Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Показатели рентабельности и их использование в финансовом планировании

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены… Читать ещё >

Показатели рентабельности и их использование в финансовом планировании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Рентабельность как показатель эффективности функционирования предприятия
  • 1.1 Экономическое содержание рентабельности, ее место в финансовом анализе
  • 1.2 Факторы, оказывающие влияние на уровень рентабельности
  • 2. Показатели рентабельности и их использование в финансовом планировании
  • 2.1 Сущность, цели, организация и методы финансового планирования на предприятии
  • 2.2 Планирование прибыли с использованием показателей рентабельности
  • 2.3 Сравнительная характеристика методик оценки рентабельности
  • заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • В современных экономических условиях целью деятельности коммерческого предприятия является получение прибыли. Получение прибыли должно носить не одноразовый, а постоянный характер, что возможно только на базе непрерывного экономического роста предприятия. К тому же в условиях рынка предприниматель должен знать и отдачу на вложенный капитал, направленный на обеспечение экономического роста.
  • При этом экономический рост предприятия может быть обеспечен лишь при условии использования форм и методов хозяйствования адекватных рыночным отношениям. Установление этих форм немыслимо без рассмотрения сущности функционирования предприятия и показателей его результатов в условиях рынка.

В финансовом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом рассчитывают показатели рентабельности. Таким образом, анализ и оценка показателей рентабельности, на сегодняшней день, является актуальной задачей, стоящей перед каждым предприятием.

Цель курсовой работы является изучение показателей рентабельности и особенностей их использования в финансовом планировании.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие «рентабельность», определить ее место в финансовом анализе;

2) определить факторы, которые оказывают влияние на уровень рентабельности;

3) провести сравнение методик оценки показателей рентабельности;

4) определить методы планирования прибыли, использующие показатели рентабельности.

Предмет исследования — современные методы оценки уровня рентабельности на предприятии.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды ведущих ученых и практиков России в области финансового анализа и в его составе анализа финансовых результатов: Ковалева В. В., Донцовой Л. В., Никифоровой Н. А., Шеремет А. Д., Лукасевич И. Я. и другие.

Структура данной курсовой работы следующая: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1. Рентабельность как показатель эффективности функционирования предприятия

1.1 Экономическое содержание рентабельности, ее место в финансовом анализе

Финансовый анализ организации — это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Главную роль в системе экономических показателей организации имеют показатели финансовых результатов: прибыли и рентабельности. Деятельность любой организации связана с привлечением необходимых ресурсов, использованием их в производственном процессе, продажей произведенных товаров (работ, услуг) и с получением финансовых результатов. В связи с этим особую значимость приобретает анализ результативности деятельности предприятия.

Результативность функционирования предприятия измеряется абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект — абсолютный, объемный показатель, характеризующий результат деятельности, который может быть просуммирован в пространстве и времени. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли.

Экономическая эффективность — относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с расходами и ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени. Экономическая эффективность деятельности предприятия выражается коэффициентами рентабельности.

Коэффициенты рентабельности, с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе — величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность.

Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:

1) долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности;

2) предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;

3) расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результат.

Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие. Но, тем не менее, всегда необходимо иметь в виду, за счет чего был достигнут рост.

Классификация показателей рентабельности производится различными авторами по-разному. Так некоторые авторы делят показатели рентабельности на две либо на три группы, но есть и авторы, которые не производят группировку. Представим группировку показателей рентабельности в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Классификация показателей рентабельности

Количество групп

Наименование групп, показатели рентабельности в составе групп

Автор

3 группы

1) Коэффициенты рентабельности продаж (коэффициент валовой прибыли (GPM), коэффициент чистой прибыли (NPM), коэффициент рентабельности продаж (ROS))

2) Коэффициенты рентабельности активов (коэффициент рентабельности активов (ROA), коэффициент рентабельности чистых активов (RONA))

3) Коэффициенты рентабельности источников капитала (коэффициент рентабельности собственного капитала, (ROE))

Лукасевич И. Я

1) Показатели, формируемые на основе прибыли, или доходов

2) Показатели, формируемые на основе производственных активов

3) Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств

Чернышёва Ю.Г.

