Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма: региональный аспект
На художественно-графических факультетах в цикле образовательных дисциплин декоративно-прикладной направленности применяется практика обучения студентов изобразительному и декоративно-прикладному искусству средствами создания традиционного народного костюма. Однако, в большинстве случаев, учебная деятельность студентов в процессе создания костюма не выходит за рамки репродуктивной. Поэтому для… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Образовательный аспект традиционной региональной культуры в процессе обучения студентов ХГФ основам художественного проектирования костюма
1.2. Психолого-педагогические и социальные предпосылки обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма на основе интеграции художественного регионального наследия в образовательное пространство.
1.3. Этапы становления научно-теоретических основ художественного проектирования костюма и их взаимодействие с культурными историческими традициями.
1.4. Методические основы художественного проектирования костюма в художественно-педагогическом региональном образовательном пространстве на ХГФ.
Выводы.
Г л, а в, а 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Модель методической системы обучения студентов ХГФ основам художественного проектирования костюма средствами интеграции регионального традиционного искусства в образовательное пространство.
2.2. Проведение и результаты констатирующего эксперимента.
2.3. Ход и результаты обучающего эксперимента.
2.4. Проведение и анализ результатов контрольно-сравнительного эксперимента.
Выводы.
Список литературы
- Аверин И.А. Бродники: миф и реальность // Казаки России (проблемы истории казачества). М., 1993. — С.41- 45.
- Акилова З.Т. Проектирование корсетных изделий. Легкая индустрия, 1979.-243 с.
- Акилова З.Т., Пацявичюте А. А., Петушкова Г. И. Моделирование одежды на основе принципа трансформации. М.: Легпромбытиздат, 1993. -200 е., ил.
- Актуальные проблемы художественно-педагогичекого образования: Сб. статей. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2005. Вып. 5. 112 с.
- Альхауэр Х.-Д., Альтенбург У. Пер. с нем. Мода между спросом и предложением. М., 1983. — 104 е., ил.
- Антонов В.В. Казачий Дон (Очерки истории). Ростов Н/Д., 1995. Кн.1, Кн. 2 // Известия вузов Северного Кавказа. -1997. № 1. С.91−94.
- Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи тканей. «Академия», 1931,206с., Зл. илл.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Арнхейм Р. Пер. с англ. М.: «Архитектура-С», 2007. — 392 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.-352 с.
- Аронов В.Р. Дизайн и искусство. М.: Знание, 1984. — 64 с.
- Артюх., Красноперов В., Сапига Н. Региональная подготовка специалистов и ее особенности // Вестник высшей школы. 1997. № 4. С. 21−22.
- Баскин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985.-82 с.
- Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. Репринтное изд. — М.: Академия моды, 1996. 112 е., илл. тодическое обеспечение учебного процесса в вузе: Учебно-методическое пособие. СПб: Д.А.Р.К., 2006. — 208 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-570 с.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. -М.: Искусство, 1994. Т. 1. — 217 с.
- Берсенев В.Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации тканей. М., 1977. 274 с.
- Бланк А.Ф., Фомина З. М. Русская народная одежда и современное платье. -М: «Легкая и пищевая промышленность», 1982, 176 е., илл.
- Близнюк А.С. Объемное макетирование в системе профессиональной подготовки студентов на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1990. 16 с.
- Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного костюма. М., 1971. 177 с.
- Богоявленская Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. JI. Дорфмана, К. Мартиндейла и др. — М., 2000. — С. 34−39.
- Богоявленская Д. Б. Природа творческих способностей // Вестник РГНФ. 1997. — № 2. — С. 43−47.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320 с.
- Богоявленская Д. Б. Психолого-философский анализ творчества // междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М., 1990.-С.77−85.
- Бойко Л.И., Брежнев B.C., Клесников Ю. С. Казачество Юга России и студенчество // Регионология. 1994.-№ 4. — С. 71−77.
- Болотских Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам художественно-графических факультетов.-Дис.канд. пед. Наук-М., 1985.- 183 с.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. / Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях /: Научно-методическая разработка. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. — 32 с.
- Бондаревская Е.В. К новому типу инновационной деятельности в образовательном регионе. // «Инновационная школа», 1995, № 2. С.6−9.
- Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1986.- 120 с.
- Бондаревская Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения формирования педагогической культуры: формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвузовский сб. научных трудов. -Ростов н/Д: РГПИ, 1989. С. 3−20.
- Боно де Э. Рождение новой идеи. М., 1976. — 167 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 399 е., ил.
- Брун В., Тильке М. История костюма: от древности до Нового времени. -М. «Эксмо», 1996.-463 е., ил.
- Бурцева И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности: Авто-реф. дис.. канд. пед. Наук. М., 1996. — 18 с.
- Василенко В.М. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII -XIX вв. // Русское искусство XVIII первой половине XIX вв. М., 1971. С. 133−188.
- Васильев А.П. Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М., 1998. — 396 с.
- Визуальная культура визуальное мышление в дизайне / В. Ф. Колейчук и др.-М., 1990.-87 с.
- Виноградов Ю.С. Математическая статистика и её применение в текстильной и швейной промышленности. М., 1970.-202 с.
- Волков И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. Для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. М. «Искусство», 1977. — 540 с.
- Волошина Е.В., Тимофеева М. Р. Композиция костюма. Зрительные иллюзии, их применение в моделировании костюма: методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 28.06. Омск, 1991.-21 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.-490 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. 2-е изд. Испр. и доп. М.: Искусство, 1963.-576 с.
- Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.-240 с.
- Гамаюнов В.Н. Пропедевтические курсы для втузов и педвузов // Техническая эстетика, 1980, № 1. С. 16−18.
- Гамаюнов В.Н., Коробовский Ю. Г. Основы дизайна: Учеб пособ. Для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. М.: Альфа, 1993.-59 с.
- Гамзатова П.Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве (к проблеме культурного архетипа). М.: Едито-риал УРСС, 2004.- 144 с.
- Ганова Т.В. Активизация творческого поиска учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: Дис.канд. пед. наук. М., 1986.-187 с.
- Генисареретский О.И. Актуальные проблемы исследования проектной культуры // Техническая эстетика, 1989, № 5. С. 4−6.
- Горбачева J1.M. Мода XX века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. -М.: ГИТИС, 1996.-230 с.
- Гордеев А.А. История казаков. Золотая Орда и зарождение казачества. Ч. 1.М., 1991.- 215с.
- Горина Г. С. Моделирование формы одежды. М.: Легкая индустрия, 1982. 457 с.
- Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. СПб: Питер, 2004. 208 е.: ил. С. 125.
- Гумилев JI.H. Древняя Русь и великая степь. М., 1989. — 340 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972. — 276 с.
- Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996.- № 1.- С.18−20.
- Де Боно Э. Латеральное мышление: Пер с англ. СПб: Питер Пабли-шинг, 1997.-320 с.
- Джидарьян И. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. 192 с.
- Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века. Легкая индустрия, 1977.-418 с.
- Дизайн на Западе: Сб. статей. М. ВНИИТЭ, 1992. — 188 с.
- Донской народный костюм: о создании сценического костюма на основе донской народной одежды. Ростов н/Д, 1986. 63 е., ил.
- Дунаевская Т.Н. и др. Размерная типология населения с основами морфологии и анатомии / Дунаевская Т. Н., Коблякова Е. Б., Ивлева Г. С. 2-е изд. М., 1980.-317 с.
- Ермилова Д.Ю. История домов моды: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -288 с.
- Ермилова Д.Ю. Эстетические проблемы дизайна одежды 70 90 гг. 20 века: Автореф. Дис.канд. фил. наук. -М. 1996. — 18 с.
- Ермолаева Е.А. Психосемиотический анализ жестов как знаковых средств общения // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М., 1983. — С. 43−47.
- Ерошенко Ю.В. Развитие художественно-педагогических способностейбудущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2006. 22 с.
- Ефимов Н.В. Высшая геометрия. М., 1978. 312 с.
- Завьялова С.М. Культура Донского края. Методические разработки уроков изобразительного искусства для 4 класса. Тема года: «Каждый народ художник». — Ростов-на-Дону, 2001. — 23 с.
- Зайцев В.М. Такая изменчивая мода. М.: Молодая гвардия, 1983. — 160 с.
- Зелинг Ш. Мода. Век модельеров. 1900 1999. — Кельн, 2000. — 500 с.
- Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление. Под ред. А. В. Петовского. М.: Педгогика, 1989. — 280 с.
- Зыбайлов Л.К., Шапинский В. А. Постмодернизм: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. — 253 с.
- Иванов В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. — Киев, 1977.- 168 с.
- Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знаниях. Ростов н/Д, 1971.-224 с.
- Ильин И.С. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада, 1996.-329 с.
- Ильинский М.А. Джанни Версаче. М.: Политбюро, 1998. — 417 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. — 308 с.
- Искусство творческого мышления / Под ред. М. В. Дранко. — Мн.: ООО «Попурри», 1996. —240 с.
- История дизайна: учеб. пособие / А. Н. Лаврентьев. М.: Гардарики, 2007- 303 е.: ил.
- История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. 30 800 «Изобразительное искусство» / JI.M. Бут-кевич. М. Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 257 е., 8 с. ил.: ил.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. — 227 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.- 152 с.
- Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2003. — 240 с.
- Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1986. — 497 с.
- Килошенко М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. С.Пб.: СПГУТ, 2001. — 192 с.
- Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII -первой половине XX вв. (Опыт энциклопедии). М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 1995. — 320 с.
- Коваленко Г. Ф. Александра Экстер. М., 1993. — 208 с.
- Коваленко Ю.Г. Активизация развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма. Дис.канд. пед. наук. М. 1998. — 190 с.
- Ковешникова Е.Н. Теория и методика художественного и профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров): Дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 388 е., ил.
- Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-264 е., ил.
- Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. М., 1987.-213 с.
- Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма. М., 1982. 380 с.производства. М, 1969. 234 с.
- Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. 2-е изд. уточенное и доп. / В. Б. Устин. — М.: Астрель, 2007. -239, 1. е.: ил.
- Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова и др. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 452 с.
- Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. М., 2000. — 294 с.
- Котторн Н. История моды в XX веке. М: Тривиум, 1998. — 267 с.
- Ю1.Кошелева С. В. Педагогическая психология, курс лекций, конспект. М.:1. ACT СПБ Сова, 2005,-94 с.
- Кривцун О.А. Искусство и мир человека: / Искусство в формировании духовного мира человека /. М.: Знание, 1986. — 112 с.
- Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. — 430с.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
- Кудин П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 208 е., ил.
- Кузин B.C. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. М.: ООО издательский центр «ОНИКС 21 век», 2005. — 304 с.
- Кузин В. С. Психология. Учебник. М., «Высш. школа», 1974. 280 с.
- Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1980. — 272 е., ил.
- Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Н. Ерошенков. М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2004. — 221 с.
- Курьерова Г. Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины XX века. М: ВНИИТЭ, Графическое товарищество, 1993.- 157 с.-157 с.
- Ламанова Н.П. О современном костюме // Красная нива. 1924. — № 27. -С. 62.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 344 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960.-№ 1.-С. 75−81.
- Лион Баттиста Альберти. Об архитектуре. Три книги о живописи. Пер. А. Г. Таврического из кн. Мастера искусства об искусстве. -Т. 2. — 1966. -58 с.
- Лосев А.Ф. Бытие имя — космос./ Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1993.-958 с.
- Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта // Контекст-1981. М., 1982. С. 34−46.
- Лосев А.ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525 с.
- Луначарский А.В. Что такое образование. // О воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1976.-356 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.-303 с.
- Мерцалова М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972. — 326 с.
- Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1−4 М.: Академия моды: Чарт Пилот, 2001. — 385 с.
- Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1975. 279 с.
- Методика художественного конструирования. М., 1978. 160 с.
- Мигдал А.Б. Психология творчества // Наука и жизнь. 1976. — № 2. — С. 76−79.
- Мир профессий. Человек художественный образ. Сост. А.Смирнов. Пре-дисл. В. Рябова, А.Смирнова. — М.: «Мол. гвардия», 1987, 383 1. е., илл.
- Моль А. Теория информации и эстетическое воспитание: Пер. с франц. М., 1966.-244 с.
- Моран де А. История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней. М.: «Искусство», 1982.
- Наливайский В.Ю., Молчанов И. Н. Развитие высшего профессионального образования на региональном уровне // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1997. № 4. С.87−91.
- Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. Л., 1984. — 134 с.
- Николаев П.П. Типы осанок и их учёт при проектировании одежды // Швейная промышленность. 1935. — № 11. — С. 83−86.
- Новак JI.A., Фрадкина Н. Г. Казачий курень. Книга-альбом. Ростов н/Д. 120 е., ил.
- Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
- Номикосов С. Народный казачий быт//Дон. 1992. № 1−2.- С. 140−168.
- Нотон Д., Старк П. Движение глаз и зрительное восприятие: Пер. с англ. -М&bdquo- 1974.-216 с.
- Овчинникова В.В. Бродники доказацкая вольница. Казачество в истории России. Краснодар, 1993.-265 с.
- Орнаменты народов мира: Практическое пособие / Сост., сопроводит, текст С. Ю. Афонькина, Е. Ю. Афонькиной. СПб.: Кристалл, 1998 — 272 е., ил.
- Основы современной концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской, М., 1997. — 354 с.
- Педагогическая психология: конспект лекций / сост. С. В. Кошелева. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. — 94 е.: ил.
- Петровичев В.М. Региональные аспекты единой образовательной политики // Педагогика. 1996. — № 5. С. 30−33.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. — 319 с.
- Петухов С.В. Биомеханика, бионика и симметрия. М., 1981 187 с.
- Петушкова Г. И., Козлова Т. В. Композиционная взаимосвязь формы, ткани, фасонных линий в модных изделиях // Текстильная промышленность. -1980.-№ 11. С. 66−74.
- Пирс Ч. Символы, сигналы, шумы // Семиотика и искусствометрия. М., 1972.- 180 с.
- Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма: Дисс. канд. пед. наук. Москва, 1995. — 197 стр.
- Подуфалов Н. Ориентация на региональные центры образования // Вестник высшей школы. 1998-ЖЗ. С. 8−12.
- Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и Костюмов 1908 1929. — М.: Искусство, 1988. — 416 е., ил.
- Покидов A. «Graft Horizos» // Декоративное искусство СССР. 1970. — № 12.-С. 37.
- Покна М.-Ф. Кристиан Диор. М.: Вагриус, 1998. — 147 с.
- Привалова И.В. Экологический дизайн. Этико-эстетические концепции в дизайне ФРГ // Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды. Труды ВНИИТЭ. Вып. 58 М., 1989. — С.45.
- Прищепа А.А. Значение уровня восприятия трехмерной среды при обучении скульптуре на художественно-графических факультетах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1996. — 72 с.
- Прищепа А.А. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (личностно-ориентированный культуросообразный контекст). Автореферат дис. докт. пед. наук. М. 2004. — 42 с.
- Прищепа А.А. Психология художественного творчества: Методическое пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. — 108 с.
- Проблемы эвристики / Под ред. В. Н. Пушкина. М., 1969. — 140 с.
- Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений/ Г. И. Петушкова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 е.: ил.
- Психологические механизмы целеобразования / Под ред. О. К. Тихомирова. -М., 1977.-233 с.
- Психологические тесты. 2 т./ под ред. А. А. Карелина. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.-Т. 1.-312 е.: ил.
- Психология в работе учителя: в 2 кн. / Б. Ц. Бадмаев. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. — 233 с.
- Психология процессов художественного творчества Л.: Наука, 1980. -285 с.
- Пушкин В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1977. — № 5. С. 54−59.
- Рабочая концепция одаренности / Под ред. Шадрикова. М., 1998. — 189 с.
- Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2002. — 320 с.
- Ривош Я.Н. Время и вещи. Очерки по истории материальной культуры в России начала XX века. М.: Искусство, 1990. — 207 с.
- Ригельман А. И. История о донских казаках. Ростов-н/Д., 1992. — С.306.
- Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени. -М.: Искусство, 1971. 157 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1959. — 204 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1948. — 379 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.-344 с.
- Русские художники: Энциклопедический словарь. СПб.: Азбука, 1998. -864 е.: ил.
- Рытвинская Л.Б. Основы формообразования костюма (архитектоника): Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005. — 72 е.: ил.
- Савельев Е.П. История Дона и донского казачества (в 4 частях). Новочеркасск. 1918.4.1.-208 с.
- Седова Л.Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания: Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006. — 206 с.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.-288 с.
- Сидоренко В.Ф. Проблемы формирования дизайн-программ // Труды ВНИИТЭ. М., 1982. С. 55−59.
- Сидорина Е.В. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М.: ГАЛАРТ, 1995.- 123 с.
- Скорик А.П. Возникновение донского казачества как этноса. Изначальные культурные традиции: учебное пособие. Новочеркасск. 1992. — 160 с.
- Скорик А.П. Казачий Дон: очерки истории. Ч. 1−2, Ростов н/Д, 1995.
- Смирнов С.Д. Психология образа // Проблема активности психического отражения. -М., 1985. С. 21−28.
- Советское декоративное искусство 1917 1945. Очерки истории. — М.: Искусство, 1984.-235 с.
- Современное западное искусство. XX век. Проблемы и тенденции. Наука, 1982.- 187 с.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
- Стасевич В.Н. Учеба, творчество искусство. О ключевых понятиях и терминах изобразительной деятельности. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2003. — 86 с.
- Сто дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994. — 183 с.
- Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфоза зрительных образов. Учебное пособие для вузов. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003.-296 е., ил.
- Стриженова Т. Из истории советского костюма. М.: Советский художник, 1972.- 157 с.
- Субкультурные объединения молодежи. Критический анализ. М.: ИНИОН, 1987.-93 с.
- Сурина М.О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики. Серия «Школа дизайна». Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.-352 с.
- Творческие задачи по черчению: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.— 128 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. — 309 с.
- Теплов Б.М. Простейшие способы факторного анализа // Типологические особенности ВНД человека. М., 1967. — С. 34−39.
- Тимофеева М.А. К проблеме инновации в зарубежном дизайне // Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Творческие направления в современном зарубежном дизайне. М., 1990. С. 10−21.
- Тернер В.У. Проблема известных классификаций в примитивных культурах // Семиотика и искусствометрия. М., 1970. — С. 83−85.
- Толстых В.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. М., 1973. -204 с.
- Трайнев В.А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. — 280 с.
- Узоры симметрии./ Под редакцией М. Сенешаль, Дж. Флека. М.: Мир, 1980.-269 с.
- Философия. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. -416 с.
- Фокина JI.B. Орнамент. Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. -96 с.
- Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. З. А. Решетовой. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 344 с.
- Фроленко О.В. Идея регионализации в деятельности образовательных учреждений на Дону. Дис. На соискание ученой степени канд. пед.наук. Рос-тов-н-Д. 2000 г.- 164с.
- Хайн Т. Все об упаковке. СПб., 1997. — 148 с.
- Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. — 251с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Под ред. Б. М. Величковского. -М., 1986.-234 с.
- Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. — 192 с.
- Художник и зрелище. Составитель В. Н. Кулешова. М.: Советский художник, 1990.-397 с.
- Художник, вещь, мода: Сборник. М.: Советский художник, 1988. — 266 с.
- Художники русского театра. 1880 1930. Собрание Никиты и Нины Лоба-новых-Ростовских- Текст Дж. Боулта. — М., 1990. — 157 с.
- Целостный учебно-воспитательный процесс: Исследование продолжается. / Методологический семинар памяти профессора B.C. Ильина/. Вып. 3/ ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 30−32.
- Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. 2-е изд. -М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1983, 192 е., илл.
- Шадриков В.Д. Способности человека. М.- Воронеж, 1997. — 257 с.
- Шарль-Ру Э. Непостижимая Шанель. М.- Смоленск: Изд. Группа «Прогресс» — «Литера»: «Русич», 1995.-206 с.
- Шершнева Л.П. Качество одежды. М., 1983. 144 с.
- Шмелёв И.П. Дуплекс-сфера // Советская архитектура. 1979. — № 1. — С. 25−28.
- Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перараб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 е., ил.
- Шубников А.В., Копцик В. А. Симметрия в природе и искусстве. М., 1972. -204 с.
- Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др.- Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. М.: Аспект Пресс, 2002. — 383с.
- Экстер А. В конструктивной одежде // Ателье. 1923. — № 1. — С. 4 — 5.
- Экстер А. Простота и практичность в одежде // Красная нива. 1923. -№ 21. -С.31.
- Энциклопедический словарь живописи: западная живопись от средних веков до наших дней / Пер. с фр. -М.: ТЕРРА, 1997. 1152 е.: ил.
- Этнопедагогика: учеб. пособие / J1.H. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с.
- Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. — 368 с.
- Bogardus E. S. Fundamentals of Social Psihology. N. Y., 1942. P.303
- Charlotte Seeling. Fashion the century of the designer 1900−1999. Konemann, 1999 568 pp. 1500 ill.231. Dorset 1971. 209 pp.
- Kandinsky V. Uber das Geistige in der Kunst insbesondere in der Malerei // Munchen.- 1912.-S. 67−68.
- Martindale C. Biological bases of creativity // Handbook of creativity / M.A. Sternberg (ed.). Cambridge, 1999.
- Wallach M. D., Kogan K. A new look on the creativity-intelligence distinction // J. Personality.-1965.-V.33.187