Особенности межличностных отношений со сверстниками младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях
Методологические основы исследования были определены на: основе достижений современной психологии в области изучения объективных законов развития психики человекаспецифики возрастного развития психики подростков (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — единства возрастных закономерностей при нормальном и аномальном психическом развитии… Читать ещё >
Содержание
Глава 1. Состояние проблемы межличностных отношений со сверстниками младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях, в психологических исследованиях специальной психологии
1.1. Содержание понятия межличностных отношений в детской группе и коллективе в психологических исследованиях
1.2. Проблема межличностных отношений младших подростков со сверстниками в исследованиях возрастной и педагогической психологии.
1.3. Проблема специфики межличностных отношений младших подростков с задержкой психического развития со сверстниками в специальной психологии.
Выводы по главе.
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений со сверстниками младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях.
2.1 Программа экспериментального исследования и её обоснование.
2.2 Изучение особенностей межличностных отношений со сверстниками у младших подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
2.2.1. Психологические особенности субъектного восприятия межличностных отношений со сверстниками подростками с ЗПР в сравнении с подростками с НПР, выявленные по результатам сочинения на тему «Наш класс».
2.2.2. Особенности социально-психологических характеристик межличностных отношений младших подростков с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками по результатам социометрического эксперимента.
2.2.3. Особенности межличностных отношений со сверстниками, выявленные по результатам проективной методики Рене Жиля.
2.3 Особенности влияния уровня развития ученического коллектива на межличностные отношения младших подростков.
2.3.1. Особенности уровня развития коллектива в группе подростков с ЗПР по результатам использования социометрической методики (социометрические показатели).
2.3.2. Особенности психологического микроклимата в классах у младших подростков с ЗПР (по результатом методики Л.Г. Жедуновой).
Выводы по главе.
Глава 3. Общие сравнительные данные об особенностях межличностных отношений со сверстниками младших подростков с задержкой психического развития. Психолого-педагогические рекомендации по их оптимизации.
3.1. Наиболее характерные особенности межличностных отношений со сверстниками у младших подростков с задержкой психического развития по результатам экспериментального изучения.
3.2. Рекомендации по оптимизации межличностных отношений младших подростков с задержкой психического развития со сверстниками в зависимости от психолого-педагогических школьных условий их развития.
Список литературы
- Абраменкова B.B. Генезис отношения ребенка в социальной психологии детства: Дисс.. д-ра психол. наук — Москва, 2000.- 420с.
- Аверин В.А. Психология детей и подростков / Учебное пособие для вузов. СПб. Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379с.
- Аксёнова Е.Б. Коррекция формирования саморегуляции старших школьников на занятиях по развитию речи //Актуальные проблемы практической психологии Сб. науч.тр. /Под ред. У. В. Ульенковой.-Н.Новгород, 1994. С.94−97.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под. Ред. К. С. Лебединской. М., 1982. — 128с.
- Алёшина Ю.Е., Коноводова A.C. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.23−29.
- Альраххаль Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1992.- 16с.
- Аль-шаева Набила Али Ахмед Особенности формирования самоотношения у слабовидящих подростков, развивающихся в условиях принадлежности к различным национальным культурам: Автореф. дисс.. канд. психол. наук, Н. Новгород, 2009. 24с.
- Амосьянц P.A., Амосьянц Э. А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2009.- 320с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-хт. -Т.1 М., 1980.-230с.
- Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука. 380с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: «Питер», 2001.- 288с.
- Анастази А. Психологическое тестирование, М., 1982.- С.220−224.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2002.- 364с.
- Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 1990. 367с.
- Афанасьева H.H. Изучение дружеского общения подростков с ЗПР //Изучение личности аномального ребёнка. М., 1997. — С.3−4.
- Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе //Дефектология.- 2006. № 4. — С.38−45.
- Байбородских A.A. Поэтапное формирование межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития (на материале классов КРО): Автореф.дисс.. канд. психол. наук. Казань, 2002.- 24с.
- Баранова Э.А. Особенности формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей шести-семи лет: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1998.-24с.
- Белопольская Л.И. О детях с задержкой психического развития // Вопросы психологии. — 1997. С 19−28.
- Белопольская Н.Л. Личностные особенности детей с задержкой психического развития в системе дифференциально-психологической диагностики (старший дошкольный возраст): Автореф.. дисс. доктора психол. наук. -М., 1996.- 47с.
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999. С. 112−117.
- Белопольская Н.Л., Лубовский В. И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью //Психологический журнал. 1993.- Т. 14. — № 4. С. 89−97.
- Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М: МПСИ: Флинта, 1998. — 48с.
- Богословский В.В. Общая психология. Учебное пособие для студ. пед. инстит. Изд-во: М.: Просвещение, издание 3-е, перераб. и доп., 1981. -383с.
- Бодалёв A.A. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд.МГУ., 1982.-200с.
- Бодалёв A.A. Личность и общение. М., 1995. — 328с.
- Бодалёв A.A. О взаимосвязи общения и отношения //Вопросы психологии. 1994.- № 1.- С.122−127.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. -212с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.- 464с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. -352с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1979. — № 6. — С. 23−25.
- Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 15с.
- Брайтфельд В.Н. Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с ЗПР // Дефектология. — 2000. № 3.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. с. 48−72.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебн. для вузов.- СПб.: Питер.- 2007.- 350с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 528с.
- Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.- 207с.
- Вайзман Н.П. К вопросу дифференцированной диагностики олигофрении и ЗПР //Дети с временной задержкой развития. М., 1971.
- Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967.- 195с.
- Варга А.Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребёнка // Детский психолог. Вып. 6. -1993. С.16−21.
- Васильева E.H. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к близким взрослым и сверстникам Автореф. дис.. канд. психол. наук.-Н.Новгород, 1994. 16с.
- Васильева E.H. Формирование эмпатии к сверстникам у старших дошкольников с задержкой психического развития // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвуз. сб. науч. тр. Н. Новгород, 1998. — С56−71.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., Просвещение, 1973.- 174с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Под ред. Б. Д. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1987. 360с.
- Выготский JT.C. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.- 224с.
- Выготский JT.C. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка //Выготский JT.C. Проблемы дефектологии.- М., 1995. С.306−327.
- Выготский JT.C. Основные проблемы современной дефектологии //Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая ред. В. М. Астапова. СПб.: Питер, 2001
- Выготский JT.C. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. Т.5. -М., 1983.
- Выготский JT.C. Педология подростка // Выготский JT.C. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984. — С.5−242.
- Выготский JT.C. Собр. соч.: в 6 т.- Т2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1982. — 504с.
- Гапонова С.А. Возрастная психология (Краткий курс): Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1999. 112с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб.пособие. М.:ЧеРо, 2002. — 336с.
- Гончарова E.JI. К вопросу о субъекте психолого-педагогического сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям раннего возраста // Дефектология. 2009. — № 1. С. 45−49.
- Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой, психического развития // Дефектология. — 1986. -№ 3.-С. 13−20.
- Гуровец Г. В., Дружиловская, О.В. Интегративный подход в организации системы обучения дисциплинам медико-биологического блока на дефектологическом факультете // Коррекционная педагогика: теория и практика.-2009.-№ 1 (31).-С. 71−73.
- Гуткина H.H., Прихожан A.M., Толстых H.H. Трудности подросткового возраста: психологический аспект. М., 1989. 20с.
- Гуцу Е.Г. Влияние детско-родительских отношений на' общение младших школьников со сверстниками: Дисс.. канд. психол. наук Н. Новгород, 1997.- 173 с.
- Дарговечене Л.И. Особенности личных взаимоотношений, между учащимися младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1971. 17с.
- Дети с временными задержками развития /Под ред. Власовой Т. А., Певзнер М. С. М., Педагогика, 1971.• 62. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М., 1984.- 265с.
- Дзугкоева Е. Г Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии //Дефектология. 1999. — № 2. — С. 19−25.
- Дзугкоева Е.Г. Особенности личности и их проявление в поведении подростков с ЗПР: Дисс.. канд. психол. наук. — Москва, 2000. — 150с.
- Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: Дис.. д-ра психол. наук.- Н. Новгород, 2005.-411с.
- Дмитриева Е.Е. Особенности общения со сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития // Межвуз. сб. науч. тр. Н. Новгород, 1998. — С.20−26.
- Дмитриева Е.Е. Особенности общения шестилетних детей с ЗПР с взрослым: Автореф.. дис.. канд. психол. наук. -М., 1989.- 16с.
- Дмитриева Е.Е. Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР. Н. Новгород, 1997. — 64с.
- Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976.- 315с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.- 255с.
- Евтушенко И.В. Нормативно-правовое обеспечение деятельности специальных (коррекционных) учреждений //Коррекционная педагогика. -2008.-№ 4(28).-С. 13−19
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии. М., 1973. — 152с.
- Ермолаев О. Ю Математическая статистика для психологов: Учебник. 3-е изд. М.: 2004. — 336с.
- Ефремова Г. И. Формирование саморегуляции поведения у старших дошкольников с ЗПР: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Н. Новгород, 1997. 23с.
- Забрамная С.Д. Ваш-ребёнок учится во вспомогательной школе: — Рабочая книга родителей.- М, 1990. 55с.76., Забрамная С. Д. Отбор детей во вспомогательные школы, (Опыт работы по комплектованию вспомогательных школ)' /Под ред. С. Д. Забрамной.-М., 1971. .
- Забрамная С. Д- Отбор умственно отсталых, детей в специальные учреждения. М., 1988. — 96с.
- Забрамная С. Д-, Левченко. И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений^развития, М., 2007. — 128с.
- Зайка Е.В., Крейдуп П. П., Ягина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклонениями поведения // Вопросы психологии. 1990: — № 4. — С. 83−90:
- Зальцман Л.М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта//Дефектология. 2006.-№ 2.- С.31−35
- Захаров А.И. Предупреждение: отклонений в поведении ребёнка. СПб.: Союз, 2000.- 224с.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М-: Изд-во МЗЩ1980. 157с.83- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997. -480с.
- Ильина О.М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементации их в Российскую правовую систему //Дефектология. 2008. — № 5. — С. 68−72.
- Инденбаум ЕЛ., Гостар А.А, Становление познавательной деятельности детей с лёгким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях //Дефектология: — 2008.- № 5. С.4−10.
- Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности //Вопросы психологии. 1989. — № 3.- С. 18−23.
- Кисова В.В. Формирование саморегуляции как общей способности к учению средствами продуктивных видов деятельности удошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000. — 24с.
- Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.-250с.
- Клементьева C.B. Психологические особенности формирования детей 6−7 лет как субъектов коммуникативной и учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000. — 24с.
- Князева Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут как способ психолого-педагогического сопровождения ребёнка в процессе учебной деятельности //Материалы V региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2008.С. 49- 51
- Князева Т.Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в образовательную среду: Автореф. д-ра. психол. наук. Н. Новгород, 2005. — 50с.
- Князева Т.Н. Формирование самостоятельного мышления у младших школьников с ЗПР: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- Н. Новгород.- 1994 .- 16с.
- Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979.-243с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.- 2000.-431с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. 1994.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. М., Знание, 1974. -96с.
- Коломинский Я.Л. Человек среди людей.- М.: Молодая Гвардия, 1973.-240с.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1986.- 223с.
- Коломинский Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. — М.: Знание, 1977.- 64с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.207с.
- Кон. И. С. Психология ранней юности. М., 1989.- 255с.
- Кондратьев М.Ю. Психология межличностных отношений подростков с задержкой психического развития: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.- Н. Новгород, 2002. 24с.
- Кондратьева Н.П. Особенности личностной тревожности у младших подростков с задержкой психического развития: Дис. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002.- 214с.
- Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития: Дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002.- 186с.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. -М.: ПЕРСЭ, 2002.- 192с.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Изд-во. 2-е, дополненное М.: Педагогическое общество России, 2001.-160с.
- Краковский А.О. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка) М., 1970.- 272с.
- Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В. Г. Крысько. 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352с.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.- 179с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 464с.
- Курс общей, возрастной и педагогической психологии /Под ред. М. В. Гамезо: В Зт. М., 1982. Т. 3.
- Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А. Лабунская, Ю. А, Менджерицкая, Е. Д. Бреус. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 288с.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука. 1997.- 446с.
- Лебединская К.С. Основные проблемы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики психического развития. -М, 1982. С.5−21.
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. — М., 2000.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985. С.7−27.
- Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза // Дети с нарушениями в развитии: Хрестоматия / Сост. А.Астапов.- М., 1995.-С. 29−48.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов.- 2-е изд., М.: Академия, 2004. 231с.
- Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков с детским церебральным параличом / И. Ю. Левченко.- М.: РИЦ-Альфа МГПУ, 2001.- 149с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.230с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. М: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- 384с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1986. 192с.
- Личко А.Е. Психопатии характера у подростков. Изд. 2-е, доп. И перераб.- Л.: Медицина, 1983. — 256с.
- Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии //Вопросы философии.- 1979.- № 8. С.34−47.
- Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический журнал.- 1980. Т.1, № 5.- С.26−42
- Лубовский В.И. Л.С. Выготский и специальная психология //Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С.118−124.
- Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология.- 1971. № 6. — С.16−17.
- Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. — 1994.- № 1.- С.3−7.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 101с.
- Лубовский В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития // Дети с задержкой психического развития /Под ред. В. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М., 1984.- С.6−19.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов.-М., 1974.- 172с.
- Малофеев H.H. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями //Дефектология. 2001. — № 5. — С.3−11.
- Малофеев H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. — № 4. — С.3−15.
- Малофеев H.H., Гончарова E.JL, Никольская О. С., Кукушкина О. И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. 2009. — №.1. — С. 5−19.
- Малофеев H.H., Разенкова Б. А., Урядницкая H.A., О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребёнком в Российской Федерации //Дефектология. 2007. — № 6.- С. 60−68
- Малофеев H.H., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения //Дефектология. 2008. — № 1. — С. 71−78
- Малофеев H.H., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен //Дефектология. — 2008. № 2. — С. 86−94.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.- Речь, 2004.- 400с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., Речь, 2001. — 220с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Клинико-нейропсихологическая диагностика.- 2-е изд. — М., науч. объединение «Комплекс-центр», 1995.- 198с.
- Масленникова Н.В. Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития: Дис.. канд. психол. наук, Н. Новгород, 2004.- 253с.
- Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М., 1992. — 95с.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб., 1994. С.237−245.
- Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского: систематика форм поведения и закономерностей развития высших психических функций // Вопросы психологии.- 1999. № 4.
- Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.
- Морозова H.H. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям: Дис.. канд.психол. наук. М., 1995. -213с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1998.- 456с.
- Мухина B.C. Проблема генезиса личности М., 1985. 234с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Психология личности: Хрестоматия. СПб., 2000. С. 123−127.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995.
- Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека /Психология сознания. Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. Спб.: Питер, 2001. — С. 56−63.
- Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов.-Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 128с.
- Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов.- Минск, 1998.- 896с.
- Обозов H.H. Межличностные отношения. Л., 1979. — 115с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. М., Педагогическое общество России.- 1999. — 442с.
- Осипова A.A. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 512с.
- Основы специальной психологии. Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений / JI.B. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.- Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -480с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР // Дефектология. 1980.- № 3. — С.10−18.
- Певзнер М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы //Дефектология. № 6. — 2003.
- Певзнер М.С., Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.
- Переслени Л.И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики //Вопросы психологии. -1989. -№ 1.-С.34−39.
- Переслени Л.И., Слободянин Н. Т., Шушковская A.A. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников //Дефектология. 1998. — № 2. — С.10−17.
- Переслени Л.И., Фотекова Т. А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития //Дефектология. 1993.- № 5. — С.3−10.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998. 104с.
- Петровский A.B. Введение в психологию. М., 1995. 496с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -255с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Т1. -Ростов-н/Д: Феникс, 1996. -416с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Т2. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. — 416с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии: Учебник, — М.: ИНФА-М, 1998. 528с.
- Платонов К.К. Коллектив и личность, — Москва, 1975.- 362с.
- Пожар JI. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. -М.- Воронеж, 1996. 128с.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и жизни. — М., 1990.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Что характерно для современного подростка // Воспитание школьников.- 1991.- № 6. С.11−15.
- Проблема общения в психологии / Под ред Л. Ф. Ломова, 1981.364с.
- Прудникова В.А. Общественные настроения в Самарской области по вопросам интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология.- 2009. № 1. — С. 77−84.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебн. пособие для студ. средн. пед. уч. заведений /Под ред. И. В. Дубровиной. М: Изд. Центр «Академия», 1998. — 160с.
- Психологическая диагностика детей и подростков. М., 1995.359с.
- Психологические особенности детей и подростков с проблемами развития: Изучение и психокоррекция /Под ред. проф. У. В. Ульенковой.- СПб.: Питер, 2007. 304с.
- Психологический словарь /Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.- 352с.
- Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учеб. пособие /Сост. О. В. Защиринская. СПб.:Речь, 2003. -432с.
- Психология личности Т. 1. Хрестоматия. Самара., 1999. 448с.
- Психология личности Т2. Хрестоматия. Самара., 1999. 544с.
- Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена корреспондента РАО A.A. Реана.- СПб.: «ЕВРО-ЗНАК», 2003.- 480с.
- Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. — М., 1997.-526с.
- Психология развития. 7-е изд./ Крайг. Г. СПб.: Питер, 2003.992с.
- Психология словарь / под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. Педагогика, 1983. 448с.
- Психология современного подростка /Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Педагогика, 1987. 240с.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипициной. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 528с.
- Рабочая книга школьного психолога /И.В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. — 303с.
- Разенкова Е.В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлечённых в интегрированное обучение в общеобразовательной школе //Дефектология. 2007. — № 4. — С. 26−32.
- Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей // Дефектология. 1977. — № 2. — С.3−12.
- Рогов. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2-х кн. Кн.2. М.: Владос, 1999. — 480с.
- Рождественская Н. Грань между нормой и патологией: о трудностях подросткового возраста. // Воспитание школьников. 1995. — № 5. — С.34−37.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1989. -С.236−249.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии М., 1976.- 416с.
- Рубинштейн C.JI. Собрание сочинений в 3-х Т.- Т.1. М., 1986.463с.
- Сагитова A.C. Специфика эмоциональных отношений к ближайшему окружению учащихся с задержкой психического развития, осложненной астеническими и психопатоподобными проявлениями. Дис.. канд. психол. наук. Москва, 2003.- 169с.
- Самойленко Е.В. Особенности полоролевой социализации подростков (мальчиков) с задержкой психического развития в условиях депривации отцовского влияния: Дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2005.- 200с.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.- Тбилиси, 1989.- 204с.
- Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. Учебное пособие.- М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. 128с.
- Селиванова И.Л. Школьный класс. М., 1988
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.-208с.
- Семёнова Л.Э. Особенности вербальной самопрезентации детей с ЗПР как тендерных субъектов //Дефектология. 2008. — № 4. — С. 25−32
- Серова В.В. Психологические особенности развития социальной компетентности у старших дошкольников с лёгкими формами психического недоразвития воспитанников детского дома: Автореф. дисс.. канд. психол. наук, Н. Новгород, 2009. 24с.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность у детей с ЗПР. М, 1990.94с.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин.- Минск.: Харвест, 1997.- 800с.
- Смирнова O.E. Детская психология. М., 2006.- 368с.
- Сорокин В.М., Кокоренко B.JI. Практикум по специальной психологии: Учебно-метод. пособие / Под научн. ред. JIM. Щипициной. -СПб.:Изд-во «Речь», 2003. 122с.
- Социальная психология / Под ред. A.B. Петровского.- М.: Просвещение, 1987.- 275с.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксёнова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- Под ред. Н. М. Назаровой.- 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2002, — 400с.
- Специальная психология / Под ред. Лубовского В. И.: Учебное пособие.- 2007.- 464с.
- Стребелева Е.А., Закрепина A.B. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии //Дефектология. — 2005. -№ 5.-С.З-10
- Стрекалова Т.А. Возможности коррекции мышления шестилетних детей с ЗПР //Дефектология.- 1989.- № 1.- С.58−63.
- Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления у дошкольников с ЗПР //Дефектология.- 1982.- № 4. С.51−56.
- Суровегина М.А. Влияние материнского отношения на формирование готовности к аддиктивному поведению у младших подростков с задержкой психического развития: Дисс.. канд. психол. наук.-Н.Новгород. 2009. — 198с.
- Талипова O.A. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития : Дис.. канд. психол. наук.- Н.Новгород. 2007. — 198с.
- Ткачёва В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2004. — 192с.
- Тригер Р.Д. Психологические особенности взаимоотношений младших подростков: Автореф. дисс.. канд.психол. наук.- М., 1971. -23с.
- Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с ЗПР //Дефектология. 1989. — № 5. — С.6−15.
- Узнадзе Д.Н. Общая психология. Питер, 2004.- 413с.
- Ульенкова У.В. К проблеме интеграции детей с умеренными отклонениями в развитии в общеобразовательную среду // материалы пятой региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2008. С 8385.
- Ульенкова У. В. Выготский JI.C. и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР // Дефектология.- 1997.-№ 1.- С26−32.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.-Н.Новгород, 1994.- 230с.
- Ульенкова У.В. Диагностика задержки психического развития у детей 6−7 лет // Актуальные проблемы практической психологии: Сб. науч. тр. / Отв. Ред. У. В. Ульенкова.- Н. Новгород, 1994. С. 77−86.
- Ульенкова У.В. Индивидуально-типические особенности сферы субъектной активности в учебной деятельности шестилетних детей.-Куйбышев, 1984.- 96с.
- Ульенкова У.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и решения // Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвуз.сб. науч. тр. Н. Новгород, 1998. — С. 9−20.
- Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии — 1983.- № 4.- С. 62−69.
- Ульенкова У.В. К проблеме раннего предупреждения школьной неуспеваемости // Психологические проблемы обучения младших школьников: Тез.докладов.- М., 1978.
- Ульенкова У.В. Коррекция задержек в умственном развитии дошкольников как условие предупреждения отставания в школе // Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития. М., 1986. — С.22−24.
- Ульенкова У.В. Подготовка психолога в высшей педагогической школе // Вестник психолого-педагогического факультета.- Н. Новгород, 1999.- № 1. С.30−32.
- Ульенкова У.В., Васильева E.H. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология.- 2001.- № 5.- С.35−42.
- Ульенкова У.В., Дмитриева Е. Е. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития //Коррекционная педагогика. 2008. — № 4(28). — С: 512.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Л.С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня: Учебное пособ. Н. Новгород: НГПУ, 2001.-196с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. Посоие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2002, — 176с.
- Ульенкова У.В., Самойленко Е. В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на полоролевое поведение мальчиков-подростков с ЗПР //Дефектология. 2006. — № 4. — С. 29−37.
- Ульянова И.А. Межличностное общение детей сирот и детей с задержкой психического развития в разных моделях семейного воспитания: Дис.. .канд. психол. наук. — Санкт- Петербург, 2003.- 217с.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития: Моногр.- М.: НПЦ «Коррекция», 1995.- 208с.
- Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии. — 1988. № 6. — С.31−41.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.- 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Республика, 2001.- 719с.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровиной М., 1987.- 231с.
- Хайртдионова Л.Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольником образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 2005. — № 1. — С. 11−13.
- Хахалкина У.В. Особенности эмоционального восприятия учителя учащимися школы VIII вида: Дисс.. канд. психол. наук, Н. Новгород, 2007. 278с.
- Цукерман Г. А. 9−12 летние школьники «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. — № 3.- С. 17−31.
- Черкасова Е.Л. Современное состояние профессиональной подготовки специалистов-дефектологов в вузах Российской Федерации //Дефектология. 2008. — № 1. — С. 85−90.
- Шамарина Е.В. К вопросу об индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников с задержкой психического развития //Коррекционная педагогика. 2008. — № 4(28): — С. 19−30.
- Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов коррекционно-развивающего обучения. М.- Изд-во ГНОМ и Д., 2007. 80с.
- Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.- 320с.
- Шевченко С.Г. Новое в коррекционно-развивающем обучении детей с трудностями в обучении // Дефектология.- 2001, — № 4.- С.21−24.
- Шевченко С.Г. Условия эффективности коррекции детей с трудностями в обучении в общеобразовательной школе // Дети с ограниченными возможностями: Хрестоматия / Сост. Н. Д. Соколова, JI.B. Калиникова.- М.: Изд-во ГНОМ и Д., 2001, — 448с.
- Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвузовский сборник научных трудов /Под ред. У. В. Ульенковой. Н. Новгород: НГПУ, 1993. — 124с.
- Шилова Т.А. Диагностика психолого-педагогической дезадаптации детей и подростков: Метод. пособие /Т.А. Шилова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006- 112с.
- Шипицына JI.M. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — Спб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.- 496с.
- Шипицына JI.M. Нейродинамические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения //Дефектология.- 199.- № 5. С.3−9.
- Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение //Дефектология .- 1999. № 1. — С.41−46.
- Шматко Н.Д., Головчиц Л. А., Стребелева Е. А. Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. 2009. — № 1. — С. 19−23.
- Шутова Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия: Автореф.дисс.. доктора психол.наук. — Н.Новгород., 2009. — 49 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995.-416с.
- Юшкова Г. М, Когнитивное и личностное развитие учащихся 1113 лет с разной успешностью обучения: Дисс.. канд. психол. наук. — М., 2001.- 147с.
- Argiel М. The psychology of interpersonal behavior. — London, 1975.
- Combs A.W., Soper D.W., Gourson C.C. Educational and psychological measurement. V 23, № 4. -p.493−500.
- Corboz R.J. Psychiatry of early childhood minimal brain dysfunction // Psychiat J. Univ.0ttava, 1980, — № 4. p.307−314.
- Hartocollos P. The syndrome of minimal brain disfunction in young adult patients // Bull Menninger. Cline, 1968. p. 102−114.
- Heider F. The psychology of interpersonal relation. -N.Y. 1958.
- Wender P.H. The minimal brain dysfunction syndrome in children. N.Y., 1971.-256p.