сравнительные данные о количестве фракций и депутатскихгрупп в Государственных Думах 1−3 созывов:
  170. Депутатские объединения в Государственной Думе РФ 1-го созыва Депутатские объединения в Государственной Думе РФ 2-го созыва Депутатские объединения в Государственной Думе РФ 3-го созыва
  171. Фракция КПРФ Фракция КПРФ Фракция КПРФ
  172. Фракция „Выбор России“ Фракция „ЛДПР“ Фракция „Единство“
  173. Фракция „Аграрная партия России“ Фракция „Наш дом — Россия“ Фракция „Отечество — вся Россия“
  174. Фракция „Яблоко“ Фракция „Яблоко“ Фракция „Яблоко“
  175. Фракция „ЛДПР“ Депутатская группа „Российские регионы“ Фракция „СПС“
  176. Фракция „Партия российского единства и согласия“ Депутатская группа „Народовластие Фракция ЛДПР
  177. Фракция „Женщины России“ Аграрная депутатская группа Депутатская группа „Народный депутат“
  178. Фракция „Демократическая партия России“ „Независимые“ депутаты Агропромышленная депутатская группа
  179. Депутатская группа „Либерально-демократический союз 12 декабря“ Депутатская группа „Регионы России“ (Союз независимых депутатов)
  180. Депутатская группа „Новая региональная политика“ „Независимые“ депутаты1. Независимые“ депутаты
  181. Положение о депутатской фракции „Единство“ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации1. ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩИЕ
  182. Фракция осуществляет свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, Регламента и иных актов Государственной Думы, а также настоящего Положения.
  183. Решение о приеме во фракцию, после ее регистрации в Государственной Думе, принимается Собранием фракции на основании заявления кандидата, поданного в Президиум фракции.
  184. Группы депутатов Государственной Думы (не менее трех депутатов), подающие коллективное заявление в Президиум фракции, принимаются Собранием фракции по представлению Руководителя фракции.
  185. РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ И СТРУКТУРА ФРАКЦИИ
  186. Руководящими органами фракции являются Собрание ее членов и Президиум фракции.
  187. Собрание фракции принимает решения большинством голосов от общего числа членов фракции, присутствующих на Собрании, если иное не предусмотрено настоящим Положением.
  188. Руководитель фракции и его заместители являются членами Политсовета Движения с правом решающего голоса.
  189. По решению Президиума фракции в состав Контрольной комиссии Движения могут входить 2−3 депутата фракции с правом решающего голоса.
  190. В своей деятельности руководитель фракции подотчетен Собранию фракции и отчитывается перед ним один раз в год.
  191. В случае отсутствия руководителя фракции его полномочия осуществляет один из заместителей по поручению руководителя фракции.
  192. В рамках фракции могут образовываться депутатские секции по региональному, профессиональному и иным признакам.
  193. Каждый депутат имеет право входить в состав одной секции. Численность секции должна быть не менее 5 человек.
  194. Президиум фракции информирует Собрание фракции об образовании секций.
  195. УЧАСТИЕ ФРАКЦИИ В ЗАСЕДАНИЯХ1. ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
  196. На заседаниях Государственной Думы члены фракции обеспечивают проведение согласованной позиции во время обсуждения голосования по всем вопросам, подлежащим ведению Государственной Думы.
  197. Для выступления по вопросам, обсуждаемым Государственной Думой, руководящие органы фракции или руководитель фракции назначают одного или нескольких членов фракции.
  198. Член фракции, назначенный для выступления в Государственной Думе от имени фракции, обязан руководствоваться решением фракции и отстаивать согласованную позицию.
  199. При голосовании о доверии Правительству, об объявлении амнистии, о выдвижении обвинения против Президента РФ члены фракции голосуют за решение, принятое Собранием фракции.
  200. На заседаниях комитетов Государственной Думы члены фракции, делегированные в комитеты, проводят согласованную позицию, одобренную руководящими органами фракции.
  201. Основаниями для рассмотрения вопроса об исключении депутата из фракции является:• нарушение настоящего Положения-• троекратное голосование депутата, противоречащее решению фракции о солидарном голосовании-• личное заявление депутата.
