Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое обеспечение в Российской Федерации равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении предвыборной агитации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для совершенствования законодательного регулирования порядка проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1 необходимо более детально определить порядок предоставления кандидатам и избирательным объединениям эфирного времени… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы правового регулирования обеспечения равенства прав кандидатов и избдирательных объединений при проведении предвыборной агитации
    • 1. Понятие, общие принципы и сроки проведения предвыборной агитации
    • 2. Правовое регулирование порядка проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации
    • 3. Законодательное регулирование проведения предвыборной агитации посредством публичных мероприятий, выпуска печатных материалов и размещения информации в сети «Интернет»
    • 4. Обеспечение равенства прав кандидатов и избирательных объединений при финансировании предвыборной агитации

    Глава II. Юридическая ответственность за нарушения порядка провдения предвыборной агитации и нарушения избирательного законодательства, позволяющие получить преимущества при проведении предвыборной агитации.

    § 1. Конституционно-правовая ответственность.

    § 2. Административно-правовая ответственность.

    § 3. Уголовно-правовая ответственность.

Правовое обеспечение в Российской Федерации равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении предвыборной агитации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Выборы являются одним из важнейших институтов организации и функционирования публичной власти в современных политических условиях, поэтому исследование проблем, связанных с правовым обеспечением избирательного процесса, приобрело особую актуальность в связи с формированием в России в начале 90-х годов XX века новых выборных органов, реформированием избирательной системы, возрастанием её значения в современной электорально-правовой культуре.

Усиление значения избирательной системы в структуре и функционировании государства во многом связано с изменением роли самого института выборов. Новый конституционный строй в стране сделал выборы конструктивным фактором реализации властных полномочий и, что особенно важно, реальной возможностью проявления демократии.

В связи с реформированием избирательной системы встал вопрос детального правового регламентирования процесса выборов и в особенности отдельных его институтов, которые прежде недостаточно развивались. Одним из таких институтов избирательного права является предвыборная агитация, которая в новых условиях начала приобретать решающее значение, потому что от неё в значительной степени стал зависеть успех кандидатов или избирательных объединений на выборах. Подтверждением этому может служить образование в нашей стране большого количества организаций, профессионально занимающихся проведением предвыборной агитации.

В результате возникла необходимость обеспечения гарантий равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении предвыборной агитации. Поэтому с конца 80-х начала 90-х годов при формировании новой избирательной системы значительное внимание уделялось совершенствованию правового регулирования института предвыборной агитации. Однако, несмотря на более чем десятилетний период реформирования избирательной системы, до сих пор остаётся много нерешённых вопросов, коллизий и пробелов в части регламентации данного института и обеспечения равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении предвыборной агитации, которые и рассматриваются в данном диссертационном исследовании.

Актуальность исследования обуславливается не только практическими предложениями разрешения спорных вопросов правового регулирования института предвыборной агитации, но также особым значением для теории и практики государственного строительства в Российской Федерации конституционного анализа рассматриваемого института, который способен непосредственно влиять на масштаб, темпы и качество воплощения в действительности избирательных прав граждан.

Объектом диссертационного исследования являются правоотношения, возникающие при проведении предвыборной агитации, а также отношения, связанные с установлением и реализацией юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах в данной части.

Предметом исследования являются современные правовые нормы, регулирующие функционирование института предвыборной агитации с точки зрения возможности обеспечения равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении выборов.

В диссертации комплексно анализируется институт предвыборной агитации, рассматриваются его основные понятия, исследуется правовое регулирование порядка проведения предвыборной агитации, сроки проведения предвыборной агитации и порядок финансирования предвыборной агитации. Вместе с тем в работе исследуются и вопросы ответственности за нарушения порядка проведения предвыборной агитации, а также нарушения избирательного законодательства, позволяющие получить преимущества при проведении предвыборной агитации.

Цель и задачи исследования

Практика последнего десятилетия показала, что избирательные права граждан не всегда реализуются беспрепятственно и в той мере, в какой они прописаны в Конституции Российской Федерации и в федеральных законах. Зачастую задействуется административный ресурс, практикуются нарушения финансирования предвыборной агитации, используются преимущества должностного и служебного положения. В связи с этим на первый план выдвигается вопрос о реальном функционировании института предвыборной агитации.

Поэтому целью исследования является комплексный анализ правового регулирования института предвыборной агитации в части обеспечения равенства прав кандидатов и избирательных объединений, а также реализации демократических принципов при проведении выборов.

Для достижения поставленной цели диссертантом ставятся следующие задачи:

1. Исследовать институт предвыборной агитации и определить его роль в избирательном процессе на основе действующего законодательства;

2. Уточнить концептуальную основу правового регулирования обеспечения равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении предвыборной агитации с учетом современной электоральной практики;

3. Рассмотреть процесс становления правового регулирования института предвыборной агитации в постсоветский период и проанализировать его основные понятия, такие как «предвыборная агитация», «агитационный период» и др.;

4. Исследовать особенности правового регулирования порядка проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации, посредством проведения массовых мероприятий, путем выпуска печатных агитационных материалов, при проведении предвыборной агитации другими способами;

5. Провести анализ агитационных материалов последних федеральных и региональных избирательных кампаний на предмет их соответствия требованиям действующего избирательного законодательства;

6. Рассмотреть особенности правового регулирования обеспечения равенства прав кандидатов и избирательных объединений при финансировании предвыборной агитации;

7. Исследовать нормативно-правовую базу, регламентирующую ответственность за нарушения порядка проведения предвыборной агитации, а также нарушения, позволяющие получить преимущества при проведении предвыборной агитации;

8. Проанализировать судебную практику последних пяти лет, связанную с ответственностью субъектов избирательных правоотношений за нарушения порядка проведения и финансирования предвыборной агитации;

9. Выявить коллизии, пробелы и недостатки правового регулирования института предвыборной агитации и с учетом этого сформулировать предложения по уточнению действующих нормативных правовых актов, регламентирующих данный институт.

Степень разработанности темы. В настоящее время в научной литературе проблема правового регулирования института предвыборной агитации пока еще недостаточно разработана. В связи с динамичным развитием избирательного законодательства актуальность работ в этой сфере иногда отстает от современной электоральной практики.

В настоящее время в научной литературе проблема правового регулирования предвыборной агитации пока еще недостаточно разработана. Среди существующих работ особое место занимает фундаментальное издание Центризбиркома «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» созданное под руководством Председателя ЦИК РФ А.А.Вешнякова1. Данное пособие вышло в 2003 году, поэтому.

1 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов/ Отв. ред. к. ю. н. А. А. Вешняков. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 816 с. определенная часть материала основана на уже недействующем законодательстве. Однако с точки зрения теории, это, бесспорно, одно из важнейших исследований современного российского избирательного права.

Значительным вкладом в разработку проблемы явилось издание научно-практического комментария к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67 — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1. Данный комментарий подготовлен известными специалистами в области избирательного законодательства: С. А. Авакьяном, С. В. Большаковым, Ю. А. Веденеевым, М. В. Гришиной, О. К. Заострожной, В. В. Игнатенко, Е. П. Ищенко, Е. И. Колюшиным, О. Е. Кутафиным, В. И. Лысенко, Б. А. Страшуном и др. Высоко оценивая данный комментарий, в то же время необходимо отметить, что в нем не учитывается значительный объем изменений, внесенных в этот закон за последние три года.

