Эволюция балета в диалоге со временем: «Тщетная предосторожность» в Петербурге — Петрограде — Ленинграде — Петербурге
Диссертация
Постоянная трансформация танцевального текста «Тщетной предосторожности» позволяет утверждать, что наибольшей стабильностью на протяжение почти двух столетий отличалась драматургия. Известная фабула, заимствованная из низового народного театра, получила достаточное распространение в различных театральных жанрах. Но именно балету «Тщетная предосторожность» суждено было представить столетия спустя… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I.
- Жан Добсрваль и истоки «Тщетной предосторожности»
- Глава II. Первые петербургские постановки
- Глава III. Под ссныо романтизма
- Глава IV. В эпоху академизма
- Глава V. В советский период
Список литературы
- Арапов П. Летопись русского театра. СПб.: типогр. Тиблена и комп., 1861.-386 с.
- Архив дирекции императорских театров (АДИТ): Вып.1, Отд.З.: Спб.: год. Дирекции императорских театров, 1892. — 390 с.
- Блок Л. Классический танец. История и современность. М.: «Искусство», 1987. — С. 456−457.
- Блок Л. «Тщетная предосторожность.» //Сб. статей к премьере балета в Государственном академическом Малом оперном театре. Л.: изд. театра, 1937. — С. 7.
- Богданов-Березовский В. А. Я. Ваганова. М.- Л., 1950. — С. 21−22.
- Бруни Т. Художник о своей работе. «Тщетная предосторожность». // Сб. статей к постановке балета в Государственном академическом Малом оперном театре. Л.: изд. театра, 1937. С. 34 — 36.
- Вальберх И. Из архива балетмейстера. М.- Л.: «Искусство», 1948. — 190 с.
- Виноградов О. Два спектакля (из опыта балетмейстера). // Музыка и хореография современного балета. Л.: «Музыка», 1977. — Вып. 2. — С. 89.
- Всеволодский-Гернгросс В. Театр в России в эпоху отечественной войны. СПб.: типогр. «Сириус», 1912. — С. 173−174.
- Глушковский А. Воспоминания балетмейстера. Л.- М: «Искусство», 1940. — 248 с.
- Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. Л.: Музтз, 1959. — 781 с.
- Дидро Д. Собр. соч. В 10-ти т. М.-Л., Acadevia, 1936.-Т.5.
- Добровольская Г. Федор Лопухов. Л.: «Искусство», 1976. — С. 239.
- Зотов Р. Театральные воспоминания. СПб., типогр. Я. Ионсона, 1859.117 с.
- Иванова С. Марина Семенова. М.: «Искусство», 1965. — С. 24.
- Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.- М.: «Искусство», 1958. — 309 с.
- Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л.- М.: «Искусство», 1963. — 551 с.
- Красовская В. Русский балетный театр начала XX века: 1 Хореографы. -Л.: «Искусство», 1971. 526 с.
- Красовская В. Русский балетный театр начала XX века: 2 Танцовщики. -Л.: «Искусство», 1972. 456 с.
- Красовская В. Западноевропейский балетный театр: Эпоха Новерра. Л.: «Искусство», 1981.-286 с.
- Красовская В. Западноевропейский балетный театр: Преромантизм. Л.: «Искусство», 1983. — 431 с.
- Красовская В. Западноевропейский балетный театр: Романтизм. М.: «Искусство», 1996.-431 с.
- Кремшевская Г. Татьяна Михайловна Вечеслова. Л.: ВТО, 1951. — С.43
- Куликова К. Алексей Яковлев. Л.: «Искусство», 1977. С. 150−151.
- Лавровский Л. Моя постановка. «Тщетная предосторожность». // Сб. статей к постановке балета в Государственном академическом Малом оперном театре. Л.: изд. театра, 1937. С. 22.
- Левннсон Л. Мастера балета. СПб.: изд. Н. В. Соловьева, 1915. — 136 с.
- Лопухов Ф. Шестьдесят лет в балете. Л: «Искусство», 1966. — С. 221.
- Луначарский А. О музыке и музыкальном театре. М.: «Музыка», 1981. -Т. 1.: — С. 209.
- Макаров А. Старший друг. // Николай Зубковский: Статьи и воспоминания. СПб.: «Искусство», 1993. — С. 62.
- Мариус Петипа. Материалы: Воспоминания. Статьи. Л: «Искусство», 1971.-446 с.
- Петипа М. Мемуары. // Мариус Пепша: Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: «Искусство», 1971. — С. 23 — 67.
- Петров О. Русская балетная icpmrnca конца ХУШ первой половины XIX века. — М: «Искусство», 1982. — 319 с.
- Петров О. Русская балетная критика второй половины XIX века. -Екатеринбург: «Сфера», 1995. 415 с.
- Плещеев А. Наш балет. 2-е год. СПб.: издание Ф. А. Переяславцева и А. А. Плещеева, 1899. — 467 с.
- Пушкин А. Полное собрание соч. в 10 тт. М.: изд АНСССР, 1958. -Т. 10. — С. 103−104.
- Розанова О. Елена Люком. Л.: «Искусство», 1983. — С. 60.
- Рославлева Н. Семья Пепша в Европе. // Мариус Петипа.- Л.: «Искусство», 1971. С. 343.
- Скальковский К В театральном мире. СПб.: тапогр. А. С. Суворина, 1899. — С. 139−140.
- Слонимский Ю. В честь танца. М.: «Искусство», 1968. — С. 154.
- Слонимский Ю. Дидло.- Л.- М.: «Искусство», 1958. 262 с.
- Слонимский Ю. Драматургия балетаого театра XIX в. М: «Искусство», 1977. — С. 29−36.
- Слонимский Ю. Тщетная предосторожность. Л.: «Музгиз», 1961. — 64 с.
- Соллерлшский И. Романгазм, его общая и музыкальная эстетака. М.: «Музгиз», 1962. — С. 8.
- Станиславский К. Собрание сочинений. М.: «Искусство», 1954. — Т. 1.1. С. 90.82. «Тщетная предосторожность». //Сб. статей к постановкебалета в Государственном академическом Малом оперном театре. Л.: изд театра, 1937. — 55 с.
- Фельдг П. О музыке балета. // «Тщетная предосторожность». Л.: год. театра, 1937. — С.29 — 33.
- Шереметьевская Н. Молодые балетные театры.// Советский балетный театр. М.: «Искусство», 1976. — С. 185.
- Эльяш И. Авдотья Истомина. Л.: «Исксство», 1971. — С.57.1. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
- Большой театр. «Гитана.» // Северная пчела. 1840. — № 231. — 12 октября. — С. 921.
- Б. Н. М. Безобразов. Театральное эхо. Балет. // Петербургская газета. -1896. № 246. — 6 сентября. — С. 3.
- Б. ПМ.Безобразов. Бенефис кордебалета. // Петербургская газета. -1899. -№ 108. 22 апреля. — С. 4.
- Бельский И. Пора отдать себе в этом отчет. // За советское искусство. -1959. № 13 (481). — 20 октября. — С.4.
- Бибер Е. А ваше мнение? // За советское искусство. 1959. — № 12 (480). -25 сентября. — С. 3.
- Бродерсен Ю. Ак-балет. // Рабочий и театр. 1925. — № 5. — С. 3.
- Бродерсен Ю. Акбалетное училище. // Рабочий и театр. 1924. — № 9. — С.14.
- Бродерсен Ю. Балет в ак малом. // Рабочий и театр. — 1925. — № 8. — С. 15.
- В.З. В. Зотов. Балет в Петербурге. Сезон 1853/1854 гг. // Пантеон. 1854, т. 14, кн. 3. — С. 46
- Василько. Щетров]. Г-жа Прихунова в «Тщетной предосторожности». // Санкт-Петербургские ведомости. 1854. — № 255.- 14 ноября. — С. 2.
- Волынский А. «Тщетная предосторожность». // Жизнь искусства. 1922. -№ 11.-С. 2.
- Волынский А. Красная шапочка. // Биржевые ведомости. 1912. — № 12 889. -16 апреля.-С. 7.98. «Волшебная кошка». // Северная пчела. 1836. — № 180. — 8 августа. — С. 717−719.99. «Воспитанница Амура». // Северная пчела. 1841. — № 24. — 30 января. С. — 93.
- Гн-нъ. Первый дебют Фанни Эльслер. Театральная хроника. // Санкт-Петербургские ведомости. 1848. — № 224. — 7 октября. — С. 898.
- Государственный академический балет. // Еженедельник Государственных академических театров. 1922−1923. — № 8. — С. 37.
- Дидло Ш. Предисловие к либретто балета «Амур и Психея». // Искусство и жизнь. 1940. — № 10. — С. 40.103. // Драматический вестник. 1808. — № 61, ч. 3. — С. 70.
- Зеленский Б. «Тщетная предосторожность». // Сталинец. 1944. — № 137. -3 июня. — С. 4.
- Кони Ф. Балет в Петербурге. // Пантеон и репертуар русского театра. -1850. -Т. 2, кн. 3. С. 42
- Красовская В. В поисках утраченного времени. // За советское искусство.- 1959. № 13 (481). — 20 октября. — С. 4.
- Кремшевская Г. Первое десятилетие. // Театральная жизнь. -1971. № 7.- С. 12.
- Левинсон А. Балет. // Речь. П — 1915. — № 100, 14 апреля. — С. 5.
- Н.Б. (Н.М.Безобразов). Балет. Театр и музыка. // Санкт-Петербургские ведомости. 1888. — № 274. — 4 октября. — С. 3.
- Н.Б. Н. М. Безобразов. Театральное эхо. Балет. // Петербургская газета. -1899. -№ 258. 20 сентября. — С. 3.
- Н.Безобразов. Театральное эхо. // Петербургская газета. 1894. — 27 сентября. — № 265. — С. 3.
- Н.Б. (Н.М.Безобразов). Юбилейный спектакль г-на Гердта. Театр и музыка. Балет. // Санкт-Петербургские ведомости. 1885. — № 346. — 17 декабря. — С. 3.
- Him. Носилов. «Тщетная предосторожность». // Последние новости. 1924. — № 7 — 18 февраля. — С. 4.
- Нин. Носилов. «Тщетная предосторожность». // Еженедельник петроградских государственных академических театров. 1923. — № 35. — 1 мая. — С. 7.
- Носилов Н. «Тщетная предосторожность». // Жизнь искусства. -1926. № 11, 16 марта. — С. 14.
- Носилов II. П.А. Гердт. // Еженедельник петроградских государственных театров. 1922. — № 9. — С. 26.
- Прокофьев С. «Тщетная предосторожность» в театре имени Кирова. // Советское искусство. 1943. — 28 авг. — С. 3.
- Р.Зотов. Балетная труппа. Пантеон русского и всех европейских театров, ч. 1.-СПб.-1841.-С. 3.
- Р.З. Р. Зотов. Большой театр. «Жизель, нлиВнлисы». // Северная пчела. -1842. Jfe 291. — 29 декабря. — С. 1162.
- Р.З. Р. Зотов. Петербургские театры. Обзор С.-Петербургских театров за истекший год. // Северная пчела. 1843. — № 53. — 9 марта. — С. 210.
- Светлов В. «Тщетная предосторожность». // Биржевые ведомости. 1906.- № 9497. 18 сентября. — С. 3.
- Слонимский Ю. Балетный сезон в Ленинграде. // Рабочий и театр. 1937. -№ 8.-С. 15.
- С.Н.Р. «Тщетная предосторожность». // Красная газета. Веч. выпуск. -1925. 14 февраля. — С. 3.
- С.Н.Р. «Тщетная предосторожность». // Красная газета. Веч. выпуск. -1924. 24 марта. — С. 3.
- Соллертннский И. Балеты Делиба на советской сцене. // Рабочий и театр.- 1934, — № 11.-С.12−13.
- Соллерпшский И. За новый хореографический театр. // Жизнь искусства. 1928. -№ 25. — С. 4−5.
- Соллерпшский И. «Ручей». // Новая вечерняя газета. 1925. — № 14. — 15 апреля. — С. 7.
- Соловьева Г. «Тщетная предосторожность». // Чкаловская коммуна. -1944. № 92. — 10 мая. — С. 3.
- Театр и музыка. // СПб. ведомости. 1885. — № 349. — 20 декабря. — С. 3.
- Театр и музыка. Балет. Дебют г-жи Цукки. // Санкт-Петербургские ведомости. 1885. — № 311. — 12 ноября. — С. 3.
- Театральная хроника. Немецкий театр. Бенефис г-на Югансона 18 ноября 1848 года. // Санкт-Петербургские ведомости. 1848. — № 269. — 28 ноября. — С. 1078.
- Театральное эхо. // Петербургская газета. 1885. — № 318. — 19 ноября. — С.3.
- Театральное эхо. Балет. // Петербургская газета. 1899. — № 115. — 29 апреля. — С. 3.
- Театральное эхо. Дебют г-жи Цукки. // Петербургская газета.- 1885. № 154.-8 июня. — С. 3.
- Театральное эхо. // Петербургская газета. 1885. — № 342. — 13 декабря.1. С. 3.
- Ф. П. Л. Фролов. Заметки. // Санкт-Петербургские ведомости. 1851. — № 279. — 13 декабря. — С. 1119.
- Чистякова В. В балете комедия. //Нева. -1972.- № 3. — С. 193.
- ШикМ. «Тщетная предосторожность». //Вестншс театра. 1919. — № 24.1. С. 6.
- Вечеслова Т.М. Из беседы с автором 16 октября 1980 г.1. СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
- Балет. Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 523.
- Деген А., Ступников И. Ленинградский балет. 1917−1987. Л.: «Советский композитор», 1988. — С. 255.
- Adam A. Souvenir d’un Musicien. Paris, 1857.- P.35. // Красовская В. Западноевропейский балетный театр: Романтизм. — М.: «Искусство», 1996. — С. 84
- Etat des pieces joue’es dans la troupe de Comedie. 1772−1798, P. 281. // «La Fille mal Gardee». London, 1960. — P. 68.
- Goncourt E. de. La Guimard. Paris, 1893. — P.127. // Красовская В. Западноевропейский балетный театр: Эпоха Новерра. — Л.: «Искусство», 1981.- С. 86.
- Guest I. The Divina Virdginia. New York and Basel: Marcel Dekker Inc., 1977.- 187 p.
- Guest I. The Romantic Ballet in Paris. London, 1966. — 314 p.
- Guest I. The Saga of «La Fille mal Gardee». // «La Fille mal Gardee». -London, 1960. Pp. 34−57.
- Histoire de l’art dramatique en France depuis 25 ans, Serie I. Paris, 1858. -P.174. В кн.: Левинсон А. Мастера балета. — СПб., изд. НВ. Соловьева, 1914. — С.110.
- Karsavina Т. «La Fille mal Gardee» at the Maryinsky". // «La Fille mal Gardee». London, 1960. — P. 25−26.161. «La Fille Mal Gardee»: Footnotes, № 25. // «La Fille mal Gardee». London, 1960. — P. 69.
- Lanchbery J. The Music of «La Fille mal Gardee». // «La Fille mal Garde’e». -London, 1960. P. 12−20.
- Noverre. Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts. V. 4.- St. Petersbourg, 1809. P. 83.
- Swift M.G. A Loftier Right, The Life and Accomplishments of Charles-Louis Didelot Ballet-master. London, 1974. P. 31. В кн.: Красовская В. Западноевропейский балетный театр. JL: «Искусство», 1983. — С. 101.
- The Scenario of «La Fille mal Gardee». // «La Fille mal Gardee», London, 1960. Pp. 3−8.
- Wiley J. The life and Ballets of Lev Ivanov. Oxford: Clerandon Press, 1997.-Pp. 73−84.j^pif /. /v