Бизнес-планирование: организация, информационное обеспечение, основные принципы
Типовая структура технического задания. Структура технического задания, порядок изложения материала и оформления документа определяются государственным стандартом — ГОСТ 15.201—2000 «Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство». В общем случае ТЗ содержит следующие… Читать ещё >
Бизнес-планирование: организация, информационное обеспечение, основные принципы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Если бы мы все планировали правильно, может, и жили бы лучше.
А так — это же все на пальцах!
А. Кудрин
Я твердо верю в одну простую вещь:
самый надежный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей —.
это хорошо организовать работу с информацией.
Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете.
Б. Гейтс
Только принципы знают о средствах достижения цели.
С. Лузин
Организация процесса разработки бизнес-плана
Существует два основных организационных подхода к разработке бизнесплана. Первый: инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план. Принимая решение о самостоятельной разработке бизнес-плана, следует помнить, что разработка бизнес-плана профессионального уровня требует опыта, является многофункциональной, сложной и трудоемкой задачей. Второй: инициаторы проекта сами бизнес-план не разрабатывают, а являются его заказчиками. Разработчиками (исполнителями) являются фирмы, авторские коллективы, научно-технические центры, эксперты и консультанты.
Самостоятельная разработка бизнес-плана. Начинающие предприниматели в России чаще всего самостоятельно разрабатывают бизнес-план. Причин тому несколько:
- • неконструктивные:
- — боязнь потерять бизнес-идею, стремление сохранить конфиденциальность. Характерно для инновационных проектов,
- — недооценка роли бизнес-плана для успешной деятельности будущего предприятия, в то время как бизнес-план — это трамплин для роста бизнеса,
- — формальное отношение к разработке бизнес-плана. Такой оптимизм часто объясняется «влюбленностью» в свой продукт, но ведет к переоценке его уникальности, потенциальной востребованности и положительной реакции рынка в ответ на его предложение,
- — неразвитость и (или) недоступность инфраструктуры по поддержке малого и среднего предпринимательства,
отношение к бизнес-плану как к формальности, необходимой лишь для привлечения инвестора. При этом забывается, что деньги — это только часть дела,.
- — отсутствие средств на оплату услуг сторонних разработчиков;
- • конструктивные:
- — наличие предпринимательского таланта и уверенность в собственных силах,
- — знания и умения команды.
Самостоятельно разрабатывая бизнес-план, начинающие предприниматели — инициаторы проекта опираются:
- • на макеты бизнес-плана, сопровождающие стандарты бизнес-планирования;
- • типовые бизнес-планы из Интернета;
- • собственный опыт (при наличии такового);
- • знания и умения своей команды.
На этом пути их ожидают значительные риски банкротства. Большинству разработчиков из числа начинающих предпринимателей, как правило, не хватает профессиональных знаний, умения и опыта в области разработки бизнес-плана. У них ограниченный доступ к информации о состоянии рынка, отрасли, тенденциях деловой среды. Чаще всего они располагают вторичной информацией из СМИ и Интернета, которая собиралась совершенно для других целей. Первичная информация, собранная и обработанная под заказ для данного проекта, стоит дорого и поэтому не всегда доступна. Самостоятельно собрать первичную информацию в Интернете, используя технологии извлечения данных из огромных массивов информации типа Data Mining, под силу только крупному бизнесу.
И хотя Интернет с его социальными сетями и дает широкие возможности для сбора первичной информации от потенциальных потребителей о достоинствах и недостатках будущего продукта, не все предприниматели могут реализовать эту возможность на практике. Нужны специальные знания по организации работы в Сети вообще и с нужной целевой аудиторией в частности, знание правил и методик сбора и обработки отзывов.
Зрелый бизнес чаще всего использует данный подход при разработке бизнес-плана развития для отдельной деловой единицы. Как правило, эти бизнес-планы касаются мелких идей по улучшению существующих товаров/услуг; связаны с расширением географических границ рынка сбыта, увеличением объемов производства.
На стороне разработчиков в данном случае:
- • хорошо продающийся продукт;
- • наличие профессиональных кадров по всем функциональным составляющим бизнеса;
- • профессиональный опыт управления проектами;
- • хорошо поставленная система внутрифирменного планирования с ее мощной информационной базой, методиками анализа деловой среды и методами расчета показателей производственной инфраструктуры и финансовой деятельности;
- • бизнес-репутация;
- • активы, способные гарантировать защиту от угрозы риска банкротства.
Заказ разработки бизнес-плана. Второй подход, когда инициаторы проекта сами бизнес-план не разрабатывают, а являются его заказчиками, требует помимо наличия финансовых возможностей для оплаты весьма дорогостоящих услуг сторонних разработчиков еще и наличия умений выбрать разработчика, подготовить техническое задание (ТЗ) на разработку бизнесплана и составить календарный план (график работ) его разработки.
При выборе разработчика следует руководствоваться следующими требованиями:
- • репутация порядочного и добросовестного партнера;
- • наличие опыта разработки бизнес-планов в интересующей вас отрасли национального хозяйства;
- • профильное образование и многолетний опыт разработки бизнеспланов у специалистов компании-разработчика;
- • соблюдение стандартов и требований к разработке и в оформлении бизнес-плана;
- • глубокое погружение в проект и подготовка бизнес-плана «под ключ», а не тиражирование типовых бизнес-планов;
- • качественные и понятные расчеты, позволяющие легко разобраться в них и обосновать каждую цифру инвестору или банку;
- • возможность выполнения работ без предоставления заказчиком первичной исходной информации для разработки бизнес-плана (полностью или частично);
- • предоставление заказчику в процессе работы промежуточных результатов, по которым корректируется дальнейшее выполнение договора;
- • подготовка презентации бизнес-плана для инвестора / банка / руководства проекта;
- • защита разработанного бизнес-плана перед банками / инвесторами / партнерами / органами власти;
- • полное сопровождение бизнес-плана в банке до получения финансирования;
- • консультационная поддержка заказчика после окончания работ по договору оказания услуг на разработку бизнес-плана;
- • по окончании работ обязательство бесплатно вносить изменения в расчеты в оговоренный срок, если это требуется;
- • возможность рекомендации бизнес-плана в банках и потенциальным инвесторам;
- • поэтапная оплата работы;
- • повышение квалификации заказчика по вопросам налогообложения, экономике проекта, юридическим, организационным, инвестиционным и другим вопросам, связанным с предстоящим проектом.
Техническое задание — это документ, содержащий перечень требований, условий, целей и задач, поставленных заказчиком, которые учитываются исполнителем при разработке бизнес-плана.
Разработка бизнес-плана осуществляется исполнителем строго в соответствии с техническим заданием. Принимая и оплачивая услуги, заказчик также руководствуется исполнением разработчиком требований ТЗ.
Чаще всего ТЗ оформляется как приложение к договору «Об оказании консультационных услуг». В ходе исполнения работ заказчиком в ТЗ могут вноситься дополнительные требования. Исполнитель принимает их к исполнению за дополнительную плату и может требовать изменения сроков исполнения работ.
Разногласия между заказчиком и исполнителем, связанные с исполнением условий договора, решаются в арбитражном суде. Решения суда строятся на тексте ТЗ.
Разработка технического задания может осуществляться заказчиком или разработчиком (исполнителем) бизнес-плана.
Чтобы самостоятельно сформулировать ТЗ, заказчик должен профессионально разбираться в стандартах бизнес-планирования, четко представлять структуру будущего бизнес-плана, грамотно формулировать его цели и задачи, понимать технологию достижения целей и используемый инструментарий.
Если в силу разных причин: недостаток опыта, дефицит времени и т. д., заказчик не в состоянии самостоятельно написать ТЗ, то это может сделать за него исполнитель. В данном случае в функции исполнителя входят:
- • переговоры с заказчиком, выяснение его целей;
- • разработка ТЗ;
- • согласование ТЗ с заказчиком и, при необходимости, доработка;
- • утверждение ТЗ у заказчика;
- • заключение договора на выполнение работ по разработке бизнесплана, согласование сроков исполнения и условий оплаты;
- • организация сбора информации, необходимой для разработки бизнес-плана, на предприятии и из внешних источников;
- • разработка бизнес-плана согласно утвержденному ТЗ;
- • организация коммуникаций с заказчиком;
- • проведение рабочих совещаний с заказчиком по промежуточным результатам работы, согласование с заказчиком доработок и корректировок, сроков и доплат;
- • завершение проекта, подписание документов, завершение расчетов.
В функции заказчика входят:
- • формулирование пожеланий относительно будущего бизнес-плана;
- • согласование проекта ТЗ;
- • подписание готового ТЗ;
- • по возможности — предоставление разработчику необходимой информации;
- • осуществление коммуникаций с заказчиком в ходе работы над бизнес-планом.
