Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-экологические проблемы становления и развития туристско-рекреационной зоны: на примере законодательной деятельности Республики Бурятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ нормативно-правовых документов рассматриваемых регионов показал, что в большинстве из них, в частности, в Республике Бурятия, экологическое направление занимает последнее место. Это означает то, что, по мнению законодателей, экологическая ситуация в этих регионах в настоящее время стабильная и в будущем не может вызывать серьезных опасений. Но с таким положением дел мы согласиться… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социально-экологических проблем в сфере туризма
    • 1. 1. Специфика социально-экологических проблем в туристской деятельности
    • 1. 2. Законодательная деятельность как фактор социально-экологической безопасности туризма
  • Глава 2. Социально-экологические аспекты законодательной деятельности в сфере туризма Республики Бурятия: региональные особенности и некоторые пути их решения
    • 2. 1. Особенности социально-экологических аспектов современного законодательства Республики Бурятия в сфере туризма: экспертные оценки

    2.2. Пути совершенствования законодательной базы туризма в условиях перехода Республики Бурятия к туристско-рекреационной зоне (по результатам контент-анализа региональных нормативно-правовых документов и экспертных оценок).

Социально-экологические проблемы становления и развития туристско-рекреационной зоны: на примере законодательной деятельности Республики Бурятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Все более значимыми на современном этапе становятся вопросы природопользования и защиты окружающей природной среды Байкальского региона, формирования государственной стратегии ее охраны. Проблема социально-экологической безопасности этого региона с его 2/3 эндемичного мира, 20% мировых запасов пресной воды существенно обостряется в связи со становлением и развитием в Республике Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ).

В сравнении с другими существующими более агрессивными отраслями рекреационное природопользование считается наиболее щадящим видом человеческой деятельности. Однако, на наш взгляд, к данному положению необходимо подходить более осторожно, поскольку туристская деятельность также может дать негативный социально-экологический эффект. Между тем Байкальский регион представляет собой уникальную региональную экосистему, которая становится своеобразной зоной притяжения и паломничества не только ученых, но и многочисленных рекреантов и отдыхающих.

Не случайно, начиная с Балийской декларации 1996 г. и до сего времени, Всемирной туристской организацией признаётся следующее: туризм основан на разнообразии природы, религии, культурных ценностей и традиций. В связи с этим подчеркивается необходимость сохранения сбалансированного отношения между людьми, их культурой и природной средой.

Безусловно, от качества туризма во многом зависит качество окружающей среды. Как и любой другой вид деятельности, он основан на природопользовании. И поэтому обеспечение экологичности его функционирования необходимо. При определении масштабов туристской деятельности необходимо учитывать комплексное антропогенное влияние на определенную территорию, нагрузку на естественные рекреационные ресурсы для того, чтобы обеспечить их нормальное качественное и количественное воспроизводство. Таким образом, развитие туризма в Республике Бурятия, являющейся частью Байкальского региона, потребует консолидированных действий специалистов самых разных областей. В решении этой непростой задачи свой вклад вносят социологи, исследующие влияние природы на общественное развитие.

Наиболее влиятельным социальным институтом, от которого во многом зависит социально-экологическая ситуация, является государство. Особая роль в процессе становления ОЭЗ ТРТ принадлежит законодательной деятельности, направленной на гармонизацию отношений человека и природы, недопущение роста экологических проблем, предотвращение и ликвидацию ущерба, наносимого как антропогенной деятельностью, так и природными катаклизмами. В свое время Жан-Жак Русо отмечал: «Законодательная властьэто сердце Государства, исполнительная власть — его мозг, сообщающий движение всем частям», «.как только сердце перестает сокращаться, животное умирает"1. Именно поэтому в настоящее время перед страной стоит задача создания эффективного государства, гарантирующего подлинные права и равные возможности для всех его граждан, в частности, закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

К сожалению, низкая экологическая культура вкупе с несовершенной законодательной базой ведут к тому, что природные ресурсы бездарно растрачиваются. На наш взгляд, необходимо принимать безотлагательные меры по исправлению ситуации, а именно активизировать законодательную деятельность в сфере туризма в социально-экологическом направлении.

В условиях перехода Республики Бурятия к особой экономической зоне туристско-рекреационного типа одной из первоочередных задач становится совершенствование законодательной деятельности на основе своевременной,.

1 Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж-Ж.Руссо. — М.: КЛНОН-ПРЕСС-Ц, 2000. — С. 275. достоверной социологической информации о социально-экологических особенностях становления и развития туризма. Именно такая цель поставлена перед нами в данной диссертационной работе.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы взаимодействия общества и природы находятся в центре внимания социологии уже с ранних этапов ее развития. Такие мыслители как М. Вебер, Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Н. Кареев, О. Конт, П. Лилиенфельд, К. Лоренц, Д. Милль, Ш. Монтескье, Е. Де-Роберти, А. Сен-Симон, Г. Спенсер и многие другие родоначальники и современные представители социологии обосновывали значение рационального соотношения социальной и природной среды для формирования и функционирования общества, указывали на значение как объективных, так и субъективных факторов его развития1.

Само понятие «социальная экология» было введено в первой четверти XX века американскими социологами Э. Берджесом, Р. Макензи, Р. Парком. В качестве объекта исследования они обозначили поведение людей в городских условиях.

Значительный вклад в изучение этой проблемы внесли зарубежные и российские ученые-космисты (В.И. Вернадский, Л. Н. Гумилев, П. Тейяр де Шарден), исследовавшие различные стороны влияния природных факторов, включая космические и планетарные, на процессы общественного развития2.

Социальный аспект исследования экологических проблем развивали ученые — представители географического направления. Влияние географической среды на развитие человечества и тип социального устройства изучал Ш. Монтескье, который в рамках «географического детерминизма» вывел представление о закономерностях общественного поведения применительно к различным климатическим зонам. В отечественной.

1 См.: Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм — М.: Наука, 1991; Конт О. Курс позитивной философии / О. Конт // Родоначальники позитивизма. — СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1912. — Вып. 4- Монтескье Ш. Л. О духе законов / Ш. Л. Монтескье // Избранные произведения. — СПб., 1900; Сен-Симон Л. Избранные сочинения: В 4 т. / А. Сен-Симон. — М., 1948.-Т. 1.

2 См.: Вернадский В. И. Размышления натуралиста / В. И. Вернадский. — М.: Наука, 1977. — 192 е.- Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1997. — 640 е.- Сахарова T.A. От философии существования к структурализму. — М., 1974. — 190 с. социальной науке особое признание получили труды И. И. Мечникова «Этюды.

0 природе человека" и «Этюды оптимизма"1, а также главное сочинение Л. И. Мечникова „Цивилизация и великие исторические реки“», в котором ученый настаивал на необходимости четкого ограничения сообщества природного, естественного от созданного людьми общества, т. е. он видел границу между биологическим и социальным.

Современный глобальный экологический кризис привлек внимание всех ученых: как естественнонаучных направлений, так и гуманитарных. Появилась необходимость объединения усилий специалистов самых разных областей, а о также государственных деятелей мирового уровня работающих над вопросами общественных перспектив.

Одной из идей, оказавшейся способной объединить международные научные усилия, явилась идея устойчивого развития. Среди российских ученых, занимающихся развитием одноименной концепции можно выделить таких ученых как, Ю. М. Арский, В. Г. Горшков, В.И. Данилов-Данильян, А. С. Левин, К. С. Лосев, Данило Ж. Маркович, А. Д. Урсул и многие другие. Среди бурятских ученых философским осмыслением проблем устойчивого развития занимаются В. В. Мантатов, Л. В. Мантатова и др., исследования сущности и функций этноэкологических традиций в Байкальском регионе проводятся Ц. Б. Будаевой, проблемы формирования экологической культуры отражены в работах В. И. Хадиевой и др. О роли природных катастроф в общественном развитии, об эволюции биосферы и природных явлений пишут такие ученые как К. Я. Кондратьев, В. Ф. Крапивин, И. И. Потапов и др. На взаимовлияние туристской деятельности и окружающей среды обращают внимание Е. Н. Гаськова, В. В. Дежкин, А. Б. Иметхенов, Е. М. Максарова, А. К. Тулохонов, Н. Н. Тумуреева и др. Все эти исследования, безусловно, ценны, но в круг задач, решаемых ими, не входит раскрытие социально-экологических особенностей законодательной деятельности в сфере туризма.

1 Мечников И. И. Этюды оптимизма / И. И. Мечников. — М.: Наука, 1988. — 340 с.

2 Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические’реки. — М.: Прогресс, Пангея, 1995. — 464 с.

3 См., напр.: Гор Л. Неудобная правда: Кризис глобального потепления / А. Гор: [пер. с англ. А. Калюжного]. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. — 191 с.

На социально-правовые механизмы как на возможности регулирования обществом обращали внимание Э. Гидденс, Д. Дьюи, Ж-Ж. Руссо, П. А. Сорокин и другие1. На современном этапе уже достигнуто многое в исследовании данного вопроса. В научной литературе разработаны такие качественные характеристики законодательной деятельности как система обеспечения безопасности туристов. Этими вопросами занимаются такие ученые как Н. Н. Губенко, Л. Е. Калинина, В. П. Кекушев, E. J1. Писаревский, Г. Яковлев и др. Экологическая безопасность как форма реализации права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, проблемы развития системы российского экологического законодательства исследованы в работах М. И. Васильевой, А. К. Голиченкова, Т. В. Злотниковой, И. В. Зорина, Т. В. Колбасова, Н. П. Лаверова, А. Д. Некипелова, В. В. Петрова, А. С. Шишко и др. Проблемы реализации экологической функции российского государства поставлены во главу угла в работах Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбова, М. М. Бринчука, В. Г. Вишнякова, О. Л. Дубовик, З. В. Каменевой, Г. П. Серова, В. А. Сопатаевой и др. Задачи систематизации экологического законодательства и экологизация иных отраслей российского законодательства решаются в исследованиях Т. Д. Зражевской, И. А. Игнатьевой, Н. И. Краснова, И. О. Красновой, Ю. А. Тихомирова и др. Но эти исследователи решают задачи, не связанные с социологическим анализом социально-экологического развития Байкальского региона.

Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования показал, что на современном этапе практически отсутствуют работы, в которых исследуются социально-экологические особенности законодательной деятельности в условиях перехода Республики Бурятия к особой экономической зоне туристско-рекреационного типа. Указанные обстоятельства определили выбор темы, цели, задач и методов данного диссертационного исследования.

См. Дьюи Д. Общество и его проблемы / Д. Дьюи. — М.: Идея-Пресс, 2002. — 160 е.- Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж-Ж. Руссо. — М.: КЛНОН-ПРЕСС-Ц, 2000. — 544 с.

Объект исследования: туристско-рекреационная деятельность в процессе становления и развития ОЭЗ.

Предмет исследования: социально-экологические аспекты законодательной деятельности в сфере туризма в условиях становления и развития ОЭЗ.

Цель: Выявление социально-экологических особенностей становления и развития ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия в ракурсе законодательной деятельности.

Цель предполагает решение следующих задач:

1. Определить социально-экологические взаимосвязи туристской деятельности и окружающей среды.

2. Выявить роль законодательной деятельности в обеспечении социально-экологической безопасности туристской деятельности в Республике Бурятия на современном этапе.

3. Обосновать методику изучения экспертных оценок социально-экологических проблем законодательства и выявить мнение экспертов.

4. Обосновать методику сравнительного анализа нормативно-правовых документов с учетом социальных, экологических и экономических составляющих законодательства на материалах 13 российских регионов.

5. Выработать рекомендации по социально-экологическому совершенствованию законодательства РБ в условиях развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Гипотеза: Современная законодательная база РБ в сфере туризма требует своего совершенствования в части сбалансированности социальной, экологической и экономической составляющих в связи с переходом к ОЭЗ ТРТ. Можно предположить, что на современном этапе экологической и социальной составляющим законодателями Республики Бурятия уделяется недостаточно внимания по сравнению с экономической.

Теоретические и методологические основы исследования: При проведении исследования автор опирался на основные положения экологической социологии, инвайронментальной социологии, концепции устойчивого развития.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы на теоретическом и эмпирическом уровне использовались следующие методы: конкретно-исторический и системный подходыметод сравнительного анализа общественных процессов и явленийметод сравнительного анализа статистических данныхметоды статистической обработки данных и их анализавторичный анализ эмпирических данных, полученных другими ученымивторичный анализ теоретических материалов авторов, изучавших данную проблему. Для получения собственных эмпирических данных применялись такие методы конкретных социологических исследований как метод экспертных оценок, (на основе анкетного опроса), контент-анализ официальных документов, построение схем, графиков и диаграмм.

Нормативно-правовой основой исследования явились Конституция Российской Федерации, Гаагская декларация по туризму, законы, постановления и концепции по туризму 13 регионов Российской Федерации, в том числе Республики Бурятия.

Эмпирическая база исследования:

— данные проведенного автором опроса экспертов среди 25 специалистов и общественных деятелей в области экологии, туризма и законодательства (анкетный опрос, сентябрь-октябрь 2007 г.);

— данные проведенного автором контент-анализа нормативно-правовых документов по туризму 13 регионов Российской Федерации (2007 г.);

— данные социологических опросов, проведенных Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июле 2005 года;

— данные социологических исследований локального рынка туризма в Кабанском районе Республики Бурятия, проведенного Государственным комитетом Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту и Байкальской региональной ассоциацией туризма в 2000 году;

— данные социологического исследования рынка туризма г. Улан-Удэ, проведенного Байкальским институтом природопользования СО РАН в 20 042 005 гг.- данные социологического исследования, проведенного Байкальским институтом природопользования (БИЛ СО РАН) совместно с общественной организацией «Тахо-Байкал институт» и Агротехническим колледжем БГСХА в Прибайкальском районе летом 2007 года.

— данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия.

Научная новизна исследования: диссертационная работа представляет собой одно из первых исследований социально-экологических аспектов законодательной деятельности в сфере туризма Республики Бурятия в условиях перехода к ОЭЗ ТРТ.

Уточнены базисные характеристики предмета изучения проблем в сфере туризма. Определены социально-экологические основы взаимосвязи туристской деятельности и окружающей среды. Обоснована роль законодательной деятельности в обеспечении экологической безопасности особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия. Выработаны методологические подходы и методы исследования особенностей социально-экологических аспектов современного законодательства Республики Бурятия. Выявлены социально-экологические особенности Республики Бурятия и уровень её законодательной базы методом экспертных оценок. Проведен сравнительный анализ современного состояния законодательной базы по туризму 13 регионов Российской Федерации методом контент-анализа. Даны методические рекомендации по совершенствованию законодательной деятельности Республики Бурятия в условиях развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Основные положения, выносимые на защиту.

— Специфика сферы туризма в Республике Бурятия определяется тем, что она находится в процессе своего становления. Проблемы развития туризма как страны в целом, так и отдельно взятых регионов решаются посредством создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

— Поскольку туризм как отрасль природопользования имеет как положительные, так и отрицательные последствия, то государство должно заниматься обеспечением экологической безопасности.

— Одну из основных ролей в обеспечении экологической безопасности играет законодательство. Причем, становление и развитие туризма в Байкальском регионе должно осуществляться на основе соблюдения особых норм, отвечающих уникальности данной территории.

— По мнению опрошенных нами экспертов, современное законодательство Республики Бурятия в условиях перехода к особой экономической зоне туристско-рекреационного типа носит декларативный рамочный характер, сдерживает возможности для социально-экономического развития республики и неспособно обеспечить защиту триединства социальных, экологических и экономических интересов коренного населения, туристов и окружающей среды.

— Как показал сравнительный анализ нормативно-правовых документов 13 российских регионов главной задачей Республики Бурятия на сегодняшний день остается обеспечение такой туристской деятельности, которая подразумевала бы не только экономическое, но и экологическое, социальное развитие. Необходимо учитывать эти составляющие при разработке законодательных документов в области туристской деятельности, используя опыт других регионов, где развивается туризм.

Теоретическая и практическая значимость исследования: Представленный в работе теоретический анализ может в определенной степени расширить социологическое исследовательское поле изучения проблем, связанных с туристской деятельностью.

Результаты диссертации могут быть использованы для социально-экологического совершенствования законодательства Республики Бурятия в сфере туризма в условиях перехода к особой экономической зоне, а также при разработке прогнозов, программ социально-экологического, социально-экономического развития.

Результаты проведенного сравнительного контент-анализа правовых документов по туризму 13 регионов Российской Федерации могут быть приняты во внимание не только в РБ, но и в других регионах страны.

Материалы исследования могут применяться в преподавании курсов по экологической социологии, а также специальных курсов по проблемам развития туристской деятельности, экологизации законодательства, социально-экологической безопасности общественного развития.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены в виде докладов на научных конференциях: Ежегодной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников, аспирантов (март — апрель 2005, 2006, 2007 гг.), Всероссийской научно-практической конференции «Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона» (Улан-Удэ, 5−6 июля 2006г), VII Международной научно-практической конференции «Экология и безопасность жизнедеятельности» (Пенза, 2007).

По теме исследования опубликовано 6 статей, в том числе одна в реферируемом издании.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы и 2-х приложений в виде программ исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс становления и развития в Республике Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, таким образом, не должен проходить по упрощенной схемек нему надо отнестись с особой осторожностью, не прикрываясь ложными экономическими императивами, не ставя перед собой задачу только лишь получения максимальной прибыли. Обратить внимание необходимо, прежде всего, как показал проведенный в диссертационной работе анализ, на две проблемы. С одной стороны, создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Бурятии является необходимым путем развития экономики на данном этапе. Неповторимая красота и величие уникального Байкала предоставляют возможность его использования в качестве рекреационного объекта. С другой стороны, при строительстве и функционировании курорта международного класса необходим глубокий анализ и системный подход к туризму на Байкале. Самой серьезной и ответственной задачей является учет социально-экологических проблем, последствия которых могут обратиться крупными потерями, как в экологии, так и в экономике. В связи с этим, необходимо искать собственные пути развития туризма, обеспечивающие экологическую безопасность, главной опорой здесь должен служить процесс экологизации законодательства.

Проведенные в диссертации экспертный опрос и контент-анализ нормативно-правовых документов по туризму позволяют сделать выводы о том, что на данном этапе законодателям в сфере туризма в республике предстоит провести большую работу. Необходимо время для конкретной, детальной разработки законодательных документов в тесном сотрудничестве с общественными, природоохранными, научными организациями, проведение экологической экспертизы и экологического мониторинга, заимствование опыта законотворческой деятельности в других регионах, где создаются туристско-рекреационные зоны или уже существуют туристские зоны.

Исходя из результатов, полученных в ходе контент-анализа, можно сделать следующие выводы: законы, концепции, программы о туризме отражают настроения общества, его пожелания и заказы лишь на текущий период, в зависимости от существующей локальной напряженности: социальной, экологической или экономической. Причем, регионы, в которых социальная категория занимает большую часть, являются в основном отдаленными от центра, дотационными регионами со слабо развитой экономикой, безработицей, низким уровнем жизни населения.

Кроме этого, согласно проведенному исследованию, в нормативных документах по туризму Республики Бурятия, как и в других рассматриваемых регионах, наблюдается отсутствие баланса в законах о туризме экономической, социальной и экологической составляющей, что противоречит положениям устойчивого развития. Только в Алтайском крае экономическое, социальное и экологическое направления в законодательстве по туризму распределены практически равномерно. В данной ситуации нашей республике в условиях перехода к туристско-рекреационной зоне было бы целесообразным использовать опыт данного региона при разработке собственного законодательства в сфере туризма. При этом необходимо учитывать особенности Байкальского региона, который в отличие от других регионов Российской Федерации выглядит несравнимо богаче по природно-рекреационным ресурсам, особо охраняемым природным территориям и объектам. Уверены, что они должны рассматриваться как ограничители любой проводимой на этой территории хозяйственно-экономической деятельности и это должно быть отражено в законодательстве по туризму в современной Бурятии. Проведенное нами исследование как раз преследовало цель выработки конкретных методических рекомендаций по совершенствованию социальноэкологической составляющей законодательства в сфере туристской деятельности в регионе озера Байкал.

Итак, с целью оптимизации путей и средств решения проблем обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности общества в условиях развития ТРЗ необходимо: провести анализ законодательства Российской Федерации для выявления и устранения противоречий в части вопросов охраны окружающей среды и природопользования, в том числе разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерациипринять подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения экологического контроля, экологической экспертизы, экологического аудитасоздать единый независимый от других министерств, «отдельный» орган исполнительной власти в сфере охраны окружающей средыразработать и внедрить механизм экологического и общественного контроля за процессом реализации проекта туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Республики Бурятия. Необходимо принятие закона РФ и РБ «Об экологическом образовании», также необходимо активное участие неправительственных организаций в формировании экологического сознания и экологической культуры всех слоев населенияужесточить ответственность руководителей предприятий за экологические правонарушения, следует развивать международное природоохранное сотрудничество в деле повышения социально-экологического развития с учетом важнейшего приоритета — экологической безопасности Республики Бурятия. В целях реализации эколого-ориентированных проектов в РБ необходимо разработать эффективные механизмы их государственной поддержки.

Анализ нормативно-правовых документов рассматриваемых регионов показал, что в большинстве из них, в частности, в Республике Бурятия, экологическое направление занимает последнее место. Это означает то, что, по мнению законодателей, экологическая ситуация в этих регионах в настоящее время стабильная и в будущем не может вызывать серьезных опасений. Но с таким положением дел мы согласиться не можем. Проведенное нами исследование, как в теоретическом, так и в практическом плане, подтверждает чрезвычайно низкую степень экологизации законодательной базы, действующей в регионе озера Байкал, указывает на необходимость своевременного совершенствования законодательной деятельности, которая учитывала бы не только экономическую или социальную, но и экологическую специфику развития туризма в республике. Результатом проведенного нами исследования также стали конкретные методические рекомендации по совершенствованию законодательной деятельности в сфере туризма в условиях перехода к особым экономическим зонам как в целом по Российской Федерации, так и конкретно по Республике Бурятия с учетом специфики региона озера Байкал.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М.: «Проспект», 2001. — 48 с.
  2. Об охране окружающей среды: Федер. закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г.
  3. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федер. закон от 24.11.96 № 132 -ФЗ, с изменениями от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ.
  4. Об особых экономических зонах в Российской Федерации (с изменениями от 3 июня, 18 декабря 2006 г.): Федер. закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.
  5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»: Федер. закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ.
  6. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  7. САПП РФ. 1993. — № 52. — Ст. 5086.
  8. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. — № 14. — Ст. 1650.
  9. О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов: Постановление Правительства РФ от 24 янв. 1998 г. № 83.
  10. Экология и природные ресурсы Республики Бурятия (2005−2008гг.): Республиканская целевая программа от 3 мая 2005 г. № 151.
  11. Гаагская декларация по туризму // Международный туризм: правовые акты. М.: Финансы и статистика, 2000. — С. 219−243.
  12. Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. // Вестник экологического образования в России. 2003. — № 2(28). — С. 5−7.
  13. О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2005 году: Государственный доклад Министерства природных ресурсов Российской
  14. Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. -Москва, 2006.-410 с.
  15. Т., Цыбикова Е. Туризм превратит республику в Большие Васюки // Информ Полис. — 2006, 15 ноября. — № 46(737). — С. 7.
  16. М. Экологию в закон / М. Артемьева // Мир Байкала. — № 1(17). -2008.-С. 24.
  17. Т. С. Обсуждение проблем национальной экологической политики Российской Федерации. // Государство и право. 1994. — № 1. — С. 70−71.
  18. И. Экологическое поле Бурятии: Беседа с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Бурятия П. Носковым. // Информ Полис. — 2007. — 1 авг. — С. 12.
  19. Е.Ю., Силагадзе И. Р. Административно-правовое регулирование создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон в Российской Федерации // Туризм: право и экономика. — 2006.-№ 3(16).-С. 1−8.
  20. JT. Дж. Загрязненное небо / JT. Дж. Баттан. М.: Мир, 1967. — 122 с.
  21. С.А. Экологическое право: Учебник для вузов / С. А. Боголюбов. -М., 1998.-485 с.
  22. Д.А. Экологическое сознание населения и общественные организации: интересы и предпочтения / Д. А. Борискин // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». — 2005. № 6. — С. 140−145.
  23. М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность? // Государство и право. 1994. — № 8, 9. — С. 118 127.
  24. М.М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право. 1998. — № 9. — С. 26−27.
  25. М.М. Проблемы развития системы Российского экологического законодательства / М. М. Бринчук, С. А. Боголюбов, О. Л. Дубовик, В. А. Сопатаева // Государство и право. 1995. — № 2. — С. 54.
  26. М.М. Экологическая функция российского государства: проблемы реализации // Экологическое право России: Сб. мат. науч.-практ. конф. Вып. 3. 1999−2000гг.-С. 9−12.
  27. Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия) / Ц. Б. Будаева. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. 192 с.
  28. П. Биология как социальная теория (разделение социальной биологии и социологии в Германии около 1900 г.) // Проблемы теоретической социологии / под. ред. А. О. Бороноева. СПб.: Петрополис, 1994. — С. 87−102.
  29. М.И. О юридических направлениях национальной экологической доктрины / М. И. Васильева // Экологическое право. 2002. — № 1. — С. 18−21.
  30. М.И. К экологическому правопониманию (аксиологические аспекты) / М. И. Васильева // Экологическое право. 2002. — № 3. — С. 14−19.
  31. М.И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды / М. И. Васильева // Экологическое право. 2007. — № 2. — С. 8−18.
  32. М. Избранные произведения. М., 1990. — 804 с.
  33. РФ. 1992. — № 15. — Ст. 769.
  34. В.И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. М.: Изд-во «Наука», 1988. — 520 с.
  35. В.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности России / В. Г. Вишняков, JI.B. Андриченко, С. А. Боголюбов и др. // Журнал российского права. 2005. — № 2, февраль. — С. 10−15.
  36. Э. Социология / Э. Гидденс. М.: Эдиториал УРСС., 1999. — 560 с.
  37. Ф. Основания социологии// Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М, 1996. — С. 301−328.
  38. А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования: Автореферат диссертации доктора юрид. наук / А. К. Голиченков. М, 1992. — 22 с.
  39. Гор А. Неудобная правда: Кризис глобального потепления / А. Гор: пер. с англ. А. Калюжного. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. — 191 с.
  40. Н.Н. Законодательство о туризме в Российской Федерации и за рубежом. Состояние и перспективы / Н. Н. Губенко, E.JI. Писаревский // Экономика и право. 2005. — № 9. — С. 15−22.
  41. JI.H. Этногенез и биосфера Земли / JI.H. Гумилев. М.: Ин-т ДИ-ДИК- 1997.-640 с.
  42. JI.H. Древняя Русь и Великая степь / Л. Н. Гумилев. М, 1989. -764 с.
  43. . Маркович. Введение в социальную экологию / Данило Ж. Маркович, А. С. Левин. Силламяэ.: ИЭиУ, 1999. — 204 с.
  44. Де-Роберти Е. В. Современное состояние социологии / Е.В. Де-Роберти // Социология в России XIX начала XX веков. Тексты: В 2 т. — М, 1997. — Т 1. -С.64−93.
  45. В.В. Категории и задачи особо охраняемых природных территорий России / В. В. Дежкин // Научн. тр. МНЭПУ: Сер. Экология. Вып. 1. М.: Изд-воМНЭПУ, 1997.-С. 126−141.
  46. В.В. О рекреационном природопользовании / В. В. Дежкин // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». 2005. -№ 5. — С. 86−94.
  47. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм М., 1991. — 575 с.
  48. Д. Общество и его проблемы / Д. Дьюи. М.: Идея-Пресс, 2002. -160 с.
  49. . К.М. Катастрофическое состояние окружающей среды как негативная социальная реалия XXI века / К. М. Ефимов // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2005. — № 3. — С. 19−35.
  50. Законодательный процесс в России: граждане и власть. М, 1996. — 80 с.
  51. Т.В. Проект Конвенции об экологической безопасности / Т.В. Злотникова// Зеленый мир. 1998. — № 30. — С. 12.
  52. М. Прогноз ожидается неблагоприятный для метеослужбы Бурятии: Беседа с нач. Бур. респ. центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды В. Прониным / М. Иванова // Мир Байкала. 2004. — № 2. -С. 34−35.
  53. И.А. Систематизация экологического законодательства и экологизация иных отраслей российского законодательства / И. А. Игнатьева // Экологическое право. 2007. — № 1. — С. 5−6.
  54. А. Не оставлять «следов», этому учат во всем мире, только не у нас // Мир Байкала. 2007. — № 3(15). — С. 7−9.
  55. А.Б. Природно-климатические особенности Байкальского региона для устойчивого развития туризма / А. Б. Иметхенов, Н. Н. Тумуреева // (http//www. baikal-center.ru).
  56. Инженерная геология СССР. Алтае-Саянский и Забайкальский регионы / Голотковская Г. А, Розенберг Л. И, Шевченко В. К. и др. М.: Недра, 1990. -375 с.
  57. JI.E. Государственное управление в сфере туризма: отраслевые принципы / JI.E. Калинина // Туризм: право и экономика. 2007. — № 2(21). -С. 4−9.
  58. С.В. Стратегия устойчивого развития Байкальского региона / С. В. Калмыков. Улан-Удэ: Изд-во Бур. гос. ун-та, 1998. — 174 с.
  59. З.В. Экологическая безопасность как форма реализации права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности / З. В. Каменева // Законодательство и экономика. 2004. — № 1, январь. — С. 51−60.
  60. Н.И. Происхождение социологии / Н. И. Кареев // Социология в России XIX начала XX веков. — М, 1997. — Вып. 1. — С. 8−17.
  61. Катастрофы и общество. Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий. М.: Контакт-культура, 2000. — 332 с.
  62. В.П. Введение в экологический туризм: Материалы к лекциям /
  63. B.П. Кекушев. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — 76 с.
  64. О.С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект) / О. С. Колбасов // Советское государство и право. 1988. — № 12. —1. C. 47−50.
  65. Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма / Е. Ю. Колбовский. М.: Академия, 2006. — 256 с.
  66. К.Я. Анализ процессов происходящих в современной биосфере / К. Я. Кондратьев, В. Ф. Крапивин, И. И. Потапов // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2005. — № 6. — С. 11−23.
  67. К.Я. Информационное обеспечение исследований в области природных катастроф / К. Я. Кондратьев, В. Ф. Крапивин, И. И. Потапов // НТИ. Сер.1, Организация и методика информационной работы. 2005. — № 1. -С. 11−17.
  68. К.Я. Экологические кризисы и катастрофы / К.Я. Кондратьев
  69. B.Ф. Крапивин, И. И. Потапов // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2005. — № 9. — С. 21−38.
  70. О. Курс позитивной философии / О. Конт // Родоначальники позитивизма. СПб., 1912. — Вып. 4.
  71. Н.И. Право окружающей природный среды в СССР / Н. И. Краснов // Известия вузов. Правоведение. 1990. — № 4. — С. 25−34.
  72. И.О. Концепция устойчивого развития в международном и российском праве / И. О. Краснова, А. К. Голиченков // Экологическое право России: Сб. матер, научно-практ. конференций. Вып.2. 1999−2000 гг. С. 258.
  73. Е. Туризм в Бурятии / Е. Кряжев // Бурятия. 2007. — 18 мая. —1. C. 5, 7.
  74. Ли Дэвис. Природные катастрофы / Дэвис Ли. Смоленск, 1996. — 384 с.
  75. В.В. От Рио-де-Жанейро до Йоханнесбурга (http//www.baikal-center.ru/books/element.php).
  76. Л.В. Стратегия развития: ценности новой цивилизации / Л. В. Мантатова. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. — 242 с.
  77. Маркетинг в туризме: теория и практика регионального исследования / Л. Б-Ж. Максанова, В. О. Бартанова., Н. В. Юрьева и др. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 2006.-С. 90−113.
  78. Международный туризм: правовые акты / Сост. Н. И. Волошин. М.: Финансы и статистика, 2002. — 400 с.
  79. И.И. Этюды оптимизма / И. И. Мечников. М., 1988. — 340 с.
  80. Л.И. Цивилизация и великие исторические реки / Л. И. Мечников.- М.: Прогресс, Пангея, 1995. 464 с.
  81. О.О. Экология и нарушение прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / О. О. Миронов. М.: Юриспруденция, 2002. — 64 с.
  82. С. Как работает закон / С. Миронов // РФ сегодня. 2007. — № 15.- С. 22−23.
  83. Ш. О духе законов / Ш. Монтескье // Избранные произведения. -СПб, 1900.-156 с.
  84. А.Д. Системный взгляд на государственную политику Российской Федерации в области туризма / А. Д. Некипелов, Н. П. Лаверов, И. В. Зорин // Туризм: право и экономика. 2005. — № 4. — С. 11−16.
  85. Н.А. Почвы Забайкалья / Н. А. Ногина. М.: Наука, 1964. — 314 с.
  86. О.А. Проблемы социально-экологического развития в зеркале социологии / О. А. Очирова. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2000. — 182 с.
  87. О совершенствовании системы управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации от 9 ноября 2006 г. // Рекомендации парламентских слушаний. — (http:www.duma.gov.ru).
  88. Обсуждаем проект закона Республики Бурятия «Об экологическом образовании, воспитании и формировании экологической культуры в Республике Бурятия» // Мир Байкала. 2008. — № 2(18). — С. 44−47.
  89. Т.Н. Проблемы экологии: генезис идей и современность / Т. Н. Ойзерман // Социологические исследования. 2002. — № 3. — С. 3−12.
  90. В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов / В. В. Петров.- М., 1995.-557 с.
  91. В.В. Экология и право / В. В. Петров. М.: Юрид. лит., 1981. — 224 с.
  92. Писаревский E. J1. Система обеспечения безопасности туризма и государственная политика в области безопасности туризма. Правовой аспект // Туризм: право и экономика. 2007. — № 3(22). — С. 8−15.
  93. Е.Л. Законодательство в области обеспечения безопасности туризма / Е. Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. 2006. № 3(16). -С. 7−16.
  94. Л.Н. Заповедные эталоны экосистем: охранять или использовать? / Л. Н. Плеханова // Бюллетень «использование и охрана природных ресурсов в России». 2007. — № 4. — С. 56−60.
  95. Природные опасности России: монография: в 6 т. / под общ. ред. В. И. Осипова, С. К Шойгу. М.: КРУК, 2001. — Т. 5: Гидрометеорологические опасности. — 295 с.
  96. Результаты маркетинговых исследований локального рынка туризма в Кабанском районе Республики Бурятия, 2000 год // Туризм и рекреация: Сб. инф. мат-в. Улан-Удэ, 2003. — Вып.8. — 126 с.
  97. Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. -М.: Прогресс, 1990. 637 с.
  98. Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж-Ж. Руссо. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц, 2000. — 544 с.
  99. Г. П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности / Г. П. Серов. М.: ОСЬ-89, 1998.-224 с.
  100. Сен-Симон А. Избранные сочинения: В 4 т. / А. Сен-Симон. М., 1948. -Т. 1.
  101. Сен-Марк Ф. Социализация природы / Ф. Сен-Марк. М., 1977. — 435 с.
  102. Ю.А. Правотворчество области как субъекта РФ / Ю. А. Тихомиров, Т. Д. Зражевская // Государство и право. 1997. — № 1. — С. 12−17.
  103. Туризм в Бурятии: стат. Сборник № 01−01−23 / Росстат, Террит. орган Федерал, службы гос. статистики по РБ. отв. за вып. Т. В. Романова. — Улан-Удэ: Бурятстат, 2007. 61 с.
  104. А.К. Туризм на Байкале: планы и «подводные камни» / А. К. Тулохонов // Мир Байкала. 2007. — № 2(14). — С. 10−12.
  105. А.Д. Путь в ноосферу / А. Д. Урсул. М.: Луч, 1993.- 162 с.
  106. Я. Год разочарований и надежд / Я. Хвилер // Турбизнес. 2006. -№ 5.-С. 98.
  107. Я. Российский туризм: линеаризация по Шмидту / Я. Хвилер // Турбизнес. 2007. — № 4. — С. 111.
  108. В.В. Экологический туризм. Учебно-методическое пособие / В. В. Храбовченко. М.: Финансы и статистика, 2003. — 208 с.
  109. Д. Первые десять лет: Байкал участок Всемирного природного наследия / Д. Целовальникова // Бурятия. — 2006. — 20 дек. — С. 4−5.
  110. Шарипов М, Батоцыренов Э. В ожидании светлого будущего живут жители Прибайкальского района / М. Шарипов, Э. Батоцыренов // Мир Байкала. -2007. -№ 3(15). -С. 12−15.
  111. А.С. Предупреждение трансграничного загрязнения / А. С. Шишко // Международно-правовые проблемы. Киев. — 1990. — 200 с.
  112. Эволюция биосферы и природные катастрофы / Кондратьев К. Я., Крапивин В. Ф., Назарян А. Н., Солдатов В. Ю // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2005. — № 6. — С. 3−12.
  113. Экологическая обстановка в Республике Бурятия. Аналитическая записка 06−02−07 / Мунаев А. А., Абзаев П. Б., Харбонова Э. Ф., Бутуханова И. В. Улан-Удэ: Бурятстат, 2007. — 17 с. .
  114. Экологический туризм: Байкал. Байкальский регион / Широков Г. И., Калихман А. Д., Комисарова Н. В., Савенкова Т. П. Иркутск, 2002. — 192 с.
  115. . Г. Туризм и его значение в жизни общества / Г. Яковлев // Консультант директора. 2005. — № 22(250). — С. 30−35.
  116. The German ecotourism market. Special report, number 10. Madrid, December 2001.
  117. Программа экспертного опроса
  118. Министерство образования и науки Российской Федерации Восточно-Сибирский государственный технологический университет Кафедра социологии и политологии
  119. Социально-экологические проблемы становления и развития туристско-рекреационной зоны (на примере законодательной деятельности1. Республики Бурятия)
  120. Программа социологического исследования1. Автор: Ю.А. Карнакова
  121. Научный руководитель — доктор социологических наук, доцент1. О.А. Очирова1. Улан-Удэ 2009
  122. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
  123. Обоснование проблемы исследования.
  124. Целью исследования является детальное изучение и поиск оптимальных путей и средств решения проблем обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности общества в условиях развития туристско-рекреационной зоны.1.I. Задачи исследования.
  125. Определить состояние социально-экологической ситуации в Республике Бурятия.
  126. Выявить особенности законодательной базы в сфере туризма.
  127. Дать соответствующие рекомендации по совершенствованию туристского законодательства.1. Объект и предмет исследования.
  128. Объектом исследования являются эксперты.
  129. Предметом исследования являются экспертные оценки.1. V. Гипотезы исследования:
  130. Существующая законодательная база не обеспечивает защищенности природной среды в Байкальском регионе в условиях развития ТРЗ.
  131. Существующая законодательная база не обеспечивает защищенности интересов коренного населения в Байкальском регионе в условиях развития ТРЗ.
  132. Существующая законодательная база не обеспечивает защищенности туристов в Байкальском регионе в условиях развития ТРЗ.
  133. VI. Научно-практическое значение результатов исследования.
  134. Результаты диссертации могут быть использованы при разработкепрогнозов, программ социально-экологического, социально-экономического развития Республики Бурятия.
  135. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ1. Отбор экспертов.
  136. Экспертный опрос — разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступает особый тип людей эксперты. Это компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования.
  137. При опросе экспертов применена иерархическая (двухступенчатая) схема отбора объектов с организацией ступеней по принципу их профессиональной принадлежности к системе законодательных и природоохранных органов РБ: 1) отбор учреждений- 2) отбор экспертов.
  138. Специалистам было предложено ответить на анкету, состоящую из 23 вопросов, из них 15 открытых и 8 закрытых вопросов (приложение 1.1).
  139. Анкета для работников государственных органов власти, представителей общественных экологических организаций, научных сотрудников1. Уважаемый (ФИО)!
  140. Заранее благодарим Вас за ответы на вопросы анкеты.
  141. Как Вы оцениваете экологическую ситуацию в Республике Бурятия?
  142. A) благоприятная, то есть не требует вмешательства Б) неблагоприятная, требует совершенствования
  143. B) ухудшается с каждым днем Г) катастрофическая
  144. Д) другое (напишите, пожалуйста)
  145. Какие бы меры Вы приняли для улучшения экологической обстановки в Республике Бурятия? (Проставьте, пожалуйста, цифры, но степени важности ответа).
  146. Другое (напишите, пожалуйста)
Заполнить форму текущей работой