Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные тенденции развития информационного телевизионного вещания Красноярского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прима-ТВ" — это первая негосударственная телекомпания. Создатели руководствовались одним принципом: «Телевидение — один из самых оперативных источников информации для широких слоев населения!». До 1991 года выбирать было не из чего. Жители Красноярска могли смотреть всего два канала, а из местных новостей только государственные информационные программы. Тогда для зрителей все было необычным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Состояние местного телевидения в Красноярском крае
    • 1. 1. Тенденции развития регионального вещания в стране
    • 1. 2. Формирование структуры телевидения Красноярского края
    • 1. 3. Расширение государственного вещания в регионе
  • Глава II. Особенности развития системы информационного телевещания в регионе
    • 2. 1. Основные этапы развития региональной журналистики и новостных изданий
    • 2. 2. Характеристика местной системы информационного телевещания
  • Глава III. Содержательные характеристики региональных новостных программ
    • 3. 1. Анализ информационных программ местных станций
    • 3. 2. Структурно-жанровая специфика местного информационного вещания
    • 3. 3. Фактор субъективности в местном телевещании
    • 3. 4. Пропагандистские функции регионального телевидения
  • Заключение

Основные тенденции развития информационного телевизионного вещания Красноярского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние два десятилетия произошли качественные изменения информационного телевизионного пространства страны. Одна из главных тенденций современного телевидения — это его локализация, регионализация. Растет число местных эфирных станций, создаются кабельные системы, доля общенациональных каналов в совокупном объеме телепросмотра неуклонно снижается при росте удельного веса местного, регионального ТВ.

Региональная Россия действительно существует в профессиональном эфире, хотя для федеральных каналов остается по-прежнему неизвестной (это напоминает островное вещание 50-х годов, когда релейные линии еще не были проложены, а о космическом вещании не шло даже речи). Телевизионные новости в ряде городов более профессиональны, чем столичные. Быстро освоив первые уроки, они обошли учителей, и ряд новаций возникал на местах еще до того, как появлялся на центральных каналах. Чем профессиональнее студия, тем более разнообразной предстает на экране жизнь города или области" [82, с.64].

Для регионального телевидения характерен интерес к отдельно взятому человеку. Отсюда всплеск популярности местных (региональных) информационных программ.

Действительно, телевидение, являющееся основным поставщиком информации, потребляемой населением региона, превращается в инструмент, способный воздействовать на самые разнообразные стороны жизни региона: экономику, политику, культуру, образование и др. На местном информационном рынке обостряется конкуренция между центральными и региональными СМИ в целом и между государственными и коммерческими региональными телеканалами в частности.

Однако бытующее в столице мнение о местных новостях как менее политизированных сейчас нельзя считать верным. Анализ регионального информационного вещания свидетельствует об активном вовлечении телевидения в политические процессы локального масштаба, особенно в периоды предвыборных и выборных кампаний. На современном этапе структуру и содержание информационного телевещания фактически формируют политические и финансовые силы. Среди причин этого — экономическая слабость станций, глубоко укоренившиеся традиции взаимоотношений с властями, а подчас — беспринципность журналистов и т. п.

Все вышесказанное обусловливает актуальность темы диссертационного исследования.

Телевидение во всем его многообразии давно является объектом научных исследований. Теории и практике телевидения, его роли и месту в системе средств массовой коммуникации, проблемам тележурналистики посвящены работы Э. Г. Багирова, И. К. Беляева, Ю. А. Богомолова, Р. А. Борецкого, Ю. П. Буданцева, В. В. Гаспаряна, Н. А. Голядкина,.

B.В.Егорова, Я. Н. Засурского, Г. В. Кузнецова, Г. В. Лазутиной,.

C.А.Муратова, Г. Г. Почепцова, В. С. Саппака, Б. М. Сапунова, А. Я. Юровского и др. [5−8,10,12,13,15−16,2136−39,40,52−54,57,6567,72,77,78,90−91].

Вместе с тем следует подчеркнуть, что специфика регионального телевидения, в частности, его информационная функция, стала привлекать внимание ученых сравнительно недавно. Местное телевидение многолико, требует знания особенностей региона, здесь труднее выявить закономерности и дать практические рекомендации, имеющие всеобщий характер. Научный интерес вызывали такие проблемы, как место республиканского (краевого, областного) телевидения в системе СМИтипологический подход к функционированию региональных студийпути интенсификации деятельности местных студий телевидения, реализация их творческого потенциалаанализ динамики и перспектив развития с учетом изменения социально-экономической и политической обстановки.

Исследователи анализировали конкретный аспект проблемы и давали классификацию местных студий на основе доминирующего, на их взгляд, критерия: общего объема вещания студии, среднесуточного объема собственных передач по отношению к ретрансляции из Москвы, степени насыщенности региона программами ТВ, сложившейся практике их построения.

Отмечая смену приоритетов в области телевидения в пользу местных программ, В. Л. Цвик утверждает, что человек всегда интересуется двумя пластами информации — глобальной и локальной. «При этом у нас есть конституционное право на получение полной и достоверной информации, и оно должно обеспечиваться средствами массовой информации» [82, с. 73−74].

Комплексно подошел к изучению местного вещания Е. Я. Дугин. 33]. Именно передачи создают неповторимое лицо местной студии.

И все же более точный анализ общего состояния тележурналистики на периферии способны провести те, кто непосредственно и каждодневно связан с деятельностью местных каналов, чаще всего практики с большим стажем работы в СМИ. К их числу следует отнести Н. В. Звереву [4].

Проблемам регионального телевидения посвящен ряд диссертационных исследований, прошедших успешную защиту в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Так, предметом исследования В. Г. Семенова стали телепрограммы, принимаемые жителями Кировской области и Приволжского округа, а также принципы организации телевещания, его правовое и экономическое обеспечение [114]. К сожалению, приходится констатировать, что количество научных исследований на темы местного телевидения явно несоизмеримо с важностью и актуальностью проблемы.

Осмыслить тенденции и ближайшие перспективы новой региональной системы телекоммуникаций помогают материалы научно-практических конференций, которые ежегодно проводятся в МГУ, Санкт-Петербургском государственном университете, семинары Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания и других учебных заведений. Наблюдения местных исследователей из разных регионов России позволяют составить, хотя и фрагментарную, картину деятельности местного телевидения.

При написании диссертации использовались также труды красноярских авторов [ 89,99]. Среди немногочисленных научных работ последнего времени выделяется диссертационное исследование Н. И. Григоренко, рассматривающее проблемы СМИ края [110].

Немаловажную группу источников составляют текущие публикации местной периодики —, статьи в газетах «Красноярский рабочий», «Вечерний Красноярск», «Аргументы и факты на Енисее», «Красноярская газета», «Телевизор», «Сегодняшняя газета», «Московский комсомолец в Красноярске» и др.

Следует отметить, что в исследовании используется личный, более чем двадцатилетний опыт работы диссертанта на местном телевидении, также в должности начальника Главного управления телевещания, печати и информации администрации Красноярского края. Обширный архив, собранный автором, включает видеозаписи информационных передач красноярских телекомпаний и расшифровки телевизионных программ за период 2000;2004 годов, интервью с тележурналистами.

Объектом исследования выступает Красноярское региональное телевидение.

Предмет исследования — телевизионные информационные программы.

Цель исследования — выявить и систематизировать особенности информационного телевещания Красноярского края.

Основные задачи исследования:

1. Проанализировать специфические условия возникновения и становления красноярского телевидения, оценив его, с одной стороны, с позиций социокультурных особенностей, исторически присущих данному региону, с другой, с точки зрения современных интеграционных процессов, активно развивающихся на всех уровнях.

2. Выделить этапы развития красноярских СМИ.

3. Определить место телевидения в современной медиасреде региона.

4. Рассмотреть особенности и специфику информационных телевизионных программ, выявить их основные характеристики.

5. Опираясь на материалы вещания, доказать взаимосвязь медиа и политической и экономической элиты края.

6. Показать, что после непродолжительного (1991;1996 гг.) периода относительной независимости местное телевидение втягивается в политическую борьбу, утрачивая объективность в подаче материала.

7. Выявить элементы ангажированности и пропагандистскую сущность местного телевидения.

8. Наметить направления наиболее эффективного развития регионального информационного вещания.

В качестве ведущей научной гипотезы выдвинуто положение о том, что информационное телевещание используется местными властными и финансовыми структурами для формирования общественно-политической обстановки, благоприятствующей их деятельности.

Методологическая база исследования. Для разработки проблемы эволюции телевидения Красноярья применен сравнительно-исторический метод. Осмысление вопросов, связанных с современными тенденциями развития регионального телевидения, традициями и новациями профессионального журналистского творчества, изучение жанров и форм телевизионного вещания, рассмотрение текстов информационных программ телекомпаний предопределил и необходимость обращения к методам контент-анализа.

Эмпирическая база исследования включает материалы и документы Красноярского Государственного архива, нормативно-правовые документы и законодательные акты федерального, регионального и местного уровней, связанные с вопросами деятельности СМИ за период 1990;2004 гг., в том числе постановления Совета администрации, Законодательного собра-^ ния края, указания, предписания, приказы, иные регулирующие документы администрации Красноярского края по вопросам деятельности СМИ исследуемого периода, служебные записки, отчеты и обоснования Главного управления по телерадиовещанию, печати и информации Красноярского края. Как уже говорилось, автор собрал личный архив, включающий видеозаписи информационных программ красноярских телекомпаний, интервью с тележурналистами.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

— информационное телевизионное вещание Красноярского края рассмотрено как этап в истории развития местной журналистики в контексте исторических, социально-политических и культурных факторов;

— выявлены характеристики и специфика информационного телевизионного наполнения, его влияния на общественно-политические процес сы региона:

— определены основные направления развития государственного и частного телевещания Красноярья;

— сделан прогноз изменения существующей телевизионной модели региона.

Оригинальность исследования обеспечивается привлечением к системному анализу большого массива текстов информационных программ государственных и коммерческих красноярских телекомпаний, объемом и репрезентативностью анализируемого материала, вводимого в научный оборот.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что работа существенно дополняет имеющуюся научную литературу по проблемам регионального вещания. Рекомендательный характер выводов позволит тележурналистам, используя данное исследование, быстрее сориентироваться в сложных региональных условиях, определиться с жанровой структурой и тематическим направлением своих программ, понять спе-^ цифику предпочтения телевизионной аудитории.

Диссертация расширяет существующие рамки исследовательских проектов в области изучения регионального телевидения, влияния телевизионной информации на социум. Положения и выводы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по теории и практике тележурналистики, при разработке спецкурсов по информационному вещанию на региональном телевидении, тенденциям развития региональных электронных СМИ. Материал диссертации может быть интересен как для исследователей средств массовой информации, так и для журналистов-практиков.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международной конференции «Сибирь в XXI веке: альтернативы и прогнозы развития» (Красноярск, 2003 г.), на региональной научно-&практической конференции «Демократические процессы в Сибири — опыт последнего десятилетия» (Красноярск, 2001 г.). Анализ медиапредпочте-ний жителей Красноярского края был предложен на IV Международном социальном конгрессе «Социальные процессы и социальные отношения» (Москва, 2004 г.). Содержание диссертационного исследования отражено в ряде других публикаций, докладов и сообщений.

Положения работы использовались в процессе творческого сотрудничества с практическими работниками телевидения, а также в преподавательской работе на факультете журналистики Красноярского государственного университета.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений,.

ванные выводы. Серьезность местных политиков и экономистов разбавляется иронией.

Рубрики программы:

Лучшее видео недели: Самое интересное, что попало под объективы телекамер со специфическими «женскими» комментариями.

Совет недели: Практические советы на тему, подсказанную событиями недели, обзор событий за неделю в изложении журналиста Оксаны Калининой.

Программа «Версия» по жанру информационная и представляет собой обзор криминальных событий недели (журналист Елена Пензина). Цветовое решение программы — красно-коричневые тона — подчеркивают агрессивность темы.

По замыслу авторов «Утренний кофе с Афонтово «- не только самая развлекательная из всех информационных, но и самая информационная из всех развлекательных. В течение каждой недели работает пара ведущих. У каждой недели — своя особенность. Это рубрики «Утро хорошего человека" — «Кулинарное шоу» — «На здоровье» — «На всю катушку» — «Гороскоп» — «Штучка» — «Культ спорта» — «Без пиджаков» — «Дело житейское» — «Путь к сердцу». Текст построен в разговорной манере. Монологи ведущих в студии и комментарии к видеосюжетам стилистически едины.

К особенностям телекомпании «Афонтово» можно отнести:

— большая известность в России, благодаря наградам;

— высокий уровень профессионализма;

— широкая жанровая палитра;

— опыт работы по американским технологиям;

— высокий уровень телевизионного дизайна;

— выдержанная манера подачи материала;

— дистанцированность от политики;

— грамотный собственный РЯ.

Седьмой канал" .

Седьмой канал" вещает с передающей станции «Орбита». Расчетный хронометраж первых информационных выпусков составлял семь минут. Руководство телекомпании ссылается на продуктивность «коротких» новостей. Программа ориентируется на бизнесменов и деловых краснояр-цев, у которых нет времени на просмотр стандартного тридцатиминутного выпуска. Информационная программа «За семь минут», на самом деле, не пользовалась большим спросом у телезрителей. Сотрудники «Седьмого канала» принимают решение найти спонсоров. Осенью 2001 года телекомпания переезжает в большое здание бывшего кинотеатра «Мир». Набирается большой штат непрофессиональных журналистов (студентов), закупается новое цифровое оборудование и происходит переход на тридцатиминутный хронометраж информационных программ. Большие перемены на телеканале происходят не случайно. Руководство «Седьмого канала» находит поддержку у краевой администрации. Понятно, что в ходе громких политических скандалов красноярские телекомпании вынуждены были делать выбор между губернатором и его противниками — депутатами Законодательного собрания края. «Седьмой канал» поддерживает сторонников Александра Лебедя. Таким образом, неконкурентноспособная телекомпания становится «ангажированной» и противостоящей TBK — самому мощному телеканалу в городе. На выборах 2002 года «Седьмой канал» открыто противостоит TBK. После выборов «Седьмой канал» меняет собственника, его владельцем становится структура Норильского никеля — группа «Профмедиа». Программа претерпевает изменения и становится, как и все новостные программы, тридцатиминутной.

Телекомпания находится в поиске. У нее мощные ресурсы — финансовые, творческие. Пока информационные программы «Седьмого канала» лидируют среди программ TBK.

Основные черты, характеризующие телекомпанию «Седьмой канал» :

— близость к власти- -невысокий рейтинг;

— мощный экономический и технический потенциал- -неэффективность кадровой политики.

Прима-ТВ" .

Прима-ТВ" - это первая негосударственная телекомпания. Создатели руководствовались одним принципом: «Телевидение — один из самых оперативных источников информации для широких слоев населения!». До 1991 года выбирать было не из чего. Жители Красноярска могли смотреть всего два канала, а из местных новостей только государственные информационные программы. Тогда для зрителей все было необычным — подача видеоматериалов, свой взгляд на происходящие события, комментарии ведущего. Появление альтернативного негосударственного источника информации стало городским событием. Молодая и перспективная телекомпания активно взялась освещать деловую, политическую, социальную и культурную жизнь Красноярска. «Прима-ТВ» опробовала нелегкую работу производства собственных программ, в том числе и рекламы.

С появлением новых телекомпаний «Прима-ТВ» начинает терять аудиторию и рекламодателей. Телекомпания «Прима-ТВ» на протяжении одиннадцати лет не принадлежала ни одной из финансовых структур, ни администрации края. В 2003 г. контрольный пакет акций телекомпании покупает «Русский алюминий». По прогнозам аналитиков телекомпания может стать одной из наиболее финансово зависимых СМИ. Обновляется команда, рейтинги новостей резко растут.

Телекомпания находится в основном в оппозиции к власти. Практически в каждом выпуске новостной программы «Красноярск сегодня» содержится мотивированная и немотивированная критика власти. Зачастую в сюжетах рассказывается о проблемах «маленького человека» и о чиновнике, которого нужно привлечь к ответу. В новостях приветствуется расследование. Отличительная особенность новостей — молодые, красивые ведущие, как будто специально подобранные фотомодели. Они колоритны, характерны, выразительны. Отсюда — ощущение некой искусственности.

Новая развлекательная программа канала «Детали» делает только первые шаги и дублирует «большие детали» СТС — своего сетевого партнера. В студию приглашаются модельеры, дизайнеры. Программа акцентирует внимание на деталях одежды, прически, интерьера.

Среди особенностей телекомпании «Прима-ТВ» можно выделить:

— оппозицию к власти;

— молодой журналистский кадровый состав;

— растущий рейтинг новостной программы;

— обращение к проблемам «маленького человека» .

Среди красноярских компаний особняком стоит частная компания ЛТВ (учредитель ТД «Квант», руководитель Л. Набокова). Телеканал работает на дециметровом канале (сетевой партнер ТВЦ) и только небольшая часть красноярцев может принимать эти программы.

Телекомпания находится в стадии становления, зачастую меняет журналистскую команду и пока, в силу технических обстоятельств, не влияет на телевизионную картину города.

Программопроизводящие студии Красноярска работают по заказам. Так, «Русская студия» (Ю. Мячин) специализируется на видеофильмах о культуре и истории края. Телекомпания «Регион» (Э. Керн) делает еженедельную информационно-аналитическую программу — обзор событий в регионе. Студия красноярского технического университета делает программу «Контур» — обзор событий высшей школы глазами молодых. Работа студий зачастую носит разовый характер и определяется ее финансовым состоянием. Постоянного места в сетке вещания они не имеют.

Телевидение региона, формируя информационные потоки, задает новые стандарты образа жизни, смыслов, ценностей, норм и мотивов социального поведения.

В регионе ярко выражена медиатизация политики — ведущая роль телевидения в формировании политического процесса территории. Предвыборные кампании превращаются в ТВ — шоу. Избиратели делают свой выбор не на основании рациональных представлений, а «по наитию», возникшему под изображением телевизионных образов (на выборах кто лучше смотрится по телевидению выигрывает не кандидат, а СМИ). Телевизионные компании Красноярья не просто «делают» политических лидеров, но и выдвигают своих представителей в органы власти. Сегодня 5 тележурналистов работают в составе Законодательного собрания края.

Телевидение региона стало одним из выгодных капиталовложений.

Ведущие региональные телекомпании имеют общие черты и характеризуются:

— большой долей негосударственного сектора;

— высоким рейтингом по сравнению с федеральными каналами;

— высоким уровнем медиатизации политики;

— высоким уровнем профессионализма, жанровым разнообразием эфира;

— работой в условиях жесткой конкуренции;

— стратегией развития собственного программного производства, главный из которых новости;

— тенденцией укрупнения компаний, выходом на новые рынки, образованием холдингов.

Неравномерность телеинформационного потенциала в регионе очевидна: вся телевизионная индустрия сосредоточена в краевом центре. За его пределами телевизионная жизнь выглядит более спокойной и взвешенной. Успешно работают на местном рынке телекомпании г. Норильска, Назарово, Зеленогорска, Железногорска, Ачинска, Шарыпово, причем, в каждом городе существует несколько телестудий, включая молодежную. Основной программный продукт — местные новости и прямые эфиры, где обсуждаются насущные вопросы жизнедеятельности города, реже аналитические программы. На базе городских домов творчества существуют молодежные студии (Ачинск, Железногорск). Техническая база телекомпаний обновляется и постепенно они переходят на цифровое оборудование.

Городские и районные телекомпании растут профессионально: неоднократно принимают участие в российских конкурсах «ТЭФИрегион» и «Время местное», в сибирском региональном фестивале «Телеосень». «Малым» телестудиям края присущи общие проблемы малых территорий — сложный алгоритм отношений с властью, зачастую прямая зависимость, отсутствие объективного зрительского рейтинга, отсутствие перспектив технического перевооружения, универсальность журналистских кадров, низкая оплата труда. Как особенность телевизионного процесса «малых» городов нужно отметить тенденцию создания молодежных программ.

3.2. Структурно-жанровая специфика местного информационного вещания Известно, что телевидение одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества. Контент, т. е. содержание, и есть то, что привлекает зрителя к телевидению. Именно содержание позволяет любому средству массовой информации оказывать огромное влияние на жизнь и образ мыслей общества в целом и каждого его гражданина.

В контенте соединилось множество разнородных составляющих и сложных причинно-следственных связей: финансы и право, вопросы организации производства и этика, социология и психология.

Хаотично формировавшееся новое содержание российских СМИ следовало за переменами в экономической и социальной жизни региона. СМИ сформировали повестку дня и заставили испытать «информационный шок» в первые годы перестройки. Как следует из исследования Института гуманитарных коммуникаций, на содержание продукции средств массовой информации влияли многочисленные факторы:

— усиливалась коммерциализация СМИ и, как следствие, увеличилось количество программ и материалов легкого развлекательного содержания;

— во многом такая тенденция совпала с ожиданиями аудитории, хотя именно коммерциализация с неизбежностью привела к ситуации, когда СМИ стали удовлетворять не любознательность, а любопытство;

— фактор человеческого интереса стал превалировать над фактором интереса общественного, а гражданин стал превращаться в потребителя, не стремящегося на что-либо влиять;

— содержание СМИ определялось политическим противостоянием, когда издания делились на «своих» и «чужих». Это искажало представление об общественных процессах, вызывало недоверие граждан к информационному продукту;

— журналисты очень долго ориентировались не на потребителя, а на элиту;

— негативное влияние на содержание контента оказала «заказная» журналистика (PR и платная реклама под видом информации) [107,с.21].

Многие изменения в российской журналистике связаны со сменой поколений. Все вышесказанное в полной мере относится и к телевизионной журналистике, прежде всего, информационной. Но, по мнению генерального директора AHO «Интерньюс» Мананы Асламазян, проблемы контента на телевидении значительно шире: «Проблематика содержания программ совершенно недостаточно проработана и осмыслена, и, прежде всего, самим телевизионным сообществом. По понятным причинам в последние десять лет внимание телевизионных менеджеров уделялось, прежде всего, вопросам финансового и корпоративного менеджмента вещательных компаний, технологиям рекламы и маркетинга, проблемам социологических измерений и т. д.» [164].

В отличие от других сфер телевизионного бизнеса, контент сложно поддается современному научному анализу и объективному математическому описанию. Неумение осмыслить вопросы контента породило множество проблем и стало одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие вещания.

Первое и наглядное следствие невнимания к контенту — однообразие программ. Внешне абсолютное большинство каналов похожи как братья-близнецы. Структурно вещание на всех каналах представлено фактически одинаковой моделью, заявленной как «информационно-развлекательный канал для семейной аудитории», адресованный всем сразу, а значит — никому конкретно. Несущим элементом программной конструкции является либо кино (продукт по преимуществу не телевизионный), либо выпуск новостей. Поиски за пределами этой территории практически не ведутся. Отсюда невнимание к любой нишевой аудитории. Отсюда и результат — значительная часть потенциальной аудитории телевидения отсекается" [164].

Изучение контента регионального ТВ-вещания необходимо прежде сосредоточить на изучении информационных программ. Особенности регионального информационного вещания — камерность, локальность информационного поля регионального телевидения. Расширение ниши информационного вещания и проблемно-тематического диапазона становятся определяющими для информационной картины дня.

Информационная (новостная) программа — регулярное сообщение о текущих событиях, состоящее от 8 до 20 сюжетов. Набор новостей — от политики до погоды, включая все, имеющее прикладное, ориентирующее значение для любого зрителя.

Для того чтобы информационная картина дня была целостной, необходима информационная сбалансированность, уравновешенность позитивной и негативной информации.

Основными источниками информации любой телекомпании являются: пресс-службы различных организацийинформационные службыинформационные агентствадругие СМИчастные источникисвидетельства очевидцевтелефонные опросызрители, доброжелатели программы.

Основные типы информационных сюжетов: политическиеэкономическиесоциальныекриминальныекультурныеспортивныемузыкальные.

Война и смерть — каждый вечер, в каждом выпуске теленовостей. Верстка информационных программ уже стандартна: сюжет из Думы, визит Путина в регион, война в Чечне, убийство предпринимателя в Санкт-Петербурге, новости спорта и., а сейчас о погоде" - такова логика типичного выпуска новостей на российских телевизионных каналах". [117].

Ч.Коутс в книге «Новости на экране» предлагает свою схему идеального сюжета в информационной программе [51,18]. «Возможно, будет полезна такая формула. Скажите о том, что вы собираетесь о чем-то рассказать, скажите о том, что вы рассказываете об этом, и, наконец, скажите им о том, что вы об этом рассказали». Золотого правила верстки информационного выпуска не существует, однако свои закономерности есть — наиболее важные новости попадают в начало выпуска, сюжеты большего объема, в том числе с территорий попадают в среднюю часть, культурные новости, спортивные располагаются в конце выпуска. Завершает выпуск новостей прогноз погоды.

Все события дня осветить просто невозможно. Прежде всего, внимание уделяется самым важным и интересным темам. Рассмотрим, как выпуски новостей ведущих телекомпаний Красноярска освещали события одного дня, например, 19 августа 2004 г. (Таб.15).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Определенные социально-политические и экономические изменения создали благоприятные условия для быстрого развития регионального телевидения. Его изучение становится важным компонентом коммуникационных исследований. В последнее время процесс локализации средств массовой информации приобрел новые качества. Перед местной журналистикой стоит задача определить свою роль и сформулировать свое отношение к этим явлениям. Под влиянием телевидения формируется особый вид региональной общности — регионального пространства и времени.

Время расцвета регионального телевидения, расширения его жан-рово-тематической палитры пришлось на середину 1990;х гг. В начале 2000;х годов в местном телевещании усиливается тенденция к коммерциализации, которая заставляет журналистов искать новые формы, оригинальные проекты в борьбе за внимание зрителя. Развитию местного телевидения способствует жесткая конкуренция и складывающаяся «конфронтационная» медиамодель: высокая теленасыщенность региона, большая доля негосударственных телекомпаний, острая конкуренция в информационной среде.

При активном участии местного телевидения задаются новые основополагающие установки и ставятся задачи в духе некого «регионального чуда», что придает дополнительную остроту отношениям «центр — регион».

Рассмотрение этапов развития красноярской журналистики позволяет сделать вывод о том, что процесс регионализации телевещания, а крае начался в 1960;е гг. с формирования определенной системы жанров и форм телевизионной периодики — тележурналов и цикловых передач, преимущественно культурно-просветительской и научно-популярной тематики, появления аналитической и художественной публицистики. В.

1980;е гг. сотрудничество всех лиц и организаций, заинтересованных в решении производственно-технических проблем распространения телесигналов на обширной территории Красноярского края, постепенно переросло в творческий союз, вышло на новый уровень, приобрело регулярный характер.

В целом процесс регионализации телевещания в Красноярье протекает в общем русле реформирования СМИ в стране, однако есть и свои особенности. Это прежде всего преобладание негосударственного сектора — до 80 процентов объема вещания приходится на частные каналы. По главному показателю — рейтингу — коммерческое телевидение обгоняет государственное. Существующие информационные инфраструктура телевещания дезинтегрирована, многие из ее компонентов выработали свой ресурс и находятся на грани остановки. Нехватка журналистских кадров, слабая техническая оснащенность местных станций затрудняют сбор информации по всему обширному Красноярскому краю, не позволяют осветить жизнь региона в полном объеме. Сосредоточие основной части телевизионной индустрии в центре не удовлетворяет потребностям населения края и органов управления.

В регионе активно идут процессы смыкания интересов СМИ и политических и властных элит. О медиатизации политики говорит тот факт, что только в нынешнем созыве Законодательного Собрания Красноярского края журналисты составляют около 12 процентов от общей численности депутатов. Располагая столь мощными трибунами для выражения мнения, как СМИ и местные органы власти, журналисты становятся заметными фигурами в общественно-политической жизни региона.

Анализ информационных программ показывает, что информационные приоритеты красноярские телеканалы определяются степенью их зависимости от политических и финансовых структур. Откровенная ангажированность некоторых каналов серьезно бьет по их репутации источников объективной информации, влияет на общую концепцию их деятельности.

Процессы политизации медиа самым непосредственным образом влияют на содержание вещания, в особенности, информационное компоненту. Самыми востребованными являются «новости — скандалы», которые больше всего импонируют аудитории, а также, что важнее, очень устраивают заказчиков, ибо, несмотря на ограниченные возможности, всегда предполагают поддержку статус-кво. Именно эта новостная модель позволяет успешно приводить в движение механизм манипулирования аудиторией.

В идеале региональное телевидение стремится донести до зрителя достоверную информацию, однако реализовать эту задачу ему мешают «объективные причины необъективности». Из анализа местных информационных программ вытекает, что классическая цепочка «журналист-аудитория» теперь дополняется еще одним звеном — «владелец», «администрация», «спонсор» и т. п. Причем роль этого звена постоянно возрастает, тогда как зритель в этой системе все больше отступает на задний план.

Подчинение средств массовой информации конъюнктурным соображениям власти и бизнеса и усиление влияния последних на СМИ (прямой нажим, предоставление неполной, неопределенной, искаженной или откровенно ложной информации) противоречит основным принципам демократического общества. Региональное телеинформационное пространство попадает под прямой контроль определенных социально-политических сил. Особенно это заметно во время выборных кампаний в регионе, в периоды чрезвычайных ситуаций. Само будучи объектом манипуляций, телевидение выступает в роли инструмента манипулирования общественным сознанием в интересах определенных политических и экономических сил.

Основные направления развития местного телевещания, разработанные в Красноярском крае, призваны улучшить существующую телевизионную модель региона. Только комплексный, концептуально-обоснованный подход к проблеме использования СМИ как важнейшей системы, влияющей на жизненные силы региона, может кардинально изменить ситуацию в локальной медиасреде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агапова JL А. Телевизионные выпуски новостей. Региональная специфика. М.: ИПК, 2004.
  2. Т.З. К диалогической коммуникации: от воздействия к взаимодействию. М., 1999.
  3. Т.З. Мотивационно-целевой анализ передач. М., 1994.
  4. Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М., 1976.
  5. Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978.
  6. Э.Г., Кацев И. Г. Телевидение XX век. М., 1968.
  7. Э.Г., Борецкий P.A., Юровский А. Я. Основы телевизионной журналистики. М.: МГУ, 1987.
  8. Г. П. Основные концепции массовой коммуникации. М.: ИПК, 2002.
  9. Ю.Беляев И. К. Особенности национального телевидения. М., 2000.11 .Богомолова Н. И. Социальная психология печати, радио и телевидения.-М.: МГУ, 1990.
  10. Ю.А. Массовая коммуникация и общение. М., 1986.
  11. P.A. Телевидение на перепутье / Статьи. 1989−1998. М.: НИАНО Институт истории и социологии проблем телевидения, 1998.
  12. Э.В. Проблемы местной печати, радиовещания и телевидения. Томск: ТГУ, 1989.
  13. Ю.П. В контексте жизни. Системный подход и массовая коммуникация. М., 1979.
  14. Ю.П. Теория и практика журналистики и массовых информационных процессов. М.: МНЭПУ, 1993.
  15. В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. -М., 1986.
  16. Л.А. Делаем новости! М.: Аспект-пресс, 2002.
  17. Э.В. Очерки истории развития телевидения в западной Сибири. Новосибирск, 1978.
  18. Т.В., Осинский JI.A., Рукавников JI.A. Теле- и радиоинформация. Л.: ЛГУ, 1987.
  19. В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра (1990−1995гг.)-М.:ИПК, 1995.
  20. E.H. Маркетинговые коммуникации. М.: Финпресс, 2003.
  21. H.A. История отечественного и зарубежного телевидения. М.: Аспект-пресс, 2004.
  22. H.A. ТВ-информация в США. М., 1995.
  23. П.С. Приключений имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.
  24. Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью. Организации, способы и технологии. М., 1999.
  25. Г. В., Мельник И. К. Опыт нейтрализации информационно-психологической операции в ходе региональной избирательной кампании. М., 1999.
  26. И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. -М.: МГУ, 1984.
  27. И.М. Информационное пространство России. М., 2002.
  28. Л.А. Искусство информации. М.: ИПК, 1996.
  29. Ю.И. Телевизионная политическая коммуникация. М.: ИПК, 2002.
  30. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Черо, 2000.
  31. Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. М., 1982.
  32. Э., Мзу^илл Д. Беседы о Масс-медиа. М., 1997.
  33. В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1993.
  34. В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: Воскресенье, 1998.
  35. В.В. Основы государственной политики в области электронных СМИ.-М., 2001.
  36. В.В. Телевидение и власть. М., 1996.40.3асурский Я. Н. Основные понятия теории журналистики. М.: МГУ, 1995.
  37. Н.В. Специфика профессиональной деятельности регионального тележурналиста. М.: ИПК, 2002.
  38. Н.В. Школа регионального тележурналиста. М.: Аспект-пресс, 2004.
  39. И.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2002.
  40. В. Новости в погоне за зрителем. Телелабиринты. М.: Искусство, 1988.
  41. Кара-Мурза С. Г. Манипулирование сознанием. М.: Алгоритм, 2004
  42. А.Г. Российские средства массовой информации, власть и капитал к вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России,-М., 1999.
  43. В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
  44. О.В. Региональное телевидение в переходный период. -М., 1997.
  45. Р. Как преподносить новости. М.: Виоланта, 1998.
  46. С.Г. Основы журналистики. М., 2002.51 .Коутс Ч. Новости на экране. М.: ВГТРК, 1998, 17 с.
  47. Г. В. ТВ-журналист. М.: МГУ, 1980.
  48. Г. В. ТВ-журналистика критерии профессионализма. М.: РИП-холдинг, 2003.
  49. Г. В. Критерии качества телевизионных программ. М.: ИПК, 2002.
  50. В.М. Новости на TV. Пер с анг. М.: Мир, 2000.
  51. Г. В., Цвик В. А., Юровский, А .Я. Телевизионная журналистика. -М., 1998.
  52. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2001.
  53. Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. М., 1996.
  54. Л.И. Телеэкран неограниченное государство? — М.: Прогресс, 1987.
  55. В., Шелепин Л. Третья информационно-психологическая война. М., 1999.
  56. С.Д. Электронные средства массовой информации и политика. -М., 2000.
  57. В.И. О сущности телевидения. М.: ИПК, 1998.
  58. Мельник Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. -СПб., 2000.
  59. И.С. Информационное общество истоки, проблемы, тенденции развития. — М.: МГУ, 1999.
  60. С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект-пресс, 2003.
  61. С.А. Телевидение в поисках телевидения. М.: МГУ, 2001
  62. С. А. Пристрасти а-й Kampcf -М.} Аспект -пресс,?00к
  63. JI.B., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2000.
  64. О.Ф. Смысл и ценность человеческой индивидуальности. Красноярск: КГУ, 1995.70.0сетрова Е. В. Речевой имидж. Красноярск: КГУ, 2004.
  65. В.Д. Информациология и информационная политика. Барнаул: Весь, 2002.
  66. Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, К. Ваклер, 2001.
  67. Пронина Психология журналистского творчества. М.: МГУ, 2002.
  68. Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: РИП-холдинг, 2002.
  69. С.К. Психология и журналистика. М., 1968.
  70. В.А. Азбука телевидения. М.: Аспект-пресс, 2002.
  71. B.C. Телевидение и мы. Четыре беседы. М.: Искусство, 1963.
  72. .М. Философские проблемы массовой информации и те-лерадиокоммуникации. -М.: ИПК, 1998.
  73. В.Г. Региональная тележурналистика. М.: ИПК, 2001.
  74. В.й. Сочинения в 2-х томах. Т 1. М., 1988.
  75. Г. Психология толп. М.: Институт психологии РАН, КСП плюс, 1999.
  76. Теле диоэфир. История и современность / Под ред. Я. Н. Засурского.- М. Аспект пресс, 2005.
  77. И. Теленовости секреты журналистского мастерства. — Сент-Пол, переиздание, 1985.
  78. Н. Не забудьте включить телевизор. М.: Вектор, 2001.
  79. . Основы телевизионного брэндинга и эфирного промоуше-на. М.: Галерея, 2001.
  80. Цвик B. J1. Отечественное телевидение на пути к мировым стандартам: проблемы децентрализации и регионализации вещания. М., 1992.
  81. B.JI. Парадоксы развития местного вещания. Телевидение-90: вчера, сегодня, завтра. М., 1989.
  82. B.JI., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. М.: Аспект-пресс, 2002.
  83. . А. Сибирская журналистика XVIII начала XX века.- Красноярск: КГУ, 1996.
  84. А. Я., Борецкий P.A. Основы телевизионной журналисти-ки.-М., МГУ, 1966.
  85. А.Я. Телевидение-поиски и решения., М, Искусство, 1983.
  86. Сборник с коллективным автором.
  87. Средства массовой информации в постсоветской России /Я.Н.Засурский, Е. Л. Вартанова, и др. под ред. Я.Н.Засурского/. М.: Аспект-пресс, 2002.
  88. Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации: Сборник статей аспирантов. /Выпуск 13. М.: ИПК, 2004.
  89. Районный масштаб. Информационно методический журнал. -Красноярск, 2003.
  90. Медиатор. Методический журнал. Томск, 2002.
  91. Красноярская пресса XX век. Сборник. Красноярск: Буква, 2002.
  92. Книжное дело в Сибири, конец XVIII начало XX в. — Новосибирск: СО АН СССР, 1991.
  93. Журналистика в Сибири. Вып.2/ Ред. В. П. Забелина. Иркутск, 1967.
  94. Власть, зеркало или служанка. Энциклопедия жизни современной российской журналистики. 2 т. М.: Издание Союза журналистов России, 1998.
  95. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск 3.-М.: ВГТРК, 2001.
  96. Материалы конференций и съездов.
  97. Информационные ресурсы России. Национальный доклад. М.: НТЦ, Информрегистр, 2001.
  98. История российских средств массовой информации. М.: Материалы конференции. Интерньюс, 2000.
  99. Место государственных телекомпаний в региональном эфире. Материалы конференции. Новосибирск, 2001.
  100. СМИ и гражданское общество. Материалы конференции. Сост. И. Дзялошинский. М., 2001.
  101. Сибирь в XXI веке альтернативы и прогнозы развития. Материалы конференции. Красноярск: КГУ, 2001.1. Авторефераты диссертации.
  102. В.А. Актуальные проблемы телевизионного программирования местная студия в системе центрального вещания. Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1974.
  103. Н.И. Основные тенденции и особенности процесса трансформации региональных СМИ в контексте социального реформирования российского общества: Автореф. дис. канд. соц. Барнаул, 2003.
  104. Н. В. Специфика деятельности регионального тележурналиста: Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: ИПК, 2002.
  105. O.A. Телевидение Сибири в контексте развития отечественного вещания: опыт и проблемы межрегиональной интеграции. Автореф. дис. канд. филол. наук. Санкт-Пет., 2002.
  106. Е.А. Влияние федерального телевидения на региональные телевизионные каналы (на примере Ростовской области). Автореф. дис. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
  107. В.Г. Особенности тележурналистики в условиях регионального вещания. Автореф. дис. канд. филол. наук. М: ИПК, 2001.
  108. Статьи из газеты и журнала.
  109. О. Анонимность закон ТВ // Искусство кино. 2003. № 3.
  110. Е. Региональное телевидение: задаем планку не споткнитесь // Новая газета. 2002. 3 октября.
  111. А. Учитель, останови войну // Первое сентября. 2000. № 30.
  112. М. Холодный дом, тяжелые времена и большие надежды //Телерадиоэфир. 1991. № 12.
  113. А. Теоретический ошейник журналиста // Журналист. 1994. № 4.
  114. А. Круговая оборона // Журналист. 2004. № 5.
  115. Н. Начнется ли новая жизнь закона о СМИ // Журналист. 1998. № 2.
  116. М. Телевидение должно быть порядочным //Техника кино и телевидения. 1996. № 12.
  117. П. Фабрика новостей // Среда. 1999. № 11.
  118. Н.В. Где родился, там и пригодился // Среда. 2001. № 12.
  119. А. Прибыль без политики // Среда. 2002. № 3.
  120. К. Капитал на рынке СМИ // Журналист. 1998, № 3.
  121. Р. Региональное телевидение в разрезе // Среда. 2002. № 1.
  122. Г. В. А кто ты такой! //Журналист. 1999. № 7−8.
  123. М. Государство уходит с рынка СМИ // Телевидение и радиовещание. 2003. № 1.
  124. МацюкЮ. Заметки на полях телеэфира //Телефорум. 2004, № 5.
  125. Э. Новости с голубого экрана к проблеме влияния //Среда. 2002, № 5.
  126. В. Местные новости. Центр России //Среда. 2001. № 4−5.
  127. С. Афонтово вне конкуренции //Сегодняшняя газета. 2001. № 54.
  128. И. Телевидение глазами зрителей // Телефорум. 2001. № 1−2.
  129. К. Пришествие телевидения //Искусство кино. 1997. № 3.
  130. Российские империи СМИ // Журналист. 1998. № 6.
  131. М. Информационное вещание в провинции смесь ер-ничества, подхалимажа и крови //Среда. 2000. № 6−7.
  132. С. ТВ между вкусом и стилем // Искусство кино. 2001. № 5.
  133. . Бессилие журналистики // Журналист. 1999. № 1.
  134. M. На телевидении должны произойти какие-то перемены, я это нутром чувствую // Время новостей. 2002. 25 апреля.
  135. Д. Не только информация // 7 дней. 1996. № 3.
  136. В. Выбора не было // Красноярская газета. 2001. № 52.
  137. А. Говорит и показывает Лебедь // FLB-Сибирь. 2001. № 36.
  138. Статьи из энциклопедии и словаря.
  139. В.В. //Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. 3-е дополн. изд. — М., 2000.
  140. Е.С. // Словарь иностранных слов и выражений. М.: Олипм, 2000.
  141. С.И. //Словарь русского языка. М., 1985.
  142. Психология. //Словарь. / ред. Петровского A.B., Ярошевского М.Г./- М., 1990.
  143. Русский язык //Словарь русского языка часть 2. — М., 1988.
  144. Телевидение и радио России // Официальный справочник. М., 1998.1. Документы.
  145. Влияние СМИ на различные категории населения Красноярского края. Социологическое исследование. Красноярск: Вертикаль, 2002.
  146. Государственный архив Красноярского края ф.595, оп. 1, д. 2349.
  147. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации».
  148. Основные направления развития краевого телевещания и системы связи (распоряжение № 241р от 24.03.04 Совета администрации Красноярского края).
  149. Отношение населения к СМИ в Красноярском крае. Главное управление информационных систем ФАПСИ, Красноярск, 2002.
  150. Приказ Генерального директора НПОПМ г. Железногорска «О создании коммерческого телевидения» (11.07.1990).
Заполнить форму текущей работой