Типовая структура технического задания. Структура технического задания, порядок изложения материала и оформления документа определяются государственным стандартом — ГОСТ 15.201—2000 «Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство». В общем случае ТЗ содержит следующие разделы.
- 1.
Введение
.
Содержит:- • наименование бизнес-плана;
- • объект работы;
- • предмет работы.
Форма изложения материала может быть различной: текстовой, смешанной, табличной и т. д.
Пример Проект.
Перечень основных данных и требований. | Основные данные и требования. |
Рабочее наименование проекта. | |
Объект работы и его организационно-правовая форма. | Общество с ограниченной ответственностью. " >> |
Начало реализации проекта. | |
Продолжительность реализации проекта. | Бессрочный. |
- 2. Глоссарий. Составляется словарь терминов и определений, используемых в разрабатываемом бизнес-плане. Это особенно важно при разработке инновационных бизнес-проектов в технологических областях, где используется специфическая терминология. Наличие глоссария помогает заказчику и разработчику однозначно понимать специальные профессиональные термины и избегать недопонимания в ходе работы над бизнес-планом.
- 3. Цель и задачи составления бизнес-плана. Указываются цели проекта, для чего он создается, как будет работать, что должно быть в конечном результате.
- 4. Исходные данные для выполнения работы. Указывается перечень исходных данных, предоставляемых заказчиком, а также основные источники информации, которые будут использоваться для разработки каждого из разделов бизнес-плана.
- 5. Требования к выполнению работ. Указываются:
- • либо стандарт бизнес-планирования, в соответствии с которым должен быть разработан бизнес-план, либо кому адресован бизнес-план, чтобы исполнитель самостоятельно выбрал и обосновал выбор соответствующего стандарта;
- • требования к горизонту планирования и прогнозирования и к периодичности проводимых расчетов (помесячные, поквартальные, полугодовые, за год).
- 6. Структура бизнес-плана, требования к составным частям.
- 7. Ожидаемые результаты.
- 8. Сроки выполнения работ. Составляется календарный план работ, как правило, в виде таблицы следующего содержания (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Календарный план работ по созданию бизнес-плана «_» (шаблон).
Наименование работ / этапа работ*. | Форма представления результатов. | Дата начала работ. | Дата окончания работ. | Срок исполнения, дни. | Цепа этапа, руб. |
1. Сбор информации по проекту. | |||||
| |||||
2.2. Прогноз продаж. | |||||
2.3. План PR и рекламы. | |||||
п. Оформление бизнесплана и подготовка презентации проекта для инвестора или собственника. | |||||
Итого. |
* Перечень работ, как правило, начинается с этапа сбора информации; далее соответствует структуре разрабатываемого бизнес-плана и заканчивается оформлением отчетных документов.
9. Состав отчетности и требования к отчетным материалам. Указываются требования к языку, на котором выполняются отчетные материалы, количеству экземпляров представления документов и в каком виде должны быть представлены документы: на бумажном носителе и (или) электронном. Прописывается перечень документов, составляющих отчет и презентационные материалы.
Например, отчетные материалы выполняются на русском и китайском языках, представляются заказчику на каждом языке в двух экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде и должны содержать оговоренный перечень документов.
- 10. Порядок сдачи и приема работ.
- 11. Порядок оплаты. Указывается порядок оплаты. Либо он прописывается в самом ТЗ, либо в ТЗ указывается, что порядок оплаты определяется договором подряда на оказание услуг по разработке бизнес-плана / договором об оказании консультационных услуг (разработки бизнесплана).
Это может быть поэтапная оплата или оплата после завершения работ и подписания акта приемки-передачи работ.
12. Ответственность сторон. В ТЗ следует указать, что за срыв сроков сдачи проекта, разглашение нюансов работы третьим лицам, что может повлечь за собой убытки для вас, исполнитель несет ответственность в соответствии с российским законодательством. Также можно установить свои штрафы и санкции.
Если вы составляете договор, то именно в нем указывается пункт относительно ответственности.
- 13. Прочие условия. Это могут быть требования, связанные с необходимостью:
- • указания ссылок на источники информации, использованные при разработке бизнес-плана;
- • обоснования применяемых методик расчетов;
- • организации семинаров, но повышению квалификации заказчика по вопросам налогообложения, экономике проекта, юридическим, организационным, инвестиционным и другим вопросам, связанным с проектом, и др.