1) Показатели, рассчитанные исходя из затрат от различных видов деятельности (рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельности инвестиционной деятельности, отдельных инвестиционных проектов, рентабельность обычной деятельности.)

2) Показатели прибыльности продаж (валовая рентабельность продаж, чистая рентабельность продаж)

3) Показатели, рассчитанные исходя из имеющихся ресурсов (рентабельность совокупных активов или общая рентабельность, рентабельность операционного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала)

Толпегина О.А.

1) Показатели рентабельности капитала и его составляющих (рентабельность активов, собственного капитала, инвестированного капитала, внеоборотных активов, оборотных активов)

2) Показатели рентабельности затрат (рентабельность продукции, производственных затрат, коэффициент обслуживания долга)

3) Показатель рентабельности продаж (оборота)

Кучеренко А.И.

1) Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов (рентабельность продукции, доходность инвестиционных проектов)

2) Показатели, характеризующие рентабельность продаж (рентабельность продаж (оборота))

3) Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей (рентабельность совокупного капитала, рентабельность операционного капитала)

Савицкая Г. В.

2 группы

1)Рентабельность инвестиций (рентабельность активов (ROA), рентабельность инвестированного капитала (ROI), рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность собственного обыкновенного капитала (ROCE))

2)Рентабельность продаж (валовая рентабельность реализованной продукции (GPM), операционная рентабельность реализованной продукции (OPM), чистая рентабельность реализованной продукции (NPM))

Ковалев В.В.

1) Рентабельность капитала (коэффициенты рентабельности собственного, оборотного, перманентного, функционирующего капитала, рентабельность инвестиций)

2) Рентабельность деятельности (коэффициенты рентабельности всех операций по балансовой прибыли, по чистой прибыли, основной деятельности, рентабельность реализованной продукции к затратам на производство, рентабельность прочих операций)

Канке А. А.

Кошевая И. П.

1) Показатели доходности продукции (рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности)

2) Показатели доходности имущества и используемого капитала предприятия (рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала)

Ронова Г. Н.

Попова С. Е.

1) Рентабельность капитала (рентабельность всех активов по прибыли до налогообложения, по чистой прибыли, показатель рентабельности собственного капитала, коэффициент рентабельности оборотного капитала, рентабельность инвестиционной деятельности, перманентной деятельности)

2) Рентабельность деятельности (рентабельность всех операций по прибыли до налогообложения, по чистой прибыли, рентабельность реализованной продукции к затратам на производство, рентабельность основной деятельности)

Банк В. Р. Волошенко Л. В.

Нет

Коэффициент рентабельности активов;

Коэффициент рентабельности оборотных активов;

коэффициент рентабельности внеоборотных активов;

Коэффициент рентабельности валовой прибыли;

Коэффициент рентабельности чистой прибыли;

Коэффициент рентабельности собственного капитала

Кузнецов Б.Т.

Рентабельность продаж;

Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности;

Экономическая рентабельность;

Рентабельность собственного капитала;

Валовая рентабельность;

Рентабельность перманентного капитала;

Коэффициент устойчивости и экономического роста.

Донцова Л.В., Никифорова Н.А.

Нет

Рентабельность продукции;

Рентабельность продаж;

Рентабельность активов;

Рентабельность текущих активов;

Рентабельность собственного капитала.

Колчина Н.В.

Общая рентабельность активов (Ra);

Рентабельность оборотных активов (Rа);

Рентабельность собственного капитала (Rск);

Рентабельность заемного капитала (RЗК);

Рентабельность продаж (Rчп);

Рентабельность основной деятельности (Rод).

Морозко Н.И.

Анализ классификации показателей рентабельности позволяет выявить наиболее общие показатели, используемые большинством авторов и представляющие основу оценки экономической эффективности деятельности предприятия. Но в некоторых случаях анализ может быть дополнен и другими коэффициентами в зависимости от того, кто будет являться пользователем данной информации.

Функционирование любой экономической системы можно оценивать по двум основным направлениям:

— насколько быстро достигает система поставленной цели;

— эффективность, с которой система преобразует затраты в доходы.

Несмотря на тесную взаимосвязь данных направлений, на практике наибольший интерес представляет второе из них. Руководство предприятия обычно заинтересовано в получение интегрированной оценки результатов превращения затрат в доходы, выраженной в виде комплексных показателей, удобных для сравнения и сопоставления, характеризующих эффективность хозяйственной деятельности с точки зрения её соответствия стратегическим целям бизнеса.

Среди наиболее важных и часто используемых можно выделить следующие показатели рентабельности:

1) Рентабельность продукции. В общем, данный показатель исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции снятии с производства неэффективных изделий.

Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации.

2) Рентабельность продаж. Одним из наиболее объективных показателей, характеризующих единство тактических и стратегических целей развития предприятия, является рентабельность продаж, рассчитываемая как отношение прибыли от реализации к чистой выручке Хачатурян Н. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Н. М. Хачатурян. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 192 с.

Данный показатель характеризует важнейший аспект деятельности — реализацию продуктов и услуг, а также оценивает долю себестоимости в продажах. Он связывает операционную деятельность со стратегическими целями предприятия.

На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы. Основными факторами её снижения являются:

— рост затрат на производство и реализацию продукции;

— падение объемов реализации.

В первом случае тщательному анализу необходимо подвергнуть структуру затрат в себестоимости, чтобы выявить причину ее роста. В себестоимости продукции нужно выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего — проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства.

Общая последовательность управленческих решений может быть представлена в виде следующих шагов:

— выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;

— произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности;

— проанализировать прибыльность отдельных видов продукции на основе коэффициента маржинальной прибыли, изучить необходимость и возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции.

Во втором случае следует сосредоточить внимание на маркетинговых факторах, а также качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически все аспекты деятельности предприятия — производство, маркетинг и сбыт.

3) Рентабельность активов. В узком смысле этот показатель выражает отдачу (доход), которая приходится на рубль задействованных активов. Однако, будучи важнейшим показателем хозяйственной деятельности, он позволяет увязать ее различные стороны Савицкая Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности предприятия / под ред. Г. В. Савицкой. — М.: ИНФРА — М, 2009. — 288 с.

Эффективность использования активов также характеризуется их оборачиваемостью, тогда рентабельность активов может быть представлена как способность активов компании порождать прибыль или другими словами — сколько прибыли приходится на каждый рубль вложенный в имущество организации. Рентабельность активов — индикатор общей доходности и эффективности деятельности компании.

Полученное соотношение дает возможность провести дальнейший анализ факторов, оказывающих непосредственное влияние на рентабельность активов.

Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.

Если на ухудшение показателя в большей степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.

Ускорение оборачиваемости можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможность:

— продажи или списания неиспользуемого или неэффективно используемого оборудования, уменьшения непроизводственных активов;

— снижения запасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции;

— уменьшения дебиторской задолженности.

4) Рентабельность капитала. Показатель рентабельности собственного капитала является наиболее важной характеристикой деятельности предприятия с точки зрения его акционеров (собственников), характеризует эффективность использования собственного капитала. Экономический смысл данного показателя заключается в том, сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия.

Изменение значений коэффициента рентабельности собственного капитала может быть вызвано, например, ростом или падением котировок акций предприятия на бирже, однако следует учитывать, что учетная цена акций не всегда соответствует их рыночной цене. Поэтому высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала не обязательно указывает на высокую отдачу инвестируемого в предприятие капитала.

