Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политика и интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Проблематика связанная с особенностями функционирования политических институтов в условиях формирования информационного общества является новой для российской политической науки. В западной политологической и социологической литературе пока превалируют работы описывающие особенности электорального процесса с использованием Интернета как интерактивного СМИ, первые… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1. Политическая коммуникация в информационном обществе": вопросы теории
  • 1. Теоретические концепции информационного общества
  • 2. Политическая коммуникация как функция политической системы общества
  • 3. Средства массовой коммуникации как политический институт
  • Гл. 2. Основные направления воздействия Интернета на политическую жизнь общества
  • 1. Становление Интернета и политические институты
  • 2. Интернет и политические' технологии
  • 3. Аудитория Интернета в России как социальная база развития политических сетевых технологий

Политика и интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Существенной особенностью современных процессов глобализации является эспоненциальный рост масштабов применения новых информационных технологий в жизни общества. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая являясь специфическим интерактивным средством массовой коммуникации уже активно используется в политической жизни общества.

Достижения в области новых технологий, на которых основывается формирование информационного общества, во многом изменили характер политической коммуникации. Без информационного сопровождения функционирование современных демократических институтов может быть существенно затруднено, а обеспечение равного доступа к сетям может способствовать закреплению демократических стандартов на уровнях межличностного и межгруппового общения. При этом необходимо учитывать, что современные информационные технологии, по мере расширения их сферы применения в повседневной жизни общества, создают потенциальную возможность манипулятивного воздействия на личность, в том числе и со стороны субъектов политического процесса.

Важными факторами, влияющими на политический процесс, является постепенная демассификация масс-медиа и снижение издержек информационного обмена, что позволяет гражданам и их объединениям более активно участвовать в подготовке и принятии политических решений.

Таким образом, обращение к теме «Политика и Интернет» объясняется настоятельной необходимостью начала проведения междисциплинарных исследований особенностей политической коммуникации в условиях развития технологий информационного общества в России.

Настоящая работа является междисциплинарным теоретическим исследованием с привлечением данных теории политических систем, политической коммуникавистики, теорий в русле концепции постиндустриализма, концепций построения информационного общества, реализуемых на государственном уровне.

Степень разработанности проблемы. Проблематика связанная с особенностями функционирования политических институтов в условиях формирования информационного общества является новой для российской политической науки. В западной политологической и социологической литературе пока превалируют работы описывающие особенности электорального процесса с использованием Интернета как интерактивного СМИ, первые эксперименты по проведению электронного голосования.

Изучение проблем глобальных изменений в обществе с привлечением информации и фактического материала о периодизации технологических укладов, имеет богатые традиции в рамках концепций постиндустриализма. Среди авторов, занимающихся этими вопросами следует назвать Д. Белла, 36. Бжезинского, П. Дракера, Д. Рисмена,' Г. Кана, Р. Катца, М. Кастельса, М. Маклюэна, Й. Масуды, М. Пората, Т. Стоуньера, Д. Тапскотта, Э. Тоффлера, X. Шрадера и других. Отечественная наука представлена работами Р. Ф. Абдеева, H.A. Васильевой, В. В. Витков-ского, В. А. Гуторова, С. А. Дятлова, B.JI. Иноземцева, А. И. Ракитова, Б. В. Маркова, О. С. Сухарева.

Существенными для темы диссертационной работы являются концепции в русле теории политических систем, основанные на идеях структурного функционализма: «системная модель» политической системы Д. Истона, «функциональная модель» Г. Алмонда и «кибернетическая модель» К. Дойча.

Особое значение имеют концепции массовой коммуникации и политической коммуникации. Важными источниками в этой области послужили работы Г. Лассуэлла, М. Гуревича, Дж. Блумлера, Р. Дебре, У. Гэмсона, Д. Клаппера, Г. Гербнера, Э. Гидденса.

Проблемы функционирования средств массовой коммуникации и СМИ как политического института представлены в работах Е. Беккера, Л. Войтасика, К. С. Гаджиева, Б. А. Грушина, Я. Н. Засурского, С. Г. Корконосенко, Г. С. Мельник, М. М. Назарова, Н. Орнстейна, А. Ослона, В. П. Пугачева, Г. Г. Почепцова, Д. Уилхелма, Д. Уэбстера, В. Энтина.

Современное состояние вопросов государственной политики формирования информационного общества нашло отражение в трудах И. Ю. Алексеевой, Г. Т. Артамонова, Н. В. Борисова, Е. Л. Вартановой, В. И. Василенко, J1.A. Василенко, Т. В. Ершовой, Б. В. Кристального, А. Е. Крупнова, И. Н. Курносова, И. С. Мелюхина, Б. В. Наумова, Ю. А. Нисневича, Г. Л. Смоляна, О. В. Сюнтюренко, Ю. Е. Хохлова, Д. С. Черешкина.

Вопросы воздействия политических технологий Интернета на социально-экономическое развитие общества затрагиваются в работах И. И. Засурского, Д. Иванова, Е. Камак, С. И. Паринова, А. Хайтина, А. Е. Шадрина.

Проблематика изучения состава аудитории российского Интернета как специфической группы населения с 1998 года привлекают внимание социологов. Первые работы в этом направлении связаны с именами Б. З. Докторова, П. К. Залесского, P.C. Могилевского, A.C. Создателева, Т. В. Филипповой.

Помимо традиционных источников информации, автором активно использовались данные с Web-сайтов в Интернете, в частности новостные ленты агентства «monitoring.ru», электронного журнала «internet.ru», «polit.ru», Российской сети информационного общества и других.

Несмотря на обилие литературы, посвященной тем или иным аспектам заявленной темы, автору практически не известны научные работы, в которых бы системно исследовалась вопросы изменения политической коммуникации в условиях формирования глобальной компьютерной сети Интернет.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является выявление особенностей функционирования политической коммуникации в условиях формирующегося информационного общества.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:

— выявление теоретических оснований концепции информационного общества;

— формулирование основных понятий важных для анализа роли Интернета в современной политической коммуникации;

— исследование роли Интернета в политических технологиях;

— развитие подходов к изучению социодинамики Интернета применительно к политической системе общества;

Методология и источники исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются принципы современной аналитической политической теории и политической науки.

Важными источниками диссертации были работы отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам политической коммуникации и формирования информационного общества, а также публикации, размещенные в Интернете.

Дополнительным существенным источником информации для настоящего исследования явились результаты первых социологических исследований аудитории Интернета, проведенные в России в 1998/99-х гг. исследовательскими компаниями КОМКОН-Вектор, Gallup Ltd, Gallup Media, агентством monitoring.ru и фондом «Общественное мнение» .

Научная новизна исследования, заключается в следующем :

— осуществлено первое в отечественной научной литературе исследование места и роли Интернета в политическом процессе;

— систематизирован опыт использования Интернета в экономической, социальной и политической жизни постиндустриальных обществ;

— введен в научный оборот значительный объем информации представленной в Интернете и неиспользованный до сегодняшнего дня российскими политологами;

— выявлены основные социальных характеристики пользователей российского Интернета и проанализированы социальнополитические следствия расширения этой специфической группы участников политического процесса.

Практическая значимость исследования определяется тем, что ряд теоретических положений и выводов диссертации вносят вклад в дальнейшую разработку концепции политической коммуникации и могут быть использованы при дальнейшем исследовании динамики политических процессов в России. Основные положения диссертации, а также библиография могут быть использованы при разработке учебных курсов и спецкурсов по политологии и политической социологии.

Теоретический анализ, осуществленный в диссертации, позволяет сформулировать положения и модели, которые могут быть использованы при проведении эмпирических социологических и политологических исследований.

Апробация работы. Основные положения диссертации получили апробацию на научных и научно-методических конференциях: «Интернет и современное общество» (1998, 1999 гг.), «Интернет. Общество. Личность» (1999 г.), «Политическая наука и политический процесс в России» (1999 г.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры политологии философского факультета СП5ГУ. На философском факультете СПбГУ в 1999 г. прочитан спецкурс «Интернет и политика» .

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Анализ теоретических концепций постиндустриализма и работ авторов, изучающих различные аспекты трансформации общества в условиях глобализации, позволяет сформулировать основные понятия .

Информационное общество" является особым «технологическим» определением, подчеркивающим одно из базовых оснований постиндустриального общества, т. е. можно сказать, что информационное общество есть информационно-телекоммуникационная составляющая постиндустриального общества.

Понятие «Общество, основанное на знаниях» подчеркивает другую важную составляющую постиндустриального общества — превалирование интеллектуальных технологий базирующихся на последних достижениях науки, и что особенно важно, — использование этих технологий в повседневной жизни людей.

Преобразование общественной системы в «информационное общество» сопровождается трансформационными процессами в основных сферах: экономике, социальной, духовно-культурной и политической сфере. С этими процессами связаны основные выводы нашей работы:

1. При анализе взаимодействия политической системы и коммуникационной системы необходимо принимать во внимание два существенных аспекта:

— информация и коммуникация выполняют важную специфическую функцию: поддержки устойчивости и равновесия системы;

— в условиях внедрения информационных технологий Интернета в жизнь современного общества политическая информационно-коммуникационная система приобретает новые черты.

В связи с этим возрастает значение средств массовой коммуникации и они становятся самостоятельными и важными агентами политической деятельности. Рассмотрев основные концепции и модели средств массовой коммуникации можно сделать вывод о том, что современные СМИ приобретают новые специфические функции, связанные с появлением сетевых интерактивных технологий, в том числе Интернета.

2. В результате исследования процесса развития технологий информационного общества можно вычленить следующие основные тенденции, сопровождающие его формирование:

— информация приобретает глобальный характер и государственные границы перестают оказывать влияние на движение информационных потоков;

— попытки ограничить свободное распространение информации оборачиваются серьезными технологическими проблемами прежде всего для той страны, которая пытается ввести эти ограничения;

— существенно возрастают технические возможности сбора, обработки, хранения, передачи и доступа к информации, в том числе политической;

— усиливается воздействие информационных технологий на все сферы человеческой деятельности, углубляются процессы децентрализации общества;

— происходит переход к новым формам занятости — идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной сфере.

3. В условиях построения информационного общества происходит постепенное снижение издержек процесса получения и передачи информации, что создает предпосылки для развития двух тенденций:

— постепенно увеличивается группа людей, имеющих возможность принимать участие в выработке и принятии политически значимых решений;

— создаются технологические предпосылки для постепенного уменьшения неравенства политических возможностей граждан. Внедрение новых технологий информационного общества начинает существенным образом воздействовать на социальноэкономические и политические сферы общества в двух направлениях :

— поддержка равновесия в общественных структурах, и как следствие — тенденции политической стабилизации;

— разрушение общественных структур, и как следствие — возможная дестабилизация общества.

4. В России в 1998/99-х гг. обозначился процесс взаимопроникновения масс-медиа (традиционные СМИ и интернет-медиа), что говорит о постепенном активном включении Интернета в политическую жизнь общества. Естественно, что политическая активность в российском Интернете направлена на особую аудиторию, которая в настоящее время сконцентрирована в крупных городах.

5. По данным социологических исследований, проведенных в России в 1998/99-х гг., можно констатировать, что аудитория российского Интернета — это специфическая группа населения, которая характеризуется следующими признаками:

— проживание в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах;

— наличие высшего (неоконченного высшего) образования;

— средний возраст около 35 лет;

— доходы средние или выше средних;

— оптимизм или адаптированный пессимизм (по отношению к современным трансформационным процессам).

6. Тенденции расширения аудитория российского Интернета можно сформулировать следующим образом:

— потенциальная аудитория Интернета в России (желающие подключиться) — около 30 млн. человек;

— зафиксирован рост интереса к Интернету у граждан, имеющих среднее специальное образование;

— опережающий рост потенциальной аудитории Интернета в больших городах при относительной стабилизации интереса к сетевым технологиям в мегаполисах и устойчивый интерес к интернет-технологиях в Москве и Санкт-Петербурге.

7. По своим параметрам аудитория российского Интернета постепенно приближается к позициям «среднего класса», что создает существенные перспективы для использования современных сетевых информационных технологий в политическом процессе.

В результате теоретического исследования, автор поставил перед собой, помимо основной, дополнительную задачу — сформулировать предварительные гипотезы (предположения) для проведения дальнейших исследований.

Эти предположения связаны с вопросом: какое количество населения, использующее интернет-технологии, можно считать достаточным для того, чтобы сказать, что в это государство функционирует в условиях информационного общества? Нам представляется важным вычленить две основные позиции — количество (процент) домохозяйств имеющих компьютер и доля населения, являющаяся пользователями Интернета. Можно предположить, что обе эти позиции должны быть не менее 50% для отнесения общества к новой качественной стадии своего развития — информационному. Это предположение сделано на основе анализа опыта США — сегодняшнего лидера по развитию интернет-технологий.

На основе анализа тенденций распространения Интернета в России, можно предположить, что минимально-достаточной величиной размера аудитории Интернета для «запуска» новых технологий, которые можно отнести к технологиям информационного общества, является цифра не менее 10% от общего количества взрослого населения. Это подтверждают примеры Москвы и Санкт-Петербурга, где аудитория Интернета в 1999/2000 гг. переступила этот рубеж.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебн. пособие. М: ВЛАДОС, 1994. 336 с.
  2. И.В., Русаков А. И. Готовы ли мы к Интернет нового поколения? // Вестник РФФИ. 2000ю № 1(19). С. 5−11.
  3. И. Постиндустриальное общество и международные коммуникации // Международное сотрудничество. 2000. № 1. С.22−26.
  4. Американские потребители продолжают тратить деньги в Ин-. тернете / Источник Forrester Research //Новостная лентаагентства monitoring.ru 3.03.2000.-http://www.monitoring.ru/world/articles/a0048.html
  5. Г. Т. О планах разработок законопроектов в сфере информатизации // Информационное общество. 1999. № 2.1. С.13−15.
  6. Г. Т., Кристальный Б. В., Курносов И. Н., Мелюхин И. С., Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество. 1999. № 3. С.16−19.
  7. Аудитория Рунета и ее окружение, ноябрь 1999 /Агентство региональных политических исследований- Национальный институт социально-психологических исследований- http:// www.monitoring.ru/internet/1999/IV/1/auditor/
  8. В.А., Чугунов А. В. Демократия и Интернет: Роль Интернет в формировании «просвещенного понимания» // Интернет и современное общество: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 7−11 декабря 1998 г. СПб, 1998. С.43−46.
  9. И.Л. Информационное обеспечение государственного регулирования в области экономики. Правовые проблемы // Информационное общество. 1999. № 2. С. 19 25.
  10. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  11. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
  12. В. Как нам развивать Интернет? Обзор докладов конференции АДЭ «Развитие российского сегмента Интернет».//PCWeek/RE. 1998. № 44. С. 17.
  13. А., Колганов А. Социалистические революции XXI века //Свободная мысль. 1997. № 10.
  14. А.В., Колганов А. И. Капитал и труд в глобальном сообществе XXI века: «По ту сторону» миражей информационного общества // Постиндустриальный мир: центр, периферия. Россия. Сб.1. Общие проблемы постиндустриальной эпохи. М.: МОНФ, 1999. С. 75−99.
  15. В 1999 году сумма он-лайновых продаж одежды превысила 1 миллиард долларов /Источник NPD Сгоир//Новостная лента агентства monitoring.ru 20.03.2000.-http://www.monitoring.ru/world/articles/a0059.html
  16. E.JI. Универсальная общественная служба в информационном обществе: новое прочтение проблемы доступа // Вестник РФФИ. 1999. № 3 (17). С. 52.
  17. В.И., Василенко J1.A. Интернет в системе государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 1998. 257 с.
  18. В.В. Организация и самоорганизация Интернет // Интернет и современное общество. 2-ая Всероссийская научно-методическая конференция. Санкт-Петербург, 29 ноября -3 декабря 1999 г.: Тезисы докладов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С. 82.
  19. М. Созрели ли США для охраны частных данных? //PCWeek/RE. 1998. № 44. С. 13.
  20. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
  21. Д.В. Тенденции и перспективы информационных технологий в политической рекламе // Политический менеджмент: электоральный процесс и технологии. СПб, 1999.1. С.165 172.
  22. В.А. Концепция киберпространства и перспективы современной демократии // Интернет и современное общество: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 7−11 декабря 1998 г. СПб, 1998, С.35−38.
  23. Л.В. Средства массовой информации в современном политическом процессе (опыт политологического анализа). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. политич. наук. СПб, 1998. 18 с.
  24. A.A. Основы политической теории: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1998. 239 с.
  25. . Интернет для американцев: привычное дело //SPb. Business Omnibus. 2000. № 2 Электронный журнал 12.05.2000. http://www.gallup.spb.ru/journal/j2rls2.htm
  26. . Российский политический Интернет // Петер-" бургский журнал социологии. 1999. № 2. С.40−42.
  27. Дома становятся интеллектуальными /Reuters// Новости электронного журнала Internet.ru 17.04.2000.-http://www.internet.ru/article/lentanews/2000/04/17/2383. html
  28. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1990. С.70−71.
  29. С.А. Информационные аспекты анализа экономических явлений // Проблемы новой политической экономии. 1999. № 1. С.37−50.
  30. С.А. Предмет и метод теории информационной экономики // Экономическая теория на пороге XXI века. Том 2. М., 1998. С.497−519.
  31. С.А., Добрынин А. И. Информационные основы цикличности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. № 2. С.76−84
  32. Т.В. Российский опыт интеграции в информационное общество // Информационное общество. 1999. № 1. С.16−19.
  33. Т.В., Хохлов Ю. Е. Межведомственная программа «Российские электронные библиотеки»: подходы и перспективы // Информационное общество. 1999. № 3. С.21−27.
  34. Если Вы не пользуетесь Интернетом, то хотели бы Вы или нет, чтобы у Вас была такая возможность? Результаты опроса 05.05.1999. /Фонд «Общественное мнение"-http://www.fom.ru/reports/3b/t904612.html
  35. И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во .МГУ, 1999. 272 с.
  36. Землянова J1.M. Современная американская коммуникативисти-ка: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995. 271 с.
  37. Д. Виртуальная политическая борьба // Мир Интернет. 1999. № 11. С.36−40.
  38. А. Пресса как оружие власти // Ярлыки и мифы. М., 1996.
  39. B.JI. Альтернативность общественного развития //Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. 1991. № 2. С.3−10.
  40. B.JI. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М., 1998.
  41. B.JI. К теории постэкономической общественной формации. М., 1995.
  42. B.JI. Марксистская теория экономического прогресса: истоки и приемники //Иноземцев B.JI. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М., 1998. С.161−211.
  43. B.JI. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1990. С.3−64.
  44. B.JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения //Вопросы философии. 1997. № 10. С.29−44.
  45. Интернет и современное общество. 2-ая Всероссийская научно-методическая конференция. Санкт-Петербург, 29 ноября -3 декабря 1999 г.: Тезисы докладов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 196 с.
  46. Как будут проходить выборы в XXI веке? Информация о семинаре, 25.03.2000, Иркутск.-http://iatp.projectharmony.ru/about/news/201 200.html
  47. M. Могущество самобытности //Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1990. С.296−308.
  48. M. Становление общества сетевых структур //Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В. Л. Иноземцева. M.: Academia, 1990. С.494−505.
  49. М. Электроника помогает голосовать на выборах // Computerworld Россия. 1997. № 21.
  50. Концепция государственной информационной политики. М., 1999. 48 с.
  51. Концепция формирования информационного общества в России //Информационное общество. 1999. № 3. С.3−11.
  52. С.Г. Печать, управление и самоуправление. Тула: Приокское книжное издательство, 1992.
  53. Э. Неоэкономика новая цивилизационная модель экономического развития — и Россия //Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3.
  54. M.M. Философия Маршала Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернета- http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc
  55. А.Н. «Информационное общество» надежды и результаты информатизации // Сборник трудов ВНИИСИ. Вып. 12. М., 1989. С. 42−52.
  56. А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М.: Аспект Пресс, 1997. 287 с.
  57. В., Узуев А. Опыты раскрытия информации в США //Компьютерра. 1998. № 6. С.46−49.
  58. .В. Интернет и глобализация // Интернет и современное общество. 2-ая Всероссийская научно-методическаяконференция. Санкт-Петербург, 29 ноября 3 декабря 1999 г.: Тезисы докладов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. С. 30−31.
  59. М.Н. Очерки теории политической системы буржуазного общества. М., 1985.
  60. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования /Под ред.Б. А. Грушина. М.: Политиздат, 1980. 446 с.
  61. Межведомственная программа «Российские электронные библиотеки» // Поиск. 1998. № 13 (463). С. 7.
  62. Международная конференция «Интернет. Общество. Личность» СПб, 1−5 февраля 1999 г.: Тезисы докладов. СПб, 1999. -375 с.
  63. Международная конференция «Интернет. Общество. Личность. ИОЛ-2000. Новые информационно-педагогические технологии». Тезисы докладов / Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). СПб., 2000. 416 с.
  64. Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 160 с.
  65. И.С. Информационное общество и государство. М., 1997.
  66. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ, 1999. 208 с.
  67. В.Б. Особенности правового регулирования сети Интернет // Интернет и современное общество: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 7−11 декабря 1998 г.- СПб, 1998. С.51−53.
  68. Ю.А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра // Информационное общество. 1999. № 2. С.4−9.
  69. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В. Л. Иноземцева. M.: Academia, 1990. 640 с.
  70. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. 451с.
  71. Общественные банки начинают предоставлять услуги Интер-нет-банкинга /Источник Grant Thornton //Новостная лента агентства monitoring.ru 10.03.2000.-http://www.monitoring.ru/world/articles/a0054.html
  72. Объем аудитории Интернет в Москве по результатам первой волны исследований «Gallup Net» в 1999 году // Петербургский журнал социологии. 1999. № 2. С.19−20.
  73. М. Логика коллективных действий. М., 1995.
  74. Основы политической науки/ Под ред. В. П. Пугачева. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  75. Основы теории политической системы / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, В. Е. Чиркин. М., 1985.
  76. Откуда Вы обычно узнаете о работе органов власти и принимаемых ими решениях? Результаты опроса 15.09.1999. /Фонд «Общественное мнение"-http://www.fom.ru/reports/a5/t906506.html
  77. С. Истоки Интернет-цивилизации //INTERNET. 1999. № 15.
  78. Планировать террористические акты лучше всего через Интернет // Новости электронного журнала Internet.ru 04.05.2000.-http://www.internet.ru/article/lentanews/2000/05/04/2580. html
  79. Пользуетесь ли Вы Интернетом? Результаты опроса 05.05.1999. /Фонд «Общественное мнение" — http: //www.fom.ru/reports/4f/t904611.html
  80. Г. Г. Теория коммуникации. М.: Центр, 1998. 352 с.
  81. В.П. Средства массовой информации в современном политическом процессе // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 5. С.6−7
  82. Пьянченков В. Bbi6opbi.net // Мир Интернет. 1999. № 11. С.30−35.
  83. А.И. Будущее России общество высоких технологий //Проблемы информатизации. 1995. № 2/3. С.3−7.
  84. А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998. 104 с.
  85. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.
  86. А. Инфраструктура Интернет в США // INTERNET Journal. 1996. № 3. С.12−14.
  87. Российский Интернет: Аналитический обзор РОЦИТ Некоторые сведения из отчета за 1999 г. http://www.rocit.ru
  88. Сколько нас, какие мы российский Интернет глазами исследователей Дискуссия на сайте РОЦИТ.-http://win.www.rocit.ru/opinions/quantity.htm
  89. Совместное заявление Правительства Российской Федерации и Комиссии Европейских Сообществ // Информационное общество. 1999. № 3. С.59−60.
  90. А. Аудитория Интернет Санкт-Петербурга // Петербургский журнал социологии. 1999. № 2. С. 16 18.
  91. А. Пользователи сети Интернет как особая потребительская группа-http://www.gallup.spb.ru/j ournal/telescop.htm
  92. ЮО.Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономмикки // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С.392−409.
  93. Е., Создателев А. Опыт проведения Интернет-исследований в Санкт-Петербурге // Петербургский журнал социологии. 1999. № 2. С.32−34
  94. О.С. Структурные изменения в экономике: философия, институты, инвестиции. Брянск: Изд-во БГИТА, 1998. 287 с.
  95. О.В. Информационное общество и информатизация науки // Вестник РФФИ. 1999. № 3(17). С.3−7.
  96. О.В. Программа Российского фонда фундаментальных исследований по развитию информационной инфраструктуры фундаментальных исследований и образования // Информационное общество. 1999. № 1. С.9−13
  97. Д. Электронно-цифровое общество общество: плюсы и минусы сетевого интеллекта. Киев: ITN Пресс- М.: Рефл-бук, 1999. 432 с.
  98. Юб.Терин В. П. Вспоминая Маршала Маклуэна- http://www.pr.ru/media/mt000005.htm
  99. В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия: исследование опыта Запада. М., 1999. 170 с.
  100. В.П. Основные направления исследований массовой коммуникации- http://www.pr.ru/media/ms03/index.htm
  101. Э. Третья волна. M.: Изд-во ACT, 1999. 748 с.
  102. ПО.Троян Н. Групповые дискуссии в Интернет // Петербургскийжурнал социологии. 1999. № 2. С.35−39.
  103. И.В. Интернет как инструмент маркетинга. СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. 256 с.
  104. Т.В. Использование Интернет для социологических исследований // Интернет и современное общество: Тезисы 2-ой Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 29 ноября 3 декабря 1999 г. СПб.: Изд-во С.-Петербур. ун-та, 1999, С.41−42.
  105. Т. Эмпирическая социология в информационном обществе. Web-опросы в России «за» и «против"-http://www.isn.ru/
  106. Финляндия: на передовых позициях в Интернете / Агентство monitiring.ru по данным Taloustutkimus, 2000, www.toy.fi.- http://www.monitoring.ru/world/articles/aOO66.html
  107. А. Дагестанский этюд // Мир Интернет. 1999. № 11. С.42−44.
  108. Иб.Хивронер М. Опыт проведения Интернет-исследований в Финляндии: презентация доклада // Петербургский журнал сот циологии. 1999. № 2. С.21−31.
  109. С. Российский Интернет: вчера, сегодня, завтра // PCWeek/RE, 1999, № 28, С.16−17.
  110. А. Интернет и маркетинговые исследования-http://mr.gfk.ru/ARTICLES/HTML/INETANDMR/inetandmr.htm.
  111. А.Е. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу // Информационное общество. 1999. № 2.
  112. C. 27−33. (Web-версия: Доклады распределенной конференции «Технологии информационного общества 98 Россия"/ИРИ0 М., 1998.-http://www.iis.ru/events/19 981 130/shadrin.ru.html).
  113. X. Глобализация, цивилизация и мораль //Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.1. № 2. С. 71−84.
  114. Электронные библиотеки: Перспективные методы и технологии, электронные коллекции: Труды Первой Всероссийской научной конференции. СПб, 19−22 октября 1999 г. СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. 282 с.
  115. Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.
  116. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы //Вопросы философии. 1997. № 1.
  117. A Brief History of the Internet / В.M.Leiner, V.G.Cerf,
  118. D.D.Clark, R.E.Kahn, L. Kleinrock, D.С.Lynch, J. Postel, L.G.Roberts, S.Wolff. 1998 (vers. 3.1.) -http://www.isoc.org/internet/history/brief.html
  119. Almond G.A. Comparative Political Systems // Jornal of Politics. 1956. Vol. 18. No 3. P. 391−409.
  120. Almond G.A. Introduction: A Functional Approach to Comparative Politics // The Politics of the Developing Areas / Ed. by G.A. Almond, J.S. Coleman. Princeton: Princeton Univ. Press, 1960. P.3−64.
  121. Almond G.A., Powell G.B. Comparative Politics: A Developmental Approach. Boston: Little, Brown, 1966.
  122. Bahro R. From Red to Green. L., 1984.
  123. Bell D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. No 7.
  124. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973.
  125. Bell D. The Year 2000 The Trajectory of an Idea // Toward the Year 2000. Work in Progress / Ed. by D. Bell. Boston, 1968. P. 5−6.
  126. Brody R. Assessing Presidential Character: The Media, Elite Opinion and Public Support. Stanford: Stanford University Press, 1991.
  127. Brzezinski Zb. Between Two Ages. America’s Role in the Technetronic Era. N.Y., 1970.
  128. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: The Rise of the Network Society. Maiden (Ma.) -Oxford: Blackwell Publ., 1996.
  129. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: The Power of Identity. Maiden (Ma.) Oxford: Blackwell Publ., 1997.
  130. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: End of Milenium. Maiden (Ma.) Oxford: Black-well Publ., 1998.
  131. Comparative Politics Tuday: A World View / Ed. by G.A. Almond, G.B.Powell. N.Y., 1996.
  132. Dahl R. Poliarchy: Participation and Opposition. New Haven, 1971.
  133. Debray R. Cours de mediologie generale. Paris, 1991.
  134. Deutsch K. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. N.Y., 1963.
  135. Dickson D. The New Politics of Science. N.Y., 1984.
  136. Dordick H.S., Wang G. The Information Society: A Retrospective View. Newbury Park-L., 1993.
  137. Draft Principles for Providing and Using Personal Information /Information Infrastructure Task Force’s Privacy Working Group- Chaired by R. Veeder. April 21, 1994.
  138. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y.: HarperCollins Publ., 1995.
  139. Easton D. A Framework for Political Analysis. Englewood Cliffs, 1960.
  140. Easton D. The Political System: An Inquiry into the State of Political Science. N.Y., 1953.
  141. Easton D. The System Analysis of Political Life. N.Y.-L.Sydney, 1965.
  142. Erikson E. Memorandum on Youth // Toward the Year 2000. Work in Progress / Ed. by D. Bell. Boston, 1968. P. 232−234.
  143. Europe and the Global Information Society: Recommendations to the European Council. 1994.
  144. Gamson W.A. Media Discourse and Public Opinion on Nuclear Power: A Constructionist Approach // American Jornal of Sociology. 1989. No 1.
  145. Gamson, W.A. The 1987 Distinguished Lecture a Constructionist Approach to Mass Media and Public Opinion // Symbolic Interaction. 1988. No 2.
  146. Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorelli N. Living with Television: The Dinamics of the Cultivation Process // Perspectives on Media Effects / Ed. by J. Bryant,
  147. D.Zillmann. Hillsdale, NY,-L.: Lawrence Erlbaum Associates, 1986.
  148. Giddens A. Action, Subjectivity and the Constitution of Meaning // Social Reseach. 1986. Vol. 53.
  149. Giddens A. Central Problems in Social Theory: Action Structure and Contradiction in Social Analysis. L.: Mac-millan, 1979.
  150. Giddens A. New Rules of Sociological Method: A Positive Critique of Interpretative Sociologies. L.: Hutchinson, 1976.
  151. Giddens A. The Constitution of Society: Outline of Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press, 1984.
  152. Gorz A. Farewell to the Working Class: An Essey on Post-Industrial Socialism.L., 1982
  153. Gurevitch M., Blumler J.R. Political Communication Systems and Democratic Values // Media Power in Politics / Ed. by D. A. Graber. Washington: CQ Press, 1994.
  154. Heilbroner R.L. Business Civilisacion in Decline. N.Y.-L., 1976.
  155. Illich I. The Tools for Conviviality. L., 1985
  156. Jacobs L.R., Shapiro R.Y. Toward the Integrated Study of Political Communications, Public Opinion and the Policymaking Process // Political Science and Politics. 1996. Vol. 29. No 1.
  157. Jacobs L.R., Shapiro R.Y. Toward the Integrated Study of Political Communications, Public Opinion and the Policymaking Process // Political Science and Politics. 1996. Vol. 29. No 1.
  158. Japan’s Information Society: Themes and Visions / Economic Planning Agency. Tokyo, 1969.
  159. Kahn H., Wiener A. The Next Thirty-Three Years: A Frame-Work for Speculation // Toward the Year 2000. Work in Progress / Ed. by D. Bell. Boston, 1968.
  160. Kamarck E. Campaigning on the Internet in the Off Year Elections of 1998- http://www.ksg.harvard.edu/visions/eckbio.htm
  161. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988.
  162. Klapper J.T. Mass Communications Reseach: An Old Road Resurveyed // Public Opinion Quarterly. 1963. No 27. P. 515 527
  163. Klapper J.T. The Effects of Mass Communications. Glencoe, IL: The Free Press, 1960.
  164. Knowledge-based Economy: Report /OECD. Paris, 1996.
  165. Kraus S., Davis D. The Effects of Mass Communication on Political Behavior. Univ. Park, PA: Pennsylvania State University Press, 1976.
  166. Lane R.E. The Decline of Politics and Ideology in the Knowledgeable Society //American Sociological Review. 1966. Vol. 31. P. 649−662
  167. Lasswell H. The Structure and the Function of Communication in Society // Mass Communications / Ed. by W. Schramm. Urbana, 1960.
  168. Lasswell H. The Structure and the Function of Communication in Society // The Process and Effects of Mass Communication. Chicago, 1971.
  169. Lazarsfeld P. F., Berelson B., Gaudet H. The People’s Choice. N.Y., 1954.
  170. Macdougall C.D.Understanding Public Opinion. N.Y., 1952.
  171. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash., 1983.
  172. McLuhan M. Culture is Our Business. N. Y.-Toronto, 1970.
  173. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. N.Y., 1962.
  174. McLuhan M. Understanding media: The Extensions of Man. N.Y., 1967.
  175. McLuhan M., Fiore Q. The Madium is the Messaga. N.Y.: Random House, 1967.
  176. McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. N.Y., 1968.
  177. McQuail D. Mass Communication Theory. L.: Sage Publications, 1987.
  178. Merton R.K. Patterns of Influence // Communications Research 1948−49 /Ed. by P.F.Lazarsfeld, F.Stanton. N.Y., 1949.190.0ECD Workshop on the economics of information societies: Report on the Istanbul Workshop /OECD. Paris, 1996.
  179. Page B.I., Shapiro R.Y. The Rational Public: Fifty Years of Trends in Americans' Policy Preferences. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
  180. Policy Outlines for Promoting the Informatisation of Japanese Society / Industrial Structure Council. Tokyo, 1969.
  181. Political Communication / Ed. by S.H. Chaffee. Beverly Hills: Sage, 1975
  182. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Neasurement. Wash., 1981.
  183. Quarton G. Deliberate Efforts to Control Human Behavior and Modify Personality // Toward the Year 2000. Work in Progress / Ed. by D. Bell. Boston, 1968.
  184. Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society // Mass Leisure / Eds. Larrabee E., Meyersohn R. Glencoe (111.), 1958. P. 363−385. (?)
  185. Roszak T. Where the Wasteland Ends: Politics and Transcendence in Postindustrial Society.N.Y., 1972
  186. Sakaiya T. The Knowledge-Value Revolution or A History of the Future. Tokyo-N.Y., 1991.
  187. Schulz W. One Campaign or Nine // Communicatimg to Voters: The Role of Television in the First European Parla-mentary Elections / Ed. by J.G.Blumber. Beverly Hills: Sage, 1983.
  188. The Governmental Print Office Enhancement Act. 1993.
  189. The National Information Infrastructure: Agenda for Action. USA, 1993.
  190. The Plan for an Information Society / Japan Computer Usage Development Institute. Tokyo, 1971.
  191. The Uses of Mass Communications: Current Perspectives on Gratification’s Reseach / Ed. by J.G.Blumber, E.Katz. Beverly Hills, L.: Sage Publications, 1974.
  192. Toff1er A. The Third Wave. N.Y., 1980
  193. Toward the Year 2000. Work in Progress / Ed. by D. Bell. Boston, 1968.
  194. Tudor A. Culture, Mass Communication and Social Agency and Society. L.-New Dehli. 1995.
  195. Tudor A. Culture, Mass Communication and Social Agency and Society. London, Thousand Oaks and New Dehli. 1995.
  196. Wilson J. Violence // Toward the Year 2000. Work in Progress / Ed. by D. Bell. Boston, 1968. P. 286−294.
  197. Wrong D.H. The Oversocialised Conception of Man in Modern Sociology // American Sociological Review. 1961.Vol. 26. P. 183 193.
  198. Zakon R.H. Hobbes' Internet Timeline v5.0. 2000-http://www.isoc.org/guest/zakon/Internet/History/HIT.html
Заполнить форму текущей работой