Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление негосударственными вузами в условиях трансформации российской системы образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первое. Правовой статус негосударственных вузов закреплен нормативно. Не то с фактическим и — что проблематичнее — с логическим статусом. Негосударственный, платный, коммерческий, частный. В каких случаях все это — синонимы (логические и лингвистические)? Не финансируемый из бюджета, существующий на платной основе — это одно и то же? Может ли быть назван негосударственным вуз, в котором… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. (3)
  • Глава II. ервая. Негосударственный вуз: понятие, концепт, феномен и системный объект. (24)
    • 1. Система образования и генезис негосударственного образования в современной России ландшафт высшего образования. (24)
    • 2. Негосударственный вуз: дефинитивные проблемы и социологическая теория. (33)
    • 3. Негосударственное высшее образование: проблемы и социальное место в эпоху реформ. (55)
  • Глава вторая. Социологические проблемы управления негосударственными вузами. (76)
    • 1. Социологическая теория и противоречия социальной практики в управлении негосударственным образованием. (76)
    • 2. Пути совершенствования системы управления негосударственными вузами в современных российских условиях: взгляд социолога. (119)

Управление негосударственными вузами в условиях трансформации российской системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

Актуальность темы

Появление в нашей стране значительного числа учебных заведений, сразу же получивших в обиходе название негосударственных, сделало надолго актуальным исследование этого феномена. Возникновение множества не финансируемых из государственного бюджета образовательных структур и было свидетельством наступления эпохи радикальных реформ в системе образования. В то же время появление этих структур само провоцировало такие реформы, которых требовало обновленное общество. В результате происходили глубокие общественные трансформации, смысл которых до сих пор далеко не во всем ясен не только практическим работникам образовательной сферы, но и ученым — специалистам в области управления образованием и социальными процессами в целом.

Даже некоторые уточнения наших знаний о том, как именно надлежит действовать в условиях нестабильного существования всей субъект-объектной системы социальных связей с тем, чтобы избежать фатальных ошибок, имели бы огромное значение для реальной социальной практики — очевидность этого простого факта не делает менее актуальным необходимость его настойчивого повторения для оптимального усвоения. За некорректностями управленческих решений, за управленческими неточностями стоят судьбы многих людей, расплачивающихся за чужие ошибки — в условиях смены поколений управленцев, с приходом новых управленческих кадров в любую сферу на этой идее приходится все более жестко настаивать, поскольку все чаще возникают проблемы не просто профессиональной квалифицированности, но и моральной ответственности за принимаемые решения.

Особенно велико значение управленческих решений, неточности которых скажутся не сразу, а, быть может, спустя десятилетия. Именно таковы характеристики управления в образовательной сфере. Как, чему, кого и сколько учить — все эти вопросы, постоянно встающие перед практическими работниками образования, в наши дни приобрели общесоциальный смысл, во многом стали жизненно важными вопросами актуалитета, социальной тотальности, так что простейший, казалось бы, «бюрократический» вопрос при попытке решения мгновенно возвышается до уровня высокой теории, требует глобального подхода, методологически четких ориентиров, если угодно, требует практической умудренности и моральной, нравственной закалки, постоянно подвергаемой испытаниям на прочность в условиях трансформации самих основ общественной морали. В особую, по-своему чрезвычайную по сложности и даже трагизму ситуацию в этих условиях попали высшие негосударственные образовательные учреждения.

Сказанное позволяет не тратить аргументов на доказательство, во-первых, остро актуального характера всего комплекса проблем, связанных с научным исследованием феномена негосударственного высшего образования в нашей стране, и, во-вторых, необходимости комплексного подхода к решению проблем управления в сфере негосударственных высших учебных заведений — с этим, как будто, готовы согласиться все. Все признают и актуальность, и сложность проблемного поля. Многие обращают внимание также и на междисциплинарный характер самой проблемы. Однако неточности в понимании самого феномена междисциплинарности и методологически некорректное понимание комплексного подхода, неоднократно отмечавшееся теоретиками в сфере управления, — все это создает серию дополнительных трудностей в рассмотрении всего комплекса проблем высшего образования в эпоху перемен.

Таким образом, актуальной оказывается задача дать практикам-управленцам простое и мощное познавательное орудие, позволяющее четко уяснить различия учебных заведений в зависимости от определенного органами управления статуса того или иного учебного заведения, с тем, чтобы обозначить перспективы, открывающиеся для каждого из образовательных учреждений в соответствии с его статусом.

Сделать это можно, лишь наметив познавательными средствами и указав пути разрешения реальных социальных противоречий, возникающих в сфере управления образованием. Наиболее острым противоречием нашего времени в сфере высшего образования диссертант считает противоречие между потребностью российского общества в разнообразных кадрах высокой квалификации и ограниченными возможностями удовлетворения этих потребностей при помощи системы государственного и негосударственного высшего образования. Социологическая наука призвана не только определить меру напряженности этого противоречия, но и обосновать и предложить управленческие решения, полагаемые в основание последующих шагов в выстраивании образовательных стратегий в сфере высшего образования.

Выстраивание образовательных стратегий — повседневное занятие для менеджера в сфере образовательных услуг, и ему в каждый данный момент небезразличны вопросы выстраивания образовательной вертикали и ее соотношение с образовательной горизонталью. Но определение статуса и всего спектра возможного позиционирования учреждений высшего образовательного звена невозможно без теоретико-социологической исследовательской работы. Вот почему по видимости вполне академичная понятийная работа оказывается столь непосредственно ожидаемой для менеджера в сфере образования. Вот почему даже относительно небольшое теоретическое продвижение на этой территории с таким очевидным нетерпением встречается практическими работниками: избегание понятийной путаницы прямо сказывается на интересах — в том числе и материально-экономических — работников образовательной сферы.

Наиболее актуальной здесь оказывается проблема определения места негосударственных высших учебных заведений в общей системе высшего образования. Нерешенность научными средствами вопроса о путях разрешения вышеуказанного социального противоречия ставит негосударственное высшее учебное заведение перед дилеммой: либо негосударственное высшее учебное заведение будет решать те же проблемы, которые стоят перед государственной системой высшего образования, превращаясь в неэффективный придаток последней, либо оно будет выдавлено на периферию социальной системы как таковой, решая задачи, которые не связаны с задачами системы высшего образования. Особую остроту указанным проблемам придает трансформационный характер процессов в сфере образования — образовательная реформа, в ходе которой роль и место учебных заведений разных уровней и подчиненности в общей системе меняется зачастую непредсказуемо и зависит во многом от разного рода случайностей. Все это и породило обширную литературу о неогсударственных высших учебных заведениях, авторами которых руководило стремление ответить на множество вопросов конкретного характера, повседневно встающими перед практиками-управленцами, причем эти ответы может дать только социологическая наука.

Степень разработанности проблемы. В связи с общим междисциплинарным характером затрагиваемых в диссертации проблем, а также в силу неразработанности ряда методико-методологических проблем исследоваания роль базовых источников сыграла для данной работы обширная литература по общим проблемам социологии, причем и здесь в первую очередь надлежит упомянуть «отцов-основателей» и классиков социологии, чьи взгляды еще долго будут продолжать влиять на креативные разработки в практике управления, — таких, как К. Маркс, О. Конт, Э. Дюркгейм, А. Вебер, М. Вебер, Р. Мертон, Т. Парсонс, П. Лазарсфелд, А. Шюц, Ч. Райт Миллз, Э. Гофман, Э. Гидденс, Н. Элиас, X.

П.Дюрр, П. Бурдье, Э. Морэн, А. Моль, П. Бергер, Р. Дарендорф, Т. Лукман, Ю. Хабермас, Э. Фромм, П. Штомпка, и мн. др.

Следующий пласт в разработках проблем, определивших исследовательские интересы диссертанта, составили отечественные работы по социологии знания, социологии образования. Эта сравнительно новая для отечественного социолога территория быстро осваивается и в настоящее время представлена работами таких авторов, как Б. Н. Бессонов,.

A.П.Булкин, Н. П. Ващекин, Л. Вербицкая, Ю. Г. Волков, А. В. Горячев,.

B.И.Добреньков, О. В. Долженко, Ю. Л. Егоров, В. И. Жуков, И. В. Ильинский, М. П. Карпенко, Р. Б. Квеско, В. Г. Кинелев, Т. И. Костина, В. Н. Леонтьева, В. Я. Нечаев, В. Н. Помогайбин, В. Рахманин, М. Н. Руткевич, В. А. Садовничий, Л. Н. Тарасюк, М. Ю. Тихонов, А. Д. Урсул, К. Н. Цейкович, В. Тужилин, С. Траубенберг и др.

Отечественная социологическая (и — шире — общественная) мысль располагает значительными достижениями в исследовании теоретических проблем высшего образования — в области экономики, управления, определения перспектив, прогнозирования последующего развития. Среди работ последнего времени по социологии управления выделяются труды таких авторов, как Н. Артамонов, Г. Салимова, В. Качан, В. Виноградов, А. Синюк, В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтевич, Ю. К. Итин, В. Г. Кинелев, Е. А. Князев, О. С. Минаева, И. Э. Надуткина, Г. Нив, В. П. Панкратова,.

A.П.Панкрухин, Т. Э. Петрова, С. В. Прокопенко, Н. Н. Соколов,.

B.М.Филиппов, В. Л. Шаповалов, Ф. Э. Шереги.

Если все-таки можно ограничиться упоминанием о связанном с междисциплинарностью поставленной проблемы огромном массиве литературы по социологии управления и общей характеристике глобализирующегося мира, то есть область, которую здесь обойти нельзяэто проблемы молодежи. Образовательная стратегия — это очевидно! -провалится, если не будет ориентирована на эту демографически и общесоциально определенную категорию людей. В социологическом исследовании молодежи сложились мощные отечественные традиции, которые в настоящее время представлены и развиваются таким авторами, как И.В.Бестужев-Лада, Н. М. Блинов, В. С. Боровик, В. А. Похвощев, Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, В. А. Луков, Б. А. Ручкин, В. Т. Шапко, Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов, Е. А. Гришина, Т. Гурова, А. Д. Евсеев, Г. С. Ентелис, Д. Г. Щипанова, Н. А. Зоркая, Ю. А. Зубок, О. И. Карпухин, Ю. С. Колесников, В. Т. Лисовский, В. С. Магун, А. З. Литвинцева, В. А. Мансуров, К. Т. Барбакова, А. Л. Маршак, Т. П. Меркулова, Л. М. Недыгало, В. В. Павловский, В. В. Журавлев, С. В. Прокопенко, М. Н. Руткевич, Б. А. Ручкин, В. К. Сергеев, И. Н. Староверова, В. И. Чупров и др.

Наконец, работы о негосударственном вузе. Эта группа источников нуждается в особом рассмотрении в связи с объектом и предметом настоящего исследования: ведь именно обвальный характер публикаций по проблемам негосударственного вуза свидетельствовал, во-первых, об упомянутом жгучем общественном интересе к феномену негосударственного образования, и, во-вторых, о неравномерном научном и общественном внимании к различным сторонам социального бытия негосудаственного образоваательного учреждения.

За короткий (по историческим меркам просто ничтожный) срок целая армия работников негосударственной образовательной сферы осознала потребность в рефлексивном анализе своей деятельности, результатом чего стал прежде всего поток коллективных изданий по проблемам негосударственного высшего образования, чаще всего представляющих материалы коллективных встреч: конференций, семинаров, симпозиумов по этой проблематике. Среди них такие, которые необходимо назвать в первую очередь. Это, в частности, чрезвычайно информативный и концептуально насыщенный том «Негосударственное высшее образование: теория и современные проблемы"1.

Немало ценного заинтересованный читатель может найти в материалах научно-практической конференции «Негосударственное образование в России"2. Чрезвычайно конкретно на одной из центральных для нашей темы проблем фокусируется внимание читателя в материалах научно-практической конференции «Опыт сочетания требований государственного образовательного стандарта и положений концепции ВИЭСП в организации учебно-методического процесса (ГОС РФ в негосударственном вузе)"3.

В заключение нельзя не отметить, что помимо основополагающих для данной сферы официальных государственных документов, регламентирующих деятельность негосударственных вузов, — документов, к которым любому исследователю приходится обращаться постоянно, -большую пищу для размышлений мы обнаруживаем в регулярно выходящих изданиях «Документы и материалы Ассоциации негосударственных высших учебных заведений России"4, а также в.

Негосударственное высшее образование: теория и современные проблемы: Сб. научн. трудов / Московский открытый социальный университет. Науч.-метод. центрСост.:

Безуглова Г. А., Шабанов Г. А. — М.: Изд. Моск. откр. соц. ун-та, 1999. — 231 с. Негосударственное образование в России. Материалы научно-практической конференции 22−23 апр. 1996 г. Новороссийск, 1996 — 136 с.

3Опыт сочетания требований государственного образовательного стандарта и положений концепции ВИЭСП в организации учебно-методического процесса (ГОС РФ в негосударственном вузе)//Материалы научно-практической конференции 27 марта 1999 г. Ред. — А. А. Бессолицын. Волгоград: Изд-во Волгогр. ин-та экономики, социологии и права, 1999.

4 Все выпуски. Издание продолжается.

Отчетах ежегодных мониторингов ЦСИ Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области"5.

И все-таки уже здесь наибольшее внимание диссертант со всей настойчивостью предлагает уделить монографическим и диссертационным исследованиям, в последнее время столь многочисленным, хотя естественно, что зачастую труды, выходящие первоначально как монографические, в дальнейшем превращаются в диссертационные текстыПроблемам негосударственного высшего образования лишь в самое последнее время посвятили свои работы такие авторы, как В. А. Анчек, Г. Ф. Садрисламов, А. В. Аралов, В. Астахова, Е. Астахова, Н. В. Асташкина, Л. Н. Баренбаум, Г. А. Безуглова, А. А. Бессолицын, В. В. Грачев, В. В. Деркач, В. А. Зернов, Л. Ф. Мартемьянова, В. М. Рамзаев, С. А. Смирнов, В.А.Солони-цин, О. Г. Степанова, Л. В. Сухова, И. А. Хациева, Г. А. Шабанов,.

A.И.Щербаков.

Однако более детальное ознакомлене с тематикой и содержаниеми ближайшим и наиболее наглядным образом просто с дисциплинарной принадлежностью — перечисленных исследований позволяет убедиться в том, что негосударственное высшее образование стало предметом внимания в наибольшей мере ученых-педагогов — специалистов по общим проблемам вузовской педагогики (например, работы Н. В. Асташкиной, Л. НБаренбаум и др.), специфике методики обучения в негосударственном образовательном учреждении (работы О. Г. Степановой, Л. В. Суховой и др.) и истории негосударственного высшего образования в России (см. работы.

B.В.Грачева, И. А. Хациевой, В. А. Солоницина и др.). Ближе по тематике настоящей диссертационной работе некоторые экономически ориентированные труды — такие, как работы Л. Ф. Мартемьяновой, В. М. Рамзаева, А. И. Щербакова.

Среди работ, специально посвященных управлению негосударственными высшими учебными заведениями, есть несколько полезных для практиков управления брошюрок, тогда как научные работы по социологии управления единичны. Это диссертационные работы.

7 8.

В.В.Деркач и С. А. Смирнова. Особняком стоит работа В. А. Зернова, принесшая автору степень доктора. технических наук. Положение, конечно, меняется, но за изменениями все труднее уследить: неиссякаемый интерес к актуальной теме привлекает все больше диссертантов к.

5 В настоящее время вышел выпуск за 2000;2001 гг.

6Деркач В. В. Социальный мониторинг кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов: Социологический анализ. Автореф. канд. социол. наук. М., 2001.

7Смирнов С. А. Становление и институциализация высшего негосударственного образования в современной России/Дис. канд. социол. наук. — Ростов н/Д., 1998.

8Зернов В. А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях — М., 1999. — 200 с. исследованию проблем управления негосударственными вузами. При этом все ощутимее становится серьезная опасность остаться на уровне голого эмпиризма, который и до сих пор нередко давал себя знать в отечественных работах по социологии управления. Столь нужные сейчас теоретические обобщения в сфере знаний о выработке управленческих стратегий в новых и чреватых сугубой вариативностью условиях — большая редкость.

Таким образом, приходится констатировать: негосударственное высшее образование и управление его учреждениями остается terra incognita отечественных социологов. Этот вывод и обусловил определение целей и постановку задач настоящего исследования:

Цели и задачи исследования. Попытка отойти от практики «полезных рекомендаций» в сфере управления образованием и особенно в случае негосударственных образовательных учреждений, да еще в нестабильной социальной среде — попытка отойти в сторону надежного теоретического осмысления образовательной стратегии — может показаться прожектёрски утопичной любому знакомому с делом и a priori скептически настроенному практику. Сверхзадача или, если так можно выразиться, высшая цель данной диссертационной работы именно такова. Даже если в результате исследования уменьшится доля скептиков при обсуждении поставленной проблемы и станут более валидными доводы «оптимистов», — этими скромными успехами на пути к «суперцели» диссертант удовлетворился бы. Однако для достижения этих результатов необходимо определение собственно исследовательских целей, имманентных объекту и предмету исследования.

Таким образом, цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы получить научную информацию о месте и роли негосударственных высших учебных заведений в трансформирующейся социальной системе и тем самым определить пути совершенствования управления негосударственными высшими учебными заведениями.

Объект исследования — негосударственное образовательное учреждение.

Предмет исследования — принципы управления негосударственными образовательными учреждениями (вузами) в условиях социальных трансформаций.

Первоочередная задача исследования — дать теоретический анализ понятия «негосударственное образовательное учреждение высшего звенанегосударственный вуз», проанализировать это понятие социологически и тем дать социологу-практику орудие для исследования фактов, связанных с функционированием соответствующей области социальной реальности.

Решение этой общей теоретической задачи естественно связано с решением ряда частных задач. Первая из них состоит в том, чтобы выявить противоречия и напряженности в отношениях различных сторон феномена и вместе с тем детерминирующий характер социума в его различных срезах по отношению к системе высшего образования, наметив тем самым оптимизирующие управленческий процесс образовательные стратегии в негосударственном вузе.

Автор осторожен в выводах, хотя и говорит о значимых обобщениях. Последние были бы невозможны без предварительных и уже охарактеризованных выше эмпирических работ, к которым диссертант относится и как к фундаментальной основе, и как к социологическому материалу — материалу, который, как и всякий социологический материал, может быть по-разному представлен теоретически. Такие обобщенияплод работы больших исследовательских коллективов, и задача диссертанта состоит поэтому лишь в том, чтобы сделать некоторое количество первоначальных шагов на пути обобщений, поскольку эти первые шаги, как показывает практика, во многом определяют последующую исследовательскую стратегию. Основа исследования связана с попыткой дать теоретические уточнения самого понятия «негосударственный вуз», показать его место в системе управленческих категорий и указать пути к редукции этого понятия к уровню эмпирических индикаторов. Поэтому первая часть работы носит характер историко-аналитический, а вторая — практико-рекомендательный.

Эта последняя стадия исследования связана с выявлением стратегических линий в развитии системы негосударственных образовательных структур и выработкой практических рекомендаций в разрешении выявленных анализом напряженностей, социальных антиномий и организационно-деструктивных противоречий в современных состояниях и трендовых характеристиках системы вузовского образования.

Наконец, задача диссертации по замыслу автора состоит в том, чтобы, не ограничиваясь теоретическим анализом, выявить меру возможного и желательного участия негосударственных вузов в разрешении обозначенного выше клубка проблем всей образовательной системы России периода ее сущностных трансформаций.

Методологические основы диссертации. Методологически важно для исследования осуществление двоякого рода познавательных процедур — во-первых, абстрагирования от множества аспектов, с которыми связана управленческая деятельность вуза по мере продвижения в осуществлении исследовательской стратегии, во-вторых, соблюдения разумной меры в соответствующем абстрагировании в силу необходимости привлекать время от времени материал, дотоле попадавший в разряд тех, от которых прежде сознательно отвлекались. Так, проблемы финансирования деятельности негосударственных высших учебных заведений, как уже указывалось, несмотря на всю свою важность, не стали предметом специального рассмотрения в данном тексте, так как их освещение неизбежно придало бы последнему сугубо экономический (в ущерб социологическому) характер. Вместе с тем нарочитое избегание финансово-экономических проблем при рассмотрении управления деятельностью негосударственного вуза было бы искусственным. В остальном методология диссертации основывается на том, что уже характеризовалось выше в качестве общей теории управления и деятельностного подхода к социальным и социально-психологическим феноменам.

Эмпирическая база исследования. Фактической базой исследования стали:

— материалы социологического исследования «Мотивация поступления в негосударственный вуз», осуществленных и проводимых регулярно среди поступающих в Московский социально-гуманитарный институт (в его московском отделении и в филиалах) на протяжении 20 002 005 гг. Исследования проводились под руководством и по методике автора методом сплошного опроса по стандартизированному бланк-интервью (генеральная совокупность = 1023) а также методом экспертного опроса (опрошено 127 экспертов — руководители государственных, муниципальных образовательных структур, главные специалисты областных и муниципальных органов власти);

— вторичный анализ материалов социологических исследований Социологического центра РАГС при'-Президенте РФ (Информационно-статистический бюллетень «Социология власти» за 1999;2003 гг.);

— материалы научных конференций по исследуемым в диссертации проблемам управления негосударственными вузами РФ;

— информация периодических научных изданий и СМИ.

Новые результаты, полученные в работе, представляют собой, во-первых, определение разновидностей феномена «негосударственный вуз» (выделено четыре разновидности негосударственных высших учебных заведений — муниципальные, общественные, частные, платные — и проанализированы особенности управления ими в условиях трансформаций социума) выдвинут ряд идей относительно процессов управления столь до сих пор нечетко определенной области, какой продолжает быть управленческий процесс в негосударственных высших учебных заведениях. В диссертации, в частности, проводится мысль о том, что характеристика высшего учебного заведения как негосударственного имеет смысл лишь тогда, когда процесс регулирования деятельности такой образовательной структуры основан на каждый раз заново определяемых принципах, в отличие от управления государственными образовательными учреждениями.

Во-вторых, процесс управления деятельностью негосударственных высших учебных заведений представлен как процесс перманентного разрешения противоречия между специфическими образовательными целями негосударственного образовательного учреждения и регулирующей волей государства, выраженной системой государственных образовательных стандартов. В-третьих, вопреки, сложившемуся и имеющему жесткость предрассудка взгляду, процесс управления деятельностью негосударствен-ного вуза отнюдь не представляет собой просто разной степени сложности приспособление к требованиям государственного стандарта в процессе регламентации деятельности вуза при лицензировании образовательной деятельности и других формах государственной аккредитации образовательного учреждения, а выступает каждый раз как творческий акт (акт социального творчества) разрешения противоречий, складывающихся в ходе взаимодействия институциональных и институциализирующихся структур. Проблемная ситуация, отчетливо выраженная рассогласованием двух векторов — образовательной вертикалью и образовательной горизонталью — должна быть, таким образом, отчетливо осознана до того, как волей-неволей придется делать шаги к ее разрешению.

Вытекающая из такого нового понимания процесса управления негосударственными высшими учебными заведения теоретическая значимость результатов проявляется ярче всего в их практической значимости: весь процесс управления деятельностью негосударственного вуза на практике предстает в совершенно новом свете — как процесс управленческого творчества более высокого порядка, чем элементы творчества в приспособлении негосударственного вуза к государственным требованиям. Эти выводы, по убеждению диссертанта, должны найти отражение в процессе подготовки к деятельности специалиста в области управления, должны быть отражены в программах образовательной деятельности, в том числе и в государственных образовательных документах, равно как и в регламентируемом государством списке образовательных специальностей. Соответствующие изменения должны быть внесены и в программы высших учебных заведений и в сам процесс преподавания по соответствующим дисциплинам. Далее, положения и выводы данного диссертационного исследования в качестве междисциплинарного могут быть использованы в процессе изучения общего курса социологии, курса истории социологических учений, современной философии, теории менеджмента, социальной педагогики, а также в курсе культурологии, равно как теории и истории мировой культуры.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования получили отражение в публикациях автора, в докладах и выступлениях на научных конференциях, в частности, на конференциях в Российской академии предпринимательства. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социологии РГИИС и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вряд ли целесообразно было бы в завершение этого по определению не могущего быть завершенным труда (каждое мгновение и поворот в социальном развитии приносит новые сюжеты в исследуемую проблематику) еще раз формулировать выводы и разжевывать «достижения». Важнее, по-видимому, подчеркнуть не слишком явные для читателя, но важные для автора моменты, которые не хотелось бы упустить из вида. В то же время все они выглядят и выступают как стороны значимых выводов, обращенные к дальнейшему исследованию соответствующей проблематики — управления негосударственными вузами в условиях преобразований в социуме.

Первое. Правовой статус негосударственных вузов закреплен нормативно. Не то с фактическим и — что проблематичнее — с логическим статусом. Негосударственный, платный, коммерческий, частный. В каких случаях все это — синонимы (логические и лингвистические)? Не финансируемый из бюджета, существующий на платной основе — это одно и то же? Может ли быть назван негосударственным вуз, в котором программы, учебные планы, — всё, вплоть до условий обучения и расписания регламентировано государством? Не правы ли те социологи, которые утверждают, что существование негосударственного высшего образования в нашей стране номинально, чисто формально, тогда как на деле, содержательно все эти учебные заведения отличаются лишь формой финансирования? Правомерно ли устоявшееся, идущее от официальных документов различение словоупотребления: «высшее учебное заведение» и «высшее образовательное учреждение»? Что это — чисто бюрократический вербальный трюк, или за этим стоит некая социальная реальность, которую нельзя не учитывать? Все эти. вопросы для социолога имеют не чисто теоретический интерес, хотя решаться они должны чисто теоретическими средствами. Дело в том, что социологу в процессе подготовки программных документов исследования приходится, как известно, иметь дело с вполне стандартной социологической процедурой, которая именуется обычно редукцией теоретических понятий. Отсюда особые требования к точности словоупотребления в исходном концептуальном материале.

Второе. Всякий социолог прибегает к процедуре редукции основных понятий. Здесь — теоретическое прояснение основных понятий одновременно служит прагматической цели построения теоретической базы — программы конкретного социологического исследования. В этом социологический смысл и управленческое значение данного текста, предназначенного тем самым не для прямого использования социологом-практиком, а для теоретика «среднего уровня», дающего практические рекомендации социологу-практику. (Социология метауровня).

Третье. Основа теоретических ориентаций настоящего исследования — традиционная классическая функционалистская социология Э. Дюркгейма — Р. Мертона — Т. Парсонса — П.Лазарсфелда. Однако по мере необходимости привлекается весь новейший социологический арсенал, доказавший свою релевантность в отражении социальной реальности. В первую очередь используется имагинативная социология — «социология воображения», берущая начало от работ Чарлза Райта Миллза.

Четвертое. Трудно разделить экономический и социологический аспекты исследования: проблемы менежмента обсуждаются и в экономических и социологических изданиях. Диссертант, несмотря на критику в деталях, разделяет точку зрения тех отечественных исследователей, которые предлагают различать социологию управления и социологию менеджмента (см. работы А. И. Кравченко, И. О. Тюриной и.

ДР.).

Пятое. Дальнейшие пути исследования проблемы — это рассмотрение таких тем, как: конфликты, согласование интересов, техника переговорного процесса, ресурсное обеспечение, проблемы гуманитаризации высшего образованияисследование проблем управления высшим образованием не может остаться в стороне от проблем социологии молодежи, социологии образования, проблем глобализации, модернизации, в том числе модернизации образования (Легче перечислить те области и регионы, которые избежали исследования на предмет выяснения проблем негосударственного образования, чем назвать все работы авторов из российской «глубинки», которые заинтересовались проблемами управления в сфере негосударственной системы высшего образования).

Шестое. Причинно-следственные связи в сфере взаимосвязи государственного и негосударственного образования прозрачны. Инфляция диплома о высшем образовании — оборотная сторона пролиферации негосударственного высшего образования. Это очевидно. Не очевидны здесь две вещи. Во-первых, мера корреляции этих двух процессов, степень негативного влияния сложившейся практики подготовки специалистов с высшим образованием в рамках негосударственного высшего учебного заведения. Во-вторых, стратегические меры управленческого характера, которые позволили бы минимизировать негативные следствия, проистекающие из намеченного пункта социального напряжения. Дерево целей в построении управленческой стратегии применительно к данной образовательной социальной сфере не взращено социологической мыслью.

Седьмое. Образовательный бум 90-х-2000;х гг. в глазах социолога имеет весьма определенные и легко раскрываемые причины. Одна из главных составляющих процесса трансформации современного российского общества — процесс легализации частного бизнеса при переходе к рыночной экономике. Процесс «выхода из тени» сопряжен с институциализацией структур «бандитского капитализма», а эта институциализация есть не что иное, как процесс приобретения респектабельности руководителями бизнеса и их непосредственного окружения. Главный показатель такой респектабельности — уровень образования. Появление у вновь обретенного промышленного и финансового капитала потребности в виртуальном капитале — показателях престижа, репутации и «элитарности» — выражается ближайшим образом через требования к образовательному цензу сотрудников. Такова прозаическая и прагматическая подоплека образовательного бума и «бега за дипломом» у молодежи.

Если данный диссертационный труд позволит глубже осознать эти несколько представленных в заключение идей — исследовательские амбиции автора будут удовлетворены, независимо от общей оценки социологической или управленческой его значимости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы высшего образования. Сб. науч. труд. -М., 1991.
  2. И.В. Поведение потребителей. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  3. Е. Г. Московский кооперативный вуз: прошлое и настоящее: Документаально-публицист. очерк. -М., 1998.-226 с.
  4. Е. Г., Гретченко А. И. Рынок труда и профессиональное образование: (Развитие кадрового потенциала общества на этапе реформирования нац. экономики России). Мин-во общ. и проф. образования РФ. Рос. экон.акад. им. Г. В. Плеханова. М., 1998. — 134 с.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
  6. В. А., Садрисламов Г. Ф. Инновации в области высшего профессионального образования (негосударственные вузы): проблемы становления и развития // Магистр, 1997. № 6. С.12−16.
  7. А.В. Управление негосударственным вузом в условиях рынка образовательных услуг/ Пособие для руководителей вузов-Ессентуки: Ессентук. Ин-т управления, бизнеса и права, 2000. 116 с.
  8. Н., Салимова Г., Качан В. Научно-технический потенциал высшей школы// Высшее образование в России. 2000. № 2. С. 52.
  9. М. В: Гуманистические основы управления образованием: Монография. М., Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1998. — 195 с.
  10. С. А., Айсенов Р. С. Ценообразование на рынке образовательных учреждений. Астрах, ин-т Моск. междунар. ун-та бизнеса и информ. технологий. М.: ЦНТЭП, 1998. — 70 с.
  11. В., Астахова Е. О государственной ответственности негосударственных вузов / Тезисы из выступлений участников 2-огосеминара, посвященного развитию платного образования//Высшее образование в России. М- 20 001 № 6.
  12. Н.В. Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе/ Дис. канд. педагог, наук М., 2000.
  13. Л.Н. Педагогическое содействие самообразованию студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении/ Дис. канд. педаг. наук. Челябинск, 1997.
  14. .Н., Ващекин Н. П., Тихонов М:Ю., Урсул А. Д. Образование -прорыв в XXI век М., 1998. — 242 с.
  15. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М: Прогресс-Традиция, 2000.
  16. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
  17. Бестужев-Лада И. В. Молодежь и зрелость. Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М., 1984.
  18. Н.М. Социология молодежи: достижения, проблемы // Социс. 1982, № 2.
  19. B.C. Потери и приобретения молодежи России в период проведения реформ. //Диалог. 1998, № 9.
  20. B.C., Похвощев В. А. Молодежь России: проблемы занятости (методологические и методические аспекты). М.: Российский учебный центр Федеральной службы занятости, 1995.
  21. А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна: «Феникс+», 2001. — 208 с.
  22. М.С., Кузнецов В. И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994.
  23. А.П. Сравнительная политология в терминах и понятиях. М., 1998.
  24. Валовой Д.В. XXI: век три сценария развития. М., 1999.
  25. И. Глобализация или переходная эпоха: Глобальный взгляд на долгосрочное развитие мировой системы // Красные холмы. М., 1999. С. 121−132.
  26. Ю. С., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. Стратегия инноваций. СПб.: СПбГТУ, 1997.-128 с.
  27. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.
  28. А. Принципиальные замечания к социологии культуры. Идеи кпроблемам социологии государства и культуры // Избранное: Кризис европейской культуры. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999.
  29. М. Протестантская этика. Сборник статей. М.: ИНИОН, 1972.
  30. Л. Гуманитарное образование в современной России//Высшее образование в России. 1996. № 1.
  31. В., Синюю А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. 2000- № 2.
  32. Ю.Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В. Т. Практикум по социологии молодежи. М.: Социум, 2000.
  33. А. П., Митироко В. И., Модин А. А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. Опыт ФРГ. М., 1995.
  34. Волков В- О концепции практик в-социальных науках // Социологические чтения. Вып. 2. -М., 1997.
  35. Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
  36. Всемирный банк. Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире. М., 1997.
  37. Выборы Президента Российской Федерации. 2000. Электоральная статистика. М.: Издательство «Весь мир», 2000.
  38. Л. С. Психология искусства.-М.: Изд-во «Искусство», 1968.
  39. Вуз и рынок. В 3-х кнУРедкол.: Тихонов А. Н: и др.— М., 1994.
  40. Высшая школа: испытание рынком (по материалам социологических исследований): М., 1993, — 159 с.
  41. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г./Под ред. В. Г. Кинелева.-М., 1995.
  42. Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1968.
  43. К.С. Политическая философия. М.: Экономика, 1999.
  44. A.M. Организационно-педагогический менежмент намуниципальном уровне //Дис. канд. педаг. наук. Армавир, 1999.
  45. ., Аберкромби Н., Хилл С. Социологический словарь / Пер. с анг. / под ред. С. А. Ерофеева. Казань, Изд-во Казанского университета, 1997.-312 С.
  46. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1997.
  47. В.А. Высшая школа на пути реформ. СПб: Ин-т управ. И экономики, 1998.-239 с.
  48. Т. Левиафан // Гоббс Т. Собр. соч. В 2-х т. М., 1991.
  49. М.М. Взлет и падение глобальной экономики // Ученые записки Института Африки РАН. Вып. 6., М., 1999.
  50. Э. Анализ организации / Социология сегодня: проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965. — С. 445—476.
  51. Н.Ф. Студент: путь к личности. М., 1982.
  52. А. В. Проблема иннвационного образования в современных условиях // Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века. М., 1996. С.8−11.
  53. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. М.: Сигнал, 1997. — 176 с.
  54. Гражданский кодекс. Часть 1. М.: Ось- 89, 1994. -208 с.
  55. В.В. Становление и развитие высшего негосударственного образования в России, вторая половина XIX-начало XX вв. /Дис. канд. педагог, наук. М., 2000.
  56. Е.В. Подготовка студента педвуза к реализации функции менеджера в учебно-воспитательном процессе. Дис. канд. педаг. наук. Ставрополь, 1999.
  57. Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. -М.: Социум, 1999.
  58. Э.А., Крахт К.-Х., Ливенцев Н. Н. и др. Глобализационные приоритеты экономической политики Евросоюза. М., 2000.
  59. Л. К проблеме негативной идентификации // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000, № 5.
  60. JI., Дубин Б. Молодые «культурологи» на подступах к современности // НЛО. 2001, № 50.
  61. Т. Дети поражения // Эксперт. 2001, № 23.
  62. У. О стратегии противостояния глобальному капитализму // Альтернативы. М., 1999. Вып 1. С. 25−38.
  63. Р. Тропы из утопии. Работы по теории и истории социологии. М., 2002.
  64. В.В. Социальный мониторинг кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов: Социологический анализ. Автореф. канд. социол. наук. М., 2001.
  65. В.И., Кухтевич Т. Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. М., 1996.
  66. Документы и материалы Ассоциации негосударственных высших учебных заведений России. (Все выпуски. Издание не закончено).
  67. О.В. Очерки по философии образования. — М.: Компания «Кворум»: Промо-медиа, 1995.-239 с.
  68. П.Ф. Практика менеджмента. — М., 2000.
  69. Духовные и социальные проблемы глобализации. Материалы конференции, 3−4 мая 2001, Санкт-Петербург, 2001.
  70. Э. Социология образования / Под ред. B.C. Собкина и В.Я. Нечаева- Пер. с фр. Т. Г. Астаховой. Рос. акад. образования. Центр социолог, образования.-М.: Интор, 1996.-77 с.
  71. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода /Санкт-Петербург. Ун-т экономики и финансов.- СПб., 1995.-160 с.
  72. А.Д. Проблемы организации платных образовательных и досуговых услуг в рамках реализации государственной молодежной политики /Автореф. канд. эконом, наук. -М., 1998.
  73. Ю.Л., Костина Т. И., Тихонов М. Ю. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность: Филос.-методол.аспекты/ Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ М.: Изд-во РАГС, 1996.-160 с.
  74. Г. С., Щипанова Д. Г. Протестный потенциал российскоймолодежи. М.: Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, 1999.
  75. .С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1996.
  76. Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образования: Сб.научн.тр. /АПН СССР. Центр пед. инноваций- Под ред. B.C. Собкина.-М., 1990. 130 с.
  77. Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учебн. Пособие для экон. специальностей вузов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 182 с.
  78. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. -М.: Финстатинформ., 1998. 175 с.
  79. П.В., Карташев С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. М., 2000.
  80. В. М., Аржанова И. В.,. Уледов В. А. Инновационный проект развития образования национального фонда подготовки кадров.
  81. А. М. Государственное регулирование занятости и рынка труда. Уч. пособие./ МГУ им. М. В: Ломоносова. М., 1996. -91 с.
  82. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266−1 «Об образовании».
  83. Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.
  84. В.А. Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования в современных условиях М., 1999. — 200 с.
  85. Н.А. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение // Мониторинг общественного мнения, 2001, № 2 (52).
  86. Ю.А. Интеграционный потенциал современного студенчества // Россия накануне XXI в. Вып. 2. М., 1995.
  87. А. Е. Высшая школа России в конце XIX века. М., 1991.
  88. В.Н. Россия: обретение будущего (размышления социолога). М.: РИЦИСПИ РАН, 1998.
  89. Дж., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления. М., 1993.
  90. С.Н. От монополии к мозаичности культуры // Культура на пороге третьего тысячелетия. Сборник. СПб, 1994.
  91. Г. Образование и государственное управление // Вестник высшей школы.- 1997, № 12.
  92. И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург ун-та экономики и финансов, 1996.- 163 с.
  93. ИМ. Образовательная революция. М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии, 2002. — 592 с.
  94. Инновационные образовательные технологии на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Материалы к Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 27−28 окт. 1998 г. 4.1−2. Казань: Унипресс, 1998. — 53 с.
  95. Информационная революция: наука, экономика, технология. Под ред. АИ.Ракитова. М., 1993.
  96. JI.F. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. — М.: Логос, 2000.
  97. Итин Ю. К. Финансирование высшей школы России: теорет.- прикл. пробл. -М.: Магистр, 1998. 113 с.
  98. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. 1994, № 1.
  99. М.П. Становление новой педагогической парадигмы и ее технологическое обеспечение // Мир психологии. — 199. № 3, С. 2229.
  100. М.П. Цели и задачи образования // Психологическое обозрение. -1998.-№ 1. С.10−18.
  101. О.И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества: Автореф. дис.. д-ра социол. наук /Ин-т молодежи. М., 1997.
  102. М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000.
  103. Р.Б. Образоваательное пространство как социальное явление: Филос.-методологический анализ. Томск, 1998. — 185 с.
  104. М.С. Деятельность как система. Социально-философский подход // Философские и социологические проблемы человеческой деятельности. Краснодар, 1984. С.5−18.
  105. Р.Б. Философия образования: Учеб. пособие. Томск, 1998.
  106. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы высшего образования России. М.: Республика, 1995.
  107. В.Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. -М.: Владос, 1998. 518 с.
  108. Г. С. «Кризис нашего времени» как проблема человека //Вопр. философии, 1999. № 1. С. 44−49.
  109. И.М., Тимофеев Л. М. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: Российский Государственный гуманитарный университет, 2000.
  110. Е.А. Высшее государственное образование в России: история и современность. М., 1993.
  111. Е.А. Редакционная статья. / Е. А. Князев // Университетское управление: практика и анализ. 2002. -№ 2(21). С. 2−3.
  112. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // «Социс». 1995. № 1.
  113. О.Н. К вопросу о деидеологизации // Социально-политический журнал. 1992, № 6−7.
  114. Т. Глобализация противоречивая черта современного мирового развития // О-во и экономика. М., 2000. № ¾. С. 189−197.
  115. А.И. Были бы деньги, а остальное приложится? // Высшее образование сегодня. 2002. № 1.
  116. Ю.С. Особенности формирования рыночных стандартов поведения студенческой молодежи. Ростов-на-Дону, 1998.
  117. .К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты. М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 1999.-144 с.
  118. М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений.-М.: Наука, 1994.-317с.
  119. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / И. М. Шейман, Л. И. Якобсон, JI.С. Демидова и др.: Рос. акад. наук. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. -М.: Наука, 1995. 155 е.
  120. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Буслов Е. В., Верещака И. М., Вильчек М. И. и др.: Отв. Ред.В.И. Шкатулла- Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве РФ -М.: Юристъ, 1998. 155 с.
  121. Концептуальные основы формирования содержания высшего образования в соответствии с потребностями и перспективами развития науки, техники, экономики, культуры. Отчет НИР — М.: НИИВО, 1996. 272 с.
  122. , О.М. Становление системы профессионального образования государственных служащих: Социол. анализ: Дис.. канд. социол. наук. М., 1996.
  123. Р.И. Был ли XX век железным? // Досье «Гласности». 2000 (10).
  124. АИ. Глобалистика и политическая наука // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит, науки. М. 1997. № 3. С. 42−56.
  125. И., Шуклина Е. Качество негосударственного высшего образования в оценках студентов и преподавателей // Вестник высшей школы. Alma mater.-2003.-№ 7.- С. 23−28.
  126. А.И., Тюрина И. О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академический проект, Трикста, 2004. —-1136 с.
  127. А.И., Щербина В. В. Социология труда и производства // Социология в России. М., 1998.
  128. Г. Ф. Высшая школа России. Проблемы сохранения интеллектуального потенциала. М.: Мысль, 1998.
  129. А., Клакхон К. Культура. Критический обзор концепций и понятий. М., 1952.
  130. М.Д., Барабин В. В., Владимиров А. И. Социальная деятельность: государственно-правовое регулирование. М. 1999.
  131. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
  132. Л.П. Индустрия образования: состояние и перспективы. М., 1996.
  133. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. № 5.
  134. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. 1996, № 5.
  135. А.П. Обучение государственных служащих в европейских странах И Высшее образование в России. М. 1994. № 1. С. 213−220.
  136. В.А., Чмыхова Е. В. Профессиональная социализация студентов в современном российском вузе. М., 1999.
  137. О.Е. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. -Великий Новгород, 1998.- 90 с.
  138. Ю.А. Индикаторы парадигмы культуры в общественном мнении // Мониторинг общественного мнения. 1998, № 3.
  139. Ю.А. Общественное мнение на переломе эпох: ожидания, опасения, рамки. К социологии политического перехода // Мониторинг общественного мнения, 2000, № 3.
  140. Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 19 932 000. М.: Московская школа политических исследований, 2000.
  141. В.Н. Образование как феномен культуротворчества // Социс. 1995, № 1.
  142. В. Т. Советское студенчество: социологические очерки. М., 1990.
  143. В.Т. Динамика социальных изменений: опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи // Социологические исследования. 1998, № 5.
  144. Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2001.
  145. B.C., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 80−90-е годы. М., 1993.
  146. М.Л., Пирожкова М. Л., Трехалина Ф. В. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет.- М: ИКЦ «Дис», 1997.-352 с.
  147. В. Осуществим ли в России русский проект? // Отечественные записки. 2002, № 3.
  148. В. А., Барбакова К. Т. Молодой интеллигент развитого социалистического общества. М., 1981.
  149. К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  150. К. Капитал. Т. 1. Предисловие к первому изд. //К.Маркс,
  151. Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 23.
  152. Л.Ф. Стратегическое планирование и выбор конкурентных стратегий в развитии негосударственных коммерческих вузов. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2000. 30 с.
  153. Мартин Г.-П., Шуманн X. Западня глобализации: Атака на процветание и демократию. М., 2001.
  154. А. Л. Особенности социокультурных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 1998, № 12.
  155. А.Л. Социология: Учебник для вузов. М.: Просвещение, 2002.
  156. Е.П. Управление персоналом предприятия. М., 1998.
  157. Материалы ЮНЕСКО. Международная конференция по образованию. 40-я сессия. Женева, 1986.-М.: 1996.
  158. Материалы к заседанию Госсовета 29 августа 2001 года. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2001.
  159. Материалы парламентских слушаний «О Концепции реформирования системы образования РФ». М., 20 января 1998.
  160. Т.П. Оптимизация вторичной занятости учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. социол. наук /Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1998 .
  161. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993.
  162. О.С. Высшее образование в системе социального управления: Автореф. дис.. канд. социол. наук /Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Фед.- М., 1997.
  163. Молодежь 97: Надежды и разочарования. М., 1998. 339 с.
  164. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
  165. А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
  166. Ю.А. Истина. Культура. Идеал. М.: Прометей, 1995.
  167. Ю.А. Условия труда клубного работника //Социология культуры. Клубный работник сегодня и завтра. Профессиограмма клубного работника/Труды НИИ культуры. Вып. 104. Москва, 1981. С.53−65.
  168. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. М.: Юрид. лит., 1987.-336 с.
  169. И.Э. Диагностика и оптимизация воспитательного процесса в высшей школе: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Белгород, гос. технол. акад. строит.- Белгород, 1997.
  170. Негосударственное высшее образование: теория и современные проблемы: Сб. научн. труд. / Московский открытый социальный университет. Науч.-метод. центр- Сост.: Безуглова Г. А., Шабанов Г. А. М.: Изд. Моск. откр. соц. ун-та, 1999.-231 С.
  171. Негосударственное образование в России. Материалы научно-практической конференции 22−23 апр. 1996 г. Новороссийск, 1996 — 136 с.
  172. Недыгало, Л.М.Социально-инновационная подготовка молодежи /Дис.. канд. социол. наук. -М., 1996.
  173. В. Я. Социология образования: Курс лекций / Рос. акад. образования. Центр социологии образования. М., 1998.
  174. Нив Г. Европа перемен: проблемы исследования высшего образования: Высшее образование в Европе. Т. ХУ1. -М.: 1991.
  175. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999.
  176. Об итогах деятельности Минобразования России по реализации первого этапа модернизации Российского образования: Аналитический доклад. М., 2004. — 158 с.
  177. Об обеспечении организационного и научно-методического сопровождения деятельности федеральных экспериментальных площадок/ Приказ Министерства Образования РФ от 12.01.2000 г. № 79 // Вестник Образования. 2000., № 5. С.25−26.
  178. Образование в мире. Общество и образование в современном мире. М., 1993.
  179. Образование спасет мир: Сб. материалов по прогр.: Всемир. десятилетие образования. Нац. доктрина образования: (В 2-хч.) -М., 1997.
  180. Образование на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Материалы 3-й науч.-практ. конф. — СПб., 1998.-90 с.
  181. Э.А. Человек в городской культуре. М., 1987.
  182. Г. В. Россия: вызовы времени и пути реформирования: Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1997 году. М.: ИСПИ РАН, 1998.
  183. Основания концепции и доктрины российского образования в XXI веке: Третья сесс. научн. совета Петр. Акад. и искусств по пробл. Образования / Под научн. ред. А.И.Субетто- научн.совет. Петров, акад. наук и искусств и др. СПб., 1996. — 216 с.
  184. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. / Под ред. Татур Ю. Г. М, 1994. — 118 с.
  185. Оссовский В Л. Ценности профессиональной деятельности: Дис. д-ра филос. наук. М., 1991.
  186. Отчеты по результатам ежегодных мониторингов ЦСИ МГУ (социальные, учебные, профессиональные проблемы студентов и преподавателей МГУ) за 1995−1999 гг.
  187. Отчеты ежегодных мониторингов ЦСИ Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области за 2000−2001 гг.
  188. Отчет о деятельности ФЭП / Под ред. А. И. Адамского. М.: Изд-во ин-та образовательной политики «Эворика», 1999.- С. 41.
  189. О структуре и основных направлениях деятельности Минобразования России в 1998/99 году. Доклад Министра общего и профессионального образования Российской Федерации В. М. Филиппова на коллегии Министерства 03.11.1998 г.
  190. В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. -М.: Академический Проект, 2001.
  191. В.П. Состояние и проблемы российской высшей школы: организационно-экономический аспект //Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения 1998». М. 1999.
  192. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебн. Пособие для студентов эконом, и пед. вузов и факультетов.- М.: Интерпракс, 1995. -238 с.
  193. Т. Общетеоретические проблемы социологии / Социология сегодня: проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965. — С.25−67.
  194. Т. Современное состояние и перспективы систематической теории социологии // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Информационный бюллетень № 1. Серия: переводы, рефераты. М., 1968., С. 25.
  195. Первый Всероссийский конкурс «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования»: Сб. материалов и рекомендаций. М.: Акад. администраторов образования, 1998., 223 с.
  196. Т.Э. Институт высшей школы в социальной системе общества. -М., 1994.
  197. Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М., 1995.— 169 с.
  198. Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. СПб., 2000.
  199. Перспективные направления и методология обновления содержания развичных видов подготовки студентов в вузе. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзорн. информ. НИИВО- Вып. 10). -М., 1997.
  200. С.И. Качество высшего образования. М.: Национальный институт бизнеса, 2003. — 654 с.
  201. А.В. Человеческий фактор в управлении: социально-гуманитарные аспекты менеджмента //Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Гос. Ун-та экономики и финансов, 1999.
  202. В. Н. Высокое качество российского образования: миф или реальность? / Обозреватель, 1999., № 3. С. 61−62.
  203. М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика, 1995. № 2.
  204. В.Н. Зарубежный опыт подготовки кадров органов государственного управления и возможности его адаптации к условиям России: Автореф. дис. канд. социол. наук. -М., 1997.
  205. Приватная высшая школа в объективе времени: украинский вариант. -Харьков: Харьковск. Гуманитарный ин-т «Народная украинская академия», 2000. 460 с.
  206. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении положения о федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ № 579 от 18.10.1999. Приказ Мин-ва общего и профессионального образования.
  207. Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. научн. Ст. М., 1998., 70 с.
  208. Проблемы и перспективы совершенствования негосударственных образовательных учреждений//Сб. науч., трудов. Самара: Самарск. Ин-т управления, 1998. — 77 с.
  209. Проблемы развития личности в современном российском обществе. Сборник науч. статей под ред. Журавлева В. В. М.: Институт молодежи, 1996.
  210. , С. В. Ориентация молодежи на высшее образование иособенности комплектования студенческого контингента в условияхотдаленного региона: На материалах Сахалина. Автореф. дисканд. социол. наук. М., 1996.
  211. Е. Г., Соловьенко К. Н. Эволюционная модель рынка трудаспециалистов // Alma mater: Вестн. высш. школы. 2000. № 6. С. 3438.
  212. Развитие образования и науки на пороге XXI века: Сб. науч. Сообщений. -СПб.- 1997., 127с.
  213. А. Человеческий потенциал и национальная безопасность//Свободная мысль. М. 1996. № 2. С.3−14.
  214. В.М. Управление развитием негосударственных образовательных учреждений в сфере высшего и дополнительного профессионального образования в регионе/Дис. канд. эконом, наук. -М., 2000.
  215. В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // ALMA MATER. M. l997. № 2.
  216. В.И. Муниципальные образовательные модели и содержание образования. М., 1997.
  217. Реформы образования в современном мире: глобальные региональные тенденции7 Н. М. Воскресенская, Б. Л. Вульфсон, О. И. Долгая и др.- Рос. акад. образования. Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании, Рос. открытый ун-т. М., 1995 — 269 с.
  218. Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ / B.C. Лазарев, П. С. Писарский, P.M. Сельцер, B.C. Собкин- /Под ред. Собкина B.C. — Центр социолог, образования Рос. акад. образования. -М., 1993.- 147 с.
  219. Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии современного общества. — М., 1995.
  220. Россия: Социальная доктрина переходного периода и концепция программы действий. М.: ИСЭПН РФ, 1996., 250 с.
  221. М. Социально-духовные основы рыночной модели хозяйствования в современной России // Высшее образование в России. 1996, № 2.
  222. . М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965 -2002) М.: Гардарики, 2002.
  223. .А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. № 5.
  224. К. А. Маркетинг сферы образовательных услуг. М.: Триада, 1998.- 309 с.
  225. В. А. Отечественная высшая школа и российская государственность // Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. -1998.
  226. В.А. Новый год богат проблемами. /Вузовские вести, № 1, 2002.
  227. В.К. Молодежная культура и СМИ. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.
  228. В.К. Молодежь и город: лицом к лицу (Молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.
  229. Дж. Политика и гуманитарное образование // Отечественные записки. 2002, № 1.
  230. С. Самоопределение российского общества в условиях глобальной модернизации. // Социально-экономические проблемы переходного общества: Опыт стран СНГ. М.: Наука, 2000.
  231. Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
  232. С. А. Становление и институциалиизация высшего негосударственного образования в современной России/Дис. канд. социол. наук. Ростов н/Д., 1998.
  233. Ч. Две культуры. М., 1973.
  234. Н.Н. Социолого-управленческие аспекты внедрения новых информационных технологий в систему высшего образования России. Дис. канд. социол. наук. М. 2000.
  235. В. А. Негосударственное высшее образование в России. М.: Изд-во Моск. открытый соц. ун-т, 1998. — 273 с.
  236. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  237. П.А. Социологические теории современности. -М., 1992.
  238. П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, права и общественных отношений. СПб., 2000.
  239. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования (анализ и оценка). М., 1998.- 352 с.
  240. Социальные проблемы переходного общества (на примере России и других стран СНГ): Материалы международной конференции. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1995.
  241. Социология молодежи: Учеб. // Н. М. Боенко, Я. И. Гилинский, С. И. Голод и др.- Отв. Ред. В. Т. Лисовский. — СПб.: Изд-во С.- Петербург. Ун-та, 1996.-457 с.
  242. Социологический энциклопедический словарь. / Под ред. Г. В. Осипова. -М.: ИНФРА. М НОРМА, 1998., 480 с.
  243. Социология. Словарь-справочник. Том 1. Социальная структура и социальные процессы. М.: Наука, 1990 — 338 с.
  244. Социология: Учебник для вузов / Г. А. Осипов, А. В. Кабыща, М. Р. Тульчинский. М.: Наука, 1995 — 310 с.
  245. Социология / А. Н. Елсуков, Е.М., Бабосов, А. Н. Данилов т др.- Под ред. А. Н. Елсукова. Минск.: ТетраСистем, 2000.
  246. И.Н. Молодежная результирующая российских реформ // Аналитический вестник № 15 (103). Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества. — М., 1999.
  247. О.Г. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении/Дис. канд. педаг. наук. Томск, 1997.
  248. В. Культура и становление цивилизованного рынка в России // Вопросы экономики. 1995, № 7.
  249. Ю.А. Глобализация и культура: Глобальные изменения и культурные трансформации в современном мире. М., 1999-
  250. JI.B. Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов. На примере негосударственного высшего образовательного учреждения/ Дис. канд. педагог, наук. -Тольятти, 2000.
  251. К. Д. Стратегический менеджмент и эволюция управления в католическом университете Лювена в 1960—2002годах / К. Д. Таверньи // Университетское управление: практика и анализ. -2002.-№ 2(21). С. 52−62.
  252. Л.Н., Цейкович К. Н. Образование в США // Социально-политический журнал., 1997. № 1. С. 154−170.
  253. П. Обучение / Управление человеческими ресурсами. Энциклопедия. — СПб., 2002.
  254. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты / В. И. Марцинкевич, Г. К. Никольская, Е.А. Лебедева/, Е.В. Яровая- Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М., 1994. — 228 с.
  255. Р. Структура социологических теорий. М., 1985.
  256. Р. и др. Стратегии управления сложным изменением. Кэмбридж: Берлингтон Пресс Лимитед, 1994.
  257. Э. Шок будущего. М., 2001.
  258. В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1997
  259. Г. Г. Государственный или бюджетный? // Современное образование. 1999. № 4-С.6.
  260. В., Траубенберг С. Воспитание личности будущего специалиста // Высшее образование в России. 1995. № 4.
  261. П. Идея социальной науки. М., 1996.
  262. Указ Президента РФ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР».
  263. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997.
  264. Управление современным образованием: Социал. и эконом, аспекты- М.: Вита пресс, 1998., 255 С.
  265. Управление персоналом организации. Практикум / Под ред. Я. Кибанова. М., 1999.
  266. Управление человеческими ресурсами. Материалы франко-российского семинара (28−29 сентября 2002 г.). М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
  267. Управление человеческими ресурсами. Энциклопедия. СПб., 2002.
  268. Федеральный Закон Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  269. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
  270. Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. -М., 1989.
  271. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980.
  272. В. М. Реформа: от замысла к действию / Высшее образование сегодня. № 1, 2001. С. 12−22.
  273. И.С. Гуманистические тенденции в теории образовательного менеджмента США / Дис. канд. педаг. наук. Самара, 2000.
  274. С.С. Нормативная культура как фактор социального управления: Анализ концепций социальной власти в западной социологии / Дис.. д-ра социол. наук. М, 1995.
  275. Э. Быть или иметь? М.: Прогресс. 1990.
  276. Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1992.
  277. Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992, № 4.
  278. И.К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. М. 1999.
  279. И.А. Становление и развитие негосударственного высшего образования в России XIX-начала XX вв. /Дис. канд. педаг. наук. -М., 1999.
  280. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992.
  281. Ф. ден, Толнер Ф. Группы и команды / Управление человеческими ресурсами. Энциклопедия. СПб., 2002.
  282. М., Генин В. Е. Инновационная образовательная деятельность вуза: Модель и субъект. М., 2003.
  283. , Х.Г. Новые формы финансирования, гарантирующие равное образование для всех, и развитие системы платного образования // Университетское управление. № 4(14). (2000).
  284. Ценностный мир современного студента. Социологическое исследование / Под ред. В. Т. Лисовского, Н. С. Слепцова. М., 1992.
  285. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс. 1998. -№ 3.
  286. В.И. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи. М., 1994.
  287. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001.
  288. Д.И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. М., 1994.
  289. В. Л. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. Ставрополь, 1996.
  290. С. С. Открытая модель образования: (Синергетический подход) / Ин-т «Открытое общество». М.: Магистр, 1997. — 47 с.
  291. Ф. Э. Кризис высшего образования // Вестник РАН. 1997 — Т.67.
  292. Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: Прикладной аспект. М.: Юристь. 1997. — 300 с.
  293. Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М.: Academia, 2002.
  294. Т. Социальная психология. Ростов-н/Д., 1998.
  295. Л.А. Теоретические и технологические основы подготовки менеджеров образования в педагогическом университете /Дис. д-ра педаг. наук. Омск, 1998.
  296. В. И. Образовательное законодательство: теорет. и практ. пробл. Общ. часть / Исслед. центр качества подгот. специалистов, Акад. труда и социальных отношений. М., 1997. — 164 с.
  297. Р. С. Управление человеческими ресурсами // Управление человеческими ресурсами. Энциклопедия. СПб., 2002.
  298. А.И. Формирование рынка образовательных услуг негосударственной высшей школы/Дис. канд. экон. наук. — Кемерово, 1997.
  299. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993.
  300. В.В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности. //Социолог, исслед. 2001. № 10.
  301. В.В. Специфика позиции и проблема подготовки менеджера // Бизнес образование. 2001. № 2.
  302. Эко У. Миграции, терпимость и нестерпимое // Пять эссе на темы этики. Санкт-Петербург: Издательство «Симпозиум», 2000.
  303. Эко У. Осмысляя войну // Пять эссе на темы этики. Санкт-Петербург: Изд-во «Симпозиум», 2000.
  304. Эко У. От интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции в МГУ 20 мая 1998 г., internet site Библиотека виртуальной пустыни.
  305. Экономика и организация управления вузом. Учебник. СПб.: Лань, 1999. -449 с.
  306. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М., 1999.
  307. О.Н. Теневые отношения в современной России //Социологические исследования, 2001. № 5.
  308. Amaya М. Recent trends in Human Resource Development // Japenes Industrial Relations Series. 1990. 17.
  309. Antony S. Student income and study behavior in Denmark // European journal of education. Abingdon, 1999. Vol. 34, N 1. P. 87−94.
  310. Azad J.L. Government support for higher education and research: A critical study of patterns, procedures and policies. New Delhi: Concept, 1984.
  311. M. (Ed.). Managing Human Assets. N.Y., 1984.
  312. Blyton P., Turnbull P. Reassessing Human Resource Management. L., 1993. Bollag B. Student loans: a slippery lifetime // The chronicle of higher education. 2001. December 7.V. 48. № 15. P. A 34.
  313. Elton L. Research, teaching and scholarship in an expanding higher education system // Higher education quarterly. Oxford — N.Y., 1992. Vol. 46, N3. P. 252−268.
  314. Evans P., Doz Y., Laurent A. Human Resource Management in International Firms Change, Globalization, Innovation. NY, 1989.
  315. Garavan T. Strategic Human Resource Development // journal of European Industry al Training. 1991. Vol. 15. № 1.
  316. Griffith J. The threat to higher education // Polit. quart. L., 1989. Vol. 60, N 1. P. 50−62.
  317. Handy L., Barham K., Panter S., Winhard A. Beyond the Personal Function: The Strategic Management of Human Resource // Journal of European Industrial Training. 1989. Vol. 13. № 1.
  318. Human Resource Management in International Perspectives // International Journal of Human Resource Management. 1990. Vol 1. № 1. June.
  319. Hornsby J., Kuratco P. Human Resource Management in Small Business. Critical Issues for the 1990's. //Journal of Small Business Management. 1990. July-
  320. Kells H. R. Self-study processes: a guide to self-evaluation in higher education.-4th ed.- American Council on Education/Oryx Press series on higher education, 1995.- P.8−16
  321. Krulis-Randa J. Strategic Human Resource Management in Europe // Human Resource Management. 1990. Vol 1. № 2. September.
  322. Meshoulam I., Baird L. Proactive Human Resource Management // Human Resource Management. 1987. Winter.
  323. Oswald A. Students should be made to pay // htpp://education. guardian.co/uk/ specialreports/tuitionfees /story/0,5500,592 353,00.html
  324. SissonK. (Ed.). Personnel Management in Britain Blackwell, 1998- Pull M.
  325. Storey J. Developments in the Management of Human Resource. Blackwell, 1992.
  326. Woodhall M. Loans for learning: the loans versus grants debate in international perspectives // Higher education quarterly. Oxford — New York, 1989. Vol. 43, N 1. P. 76−87.
Заполнить форму текущей работой