Социальные условия и предпосылки процесса информатизации школьного образования в современных условиях: Социологический аспект
Диссертация
В процессе обучения в школе с помощью информационных технологий ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. Необходимо также отметить, что совместная работа детей с нормальным развитием и детей с отклонениями в физическом развитии приводит к успешной их социальной интеграции, взаимному нравственному воспитанию, формированию нового социума… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ДВИЖЕНИЕ К ГЛОБАЛЬНОМУ ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
- 1. 1. Информатизация в процессе социокультурной реформы в России
- 1. 2. Место и роль российской общеобразовательной школы в связи с ее компьютеризацией
- 1. 3. Возрастание роли информационной культуры в обществе
- ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАН ИИ
- 2. 1. Новые технологии в школьном образовании в период реформирования российского общества
- 2. 2. Информатика как начало компьютеризации школы
- 2. 3. Перспективные Интернет- технологий информационного обеспечения образовательных услуг
Список литературы
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. Общ. ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1980.-527 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество.-М.?Политиздат, 1980−368с.
- Бешенков С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1995. — 216 с.
- Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. — Л: Наука, 1989.-210 с.
- Борцов Ю.С. Образование в век информатизации: человек и новые информационные технологии обучения. М.: Высшая школа, 1997. -176 с.
- Бутаков A.A. Основные формы движения материи и их взаимосвязь в свете современной науки. -М., 1974.- 248 с.
- Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973.- 120 с.
- Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность: (Филос.-четодол.проблемы). -М.: Мысль, 1984. 204 с.
- Винер, Норберт Кибернетика или управление и связь в животном и машине. -М.:Советское радио, 1968. 326 с.
- Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Мол. гвардия, 1988. — 303 с. — (Молодежь: проблемы и перспективы)
- Гейн А.Г. и др. Информатика. -М.:Просвещение, 1994.- 138 с.
- Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. — 2-е изд., испр. -М.:Наука, 1987.-551с.
- Горшков М.К., Шереге Ф. Э. Как провести социологическое исследование. -М.: Политиздат, 1990.- 60 с.
- Готт B.C. Философские вопросы современной физики. М., 1972.-83 с.
- Греков A.A., Левчук Л. В. Концепция многоуровневой системы высшего педагогического образования. -Ростов н/Д, 1994.
- Громов Г. Р. Очерки информационной технологии. -М., 1993. 78 с.
- Давыдов B.B. Проблемы развивающегося обучения.-М.: Просвещение, 1989, — 120 с.
- Дубровский Д.И. Психические явления и мозг: Философский анализ проблемы в связи с некоторыми актуальными задачами нейрофизиологии, психологии и кибернетики. М.: Наука, 1971. — 386 с.
- Ершов А.П., Монахова В. М. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Метод, пособие для учителей и преподавателей в средних учебных заведениях. Ч.2-я.- М.: Просвещение, 1986.
- Жданов B.C., Кортуков Е. В., Саксонов Е. А., Джугели Т. П. Гуничев В.Н., Шапкин Ю. А. К концепции информатизации образования.-М., 1990.-92 с.
- Заварыкин В.М. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец.- М.: Просвещение, 1989.-207 с.
- Земан И. Познание и информация: Пер. с чешек./ Под ред.Р. Е. Мельцера. М.: Прогресс, 1966. — 253 с.
- Зинченко Г. П. Теория социологизации. -Ростов н/Д, 1993.- 240 с.
- Информатика в рабочих профессиях /Авт.предисл. И. М. Макаров.- М.: Наука, 1990. 160 с.
- Информатика и культура: Сб. научн. трудов. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1990.- 230 с.
- Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих /Под ред. Д. А. Поспелова М.: Педагогика-Пресс, 1994.
- Информационная технология: Вопросы развития и применения. Киев.: Наук. думка, 1988.
- Каныгин Ю.М. Индустрия информатики. Киев: Техника, 1987.-152 с.
- Коган В.З., Уханов В. А. Человек: информация, потребность, деятельность. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1991.
- Концепция информационной безопасности РФ (Проект)-М., 1994.-40 с.
- Кузнецов Б.Г. Ценность познания. -М., 1975. 67 с.
- Леднев B.C. Содержание образования.- М.: Высшая школа, 1989,360 с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980, 264 с.
- Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию- Пер. с англ./Под ред. А. Р. Лурия. М.: Мир, 1974. — 550 с.
- Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии: Автореф.дис.д-ра.филос.наук. -Свердловск, 1973.
- Макаров В.Л., Паныгин Ю. М. Экономика информатики //Прикладная информатика. М.: Финансы и статистика, 1987. -Вып. 1.
- Маркс К., Энгельс Ф. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т. 46- Ч. 1.
- Михайлов А.И., Черный А. И., Гиляревский P.C. Информатика // Большая Советская энциклопедия.- 3-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1972, — Т.Ю.- 1031с.
- Немчинов B.C. Экономическая информация //Система экономической информации. -М.: Наука, 1967.
- Ойзерман Т.И. Философия, наука идеология //Философия в современном мире. М.: Знание, 1972.-119 с. (Сер. «Философия и наука»).
- Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодородные идеи. Перевод с англ. /Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса. М.: Педагогика, 1989, — 224 с.
- Петрушенко Л.А. Самодвижение материи в свете кибернетики: (Философский очерк взаимосвязи организации и дезорганизации в природе).- М., 1974, — 180 с.
- Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология миллионные прибыли. — М., 1990.- Гл. 2. Область ИТ: услуги развлечения 320 с.
- Прохоров A.B., Рузин В. Д. Метаморфозы научного исследования в эпоху экранной культуры . -М., 1991. (АН СССР, Мин-во культуры РСФСР).
- Психология: Словарь /Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. -М., 1991.
- Сухина В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь, 1992. -112с.
- Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники / А. П. Ершов и др.- Под ред. А. П. Ершова, Н. М. Шанского.-М.:Просвещение, 1991.-159 с.
- Ульянов Б.В. Эффективность информационных систем обучения. М. 1995.
- Хасэгава X. Мир компьютеров в вопросах и ответах. М.: Мир, 1988.
- Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. -М.: Просвещение, 1993.
- Черри К. Человек и информатизация. М.: Связь, 1972.
- Чирченко О.Н. Информационные аспекты компьютеризации. М.: Наука, 1998.- 128 с.
- Шаповалов В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования. Ставрополь, 1996.- 120 с.
- Шрайберг Я.Л., Гончаров М.В.- Справочное руководство по основам информатики и вычислительной техники М.: Финансы и статистика, 1995.
- Энциклопедия кибернетики. / Гл. ред. украинской советской энциклопедии. -Киев, 1974.
- Якубайтис Э.А. Информатика и статистика. -М., 1989. 200 с.
- Atherton P. Handbook for information systems and services. — P.: UNESCO, 1977. —247 p.
- Bell D. The Coming of Post-industrizl Society. A Venture in Social Forcasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973.
- Brzezinsky Z. Between Two Ages. America’s Role in the Technotronic Era. N.Y.: The Viking Press, 1970.
- Houghton B. Scientific periodicals: Their historical development, characteristics and control. — L.: Bingley, 1975, — 135 p.62. http://iol.spb.osi.ru.
- Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983, p. 29.
- Poster M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context. Cambridge: Polity Press, 1990.
- Ross S., Trapp Y. Note on experiments //Physics education. -1993. № 2.
- Science News, 1977, V. Ill- 10-p. 153.
- Абрамова H.T. Ценности образования, новые технологии и неявные знания //Вопросы философии. -1998. -№ 6.
- Алексеева И.Ю. Знание как объект компьютерного моделирования //Вопросы философии. -1987.-№ 5.
- Басова Т.Е. На рынке информационных услуг капиталистических стран //БИКИ. -1983.- № 132/133.
- Бахтияров К.И. Компьютеризация логики //Философские науки. -1990. -№ 9.
- Беляева И.Б., Макаричева О. Н. Новые информационные технологии приходят в школу // Информатика и образование. -1994. -№ 4.
- Бирюков Б.В., Эджубов Л. Г. Простое и сложное в социокультуроло-гических концепциях //Вопросы философии.-1996. -№ 12.
- Блоштейн Е.А. Закономерности становления и развития систем научной информации //Философские науки 1987.-№ 7.
- Болотин И.С., Козлова О. Н. Социология и образование //Социс. -1997.-№ 3.
- Болотов В.А. Программы разные стандарт общий //Информатика и образование. -1993. -№ 5.
- Бу Геранзон Практический интеллект //Вопросы философии. 1998.6.
- Бурыкин И.Г., Главацкий С. Т., Одинцов А. А., Перфильев Н. М. Компьютерные технологии в маштабных социологических исследованиях //Вестник МГУ.- 1996. -№ 2.
- Бутенко И.А. О создании Российской социологической сети в Интернете //Социс. 2000. -№ 6.
- Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии /Социс. 1997.- № 11.
- Бутырин Г. Н., Клубов A.B., Лукьянчук Е. А., Нечаев В. Я. Социальные проблемы конверсии научно-технического потенциала вузов //Вестник МГУ. -1996. -№ 1.
- Ващекин Н.П. Философские аспекты информатизации общества /Философские науки. -1988. -№ 7.
- Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право. 1994. -№ 1.
- Вержбицкий В.В. Компьютер и преподавание философии /философские науки. 1989.-№ 7.
- Видерхольд А., Митцлафф X., Грис У. Компьютер в начальной школе //Информатика и обучение. -1993.- № 2,.
- Вовканыч С.И., Парфенцева H.A. Социальный интеллект: метафора или научное понятие? //Социс. 1993. — № 8.
- Гвишиани Д., Михалевич В., Ракитов А., Семенихин В. Стратегия прорыва //Правда.-1988.- 21 июня.
- Герман К. Политические перепутья к глобальному информационному обществу //Социс. 1998.- № 2.
- Герман К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу //Социс. 1998. -№ 2.
- Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Инф.технологии.-1998, — № 6.
- Горвиц Ю.М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях? /Информатика и образование.- 1994. -№ 3.
- Горохов В.Г. Научно-технические дисциплины, инженерная деятельность и проектирование (проблемы развития и исследования) //Философские науки.- 1989. -№ 3.
- Горский Ю.М. Информация как средство организации и дезорганизации //ПСПЖ. 1994. -№ 3−6.
- Готт B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Социальная роль информатики //Философия. 1987. -№ 2.
- Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс.- 1997. -№ 1.
- Данчеев В.П. Компьютерная культура: новые возможности пропаганды //Лекторское мастерство. 1984. -№ 4.
- Дашниц H.JI. Большие проекты в средней школе //Информатика и образование.- 1995. -№ 3.
- Делокаров К.Х. Закономерности развития современной математики: методологические аспекты //Философские науки. 1989. -№ 3.
- Добреньков В.И. Социология, образование, общество //Вестник МГУ. -- 1996. -№ 4.
- Домозетов X. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и безопасности личности // Философская и социологическая мысль. 1991№ 4.
- Домозетов X. Социологические проблемы компьютерного пиратства /Социс. 1997. -№ 11.
- Ершов А.П. Информация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества//Коммунист. 1988.- № 2,
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование /Информатика и образование.- 1992.- № 5, 6.
- Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию //Социс. 2000.- № 6.
- Звягинцев В.А. Компьютерная революция: проблемы и задачи /Вопросы философии. 1987. -№ 4.
- Зуев К.А. Методологические и социальные проблемы компьютеризации //Вопросы философии. 1988. -№ 5.
- Информатику необходимо сохранить //Информатика и образование. -1990, — № 5.
- Ковалева А.И. Кризис системы образования //Социс.- 1997. -№ 3.
- Коган Е.Я., Первин Ю. А. Курс «Информационная культура» региональный компонент школьного образования // Информатика и образование.-1995 .-№ 1.
- Козлова H.H. Средства коммуникации и общественные отношения: грани взаимодействия //Философские науки.- 1990. -№ 9.
- Коломиец В.П. Легитимация социальной стратификации средствами рекламы //Вестник МГУ. 1998. -№ 1.
- Коляда Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся 1 класса //Информатика и образование. 1995. -№ 3.
- Конецкая В.П. К обоснованию категорий и единиц социально-информационной коммуникации //Вестник МГУ. 1996. -№ 1.
- Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990. -N1.
- Кормер В.Ф. Человек плюс машина //Вопросы философии. 1998.1. Хо2.
- Кривошеев А.О., Голомидов Г. С., Таран А. Н. Перспективные Интернет технологии информационного обеспечения образовательных услуг //Инф.технологии.- 1998.-№ 7.
- ПК для развлечения и образования: спрос растет //Хард Софт.- 1994.1. Nb5.
- Кузнецов H.A., Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования //Вопросы философии. -1999. -№ 1.
- Лапин H.H. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия //Вопросы философии. 1996. -№ 5.
- Лесневский A.C. А был ли мальчик? Или состоялась ли революция по вине персонального компьютера? //Информатика и образование.- 1994.- № 4.
- Липкин И. «Блокнотная» техника// Деловой мир.- 1994.- 7−13 ноября.
- Лозинский Д. «Компьютерный вирус это СПИД для машин. Но без резиновых перчаток можно обойтись // Вечерний клуб. — 1994.- 20 октября.
- Мамченко Г. Г. Работа в Интернет-технологиях// Материалы научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовательных учреждениях Иркутской области: состояние, проблемы и перспективы развития»: Иркутск. 1999. -11−14 октября.
- Марголис Я.М., Иванов A.M., Баранкина Э. С. Содержание и методы непрерывного обучения информатики в начальной и средней школе //ИНФО. -1991.-№ 1.
- Марков С.А. Информатика как базовая наука образования /Информатика и образование. 1998. — № 6.
- Медведева Е.А. Основы информационной культуры: (для вузов) //Социс.- 1997. -№ 11.
- Миронов В.В. Компьютеризация: проблемы и перспективы (Социальный аспект) //Философские науки.- 1987. -№ 7.
- Михайлов Ф.Т. Философия образования: ее реальность и перспективы //Вопросы философии. 1999. -№ 8.
- Мостовая И.В., Угольницкий Г. А. Социальное пространство: эврика математического моделирования //Социс № 3, 1999.
- Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных предпочтения респондентов //Социс, № 8, 2000.
- Ники шов С. Компьютерная лихорадка охватывает стран) // Деловой мир. 1994.- 24 сентября.
- Новоселова С. Проблемы информатизации школьного образования /ИНФО. 1990. -№ 2.
- Носов H.A. Виртуальная реальность //Вопросы философии.- 1999.
- Ойзерман Т.И. Научно-технический прогресс: возможности и границы предвидения //Социс.- 1990.- № 8.
- Ольшанский В.Б., Коимова С. Г., Волжская Н. Ю. Школьники в изменяющемся обществе (1982 1997 гг.) // Социс. -1999. -№ 6.
- Поддьяков А.Н. Философия образования: проблема противодействия //Вопросы философии. 1999. -№ 8.
- Позняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Военная мысль. 1993.- № 10.
- Позняков А.И. Информатика как комплексная научно техническая дисциплина //Вопросы философии. 1986. -№ 5.
- Полуэхтова И.А. Телевидение как механизм социального контроля //Вестник, 1998. -№ 1.
- Проблемы информатизации, ИНФО. 1993. -№ ¾.
- Радченко Н.П. От компьютерной грамотности к культуре компьютерного века // Информатика и образование. -1995. -№ 3.
- Ракитов А. Информатизация общества и стратегия ускорения //Правда.- 1987. -23 января.
- Ракитов А.И. Компьютерная революция и информатизация общества /Философские науки .- 1988. -№ 5.
- Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России //Вопросы философии. 1994. -№ 4.
- Резник Ю.М. Социальная инженерия в системе социологического образования //Социс.- 1997. -№ 5.
- Резник Ю.М. Социология в средней школе: логика построения и программа курса //Социс.- 1997.-№ 2.
- Романова В.Ю. Коммуникационная деятельность банков как предмет цосиологического анализа //Вестник.- 1998. -№ 4.
- Романовский Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства //Социс.- 2000. -№ 1.
- Рузавин Г. Человек и робот (О некоторых философских и социальных проблемах роботизации) //Вопросы философии.- 1987. -№ 2.
- Руткевич М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России //Социс.- 1996. -№ 11, 12.
- Руткевич М, Н. Процессы социальной деградации в российском обществе //Социс. 1998.- № 6.
- Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России //Социс.- 1998.5.
- Савельев О. Вещи, которые мы имеем и не имеем // Правда. 1995.-№ 17.
- Садовничий В.А. Образование и наука как фактор национальной безопасности //Вестник МГУ. 1996.- № 1.
- Сарсенбаев А. Стратегия формирования единого информационного простанства в Республике Казахстан //Социс. 2000. -№ 3.
- Свинцов В.И. Истина и коммуникации (деонтический аспект) //Философские науки. 1990.- № 12.
- Семенов A.JI. Образование, информатика, компьютеры // Информатика и образование. -1995. -№ 5.
- Симоненко В.Б. Информационное общество: социологический аспект исследования //Вестник МГУ.- 1997. -№ 3.
- Симоненко И.Л. Компьютеризация социально-инженерной дeятeльнo-cти//Coциc.- 1995.-№ 12.
- Слюсарянский М.А., Шайдарова Е. С. Особенности оценки российских реформ учащимися и учителями //Социс. 1997. -№ 10.
- Смольникова И.А. Виртуальная реальность в искусстве и обучении // Социальная информатика. 1995.
- Смолян Г. JI. Электронно-вычислительная машина и человек //Коммунист. 1985. -№ 1.
- Социальная инженерия и проблемы прикладной социологии («круглый стол») //Социс.- 1997.- № 2.