Лингводидактические основы обучения виду русского глагола арабских студентов-филологов на начальном этапе
Диссертация
В процессе исследования выявлено, что принятая в российской методике обучения РКИ система упражнений (подготовительные (языковые), речевые и коммуникативные) оправдывает себя при обучении виду глагола арабских учащихся. Большое внимание уделяется коммуникативным упражнениями, в которых отрабатывается употребление видов в контекстах и ситуациях. При ознакомлении с материалом и в упражнениях… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Описание категории вида глагола в целях обучения русскому языку арабских учащихся
- 1. 1. Теоретическое обоснование методического описания вида глагола в практическом курсе русского языка для арабских студентов языкового вуза
- 1. 2. Трактовка вида глагола в современной лингвистике
- 1. 2. 1. Краткий обзор исследований русского глагольного вида в лингвистике
- 1. 2. 2. Сочетательные возможности видов
- 1. 2. 3. Частные видовые значения
- 1. 2. 4. Конкуренция видов
- 1. 2. 5. Видовые пары и способы их образования
- 1. 3. Вид глагола в русском языке и его представление в арабском языке
- 1. 3. 1. Сознательно-сопоставительный метод
- 1. 3. 2. Сопоставительная характеристика категории вида в русском и арабском языках
- 1. 3. 3. Способы передачи в арабском языке русских глаголов СВ и НСВ в прошедшем времени
- 1. 3. 4. Способы передачи в арабском языке русских глаголов СВ и НСВ в форме будущего времени
- 1. 3. 5. Способы передачи в арабском языке русских глаголов НСВ в форме настоящего времени
- 1. 3. 6. Способы передачи в арабском языке русских глаголов НСВ и СВ в императиве
- 1. 3. 7. Способы передачи русских глаголов НСВ и СВ в инфинитиве средствами арабского языка
- 2. 1. Характеристика начального этапа обучения в университетах стран Магриба
- 2. 2. Вид глагола в методических пособиях по обучению русскому языку как иностранному (начальный этап)
- 2. 3. Презентация вида глагола в учебных материалах по русскому языку для иностранцев
- 2. 3. 1. Представление грамматической категории вида глагола в программах по русскому языку как иностранному
- 2. 3. 2. Анализ презентации вида глагола в учебниках и учебных пособиях по русскому языку для иностранцев
- 2. 4. Отбор материала по обучению виду русского глагола для начального этапа обучения арабских студентов-филологов в арабской аудитории
- 3. 1. Принципы и способы ознакомления с новым материалом по виду русского глагола в арабской аудитории
- 3. 2. Виды упражнений для обучения глагольному виду
- 3. 3. Экспериментальная проверка эффективности предложенной методики обучения глагольному виду в арабской аудитории
Список литературы
- Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. — М.: Наука, 1976−328с.
- Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. Автореф. Дисс д-ра филол. наук, 1976. 40с.
- Адмони В.Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. Л.: «Наука», 1988. — 237с.
- Акишина А.А., Каган О. Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. 2 изд-е, испр. и доп. / Под общ. Ред. Н. М. Подъяпольской. М.: Русский язык, 2002. — 182с.
- Арутюнов А.Р. Коммуникативный учебный курс РКИ для заданного контигента учащихся: Методическое пособие. — М., 1989. — 98с.
- Арутюнов А.Р., Костина И. С. Коммуникативная методика русского языка как иностранного и иностранных языков (конспекты лекций). М., 1992. — 147с.
- Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебника русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1990. — 288с
- Бакеева Н.З. Научные основы методики обучения грамматическому строю русского языка в национальной школе. М.: Педагогика, 1983 — 168с.
- Белошапкова В.А. Современный русский язык. — М.: Высш. шк., 1989−800с.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. — М.: Русский язык, 1977. — 288с.
- Бим И. Л. Ключевые проблемы теории учебника: структура и содержание// Содержание и структура учебника русского языка как иностранного/под редакцией Л. Б. Трушиной. М.: Русский язык, 1981. -С. 9−17.
- Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач// Иностранные языке в школе. М.: 1985. — № 5. — С.30−37.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец.№ 2103 «Иностр. яз.».-М.: Просвещение, 1998. 256с.
- Болдырев А.В. Рассуждение о глаголах // Труды Общества любителей российской словесности при Моск. Ун-те. М., 1812. — Ч. 2 -С.65−84.
- Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М.: Просвещение, 1971.- 139с.
- Бондарко А.В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. СПб.: Изд. С.- Петерб. Ун-та, 1996. — 219с.
- Бондарко А.В. Теория функциональной грамматики: введение, аспектуальность, временная локализованность, таксис. Изд. 3-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 352с.
- Бондарко А.В. О значениях видов русского глагола. //. Вопросы языкознания. М., 1990. — № 4. — С. 5 — 24.
- Бондарко А.В. Грамматическая категория и контекст. — М.: Наука, 1971.-114с.
- Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики. -М.: Языки славянской культуры, 2002. 736с.
- Борисова Е.Г., Соколовская К. А. Русский глагольный вид в прикладных исследованиях. — М.: Институт русского языка им. А. С. Пушкина, 1994.-87с.
- Булыгина Т.В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматике). М.: Языки русской культуры, 1997. — 574с.
- Вагнер В. Н Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. -383с.
- Вайнрайх У. Языковые контакты состояние и проблемы исследования. Киев, 1979. — 260с.
- Васильченко Э.П. Определение объема языкового материала для обучения русскому языку на первоначальном этапе. Автореф.дисс.кан. пед. Наук. М., 1969. — 27с.
- Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизм). М.: Изд. Моск. Ун. та, 1969. -160с.
- Виноградов В.А. Стратификация нормы, интерференция и обучение языку // Лингвистические основы преподавания языка / Н. А. Байскакова, A.M. Шахнарович. — М.: Наука, 1983. — С.44−65.
- Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове).4-е изд. М.: Русский язык, 2001. — 720с.
- Виноградов В.В. История русских лингвистических учений: Учебное пособие для филологов. — М.: Высшая школа, 1997. — 376с.
- Власова И.С., Алексеева Н. И., Барбанова И. Р. и другие Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе. М.: Русский язык, 1990. — 230с.
- Востоков А. Русская грамматика. СПб.: Типография И. Гладу нова, 1831.-408с.
- Всеволодова М.В. Методические аспекты функционально — коммуникативного описания языка. // Русский язык за рубежом. — М., 1986. -№ 4. -С.87−95.
- Всеволодова М.В. Основная практической функционально-коммуникативной грамматики русского языка. // Языковая системность при коммуникативном обучении. М.: Русский язык, 1989. — С.26−36.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. — Т.1. Мышление и речь: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. -С. 6−33.
- Гак В. Г. Русский язык в сопоставлении с французским. — М.: Русский язык, 1975. 275с.
- Гак В. Г. Межъязыковые сопоставление и преподавания иностранного языка // Иностранные языки в школе. М., 1979. — № 3. — С. 3−11.
- Гак В. Г. Ответы на вопросы анкеты аспектологического семинара филологического факультета МГУ // Труды аспектологического семинара филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1997. Т. 2. — С. 151−153.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. — 165с.
- Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. М.: АН СССР Инст.рус. яз., 1982.- 155с.
- Гловинская М.Я. Инвариант совершенного вида в русском языке // Типология вида: Проблемы, поиски, решения / Под ред. Чертковой М.Ю.- М.: Шк. Яз. Рус. Культуры, 1998-С. 125−134.
- Гловинская М.Я. Еще раз к вопросу об инвариантах совершенного и несовершенного вида // Труды аспектологического семинара филологического ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова. Т. 1. — М., 1998.-255с.
- Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства. М.: Русский язык, 1979. — 208с.
- Гранде Б.М. Курс арабской грамматики в сравнительно-историческом освещении. — М.: Вост. Лит., 1998. 592с.
- Грузинская И. А. Упражнения в V. VI. VII и VIII классах// Иностранные языке в школе. М., 1940. — № 3. — С. 7−26.
- Гуревич В.В. Модальность и семантика глагольного вида // Вопросы языкознания. М., 2000. — № 2. — С. 7.
- Гуревич В.В. Видовая семантика в русском и английском языках // Типология вида: Проблемы. Поиски. Решения./ Под ред. Чертковой М. Ю -М., 1998. -С.145−150.
- Гуревич В.В. Глагольный вид в аспекте актуального членения // Труды аспектологического семинара филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Т. 1. — М., 1997. — С. 160−163.
- Дергачева Г. И., Кузмина О. С. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1986. — 239с.
- Домащнев А.И.,. Возбуцкая К. Г, Зыкова Н. Н. и др. Методика преподавания немецкого языка в педагогическом вузе. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1983. -224с.
- Дяченко И. А. Сопоставительная лингвистика и методика обучения русскому языку иностранных студентов филологов. — Киев: КГПИИЯ, 1984.- 133с.
- Журавлёва Л.С. 100 русских глаголов на начальном этапе обучения русскому языку. М.: МГУ, 1976.
- Зайдия С. О преподавании русского языка в Дамасском университете // Русский язык за рубежом. М., 2001. — № 2. — С. 58−62.
- Зализняк Анна А., Шмелев А. Д. Введение в русскую аспектологию. -М.: Язык русской культуры, 2000. — 221с.
- Зализняк Анна А., Шмелев А. Д. Лекции по русской аспектологии. -Munchen., Sagner. 1997. 152с.
- Занин В.Ф. Просто грамматика// Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного/ Автор, кол./ Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина. М.: Русский язык. Курсы, 2005. — С. 261−335.
- Зельдович Г. М. Семантика и прагматика СВ в русском языке // Вопросы языкознания. 2002. — № 3. — С.30
- Зимняя И.А. Педагогическая психология Учебник для вузов. 2 — изд., доп., испр. И перераб. — М.: Логос, 2002. — 384с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М.: Русский язык, 1989. — 219с.
- Золотова Г. А Глагольный вид с точки зрения текста // Семантика и структура славянского вида / Под ред. С. Короляка. Krakow, 1995.-С. 81−93.
- Золотова Г. А. Категории времени и вида с точки зрения текста// Вопросы языкознания. М., 2002. — № 3. — С.8−29
- Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998. — 528с.
- Золотова Г. А. Аспектологические проблемы сточки зрения структуры текста // Труды аспектологического семинара филололгического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2001.-Т.1.-С. 91−101.
- Иевлева З.Н. Учет целей обучения и отбор грамматического материала// Вопросы обучения русского языка иностранцев на начальном этапе./ Под редакцией Миролюбова А. А. и Сосенко Э. Ю. М.: Русский язык, 1976. — С.89−117.
- Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. — М.: Русский язык, 1981.- 144с.
- Иевлева З.Н. Проблемы преподавания грамматики русского языка как иностранного на основе коммуникативно-деятельностного подхода. // Русский язык за рубежом. М., 1980. — № 4. — С.41- 47.
- Иевлева З.Н. Начальный этап обучения русскому языку как иностранному: цели и содержание. // Русский язык за рубежом. — М., 1985. № 4.-С. 43−50.
- Иевлева З.Н. Презентация грамматики в коммуникативно-ориентированном курсе русского языка как иностранного // Вопросы практической методики преподавания русского языка как иностранного / Под ред. А. Н. Щукина. М., 1994. — Вып. 2. — С. 70−92.
- Иевлева З.Н. Обучение грамматическим средствам общения//Практическая методика обучения русскому языку как иностранному/ Под ред. А. Н. Щукина. М., Русский язык, 2003. — С.46−63.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов. // Русский язык за рубежом. М., 1990. — № 4-.С. 52−60.
- Изаренков Д.И. Аппарат упражнений в системном описании // Русский язык за рубежом. М., 1994. — № 1 — С. 77−85.
- Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлений со словацким. Морфология. Братислава, 1960. — 577с.
- Капитанова Т.И., Щукин А. Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1987.-230с.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998. — 224с
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: Русский язык, 1988.- 159с.
- Костомаров В.Г. Требования к грамматическим упражнениям // Материалы пятого международного методического семинара преподавателей русского языка стран социализма. М.: Изд. МГУ, 1965. -С.199−211.
- Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. М.: Высшая школа, 1986. — 144с.
- Лаптева О.А. Идея коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике // Русский язык за рубежом. М., 1990. — № 2. -С. 66−71.
- Леонтьев А.А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам // Русский язык за рубежом. М., 1984. — № 4.-С.48−52.
- Леонтьев А.А. Универсально-сопоставительное изучение языков и описание языка в учебных целях // Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. — М., 1987. С.5−12.
- Леонтьев А.А. Аспектность и комплектность в обучении // Практическая методика обучения русскому языку как иностранному/ Под ред. А. Н. Щукина. -М.: Русский язык, 2003. С. 16−18.
- Лихачева О. В, Модель организации обучения РКИ на подготовительном факультете. М., 1998. — 9с.
- Ломоносов М.В. Российская грамматика. — Т.7. М.-Л., 1952. — 414с.
- Маслов Ю.С. Роль так называемой перфективаций и имперфективаций в процессе возникновения славянского глагольного вида. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1958. — 39с.
- Маслов Ю.С. Очерки по аспектологиии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984−263с.
- Маслов Ю.С. Избранные труды: Аспектология. Общее языкознание. /Сост. и ред. А. В. Бондарко, Т. А. Майсак, В. А. Плунгян. — М.: Языки славянской культуры, 2004. 840с.
- Методика преподавания немецкого языка в педагогическом вузе. Из опыта работы / А. И. Домащнев, К. Г. Возбуцкая, Н. Н. Зыкова и др. М.: Просвещение, 1983. — 224с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включение обучение) / Под ред. А. Н. Щукина. М.: Русский язык, 1990. — 231с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. / Под ред. Г. И. Дергачевой, О. С. Кузминой и др. 3-е изд., испр. М.: Русский язык, 1989. — 248с.
- Мете Н.А. Практическая грамматика русского языка для зарубежных преподавателей русистов. М.: Русский язык, 1985. — 408с.
- Мете Н.А. Трудные аспекты русской грамматики для иностранцев. -М.: ГИРЯ им. А. С. Пушкина, 2004. 190с.
- Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: СТУПЕНИ, ИНФРА, 2002. — 448с.
- Миролюбов А.А., Иевлева З. Н. Начальный этап в обучении неродному языку и пути его выделения // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. Сб. метод, ст. / Под ред. А. А. Миролюбова, Э. Ю. Сосенко. М.: МГУ, 1976. — С. 5−22.
- Миролюбов А.А., Рахманова И.В.,. Цетлин В.С.(ред.) Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1967. 502с.
- Мисири Г. С. Использование наглядности на начальном этапе обучения русскому языку. М.: Русский язык, 1981. (Библиотека преподавателя русского языка как иностранного). — 144с.
- Митрафанова О.Д. Основные положения обучения русскому языку // Методика / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. А, Королевой. Изд.3-е, М., 1982. С.11−20.
- Митрафанова О.Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. — 268с.
- Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного. Опыт системно-функционального анализа. М., 1998. — 320с.
- Молчановский В.В., Шипелевич JI. Преподаватель русского языка как иностранного. Введение в специальность. — М.: Русский язык. Курсы, 2002. 320с.
- Морозов В.Э. Глагольный вид в русском языке и в русской речи. М.: Гильдия мастеров. Печатный салон, 2000 — 196с.
- Морозов В.Э. Грамматическая категория вида русского глагола и ее функционирование в коммуникативном акте. Автореферат дисс. доктора филол. наук. М.: Институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2003−49с.
- Мотина Е.И. К разработке теории обучения русскому языку как иностранному // Вопросы обучения русскому языку студентов иностранцев / Ред. Кол. Е. И. Мотина и др. М., 1974. — С. 3−7.
- Нечаева А.И. Лингвистические основы обучения русской аспектуальности в вузе. Ульяновск: Ульян. Гос. ун-т, 1996 — 111с.
- Нечаева В.М. Некоторые трудности русского языка (для лиц говорящих на немецком языке).5. изд., испр., доп. М.: Русский язык, 1985. -350с.
- Нечаева В.М. Методика обучения переводческой деятельности (в рамках курса РКИ). М.: Русский язык, 1994. — 84с.
- Нечаева В.М. Перевод и проблемы сопоставительного изучения языков./ Под ред. В. М. Нечаевой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1986. -144с.
- Остапенко В.И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе.З.изд., испр. М.: Издательство Русский язык, 1987. — 143с.
- Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика наратива. М.: Школа Языки русской культуры, 1996. -464с.
- Падучева Е.В. Семантика вида и точка отсчета: (В поисках инварианта видового значения) М.: Ан. СССР. Сер. Лит. и яз., 1986. — Т 45.- № 5. — С.413−424.
- Падучева Е. В Семантические источники моментальности русского глагола в типологическом ракурсе// Типология вида: Проблемы, поиски, решения./ Под ред. Чертковой М. Ю М.: Школа языки русской культуры, 1998. — С.332−342.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранным языкам. М Русский язык:, 1977. — 276с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык ., 1989. — 276с.
- Пашковская И. А. Лингводидактические основы обучения русскому языку. Пособие для учителя. Киев: Род. шк., 1990. — 192с.
- Петрухина Е.В. Аспектуальная категоризация действий в русском языке в сопоставлении с не которыми другими славянскими языками (вид и фазисно-временные способы глагольного действия): Автореф. дис. доктор филол. наук. М. 1997. — 44с.
- Петрухина Е.В. Аспектуальные категории глагола в русском языке в сопоставлении с чешском, словацким, польским и болгарским языками. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, фил. фак-т, 2000. — 255с.
- Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. 7-ое изд.-М.: Учпедгиз, 1956.-511с.
- Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т. 4. — Вып. 2.Глагол. — М.: Просвещение, 1977. — 406с.
- Практическая методика обучения иностранному языку. Учебное пособие/ Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 264с.
- Прокош Э. Сравнительная грамматика германских языков. Пер. с англ. Т.Н. Сергеевой/ Под ред. и с предисл. В. А. Звегинцева. — М.: Изд. иностр. Лит., 1954. 380с.
- Пупынин Ю.А. Взаимные связи грамматических категорий вида и залога в русском языке // Семантика и структура славянского вида / Под ред. С. Кароляка. Krakow, 1995. — С. 159−174.
- Пупынин Ю.А. Формирование видовременной системе в детской речи // Труды аспектологического семинара фил. Ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова./ Под ред. Чертковой М. Ю., Т 3. — М.: Изд-во МГУ, 1997.-219с.
- Рассудова О.П. Работа над видами глагола в русском языке. -М.: МГУ, 1964.-34с.
- Рассудова О.П. Виды глагола на начальном этапе.// Русский язык за рубежом. М., 1975.- № 4.-С.50−52.
- Рассудова О.П. Употребление видов глагола в русском языке. — М.:МГУ, 1968.- 140с.
- Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. -М.: Русский язык, 1982. -149с.
- Рахманов И.В. Методика обучения немецкому языку в VIII-X классах. М.: Изд-ва АПН РСФСР, 1956. — 343с.
- Рожкова Г. И. К лингвистическим основам методики преподавания русского языка иностранцам. — М.: Издательство Моск. Унта, 1979.-143с.
- Русская грамматика. Т. 1 / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1980.-784с.
- Соколовская К.А. Виды глагола и контекст (К характеристике аспектуальных контекстов): Дис.канд. филол. наук. М., 1979. — 236с.
- Соколовская К.А. 300 глаголов совершенного и несовершенного вида в речевых ситуациях. М.: Русский язык, 2001 — 85с.
- Соколовская К.А. Языковая семантика высказывания и его смысл в лингводидактическом описании // Русский глагольный вид в прикладных исследованиях. М.: Институт русского языка им. А. С. Пушкина, 1994.-87с.
- Сумин В.М. Речевые ситуации на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе. М., 1991. — № 2 — С. 63.
- Супрун Е.А. Межъязыковая интерференция как психологическое явление // вопросы языкознания. М., 1979. — № 3. — С. 61−63.
- Талеб М.Н. Сопоставительный метод преподавания грамматической категории вида русского глагола в арабской школе. Дисс. канд. пед. наук. Калинин, 1986. — 188с.
- Успенский М.Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе/ Под ред. Н. М. Шанского. М.: Педагогика, 1979. — 128с.
- Устенкова Т.П., Дзержинск Г. Языковые и речевые игры на уроке немецкого языка. // Иностранные языки в школе. М., 1996. — № 3. -С. 30−35.
- Хельбиг Г Языкознание сопоставление — преподавание иностранных языков// Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. 25-й. — М.: Прогресс, 1989. — С. 307−326.
- Храковский B.C. Взаимодействие грамматических категории глагола (опыт анализа) // Вопросы языкознания. М., 1990. — №-5. — С.18 -36.
- Храковский B.C. Статус сирконстантов в синтаксической структуре предложения // Семантика и структура сляванского вида/ Под ред. С. Кароляка. Krakow, 1995. — С. 183−193.
- Храковский B.C. Грамматические категорий глагола (опыт теорий взаимодействия) // Межкатегориальные связи в грамматике. СПб. 1996.
- Храковский B.C. Понятийная база и опыт классификации семантических типов множество ситуаций // Труды аспектологического семинара филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Т. 2. -М., 1997.
- Храковский B.C. Теория языкознания- Русистика, арабистика/ РАН. Ин-т лингв, исслед., СПб.: Наука, 1999 — 449с.
- Фарисенкова Л.В. Уровни коммуникативной компетенции в теории и на практике. М.: Издательство «Гуманитарий» Академии Гуманитарных Исследований, 2000. 268с.
- Федосов В. А. Венгерско-русские языковые контакты: преподавания языка в речевой среде с учетом родного языка студентов. -Nyireyhaza (Венгрия), 1997. 271с.
- Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: ИРЯП, 1998. — 291с.
- Цапина И.С. Интерференция при употреблении видовременных форм глаголов в русской речи чехов и словаков//Перевод и проблемы сопоставительного изучения языков/ Под редакцией Нечаевой В. М. — М.: Издательство Московского университета, 1986. — С.81−87.
- Шанский Н.М. Сопоставление как один из методических приемов обучения русскому языку нерусским// Русское языкознание и лингводидактика. М.: Русский язык, 1985. — 240с.
- Шведова JI.H. Трудные случаи функционировании видов русского глагола (к проблеме конкуренций видов). М.: Изд-во МГУ, 1984, — 110с.
- Щерба J1.B. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М.: Высшая школа, 1974. — 112с.
- Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. Пособие для вузов / А. Н. Щукин. М.: Высшая школа, 2003.-334с.
- Этова Р.А. Сопоставительный анализ грамматических систем русского и арабского языков. — М.: Ун-т дружбы народов им. П. Лумумбы. Кафедра русского языка, 1975. 42с.
- Якобсон P.O. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол // Принципы типологического анализа языков различного строя. — М., 1972. -С.95−113.
- Benhamouda A. Morphologie et syntaxe de la langue arabe. 2-eme edition/ Algerie: SNED, 1983.
- Galisson R., Coianiz A., et les autres D' autres voies pour la didactique des langues etrangeres. Paris-Hatier-Credife. 1982. — 156p.
- Georges mounin Les problemes theoriques de la traduction. — Paris, Gallimard, 1963.-297p.
- Michele Pendaux les activites d’apprentissage en classe. Paris.-1МЕД998. — 190p.
- D. Gaonach Theories d’apprentissage et acquisition d’une langue etrangere. Paris. Hatier, 1987. 239p.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов(теория и практика преподавания языков). СПб: «Златоуст», 1999. — 472с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 576с.
- Баранов Х.К. Арабско-русский словарь: Ок. 42 000 слов. — Изд. 7-е, стеротип. -М.: Русский язык, 1989. 928с.
- Борисов В.М. Русско-арабский словарь: в 2-х т ок. 43 000 слов. — М.: Русский язык, 1981 1982. Т 1. А — О. 1981. — 640с.- Т 2 П — Я. 1982. -504с.
- Васильева Н.В., Виноградов В. А., Шахнарович A.M. Краткий словарь лингвистических терминов. -2-е изд., доп. — М.: Русский язык, 2003.-213с.
- Гак В.Г., Ганшина К. А. Новый французско-русский словарь. — 5-е изд., испр. М.: Русский язык, 2000. — 1195с.
- Глухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1993. — 370с.
- Окунева А.П. Русский глагол. Словарь-справочник. — М.: Русский язык, 2000. 558с.
- Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая российская энциклопедия, 2000. -688с.
- Азимов Э.Г., Вятютнев М.Н, Фарисенкова JI.B., Лузайа Маминги Р. Начальный курс русского языка. М.: Издательство ИКАР, 2002. — 272с.
- Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. — 3-е издание, испр. и доп. — М.: Русский язык. Курсы, 2004. — 256с.
- Аникина М. Н. «Начинаем изучать русский. Лестница». Учебник — книга. По русскому языку.-2-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 2003. -344с.
- Аксенова М.П. «Русский язык по-новому» (в 3-х частях) / Под ред. Р. А. Кульковой. СПб.: Златоуст. 1999−2001.Ч 1 (уроки 1−12). 1999. -440с. Ч 2 (13−17). 2000. — 336с. Ч 3 (18−22). 2001. — 304с.
- Аркадьева О.М., Огольцова Н. Г., Потопова И. И., Шевелев Н. Б. Русский язык. Учебник для студентов арабов. Ч 1 (Элементарный курс). Изд. 3-е. — М.: Просвещение, 1968. — 288с.
- Арутюнов А.Р. Игровые задания на уроках русского языка. — М.: Русский язык, 1984. 217с.
- Ванеева В.Н., Вишнакова Т. А., Остапенко В. И. Учебник русского языка для франкоговорящих. М.: Издательство Русский язык, с исправлениями 1982. — 416с.
- Вишнакова Т.А. Практическая грамматика и упражнения. М.: Русский язык, 1977. — 316с.
- Вохмина Л.Л. Хочешь говорить — говори: 300 упражнений по обучению устной речи. М.: Русский язык, 1993. — 176с.
- Вятюнтев М.Н., Сосенко Э. Ю., Протопова И. А. Горизонт-1. Учебник русского языка. Изд. 6-е, стереотипное. М.: Русский язык, 1988. — 200с.
- Дорофеева Т.М., Лебедева М. Н. Учебная грамматика русского языка. Базовый курс. 3-е изд., исправл. — М.: Русский язык. Курсы, 2002. -280с.
- Журавлёва Л.С., Шипицо Л. В., Нахбина М. М. и другие «Русский язык. Практический курс». Учебник русского языка для иностранных учащихся. — М.: Русский язык, 1989. — 344с.
- Журавлёва Л.С., Шипицо Л.В, Нахбина М. М. Русский язык. Практический курс. Приложение к учебнику (для говорящих на арабском языке). — М.: Русский язык, 1990. -120с.
- Караванов А.А. Виды русского глагола: значение и употребление. Практическое пособие для иностранцев, изучающих русский язык. М.: Русский язык. Курсы, 2003. — 176с.
- Степанова Е.М., Иевлева З. Н., Трушина Л. Б. Учебник в комплексе «Русский язык для всех»./ Под ред. В. Г Костомарова. Изд. 14-е. -М.: Русский язык, 1990.-310с.
- Степанова Е.М. Русский язык для всех. Грамматический справочник. Словарь. Для говорящих на арабском языке / Под ред. В. Г. Костомарова. Изд. 5-е. М.: Русский язык, 1988. — 150с.
- Пехливанова К.И., Лебедева М.Н, Грамматика русского языка в иллюстрациях (для иностранцев, изучающих русский язык). Изд. 6-е, стереотипное. М.: Русский язык, 1991. — 352с.
- Скворцова Г. Л Употребление видов глагола в русском языке. М.: Русский язык. Курсы, 2001. 136с.
- Хавронина С., Харламова Л. Русский язык. Лексико-грамматический курс. Начальный этап. 2-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1998.-240с.
- Шведова JI.H., Трофимова Т. Г. Пособие по употреблению видов глагола для работы с филологами- русистами. 2-е изд., и доп. М.: Русский язык, 1987. -128с.
- Программы по русскому языку для иностранцев
- Баш Е. Г. Программа по русскому языку для студентов -иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах. М.: Русский язык, 1977. — 125с.
- Гос. Образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. М., СПб., 1999.
- Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Педвузовское обучение. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. М.: Изд-во РУДН, 2001. -137с.
- Программа по русскому языку для кружков и курсов (элементарный курс) / Под ред.Н. Д. Зарубиной. М.: Русский язык, 1977. -78с.
- Программа по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР./ М. М. Галеева, Л. С. Журавлева и др. М.: Русский язык, 1984. — 80с.
- Программа «Пороговый уровень. Русский язык. Т.1 .Повседневное общение», / Под ред. О. Д. Митрофановой, Руководитель проекта Е. М. Степанова. Совет Европы Пресс, 1996. С. 198−203, Т 2 «Профессиональное общение». — 264с.
- Программа по русскому языку как иностранному. / Под ред. Л. Л. Баболовой. М.: Изд. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1997. — 82с.
- Программа-справочник по русскому языку для иностранцев. Часть 1-Й. / Под ред. Н. И. Соболевой, А. С. Ивановой и др. М.: Издательство РУДН, 2002. -222с.