Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой нигилизм в сфере прав человека как форма деформации правового сознания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ идеологии наиболее крупных течений общественно-политической мысли России XIX—XX вв. позволил вывести некоторые обоснования убежденности его представителей в ограниченности возможностей права: нет ничего беспомощней самих по себе законов — им нужны люди, способные претворить их в жизнь, при этом необходимо выявить те рубежи интервенции права в область экономического, социального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Философские, социально-экономические и идеологические основы правового нигилизма

Философские основы правового нигилизма Социально-экономические основы правового нигилизма Основные тенденции развития правового нигилизма в общественно-политической мысли России XIX—XX вв. Правовой нигилизм как форма деформации правового сознания

Деформация правового сознания и ее формы Признаки, формы, уровни проявления правового нигилизма и его причины

Структура правового нигилизма как одной из форм деформации правового сознания

Глава III. Правовой нигилизм в сфере прав человека и способы его преодоления (на примере Кабардино-Балкарской Республики)

III. 1. Анализ условий и форм проявления правового нигилизма в сфере прав человека Пути преодоления правового нигилизма

1.1. 1.2.

Глава II.

ПЛ. П. 2.

II.3.

III.2.

Правовой нигилизм в сфере прав человека как форма деформации правового сознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современный этап становления в России гражданского общества и правового государства, характеризующийся преобразованием всех сторон социального бытия, предполагает обновление идей и принципов, образующих в совокупности идеологический субстрат правосознания российского общества, как показатель достигнутого уровня правовой и демократической культуры. Однако анализ качественных характеристик состояния и тенденций развития современного правосознания свидетельствует, что способность общества на сознательном уровне соблюдать законы, признавать и уважать права и интересы различных субъектов общественных отношений нередко находит неадекватное отражение на практике, что является следствием существования и проявления различных форм деформации правового сознания.

Правовой нигилизм в сфере прав и свобод личности, являясь одной из форм деформации правосознания, на современном этапе развития России выступает явлением, негативно воздействующим на состояние законности, общественного порядка, развитие позитивной активности личности. Диапазон форм проявления правового нигилизма в указанной сфере весьма широк: от веры в невозможность реального использования и защиты законодательно-гарантированных прав и свобод, до веры в возможность безнаказанного нарушения прав человека. Подобные негативные тенденции в сознательно-волевых началах формирования и реализации поведенческих актов субъектов общественных отношений выступают серьезным препятствием на пути демократических преобразований российского общества, имеющих целью достижение гражданского мира, согласия и общественного спокойствия, реального, а не декларативного провозглашения прав человека. В связи с этим правовой нигилизм относят к числу негативных факторов государственной и общественной жизни, представляющих угрозу национальной безопасности, а вопрос детального изучения и выработка стратегии преодоления правового нигилизма, особенно в сфере прав человека, приобретают практическую и теоретическую значимость и выступают объектом внимания ученых, политиков, исследователей, средств массовой информации.

Актуальностью поставленной проблемы и необходимостью выработки действенных механизмов ее решения и был предопределен выбор темы данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что проблема нигилизма занимала умы многих философов (Ф.Ницше, М. Хайдеггер, Ф. Якоби, П. Ж. Прудон, А. Камю, К. Ясперс и др.), проблемы деформации правового сознания и собственно правового нигилизма исследовались и освещались многими классиками отечественной философской, юридической и художественной литературы (М.А.Бакунин, Н. А. Бердяев, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин, Б. АКистяковский, В. О. Ключевский, А. Ф. Кони, Н. М. Коркунов, П. АКропоткин, С. А. Муромцев, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, П. И. Стучка, Л. Н. Толстой, Б. Н. Чичерин и мн. др.), вопросы проявления правового нигилизма, как одной из форм деформации правового сознания, в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе в сфере прав человека, являются объектом обсуждения и анализа российских политиков и правоведов (С.С.Алексеев, В. К. Бабаев, П. П. Баранов, В. М. Баранов, В. Н. Кудрявцев, В. В. Лазарев, Е. Л. Лукашева, В. Лукин, Н. И. Матузов, В. С. Нерсесянц, В. А. Туманов и мн. др.) и предметом ряда диссертационных исследований (Д.А.Вороненков, П. А. Горохов, Л. А. Лушина, Р. Н. Павельев, В. Р. Петров, С. А. Сирин, В. Б. Ткаченко, К. Г. Федоренко, В. В. Черней и др.), в современной правовой науке нет единых, общепринятых дефиниций явлений «деформация правового сознания» и «правовой нигилизм», которые являются необходимыми хотя бы в педагогических целях, не говоря уже о научной и практической их важности.

Характеризуя степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что многие вопросы, в частности, порожденные современными условиями развития субъектов РФ, сферой имеющихся на сегодняшний день исследований полностью не охвачены. Помимо этого, большинство работ, исследующих правовой нигилизм как одну из форм деформации правосознания, консолидируют общие признаки, свойственные любому проявлению правового нигилизма в современном мире. Комплексных же, аналитических исследований конкретных форм проявления правового нигилизма на данный момент недостаточно.

Объект диссертационного исследования — закономерности формирования и развития правового нигилизма в сфере прав человека, причины, его вызывающие и пути его преодоления.

Предмет диссертационного исследования — правовой нигилизм как форма деформированного правосознания.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном, системном, теоретическом анализе правового нигилизма, как негативного социально-психологического явления, проводимом с учетом современных эмпирических материалов (в том числе полученных непосредственно автором работы) и предложении механизмов его преодоления.

Цель исследования конкретизируется рядом взаимообусловленных задач, очерченных в своей основе рамками плана диссертации, и, которые сводятся к следующему:

1. Проведение анализа философских, социальных, экономических условий возникновения и развития правового нигилизма.

2. Выявление основных тенденций развития правового нигилизма в выражении общественно-политической мысли России XIX—XX вв., послуживших одной из причин широкого распространения правового нигилизма в современной России.

3. Формулирование понятия «деформация правосознания" — исследование форм деформации правового сознанияопределение специфики и места правового нигилизма в ряду других форм деформации правосознания.

4. Изучение структурных компонентов явления «правовой нигилизм», анализ их особенностей.

5. Выявление основных признаков правового нигилизма и формулирование на их основе понятия «правовой нигилизм».

6. Рассмотрение форм и уровней проявления правового нигилизма.

7. Анализ особенностей проявления правового нигилизма в сфере прав и свобод человека (на примере Кабардино-Балкарской Республики).

8. Предложение приемлемых путей преодоления правового нигилизма.

Методология и методика диссертационного исследования.

Методологическую основу работы составили общенаучные (диалектический, системно-структурный, социологический) и специальные (сравнительно-правовой, историко-юридический, формально-юридический, статистический, анкетирования) методы познания. Они применялись в сочетании с логическими приемами — анализом, синтезом, дедукцией, индукцией, гипотезой. Использование названных методов в совокупности позволило решить поставленные задачи диссертационного исследования и обобщить различные стороны проявления правового нигилизма в сфере прав и свобод человека.

Теоретическую основу исследования составили исследования отечественных и зарубежных ученых — философов, юристов, политологов, социологов, психологов и представителей других отраслей знаний.

Эмпирическую базу исследования составили статистическая документация и аналитические обобщения Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Кабардино-Балкарской Республике за период 1998 — 2005 гг. и др. официальные сведения. На основе специально разработанных анкет было опрошено 280 жителей КБР. Опрос проводился с учетом основных демографических показателей, предоставленных территориальным органом Федеральной Службы Государственной Статистики по КБР среди 200 человекслужащих, пенсионеров, медработников и др. (в целях выявления отношения общества современной КБР к провозглашенным и законодательно закрепленным правам и свободам человека) и среди 80 учащихся — школьников и студентов (в целях выявления степени изменения правовых взглядов учащихся в результате правового образования). Анкетирование проводилось в соответствии с социологическими требованиями и обеспечением репрезентативности опрашиваемых.

Нормативно-правовую базу исследования составили универсальные и локальные международно-правовые акты обязательного и рекомендательного характера, Конституция Российской Федерации, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы, указы Президента РФ, Конституция Кабардино-Балкарской Республики, акты органов государственной власти КБР.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования, по мнению автора, определяется тем, что впервые предпринята попытка комплексного исследования проблемы правового нигилизма в сфере прав и свобод личности (на примере Кабардино-Балкарской Республики) — проведен анализ философских и социально-экономических условий возникновения правового нигилизмарассмотрен поступательный путь развития правового нигилизма в выражении общественно-политической мысли России, начиная с XIX в. до сегодняшних днейвыявлены основные структурные элементы правового нигилизма, как одной из форм деформации правосознания, а также рассмотрены причины его возникновения, формы и уровни его проявления. На основе обобщения, сравнения и анализа научного, нормативно-правового и практического материала, автором выводятся определения явлений «деформация правового сознания» и «правовой нигилизм», предлагаются пути и способы преодоления правового нигилизма как одной из форм деформации правового сознания.

Научная новизна исследования конкретизируется в положениях, выносимых на защиту:

1. В отличие от Европы, где идеи прав человека получили развитие со времен буржуазных революций, в России исторические особенности развития идеологического, социального, экономического и иного характера (имперская государственность, крепостничество, идеология отвержения или непризнания права, пропагандируемая многими направлениями общественно-политической мысли России XIX—XX вв., общинный коллективизм, командно-административная система, феномен советского права, «перестройка» и т. п.) отодвигали институт права на периферию, обусловив современное состояние проблемы правового нигилизма.

2. Правовой нигилизм наряду с правовым инфантилизмом, правовым фетишизмом, правовым идеализмом, преступным правосознанием является одной из форм деформации правового сознания, под которой предлагается понимать такое изменение правосознания, при котором у его носителей формируются идеологические и психологические стереотипы, обусловленные окружающей юридической действительностью, и выражающие отрицательное отношение к действующему праву и правопорядку, и находящие свое завершение в их поведении.

3. Синтез выявленных в ходе диссертационного исследования признаков правового нигилизма предполагает возможным определить правовой нигилизм как социально-психологическое явление, характеризующееся такой формой деформации правового сознания, при которой право, юридическая действительность воспринимаются его носителями пренебрежительно, отрицательно или безразлично при отсутствии умысла на совершение правонарушения, что находит свое завершение в соответствующем типе поведения.

4. Исследование структуры правового нигилизма предполагает наличие таких составляющих его элементов, как идеология (взгляды, понятия, убеждения и стереотипы индивидуумов, отражающие и оценивающие право и юридическую действительность негативно-отрицательно, и, как правило, характеризующиеся отсутствием четкой программы поведения) — психология (чувства, эмоции, переживания, иные стереотипы, вызываемые окружающей юридической действительностью и порождающие негативное отношение к праву индивидуума в виде отрицания, пренебрежения или безразличия, вплоть до полного неверия в потенциальные возможности права решать социальные проблемы, как того требует социальная справедливость) — поведенческий акт (заключается в том, что в процессе усвоения социальных ценностей происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя, к заинтересованности, от заинтересованности к убежденности, а затем и к действию по реализации отрицательного, пренебрежительного или безразличного отношения к праву, обусловленного социальными и психофизиологическими факторами).

5. Анализ проблемы правового нигилизма в сфере прав и свобод человека, проведенный в рамках настоящего исследования на примере Кабардино-Балкарской Республики свидетельствует, что появлению и распространению исследуемого негативного явления способствуют социально-экономические факторы развития общества, недостатки деятельности судебной системы, недостаточная действенность системы обеспечения и защиты прав человека, что свойственно не только исследованному региону, но и многим другим субъектам РФ.

6. Исследование современных процессов объективного и субъективного характера, детерминирующих правовой нигилизм, показало, что решение этой проблемы зависит от изменений как минимум в пяти областях: в области текущего законодательства и правотворчествав области правопримененияв области экономикив области юридической науки и юридического образованияв области гражданского общества и личной инициативы.

7. Правовое образование и средства массовой информации — два масштабных способа преодоления правового нигилизма, безусловно, не исчерпывающих методы и формы профилактики и борьбы с исследуемым негативным явлением, но позволяющих решить проблему «правового минимума» — некоего обязательного уровня, которым должен обладать каждый человек, независимо от его социального статуса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем выводы и предложения дополняют ряд разделов общей теории права и государства, юридической психологии, социологии, философии права, которые, несмотря на давно назревшую необходимость изучения исследуемой проблемы, являются во многом пробельными.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что предложения, выдвинутые автором, могут быть использованы при дальнейшем исследовании вопросов деформации правового сознания, а также в учебном процессе в ВУЗах. Рекомендации, содержащиеся в работе, могут составить основу для разработки методик правовоспитательной деятельности.

Обоснованность и достоверность научных положений, выдвигаемых в диссертации, обеспечены применением апробированных методов и методик, соблюдением требований теории права и государства и ее методологических принципов, тщательным сбором теоретического и практического материала.

Апробация результатов исследования. По основным положениям диссертационной работы опубликовано 9 работ. Теоретические положения, выносимые на защиту, докладывались и обсуждались на научно-практической региональной конференции «Проблемы реформирования российского законодательства» (Нальчик, ноябрь 2001 г.) — 3-ей Международной конференции «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, сентябрь-октябрь 2002 г.) — Международной научно-практической конференции «Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе» (Пенза, декабрь 2002 г.) — в Морозовском проекте Viva Vox. «Вопросы социально-экономических, правовых и культурологических исследований» // Выпуск 9 (Нальчик, 2003 г.) — в «Ученых Записках Кафедры Гражданского Права и Процесса» Ставропольского Государственного университета // Выпуск 2 (Ставрополь, 2003 г.) — VII — ой Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права» (Москва, 2004 г.) — 2-й Всероссийской научно-теоретической конференции «Россия в глобальном мире» (СПб, 2004) — Международной научно-практической конференции «Экономика, управление, право-2006» (Москва, 2006 г.) — в «Вестнике Московского государственного университета МВД России» (Москва, 2006).

Основные выводы и предложения, изложенные автором в опубликованных работах, также внедрены путем их использования при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «Теория права и государства» на юридическом факультете Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова, на юридическом факультете Нальчикского филиала Краснодарского Университета МВД РФ. Данная работа обсуждалась на заседании кафедры «Теории и истории государства и права» КБГУ.

Структура диссертации и ее объем. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК. Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка библиографической литературы и двух приложений.

Заключение

.

Современный этап развития российского общества характеризуется преобразованиями социально-экономической, правовой, политической, культурной и других сфер жизнедеятельности человека, которые, в свою очередь, отражаются изменениями в формах и характеристиках правосознания субъектов общественных отношений. Анализ этих перемен свидетельствует о кризисном состоянии правосознания общества России, проявлением которого выступают те или иные формы его деформации.

В рамках данной работы была предпринята попытка рассмотреть правовой нигилизм как одну из форм деформации правосознания, необходимость преодоления которого, особенно в сфере прав человека в связи с провозглашенной концепцией построения правового государства в РФ, обусловлена практической значимостью проблемы.

Как известно, для познания современного состояния той или иной проблемы необходимо «.не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"1. Исходя из этого, в процессе диссертационного исследования был осуществлен комплексный теоретический анализ правового нигилизма как негативного социально-правового явления, проведенный с учетом современных эмпирических материалов. Таким образом, была реализована цель, поставленная в начале диссертационного исследования. Для выполнения определенных в диссертационной работе задач был осуществлен анализ философских, социальных и экономических оснований правового нигилизмавыявлены основные тенденции развития правового нигилизма в выражении российской общественно-политической мысли XIX—XX вв.- исследованы формы деформации правового сознаниясформулировано понятие «деформация правосознания" — выявлены основные признаки правового ниги.

1 Ленин В. И. Полное собрание сочинений // М.: Политическая литература, 1976. — T.39. — С.67 лизма и на их основе дано определение понятию «правовой нигилизм" — рассмотрены формы и уровни проявления правового нигилизма, его причиныпроанализированы особенности проявления правового нигилизма в сфере прав человека (на примере Кабардино-Балкарской Республики) — предложены приемлемые пути преодоления правового нигилизма. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Правовой нигилизм возникает и проявляется под воздействием разнообразных факторов, среди которых философия занимает едва ли не первостепенное место, так как философия — как определенная форма общественного сознания — оказывает непосредственное влияние на все многообразие общественных отношения и явлений, в том числе право и правосознание. Несмотря на наличие работ крупнейших мыслителей философии о сущности нигилизма, его причинах, формах проявления и т. п., изучение влияния философии на правовое сознание в связи с правовым нигилизмом в философской литературе во многом остается пробельным. Впервые в своем действительно культурно-историческом значении понятие «нигилизм» употреблено в трудах Фр. Ницше, определявшего его как «обесценивание высших ценностей». Представляется, что такое определение феномена нигилизма нельзя отнести к логически и научно-выверенным в связи с тем, что оно не определяет его характерных черт, но оно указывает на весьма существенный момент: нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается. Позитивность или негативность воздействия философской системы на правовое сознание определяется ее основными установками, особенностями взглядов на сущность государства и права, что собственно и выступает той теоретической платформой, которая в виде мотивированной аргументации предопределяет разнообразные формы проявления нигилизма. Трактовку нигилизма как отрицание определенного рода ценностей следует применять в разрезе четкого различия конструктивной и деструктивной форм отрицания. Оценка нигилизма, в том числе правового, с позиций деструктивного отрицания требует обязательного системного подхода, учитывающего эволюционный фактор развития, т. к. отрицание тоталитарных режимов, произвола, борьба против попрания демократии и прав человека, не будут являться нигилизмом в собственном смысле этого слова, а будут выступать нормальным поступательным движением к развитию. Также необходимо учитывать, что несовершенство законодательства повышает уровень отрицания закона и, тем самым, правовой нигилизм вскрывает слабости права и стимулирует его развитие.

Появлению и развитию негативных элементов в отношении общества к общепринятым ценностям, идеалам, нормам правового характера в большей степени в сравнении со стабильными и прогрессивными обществами способствуют общества консервативные (как общества, неспособные своевременно и позитивно реагировать на появление деструктивных направлений в социуме, вследствие неразвитости и неустойчивости их политических и экономических системкак общества, где негативная оценка окружающей правовой действительности есть следствие невозможности реализации личных потребностей и выступает объективно востребованным элементом развития), и общества, находящиеся в стадии перестройки (в которых сама природа трансформаций, затрагивающих основы социального устройства, неизбежно запускает механизм пересмотра ценностей человекагде негативная оценка окружающей правовой действительности обусловлена переходом к новым формам социально-экономических отношений).

Взаимосвязь процессов развития частной собственности и формирования правосознания свидетельствует, что частная собственность воспитывает уважение к праву, вырабатывает гражданскую самостоятельность и как следствие гражданский порядок. Исторические особенности развития России обусловили практику невосприятия до недавнего времени обществом юридических норм, регламентирующих отношения собственности, и породили насущную потребность в реальном осуществлении детального механизма реализации и защиты права собственности как блага, символа свободы и самостоятельности.

Анализ основных тенденций выражения правового нигилизма в российской общественно-политической мысли XIX—XX вв. позволил заключить, что правовой нигилизм, как одна из составляющих мировосприятия, использовался многими идеологическими течениями для выражения своего неприятия существующей юридической действительности: консерваторами, западниками, анархистами, большевиками и политическими экстремистами и др., а также классиками отечественной художественной литературы — JI.H. Толстым, А. П. Чеховым, Ф. М. Достоевским, Н. Г. Чернышевским. И. С. Тургеневым и др. Широкий диапазон восприятия идей правового нигилизма связан с типом правопо-нимания, господствовавшим в русской, а затем и в советской и до недавнего времени в отечественной юриспруденции: понимание права как государственной (божественной) воли принуждения к послушанию власти, выражающую абсолютный государственный интерес, что вызвало к жизни две формы правового нигилизма — открытую (полное отрицание самой идеи права) и скрытую (понимание права как низшей в сравнении с религией, нравственностью и т. п. ценностью).

Анализ идеологии наиболее крупных течений общественно-политической мысли России XIX—XX вв. позволил вывести некоторые обоснования убежденности его представителей в ограниченности возможностей права: нет ничего беспомощней самих по себе законов — им нужны люди, способные претворить их в жизнь, при этом необходимо выявить те рубежи интервенции права в область экономического, социального и культурного, непреодолимость которых для правоприменителей должна предопределять их неприкосновенность для законодателейпределы действия правового регулирования весьма ограниченны, так как ни причины становления, ни последствия его возникновения не могут быть сведены к сумме юридических отношенийправо не может внедрить в жизнь то, к претворению чего приспособлены иные нормативные системы, к примеру, христианские ценности, мораль, совесть, справедливость или же западные идеалыгосподствовавшая концепция этатического позитивизма, утверждавшая безусловный примат государственных интересов над общественными и т. д. Справедливо критикуя современную им правовую систему, неправедный суд, отсутствие реальных гражданских прав и свобод, общественные и политические деятели России XIX — начала XX вв. отождествляли их с правом и государственно-правовыми институтами, на деле являющимися атрибутом цивилизованного общества.

Особое место в ряду причин, объясняющих современное состояние проблемы правового нигилизма, занимает марксистско-ленинская философия, третировавшая право, вследствие признания его буржуазным, приспособившая позитивистские идеи к своей классовой теории, предполагающей отмирание права с ликвидацией классов, установлением диктатуры пролетариата, понимаемой как господство, не ограниченное законом и основанное на насилии, пониманием реальной социальной практикой нарушение законов в отношении чуждых классов и т. д. Негативное значение такого рода идеологических постулатов проявилось в том, что они не только перекрывали путь к постижению глубоких общечеловеческих основ права, его действительной нравственно-человеческой природы, но и по сути дела оправдывали тоталитарную власть, административно-репрессивную направленность «правовой политики», доминирования командно-административных методов управления, низводили право до положения придатка, послушного, безропотного орудия в руках всесильного и вездесущего партийного государства.

Сопоставление ницшевской концепции нигилизма и программ нигилизма большевизма и нацизма, однобоко воспринявших европейский нигилизм Ницше, позволило заключить: в отличие от отрицания Ницше, где отрицаемое не разрушают, от него лишь отказываются, и оно остается в прошлом, а не исчезает, где отрицание носит глубоко антропологический характер, русский тип нигилизма, равно как и в нацизме, исполнен пафоса тотального разрушения, в нем человек — лишь часть органического мира, без права на какие-либо формы индивидуальной жизни.

Официальное правопонимание советского времени, основанное на положении о классовости права, подчинении допускаемых и возможных прав индивидуума целям и задачам диктатуры пролетариата, на подходе советских правоведов к рассмотрению права как чуждого социализму элемента, на различении права как совокупности норм и права как объективного социального явления, в смысле правоотношений с одной стороны и отождествлении права и закона с другой стороны и т. п., также способствовало созданию условий для невосприятия права обществом.

Несмотря на то, что в период «перестройки» благодаря открытию границ, распространению информации, росту правозащитного движения тема прав человека и их нарушение являлась одной из признанных социальных тем, несмотря на принятие множества законов и реформацию правовых учреждений, право не укоренилось достаточно прочным образом в сознании российского общества, что объясняется идеологическими, социально-экономическими условиями развития перестроечной России.

Период становления президентско-парламентской демократии в России стал временем завершения долгой и трудной борьбы за государственное признание неотчуждаемых прав личности. Сегодня, несмотря на тенденции и правого, и левого радикализма к пересмотру действующей Конституции, можно с уверенностью говорить о четко наметившихся тенденциях к преодолению правового нигилизма в сфере прав человека.

Несмотря на практическую необходимость преодоления деформации правосознания общества в целях его эффективного функционирования в соответствии с реалиями сегодняшнего дня на основе общечеловеческих ценностей и демократии, до сих пор отсутствует единая теория понимания сущности и природы этого явления. С учетом существующих в научной и правовой литературе мнений по данному вопросу, в настоящей работе предложено определять деформацию правового сознания как такое его изменение, при котором у его носителей формируются идеологические и психологические стереотипы, обусловленные существующей юридической действительностью, и, выражающие отрицательное отношение к действующему праву, законности, правопорядку, и, находящие свое завершение в их поведении.

В зависимости степени искажения или несформированности структурных элементов правосознания представляется возможным выделять следующие формы деформации правового сознания: правовой инфантилизм, правовой негативизм, имеющий две формы своего проявления: правовой нигилизм и преступная форма, правовой фетишизм, правовой идеализм.

Подходы к разработке правового нигилизма, как одной из форм деформации правового сознания, не отмечаются однозначным подходом: одни исследователи относят к правовому нигилизму все формы пренебрежительного отношения к праву, а другие лишь те из них, при которых требования закона игнорируются осознанно, но без противоправного умысла. Представляется более верной вторая точка зрения, позволяющая отграничить правовой нигилизм от других форм деформации правового сознания, а также определить основные признаки правового нигилизма;

Исходя из смысла естественно-правовой, социологической и нормативной концепций права, представляется возможным различать: легистский нигилизм, социологический нигилизм, собственно правовой нигилизм.

В структуре правового нигилизма, как одной из форм деформации правового сознания можно выделить три элемента: идеологию, психологию и поведенческий элемент. Идеологический компонент в структуре правового нигилизма составляют представления, взгляды, убеждения членов общества, отражающие и оценивающие действующее право и юридическую действительность негативно-отрицательно. На уровне индивидуума такая позиция обычно характеризуются отсутствием четкой программы поведения, а на высоком этаже общественного сознания он может быть структурно включен в состав идеологических течений и теоретических доктрин.

Психологический компонент структуры правового нигилизма составляют чувства, эмоции, переживания и иные стереотипы, вызываемые окружающей юридической действительностью и порождающие у человека негативное отношение к праву, правовым институтам в виде отрицания, пренебрежения или безразличия, вплоть до полного неверия в потенциальные возможности права решать социальные проблемы, как того требует социальная справедливость.

Поведенческий элемент в структуре правового нигилизма проявляется в том, что в процессе усвоения социальных ценностей происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя к заинтересованности, от заинтересованности к убежденности, а затем и к действию, содержание которого обусловлено социальными и психофизиологическими факторами. Несоответствие сути юридического статуса личности, закрепленного законодательно, и реального механизма его осуществления увеличивает число людей, чье поведение молено определять посредством термина «правовой нигилизм».

Несмотря на то, что проблема правового нигилизма являлась и является объектом внимания многих исследователей, в теории и философии права отсутствует единое общепринятое определение понятия «правовой нигилизм». Учитывая существующие по этой тематике мнения, в рамках настоящей работы под правовым нигилизмом предложено понимать социально-психологическое явление, характеризующееся такой формой деформации правового сознания, при которой право, правовая действительность воспринимается его носителями пренебрежительно, отрицательно или безразлично при отсутствии умысла на совершение правонарушения, что находит свое завершение в соответствующем типе поведения.

Правовой нигилизм имеет разнообразные формы проявления: от издания взаимоисключающих друг друга нормативных актов, что мешает их возможности целенаправленно действовать и влечет за собой полный спектр негативных и опасных последствий, девальвирующих авторитет права, через массовое несоблюдение или неисполнение юридических предписаний, подмену законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, до нарушения прав человека, законности, правопорядка.

Правовой нигилизм может проявляться на разных уровнях общественного сознания: обыденном, профессиональном, теоретическом.

Возникновению и распространению правового нигилизма способствуют процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют скептическое, пренебрежительное или отрицательное восприятие действующего права, юридической действительности, правовых институтов и т. п., и соответственно, выступают его причинами.

Анализ проблемы правового нигилизма в сфере прав человека в ходе настоящего диссертационного исследования осуществлен на примере Кабардино-Балкарской Республики на основе эмпирического материала в виде официальных сведений и результатов проведенного анкетирования. Современные преобразования в социально-политической, правовой, культурной, экономической и других сферах жизнедеятельности человека, отражаются изменениями характера нарушаемых прав человека. Если раньше в основном нарушались политические права, то сейчас все большее распространение получает нарушение экономических, гражданских и социальных прав. Так, согласно результатов проведенного анкетирования, большая часть опрошенных считает необходимым для достойной жизни в первую очередь реализацию свободы труда и именно свобода труда чаще всего нарушается в современной КБР. Наиболее очевидными и характерными не только для КБР причинами такого восприятия свободы труда являются высокий уровень безработицы, немалая просроченная задолженность предприятий и организаций по заработной плате, низкий уровень заработной платы, недостатки деятельности судебной системы: рассмотрение дел с нарушением установленных законом сроков, немалый процент отменяемости принимаемых судами решенийдеятельность органов власти и управления, чьи функции осуществляются посредством реализации полномочий должностных лиц с деформированным правосознанием и т. п.

Обобщение данных, полученных в результате этого анализа, позволило выдвинуть ряд предложений в сферах общегосударственной стратегии, правотворчества, правоприменения, юридического воспитания, юридической науки и юридического образования, гражданского общества и личной инициативы, направленных на преодоление правового нигилизма.

Так, в целях преодоления проблемы правового нигилизма в КБР представляется возможным расширить полномочия и поставить на эффективный уровень работу комиссии по правам человека и реабилитации жертв политических репрессий при Президенте КБР. Представляется возможным включить в ее состав представителей общественности, а также проводить заседания этой комиссии не 1 раз в 2 месяца, как предусматривает Положение о комиссии, а чаще, что обосновано актуальностью проблемы прав человека. Существенным образом защитить правосудие от всеобщего неуважения к закону могло бы постоянное публичное разъяснение судьями действующего законодательства, особенностей правового статуса судебной системы, сущности принимаемых судебных актовнеобходимо, чтобы судьи открыто говорили о проблемах судебной системы, не оставляли без внимания и разъяснения ни одну скандальную публикацию. На процесс решения проблемы правового нигилизма существенное влияние могло бы оказать создание сети специализированных региональных правозащитных организаций в основные направления деятельности которых входило бы: общественный контроль за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц в плане защиты конституционно — закрепленных и гарантированных прав граждан от произвола любого уровнясбор, обработка и распространение информации о положении с правами человека в Кабардино-Балкарской Республикеанализ текущего регионального нормотворчества и соответствующее лоббирование с целью законодательного сохранения и расширения в КБР экономических, политических, социальных и культурных прав и свобод гражданпросветительская деятельность в сфере прав человека и т. п. При поддержке и участии международных правозащитных организаций необходимо периодически проводить в КБР, равно как и в других регионах России, широкомасштабные многоступенчатые практические семинары по правам человека для представителей различных сфер деятельности: руководящего состава властных структур, депутатов, судей, руководителей предприятий, организаций, правительственных органов, работников СМИ, ведомств, министерств и т. д.

Особо в качестве путей преодоления правового нигилизма в проведенном исследовании рассмотрены средства массовой информации и правовое образование. Каждый из двух, предлагаемых в работе путей преодоления правового нигилизма, предполагает ряд взаимосвязанных задач, реализация которых способствовала бы положительному решению исследуемой проблемы в целом по всей России.

Так, представляется возможным рекомендовать масс-медиа предоставлять на льготных условиях время в эфире для проведения передач, способствующих популяризации правовых знаний, а также использовать методы рекламы и «public relations», пробуждающих интерес к правовым знаниям и повышающим их доступностьрегулярно проводить встречи, пресс-конференции, брифинги, «круглые столы», научно-методические конференции, семинары с участием работников правоохранительных органов и журналистов по вопросам повышения правового сознания журналистов. Целесообразным представляется разработка и внедрение на государственном уровне программ развития СМИ, учитывающих роль СМИ в правовом воспитании, имеющих реальный, а не декларативный характер, а также включение в программы развития субъектов РФ положений о взаимодействии журналистов и общественных организаций по общественно-значимым проблемам и работе журналистов с органами власти.

Думается возможным принять и осуществить на деле идею «суда по делам печати», как он существует во многих зарубежных судебных системах, по своей модели представляющий тот же суд присяжных, но с некоторыми специфическими модификациямистрого специализированный, гласный, демократический, такого рода суд стал бы надежным защитником свободного слова с одной стороны, а с другой — уважение к праву и закону, защита личности от необоснованных обвинений в СМИ стала бы верным стражем законности и порядка.

Необходимо совершенствовать организацию работы по рационализации использования учебными заведениями нормативных актов, издаваемых Министерством образования РФ в целях усиления правовой базы повышения качества образования посредством его стандартизации, что в конечном итоге будет способствовать успешному внедрению правовой направленности реализуемой учебным заведением образовательной программы и обеспечит соответствие реализуемой в учебном заведении программы обязательному минимуму содержания общего образования по правовой дисциплине. Необходимо наладить в учебных заведениях освоение современных педагогических технологий, основанных на активных методах обучения, а также внедрить на уровне стратегии в систему школьного образования предметный и интегрированный подходы в процесс преподавания дисциплин о праве, повсеместное внедрение и использование справочно-поисковых систем.

Реальным шагом по преодолению правового нигилизма представляется осуществление всемерного содействия на уровне общегосударственной стратегии развитию научных исследований в области правовой культуры, направленных на преодоление разрыва между наукой и практикой и повышение эффективности юридического образования.

В целях выполнения международных обязательств России, вытекающих из «Плана действий на Десятилетие образования в области прав человека 19 952 004 годы», принятого ООН в 1994 г., а также «Деклараций и программ воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей», принятых Комитетом Министров Совета Европы в 1999 г., представляется возможным разработать, принять и реализовать федеральную, целевую программу «Правовое просвещение и образование в области прав и свобод человека, формы и методы их защиты», что будет содействовать всемерному обеспечению благосостояния граждан, повышению правовой культуры, укреплению основ правового государства, обеспечению конституционных прав и свобод граждан РФ, позволит утвердить принцип верховенства закона, создать эффективную систему информации, просвещения и обучения в области прав человека, и явится важным идейным элементом в реформировании общественных отношений в ближайшие годы, повысит престиж РФ на международной арене.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Права человека. Сборник международных документов. М.: МГУ, 1990
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 18. 05.1998 — № 20 — Ст.2143
  3. Всемирная Конвенция об авторском праве 1952 г. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. — С.425−432 и др.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Ведомости ВС СССР. -28.04.1976. № 17. — ст.291
  5. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. М., 2002. — № 3
  6. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
  7. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г.
  8. Конституция КБР от 01.09.1997 г.
  9. Закон РФ «О средствах массовой информации «// Российская газета. № 229. -09.11.2004г.
  10. Указ Президента РФ от 13.06.1996 г. № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» // Российская газета. № 114. — 19.06.1996.
  11. Указ Президента РФ от 09.04.1997 г. № 315 «Об объявлении в РФ 1998 г. Годом прав человека» // Собрание законодательства РФ. 14.04.1997. — № 15. — Ст. 1758
  12. Указ Президента КБР от 20.09.2000 г. № 67 «О создании комиссии по правамчеловека при Президенте КБР» // Кабардино-Балкарская Правда. № 186. -22.09.2000.
  13. Постановление Парламента КБР от 22.10.01 г. № 410-П-П «О временных мерах по ограничению регистрации граждан, пребывающих в Кабардино-Балкарскую Республику на постоянное жительство» // Кабардино-Балкарская Правда.-№ 237.-28.11.2001
  14. Постановление Парламента КБР от 26.12.02 г. № 566-П-П «О временных мерах по регулированию миграции в Кабардино-Балкарской Республики» // Кабардино-Балкарская Правда. № 5−6. — 10.01.2003
  15. Постановление Парламента КБР от 29.03.2002 г. № 447 П-П «Об утверждении целевой программы «Молодежь Кабардино-Балкарии 2002−2006 годы» // Кабардино-Балкарская Правда. № 78−79 — 23.04.2002 г.1. Акты применения права
  16. Заявление Конституционного Суда РФ № 3−3 от 26.06.92 г. // Ведомости СНД ВС РФ 09.07.1992. № 27. — Ст.1572
  17. III съезд Советов. Заседание седьмое. Стенографический отчет. — М. — 1925
  18. ХШсъезд РКПб. Стенографический отчет. — М. — 1963
  19. К.С. Об основных началах русской истории // Поли. Собр. соч. М.: тип. Бахметева, 1861. — Т. 1
  20. Н. Народное право и задачи нашей правовой политики // Евразийская хроника. 1927. — Вып.8
  21. С.С. Теория государства и права. Учебное пособие для ВУЗов М.: Юрид. лит-ра, 1998
  22. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. М., 1992
  23. Амвроссий, архиепископ Харьковский. Слово о чести // Гражданин. 1895. № 31
  24. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996
  25. М.А. Анархия и порядок М.:ЭКСМО — Пресс, 2000
  26. П., Витрук Н. Правосознание работников милиции // Право и жизнь. 1992. № 2
  27. П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. М., 1991
  28. Е.А. Искусство и коммуникация (очерки из истории философской эстетической мысли). -М.:МОНФ, 1999
  29. А. Два источника морали и религии. М.: Моск. Клуб, 1994
  30. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990
  31. Н.А. Новое средневековье. М.: Феникс ХДС — Пресс, 1991
  32. А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права // Вестник Московского Университета. cep. l 1. — Право. -1999. № 4
  33. С.В. Правосознание молодежи: проблемы в условиях системного кризиса // Юрист. -№ 10. 1999
  34. Большой юридический словарь // под ред. Сухарева А. Я., Крутских В. Е. М.: ИНФРА-М, 2001
  35. А.С. Правовой нигилизм форма правовой антикультуры личности // Юридические науки. Вестник Пермского ун-та. Вып.2. Пермь, 2001
  36. Братки в мундирах // Парламентская газета. 30.03.2002 г.
  37. БСЭ М.: Большая Советская Энциклопедия, 1971. — Т.4.
  38. БСЭ М.: Советская Энциклопедия, 1954. — Т.29
  39. БСЭ. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1974.-Т.6
  40. Н.С. Православие: очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991
  41. А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX в.в. //Вопросы философии. — 1991. — № 8
  42. Н.В. Правовой нигилизм в постсоветской России: понимание, истоки, средства преодоления //'Драма российского закона. М., 1996
  43. А.Б. Теория государства и права. В 2-х частях. М., 1995
  44. Всесоюзная коммунистическая партия большевиков. XV съезд. -Стенографический отчет. — М., 1928
  45. Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков. XV съезд. -Стенографический отчет. — М. — 1928
  46. Всесоюзная коммунистическая партия большевиков. XV съезд. -Стенографический отчет. — М. — 1928
  47. Выступление Президента РФ В. В. Путина на 5 Всероссийском Съезде судей 27−28 ноября 2000 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. — № 1
  48. Гегель // Сочинения. М.: Соцэкгиз, 1934. — Т.7
  49. Г. Наука логики. М.: Мысль, 1970. — Т. 1
  50. Генералы милиции покруче братков // Независимая газета. 26.03,2002 г.
  51. Гераклит. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М.: Наука, 1989
  52. А.И. Собр. соч. в 30-ти тт. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. — Т.7
  53. В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. -1990.-№ 9
  54. П.А. Проблема основания правового нигилизма. Гносеологический аспект: Автореф. Дис.. канд. философ, наук. Оренбург, 1998
  55. П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург: Изд-во Оренбург, гос. ун-та, 1998
  56. В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников М.: Наука, 1993
  57. Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988
  58. В.И. Пословицы русского народа. М.: Олма-Пресс, 1999
  59. Н.Я. Россия и Европа. М.: Мысль, 1989
  60. А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. № 4
  61. Т.И. Возникновение и понимание Древнерусского правового сознания. М.: Полиграф ОПТ, 2004
  62. Ежегодник Фонда защиты гласности. М., 2001
  63. Г. Соотношение права и закона // Российская юстиция. 2000. — № 4
  64. А.С. К вопросу о причинах правового нигилизма в республике Казахстан // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов-Москва, 2001, № 4
  65. Р. Борьба за право, -М.: Мысль, 1991
  66. Из глубины. Сборник статей о русской революции. Нью-Йорк: Телекс, 1991
  67. И.А. Кризис демократии обостряется. Собр. соч. М.: Русская книга, 1993.-Т.2.-Ч.2
  68. И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. М.: Прогресс. — Т.4
  69. И.А. Основные задачи правоведения в России. В кн. Ильин И. А. Родина и мы. Смоленск, 1995
  70. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993
  71. И.А. Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека. -СПб.: Наука, 1994
  72. Инициативная группа по защите прав человека. Сборник документов. Нью-Йорк, 1976
  73. Ф. Московские новости // 12.03.1989. --№ 11
  74. Кабардино-Балкария в цифрах. Статистический ежегодник // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по КБР.-Нальчик, 2005
  75. Каганович J1.M. Установочный доклад в институте советского строительства и права коммунистической академии. М.: Политиздат, 1929
  76. А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство М.: Политиздат, 1990
  77. У.А. Правовые взгляды П.Я. Чаадаева и других видных представителей славянофильства// Вестник ВЭГУ. 1999. — № 9
  78. В.А. В защиту права. (Интеллигенция и правосознание) // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции М.: Вехи, 1911
  79. В.О. Соч. в 9-ти т. т. М.: Мысль, 1990. — Т. З
  80. С.А. Общая теория государства и права. М.: Манускрипт, 1996
  81. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Издание третье, измененное и дополненное // Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2000
  82. А.Ф. Собрание сочинений. -М.: Юрид. лит-ра, 1963. Т.4
  83. А.А. Курс истории России XIX в. М.: Мысль, 1993
  84. Н.М. История философии права. СПб.: Комплект, 1908
  85. Краткосрочные экономические показатели Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по КБР, 2004. № 12
  86. Ф.А. Философские основы политического учения Ф. Ницше. М.: Наука, 1990
  87. П.А. Записки революционера. М.: Московский рабочий, 1988
  88. В.Н. Социальные деформации (причины, механизм, пути преодоления) -М.: ИГПАН, 1992
  89. В. Н. Керимов Д.А. Право и государство (опыт фидософско-правового анализа). М., 1993
  90. Е.С. Правовой нигилизм и проблемы его преодоления // Вопросы теории права и государства. М.: Ин-т молодежи, 1998, Вып.1
  91. Д.И. Избранные статьи и речи. М.: Юриздат, 1948
  92. П.Л. Ответ русскому конституционалисту. Избранные сочинения на социально-политические темы. М., 1935. — Т.4
  93. С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Гардарика, 1996
  94. О.Э. Три концепции права // Государство и право. 1991. № 12
  95. Лейст.О. Э. История политических и правовых учений. М., 1997
  96. В.И. Сочинения. Изд. третье. М-Л.: ГИЗ, 1931. — T. XXVII
  97. Е.А. Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996
  98. Е.А. Права человека и политическое реформирование. М., 1997
  99. В. Доклад Уполномоченного по правам человека за 2004г. // Российская газета. 2005. — 29 марта
  100. С.Я. Демокрит: тесты, перевод, исследование. Л.: Наука, 1970
  101. А. Советская конституция. Харьков, 1924
  102. М. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996
  103. И.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996
  104. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1988
  105. М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. -М.: «ЗЕРЦАЛО М», 2001
  106. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. -М.: Политиздат, 1988
  107. Н.И., Малько А. В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России: предлагаем проект концепции для обсуждения // Правовая политика и жизнь.-2004, № 1.
  108. Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003
  109. Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. — № 2
  110. Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как явления российского политического менталитета // Право и жизнь. 2002. № 47
  111. В.П. Дневник // Гражданин. 1888. № 205
  112. В.П. Дневник // Гражданин. 1893. № 282
  113. В.П. Дневник // Гражданин. -1882. № 9
  114. В.П. Честность // Гражданин. 1896. № 89
  115. О. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 г. // Российская газета. 2004. — 29 июля
  116. А.В. Предисловие к публикации статьи М. Хайдеггера «Слова Ницше «Бог умер»» // Вопросы философии. М. — 1990. — № 7
  117. В. Целостности России угрожает национальный и региональный сепаратизм, а также правовой нигилизм // РБК. М., 05.10.1999
  118. И.Б., Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. Н. Права человека в массовом сознании.-М.:ИНТУ, 1995
  119. С.А. Национальное правосознание в условиях российской правовой действительности Краснодар, Изд-во Кубанского ун-та, 2003г.
  120. С.А. Сборник статей. М.: Изд-во Сабашникова, 1911
  121. Наша печать // Гражданин. 1895. № 295
  122. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради 1860−1881гг- М.: Наука, 1971
  123. Необходимое преобразование // Русский вестник. 1899. Апрель
  124. B.C. Наш путь к праву от социализма к цивилизации М.: ИФРАН. -1992
  125. Фр. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: «REFL-book», 1994
  126. Фр. Сочинения в 2 тт. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого.-М.: Мысль 1990. Т.2
  127. П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. -М.: Наука, 1996
  128. А.И. Нигилизм и нигилисты: опыт критической характеристики. -Л.: Лениздат, 1972
  129. Новый Энциклопедический Словарь. М.: Брокгауз-Ефрон, 1911−1915. — Т18
  130. Л.Н. Обеспечение общественной безопасности в системе судебных правовых отношений // Институт проблем управления РАН
  131. А. Право в России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. — № 1
  132. Г. С. Правовое осознание действительности. М.: Наука, 1969
  133. Р.Н. Нигилизм, как специфическая форма деструктивности. Социально-философский анализ: Дис.. канд.философ. наук. Воронеж, 1998
  134. А.Т. Моральный максимализм и правовой нигилизм, в русской культуре // Вестник МГУ. Сер. 7, 1992. — № 6
  135. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909
  136. В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики: Автореф. Дис.. канд. юр. наук. -Н. Новгород, 2000
  137. Платон. Избранные диалоги М.: Политиздат, 1965
  138. Платон. Философское наследие. Сочинения в 3-х тт. М.: Мысль, 1972 — Т.З. -4.2
  139. Г. В. Русский рабочий в революционном движении. Л.: Лениздат, 1989
  140. К.П. Московские ведомости.-1885. № 184
  141. К.П. Московский сборник. М., 1896
  142. И.Ф. Формирование правосознания личности. JI.: Лениздат, 1972
  143. Популярный юридический энциклопедический словарь. ред. коллегия Кутафина О. Е., Туманова В. А., Шмарова И. В. — М.: «Большая Российская Энциклопедия», 2000
  144. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. 27 февраля 1996 г.
  145. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. 31 марта 1999 г.
  146. А.А. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания // Общество и политика. Современные исследования, поиск концепций. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 2000
  147. Правовая реформа: концепция развития российского законодательства. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 1995
  148. В.Н. Правовой нигилизм: философско антропологические корни // CREDO NEW теоретический журнал. — 2005. — № 1
  149. Российские СМИ, власть, капитал: к вопросу о концентрации и прозрачности СМИ в России. М.: Центр «Право и СМИ», 2004
  150. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959
  151. В.Н. Традиция правового нигилизма в русской политической культуре. Екатеринбург, 1995
  152. Т.Е. Право и правосознание в учениях Ильина И.А.: Дис.. канд. юр. наук. Благовещенск, 1998
  153. В.Г. Правовой нигилизм работников государственного аппарата и пути его преодоления: Автореф. Дис.. канд. юр. наук. М., 2005
  154. В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994
  155. СЛ. Социальные и философские основания правового нигилизма: Дис.. канд. философ, наук. СПб, 1994
  156. Скрипилев Е.А.К разработке истории советского правоведения // Государство и право. 1992. -№ 12
  157. Следствие под хруст костей // Парламентская газета. 10.09.1999 г.
  158. Словарь русского языка в 4-х т.т. М., 1981. — Т. 1
  159. О.С. От этики непротивления к философии права (Современная версия старого спора) // Человек. 1999. № 5
  160. Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.: Наука, 1988
  161. B.C. Оправдание добра. Сочинения М.: Мысль, 1990. — Т. 1
  162. Э.Ю. Права человека в политическом опыте России (вклад и уроки XX столетия) // Реформаторские идеи в социальном развитии России. М.: ПФР АН, 1998
  163. Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманитарный смысл права // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990
  164. Статсборник «Регионы России». М.: Госкомстат России, 2000. — Т.2
  165. П.Б. Отечество и собственность. Русская философия собственности XVIII-XXb.b. -М.: РОССПЭН, 1999
  166. П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига: Латвийское Государственное Издательство, 1964
  167. А.С. Дневник / под ред. М. Кричевского М-П.: Изд-во Л. Д. Френкеля, 1923
  168. Л.А. Монархическая государственность. СПб.: Комплект, 1992
  169. В.Б. Российский правовой нигилизм: Автореф. Дис.. канд.юр. наук. М., 2000
  170. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991
  171. В.Т., Грршенков В. Н. Использование средств массовой информации в профилактике преступлений. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981
  172. В.А. О правовом нигилизме // Государство и право. 1989. — № 10
  173. В.А. О юридическом нигилизме // Пульс реформ. Юристы и политологи размышляют. М., 1989
  174. В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8
  175. А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968
  176. Упразднение просвещения // Русский вестник. 1901. Сентябрь
  177. М.М. Курс лекций по истории политических и правовых учений. -Уфа, 1999
  178. М.М. Политическая и правовая доктрина открытого общества. Уфа, 2001
  179. В.М. Личность и уважение к закону: социологический аспект. -М.: Наука, 1979
  180. А., Щербакова Г. Журналист должен быть правоведом // Региональное приложение «Право и СМИ». Саратов. — Выпуск № 1. — июнь 1998 г.
  181. С. Плоды правового нигилизма // Независимая газета. 28.08.1998
  182. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970 — Т.4
  183. Философский энциклопедический словарь // под ред. Аверинцева С. С., Араб-Оглы Э.А. и др. -М.: Советская энциклопедия, 1989
  184. С.Л. Непостижимое «Сочинения». М.: Правда, 1990
  185. С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М.: Вехи, 1991
  186. Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982
  187. Э. Психоанализ и этика. СПб.: Академический проект, 2000
  188. М. Ницше, идеология, история. М.: Наука, 1990
  189. М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993
  190. С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Государство и право.-1991. № 1
  191. П.Я. Сочинения. М.: Мысль, 1989
  192. В. Заря правовой реформы. М.: Прогресс, 1990
  193. В.В. Преодоление правового нигилизма важное условие строительства правового государства: Автореф. Дис.. канд. юр. наук -Киев, 1999
  194. Черниловский 3. Уважение к закону: от Ромула до наших дней // Российская Федерация, 1994, № 3
  195. О.И. Конституция РСФСР 1918г. М.: МГУ, 1984
  196. . Н. Философия права. М., 1900
  197. .Н. Собственность и государство // Исупов К., Савкин М. Русская философия собственности (XVII-XX в.в.). СПб.: Комплект, 1993
  198. Шпенглер. Закат Европы. Сочинения. М.: Берег, 1922. — Т. 1
  199. Ф. Собрание сочинений. М.: Политиздат, 1965. — Т.37
  200. М. Самоограничение против самоосуществления // Независимая газета. 1993. — 5 января
  201. Эрн В. Ф. Христианское отношение к собственности // Исупов К., Савкин М. Русская философия собственности (XVII-XX в.в.). М.: Правда, 1993
  202. С.В. Юридический нигилизм // Закон и право. 2001. — № 6
  203. Adam Lopatka. Miedzynarodowe prawo praw czlowieka. Warszawa, 1998
  204. Adorno T.W. Negative Dialektik. Fr./ M., 1960
  205. DreifusG. Guignon, ed.-1993
  206. Fr. H. Jacobi’s Werke. 3 Bd. — Leipzig, 1816
  207. G.Vattimo.The end of Modernity. Baltimore, 1988
  208. Karl Jaspers. Nietzche and Christianity. Henry Regnery Company, 1961 (Gateway Edition)
  209. Keniston K. The Uncommitted Alienated Youth in American Society. N.Y., 1965
  210. Rosenberg A. Mythus des 20 jahrhunderts. Munchen, 1987
Заполнить форму текущей работой