Организация обучения взрослых в процессе ликвидации неграмотности в СССР в 1920-1930-х гг
Диссертация
Уточнена специфика взрослых как учащихся и дидактические особенности их обучения, характерные для периода 1920;1930;х годов (специфика: негативное восприятие ценности обучения, отсутствие мотивации, возрастной консерватизм, сложность в совмещении учебы и производственной деятельности и др.- дидактические особенности: ускоренный темп преподаванияхарактер учебного материала, соответствующий уровню… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ
- 1. Неграмотность взрослого населения как социально-педагогическая проблема
- 2. Формирование научных основ ликвидации неграмотности взрослых в педагогике 1920−1930-х гг
- ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КАМПАНИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ В 1920—1930-е гг
- 1. Основные направления и ход кампании по ликвидации неграмотности
- 2. Дидактические особенности организации обучения неграмотных взрослых
- 3. Тендерные аспекты ликвидации неграмотности
Список литературы
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263 с.
- Аверьянова А.К. Первый Всероссийский съезд работниц // www. a-z.ru. (06.07.2005).
- Авксентьевский Д.А. Добьемся всеобщей грамотности трудящихся ЦЧО в два года. Воронеж: Коммуна, 1929. 74 с.
- Автухов И.Г. Общие методы школьной работы. М.: Работник просвещения, 1929. 142 с.
- Агрокультпоход в Соль-Илецком районе Оренбургского округа // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 6−7. С. 77.
- Агроучеба школ взрослых // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. Специальный номер «Агропоход!» С. 27−30.
- Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документальные материалы. М.: РИК Русанова, 1998. 408 с.
- Ананьин С. Экскурсионный метод преподавания // Путь просвещения. 1922. № 5. С. 86−96.
- Аракелова М.П. Ликвидация неграмотности среди женщин в первой половине 20-х годов // Социологические исследования. 1994. № 3. С. 7578.
- Араловец, Н.И. Женский труд в промышленности СССР. М.: Про-физдат, 1954.176 с.
- Артюхина А. Очередные задачи партии в работе среди женщин. М.-Л.: Госиздат, 1927. 36 с.
- Архангельский П.В. Педагогическое значение соцсоревнования // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 8−9. С. 30−42.
- Афанасьев П.О. Активно-трудовой метод обучения. М.-Пг., 1924.
- Балашов Е.М. Кампании массовой ликвидации неграмотности среди крестьянства Северо-Запада в 1919—1927 годах // Северо-Запад в аграр-ной истории России. Калининград: Изд-во КГУ, 1995. С. 98−104.
- Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917−1927 гг.: становление «нового человека». СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 238 с.
- Батайская А. Тяга работниц к знанию // Работница. 1923. № 1 (январь). С. 24.
- Баталина Т.С. Особенности формирования и использования женских трудовых ресурсов // Демография и экология крупного города. Л.: Наука, 1980. С. 53−63.
- Белова Т. Культура и власть. М.: Философское общество СССР, 1991. 211 с.
- Белоусов С.Н. Системы организации образовательной работы // Педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Работник просвещения, 1927. С. 459−460.
- Белявский Н. Особенности работы по ликвидации неграмотности среди сельскохозяйственных и лесных рабочих // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 9−10. С. 10−11.
- Белявский Н. Реорганизация школ для взрослых неграмотных и малограмотных//Просвещение Среднего Поволжья. 1928. № 1−2. С. 46−49.
- Биргер Л.И. Борьба за ликвидацию неграмотности на Средней Волге в годы первой пятилетки // Ученые записки Куйбышевского государственного педагогического института. Вып. 48. Куйбышев: Изд-во Ю ПИ, 1965. С. 53−72.
- Благовещенский Н.А. Сводный статистический сборник хозяйственных сведений по земским подворным переписям. Т. 1. Крестьянское хозяйство. М.: Б.и., 1893. 267 с.
- Блеснов. Культпоход в Средне-Волжской области // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 3−4. С. 40−46.
- Блонский П.П. Земство и всеобщее обучение // Русская школа. 1894. № 12. С. 109−127.
- Блонский П.П. О программе 3-го и 4-го года I ступени // На путях к новой школе. 1926. № 6. С. 11−20.
- Блонский П.П. Трудовая школа. Ч. II. М.: Госиздат, 1919. 96 с.
- Блонский П.П. Что нам взять от Долтонского плана // Советская производственно-трудовая школа. Т. 2. М.: Работник просвещения, 1925. С. 138−144.
- Богданов И.В. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. Историко-статистические очерки. М.: Статистика, 1964. 195 с.
- Боголюбский С.Н. Исследовательский метод // Методы индивидуализирующего труда. Вып. II. М.: Изд-во товарищества «Мир», 1925. С. 60−91.
- Богуславский М. XX век российского образования. История образования в XX в. (начало века 20−30 гг.) // Лицейское и гимназическое образование. 2001. № 6. С. 21−26.
- Будьков С.Т. Безграмотность по стандарту // ЭКО. 1998. № 9. С. 3−12.
- В помощь январским учительским конференциям. М.-Самара: ОГИЗ, 1933. 44 с.
- Варламенков В.Н. Власть, общество и образование: поиски взаимодействия в Самарской губернии в начале 20-х гг. XX века // Самарский земский сборник. 2005. № 1 (9). С. 66−74.
- Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа. М.: Изд-во Меньшова, 1896. 372 с.
- Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1917. 208 с.
- Вахтеров В.П. Сельские воскресные школы и повторительные классы. М.: Изд-во Х. Д. Алчевской, 1896. 48 с.
- Вейкшан В.А., Пинкевич А. П. Основы педагогики. М.: Работник просвещения, 1929.
- Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982. 128 с.
- Вершловский С. Образование взрослых в России: вопросы теории // http://www.znanie.org/docs/Vershl.html (03.09.2009).
- Веселов М.О. Учебные планы начальной и средней школы (сравнительный анализ). М.: Учпедгиз, 1939. 122 с.
- Веселовский Б. История земства за 40 лет. Т. 3. М.: Изд-во О. Н. Поповой, 1911. 307 с.
- Винокуров Г. Ф. Деятельность пензенских коммунистов по ликвидации неграмотности трудящихся в годы первой пятилетки // Партийные организации в борьбе за коренную перестройку народного образования (октябрь 1917−1932 гг.). Куйбышев, 1989. С. 109−129.
- Вихавайнен Т. Внутренний враг: борьба с мещанством как моральная миссия русской интеллигенции. СПб.: Коло, 2004. 416 с.
- Вишняков Ю.Л. Проблема ликвидации неграмотности в РСФСР (вторая половина 1920-х-1930-е гг.). Автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 1994. 16 с.
- Владыкина В.А. Концептуальные проблемы национального образования в советской России (1920−1930 гг.) // Педагогика. 2000. № 10. С. 7175.
- Волков А.Г. Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда // Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы. Серия «История статистики». Вып. 3−5. Ч. II. М., 1990. С. 6−63
- Волков B.B. «Новая культура в области чувств». Как ликвидировали неграмотность в СССР // Человек. 1992. № 1. С. 96−102.
- Волков В.В. Концепция культурности, 1935−38 гг.: советская цивилизация и повседневность сталинского времени // Социологический журнал. 1996. № ½. С. 203−221.
- Володин В. К вопросу о борьбе с орфографической неграмотностью //Просвещение Среднего Поволжья. 1928. № 1−2. С. 145−147.
- Володин В. Причины орфографических ошибок и техника их ликвидации // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 3−4. С. 70−84.
- Всесвятский Б.В. Исследовательский метод в работе по новым программам // Программы ГУСа и общественно-политическое воспитание. М.: Работник просвещения, 1925. С. 193−211.
- Всесвятский Б.В. Метод исканий (исследовательский) и новые программы // На путях к новой школе. 1924. № 4−5. С. 5−19.
- Всесоюзная перепись населения 1926 г. М.: Изд. ЦСУ Союза ССР, 1929. Т. 9.
- Всесоюзная перепись населения 1939 г. Основные итоги. М.: Наука, 1992. 254 с.
- Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917−1925). М.: Высшая школа, 1990. 144 с.
- Ганелин Ш. И., Салтыкова М. Н., Сыркина O.E. Основные вопросы советской дидактики. М.: Работник просвещения, 1929. 213 с.
- Ганина Т.В. Педагогические взгляды и деятельность E.H. Медынского в области внешкольного образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Коломна, 2000. 18 с.
- ГАРФ. Ф. 130. Оп. 4. Д. 206.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 1. Д. 143.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 1. Д. 3.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 1. Д. 37.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 1. Д. 7.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 2. Д. 26.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 3. Д. 3.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 8. Д. 18.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 8. Д. 19.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 8. Д. 34.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 8. Д. 50.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 8. Д. 62.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 9. Д. 22.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 9. Д. 7.
- ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 9. Д. 72.
- Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. М.: МиК, 1994. 310 с.
- Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии). Т. 2. 1921−2000 гг. Самара: Б.и., 2000. 386 с.
- Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1957. 207 с.
- Горбунов H.A. Дальтон-план в свете исследовательского метода // Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли. М.: Изд-во товарищества «Мир», 1925. С. 61−106.
- Горячев М.Д. Просветительская и благотворительная деятельность земских учреждений в России (по материалам Самарского земства). Самара: Издательство «Самарский университет», 2001. 180 с.
- Градскова Ю. Советский тоталитаризм и «освобождение» женщины: к проблеме идентичности «советской женщины» // www.auditorium.ru. (14.09.2004).
- Грамота гражданина. Пособие для учителей школ грамоты 1-й и 2-й ступени в Красной Армии. Пг.: Воениздат, 1920.
- Грамотность в России: К X съезду Советов: Статистический сборник. М.: ЦСУ, 1922.
- Грамотный, обучи неграмотного. Как грамотный может научить читать и писать неграмотного по «Сибирскому букварю для взрослых». Новосибирск: Сибкрайлит, 1929.
- Григорьева Г. Н. Советская власть и женское движение в СССР в 20-е гг. XX в. Дис. канд. ист. наук. Москва, 2004. 175 с.
- Громкая читальня. Вып. 1. В деревне. М.: Работник просвещения, 1925.
- Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. Авто-реф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1994. 59 с.
- Грунюшкин А. Культпоход в Мордовской области // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 6−7. С. 75−77.
- Давыдова Н. Неученых тьма. Спустя 90 лет после принятия Декрета о ликвидации безграмотности нужно начинать все сначала // Известия. 2009. 23 ноября.
- Дальтон-план в русской школе. JL: Брокгауз-Ефрон, 1924. 138 с.
- Дедловская М.Ю. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.И. Чарнолуского (1865−1941) на реформирование народного образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. 16 с.
- Деканова М.К. «День, неделя, месячник.»: общественные кампании как способ решения социальных проблем в Среднем Поволжье в 1920-х годах // Журнал исследований социальной политики. 2007. № 4. Т. 5. С. 497−518.
- Директивы ВКП (б) и Постановления советского правительства о народном образовании за 1917−1947 гг. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.
- Доброхотов С. Методы преподавания в трудовой школе и их классификация // Просвещение на транспорте. 1927. № 11. С. 70−82.
- Долой неграмотность! Самара: Изд-во ОДН, 1928. 50 с.
- Дорофеева Т.В. Формирование школьной системы обучения в советской России (1917 г. конец 30-х гг.). Автореф. дис.. канд. ист. наук. Воронеж, 1994. 22 с.
- Дубинин А.Н. Формирование системы народного образования на Урале 1917−1941: исторический анализ. Автореф. дис.. канд. ист. наук. Екатеринбург, 1996. 22 с.
- Дубинина Н.И. Победа великого Октября и первые мероприятия партии в решении женского вопроса // Опыт КПСС в решении женского вопроса. М.: Мысль, 1981. С. 14−34.
- Евстигнеев-Беляков А. Ф. Очерки по организации педагогической работы. М., 1927. 116 с.
- Емельянова Е.Д. Революция, партия, женщина. Смоленск: Изд-во агентства печати «Новости», 1971. 78 с.
- Есипов Б.П. О качестве урока в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1932. 46 с.
- Жаворонков Б., Гейнике Н., Гартвиг А. История и обществоведение в школе (методы работы). М.: Работник просвещения, 1923. 94 с.
- Жаворонков Б.Н. Дальтон-план или студийная система // Дальтон-план и новейшие течения русской педагогической мысли. М.: Изд-во товарищества «Мир», 1925. С. 14−60.
- Жадовский Б. Исследовательский метод и Дальтонский лабораторный план. М.: Московское акционерное издательское общество, 1925. 88 с.
- Жарков А. О самообразовании и политпросвещении просвещенцев //Просвещение Среднего Поволжья. 1928. № 1−2. С. 115−116.
- Жарков А. просвещенцы в культпоходе // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 3−4. С. 162−165.
- Женщины в СССР. Статистический сборник. М., 1975. 135 с.
- Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е гг. Взгляд в неизвестное. М.: РОССПЭН, 2001. 280 с.
- Жукова B.C. Образовательная политика государства в 1920-х гг.: На материалах вологодской деревни // Крестьянство и власть на Европейском Севере России. Вологда, 2003. С. 127−135.
- Журавлев C.B., Мухин М. Ю. «Крепость социализма»: посведнев-ность и мотивация труда на советском предприятии, 1928−1938 гг. М.: РОССПЭН, 2004. 240 с.
- Журавлев C.B., Соколов А. К. Повседневная жизнь советских людей в 1920-е годы // Социальная история. Ежегодник. 1997. М., 1998. С. 287 332.
- Захарова Л.Б. Российское общество в 1920-е годы XX века: социальный аспект развития. (На материалах Самарской, Саратовской и Симбирской губерний). Дис.. канд. ист. наук. Самара, 2001.
- Звягинцев Е.А. Народная жизнь и школа. Вып. 1. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1915. 23 с.
- Зеленева К. О преподавании грамматики в школе I ступени // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 9−10. С. 86−97.
- Зеленко В.А. Как устроить политический клуб. М.: Тип. Французо-ва и Колукова, 1917. 30 с.
- Змеев С.И. Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. 44 с.
- Иванов A.A. О содержании и методах работы в школе грамоты // Нижне-Волжский просвещенец. 1928. № 1−2. С. 124−130.
- Игнатьев Б.В. Биология в трудовой школе первой ступени. М.: Работник просвещения, 1925. 104 с.
- Игнатьев Б.В. Краеведение в школе // Советская производственно-трудовая школа. Книга для чтения и работы по основам советской системы воспитания. М., 1926. С. 90−94.
- Ильина И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы. М.: Институт российской истории РАН, 2000. 215 с.
- Ильюхов A.A. Жизнь в эпоху перемен: Материальное положение городских жителей в годы революции и Гражданской войны (1917−1921 гг.). М.: РОССПЭН, 2007. 264 с.1172
- Инструктивное письмо № 10. ВЧКЛБ. Май 1926 г. Б.м.: «Долой неграмотность», Б.г. 72 с.
- Инструктивное письмо № 7. Губ., обл. и уполитпросветам для грам-чека. Май 1925 г. Б.м.: Военная типография, Б.г. 18 с.
- Инструктивное письмо по повышению квалификации педагогов // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 3−4. С. 22−34.
- Ирошников М.П. Рожденное Октябрем. Очерки истории становления Советского государства. Л.: Наука, 1987. 256 с.
- История образования в архивах // Учебный год. 2002. № 3. С. 21−48.
- История развития системы образования Поволжья (на материалах Самарского субрегиона). Самара: Б.и., 1997. 167 с.
- История советского рабочего класса. М.: Наука, 1984. 496 с.
- К работникам просвещения Средне-Волжской области // Просвещение Среднего Поволжья. 1928. № 1−2. С. 114−115.
- Кабытов П.С. Записки историка. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. 306 с.
- Казанцев И.Н. Урок и его организация в школе. М., 1937.
- Как организовать низовую методическую работу // Просвещение Среднего Поволжья. 1928. № 1−2. С. 32−46.
- Калашников А.Г. Опыт построения индустриально-трудовой школы ближайшего будущего. М., 1922.
- Калашников А.Г. Предисловие к книге И.И. Мерзона // Мерзон И. И. Дальтонский лабораторный план в русской школе. М., 1925.
- Калинин М.И. О воспитании и обучении. Избранные статьи и речи М.: Учпедгиз, 1957. 344 с.
- Каплун С. Современные проблемы женского труда и быта. М.: Вопросы труда, 1925. 120 с.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Изб. пед. соч. М.: Про-Пресс, 2003. 582 с.
- Карташев В.А. Система систем: очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-академия, 1995. 415 с.
- Карташева Т.Н. Культурное строительство в Среднем Поволжье в 1917—1920 гг.. Автореф. дис.. канд. ист. наук. Самара, 1994. 20 с.
- Ким М. П. Октябрьская революция и становление советской культуры //Великий Октябрь, 70 лет. М., 1987. С. 70−93.
- Кириллова С. Неграмотный с Тверской. Данные Отчета Генеральной прокуратуры за 1991 год // Московские новости. 2002. № 3. 27 января. С. 6.
- Киселева Т.Г. Женщина и семья в послеоктябрьский период: опыт исторического анализа. М.: МГУК, 1995. 37 с.
- Ключарев Г. А. «Новая неграмотность» и перспективы образования взрослых в России // Деловая пресса. 2000. № 15(46). 20 апреля.
- Ключарев Г. А. Грамотность населения России как человеческий ресурс // http://www.open-forum.ru/materials/960.html (14.07.2007).
- Козлова H.H. Упрощение знак эпохи! // Социологические исследования. 1990. № 7. С. 11−21.
- Коллонтай А. Трудовая повинность и охрана женского труда // Коммунистка. 1920. № 1−2. С. 19−25.
- Коллонтай A.M. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1972. 430 с.
- Коммуна. 1922. 26 декабря.150. Коммуна. 1924. 11 января.
- Коммуна. 1924. 23 декабря.
- Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики | (1917−1920). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 550 с. 1.174j
- Костикова Е.А. Советская политика ликвидации неграмотности в 20-е середине 30-х гг. XX века (на материалах Нижнего Поволжья). Дис.. канд. ист. наук. Саратов, 2005. 194 с.
- Костин Н. Обучение чтению // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 9−10. С. 83−86.
- Костин Н. Проработка синтаксиса в школах // Просвещение Среднего Поволжья. 1928. № 5−6. С. 76−80.
- Костюхина М.С. Учебники для взрослых: мир в картинках // Учебный текст в советской школе. Сборник статей. М.-СПб., 2008. С. 180−216.
- Кочеткова Е.А. Просвещение крестьянства как проблема политики и деятельности правительства, общественности России в 1874—1904 годы: по материалам европейской части страны. Оренбург, 1999. 257 с.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 6. 1933−1937. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. 1917−1924. М.: Политиздат, 1970. 543 с.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 4. 1927−1931. М.: Политиздат, 1970. 583 с.
- Краснова В. Культпоход в Средневолжском крае 1929/30 г. // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 8−9. С. 42−48.
- Красовицкая Т.Ю. Российское образование между реформаторством и революционаризмом. Февраль 1917 1920 год. М.: Изд-во Института российской истории РАН, 2002. 416 с. 164. Крестьянка. 1922. № 1.
- Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах. М.: РОССПЭН, 2001. 232 с.
- Кржижановский Г. М. Социалистическая реконструкция и культурное строительство. М.: Изд-во Коммунистической Академии, 1928. 23 с.
- Крупская Н.К. Еще раз о ликвидации неграмотности (выступление на всесоюзном методическом совещании по ликвидации неграмотности и малограмотности) // Крупская Н. К. Собр. соч. в 10 тт. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Т. 9. С. 209−214.
- Крупская Н.К. Заметки о букваре // Крупская Н. К. Собр. соч. в 10 тт. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. Т. 9. С. 358.
- Крупская Н.К. Кружковые занятия // Крупская Н. К. Собр. соч. в 10 тт. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. Т. 9. С. 55−57.
- Крупская Н.К. Место ликвидации безграмотности в политпросвет-работе (из доклада на II Всероссийском съезде по ликвидации безграмотности) // Крупская Н. К. Собр. соч. в 10 тт. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. Т. 9. С. 138−141.
- Крупская Н.К. Необходимо немедля браться за учебу (выступление на совещании ликвидаторов неграмотности) // Крупская Н. К. Собр. соч. в 10 тт. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. Т. 9. С. 19−22.
- Крупская Н.К. О кружковой работе // Крупская Н. К. Собр. соч. в 10 тт. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. Т. 9. С. 653−656.
- Крупская Н.К. Организация самообразования // Крупская Н. К. Собр. соч. в 10 тт. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.Т. 9. С. 58−86.
- Крупская Н.К. Основные вопросы самообразования // Крупская Н. К. Собр. соч. в 10 тт. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. Т. 9. С. 229 236.
- Крупская Н.К. Самообразование в системе политпросветработы (из доклада на II Всесоюзном совещании по самообразованию) // Крупская
- Н.К. Собр. соч. в 10 тт. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. Т. 9. С. 259 267.
- Крупская Н.К. Увязать школу с бытовыми условиями, с условиями труда учащихся (выступление на Всероссийском совещании по обучению взрослых) // Крупская Н. К. Собр. соч. в 10 тт. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. Т. 9. С. 587−597.
- Крупская Н.К. Хороший учебник — политехнической школе // Крупская Н. К. Собр. соч. в 10 тт. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. Т. 3. С. 340−350.
- Кузнецов В. Революционным шагом // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 6−7. С. 41−47.
- Кузьмин В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания // Вопросы философии. 1983. № 3. С. 18−29.
- Куйбышевская область: историко-экономический очерк. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1983. 352 с. ?
- Культурное строительство в Саратовском Поволжье. Т. 1. Саратов, 1985.
- Культурное строительство Нижне-Волжского края. Саратов, 1928.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 305 с.
- Куманев В.А. Революция и просвещение масс. М.: Наука, 1973. 381 с.
- Куманев В.А. Социализм и всенародная грамотность. Ликвидация массовой неграмотности в СССР. М.: Наука, 1967. 328 с.
- Лавров Б.В. Учебные методы и их классификация // Просвещение. Л., 1928. № 2(14) С. 48.
- Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского народа: нормы и аномалии 1920−1930 гг. СПб.: Летний сад, 1999. 320 с.
- Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. 444 с.
- Левин Л.Э. Новые пути школьной работы (метод проектов). М.: Работник просвещения, 1925. 89 с.
- Ленин В.И. Советская власть и положение женщины // К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин о женском вопросе. М.: Политиздат, 1978. С. 103 104.
- Ленин В.И. Странички из дневника // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 363−368.
- Ликвидаторам неграмотности. Практическое руководство. М.: Госиздат, 1921.
- Ликвидатору неграмотности. Пособие для индивидуально-группового обучения неграмотных. М.: Изд-во Центрального Управления по просвещению на транспорте, 1925.
- Ликвидация безграмотности. Декрет 26 декабря 1919 г. Инструкция 21 января 1920 г. М.: Госиздат, 1920. 8 с.
- Ликвидация неграмотности в Пермяцком крае // Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX первой трети XX веков. Пермь, 2005. С. 22−31.
- Логинова Л.Г. Историческая ретроспектива теории и практики внешкольного образования // Образование: исследовано в мире. Международный научный педагогический интернет-журнал. 2003. 21 января // http://www.oim.ru/reader@nomer=286.asp (14.05.2004)
- Луначарский А., Крупская Н. Народное образование и женщина-общественница. М.-Л.: Госиздат, 1928. 77 с.
- Луначарский A.B. Значение новых программ // Новые программы для единой трудовой школы. Вып. 1. М., 1923. С. 5−8.
- Луначарский A.B. О народном образовании. Статьи и речи за период 1917—1929 гг. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. 559 с.
- Люстрова А. Практика метода проектов // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 9−10. С. 71−75.
- Малашенко A.A. Культура и быт крестьянства западных губернии Центральной России в 1917—1920 гг.: (на материалах Брянской, Калужской, Орловской, Смоленской областей). Дис.. канд. ист. наук. Брянск, 1998. 231 с.
- Малашенко A.A. Культурно-просветительные учреждения деревни и их влияние на рост общекультурного уровня крестьян западных губернии Центральной России в 1917—1929 гг.. // Проблемы отечественной и всемирной истории. Брянск, 1998. С. 81−91.
- Маркасова Е. «Селькор под обстрелом»: стереотипы враждебного окружения и жертвенности в «коммуникационном завоевании» деревни // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. М., 2002. С. 66−87.
- Масанова М.Д. Земства и становление системы всеобщего обучения в России 1864−1880. СПб.: СЗАГС, 2000. 214 с.
- Материалы Ярославской научно-практической конференции «Интеграция и обучение представителей национальных культур в Ярославском регионе», Ярославль, 17 января 2005 г. Ярославль, 2005.
- Медынский E.H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. М.: Наука, 1918. 332 с.
- Мерзон И.И. Дальтонский лабораторный план в русской школе. М., 1925.
- Методика урока. Сборник статей. М.: Учпедгиз, 1935. 132 с.
- Методическое письмо № 1 научно-педагогической секции ГУСа (О комплексном преподавании). М.: Работник просвещения, 1924. 24 с.
- Методическое письмо № 4 ВЧКЛБ (О проведении метрической системы мер в школах по ликвидации неграмотности и малограмотности). Октябрь 1924 г. М.: «Долой неграмотность», 1925. 20 с.
- Методы индивидуализирующего труда. Сб. статей. М.: Изд-во товарищества «Мир», 1925. 151 с.
- Мижуев П.Г. Влияние народного образование на народное богатство, здоровье, нравственность и другие стороны общественной жизни // Русская школа. 1900. № 12. С. 137−168.
- Могилевский В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999. 248 с.
- Мокиенко В.М., Никитина Т. Г. Толковый словарь языка совдепии. СПб.: Фолио-Пресс, 1998. 704 с.
- Морозова К. Ликвидация неграмотности // Борские известия. 1989. 29 августа. С. 3.
- Мызников А. К итогам II Всесоюзного и краевого партсовещаний по народному образованию // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 8−9. С. 1−5.
- На путях к методу проектов. Сборник статей. М.: Работник просвещения, 1930. 224 с.
- На путях к методу проектов. Сборник статей. Ч. 2. М.: Работник просвещения, 1930. 276 с.
- На фронте просвещения. Сборник статей и резолюций по Народному Образованию. Самара: Изд-во Самарского Губполитпросвета, 1923. 21 с.
- Народное образование в СССР. Краткий свод статистических данных. М., 1926.
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917−1973. М.: Педагогика, 1974. 559 с.
- Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. М.: Статистика, 1971. 401 с.
- Натали В.Ф. Естествознание в новой школе. М.: Новая Москва, 1923.
- Николаева К. РКП и работа среди трудящихся женщин. Л., 1925.
- Нормы и ценности повседневной жизни: Становление социалистического образа жизни в России, 1920−1930-е годы. СПб.: Нева, 2000. 480 с.
- О начальной и средней школе. Постановление ЦК ВКП (б) 25 августа 1931 г. //Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917−1973. М.: Педагогика, 1974. С. 156−161.
- О педологических извращениях в системе наркомпросов. Постановление ЦК ВКП (б) 4 июля 1936 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917−1973. М.: Педагогика, 1974. С. 173−175.
- О подготовке актива культпохода (сборник руководящих указаний и программ). Самара: Окрлито, 1929. 27 с.
- О постановке общего самообразования // Просвещение Среднего
- Поволжья. 1928. № 5−6. С. 51−59.
- О предстоящей работе над программами единой трудовой школы // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 9−10. С. 46−53.
- Об усилении культурно-просветительной работы среди девочек и девушек по линии социального воспитания // Просвещение Среднего Поволжья. 1928. № 1−2. С. 30−32.
- Об учебниках для начальной и средней школы. Из Постановления ЦК ВКП (б) 12 февраля 1933 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917−1973. М.: Педагогика, 1974. С. 164л
- Окорочкова Т.С. Женский труд в промышленности в СССР в годы нэпа//Социологические исследования. 1999. № 9. С. 93−100.
- Орлов Ф.Г. За всеобщую грамотность. Самара: Б. и, 1930. 56 с.
- Орлов Ф.Г. По культпоходу // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 9−10. С. 7−10.
- Орлов Ф.Г. Политическая работа среди взрослых учащихся неграмотных и малограмотных // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 1. С. 17−21.
- Основные задачи и организация методработы учреждений отделов народного образования Средне-Волжского края (по материалам краевой методконференции). Самара: Крайлито, 1930. 18 с.
- Основные принципы единой трудовой школы (Декларация о единой трудовой школе) // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917−1973 гг. М., 1974. С. 137−145.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (1917−1941 гг.) М.: Педагогика, 1980. 501.
- Палей И., Богоявленский В. Язык книг для начинающих читать // Вопросы ликвидации неграмотности и психологии. М., 1932.
- Памятка организатора ликбезпохода. М.-Самара: Госиздат, 1931. 49 с.
- Паркхерст Е. Воспитание и обучение по дальтонскому плану. М.: Новая Москва, 1924. 231 с.
- Педагогические взгляды и деятельность Н. К. Крупской. М.: Просвещение, 1969.
- Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по полу, возрасту и грамотности // Демоскоп weekly // http://demoscope.ru/weekly/ssp/rusage97.php (22.03.2010)
- Перовский М. Реформирование системы народного образования в годы военного коммунизма // Служба кадров. 2001. № 8. С. 43−47.
- Пинкевич А.П. О классификации методов работы в школе // Учительская газета. 1925. № 33.
- Пинкевич А.П. Основы методики естествознания. М.: Работник просвещения, 1930. 272 с.
- Пинкевич А.П. Педагогика. Ч. II. М.: Работник просвещения, 1929. 223 с.
- Пинкевич А.П. Советская педагогика за 10 лет. М.: Работник просвещения, 1927.
- Пистрак М. Программы школы // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 5. С. 11−25.
- Пистрак М.М. Насущные проблемы современной советской школы. М.: Госиздат, 1924. 136 с.
- Письмо о педагогической пропаганде // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 9−10. С. 110−111.
- Планирование и учёт работы в школах грамоты и малограмотных. Саратов: Краевая Особая комиссия, 1928.
- Плюснин-Кронин Б. А. Новый этап. Новая система народного образования в РСФСР и новые программы Государственного Ученого Совета. М.: Работник просвещения, 1925. 84 с.
- По фабрикам и заводам. Руководство по организации производственных экскурсий. М.: МГСПС, 1923. 225 с.
- Поваляев B.C. Состояние школ 1-й ступени в начале 1928−1929 учебного года // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 7−8. С. 101 113.
- Подгорнова В. Общественно-политическое воспитание в школах взрослых // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 4. С. 32−35.
- Подгорнова В. Работа по книге и газете в начальных школах взрослых // Просвещение Среднего Поволжья. 1928. № 1−2. С. 49−53.
- Подгорнова В., Фомушкина С., Стакан А. Среднее Поволжье. Крае-ведная книга для деревенских школ малограмотных. Самара: Госиздат, 1930. 137 с.
- Подготовим кадры для культпохода // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 6−7. С. 47−49.
- Попова Н.И. К вопросу о классификации методов образовательной работы. М.: Новая Москва, 1927. 16 с.
- Попова Н.И. Метод проектов и школа жизни. М.: Новая Москва, 1926.
- Поршнева М.К. Грамота и работа. Первая книга для работы в сельской школе. М.: Госиздат, 1926.
- Постановление коллегии Наркомпроса об основных направлениях построения программы начальной и средней школы // За политехническую школу. 1931. № 11−12.
- Программа школы грамоты. Саратов: ОГИЗ, 1931.
- Прокофьев Н. Культпоход и союз работников просвещения // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 5. С. 53−55.
- Протоколы 1-го Всероссийского съезда по просвещению, созванного Народным комиссариатом по просвещению в Москве 25 августа 1918 года. М.: Изд-во отдела съездов Народного комиссариата по просвещению, 1919. 82 с.
- Просвирнов. Культурное обслуживание совхозов и колхозов // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 8−9. С. 6−7.
- Просвирнова O.E. Грамотность крестьянского населения России в середине XIX начале XX вв. Дис.. канд. ист. наук. Самара, 2006. 170 с.
- Пчелко А. Методы работы в трудовой школе // Вожатый. 1926. № 3. С. 8−10- 1926. № 4. С. 10−11.
- Parc Н. Еще и еще усилить темп работы // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 5. С. 49−53.
- Радзивилова М.А. Сущность понятия «гендер» в педагогическом контексте // Язык педагогики в контексте современного научного знания. Материалы Всерос. методолог, конф.-семинара. Волгоград-Краснодар-М., 2008. С. 228−231.
- Райков Б.Е., Ульянинский В. Ю., Ягодовский К. П. Исследовательский метод в педагогической работе. M.-JL: Госиздат, 1924. 68 с.
- Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. 303 с.
- Резолюции Всероссийской конференции по учебной книге. M.-JL: Госиздат, 1930. 80 с.
- Резолюции Всесоюзной конференции по планированию культурного строительства во второй 5-летке. М.: Учпедгиз, 1932. 82 с.
- Резолюции второго всесоюзного партийного совещания по вопросам народного образования. M.-JL: Госиздат, 1930. 64 с.
- Ривес С.М. Какими методами педагоги-отличники добиваются высокой успеваемости // Советская педагогика. 1937. № 1. С. 7−8.
- Риммер Э.П. Общественное движение в Череповце в 1920-х годах // http://www.booksite.ru/fulltext (06.08.2008).
- Рождественский Н. Опыт классификации методов преподавания экспериментальных дисциплина // Естествознание в школе. 1927. № 1. С. 8−37.
- Рубинштейн М.М. Основы общей методики. М.: Работник просвещения, 1927.
- Рыжков Н. Рецидив математической неграмотности учительства // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 9−10. С. 138−141.
- Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. Вып. 1. М., 1919.
- Сборник программ для кружков самообразования. Самара: Самгуб-лит, 1927. 56 с.
- Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Вып. 3. Самара, 1925.
- Сборник статистических сведений по Средне-Волжскому краю. 1925/1926−1927/28 гг. Вып. 1. Материалы по социальной статистике. Самара, 1930.
- Свадковский И.Ф. Дальтон-план в применении к советской школе. M.-JL: Госиздат, 1926. 155 с.
- Сенектутова И.М. Политика советского государства в области культуры в период новой экономической политики 1921−1929гг. (на материалах Нижнего Поволжья). Автореф. дис.. канд. ист. наук. Астрахань, 2007. 20 с.
- Серополко С.О. Внешкольное образование: курс лекций, читанных в Русском педагогическом институте имени Яна Амоса Коменского в Праге в 1925/1926 уч. году. М.: Изд-во РГБ, 2009. 315 с.
- Системный подход в современной науке. Сборник статей. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 561 с.
- Ситник А.П. Тенденции исторических изменений в развитии теории образования взрослых // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования. 2006. № 4−5. С. 34−40.
- Смидович С. Работница и крестьянка в октябрьской революции. М.: Госиздат, 1927. 51 с.
- Советская женщина. Труд, материнство, семья. М.: Профиздат, 1987.
- СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2122.
- СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2761.
- СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2815.
- СОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 394.
- СОГАСПИ. Ф. 655. Оп. 4. Д. 6.
- Соколов И. И: Работа ликвидационного пункта. Череповец: Типография Черекопсоюза, 1924. 23 с.
- Соколов К.Н. Методы комплексного преподавания. М.: Работник просвещения, 1925. 127 с.
- Сологуб H.H. Ликвидация неграмотности в Среднем Поволжье в 1917—1930-х годах. Дис. канд. ист. наук. Пенза, 2004. 275 с.
- Стайте Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860−1930. М.: РОССПЭН, 2004. 616 с.
- Старшова И.Г. О некоторых особенностях педагогического образования 20-х гг. // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 131−134.
- Статистический ежегодник России. 1915. Пг.: Изд-во ЦСКМВД, 1916.
- Статистический сборник по народному просвещению РСФСР, 1926 г. М.: Госиздат, 1927.
- Стеблев Э.А. Экономика российской повседневности // Российская повседневность, 1921−1941 гг.: Новые подходы. М., 1995.
- Стенографический отчет XI Всероссийского съезда Советов РСФСР. М.: Госиздат, 1924.
- Степанов Н.П. Системодиалектика природы и общества. М.: Прогресс, 2002. 81 с.
- Степашко Л.А. Вопросы теории содержания общего образования в советской педагогике (1917−1937 гг.). Челябинск: Наука, 1980.
- Столярчук Л.И. Методология тендерного подхода в педагогическом исследовании // Язык педагогики в контексте современного научного знания. Материалы Всерос. методолог, конф.-семинара. Волгоград-Краснодар-М., 2008. С. 232−238.
- Струминский В.В. Теоретическая дискуссия в советской педагогике. Критические очерки. М.: Работник просвещения, 1930. 34 с. 322. СУ РСФСР. 1918. № 46.323. СУ РСФСР. 1929. № 68.
- Сычев П. Как обучать грамоте по букварю «Красноармеец». Методические указания. М.-Л.: Госиздат, 1929.
- Сычев П. Красноармеец. Букварь для красноармейцев и допризывников. М.-Л.: Госиздат, 1928.
- Тизанов С.С. Состояние и очередные задачи Народного Образования в Средне-Волжской области // Просвещение Среднего Поволжья. 1928. № 1−2. С. 1−7.
- Урланис Б.Ц. Рождаемость и продолжительность жизни в СССР. М.: Госиздат, 1963. 136 с.
- Устав ОДН // За грамоту. 1925. № 1.
- Учительская газета. 1925. 21 мая.
- Ушинский К.Д. Воскресные школы. СПб.: Типография И. Огризко, 1861.25 с.
- Фальборк Г. А. Всеобщее образование в России. М.: Изд-во т-ва И. Д. Сытина, 1908. 212 с.
- Федеральный портал «Российское образование», новости от 14 марта 2003 г. // http://www.edu.ru (09.11.2005).
- Федоров В.А. Крестьянские школы грамотности в России в XIX веке // Педагогика. 2000. № 10. С. 80−86.
- Филоненко Т.В. Ликвидация неграмотности в губерниях Центрального Черноземья России (1920−1927 гг.). Воронеж: Воронеж, гос. пед. унт, 1999. 116 с.
- Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М.: РОССПЭН, 2001. 336 с.
- Флеров В. Новый русский букварь для обучения чтению и письму без слияния звуков. М.: Изд-во В. Флерова, 1917.
- Флеров В. Новый способ обучения слиянию звуков при обучении грамоте. М.: Изд-во В. Флерова, 1915.
- Флеров В. Подробный план занятий по обучению грамоте. М.: Госиздат, 1923.
- Фомин А.И. Развитие государственного аппарата народного просвещения в первые годы советской власти // Вопросы истории. 1984. № 12.С. 3−15.
- Фомушкина С. Итоги работы культбригад крайоно в совхозах и колхозах нашего края // Просвещение Среднего Поволжья. 1930. № 8−9. С. 23−30.
- Халютина Т.Н. Ликвидация безграмотности в Брянской губернии в первое десятилетие советской власти // Проблемы истории советского государства и общества. Брянск, 2002. Вып. 1. С. 62−83.
- Хейккинен К. Метаморфозы русской бабы // Женщины. История. Общество. Сб. науч. статей. Вып. 2. Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 2002. С. 288−301.
- Хинчин А .Я. Основные понятия математики и математические определения в средней школе. М.: ЛКИ, 2008. 56 с.
- Ходоровский И. На фронте просвещения. Статьи и речи. М.-Л.: Госиздат, 1926. 176 с.
- Цветков И. Просвещение и просвещенцы в 1921—1922 гг.. Краткий очерк. М.: Работник просвещения, 1923. 32 с.
- Цветкова В.Е. Развитие форм и методов обучения учащихся дисциплинам естественнонаучного цикла в отечественной школе в 20-е годы XX века. Дис.. канд. пед. наук. М., 2003. 150 с.
- ЦГАСО. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 102.
- ЦГАСО. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 119.
- ЦГАСО. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 176.
- ЦГАСО. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 206.
- ЦГАСО. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 281.
- ЦГАСО. Ф. 1252. Оп. 1. Д. 312.
- ЦГАСО. Ф. 5. On. 6. Д. 86.
- ЦГАСО. Ф. 56. On. 1. Д. 262.
- ЦГАСО. Ф. 758. On. 1. Д. 216.
- ЦГАСО. Ф. 758. On. 1. Д. 32.
- ЦГАСО. Ф. 758. Оп. 1.Д. 33.
- ЦГАСО. Ф. 758. On. 1. Д. 96.
- ЦГАСО. Ф. 758. Оп. 3. Д. 37.
- ЦГАСО. Ф. 758. Оп. 3. Д. 39.
- ЦГАСО. Ф. 758. Оп. 3. Д. 40.
- ЦГАСО. Ф. 758. Оп. 3. Д. 5.
- ЦГАСО. Ф. 758. Оп. 4. Д. 1.
- ЦГАСО. Ф. 779. Оп. 2. Д. 2005.
- ЦГАСО. Ф. 779. Оп. 2. Д. 2006.
- ЦГАСО. Ф. 81. On. 1. Д. 16.
- Цибульский Н.Б. Новый этап движения за всеобщую грамотность в Челябинской области во второй половине 30-х годов // Проблемы социально-экономического и политического развития Урала в XVIII—XX вв.еках. Челябинск, 1997. С. 159−169.
- Чаплыгин Я. Народное просвещение в социалистическом соревновании // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 7−8. С. 3−5.
- Чарнолуский В.И. К организации внешкольного образования // Вестник воспитания. 1904. № 7. С. 58−64.
- Чарнолуский В.И. Основные вопросы внешкольного образования в России // Русская школа. 1908. № Ю. С. 85−100- № 11. С. 94−109- № 12. С. 56−81.
- Челюсткин И.А. Методы работы в трудовой школе. M.-JL: Госиздат, 1928. 152 с.
- Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1987. 150 с.
- Чехов Н.В. Как учить без учебников. М.: Изд-во Центрального отдела народного образования, 1918. 31 с.
- Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М.: Изд-во товарищества «Мир», 1923. 148 с.
- Численность и состав рабочих в России на основании данных Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Т. 1. Б.м.: Б.и., 1906.318 с.
- Шакулова B.C. Культурная революция и женский вопрос // Опыт КПСС в решении женского вопроса. М.: Мысль, 1981. С. 77−102.
- Шалыт Е. Математическая грамота. Сборник упражнений по начальной математике. Ч. 1. М.-Пг.: Госиздат, Б.г. 141с.
- Шалыт Е.Г. Наглядная геометрия. М.-Пг.: ГИЗ, 1923. 216 с.
- Шамброткина Е. Метод Шапошникова в обучении грамоте // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 3−4. С. 146−149.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х тт. Т. 1. М.: Просвещение, 1963. 503 с.
- Швец М.В. Деятельность культурно-просветительных учреждений Среднего Поволжья в 1921—1927 гг.. Автореф. дис.. канд. ист. наук. Самара, 1993. 17 с.
- Шевцова О.Н. Женщины Сибири: исторические реалии и парадоксы (1926−1929 гг.) // Ползуновский альманах. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1998. № 1.С. 137−139.
- Ширяева Е. Коллективная работа учителей 1-й ступени г. Самары // Просвещение Среднего Поволжья. 1929. № 3−4. С. 152−154.
- Элькина Д., Бугославская Н., Курская А. Долой неграмотность. Букварь для взрослых. М.: Красная новь, 1924. 66 с.
- Элькина Д.Ю. На культурном фронте. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 143 с.
- Элькина Д.Ю. Основные принципы построения букваря «Долой неграмотность». М., 1924.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х тт. Т. 3. М.: Политиздат, 1986. 639 с.
- Юдина Т.Ф. Деятельность местных Советов Средневолжского края по повышению общеобразовательного и культурного уровня населения в годы первой пятилетки (1928−1932 гг.). Автореф. дис.. канд. ист. наук. Куйбышев, 1985.
- Янжул E.H. Американская школа. Очерки методов американской педагогики. Пг., 1917. 542 с.
- Янжул И.И., Янжул E.H., Чупров А. И. Экономическая оценка народного образования // Русское богатство. 1896. № 11. С. 65−66.
- Яров C.B. Конформизм в советской России: Петроград 1917−1920-х годов. СПб.: Европейский дом, 2006. 570 с.
- Clark Ch. Е. Literacy and Labour: The Russian Literacy Campaign within the Trade Unions, 1923−27 // Europe-Asia Studies. Vol. 47. No. 8 (Dec., 1995). P. 1327−1341.
- Hall S. How to teach Reading. Boston, 1894.