Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Русский национализм начала и конца XX века: сравнительный анализ основных идей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что такое русский национализм? Под ним я буду понимать национализм на русской почве, т. е., те националистические идеи, которые разрабатывались российскими авторами применимо для России. Определиться с понятием самого национализма довольно сложно. Прежде всего, это происходит потому, что есть как минимум две точки зрения на происхождение самого явления национализма. Это, во-первых, гражданское… Читать ещё >

Введение. Русский национализм начала и конца XX века: сравнительный анализ основных идей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня в нашем мире существует огромное количество проблем. Далеко за примерами ходить не надо: тут и проблема экстремизма, и проблема сепаратизма, и чума XXI века — терроризм. Лидеры крупнейших стран и ведущие специалисты со всего мира обсуждают их на самых крупных саммитах и форумах, пытаясь найти панацею от этих болезней. Но до сих пор эффективного способа решения проблем не найдено. Принятые решения и заключенные договора о совместной программе действий, решая отчасти одну проблему, тут же натыкаются на другую, возникшую на месте старой.

Можно смело сказать, что современное сообщество переживает глобальный кризис. Но каковы причины этого кризиса? Почему ведущие страны с самыми передовыми технологиями не могут справиться с проблемой терроризма? Откуда произрастает эта зараза? Ответ видится мне в причинно-следственных связях вышеназванных мною проблем с явлением, которое, к сожалению, редко упоминается на мировых форумах и саммитах. Явлением, на чьей почве и растут терроризм, сепаратизм и прочие. Явлением, которое стало главной причиной разжигания самой страшной войны в истории человечества. Явлением, под страшной силой которого ломались великие государства, и даже цивилизации. Имя ему — национализм.

Россия, как многонациональная держава, также не смогла уйти от этой проблемы. Начиная с тех времен, когда в Российской империи на уровне государственной идеологии была провозглашена Теория официальной народности (с 30-х годов XIX века), мы можем говорить, что в нашей стране появился национализм, как политическая идеология и практика. Идея русского народа как государствообразующего была главенствующей в формуле «Православие-самодержавие-народность». Доминирование великороссов в то время было подавляющим.

Во времена потрясений и кризисов всплеск националистических настроений в массах особенно велик. Поэтому пиком развития национализма в Российской империи можно назвать начало XX века — время Русско-японской войны и Первой русской революции. В это время на политической арене появляются такие крупные националистические движения и партии, как, например, «Союз русского народа» и «Союз Михаила Архангела». Некоторые представители этих движений получили места в государственной думе.

С падением царской власти и Российской империи и приходом к власти большевиков национальная доктрина страны меняется. От идеологии великороссов и национализма на государственном уровне мы перешли к идее советского человека и интернационализма. Само собой, в это время о национализме говорить было не принято, так как считалось, что с окончательной победой рабочего класса над враждебным ему классом эксплуататоров, конфликты в нашей стране были исчерпаны, в том числе и национальные, а любое проявление национализма пресекалось на корню. Соответственно, ни о каких националистических движениях и идеях в этот период мы говорить не можем.

С момента развала СССР в конце 80-х — начале 90-х годов мы вновь видим всплеск националистических настроений в обществе. Распад Союза, резкое падение уровня жизни, война в Чечне — все это является причиной новой актуализации национализма в России. И пусть русские не выступали и не выступают так организованно и слаженно, как, например, литовцы в авангарде с «Саюдисом» (у нас уровень национальной идентичности ниже), но великодержавность у нас в крови. И эту идею развивают в своих программах такие политические организации, как «Русское национальное единство», «Национал-большевистская партия», «Либерально-демократическая партия России», «Коммунистическая партия Российской Федерации». Хотя идеологии великороссов уже давно нет (отныне всех граждан России принято называть «россияне»), но на межгосударственном уровне наши имперские амбиции еще сохранились.

Основополагающим моментом любой идеологии являются ее идеи. Идеология русского национализма не является исключением. Ответу на вопрос «насколько схожи идеи русских националистов начала и конца XX века?» и будет посвящена моя курсовая работа.

Что такое русский национализм? Под ним я буду понимать национализм на русской почве, т. е., те националистические идеи, которые разрабатывались российскими авторами применимо для России. Определиться с понятием самого национализма довольно сложно. Прежде всего, это происходит потому, что есть как минимум две точки зрения на происхождение самого явления национализма. Это, во-первых, гражданское (или политическое) понимание национализма. А, во-вторых, этническое понимание национализма. А они, в свою очередь, исходят из своего понятия нации — политического или этнического, соответственно. То есть, какое понимание нации — такое и понимание национализма. Поэтому рабочее определение национализма я дам в первой главе, когда подробнее остановлюсь на проблеме националистического дискурса.

Удивительно, но до сих пор в нашей научной литературе, посвященной проблеме национализма, не было попыток проведения сравнительного анализа идей русских националистов. Были примеры заключения националистических движений и организаций в определенные типологии, как, например, это сделал доктор политических наук В. С. Малахов в своей монографии «Национализм как политическая идеология». Он выделяет: 1) партии политического «мейнстрима», с отдельными элементами националистического дискурса в их идеологии; 2) партии сепаратистского или реформистского толка, так называемого умеренного национализма; 3) ультранационалисты, где националистический дискурс является системообразующим [20. С. 298−299]. Для того, чтобы сделать такую классификацию, нужен был сравнительный анализ. Но это лишь малая доля того, что можно сделать для анализа националистических идей. Собственно, это в задачу Малахова и не входило. В его задачу, при написании этой монографии, входила систематизация тех знаний, что имелись на тот момент в науке по отношению к националистическому дискурсу. И это, нужно отметить, ему удалось.

В настоящее время существует огромный спектр литературы по проблеме «нация и национализм». Из западных исследователей, безусловно, нужно выделить Бенедикта Андерсона и его книгу «Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма» (1983 г.), Эрнеста Геллнера с работой «Нации и национализм» (1983 г.). Каждый из авторов этих значительных работ в своем ключе рассматривает возникновение наций, но в целом они работают в рамках конструктивистского подхода, в котором нация понимается как умственный конструкт. Обе работы очень сильно повлияли на исследовательскую традицию национализма и сегодня ни одна серьезная работа не обходится без отсылки на них. Американский исследователь Джон Бройи в своих работах проанализировал основные подходы к исследованию национализма. Также из ведущих социальных мыслителей Запада, размышляющих о природе национализма, можно отметить Энтони Смита, Эрика Хобсбаума, Юргена Хабермаса, Майкла Манна и др. В России тоже многие авторы занимаются проблематикой нации и национализма. Это В. А. Тишков, В. В. Коротеева, П. Е. Кандин, В. С. Малахов, А. И. Миллер и др. Они исследуют и модернизируют уже сложившиеся теории национализма. Среди наших ученых существуют как сторонники национализма (здесь ярчайшим примером может послужить знаменитый русский философ И. А. Ильин с его работой «О русском национализме», где он рассматривает его как позитивное явление, но и предостерегает от возможных отклонений), так и его противники (тут можно привести фигуры других выдающихся русских философов — Н. А. Бердяева с его работами «О современном национализме», «Прельщение и рабство национализма» и др., В. С. Соловьева с его знаменитой формулой «национальное самосознание — национальное самодовольство — национальное самообожание — национальное самоуничтожение», и его ученика — американского историка и политолога А.Л. Янова). Т. е. теоретический пласт очень большой, а вот прикладных исследований практически нет и своей курсовой работой я постараюсь это исправить. национализм этнос политика россия Итак, объектом исследования моей курсовой работы будет национализм как политическая идеология и практика. Предметом исследования будут идеи русских националистов начала и конца XX века.

Цель исследования — показать близость идей русских националистов начала и конца XX века. В связи с этим выдвигаются задачи исследования:

  • 1) дать определение понятию «национализм», в ключе которого мы интерпретировать идеи русских националистов;
  • 2) выработать критерии для сравнительного анализа;
  • 3) проанализировать по этим критериям основные идеи русских националистов начала и конца XX века.

Для концептуальности работы и получения определенных выводов в основу курсовой положена рабочая гипотеза, которая звучит следующим образом: несмотря на различия во временном континууме, идеи русских националистов начала и конца XX века родственны друг другу, потому что имеют схожий имперский и этатистский характер.

В этой курсовой работе в качестве основных методов исследования будут применяться историко-сравнительный, а также метод анализа документов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе рассматривается суть националистического дискурса (это необходимо для определения того, что мы будем понимать под «национализмом»), а также вырабатываются те критерии, по которым будут сравниваться идеи русских националистов.

Вторая глава посвящена сравнению основных идей русских националистов начала и конца XX века.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой