Формирование самооценки курсантов в ВУЗе: Педагогическое исследование на материалах преподавания иностранного языка
Диссертация
Основным содержанием педагогического эксперимента явилась целенаправленная корректирующая деятельность преподавателей по побуждению курсантов к самосовершенствованию и формированию адекватной самооценки. Даная деятельность включала в себя разработанный и апробированный комплекс воздействий на курсантов с различной степенью адекватности самооценки и взаимодействий с ними. Ее содержание… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки курсантов в
- 1. 2. Сущность и содержание процесса формирования самооценки курсантов в ВУЗе
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования самооценки курсантов в ВУЗе
- 2. 1. Анализ практики формирования самооценки у курсантов ВУЗа
- 2. 2. Обоснование критериев и показателей эффективности процесса формирования самооценки курсантов
- 3. 1. Формирование гуманистических взаимоотношений между преподавателем и курсантом
- 1. 1. Проблема самооценки в психолого-педагогической теории и 12 практике
- 2. 3. Опытно-экспериментальная проверка результативности фор- 82 мирования самооценки курсантов в ВУЗе
- Глава 3. Основные пути совершенствования процесса формирования 101 самооценки курсантов в ВУЗе
- 3. 2. Развитие самостоятельности как путь формирования самооценки курсантов И
- 3. 3. Стимулирование оценочных суждений курсантов
Список литературы
- Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников по военной специальности.- ГАБТУ МО РФ, 1996.- 40 с.
- Абишева Г. Г. Воспитание у подростков объективности как личностного качества в процессе развивающего обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук- Краснодар, 1996.- 21 с.
- Авдонина М.Ю. Психологический анализ самооценки студентов как субъектов иноязычной речевой деятельности: Автореф. дис.. канд.психол.наук, — М., 1986.-18 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. Экспериментально-педагогическое исследование. -М.: Педагогика, 1984. -296 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды: В. 2 т.- М.: Педагогика, 1980.- т.2.- С.128−267.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания.// Избранные психологические труды: в 2 т.- М.: Педагогика, 1980.- Т.2.- С. 69.
- Андреева А.Д. Возрастная динамика общей и парциальной самооценки у младших школьников // Психологические особенности формирования личности школьника.-М., 1983.- С.85−91.
- Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии, 1978.- № 4, С. 147−152.
- Акинфиева Н.В. Развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении предметов естественно-научного цикла: Автореф. дис.. канд.пед.наук, — Саратов, 1996.- 16 с.
- Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения Советских воинов: Дис.. докг.пед.наук.-М., 1968,-чД.-396с.i
- Башарина Л.А. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя: Автореф.дис.. канд.пед.наук.- СПб., 1996.- 20 с,
- Белопольская Н.Л., Буданова Л. М. Возрастные особенности оценки и самооценки некоторых личностных качеств в 1 классе // Теоретические и прикладные проблемы психологического познания людьми друг друга.-Краснодар, 1975.-СЛ 68−159.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.- 420 с.
- Берцфан Л.В., Захарова A.B. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач II Вопросы психологии, 1975. № 6 С.59−67.
- Блонский П. П, Развитие мышления школьника.- М.: Учпедгиз, 1935.128 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ГУ, 1983.-176 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968.- 464 с,
- Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1955.-№ 1. С.98−107.
- Боцманова М.Э., Захарова A.B. Подросток и его друзья.- М.- Педагогика, 1976.-80 с.
- Будасси С.А. Моделирование личности в группах: Автореф.дис.. пси-хол.наук.- М&bdquo- 1972.- 25 с.
- Ваганова К.В. Педагогическое руководство самовоспитанием профессионально-педагогической направленности личности студентов: Авто-реф. дис. канд.пед.наук.- СПб., 1996.-24с.
- Волков ИЛ. Руководителю о человеческом факторе.- Л.: Лениздат, 1989.- 221 с.
- Волковицкий Г. А, Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Дис.. кавд.пеихол.яаук.- М., 1994.-287с.
- Вдовюк В. И, Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки Советских офицеров: Дис.. докт.пед.наук.- М., 1983.- 428 с.
- Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марксизм. М., Л., 1925.- С. 175−198.
- Городов П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1972.-197 с.
- Гербачевский В.К. Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально-психическими характеристиками эмоциональности и интеллекта: Автореф. дис.. каед.психол.наук.-Л.5 1970.- 16 с.
- Да Крути С. А. Роль самооценки в составе интеллектуального потенциала: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- СПб., 1995.-15 с.
- Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания ввузов в процессе обучения: Дис. докт.пед.наук.-М.- 1977.- 397с.
- Деметр К. Роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании учебно-познавательных мотивов: Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М., 1981.- 16 с.
- Демина Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук,-М., 1973.-16 с.
- Дерунова Н.В. Некоторые социально-психологические аспекты интенсивного обучения английскому языку: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- Ярославль, 1996.- 22 с.
- Джемс В. Психология.- Пг., 1922.- 375 с.
- Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера, ее формирование и развитие: Дис. докт.психол.наук. -М- 1982.-490 с.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников.-М.: Педагогика, 1984.-152 с.
- Залучёнова Б.А. Соотношение самооценки и уровня притязания и его влияние на личностные особенности: Автореф, дис. канд.психол.наук- М., 1995.- 24 с.
- Захарова A.B. Генезис самооценки: Дис.. докт.пеихол.наук.- М., 1989.-С.46−220.
- Захарова A.B. Когнетивные аспекты оценочной деятельности школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника.- М., 1977.- С.270−273.
- Захарова A.B. Формирование самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы учебной деятельности школьника.- М., 1977.- С.242−249.
- Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991 — 208 с.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранного языка в школе М.: Просвещение, 1991. -222 с.
- Знаменская Н.В. Представление и понимание индивидуальных качеств личности в процессе самооценивания: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-Казань, 1996.-16 с.
- Каменев А.Й. Педагогические проблемы совершенствования самостоятельной работы слушателей 1 курсов военных академий: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1979.- 284 с.
- Каширин В.П. Психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе: Дис.. канд.психол.наук.-М., 1979,185 с.
- Кобенко А.А. Самовоспитание офицеров Советской армии: Дис.. кацц.пед.наук.- М.- 1971.-201 с.
- Кожевникова Л.Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса какоснова деятельности инновазионного образовательного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -ВШовгород, 1997.- 21 с.
- Колесников А.Ю. Стиль обучения между учителем и учениками как фактор повышения эффективности учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис. канд. пед, наук.-М., 1996.-16 с.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее сознание.- М., 1984.- 335 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978.- 367 с.
- Щ 50. Кон И. С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.- 225 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста, — М.: Просвещение, 1979.175 с. 52, Конева B.C. Формирование критичности младших школьников в учебной деятельности: Дис. канд.пед.наук, СПб., 1995.- 205 с.
- Кузльмин В.А. Оценочная деятельность старшеклассников при изученииполитологических проблем обществознания: Автореф. дис,. канд. пед.
- Э наук.- СПб., 1996.- 19 с.
- Кузьмина З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1973.- 17 с.
- Кулюткин Ю. Н, Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии-- 1984, — № 5.- С.41−44.
- Лавшук З.Ф. Профессиональное самоопределение студентов в условиях реформирования высшей технической школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Казань, 1997.- 22 с.
- Липкина А. И. Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности.-М.: Просвещение, 1968.-141 с.
- Лшжина А.И. Психологический анализ труда, вложенного в учение. Вопросы психологии.-1983.- № 6.- С.43−49.
- Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дис.. докт.психол.наук.-М., 1974, — 35 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника: -М.: Знание, 1976.- 64 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии.- 1981,-№ 3.- С.79−88.
- Луткова С.Г. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе изучения документальных источников.- М., 1998, — 26 с.
- Мамажанов М. Психологические особенности связи познавательной активности с самооценкой в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. кавд.психол.наук. -М., 1981.-22 с.
- Маралов В.Г. Индивидуально-типические особенности уровня притязаний учащихся старших классов: Автореф. дис.. канд.психол.наук.- М., 1981.- 16 с.
- Мейли Р. Структура личности. Экспериментальная психология.- М., 1975.- С. 196−283.
- Мендаетта Алонсо М. Р. Взаимосвязь мотивации и критической самооценки знаний подростка: Дис.. канд. психол. наук.- Киев, 1982.- 111 с.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991.- 152 с.
- Мнацаканш Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников,-М.: Просвещение, 1991.-191 с.
- Мясшцев ВН. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека И Психологическая наука в СССР.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.-т.2- С. И 0−126.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.- Л.: Изд-во Лен. университета, 1989.-192 с.
- Овчинникова Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становленияЯ-концепцииподростков: Автореф. дис.. канд. пед, наук.-М., 1997.-24 с.
- Ольшанский Д.В. К анализу когнитивной самооценки человека // Проблемы медицинской психологии.- МЦ 1980.-С.62−78.
- Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика.-1998.-№ 3-С.47.
- Петухов Д. Рэкет по-курсантски // Воин,-1997.- № 2. С.86−87.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.659 с.
- Пикельникова М.П. Об оценке себя учащимися и оценке их воспитателями // Тез.докл.конф. по психологии.- Ж, 1967.- С. 91.
- Подоляк Л.Г. Влияние труда в учебных мастерских на формирование самооценки у учащихся // Вопросы психологии.-1959.- № 6.-С. 13−24.
- Прихожан АМ. К анализу генезиса самосознания в подростковом и юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез.научн. сообщ. сов. псих, к XI Всесоюзному съезду общества психологов СССР, — М., 1983.- С.672−674.
- Прихожан А.М. К проблеме исследования самооценки личности. Личность в системе коллективных отношений: Тез. докл.Всесоюзн.конф. в Курске. М., 1980.-С. 198−199.
- Радченко Й.К. Педагогические проблемы совершенствования процесса самообразования офицерского состава полка: Автореф, дис.. канд.пед.наук.- М., 1983, — 233 с.
- Резниченко М.В. Влияние формирования способов учебной работы на самооценку старших школьников: Дис. канд.пед.наук, — JVL, 1986.- 139 с.
- Розен ГЛ. Самосознание как проблема социальной перцепции II Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977.- вып.235.- С.169−174.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.- Изд-во Академии наук СССР.- М., 1957.- 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.- 709 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М, Педагогика, 1976.-Изд. второе, — 416 с.
- Рувинский Л.И. Воспитание и самовоспитание школьников.- М.: Просвещение, 1969.-182 с.
- Ряшина В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуации в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1996.- 20с.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентаций школьншсов на самооценку и на оценку другими людьми: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1970.- 19 с.
- Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. -1969, — № 4. С, 107−116.
- Сапожникова Л. С. Исследование притязаний и ценностных ориентаций школьников. Новые исследования в психологии. М., 1974.- № 3 (П).~ С.28−30.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. 1975.- № 3.- С.62−72.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-175 с.
- Селезнев Н.в. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис.. докт. пед. наук, — Бо-рисоглебск, 1995.- 32 с.
- Серебрякова Е. А, Уверенность в себе и условия ее формирования: Автореф. дис. канд.пед.наук.-М., 1955.-15 с.
- Сериков B.B. Личностно ориентированное образование // Педагогика. -№ 5,1994.-С.24*25.
- Синельников В.М. Формирование адекватной самооценки выполнения учебных заданий // Вопросы психологии.-1971.- Ш 12.- С. 28−35.
- Славина Л.С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений // Вопросы психологии личности школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- С.386−405.
- Снегирева Т.В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности: Автореф. дис.. канд, пси-хол. наук.- М., 1978.-23 с.
- Собиева Г. А. Формирование самосознания и самооценки у советских школьников: Дис.. канд. психол. наук.- М., 1953.- 95 с.
- Соколов О.Г. Организация научной деятельности курсантов военных училищ в условиях личностно-ориентированного обучения.- Саратов, 1998.-20 с.
- Соловьева А.Е. Самооценка как фактор самовоспитания в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1973.-18 с.
- Ш 102. Сохранов В. В. Теоретические основы профессионально-педагогическогосаморегулирования учащейся молодежи: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Ярославль, 1998.- 33 с.
- Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей школьного возраста: Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М.31 976.-16 с.
- Сунцова A.C. Педагогическая оценка критических состояний личности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук,-Ижевск, 1996.-18 с.
- Терехова Н.В. Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М, 1996,-17 с.
- Ю7.Токарская Т. С. Формирование адекватной самооценки младших школьников в процессе обучения и межличностного общения: Дис. канд. пед. наук.-Киев, 1988.- 137 с.
- Трусь A.A. Личностные и социально-психологические предпосылки успешности деятельности курсантов военного вуза: Дис. канд. психол. наук.- Минск, 1998.-125 с.
- B.В., Ломпшера И., Марковой АХ- М.: Педагогика, 1982.- 216 с.
- Хадарцева Л.С. Формирование интеллектуальных умений учащихся при изучении гуманитарных предметов: Автореф. дис.. канд.пед.йаук.-М., 1995.-30 с.
- ИЗ.Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития.- М.: Иятер-пракс, 1995.- 288 с.
- Чабыев Й.П. Некоторые особенности факта неадекватности в ранней юности: Автореф. дис. канд.психол.наук.-М., 1979.- 22 с.
- Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. М.- Изд-во АПН РСФСР, i960.- т.2.1. C.91−110.
- Чеснокова И.й. Проблема самосознания в психологии,— М.: Наука, 1977.144 с.
- Шакуров Р.Х. Самолюбие детей.- М.: Просвещение, 1968.-176 с.
- Юлдашева С.М. Вопросы самооценки учащихся подростков // Вопросы психологии.- 1966.- № 4.- С. 87−93.
- Юферева Т.И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: Автореф. дис.. канд.психол. наук.- М., 1977.-17 с. г
- Якобсон С.Г., Морева Г. Й. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников // Вопросы психологии, 1985.- № 3.-С.55−61.
- Maslow A, Toward Psychology of Being.- NY/1968/- 240 p.
- Rodgers С/ On Becoming a Person.- Boston, 1961, — 420 p.
- Werthman М/ Self-psyching: 35 proven techniques for overcoming common psychological problems.- London, 1979.- 260 p. анкета1. Аккуратность2. Выдержанность3. Дисциплинированность4. Добросовестность5. Интеллект6. Организованность7. Ответственность
- Стремление к самосовершенствованию9. Трудолюбие10. Целеустремленность
- Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101.