Принципы социальной реабилитации детей-инвалидов
Закон неравномерности развития личности подростка свидетельствует о том, что каждый человек находится на разных уровнях развития, в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, то есть угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся… Читать ещё >
Принципы социальной реабилитации детей-инвалидов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принципами социальной реабилитации детей-инвалидов являются:
- 1. Принцип целенаправленности. Цель определяет характер и способ действий человека. Исходя из целей адаптации и реабилитации ребенка, в ходе коррекционно-педагогической деятельности происходит соотнесение существующего уровня его развития с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, определения этапов ее реализации, путей, способов и средств достижения предполагаемого результата.
- 2. Принцип целостности и системности. Если процесс социальной реабилитации рассматривать как систему, то есть как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство, то адаптационная, коррекционно-педагогическая деятельность будет являться ее элементом или подсистемой.
- 3. Принцип гуманистической направленности. Определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности. В коррекционно-педагогической деятельности важно понимать, что всякий нормальный ребенок, как в свое время подчеркивал А. С. Макаренко, оказавшийся «на улице» без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы, стал бы вести себя как те дети и подростки, поведение которых мы определяем как отклоняющееся.
- 4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность предполагает объективную целесообразность, предопределенную потребностями педагогического процесса, направленного на положительное развитие личностных качеств ребенка.
- 5. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, является естественным продолжением предыдущих принципов. Только гуманное, уважительное отношение к ребенку, умение увидеть среди отрицательных черт характера и поведения подростка его незащищенность, стремление быть лучше позволят эффективно построить коррекционно-педагогический процесс. Опираясь на положительные качества, усиливая и развивая их, нейтрализуя с их помощью отрицательные черты, предвосхищается процесс положительного формирования личности.
- 6. Принцип сознательности и активности личности. Понимая и осознавая необходимость проводимых перемен в поведении, активно помогая их осуществлению, желая и стремясь их ускорить и реализовать, можно говорить об успешности и результативности социально-реабилитационного и адаптационного процесса, надеяться на успех.
- 7. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где их системность и взаимообусловленность отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, то есть неравномерность развития.
Закон неравномерности развития личности подростка свидетельствует о том, что каждый человек находится на разных уровнях развития, в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде: на уровне благополучия, соответствующего норме развития, на уровне риска, то есть угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в отклонениях от нормативного хода развития. Необходимо не забывать при этом, что все аспекты развития личности, ее сознания и деятельности также взаимосвязаны и взаимообусловлены.
- 8. Принцип единства диагностики и коррекции. Обеспечивает целостность социально-реабилитационного процесса. Невозможно вести эффективную адаптационную и реабилитационную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, если нет объективных данных о подростке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- 9. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Понятие психологический возраст ввел Л. С. Выготский, который видел в этом «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».
Д. Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделял три его параметра, которые необходимо учитывать при формулировке коррекционных целей и организации коррекционно-педагогического процесса.
Первый параметр — это «социальная ситуация развития» (по Л. С. Выготскому), единица анализа динамики развития ребенка, то есть совокупность законов, которыми определяются возникновение и изменение структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Второй параметр — уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе возрастного развития. Подростковый возраст, как никакой другой, богат на психологические новообразования (в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений с окружающими).
Третий параметр — уровень развития ведущей деятельности подростка как деятельности, играющей решающую роль в его развитии. Здесь возрастает роль общения подростков, оно становится наиболее значимым явлением, без которого довольно трудно построить коррекционный процесс.
- 10. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности подростка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения.
- 11. Принцип комплексного использования методов и приемов адаптационно-реабилитационной деятельности. Не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направления личности, резкому изменению поведения подростка. Необходима совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих индивидуально-психологические особенности личности, состояние социальной ситуации, уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, подготовленность к его проведению учителей. Должны присутствовать логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов, ступенчатость воздействия на сознание подростка, его эмоциональночувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую деятельность.
- 12. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка — результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, друзей и сверстников, коллектива школы. То есть сложности в поведении ребенка — следствие его отношений с ближайшим окружением, особенности их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов.
Следовательно, успех коррекционной работы с подростком без сотрудничества с родителями и другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками недостаточно эффективен.
Важнейшим условием социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов является создание естественной, защитной и развивающей среды. Ее может обеспечить прежде всего семья. Конечно, трудности, испытываемые родителями больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Рождение ребенка-инвалида структурно деформирует семью вследствие огромной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Многие родители в подобной ситуации оказываются беспомощными.
Модели социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями показывают, что лучшие результаты социальной реабилитации достигаются, если ребенок не изолируется от воспитывающей его семьи, поскольку именно она, имея огромный потенциал, может создать оптимальные условия для процесса социальной адаптации и реабилитации.
Несмотря на огромную роль семьи в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, ей трудно добиться решении проблем без помощи извне. Поэтому прогрессивной европейской тенденцией в этой сфере стало открытие частных и государственных школ с дневным пребыванием детей с ограниченными возможностями.
В странах Восточной и Центральной Европы также существуют специализированные школы с дневным пребыванием, что позволяет не нарушать детско-родительские отношения с социальной средой, что является важнейшим фактором в системе социальной реабилитации ребенка-инвалида.
В Англии власти обеспечивают большую часть социальных услуг детям-инвалидам, чтобы помочь им жить дома. Тот, кто нуждается в дополнительной поддержке, посещает дневной центр, находящийся в пределах досягаемости их дома, где предоставляются условия для поддержки и консультирования семьи.
Для решения проблем необходимо:
- — выявление и экспертная оценка реабилитационного потенциала каждого ребенка;
- — выявление приоритетного направления реабилитации;
- — дифференцированный подход к организации и реализации реабилитационных мероприятий;
- — последовательность реабилитационного воздействия.