Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Юридическая техника как средство повышения эффективности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При исследовании проблем юридической техники нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти мы пришли к выводу, что все они делятся на две взаимосвязанные и равновеликие частитеоретическую и практическую. К теоретической части необходимо отнести вопросы выработки принципов, приемов и правил юридической техники, которые решают проблемы в первую очередь методологического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая характеристика юридической техники и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
    • 3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполни- 66 тельной власти: понятие и виды
  • Глава 2. Технико-юридические проблемы эффективности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
    • 1. Эффективность нормативных правовых актов федеральных 105 органов исполнительной власти
    • 2. Приемы и правила юридической техники нормативных пра- 127 вовых актов федеральных органов исполнительной власти
    • 3. Совершенствование правотворческой деятельности феде- 146 ральных органов исполнительной власти

Юридическая техника как средство повышения эффективности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Изменения, произошедшие в экономической и социально-политической жизни России в 90-е годы, значительно повысили роль правовых средств и механизмов в обществе, в т. ч. нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Однако эффективность правового регулирования зависит не только от количества и содержания правовых актов, но и от их технического совершенства. К сожалению, как показывает практика, многие правовые акты далеки от совершенства: грешат неопределенностью содержания, стилистической небрежностью, неправильным оформлением реквизитов, неверным композиционным строением и строением содержательной части акта. Поэтому задача технического совершенствования нормативных правовых актов стоит сегодня особенно остро.

Одним из важнейших условий повышения эффективности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти является овладение системой требований, предъявляемых к процессу их подготовки и вынесения, в правоведении относящихся к юридической технике.

К сожалению, этот раздел правоведения еще не нашел достаточно глубокой разработки в отечественной науке. Большая часть имеющихся научных исследований посвящена проблемам законодательной техники.

В отечественной юридической литературе законотворчеству уделяется большое внимание. Однако следует отметить, что имеющиеся исследования в основном охватывают два направления: изучение законодательной техники и тенденций развития современного законодательства. Вместе с тем при таком подходе в стороне остаются вопросы юридической техники нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: выявление и учет при разработке их многообразных интересов социалыю-политических общностей (классов, социальных групп, наций), исследования потребностей общества в нормативном регулировании и оценка населением принимаемых актов.

Динамизм экономических, политических, социально-культурных потребностей современного общества выдвигает все новые задачи правового опосредования соответствующих общественных отношений. Многогранность этих задач, их обусловленность общественным бытием обнаруживаются уже при простом перечеслении проблем, встающих перед правотворчеством федеральных органов исполнительной власти, а именно:

— исследование различных общественно значимых факторов, детерминирующих потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений;

— выявление и тщательный учет при формировании нормативных правовых актов многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;

— использование в процессе создания нормативного правового акта соответствующих достижений науки, техники и культуры;

— проведение сравнительного анализа проектируемого нормативного правового акта не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с иными регуляторами общественной жизнедеятельности;

— постановка в целесообразных и возможных случаях социальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения;

— совершенствование организационных форм, процедуры создания нормативного правового акта и т. д.

Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть плодотворно осуществлены без творческого подхода и решения их в первую очередь в теоретическом плане, а впоследствии и в практическом путем детальной регламентации деятельности субъекта правотворчества.

Степень научной разработанности темы. В российском правоведении интерес к юридической технике возник в первой половине XIX столетия. В 1805 г. на русский язык переводится фундаментальный труд Иеремии Бентама «Рассуждения о гражданском и уголовном законоположении». В 1816 г. в Москве выходит в свет монография J1.A. Цветаева «Начертание теории законов», которую, видимо, следует признать первым оригинальным исследованием отечественных ученых в области юридической техники.

В настоящее время теоретическую основу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, так или иначе затрагивающих рассматриваемую проблему. В работе использован научный потенциал основных понятий и категорий теории государства и права, относящихся к теме данного диссертационного исследования. В процессе исследования были использованы работы представителей теории права и государства и других юридических наук: С. С. Алексеева, Л. Ф. Апт, Ю. Г. Арзамасова, В. К. Бабаева, М. В. Баглая, В. М. Баранова, Р. С. Белкина, С. В. Бошно, P.M. Валеева, Н. А. Власенко, Н. Н. Вопленко, Т. Н. Ворониной, Т. В. Губаевой, Ф. Жени, С. А. Иванова, Р. Иеринга, К. Ильберта, В. Б. Исакова, Т. Д. Зражевской, В. Н. Карташова, Т. В. Кашаниной, Д. А. Керимова, В. В. Лазарева, Г. И. Муромцева, М. А. Нагорной, А. Нашиц, А. С. Пиголкина, С. В. Полениной, Е. А. Прянишникова, A.M. Рабеца, В. М. Сырых, Е. В. Сырых, Ю. А. Тихомирова, В. А. Толстика, С. В. Ухиной, А. Г. Хабибулина, Н.И. Ха-бибулиной, Т. Я. Хабриевой, Т. В. Худойкиной, В. И. Червонюка, А.Ф. Чер-данцева, Г. Т. Чернобеля, С. Г. Чубуковой, Д. В. Чухвичева, Н. С. Шмаковой, Е. С. Шугриной, Н. П. Яблокова и др.

Перечисленные авторы внесли определенную ясность в различные стороны рассматриваемой проблемы, но в целом можно констатировать недостаточную разработку в науке теории права ее целостного освещения, а также отдельных вопросов теории и практики юридической техники нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти.

Объект и предмет исследования. Объектом научного анализа выступает специфический вид деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленный на подготовку нормативного правового акта. Предметом диссертационного исследования является выявление степени влияния юридической техники на эффективность нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является теоретическое осмысление различных представлений о понятии юридической техники нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, её содержании и сущности, понятии нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, его видах, эффективности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и влиянии юридической техники на эффективность данных актов.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: дать теоретический анализ понятия юридической техники нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, её содержаниявыявить и охарактеризовать технико-юридические средства, используемые при разработке нормативного правового актасформулировать на основе анализа понятие нормативного правового акта федерального органа исполнительной властирассмотреть приемы и правила юридической техники применительно к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной властиопределить понятие эффективности нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти и факторы, на неё влияющиепоказать роль юридической техники в повышении эффективности нормативного правового акта федерального органа исполнительной властивыработать пути совершенствования правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти посредством юридической техники и её составляющих.

Методологическая основа исследования. Решение поставленных задач осуществлялось при помощи диалектического метода и основанных на нем современных общенаучных и частнонаучных средств и способов познания законодательной технологии. Особое внимание в рамках системной методологии уделено формально-логическому, социологическому, историческому, сравнительному, статистическому, семантическому структурно-функциональному и другим подходам к предмету исследования. Достоверность и аргументированность полученных результатов обеспечена широким использованием теоретических источников по юриспруденции, логике, философии и другим гуманитарным наукам, а также материалов законодательной практики, статистической информации, сведений с официальных интернет-ресурсов.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе системного исследования показано влияние юридической техники на эффективность нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, определены условия, влияющие на их эффективность, обобщены технико-юридические средства, приемы и правила юридической техники нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Юридическая техника — это совокупность технико-юридических средств, приемов и правил их практического использования для создания правовых актов, их интерпретации, применения и систематизации.

2. Технико-юридические средства — это юридические приспособления необходимые при выработке текста правового акта.

3. Нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти — это подзаконный, изданный в установленном порядке, специально уполномоченным органом исполнительной власти или совместно несколькими органами исполнительной власти официальный документ, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные им.

4. Под эффективностью нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти следует понимать возможность своевременного достижения социально обоснованного положительного результата.

5. Эффективность нормативного правового акта зависит от различного рода факторов, определение которых возможно на стадии его разработки и локализация которых впоследствии может способствовать достижению результатов, ради которых нормативный правовой акт принимается. Несовершенство правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти есть закономерный результат действия факторов различного порядка, которые можно подразделить на собственно-юридические и неюридические. Неюридические факторы эффективности нормативного правового акта органа исполнительной власти можно охарактеризовать как объективные и субъективные условия социальной среды, оказывающие влияние на способность нормативного правового акта порождать, изменять и прекращать правовые последствия.

6. Представляется необходимым ввиду отсутствия законодательного регулирования внести изменения в Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 дополнив его новым видом нормативного правового акта — административным регламентом, исключить распоряжение как вид ненормативного правового акта, сформулировать дефиниции каждого из представленных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, закрепив при этом их исчерпывающий характер, не предоставляя этот вопрос на усмотрение федеральных органов исполнительной власти.

7. При разработке Федерального закона «О нормативных правовых актах» в нем в обязательном порядке должны найти закрепление следующие нормативные положения, позволяющие усовершенствовать нормотворче-скую деятельность федеральных органов исполнительной власти:

— закрепить необходимость разработки и утверждения концепции нормативного правового акта;

— определить исчерпывающий перечень видов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

— дать дефиниции каждому виду нормативного правового акта;

— установить обязательность проведения правового мониторинга с предоставлением по его результатам достоверных данных, позволяющих говорить о необходимости принятия данного акта;

— обязать проведение комплексной экспертизы нормативного правого акта.

Теоретическая значимость. Результатом теоретического исследования явилась выработка определения юридической техники, технико-юридических средств, эффективности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. На основе анализа существующих положений обобщены технико-юридические средства, приемы и правила их использования применительно к правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти. Полученные выводы и предложения дополняют и развивают отдельные разделы теории права и государства, конституционного, административного права и других отраслевых юридических наук.

Практическая значимость работы определяется тем, что изучение юридической техники нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с позиций общей теории права помогает решению ряда практических задач, в частности, повышению их эффективности и выработке ориентиров дальнейшего развития и совершенствования ведомственного нормотворчества, особенно в условиях проводимой административной реформы. Сформулированные в диссертации положения могут быть использованы в деятельности органов исполнительной власти, например, при подготовке и принятии ими нормативных правовых актов. Кроме того, правила юридической техники нормативных правовых актов исполнительной власти могут быть использованы при разработке проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации».

Дидактическое значение данного исследования заключается в том, что представленные материалы могут быть непосредственно использованы в учебном процессе при изучении соответствующих разделов общей теории права и государства, иных юридических дисциплин, при написании студентами рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.

Апробация результатов исследования и внедрение.

Материалы диссертации обсуждены и одобрены на заседании кафедры теории государства и права Уфимского юридического института МВД России (протокол № 15 от 25 марта 2009 г.). и.

Основные положения диссертации нашли отражение в семи научных публикациях автора по теме диссертационного исследования, а также в докладах на научных конференциях «Актуальные проблемы государств и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина» (Уфа, 2008), «Актуальные проблемы права и государства» (Уфа, 2009), «Правовые аспекты свободы личности» (Спб., 2009).

Структура и объем диссертации

были определены исходя из целей и задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации составляет 202 страницы.

Заключение

.

При исследовании проблем юридической техники нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти мы пришли к выводу, что все они делятся на две взаимосвязанные и равновеликие частитеоретическую и практическую. К теоретической части необходимо отнести вопросы выработки принципов, приемов и правил юридической техники, которые решают проблемы в первую очередь методологического обеспечения технического совершенства нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. К практической части относятся вопросы нормативного регулирования формальной и содержательной стороны нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, с учетом множественности видов актов, а также вопросы методического обеспечения субъектов правотворчества.

Эффективное использование технико-юридических средств федеральными органами исполнительной власти при создании проекта нормативного правового акта позволит решить ряд задач практической направленности:

— создать нормативный правовой акт, отвечающий интересам общества и государства;

— создать условия для его эффективной реализации;

— исключить нормотворческие ошибки;

— создать действенный механизм претворения предписаний правовых норм в реальную действительность.

В результате слабой урегулированности на федеральном уровне вопросов классификации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти создается нестабильность правового регулирования соответствующих отношений, вследствие чего в одних случаях нормативные правовые акты, однотипные по своему содержанию, без необходимости издаются под разными наименованиями, а в других — одно и то же наименование нередко получают акты, существенно различающиеся по содержанию. Следует отметить, что указанные нормативные правовые акты Российской Федерации давно пора обновить, и работа в этом направлении уже ведется.

Анализ подзаконных нормативных правовых актов показал, что необходимо поставить четкий «законодательный заслон» для излишне «творческих» решений. Необходимо проведение линии чистоты наименований без взаимного утверждения одного документа другим. Это позволит избежать двойного, а то и тройного учета одного и того же акта, проходящего под разными названиями. Правило юридической техники в данной сфере правотворчества должно быть следующим: один документ — одно названиеодин номер — одна регистрация. Думается, что решение проблемы «форма — содержание» будет способствовать установлению системности нормативных правовых актов, их иерархичности.

Эффективность как внутреннее свойство нормы права порождается, обусловливается ее остальными свойствами, качествами, ее непосредственным содержанием. Следовательно, можно выявить какие-то признаки, свойства норм права, без которых их действие не может быть эффективным. Констатируя интенсивность проявления таких признаков у исследуемых норм, можно будет сделать достаточно достоверный вывод о степени их эффективности. Бесспорно, подобный теоретический вывод подлежит проверке и обоснованию фактическими данными. Однако и до их получения теоретическая эффективность, основанная на научных объективных данных, имеет познавательную ценность и может быть использована для решения теоретических и практических задач. На наш взгляд, на качество нормативного правового акта, общую его эффективность влияет множество факторов, в том числе и состояние правовой науки в целом, учет ее достижений в нормотворчестве. В числе факторов, оказывающих положительное влияние на качество и, в конечном итоге, эффективность нормативного правового акта, следует назвать применение таких социологических методов, как социально-правовое моделирование, научное прогнозирование, социально-правовой эксперимент, исследование общественного мнения и др. Названные способы позволяют еще на стадии разработки выявить и своевременно устранить возможные нормотворческие ошибки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 1994. 23 июля.
  3. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Российская газета. 1994. 15 июня.
  4. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2871.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.
  6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 19 октября.
  7. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 //Российская газета. 2002. 20 нояб.
  8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 окт.
  9. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 30 июня.
  10. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №. 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» // Российская газета. 2005. 26 июля.
  11. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 7 апр.
  12. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 года № 347 «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1877.
  14. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2000 г. № 450 «О присвоении классного чина государственного советника налоговой службы II ранга Вазарханову И.С.» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2698.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» // СЗ РФ. 2003. № 31. Ст. 3150.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» // СЗ РФ. 2001. № 32. Ст. 3335.
  17. Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации"// Российская газета. 2003. 2 окт.
  18. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 года № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положение об аппарате Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313- 2006. № 29. Ст. 3251.
  19. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3233.
  21. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. № 31. Ст. 3233.
  22. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 -2010 годах» // СЗ РФ. 2005. № 46. Ст. 4720.
  23. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4933
  24. Приказ Минюста РФ от 29 октября 2003 года № 278 «Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // Бюллетень Минюста РФ. 2003. № 11.
  25. Приказ Министерства юстиции от 10 января 2001 года № 3 «Об утверждении методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти"// Бюллетень Минюста РФ. — 2001. № 2.
  26. Приказ Минюста Российской Федерации от 29 октября 2003 года № 278 «Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // Бюллетень Минюста РФ. 2003. № 11.
  27. Приказ МВД РФ от 27 июня 2003 года № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
  28. Приказ МВД РФ от 20 сентября 2006 № 742 «О проведении независимой экспертизы административных регламентов МВД России» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  29. Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 50 «Об организации проведения мониторинга влияния мер государственного регулирования на развитие предпринимательства» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  30. Приказ МВД РФ от 21 ноября 2008 года № 1006 «Об упорядочении подготовки ненормативных правовых актов» // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  31. Закон Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах» // Восточно-Сибирская Правда. 1997. 6 февраля.
  32. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 20 января 2003 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 3.
  33. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134−11 ГД «О Регламенте ГД ФС РФ» //СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
  34. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ «О Регламенте СФ ФС РФ» // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
  35. Административное право: Учебник / Под ред. Козлова Ю. М., Попова Л. Л. М., 1999.
  36. С. Как готовить закон? // Известия. 1992. 14 декабря.
  37. С. С. Общая теория права. Курс в 2-х т. Т. 2. М., 1982.
  38. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.
  39. С.С. Общая теория права: Курс лекций в 2 Т. М., 1982.1. Т. 2.
  40. Аналитический вестник СФ ФС РФ № 17 (210)/1 «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: методология и мировоззрение. М., 2003.
  41. Э. История европейского права. М., 1994.
  42. Н.А. Правотворчество органов местного самоуправления. М. :ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.
  43. Ю.Г. Ведомственное нормотворчество: учебное пособие. Барнаул, 2004.
  44. Ю.Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации. Барнаул, 2002.
  45. Ю.Г. Законность ведомственных нормативных актов: Монография. Барнаул, 2004.
  46. Аристотель. Политика. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4.
  47. Аристотель. Соч. в 4 томах. Т. 2. М., 1978.
  48. М.И. Сущность права (Современное нормативное правопони-мание на грани двух веков). М., 2005.
  49. В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики. Саратов, 1989.
  50. Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2006.
  51. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. М., 1984.
  52. А.В. Теория права и государства М, 2001.
  53. А. Б. Теория государства и права. М., 1998.
  54. В.Г. Научное предвидение. М., 1973.
  55. П.Г. Очерки по теории права. СПб., 1915.
  56. Н.А. Законодательная технология: теория, опыт, правила. Иркутск, 2001.
  57. Н.А. Основы законодательной техники: Практическое руководство. Иркутск, 1995.
  58. Н.А. Язык права: Монография. Иркутск, 1997.
  59. Н.Н. Социалистическая законность и применение права. -Саратов, 1983.
  60. О.А. Правотворчество и актуальные проблемы социального развития// Право и правотворчество: вопросы теории. — М., 1982.
  61. О.А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. М., 1993.
  62. В.И. Действие права (методологический анализ): Монография. М.: Академия МВД России, 1992.
  63. Т.В. Словесность в юриспруденции. Казань, 1994.
  64. Т.В. Язык и право. М., 2004.
  65. Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М.: Норма, 2007.
  66. .В. Правотворчество в советском государственном управлении. М., 1977.
  67. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000.
  68. Законотворчество в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пигол-кина. М., 2000.
  69. В.В. Правовое качество законов об административных правонарушениях. Иркутск, 1998.
  70. Р. Юридическая техника / Пер. с нем. СПб., 1906.
  71. Императрица Екатерина II. О величии России. М., 2003.
  72. Исполнительная власть в Российской Федерации / Под ред. А. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Тихомирова. М., 1996.
  73. В.И. Учебник о правовых презумпциях в уголовном процессе. М., 1948.
  74. М.Н. Финансовые правоотношения. М., 2001.
  75. В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 5. Правосистематизирующая практика: Текст лекций. Ярославль, 1999.
  76. В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 Т. / В. Н. Карташов. Ярославль, 2005. Т. I.
  77. В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов. -1989.
  78. Т.В. Юридическая техника: Учебник. — М.: Эксмо, 2007.
  79. Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. -М., 1998.
  80. Д.А. Методология права (Предмет, функции, проблемы). М., 2000.
  81. Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.
  82. Н.Д. План и предвидение. Проблемы экономической динамики. М., 1989.
  83. Конституция, закон, подзаконный акт / Под. ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1994.
  84. Концепции развития российского законодательства/ Под ред. О. А. Орловского, Ю. А. Тихомирова, Т. Я. Хабриевой. М., 2004.
  85. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914.
  86. В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. -М. 1995.
  87. В.В. Эффективность закона и методы ее изучения/ Эффективность закона. М, 1997.
  88. О.Э. Сущность права. М., 2002.
  89. X. Размышления о современной технике / Пер. с нем. под ред. B.C. Степина. М., 1996.
  90. Леон Дюги. Конституционное право. Общая теория государства. -М., 1908.
  91. Р. Методология права. М, 1981.
  92. В.О., Мазуров А. В. Указы Президента Российской Федерации. М., 2000.
  93. Д.Н., Картухин В. Ю. Юридическая техника. М., 2009.
  94. А.В., Шундиков К. В. Цели и средства в праве и правовой политике. — Саратов, 2003.
  95. М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.
  96. М.Н. Теория государства и права: Учебник. — М., 1996.
  97. Место терминологии в системе современных наук. М., 1970.
  98. Методические указания для практических занятий по логике / Сост. А. А. Смирнов. -Ярославль, 1993.
  99. Методические указания для практических занятий по логике/ Сост. А. А. Смирнов. Ярославль, 1993.
  100. А.А. Прогнозирование экономической преступности: Автореферат диссертации. Омск, 2002.
  101. Ш. О духе законов. Гл. XVI «Что именно следует иметь в виду при составлении законов"// Избранные произведения / Пер. с фр. -М., 1955.
  102. JT.A. Теория государства и права: Учебник. М.: «Юристъ», 2002.
  103. Ф.Р. Проблемы формирования системы законодательства субъекта Российской Федерации: Монография. Уфа, 1999.
  104. А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974.
  105. М.Н. Нормативные акты министерств и ведомств СССР. М.: Юрид. лит., 1975.
  106. Нормография: теория и методология нормотворчества: Учебно-методическое пособие / Под ред. д.ю.н. Ю. Г. Арзамасова. М., 2007.
  107. М. Основы публичного права. М., 1929.
  108. Оценка законов и эффективности их принятия. Материалы Международного семинара 16−17 декабря 2002 г. Рязань. М.: Издание Государственной Думы, 2003.
  109. Памятники римского права. М.: Зерцало, 1997.
  110. А.В. Исполнительная власть. М., 1998.
  111. Платон. Законы. Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 4.
  112. С.В. Законотворчество в Российской Федерации. — М., 1996.
  113. С.В. Качество закона и эффективность законодательства. -М., 1993.
  114. С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М.: Наука, 1979.
  115. Правовой мониторинг. Научно-практическое пособие. — М., ИД «Юриспруденция», 2009.
  116. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие/ Ю. А. Тихомиров, И. В. Котелевская. М., 1999.
Заполнить форму текущей работой