Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование прогнозных форм финансовой отчетности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если в результате финансового прогнозирования получится, что в конце прогнозного периода активы компании составят 10 млн руб., а сумма обязательств и собственного капитала (пассивы) достигнет лишь 8 млн руб., это будет означать, что компания нуждается во внешнем финансировании на общую сумму 2 млн руб. Задача финансового менеджера — определить оптимальный вариант такого внешнего финансирования… Читать ещё >

Формирование прогнозных форм финансовой отчетности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прогнозные формы отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств) широко распространены в финансовом планировании. Это обусловлено универсальностью их применения для внутренних и внешних пользователей.

Одной из важнейших задач, для решения которых составляются прогнозные формы отчетности, является определение потребности предприятия в финансировании.

Пример 3.1

Если в результате финансового прогнозирования получится, что в конце прогнозного периода активы компании составят 10 млн руб., а сумма обязательств и собственного капитала (пассивы) достигнет лишь 8 млн руб., это будет означать, что компания нуждается во внешнем финансировании на общую сумму 2 млн руб. Задача финансового менеджера — определить оптимальный вариант такого внешнего финансирования (увеличение уставного капитала, выпуск облигаций, привлечение кредитов или смешанное финансирование). Наоборот, если активы компании по финансовым прогнозам окажутся меньше прогнозной величины пассивов, это означает, что компания имеет избыточное финансирование, и необходимо решить, как его использовать оптимальным образом.

Потребность во внешнем финансировании (external funding required) может быть найдена из уравнения баланса:

Формирование прогнозных форм финансовой отчетности.

где А — общие активы компании по прогнозному балансу; ТЬ — общие обязательства; Е — собственный капитал.

Отправной точкой для формирования прогнозных форм финансовой отчетности выступает планируемая выручка от реализации продукции, рассчитываемая на основе маркетинговых исследований.

Как правило, прогнозы объемов продаж составляются па три года. Годовые прогнозы продаж разбиты по кварталам и месяцам. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация. Это связано с тем, что в первый год производства уже известны покупатели продукции, расчеты на второй и третий годы носят характер прогнозов, которые составлены на основе маркетинговых исследований.

Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах и в любом случае помогают определить влияние цены, объема производства и инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия.

Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие эвристические методы, анализ временных рядов, эконометрические модели.

Эвристические методы основаны на усреднении сведений, полученных при изучении деятельности различных участников рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он предоставляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры.

Анализ временных рядов используется для учета временных колебаний объема продаж продукции (услуг, работ). Он включает в себя метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности.

Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в результате наблюдений за объемом продаж в течение выбранного периода времени, на будущее. Например, анализ тенденции изменения продаж с 2001 по 2005 г. будет являться базой для определения объема продаж на прогнозируемый период.

Большое влияние на объем продаж оказывает фактор сезонности, например, объем продаж бытовой отопительной аппаратуры неравномерно распределяется в течение года, увеличиваясь в осенне-зимний период.

Анализ цикличности позволяет выявить изменения в объеме продаж, связанные с временем потребления продукции. Например, объемы продаж кирпича и цемента тесно связаны с планами по строительству. И поэтому этот метод широко используется преимущественно в отраслях с ярко выраженной цикличностью.

Эконометрические модели дают возможность определять корреляцию размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП), изменение учетной ставки Банка России, темпа инфляции и т.н.), а также от отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня конкуренции в ней, емкости отраслевого рынка).

Минимально допустимый объем продаж определяется на основе анализа безубыточности, который позволяет определить точку безубыточности — такой объем продаж, при котором обеспечивается покрытие совокупных издержек предприятия.

Верхняя граница объема продаж может определяться на основе трех основных подходов:

  • 1) прогноза рыночного спроса при условии, что предполагаемый спрос меньше производственной мощности предприятия;
  • 2) производственной мощности (при отсутствии рыночных ограничений);
  • 3) анализа предельной прибыли (при наличии эластичности спроса по цене в условиях превышения рыночным спросом имеющейся производственной мощности).

Сочетание результатов, полученных с помощью исследования этих методов, позволяет учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.

С выручкой тесно связана величина переменных издержек, источником финансирования которых служат краткосрочные обязательства, а материально-вещественным выражением — оборотные активы. Следовательно, можно представить большую часть оборотных активов и краткосрочных обязательств как определенную долю от выручки. Естественно, планирование на основе выручки не является точным и в значительном числе случаев требует серьезных уточнений и независимых оценок. Однако для первоначального планирования такой подход представляется вполне приемлемым.

Можно выделить следующие этапы в технологии финансового планирования на основе выручки (рис. 3.2).

Финансовое планирование на основе выручки: основные этапы.

Рис. 3.2. Финансовое планирование на основе выручки: основные этапы.

  • 1. Анализ отчетов за предыдущие периоды (ретроспективный анализ) позволяет определить, какие статьи баланса изменялись в соответствии с изменением выручки от реализации. В результате такого анализа можно определить, какие статьи баланса можно планировать только па основе выручки, а какие для планирования требуют привлечения дополнительных источников информации.
  • 2. Прогнозирование объемов продаж (выручки) на будущие периоды. Поскольку очень многие статьи прогнозируемого баланса планируются в зависимости от объема продаж, необходимо очень тщательно подходить к этому шагу. Полезным дополнением к этому этапу будет анализ чувствительности планируемой выручки к различным факторам внешней среды.
  • 3. Подстановка в прогнозную форму баланса тех статей, которые находятся в прямой зависимости от объема продаж.
  • 4. Определение потребности во внешнем финансировании [см. формулу (3.1)].

Пример 3.2

Если уровень запасов предприятия исторически составляют около 20% объема продаж, который планируется на следующий год в размере 20 млн руб., логично запланировать запасы в размере 4 млн руб.

Рассмотрим технологию планирования на условном примере.

Компания «Гамма» является средним по размеру предприятием оптовой торговли1. Требуется сформировать прогнозные формы финансовой отчетности на 2011 г. Данные о прибылях и убытках за предыдущие годы представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Отчет о прибылях и убытках компании «Гамма» (управленческий), тыс. руб.

Показатель

200!)

Выручка от реализации продукции.

Переменные издержки.

11 275.

12 820.

15 600.

Маржинальная прибыль.

Показатель.

Административноуправленческие и коммерческие издержки.

Прибыль до выплаты процентов и налогов.

Проценты уплаченные.

1 15.

Прибыль до налогообложения.

Налог на прибыль.

Чистая прибыль.

Дивиденды, выплачиваемые владельцам.

Данные о статьях баланса представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Баланс компании «Гамма», тыс. руб.

Показатель

Активы

Внеоборотные активы.

Запасы.

Расходы будущих периодов.

Дебиторская задолженность.

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

Итого оборотные активы.

Итого активы

Пассивы

Уставный капитал.

Нераспределенная прибыль.

Долгосрочные обязательства.

Краткосрочные займы (банковские).

Кредиторская задолженность.

Задолженность по оплате труда и налогам.

Показатель.

Итого краткосрочные обязательства.

Итого пассивы

Ретроспективный анализ форм отчетности позволяет выявить те статьи, которые, с небольшими отклонениями, находятся в прямой зависимости от объема выручки. Для более обоснованного прогноза па 2011 г. требуются сравнения структуры баланса и отчета о прибылях и убытков с аналогичными данными о компаниях-конкурентах, сопоставимых по размеру с рассматриваемой компанией. Это необходимо также для того, чтобы спрогнозировать те статьи, которые не могут быть поставлены в прямую зависимость от выручки.

Допустим, по итогам маркетинговых исследований было установлено, что в 2011 г. темпы роста рынка замедлятся, что скажется на росте объема выручки. Он составит лишь 10%. Также, исходя из общей экономической конъюнктуры, менеджеры компании считают важным удержать долю административно-управленческих и коммерческих издержек на уровне, не превышающем 5%. Долю дебиторской задолженности в выручке предполагается сократить до 11%, а долю денежных средств и краткосрочных финансовых вложений увеличить до 7%. Также предполагается сократить долю кредиторской задолженности до 1.>" в выручке и отказаться от привлечения краткосрочных займов. Общая ставка налогообложения и коэффициент дивидендного выхода останутся неизменными, равно как и другие зависимые статьи форм отчетности. Основные предположения и результаты исторического анализа отражены в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Некоторые финансовые показатели для компании «Гамма»

Показатель

2011'

Годовой прирост выручки, %.

;

20,2.

Показатели как доля от выручки, %

Переменные издержки.

Административно-управленческие и коммерческие издержки.

Показатель.

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

Дебиторская задолженность.

Запасы.

Кредиторская задолженность.

Другие соотношения, %

Ставка налога на прибыль.

Коэффициент дивидендного выхода.

Компания предполагает сохранить на прежнем уровне расходы будущих периодов и удержать рост задолженности по заработной плате и налогам на уровне 5%. Что касается долгосрочных обязательств, общая тенденция сохранится — долгосрочные обязательства сократятся на 50 тыс. руб. С учетом этих предположений прогнозный отчет о прибылях и убытках будет выглядеть так, как показано в табл. 3.4.

Таблица 3.4. Прогнозный отчет о прибылях и убытках на 2011 г., тыс. руб.

Показатель

Значение

Примечание

Выручка от реализации продукции.

Заложен рост на 10% по отношению к 2010 г.

Переменные издержки.

17 160.

80%.

Маржинальная прибыль.

Административно-управленческие и коммерческие издержки.

5%.

Прибыль до выплаты процентов и налогов.

;

Проценты уплаченные.

На уровне прошлого юла.

Показатель.

Значение.

Примечание.

11рибыль до налогообложения.

Налог на прибыль.

20%.

Чистая прибыль.

;

Дивиденды, выплачиваемые владельцам.

Коэффициент дивидендного выхода 50%.

Прогнозный баланс компании «Гамма» на 2011 г. представлен в табл. 3.5.

Таблица 3.5. Прогнозный баланс на 2011 г., тыс. руб.

Показатель

Значение

Примечание

Активы

Внеоборотные активы.

Остаточная стоимость на 2010 г. за вычетом амортизации.

Запасы.

10% выручки.

Расходы будущих периодов.

Сохраняются на том же уровне.

Дебиторская задолженность.

11% выручки.

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

7% выручки.

Итого оборотные активы.

;

Итого активы

;

Пассивы

Уставный капитал.

Сохраняется на том же уровне.

Нераспределенная прибыль.

Нераспределенная прибыль прошлого года плюс чистая прибыль, оставшаяся после выплаты дивидендов.

Долгосрочные обязательства.

Сохраняется темп погашения.

Краткосрочные займы (банковские).

Показатель.

Значение.

Примечание.

Кредиторская задолженность.

15% от выручки.

Задолженность по оплате труда и налогам.

Рост на 5% по сравнению с предыдущим годом.

Итого краткосрочные обязательства.

;

Итого пассивы

Избыточное финансирование

Потребность во внешнем финансировании по формуле (3.1) отрицательна, что означает, что у предприятия есть избыток финансирования, не использованный в текущем году.

Как очевидно из табл. 3.5, предприятие избыточно обеспечено финансированием (это обусловлено значительным ростом нераспределенной прибыли в текущем году) и могло бы потратить средства на инвестиционную деятельность либо позволить себе более агрессивную краткосрочную кредитную политику. Однако для более корректных результатов необходимо также провести анализ чувствительности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой