Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями
Диссертация
Доказано, что использование технологий управления знаниями при реализации электронных образовательных ресурсов позволяет осуществить переход от обучения, управляемого только компьютерной системой, к обучению, управляемому как компьютерной системой, так и обучаемым. Использование в процессе обучения системы управления знаниями на основе КГГУЗ приводит к тому, что обучаемый получает возможность… Читать ещё >
Содержание
- 1. Современное состояние, проблемы и перспективы информатизации 21 обучения в вузах
- 1. 1. Перспективные направления информатизации университета
- 1. 2. Информатизация обучения как средство повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов
- 1. 3. Психолого-педагогические аспекты проблемы информатизации в
- 2. Применение технологий управления знаниями в учебном процессе
- 2. 1. Классификация и свойства знаний
- 2. 2. Качество образования как основной фактор системы управления знаниями вуза
- 2. 3. Анализ учебного процесса
- 2. 4. Принципы построения информационных систем, обеспечивающих учебный процесс
- 2. 5. Системы управления знаниями
- 2. 6. Процессы обработки знаний
- 2. 7. Архитектура систем управления знаниями
- 2. 8. Базовые технологии обработки знаний
- 3. Методика построения информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями
- 3. 1. Модель информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаний
- 3. 2. Образовательные порталы управления знаниями
- 3. 3. Психолого-педагогические аспекты использования портальной технологии в учебном процессе вуза
- 4. Методы представления знаний в информационной образовательной среде основанной на технологиях управления знаниями
- 4. 1. Онтологический подход к моделированию предметных областей
- 4. 2. Разработка методов создания контента корпоративного портала управления знаниями на основе онтологий
- 5. Экспериментальная проверка эффективности построения информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями
- 5. 1. Организация опытно-экспериментальной работы
- 5. 2. Содержание и основные результаты опытно-экспериментальной работы
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение 1. Терминологический словарь предметной области
- Приложение 2. Расчетные таблицы
Список литературы
- Абрамов A.B. Онтологический подход к систематизации контента // Материалы II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье — 2008)». -Курск, Изд-во КГУ, 2008.
- Абрамов В.А. Элементы систем представления знаний // Труды Дальневосточной математической школы-семинара, часть 1, 1998. С. 3−11.
- Абросимов А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 2005. — 261 с.
- Абросимов, А.Г. Информационно-образовательная среда вуза: методические основы создания И Изв. Самар. науч. центра РАН. Спец. вып. «Актуальные проблемы экономики и права». 2003. — С. 58−66.
- Айштейн В. Информатизация: приобретения и утраты // Высшее образование в России. 1999, № 5. — С. 89−92.
- Алексеев H.A. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 1997.-310 с.
- Анисимова Н.С. Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологий в обучении: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Санкт-Петербург, 2002. — 330 с.
- Антропология и социум. http://www.sb-ugra.ru/docs/other/7/ antropologiya/ page58. html
- Артемьева И.Л., Цветников В. А. Фрагмент онтологии физической химии и его модель // Электронный журнал «Исследовано в России»: 2002, № 3.
- Ю.Артемьева И. Л., Цветников В. А., Реутов В. А. Иерархическая модель онтологии физической химии. Ч. 1. Модель метаонтологии «Сущности». Препр. Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 2001.
- Н.Астафьева Н. Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. — СПб., 1997. -433 с.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, № 1, 1998, С. 88−100.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-80 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Байков В.Д., Предтеченский А. Г. Интернет: первые шаги в России. — СПб.: АОЗТ «Издательство Буковского», 1996. 156 с.
- Баранова E.B. Теория и практика объектно-ориентированного проектирования содержания обучения средствам информационных технологий: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2000. — 334 с.
- Баранчеев В.П. Управление знаниями в инновационной сфере. М.: ООО фирма «Благовест-В», 2007. — 272 с. 21 .Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.-616 с.
- Башмаков М.И., Поздняков С. Н., Резник H.A. Информационная среда обучения. Спб.: СВЕТ, 1997. — 400 с.
- Бережной JI.H. Имитационно-вероятностная модель «обучаемый -ППС». Автореф. дис.. к.п.н. СПб, 1992. — 18 с.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -352 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Бешенков С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии // Информатика и образование. 2000 № 7 — С. 7−9
- Блинов В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976. — 191 с.
- Богданова Д.А. Методика развития компьютерной грамотности в условиях дистанционного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.02). -М., 1996.-20 с.
- Бондаревская Е.Е. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. — 294 с.
- Бордовский В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования: Автореф. дис. д-р пед. наук (13.00.08). СПб., 1999. — 41 с.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А., Слуцкий A.M., Тумалева Е. А. Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения. -СПб.: Образование, 1994.-221 с.
- Бордовский Г. Л., Нестеров A.A., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. -359 с.
- Бороненко Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1998. -34 с.
- Букович У., Уильяме Р. Управление знаниями: руководство к действию: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 504 с.
- Бурлаков И. Homo gamer, психология компьютерных игр. -М: Класс, 2000.
- Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования // Системы и средства информатики. Вып. 8. М.: Наука. Физматлит, 1996.-С. 27−38.
- Варашкевич С.А. Опыт конверсии компьютерной игры. М., 1997.
- Варашкевич С.А. Воздействие компьютерной игры на функциональное состояние пользователя // Вестник Московского университета «Серия 14, Психология». -М.: МГУ, 1999. № 3 С. 23−29.
- Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973. — 20 с.
- Вертнгейнер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. 336 с.
- Beckman Т. Expert System Applications. Designing Innovative Business Systems Through Reengineering. Handbook of Applied Expert Systems CRC Press, 1998.
- Водяхо А.И., Пантелеев М. Г., Сергеев Д. А., Татаринов Ю. С. Онтологический сервис в системах дистанционного образования // Материалы IV Международной конференции по мягким вычислениям и измерениям. — СПб.: СПбГЭТУ, 2001, С. 167−170.
- Водяхо А.И., Пантелеев М. Г., Татаринов Ю. С. Концепция построения перспективных систем распределенного обучения не базе интеллектуальных агентов // Современные технологии обучения: Сб. науч.-метод. тр. СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. Вып. 6, С. 29−39.
- Волошина Т.Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебно-методической деятельности преподавателя вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. (13.00.08). СПб, 1999. — 19 с.
- Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М. ЦАГИ, 1995.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- О.Гаазе-Рапопорт М. Г. Некоторые социальные и социально-психологические проблемы компьютеризации // Вопросы философии. -1998.-№ 7.-С. 141−151.
- Гаврилова Т.А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб.: Питер, 2000.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действии // Исследование мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966. С.236−277.
- Гальперин ПЛ. Формирование умственных действий. // Хрестоматия по общей психологии. М.: МГУ, 1981. — С. 78−86.
- Гапоненко A.JI., Орлова Т. М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. — 400 с.
- Гергей Т., Машбиц Е. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе. // Вопросы психологии-1985.-№ 3. С. 41−48.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987. 112 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированного образования). — М., 1998. 608 с.
- Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект. Научное издание / Под общей редакцией Ю. Б. Рубина. М.: 000"Маркет ДС Корпорейшн", 2004. — 540 с.
- Голубева О.Н. Теоретические проблемы общего физического образования в новой образовательной парадигме: Дис.. д-ра пед. наук. (13.00.02). -М., 1995.-441 с.
- Голубятников И.В. Основные принципы проектирования и применения мультимедийных обучающих систем. М.: «Машиностроение», 1999. — 318 с.
- Горленко O.A. Менеджмент качества: анализ основных определений // Методы менеджмента качества. 2004. — № 12. — С. 34−36.
- Городинский И.В., Скибицкий Э. Г. Организационно-педагогические условия повышения эффективности учебных компьютерных технологий // Информатизация образования: Межвуз. сб. науч. тр./ Под ред. В.Н. Враго-ва- Новосиб. ун-т. Новосибирск, 1994. — С. 3−14.
- Городинский И.В., Скибицкий Э. Г. Педагогическая целесообразность разработки и внедрения компьютерных обучающих систем в школу //Новые информационные технологии в университетском образовании. -Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 1995. С. 152−154.
- Городинский И.В., Скибицкий Э. Г. Формы организации занятий с использованием учебных компьютерных технологий //Информационные технологии в образовании Новосибирск: ИПСО РАО, 1995. — Вып. 12. -С.12−23.
- Городинский И.В., Скибицкий Э. Г. Функции компьютера в педагогическом процессе с применением компьютерных обучающих систем // Информационные технологии в образовании. Новосибирск: ИПСО РАО, 1995.-Вып. 12.-С. 37−43.
- Гостев C.B. Интегративный методический инструментарий для подготовки в области информатики и математики специалистов сельскохозяйственного профиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. (13.00.02). -М., 1999. -20 с.
- Готская И.Б. Методическая система обучения информатике студентов педвузов в условиях рыночной экономики (Теоретические основы. Практика проектирования): Автореф. дис.,. д-ра пед. наук. (13.00.02). — СПб., 1999.-41 с.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2008. — 286 с.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В. В., Макаров С. И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. — Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2002. 110 с.
- Григорьева Т.Б. Анализ знаний как научной категории // Вопросы гуманитарных наук. — 2003. № 2(5).71 .Григорьева Т. Б. Концепции управления знаниями // Естественные и технические науки. — 2003. № 5 (8).
- Григорьева Т.Б., Ляпина С. Ю. Теоретическое обоснование задач ифункций управления знаниями в организации // Вопросы экономических наук.-2003.-№ 2(2).
- Гриншкун В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2004. -554 с.
- Давыдова Л.Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. 2005. — № 2. — С. 5−8.
- Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (личностно-гуманитарная парадигма): Монография. Волгоград: j,• Перемена, 1996. 351 с.
- Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2002. — 246 с.
- Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: Монография. Волгоград: Перемена, 2002. -229 с.
- Делия В.П. Инновационное образование гуманитарного вуза: теоретические и методологические основы. М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2007. -508 с.
- Джанетто К., Уиллер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии знаниями / Пер. с англ. — М.: Добрая книга, 2005. 192 с.
- Добров Б.В., Лукашевич Н. В. Лингвистическая онтология по естественным наукам и технологиям для приложений в сфере информационного поиска. // URL: http://fccl.ksu.ru/issuespec/docs/oent-kgu.doc
- Дремина Л.А., Скибицкий Э. Г., Слуднов A.B. К вопросу о моделировании измерения развития личности при обучении с помощью компьютеризированных курсов // Информационные технологии в образовании. Новосибирск: ИПСО РАО, 1994. -№ 11. — С. 38−41.
- Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии. М.: КНОРУС, 2008. — 344с.
- Дресвянников В.А., Усанов В. Е., Шафиев P.M. Управление интеллектуальным капиталом организации. М.: АМИ, ИНИМ РАО, Изд. Элит, 2009. -264 с.
- Дружинин О.Г., Егоров А. Ф., Капустин Ю. И., Щербаков В. В. Электронный учебник для студентов по химии и химической технологии. // Открытое образование. 2001, № 3, С.24−30.
- Дубинский А.Г. Некоторые вопросы применения векторной модели представления документов в информационном поиске // Управляющие системы и машины. 2001. — № 4. — С. 77−83.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: «Дом педагогики», 1996. — 208 с.
- Дылян Г. Д. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования / Г. Д. Дылян, Э. С. Ратобыльская, М. С. Цветкова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 111 с.
- Ермаков А.Е. Полнотекстовый поиск: проблемы и их решение // Мир ПК. 2000. — № 5.
- Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: От грамотности к культуре // Информатика и компьютерная грамотность. ~ М.: Наука, 1988. — С. 6−23.
- Есаян А.Р. Теория и методика обучения алгоритмизации на основе рекурсии в курсе информатики педагогического вуза: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02.-Тула, 2001.-363 с.
- Ильина Т.Ю. Проблемное обучение информатике младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. (13.00.02). СПб., 1995. — 20 с.
- Инвестиции в управление знаниями: пер. с англ. докл. анал. агентства «IDC». http://www.idc.com.tw/ffles/lmi.htm.
- Ищенко В. В, Разработка методологии функционально-сетевого мониторинга технологии подготовки специалистов высших учебных заведений: диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. М. — 2004. — 372 с.
- Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. -1999.-№ 7.-С. 72−84
- Капустина Т.В. Теория и практика создания и использования в педагогическом вузе новых информационных технологий на основе компьютерной системы Mathematica (Физико-математический факультет): Дис.. д-ра пед. наук: 13.00,08, 13.00.02. -М., 2001. 254 с.
- Каракозов С. Д. Введение в компьютерные сети. Барнаул: БГПУ, 1996.- 173 с.
- Каракозов С.Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Барнаул, 2005. — 427 с.
- Кинелев В. Образование и цивилизация: Доклад на 2-м Междунар. конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (1−5 июля 1996 г.) // Высшее образование в России, 1996. № 3. С. 4−12.
- Кирова Е.В. Построение методической системы обучения разделу «Новые информационные технологии» в школьном курсе информатики: Автореф. дис. канд. пед. наук. (13.00. 02). СПб., 1999. — 21 с.
- Киршев С.П., Киршева Н. В. Компьютер как средство повышения эффективности учебного процесса. URL: http://www.lib.sportedu.ru
- Китаевская Т.Ю. Проектирование компонентов методической системы обучения информатике с использованием автоматизированных методов: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2005. — 447 с.
- Клещев А. С., Артемьева И. JL. Математические модели онтологии предметной области. Часть 2. Компоненты модели. // Научно — техническая информация, серия 2 «Информационные процессы и системы», 2001, № 3, С. 19−28.
- Клещев A.C., Артемьева И.JI. Математические модели онтологий предметных областей. Часть 1. Существующие подходы к определению понятия «онтология». // Научно-техническая информация, серия 2 «Информационные процессы и системы», 2001, № 2, С. 20−27.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.- М., 1995. — 310 с.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпара-дигмальной рефлексии. СПб.: С-ПбГУПМ, 1999. — 242 с.
- Колин К.К. Фундаментальные основы информатики. Социальная информатика. М.: Академ. Проект, 2000. — 170 с.
- Компьютерное образование: Методология, теория, практика: Монография/ Под ред. A.B. Петрова. Волгоград: Перемена, 2002. — 238 с.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. М.: Минобразование России, 1998. — 322 с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756.
- Концепция педагогики информационного общества / Извозчиков В. А., Лаптев В. В., Потемкин М. Н. // Наука и школа. М., 1999. № 1. — С. 41−45.
- Концепция применения принципов открытых систем как интеграционной основы построения информационной инфраструктуры для науки и образования. -М.: 2002
- Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе // Информатика и образование. 2000. № 2. — С. 17−22.
- Корзникова Г. Г. Технология управления процессом обучения в школе. Екатеринбург, 1995. — 194 с.
- Корнетов Г. Б. Педагогика в поиске базовых моделей образовательного процесса // Школьные технологии. 1999. № 1−2. — С. 61−69.
- Кравцова А.Ю. Совершенствование системы подготовки будущих учителей в области информационных и коммуникационных технологий в условиях модернизации образования (На материале зарубежных исследований): Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2004. — 267 с.
- Круподеров Р.И. Телекоммуникации как средство дифференциации обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. (13.00.02). М., 1990. — 43 с.
- Крюков В.В., Шахгельдян К. И. Проблемы интеграции данных и унификации доступа к приложениям в единой информационной среде вуза. -http://tm.ifmo.ru/tm2004/db/doc/getthes.php?id=150
- Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка). М.: Логос, 1998. — 126 с.
- Кубенский A.A. Создание и обработка структур данных в примерах на Java. Серия «Мастер». СПб.: БХВ-Петербург, 2001. — 336 с.
- Кувалдина Т.А. Систематизация понятий курса информатики на основе методов искусственного интеллекта: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. -М., 2003.-280 с.
- Кудинов В.А. Технологии управления знаниями как базис информатизации обучения в вузе // Вестник Московского университета МВД России. / М.: 2010, N1. С. 51−64
- Кудинов В.А. Информатизация обучения в вузе на основе технологий управления знаний. Монография. // Курск: Из-во КГУ, 2008. 200 с.
- Кудинов В.А. Методические основы использования корпоративных образовательных порталов управления знаниями для организации адаптивногообучения // Вестник Московского государственного областного университета. / М.: 2010, N1. — С. 169−172
- Кудинов В.А. Методические основы использования корпоративных порталов управления знаниями для организации адаптивного обучения // Информатика и образование. / М.: 2010, N3. — С. 108−110
- Кудинов В.А. Методология построения и использования корпоративных порталов управления знаниями в системе образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия информатизация образования. / М.: РУДН 2010, N1. — С. 52−59
- Кудинов В.А. Методология проектирования корпоративных порталов управления знаниями для образовательных организаций. Монография. // Курск: Из-во КГУ, 2009. 190 с.
- Кудинов В.А. Модель образовательной области на основе технологий управления знаниями // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия информатизация образования. / М.: РУДН 2010, N1. — С. 89−94
- Кудинов В.А. Принципы построения интеллектуальных обучающих сред на основе технологий управления знаниями. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия информатизация образования. / М.: РУДН -2008, N3. С. 17−22
- Кудинов В.А. Принципы проектирования образовательных порталов управления знаниями. // Вестник Московского государственного областного университета. / М.: 2010, N1. — С. 156−159
- Кудинов В.А. Принципы создания образовательных корпоративных порталов управления знаниями // Информатика и образование. / М.: 2010, N2.-С. 114−117
- Кузнецов A.A. О концепции содержания образовательной области «информатика» в 12-летней школе // Информатика и образование. 2000. -№ 7. С. 26
- Кузнецов Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники впедагогическом институте: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. (13.00.02). -М., 1990.-42 с.
- Кузовлев В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. (13.00.08). -М., 1999. -41 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 132 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель. М., 1983. -№ 3. — С. 51−61.
- Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
- Лабоцкий В.В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний). — Минск: Соврем, шк., 2006.-392 с.
- Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 13−18.
- Лаптев В.В., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Специальные методы обучения информатике // Вопросы теории и практики обучения информатике: Сб. науч. тр. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — С. 95−113.
- Лапчик М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах: Автореф. дис.. д-ра пед. -наук. (13.00.02). М., 1999. — 38 с.
- Ларских З.П. Теоретические основы использования новых информационных технологий в процессе адаптивного обучения младших школьников орфографии: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2000. — 449 с.
- Латышев В.Л. Теория и технология создания и применения интеллектуальных обучающих систем (На примере подготовки и повышения квалификации в области информатики преподавателей технического вуза): Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2004. — 287 с.
- Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1992. — 49 с.
- Левитес Д.Г. Теоретические, основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагогов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. (13.00.01). СПб., 1998. — 43 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Ловцкий К.Э., Фер C.B. О проблеме управления информационными ресурсами портала. http://tm.ifmo.ru/tm2002/db/doc/getthes.php?id=195
- Лукин В.В. Информатизация методической системы обучения как средство обеспечения единства образовательной и кадровой политики (На примере учреждений службы занятости населения): Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02, 13.00.01.-М., 2002.-332 с.
- Ляпина С.Ю., Григорьева Т. Б. Управление знаниями в организации как основное направление повышения конкурентоспособности // Вестник НАУФОР. 2003. № 4. — С. 48−55.
- Майер В.Р. Методическая система геометрической подготовки учителя математики на основе новых информационных технологий: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2001. — 351 с.
- Макаров С.И. Методические основы создания и применения образовательных электронных изданий (На примере курса математики): Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2003. — 242 с.
- Макарова Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии. Автореф. дис.. д-ра пед. наук, в форме научного доклада (13.00.02). СПб., 1992. — 39 с.
- Манушин Э., Меськов В. На пути интеграции (к итогам II международного конгресса ЮНЕСКО «образование и информатика») // Высшееобразование в России. М., 1996. — № 4. http://www.informika.ru/textyhagher/4−96/l-l raz.htm.
- Мазур З.Ф. Научно-педагогические основы проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования: Ав-тореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1998. — 48 с.
- Мариничева М. Советы консультанта: управление знаниями этапы внедрения. — http://vedomosti.ru.
- Мариничева М.К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 320 с.
- Марка Д., Мак Гоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования / Пер. с англ. -М., 1993.
- Марон А.Е., Медведь Б. С. Проблема формирования компьютерной грамотности у учителей различных дисциплин. СПб., 1990. — С. 16.
- Марусева И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения: Ав-тореф. дис. д-ра пед. наук. (13.00.02). СПб., 1993. — 40 с.
- Марюков М.Н. Научно-методические основы использования компьютерных технологий при изучении геометрии в школе: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Брянск, 1998.-244 с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью: Метод, пособие. Киев: Вища шк., 1987. — 223 с.
- Меламуд В.Э. Совершенствование системы подготовки учительских кадров в условиях информатизации школьного образования: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. -М., 2005.-401 с.
- Мильнер Б.З., Румянцева З. П., Смирнова В. Г., Блинникова A.B. Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело, 2006. — 304 с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике.-М., 1987.-200 с.
- Могилев A.B. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Воронеж, 1999. — 365 с.
- Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителей / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. — 189 с.
- Монахов В.М. Что такое новая информационная технология обучения? //Математика в школе. 1990. — № 2. — С. 47−52
- Муккиэли А. Обучение с помощью компьютера. — М., 1987. — 193 с.
- Некрасова Г. Н. Профессионально-ориентированная подготовка учителя технологии в области методики использования средств информационных технологий: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. Киров, 2005. — 440 с.
- Непрерывное образование. Информационные аспекты. // География. 2002. — № 8. — С. 69−70.
- Новиков A.B. Информатизация юридического образования в вузовской системе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерации. Монография -М.: ВНИИ МВД России, 2007. 336 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития: Публицистическая монография. — М.: Эгвес, 2000.-269 с.
- Носов Н.В. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. — 140 с.
- Овдей О. M., Проскудина Г. Ю., Обзор инструментов инженерии он-тологий, Труды б-ой Всероссийской научной конференции «Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции» RCDL 2004.
- Огородников Е.В. Информационные технологии активизации обучения школьников на основе параллельных циклов деятельности: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2002. — 234 с.
- Окулов С.М. Информатика. Развитие интеллекта школьников.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 212 с.
- Окулов С.М. Развитие интеллекта школьника как принцип организации синергетической среды обучения информатике: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Киров, 2004. — 301 с.
- Осипов Г. С. Приобретение знаний интеллектуальными системами -М.: Наука. Физматлит, 1997.
- Осуга С. Обработка знаний: Пер. с япон. М.: Мир, 1989. — 283 с.
- Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в курсах информатики и информационных технологий: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2000. — 246 с.
- Пальчикова И.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей информатики по вычислительной математике: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.02). СПб., 1999. — 19 с.
- Пантелеев М.Г., Жандаров В. В., Семенов B.C. Мультиагентная среда аннотирования образовательных ресурсов на основе технологий Семантического Web// Материалы VII Международной конф. по мягким вычислениям и измерениям SCM'04. СПб.: СПбГЭТУ, 2004.
- Патаракин Е.Ю. Развитие обучения информатике с целью повышения навыков структурирования научного знания и личного опыта: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук (13.00.02). М., 1993. — 20 с.
- Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. — 222 с.
- Персианов В.В. Теория и практика обучения прикладной информатике в педагогических вузах на моделях социально-экономических систем: Автореф. дисс. д-ра пед. наук (13.00.02). СПб., 1997. — 39 с.
- Петров A.B. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: Монография. — Волгоград: Перемена. 2001 267 с.
- Петрусинский В.В. О количественном измерении профессионализма // Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. A.A. Деркача и др. -М.: РАГС, 1995.-С. 190−195.
- Пикельная B.C. Теоретические основы управления. М., 1990. — 233 с.
- Пискунова Т.Г. Методика обучения и использования мультимедиа-систем в курсе информатики средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.02). СПб., 1999. — 19 с.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. -М., 1991.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1984.
- Платонов К.П. Структура и развитие личности. М: Наука, 1986. -255 с.
- Поздняков С.Н. Моделирование информационной среды как технологическая основа обучения математике: Автореф. дис.. д-ра пед. наук (13.00. 02).-М., 1998.-43 с.
- Поиск знаний как основа управления знаниями. http:// www. vcst-meta.ru.
- Полат Е. С, Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 272 с.
- Полат Е.С. Методические основы разработки курсов дистанционного обучения: Тез. докл. межд. конф. «Интернет. Общество. Личность-99». СПб.: ИОЛ, 1999. — С. 228−229.
- Полякова Т.С. Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете: Автореф. дис.. д-ра пед. наук (13.00.02). СПб., 1998. — 39 с.
- Представление и использование знаний: Пер. с япон./ Под ред. X. Уэно, М. Исидзука. М.: Мир, 1989. — 220 с.
- Приобретение знаний: Пер. с япон./ Под ред. С Осуги, Ю. Саэки. -М. Мир, 1990.-304 с.
- Проблемно-ориентированные представления. Препр. Владивосток: ИАПУ ДВНЦ АН СССР, 1985. — 27 с.
- Пустобаев В.П. Теория и технология использования средств формализации для информационного моделирования учебного материала: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2000. — 260 с.
- Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. — СПб., 2000.-45 с.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-С. 287, С. 32−34.
- Раскина И.И. Изучение научных основ информационных технологий в общеобразовательной школе: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2005 -320 с.
- Растригин JI.A., Эренштейн М. Х. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. Рига: Зинатне, 1986. — 160 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
- Розина И.Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2005. — 422 с.
- Румизен М.К. Управление знаниями: Пер с англ. М.: ООО «Издательство ACT" — ООО «Издательство Астрель" — 2004. — 318 с.
- Румянцева З.П. Управление знаниями в образовательной среде университета. Реформы в России и проблемы управления 2003: Материалы Всероссийской научной конференции. -М.: ГУУ, 2003, Вып. 1.
- Сазонова И.В. Методика преподавания раздела «Базы данных» в курсе информатики педагогического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. (13.00.02).-СПб., 1995.-21 с.
- Самойлова В.А. Компьютерная графика и мультипликация как средство развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. (13.00.02). СПб., 1990. — 21 с.
- Самсонова С.А. Методическая система использования информационных технологий при обучении стохастике студентов университетов: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. Коряжма, 2004. — 344 с.
- Свиридов А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний. — М.: Высш. шк., 1981. 262 с.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Севбо И.П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. //М.: Наука, 1969. — 135 с.
- Селезнева H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 95 с.
- Семенова А.П. Готовность морских специалистов к деятельности в профессиональных компьютерных средах (опыт дидактического исследования): Монография. Калининград: БГАРФ, 2004. — 109 с.
- Семенюк Э.П. Информатизация общества, культура, личность //Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 1993. — № 1.- С.6−14.
- Сергеева Т.М. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. — 1991. № 1.-С. 3−10
- Скибицкий Э.Г. О роли педагога в процессе обучения с применением компьютерной техники // Информационные технологии в образовании. Новосибирск: ИПСО РАО, 1993. — № 8 — С. 78−87.
- Скибицкий Э.Г., Слуднов A.B. Идентификация педагогической целесообразности компьютерных технологий // Программные продукты и системы. Тверь, 1996. — № 1. — С. 23 -28.
- Скибицкий Э.Г., Слуднов A.B. К вопросу параметризации свойств программного средства обучения // Программные продукты и системы. -Тверь, 1994.-№ 1.-С. 14−17.
- Скибицкий Э.Г., Слуднов A.B. Педагогическая полезность как средство оценки качества компьютеризированного курса: Монография. Новосибирск: ИПСО РАО, 1996. — 107 с.
- Скибицкий Э.Г., Слуднов A.B. Технология анализа педагогического и программного обеспечения // Информационные технологии в образовании. Новосибирск: НИИ ИВТ, 1992. — № 8 — С. 10−29.
- Скибицкий Э.Г., Холина Л. И. Компьютерная культура педагога как условие информатизации образования // Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях. Т.2. — 4.1. -Новосибирск: ИФиПСО РАН, 1998. — С. 155−160.
- Скибицкий Э.Г., Холина Л. И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. Новосибирск: НИПКиПРО, 1999. — 138 с.
- Смирнов В.А. Научно-методические основы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2000. — 292 с.
- Смолкин A.M. Методы активного обучения: Методическое пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров. М.: Выс.шк., 1991.- 176 с.
- Соколова Г. Ю. Теория и методика обучения работе в сети Internet (на примере подготовки преподавателя информатики, методиста-организатора НИТ): Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.02). СПб., 1999.-20 с.
- Соколова И.И. Теоретические основы конструирования образовательных профессиональных программ высшего педагогического образования по направлению «Естествознание»: Автореф. дис.. д-ра пед. наук (13.00.08).-СПб., 1999.-40 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. -М.: Педагогика, 1984. 471 с.
- Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы. СПб.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. -498 с.
- Субетто А.И. Квалитология образования. — СПб.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 220 с.
- Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования (на федеральном уровне). — СПб. — М.: МЦПКПС, 2000.-49с.
- Сьюзел Д., Ротерей Д. Основные направления применения ЭВМ// Перспективы. Вопросы образования. 1988. -№ 3. — С. 60−69
- Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы создания и внедрения технических средств обучения // Научные основы разработки и внедрение технических средств обучения. Материалы Всес. конф. Т.1, 4.1. -М.: МИФИ, 1985.-С.6−13.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.
- Талызина Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Ю. Пути разработки профиля специалиста. М., 1987. — 175 с.
- Терехов И.В. Нужна ли вузу ЕКР-система?/И.В. Терехов// Открытое дистанционное образование. 2002. № 3(7).
- Технология открытых систем. Под ред. А. Я. Олейникова. — М.: Янус-К, 2004, 288 с.
- Тихомиров O.K. ЭВМ и новые проблемы психологии. — М.: МГУ, 1986.
- Тихонов А.Н., Богатырь Б. Н. Роль информатики в образовательном процессе.// Проблемы информатизации высшей школы. М. — 1996. — № 2. -С. 97−99.
- Управление знаниями / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.-208 с.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А.Д. Иван-ников, О.П. Молчанова- Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998.256 с.
- Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. Сер. 1., 1997, № 2. С. 1−11.
- Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления / Под ред. В. В. Попкова. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2007. — 295 с.
- Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управления знаниями / Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. — 272 с.
- Холодова С.А. Некоторые принципы и методики автоматизации проектирования электронных изданий на основе печатных текстов по предметной области. В «Интеллектуальные технологии и системы. Вып.З.-М., МГУП, 2001
- Хомерики О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1996. -20 с.
- Чванова М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов: Автореф. дис. д-ра пед. наук.(13.00.08). — М., 1999.-41 с.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 150 с.
- Черняк Л. Управление знаниями и информационные технологии // Открытые системы. 2000. — № 10.
- Черняховская М.Ю. Представление знаний для диагностических экспертных систем в медицине. Владивосток: ДВО РАН СССР, 1983.
- Чугунов А.В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России. Обзор исследований аудитории Интернета. / Междисциплинарный центр СПбГУ. СПб., 2000. — 36с.
- Шагурина Н. Web-службы: новая парадигма интеграции? / Н. Шагурина // Сетевой. -2003. № 2.
- Шапиро Д.И. Виртуальная реальность и проблемы нейрокомпью-тинга. М.: РФК-ИмиджЛаб, 2008. — 454 с.
- Швецкий М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. (13.00.02). -СПб., 1994.-37с.
- Шеян И. ERP для вуза — не роскошь. /И. Шеян // Computerworld. — 2003.-№ 46
- Щипанов В. В. Управление качеством подготовки инженеров на основе интегративно-дивергентного подхода к проектированию мультидис-циплинарных комплексов: Автор, дис.. д -ра техн. наук. М.: Исследо-ват. центр, 1999. — 46 с.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение, 1966.
- Юсуфбекова И.Р. Общие основы педагогической инноватики. -М., 1991.-276 с.
- Alechin A., Kovrigin О., Masing Е. The Meta-Modeling technology AL-PHABET-a short introduction.//Know Tech Forum99. -http://www.uviev.de/info99/info99-neu.html
- Amin A., Cohendet P. Architectures of knowledge. Firms, capabilities and communities. Oxford, 2003.
- Archipova A.I., Kochubey I.V., Ius D.V. Conceptual approaches to new generation learning-methodical complexes developing. Proceeding of IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies ICALT 2002. -Kazan, Tatarstan, Russia, pp. 188−191.
- Bangert-Drowns R. L, Kulik J. A., Kulik C.L. Effectiveness of Computer-based Education in Secondary Schools // Journal of Computer-Based Instruction. 1985.-Vol. 12.-N3. -P. 125−132.
- Benjamins V. R., Fensel D., et. al., 1998. Community is Knowledge! // In KA2, In: Proc. KAW'98, Banff, Canada.
- Blazquez M., Fernandez M., Garcia-Pinar J. M» Gomez-Perez A., 1998. Building Ontologies at the Knowledge Level using the Ontology Design Envir-noment // Knowledge Acquisition Workshop, KAW98, Banff
- Braetman J. A., Magnini B., Rinaldi F., 1994. The Generalized Italian, German, English Upper Model // ECAT94, Amsterdam
- Bramble W.J., Mason E.J., Berg P. Computers in Schools McGraw-Hill, Inc., New York, 1985. 334 p.
- Buchbinder H. The market oriented university and the changing role of knowledge. / Higher education Dordrecht etc., 1993, vol.26, № 3, p.331−347.
- Bule J., Zaitseva L. Computer-based learning process organization. // Proc. of the international conference «Knowledge Society Challenges for e-Learning» May 26−27 2005, Kaunas, Lithuania
- Christopher C. Shilakes and Julie Tylman, «Enterprise Information Portals», November 1998
- Deborah L. McGuinness. «Ontologies Come of Age». In Dieter Fensel, J im Hendler, Henry Lieberman, and Wolfgang Wahlster, editors. Spinning the Semantic Web: Bringing the World Wide Web to Its Full Potential. MIT Press, 2002.
- Enterprise Partner, № 11 (28), 12 июня 2001 г.
- Eysenck H.F. Heredity and Environment: The State of De-bate//Educational Analisis. -1982. № 2. — 154 p.
- Farquhar A., Fikes R., Rice J., 1996. The Ontolingua Server: A Tool for Collaborative Ontology Construction//Knowledge Sysrem Laboratory, KSL-96−26, September, 1996
- Feigenbaum E., Buchanan B. Dendral and Meta-Dendral // Artificial Intelligence. Vol. 11, No. 1−2
- FIPA, 1998. Ontology Service. FIPA 98 Specification. Part 12.
- Gerry Murray, «The Portal is the Desktop», January 1999
- Gruber T.R. Ontolingua: A Mechanism to Support Portable Ontologies. Technical Report KSL-91−66, Stanford University, Knowledge Systems Laboratory, 1992.
- Gruninger M., Fox M., 1995. Methodology for the Design and Evaluation of Ontologies // Proceedings of IJCAI-95 Workshop on Basic Ontological Issues in Knowledge Sharing.
- Guarino N., Giaretta P., 1995a. Ontologies and Knowledge Bases. Towards a Terminological Clarification // In: Towards Very Large Knowledge Bases. N.J.I. Mars (ed.), IOS Press, Amsterdam.
- Guarino N. 1996. Ontologies: What Are They, and Where’s The Research? // A panel held at KR'96, the Fifth International Conference on Principles of Knowledge Representation and Reasoning, November 5, 1996, Cambridge, Massachusetts
- Hebenstreit J. Computers in Education: The Next Step// Education and Computing. 1995. — V. l — P. 37−43.
- Hurtley R. Computer assisted learning // Human interaction with computer, 1998.-P. 129−159.
- IEEE Standard for Learning Object Metadata. IEEE Std 1484.12.1- 2002. The Institute of Electrical and Electronics Engineers, Inc. 3 Park Avenue, New York, NY 10 016−5997, USA, 6 September 2002
- Kabassi K., Virvou M. Learner Modelling in a Multi-Agent System through Web Services // Proceedings of the 3rd IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT-2003). Athens, Greece, 2003.
- Kulik J.A., Kulik C.L., Cohen V. Effectiveness of Computer-Based Teaching of Secondary School Students // Journal of Edicational Psychology, 1983, Vol.75. № 2. — p. 25−32.
- Learning objects: What? // Center for International Education. http://www.uwm.edu/Dept/CIE/AOP/LOwhat.html
- Lenat, D. B., 1995. CYC: A Large-Scale Investment in Knowledge Infrastructure // Communications of the ACM 38. № 11
- Limoanco T., Sison R. Learner Agents as Student Modeling: Design and Analysis // Proceedings of the IASTED International Conference CATE, June 30- July 2, 2003, Rhodes, Greece, p. 161 — 163.
- Mariano Fernandez-Lopez, Asuncion Gomez-Perez. Methontology. // Laboratorio de Inteligencia Artificial, Facultad de Informatica, Universidad Politecnica de Madrid, Campus de Montegancedo sn. Boadilla del Monte, 28 660. Madrid, Spain.
- Natalya F. Noy and Deborah L. McGuinness. Ontology Development 101: A Guide to Creating Your First Ontology. // Stanford Knowledge Systems Laboratory Technical Report KSL-01−05 and Stanford Medical Informatics Technical Report SMI-2001−0880, 2001.
- Noy, N.F., Klein M. Ontology Evolution: Not the Same as Schema Evolution, 2002.
- Onto Web. Ontology-based information exchange for knowledge management and electronic commerce. IST-2000 -29 243, 2002.
- Patil R.S. Causal Representation of Patient Illness for Electrolyte and Acid-Base Diagnosis. PhD Thesis, Laboratory for Computer Science, MT, 1981.
- Paul E. van der Yet Piet-Hein Speel, Nicolaas J.I. Mars. Bottom-up construction of ontologies: the case of an ontology of pure substances. // Memoranda Informatica. 1995. P. 95−31.
- Planning the gualiti of education. The collection and use of data for informed decisionmaring. Edited by K.N. Ross and Z. Mahlck, UNESCO, Perga-mon Press, 1990. p.6.
- Robert S., Carole G., Horrocks I., Bechhofer S. Building a Bioinformatics Ontology Using OIL. // Department of Computer Science University of Manchester. Oxford Road Manchester UK M13 9PL, August 1, 2001.
- Russell T.L. The «No Significant Difference» Phenomenon as reported in 248 Research Reports, Summaries, and Papers. — North Carolina State University, 1997.
- Shute V. J. SMART: Student Modeling Approach for Responsive Tutoring / Internets. User Modeling and User-Adapted Interaction, 5(1)
- Studer R., Benjamins V.R., Fensel D. Knowledge Engineering: Principles and Methods. In Data & Knowledge Engineering, 25, 1998, pp. 161−197.
- TOVE, 1999. TOVE Manual. Department of Industrial Engineering, University of Toronto
- Uschold M., Gruninger M., 1996. ONTOLOGIES: Principles, Methods and Applications, // Knowledge Engineering Review. Vol. 11, No. 2.
- Van der Vet P.E., Mars N.J., Speel P.H., 1994. The Plinius Ontology of Ceramic Materials // ECAF94, Amsterdam
- Weiss S.M., Kulikovski C.A., Amarel S. & Safir A. A Model-Based Method for Computer-Aided Medical Decision Making. In Clancey W J. & Short-liffe E.H. Editors, Reading in Medical Artificial Intelligence, the First Decade. Addison Wesley, 1984.
- Wug K. Knowledge Management. Arlington: Schema Press, 1993.
- Zaitseva L., Boule C. Learning systems in professional training. Workshop «Industry meets research» within the conference Interactive Computer Aided Learning ICL 2005 Villach, Austria 28−30 September 2005