  202. Решение об исключении из фракции выносится на обсуждение фракции по инициативе руководителя фракции и принимается большинством голосов от присутствующих членов фракции.5. АППАРАТ ФРАКЦИИ
  203. Аппарат фракции осуществляет всестороннее обеспечение деятельности фракции и осуществляет свою деятельность на основании Поло• жения об аппарате фракции, утверждаемого Президиумом фракции.
  204. Утверждено на общем собрании фракции „СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ“ „13“ января 2000 года1. Б.Е. Немцов
  205. ПОЛОЖЕНИЕ о фракции „СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ“ Государственной Думы Федерального Собрания Российской1. Федерации1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  206. Фракция „СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ“ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее Фракция) является депутатским объединением, которое создается и регистрируется в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
  207. Фракция состоит из депутатов Государственной Думы, выдвинутых избирательным блоком „СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ“ и избранных по федеральному избирательному округу или по одномандатным избирательным округам.
  208. Другие депутаты Государственной Думы могут быть приняты в состав Фракции по их письменному заявлению на основании решения общего собрания Фракции.
  209. Фракция реализует в своей деятельности программные документы избирательного блока „СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ“.
  210. Фракция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Регламентом и иными актами Государственной Думы, а также настоящим положением.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФРАКЦИИ
  211. Целью Фракции является принятие Государственной Думой законов, направленных на реализацию программных документов избирательного блока „СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ“.
  212. ВЫСШИЕ И РАБОЧИЕ ОРГАНЫ ФРАКЦИИ
  213. Высшим органом Фракции является общее собрание Фракции.
  214. Член Фракции имеет право высказать свое мнение по вопросам, выносимым на рассмотрение Фракции, заочно. Для выражения своего мнения депутат вправе доверить свой голос другому депутату члену Фракции на основании простой письменной доверенности.
  215. Общее собрание считается правомочным, если в нем принимает участие более половины членов Фракции.
  216. Очередные общие собрания Фракции проводятся еженедельно, накануне заседания Государственной Думы.
  217. Внеочередное общее собрание Фракции может быть созвано в любое время по инициативе Председателя Фракции или по требованию не менее одной пятой членов Фракции.
  218. По итогам второго тура председателем становится кандидат, получивший наибольшее число голосов, но не менее половины голосов членов Фракции.
  219. Рабочие группы разрабатывают законопроекты, инициированные Фракцией, а также в предварительном порядке рассматривают законопроекты, внесенные в Государственную Думу для первого чтения.
  220. По результатам работы над законопроектами рабочие группы представляют общему собранию Фракции доклад, содержащий рекомендации по согласованным действиям Фракции в комитетах и на заседаниях Государственной Думы.
  221. УЧАСТИЕ ФРАКЦИИ В ЗАСЕДАНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ1. ДУМЫ
  222. На заседаниях Государственной Думы члены Фракции обеспечивают проведение согласованной позиции во время обсуждения и голосованияпо всем вопросам, подлежащим ведению Государственной Думы.
  223. При голосовании о доверии Правительству члены Фракции голосуют за решение, принятое общим собранием Фракции.
  224. Свою деятельность Фракция организует самостоятельно и строит на принципах свободного и равноправного обсуждения, профессионализма и коллективного решения вопросов.
  225. На заседания Фракций могут приглашаться представители средств массовой информации.
  226. Положение о Фракции утверждается постановлением общего собрания членов Фракции.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФРАКЦИИ
  227. ВОЗМОЖНОСТИ ФРАКЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ РЕГЛАМЕНТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
  228. Регламент Государственной Думы предусматривает право:
  229. Внесения предложений об изменении и о дополнении Регламента Государственной Думы, включаемых Советом Государственной Думы без голосования в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой во внеочередном порядке-
  230. Внесения предложений о проведении закрытого или внеочередного заседания палаты-
  231. Внесения проектов постановлений Государственной Думы-
  232. Обращения с запросом или с ходатайством в Конституционный Суд Российской Федерации-
  233. Распространения в ходе пленарных заседаний Государственной Думы непосредственно в зале заседаний материалов по вопросам, включенным в порядок работы Государственной Думы на данное заседание Государственной Думы, а также заявлений Фракции-
  234. Первоочередного выступления в ряде ситуаций, предусмотренный Регламентом, а также выступления по мотивам голосования после окончания прений-
  235. Внесения предложений о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека, на должность членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации-
  236. Правового, организационного, документационного, аналитического, информационного, финансового, материально-технического, социально-бытовогообеспечения своей деятельности со стороны Аппарата Государственной1. Думы-
  237. ПРАВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНА ФРАКЦИИ
  238. Член Фракции доброволен в принятии решения о вступлении либо выходе из Фракции.
  239. Член Фракции вправе выражать свое мнение по любым вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, если в отношении них не принято солидарного решения Фракции.
  240. Член Фракции не вправе апеллировать к общественному мнению, если он не согласен с солидарным решением Фракции.
  241. Член Фракции не может выступать от имени Фракции без специального на то решения Фракции.
  242. При голосовании член Фракции не должен занимать иную позицию, чем Фракция, если принято солидарное решение.
  243. Член Фракции должен быть исключен из состава Фракции за действия, дискредитирующие Фракцию.5. СОБРАНИЯ ФРАКЦИИ
  244. Органом, принимающим солидарные решения Фракции, является собрание членов Фракции.
  245. Собрания Фракции проводятся два раза в неделю по вторникам и четвергам в недели, не предназначенные для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.
  246. Внеочередные собрания Фракции созываются председателем Фракции или Советом Фракции или по инициативе трети членов Фракции.
  247. Закрытый или открытый характер собраний Фракции, как и форма голосования (открытое или тайное) определяются на самом собрании Фракции.
  248. Собрание Фракции считается правомочным, а его решения обязательными для всех членов Фракции, если в собрании принимает участие более половины членов Фракции.
  249. Решения Фракции принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов Фракции.
  250. Обязательному рассмотрению на собраниях Фракции подлежат проекты поправок к Конституции РФ, проекты конституционных федеральных законов, а также законопроекты, инициируемые членами Фракции.
  251. Ведение собрания Фракции осуществляет председатель Фракции или его первый заместитель.
  252. Регламент собрания Фракции:• сообщение о работе Совета Государственной Думы и его решениях -до 10 мин.-• выступление докладчика по вопросу повестки собрания до 10 мин.-• выступления в прениях до 3 мин.
  253. Порядок других выступлений определяется на самом собрании.
  254. Протокол собрания Фракции ведется сотрудником аппарата Фракции, подписывается председательствующим.
  255. Контроль за исполнением решений собраний Фракции осуществляет председатель Фракции.
  256. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ФРАКЦИИ. ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФРАКЦИИ. ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ1. ФРАКЦИИ
  257. Фракция из числа ее членов избирает председателя Фракции и по его предложению первого заместителя председателя, двух заместителей председателя.
  258. Совет Фракции орган принятия коллегиальных решений, обеспечивающих оперативность деятельности Фракции, предварительную проработку вопросов, выносимых на собрание Фракции.
  259. Совет Фракции избирается из числа членов Фракции и состоит из 15 человек, включая председателя Фракции, первого заместителя председателя, двух заместителей председателя, входящих в Совет Фракции по должности.
  260. По должности в Совет Фракции входят заместитель председателя Государственной Думы, председатели Комитетов Государственной Думы, если они являются членами Фракции.
  261. Совет Фракции проектирует и координирует текущую деятельность Фракции, подготавливает повестки собраний Фракции, проекты ее решений.
  262. Решения Совета Фракции считаются принятыми, если за них проголосовало более половины членов Совета.
  263. Совет Фракции может образовать одну или несколько групп, объединяющих членов Фракции, для проработки и решения конкретных вопросов в интересах Фракции.
  264. Каждый член Совета Фракции (кроме председателя Фракции) ведет отдельное направление и отвечает за блок конкретных вопросов в интересах Фракции.
  265. РЕГЛАМЕНТ ДЕПУТАТСКОЙ ФРАКЦИИ „ЯБЛОКО“ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1. Общие положения
  266. Любой член фракции может выйти из нее, уведомив об этом Совет фракции и Секретариат Государственной Думы.
  267. Исключение или выход по собственной инициативе депутата из фракции влечет за собой отзыв его с должностей, на которые он был избран по инициативе фракции.
  268. Организационная структура фракции „Яблоко“
  269. Основными организационными формами фракции являются: — собрание фракции-- совещание фракции-- семинар фракции-- рабочие группы и комиссии фракции.
