Детерминанты межличностного статуса в коллективах старшеклассников
Диссертация
Давая обобщающую оценку укладу жизни наших старшеклассников, никак нельзя игнорировать тот факт, что школа и учеба для многих учащихся являются малозначимыми. А. Муст и О. Муст /1981, с.144/ отмечают даже, что в последние годы наблюдается усиление подобных отрицательных тенденций. По их данным, эта тенденция подтверждается и изменением в количестве времени, затрачиваемого на подготовку домашних… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ СТАТУС КАК ПРЕДАЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Межличностный статус в системе межличностных отношений
- 1. 2. Детерминанты межличностного статуса
- 1. 2. 1. Ценностный обмен как основа межличностного статуса
- 1. 2. 2. Черты характера и свойства личности, обуславливающие статус
- 1. 2. 3. — Адекватность перцепции как фактор, влияющий на статус
- 1. 2. 4. Дополнительные факторы, влияющие на статус
- 1. 2. 5. Уклад жизни как детерминант развития ценностного потенциала учащихся
- 1. 3. Цель и задачи исследования
- ГЛАВА 2. МЕТОдаЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ
- 2. 1. Характеристика эмпирической выборки
- 2. 2. Описание методов исследования
- 2. 3. Проведение эксперимента
- 2. 4. Обработка данных
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕРМИНАНТОВ СТАТУСА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
- 3. 1. Распределение учащихся по статусным группам
- 3. 2. Адекватность перцепции статуса и структуры взаимоотношений как фактор, влияющий на статус
- 3. 2. 1. Восприятие и оценка старшеклассниками своего статуса в классе
- 3. 2. 2. Восприятие и оценка взаимоотношений одноклассников
- 3. 3. Мотивация выборов
- 3. 4. Уклад жизни как детерминант статуса
- 3. 4. 1. Школьная жизнь
- 3. 4. 2. Семья и родители. III
- 3. 4. 3. Свободное время и увлечения
- 3. 4. 4. Значимость различных занятий для учеников
- 3. 4. 5. Ситуационные тесты
- 3. 4. 6. Выводы об особенностях уклада жизни разных статусных груш
Список литературы
- Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.301−460.
- Маркс К. Критика политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, с.51−511.
- Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.235−517.
- Отчет ЦК КПСС ХХУ1 съезду КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. В сб.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — Москва: Политиздат, 1981, с.3−80.
- Абдрахманова В.Б. Зависимость самооценки от интраличностного и интерличностного сравнения детей. Вопросы психологии, 1975, № 5, с.138−141.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности.- В кн.: Психология формирования и развития личности /Под ред.Л. И. Анцыферовой.-М.: Наука, 1981, с.19−44.
- Аванесов М., Богородская Э. Некоторые особенности общения трудно воспитываемых подростков в спонтанных группах. В сб.: Материалы У1 конференции психологов Прибалтики /Под ред. И. Э. Плотниек. Рига, 1970, с.165−166.
- Агеев B.C. Социальная перцепция в процессах межгруппового взаимодействия. Автореф. дис.канд. М., 1979. 19 с.
- Алексеева В.Г. Урбанизация: образ жизни и проблемы воспитания молодежи. Вопросы философии, 1975, № б, с.9−19.
- Алемаскин М.А. Межличностные отношения трудновоспитуемых школьников в коллективе класса. В сб.: Проблемы социальной психологии. М., 197I, с.160−163.
- Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции. Вопросы психологии, 1977, № 2, с.3−14.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МУ, 1980. — 416 с.
- Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Автореф. дис.канд. М., 1978. 18 с.
- Арвисто М. Об исследовании социально-педагогических проблемспортивной активности учащихся в связи с формированием социалистического образа жизни. В сб.: Воспитание личности /Под ред. Х. Й. Лийметса. Таллин, 1976, с.44−52.
- Барабанщиков В.А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица. В кн.: Проблема общения в психологии /Под ред.Б. Ш. Ломова. — М.: Наука, 1981, с.121−132.
- Бардиан A.M. К вопросу об изучении устойчивости нравственных убеждений школьников. В сб.: Личность в психологическом эксперименте /Под ред.А. В. Петровского. М., 1973, с.20−28.
- Баркаускайте М.И. Взаимодействие статуса и участие подростков в малой группе. Автореф. дис. канд. Вильнюс, 1975. -44 с.
- Баркаускайте М.И. Об исследовании связей между статусом и участием подростков в малой группе. В сб.: Взаимодействиеколлектива и личности. Таллин, 1979, с.186−192.
- Белова Н.И. К вопросу о понятии «образ жизни». Философские науки, 1977, № I, с.15−24.
- Бестужев-Лада И. В. Образ жизни как философско-социологическая категория. Слово лектора, 1975, № 3, с. Ю-13.
- Богданова С.Н., Годлиник О. Б. Соотношение самооценки и ожидаемых оценок как индикатор личностного общения. В сб.: Проблемы общения и воспитание /Под ред.Л. П. Буевой и др. Тарту, 1974, ч. П, с.157−167.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. — 124 с.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 135 с.
- Бодалев А.А. Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности. В сб.: Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности /Под ред.А. А. Бодалева. — М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1978, с.3−8.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ,.1982. — 199 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272с.
- Божович Л.И. Некоторые проблемы формирования личности школьника и пути их изучения. Вопросы психологии, 1956, № 5.
- Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Автореф. дис. докт. М., 1966.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Божович Л.И. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания. В сб.: Психологическое изучение детей в школе-интернате. М., 1970.
- Божович Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии, 1975, № I, с.80−89.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. Вопросы психологии, 1976, № I, с.130−139.
- Бутенко А.П. К вопросу о социалистическом образе жизни. Коммунист, 1976, № I, с.78−79.
- Вайсбург А.А. Формирование общественного мнения в ученическом коллективе. М.: Педагогика, 1982. — 120 с.
- Вендов А.Й. Социально-психологическое исследование лидерства в малых группах (на материале школьных групп). Дис. канд. Л., 1973. 153 с.
- Вихалемм П. Аттитюды и установка. Советская школа, 1974, № 12, с.978−983 (на эст.яз.).
- Вихалемм П. 0 понятии и эмпирическом исследовании образа жизни. В кн.: Образ жизни и среда. Таллин, 1981, с.5−17 (на эст.яз.).
- Вийтар Э.А. Умение восприятия и оценки взаимных отношений учащихся с дефектами речи и слуха. Дипломная работа. ТГУ, 1976. 117 с. (на эст.яз.).
- Вийтар Э.А. О межличностных отношениях слабослышащих и детей с нарушениями речи. В сб.: Общение аномальных детей. Тарту, 1980, с.46−53 (Учен.зап./Тартуск.гос.ун-т, вып. 521).
- Вийтар Э.А. Особенности личностных оценок у слабослышащих школьников. Дис. канд. М., 1983. 159 с.
- Винникова Г. В. Роль малых групп в формировании интересов старших подростков. В сб.: Проблемы личности в советской психологии. Материалы Ш Сибирской конференции психологов.
- Новосибирск, 1973, вып.81, с.46−58. Волков И. П. Социометрия как метод социальной психологии. Автореф. дис.канд. Л., 1968. Волков И. П. Распределение поведенческих образцов в структурах межличностного общения. В сб.: Человек и общество. Л., 1969, вып.4.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего исреднего школьного возраста. Автореф. дис.канд. М., 1977.- 23 с.
- Донцов А.И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе. Вопросы психологии, 1980, № 4, с.38−49.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. -Вопросы психологии, 1972, № 2, с.25−78.
- Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. В кн.: Возрастная и педагогическая психология /Под ред.А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973, с.98−141.
- Дубровская Е.М., Ефимова О. И. Межличностное восприятие и процессы социализации в учебно-воспитательных коллективах. В кн.: Межличностное восприятие в группе /Под ред.Г. И. Андреевой, А.й.Донцова. — М.: Изд-во МГУ, 1981, с.232−250.
- Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования. В сб.: Руководство и лидерство (опыт социально-психологического исследования). Л., 1973, с.54−63.
- Зайцева Е.И. К проблеме качественно-количественной характеристики лидерства в контактных группах школьников и студентов. В сб.: К вопросу о диагностике личности в группе. М., 1973, с.7−9.
- Зак А. З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего школьного возраста. Автореф. дис.канд. М., 1976. 17 с.
- Захарова А.В. К проблеме занятости учащихся во времени. Вопросы психологии, 1981а, № 4, с.156−160.
- Зацепин В.И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе. В сб.: Руководство и лидерство (опыт социально-психологического исследования) /Под ред.Б.Д.Пары-гина. Л., 1973, с.78−93.
- Зюбин Л.И. Психологический аспект проблемы перевоспитания педагогически запущенных детей и несовершеннолетних правонарушителей. Вопросы психологии, 1969, № 3, с.132−143.
- Згабин Л.И. О природе асоциального поведения несовершеннолетних. Вопросы психологии, 1973, № 4, с.59−64.
- Иванова B.C. Проявление коммуникативной активности в старшем школьном возрасте в связи с некоторыми индивидуально-типологическими особенностями. Вопросы психологии, 1974, № 5, с.154−155.
- Иванов М.А., Кричевский Р. Л. Социально-психологические аспекты развития малой группы. В сб.: Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности /Под ред.А. А. Бодалева. М., 1978, с.8−18.
- Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
- Игошев К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. М., 1967. 78 с.
- Иноземцева B.C. Система отношений и взаимоотношений учащихся ПТУ. Психологический журнал, 1981, № 5, с.131−136.
- Каазик Т. Личностные качества, соотносимые с социометрическим статусом учащихся. Советская школа, 1981, № 7, с.30−33 (на эст.яз.).
- Кала У.В., Лийметс Х. Й. Социальные установки учащихся в области учебной работы. Советская педагогика и школа /Под ред.
- А.Эланго. Тарту, 1977а, с.40−53.
- Кала У. Некоторые особенности школы и ученический образ жизни. Советская школа, 1977, № 3, с.215−218 (на эст.яз.).
- Кала У.В. Формирование у старшеклассников творческого отношения к общению. Автореф. дис.канд. Тарту, 1982. 17 с.
- Караковский В.А. Об образе жизни школьного класса. В сб.: Педагогический процесс и формирование социалистического образа жизни: Тезисы. Таллин, 1981, ч.1, с.25−26.
- Карпгак И.А. Обучение старшеклассников искусству общения. В сб.: Проблемы общения и воспитание /Под ред.Л. П. Буевой и др. Тарту, 1974, ч. П, с.250−255.
- Кваде В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка. Вопросы психологии, 1980, № 3, с .130−133.
- Кера С. Влияние различного характера деятельности подростков на развитие их личности. Автореф. дис.канд. Тарту, 1975.
- Кера С. Цели и задачи воспитательной работы, вытекающие из ученического образа жизни. Советская школа, 1977, № 3, с.199−204 (на эст.яз.).
- Кидрон А. Умение общаться. Советская школа, 1983, № 7, с.20−27 (на эст.яз.).
- Киричук А.В. Формирование коллективных взаимоотношений между учащимися начальных классов в процессе деятельности. Автореф. дис. канд. Киев, 1964.
- Киричук А.В. Опыт социально-педагогического изучения положения ребенка в системе коллективных отношений. В сб.: Ребенок в системе коллективных отношений. М., 1972.
- Киричук А.В. Положение детей в системе общения в классном коллективе. В сб.: Проблемы общения и воспитание /Под ред.
- JI. П. Буе вой и др. Тарту, 1974, ч. П, с.8−16.
- Кирпичник А.Г. Исследование динамики коллективообразования в юношеских группах (на материале лагерей комсомольского актива школ и ПТУ). Автореф. дис.канд. М., 1980.
- Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. — 271 с.
- Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения. Автореф. дис.канд. М., 1980.
- Ковалёв С.В., Кричевский Р. Л. Факторы дифференциации лидерства. В сб.: Вестник Московского университета. Психология. М., 1978, № 2, с.26−36.
- Коломинский Я.Л. Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе. Автореф.дис.канд. М., 1963.
- Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах. Вопросы психологии, 1971, № 6.
- Коломинский Я. Л, 0 некоторых закономерностях отношений междусверстниками. В сб.: Проблемы общения и воспитание /Под ред. Л. П. Буевой и др. Тарту, 1974а, ч.1, с.85−94.
- Коломинский Я.Л. Социально-психологическая характеристика детских коллективов. Вопросы психологии, 19 746, № 3,с.31−40.
- Коломинский Я.Л. Детские коллективы. В кн.: Коллектив и личность. М., 1975, с. I15−127.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск: Изд-во Белорус. ун-та, 1976. 337 с.
- Коломинский Я.Л. Методологические проблемы системного подхода к изучению межличностных взаимодействий в детском коллективе. В сб.: Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании /Под ред.Х. Й. Лийметса. Таллин, 1979, с.70−73.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в группе сверстников. Автореф.дис.докт. М., 1980.
- Колгина Л.П. Социальная избирательность в применении наказаний и поощрений в зависимости от статуса в системе ценностных ориентаций группы. Новые исследования в психологии, 1977, № I, с.32−35.
- Комиссаренко Т.И. Влияние общения детей со взрослыми на формирование типов взаимоотношений со сверстниками. Новые исследования в психологии, 1977, № I, с.45−48.
- Кон И. С. Психология ранней юности. В кн.: Возрастная и педагогическая психология /Под ред.А. В. Петровского.-М.: Просвещение, 1973, с.142−164.
- Кон И.С., Лосенков В. А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования. В сб.: Проблемы общения и воспитание /Под ред.Л. П. Буевой и др. Тарту, 1974, ч. П, с.74−135.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 175 с.
- Кондратьева С.В. Межличностное понимание и его роль в общении. Автореф.дис.докт. Л., 1976. 36 с.
- Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга. В сб.: Психология межличностного познания /Под ред.А. А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981, с.158−173.
- Копылова А.П. Динамика самооценки и ожидаемой оценки в условиях вхождения личности в новый коллектив. Новые исследования в психологии, 1976, № I, с.43−48.
- Котов Э., Куликовский П. Роль формальных и неформальных взаимоотношений в структуре коллектива управления. В сб.: Материалы У1 конференции психологов Прибалтики /Под ред. И. Э. Плотниек. Рига, 1970, с.187−189.
- Краав И. Школьный образ жизни учащихся классов с углубленным изучением предмета. Советская школа, 1980, № 2, с.15−20 (на эст.яз.).
- Краковский А.П. Психологические основы индивидуального подхода к младшему подростку. Автореф.дис.канд. М., 1964. 19 с.
- Краснобаев И.М. Формирование нравственных понятий у старших школьников. Дис.докт. Ташкент, 1964.
- Кричевский Р.Л. Детерминанты ролевой дифференциации лидерства в малых группах. Вопросы психологии, 1977а, № I, с.28−38.
- Кричевский Р.Л. О некоторых механизмах лидерства в коллективах старшеклассников. Сообщение П: Идентификация с лидером как механизм его влияния на сверстников. Новые исследования в психологии, 19 776, № 2, с.74−78.
- Кричевский Р.Л. О некоторых механизмах лидерства в коллективах старшеклассников. Сообщение I: Ценностный обмен как механизм выдвижения в позицию лидера. Новые исследования в психологии, 1977 В, № I, с.57−61.
- Кричевский Р. Л, Лидерство как феномен взаимодействия личности и коллектива. В сб.: Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании /Под ред.Х. Й. Лийметса. Таллин, 1979а, с.132−136.
- Кричевский Р.Л. Социально-психологические аспекты руководства классным коллективом. Вопросы психологии, 19 796, № 2, с.150−155.
- Кричевский Р.Л. Динамика группового лидерства. Вопросы психологии, 1980, № 2, с.42−52.
- Кричевский Р.Л., Смирнова М. М. Удовлетворенность групповым членством как функция соотношения феноменов лидерства и руководства. Вопросы психологии, 1981, № 3, с.109−113.
- Кричевский Р.Л. К вопросу о механизме межличностного взаимодействия. В сб.: Вопросы психологии межличностного познания и общения /Под ред.О. Г. Йукосяна. Краснодар, 1983, с.136−145.
- Кроник А.А. Взаимосвязи показателей самооценки и взаимооценки статуса и установочная модель межличностного оценивания. Психологический журнал, 1981, № 5, с.55−67.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -Таллин: Валгус, 1979, 260 с. (на эст.яз.).
- Круусвалл Ю. Семья в городе: среда и образ жизни. В кн.: Образ жизни и среда. Таллин, 1981, с.64−93 (на эст.яз.).
- Кузнецова Т.И., Харченко В. Д. Психологические особенности недисциплинированности подростков. Вопросы психологии, 1981, № 6, с.138−144.
- Кузьмин Е.О. Основы социальной психологии. Л., 1967.
- Куракин А.Т., Новикова Л. И. Педагогические проблемы общения в воспитательном коллективе. В сб.: Проблемы общения и воспитание /Под ред.Л. П. Буевой и др. Тарту, 1974, часть I, с.119−132.
- Куракин А.Т., Новикова Л. И. Воспитательный коллектив как фактор формирования социалистического образа жизни школьников. -В сб.: Педагогический процесс и формирование социалистического образа жизни: Тезисы. Таллин, 1981, чЛ, с.10−11.
- Кучинский Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач. В кн.: Проблема общения в психологии /Под ред.Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1981, с.92−120.
- Лахт X. О взаимоотношениях учителя и ученика. В сб.: Советская педагогика и школа, Ш. Тарту, 1969, с.111−124 (на эст.яз.).
- Лахт X. Учащиеся 5-ых классов о своем классном руководителе. В сб.: Советская педагогика и школа, IX. Тарту, 1972, с.82−90 (на эст.яз.).
- Лахт Х.Э. Факторы, влияющие на отношение учащегося к учителю. Автореф. дис.канд. Тарту, 1982. 15 с.
- Лахт X. Популярный ученик по мнению учеников. Советский учитель, 1983, 23 июля, с. 2.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. 215 с.
- Леонтьев А.Н. Обучение и воспитание должны быть ориентированы на будущее. Вопросы философии, 1973, № II, с.30−33.
- Лесохина Л.Н. «Коллективное сопереживание» как фактор формирования ценностных ориентации личности. В сб.: Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании /Под ред.X.Й.Лийметса. Таллин, 1979, с.86−90.
- Лехестик П.Г. 0 социально отверженных учащихся и особенностях их развития. В сб.: Советская педагогика и школа, П.
- Тарту, 1966, с.59−67 (на эст.яз.).
- Лехестик П.Г. О дальнейшем развитии отверженных учащихся.
- В сб.: Советская педагогика и школа, Ш. Тарту, 1969, с. 8589 (на эст.яз.).
- Лехестик П.Г. Развитие личностных взаимоотношений отверженных учащихся. В сб.: Материалы УТ конференции психологов Прибалтики /Под ред.И. Э. Плотниек. Рига, 1970а, с.192−193.
- Лехестик П.Г. Влияние положения учеников в коллективе класса на их нравственное развитие. Вопросы психологии, 19 706, № 5, с.141−143.
- Лийметс X. Групповая работа на фоне воспитательных намерений школы. Советская школа, 1970а, № 12, с.885−895(на эст. яз.).
- Лийметс Х.Й. О факторах социометрического статуса в школьном классе. В сб.: Материалы У1 конференции психологов Прибалтики 2−3 октября 1970. Рига, 19 706, с.197−199.
- Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения. В сб.: Советская педагогика и школа, У. Тарту, 1971, с.29−57.
- Лийметс Х.Й. О некоторых исходных положениях в исследовании ученических групп и коллективов. В сб.: Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М., 1975, 62 с.
- Лийметс Х.Й. Социалистический образ жизни и развитие личности учащегося в школе. В сб.: Воспитание и личность /Под ред.Х. Й. Лийметса. Таллин, 1976, с.17−20.
- Лийметс Х.Й. О развитии социалистической личности в процессе обучения. В сб.: Советская педагогика и школа, XI. Тарту, 1977, с.5−18.
- Лийметс Х.Й. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений общеобразовательной школы. В сб.: Проблемы подготовки к общению. Таллин, 1979, с.5−8.
- Лийметс Х.Й. Образ жизни как категория психологии развития и педагогики. В сб.: Педагогический процесс и формирование социалистического образа жизни: Тезисы. I, Таллин, 1981, ч.1, с.4−7.
- Лозоцева В.Н. Отношение подростка к сверстнику как образцу. -Новые исследования в психологии, 1977, № I, с.53−56.
- Ломов Б.3>. Общение как проблема общей психологии. В сб.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с.124−135.
- Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии. -Вопросы философии, 1979, № 8, с.34−47.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психологический журнал, 1981, № 5, с.3−22.
- Лотман 9>. Связь самосознания и социометрического статуса.
- В сб.: О факторах развития личности ученика. Таллин, 1980, с.55−63 (на эст.яз.).
- Лутошкин А.Н. Динамика эмоционального поведения школьников в процессе общения. В кн.: Проблемы общения и воспитание /Под ред.Л. П. Буевой и др. Тарту, 1974, ч. П, с.27−32. .
- Лутошкин А.Н. Динамические особенности эмоциональных состояний в контактных группах. В сб.: Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Ярославль, 1975, вып.42, с.60−63.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978. 48 с.
- Максакова В.И. К вопросу о влиянии образа жизни классного коллектива на развитие индивидуальности младшего подростка.- В сб.: Воспитание личности. Таллин, 1976, с.30−36.
- Максакова В.И. Школьный класс как объект и субъект воспитания.- В сб.: Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности /Под ред.А. А. Бодалева. М., 1978, с.19−27.
- Максакова В.И. Занятия современного младшего школьника в свободное от уроков время. В кн.: Педагогический процесс и формирование социалистического образа жизни: Тезисы. Таллин, 1981, ч.1, с.27−28.
- Мальковская Т.Н. Динамика позиции личности школьника. В кн.: Личность и группа. Л., 1971, с.33−55.
- Мальковская Т.Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей. В кн.: Руководство и лидерство /Под ред.Б. Д. Парыгина. Л., 1973, с.94−119.
- Мансуров Н.С., Касумов Т. К. Методологические проблемы изучения социалистического образа жизни. Философские науки, 1975, № 6, с. З-П.
- Марков B.C. Образ жизни и формирование человека. Вопросы философии, 1976, № 7, с.18−29.
- Маслова Н.Ф. Педагог и малые группы школьников. В сб.: Проблемы общения и воспитание /Под ред.Л. П. Буевой и др. Тарту, 1974, ч. П, с.234−240.
- Махлах Е.С., Гинзбург М. Р., Лебедев Р. Л. К характеристике связи между социометрическим статусом учащихся и их личными качествами. В сб.: Материалы 1У съезда общества психологов. Тбилиси, 1971, с.187−188.
- Мерлин B.C. Взаимоотношения в социальной груше и свойства личности. В кн.: Социальная психология личности. М., 1979, с.242−260.
- Михина Г. Б. Формирование способности к нравственной оценке поступков у младших школьников. Автореф.дисс.канд. М., 1975.
- Мудрик А.В. К изучению устойчивости предпочтений школьников. В сб.: Проблемы общения и воспитание /Под ред.Л.П.Буе-вой и др. Тарту, 1974, ч. П, с.179−187.
- Мудрик А.В. К вопросу о влиянии общения на формирование образа жизни старшеклассников. В сб.: Воспитание и личность /Под ред.Х. Й. Лийметса. Таллин, 1976, с.21−29.
- Мудрик А.В. 0 подготовке школьников к общению. В сб.: Проблемы подготовки к общению. Таллин, 1979а, с.9−17.
- Мудрик А.В. Общение как педагогическая категория (аспект межличностного взаимодействия школьников). В сб.: Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. Таллин, 19 796, с.21−27.
- Мудрик А.В. 0 воспитании старшеклассников. Таллин: Валгус, 1981а, — 156 с. (на эст.яз.).
- Мудрик А.В. 0 стиле жизни школьников. В кн.: Педагогический процесс и формирование социалистического образа жизни: Тезисы. Таллин, I98I6, ч.1, с. 24.
- Муст А. Роль семьи и домашнего очага в формировании образа жизни учащихся. В кн.: Педагогический процесс и формирование социалистического образа жизни: Тезисы. Таллин, 1981, чЛ, с.47−48.
- Социальная психология /Под ред.Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1979, с.121−173.
- Ольшанский В.Б. Межличностные отношения. В кн.: Социальная психология /Под ред.Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М., 1975, с.196−240.
- Орн Ю. Оценка личных взаимоотношений у учащихся 4−8 классов. -Советская школа, 1967, № 7, с.483−487 (на эст.яз.).
- Орн Ю. Что показывает изучение личных взаимоотношений учащихся. Советская школа, 1968,№ 2, с.90−94 (на эст.яз.).
- Орн Ю. О социальной перцепции в интерперсональных отношениях.- Советская школа, 1971, № 8, с.577−581 (на эст.яз.).
- Орн Ю. Интерперсональная перцепция с воспитательной точки зрения. Советская школа, 1972, № II, с.900−904 (на эст.яз.).
- Орн Ю. Познание человека и влияющие на это факторы. Советская школа, 1973, № II, с.889−894 (на эст.яз.).
- Орн Ю. А. Познание людьми друг друга как условие и задача воспитания. В сб.: Проблемы общения и воспитание. Тарту, 1974а, ч. I, с.78−84.
- Орн Ю. Личность и взаимопонимание. Советская школа, 19 746, с.890−894 (на эст.яз.).
- Орн Ю. А. Перцепция интерперсональных отношений как педагогическая проблема. Дис.канд.Тарту, 1975. 243 с. (на эст.яз.).
- Орн Ю. А. Исходные положения анализа воспитания и социальной перцепции. В сб.: Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании /Под ред.Х. Й. Лийметса. Таллин, 1979а, с.27−31.
- Орн Ю. А. Оценка межличностных отношений учащимися. В сб.: Проблемы воспитательного коллектива: Взаимодействие в школьном классе. Таллин, 19 796, чЛ, с.24−53.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада /Под ред.
- Т.А.Репиной. М.: Педагогика, 1978. — 200 с.
- Отюгов А.А. Социально-психологические проблемы культуры. В кн.: Социальная психология /Под ред.Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. -Л.: Изд-во ЛУ, 1979, с. 233−240.
- Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. В сб.: Руководство и лидерство (опыт социально-психологического исследования) /Под ред.Б. Д. Парыгина. Л., 1973, с.5−12.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Петровский А.В. 0 психологии личности. М.: Знание, 1971.
- Петровский А.В. 0 социально-психологической концепции групповой активности. Вопросы психологии, 1973, № 5, с.3−17.
- Петровский А.В. К построению социально-психологической теории коллектива. В сб.: Проблемы общения и воспитание. Тарту, 1974, ч.1, с.95−108.
- Петровский А.В. 0 некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективе. Вопросы психологии, 1976а, № 3, с.16−25.
- Петровский А.В. Аспекты разработки стратометрической концепции групп и коллектива. Вопросы психологии, 19 766, № 6, с.34−44.
- Петровский А.В. Познавая психологию коллектива. В кн.: Воспитание личности /Под ред.Х. Й. Лийметса. Таллин, 1976 В, с.8−16.
- Петровский А.В. Психологическая теория групп и коллективов на новом этапе. Вопросы психологии, 1977, № 5, с.48−60.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
- Петровский А.В. 0 некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений. Психологический журнал, 1981, $ 2, с.33−42.
- Петрухин Е.В. Прогноз ожидаемых оценок как регулятор поведения.- В сб.: Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга: Тезисы докладов П всесоюзной конференции в г. Краснодаре. М., 1979, с.87−88.
- Пуусаар М. Статус детей Таллинских учителей в классном коллективе. В сб.: Советская педагогика и школа, УП. Тарту, 1973а, с.40−43.
- Тарту, 1974, ч. П, с.168−178.
- Райтвийр Т.В. Социогеографические исследования образа жизни и его элементов. Автореф.дис.канд. Тарту, 1975. 19 с.
- Райтвийр Т.В. Типология образа жизни в ЭССР. В кн.: Образ жизни и среда. Таллин, 1981, с.18−41 (на эст.яз.).
- Рамуль К.А. Введение в методы экспериментальной психологии. Тарту, 1965. 329 с.
- Ратников В.П. Коллективность как черта социалистического образа жизни. Философские науки, 1976, № 5, с.16−24.
- Pea В. Попытка выяснить причины конфликтов между учениками и учителями. В сб.: Советская педагогика и школа, Ш. Тарту, 1969, с.125−133 (на эст.яз.).
- Рубцова Т.В. Особенности осознания моральных свойств личности школьниками разного возраста. Вопросы психологии, 1956, № 4.
- Руус В. О значении слова «школа» для учащихся. Советская школа, 1970, № 12, с.932−939 (на эст.яз.).
- Руутсоо С. Образ жизни и связанные с этим понятия. Коммунист Эстонии, 1977, № 3, с.81−86 (на эст.яз.).
- Рыжов В.В. 0 взаимосвязи особенностей общения личности и ее социально-перцептивных характеристик. Вопросы психологии, 1981, № 2, с.58−67.
- Савиных Р.Ф. Формирование коллективных отношений первоклассников в процессе общения. В сб.: Проблемы общения и воспитание /Под ред.Л. П. Буевой и др. Тарту, 1974, ч. П, с.8−16.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентацийшкольников на самооценку и на оценку другими людьми. Автореф.дис.канд. М., 1970.
- Сакс К. Успеваемость перевоспитанных учащихся в школе и их положение в классном коллективе. Дис.канд. Тарту, 1967. -152 с. (на эст.яз.).
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. -Вопросы психологии, 1975, с.62−72.
- Секун В.И. О личностных компонентах самооценки. В сб.: Воспитание личности /Под ред.Х. Й. Лийметса. Таллин, 1976, с.166−171.
- Симуш П.И. Различия между городом и деревней в свете развития социалистического образа жизни. Вопросы философии, 1975, № 3, с.22−34.
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966. — 214 с.
- Соковнин В. О природе человеческого общения. Фрунзе: Мектеп, 1973. — 116 с.
- Струмилин С.Г., Писаренко Э. Е. Социалистический образ жизни: методология исследования. Вопросы философии, 1974, № 2, с.27−38.
- Тарасонене А. Особенности оценки дошкольниками своих товарищей. В сб.: Материалы У1 конференции психологов Прибалтики /Под ред.И. Э. Плотниек. Рига, 1970, с.204−205.
- Тарро К. Что понимается под ценностью? Советская школа, 1972, № II, с.918−922 (на эст.яз.).
- Тарро К. Стиль жизни личности в рамках социалистического образа жизни на основе эмпирического исследования школьников ЭССР.- В сб.: Коллектив и личность /Под ред.Х. Й. Лийметса. Таллин, 1976, с.37−43.
- Тойм К. Вербальные предпосылки социальной перцепции. В кн.: Труды по психологии, Ш, (Учен.зап. /Тартуск.гос.ун-т, вып. 335). Тарту, 1974, с.34−51.
- Толстых В.И. Образ жизни как социальное и философское понятие.-Коммунист Эстонии, 1976, № 7, с.38−48.
- Трусов В.П. Усилители межличностных оценок. В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми ДРУГ друга (в семье, школе, производственных коллективах): Тезисы докладов П всесоюзной конференции в г. Краснодаре. М., 1979, с. 31.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Уринг Р.Ф. С чем связано положение ученика в классе. Советская школа, 1970, № 12, с.939−942 (на зет.яз.).
- Уринг Р.Ф. Информативность как один из факторов общения и предпосылка взаимного обогащения учащихся средних школ. В сб.: Советская педагогика и школа, ХШ. Тарту, 1979а, с.118−143.
- Уринг Р.Ф. Положение учащегося среди одноклассников и связанные с этим факторы как комплексная система. В сб.: Взаимодействие коллектива и личности. Таллин, 19 796, с.193−198.
- Уринг Р.Ф. Статус ученика в классном коллективе и связанные с этим факторы. Советская школа, 1980, № 2, с.21−24 (на эст.яз.).
- Усубалиев Т.У. Руководящая роль КПСС в укреплении единства интернационального и национального в советском образе жизни. -Вопросы философии, 1981, № 12, с.10−23.
- Федосеев П.Н. Диалектика интернационального и национального всоциалистическом образе жизни. Вопросы философии, 1981, № 12, с.24−36.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности детского коллектива и формирования коллективистических качеств личности детей школьных возрастов. Вопросы психологии, 1977, № 2, с.83−95.
- Фельдштейн Д.И. Психологическая роль детского коллектива в формировании коллективистических качеств у школьников. В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978, с.269−281.
- Ханин Ю.Л., Буланова Т. В. Статус и эмоциональное состояние личности в группах разного уровня развития. Вопросы психологии, 1981, № 5, с.124−129.
- Хараш А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия. Вопросы психологии, 1980, № 3, с.20−31.
- Хейдметс М. Городская среда и человек. В кн.: Образ жизни и среда. Таллин, 1981, с.42−63.
- Хохлова Л.П. Межличностное восприятие и проявления действенной эмоциональной идентификации в юношеских грушах. Автореф. дисс.канд. М., 1980. 21 с.
- Цейтлин Ю.М., Дежникова Н. С. Опыт управления общением в школьном коллективе в процессе познавательной деятельности. -В сб.: Проблемы общения и воспитание /Под ред.Л. П. Буевой и др. Тарту, 1974, ч. П, с.204−207.
- Цепципер А.Б. Зависимость положения ученика в системе личныхвзаимоотношений в классе от некоторых особенностей его личности и поведения. Автореф.дисс.канд. М., 1967. 20 с.
- Ципко А. Некоторые методические аспекты исследования социалистического образа жизни. Вопросы философии, 1976, № 4, с.42−52.
- Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности. В кн.: Проблема общения в психологии /Под ред.Б. Ф. Ломова. — М.: Наука, 1981, с.148−167.
- Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. -535 с.
- Щумилин Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника. Вопросы психологии, 1982а, № 5, с.72−79.
- Щумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. Таллин: Валгус, 19 826. — 128 с. (на эст.яз.).
- Шорохова Е.В. Психологический аспект проблемы личности. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1974, с.316−321.
- Экста В. 0 механизмах формирования установок. Советская школа, 1975, № 6, с.455−459 (на эст.яз.).
- Эннуло В. Отношение к школе у учащихся 8-х классов. Советская педагогика и школа, IX. Тарту, 1972, с.24−37 (на эст.яз.).с
- Эрме И. Ориентация учащихся на проведение свободного времени. Советская школа, 1977, № 3, с.208−214 (на эст.яз.).
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь ребенка. М., 1966, с. 23.
- Якобсон П.М. К характеристике оценок качеств личности и ее жизненных установок старшими школьниками. Вопросы психологии, 1975, № 6, с.43−53.
- Allport G.W. Gestalt und Wachstum in der Personlichkeit. Meisen-heim am Glan: Verlag A. Hain, 1970. — 589 S.
- Bany M.A., Johnson L.V. ClasBroom Group Behavior" Group Dynamics in Education. New-York London, 1966. — 412 p.
- Buch R.W., Savin V.S., Miller R.E., Caul VT.E. Communication of Affect through Facial Expressions in Humans. Journal of Personality and Social Psychology, 1972, 23, p.362−371.
- Carter L. The behavior of leader and other group members • — J. Abnormal a Social Psychol, 1951, vol.46, p.509−595.
- Cibb C. Principes et traite de commandement. In: Chefs et me-neurs. — Paris: Presse Universitaire du Prance, 1963, 83−91.
- Collins B.E. The concept and measurement of attitudes. In: Collins E. Social Psychology. Reading, Mass, 1970, p.67−103.
- Dittmann А.Т., Llewellyn L.G. Relationships between vocalizations and head nods as listener responses. Journal of Personality and Social Psychology, 1968, 9, p.79−84.
- Drefenstedt E. Individuelle Besonderheiten individuelle Forderung. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1981. -965 S.
- Duncan S. Some signals and rules for taking speaking turns inconversations. «- Journal of Personality and Social Psychology, 1972, 23, p.283−292.
- Egglestone S.J. The Social Context of the School. London, 1967.
- Evans K.M. Sociometry in Education. London, 1962. 149 p.
- Gibb C.A. Leadership. In: The Handbook of Social Psychology. Addison — Wesley, 1969, vol.4, p.205−273.
- Gordon T. Viisaat vanhemmat. Helsinki, 1977. 301 s.
- Goslin D.A. Accuracy of Self Perception and Social Acceptance. -Sociometry, 1962, vol.25, N 3, p.283−296.
- Gronlund N.E. Sociometric status and sociometric perceptions. -Sociometry, 1955, vol.18, К 2, p.122−128.
- Gronlund N.E. Sociometry in the classroom. N.Y., 1959.
- Hamalainen S. Opettajan persoonallisuuden ja taustatekijoidenл A «yhteys koululuokan torjuttujen maaraan. Kasvatus. Suo-men kasvatustieteellinen aikakauskirja, 1970, N 2, s.112−122.
- Jennings H.D. Sociometrie du commandement, In: Chefs et mene-urs. — Paris: Presse Universitaire du Prance, 1963, 43−52.
- Koskenniemi M. Sosiaalinen Kasvatus koulussa. Helsinki, 1964.1.wen A. Physical Dynamics of Character Structure. N.Y.: Greene Stratton, 1958.
- McGuire V/.J. nature of Attitudes and Attitude Change, In:1.ndzey G. and Aronson E. (eds.). Handbook of Social Psychology. Reading, Mass., Addison Wesley, 1968, p.136−314.
- Meier A. Soziologie des Bildungswesen. Berlin, 1974.
- Piontkowski U. Psychologie der Interaktion. Munchen, 1976. -256 S.
- Rosenfeld G., V/essel K. Objectivt Gestzmasigkeiten aus der
- Sicht des Verhalten von Philosophie und Psychologie. In: Deutsche Zeitschrift fur Philosophie, 1974, S.1348−1358.
- Schiff H. Judgemental responses sets in the perception of sociometric status. The Sociometry Reader / ed, by J.L.Moreno. U.Y., 1960, p.684−704.
- Secord P., Backman C. Social psychology. N.Y., 1964.
- Sax S., Hollander S. Reality Games. H.Y.: Popular Library, 1972. — 352 p.
- Stogdill R.M. Handbook of Leadership. U.Y., 1974. 605 p.
- Tagiuri R. Person perception. In: The Handbook of Social Psychology / Ed, by G. Lindzey and E.Aronson. London, 1968.
- Y/atzlaviick P., Beavin J.H., Jackson D.D. Pragmaticks of humancommunication. A study of interactional patterns, pathologies and paradoxes. N.Y., 1967. 296 p.