Социальная адаптация и особенности личности подростков и юношей с различными типами функциональной асимметрии мозга
Диссертация
Методологической основой проведенного исследования выступают основные положения теоретико-методологической концепции В. Н. Мясищева о единстве и параллелях между физиологическими и психологическими особенностями индивида. Кроме того — положения, на которых базируется исследование проблемы межполушарпой асимметрии и межполушарпого взаимодействия, разработанные в трудах Лурия А. Р., Хомской Е. Д… Читать ещё >
Содержание
- Введение.стр
- 1. Проблемы личностного развития в подростничестве и юности. стр
- 1. 1. Общее представление о личности в психологии. стр
- 1. 2. Исследование проблемы социальной адаптации в современной психологии. стр
- 1. 3. Особенности социальной адаптации и развития личности подростков и юношей. стр
- 2. Феномен леворукости в нейрофизиологических и нейропсихологичсских исследованиях. .стр
- 2. 1. Особенности право- и левополушарного развития. .стр
- 2. 2. Проблемы сочетаемости и взаимодополняемости право- и левополушарного развития. стр
- 2. 3. Проблема переучивания леворуких. стр
- 3. Процедура, задачи и методы исследования. стр
- 4. Результаты исследования, их обсуждение и
- выводы.стр
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
- Агеева С.Р. Функциональная моторная асимметрия и некоторые психофизиологические особенности школьников 7−14 лет // Новые исследования по возрастной физиологии, 1987. № 1.
- Адрианов О.С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга / Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983.
- Айрапетянц В.А. Исследование «рукости» и других латеральных признаков среди практически здоровых школьников г. Москвы // Медико-социальные аспекты развития и воспитания здорового ребенка: Тезисы докладов Всесоюзной конференции, 1983.
- Айрапетянц В.А. Научные и организационные вопросы охраны здоровья леворуких детей. // Проблемы нозологической гигиенической диагностики. Материалы научной копф., Л., 1989.
- Айрапетянц В.А., Ковалев М. К., Суходолец В. В. Возрастные особенности биоэлектрической активности мозга у детей с различным профилем латерализации // Материалы Всесоюзного Симпозиума «Проблемы и методы исследования в возрастной физиологии» Баку, 1987.
- Айрапетянц М.Г. Особенности функциональной асимметрии мозга здоровых детей // Асимметрия мозга и память. Пущино, 1987.
- Айрапетянц М.Г., Белый Б. И. Открытие междисциплинарного семинара по функциональной асимметрии мозга // Вопросы психологии, 1979, № 5.
- Ю.Александровская Э. М. Взаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста // Леворукость у детей и подростков М., 1987.
- П.Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопросы психологии, 1963, № 5.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей -М., 1964.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. -М., 1980.
- Н.Ананьев Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека /
- Познавательные процессы: ощущение, восприятие. -М., 1983.
- Анзимиров В.Л. Доминантность полушарий и ее определение // Вопросы психологии, 1961, № 1.
- Анохин П.К. Систсмогспез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. — 1948, т.26.
- Араканцева Т.А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. 1999. — № 3 (19).
- Арсеньев А.С. Подросток глазами философа: Филос. очерк. Алматы, 1996.
- Арчакова Э.В., Шумакова Ю. С., Ермольчик Е. Ф., Левашова Н. М., Дремач Е. Е., Рещикова Г. Г. Некоторые показатели здоровья леворуких детей // Леворукость у детей и подростков М., 1987.
- Аршавский В.В. Межполушарпая асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.
- Асадова М.С. Межполушарпые взаимоотношения при стойких изменениях эмоционального состояния // Физиология человека. 1989, т. 11, № 3.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюциопном процессе. М., 1986.
- Баклушинский С.А. Я концепция и цеппостпо-пормативпые ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1996.
- Батуев А.С. О мозговой локализации функций // Методологические аспекты изучения деятельности мозга. М., 1986.
- Бейсон Ж. Генетика. М., 1976.
- Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии. Автореф. дисс.. к. психол. н.-М., 1986.
- Безруких М.М., Князева М. Г. Если ваш ребенок левша. М., 1994.
- Безруких М.М. Психофизиология ребенка. -М., 2006.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. М., 2007.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок. Тетрадь для занятий с детьми. М., 2007.
- Безруких М.М., Сонысип В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка. М., 2009.
- Белопольская Н.Л. Самосознание проблемных подростков. -М., 2007.
- Белый Б.И. Особенности переработки информации в правом и левом полушарии мозга человека // Ж-л неврологии и психиатрии. 1982, т.82, вып. 7.
- Бережковская Е.Я. Об асимметрии зрительного и моторного анализатора в процессе из взаимодействия // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии— М., 1979.
- Берне Р. Я концепция в юности // Подросток и семья / Под ред. Д. Я. Райгородского. — М., 2002.
- Беспалько И.Г. К вопросу об асимметрии внимания // Вопросы психологии, 1969, № 5.
- Бианки B.JI. Асимметрия мозга животных. Л., 1985.
- Бизюк А.П. Компедиум методов пейропсихологического исследования. — М., 2005.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Бондарь А.Т., Отмахова Н. А., Федотчев А. И. Онтогенетические особенности двигательной асимметрии в школьном возрасте // Вопросы психологии, 1989, № 2.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Проблема «мозг сознание» в свете современных представлений о функциональной асимметрии мозга. / В сб. Мозг и разум. — М., 1994.
- Будыка Е.В. Медико-биологический анализ здоровья студентов. Автореф. канд. дисс. М., 1992.
- Будякина М.П., Русалинова А. А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на предприятии // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973.
- Вайнштейн Б.К. Симметрия кристаллов. М., 1979.
- Вейль Г. Симметрия. М., 1968.
- Веккер Л.М. Познавательные процессы. В 3-х т., т.1. -М., 1971.
- Величковский Б.М., Зипченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М, 1973.
- Вернадский В.И. О правизие и левизне. М., 1940.
- Взаимодействие полушарий мозга у человека: установка, обработка информации, память / Р. Ю. Илыоченок, A. J1. Финкельберг, И. Р. Илыоченок, Л. И. Афтанас. Под ред. Л. И. Девойно. Новосибирск — 1989.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. -М., 2005.
- Вильдавский В.Ю., Князева М. Г. Метод определения и характеристики мануальной асимметрии в онтогенезе // Физиология человека, 1989, т. 15, № 1.
- Витязь С.Н. Формирование индивидуального профиля функциональной асимметрии подростков в условиях обучения в гимназии. Дисс. канд. биологич. н. Кемерово. 2006.
- Властовский В.Г. Об асимметрии скелета конечностей человека // Вопросы антропологии. Выпуск 3 — 1960.
- Вольф Н.В. Особенности функциональной асимметрии мозга у испытуемых с положительным и отрицательным коэффициентами правого уха// Физиология человека, 1988, т. 14, № 2.
- Вопросы психики познавательной деятельности / Сб. статей Краснодар, 1979.
- Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Развитие высших психических функций. — М., 1960. -
- Выявление леворукости и психогигиеиа леворуких детей. / Под ред. Г. Н. Сердюковской. М., 1985.
- Гасимов Ф.М. Особенности вербальных и невербальных (зрительно-пространственных) функций при различных типах межполушарной асимметрии: Автореф. дисс. к. психол. н. -М., 1991.
- Гаузе Г. Ф. Асимметрия протоплазмы. М., 1940.
- Гиноян A.M. Латеральная антропоизомерия населения Армении // Леворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация М., 1985.
- Гольдшмидт Е.С. Особенности функциональной асимметрии мозга у учащихся в зависимости от социально-педагогических условий. Автореф. дисс. канд. биологич. н. Томск, 2005.
- Готт B.C. Симметрия и асимметрия. М., 1965.
- Гурова Е.В. Некоторые особенности асимметрии анализаторных систем головного мозга человека / Функциональная асимметрия и адаптация человека. — М., 1976.
- Гусева М.В., Додоиова Н. А., Зальцман А. Г., Меерсоп Я. Н. Функциональная асимметрия полушарий при классификации невербализуемых изображений // Физиология человека, 1987, т. 13, № 2.
- Гутник Б.И., Кобрин В. И. Асимметрия рук: центральное или периферическое происхождение. М., 2008.
- Давыдов В.В. К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний в обучении // Вопросы психологии, 1968, № 6.
- Демидов В. Этот правый, левый мозг // Наука и жизнь, 1981, № 1
- Джаффе Г., Морген М. Симметрия в химии. М., 1968.
- Димитриева С.В. Особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от типа функциональной нагрузки. Автореф. дисс. канд. биологич. н. Ульяновск, 2004.
- Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга. -М., 1988.
- Доброхотова Т.А., Брагипа Н. Н. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальное пространство и время человека // Вопросы философии. — 1978. -№ 3.
- Доброхотова Т.А., Брагина Н. Н. Загадки иеправорукого меньшинства человечества // Вопросы философии. 1980. — № 1.
- Доброхотова Т.А., Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия человека. — Москва, 1981.
- Доброхотова Т.А., Брагипа Н. Н. Загадка левшей. //Атеистические чтения. -Выпуск 20.-М., 1990.
- Доброхотова Т.А., Брагипа Н. Н. Левши. М., 1994.
- Доброхотова Т.А., Федорчук А. Г., Брагипа Н. Н. Функциональные асимметрии в деятельности человека / Взаимоотношение полушарий мозга. Тбилиси, 1982.
- Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности / Методологические проблемы формирования и развития личности. М., 1981.
- Додонова Н.А., Зальцман А. Г., Меерсон Я. А. Особенности переработки информации правым и левым полушариями мозга // Физиология человека, 1984, т. 10, № 6.
- Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов н/Д., 1988.
- Ефимова И.В., Хомская Е. Д. Межполушарпая асимметрия функций и вегетативная регуляция при интеллектуальной деятельности // Физиология человека, 1990, № 5.
- Жаворонкова Л. А. Правши-левши: межполушарная асимметрия электрической активности мозга человека. М., 2006.
- Живов А.В. Формула доминантности полушарий головного мозга человека // Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии ATI СССР ИП-М., 1991.
- Заводная Ж.Н. Педагогическая подготовка студентов к работе с леворукими детьми: Дисс. к.п.н. Армавир, 1999.
- Зайцева К.А. Особенности латерализации при восприятии человеком эмоциональной информации // Физиология человека. — 1991, т. 17, № 3.
- Зайцева К.А., Дмитриева Е. С. Онтогенетический аспект индивидуальных особенностей ФАМ при восприятии эмоций // Журнал эволюционная биохимия и физиология. 1989, т.25, № 3.
- Иваницкая J1.H., Яковлева М. Г. Исследование индивидуального профиля ФМА у детей с заиканием // Материалы докладов конференции молодых ученых Северного Кавказа по физиологии. Ростов н/Д., 1995.
- Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.
- Игнатович Г. С. Образная и вербальная форма интеллектуальной деятельности и межполушарная асимметрия биоэлектрической активности мозга человека // Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
- Иллариошкина С.Н., Кобрин В. И., Фокип В. Ф. Актуальные вопросы функциональной межполушарпой асимметрии и нейропластичности. М., 2008.
- Ильюченок Р.Ю., Фипкельберг A.JL, Илыоченок И. Р., Афтанас Л. И. Взаимодействие полушарий мозга у человека: установка, обработка информации, память. Новосибирск, 1989.
- Искольский Н.В., Малых С. Б. Связь показателя невротизма с моторной асимметрией у близнецов // Новые исследования в психологии. М., 1985, № 2.
- Кабардов М.К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии, 1988, № 6.
- Казначеев В.П., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия и адаптация человека // Функциональная асимметрия и адаптация человека. -М., 1976.
- Кайгородов Б.В. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте // Мир психологии. 1999. — № 3 (19).
- Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. — СПб., 2002.
- Калинина С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., — 1999.
- Каменская В.Г., Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. К вопросу о функциональных связях правого и левого полушарий мозга с различными отделами срединных структур у правшей // Функциональная асимметрия-и адаптация человека. М., 1976.
- Капустин А.А. Детская леворукость и проблема воспитания левой руки «Linkshultur» // Русская клиника. 1924. — № 3.
- Карнацкая JI.A. Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста с левосторонней конституциональной латеральностыо. Дисс. канд. наук. -М., 1997.
- Кепалайте А.П. Знак эмоциональности и особенности интеллекта в плане межполушарных отношений. Автореф. дисс. к. психол. н. М., 1982.
- Киренская А.В. Межполушарная асимметрия в системной деятельности мозга в норме и при психических нарушениях. Автореф. дисс. д. биологич. н. М., 2008. ':
- Киященко Н.К., Московичуте Л. И., Симерницкая Э. Г. и др. Мозг и память. -М., 1975.
- Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие) / Пер. с фр. -М., 1991.
- Клейн В.Н., Москвин В. А., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоциональному стрессу // Неврология и психиатрия Киев, 1986, вып.5.
- Клейн B.IT., Чуприков А. П. Латеральная фенотипическая конституция и ее личностные корреляты // Асимметрия мозга и память. Пущино, 1987.
- Клименко Л.Л. Многоуровневая организация функциональной межполушарной асимметрии. Дисс. д. биологич. н. — М., 2004.
- Князева М.Г., Безруких М. М. Методика определения леворукости у младших школьников // Начальная школа. 1987. — № 6.130
- Князева М.Г., Фарбер Д. А. Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе: электрофизиологический анализ // Физиология человека, 1991, т. 17, № 1.
- Коган А.Б., Кураев Г. А. Зрительно-моторная реакция у детей и взрослых с односторонним и парциальным доминированием функций // Физиология человека, 1986. т. 12, № 3.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. (Проблемы формирования личности).-М., 1979.
- Коновалов В.Ф., Отмахова II.А. Особенности межполушарпых взаимодействий при запечатлении информации // Вопросы психологии, 1984, № 4
- Константинов В.В. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Пенза, 2004.
- Костандов Э.А. Роль когнитивных факторов в эмоциональной асимметрии полушарий головного мозга человека // Ж. высшей нервной деятельности, 1990, т.40, № 4.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2002.
- Крапивникова О.В. Психофизиологические аспекты межполушарной асимметрии мозга у детей 7−9 лет: Канд. дисс. Рязань, 1998.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д., 1998.
- Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.
- Кураев Г. А. Функциональная асимметрия коры мозга и обучение -Ростов н/Д., 1982.
- Кураев Г. А. Межполушарная асимметрия активности коры мозга в динамике процессов ВНД // Автореф. докт. дисс. Л., 1983.
- Кураев Г. А. Значение профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга в процессе ВНД // Ж. Известия СКНЦ ВШ. Естественные науки. 1986, № 4.
- Кургиняи С.С. Психолого-педагогическое содействие формированию у подростков адекватного отношения к себе. Ав тореф. дсс. канд. п.н. М., 2008.
- Леворукость, аптропоизомерия и латеральная адаптация. М., 1985.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
- Леутин В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск, 1988.131
- Леутин В.П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб., 2005.
- Леушина Л.И., Невская А. А., Павловская М. Б. Функциональная асимметрия полушарий: различия в описании зрительных объектов // Физиология человека, 1985, т.7, № 3.
- Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками М., 2001.
- Литипский Г. А. Причины возникновения функциональной асимметрии глаз // Русский офтальмологический журнал, 1929, т. 10, № 1.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера // Психология и психоанализ характера. Самара, 2000.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — М., 1999.
- Личность: определение и описание // Вопросы психологии, 1992, № 3−4.
- Лишин О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 0.
- Лурия А.Р. Ощущение и восприятия. М., 1975.
- Лурия А.Р., Симерницкая Э. Г. О взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербальпо-мпестических функций // Физиология человека, 1975, № 3.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2006.
- Лусканова Н.Г. Школьные трудности у детей с леволатеральными признаками, пишущих левой рукой // Леворукость у детей и подростков. -М., 1987.
- Маслов Р.В. Концепция функциональной асимметрии мозга: онтологический и социокультурный аспекты. Дисс. канд. философ, н. -Саратов, 1998.
- Медико-биологические и психолого-педагогическис аспекты адаптации и социализации человека: Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А. Б. Мулик. Волгоград, 2008.
- Методологические проблемы формирования и развития личности. М., 1981.
- Молодых Е.С. Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность адаптации к образовательному процессу лиц подросткового и юношеского возраста. Автореф. дисс. канд. биологич. н. Томск, 2005.
- Мосидзе В.М., Рижинашвили Р. С., Самадашвили У. В., Турашвили Р. Г. Функциональная асимметрия мозга. Тбилиси, 1977.
- Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии, 1988, № 6.132
- Москвин В.А. Профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии). Автореф. канд. дисс. М., 1990.
- Московичюте Л.И., Казин А. Л. К вопросу о латерализации психических функций на уровне подкорковых образований (по материалам стереотаксических операций) // Ж-л неврологии и психиатрии, 1975, т.75, вып.11.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988.
- Невская А.А., Леушина Л. И. Асимметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л., 1990.
- Нейропсихологический анализ межполушарпой асимметрии мозга / под ред. Е. Д. Хомской М., 1986.
- Николаева Е.И. Леворукий ребенок. СПб., 2005.
- Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. -М., 2008.
- Огнев Б.В. К вопросу о влиянии внешней среды на состояние и функции организма человека и животных // Вестник АМН СССР. М., 1955, № 3.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995, № 2.
- Отмахова Н.А., Коновалов В. Ф. Межполушарные различия и взаимодействие полушарий Н Успехи физиологических наук, 1988, т. 19, № 1.
- Панфилова Н., Лях В. Леворукий ребенок // Дошкольное воспитание. -1992, № 1.
- Переверзева И.А. К проблеме мозговой организации эмоциональных процессов в аспекте функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека // Вопросы психологии, 1980, № 2.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.
- Петунс О.В. Сущностные признаки психологической адаптации и ее классификация. М., 2006.
- Полюхов A.M., Войтенко В. П. К вопросу о возрастных особенностях правых и левых функциональных систем головного мозга человека // Функциональная асимметрия и адаптация человека. — М., 1976.
- Полюхов A.IT. Моторная асимметрия мозга в позднем возрасте // Физиология человека, 1982, № 1.
- Полянская Е.А. Возрастные особенности межполушарной функциональной асимметрии в динамике психомоторной активности: Канд. дисс. Ростов н/Д., 1998.
- Понте JI. Левши плюсы и минусы // За рубежом, 1988, № 51.
- Практическая психология образования. / Под ред. И. В. Дубровиной — М., 2007.
- Прахт Н.Ю. Межполушарпая асимметрия и межполушарное взаимодействие в когнитивных процессах в позднем возрасте (в норме и патологии). Автореф. дисс. к.психол. н. М., 2001.
- Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики / Под ред. М. А. Беребина. Челябинск, 2005.
- Психологическое здоровье как условие самореализации личности: Материалы научно-практической конференции. Омск, 2008.
- Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. А. А. Реан СПб, 2000.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов-СПб, 2001.
- Психология подростка: (к 100-летию со дня рождения П. Д. Левитова): Межв. сб. науч. тр. / Моск. Пед. Ун-т. М., 1993.
- Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997-
- Реан А.А. Психология адаптации личности. СПб., 2006.
- Реброва Н.П., Чернышева М. П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. — Спб., 2004.
- Ремеева А.Ф. Индивидуально-типологические особенности познавательной деятельности подростков, обусловленные ФАМ, и процесс обучения: Дисс. к.психол. п. -М., 1998.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. -М., 1994.
- Ротенберг B.C., Боидаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / Под ред. В. Ф. Фокина. М., 2009.
- Самосознание и защитные механизмы личности, Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара-М., 2008.
- Сантана Р.А. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости в начальных классах. Автореф. дисс. к. психол. н. М., 1991.
- Сафин В.Ф., Нурглыгаянов И. Н. Психология самоопределения и самооценки личности. Уфа, 2008.
- Семенова JI.K., Васильева В. Д., Шумейко Н. С. Особенности ансамблевой организации коры большого мозга человека от рождения до 20 лет // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии, 1989, т.97.
- Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей с локальными поражениями головного мозга: Дисс. к. психол. н. -М., 1987.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007.
- Семенович А.В., Ковязина М. С. Межполушарное взаимодействие. М., 2009. .
- Сербиенко М.В., Голицип Г. А., Репин В. Я. Об участии левого и правого полушарий в восприятии вербальных и невербальных сигналов // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1972, т.2.
- Сердюковская Г. Н. Охрана здоровья детей и подростков и психогигиена леворуких // Леворукость у детей и подростков. М., 1987.
- Силина Е.А., Евтух Т. В. Межполушарная асимметрия и индивидуальные различия. Пермь, 2005.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М., 1978.
- Симонов В.Г. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя М., 1995.
- Симонова Г. И. Социальная адаптация школьников: теория и практика. Киров, 2004.
- Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: теория и практика. Дисс. д п.н. — Киров, 2006.
- Сиротюк А.Л. Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Дисс. канд. наук. Тверь, 1999.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
- Соколова Е.Н., Беридзе А. Д. Обучение письму леворуких детей .// Начальная школа. 1982. — № 2.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
- Степанов В.Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии. М., 2008.
- Степанова О.Б. Произвольная регуляция скорости движений рук у лиц с различными профилями латеральной организации мозга: Канд. дисс. — М., 2000.
- Суворова В.В., Матова М. А., Туровская З. Г. Асимметрия зрительного восприятия. Психофизиологическое исследование. — М., 1988.
- Тамуриди Р.И. Леворукие дети и индивидуальный подход к ним в процессе обучения письму // Начальная школа. 1953. — № 10.
- Толстых А.В. Инфантилизм подростка // Подросток и семья / Под ред. Д. Я. Райгородского. М., 2002.
- Труш В.Д., Фришман М. Н. О взаимоотношениях между полушариями в процессе онтогенетического становления функций // Проблемы нейрокибернетики. Механизмы ФМА мозга. Элиста, 1985.
- Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. (Философские и естественнонаучные аспекты). М., 1974.
- Фарбер Д.А., Бетелева Т. Г. Межполушарные различия механизмов зрительного восприятия в онтогенезе // Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985.
- Федосова Н.А. Охрана здоровья леворуких детей // Начальная школа. -1987. № 2.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избранные труды -М., 1999.
- Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. М., 2008.
- Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. -М., 2008.
- Фомина И.Е. Становление индивидуального профиля асимметрии у человека // Материалы докладов конференции молодых ученых Северного Кавказа. Изд. РГУ, 1995.
- Фурманова Н.В. Психологические характеристики адаптивной личности в период перехода к ранней взрослости. Автореф. дисс. канд. психол. н. — Ярославль, 2008.
- Хисматуллина Ю.Р. Симметрия, асимметрия и диссимметрия в структуре и развитии живой материи. Дисс. канд. филос. н. Саратов, 2005.
- Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1999.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Сироткииа Е. Б. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности (к проблеме психодиагностики) // Вопросы психологии, 1988, № 2.
- Хомская Е.Д., Гасимов Ф. М. Особенности пространственной ориентации испытуемых с различными профилями межполушарной асимметрии // Вестник МГУ, сер. 14 «Психология», 1991, № 4.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В. К проблеме типологий индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга // Вестник МГУ, сер. 14 «Психология», 1991, № 4.
- Хомская Е.Д., Привалова Н. Н., Епиколопова Е. В. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. — М., 2007.
- Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. JL, 1978.
- Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности СПб, 2002.
- Хэмбидж Д. Динамическая симметрия в архитектуре. М., 1936.
- Чермит К.Д., Аганянц Е. К. Симметрия, гармония, адаптация. Р-на-Д., 2006.
- Черниговская Т.В., Деглип B.1I. Метафорическое и силлогистическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга // Ученые записки Тартского университета, 1986, № 720.
- Чуприков А. Г1. Клинические особенности течения, асимметрия головного мозга, иммунологическая активность при эпилепсии: Автореф. канд. дисс., М., 1975.
- Чуприков А.П. Антропоизомерия и охрана здоровья леворуких // Леворукость у детей и подростков. М., 1985. -
- Чуприков А.П., Гурова Е. Б., Власова Н. Ю., Ермакова И. Н. Распределение рукости и некоторых антропофизиологических признаков среди практически здорового населения Москвы // Мед. Р. Ж., разд. 14, 1980, № 2.
- Чуприков А.П., Казакова С. Е. Частота и клиническая характеристика неврозов у леворуких детей в условиях переучивания // Леворукость у детей и подростков. М., 1985.
- Шумакова Е.Р. Межполушарная функциональная асимметрия в динамике бимануальной активности у детей 7−11 лет при обучении оригами. Дис. к.психол. п. Ростов н/Д., 2001.
- Шмакова Л.А., Волошепко С. Е. Некоторые показатели структуры личности во взаимосвязи с тестом на аплодирование // Проблемы нейрокибернетики, Ростов н/Д., 1983.
- Эриксон Э. Идентификация личности и путаница ролей // Психология личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М., 1996.
- Янсон В.Н. Методологические аспекты изучения функциональной асимметрии человека // Леворукость, антропоизомерия и латеральная адаптация М., 1985.
- Ahern G.L., Schwartz G.E. Different lateralization for psitive versus negative emotions // Neuropsychologia 1979. v. 17, № 6.
- Annett M., Manning M. The disadvantages of dextallity for intelligence // Brit. J. Psychol 1989. 80. № 2.
- Bakker D., Hoefkens M. Hemispheric specialization in children as reflected in the longitudinal development of car asymmetry // Cortex. 1979. v. 15
- Harman D.W., Ray W.J. Hemispheric activity during affective verbal stimuli: an EEG study. Neuropsychologia — 1977. v. 15, № 3
- Hassler M. Functional cerebral assimetries and cognitive abilities in musicians, painters and control // Brain and Cogn. 1990. 13. № 1.
- Hick R.A., Pellegrini R.S. Handedness and anxiety. Cortex, 1978, v. 17.
- Hugdahl K., Anderson B. Dichotic listening in 126 lift-handed children. // Neuropsychologia. 1989. 27, № 7.
- Fludd R. Medicina catholica. Frankfurt, 1629.
- Frankfort F.N. Kingship and gods. London, 1948.
- Glick S.D., Ross D.A. Lateralization of function in the rat brain. Basic mechanisms may be operative in humans // Trends. Neurosci. 1981. v.4.
- Kimura D., Humphrys C.A. A comparison of left and rightarm movements during speaking // Neuropsychologia 1981. v. 19, № 6.
- Koch H.L. Twins and twin ralation. Chicago and London 1966.
- Lansdell H. A sex difference in effect of temporal lobe neurosurgery on design preference // Nature. 1962. v. 194.
- Lateralization in the nervous system. Ed. S. Harnad, R.W. Doty, e.a. New York, Academic Press, 1977.
- Levi J., Gur R. Individual differences in psychoneurological organization // I. Neuropsychology of lefthandedness. N.Y., L. — 1980.
- Lewis R., Kamptner N. Sex differences in spatial task performance of patients with and without unilateral cerebral lesions // Brain and Cogn. 1987. v.6, № 2.
- Longoni A. Age factors in lateral preferences // Arch, psical. neural, e. psichial.- 1988. v.49,№l. ¦
- McGlone J. Sex differences in human brain asymmetry: a critical survey // Behav. and Brain Sci 1980. vol.3, № 2.
- McManus I., Sik G., Cole D., Mellon A. The development of handedness in children // Brit. J. Dev. Psichol. 1988. v. 6, № 3.
- Origins and evolution of Language and speech. Ed. by S.R. Harnad, H.D. Steklis, and J. Lancaster (Annals of the New York Academy of Science, v. 280), New York, 1976.
- Orme J.E. Left handedness, ability and emotional instability. Brit. J. Soc. Clin. Psychol, — 1970, v.9.
- Peterson J.M., Lansky L.M. Left-hendedness among architests: partial repeication and some new data // Persept. Mot. Skills, v. 45, 3 Hfrt 2.
- Porac C., Coren S., Duncan P. Lateral preference in retardates: Relationshins between hand, eye, foot, and ear preference. // J of clin. neuropsychology. 80. Vol. 2.
- Subirana A. Handedness and cerebral dominance // Handbook of clinical neurology. Amsterdam, 1969. v. 3−4, Ch 13.
- Tan U. Manual proficiency in Cattle’s Intelligence Test in left-handed male and female subjects // Int. J. Neurosci. 1989. 44, № 1−2.
- Tan U. Nonverbal intelligence, familial sinistrality and left-handed ness // Int. J. Neurosci. 1989. 44, № 1−2.
- Tan U. Right and left hand skill in left-handers: distribution, leaning and relation to nonverbal intelligence // Int. J. Neurosci. 1989. 44, № 3−4.
- Tan U. The relationships between nonverbal intelligence and strength of left hand preference in left-handers to sex and familial sinistrality // Int. J. Neurosci. 1991. 57, № 3−4.
- Trotman S., ITummond G. Sex differences in task dependent EEG asymmetry // Psychophysiol 1979. vol.16, № 5.1. Дорогой друг!
- Психологическим Институтом Российской Академии Образования проводится исследование индивидуальных особенностей разных людей, в том числе особенностей построения ими движений.
- Какая нога у Вас находится сверху, когда Вы сидитс. закинув ногу на ногу? левая правая когда как не знаю
- Каким ухом Вы чаше прислушиваетесь? левым правым когда как не знаю
- Каким глазом Вы смотрите в видоискатель фотоаппарата, кино- и видеокамеры? левым правым когда как не зпаю
- К кому Вы сами себя относите, к левшам или правшам? к левшам к правшам к амбидексграм не знаю
- Есть ли среди Ваших родственников левши? да нет не знаю
- Текстовые задания включают в себя:1. Выявление асимметрии рук:
- Рисование любого предмета по замыслу сначала одной, а затем другой рукой. Учитывается пе только, какой рукой испытуемый предпочел воспользоваться сам, но и сравнительное качество рисунков.
- Открывание небольших коробочек. Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).3. Толкание палкой шарика.4. Полив цветов.
- Раскладывание карточек лото, игральных карт.
- Игра в мяч. Учитывается то, какой рукой ребенок ловит и бросает мяч экспериментатору.8. Позвонить в колокольчик.
- Нанизывание бисера на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное действие (нанизывает, протягивает по длине нитки), независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку. :
- Наматывание нитки на катушку. Учитывается именно активное действие (Можно активно наматывать нитку на катушку, а можно быстро двигать катушкой, в то время как другая рука лишь держит нитку).
- Складывание мелких деталей в узкий цилиндр.
- Развязывание узелков. Ведущей считается та рука, которая более активна, в то время как другая лишь держит узел.
- Построение колодца из палочек, домика из кубиков. Как ведущая оценивается рука чаще берущая, укладывающая и поправляющая детали постройки.
- Переливание воды из одного сосуда в другой.
- Рисование завитков. Испытуемому предлагается «закрутить» или «раскрутить» спираль. Учитывается направление, выбранное испытуемым (по часовой стрелке выбор левшей, против часовой — правшей).
- Зажигание спички. Учитывается, какое именно действие производит испытуемый: чиркает спичкой о коробок, либо держит спичку статично, перемещая коробок относительно ее.
- Чистка обуви, одежды щеткой.
- Отвинчивание гайки. Учитывается, вращает ли испытуемый саму гайку или предпочитает держать гайку рукой, вращая шляпку болта.
- Стирает ластиком написанное.
- Вдевание нитки в иголку. Учитывается, предпочитает ли испытуемый манипулировать ниткой при вдевании или же держит нитку, совершая активные движения иголкой.
- Доставание бусинки (или любого другого мелкого предмета) ложечкой из высокого стакана. Данное задание требует ловкости, т.к. манипулировать со стаканом, помогая себе другой рукой, нельзя.
- Переплетение пальцев рук в «замок». Учитывается большой палец какой руки оказывается сверху.
- Закидывание ноги на ногу (ведущая нога оказывается сверху)
- Измерение длины шага при ходьбе (шаг ведущей ноги оказывается больше).3. Топание ногой.
- Вставание на стуле на одно колено.
- Удар по мячу. Выявление асимметрии слуха:
- Прислушивание к тиканью часов. Ведущее ухо выдвигается вперед.
- Прикладывание к уху телефонной трубки.
- Шепот. Учитывается то расстояние, с которого испытуемый сообщает что слышит произносимое- для ведущего уха это расстояние меньше.
- Выявление асимметрии зрения:
- Рассматривание чего-либо в подзорную трубу (ее имитацию или детский калейдоскоп).
- К кому Вы сами себя относите, к левшам, к правшам, к амбидекстрамобоеруким)? 2. Наличие семейной леворукости.1. Обработка.
- Личностный профиль испытуемого
- Проверка результатов тестирования на искренность
- Ваше значение показателя MD (искренность)1. Полюс1. Полюс положительный1. А А