  270. Семинар фракции проводится для предварительного обсуждения вопросов, связанных с деятельностью фракции. Для участия в работе семинаров могут приглашаться эксперты.
  271. Заместители руководителя Фракции.
  272. Решение о солидарном голосовании в соответствии с позицией, принятой собранием фракции, принимается большинством голосов от общего числа членов фракции, но не менее 2/3 голосов от числа участвующих в голосовании членов фракции.
  273. Утвержден на собрании депутатской группы 24 января 2000 года1. РЕГЛАМЕНТдепутатского объединения в Государственной Думе депутатской группы „РЕГИОНЫ РОССИИ“ (Союз независимых депутатов)
  274. Депутатская группа „РЕГИОНЫ РОССИИ“ (Союз независимых депутатов) (далее депутатская группа) — депутатское объединение в Государственной Думе — добровольное объединение депутатов Государственной Думы третьего созыва.
  275. Деятельность депутатской группы организуется ею самостоятельно в соответствии с Регламентом Государственной Думы и настоящим Регламентом.
  276. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ДЕПУТАТСКОЙ1. ГРУППЫ
  277. Депутат Государственной Думы третьего созыва может быть принят в состав депутатской группы на основании заявления решением собрания депутатской группы.
  278. Депутаты Государственной Думы члены депутатской группы при обсуждении и принятии решений как в Государственной Думе так и в депутатской группе имеют равные права и несут равные обязанности.
  279. Никто единолично не вправе зыступать по принципиальным вопросам от имени депутатской группы без предварительного решения собрания депутатской группы.
  280. Депутат Государственной Думы член депутатской группы вправе в любое время заявить о своем выходе из состава депутатской группы.
  281. СОБРАНИЕ ДЕПУТАТСКОЙ ГРУППЫ
  282. Высшим органом депутатской группы является собрание депутатской группы.
  283. Собрание депутатской группы решает все вопросы, отнесенные Регламентом Государственной Думы к компетенции депутатских объединений в Государственной Думе.
  284. Собрание депутатской группы считается правомочным, если в нем принимает участие более половины депутатов Государственной Думы членов депутатской группы.
  285. Решения депутатской группы принимаются большинством голосов присутствующих на собрании депутатов Государственной Думы членов депутатской группы. Решения депутатской группы принимаются открытым или тайным голосованием.
  286. ПОДГОТОВКА СОБРАНИЙ ДЕПУТАТСКОЙ ГРУППЫ
  287. Проекты документов, выносимых для рассмотрения на собрании депутатской группы, направляются руководителем аппарата депутатской группы в совет депутатской группы для их рассмотрения и включения в повестку дня собрания депутатской группы.
  288. Указанные документы, а также другие материалы распространяются среди депутатов Государственной Думы членов депутатской группы до начала собрания депутатской группы.
  289. ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЙ ДЕПУТАТСКОЙ ГРУППЫ
  290. Собрание депутатской группы ведет Председатель депутатскойгруппы или один из его заместителей.
  291. Порядок и продолжительность выступлений на собраниях Группы: сообщение о работе совета Государственной Думы до 10 минут- выступление по вынесенному на собрание депутатской группы вопросу- до 10 минут-выступление в прениях до 3 минут.
  292. Указанные порядок и продолжительность выступлений, а также порядок выступлений приглашенных на собрание депутатской группы лиц определяется собранием группы.
  293. Контроль за исполнением решений собраний депутатской группы осуществляется Председателем депутатской группы.
  294. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ДЕПУТАТСКОЙ ГРУППЫ
  295. Председатель и заместители Председателя депутатской группы избираются собранием депутатской группы из числа ее членов.
  296. Количество заместителей Председателя устанавливается собранием депутатской группы.
  297. По прошествии года руководство депутатской группы предоставляет депутатам группы информацию о проделанной работе.
  298. Председатель и заместители Председателя депутатской группы могут быть отозваны решением собрания депутатской группы, принятым большинством голосов депутатов Государственной Думы членов депутатской группы.
  299. Совет депутатской группы является коллегиальным органом депутатской группы, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов, выносимых на собрание депутатской группы, а также иных вопросов по организации деятельности депутатской группы.
  300. Совет депутатской группы формируется из депутатов Государственной Думы членов депутатской группысобранием депутатской группы. Численность совета депутатской группы устанавливается собранием депутатской группы.
  301. Решения совета депутатской группы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины состава совета депутатской группы.
  302. Решения совета депутатской группы носят рекомендательный характер.1. Председательдепутатской группы
  303. РЕГИОНЫ РОССИИ» (Союз независимых депутатов) О.В.Морозов
  304. Утвержден общим собранием депутатской группы «Народный депутат»
  305. РЕГЛАМЕНТ депутатской группы «Народный депутат»
  306. Настоящий Регламент регулирует порядок организации и деятельности депутатской группы «Народный депутат», образованной депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва.1. ДЕПУТАТСКАЯ ГРУППА
  307. Деятельность Группы осуществляется самостоятельно в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и настоящим Регламентом.
  308. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ
  309. Депутат Государственной Думы третьего созыва может быть принят в состав Группы на основании письменного заявления решением собрания Группы.
  310. Депутаты члены Группы имеют как в Государственной Думе, так и в Группе равные права при обсуждении и принятии решений и несут равные обязанности.
  311. Никто единолично не вправе выступать от имени Группы без предварительного решения собрания Группы.
  312. Депутат член Группы вправе в любое время письменно заявить о своем выходе из состава Группы.
  313. Депутат член Группы решением собрания Группы может быть исключен из ее состава за действия, дискредитирующие Группу, или при невыполнении решения группы, принятого консолидированным голосованием.3. СОБРАНИЕ ГРУППЫ
  314. Высшим органом Группы является собрание Группы.
  315. Собрание Группы решает все вопросы, отнесенные Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к компетенции депутатских объединений в Государственной Думе.
  316. Собрания Группы проводятся два раза в неделю по вторникам н четвергам. Внеочередные собрания Группы созываются по инициативе Совета Группы или трети депутатов — членов Группы. По решению Группы собрания могут носить открытый или закрытый характер.
  317. Собрание Группы считается правомочным, если в нем принимает участие более половины членов Группы.
  318. Решения Группы принимаются большинством голосов присутствующих па собрании депутатов. Решения Группы принимаются открытым или тайным голосованием.
  319. В исключительном случае, по инициативе не менее 10 депутатов может быть поставлен вопрос о консолидированном голосовании Группы. Решение о консолидированном голосовании считается принятым, если за него проголосовало 2/3 депутатов Группы.
  320. Допускается принятие решения путем опросного листа.
  321. ПОДГОТОВКА СОБРАНИЙ ГРУППЫ
  322. Правом внесения вопросов ка собрание Группы обладают председатель Группы, его заместители, Совет Группы, депутаты члены Группы.
  323. Вопросы, исходящие от федеральных органов государственной власти, органов государственном власти субъектов Российской Федерации, общественно-политических организаций, граждан, выносятся на собраниепри согласии депутатов членов Группы.
  324. Обязательному рассмотрению на собраниях Группы подлежат проекты поправок к Конституции Российской Федерации, проекты федеральных конституционных законов, а также законопроекты, инициируемые депутатами членами Группы.
  325. Проекты документов, выносимых для рассмотрения на собрании, направляются в Совет Группы для включения их в повестку дня собрания либо распространяются среди депутатов членов Группы до начала собрания.5. ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЙ
  326. Собрание Группы ведет председатель Группы или один из его заместителей по согласованию.
  327. Порядок выступлений на собраниях Группы: — сообщение о работе Совета Государственной Думы до 10 минут-- выступление по вынесенному на собрание Группы вопросу до 5 минут-- выступление в прениях до 3 минут.
  328. Порядок выступлений приглашенных определяется собранием в каждом отдельном случае.
  329. Аппарат Группы ведет протокол собрания. Протокол подписывается председательствующим на собрании Группы.
  330. Контроль за исполнением решений собраний Группы осуществляется председателем Группы.6. ПОДГРУППЫ ДЕПУТАТОВ
  331. Депутаты члены Группы вправе образовывать в составе Группы подгруппы по интересам, территориальным или отраслевым признакам либо для решения конкретных вопросов.
  332. Задачи и порядок деятельности подгрупп устанавливаются ими самостоятельно.
  333. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ1. ГРУППЫ
  334. Председатель и заместители Группы избираются собранием Группы из числа ее членов. Количество заместителей устанавливается собранием Группы. Из состава заместителей председателя Группы избирается первый заместитель председателя.
  335. Председатель и его заместители считаются избранными, если за них проголосовало более половины присутствующих на собрании членов Группы.
  336. Депутатам, отсутствующим на собрании по уважительным причинам, предоставляется право голосовать заочно.
  337. По прошествии года со дня образования Группы, а в дальнейшем ежегодно руководство Группы представляет депутатам членам Группы информацию о проделанной работе.
  338. Председатель и заместители председателя Группы могут быть отозваны решением собрания Группы, принятым большинством голосов членов Группы.
  339. Заместители председателя Группы по согласованию с Группой или председателем выполняют часть его функций.8. СОВЕТ ГРУППЫ
  340. Совет Группы является коллегиальным органом, осуществляющим предварительную проработку вопросов, выносимых на собрание Группы.
  341. В Совет Группы входят председатель Группы, его заместители, избранные от Группы Заместитель Председателя Государственной Думы и другие избранные от Группы депутаты.
  342. В аппарате Фракции не могут образовываться структуры общественных объединений, политических партий, а также религиозных организаций, за исключением профессиональных союзов.
  343. П. Задачи аппарата Фракции
  344. Аппарат Фракции осуществляет следующие задачи:
  345. Обеспечивает деятельность Фракции.
  346. Обеспечивает рассмотрение Фракцией проектов федеральных законов, постановлений, заявлений и обращений, внесенных на рассмотрение Государственной Думы.
  347. Обеспечивает подготовку аналитических и информационных материалов для использования Фракцией в законопроектной деятельности.
  348. Обеспечивает подготовку и проведение организуемых Фракцией парламентских слушаний, конференций, совещаний и других мероприятий в соответствии с Регламентом.
  349. Оказывает содействие в обеспечении взаимодействия
  350. Фракции с иностранными и международными организациями.
  351. Ш. Структура аппарата Фракции
  352. Структура, штатное расписание и численный состав аппарата Фракции утверждаются в установленном порядке.
  353. Аппарат Фракции состоит из руководителя аппарата Фракции, его заместителя, а также специалистов в соответствии с Перечнем государственных должностей федеральной государственной службы Российской Федерации.
  354. Назначение на должность и освобождение от должности работниковаппарата Фракции оформляются распоряжением Руководителя
  355. Аппарата по представлению руководителя аппарата Фракции.
  356. Назначение на должность работников аппарата Фракции осуществляется на период, не превышающий срока деятельности Фракции в Госдуме.
  357. Подбор, расстановку кадров аппарата Фракции, общее руководство и контроль за деятельностью аппарата Фракции осуществляет руководитель ^ Фракции, непосредственное руководство руководитель аппарата Фракции.1. Руководство аппаратом Фракции
  358. Непосредственное руководство аппаратом Фракции осуществляет руководитель аппарата Фракции, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Руководителя Аппарата по представлению руководителя Фракции.
  359. Руководитель аппарата Фракции подчиняется руководителю Фракции, а в период его отсутствия первому заместителю руководителя Фракции.
  360. Руководитель аппарата Фракции как государственный служащий федеральной государственной службы подчиняется Руководителю Аппарата.
  361. Во время отсутствия руководителя аппарата Фракции его обязанности исполняет его заместитель по поручению руководителя Фракции или руководителя аппарата Фракции.
  362. Руководитель аппарата Фракции вправе после согласования с руководителем Фракции вносить уточнения в должностные инструкции работников аппарата Фракции с учетом их квалификации.
  363. V. Работники аппарата Фракции
  364. Условия труда работников аппарата Фракции определяются законодательством Российской Федерации о труде, законодательством Российской Федерации о государственной службе.
  365. В случае прекращения деятельности Фракции в Государственной Думе процедура высвобождения работников аппарата Фракции производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
  366. B.В.Замай, П. Б. Ромашкин. Н. В. Попко. Председательствовал: С. В. Иваненко.1. Повестка дня
  367. О проектах законов, включенных в повестку дня пленарных заседаний Государственной Думы 28, 29 сентября и 1 октября 1999 г. 2. Разное.
  368. О проектах законов, включенных в повестку дня пленарных заседаний Государственной Думы 28,29 сентября и 1 октября1999 г.
Заполнить форму текущей работой