Становление правовых норм, регулирующих порядок проведения предвыборной агитации, рассматривается в исследованиях «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» под редакцией.

A.В.Иванченко, в Комментарии к Федеральному закону от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под редакцией.

B.И.Васильева, А. А. Вешнякова и В. И. Лысенко, в Комментарии к Федеральному закону от 20 декабря 2002 года № 175 — ФЗ «О выборах.

1 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А.А.ВешняковНауч.-ред. В.ИЛысенко. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 896 с.

2 См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. редактор — доктор юр. наук А. В. Иванченко. — М.: Издательства НОРМА, 1999. — 856 с.

См.: Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 55 — ФЗ. Под редакцией В. И. Васильева, А. А. Вешнякова и В. И. Лысенко. — М.: Издательство НОРМА, 1999. — 760 с. депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" под редакцией Е.И.Колюшина1.

Определенный интерес по исследованию проблем избирательного законодательства, регулирующего ответственность за нарушение порядка проведения предвыборной агитации, представляет монография В. Н. Белоновского «Правонарушения и юридическая ответственность в л избирательном праве: история, практика и современность», изданная в 2005 году и являющаяся в настоящее время одной из самых современных работ, которая в комплексе освещает данный вопрос.

Анализ основополагающих положений российской избирательной системы содержится в работе академика О. Е. Кутафина и доктора юридических наук Е. И. Козловой «Конституционное право России"3, в Комментарии к Конституции РФ под редакцией Л.А.Окунькова4, в учебнике М. В. Баглая «Конституционное право Российской Федерации"5. Указанные издания сыграло огромное значение при изучении предмета исследования.

Большая роль в разработке рассматриваемой в диссертации темы принадлежит таким авторам, как С. А. Авакьян, Л. Г. Алехичева, М. В. Баглай, Р. Т. Биктагиров, C.B. Большаков, Н. С. Бондарь, H.A. Бударина, В. И. Васильев, Ю. А. Веденеев, Н. И. Ветров, A.A. Вешняков, М. В. Гришина, Ю. А. Дмитриев, И. Ю. Еремин, A.B. Иванченко, В. В. Игнатенко, Е. П. Ищенко, В. И. Казьмин, С. Д. Князев, А. И. Ковлер, Е. И. Колюшин, Р. В. Кузнецова, O.E. Кутафин, В. О. Лучин, В. И. Лысенко, В. Д. Мостовщиков, А. Е. Постников, А. Г. Сидякин, Б. А. Страшун, С. М. Шапиев, C.B. Юсов и др.

1 Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / Под ред. Колюшина Е. И. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2003. — 576 с.

2 См.: Белоновский В. Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве: история, практика и современность: монография. — М.: Юнити-Дана, 2005.-512 с.

См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2005. — 587 с.

4 См.: Окуньков Л. А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. — М.: Юристь, 2002. — 1007с. s См.: Баглай. М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. — 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — 816 с.

Проблемы предвыборной агитации рассматриваются в ряде научных материалов, опубликованных в изданиях «Государство и право», «Юриспруденция», «Право и закон», «Юридическая мысль», «Конституционное и муниципальное право», «Право и власть», «Выборы. Законодательство и технологии» и др., которые раскрывают позиции ведущих российских ученых по вопросам правового регулирования института предвыборной агитации и подтверждают выводы, сделанные в исследовании.

Также в работе использовались материалы, касающиеся вопросов предвыборной агитации, опубликованные в изданиях Центризбиркомажурналах «О выборах», «Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и серии сборников «Электоральная статистика».

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в диссертационной работе на основе современного нормативно-правового материала проводится комплексное исследование института предвыборной агитации с точки зрения возможности правового обеспечения равенства прав кандидатов и избирательных объединений. Этим определяется принципиальная новизна постановки проблемы и результатов исследования. Также в работе с учетом результатов анализа избирательного законодательства и судебной практики содержатся предложения по совершенствованию законодательного регулирования правоотношений, связанных с проведением и финансированием предвыборной агитации, а также установлением ответственности за нарушение порядка проведения предвыборной агитации и нарушения, позволяющие получить преимущества при проведении предвыборной агитации.

Положения, выносимые на защиту.

1. За последнее десятилетие произошло становление целостной системы правового регулирования института предвыборной агитации, вместе с тем для более полного обеспечения гарантий равенства прав кандидатов и избирательных объединений представляется целесообразным усовершенствовать ряд положений избирательного законодательства, регулирующих правоотношения в данной области;

2. Необходимо изменить положения избирательного законодательства, касающиеся обнародования опросов общественного мнения, связанных с выборами, и прогнозов результатов выборов. Из-за пробелов в законодательном регулировании правоотношений в этой области данные инструменты часто используются для незаконного проведения предвыборной агитации. В связи с этим диссертантом предлагается регламентировать кампании-участники, ограничив их число теми, кто официально существует на рынке социологических услуг не менее года. Также, по мнению диссертанта, необходимо законодательно установить возможность публикации и обнародования прогнозов результатов выборов, основанных только на опросах общественного мнения. При этом ссылка на опрос должна даваться с приведением всех данных, которые необходимы при обнародовании результатов опросов, потому что сведения о выборке и возможной погрешности или о методе проведения опроса и формулировке вопроса могут повлиять на отношение избирателя к прогнозу результатов выборов.

3. Для совершенствования законодательного регулирования порядка проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1 необходимо более детально определить порядок предоставления кандидатам и избирательным объединениям эфирного времени и печатной площади, закрепив обязательное предоставление данным участникам выборов бесплатной печатной площади в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, а также установив обязанность негосударственных периодических печатных изданий обеспечивать всем кандидатам и избирательным объединениям одинаковые возможности по размещению агитационных материалов. При этом необходимо утвердить порядок распределения бесплатных эфирного времени и печатной площади между участниками различных выборов, которые проходят одновременно на одной и той же территории, а также изменить правовое регулирование предоставления данного эфирного времени и печатной площади кандидатам, одновременно выдвинутым в нескольких избирательных округах на разных выборах, проходящих на одной и той же территории. Необходимо также четко установить объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого для проведения совместных агитационных мероприятий, взяв за основу регулирование данного вопроса, установленное в Федеральном законе от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации"1.

4. Необходимо исключить положения избирательного законодательства, в соответствии с которыми может выделяться дополнительное бесплатное эфирное время и бесплатная печатная площадь избирательным объединениям, выдвинувшим кандидатов, так как эти положения ставят в неравные агитационные условия кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения.

5. В целях устранения трудностей, возникающих у кандидатов и избирательных объединений при изготовлении печатных агитационных материалов, а также для обеспечения гарантий равенства их прав, предлагается законодательно установить, что перечень организаций, имеющих право изготавливать данные агитационные материалы, устанавливается избирательными комиссиями на основании тендера. При этом основным критерием для допуска полиграфической организации к изготовлению агитационных материалов будет являться достаточность полиграфического оборудования для выполнения заказов участников выборов.

6. Учитывая интенсивное развитие компьютерных технологий, назрела необходимость распространить требования избирательного законодательства, предъявляемые к размещению агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях (одинаковые возможности по размещению агитационных материалов, единые размеры и условия оплаты и д.р.), к агитационным материалам, размещаемым в сети «Интернет».

7. В целях обеспечения кандидатам равных прав при осуществлении финансирования предвыборной агитации независимо от их имущественного положения необходимо сократить размеры собственных денежных средств, которые кандидаты могут перечислять в свои избирательные фонды, а также размеры добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в избирательные фонды, установив их размер в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1;

8. Для создания избирательным объединениям равных возможностей при финансировании предвыборной агитации важно уточнить порядок использования ими в период избирательной кампании имущества, находящегося в их пользовании, разрешив использовать без оплаты из средств избирательного фонда только то имущество, которое было приобретено или арендовано политической партией за год до официального опубликования решения о назначении выборов. Данные изменения позволят предотвратить использование технологий по законному созданию преимущественной агитационной базы до официального начала избирательной кампании.

9. Необходимо восстановить конституционно-правовую ответственность в виде отказа в регистрации и отмены регистрации за предоставление кандидатами при выдвижении недостоверных данных о месте работы, образовании и партийной принадлежности, а также рассмотреть возможность применения данных мер ответственности за распространение кандидатом недостоверных данных о себе при проведении предвыборной агитации.

10. Для обеспечения реализации положений избирательного законодательства, регулирующих институт предвыборной агитации, необходимо усовершенствовать механизм привлечения к административной ответственности, передав полномочия по составлению административных протоколов правоохранительным органам, а также увеличить размеры штрафных санкций за совершение административных правонарушений.

Методологической основой данной работы стали принципы формально-логического исследования, а ее базу составляет комплекс общенаучных и социальных методов познания общественно-политической и правовой действительности, а также метод перехода от общего к частному, от абстрактного — к конкретному. В процессе исследования применялись: метод системного анализа, формально-юридический, исторический и сравнительно-правовой методы, которые в совокупности способствовали решению поставленных соискателем задач.

Нормативно-правовая база исследования. Основополагающим нормативно-правовым актом избирательного законодательства является Конституция Российской Федерации 1993 года, 1 нормы которой формируют важнейшие принципы обеспечения прав и свобод человека и гражданина России, что позволяет сформулировать основные начала обеспечения равенства субъектов избирательных правоотношений, в том числе в части рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы. Источники, использованные в данной работе, можно условно разделить на четыре группы.

К первой группе принадлежат ранее действовавшие законы, регулировавшие избирательный процесс. Это: Федеральный закон от 06 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"1, Федеральный закон от 17 мая 1995 года№ 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации"2, Федеральный закон от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы л.

Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"4, Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"5, Федеральный закон от 31 декабря 1999 года № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации"6, Федеральный закон от 06 декабря 1999 года № 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства о выборах и референдумах"7, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях8. Рассмотрение данных источников было необходимо для анализа становления законодательного регулирования института предвыборной агитации в нашей стране.

Ко второй группе источников относятся действующие и вступающие в силу в ближайшее время законы, содержащие нормы, регулирующие порядок проведения и финансирования предвыборной агитации, а также устанавливающие ответственность за нарушение данных норм. Это: Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 148-ФЗ «Об основных гарантиях.

СЗРФ. 1994. № 33. Ст. 3406.

2СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1924.

3 С3 РФ. 1995. № 26. Ст. 2398.

4 С3 РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

5 С3 РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

6 С3 РФ. 2000. № 1 (ч.Н). Ст. 11.

7 СЗРФ. 1999. № 49. Ст. 5906.

8 Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909. избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1 (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав»), Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания л.

Российской Федерации" (далее — Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы»), Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"3, Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации"4 (далее — Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»), Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124−1 «О средствах массовой информации"5, Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"6, Федеральный закон от 11 ноября 2003 года № 138-Ф3 «О лотереях», Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"8, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях9, Уголовный кодекс Российской Федерации10, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации11. Данные законодательные акты позволили автору провести детальный анализ действующего законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с проведением предвыборной агитации, а также избирательного законодательства, которое вступит в силу в ближайшее время.

1 СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

2 СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 4982.

3 СЗ РФ. 2005. №. 21. Ст. 1919.

4 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

5 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

6 СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.

7 СЗ РФ. 2003. № 46 (ч. I). Ст. 4434.

8 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

9 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

10 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

11 СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

К третьей группе источников относятся подзаконные нормативные акты, затрагивающие регламентацию института предвыборной агитации, которые необходимы для уточнения порядка применения федеральных законов о выборах. Среди них — постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся порядка проведения жеребьевки по распределению эфирного времени, создания избирательных фондов и порядка осуществления расходования средств из избирательных фондов, а также по другим вопросам, связанным напрямую или косвенно с осуществлением предвыборной агитации. Эта группа источников необходима для анализа полноты правового регулирования правоотношений, возникающих в ходе проведения предвыборной агитации.

В четвертую группу источников входят документы Конституционного и Верховного судов, а также судов субъектов Российской Федерации, касающиеся избирательных прав граждан. Эти источники особо значимы, так как позволяют проанализировать правоприменительную практику и дать оценку существующим нормам избирательного законодательства.

Практическая значимость работы заключается в анализе пробелов и недостатков действующего законодательства, регламентирующего институт предвыборной агитации, а также законодательства, устанавливающего ответственность за нарушения порядка проведения предвыборной агитации и нарушения, создающие преимущества при проведении предвыборной агитации. Акцентирование внимания на данных проблемах будет способствовать их решению, как на законодательном уровне, так и в правоприменительной практике.

Помимо этого в работе содержатся предложения по совершенствованию механизмов правового обеспечения равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении предвыборной агитации. Ряд предложений соискателя, сформулированных в диссертационном исследовании, внесены для рассмотрения в Московскую городскую избирательную комиссию, Московскую городскую Думу и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Результаты работы могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований в области государственного строительства, а также в учебных курсах по конституционному и избирательному праву, спецкурсах по повышению квалификации организаторов выборов.

Апробация исследования. Основные положения и выводы исследования прошли апробацию в опубликованных соискателем материалах сборников статей международных и всероссийских научных конференций, в выступлениях диссертанта на этих конференциях. Автор отслеживал практическую реализацию основных тезисов работы в ходе 29 избирательных кампаний, в которых участвовал как организатор выборов, так и на стороне кандидатов и избирательных объединений. Основные положения и выводы исследования докладывались на парламентских слушаниях и круглых столах по вопросам избирательного законодательства, проходивших в нижней и верхней палатах российского парламента.

В качестве эксперта Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации диссертант входил в Рабочую группу Государственной Думы по работе над проектом федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации». Автор участвовал в заседаниях Рабочей группы Комитета Государственной Думы по государственному строительству и конституционному законодательству по работе над проектом новой редакции федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Диссертант непосредственно участвовал в разработке двух последних редакций избирательных кодексов города Москвы (2003 и 2005 гг.), в которых реализован ряд предложений, содержащихся в работе.

На протяжении последних трех лет. автор является членом Рабочей группы Московской городской избирательной комиссии по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов, на заседаниях которой предлагал решения вопросов с учетом позиций, содержащихся в работе. С 2005 года автор входит в качестве эксперта в Комиссию Государственной Думы по вопросам практики применения избирательного законодательства Российской Федерации, в рамках которой обсуждаются проблемы действующего избирательного законодательства, в том числе содержащиеся в исследовании. Помимо этого диссертант изучал законодательное регулирование института предвыборной агитации и реализацию на практике данного регулирования в странах СНГ, находясь в качестве международного наблюдателя на выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан в 2004 году и Президента Республики Беларусь в 2006 году.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографии. Первая глава посвящена проблемам правового регулирования института предвыборной агитации, во второй главе рассмотрена существующая практика ответственности за нарушения порядка проведения предвыборной агитации и нарушения, создающие преимущества при проведении предвыборной агитации.

Заключение

.

Рассмотренные в работе проблемы позволяют сделать некоторые важные заключения. В первую очередь, подводя итоги рассмотрения правового регулирования института предвыборной агитации, стоит отметить, что за последние десять лет произошло серьезное становление и развитие основополагающих норм данного института. Правовое регулирование предвыборной агитации претерпело значительные изменения на пути обеспечения гарантий равенства прав кандидатов и избирательных объединений. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что произошло становление целостной системы правового регулирования предвыборной агитации. Об этом в частности свидетельствует детальная разработка по ряду вопросов норм, касающихся общих условий проведения предвыборной агитации, а также норм касающихся проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.

В тоже время, существующее избирательное законодательство еще не позволяет в полной мере обеспечивать гарантии равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении предвыборной агитации, что относится, например, к положениям, касающимся обнародования опросов общественного мнения и прогнозов результатов выборов, которые из-за несовершенства законодательства часто используются для проведения незаконной агитации. В связи с этим необходимо регламентировать участие организаций, занимающихся изучением общественного мнения, ограничив их число теми, кто официально существует на данном рынке не менее года. А также установить возможность публикации прогнозов итогов выборов, основанных только на опросах общественного мнения.

Для совершенствования законодательного регулирования порядка проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации необходимо более детально определить порядок предоставления кандидатам и избирательным объединениям эфирного времени и печатной площади и установить обязанность негосударственных периодических печатных изданий обеспечивать всем кандидатам и избирательным объединениям одинаковые возможности по размещению агитационных материалов.

Особого регулирования требует порядок распределения бесплатных эфирного времени и печатной площади между участниками различных выборов, которые проходят одновременно на одной и той же территории, а также правовое регулирование предоставления данного эфирного времени и печатной площади кандидатам, одновременно выдвинутым в нескольких избирательных округах на разных выборах, проходящих на одной и той же территории. Для обеспечения всем кандидатам и избирательным объединениям одинаковых возможностей проведения предвыборной агитации необходимо в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав» четко установить, что под проведение совместных агитационных мероприятий предоставляется только половина бесплатно выделенного эфирного времени.

Для создания равных агитационных условий кандидатам, выдвинутым избирательными объединениями и в порядке самовыдвижения, необходимо исключить из избирательного законодательства положения о выделении избирательным объединениям, выдвинувшим своих кандидатов, дополнительного бесплатного эфирного времени.

Изготовление печатных агитационных материалов зачастую создает определенные трудности для участников выборов, в связи с этим предлагается законодательно установить, что перечень организаций, имеющих право изготавливать данные агитационные материалы, устанавливается избирательными комиссиями на основании тендера.

Отдельного внимания законодателей требует регламентация размещения агитационных материалов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Возможным решением данного вопроса могло бы стать распространение на данные материалы требований, предъявляемых к размещению агитации в средствах массовой информации.

Стоит обратить внимание, что избирательное законодательство, регулирующее порядок финансирования предвыборной агитации, достаточно проработано, и в целом оно позволяет обеспечить гарантии равенства прав кандидатов и избирательных объединений. При этом, по мнению диссертанта, для обеспечения кандидатам равных прав при осуществлении финансирования предвыборной агитации независимо от их имущественного положения, необходимо сократить размеры собственных денежных средств, которые кандидаты могут перечислять в свои избирательные фонды, а также размеры добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в избирательные фонды. Кроме этого необходимо уточнить порядок использования избирательными объединениями в период избирательной кампании имущества, находящегося в их пользовании, разрешив использовать только то имущество, которое было приобретено ими или арендовано за год до официального опубликования решения о назначении выборов.

Из-за отсутствия эффективных механизмов, позволяющих выявлять и предотвращать нарушения при финансировании предвыборной агитации, в ряде случаев затруднительно обеспечить равенство прав кандидатов и избирательных объединений. Это вызвано тем, что избирательные комиссии не обладают необходимыми полномочиями, позволяющими влиять на ситуацию, а правоохранительные органы, в свою очередь, не справляются с поставленными перед ними задачами.

Вместе с тем, за ряд нарушений при проведении предвыборной агитации в законодательстве Российской Федерации не предусматривается ответственность субъектов избирательных правоотношений. В частности, не устанавливается ответственность за распространение кандидатом при проведении предвыборной агитации недостоверных сведений о себе, а также в ряде других случаев.

Предусмотренная законодательством административная ответственность за нарушения, которые могут способствовать получению определенных преимуществ при проведении предвыборной агитации, не позволяет в полном объеме обеспечить гарантии равенства прав кандидатов и избирательных объединений. Это происходит из-за того, что размеры штрафных санкций, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, настолько низкие, что с учетом размеров средств, расходуемых в рамках избирательных кампаний, ответственность за нарушения становится символической.

Также стоит обратить внимание и на тот факт, что и механизмы привлечения к ответственности за нарушение норм избирательного законодательства реализуются на практике достаточно затруднительно, а проблемы, связанные с привлечением к административной ответственности, вообще не позволяют говорить об эффективной возможности применения данного вида ответственности к субъектам избирательных правоотношений. При этом хотелось бы подчеркнуть, что юридическая ответственность — это необходимый и обязательный атрибут всякой отрасли права, обеспечивающий должное поведение участников правоотношений.

Вместе с тем, наметившиеся позитивные тенденции в правовом регулировании института предвыборной агитации в ближайшем бедующем буду способствовать обеспечению гарантий равенства прав кандидатов и избирательных объединений, что в значительной мере позволит развивать и укреплять демократические принципы в Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 1994. № 1. Ст. 1.
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447- 2001. № 7. Ст. 607- № 51. Ст. 4824.
  3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» //СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1- 2001. № 51. Ст. 4825.
  4. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300-
  5. Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406.
  6. Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170.
  7. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609- 2003. № 2. Ст. 167.
  8. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864-
  9. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  11. Федеральный закон от 2 июня 1999 года № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178-
  12. Федеральный закон от 6 декабря 1999 «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // СЗ РФ. 1999. № 49. Ст. 5906.
  13. Федеральный закон от 31 декабря 1999 года № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ, 2000. № 1. Ст. 11.
  14. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // СЗ РФ. 2000. № 26. Ст. 2729.
  15. Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2001, № 29, Ст.2950- 2005, N 1, Ст. 9
  16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. (Часть I). Ст. 1.
  17. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
  18. С изменениями и дополнениями, внесенных в него Федеральным законом от 21 июля 2005 года. // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3104.
  19. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 138-ФЭ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  20. Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 4982.
  21. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
  22. Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485.
  23. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.
  24. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 93-Ф3 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч.1). Ст. 3104.
  25. Указ Президента РФ от 25 мая 1992 года № 524 «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» // Ведомости РФ. 1992. № 22. Ст. 1216.
  26. Положение о выборах депутатов Государственной думы в 1993 года, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года № 1557 // САПиП РФ. 1993. № 41. Ст. 3907.
  27. Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрании Российской Федерации в 1993 года, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 1626 // САПиП РФ. 1993. № 42. Ст. 3994.
  28. Собрания Российской Федерации четвертого созыва" // Вестник Центральной избирательной комиссии. 2003. № 6. с. 99-
  29. Постановление ЦИК РФ от 15 сентября 2003 года № 26/186−4 «О Рабочей группе по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов» // Вестник ЦИК РФ. 2003. № 12. с. 116-
  30. Постановление ЦИК РФ 11 декабря 2003 года № 67/593−4 «О Календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации» // Вестник Центральной избирательной комиссии. 2003. № 23. с 5.
  31. Решение Верховного Суда РФ от 16 декабря 2004 года № ГКПИ2004−1295 «По заявлению политической партии «Коммунистическая партия
  32. Решение Московского городского суда от 22 ноября 2005 года № 3 -541/2005 «По заявлению Лукьяновой Елены Анатольевны об отмене регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу № 1 Святенко Инны Юрьевны».
  33. Сборники нормативно-правовых и судебных актов
  34. Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992—1999) / Авт.-сост. Ю. А. Веденеев, В. И. Лысенко, Б. А. Страшун- Отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2000.
  35. Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. 2002 / Отв. ред. В. И. Казьмин. М. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2003. — 894 с.
  36. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 2002 / Отв. ред. В. Г. Стрекозов. М.: Юрист, 2003. — 683 с.
  37. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 2004 / Отв. ред. В. Г. Стрекозов. М.: Юрист, 2005. — 830 с.
  38. Права и свободы личности. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова. 1998 2003 / Сост. А. Г. Майоров. — М.: ИД Юриспруденция, 2003. — 1008 с.
  39. Д. Разрешение споров в ходе выборов депутатов Госдумы // Законность. 2000. № 12.
  40. Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: Система и принципы. М., 2002.
  41. С.А. Выборы 1993−1994 гг. в Российской Федерации: правила и процедуры. М.: Издание Междун. благотворит, фонда политико-правовых исслед. «Интерлигал», 1993 — 30 с.
  42. С.А. Выборы 95 в Государственную Думу России. М.: Издание Междун. благотворит, фонда политико-правовых исслед. «Интерлигал», 1995. — 64 с.
  43. С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1 М.: Юрист, 2005. — 719 е.- Т. 2 — М.: Юрист, 2005. — 749 с.
  44. А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.: «Статут», 2000. — 251 с.
  45. Л.Г., Постников А. Е. Признание недействительными итогов голосования и результатов выборов: Правовые проблемы // Журнал Российского права, 2001, № 6.
  46. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. 5-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005.-816 с.
  47. П.Баранов С. Д. Технологии агитации: кризис доверия или новое качество? // Журн. о выборах. 2001. — № 4. — С. 41−45.
  48. В.А. Предвыборная агитация в России: право и практика // Гуманит. науки.- 1997. № 2. -С. 22−28.
  49. Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. — 768 с.
  50. A.A. Вопросы юридической силы решений Конституционного Суда РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. 1977. — № 2.
  51. A.A. Избранные работы 90-х годов по конституционному праву. СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2003
  52. С.А. Правовые гарантии осуществления избирательных прав граждан РФ // Электоральная политология: теория и опыт России. СПб., 1998-
  53. В.Н. Избирательные права граждан и их защита / В кн. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. О. И. Тиунова. М.: Норма, 2005. — 608 с.
  54. В.Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве. Историческая практика и современность. Монография / Под ред. проф. А. С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 512 с.
  55. В. Н. Белоновский A.B. Представительство и выборы в России (Монография). М.: Изд-во «ПРИОР», 1999. — 268 с.
  56. Р.Т. Информационное обеспечение выборов: организационно-правовые аспекты (обзор новейшего избирательного законодательства) // Журнал о выборах. 2003.- № 1.- С. 7−11.
  57. Российской Федерации районов Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока 6 октября 1995 года в г. Омске) // Вестн. Центр, избират. комис. Российской федерации.- 1995. № 13. — С. 207−214
  58. Р.Т., Шапиев С. М. Выборы депутатов Государственной Думы: организационно-правовые аспекты (обзор новейшего заонодательства). М.: Изд. Центральной избирательной комиссии, 2003. -231 с.
  59. H.A., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе конституционных норм. Воронеж: Издательство Воронежского ун-та, 1985.
  60. C.B. Избирательные информационные правоотношения // Вестн. Центр, избират. комис. Российской Федерации. 2001. — № 10. — С.20−29.
  61. C.B. «СМИ и выборы» // Журнал о выборах», 2001, № 3, С.-40.
  62. C.B. Информирование избирателей и предвыборная агитация: особенности правового регулирования / Отв. ред. Ю.А. Веденеев- науч. ред. В. И, Лысенко. М.: РЦОИТ, 2002. — 152с.
  63. C.B. О некоторых особенностях правового регулирования предвыборной агитации через средства массовой информации в федеральной избирательной кампании 1999 года / Вестн. Центр, избират. комис. Российской Федерации. 1999. — № 9. — С.135−143.
  64. C.B. Предвыборная агитация и ответственность средств массовой информации // Журн. о выборах. 2003. — № 3.- С. 37−39.
  65. C.B., Казьмин В. И., Гришина М. В., Бударина H.A. Средства массовой информации и выборы: Вопросы и ответы / Отв. ред. A.A. Вешняков- рец. М.А. Федотов- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М., 2003. — 96с.
  66. Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. — 592 с.
  67. В.И., Постников А. Е. Комментарий к федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы / Ин-т законодательства и сравнит. Правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Изд-во «БЕК», 1995.-254 с.
  68. Ю.А. Средства массовой информации и избирательный процесс // Журн. о выборах. 2001. — № 2. — С. 36−39.
  69. Н.И. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. — 535 с.
  70. A.A. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М.: Изд-во «Весь Мир», 1997.
  71. A.A. Конституционно-правовая ответственность в российском избирательном праве // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С. А. Авакьяна. М., 2001.
  72. Вопросы избирательного права в практике Конституционного Суда Российской Федерации: Докл. Конституционного Суда Российской Федерации / Вестн. Центр, избират. комис. Российской Федерации. 1998. -№ 3. — С. 116−130.
  73. Выборы в Государственную Думу: правовые проблемы / Отв. ред. В. И Васильев и А. Е. Постников. М. Издательство БЕК, 1995. — 162 с.
  74. Выборы в субъектах Российской Федерации в 1998 году: Итоги и тенденции: Информационно-аналитический справочник / Иванченко Л. А., Васецкий H.A., Сахаров H.A., Хутин А. Ф. М., 1999.
  75. Выборы в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции 16−17 марта 2002 г. / Под ред. М. Б. Горного. СПб.: Норма, 2002. — 336 с.
  76. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва 19 декабря 1999 года: Итоги / Сост.: Ю. В. Балтрушевич, П. А. Горюнов, Д. Н. Григов. М.: Изд. Центр, избират. комис. Российской Ферации, 2000, — (238 с.)
  77. Выборы депутатов Государственной Думы. 1995: Электоральная статистика. М.: Издательство «Весь Мир», 1996. — 268 с.
  78. Выборы Президента Российской Федерации. 1996: Электоральная статистика М.: Издательство «Весь Мир», (1996). — 320 с.
  79. Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995 1998. Электоральная статистика. — М.: Издательство «Весь Мир», 1999.-256 с.
  80. Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1995−1997. Электоральная статистика. М.: Издательство «Весь Мир», 1997. — 704 с.
  81. Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 1995−1997. Электоральная статистика. М.: Изд-во «Весь Мир», 1998. — 640 с.
  82. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 1999: Электоральная статистика. М.: Издательство «Весь Мир», 2000. — 296 с.
  83. Выборы Президента Российской Федерации. 2000: Электоральная статистика. М.: Издательство «Весь Мир», 2000. — 320 с.
  84. Выборы в Российской Федерации. 2001. Электоральная статистика. -М.: Издательство «Весь Мир», 2002. 120 с.
  85. Выборы в Российской Федерации. 2002. Электоральная статистика. — М.: Издательство «Весь Мир», 2003. 136 с.
  86. Выборы в Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. -М.: Издательство «Весь Мир», 2004. 176 с.
  87. Выборы в Российской Федерации. 2004. Электоральная статистика. -М.: Издательство «Весь Мир», 2005. 232 с.
  88. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. — 316 с.
  89. Выборы Президента Российской Федерации. 2004. Электоральная статистика. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. 196 с.
  90. И.В. Избирательное право Российской Федерации. М.: Норма, 2004. — 256 с.
  91. В. Предприниматели и выборы: финансовое участие и надежды// Бизнес и политика. 1995. № 10.
  92. .Н., Чернявский А. Г. Юридическая ответственность: Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005. — 686 с.
  93. Г. А. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти в Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда РФ 2000 2002 годов // Журнал Российского права, 2003. №. 1.
  94. Г. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. № 3.
  95. Г. А. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источник права // Право и жизнь. 2000. — № 26.
  96. В.Я. Избирательная компания в России: испытание электоральной формулы // Политические исследования, 1996
  97. В.Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода // ПОЛИС: Политические исследования. 1997. № 4.
  98. И.В. Правосудие как способ разрешения юридических конфликтов в ходе выборов // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 2003, № 1 (140). С. 101−113.
  99. Гук П. А. Судебный прецедент как источник права. Пенза, 2003.
  100. Ю. Ю., Соломонидина И. О. Анализ влияния судебной пратики на развитие избирательного законодательства Российской Федерации // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 2003, № 2 (140).- С. 74−85.
  101. Ю.А., Исраелян В. Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004. — 864 с.
  102. В.В. Политическая реклама в России // Актуальные проблемы политики и права: Межвуз. сб. науч. ст. Вып. 1 // Отв. ред. А.Ю.Саломатин- М-во общ. и проф. образования Российской Федерации, Пензенский гос. ун-т. Пенза, 1999. — С.35−44.
  103. И.Ю. Предвыборная агитация: нормы и коллизии // Власть. -1996.-№ 7.-С. 6−10.
  104. H.H. Становление избирательного права в России // Государство и право. 1998. № 3.
  105. В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. -М., 1997.
  106. В.П. «Средства массовой информации на выборах» / «Журнал о выборах», 2005, № 2, С. 14−18.
  107. A.B. Избирательная система России (комментарий закона о выборах Президента России). Пособие / Под ред. В. П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2000.
  108. И.В. Предвыборная агитация // Политические партии и движения на выборах-99 / Авт. проекта и отв. ред. В. И. Васильев, А.В. Иванченко- Незав. ин-т выборов.- М., 2000. С. 168−197.
  109. В.В. Административная ответственность за нарушения правил предвыборной агитации // Акад. юрид. журн. Иркутск, 2001, — № 2. -С. 31−40.
  110. В.В. Особенности административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства о выборах и референдумах // Акад. юрид. журн. Иркутск, 2000. — № 1. — С. 59.
  111. Игнатенко В. В .Юридическая ответственность и избирательный процесс. М.: РЦИОТ.2002. — 144с.
  112. В.В., Ищенко Е. П. Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства / Рос. Центр обуч. избират. технологиям при Центр, избират. комис. Российской Федерации. М.: Изд-во РЦОИТ, 1999.-96с.
  113. В.В., Подшивалов В. Е. Проблемы судебного порядка привлечения к государственно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства // Акад. юрид. журн. Иркутск, 2001. — № 1.-С. 38−43.
  114. В.В. Ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: основания и санкции. Учебное пособие. Иркутск, 1998.-50 с.
  115. В.В., Ищенко Е. П. Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. М.: РЦОИТ, 1999.
  116. В.В., Ищенко Е. П. Административная ответственность за нарушение российского законодательства о выборах и референдумах. М. 2000.
  117. В.В., Князев С. Д., Номоконов В. А. Юридическая ответственность субъектов избирательного процесса: Учеб. пособие. -Владивосток, 2003.
  118. В.В., Подшивалов В. Е. Проблемы судебного порядка привлечения к государственно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства// Академический журнал, 2001, № 1.
  119. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв. редактор доктор юридических наук A.B. Иванченко. — М.: Издательство НОРМА, 1999. — 856 с.
  120. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв. ред. А. А. Вешняков.- М., Издательство НОРМА, 2003.-816 с.
  121. Интернет мониторинг выборов в Госдуму 2003 (гражданская инициатива Проекта «Информатика для демократии — 2000+»): Материалы 3-й Науч.-практ. конф. Проекта. — М.: Фонд ИНДЕМ, 2004. — 276 е.- В надзаг.:
  122. Регион, обществ, фонд «Информатика для демократии». ISBN 5−902 204 -06 — 2. Агентство CIP РГБ.
  123. Е. П. Игнатенко В.В. Административная ответственность за нарушение российского законодательства о выборах и референдумах: Метод, пособие для участ. избират. комис. / Избират. комис. Псковской обл. -Псков, 2001.-78с.
  124. Е.П., Ищенко А. Е. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение. -М.: РЦОИТ, 2002.
  125. Д.Б., Корчиго Е. В. Избирательное право. Учебное пособие / Под ред. д.ю.н. Ю. А. Веденеева. М.: Юриспруденция, 2003. — 288 с.
  126. А.Б., Шапошников A.B. Правовое обеспечение финансирование выборов в Российской Федерации. Монография. М.: Социум, 2004. — 226 с.
  127. B.C., Колюшин Е. И., Петронавичус Т. А., Платэ А. Н. Финансирование выборов // Выборы депутатов Государственной Думы. 1995: Электоральная стат. / Центр, избират. комис. Российской Федерации. М.: Изд-во «Весь Мир», 1996. — С. 65−70.
  128. JI. Подсудность дел, возникающих в ходе выборов депутатов Государственной Думы // Российская юстиция. 1999. № 1.
  129. Ю.Н. Проблемы реализации принципа равенства прав кандидатов на доступ к СМИ // Вестн. Центр, избират. комис. Российской Федерации. 2001. — № 7. — С. 40−41.
  130. С.Д. Избирательные споры // Правоведение. 2001. № 3.
  131. С.Д. Об обжаловании нарушений избирательных прав // Журнал российского права. 1998. № 4/5.
  132. С.Д. Предвыборная агитация: правила проведения и ответственность за их нарушения // Вестн. Центр, избират. комис. Российской Федерации. 1999. — № 7. — С. 52−61.
  133. Ш. Князев С. Д. Правовой режим предвыборной агитации по законодательству Российской Федерации // Изв. Владивостокского ин-та междун. отношений. 1997. — № 4 (Декабрь).
  134. С.Д. Правовые аспекты агитации при проведение выборов // Рос. юрид. журн. Екатеринбург, 1998. — № 2. — С. 70−83.
  135. С.Д. Российское избирательное право. Учебник. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001.
  136. Е.И., Кутафин. O.E. Конституционное право России. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, — М., 2005. — 587 с.
  137. Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 381 с.
  138. Е.И. «Новому веку выборы без грязных денег» // «Журнал о выборах», 2001, № 3, С. 14−17.
  139. Е.И. Финансирование выборов: право и практика. Учебное пособие / Отв. ред. Ю. А. Веденеев. М.: РЦОИТ, 2002. — 144с.
  140. E.H. Судебная защита избирательных прав граждан. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. — 144 с.
  141. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской федерации / Отв. ред. Г. П. Ивлиев. Юрайт-Издат, 2002.
  142. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. Юристъ, 2002.
  143. Комментарий к Кодексу Российской федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. проф. Э. Н. Ренова. М.: Норма, 2004. -1168 с.
  144. Комментарий к Кодексу Российской федерации об административных правонарушениях. 4-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Е. Н. Сидоренко. — М.: ТК Вельби, Изд-во Проспект, 2004. — 944 с.
  145. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / Под ред. И. И. Веремеенко, Н. Г. Салищевой, М. С. Студеникиной. М., Проспект, 1997.
  146. Комментарий к конституции Российской Федерации / Отв. ред. J1.A. Окуньков- ред. кол. Б. С. Крылов, A.B. Мицкевич, A.C. Пиголкин, А. Е. Постников, М. Я. Булошников // Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Издательство БЕК, 1996.-664с.
  147. Комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации / Отв. ред В.И.Радченко- Науч. ред. A.C. Михлин. М.: Спарк, 2000. — 862 е.
  148. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М.: Изд. группа ИНФРА М — НОРМА, 1996, — 592 с.
  149. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. Н. Г. Кадникова. М.: Книжный мир, 2004. — 888 с.
  150. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях» / Под ред. В. В. Лапаевой. М.: Издание г-на М. Ю. Тихомирова, 2003. — 250 с.
  151. Конституция Российской Федерации: комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ. М., 1999.13 5. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий.- М., 1997.
  152. И.А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций / И. А. Конюхова. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 320 с.
  153. Н.П. Об ответственности в законотворчестве // Концепции стабильности закона / Под ред. В. П. Казимирчука. М., 2000.
  154. А. Н. Уголовно-правовая охрана политических, гражданских и иных конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000, — 104 с.
  155. Д.В. Основные виды нарушений избирательного законодательства, допущенные при проведении выборов депутатов ЗакС СПб второго созыва // Выборы в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты. СПб., 1999.
  156. O.E. Предмет конституционного права. М.: Юристь, 2001. С. 381−392.
  157. Р.В. Отказано в регистрации. За защитой суд // Выборы. Законодательство и технологии, 2000, № 3, С. 35−41.
  158. Р.В. Не все средства хороши//Выборы. Законодательство и технологии, 2000, № 11, С. 50−63.
  159. Р.В. С точки зрения юриста// Выборы. Законодательство и технологии, 2002, № 10, С. 42−47.
  160. O.E. Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юрист, 2002. — 348 с.
  161. М.В. Нормотворческая деятельность судебных органов Российской Федерации и судебный прецедент //Право и политика. 2000. -№ 5.
  162. JI.B. Правовые позиции Конституционного Суда России. -М.: Городец, 2003.
  163. В.В. Финансовая деятельность российских политических объединений: проблемы правовой регламентации // Право и экономика. -1997.-№ 17−18.-С. 52−58.
  164. В.Г. Некоторые вопросы административной и уголовной ответственности за нарушения избирательных прав граждан // Вестн. Центр, избират. комис. Российской Федерации. 1999. — № 7. — С. 49−51.
  165. В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. M.: Рос. Акад. правосудия, 2000.
  166. В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2001.
  167. O.E. Методологические проблемы юридической ответственности // Проблемы теории государства и права. М., 1999.
  168. В.А. О несовершенстве российского избирательного законодательства // Представительная власть: Мониторинг, анализ, информация. 1996. № 1.
  169. Д.А. Проблемы юридической ответственности / Под ред. Р. Л. Хачатурова. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. -387 с.
  170. В.И. Законодательство о выборах: динамика развития // Правовая культура, электоральная активность и телевидение. М., 1996.
  171. В.И. Избирательное право и избирательная реформа в Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. III. M., 1996.
  172. А.Е. Выборы в Москве: опыт двенадцати лет. 1989−2000 / Б-ка рос. объедин. избират. (Вып.) VI. М.: Изд-во «Стольный град», 2001. -416с.
  173. М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. Монография М.: Изд-во МГУ, 2003. — 304 с.
  174. М.С. Проблемы конституционной ответственности субъектов избирательного процесса в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 10.
  175. Материалы семинара по итогам избирательных кампаний: 7 декабря 2003 года, 14 марта 2004 года. М.: Московская городская избирательная комиссия, 2004. — 77 с.
  176. Н.М. «Некоторые меры против использования административного ресурса на выборах» // «Журнал о выборах», 2003, № 1, С.-11−14.
  177. Т.Г. Понятие конституционно-правовой ответственности в избирательном праве // Журнал о выборах. 2004. — № 2. — С. 18−22.
  178. В.Д. Практика административного и судебного рассмотрения избирательных споров в ходе избирательной кампании 19 941 996 гг. на территории Свердловской области // Вестн. ЦИК РФ. 1997. № 1.
  179. В. Д. Предвыборная агитация- понятие и правовые признаки// Журн. рос. права.-1999.-№ 5−6. -С. 17−25.
  180. В. Д. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации//Рос. юрид. журн.- Екатеринбург,!999.-№ 3.-С.62−75.
  181. A.B. Выборы Президента РФ: правовые основы. М., 2000.
  182. Научно практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А.А.Вешняков- Науч. ред. В. И. Лысенко. — М.: Типография Новости, 2003. — 896 с.
  183. Обобщение судебной практики применения административной ответственности за нарушения избирательного законодательства (по материалам, поступившим из ЦИК России) // Вестн. Центр, избират. комис. Российской Федерации. 1999. — № 10. — С. 75−85.
  184. JI.A. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М.: Юристь, 2002. — 1007с.
  185. Л.А., Крылов Б. С., Постников А. Е. Рассмотрение избирательных споров судами в субъектах Российской Федерации в 19 951 997 гг.: (Аналит. обзор) // Журн. рос. права. 1999. — № 7−8. — С. 83−92- № 9. -С. 114−123- № 10.-С. 118−131.
  186. Организация и финансирование выборов (АСЕ Project). СМИ и выборы / Carver R., Stewart J., Carrico J., Иванов И. / Пер. с англ. ИРИС / Науч. ред. С. Г. Колесник, отв. ред. перевода О.И. Ляхович- Ин-т развития избират. систем (ИРИС). М., 2001. — 210с.
  187. Осуществление прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав граждан. Методические рекомендации / А. Ю. Винокуров, Т. С. Лупикова, И. Н. Степанов. М., 2004. — 47 с.
  188. A.C. «Предвыборная агитация глазами молодого юриста» / «Журнал о выборах», 2005, № 2, С.-29−32.
  189. С.М. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. № 8- Представительная демократия иэлекторально-правовая культура. / Общая ред. и введение Ю. А. Веденеева, В. В. Смирнова. М., 1997.
  190. А.Е. Избирательное право России. М.:ИНФРА'М-НОРМА 1996.
  191. А.Е. Обязанности средств массовой информации в период проведения выборов // Средства массовой информации парламентские выборы 1999 года в России / Междун. Фонд Избират. Систем, Нац. Ин-т Прессы. М.: Изд-во «Права человека», 1999. — С. 5−25.
  192. А.Е. Финансирование избирательной кампании // Политические партии и движения на выборах-99 / Авт. проекта и отв. ред. В. И. Васильев, A.B. Иванченко- Незав. ин-т выборов. М., 2000. — С. 197 214.
  193. А.Е. Юридические рамки предвыборной агитации и практика проведения избирательных кампаний // Выборы и журналистское расследование / Отв. ред. Дафнии Скиллен, Ин-т развития избират. систем. -М.: Изд-во «Права человека», 2001. С. 146−181.
  194. Правовые позиции в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992−1998) / Подг. Лазаревым Л. В., Савицким В. А., Ляшенко А.К.). М., 1998.
  195. B.B. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.- 561 с.
  196. О.В. Косвенное финансирование избирательных кампаний политических партий в России // Право и власть. 2002. — № 3. — С. 50−60.
  197. О.Н. «Информирование избирателей или скрытая агитация» / «Журнал о выборах», 2005, № 6, С. 60.
  198. Российские средства массовой информации на старте выборной кампании // Среда: Русско-европейское журн. обозр. 1995. — № 3. — С. 13−21.
  199. А.Н. Общественное мнение: объект исследования или манипуляция // Журн. о выборах .- 2003. № 3. — С. 39−41.
  200. А.И. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». М., 1999. — 296с.
  201. А.Г. Эффективность механизмов ответственности СМИ за нарушение избирательного законодательства // Журнал о выборах. 2003. — № 1.- С. 39−42.
  202. Т.Н. Предвыборная агитация: сроки и порядок проведения // Избиратель Татарстана. Казань, 1997. — Вып. 1. — С. 55−63.
  203. . А. Решения Конституционного суда Российской Федерации как источник права // Конституционное правосудие на рубеже веков. М., 2002.
  204. В.Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М., 1997.
  205. Судебная власть в России. Роль судебной практики /Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Издательство «ГУ — ВШЭ», 2002.
  206. М.К. Судебная защита избирательного права // Журнал Российского права, 2000, № 3.
  207. В. Подсудность дел по жалобам на нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме// Российская юстиция. 2002. № 4.
  208. Уголовное право: Учебник для юридических вузов / Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2001. -640 с.
  209. А. Кому на Руси агитировать хорошо // Выборы. Законодательство и технологии. 2001. — № 11. — С. 14−19.
  210. Н.Н. «Основы финансирования избирательных кампаний в Российской Федерации» / «Право и власть», 2002, № 3. С. 48−53.
  211. Л.Н. Права человека. Сборник международных документов. М. 1990. 345 с.
  212. А.Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации / Избирательная комиссия Иркутской области, Институт законодательства и правовой политики. Иркутск, 2004. — 208 с.
  213. В.В. Проблемы соблюдения равенства прав кандидатов на доступ к средствам массовой информации при проведении предвыборной агитации / Правовая реформа и развитие российского законодательства.
  214. Сборник статей по материалам второй межвузовской науч.-практ. конференции, Москва, 24 мая 2002 г. С. 296−306.
  215. В.В. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации в период избирательной кампании / Материалы семинара по итогам избирательных кампаний: 7 декабря 2003 года, 14 марта 2004 года. Москва, 2004. — С. 38−42
  216. B.B. Проблемы совершенствования избирательного законодательства, регулирующего институт предвыборной агитации // Вестник Московской городской избирательной комиссии, 2006, № 3. С. 4959.
  217. В.В. Конституционно-правовая ответственность субъектов избирательных правоотношений за нарушение порядка и правил проведения предвыборной агитации // «Закон и право», 2006, № 4. С. 48−56.
  218. С. В., Ткачев В. Н., Харьковский А. И. Избирательные споры в ходе федеральных, региональных и местных выборов 1993—1999 годов (науч.- практич. пособие) .- М.: «Проспект», 1999. 73 с.
  219. Диссертации и авторефераты
  220. H.A. Организационно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями /Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  221. В.Н. Юридическая ответственность в избирательном праве Российской Федерации /Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  222. A.C. Юридическая ответственность (общетеоретические проблемы) /Автореф. дис. канд. юрид. наук. JL, 1985.
  223. Е.В. Правонарушение и юридическая ответственность в их соотношении / Автореф. дис.. канд. юрид. наук Саратов, 2002.
  224. Т.Н. Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан Российской Федерации /Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  225. В.П. Избирательные права граждан Российской Федерации и роль органов внутренних дел в их реализации / Автореф. дис.канд. юрид. наук. -М., 2001.
  226. Т.Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики / Автореф. дис.. докт. юрид. наук Саратов, 2000.
  227. А.Д. Юридическая ответственность за нарушения норм избирательного права Российской Федерации/ Автореф. дис.. канд. юрид. наук Казань, 2003.
  228. Л.А. Судебная защита избирательных прав граждан РФ / Автореф. дис.. канд. юрид. наук М., 1999.
  229. И.В. Конституционно-правовые основы реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав: вопросы теории и практики / Автореф. дис.. канд. юрид. наук М., 1999.
  230. М.С. Проблемы правового регулирования выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации / Автореф. дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 1998.
  231. В.Б. Гарантии свободы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации / Автореф. дис.канд. юрид. наук. СПб., 1996.
  232. А.Г. Отказ в регистрации и отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) мера конституционно-правовой ответственности: проблемы теории и практики / Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2005
  233. Е.С. Проблемы реализации избирательных прав граждан в условиях современной России и механизмы их разрешения / Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  234. М.П. Функции юридической ответственности / Автореф. дис. канд. юрид. наук. Самара, 2000.
Заполнить форму текущей работой