Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Акмеологические особенности развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Обучение специалистов в области менеджмента традиционно осуществляется как формирование знаний, умений и навыков в области делового взаимодействия, управления. В то же время почти не уделяется внимания рефлексивной стороне деятельности менеджеров, их личностному росту и самосовершенствованию. Это приводит к тому, что большинство менеджеров, с одной стороны, не до конца осознают себя… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом
    • 1. 1. Сущностная характеристика профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом
    • 1. 2. Психолого-акмеологический анализ профессиональной деятельности менеджера по работе с персоналом
    • 1. 3. Акмеологические критерии, показатели и уровни развития профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Пути оптимизации процесса развития профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом
    • 2. 1. Акмеолошческая модель и технология развития профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом
    • 2. 2. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие развитие профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом
    • 2. 3. Акмеологическое сопровождение процесса развития профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом
  • Выводы по П главе

Акмеологические особенности развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обучение специалистов в области менеджмента традиционно осуществляется как формирование знаний, умений и навыков в области делового взаимодействия, управления. В то же время почти не уделяется внимания рефлексивной стороне деятельности менеджеров, их личностному росту и самосовершенствованию. Это приводит к тому, что большинство менеджеров, с одной стороны, не до конца осознают себя субъектами деятельности, не уделяют должного внимания своему личностно-профессионально-му развитию. С другой стороны, менеджеры не видят прямой зависимости между уровнем эффективности их работы с персоналом и развитием менеджера как личности и профессионала. Происходит деперсонализация и отчуждение личности менеджера от его работы с персоналом, возникают шаблонные наработки, которые не приносят результатов в работе с персоналом, что закономерно приводит к снижению продуктивности деятельности членов трудового коллектива, репродуктивному характеру их труда, а, кроме того — к внутриличностным, межличностным и групповым конфликтам, имеющим неконструктивный характер.

Для предупреждения этих негативных проявлений в профессиональной деятельности менеджера актуальной проблемой становится изучение акмеоло-гических особенностей развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом.

Состояние проблемы исследования. Проблемы профессионализма и профессионала, выявление условий, при которых обеспечивается профессиональный рост и достижение индивидом профессионального «акме», разрабатываются в плане исследования продуктивного личностно-профессионального роста, профессионализма личности, субъективных условий и факторов развития профессионала. Большой вклад в разработку теоретических положений внесли В. С. Апшов, Б. Г. Ананьев, О. САнисимов, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, АА. Дер-кач, В. Г. Зазыкин, А. С. Карпенко, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, В.Г.

Михайловский, А. С. Огнев, АА. Реан, М. Ф. Секач, Ю. В. Синяпш, ВА. Слас-тенин, И. Н. Семенов, ЛА. Степнова, ВДШадриков, ЕАЛблокова и мн. др.

В рамках психологоакмеолошческих исследований профессиональное самосознание выступает как самостоятельная акмеологическая категория. Раскрываются вопросы сознания, самосознания и самоопределения личности, стратегия ее жизнедеятельности, полноты жизни и удовлетворенности трудом. Представляют большой интерес исследования человека в профессии, его интересов, мотивации, понимания своего места в профессиональном сообществе. Наиболее значительными в этой области являются исследования КААбульхановой, СААнисимова, А. В. Брушлинского, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Давыдова, А. Н. Иноземдевой, ЕА. Климова, А. Н. Леонтьева, В.И.Мароса-новой, О. В. Москаленко, Г. СНикифорова, И. А. Потаповой, НБ. Скрипниковой, В. И. Слободчикова, С. В. Филипповой, Л. М. Хабаевой, И. И. Чесноковой, Е.В.Шо-роховой и других. Среди зарубежных работ можно выделить исследования А. Маслоу, Дж. Морриса, Д. Сьюпера, Дж. Фоутса, В. Франкла Р.Сервере.

В современной управленческой акмеологии и организационной психологии большое внимание уделяется роли менеджера в организации, его функциям и задачам по работе с кадрами и персоналом, описания его личностных характеристик, оптимизации индивидуальной работы менеджера с персоналом (ЧБернард, Э. Брего, М. Вебер, В. В. Гончаров, Л. Гьюлик, П. Ф. Драккер, Э. Дейл, Л. В. Карташова, МАКовалева, Д. Коул, Э. Мейо, БМейсон, Р. Моклер, Дж. Муни, Т. В. Никонова, АРилей, Ф. Ротлисбергер, Г. Саймонс, АСлоун, Т.О.Соло-манидина, В АТолочек, А. Файоль, М. Фоллет, Л. Ф. Урвик, Л .А.Элпи).

Вместе с тем в научной литературе недостаточно работ, в которых были бы описаны критерии, условия и факторы развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом, не проводилось специального исследования развивающих профессиональное самосознание менеджеров по работе с персоналом технологий как технологий реализации внутреннего «Я» субъекта в профессиональной деятельности.

Исходя га актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была определена тема, сформулированы цели, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.

Цель исследования — выявить акмеолошческие особенности развития профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом, а также акмеологические условия и факторы, обеспечивающие оптимизацию процесса развития профессионального самосознания менеджера.

Объект исследования: развитие профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом.

Предмет исследования: акмеологические особенности развития профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом.

Гипотезы исследования.

Акмеолошческие особенности развития профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом могут быть представлены в зависимости от психолого-акмеологическош анализа деятельности и личностно-профессиональ-ного развития менеджерапри этом профессиональное самосознание личности менеджера является важным условием развития профессионализма менеджера, оказывает дифференцированное влияние на эффективность профессиональной деятельности менеджеров, что проявляется в неравномерности формирования профессиональной культуры менеджера.

Акмеологическая модель развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом будет более эффективной, если в ней учтены структура и показатели уровней развития каждого критерия профессионального самосознания менеджеровакмеологические условия и факторы, обеспечивающие развитие профессионального самосознание менеджеров и акмеологическая технология развития профессионального самосознания менеджеров.

Изучение акмеологических особенностей развития профессионального самосознания менеджеров способствует построению комплексной стратегии для достижения оптимизации профессиональной деятельности менеджеров по работе с персоналом.

Задачи исследования.

1. Осуществить теоретический анализ сущности профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом.

2. Проанализировать профессиональную деятельность менеджера по работе с персоналом с позиций психологии и акмеологии.

3.Выявить акмеологические критерии, показатели и уровни развития профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом.

4.Разработать акмеологическую модель и технологию развития профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом с учетом акмео-логических условий и факторов, обеспечивающих развитие профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом.

5. Разработать основные методы и формы акмеологического сопровождения процесса развития профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом с целью оптимизации их профессиональной деятельности.

Методологической основой исследования являются: общенаучные принципы развития, единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, единства общего, особенного и единичногоположения о развитии личности (К.А.Абульханова, А. Г. Асмолов, АЛЖуравлев, А. НЛеонтьев, Б. Ф. Ломов, И. СКон, С.JI.Рубинштейн, А. Г. Спиркин, КИ. Чеснокова и др.) — о закономерностях формирования профессионализма (ВР.Асеев, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Л. М. Митина и др.) — анализ психолого-акмеологических аспектов и механизмов взаимодействия субъекта и объекта управления, руководства и менеджмента (О.Ю.Дулепова-Менейлюк, РЛ. Кричевский, В. Н. Маркин, Г. С. Никифоров и др.), отечественные и зарубежные психологические теории управления и менеджмента (Ф.С.Исмагилова, Д. Мак-Грешр, Г. Минтцберг, Ф. Селзник, С. ИСитник, Р. Шелтон и др.).

Эмпирическая база исследования. В исследовании (1999;2004г.г.) приняли участие 135 человек — менеджеры различного уровня Самарской области (г.г. Жигулевск, Новокуйбышевск, Оградное, Самара, Сызрань Тольятти) в возрасте от 25 лет до 60, имеющих стаж менеджерской деятельности свыше 5 лет. Всего было изучено 4460 протоколов.

Методы исследования: теоретико-методологический, логический анализ и интерпретация научных данных, сравнительный анализ, моделированиеэмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование, самоанализ, самохарактеристики (мини-сочинения), анализ и решение конкретных управленческих ситуаций, разработанные нами методики: «Профессиональное самосознания менеджера по работе с персоналом», «Анкета менеджера», психолого-акмеологического анализа деятельности менеджера, методики, разработанные Н/Г.Селезневой, Н. И. Конюховым и М. Л. Шаккумом, А. Ф. Кудряшовым. Для обработки результатов исследования применялись математические процедуры оценки достоверности различий показателей, статистических связей, корреляционный анализ. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерных программ с применением пакетов «Excel», «Statistika for Windows 98».

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью, выбором методик исследования, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, проверкой на практике, а также применением математических методов обработки и анализа результатов исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Дана сущностная характеристика профессионального самосознания личности менеджера, заключающаяся в том, что профессиональное самосознание, являясь особой акмеологической категорией, отражает основные типы взаимодействия самосознания и деятельности и представляет собой полиструктурно и полипроцессуально организованное развертывание следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, мотивационно-целевого и операционального.

Предложены три уровня развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом: оптимальный, высокий и средшш. Показано, что в субъективном плане показателем достижения оптимального уровня профессионального самосознания у менеджеров является развитая Я-концепция, в том числе образ Я, ведущую позицию в котором занимает конструкт «Япрофессионал», адекватные самооценка и поведенческие реакции. В объективном плане показателем достижения оптимального уровня профессионального самосознания является высокий уровень профессионального мастерства.

Установлено, что важность изучения акмеологических особенностей профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом как целостной системы, способствующей развитию профессионального самосознания, является, основой профессионального становления и совершенствования менеджера и фундаментом дальнейшего профессионального роста.

Определены и классифицированы критерии и показатели уровней развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом, их особенности, связи, зависимости. Выявленные критерии, показатели и уровни развития профессионального самосознания соотносятся с акмеолошческими осо-бенностями профессиональной деятельности менеджеров.

Доказательно представлено, что в систему критериев профессионального самосознания менеджеров по работе персоналом входят: акмеологический критерий профессиональной мотивации саморазвитиякритерий акмеологических знаний и опыта взаимодействия с персоналомакмеологический критерий профессионального мышленияакмеологический критерий реализации творческого потенциала личности менеджера и построения отношений с персоналом. В этой системе акмеологический критерии профессиональных мотивации саморазвития и мышления выступает личностным (характеризующим профессионализм личности), критерий акмеологических знаний и опыта взаимодействия с персоналом — деятельностным (характеризующим профессионализм ее деятельности), акмеологический критерий реализации творческого потенциала личности менеджера и построения отношений с персоналом — социальным (характеризующим продуктивность его формирования с точки зрения востребованности общества) критериями профессионального самосознания.

Описан процесс профессиональной деятельности менеджеров по работе с персоналом с позиций психологии и акмеолоши, при этом она определена как управление человеческими ресурсами и выделены в ней три важных сферы: личностная, которая, в первую очередь, связана с профессиональным самосознанием самого менеджерасоциальная, которая направлена на развитие членов организации, фирмы, коллективаи профессионально-производственная, которая направлена на совершенствование деятельности организации, фирмы, коллектива. Рассмотрены исторические модели и стереотипы менеджмента, а также задачи, функции и роли менеджера, влияние менеджера на выбор типов организационной культуры и кадровой политики при работе с персоналом.

Разработана акмеологическая модель и технология развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом. В ней воспроизводятся свойства, связи исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение о внедрении. Определена специфика, структура, цель, методологические основы, задачи, общие принципы технологии развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом, условия технологического процесса, анализ конкретной ситуации и этапы, а также обоснованы два модуля развития профессионального самосознания: теоретический и технологический, отражающие поэтапный характер развития профессионального самосознания менеджера.

Показана взаимосвязь и взаимовлияние эффективности профессиональной деятельности и уровня развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом, между ними установлены сильные и достоверной корреляционные связи.

Определено, что профессиональное самосознание менеджеров по работе с персоналом достаточно разнородно и может характеризоваться уровнем развития. Показано, что оптимальному уровню развития присуще: оптимальное развитие компонентов профессионального самосознания, что выражается в самотождественности, высоком уровне развития Я-концепции и профессионального мастерстванаучно-интеллектуальный поиск в деятельности менеджеров, демонстрация творческого стиля деятельностипрофессиональный диалог с подчиненнымивысоко развитые аналитические способности и когнитивная рефлексивность, системная прогностичносгь и многоконтекстность, высокая устойчивость к познавательной фрустрацииосознанная заинтересованность в проблемах персонала и организации, систематическая продуманная работа по развитию персонала организации с целью перехода организации на более высокий уровень, эффективности и продуктивности фирмы как единого целого, выработка новых творческих способов профессиональной деятельности менеджеров, восприятие ее как средство личностного саморазвития.

Доказано, что высокий уровень развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом можно охарактеризовать как: достаточный уровень развития компонентов профессионального самосознания, что приводит к неполному развитию Я-концепции и профессионального мастерствадеятельность менеджеров зависит от внешнего воздействия, но приобретает смысл личностного развития, метод собственных проб и ошибок в деятельности менеджеров, демонстрация импульсивного стиля деятельностинепоследовательность в принятии решений, ситуационная прогностичносгьвнешнее проявление внимания к проблемам персонала и организации, ситуативность в работе с персоналом, монологичность в общении, усовершенствование чужих способов деятельности менеджеров по работе с персоналом.

Выявлено, что средний уровень развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом наблюдается тогда, когда: не структурированы компоненты профессионального самосознаниядеятельность менеджеров зависит от внешнего воздействия, подражает преуспевшим в аналогичных ситуациях, имитация их действий, демонстрирует шаблонный стиль деятельностиспонтанность в принятии решения, проявляет низкую прогно-стичностьформальный подходит к делу, члены коллектива для менеджеров — объекты, которыми он манипулирует, не заинтересован в общении, применяет старые шаблонные способы деятельности.

Определено, что оптимизация процесса развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом зависит от учета следующих акмеологических условий: востребованность менеджеров по работе с персоналом, обладающих способностью к саморазвитию в современном социумевоспитание готовности менеджера к личностно-профессиональному развитию персонала и самосовершенствованиюсоздание развивающей среды в своей организациигуманитаризация профессиональной подготовки и переподготовки, способной преодолеть «технократизм» мыслей и стереотипных действий менеджера, а также разработка и внедрение в практику обучения личностно-развивающего образования в системе подготовки и переподготовки менеджерских кадровпсихолого-акмеологические особенности профессиональной деятельности менеджера, которые обусловливают необходимость подбора менеджеров с широким диапазоном личностных и интеллектуальных качеств и соответствующим уровнем развития профессионального самосознания.

Показано, что среди значимых акмеологических факторов, обеспечивающих развитие профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом реально влияют на продуктивность деятельности: акмеологические качества личности менеджеров по работе с персоналомакме-способности, лежащие в основе деятельности профессионального самосовершенствования (самоуправления) — акмеологические знания, умения, навыки работы с персоналомакме-мотивация менеджеров по работе с персоналом.

Разработано акмеологическое сопровождение развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом, которое обеспечивает оптимизацию развития профессионального самосознания на этапе послевузовского обучения и понимается как комплекс мер, основанных на системном изучении теоретико-методологических основ проблемы принятия решения, профессионалшма и профессионального самосознания как необходимого условия достижения личностью профессионального «акме», особенностей развития самосознания во взрослом возрасте, психолого-акмеологических механизмов развития профессионального самосознания. Составлена тематическая программа психолого-ак-меологического сопровождения, включающая в себя теоретический, диагностический и практический блоки по психодиагностическому, консультативному, коррекционно-развивающему, просветительско-обучающему направлениям, которая учитывает акмеолошческие условия и факторы, обеспечивающих процесс развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом.

Практическая значимость исследования связана с разработкой акмео-логического сопровождения деятельности менеджеров по работе с персоналом, программы профессионального консультирования менеджеров и руководителей, а также студентов и слушателей в системе высшего образования, дополнительной подготовки и переподготовки менеджеров и руководителей в высших учебных заведениях, в ходе адаптации молодых специалистов, индивидуального консультирования менеджеров по развитию профессионального самосознания и совершенствованию эффективности деятельности менеджеров.

Предложены и обоснованы конкретные психолого-акмеологические программы, основанные на технологии, развивающей профессиональное самосознание менеджеров по работе с персоналом, и направленные на личностно-профес-сиональное развитие менеджеров по работе с персоналом. Материалы проведенного исследования легли в основу спецкурса «Развитие профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом» по специальностям «Менеджмент» и «Управление персоналом» (72 часа).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Ульяновского государственного университета. Полученные данные апробированы автором при проведении практических занятий по курсу «Психология управления», «Психология развития профессионального самосознания менеджера по работе с персоналом» для студентов, слушателей и аспирантов в 20 022 004 учебных годах в вузах г. г. Тольятти, Сызрани и Самары. Различные аспекты диссертации и выводы доложены на научных конференциях, симпозиумах:

Духовное становление личности в современных условиях" (Астрахань, 2002), «Акмеологая: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2004 г.) и др., в публикациях тезисов и статей. Результаты исследования использованы в практике психологического и профессионального консультирования менеджеров.

Положения, выносимые на защиту.

1. Процесс развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом является целенаправленным, интегральным процессом формирования профессиональной и личностной самотождественности и достижения высокого уровня профессионального мастерства Профессиональное самосознание следует рассматривать как системообразующий фактор эффективности профессиональной деятельности менеджера. Профессиональное самосознание определяет степень активности личности и формирует удовлетворенность трудом, а это, в свою очередь, — составная часть жизненного пути человека, основа полноты жизни, в которой реализуется жизненная позиция, выработанная под действием субъективной картины жизненного пути. С акмео-логических позиций профессиональное самосознание личности менеджера включает типологию моделей развития5 профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом, в ходе реализации которых происходит формирование основ психологической и профессиональной зрелости взрослой личности. Профессиональное самосознание как интегрированное многоуровневое личностное образование характеризуется диалектической трехмерностью его составляющих: процессуальной, результативной и личностной и является источником творческой зрелости специалиста.

2. Выделенные социальные, личностные и деятельносгные критерии и показатели развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом позволяют построить акмеологический алгоритм эффективности профессиональной деятельности менеджера. Критериями эффективности профессиональной деятельности менеджеров являются развитие адекватности самооценки личностных, профессионально-личност-ных, профессиональных качеста менеджеров, развитость профессиональных умений и навыков, проявляющаяся в процессе деятельности менеджеров. Показателями эффективности деятельности менеджеров по работе с персоналом являются: самопонимание (личностных особенностей, эмоцио-нальных состояний) — отношение к деятельности (желание овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками) — самопознание менеджера как профессионала (профессиональных качеств, степени сформированности основных профессиональных навыков, усвоенных профессиональных знаний) — самооценка себя как профессионала (профессиональных знаний, умений, навыков) — саморегуляция в профессиональной деятельности (развитие рефлексивных умений, регуляция эмоциональных состояний, подчинение личных мотивов профессионально значимым).

3.Критериями развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом служат: акмеологический критерий профессиональной мотивации саморазвитиякритерий акмеологических знаний и опыта взаимодействия с персоналомакмеологический критерий профессионального мышленияакмеологический критерий реализации творческого потенциала личности менеджера и построения отношений с персоналом. Акмеологические критерии, показатели и уровни профессионального самосознания менеджеров позволили описать акмеологический профиль каждого уровня развития.

4. Акмеологическая модель развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом содержит три блока: изучение и развитие структуры профессионального самосознания менеджеров при помощи показателей уровней развития каждого критерия профессионального самосознания менеджеровучет акмеологических условий и факторов, обеспечивающих развитие профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналомпланирование и внедрение акмеологического сопровождения процесса развития профессионального самосознания менеджеров (программа самосовершенствования руководителя формирование потребности к самореализации, оптимальной деятельности и продуктивной коммуникацииразвитие творческого субъективного потенциала, необходимого для эффективного трудаоказание психологической поддержки и обучение навыкам саморегуляции с использованием психолого-акмеологических технологий для развития и восстановления психологического ресурса менеджера).

5. Основой оптимизации развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом на этапе послевузовского обучения являются знание менеджеров своих личностных особенностей профессионального самосознания, теоретических основ становления профессионализма и развития профессионального самосознания как необходимого условия достижения личностью профессионального «акме», особенностей развития самосознания менеджеров по работе с персоналом на этапе послевузовского обученияприменение в профессиональной практике эффективных технологий, обеспечивающих развитие профессионального самосознания менеджеров. Учет акмеологи-ческих условий и факторов, обеспечивающих развитие профессионального самосознания менеджеров, позволяет построить такое акмеологическое сопровождение процесса развития профессионального самосознания менеджеров по работе с персоналом, которое способствует оптимизации этого процесса и эффективности профессиональной деятельности менеджеров.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы, включающего 318 наименований работ отечественных и зарубежных авторов и приложения, содержащего материалы экспериментального исследования и результаты статистической обработки данных. Основной текст изложен на 205страницах, содержит 33 рисунка и таблиц.

Выводы по второй главе.

В этой главе мы рассмотрели результаты эмпирического исследования. Определенные нами выше акмеологические уровни развития ПС МРП: оптимальный, высокий и средний мы изучали по степени развития акмеологических критериев развития ПС МРП. Нами был предложен следующий алгоритм описания акмеологических уровней ПС МРП: акмеологическая модель и технология развития ПС МРП, акмеологические критерии ПС МРП, акмеологические факторы и условия ПС МРП.

В нашем исследовании (1999;2004г.г.) приняли участие 135 человек — менеджеры различного уровня Самарской области (г.г. Жигулевск, Новокуйбы-шевск, Отрадное, Самара, Сызрань Тольятти) в возрасте от 25 лет до 60, имеющих стаж менеджерской деятельности свыше 5 лет. Всего было изучено 4460 протоколов.

Эксперимент подтвердил наличие трех уровней развития профессионального самосознания МРП: среднего, высокого и оптимального. Каждому уровню соответствует определенные уровень профессионального мастерства и степень развитости Я-концепции. Уровень ПС функционально определяется развитостью его компонентов.

Оптимальный уровень ПС МРП определяется структурированностью когнитивного компонента. Центральное место в нем занимает образ «Я-профессионал», который находится в гармоническом единстве с другими составляющими образа Я. Эмоциональный компонент выражается в адекватной самооценке и развитом самоуважении, мотивационно-целевой — в полной самоактуализации. Операциональный компонент на оптимальном уровне развития профессионального самосознания руководителя выражается в выборе поведенческих реакций, ведущих к творческому разрешению возникающих управленческих задач. При этом самотождественность и высокий уровень мастерства достигаются за счет минимальных психических, физических и временных затрат.

При высоком уровне ПС МРП достигает тех же субъективных и объективных результатов, однако не применяет всей системы регуляции своей внутренней деятельности и в итоге не всегда рационально использует личностные психические, физические и временные ресурсы.

При среднем уровне развития ПС у МРП не структурируется образ «Я-профессионал», эмоциональный компонент выражается в амбивалентной самооценке, мотивационно-целевой — в отсутствии самоактуализации. Операциональный компонент на низком уровне развития ПС МРП выражается в выборе нерациональных способов регуляции внутренней деятельности.

Сформированность каждого компонента ПС демонстрирует в той или иной степени соответствие общему уровню развития ПС. Самооценки МРП и оценки компетентных судей коррелируют.

Всю выборку испытуемых мы изучили с целью выявления разных уровней развития ПС по всем критериям. Нами выделены следующие акмеологические критерии: профессиональной мотивации саморазвития МРП, акмеологических знаний и опыта взаимодействия с персоналом, профессионального мышления, реализации творческого потенциала личности менеджера и построения отношений с персоналом.

Общая картина позволяет сделать вывод о том, что полученное распределение показывает следующий факт: высокого уровня критериев ПС МРП достигает значительно большее число менеджеров, чем среднего и оптимального, то есть по всем критериям мы получили нормальное распределение, что говорит о репрезентативности полученных результатов и является доказательством надежности проведенного иссле-дования. Более того, общая корреляция между всеми критериями говорит, о том, что можно определить средний уровень развития ПС МРП как совокупность низких уровней всех критериев ПС МРП, высокий — всех высоких, оптимальный — всех оптимальных. Это позволяет выделить акмеологические профили групп МРП по уровням развития ПС МРП.

Нами исследованы количественно и качественно каждый уровень по всем критериям и выявлены особенности распределений: уровней профессионального самосознания МРП, по стажу работы и половозрастным показателям МРП, по заинтересованности в деятельности и сотрудничестве, оценок значимости видов деятельности, по уровням интеллекта, по предпочтениям к видам проблем, по предпочтения МРП к моделям самосовершенствование, по показателям выраженности мыслительный операций, по уровням развития профессионального мышления, взаимосвязи ПС и профессионального мышления, динамики развития способностей к деятельности менеджеров, по уровню творческого воображения, по видам мотивации и структуре акмеологическических способностей.

Результаты эмпирического исследования позволили описать акмеологические профили каждого выделенного уровня развития ПС МРП и показать взаимосвязь акмеологических критериев ПС МРП.

Среди значимых акмеологических условий ПС МРП мы выделили: востребованность менеджеров по работе с персоналом, обладающих способностью к саморазвитию в современном социумевоспитание готовности МРП к личностно-профессиональ-ному развитию персонала и самосовершенствованиюсоздание развивающей среды в своей организациигуманитаризация профессиональной подготовки и переподготовки, способной преодолеть «технократизм» мыслей и стереотипных действий МРП, а также разработка и внедрение в практику обучения личностно-развивающего образования в системе подготовки и переподготовки менеджерских кадровпсихолого-акмеологические особенности профессиональной деятельности МРП, которые обусловливают необходимость подбора МРП с широким диапазоном личностных и интеллектуальных качеств и соответствующим уровнем ПС.

К акмеологическим факторам, обеспечивающим развитие ПС МРП мы отнесли те, которые реально влияют на продуктивность деятельности МРП: акмеологические качества личности МРПакме-способности, лежащие в основе деятельности профессионального самосовершенствования (самоуправления) — акмеологические знания, умения, навыки работы с персоналомакме-мотивация МРП.

Проведенное нами исследование показало важность и значение каждого фактора при оптимизации ПС МРП.

Акмеологическое сопровождение процесса развития ПС МРП представляется нами как целостная система психологических и акмеологических мероприятий, способствующих его развитию, являющаяся основой профессионального становления и фундаментом дальнейшего профессионального роста. В проводимом исследовании мы подходим к изучению развития ПС МРП через рассмотрение выделенных нами акмеологических критериев, факторов и условий ПС МРП как «специфических» особенностей, способствующих успешному становлению и развитию ПС.

В организационном плане акмеологическое сопровождение процесса развития ПС МРП выражает стратегию, тактику и технику использования инструментария психодиагностики, формирования, развития и коррекции их психофизиологических, психологических и социально-психологических характеристик, обеспечивающих нормальное психическое состояние в реальных условиях труда, а также перспективу дальнейшего профессионального и личностного роста. В качестве цели данной программы мы выдвигаем не только коррекцию неблагоприятного варианта развития ПС МРП, но и создание условий для оптимального личностного и профессионального развития.

Мы доказали, что работа должна проводиться по следующим направлениям: психодиагностическое, консультативное, коррекционно-развиваю-щее, просветительско-обучающее. Для реализации поставленной цели, по нашему мнению, эффективнее использовать активные формы и методы работы: деловые игры, социально-психологические тренинги, моделирование профессионально-управленческой деятельности и т. п.

Выделенные нами направления должны быть элементами единой взаимосвязанной поэтапной (в соответствии с определенными этапами акмеологической модели развития ПС МРП) системы. Все предложенные виды и формы практической психологической работы на этапах профессионального становления в процессе профессионального обучения и деятельности были объединены нами в программе акмеологического сопровождения процесса развития ПС МРП, которая представлена в виде плана и апробирована нами на практике.

Данная программа предназначена для акмеологического сопровождения процесса развития ПС МРП в системе второго высшего профессионального образования, в системе дополнительной подготовки и переподготовки управленческих кадров, в ходе адаптации молодых руководителей, индивидуального консультирования руководителей по развитию ПС как основы становления профессионализма руководителей и повышения эффективности их профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования, положений, выносимых на защиту.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Основные выводы связаны с теоретико-методологическим и экспериментально-практическим подтверждением изложенных в гипотезах положений, касающихся сущности, структуры и уровней развития ПС МРП как интегративного новообразования личности зрелого возраста. Исследование представляет интерес в плане реализации акмеологического подхода к развитию личности руководителя в системе «Человек—человек».

Основным результатом данного исследования является реализация акмеологического подхода в изучении и развитии ПС МРП, которая позволила обнаружить, изучить концептуальную общность психолош-акмеологических закономерностей и факторов, обеспечивающих развитие ПС МРП и доказать правомерность выбранной стратегии исследования.

Это было продемонстрировано при теоретическом анализе сущности ПС МРП, который показал, что большинство ученых связывают становление и развитие профессиональной деятельности МРП с его ПС, что является фактором развития самосознания, развитием «Я — концепции» личности. В рамках рассмотренных подходов к изучению ПС, последние понимается как субъектный опыт человека, в том числе и в профессиональном планеспособ работы человека, индивидуальный стиль работы, динамика выполнения дея-тельнсБпособ работы человека, или его ПС, включает мотивационную и операциональную (или динамическую) стороны деятельности, с одной стороны, а с другой — включает когнитивную (или содержательную) и творческую составляющие.

В русле онто-социогенетической концепции развития ПС рассматривается оптимальное ПС как интегрированная многоуровневая личностная категория акмеолопш и характеризуется диалектической трехмерностью ее составляющих: процессуальной, результативной и личностной, является созидательным источником творческой зрелости МРП в процессе самоактуализации. Развитие ПС способствует становлению творческой зрелости специалиста в процессе самоактуализации личности и достижению им личностной, профессиональной и духовной вершин (АКМЕ). При высоком уровне самоактуализации ПС личности является более устойчивым, продуктивным и продолжительным в жизненной реальности.

В рамках решения второй задачи исслдеования нами проведен психоло-го-акмеологический анализ профессиональной деятельности МРП, определив ее как управление человеческими ресурсами и выделив в ней три важных сферы: личностную, которая, в первую очередь, связана с ПС самого менеджера, социальную, которая направлена на развитие членов организации, фирмы, коллектива, и профессионально-производст-венную, которая направлена на совершенствование деятельности организации, фирмы, коллектива. При анализе нами рассмотрены исторические модели и стереотипы менеджмента, а также задачи, функции и роли МРП, влияние менеджера на выбор типов организационной культуры и кадровой политики при работе с персоналом. Акмеологические особенности ПС МРП проявляются в понимании его как особого вида его деятельности. Нами проанализированы цели, мотивы, ценьости, способы выполнения и результаты этого особого вида деятельности.

Дополнительным основанием для разделения понятий профессионализма личности и профессионализма деятельности, то есть выделения субъективной и объективной сторон профессионализма, является достижение определенной степени удовлетворенности личности своим профессиональным самоопределением, ее стремлением к дальнейшему самосовершенствованию и самореализации, а также осознанная, выраженная мотивация к самопознанию, саморазвитию в процессе деятельности, характерные для личности с оптимальным уровнем ПС. Именно поэтому, определяя систему критериев и показателей ПС МРП, мы старались измерить степень самопознания, саморазвития, самоактуализации и самореализации субъекта деятельности в процессе профессионального становления и овладения специальными знаниями и умениями, обеспечивающими высокий профессионализм деятельности.

Опираясь на отечественную традицию психолого-акмеоло-шческого анализа деятельности МРП, нами в качестве основных акмеологических критериев ПС МРП входят: акмеологический критерий профессиональной мотивации саморазвитиякритерий акмеологических знаний и опыта взаимодействия с персоналомакмеологический критерий профессионального мышленияакмеологический критерий реализации творческого потенциала личности менеджера и построения отношений с персоналом.

Система показателей, определяющая меру владения современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивные способы ее осуществления у различных субъектов различны. Именно поэтому можно говорить об оптимальном, высоком и среднем уровнях ПС МРП. Каждый критерий описан теоертически по трем уровням развития ПС МРП с помощью пред ложенной системы показателей.

В ходе исследования предложена и успешно проведена программа экспериментального изучения критериев, показателей и уровней развития ПС МРП, показана эффективность акмеологической модели развития ПС МРП как основы акмеологического сопровождения процесса развития ПС МРП.

Это было положено в основу разработки и экспериментального изучения акмеологической технологии развития ПС МРП, которая построена с учетом роли акмеологических условий и факторов, обеспечивающие развитие ПС МРП.

Основные направления, методы и формы акмеологического сопровождения процесса развития ПС МРП предусматривает своей целью оптимизацию их профессиональной деятельности и основывается на всей экспериментальной работе диссертационного исследования.

Разработанная разновидность акмеологического сопровождения, направленная на повышение эффективности использования творческого потенциала МРП, развитию его ПС в процессе организации соуправлекия и самоуправления может быть использована в ходе работы по совершенствованию переподготовки и повышения профессиональной квалификации МРП.

Наиболее важным условием оптимизации процесса развития ПС является продуктивность системы развития ПС. Она обеспечивается интеграцией учебно-познава-тельной, практической, научно-профессиональной, проектно-регулирующей деятельностью МРПэффективность процесса развития ПС зависит от характера включенности в деятельность субъектов-менеджеров, форм организации, акмеологической направленности процесса развития ПС в контексте повышения профессиональной квалификации МРП, активных методов обучения и акмеологического сопровождения.

Проведенное исследовании дало возможность сформулировать следующие научно-практические рекомендации: подготовка МРП по развитию их ПС должна стать составной частью повышения их профессионального уровняв системе непрерывного дополнительного образования предусмотреть стажировки, предусматривающие конкурс и защиту авторских проектов развития ПС МРПрекомендовать управленцам различных видов профессиональной деятельности применение продуктивных алгоритмов развития ПС, обеспечивающих высокий уровень решения профессиональных и управленческих задач в психолого-акмеологической системе «менеджер-персонал-личность».

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении предполагают более глубокую проработку условий и показателей оптимизации ПС МРП в предложенной структуре парадигм и стратегийразработку и апробацию инструментария по алгоритмам условий, факторов и механизмов, детерминирующих оптимизацию ПС МРПразвитие управленческой культуры менеджера. Предметом дальнейшего исследования может стать изучение структуры стратегии ПС МРП и механизмов, лежащих в его основе, а также развитие психолого-акмеологнческого тренинга по оптимгоации ПС МРП. Перспективы определяются необходимостью применения рассмотренной психолого-акмеологической концепции как для изучения и развития ПС других категорий профессионалов, в том числе и госслужбы в контексте жизнетворчества личности, ее профессионализации. Кроме того, необходима интеграции взаимодействия различных отраслей акмеологии и психологии, в особенности, педагогической, производственной, управленческой, экономической, социальной, политической. В плане психологии развития актуально изучение становления самосознания, в том числе и профессионального, а также механизмов самоопределения личности на различных этапах её онто-, социои профессиогенеза. В плане педагогики высшей и средней профессиональной школы необходимо исследовать оптимальные условия формирования и развития ПС будущих профессионалов уже в процессе обучения, формирования у студентов способов коррекции и самосовершенствования ПС в послевузовский период профессиогенеза. Требуется дальнейшее развитие концепции развития ПС для ее дидактической и методической реализации в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджерских кадров. В плане психологии управления следует разработать систему проектирования и прогнозирования роста профессиональной карьеры менеджеров госслужбы. В плане акмеологии необходимо исследование ПС МРП госслужбы как интеллектуально-управленческого ресурса развития нашего государства. Все это имеет важное теоретическое и практическое значение для научно-методического обеспечения оптимизации профессиональной деятельности госслужащих в системе управления, государственной службы и других общественных институтов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Развитие интеллектуальных способностей в системе личностно-ориентированного обучения как проблема проектирования образовательных процессов. — М., 1996. — 68с.
  2. С.Г. Особый вид человеческих отношений или управление с точки зрения психолога. //Директор школы, 1997, № 4, с.15−21.
  3. Абульханова-Славская К. А Жизненные перспективы личности. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987 с. 178- 186.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе. /Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М., 1993 с.45−62.
  5. Акмеология: Учебник./Под общ. Ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002.-650с.
  6. Акмеологические аспекты профессионала.- М., 1993 223 с.
  7. Акмеологический словарьЛТод общ. ред. А.А.Деркача-М., 2004.-161с.
  8. Ананьев Б Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.- 339с.
  9. .Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Вып.2. — Л., 1967. — с.235−249.
  10. Ю.Андреев В Л. Саморазвитие менеджера. М., 1995. — 275 с. 22. Андреев В. И. Эвристические программы научно-исследовательской деятельности. — М., 1989. — 1 12 с.
  11. Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности. Автореф.дисс. .канд.пед.наук. М., 1994.- 23с.
  12. С.А., Гордеева Т. М., Деркач А. А. Методы акмеологических исследований. Кострома: Упр.образов., 1994. — 102 с.
  13. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980, — № 2.- С.52−60.
  14. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический, журнал. 1993. -Т. 14.-Ж2.-С.З-16.
  15. А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб.: Наука, 1992.-148 с.
  16. Т.Н. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука. 1981.-С.67−85.
  17. В.Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации // Принцип системности и психологических исследований. -М., 1990. -С.48−54.
  18. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль. 1976.-158 с.
  19. В.Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987. — 78с.
  20. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  21. Ассзджоли Роберто. Психосинтез: теория и практика. М.: Refl -Book,. 1994.314с.
  22. Т.Ф. Интегративные биоэлектрические характеристики мозга и системной детерминации стратегии поведения // Психологический журнал.- 1990.-T.I l.-№ 1.-С.73−84.
  23. Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. -Л.: Медицина, 1977. 160 с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986.
  25. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. — 156с.
  26. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М., 1978.311 с.
  27. Е.Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга: Изд-во КГПУ. 2000.-96 с.
  28. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.- М., Наукв, 1998 168с.
  29. Т. Как улучшить управление организацией. М.: ИНФРА-М: Премьер. 1994. — 202 с.
  30. А.К. Психология временной организации деятельности личности. Автореферет дис.докт. психол.наук.- М., МГПУ, 1985−45с.
  31. А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. -1993.-№ 1.- С.63−77.
  32. Е. М. Индивидуальность и выбор профессии.// Школа и производство. 1989, № 4,9.
  33. Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. -1992.- Т. 13 .-№ 14.-С.99−106.
  34. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. Воронеж: МОДЭК, 1996. — 390 с.
  35. М. «Я» и «Ты». М.: Высш.шк., 1993.- 175 с.
  36. Л.П. Человек: деятельность и общение.-М.:Мысль, 1978.-216с.
  37. А.В. Оптимизация профессионального самоутверждения кадров управления. Автореф. дис.канд.психол.наук.- М., 2004.-24 с.
  38. Л.Ф. Психодиагностика личности.- Киев: Здоровья, 1989. 165с.
  39. Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе. Автореф.дис.канд.психол. наук.-М., 1997.-23 с.
  40. В. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-285 с.
  41. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.-538с.
  42. Н.В. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеолопш: Автореф. дис. .докт. психол. наук. — М., 1996.-56с.
  43. В.Ф. Проектная деятельность и требования к психологической подготовке и личности будущего инженера. //Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М., 1993.25−36 с.
  44. М.В. Профессиональная адаптация молодежи. // Психология личности и образ жизни.-М., 1987.
  45. А.М., Микадзе Ю. В., Солнцева Т. Н. Деятельность: структура и регуляция. М.: МГУ, 1987.-216 с.
  46. М., Фрэнсис А. Раскрепощенный менеджер.-М., 1991 .-342 с.
  47. Т.В. Психологический механизм решения задач на самооценку. Автореф. дис. на соиск. канд психол.наук. М., 1987.
  48. С.А. Самооценка профессионального мастерства как отражение уровня развития профессионального самосознания учителя физической культуры. Автореф.дис. .канд.пед.наук.-СПб., 1993.-25с.
  49. В.М. Исследование общественного мнения с позиций акмеологической и политической психологии.-М.:Универсум, 1994. 350 с.
  50. Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными. Иваново: ИвГУ, 1994.-139 с.
  51. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема// Вопросы психологии. 1988. -№ 2.- С. 19−27.
  52. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. -Киев: Наук. думка, 1988. 144 с.
  53. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2-х т. /МНИИПУ. М., 1997.-Т.1.
  54. Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельностшАвтореф. дисс.канд.психол.наук.- М., 1995.-23с.
  55. Дж., Оделл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. -М., 1991.-232с.
  56. К., Гроф С. Неистовый поиск себя: руководство по личностному росту через кризис трансформащш.-М., 1996.—339 с.
  57. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука. 1970. — 272 с.
  58. А.С., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. М.: РАГС. 2000.
  59. А.С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М.: Агентство Квант 1,1997.-299 с.
  60. В.В. Системное основание образовательных технологий. М.,
  61. Л.С., Жданов О. И., Козлов В. В., Яблокова Е. А. Технология выживания: Психологические аспекты адаптации в условиях рыночных отношений // Банковское дело. 1996. 9.- С.32−35.
  62. В .В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблема рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск, 1997.-С.43−49.
  63. В.В., Лазарев B.C., Неверович С. Д. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей // Психологический журнал.-1989.-Т. 10.-№ 1.-С. 145−151.
  64. В. В., Неверович С. Д., Самоукина Н. В. О Функциях рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопросы психологии. -1990. -№ 3-С. 145−151.
  65. Г. А. Творцы и функционерыУ/Вестник высшей школы. 1989. № 10.,-34−39 с.
  66. Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: Автореф. дисс. .канд.психол.наук. Ташкент, 1990.-25 с.
  67. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развития человека. Кн.1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. М., 2000. — 536с.
  68. А.А., Анисимов С. А., Конюхов Н. И., Костенко Е. П. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1997. — 45 с.
  69. А. А. Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 1998. — 198 с.
  70. А.А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 1999. 144с.
  71. А.А., Кузьмина Н. В. Введение в акмеолошю.-М., 1995.-315с.
  72. А.А., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: РАГС, 1996. — 128с.
  73. А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования М., МПА, 1998- 148с.
  74. А.А., Москаленко О. В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. М.: РАГС, 1999. — 720с.
  75. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии.-М.:Луч. 1993.- 274с.
  76. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальтупражнениями.-М., 1995.
  77. Л. Г. Семикин В.В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психологического состояния // Психологический журнал. 1994. -Т. 15.-№ 6.- С.28−37.
  78. Л.П. К вопросу о познании других людей по способу решения ими профессиональных задач. / Субъектная оценка деятельности. -Саратов, 1987.
  79. ЛЛ. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993. 456с.
  80. В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления. Автореф. дис.канд.психол.наук.- М., 1997.- 25 с.
  81. Т.Е. Аутопсихологическая компетентность личности. Нижний Новгород, 1997.
  82. B.C. Концепция влияния рефлексивной кулыуры на повышение профессионализма государственного служащего // Сборник работ аспирантов и докторантов. М.: РАГС, 1997. — С.45−47.
  83. Е.П. Регуляторная функция образа профессиональной идентичности./ Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  84. ЕршовА.А. Взгляд психолога на активность человека.-М., 1991−157с.
  85. И.А. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности. М., 1988.
  86. О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия. М.- РАГС. 1999.-156 с.
  87. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — С.254−278.
  88. А.Л., Ломов Б. Ф. Психология управления.-М., 1978.-237с.90.3абеловаЛ.Б. Саморегуляция психического состояния госслужащих. Автореферет дис. .канд. психол.наук.- М., РАГС, 1997- 23 с.
  89. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М.: Б.н., 1993. — 165 с. 95.3айгарник Б. Ф. Саморегуляция в норме и патологии // Психологический журнал. -1989. -Т. 10.-№ 2. -C.122−132.
  90. B.II. Выработка управленческих решении на предприятии. -Рига: Зинатне, 1987.-171 с.
  91. В. П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.: Триво-ла, 1994.-333 с.
  92. В.В. Понимание в познании и общении. — М.: Институт психолопш РАН, 1993. 82с.
  93. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1976. — С.78−92.
  94. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.:МГУ, 1991.-142 с.
  95. Дж., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления. -М., 1994.-267с.
  96. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
  97. Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М&bdquo- 1979.-С. 158−171.
  98. Ф.Н. Удовлетворенность трудом. Ашхабад, 1988.
  99. Ф.С. Основы профессионального консультирования. — М.: МОДЭК, 2003. 256с.
  100. А.Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности. Автореф. дисс. .канд.псих. наук. М.: РАГС, 2002.-21с.
  101. JI.B., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение. -М.: ИНФРА-М, 2000. 220с.
  102. А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Про-физдат, 1985.-248с.
  103. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1996. — 400 с.
  104. Е.А., Моржоедов С. Д. Индивидуальный подход при обучении рабочих на производстве новым приемам труда.-Казань, 1955.
  105. М. В. К проблеме профессионального развития.// Вестн. Моск. ун-та.- 2001.- № 4. Сер. 14. Психология. — С. 3−12.
  106. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск. 1999.
  107. О.В. Психолого-акмеологические факторы формирования жизненных ценностей руководителей. Автореф. дис. канд. псхол. наук. М., 1998.- 24 с.
  108. Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.- 24с.
  109. И.Г. Методика изучения трудовой мотивации. М., 1990.
  110. Н.И., Щаккум М. А. Акмеология и тестология. М., Российский салон, 1996 — 380 с.
  111. Ю. А., Кондаков И. М. Руководство, но изучению трудовой направленности с помощью теста профессиональных интере-совУ/Сб.научных трудов Психологического института РАО.М., 1995.
  112. А.Ф. Саморегуляция человека в условиях социального перелома. //Вопросы психологии, 1995. № 5.
  113. Т.В. К вопросу о критериях личностного уровня регуляции принятия интеллектуальных решений. / Образ в регуляции деятельности.-М., 1997.
  114. КоролюкН.И. Психическая саморегуляция как средство повышения успешной учебной деятельности курсантов и слушателей вву-зов. Автореф. дис. канд.психол.наук.- М., 1994.- 24 с.
  115. JI.A. О субъективных стратегиях самореализации личности. / Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  116. Коростылева JIA. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. СПб. 1997.
  117. P.JI. Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1995. — 381 с.
  118. А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования. /Психология личности и образ жизни. М., 1987
  119. А.А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности. // Психол. журн. 1983, № 5.
  120. А.С. Восхождение биологического равновесия до психологического состояния «счастья» или выход за пределы «Я» // Человек: сознание и мысль. Ижевск, 1994. — С.26−32.
  121. Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. М., 1985.
  122. Кудряшова Л. Д Каким быть руководителю. Л.: Лениздат, 1986.160 с.
  123. С.В. Формирование рефлексивных приемов саморегуляции практического мышления кадров государственной службы. Автореф. дисс. .канд. психол.наук. М., 1995. — 25 с.
  124. Н. В. Зимичев А.М. Проблемы развития акмеологических наук. СПб., 1996.
  125. Н.В. Предмет акмеологии. Шуя, 1995. — 23 с.
  126. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш.шк., 1989.167 с.
  127. Н.В., Деркач А. А., Яблокова Е. А. Сущностные характеристики психолого-педагогических технологий и их роль в повышении мастерства кадров управления. М.: РАГС, 1996. — 121 с.
  128. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. — 353 с.
  129. В.И. Стратегия делового успеха. Ростов н/Д: Феникс, 1995.-415 с.
  130. В.П. Развитие активности личности будущего специалиста. -Саранск, 1996. 256с.
  131. И. Д. Практический менеджмент: Секреты современного бизнеса. М, 1992. Ч.П. — 123с.
  132. А.Н. Деятельность, сознание, личность.-М.: Прогресс, 1975.-304 с.
  133. А.Н. Системный анализ в психологии // Психологический журнал. 1991.-№ 4.-С. 126−141.
  134. ДА. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Мас-лоу. // Вопросы психологии. 1987.- № З.-С. 150−153.
  135. Д.А. Самореализация и персонализация // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Часть 1. — ВИНИТИ: № 935−886.-М., 1985.-С. 15−24.
  136. Д.А. Психология смысла. М. 1999.
  137. К.И., Садевич И. М., Кучерук Л. Е. Основы моделирования трудовых процессов // Моделирование трудовых процессов при совершенствовании организации и нормирования труда. М., 1989. -С. 17−33.
  138. Е.Б., Парыгин Б. Д. Проблема самореализации личности // Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. М.: Наука, 1982. — С. 128−135.
  139. Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях (на материале смены профессии). Автореф. дис.канд. психол.наук. М., 1992.- 24 с.
  140. Личность: внутренний мир и самореализация. СПб., 1998.
  141. Личность и самоанализ. / А. А. Крялов, Л., 1982 198 с.
  142. В.Т. Самоанализ и познание внутреннего мира.- СПб., 1996.
  143. .Ф. Психологические процессы и общение. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 256−278.
  144. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /А.Ф.Кудряшов, Петрозаводск, 1992. -320с.
  145. Ф. Организационное поведение. М.: ИнфраМ, 1999.
  146. MaiyH B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983
  147. А.К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образованияУ/Акмеолоп1я.-2003.-№ 3.-с. 47−50.
  148. МарковаА.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -308с.
  149. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции н произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. -Т. 16. -№ 14.-С.26−36.
  150. В.И. Оперативные свойства саморегуляции произвольной активности человека/ Образ в регуляции деятельности. -М., 1997.-245с.
  151. С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод анализа развития творческого потенциала руководителя. Автореф. канд. пси-хол.наук. М., 1993. — 24 с.
  152. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. -М.: Политиздат, 1982. — 117с.
  153. B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.-234 с.
  154. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1992.-234 с.
  155. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990.-178 с.
  156. А.А. Психолого-акмеологические условия эффективности регионального управления. Автореф. дис.канд.психол.наук.-М., 1995.-22 с.
  157. О.И. Компетентность руководителя в оптимизации материальных условий деятельности персонала: сущность, структура, условия и факторы развития. Автореф. дисс. канд. псих. наук. -Тамбов, 2003.-23с.
  158. Т.В. О профессиональном самосознании хирурга/ Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  159. JI. М. Психология профессионального развития учителя. Автореф. .доктора психол. наук. М., 1994.
  160. JI.M. и др. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово, 1996
  161. JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Изд-во МПСИ, Воронеж, Изд-во «МОДЭК», 2003. — 400с.
  162. Москаленко О. В Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений. Автореф. .доктора психол. наук. М., 2000.
  163. О.В. Критерии, показатели и уровни формирования профессионального самосознания личности руководителей образовательных учреждений. Астрахань, 1996.
  164. О.В. Сущность и структура профессионального самосознания личности руководителя образовательных учреждений.-Астрахань, 1996.
  165. А. Н. Формирование эффективного стиля управленческой деятельности руководителя: Автореф.дис.канд.психол.наук— М. Д998.-30 с.
  166. О.И. Психологическое самопознания личности. -М., 1993.
  167. Л. Методы социально-психологической диагностики личности. Я. 1990. -170 с.
  168. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. // Вопр.психологии., 1957, № 5.
  169. Ю.С., Душетцкий JI.E. Способность к саморегуляции и профессиональная пригодность. // Психологический журнал. 1985. — Т.6. — № 4. — С. 139−146.
  170. Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987
  171. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.
  172. Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000.-367 с.
  173. Н.Н. Психология взрослого человека. Спб.: Шк.практ. психологии, 1995. — 33 с.
  174. Образ в регуляции деятельности (к 90-летию со дня рождения Д.А.Ошанина). М., 1997.
  175. А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 138 с.
  176. С.И. Словарь русского языка-М.:Русский язык, 1990. 921.
  177. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  178. Основы общей и прикладной акмеологии.- М.: РАГС, 1995. 388 с.
  179. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
  180. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высш.шк., 1991. — 79 с.
  181. С. Н. Как преуспеть в бизнесе. Тула, 1992.—235 с.
  182. Дж. Полнота человеческой жизни М., 1993.
  183. А.Е. Психологические факторы эффективных стереотипных и вариативных стратегий поведения. СПб., 1996. — 127 с.
  184. Н.М. Система понятий теории психического саморегулирования. // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. -Казань: Издат. Казан, ун-та, 1982. С. 5−8.
  185. Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по геш-тальт-терапии). М., 1993.
  186. В. А. Личность в психологии. Ростов- на -Дону, 1996.
  187. К.К. Структура и развитие личности. М., 1984.
  188. Познание и изменение себя. Аутотренинг. Магнитогорск, 1995−111с.
  189. И.А. Влияние оценочной деятельности преподавателя на развитие профессионального самосознания студентов колледжа. Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: РАГС, 2002. -23с.
  190. Практическая психология для менеджеров. М., 1997.
  191. А.И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983.-176с.
  192. Проблемы индивидуальности в онтопсихологии. СПб., 1994.
  193. Проблемы психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996. — 93 с.
  194. В.А. Управление персоналом в Японии.-М., 1989.-207с.
  195. Н.И. Развитие самопонимания юношей и девушек в процессе профессиональной подготовки будущего учителя. Автореф. дис. канд. психол.наук. М., 1999 — 24 с.
  196. Профессионализм управленческих кадров. М.: РАУ, 1994. — 93 с.
  197. А.О. Методы психической саморегуляции. Казань: КГПИ, 1990. -107 с.
  198. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Комплект из четырех методических пособий. Воронеж, 1997.
  199. Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. Материалы I- П симпозиумов. М., 1997.- 223 с.
  200. Психология в управленииУПод ред. Е. С. Кузьмина.-!!.: Лениздат, 1983.-192 с.
  201. Психология личности и образ жизни, — М., 1987
  202. Психология человека от рождения от смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.-656с.
  203. Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. Материалы I- II симпозиумов. М., 1997.- 223 с.
  204. Т.И. Ценностно-нормативные аспекты произвольной активности человека. / Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  205. Разумная организация жизни личности: проблемы воспитания и саморегулирования. Сохань Л. В., Тихонович В. А., Киселева О. А. и др. -Киев, 1989.
  206. Н.И. Психология личности.- М. 1987.
  207. Ю.А., Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Рефлексивно-творческая среда как средство личностного самоопределения в процессе профессионализации //Личностная ориентация непрерывного образования. Волгоград, 1994. -С. 87−104.
  208. Г. А., Стрелков Д. Г. Социально-профессиональные ориентации студентов университетаУ/ Абитуриент. Студент. Специальность. -Нижний Новгород, 1994.
  209. К. Становление человека. М., 1994.
  210. В.В. О понимании. Спб.: Наука, 1994. — 539 с.
  211. В.В. Цель оптимальность — решение. — М.: Радио и связь, 1982.- 169 с.
  212. ГЛ. Проблема самосознания. //Личность и деятельность. -М.: Наука. 1977.-С. 17−23.
  213. В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. — 124 с.
  214. И.В. Психология судьбы: программирование или творчество? // Вопросы психологии. 1992. -№.1.-С. 98−103
  215. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 326 с. 168.
  216. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.-478 с.
  217. А.А. Влияние образа жизни трудового коллектива на развитие личности. /Психология личности и образ жизни. М., 1987
  218. Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992. -238 с.
  219. Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи. /Психология личности и образ жизни.- М., 1987
  220. Р.Р. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляциив учебной деятельности студентов. Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1993.-24с.
  221. Самоорганизация: психо- и социогенез. /Под. Ред. В. Н. Келасьева.-СПб., 1996.-200с.
  222. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под. ред. В.АЛдова. -Л., 1979.
  223. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности. // Психологический журнал. 1984. — № 4. — С.65−73.
  224. А.Л. Социально-психологические проблемы управления Л., 1979.-167 с.
  225. Секреты умелого руководителя. М.: Экономика, 1992. — 318 с.
  226. В.И. Психология активности. Минск, 1996.
  227. Е.В. Развитие акмеологической культуры. — М., 2004.-260с.
  228. Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования. Автореф. дис.. докт. психол. наук.- М., 1997.- 45 с.
  229. В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психологический журнал. 1982. -Т. 3.-№ 4.-С. 14−25.
  230. ИН. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления: Дисдокт. психол. наук, -М., 1992. — 548с.
  231. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. — Запорожье, 1992.—224с.
  232. И.Н., Репецкий Ю. А. Самореализация личности как субъекта жизнедеятельности. // Основы общей и прикладной акмеологии.-М., 1994.-С. 103−111.
  233. С.Н. Критерии отбора специалистов по работе с персоналом на рынке труда (по результатам контент-анализа, проведенного в рамках акмеологического исследования профессиональной деятельности субъекта кадровой работы). -М.: МААН, 1999.—32с.
  234. П. Особенности трудовой карьеры и жизненные ориентации молодежи. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987.
  235. Н.Б. Оптимизация процесса развития профессионального самосознания предпринимателей. Автореф. дис. канд. псих. наук. -М.:РАГС, 2004. -25с.
  236. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дис. .доктор, псих. наук. М.: МГУ, 1994. 58с.
  237. В.И., Исаев Е. И. Психология человека, введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  238. П.П. Жизнетворчество как способ самореализации личности. //Жизнь как творчество. Киев, 1985. — С. 71−90.
  239. А.В. Зрелая личности: понятийный анализ.// Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика, коррекция. М., 1992. — С. 132−142.
  240. И.А. Акмеологические условия и факторы развития профессионального самосознания пользователей персонального компьютера. Автореф. дис. .канд.псих.наук. -М.: РАГС, 2004. — 24с.
  241. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М, 1990. — 256 с.
  242. В.А. Личность и предприятие: факторы успешного взаимодействия. СПб., 1995. — 158 с.
  243. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая ин-новатика: рефлепрактические методы. М.: Луч, 1993. — 63 с.
  244. С.Ю., Полищук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетенции кадров управления. М., 1996. — 143 с.
  245. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. М., 2001. -130с.
  246. Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: Автореф. дис. д-ра психол. наук.-М., 2003.-62с.
  247. В.В. Самосознание личности. ММГУ, 1983. -286с.
  248. Д.С. Познавательные способности профессионала: сущность и пути развития (акмеологический подход) / Междунар. академия акмеологических наук.—М., 2003. 76 с.
  249. Стратегии ускоренного развития: методология, теория и практика/ Отв. Ред Т. М. Орлова М., 2000. — 291 с.
  250. С.В. Влияние профессионального самосознания руководителя на эффективность принятия управленческих решений. Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: РАГС, 2004. — 23с.
  251. Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека: Автореф. дисс. .д-ра психол.наук. -М, 1993−22 с.
  252. Теоретические и методологические аспекты социально-гуманитарных наук и технологий. Мат-лы Всерос.конф., посвящ. 10-летию факультета гуманитарных наук и социальных технологий.-Ул ьяновск, 2003.-228с.
  253. Технологии развития профессионального самосознания личности: психолого-акмеологический практикум. /Деркач А.А., Москаленко О. В., Пятин В. А., Селезнева Е. В. Астрахань, 2000.- 169с.
  254. В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М.: Б.н., 1992. — 76 с.
  255. В.А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих. — М., Изд-во РАГС, 2003. -159с.
  256. Управление это наука и искусство: Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд / Сост. Г. П. Подвойский. — М.: Республика, 1992. — 349 с.
  257. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.- М., 1994.
  258. Филиппова Психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионального самосознания молодых специалистов. Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: РАГС, 2004. — 21с.
  259. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. -429с.
  260. Л.М. Особенности акмеологических факторов развития профессиональной мотивации студентов. Автореф. дис. канд. псих. наук. М.: РАГС, 2002. -23с.
  261. Л. Некоторые проблемы лонгитюдного исследования жизненного пути и профессиональной карьеры. /Психология личности и образ жизни. М., 1987
  262. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
  263. И.И. К вопросу о единстве самосознания и мотиваци-онной сферы личности // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.-С. 214−227.
  264. Чеснокова И И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности. // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 121−126
  265. И. И. Проблема самосознания в психологии. М., -1977.
  266. Л.В. Проблемы регуляции интеллектуальной активности. / Образ в регуляции деятельности. М., 1997.
  267. В.Д. Психология деятельности и способности человека М.: «Логос», 1996. — 320с.
  268. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководцггель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. -208 с.
  269. . Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 1993.-256 с.
  270. Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (опыт гуманистического направления в зарубежной психологии) / Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993.
  271. П.В. Элементы научного управления. Новосибирск, 1992 -230с.
  272. Г. П. Избранные труды. М., 1995. — 800с.
  273. Шекшня СJ3. Управление персоналом современной орпшизации-М., 1997.
  274. Н.А. Полнота человеческой жизни. /Психология личности и образ жизни.-М., 1987
  275. Экономическая психология7И.В.Андреева. СПб., 2000. — 512с.
  276. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ООО «Издательство ACT», 1997 — 300с.
  277. А. Проблема поколений и психологическое исследование личности ./Психология личности и образ жизни.-М., 1987
  278. B.C. Саморегуляция как фактор общей одаренности. // Проблемы дифференционной психофизиологии. М., 1987. — 121 с.
  279. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  280. И.С. Психологичемкие критерии качества знаний школьников-М., 1990.
  281. Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача). Автореф. дис. насоис.канд. психол.наук. Ярославль, 1994.
  282. Anderson I. R/ Cognitive psychology and its implications. San Francisco, 1980.
  283. Allehoff W. H. Berufswahl undberufliche Interessen. Gottingen, 1984.
  284. Bandura A. Social foundation of thought and action: a social cognitive teory. -N. Y., 1986.
  285. Betz N., Lent R. Hackett G. Application of self-efficacy theory to understanding careers choice behavior/Joumal of applied psychology. -V. 41.1986.
  286. Binning J.F., Barret G.V. validity of personnel decision- A conceptual analysis of the inferentaial and evidential tases. //Appl. Psychol. 1989. -V. 74.-N3.-P. 478−488.
  287. J. & Thomas Hio Is satisfaction with self-ameasurc of adjustment? Jornal abnorm, soc. Psychol. // 1995. -N51.
  288. Boileau D. Speaking/listening: much used, little taught. Reston, 1984.
  289. Burgess G., Tanenhahs M.K. Context and lexical access for lixial ambiguity resolution. //J. Exp. Psychol., Learning, Met and Cogn. 1990. -V. 15.-N l.-P. 62.0−632.
  290. Cole D.W. Profecssional suiside -Or organizational murder. Clevland: Organizational development institute of Ohio, 1989.
  291. Dorner, Dietrich. Die Login des Misslings: Strategisches Denken in Kornpiexen Situationen. Hamburg, 1989.-198 p.
  292. EvansP.R. Essential Interviwing Books. -London, 1989.-244 p.
  293. Flett G., Blankstein K., Bator C., Pliner P. Affektintensity and self-control of emotional behavioir. // Pers. and Indiv. Diff. 1989. -N l.-P. 1−5
  294. Henderson J. Action Learning: A missing link in managment development? // Pers. Rev. 1993. — V. 22. -N 6. -P. 14−24
  295. JahnRG. The Persistent Paradox of Psychic Phenomena: An Engineering Perspective. // Proceedings ofthe IEEE. 1992. -N 2.-P. 136−170.304. lrle M., AllehofFW. Berufs-Interessen-Test 2. 1984.
  296. Keane M. Modelling problem solving in gestalt «insight» problems. // British J.Psychol.- 1989.-V. 10.-N2.-P. 201−211.
  297. Koopman P.L. New information technology and organizational decision making.//J. Psychol. 1990.-V. 1 1.-N2.-P. 186−210.
  298. Krause B. Problems and approaches in computerized problem sjiving. // J/ Psychol. 1989. -V. 197.-N. 3.-P. 229−246.
  299. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. New York, 1954. — 237c.
  300. Lefevre V. The fundamental structures of human reflection. N.-Y., 1990.-243 p.
  301. Liser R, Levy S. J. of Economical Psychology. 1993.
  302. MassaroD.W., Eriedman D. Models of integration given multiple sources of information. // Psychol. Rev. 1990. -V. 97.-N 2.-P. 225−252.
  303. McGregor D.M. The human side of enterprise. New york: McGray-Hill, 1960.
  304. Newman W.N. Administrative action. Englewood Cliffs: Prentiss-Hill, 1956.
  305. Ouchi W. Theory Z. Philippines: Addison-Wesley, 1981.
  306. Roy В., Steiner C. radical psychoterapy: The sekond dekade. San Fran-sisco. 1989. — 276 p.
  307. ShuhAJ. Decision style in judgement of application suitability.//Bull Psychol. 1990. — V. 28.- N 1. — P.44−46.
  308. Walaker K. The Neurophysiology of Enlightement.-London, 1989.-367p.
  309. Warneiyd K.-E. The psychology of innovative entrepreneurship /Handbook of economic psychology. Dorderecht, 1988.
Заполнить форму текущей работой