Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологическая адаптация комбатантов к условиям гражданской жизни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для военнослужащих-комбатантов особое значение имеет этап увольнения с военной службы и необходимость социально-психологической адаптации к условиям гражданской жизни. Последнее десятилетие в нашей стране ознаменовалось увольнением с военной службы более 2 млн. человек и этот процесс имеет своё продолжение. Профессиональные военные, отслужившие многие годы, переживают этот процесс достаточно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ проблем социально-психологической адаптации военнослужащих- комбатантов после их увольнения в запас или отставку из рядов ВС РФ
    • 1. 1. Сущность социальной адаптации военнослужащих-комбатантов
    • 1. 2. Характеристика процесса социально-психологической адаптации военнослужащих в условиях реформирования Вооруженных Сил
    • 1. 3. Анализ возможностей психологической реабилитации комбатантов с учетом их индивидуально-психологических особенностей и степени выраженности психических расстройств
  • Глава 2. Организация экспериментально — психологического исследования. Объем материала и методики исследований
    • 2. 1. Характеристика контингента обследуемых лиц
    • 2. 2. Краткая характеристика использованных методов психодиагностического исследования
    • 2. 3. Статистический метод обработки информации, полученной в процессе психодиагностических исследований
  • Глава 3. Результаты исследования социально-психологической адаптации военнослужащих в зависимости от выраженности комбатантных акцентуаций и продолжительности их военно-профессиональной деятельности
    • 3. 1. Психологические предпосылки социально-психологической активности военнослужащих-комбатантов в зависимости от продолжительности их профессиональной деятельности
    • 3. 2. Личностные расстройства комбатантов как психологический критерий их социально-психологической дезадаптации после увольнения из рядов ВС
    • 33. Система мер организационно-психологического характера для военнослужащих — комбатантов, позволяющих улучшить процесс их социальнопсихологической адаптации к условиям гражданской жизни
  • Выводы

Социально-психологическая адаптация комбатантов к условиям гражданской жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тем обстоятельством, что проблемы социально-психологической адаптации личности к изменившимся условиям жизнедеятельности были и остаются одними из первостепенных проблем социальной психологии. Изучение различных аспектов индивидуальной и групповой социально-психологической адаптации даёт ключ к пониманию и практическому решению экономических, психологических, социально-бытовых и рада других проблем с учётом специфики современного этапа общественного развития.

Появление в последнее время в нашей стране большого числа бывших военнослужащих, которых с полным правом можно отнести к категорийному понятию «комбатанты» — непосредственные участники боевых действий с вооруженными силами противника, крайне обострило проблему их социально-психологической адаптации к специфическим условиям гражданской жизни.

Социально-психологические проблемы военнослужащих, уволенных в запас, изучались и изучаются военными психологами И. В. Дмитриевым, А. М. Столяренко, Н. И. Конюховым, Н. И. Луганским, И. Б. Ушаковым, Б .Я. Швединым, В. Т. Юсовым и другими. С трудными проблемами, бедами и несчастьями, приводящими к социально-детерминированным расстройствам психики, люди встречаются в разных сферах своей жизнедеятельности и практически на всем протяжении своего жизненного пути. Однако, в настоящее время — период общественно-исторических и социально-экономических потрясений, переоценки ценностей и т. п. — наблюдается значительный рост экстремально-психологических ситуаций, приводящих к возникновению многих трудноразрешимых проблем, ранее не отягощавших жизнь людей. Подобные ситуации характеризуются существенным влиянием на психику человека агрессивных социально-психологических факторов, вызывая стойкое психическое перенапряжение, психологические последствия которого выражаются в проявлении затяжных психологических или отсроченных реакций на социальные ситуации, сопряжённые с серьёзной угрозой жизни, здоровью или социальному благополучию. Поэтому изучение социально-психологических последствий таких негативных явлений имеет практическое значение. Однако следует констатировать, что на сегодняшний день социально-психологическим аспектам этой проблемы не уделено должного внимания.

В то же время, выявление степеней напряжённости различных ситуаций связано с определёнными трудностями, так как одинаковые события у разных людей могут вызывать разное противодействие, порождать негативные индивидуально-психологические переживания личности или вовсе быть незамеченными, то есть индифферентными для некоторых категорий участников таких событий. Известно, что способ личностного реагирования определяется выбором стратегии психологической защиты человека (Айдинян К.Р., 1989; Анцыферова Л. И., 1994; Гримак Л. П., 1989). Это обусловливает необходимость прогнозирования особенностей реагирования личности на факторы экстремально-критической детерминации внешней среды. Именно поэтому особую озабоченность органов государственной власти и управления вызывают участившиеся случаи, когда заслуженные люди, в том числе награждённые государственными наградами, совершают иногда антисоциальные поступки, становятся активными участниками противоправных и даже криминальных событий.

Поэтому проблема организации и практического внедрения комплексного социально-психологического консультирования комбатантов требует очень серьёзного подхода. Её разработка позволит значительно оптимизировать и повысить эффективность процесса социально-психологической адаптации и в значительной степени раскрыть личностный потенциал данной категории лиц в новых социально-психологических условиях жизнедеятельности.

Для военнослужащих-комбатантов особое значение имеет этап увольнения с военной службы и необходимость социально-психологической адаптации к условиям гражданской жизни. Последнее десятилетие в нашей стране ознаменовалось увольнением с военной службы более 2 млн. человек и этот процесс имеет своё продолжение. Профессиональные военные, отслужившие многие годы, переживают этот процесс достаточно болезненно, что подтверждает необходимость обязательного проведения с ними многоплановой психологической работы, направленной на оптимизацию эффективности протекания процесса социально-психологической адаптации.

Теоретический анализ литературных данных и собственные представления о степени и характере дезадаптивных расстройств, наблюдающихся у военноелужащих-комбатантов, уволенных в запас или отставку, показывают актуальность данного исследования с выходом его на ряд практических рекомендаций по осуществлению комплексной социально-психологической адаптации комбатантов с учётом степени выраженности у них личностно-аномальных расстройств в условиях гражданской жизни.

Объект исследования — процесс социально-психологической адаптации комбатантов, уволенных в запас или отставку, к условиям гражданской жизни.

Предмет исследования — динамика индивидуально-психологических особенностей дезадаптивньгх расстройств у военное лужащих-комбатантов, уволенных из радов ВС РФ, в процессе социально-психологической адаптации к условиям гражданской жизни.

Цель исследования: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования определить наиболее острые и подострые психические состояния военнослужащих-комбатантов, уволенных с военной службы, и обосновать комплекс необходимых психологических мероприятий по оптимизации процесса их социально-психологической адаптации.

Гипотеза исследования: успешность социально-психологической адаптации — это преодоление инертности динамического стереотипа военно-служащих-комбатантов, уволенных в запас или отставку. Эффективность этого процесса может быть обеспечена комплексом мероприятий по психологической коррекции индивидуально-выраженньгх дезадаптивных нарушений посредством социально-психологического консультирования и проведения специальных реабилитационно-восстановительных мероприятий.

В соответствии с целью и общим замыслом исследования определены его следующие задачи:

1) по материалам отечественных и зарубежных социально-психологических исследований изучить влияние профессиональных факторов военной службы на адаптационные возможности комбатантов примени тельно к условиям гражданской жизни;

2) выявить особенности формирования и структуру дезадаптивных нарушений у военнсюлужащих-комбатантов, профессиональная деятельность которых проходила в экстремальных условиях;

3) исследовать особенности эмоционально-поведенческого реагирования личности бывших военное лужащих-комбатантов в зависимости от стажа профессиональной деятельности в связи с изменившимися социально-психологическими условиями жизни;

4) определить наиболее эффективные и адекватные выявленным личностно-аномальным расстройствам возможности социально-психологической работы с бывшими военнослужащими-комбатантами.

Методологическую основу исследования составили:

— фундаментальные положения философии о материалистическом понимании психики и сознания человека, всеобщей связи и взаимообусловленности законов диалектики как детерминант социальной психологии при изучении предметов, явлений, процессов объективной реальности в их преломлении к механизмам развития и формирования структуры социально-психологической адаптации;

— разработанные и развитые в отечественной психологии и методологические принципы и закономерности развитиясвязи сознания и деятельностисистемного и личностного подходов.

Теоретическая база исследования опирается на основные положения социально-психологической науки и закономерности проявления социально-психологических особенностей личности в различных условиях деятельности, характеристики таких процессов как социально-психологическая адаптация. Социальная активность, психологическая совместимость, конфликтология, психология семейных отношений, социально-психологический дискомфорт и социально-психологический климат, а также современные научно-практические достижения отечественной школы военных психологов также использованы в качестве теоретической базы исследования.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) теоретический анализ литературы;

2) комплексное психодиагностическое обследование и тестирование посредством ряда методик адекватных решению поставленных задач;

3) статистическая обработка полученных результатов с определением достоверности различий по критерию Стьюдента и коэффициенту корреляции;

4) анализ и обсуждение полученных результатов в контексте их сопоставления с вышеизложенными теоретическими положениями.

База исследования и общая характеристика выборки:

— базой экспериментально-психологического исследования явился контингент бывших военноелужащих-комбатантов, проходивших восстановительное лечение в ЦВКГ;

— в исследовании приняли участие две группы мужчин: I группа — во-еннослужащие-комбатанты, отслужившие 1−15 лег, 2-я группа — военнослу-жащие-комбатанты, отслужившие 15−25 и более лет.

Обследование проводилось в период 2002;2004 года.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эффективность социально-психологической адаптации военно-служащих-комбатантов напрямую зависит от специфичности и выраженности у них дезадаптивных нарушений личности и поведения.

2. Сложные формы социально-психологической дезадаптации личности являются показанием для проведения специальных консультативно-психологических и коррекционно-психологических мероприятий.

3. На этапе социально-психологической адаптации военноелужащих-комбатантов к условиям гражданской жизни психологическая коррекция эмоционально-поведенческих и социально — дезадаптивных нарушений должна устранять или сводить к минимуму негативные последствия боевого опыта.

4. Эффективная организация социально-психологического консультирования военнослужащих-комбатантов психологами военных комиссариатов должна опираться на знания и умения применять способы социально-психологической коррекции при различных формах дезадаптивных и лично-стно-аномальных расстройств личности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе:

1. Описаны структура, характер и степень выраженности социально-дезадагггивных нарушений у военнослужащих-комбатантов на этапе их социально-психологической адаптации к условиям к гражданской жизни после увольнения из рядов ВС РФ.

2. Установлена и экспериментально обоснована зависимость выраженности адаптационного напряжения от стажа профессиональной деятельности в боевых условиях военнослужащих-комбатантов по показателям посттравматических и социально-стрессовых расстройств личности.

3. Обоснован комплекс мероприятий по оптимизации социально-психологической адаптации военнослужащих-комбатантов к условиям гражданской жизни, включающий индивидуальную профориентационную и лично-стно-ориентированную работу с ними психологов воинских частей, военкоматов и служб занятости.

Теоретическое значение исследования определяется: 1) вкладом в дальнейшую разработку общенаучных и прикладных проблем социально-психологической адаптации военнослужащих-комбатантов с различными формами личностно-аномальных и поведенческих расстройств к условиям гражданской жизни.

2) дальнейшим развитием теоретических и эмпирических представлений о структуре, характере и степени выраженности дезадаптивных нарушений у бывших военнослужащих-комбатантов, обусловленных длительностью их профессиональной деятельности в боевой обстановке;

3) теоретическим обоснованием комплекса мероприятий по оптимизации процесса социально-психологической адаптации военнослужащих-комбатантов к условиям гражданской жизни для внедрения в практику стационаров, военных комиссариатов и служб занятости населения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

— выявлены специфические формы социально — дезадаптивных расстройств у военнослужащих-комбатантов, уволенных из рядов ВС РФ, которые значительно ограничивают успешность их социально-психологической адаптации;

— практическое внедрение разработанных мер социально-психологического консультирования должно привести к значительному уменьшению количества и выраженности негативных последствий, обусловленных дезадаптацией личности военнослужащих-комбатантов;

— рекомендуемые мероприятия могут быть использованы в системе оказания социально-психологической помощи бывшим военноелужащим-комбатантам и членам их семей в работе психологов военных комиссариатов, а также в работе сотрудников служб занятости населения.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями, анализом литературных данных как теоретического, так и прикладного характера, адекватностью методов исследования его целям и задачам, сравнительным анализом теоретического материала и данными собственных экспериментально-психологических исследованийрепрезентативностью выборки, а также использованием методов математической статистики (критерий достоверности различий Стьюдента, коэффициент корреляции).

Апробация результатов исследования. Материалы исследования докладывались на заседании кафедры социальной психологии РГСУна научно-методической конференции ЦВКГ (2002). В Покровском филиале МГОПУ им. М. А. Шолохова апробирован и внедрен спецкурс по проблемам социально-психологического консультирования военнослужащих-комбатантов. Основные материалы диссертации доложены на научно-практической конференции «Человек в кризисной ситуации», МГСУ (2003). Материалы исследования используются в учебном процессе кафедры социальной психологии, кафедры специальной и клинической психологии РГСУ, кафедры экспертизы ВИУВ г. Москвыв учебном процессе ИССО и 11 публикациях автора.

выводы.

1. У военнослужащих-комбатантов с продолжительным стажем профессиональной деятельности (20 и более лет) к моменту окончания военной службы формируется комплекс индивидуально-психологических особенностей, детерминирующих поисковую и поведенческую активность личности. Динамический стереотип личности профессиональных военных довольно часто сказывается негативным образом на формировании адекватных социально-психологических установок, что обусловливает необходимость их коррекции в процессе психологического консультирования.

2. На этапе социально-психологической адаптации военнослужащих-комбатантов наиболее значимыми являются такие личностно-аномальные расстройства, как тревожно-астеническое и ригидно-агрессивное, истероид-но-аффективное, псевдоинициативное и стенично-девиантное. Выраженность этих типов расстройств личности в значительной мере зависит не только от стажа профессиональной деятельности, но и от тех условий, в которых проходила военная служба. Особую роль здесь играют социально-бытовая неустроенность, пережитые психотравмы, постравматические и социально-стрессовые расстройства личности.

3. Оптимальному формированию адекватных социально-психологических установок военнослужащих-комбатантов, завершающих военную службу, могут способствовать консультативно-психологические мероприятия, проводимые психологами воинских частей.

4. Комплекс организационно-психологических мероприятий включает индивидуальную профориентационную и личностно-ориентированную работу с военнослужащими, подлежащими увольнению из рядов Вооружённых Сил РФ. Наиболее оптимальными организационными формами личностно-ориентированной адаптации с учётом профессионального статуса военнослужащих-комбатантов и продолжительности периода воинской службы является их социально-психологическое консультирование. Особая роль в этом должна принадлежать психологам и сотрудникам военных комиссариатов, а также служб занятости населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профессиональные военнослужащие, которые принимали непосредственное участие в боевых действиях, по современной международной классификации называются комбатантами. Выделение таких военнослужащих в самостоятельную группу вполне обосновано. Результаты выполненного исследования показали, что процесс их социально-психологической адаптации к условиям гражданской жизни после увольнения в запас осложняется различными обстоятельствами. Главными из них представляются расстройства личности, которые закономерно наступают в результате особенностей военно-профессиональной деятельности, особенно, при ведении реальных боевых действий. Во всех странах мира (прежде всего, конечно, США, Франция, Великобритания) давно разработаны мероприятия по социально-психологической поддержке таких военнослужащих. Проводится такая работа и в нашей стране, но объем настолько велик, что требует объединения усилий специалистов различного профиля. По-видимому, только таким образом можно решить проблему социально-психологической адаптации комбатантов к условиям гражданской жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, КГУ. — 1987. — 262с.
  2. Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения./ Дисс. докт. психол. н. Казань, 1988. — 397с.
  3. В.А., Кутько И. И., Наприенко А. К. и др. Диагностика состояний психической дезадаптации // Методические рекомендации.- Донецк: МЗ Украины, 1992. 19с.
  4. АгаевА.И. Предпринимательство: проблемы собственности и кулыуры. -М: Наука. -1991.
  5. К.Р. Реактивная депрессия и механизмы психологической защиты // Депрессивные состояния в судебно-психиатрической практике: Сборник научных трудов. М.: ВНИИОиСП им. В. П. Сербского, 1989. — С.108 —113.
  6. Ю.А., Лобастов О. С., Спивак Л. И. и др. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. — 96с.
  7. Ю.А., Румянцева Г. М., Щукин Б. П. Состояние психической дезадаптации в экстремальных условиях // Невропатология и психиатрия, 1989. № 5. — С. 11 — 117.
  8. В.М., Боенко А. В., Беловодский В. А. и др. Введение в профессию (учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов). М.: Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований вооруженных сил, 1992. — 128с.
  9. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М., 1973. — 113с.
  10. JI.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. Т.15. — № 1 — С. 3 — 18.
  11. Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестник МГУ, Сер. 14 (Психология), 1995. № 4. — С.45−54.
  12. Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма (к совре-меному пониманию её природы и общих принципов её психотерапии) // Руководство по психотерапии. / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1979. — 620 с.
  13. С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб., 1995.- 167с.
  14. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. -270с.
  15. И.И. Профориентационная работа со школьниками. Саратов: ПФРУЦ, 1996.
  16. В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 640с.
  17. В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал, 1996. № 4. — С. 64 — 74.
  18. С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты./ Авт. дисс. канд. психол. н. М.: Академия управления МВД России, 1998. -257с.
  19. И.Д. Психологические характеристики стратегии решения оперативных задач./ Авт. дисс. канд. психол. н. М., 1985. — 20с.
  20. Ю.В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз. Томск: Изд-во Томского унта, 1992.-176 с.
  21. В.В. Социальная база поддержки рыночных преобразова-нийУСоциолошч. исследования, 1998. -№ 9.
  22. В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер-Пресс, 1997. -656 с.
  23. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд — во МГУ, 1984. -200с.
  24. Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал, 1995. Т.16. № 5. — С.104 — 115.
  25. В.П. Уточнение понятий психической адаптации и дезадаптации в условиях регулярной активной психопрофилактики // Российский психиатрический журнал, 1997. № 3. — С.57.
  26. О.П., Степанов И. Л., Банников Г. С. и др. Роль личности в социально-психической дезадаптации при депрессиях // Материалы международной конференции психиатров, Москва 16−18 февраля 1998. -С.76−77.
  27. А.А. Психологическая подготовка слушателей рядового и младшего начальствующего состава милиции в учебных центрах МВД, УВД./Авт. дисс. канд. психол. н. М., 1987. -20с.
  28. Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989. — 425с.
  29. Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзи-стенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С. 143- 156.
  30. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. -280с.
  31. Давыдов, А А, Давыдова КВ. Измерение социальной напряженности. М.:ИС РАН, 1992.
  32. В.В. Психологические факторы сложности оперативного слежения./Дисс. канд. психол. н. М., 1983. — 275с.
  33. Н.В. Полоролевая идентичность у лиц с девиантным сексуальным поведением,/Дисс. канд. психол. н., 1У1ГУ им М. В. Ломоносова. М., 1998−257с.
  34. .А., Кривошеее В. Т. Предпринимательская деятельность в системе содействия занятости населения. Саратов: ПФРУЦ, — С- 28 -33.
  35. .А., Семенец Н. Я. Социальная защита граждан уволегиных с военной службы. Саратов: ПМУЦ, 1997.
  36. А.Н., Попов И. П. Способы адаптации безработных «трудной жизненной ситуации / Социологич. исследования, 2000. № 5
  37. Н.Ф., Устинова Э. В. Формы и методы медико-ооциальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М.: ЦИЭТИН, 199 Л.
  38. Л., Махнач А. Отношение человека к неблагоприятныtvi жизненным событиям и факторы его формирования // Психологичен<�ский журнал.-1996.-Т. 14.- № 3.- С. 137−148.
  39. М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебник для вузов. М.: Юристь, 1996. — 631с.
  40. Ермолаев-Томин О. Ю. Психологические и психофизиологические факторы успешности оперативной деятельности. / Дисс. канд. паихол. н. -М., 1982.- 165с.
  41. А.В. Стресс, тревожность и поведение. Актуальныепроблемы моделирования тревожного поведения у животных. М.: >!1е:дицина, 1998.-98с.
  42. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. 1996.
  43. .Д. Неврозы. 2-е изд. — М.: Медицина, 1990. — 576с.
  44. Г. В. Проблемы психофизиологии лиц, принимающих £*"гнения // Медицина катастроф, 1998. № 3 — 4. — С. 49 — 53.
  45. Э.И., Еремеева Д. И. Психологическая защита, 2-е изд. Последнее издание, 2000. 181с.
  46. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. -Л, 1978.-198с.
  47. В.Н., Юркин М. М., Войцех В. Ф. и др. Психические расстройства у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС // Социальная и клиническая психиатрия, 1993., № 1. — С. 5−10.
  48. А.А. Обработка информации в операторской деятельности. Дисс. докт. психол. н. Л., 1972. — 576с.
  49. Е.В., Киякова М. К. Технология успеха.—М.: Дело ЛТД, 1993.
  50. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс: Пер. с англ. М.: Наука, 1970. — С. 178 — 208.
  51. М.А. Временное положение по организации психофизиологического обеспечения профессиональных контингентов, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций. М., Изд-е ВЦМК «Защита», 1996. — 16с.
  52. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-304с.
  53. В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 431с.
  54. В. Влияние формирования рыночного хозяйства на социальные процессы //Экономист, 1997 № 12. С. 13−28.
  55. В. С. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощи. //Психодагич. журнал, 1991 Т. 12 .№ 6.
  56. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: Его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал, 2001. Т.22. — № 1. — С. 16 — 24.
  57. Малова Ю. В. Психологическая диагностика и психологическая коррекция в комплексе мероприятий реабилитации участников Л ПА на
  58. ЧАЭС // результаты задачи медицинского наблюдения за состоянием здоровья участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в отдаленном периоде. Материалы научно-практической конференции. М.- 1998. — С.72−76.
  59. МашпинАВ., ЧиняевДВ., Мальцев В. Е. Профориентация и социальная поддержка военнослужащих, уволенных в запас. — Саратов: Саратовский областной центр занятости населения, 1995.
  60. В.А. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы // Психологический журнал, 1992. Т.13. — № 1. — С. — 135−147.
  61. Мае лова И. С. Современные процессы занятости и проблемы их регулирования //Российские реформы: социальные аспекты: Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г. В. Мильнера. М.: ВШЭ, 1998.
  62. Мескон MX, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  63. Методические рекомендации «Организация профконсультации как взаимодействия консультанта и клиента». Волгоград: Отдел профориентации комитета по труду и занятости населения, 1995.
  64. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. М.: РАМН, 1994.
  65. МКБ-10: Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб., 1994.-300с.
  66. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены// Журн. Акмеол. Дистанц. Исслед. -М., 1996 № 3,4.
  67. Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда С.Петербурга. Июнь, 1997.
  68. А.М. Чернобыльский след. М.: Вотум-пси, 1992. — 195с.
  69. К. Дилеммы распределения ресурсов // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та, 1992.- Сер.6. -Вып. 1. С. 62−69.
  70. К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998 Т.1. — № 2.
  71. К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб.: СПбФ ИС РАН, 1997. 42с.
  72. Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976. — 111с.
  73. B.C. Психофизиологические проблемы реабилитации участников локальных войн // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. СПб., Изд-е ВМА, 1995. — С.23−24.
  74. К.Н. Социальная реабилитация инвалидов: состояние, про-блемы, перспективы.- Казань, 1996.
  75. B.C., Горанчук В. В. Психофизиологическая характеристика и коррекция экстремальных состояний информационно-семантического генеза // Воен. мед. журн, 1994. № 9. — С. 53−58.
  76. И.В., Соловьев С. С. Социальные проблемы бывших кадровых военнослужащих, /Социологам. исследования, 1998. № 4. С. 70−81.
  77. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.- М., 1995.
  78. Организация профориентационной и профконсультационной работы. М.:РГАТиЗ, 1998.
  79. В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76- 97.
  80. В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: Эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001. -Т.22. -N1. -С.90- 101.
  81. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б. Г., Мягких Н. И., Сафронова А. Д. М.: МВД РФ, 1997. — 85с.
  82. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов / Под ред. В. А. Пухова. М.: Воениздат МО СССР, 1981. -421с.
  83. Основы психологии. Практикум /Под ред. Л. Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 576с.
  84. А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. М., 1996. — 269с.
  85. А.И. Совершенствование социально-психологического климата в подразделениях и службах органов внутренних дел. Домодедово: РИПК МВД РФ, 1998. — 139с.
  86. Г. Как справиться с кризисом // Д. Фонтана. Как справиться со стрессом. Г. Перри. Как справиться с кризисом. А. Брум, X. Джеллико. Как жить с болью. М.: Педагогика-Пресс, 1995. С. 139−274.
  87. В.П. Переориентация военнослужащих на гражданские профессии, -М., 1993.
  88. Преодолевая барьеры инвалидности. М., 1997.
  89. Я.В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениздат, 1987.-151с.
  90. В., Яновская Ю. Как получить хорошую работу в новой России.: Практическое руководство для тех, кто остался без работы или хочет ее сменить. М.: ИНФРА, 1995.
  91. Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике //Человек и труд, 1999. № 2.
  92. Профессиографическое обеспечение профессиональной ориентации военнослужащих на гражданские специальности. М.: РГАТи 3,1999.
  93. Психология социальных ситуаций/ под редакцией Н. В. Гришиной. -СПб.: Питер, 2001. 416с.
  94. А.Л., Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 128с.
  95. Рабочая книга практического психолога. М., 1995.
  96. Т. Е. Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование. //Социологич. исследования, 1996. № 6.
  97. Г. М., Табачников С. И., Качалов В. П. Медико-психологическая помощь при экстремальных ситуациях // Актуальные вопросы медицинского обеспечения пораженных на этапах медицинской эвакуации. Казань, 1989. 4.1 — С. 63−64.
  98. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  99. А.М. Неврозы. М.: Медицина, 1982.-368 с.
  100. Г. Когда стресс не приносит горя. — М., 1992. — 255с.
  101. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. -213с.
  102. Е.П. Безработные в структуре общества //Социологич. исследования, 1998.-№ 7.
  103. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Изд-во Социально-психологический центр, 1996. 350с.
  104. Ю.Н., Пескин А. В. Состояние здоровья участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (аналитический обзор) // Чернобыльский след: медико-психологические последствия радиационного воздействия. М.: МГП «Вотум», 1992. — с.39−65.
  105. Л.П. Курс медицины катастроф. М.: РУДН, 1999. -328с.
  106. С. С. Методика измерения социальной напряженности в вооруженных силах//Социологич. исследования, 1993. № 12.-С. 68−72.
  107. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — с. 302.
  108. Социальная и профессиональная мобильность на рынке труда /С.А. Константинов, Б. Ч. Луговцева, Л. П. Евдокимова и др. — Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 1998.
  109. Социальная работа/ Под общей ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  110. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих уволенных в запас или отставку: теория и практика / Н. Г. Сухова И. П., Логова А. Ф., Шадура Т. И. и дрУ Под ред. Н. Г. Суховой И .П., Лотовой А. Ф. М: Логос, 1999.
  111. Социально-трудовая сфера: словарь ключевых терминов и понятий /Сост. НА Волгин (рук.авт. кол.), ЛЛ. Костин, Ю. Г. Одегов к др. М.: Изд-во РАГС, 1996.
  112. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. М: Нива, России, 1997.
  113. Справочник основных воинских должностей Пограничной службы Российской Федерации, замещаемых содцатами, матросами, сержантами и старшинами.- М.: Логос, 2000.
  114. Справочно-методическое пособие по переподготовке и трудоустройству граждан, уволенных с военной службы. М, 1999.
  115. Ставен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. М1997.
  116. А.М. Общая и профессиональная психология.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.382 с.
  117. А.М. Психология и педагогика.-М, 2001.
  118. Социальная психология/ Под ред. Проф. А. М. Столяренко.-М., 2001.
  119. К.В. Системное квантование жизнедеятельности: Системок-ванты физиологических процессов. М., 1997. — С.9−53.
  120. Н. В. Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал, 1992. Т. 13 — № 2. — с. 14- 29.
  121. Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. -272с.
  122. Н.В., Лазебная Е. О., Петрухин Е. В. и др. Постгравматиче-ские стрессовые нарушения у участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС // Чернобыльский след: медико-психологические последствия радиационного воздействия. М., 1992. — с. 192−237.
  123. Н.В., Петрухин Е. В. Психологические особенности восприятия и оценки радиационной опасности // Психологический журнал, 1994. Т. 15. -№ 1. — с.27−40.
  124. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1987. — 304с.
  125. К.А. Ценностно-нормативный аспект безработицы в России. //Социологии, исследования, 1995. -№ 9.
  126. Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. — СПб.: Ювента, 1999.-318с.
  127. В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. СПб.: Ювента, 1999.-256 с.
  128. Р., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха: Пер с англ. М.: Прогресс-Универс., 1991. — с. 47−141.
  129. B.JI. Социальная адаптация военнослужащих //Человеческие ресурсы, 1999. 1,2.
  130. Чепляев В. Л, Федотова Н. Н., Попова 3-Я. Профориентация в службе занятости. Саратов, 1995.
  131. Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях: Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования. М., 1994. — 34с.
  132. П.Д. Социальная напряженность: опыт измерения/ /Социологич-исследования, 1992. • № 7. с. 94—96.
  133. Т. Особенности российского рынка труда в середине 90-х годов// Человек и труд, 1998. № 7.
  134. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал, 1996. Т. 17 — № 1. — с. 19−34.
  135. С.К., Кудинов С. М., Неживой А. Ф. и др. Учебник спасателя. -М.: МЧС России, 1997. 520с.
  136. В.А. Исследование групповых защитных механизмов // Психологический журнал, 2001. Т.2. — № 1. — с.5 -15.
  137. Эмоциональный стресс / Под ред. Л.Леви. М.: Медицина, 1970. -328с.
  138. Burke R.J., Greengalass Е. A longitudinal study of psychological burnout in teachers // Human Relations. -1995. V. 48 (2). P. 187−202.
  139. Byrne B.M. Burnout: testing for the validity, replication, and invariance of causal structure across elementary, intermediate, and secondary teachers //Americal Educational Research J. 1994. V. 31 (3). — P. 645−673.
  140. Carpenter B.N. Issues and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and application. Westport: Praeger, 1992. -P.l-13.
  141. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study // J. of Organizational Behavior. 1992. V. 13(1). — P. 1−11.
  142. Daniel J., Shabo I. Physchological burnout in professional with permanent communication // Studia-Phy-schologica. 1993. V. 35 (4−5). — P. 412−414.
  143. Derogatis, L. R., Lipman, R.S., Covi, L., et al. SCL-90: An outpatient psychiatric rating scale preliminary report.: 13−28,1975.
  144. Dion G. Le burnout chez les educatrices et garderie: proposition d’un mod-ele theorigue // Apprentissage et Socialisation. -1989. V. 12 (4). P. 205−215.
  145. Dietzel L.C., Coursey R.D. Predictors of emotional exhaustion amont nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitate J. -1998. V. 21 (4). P. 340−348.
  146. De Jonge J., Schaufeli W.B. Job characteristics and employee well-being: A test of Warr’s Vitamin Model in health care workers using structural equation modeling // J. of Organizational Behavior. 1998. V. 19 (4). — P.387−407.
  147. Dolan S.L., Renaude S. Individual, organizational and social determinants of managerial burnout: A multivariate approach // J. of Social Behavior and Personality. 1992. V. 7(1). — P. 95−110.
  148. Edwards M., Living with the monster: Chornobyl // National Geographic. -1994.-186:100−115.
  149. Folkman S., Lasarus R.S., Dunkel-Schetter C. e. a. Dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping and encounter outcomes // Ibid. -1986. Vol. 50. № 5. P. 992- 1003.
  150. Folkman S., Chesney M., McKusick L. e. a. Translating coping theory into an intervention // The social context of coping. New York: Plenum Press, 1991.-P. 239−260.
  151. FuquaR., Couture K. Burnout and locus of control in child day care staff// Child Care Quarterly. 1986. V. 15 (2). — P.98−109.
  152. Gargen A.M. Teh purpose of burnout: A Jungian interpretation. Special Issue: Handbook. 1991. — P. 75- 85.
  153. Gerengaiss E.R., Burke R.J., Konarski R. The impact of social support on the development of burnout in teachers: Examination of a model // Work and Stress. -1997. V. 11(3). P. 267−278.
  154. Grengalass E.R., Burke R.J., Ondrack M. A gender role perspective of coping and burnout // Applied Psychology An International Review. — 1990. V. 39(1).-P. 5.
  155. Grenglass E.R., Burke R.J., Konarsi R. Components of burnout, resources, and gender-related differences // J. of Applies Social physchology. — 1998. V. 28 (12).-P. 1088−1106.
  156. Gross G.R., Larson SJ., Urban G.D., Zupan L.L. Gender differences in occupational stress among correctional officers. Special issue: Personnel issues in criminal justice // Americal J. of Criminal Justice. 1994. V. 18 (2). -P.219−234.
  157. Hamburg D., Adams I. A perspective on coping behavior // Arch. Gen. Psychiatry. 1967. — № 17. — P.277−284.on job stress // J. of Social Behavior and Personality. — 1991. V. 6 (7). — P. 73−93.
  158. V. «Personality» and Stress // Human stress and cognition. An information processing approach. Chichester: Wiley, 1979. — P. 67−114.
  159. Haddad A. Sources of social support among scholl counselors in Jordan and its relationship to burnout // International J. for the Advancement of Counceling. 1998. V.20(2). — P. 113−121.
  160. Hobfoll S.E. The ecology of stress. -N.Y.: Hemisphere, 1988.
  161. Huebner E.S., Mills L.B. Burnout in school physchology: the contribution of personality characteristics and role expectations // Special Service in the Scholl. -1994. V. 8 (2). P. 53−67.
  162. Horowits M.J., WilnerN. J, Alvares W. Impact of the event scale: A measure of subjective stress // Psychosom. Med.-1979. -41:209−218.
  163. Horowits M.J. Stress-response syndromes (2nd ed.). -Northvale. Nj: Ar-onson. 1986.
  164. Kobasa S.C., Puccetti M.C. Personality and social resources in stress re-sistence // J. of personality and social psychology. 1983. Vol. 45. № 4. — P. 839−850.
  165. Krystal H. Trauma and affect // Psychoanalytic study of the child. 1978. -v.33. — P. 81−116.
  166. Lasarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer Publishing Company, 1984.-P. 117−155.
  167. Letter M.P., Harvie P., Frizzel C. The correspondence of patient satisfaction and nurse burnout // Social Science and Medicine. 1998. V. 47 (10). -P.1611—1617.
  168. Liderman E. Symptomatology and management of acute grief// American Journal of Psychiatry. 1944. — V.101 — P. 141 — 148.
  169. Maslach C. Bumout: A multidimensional perspective // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli,
  170. Cr. Maslach and T.Marek. Washington D. C: Taylor & Trancis, 1993. — P. 19−32.
  171. Maslach C., Letter M.P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about in. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. P.-45560.
  172. Maslach C., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Burnout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996.-257−265.
  173. Moss R.H., Schaefer J.A. Life transitions and crises // Coping with life crises. An integrative approach. New York: Plenum Press, 1986. — P. 3−28.
  174. Mills L.B., Huebner E.S. A prospective study of personality characteristics, occupational stressors, and bumout among school phychology practitioners // J. of School Psychology. 1998. V. 36 (1). — P. 103−120.
  175. McGrath A., Reid N., Boore J. Occupational stress in nursing // International J. ofNursing Studies. 1989. V. 26 (4). — P. 343−358.
  176. Nadler A. Help-seeking behavior // Review of personality and social psychology. -1991. Vol. 12. -P. 290−311.
  177. Naisberg F.S., Fennig S., Keinan G., Elizur A. Personality characteristics and proneness to bumout: A study among psychiatrists // Stress Medicine. -1991. V. 1.7(4).-P. 201−205.
  178. Ogus E.D., Grenglass E.R., Burke R.J. Gender-role differences, work stress and depersonalization // J. of Social Behavior and Personality. — 1990. V. 5 (5).-P.387−398.
  179. Pearlin L.I., Schooler C. The structure of coping И The journal of health and social behavior. 1978. Vol. 19. № 1. P. 2−21.
  180. Sanderman R. Life events, mediating variables and psychological distress: A Longitudinal study. Groningen: Universiteitdrukkerij RUG, 1988. — P.45−55.
  181. Snyder C.R., Ford C.E., Harris R.N. The Effects of theoretical perspective on the analysis of coping with negative life events // Coping with negative life events. New York: Plenum Press, 1987. P. 3−13.
  182. Schaufeli W.B., Enzmann D. The Burnout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions. -Washington DC: Taylor and France, 1999. P.-155−189.
  183. Stone A.A., Neale J.M. New measure of daily coping: Development and preliminary results // J. of personality and social psychology. 1984. Vol. 46. № 4.-P. 892−906.
  184. Tang C. S-K., Lau B. H-B. Gender role stress and burnout in Chinese human service professionals in Hogn Kong // Anxiety, Stress and Coping: An International J. -1996. V. 9 (3). P. 217−227.
  185. Turner R.J., Roszel P. Psychosocial resources and the stress process // Stress and mental health. Contemporary issues and prospects for the future. -New York: Plenum Press, 1994. -P. 179−210.
  186. Van Wijk C. Factors influencing burnout and job stress among military nurses // Military Medicine. 1997. V. 162 (10). — P. 707−710.
  187. Veroff J., Kulka R.A., Douvan E. Mental health in America. Patterns of help-seeking from 1957 to 1976. New York: Basic Books, 1981. P.-455−470.
  188. Yerkes R., Dodson J. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit-formation Ну Сотр. Neurol. Psychol., 1980.- N 18.- p. 459−482.
  189. Viner H.M. The psychological dimensions of health care for patients exposed to radiation and the other invisible environmental contaminants // So-sial Science and Medicine. 1988. — 27: 1097−1103.
  190. Wethington E., Kessler R.C. Situations and processes of coping // The social context of coping. New York: Plenum Press, 1991. — P. 13−29.
  191. Wills T.A., Shiffman S. Coping and substance use: A conceptual framework // Coping and substance use. Orlando: Academic Press, 1985. — P. 324.
  192. Bentley S.A. Short History of PTSD // Veteran. Washington, 1985. P. 293−308.
  193. Brady D., Rappoport, L. Violence and Vietnam: A comparison between attitudes of civillians and veterans. Human Relations, 1974, 26. — P. 735 752.
  194. DeFazio V.J. Dynamic Perspectives on the Nature and Effects of Combat Stress // Stress Disorders Among Vietnam. Ed. by C.R. Figley. N.Y.: Brunner / Mazel, 1978. — P. 23−42.
  195. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disordres. Volume I. -Washington, D.C. American Psychiatric Association, 1968.
  196. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders / Third Edition-Revised /. -Washington, 1987.
  197. Figley C.R. Psychosocial Adjustment among Vietnam Veterans an Over-veiw of the Research // Figely, C.R. (ed.). Stress Disorder Among Vietnam Veterans. N. Y., 1978. — P. 57−70.
  198. Fisher V. Combat Exposure and the Etiology at Postdischarge Substance Abuse ProBlems Among Vietnam Veterans. Journal of Traumatic Stress, 1991, Vol. 4, No.2.-p. 251−277.
  199. S. (Ed.). Psychic Trauma. -N.Y., 1967.
  200. Futterman, S. The psychoneurosis of war/ М/ Bull. Vet. Admin., 1944.
  201. Green В., et al. Posttraumatic Stress Disorder. Toward DSM-IV. -Journal ofNeuros and Mental Disease, 1985, Vol. 173, No. 7.- P. 406−411.
  202. Green B.L. Defining Trauma: Terminology and Generic Stressor Dimensions Journal of Applied Social Psychology, 1990,20,20. — P. 1632−1642.
  203. Green B.L., et al. Risk Factors for PTSD and Other Diagnoses in a General Sample of Vietnam Veterans. Am. J. Psychiatry, 1990, 147: 6. — P. 729 732.
  204. Grinker R., Spiegel, J. Men Under Stress. Philadelphia, 1945.
  205. Grinker R., Spiegal, J. War neuroses. Philadelphia-Toronto, 1945.
  206. Grunert B., R., Devine, C.A., Matloub, H.S., Flashbacks after traumatic hand injuries: Prognostic indicators. J. Hand Surgery, 1988.- N. 1. — P. 125−127.
  207. Hollowey H., Ursano, R. Viet Nam Veterans On Active Duty: Adjustment in a Supportive Environment // Sonnenberg, S.M., et al. (eds.). The Trauma of War. Washington, 1985. — P. 321−338.
  208. Horowitz M.J. Stress Response Syndromes. Arch. Gen. Psychiatry, 1974, Vol. 31. P. 768−781.
  209. Horowitz, M.J. Stress Response Syndrome. N.Y., 1976.
  210. Horowitz M.J. Psychological response to serious lief events // Hamilton, V., Warburton, D. (Eds.). Human stress and cognition. N.Y., 1979.
  211. Hunter E. The Vietnam POW Veteran: Immediate and Longterm Effects of Captiviti // Figley C.R. Stress Disorder Among Vietnam Veteran. -N.Y., 1978. P. 188−208.
  212. Janis I.L. Stress and Frustration. N.Y., 1969.
  213. Janoff-Bulman R. The aftermatch of victimization: Rebuilding schattered assumptions // C.R. Figley (ed.). Trauma and Its Wake: The Studie and Treatment of Post-Traumatic Stress Disorders. N.Y., 1985. — P. 15−35.
  214. Kardiner A., Spiegel, H. War Stress and Neurotic Illness. N.Y., 1947.
  215. Kormos H.R. The Nature of Combat Stress // Figley, C.R. (Ed.). Stress Disorder Among Vietnam Veterans. N.Y., 1978. — P. 3−22.
  216. Kris, E. The recovere of childhood memories in psychoanalysis. Psychoanalytic Study of the Child, 1956. № 11.
  217. Kudler H. Defining psychological trauma // World conference of the ISTSS. Final Program. Amsterdam, 1992. — P. 54.
  218. Laufer R.S. War Trauma and Human Development: The Viet Nam Experience // Sonnenberg, S.M., Blank, A.S., Talbott, J.A. The Trauma of War: Stress and Recovere in Viet Nam Veterans. Washington, 1985. — P. 33−55.
  219. Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Process. N.Y., 1966.
  220. Moses R., Cohen, I. Understanding and Treatment of Combat Neurosis: The Israeli Experience I I Schwartz, H.J. (ed.). Psychotherapy of the Combat Veteran. Philadelphia, 1984. — P. 269−303.
  221. Ott J. Women Viet Nam Veterans // Sonnenberg, S.M., et al. (ed.). The Trauma of War. Washington, 1985. -P. 31−319.
  222. Parson, E.R. The Intercultural Setting: Encountering Black Viet Nam Veterans // Sonnenberg, S.M., et al. (ed.). The Trauma of War: Stress and Re-covere in Viet Nam Veterans. Washington, 1985. — P. 359−387.
  223. Pollock J.C., White, D., Gold, F. When soldiers return: Combat and political alienation among white Vietnam veterans // Schwartz, d., Schwartz, S. (Eds.). New Direction in Political Socialization. N.Y., 1975. P. 317−333.
  224. Pollock D.A., et al. Estimating the Number of Suicides Among Vietnam Veterans. Am. J. Psychiatry, 11 990,147: 6.- P. 772−776.
  225. Pribram K.H. Emotion: Steps toward a neuropsychological theory // Glass, D. (ed.). Neurophysiology and Emotion. -N.Y., 1967.
  226. Schnaier J.A. Women Viet Nam veterans and mental health adjustment: a study of their experiences and post traumatic stress. University of Mryland, 1982.
  227. Solomon Z., Benbenishty, R., Mikulincer, M. The Contribution of Wartime, Pre-War, and Post-War Factors to Selt-Efficacy: A Longitudinal Study of Combat Stress Reaction. Journal of Traumatic Stress, 1991, Vol. 4, No. 3. -P. 345−361.
  228. Speed, N., et al. Posttraumatic stress disorder as a consequence of the prisoner of war experience. J. Nerv. Ment. Dis., 1989,177. — P. 147−153.
  229. The brugge Disaster Two Years on Lessons for The Prevention of Psychological Trauma. Workshop Post-Traumatic Stress Disorder (PTSD). Pro-gramm and Book of Abstracts. Military Hospital, Brussels, 1989.
  230. Ursano, R.J. Viet Nam Era Prisoner of War: Studies of U.S. Air Force Prisoners of War // Sonnenberg, S.M., et al. (eds.). The Trauma of War. -Washington, 1985. P. 339−357.
  231. War Zone Stress Among Returning Persian Gulf Troops: A Preliminary Report. Department of Veteran Affairs, 1991.
  232. Wilson, J.P. Conflict, stress and growth: The effects of war on psychosocial development among Vietnam veterans // Figley, C.R., Leventman (Eds.). Strangers at home: Vietnam veterans since the war. N.Y., 1980.
  233. Wilson, J.P., Krauss, G.E. Predicting Post-Traumatic Stress Disorder Among Vietnam Veterans // Kelly, W.E. (ed.). Post-Traumatic Stress Disorder and The War Veteran Patient. -N.Y., 1986, P. 102−147.
  234. Worthington, E. Demografic and Pre-service Variables as Predictors of Post-Military Service Adjustment // Stress Disorders Among Vietnam Veterans. Ed. by C.R. Figley. -N.Y., 1978.- P. 173−187.
Заполнить форму текущей работой