Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бизнес-планирование: организация, информационное обеспечение, основные принципы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Типовая структура технического задания. Структура технического задания, порядок изложения материала и оформления документа определяются государственным стандартом — ГОСТ 15.201—2000 «Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство». В общем случае ТЗ содержит следующие… Читать ещё >

Бизнес-планирование: организация, информационное обеспечение, основные принципы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если бы мы все планировали правильно, может, и жили бы лучше.

А так — это же все на пальцах!

А. Кудрин

Я твердо верю в одну простую вещь:

самый надежный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей —.

это хорошо организовать работу с информацией.

Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете.

Б. Гейтс

Только принципы знают о средствах достижения цели.

С. Лузин

Организация процесса разработки бизнес-плана

Существует два основных организационных подхода к разработке бизнесплана. Первый: инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план. Принимая решение о самостоятельной разработке бизнес-плана, следует помнить, что разработка бизнес-плана профессионального уровня требует опыта, является многофункциональной, сложной и трудоемкой задачей. Второй: инициаторы проекта сами бизнес-план не разрабатывают, а являются его заказчиками. Разработчиками (исполнителями) являются фирмы, авторские коллективы, научно-технические центры, эксперты и консультанты.

Самостоятельная разработка бизнес-плана. Начинающие предприниматели в России чаще всего самостоятельно разрабатывают бизнес-план. Причин тому несколько:

  • • неконструктивные:
  • — боязнь потерять бизнес-идею, стремление сохранить конфиденциальность. Характерно для инновационных проектов,
  • — недооценка роли бизнес-плана для успешной деятельности будущего предприятия, в то время как бизнес-план — это трамплин для роста бизнеса,
  • — формальное отношение к разработке бизнес-плана. Такой оптимизм часто объясняется «влюбленностью» в свой продукт, но ведет к переоценке его уникальности, потенциальной востребованности и положительной реакции рынка в ответ на его предложение,
  • — неразвитость и (или) недоступность инфраструктуры по поддержке малого и среднего предпринимательства,

отношение к бизнес-плану как к формальности, необходимой лишь для привлечения инвестора. При этом забывается, что деньги — это только часть дела,.

  • — отсутствие средств на оплату услуг сторонних разработчиков;
  • • конструктивные:
  • — наличие предпринимательского таланта и уверенность в собственных силах,
  • — знания и умения команды.

Самостоятельно разрабатывая бизнес-план, начинающие предприниматели — инициаторы проекта опираются:

  • • на макеты бизнес-плана, сопровождающие стандарты бизнес-планирования;
  • • типовые бизнес-планы из Интернета;
  • • собственный опыт (при наличии такового);
  • • знания и умения своей команды.

На этом пути их ожидают значительные риски банкротства. Большинству разработчиков из числа начинающих предпринимателей, как правило, не хватает профессиональных знаний, умения и опыта в области разработки бизнес-плана. У них ограниченный доступ к информации о состоянии рынка, отрасли, тенденциях деловой среды. Чаще всего они располагают вторичной информацией из СМИ и Интернета, которая собиралась совершенно для других целей. Первичная информация, собранная и обработанная под заказ для данного проекта, стоит дорого и поэтому не всегда доступна. Самостоятельно собрать первичную информацию в Интернете, используя технологии извлечения данных из огромных массивов информации типа Data Mining, под силу только крупному бизнесу.

И хотя Интернет с его социальными сетями и дает широкие возможности для сбора первичной информации от потенциальных потребителей о достоинствах и недостатках будущего продукта, не все предприниматели могут реализовать эту возможность на практике. Нужны специальные знания по организации работы в Сети вообще и с нужной целевой аудиторией в частности, знание правил и методик сбора и обработки отзывов.

Зрелый бизнес чаще всего использует данный подход при разработке бизнес-плана развития для отдельной деловой единицы. Как правило, эти бизнес-планы касаются мелких идей по улучшению существующих товаров/услуг; связаны с расширением географических границ рынка сбыта, увеличением объемов производства.

На стороне разработчиков в данном случае:

  • • хорошо продающийся продукт;
  • • наличие профессиональных кадров по всем функциональным составляющим бизнеса;
  • • профессиональный опыт управления проектами;
  • • хорошо поставленная система внутрифирменного планирования с ее мощной информационной базой, методиками анализа деловой среды и методами расчета показателей производственной инфраструктуры и финансовой деятельности;
  • • бизнес-репутация;
  • • активы, способные гарантировать защиту от угрозы риска банкротства.

Заказ разработки бизнес-плана. Второй подход, когда инициаторы проекта сами бизнес-план не разрабатывают, а являются его заказчиками, требует помимо наличия финансовых возможностей для оплаты весьма дорогостоящих услуг сторонних разработчиков еще и наличия умений выбрать разработчика, подготовить техническое задание (ТЗ) на разработку бизнесплана и составить календарный план (график работ) его разработки.

При выборе разработчика следует руководствоваться следующими требованиями:

  • • репутация порядочного и добросовестного партнера;
  • • наличие опыта разработки бизнес-планов в интересующей вас отрасли национального хозяйства;
  • • профильное образование и многолетний опыт разработки бизнеспланов у специалистов компании-разработчика;
  • • соблюдение стандартов и требований к разработке и в оформлении бизнес-плана;
  • • глубокое погружение в проект и подготовка бизнес-плана «под ключ», а не тиражирование типовых бизнес-планов;
  • • качественные и понятные расчеты, позволяющие легко разобраться в них и обосновать каждую цифру инвестору или банку;
  • • возможность выполнения работ без предоставления заказчиком первичной исходной информации для разработки бизнес-плана (полностью или частично);
  • • предоставление заказчику в процессе работы промежуточных результатов, по которым корректируется дальнейшее выполнение договора;
  • • подготовка презентации бизнес-плана для инвестора / банка / руководства проекта;
  • • защита разработанного бизнес-плана перед банками / инвесторами / партнерами / органами власти;
  • • полное сопровождение бизнес-плана в банке до получения финансирования;
  • • консультационная поддержка заказчика после окончания работ по договору оказания услуг на разработку бизнес-плана;
  • • по окончании работ обязательство бесплатно вносить изменения в расчеты в оговоренный срок, если это требуется;
  • • возможность рекомендации бизнес-плана в банках и потенциальным инвесторам;
  • • поэтапная оплата работы;
  • • повышение квалификации заказчика по вопросам налогообложения, экономике проекта, юридическим, организационным, инвестиционным и другим вопросам, связанным с предстоящим проектом.

Техническое задание — это документ, содержащий перечень требований, условий, целей и задач, поставленных заказчиком, которые учитываются исполнителем при разработке бизнес-плана.

Разработка бизнес-плана осуществляется исполнителем строго в соответствии с техническим заданием. Принимая и оплачивая услуги, заказчик также руководствуется исполнением разработчиком требований ТЗ.

Чаще всего ТЗ оформляется как приложение к договору «Об оказании консультационных услуг». В ходе исполнения работ заказчиком в ТЗ могут вноситься дополнительные требования. Исполнитель принимает их к исполнению за дополнительную плату и может требовать изменения сроков исполнения работ.

Разногласия между заказчиком и исполнителем, связанные с исполнением условий договора, решаются в арбитражном суде. Решения суда строятся на тексте ТЗ.

Разработка технического задания может осуществляться заказчиком или разработчиком (исполнителем) бизнес-плана.

Чтобы самостоятельно сформулировать ТЗ, заказчик должен профессионально разбираться в стандартах бизнес-планирования, четко представлять структуру будущего бизнес-плана, грамотно формулировать его цели и задачи, понимать технологию достижения целей и используемый инструментарий.

Если в силу разных причин: недостаток опыта, дефицит времени и т. д., заказчик не в состоянии самостоятельно написать ТЗ, то это может сделать за него исполнитель. В данном случае в функции исполнителя входят:

  • • переговоры с заказчиком, выяснение его целей;
  • • разработка ТЗ;
  • • согласование ТЗ с заказчиком и, при необходимости, доработка;
  • • утверждение ТЗ у заказчика;
  • • заключение договора на выполнение работ по разработке бизнесплана, согласование сроков исполнения и условий оплаты;
  • • организация сбора информации, необходимой для разработки бизнес-плана, на предприятии и из внешних источников;
  • • разработка бизнес-плана согласно утвержденному ТЗ;
  • • организация коммуникаций с заказчиком;
  • • проведение рабочих совещаний с заказчиком по промежуточным результатам работы, согласование с заказчиком доработок и корректировок, сроков и доплат;
  • • завершение проекта, подписание документов, завершение расчетов.

В функции заказчика входят:

  • • формулирование пожеланий относительно будущего бизнес-плана;
  • • согласование проекта ТЗ;
  • • подписание готового ТЗ;
  • • по возможности — предоставление разработчику необходимой информации;
  • • осуществление коммуникаций с заказчиком в ходе работы над бизнес-планом.

Типовая структура технического задания. Структура технического задания, порядок изложения материала и оформления документа определяются государственным стандартом — ГОСТ 15.201—2000 «Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство». В общем случае ТЗ содержит следующие разделы.

  • 1.

    Введение

    . Содержит:

    • • наименование бизнес-плана;
    • • объект работы;
    • • предмет работы.

Форма изложения материала может быть различной: текстовой, смешанной, табличной и т. д.

Пример Проект.

Перечень основных данных и требований.

Основные данные и требования.

Рабочее наименование проекта.

Объект работы и его организационно-правовая форма.

Общество с ограниченной ответственностью.

" >>

Начало реализации проекта.

Продолжительность реализации проекта.

Бессрочный.

  • 2. Глоссарий. Составляется словарь терминов и определений, используемых в разрабатываемом бизнес-плане. Это особенно важно при разработке инновационных бизнес-проектов в технологических областях, где используется специфическая терминология. Наличие глоссария помогает заказчику и разработчику однозначно понимать специальные профессиональные термины и избегать недопонимания в ходе работы над бизнес-планом.
  • 3. Цель и задачи составления бизнес-плана. Указываются цели проекта, для чего он создается, как будет работать, что должно быть в конечном результате.
  • 4. Исходные данные для выполнения работы. Указывается перечень исходных данных, предоставляемых заказчиком, а также основные источники информации, которые будут использоваться для разработки каждого из разделов бизнес-плана.
  • 5. Требования к выполнению работ. Указываются:
    • • либо стандарт бизнес-планирования, в соответствии с которым должен быть разработан бизнес-план, либо кому адресован бизнес-план, чтобы исполнитель самостоятельно выбрал и обосновал выбор соответствующего стандарта;
    • • требования к горизонту планирования и прогнозирования и к периодичности проводимых расчетов (помесячные, поквартальные, полугодовые, за год).
  • 6. Структура бизнес-плана, требования к составным частям.
  • 7. Ожидаемые результаты.
  • 8. Сроки выполнения работ. Составляется календарный план работ, как правило, в виде таблицы следующего содержания (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Календарный план работ по созданию бизнес-плана «_» (шаблон).

Наименование работ / этапа работ*.

Форма представления результатов.

Дата начала работ.

Дата окончания работ.

Срок исполнения, дни.

Цепа этапа, руб.

1. Сбор информации по проекту.

  • 2. Разработка маркетингового плана.
  • 2.1. Проведение маркетинговых исследований, анализ рынка, отрасли, деловой среды

2.2. Прогноз продаж.

2.3. План PR и рекламы.

п. Оформление бизнесплана и подготовка презентации проекта для инвестора или собственника.

Итого.

* Перечень работ, как правило, начинается с этапа сбора информации; далее соответствует структуре разрабатываемого бизнес-плана и заканчивается оформлением отчетных документов.

9. Состав отчетности и требования к отчетным материалам. Указываются требования к языку, на котором выполняются отчетные материалы, количеству экземпляров представления документов и в каком виде должны быть представлены документы: на бумажном носителе и (или) электронном. Прописывается перечень документов, составляющих отчет и презентационные материалы.

Например, отчетные материалы выполняются на русском и китайском языках, представляются заказчику на каждом языке в двух экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде и должны содержать оговоренный перечень документов.

  • 10. Порядок сдачи и приема работ.
  • 11. Порядок оплаты. Указывается порядок оплаты. Либо он прописывается в самом ТЗ, либо в ТЗ указывается, что порядок оплаты определяется договором подряда на оказание услуг по разработке бизнес-плана / договором об оказании консультационных услуг (разработки бизнесплана).

Это может быть поэтапная оплата или оплата после завершения работ и подписания акта приемки-передачи работ.

12. Ответственность сторон. В ТЗ следует указать, что за срыв сроков сдачи проекта, разглашение нюансов работы третьим лицам, что может повлечь за собой убытки для вас, исполнитель несет ответственность в соответствии с российским законодательством. Также можно установить свои штрафы и санкции.

Если вы составляете договор, то именно в нем указывается пункт относительно ответственности.

  • 13. Прочие условия. Это могут быть требования, связанные с необходимостью:
    • • указания ссылок на источники информации, использованные при разработке бизнес-плана;
    • • обоснования применяемых методик расчетов;
    • • организации семинаров, но повышению квалификации заказчика по вопросам налогообложения, экономике проекта, юридическим, организационным, инвестиционным и другим вопросам, связанным с проектом, и др.

Чтобы получить на выходе тот бизнес-план, который позволит довести вашу бизнес-идею до ее коммерческой реализации, ТЗ должно быть детальным и четким.

Для организация сбора информации, необходимой для разработки профильного проекта бизнес-плана, эксперты предлагают своим заказчикам заполнить бриф (опросный лист для сбора предварительной информации о проекте).

Примеры Бриф на разработку бизнес-плана от ООО «ИнвестСтратегия».

Анкета для разработки бизнес-плана.

Меморандум о конфиденциальности

ООО «ИнвестСтратегия» подтверждает, что все сведения о проекте, которые пожелает сообщить Заказчик при заполнении данной анкеты, не будут передаваться третьим лицам ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, согласованных с Заказчиком.

Как заполнять анкету

Заполняя анкету, постарайтесь ответить на все имеющиеся в ней вопросы. Если Вы не можете ответить на вопрос прямо сейчас, напишите, что предоставите сведения позже. Если же Вы не знаете ответа на вопрос, то укажите, что поиск ответа — это задача разработчиков бизнес-плана, г. е. задача специалистов ООО «ИнвестС гратегия».

При заполнении анкеты проставьте в правом поле «Ответ» один из трех вариантов ответов:

  • 1) собственно ответ на вопрос;
  • 2) ответим позже;
  • 3) это ваша задача.

№.

Вопрос.

Ответ.

Контактные данные.

Наименование компании.

Ф. И. О. контактного лица.

Телефон.

Электронная почта.

Информация по проекту.

Краткое описание сути проекта.

Для каких целей Вам необходим бизнесплан — для получения финансирования в банке, у инвестора, для внутреннего использования?

Какие товары или услуги будет реализовывать компания?

Регион реализации проекта (регион реализации производимых товаров / оказываемых услуг).

Требуется ли для осуществления деятельности получение лицензий, сертификатов, членство в СРО и т. д.

Организационно-правовая форма реализации проекта (ИП, ООО, АО, ПАО).

Источник финансирования проекта (собственные средства, банковский кредит, средства инвестора, субсидия, смешанное финансирование).

Подготовка к старту проекта.

Что необходимо сделать для подготовки проекта к старту?

Какие капитальные активы необходимы для функционирования проекта (здание или помещение, оборудование, транспортные средства, сайт, программное обеспечение и Т.Д.).

№.

Вопрос.

Ответ.

Какие оборотные активы необходимо иметь к моменту старта проекта (запасы сырья, материалов, товаров для продажи, запас денежных средств)?

Каков объем первоначальных инвестиций в проект?

Текущая деятельность проекта.

Какие ресурсы необходимы для производства/продажи товаров или оказания услуг (сырье и материалы, товары, электроэнергия и т. д.).

Каков расход требуемых ресурсов на единицу продукции/товара/услуги?

Штатная численность персонала компании, планируемый фонд оплаты труда.

Какие постоянные расходы необходимо нести в связи с функционированием проекта (аренда, коммунальные платежи, обслуживание оборудования, связь и т. д.)?

Каковы условия расчетов с поставщиками товаров и услуг (предоплата, оплата по факту, отсрочка платежа)?

Форма налогообложения проекта: ЕНВД, УСН Доходы, УСП Доходы-Расходы, ОСИ, ЕСХН.

Маркетинговая деятельность.

Кто является целевой аудиторией проекта?

Какие компании являются конкурентами проекта?

Какая ценовая политика будет применяться при реализации проекта (цены ниже рыночных, рыночные, выше рыночных — для товаров премиум-сегмента).

Какие методы будут использоваться для привлечения клиентов?

Каковы условия расчетов с клиентами (предоплата, отсрочка платежа, оплата по факту)?

Каков планируемый размер ежемесячного маркетингового бюджета?

Какой предполагается объем продаж в месяц/квартал?

№.

Вопрос.

Ответ.

Ваши требования к бизнес плану.

Какова цель разработки бизнес-плана (привлечение финансирования в банке, у инвестора, в инвестиционном фонде, принятие решения о запуске проекта, использование в качестве руководства к действию, иное).

Дата, к которой желательна разработка бизнес-плана.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой