Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма: региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На художественно-графических факультетах в цикле образовательных дисциплин декоративно-прикладной направленности применяется практика обучения студентов изобразительному и декоративно-прикладному искусству средствами создания традиционного народного костюма. Однако, в большинстве случаев, учебная деятельность студентов в процессе создания костюма не выходит за рамки репродуктивной. Поэтому для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Образовательный аспект традиционной региональной культуры в процессе обучения студентов ХГФ основам художественного проектирования костюма

    1.2. Психолого-педагогические и социальные предпосылки обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма на основе интеграции художественного регионального наследия в образовательное пространство.

    1.3. Этапы становления научно-теоретических основ художественного проектирования костюма и их взаимодействие с культурными историческими традициями.

    1.4. Методические основы художественного проектирования костюма в художественно-педагогическом региональном образовательном пространстве на ХГФ.

    Выводы.

    Г л, а в, а 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

    2.1. Модель методической системы обучения студентов ХГФ основам художественного проектирования костюма средствами интеграции регионального традиционного искусства в образовательное пространство.

    2.2. Проведение и результаты констатирующего эксперимента.

    2.3. Ход и результаты обучающего эксперимента.

    2.4. Проведение и анализ результатов контрольно-сравнительного эксперимента.

    Выводы.

Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма: региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Развитие общества влияет на изменения в социально-политических, экономических, образовательных и других сферах жизнедеятельности человека. Научно-технический прогресс обеспечивает повышение комфорта жизнедеятельности, однако его вектор развития отдаляет человека от синкретических основ культурных ценностей и национальных традиций.

Педагог должен обладать знаниями о прогрессивных изменениях в обществе, но в то же время должен являться носителем культурных традиций. В настоящее время утрачивается понимание значимости традиционной культуры в воспитании подрастающих поколений. Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» среди основных задач в сфере образования указаны: сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культурсохранение языков и культур всех народов Российской Федерации. В противовес засилью «массовой» культуры повышается значимость проблемы формирования национального самосознания на государственном уровне. Одним из важнейших средств формирования национального самосознания является национально-региональный компонент образования. В законе РФ «Об образовании.: ст. 29. п. 2» предусмотрен учет региональных особенностей подготовки специалистов, которые определяются региональным компонентом государственного образовательного стандарта общего и профессионального высшего образования. Региональный компонент ориентирует обучаемых на более подробное и глубокое изучение разделов курса, особенно важных жизнедеятельности в условиях данной местности.

В современной общеобразовательной школе нарушена непрерывность взаимодействия прогрессивных инновационных тенденций и традиций духовно-нравственного, эстетического воспитания в содержании и методике учебно-воспитательного процесса. Учитель изобразительного искусства, должен являться не только носителем и транслятором мирового и традиционного народного искусства, но также владеть методами и способами художественно-эстетического обучения и воспитания личностно значимых ценностных ориентиров. Приобщение к народной культуре, связанное с региональной историей и традициями, органично включенное в современное образовательное пространство, в сочетании с уважением к культуре других народов — важное условие процесса подготовки художественно-педагогических кадров.

Одним из сохранившихся источников информации о региональной и национальной культуре является костюм. Изучение традиционного костюма, как образца народного художественного искусства, должно использоваться в обучении студентов ХГФ. Национальный костюм, традиционный донской, традиционный казачий, казачий военный, а также костюмы малых народов Донского региона включают многоплановую этнографию. Именно истори-ко-этнографические знания дают возможность глубже понимать истоки нации, ее культуру и формируют у студентов основу национального самосознания. Казачий костюм сформировался на основе костюмов полиэтнических групп и экстрагировал в себе лучшие образцы одежды русской, украинской, татарской, турецкой, калмыцкой, ногайской и других культур. Поэтому, казачий костюм, как и любой другой традиционный костюм, выделяющийся яркой образной выразительностью, богатый разнообразием форм, колористическими решениями, фактурой материалов и декоративным оформлением, представляет художественно-эстетическую значимость для обучения будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

На художественно-графических факультетах в цикле образовательных дисциплин декоративно-прикладной направленности применяется практика обучения студентов изобразительному и декоративно-прикладному искусству средствами создания традиционного народного костюма. Однако, в большинстве случаев, учебная деятельность студентов в процессе создания костюма не выходит за рамки репродуктивной. Поэтому для обучения студентов на уровне исследовательской и художественно-творческой деятельности необходимо использовать современные разработки в области дизайна. Одним из направлений дизайна является художественное проектирование костюма, научно-теоретические, основы которого сформировалась на исследовательской базе художественно-промышленных высших и средних учебных заведений. Соответственно методика преподавания данного предмета сфокусирована на подготовке специалистов для предприятий легкой промышленности и требует адаптации к условиям художественно-педагогического образования.

Психолого-педагогические аспекты и закономерности развития художественно-творческих способностей исследовали: Б. Г. Ананьев, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н. Н. Ростовцев, Г. В. Беда, В. Г. Волков, B.C. Кузин, Е. В. Шорохов, А. П. Яшухин, В. П. Зинчеко, В. К. Лебедко, Д. Б. Богоявленская и другие ученые.

Идея регионального подхода в подготовке к художественно-педагогической и другим видам деятельности отражены в работах М.М. Бай-рамбекова, Л. В. Голуб, Г. Ф. Карповой, Г. И. Кисловой, Ю. В. Ерошенко, Л. Ш. Махмудова, Р. Т. Теуважуковой, В. Н. Цатуровой, М. П. Целых и других.

Значительное место исследованию художественного проектирования костюма и его реализации в процессе обучения различным дисциплинам уделено в работах Г. А. Бастова, Г. М. Гусейнова, В. В. Ермиловой, Д.Ю. Ермило-вой, Т. В. Козловой, Г. И. Петушковой, Л. Б. Рытвинской, Е. А. Рыбкиной, Р. А. Степучева, Е. М. Финашиной, Н. Б. Яковлевой.

Вопросы обучения студентов художественно-педагогической специальности средствами создания костюма раскрыты в работах Т. В. Гановой, Ю. Г. Коваленко, Е. Н. Ковешниковой, Е. В. Плотниковой, Л. М. Стратоновой.

Историко-этнографический и искусствоведческий вопросы донской региональной культуры отражены в работах И. А. Аверина, А. А. Гордеева, Н. А. Минникова, С. Н. Номикосова, В. В. Овчинниковой, А. И. Ригельмана, Е. П. Савельева, А. П. Скорик, Н. А. Аникиной, С. А. Бандуриной, Л. М. Жуковой, Н. С. Кулыгиной, Л. А. Новак, И. П. Потапова, О. П. Синцовой, Н. Г. Фрадкиной.

Однако проблема применения научно-теоретических основ художественного проектирования костюма в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной и декоративно-прикладной деятельности средствами интеграции наследия традиционного регионального искусства остается открытой. Сложность составляет объединение традиционных культурных ценностей и инновационных достижений дизайна в единое художественно-педагогическое пространство с целью развития у студентов исследовательских, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия, воспитания национального и интернационального сознания.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью применения прогрессивных художественно-творческих методов в обучении студентов по специальности учитель изобразительного искусства и сохранении в этом обучении культурных связей с традиционным народным искусством. Для разрешения проблемы необходима методическая система, объединяющая вышеизложенные аспекты в единую образовательную структуру. Потребность подготовки прогрессивно мыслящих, творческих специалистовучителей изобразительного искусства, являющихся носителями культурных ценностей и традиций, востребованных в региональных образовательных учреждениях, подтверждает значимость, целесообразность и актуальность данного исследования.

Цель исследования — решение проблемы применения научно-теоретических основ художественного проектирования костюма в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной и декоративно-прикладной деятельности средствами интеграции наследия традиционного регионального искусства.

Объект исследования: процесс обучения студентов старших курсов художественно-графических факультетов в рамках дисциплин регионального компонента и курсов по выбору студентов, устанавливаемых вузами.

Предмет исследования: методическая система обучения студентов.

ХГФ основам художественного проектирования костюма, включающая интеграцию теоретико-методической базы художественного проектирования костюма и наследия регионального народного искусства, как средство повышения уровня художественно-педагогического образования.

Гипотеза исследования заключается в том, применение научно-теоретических основ художественного проектирования костюма в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной и декоративно-прикладной деятельности средствами интеграции наследия традиционного регионального искусства в образовательное пространство эффективно повлияет на развитие художественно-творческих, исследовательских способностей, воспитание эстетических чувств, национального и интернационального сознания студентов ХГФ, если в процессе этого обучения использовать специально разработанную методическую систему, включающую в себя:

— цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Художественное проектирование костюма средствами интеграции регионального художественного наследия в образовательное пространство»;

— дидактические принципы, группу методов, приемов и форм проведения занятий, обеспечивающих художественно-педагогический образовательный процесс;

— средства обеспечения учебного, развивающего и воспитательного процессов экспериментальной дисциплины.

Задачи исследования:

1. Исследовать состояние проблемы применения научно-теоретических основ художественного проектирования костюма в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной и декоративно-прикладной деятельности средствами интеграции наследия традиционного регионального искусства.

2. Определить психолого-педагогические и социальные предпосылки обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма на основе интеграции художественного регионального наследия в образовательное пространство.

3. Раскрыть этапы становления научно-теоретических основ художественного проектирования костюма и их взаимодействие с историческими культурными традициями.

4. Выделить методологические основы художественного проектирования костюма.

5. Проанализировать историческую и художественную ценность традиционного донского костюма для практики обучения студентов ХГФ.

6. Обосновать, разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития художественно-творческих, исследовательских способностей, воспитание эстетических чувств, национального и интернационального сознания студентов ХГФ в процессе обучения предмету «Художественное проектирование костюма средствами интеграции регионального художественного наследия в образовательное пространство».

7. Провести анализ и обобщение полученных результатов экспериментального исследования.

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:

— монографический (изучение и анализ научной, учебной, методической литературы по психологии, педагогике, эстетике, дизайну, исторической, культурологической и искусствоведческой литературы, архивных материалов, периодических изданий, диссертационных исследований, учебных программ и учебно-методических пособий по исследуемой проблеме);

— наблюдение за познавательной, исследовательской, проектировочной и художественно-творческой деятельностью студентов;

— анализ учебных и творческих работ, выполняемых студентами в процессе обучения;

— беседы, тестирование, анкетирование, опрос студентов;

— педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольно-сравнительный);

— обобщение и обработка результатов эксперимента на основе применения статистических, графических методов.

Методологической основой исследования являются социально-философские труды ведущих ученых, психологов, педагогов в современном образовательном пространстве — концепция о формировании способностей в деятельности и деяельностно-творческий подход к образованиюпринцип культуросообразностинормативные документы (государственный образовательный стандарт), а также научные изыскания по проблеме исследования:

— концептуальные идеи о культуре как факторе развития личности в цивилизованном обществе (В.Г. Белинский, Н. И. Пирогов, J1.H. Толстой, К.Д. УшинскийЕ.В. Бондаревская, Ю. Б. Борев, С. В. Кульневич, и др.);

— теории развития личности в деятельности (К.А. Абдульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн и др.);

— непрерывного образования (С.Г. Вершловский, J1.H. Лесохина, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.);

— культурологические исследования об искусстве как составляющей культуры, обеспечивающей художественно-творческое и нравственно-эстетическое развитие личности (Е.Н. Ильин, B.C. Кузин, А. Ф. Лосев, А.А. Мелик-Пашаев, В. В. Розанов, Л. Н. Столович, Е. В. Шорохов, Б. П. Юсов и др-);

Организация исследования. Экспериментальную базу исследования за период 2003;2007 гг. составили художественно-графические факультеты г. г. Ростова-на-Дону, Москвы, Краснодара, Воронежа, Махачкалы. В учебном эксперименте принимали участие общей численностью 260 студентов (35 курсы).

На первом этапе (2003;2004 гг.) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической, исторической и культурологической литературы, основ дизайна и проектирования, определяющих структуру методической системы специальной подготовки будущих учителей изобразительного искусства — цели, задачи, гипотезу, содержание, дидактические принципы, методы, методические приемы и формы организации образовательного процессаосуществлялось конструирование общих подходов к разработке и экспериментальной проверке методической модели обучающей системы основам проектирования костюма с учетом регионального аспекта: накопление эмпирического материалаподготовка экспериментальной базыопределение методики организации опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2004;2005 гг.) уточнялась проблема исследованияосуществлялось проведение констатирующего эксперимента: выбор основных критериев и уровней развитости художественно-творческих и нравственно-этических качеств студентовдиагностика начального художественно-творческого, исследовательского, эстетического и нравственно-этического уровней студентованализ и обработка полученных данныхвыделение приоритетных направлений, целей задач и содержания обучающего экспериментавыбор целесообразных методов, форм организации и средств обеспечения обучающего экспериментаподготавливалась экспериментальная база проведения обучающего экспериментаопытно-экспериментальная работа по апробации программы методической системы обучения студентов основам проектирования костюма средствами традиционных форм регионального искусстваанализ, обобщение и сравнение полученных результатов в процессе педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2005;2007 гг.) проводилась систематизация полученных экспериментальных данных, осуществлялся количественно-качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации методической модели обучения студентов основам проектирования костюма с учетом регионального аспекта, осуществлялась коррекция системы обучения, проверялась достоверность выводов, оформлялось диссертационное исследование.

Экспериментальная работа со студентами художественно-графических факультетов проводилась в следующих направлениях:

— анализ уровня подготовки студентов, их когнитивной, художественно-эстетической и нравственной направленностей (констатирующий эксперимент);

— уяснение зависимости успешности освоения исследовательской, художественно-творческой деятельности, а также формирования культурных личностных ориентиров студентов от использования различных методов обучения (формирующий эксперимент);

— определение эффективных методов повышения качества художественно-творческого процесса в период обучения теории и практики (контрольный эксперимент).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественное проектирование костюма — представляет собой интеграцию исследовательской и художественно-творческой деятельности.

2. Дизайн костюма как одна из граней среды жизнедеятельности человека определяется средствами художественного образования студентов и художественно-профессиональной средой, обусловливающей художественно-творческое, эстетическое и нравственно-этическое развитие студентов.

3. Теоретико-методические основы обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма средствами интеграции традиционных форм регионального искусства в образовательное пространство построены на основе национально-культурных ценностей и традиций, диалоге культур и личностей в поли культурном регионе.

4. Развитие исследовательских, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия, воспитание национального и интернационального сознания студентов ХГФ в процессе обучения изобразительной и декоративно-прикладной деятельности обеспечивается методической системой учебной дисциплины «Художественное проектирование костюма средствами интеграции регионального художественного наследия в образовательное пространство».

Научная новизна исследовательской работы заключается в следующем:

1. Раскрыта научно-теоретическая база обучения студентов художественно-графических факультетов основам художественного проектирования костюма с учетом региональных особенностей.

2. Выявлена зависимость между сознательным применением методов художественного проектирования костюма и качеством выполнения учебно-творческих заданий в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.

3. Установлено, что усвоение студентами понятийного аппарата, используемых при проектировании костюма оказывает формирующее и стабилизирующее влияние на способности обучаемых в создании произведений изобразительного искусства.

4. В результате проведения экспериментальной работы установлено, что исследование региональных художественных и культурных традиций и ценностей влияет на повышение нравственно-этического и художественно-творческого уровней студентов художественно-графических факультетов.

5. Разработана целостная методическая система обучения, объединяющая в единое образовательное пространство историко-культурологическую, искусствоведческую, дизайнерскую и художественно-творческую деятельности.

6. Предложенная методика обучения студентов ХГФ основам художественного проектирования костюма отражает общекультурныенационально-региональные и педагогические ценности, обусловливающие цели, процесс и результат развития личности будущего учителя изобразительного искусства.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами ДПИ — решена проблема применения научно-теоретических основ художественного проектирования костюма в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной и декоративно-прикладной деятельности средствами интеграции наследия традиционного регионального искусства.

Практическая значимость результатов исследования реализовалась в разработке программы обучения студентов старших курсов художественно-графических факультетов основам художественного проектирования костюма средствами интеграции наследия регионального народного искусства в рамках дисциплин регионального компонента и курсов по выбору студентов, устанавливаемых вузами, предусмотренные государственным образовательным стандартом. В программе разработаны аудиторные, самостоятельные теоретические и практические задания для студентов, позволяющие включиться в исследовательскую, дизайнерскую и художественно-творческую деятельность. Сформирован также комплект наглядных пособий и дидактического материала к теоретическим и практическим частям дисциплины. Кроме того, результаты исследования могут использованы в качестве научно-методических рекомендаций в процессе обучения студентов изобразительной и декоративно-прикладной деятельности студентов.

Практическая значимость заключается также в том, что его результаты исследования, его рекомендации и экспериментальная программа внедрены в учебный процесс художественно-графического факультета ПИ «Южного федерального университета» и художественно-графических факультетов Москвы, Краснодара, Воронежа, Махачкалы. Эти результаты также могут использоваться при организации обучения старших школьников, студентов художественно-графических факультетов пединститутов, а также на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства, художественного труда и дизайна, в системе дополнительного образования.

Выводы.

Определяя начальный уровень обученности студентов на этапе констатирующего эксперимента, мы исследовали у испытуемых также уровень потребности в системе обучения, включающей региональный образовательный компонент. Итоговые данные показали, что у студентов художественно-графических факультетов к старшим курсам уже сформирован интерес к историческим и культурным ценностям региона проживания, что подтверждает востребованность регионального аспекта методики обучения.

Учитывая потребность создания такой методической системы обучения на художественно-графическом факультете, основываясь на выделенные в первой главе теоретико-методические основы и схему межпредметных связей дисциплины «Художественное проектирование костюма» нами были: выделена дидактическая платформасформированы цели, задачи, содержание обученияопределены основные методы и приемы педагогического воздействия, а также взаимодействия со студентамиподготовлены технические и наглядные средства, обеспечивающие учебный процесс.

Согласно сформированной методики, осуществлялось обучение, направленное на развитие интереса студентов к традициям, культуре, историческому костюму региона. Развитие этого интереса не только сопутствовало успешному обучению студентов, но и способствует дальнейшему саморазвитию личности в условиях социума. Кроме того, исключая односторонность обучающего материала, студенты знакомятся с мировыми достижениями дизайна в области создания одежды, изучают произведения известных кутюрье, вдохновленных лучшими образцами народного искусства, применяют на практике методы художественного проектирования, исследуют взаимосвязь традиционного и современного искусства. Качество таких исследований студентов ХГФ подтверждают высокие процентные показатели понимания целостности традиционных и инновационных процессов. Поэтому, можем утверждать, что предлагаемая методическая система неразрывно связывает патриотическое воспитание с интернациональным.

Анализ учебных и учебно-творческих заданий показал рост уровней знаний, умений, навыков по выделенным критериямнаблюдение за процессом деятельности выявило значительное расширение личностного мировоззрения студентов экспериментальной группы, и возросший интерес как к культуре и традициям родного края, так и к культуре других народов. Подтверждена также эффективность методики по результатам исследования позитивного воздействия на учебную деятельность студентов. У исследуемых параметров индивидуальных различий учебной деятельности студентов (скорости, тщательности, мотивации, регуляции действия, когнитивной организации) в процессе обучения по испытуемой методике была выявлена положительная динамика развития. Особо высокие результаты были выявлены в параметре мотивации, которые подтверждают возросший уровень самосознания студентов. По результатам поэтапного проведения обучающего эксперимента и систематизации полученных экспериментальных данных на контрольно-сравнительном этапе, нами осуществлялся количественнокачественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению методической модели обучения студентов основам художественного проектирования костюма с учетом условий регионального образовательного аспекта. В результате этого анализа выявлено положительное воздействие методики обучения на формирование и развитие художественно-творческих способностей, исследовательских способностей, эстетического восприятия, национального и интернационального сознания. Экспериментальная проверка эффективности методической системы обучения основам художественного проектирования костюма средствами изучения и современной художественно-творческой интерпретации традиционного народного костюма в области подготовки учителя, специалиста в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, доказала ее состоятельность.

Согласно экспериментальной практике нами было определено содержание образовательной программы дисциплины специального цикла в рамках регионального компонента образовательного стандарта для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: «Основы художественного проектирования современного костюма по мотивам традиционной одежды Донского региона».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе изучения научной литературы по педагогике, психологии, искусствоведению, теоретических исследований дизайн-деятельности мы рассмотрели возможность включения дисциплины «Художественное проектирование костюма» в образовательное пространство на художественно-графическом факультете. Осуществлялся анализ состояния проблемы обучения студентов ХГФ средствами создания костюма. В процессе этого анализа было выявлено, что в художественно-педагогических исследованиях создание костюма рассматривалось: как технологический процесс и трудовое воспитаниекак средство эстетического воспитаниякак средство организации учебной деятельности школьников в процессе создания карнавального костюмабольшое значение уделялось также обучению моделированию костюма. Дисциплина «Художественное проектирование костюма» широко используется в подготовке специалистов в области дизайна, как эффективное средство развития художественно-творческого мышления и исследовательских способностей. Однако специфика обучения художественному проектированию костюма студентов-специалистов легкой промышленности не связывалась со спецификой подготовки студентов художественно-педагогической специальности. Чтобы адаптировать вышеназванную дисциплину к условиям педагогических вузов, нами было решено выделить ее теоретико-методические основы обучения и рассмотреть это обучение в региональном образовательном аспекте. Все это позволило обосновать выбор темы диссертационной работы, ее актуальность, раскрыть цели, задачи, объект и предмет исследования, его гипотезу, научную новизну, теоретическую и практическую значимость. Соответственно, в настоящем исследовании решалась проблема применения научно-теоретических основ художественного проектирования костюма в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной и декоративно-прикладной деятельности средствами интеграции наследия традиционного регионального искусства, которое эффективно повлияет на развитие художественно-творческих, исследовательских способностей, воспитание эстетических чувств, национального и интернационального сознания этих студентов. Решение проблемы, объединяющей столь обширные понятия в процессе обучения студентов будущих учителей изобразительного искусства, мы нашли возможным в специально разработанной методической системе, которая включила в себя:

— цели, задачисодержание учебной дисциплины «Художественное проектирование костюма средствами интеграции регионального художественного наследия в образовательное пространство», представляющее собой структуру связей между дисциплинами изобразительной, дизайнерской, искусствоведческой, исторической направленностей;

— дидактические принципыгруппу методов обучения в совокупности с методами эвристики и художественного проектирования, приемов и форм проведения занятий, обеспечивающих художественно-педагогический образовательный процесс;

— средства обеспечения учебного, развивающего и воспитательного процессов экспериментальной дисциплины.

Опираясь на научно-дидактические основы обучения для экспериментальной методики, мы:

— в стремлении привнести идеалы и ценности национальной культуры в образование, опирались на представителей русской классической педагогики и русской постклассической педагогики, использовали принципы этнопеда-гогики;

— изучив психолого-педагогические и социальные предпосылки обучения студентов ХГФ художественному проектированию костюма на основе интеграции художественного регионального наследия в образовательное пространство, выявили, что художественное проектирование костюма, как процесс представляет собой синтез исследовательской и художественно-творческой деятельности, а включение в него регионального компонента выполняет функцию социализации и адаптации личности к условиям местности, для которой выпускается специалист.

Определяя цели, задачи и содержание методической системы обучения студентов, мы:

— раскрыли этапы становления научно-теоретических основ художественного проектирования костюма и их взаимодействие с историческими культурными традициями;

— выделили методологические основы художественного проектирования костюмав совокупности с эвристическими методами рассмотрели методы, приемы и этапы процесса создания художественного проекта костюма;

— проанализирована историческая и художественная ценность традиционного донского костюма как средства воспитания у студентов художественно-графических факультетов эстетических чувств, национального и интернационального сознания;

— определили методические основы художественного проектирования костюма в художественно-педагогическом региональном образовательном пространстве на ХГФ на основе исследования и интерпретации образцов традиционной донской одежды;

— для обеспечения полноценного образовательного процесса обучения художественному проектированию костюма выявили структуру междисциплинарных связей, имеющую на две направляющие — теоретические основы и практическую деятельность.

Согласно обозначенной структуре мы рассчитали проведение экспериментального обучения со студентами старших курсов ХГФ, в связи с тем, что к третьему курсу они приобрели спектр знаний, умений, навыков в области истории искусства, пластической анатомии, основ теории и практики изобразительного искусства — композиции, рисунка, живописи, скульптуры, цвето-ведения, практических навыков по декоративно-прикладному искусству, необходимый в исследовательском, проектировочном и художественно-творческом процессе создания костюма.

Для проверки эффективности предлагаемой модели обучения нами был проведен ряд экспериментов: констатирующий, обучающий и контрольно-сравнительный. Констатирующий эксперимент явился отправной точкой определения у студентов ХГФ уровней художественно-творческих, исследовательских способностей, эстетических чувств, национального и интернационального сознания, кроме того, исследовалась сама учебная деятельность и отношение студентов к этому процессу. Тестировалась также успеваемость студентов по специальным дисциплинам. Кроме того, по результатам констатирующего эксперимента корректировалось содержание дисциплины «Основы художественного проектирования костюма средствами интеграции традиционного регионального искусства в образовательное пространство». Для достоверности проведения обучающего эксперимента весь контингент студентов был поделен на две равноценные по количеству и уровню успеваемости группы — контрольную, студенты которой проходили обучение по традиционной методике, и, — экспериментальную, состоящую из студентов участвовавших в обучении по предложенной методической системе. Экспериментальное обучение включало четыре тематические блока, составленных с учетом содержания, приоритетных методов обучения, воспитания, форм проведения занятий и средств обеспечения учебного процесса. Осуществлялись наблюдение за деятельностью студентов и фиксация результатов по итогам практической работы каждого из выделенных блоков. В ходе обучающего эксперимента мы отметили планомерный рост уровня успеваемости студентов. Подтверждением эффективности методики стал контрольно-сравнительный эксперимент. Проведение контрольного сравнения, несмотря на то, что показало несколько более низкий уровень в группах по сравнению с итоговыми результатами обучающего эксперимента, тем не выявило значительный перевес процентных показателей уровня успеваемости, а также уровней художественно-творческих, исследовательских способностей, эстетических чувств, национального и интернационального сознания студентов экспериментальной группы относительно студентов контрольной. Также исследуемые уровни студентов экспериментальной группы значительно превышали исходные — зафиксированные в результатах констатирующего эксперимента. Кроме того, у студентов экспериментальной группы по окончании обучения мы отметили позитивный тип индивидуальных различий в учебной деятельности как преобладающий.

Подведение итогов экспериментальной работы позволило нам заключить, что применение научно-теоретических основ художественного проектирования костюма в процессе обучения студентов ХГФ изобразительной и декоративно-прикладной деятельности средствами интеграции наследия традиционного регионального искусства в образовательное пространство эффективно повлияло на развитие художественно-творческих, исследовательских способностей, воспитание эстетических чувств, национального и интернационального сознания студентов ХГФ, когда в процессе этого обучения была использована специально разработанная методическая система, включившая в себя:

— цели, задачи и содержание учебной дисциплины «Художественное проектирование костюма средствами интеграции регионального художественного наследия в образовательное пространство»;

— дидактические принципы, группу методов, приемов и форм проведения занятий, обеспечивающих художественно-педагогический образовательный процесс;

— средства обеспечения учебного, развивающего и воспитательного процессов экспериментальной дисциплины.

На основе результатов научно-теоретической экспериментальной работы, в рамках к цикла специальных дисциплин и курсов по выбору национально-регионального (вузовского) компонента, нами была разработана и внедрена в образовательный процесс на художественно-графических факультетах вузов Российской Федерации программа дисциплины «Основы художественного проектирования костюма средствами интеграции традиционного регионального искусства в образовательное пространство» (приложение 2). Результаты внедрения экспериментальной дисциплины также подтверждают эффективность разработанной методической системы.

Итоги работы над исследованием дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, а поставленные задачи решены.

Однако данная диссертационная работа не исчерпывает решения всех вопросов регионализации образования и обеспечения профессионального становления учителей изобразительного искусства в процессе обучения ДПИ, средствами художественного проектирования костюма в виду сложности и многогранности обозначенной проблемы. Необходимы дальнейшие разработки, которые целесообразно вести в следующих направлениях: профессионально-личностное становление в синтезе традиционного регионального и инновационного пространствобеспечение непрерывности профессионального становления художника-педагога в региональной системе образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Бродники: миф и реальность // Казаки России (проблемы истории казачества). М., 1993. — С.41- 45.
  2. З.Т. Проектирование корсетных изделий. Легкая индустрия, 1979.-243 с.
  3. З.Т., Пацявичюте А. А., Петушкова Г. И. Моделирование одежды на основе принципа трансформации. М.: Легпромбытиздат, 1993. -200 е., ил.
  4. Актуальные проблемы художественно-педагогичекого образования: Сб. статей. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2005. Вып. 5. 112 с.
  5. Альхауэр Х.-Д., Альтенбург У. Пер. с нем. Мода между спросом и предложением. М., 1983. — 104 е., ил.
  6. В.В. Казачий Дон (Очерки истории). Ростов Н/Д., 1995. Кн.1, Кн. 2 // Известия вузов Северного Кавказа. -1997. № 1. С.91−94.
  7. Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи тканей. «Академия», 1931,206с., Зл. илл.
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие / Арнхейм Р. Пер. с англ. М.: «Архитектура-С», 2007. — 392 с.
  9. Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.-352 с.
  10. В.Р. Дизайн и искусство. М.: Знание, 1984. — 64 с.
  11. Артюх., Красноперов В., Сапига Н. Региональная подготовка специалистов и ее особенности // Вестник высшей школы. 1997. № 4. С. 21−22.
  12. Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985.-82 с.
  13. Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. Репринтное изд. — М.: Академия моды, 1996. 112 е., илл. тодическое обеспечение учебного процесса в вузе: Учебно-методическое пособие. СПб: Д.А.Р.К., 2006. — 208 с.
  14. Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-570 с.
  15. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. -М.: Искусство, 1994. Т. 1. — 217 с.
  16. В.Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации тканей. М., 1977. 274 с.
  17. А.Ф., Фомина З. М. Русская народная одежда и современное платье. -М: «Легкая и пищевая промышленность», 1982, 176 е., илл.
  18. А.С. Объемное макетирование в системе профессиональной подготовки студентов на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1990. 16 с.
  19. П.Г. Вопросы теории народного костюма. М., 1971. 177 с.
  20. Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. JI. Дорфмана, К. Мартиндейла и др. — М., 2000. — С. 34−39.
  21. Д. Б. Природа творческих способностей // Вестник РГНФ. 1997. — № 2. — С. 43−47.
  22. Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320 с.
  23. Д. Б. Психолого-философский анализ творчества // междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М., 1990.-С.77−85.
  24. Л.И., Брежнев B.C., Клесников Ю. С. Казачество Юга России и студенчество // Регионология. 1994.-№ 4. — С. 71−77.
  25. Е.Г. Методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам художественно-графических факультетов.-Дис.канд. пед. Наук-М., 1985.- 183 с.
  26. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. / Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях /: Научно-методическая разработка. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. — 32 с.
  27. Е.В. К новому типу инновационной деятельности в образовательном регионе. // «Инновационная школа», 1995, № 2. С.6−9.
  28. Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1986.- 120 с.
  29. Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения формирования педагогической культуры: формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвузовский сб. научных трудов. -Ростов н/Д: РГПИ, 1989. С. 3−20.
  30. Боно де Э. Рождение новой идеи. М., 1976. — 167 с.
  31. Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 399 е., ил.
  32. В., Тильке М. История костюма: от древности до Нового времени. -М. «Эксмо», 1996.-463 е., ил.
  33. И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности: Авто-реф. дис.. канд. пед. Наук. М., 1996. — 18 с.
  34. В.М. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII -XIX вв. // Русское искусство XVIII первой половине XIX вв. М., 1971. С. 133−188.
  35. А.П. Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода. М., 1998. — 396 с.
  36. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне / В. Ф. Колейчук и др.-М., 1990.-87 с.
  37. Ю.С. Математическая статистика и её применение в текстильной и швейной промышленности. М., 1970.-202 с.
  38. И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. Для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  39. Н.Н. Композиция в живописи. М. «Искусство», 1977. — 540 с.
  40. Е.В., Тимофеева М. Р. Композиция костюма. Зрительные иллюзии, их применение в моделировании костюма: методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 28.06. Омск, 1991.-21 с.
  41. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.-490 с.
  42. JI.C. Психология искусства. 2-е изд. Испр. и доп. М.: Искусство, 1963.-576 с.
  43. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.-240 с.
  44. В.Н. Пропедевтические курсы для втузов и педвузов // Техническая эстетика, 1980, № 1. С. 16−18.
  45. В.Н., Коробовский Ю. Г. Основы дизайна: Учеб пособ. Для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. М.: Альфа, 1993.-59 с.
  46. П.Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве (к проблеме культурного архетипа). М.: Едито-риал УРСС, 2004.- 144 с.
  47. Т.В. Активизация творческого поиска учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: Дис.канд. пед. наук. М., 1986.-187 с.
  48. О.И. Актуальные проблемы исследования проектной культуры // Техническая эстетика, 1989, № 5. С. 4−6.
  49. Горбачева J1.M. Мода XX века: от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. -М.: ГИТИС, 1996.-230 с.
  50. А.А. История казаков. Золотая Орда и зарождение казачества. Ч. 1.М., 1991.- 215с.
  51. Г. С. Моделирование формы одежды. М.: Легкая индустрия, 1982. 457 с.
  52. А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. СПб: Питер, 2004. 208 е.: ил. С. 125.
  53. JI.H. Древняя Русь и великая степь. М., 1989. — 340 с.
  54. В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972. — 276 с.
  55. А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996.- № 1.- С.18−20.
  56. Де Боно Э. Латеральное мышление: Пер с англ. СПб: Питер Пабли-шинг, 1997.-320 с.
  57. И. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. 192 с.
  58. Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века. Легкая индустрия, 1977.-418 с.
  59. Дизайн на Западе: Сб. статей. М. ВНИИТЭ, 1992. — 188 с.
  60. Донской народный костюм: о создании сценического костюма на основе донской народной одежды. Ростов н/Д, 1986. 63 е., ил.
  61. Т.Н. и др. Размерная типология населения с основами морфологии и анатомии / Дунаевская Т. Н., Коблякова Е. Б., Ивлева Г. С. 2-е изд. М., 1980.-317 с.
  62. Д.Ю. История домов моды: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -288 с.
  63. Д.Ю. Эстетические проблемы дизайна одежды 70 90 гг. 20 века: Автореф. Дис.канд. фил. наук. -М. 1996. — 18 с.
  64. Е.А. Психосемиотический анализ жестов как знаковых средств общения // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М., 1983. — С. 43−47.
  65. Ю.В. Развитие художественно-педагогических способностейбудущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2006. 22 с.
  66. Н.В. Высшая геометрия. М., 1978. 312 с.
  67. С.М. Культура Донского края. Методические разработки уроков изобразительного искусства для 4 класса. Тема года: «Каждый народ художник». — Ростов-на-Дону, 2001. — 23 с.
  68. В.М. Такая изменчивая мода. М.: Молодая гвардия, 1983. — 160 с.
  69. Ш. Мода. Век модельеров. 1900 1999. — Кельн, 2000. — 500 с.
  70. В.П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление. Под ред. А. В. Петовского. М.: Педгогика, 1989. — 280 с.
  71. Л.К., Шапинский В. А. Постмодернизм: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. — 253 с.
  72. В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. — Киев, 1977.- 168 с.
  73. B.C. Проблемы воспитания потребности в знаниях. Ростов н/Д, 1971.-224 с.
  74. И.С. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада, 1996.-329 с.
  75. М.А. Джанни Версаче. М.: Политбюро, 1998. — 417 с.
  76. И.И. Структура процесса учения. М., 1986. — 308 с.
  77. Искусство творческого мышления / Под ред. М. В. Дранко. — Мн.: ООО «Попурри», 1996. —240 с.
  78. История дизайна: учеб. пособие / А. Н. Лаврентьев. М.: Гардарики, 2007- 303 е.: ил.
  79. История орнамента: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. 30 800 «Изобразительное искусство» / JI.M. Бут-кевич. М. Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 257 е., 8 с. ил.: ил.
  80. М.С. Морфология искусства. Л., 1972. — 227 с.
  81. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.- 152 с.
  82. В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2003. — 240 с.
  83. Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1986. — 497 с.
  84. М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. С.Пб.: СПГУТ, 2001. — 192 с.
  85. P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII -первой половине XX вв. (Опыт энциклопедии). М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 1995. — 320 с.
  86. Г. Ф. Александра Экстер. М., 1993. — 208 с.
  87. Ю.Г. Активизация развития дизайнерского мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения основ моделирования костюма. Дис.канд. пед. наук. М. 1998. — 190 с.
  88. Е.Н. Теория и методика художественного и профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров): Дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 388 е., ил.
  89. В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-264 е., ил.
  90. Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. М., 1987.-213 с.
  91. Т.В. Художественное проектирование костюма. М., 1982. 380 с.производства. М, 1969. 234 с.
  92. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. 2-е изд. уточенное и доп. / В. Б. Устин. — М.: Астрель, 2007. -239, 1. е.: ил.
  93. Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова и др. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 452 с.
  94. К.А. Дизайн и экология культуры. М., 2000. — 294 с.
  95. Н. История моды в XX веке. М: Тривиум, 1998. — 267 с.
  96. Ю1.Кошелева С. В. Педагогическая психология, курс лекций, конспект. М.:1. ACT СПБ Сова, 2005,-94 с.
  97. О.А. Искусство и мир человека: / Искусство в формировании духовного мира человека /. М.: Знание, 1986. — 112 с.
  98. О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. — 430с.
  99. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  100. П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 208 е., ил.
  101. B.C. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. М.: ООО издательский центр «ОНИКС 21 век», 2005. — 304 с.
  102. В. С. Психология. Учебник. М., «Высш. школа», 1974. 280 с.
  103. И.С. Философия и искусство модернизма. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1980. — 272 е., ил.
  104. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Н. Ерошенков. М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2004. — 221 с.
  105. Г. Г. Итальянская модель дизайна. Проектно-поисковые концепции второй половины XX века. М: ВНИИТЭ, Графическое товарищество, 1993.- 157 с.-157 с.
  106. Н.П. О современном костюме // Красная нива. 1924. — № 27. -С. 62.
  107. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 344 с.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  109. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960.-№ 1.-С. 75−81.
  110. Лион Баттиста Альберти. Об архитектуре. Три книги о живописи. Пер. А. Г. Таврического из кн. Мастера искусства об искусстве. -Т. 2. — 1966. -58 с.
  111. А.Ф. Бытие имя — космос./ Сост. и ред. А.А.Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1993.-958 с.
  112. А.Ф. Диалектика творческого акта // Контекст-1981. М., 1982. С. 34−46.
  113. А.ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -525 с.
  114. А.В. Что такое образование. // О воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1976.-356 с.
  115. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.-303 с.
  116. М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972. — 326 с.
  117. М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1−4 М.: Академия моды: Чарт Пилот, 2001. — 385 с.
  118. М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1975. 279 с.
  119. Методика художественного конструирования. М., 1978. 160 с.
  120. А.Б. Психология творчества // Наука и жизнь. 1976. — № 2. — С. 76−79.
  121. Мир профессий. Человек художественный образ. Сост. А.Смирнов. Пре-дисл. В. Рябова, А.Смирнова. — М.: «Мол. гвардия», 1987, 383 1. е., илл.
  122. А. Теория информации и эстетическое воспитание: Пер. с франц. М., 1966.-244 с.
  123. Моран де А. История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней. М.: «Искусство», 1982.
  124. В.Ю., Молчанов И. Н. Развитие высшего профессионального образования на региональном уровне // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1997. № 4. С.87−91.
  125. Я.Г. Модели в науке и технике. Л., 1984. — 134 с.
  126. П.П. Типы осанок и их учёт при проектировании одежды // Швейная промышленность. 1935. — № 11. — С. 83−86.
  127. JI.A., Фрадкина Н. Г. Казачий курень. Книга-альбом. Ростов н/Д. 120 е., ил.
  128. Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
  129. С. Народный казачий быт//Дон. 1992. № 1−2.- С. 140−168.
  130. Д., Старк П. Движение глаз и зрительное восприятие: Пер. с англ. -М&bdquo- 1974.-216 с.
  131. В.В. Бродники доказацкая вольница. Казачество в истории России. Краснодар, 1993.-265 с.
  132. Орнаменты народов мира: Практическое пособие / Сост., сопроводит, текст С. Ю. Афонькина, Е. Ю. Афонькиной. СПб.: Кристалл, 1998 — 272 е., ил.
  133. Основы современной концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской, М., 1997. — 354 с.
  134. Педагогическая психология: конспект лекций / сост. С. В. Кошелева. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. — 94 е.: ил.
  135. В.М. Региональные аспекты единой образовательной политики // Педагогика. 1996. — № 5. С. 30−33.
  136. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. — 319 с.
  137. С.В. Биомеханика, бионика и симметрия. М., 1981 187 с.
  138. Г. И., Козлова Т. В. Композиционная взаимосвязь формы, ткани, фасонных линий в модных изделиях // Текстильная промышленность. -1980.-№ 11. С. 66−74.
  139. Ч. Символы, сигналы, шумы // Семиотика и искусствометрия. М., 1972.- 180 с.
  140. Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма: Дисс. канд. пед. наук. Москва, 1995. — 197 стр.
  141. Н. Ориентация на региональные центры образования // Вестник высшей школы. 1998-ЖЗ. С. 8−12.
  142. М.Н. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и Костюмов 1908 1929. — М.: Искусство, 1988. — 416 е., ил.
  143. A. «Graft Horizos» // Декоративное искусство СССР. 1970. — № 12.-С. 37.
  144. Покна М.-Ф. Кристиан Диор. М.: Вагриус, 1998. — 147 с.
  145. И.В. Экологический дизайн. Этико-эстетические концепции в дизайне ФРГ // Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды. Труды ВНИИТЭ. Вып. 58 М., 1989. — С.45.
  146. А.А. Значение уровня восприятия трехмерной среды при обучении скульптуре на художественно-графических факультетах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1996. — 72 с.
  147. А.А. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (личностно-ориентированный культуросообразный контекст). Автореферат дис. докт. пед. наук. М. 2004. — 42 с.
  148. А.А. Психология художественного творчества: Методическое пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. — 108 с.
  149. Проблемы эвристики / Под ред. В. Н. Пушкина. М., 1969. — 140 с.
  150. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений/ Г. И. Петушкова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 е.: ил.
  151. Психологические механизмы целеобразования / Под ред. О. К. Тихомирова. -М., 1977.-233 с.
  152. Психологические тесты. 2 т./ под ред. А. А. Карелина. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.-Т. 1.-312 е.: ил.
  153. Психология в работе учителя: в 2 кн. / Б. Ц. Бадмаев. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. — 233 с.
  154. Психология процессов художественного творчества Л.: Наука, 1980. -285 с.
  155. В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1977. — № 5. С. 54−59.
  156. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Шадрикова. М., 1998. — 189 с.
  157. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2002. — 320 с.
  158. Я.Н. Время и вещи. Очерки по истории материальной культуры в России начала XX века. М.: Искусство, 1990. — 207 с.
  159. А. И. История о донских казаках. Ростов-н/Д., 1992. — С.306.
  160. Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени. -М.: Искусство, 1971. 157 с.
  161. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1959. — 204 с.
  162. С.Л. Основы общей психологии. М., 1948. — 379 с.
  163. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.-344 с.
  164. Русские художники: Энциклопедический словарь. СПб.: Азбука, 1998. -864 е.: ил.
  165. Л.Б. Основы формообразования костюма (архитектоника): Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005. — 72 е.: ил.
  166. Е.П. История Дона и донского казачества (в 4 частях). Новочеркасск. 1918.4.1.-208 с.
  167. Л.Н., Толстолуцких Н. П. Теория и методика воспитания: Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006. — 206 с.
  168. Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.-288 с.
  169. В.Ф. Проблемы формирования дизайн-программ // Труды ВНИИТЭ. М., 1982. С. 55−59.
  170. Е.В. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. М.: ГАЛАРТ, 1995.- 123 с.
  171. А.П. Возникновение донского казачества как этноса. Изначальные культурные традиции: учебное пособие. Новочеркасск. 1992. — 160 с.
  172. А.П. Казачий Дон: очерки истории. Ч. 1−2, Ростов н/Д, 1995.
  173. С.Д. Психология образа // Проблема активности психического отражения. -М., 1985. С. 21−28.
  174. Советское декоративное искусство 1917 1945. Очерки истории. — М.: Искусство, 1984.-235 с.
  175. Современное западное искусство. XX век. Проблемы и тенденции. Наука, 1982.- 187 с.
  176. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
  177. В.Н. Учеба, творчество искусство. О ключевых понятиях и терминах изобразительной деятельности. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2003. — 86 с.
  178. Сто дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994. — 183 с.
  179. И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфоза зрительных образов. Учебное пособие для вузов. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003.-296 е., ил.
  180. Т. Из истории советского костюма. М.: Советский художник, 1972.- 157 с.
  181. Субкультурные объединения молодежи. Критический анализ. М.: ИНИОН, 1987.-93 с.
  182. М.О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики. Серия «Школа дизайна». Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.-352 с.
  183. Творческие задачи по черчению: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.— 128 с.
  184. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. — 309 с.
  185. .М. Простейшие способы факторного анализа // Типологические особенности ВНД человека. М., 1967. — С. 34−39.
  186. М.А. К проблеме инновации в зарубежном дизайне // Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Творческие направления в современном зарубежном дизайне. М., 1990. С. 10−21.
  187. В.У. Проблема известных классификаций в примитивных культурах // Семиотика и искусствометрия. М., 1970. — С. 83−85.
  188. В.И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. М., 1973. -204 с.
  189. В.А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. — 280 с.
  190. Узоры симметрии./ Под редакцией М. Сенешаль, Дж. Флека. М.: Мир, 1980.-269 с.
  191. Философия. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. -416 с.
  192. JI.B. Орнамент. Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. -96 с.
  193. Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. З. А. Решетовой. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 344 с.
  194. О.В. Идея регионализации в деятельности образовательных учреждений на Дону. Дис. На соискание ученой степени канд. пед.наук. Рос-тов-н-Д. 2000 г.- 164с.
  195. Т. Все об упаковке. СПб., 1997. — 148 с.
  196. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. — 251с.
  197. X. Мотивация и деятельность / Под ред. Б. М. Величковского. -М., 1986.-234 с.
  198. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. — 192 с.
  199. Художник и зрелище. Составитель В. Н. Кулешова. М.: Советский художник, 1990.-397 с.
  200. Художник, вещь, мода: Сборник. М.: Советский художник, 1988. — 266 с.
  201. Художники русского театра. 1880 1930. Собрание Никиты и Нины Лоба-новых-Ростовских- Текст Дж. Боулта. — М., 1990. — 157 с.
  202. Целостный учебно-воспитательный процесс: Исследование продолжается. / Методологический семинар памяти профессора B.C. Ильина/. Вып. 3/ ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1994. — С. 30−32.
  203. А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. 2-е изд. -М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1983, 192 е., илл.
  204. В.Д. Способности человека. М.- Воронеж, 1997. — 257 с.
  205. Шарль-Ру Э. Непостижимая Шанель. М.- Смоленск: Изд. Группа «Прогресс» — «Литера»: «Русич», 1995.-206 с.
  206. Л.П. Качество одежды. М., 1983. 144 с.
  207. И.П. Дуплекс-сфера // Советская архитектура. 1979. — № 1. — С. 25−28.
  208. Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перараб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 207 е., ил.
  209. А.В., Копцик В. А. Симметрия в природе и искусстве. М., 1972. -204 с.
  210. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др.- Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. М.: Аспект Пресс, 2002. — 383с.
  211. А. В конструктивной одежде // Ателье. 1923. — № 1. — С. 4 — 5.
  212. А. Простота и практичность в одежде // Красная нива. 1923. -№ 21. -С.31.
  213. Энциклопедический словарь живописи: западная живопись от средних веков до наших дней / Пер. с фр. -М.: ТЕРРА, 1997. 1152 е.: ил.
  214. Этнопедагогика: учеб. пособие / J1.H. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с.
  215. П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. — 368 с.
  216. Bogardus E. S. Fundamentals of Social Psihology. N. Y., 1942. P.303
  217. Charlotte Seeling. Fashion the century of the designer 1900−1999. Konemann, 1999 568 pp. 1500 ill.231. Dorset 1971. 209 pp.
  218. Kandinsky V. Uber das Geistige in der Kunst insbesondere in der Malerei // Munchen.- 1912.-S. 67−68.
  219. Martindale C. Biological bases of creativity // Handbook of creativity / M.A. Sternberg (ed.). Cambridge, 1999.
  220. Wallach M. D., Kogan K. A new look on the creativity-intelligence distinction // J. Personality.-1965.-V.33.187
Заполнить форму текущей работой