Чтобы получить на выходе тот бизнес-план, который позволит довести вашу бизнес-идею до ее коммерческой реализации, ТЗ должно быть детальным и четким.
Для организация сбора информации, необходимой для разработки профильного проекта бизнес-плана, эксперты предлагают своим заказчикам заполнить бриф (опросный лист для сбора предварительной информации о проекте).
Примеры Бриф на разработку бизнес-плана от ООО «ИнвестСтратегия».
Анкета для разработки бизнес-плана.
Меморандум о конфиденциальности
ООО «ИнвестСтратегия» подтверждает, что все сведения о проекте, которые пожелает сообщить Заказчик при заполнении данной анкеты, не будут передаваться третьим лицам ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, согласованных с Заказчиком.
Как заполнять анкету
Заполняя анкету, постарайтесь ответить на все имеющиеся в ней вопросы. Если Вы не можете ответить на вопрос прямо сейчас, напишите, что предоставите сведения позже. Если же Вы не знаете ответа на вопрос, то укажите, что поиск ответа — это задача разработчиков бизнес-плана, г. е. задача специалистов ООО «ИнвестС гратегия».
При заполнении анкеты проставьте в правом поле «Ответ» один из трех вариантов ответов:
- 1) собственно ответ на вопрос;
- 2) ответим позже;
- 3) это ваша задача.
№. | Вопрос. | Ответ. |
Контактные данные. | ||
Наименование компании. | ||
Ф. И. О. контактного лица. | ||
Телефон. | ||
Электронная почта. | ||
Информация по проекту. | ||
Краткое описание сути проекта. | ||
Для каких целей Вам необходим бизнесплан — для получения финансирования в банке, у инвестора, для внутреннего использования? | ||
Какие товары или услуги будет реализовывать компания? | ||
Регион реализации проекта (регион реализации производимых товаров / оказываемых услуг). | ||
Требуется ли для осуществления деятельности получение лицензий, сертификатов, членство в СРО и т. д. | ||
Организационно-правовая форма реализации проекта (ИП, ООО, АО, ПАО). | ||
Источник финансирования проекта (собственные средства, банковский кредит, средства инвестора, субсидия, смешанное финансирование). | ||
Подготовка к старту проекта. | ||
Что необходимо сделать для подготовки проекта к старту? | ||
Какие капитальные активы необходимы для функционирования проекта (здание или помещение, оборудование, транспортные средства, сайт, программное обеспечение и Т.Д.). |
№. | Вопрос. | Ответ. |
Какие оборотные активы необходимо иметь к моменту старта проекта (запасы сырья, материалов, товаров для продажи, запас денежных средств)? | ||
Каков объем первоначальных инвестиций в проект? | ||
Текущая деятельность проекта. | ||
Какие ресурсы необходимы для производства/продажи товаров или оказания услуг (сырье и материалы, товары, электроэнергия и т. д.). | ||
Каков расход требуемых ресурсов на единицу продукции/товара/услуги? | ||
Штатная численность персонала компании, планируемый фонд оплаты труда. | ||
Какие постоянные расходы необходимо нести в связи с функционированием проекта (аренда, коммунальные платежи, обслуживание оборудования, связь и т. д.)? | ||
Каковы условия расчетов с поставщиками товаров и услуг (предоплата, оплата по факту, отсрочка платежа)? | ||
Форма налогообложения проекта: ЕНВД, УСН Доходы, УСП Доходы-Расходы, ОСИ, ЕСХН. | ||
Маркетинговая деятельность. | ||
Кто является целевой аудиторией проекта? | ||
Какие компании являются конкурентами проекта? | ||
Какая ценовая политика будет применяться при реализации проекта (цены ниже рыночных, рыночные, выше рыночных — для товаров премиум-сегмента). | ||
Какие методы будут использоваться для привлечения клиентов? | ||
Каковы условия расчетов с клиентами (предоплата, отсрочка платежа, оплата по факту)? | ||
Каков планируемый размер ежемесячного маркетингового бюджета? | ||
Какой предполагается объем продаж в месяц/квартал? |
№. | Вопрос. | Ответ. |
Ваши требования к бизнес плану. | ||
Какова цель разработки бизнес-плана (привлечение финансирования в банке, у инвестора, в инвестиционном фонде, принятие решения о запуске проекта, использование в качестве руководства к действию, иное). | ||
Дата, к которой желательна разработка бизнес-плана. |