Ещё одним важным показателем является рентабельность инвестируемого капитала. Она показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

5) Рентабельность производственной деятельности. Показатель рассчитывается путем отношения прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. Данный показатель рентабельности может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Он показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Показатель рентабельности производственной деятельности в значительной степени дублирует коэффициент рентабельности продаж, т. е. снижение значения показателя также свидетельствует о росте затрат на производство реализуемой продукции или о снижении цен на нее, с той лишь разницей, что рентабельность производственной деятельности более наглядно показывает влияние роста или снижения затрат на производство.

1.2 Факторы, оказывающие влияние на уровень рентабельности

На уровень рентабельности предприятия влияют факторы, которые можно разделить на несколько групп (рисунок 1.1).

Рис. 1.1. Факторы, влияющие на уровень рентабельности

Внешние факторы связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения. Внутренние факторы в свою очередь подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы непосредственно связаны с основной деятельностью предприятия, а непроизводственные не зависят от основной деятельности.

Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.

Внепроизводственные факторы включают Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. — М.: ТК Велби, 2010. — 424 с.:

1) снабженческо-сбытовую деятельность, т. е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т. д.;

2) природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т. д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки;

3) штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом;

4) социальные условия труда и быта работников;

5) финансовую деятельность предприятия, т. е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т. д.

Среди производственных факторов выделяют:

1) наличие и использование средств труда;

2) эксплуатация предметов труда;

3) использование трудовых ресурсов.

Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух сторон: как экстенсивное, так и интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства. К ним относят :

1) изменение объема и времени работы средств труда, т. е., например, покупка дополнительных станков, машин и т. д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

2) изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т. е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции;

3) изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).

Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т. е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

1) повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т. е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью;

2) использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

3) повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности.

К данной группе факторов относятся:

1) географическое положение предприятия, т. е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т. д.;

2) конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т. е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм — конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар;

3) ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т. д., т. к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики;

4) государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменении законодательных основ деятельности рынка, изменении налогового бремени на предприятии, изменение ставок рефинансирования и т. д.

Таким образом, классификация факторов, влияющих на уровень рентабельности, позволяет наилучшим образом определять наиболее значимые факторы, повысить эффективность управления ими и усилить возможности выявления резервов повышения уровня рентабельности.

2. Показатели рентабельности и их использование в финансовом планировании

2.1 Сущность, цели, организация и методы финансового планирования на предприятии

Управлять — значит предвидеть, т. е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое. Поляк Г. Б. Финансовый менеджмент / Г. Б. Поляк, И. А. Акодис, Т. А. Краева. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. — 518 с.

Финансовое планирование — это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использования с целью финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В условиях рынка предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций, снижать риск банкротства. Колпина Л. Г. Финансы предприятий / Л. Г. Колпина, Т. Н. Кондратьева, А. А. Лапко — 2-е изд., дораб. и доп. — М.: ВШ., 2012. — 336 с.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности.

Значение финансового планирования заключается в следующем:

— намеченные стратегические цели предприятия преломляются в финансово-экономических показателях — объеме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.;

— устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении;

— определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;

— оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

Разработка финансовых планов занимает важное место в системе мер по стабилизации денежного хозяйства предприятия.

Основными задачами финансового планирования являются:

— обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие;

— выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов предприятия;

— соблюдение интересов акционеров и инвесторов;

— определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами и вышестоящими организациями; работниками предприятия;

— оптимизация налоговой нагрузки и структуры капитала;

— контроль за финансовым состоянием предприятия, целесообразность планируемых операций и ситуаций. Колпина Л. Г. Финансы предприятий / Л. Г. Колпина, Т. Н. Кондратьева, А. А. Лапко — 2-е изд., дораб. и доп. — М.: ВШ., 2012. — 336 с.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.

Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализированности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Невозможно выработать общие правила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Бюджет как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т. п.) и определения объема инвестиций.

Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т. е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т. д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции — от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены — от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т. д.

Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т. д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы / М. М. Алексеева. — М.: Финансы и статистика. 2013. — 248 с.

Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей. Ковалева А. М. Финансы фирмы / А. М. Ковалева, М. Г. Лапуста, Л. Г. Сканай. — М.: ИНФРА — М, 2010. — 416 с.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). Ильин А. И. Планирование на предприятии / А. И. Ильина, Л. М. Синица — Мн.: Новое знание, 2010. — 416 с.

По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т. е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствие может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике нецелесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. Ильин А. И. Планирование на предприятии / А. И. Ильина, Л. М. Синица — Мн.: Новое знание, 2010. — 416 с.

Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определенными принципами. Они вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют свои особенности.

Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели.

Принцип координации выражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельность одного подразделения предприятия вне связи с другими. Всякие изменения в планах одной структурной единицы должны быть отражены в планах других. Взаимосвязь и синхронность — ключевые черты координации планирования на предприятии.

Принцип участия означает, что каждый специалист предприятия независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании.

Принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы непрерывно сменяют друг друга (план закупок > план производства > план по маркетингу). В тоже время непрерывность внешней и внутренней среды функционирования требует корректировки и уточнения плана предприятия.

Принцип гибкости состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств. Гибкость планам придают резервы безопасности (ресурсы, производственные мощности и т. д.).

Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Эти общие положения целесообразно дополнить специфическими принципами финансового планирования.

Это принцип соотношения сроков получения и использования средств — капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

Принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно постоянно обеспечивать платежеспособность предприятия, т. е. наличие ликвидных средств, достаточных для погашения краткосрочных обязательств.

Принцип рентабельности капиталовложений — для капвложений необходимо выбрать дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, инвестиционный селенг и др.), привлекая заемный капитал лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага.

Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений).

Принцип приспособленности к потребностям рынка — важно учитывать конъюнктуру рынка и зависимость предприятия от предоставления кредитов.

Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те капвложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

Помимо принципов организация финансового планирования требует выбора методов планирования. Финансовые показатели могут планироваться различными методами (расчетно-аналитическим, нормативным, балансовым, оптимизации плановых решений, экономико-математическим моделированием) Ковалева А. М. Финансы фирмы / А. М. Ковалева, М. Г. Лапуста, Л. Г. Сканай. — М.: ИНФРА — М, 2010. — 416 с.

Расчетно-аналитический метод планирования основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущий период. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями устанавливается не прямо, а косвенно — на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и другие показатели.

Нормативный метод. Его содержание сводится к тому, что потребность предприятия в финансовых ресурсах, источники их образования определяются на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная банковская процентная ставка и др. нормативный метод планирования — самый простой и доступный. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативов предприятия для формирования и использования денежных ресурсов, а также организация контроля за соблюдением норм и нормативов каждым структурным подразделением.

Балансовый метод. Экономическая сущность этого метода состоит в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводят в соответствие с фактическими потребностями в них.

Балансовый метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (потребления и накопления), составления квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и т. п.

Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев. Например, минимума приведенных затрат; минимума текущих расходов; минимума вложений капитала при наибольшей эффективности его использования; минимума времени на оборот капитала, т. е. ускорения оборачиваемости авансированных средств.

Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включают только основные (определяющие) факторы. Она может базироваться на функциональной и корреляционной связи.

При использовании экономико-математических моделей в финансовом планировании приоритетное значение имеет определение периода исследования: его следует выбирать с учетом однородности исходных данных. Рекомендуется использовать для перспективного планирования среднегодовые значения финансовых показателей за прошедшие три — пять лет, а для годового планирования — среднеквартальные данные за один — два года.

При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в значения показателей, определенных на базе экономико-математических моделей, вносят необходимые коррективы.

Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей.

Построение моделей состоит из ряда этапов:

— изучение динамики финансового показателя за определенное время (квартал, год) и выявление факторов, влияющих на динамику;

— расчет функциональной зависимости финансового показателя от определяющих его факторов (например, зависимости прибыли от объема реализации);

— разработка вариантов прогноза финансового показателя;

— анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем;

— выбор оптимального варианта (принятие планового решения).

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий — бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о движении денежных средств Бородина Е. И. Финансы предприятий / Е. И. Бородина, Ю. С. Голикова, Н. В. Колчина, З. М. Смирнова. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 208 с.

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением Бородина Е. И. Финансы предприятий / Е. И. Бородина, Ю. С. Голикова, Н. В. Колчина, З. М. Смирнова. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 208 с.

Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

2.2 Планирование прибыли с использованием показателей рентабельности

Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, прежде всего прибыль. Распределение прибыли отражается в финансовом плане и сметах образования и расходования фондов денежных средств. Предприятия анализируют и контролируют процесс распределения и использования прибыли с учетом воздействия многочисленных внутренних и внешних факторов.

К внешним факторам можно отнести цены на производственные ресурсы, условия доставки и перевозки, систему налогообложения, уровень доходов, уровень развития внешнеэкономических связей. Внутренние же факторы включают объем продаж, себестоимость продукции, ассортиментную политику, структуру затрат, уровень отпускных цен, качество продукции и др.

Обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, так как это позволяет правильно оценить его финансовые возможности.

Планирование прибыли осуществляется раздельно по товарной продукции, прочей продукции и услугам, а также по операционной и внереализационной деятельности. Это обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности.

К основным методам планирования прибыли можно отнести:

1) прямого счета

2) аналитический

3) совмещенного расчета

4) нормативный

Метод прямого счета применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции путем прямого счета по позициям перспективного плана развития производства. Объектом планирования являются элементы бухгалтерской прибыли. Количество реализуемой продукции по каждой ассортиментной позиции последовательно умножается на цены реализации, а затем из этого произведения вычитается произведение количества той же реализуемой продукции по каждой ассортиментной продукции на себестоимость каждой единицы. Общая сумма эти разностей и составляет планируемый объем прибыли.

Аналитический метод планирования прибыли позволяет выявить возможные резервы увеличения прибыли предприятия в планируемом периоде. Он используется на предприятиях с широким ассортиментом продукции и дополняет метод прямого счета. За базу расчета берутся показатели базовой рентабельности, затраты на рубль товарной продукции или совокупность плановых показателей деятельности предприятия. Базовая рентабельность определяется как частное от деления ожидаемой прибыли на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период.

Для определения влияния на прибыль изменений в ассортименте выпускаемой продукции следует определить средний уровень рентабельности продукции при структуре выпуска продукции отчетного года и средний уровень рентабельности продукции при структуре выпуска планового года. Разница средних уровней рентабельности показывает отклонение рентабельности из-за изменений ассортимента выпускаемой продукции предприятия. Для того, чтобы исключить влияние изменений самого показателя рентабельности на прибыль, его следует принять в обоих расчетах на одном уровне — плановом или отчетном.

Метод совмещенного расчета основан на сочетании метода прямого счета с элементами аналитического метода. В нем используется процент базовой рентабельности и учитывается влияние основных факторов роста прибыли в планируемом периоде. Чаще всего этот метод используется на предприятиях с узкой номенклатурой выпускаемой продукции.

При нормативном методе прибыль в планируемом периоде определяется на основе единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию.

Этот уровень рентабельности устанавливается предприятием самостоятельно в твердом проценте от годового объема работ в сметным ценах или суммы прямых и накладных расходов. Нормативный метод используется на предприятиях, производящих однородную продукцию или использующих единую технологию.

Таким образом, из приведенных методов видно, что показатели рентабельности используются в планировании прибыли, т. е. в одном из элементов финансового планирования.

2.3 Сравнительная характеристика методик оценки рентабельности

Каждому виду анализа соответствует своя методика. Она представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследований экономики предприятия, определенным образом подчиненных цели анализа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой