Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая культура Ближнего Востока

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ислам, хотя во многом и впитал в себя библейские положения и географически возник там, где и христианство, и иудаизм — на Ближнем Востоке, существенно отличается от двух упомянутых монорелигий. Ислам вышел за рамки богослужения и проник в быт,' экономику, в политику и стал образцом жизни. Он стал оболочкой в экономической культуре. Он не только выступает в качестве морали, но и является как бы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. " Культура производства
    • 1. 1. Культурно-исторические и географические факторы культуры производства на Ближнем Востоке
    • 1. 2. Этические нормы и их влияние на экономическую культуру ислама
    • 1. 3. Религиозная система и ее влияние на экономическое поведение
    • 1. 4. Торговля. Конфессии
  • Глава 2. Культура обмена и распределения
    • 2. 1. Отношение к собственности и банковской деятельности в экономической культуре ислама
    • 2. 2. Стратификация в исламском обществе
    • 2. 3. Религиозный фундаментализм и модернизм
  • Глава 3. Культура потребления
    • 3. 1. Предпосылки культуры потребления в исламской традиции
    • 3. 2. Демография и потребление

Экономическая культура Ближнего Востока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XX веке идет сильный напор христианской культуры на исламскую, где последняя отстояла себя. Это, конечно, не ведет к мировому расколу, а наоборот заставляет обе стороны идти к диалогу, который продолжается до сих пор. Мы рассматриваем диалог в продолжении особенно в экономической культуре.

В современной науке под исламо-христианским диалогом подразумевается весь комплекс отношений, который сказывался между двумя культурами на протяжении почти четырнадцати веков их существования и охвативший экономическую, политическую и религиозную сферу. Сегодня этот термин приобрел новое звучание в связи с тем, что за последние три десятилетия состоялось большое количество как официальных, так и неофициальных встреч христианских и мусульманских представителей.

Проблемное противопоставление Востока Западу и приписывание философским традициям и культуре отдельных регионов или этнокультурных общностей в Азии черт, контрастно отличающих их от мировоззрения и культуры народов Запада как некой недифференцированной целостности, с изначально подвергались критике со всех сторон. Материалистическинатуралистический Запад и «спиритуалистический» Восток, как их характеризует большинство зарубежных компаративистов, не раскрывает подлинной картины мыслительного процесса в этих регионах.

В настоящем исследовании сознательно не затрагивается Россия. В России, в отличие от стран Запада, исторически сложился иной тип общественной системы, в основе которого лежит эффективность власти, а не эффективность собственности. В истории российского государства нередко возникали периоды бурных преобразований. Те широкомасштабные изменения, которые происходят сегодня в России, можно было бы отождествлять с революцией", но было бы правильнее отдать предпочтение русскому термину Смута, поскольку в России подобного рода процессы имеют действительно всеобщую цивилизационную природу, преобразуя прежнюю культуру, традиции и т. п.

Настоящая работа посвящена современной экономической культуре Ближнего Востока. В контексте работы возникла необходимость дать анализ истории экономической культуры, поскольку за современной культурой стоит многовековой слой культуры и невозможно было его не затронуть.

Актуальность темы

исследования.

Экономическая культура вообще, а экономическая культура Востока в частности, а тем более Ближнего Востока весьма слабо освещена в отечественной литературе. Тем не менее подъем исламского мира, идущие там модернизационные движения и включение в мировую экономическую систему требуют более внимательного и глубокого анализа экономической культуры.

Мировая экономика, вступая в свою новую фазу, обрушивает на человечество поток версий относительно ее будущего обличия: глобальное человечество, мировое сообщество, единая цивилизация. Каждая из этих версий ухватывает отдельные аспекты нарождающейся реальности.

В международном разделении труда практически включены многие сферы хозяйственной деятельности.

Место и роль исламских (ближневосточных) стран, как и любых других в международном разделений труда определяется помимо их реальных импортных потребностей и экспортных возможностей еще и экономической культурой.

Традиционные факторы, на которые изначально опираются (опирались) страны исламского мира в международном разделении труда, основательно подтачиваются также модификацией самих критериев конкурентоспособности, находящейся в сложной причиноследственной связи с распространением информационных технологий.

Отставание же в освоении новых технологий с их возможностями, диверсификации и совершенствования производства, модификация товарной структуры международной торговли, сопутствующая использованию таких технологий, заметно ослабили традиционные позиции данного региона и поставили их перед фактом относительного вытеснения с мирового рынка.

Сохранение высоких темпов экономического роста благодаря созданию новых технологий и поступлению дешевого сырья с Востока вовсе не доказывает идеальность и не обеспечивает. перманентное доминирование в будущем именно западной цивилизации.

В последнее время в исламском мире во все более острых формах проявляется недовольство так называемой вестернизацией общественного уклада и культуры мусульманских государств. Недовольство вызывают попытки навязывания западного образа жизни и соответствующих ценностей, в том числе и в экономической культуре народам, тысячелетиями или как минимум столетиями жившим по своим традиционным законам и представлениям.

Весомым' обоснованием в пользу своей «культурно-идеологической экспансии» Запад использует гуманитарный фактор (права человека).

Предпринимаются попытки искусственным путем насадить там западную модель развития общества.

Ислам, хотя во многом и впитал в себя библейские положения и географически возник там, где и христианство, и иудаизм — на Ближнем Востоке, существенно отличается от двух упомянутых монорелигий. Ислам вышел за рамки богослужения и проник в быт,' экономику, в политику и стал образцом жизни. Он стал оболочкой в экономической культуре. Он не только выступает в качестве морали, но и является как бы всеобщим регулятором всех сфер общественной жизни, включая политику, экономику, юриспруденцию, и психологический склад людей. Роль мусульманских институтов в исламских государствах чрезвычайно велика, и она в обязательном порядке принимается в расчет светскими властями.

По мнению Хантингтона, в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет не идеология и не экономика, а культура. Но культура играет фундаментальную роль в модернизации общества, являясь генератором глубоких социально-экономических трансформаций1.

Культура как степень совершенства способа деятельности, то есть как технология, во многом определяет возможности человечества в освоении мира на данном этапе цивилизационного развития и возможности адаптации к прогрессирующим изменениям.

Применительно к теме исследования, можно сказать, что это мусульманская культура как противовес христианской культуры. Но при всем пессимистическом настроении Хантингтона, столкновение не есть неизбежный факт, а всего лишь возможный, если не постараться — «не входить в чужой монастырь со своим уставом». Уставом мусульманского «монастыря» является всестороннее проникновение шариата во все сферы общественной жизни, не исключая и экономической культуры.

Современный мир требует более внимательного осмысления происходящих в нем явлений и событий. с.

В работе дан культурологический анализ этих проблем в рамках идей теорий культуры.

Все возрастающую роль в современном мире играют страны Востока. За сравнительно короткий срок многие из них добились значительных успехов в развитии национальной экономики, науки ' и техники, в культурном строительстве.

Следует подчеркнуть, что в своем анализе мы соблюдаем один единственный ракурс видения — философско-культурологический. Этот момент.

1 цит. по: Ракитов А. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии 1994. № 4. С. 14−15. необходимо выделить, поскольку экономические отношения являются предметом интереса многих разнородных дисциплин: экономической науки, теории управления, психологии и т. д. Учитывая данные всех этих специальных исследований мы тем не менее стараемся не изменять избранному философско-культурологическому подходу, и анализировать экономическую культуру Ближнего Востока как совокупность форм его внутреннего содержания. Это актуально, ибо внутреннее содержание экономической культуры является главным толчком в экономической деятельности людей, их поступков по отношению друг к другу, обществу и миру в целом.

Социальная организация (технологический и экономический уровень развития), может быть одинаковой у различных народов, но разными в этом случае выступают обычаи, традиции, вкусы и т. д. Национальный мир — это единый космос, в котором слиты человек и исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его практической деятельности1.

Степень научной разработанности проблемы.

В 60-е годы ряд зарубежных исследователей высказывали мнение, что дальнейшая эволюция исламских обществ будет осуществляться посредством с отказа от традиций, устоявшейся системы ценностей, ограничения и роли ислама2 и, соответственно, через адаптацию к модели вестернизации, восприятие западных институтов и норм.

Но при анализе дальнейшего развития исламских обществ это мнение не совсем подтвердилось. Анализ социальноэкономического развития исламских обществ, ставит нас перед лицом фактов обратного явления.

Несомненно, знакомство народов Востока, в частности исламского региона Ближнего Востока, с западной культурой способствует разрушению.

1 Культурология: учебное пособие. //Под. науч. ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону. 1997.

2 Шевелев В. Н. Модернизация исламских обществ: социально-философский аспект. Ростев-нао ну. 1996. С. 6. традиционной веры, возникновению направления модернизма, возрождению рационалистической тенденции в теологии.

Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культураэто не только и не столько результат человеческой деятельности, сколько способ этой деятельности и человеческой деятельности в целом.

Индивид со своими потребностями и интересами не разрушает систему культуры, оставаясь в рамках традиции. Здесь культурные нормы и образцы этнического поведения и построенные на их основе типы социальных связей и внутренние качества личности совпадают.

В обществах, где преобладает новация как способ отношения к социальному миру, уже иная культура.

Начало нетрадиционного типа культуры характеризует срыв традиции. Мотивация индивидуального действия и система социальных оценок не совпадают, их опосредует индивидуальная рефлексия, выбор.

Но в деле модернизации развернулась настоящая идеологическая борьба. Огромную роль в этой борьбе играет мусульманское духовенство. Мы постарались показать это во второй главе нашей работы на примере позиций университета «Аль — Азхар» — крупнейшего мусульманского идеологического центра во всем мире.

В современном мире происходит интенсивный рост разнообразных культур, выходящих на историческую арену в качестве самостоятельных субъектов. Учитывая цивилизационные особенности различия стран и народов, тем не менее, надо признать тот факт, что они все-таки не в состоянии сдерживать процесс глобализации, а сами под его влиянием видоизменяются. Но процессу формирования единой мировой цивилизации противостоит растущая тенденция к автоматизации наций и национальных государств. В итоге наряду с тенденцией глобализации существует и тенденция взлета национальных интересов.

Современный мир — это, прежде всего сочетание глобального и локального. Это становление единой экономической системы (И. Валлерштайн, Дж. Бенигер), нарастание экологических, военных проблем (В. Вернадский, Т. де Шарден, ХантингтонРимский клуб), формирование единого информационного пространства (В. Вернадский, Тоффлер, Д. Белл, А. Турен), появление одинаковых проблем управления производством, потреблением, распределением (Кейнс, Дж. Гелбрейт, В. Афанасьев) — все это приведет, в конечном счете, к глобализации мира.

Осознавая данную исходность, необходимо рассмотреть культуру Востока, не только в его цивилизационно — культурном обобщенном понятии. Так называемая «специализация», если можно так выразиться на этот счет, является актуальной. Имеется в виду изучение не культуры Востока как такового, а экономическую культуру со всеми вытекающими отсюда выводами.

С позиций современного цивилизационного развития древние культуры обретают значимость, прежде всего в своих достижениях. Культура также оказывается способом существования этноса.

Изучением культуры Древнего мира занимались такие мыслители как Шпенглер, К. Ясперс.

У Шпенглера на первый план выступает своеобразие и уникальность различного типа культур, сохраняющих во времени свое историческое ядро и сосуществующих одна с другой, оставаясь непроницаемыми друг для друга.

Карл Ясперс, чтобы не противопоставить различные культуры друг другу, опирается на теорию осевого времени. Так по Карлу Ясперсу, «осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями"1. Исходя из этой теории, различия между Востоком и Западом не носят абсолютного характера.

В обобщающих трудах, созданных классиками востоковедения Г. Мосперо, Эд. Майером, Б. А. Тураевым, главное внимание уделялось описанию.

1 Ясперс К. Смысл и назначение история. -М., 1987.С.37. и характеристике культурной, религиозной и политической истории древних цивилизаций.

В трудах советских историков, таких как В. В. Струве, В. И. Авдиев, М. А. Коростовцев, Б. Б. Пиотровский, была разработана концепция рабовладельческого общества.

Ряд историков-марксистов развивали идею об азиатском способе производства в странах Востока.

В философско-историческом осмыслении (Гегель, Вл. Соловьев) Восток представлялся в качестве первой исторической ступени всемирного развития человечества.

При анализе работы невозможно было обойти стороной современные антропологические взгляды (британской и северо — американской).

Но упор данных школ в основном делается на прикладных исследованиях традиционных племенных обществ и использование лингвистической методики (Фр. Боаса, А. Р. Радклифф — Браун).

Автор опирается на общетеоретические труды отечественных культурологов последних десятилетий, таких как: Давидович В. Е., Жданов «.

Ю.А., Маркарян Э. С., Драч Г. В., Поликарпов B.C., Петров М. К., Ерасов Б. С., Гуревич П. С., Каган М.С.

Объект исследования — экономическая культура Ближнего Востока в присущей ему динамике, как явление реалий жизни в локальных географических рамках. Постановка проблем, рассматриваемых в данной работе, представляет значительные трудности. Они связаны с новизной задачи. Мы поставили цель проанализировать не собственно экономику, а экономическую культуру.

Речь идет об историко-культурном, социологическом, цивилизационном понятии Востока.

В данной работе ставится попытка проанализировать экономическую культуру Ближнего Востока. Цель поставлена конкретная, не Восток как таковой (все кроме Запада), а в чисто региональном его ракурсе. Мы не исследуем ни Дальний Восток, и даже ни страны Северной Африки.

Мы поставили цель исследовать страны Ближнего Востока (мусульманского Востока), цивилизации Средиземноморья.

Именно в данном регионе возникла одна из величайших цивилизаций мира.

Предмет исследования — культура производства, обмена, распределения и потребления в экономической жизни ближневосточного региона с точки зрения современных модернизационных процессов и противоречивых тенденций социально-экономического развития.

Теоретической и методологической основой исследования выступает культурологическая методология, приемы культурологического анализа, используемые сегодня в литературе социальной философии и философии культуры.

Методология исследования опирается на путь опытного знания, объективного сопоставления и анализа. Автор выбирает из всей совокупности известных фактрв и источников главные, определяющие и отличает их от второстепенного зависимого. Основными методическими приемами являются комплексное изучение имеющихся источников, суждения исследователя по источнику, (сопоставительный анализ экономической культуры Ближнего Востока с Западным обществом, изучение экономических процессов и явлений в динамике, на фоне меняющейся социально — экономической и политической обстановки. Автор полагает, что его категории приняты в экономической науке и они характеризуют деятельность экономической культуры.

Источником используемой литературы настоящей диссертационной работы являются труды российских и зарубежных исследователей в области культурологии, философии, социологии, экономики и права, а также идеи и высказывания религиозных деятелей исламского Востока.

Названная литература характеризует историческое и современное состояние экономической культуры Ближнего Востока, всесторонне описывает принципы, цели и направления развития экономической жизни данного региона. В целом, изучаемая проблема обеспечена источниками в достаточной степени, что позволяет решать поставленные автором исследовательские задачи.

В отечественной литературе достаточно изучена именно культура, а не экономическая культура Ближнего Востока, поэтому автор провел анализ еще и на материалах Востока.

Задачи научного исследования.

Автор ставит перед собой следующие задачи:

— Теоретически выявить интерпретации экономической культуры и применить их к анализу Ближнего Востока;

— Дать анализ экономической культуры как способа деятельности, в отличии от политической, социальной и других ветвей культуры;

— Выявить ее базовые типы;

— Определить культуру производства, распределения, обмена и потребления в экономической культуре Ближнего Востока;

— Очертить конфессиональный, религиозный, демографический доминанты в экономической культуре;

— Представить конфессиональный и этнический колорит в традиционной экономической культуре Ближнего Востока;

— Фиксировать основные линии влияния западной культуры на современную ближневосточную экономическую культуру.

Научная новизна представляемой работы состоит в следующих положениях:

— Представлена типология экономической культуры, взятая в контексте поставленныеследовательских целей;

— Показано соотношение традиционной экономической культуры Востока с модернистским влиянием, диктуемым современностью;

— Проанализировано изменение традиционной экономической культуры, под воздействием конфессиональных факторов;

— Дан анализ западного воздействия на ближневосточную экономическую культуру;

— Дана теоретическая фиксация вариантов развития связей между исламским Востоком и христианским Западом;

— Освещены в основном черты современной экономической культуре Ближнего Востока, за которой стоит многовековой слой традиционной культуры.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1 .Экономическая культура как таковая, взятая со стороны взаимовлияния ее составляющих, может быть представлена как система деятельности в производстве, обмене, распределении, потреблении;

Экономическая культура выражает и то, что ей присуще глобально, специфическое, своеобразное, что характеризует определенный социум, обеспечивая этноисторическую целостность.

2.Культура самым непосредственным образом влияет на развитие самой экономики. Такое влияние осуществляется через деятельность людей. А это в с свою очередь зависит от того, какими ценностями они руководствуются в своей деятельности. Это ценности экономики, ее нормы, приоритеты и предпочтения в экономической сфере, мотивация экономического поведения.

3.Различия между Востоком и Западом не носят абсолютного характера. Те особенности, которые исследователи обычно находят в культурах Востокаих устойчивость, неподвижность, традиционализм — имеют корни еще в доосевом периоде. И хотя эти традиции вошли в культуру послеосевого времени, все же эти культуры динамично развивались.

4.Ислам это не только религия, это и цивилизация и новая модель государственности, характеристика повседневности.

На историко-культурном уровне обычно рассматривается исламский культурный ареал, обозначенный в литературе терминами «исламский мир» или «мусульманский мир».

Влияние канонов ислама имеет серьезное значение и в современную эпоху. Во всех аспектах экономики оно обнаруживается.

5. Этноконфессиональные группы — один из важных составных элементов арабской метаэтнической общности, принадлежащей (за исключением малого числа христиан в Египте, Ливане и Сирии) к исламской цивилизации. Это общности людей, объединенных не только языком и культурой, но и религией, которая предписывает ее адептам образ жизни, специфическую самоорганизацию в хозяйстве и быте, особые символы самоидентификации. Связанный с религией культурный комплекс отделяет в экономической жизни одну этноконфессиональную группу от другой.

6. Оживление экономической и социальной деятельности арабских стран активизировало интерес к производственно-экономическим достижениям стран Запада.

Иллюзия возможности быстрого экономического успеха, в 50-х и 60-х годах, XX века при условии следования научным и техническим разработкам, западных ученых породили противоречивое отношение к религиозным доктринам ислама.

7. Сближение народов Ближнего Востока с западной культурой способствует с одной стороны разрушению традиционной веры, возникновению направления модернизма. С другой стороны мощным фактором, выступающим против этого в последнее время становится фундаментализм. Это религиозное движение оказывает влияние на всю экономическую, культурную, политическую и социальную жизнь общества.

В соответствии с исследовательскими задачами и целями анализа экономической культуры Ближнего Востока строится структура диссертации. Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Изучение экономической культуры Ближнего Востока в связи с ее местом и значением в мировой экономико-хозяйственной деятельности показало обоснованную значимость в становлении единого мирового хозяйства с учетом региональных, этнических и этноконфессиональных особенностей.

Анализ использованной литературы позволил разработать критерии оценки экономической культуры и традиции обществ Востока и Запада в определении главных культурологических задач и их специфику.

Экономическая культура Ближнего Востока охарактеризована с момента ее возникновения и до сегодняшнего дня. Анализ предпосылок, особенностей и этапов ее формирования, а также их влияния на общественные процессы показал специфику функционирования, трудности и перспективы развития экономической жизни Ближнего Востока.

Мировая экономика, вступая в свою новую фазу, выдвигает множество версий относительно будущего человечества: глобальное человечество, мировое сообщество, единая цивилизация. Каждая из этих версий ухватывает отдельные аспекты нарождающейся реальности.

В международном разделении труда практически включены многие сферы хозяйственной деятельности.

Таким образом, вынесенные на защиту положения и задачи можно назвать обоснованными и доказанными.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Х. Именем бога Яхве. Махачкала, 1967.
  2. Актуальные проблемы стран Арабского Востока и Северной Африки: (Сб. статей) // Ин-т Востоковедения: Ред. коллегия: Лебедев Е. А. (отв. ред.) и др. -М., 1977.
  3. Г. Ф. История социологических учений. Древний Восток. М., 1959.
  4. С. А. Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986.
  5. С.М. Современный Иран. -М., 1975.
  6. Аль-Баррави Р. и Улейш M. X. Экономическое развитие Египта в Новое Время.-М., 1954.
  7. В. А. Развитие капитализма в Арабском Мире. М., 1988.
  8. Р.Н. и др. Экономика зарубежных стран. Капиталистические страны. // Учебное пособие.- М., 1972.
  9. Антология исследований культуры. Т. 1Санкт-Петербург. 1997.
  10. Антология экономической классики. Т.1. Трактат о налогах и сборах. (Сост. и предисл. Столярова И.А.). -М., 1991.
  11. Арабские страны: История и современность (социально-экономические и политические проблемы). (Сб.статей). // Ин-т Востоковедения: Ред. коллегия: Лебедев Е. А. (отв. ред.) и др. -М., 1977.
  12. Арабские страны: История. Экономика. -М., 1963.
  13. Арабские страны: История. Экономика. (Сб. статей). -М., 1970.
  14. Арабские страны: История. Экономика. (Сб. статей).-М., 1966.
  15. Арабский Восток и Магриб: (Сб. статей). // Ин-т Востоковедения: Ред. коллегия Лебедев Е. А. (отв. ред.) и др. -М., 1977.
  16. В.А., Краснов C.B. Потребление как феномен культуры // Философия культуры. (Сб. статей). Самара, 1995.
  17. Афганистан. Иран. Турция. История и экономика. (Сб. статей). Отв. ред. Дорощенко Е. А. М., 1964.
  18. А.А. Культурология. (антропологические теории культуры). М. Д983.
  19. Е.П. Религия и женщина. М., 1976.
  20. С.Н. Очерки по истории экономических учений. Вып.1. -М., 1918.
  21. С.А. Мировое капиталистическое хозяйство и развивающиеся страны Востока. М., 1986.
  22. М.В. Ислам и женщина. М., 1968.
  23. Е.Е. Женщина в Древнем Мире. М., 1990.
  24. JI.C. История Востока в 2-х томах. Т.1. М., 1993.
  25. М. и методология истории (Протестантская этика).Вып.1. -М., 1985.
  26. М. Протестантская этика и дух капитализма. -М., 1990.
  27. Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. // Под. ред. Полянского Ф. Я., МГУ. 1978.
  28. Вопросы экономического развития стран Ближнего и Среднего Востока: (Сб. статей). // Ин-т Востоковедения. Ред. коллегия Кулагина JI.M. и др. -М., 1979.
  29. А.Ю. Личное потребление и экономический рост (опыт стран Южной и Юго-Восточной Азии). М., 1992.
  30. Всемирная история экономической мысли. Т. 1. М., 1987.
  31. В.В. Экспорт капиталистических отношений в развивающиеся страны. -Минск, 1973.
  32. Газета «Россия Арабский Восток». Декабрь/Январь. 1997/98. № 3.
  33. П.П. Социология Макса Вебера. М., 1994.
  34. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. -М., 1991.
  35. .Г. Зарубежный Восток и современность. -М., 1974.
  36. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1995.
  37. В. Соч. Т. 8. М., 1935.
  38. Генин Израиль А. Страны Арабского Востока. М., 1948.
  39. П.С. Философия культуры. -М., 1995.
  40. В. Реформы: замыслы и реализации. //Азия и Африка сегодня. 1997,4.
  41. Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности, М., 1996.
  42. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. 1979.
  43. А.Д. Мелкотаварное крестьянское хозяйство в странах Ближнего и Среднего Востока. -М., 1984.
  44. Ю. Н. Человек.// Диалог. 1990. № 14.
  45. Ю.Н. Гомо экономикус. // Диалог. 1990. № 14.
  46. В. Западная демократия и восточное общество. // Азия и Африка сегодня. 1996. № 6.
  47. Джабер Хасан. Ливан. Возрождение. // Азия и Африка сегодня. 1996, № 6.
  48. В.И. Этноконфессиональные меньшинства и формирование буржуазии арабских стран. // Восток в Новое Время. Экономика. Государственный строй (Сб. статей). М., 1991.
  49. .С. Социальная культурология. -М., 1997.
  50. Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.51 .Жизнь Викрами. М., 1960.52.3аковоротная М. В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. -Ростов-на-Дону. 1999.
  51. Зарубежный Восток и современность. М., 1974.
  52. И.П. Особенности воспроизводства общественного продукта в арабских странах. М., 1987.
  53. Л.А. Халифы без халифата. М., 1988.
  54. О.Г. Буржуазия Османской империи. Ереван, 1977.
  55. Ислам. Энциклопедический словарь. -М., 1991.
  56. А.Я. Армяне в средневековом Египте // Историко -филологический журнал. -АН. АРМ. ССР. 1982. № 1.
  57. Л.М. ЕЭС: новые формы эксплуатации развивающихся стран. -М., 1985.
  58. Н.И. Этнография арабов Передней Азии и Северной Африки. -Краснодар. 1996.
  59. В. Интегрирующая роль культуры // Азия и Африка сегодня. 1998.№>4.
  60. В.М. Общий рынок и освободившиеся страны. М., 1963.
  61. В.А. Научно техническая интеграция в мировом капиталистическом хозяйстве и проблемы отношения Восток — Запад. -Киев, 1990.
  62. Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства. -М., 1992.
  63. Культурология. В вопросах и ответах. // Под. ред. Драча Г. В. Ростов-на-Дону, 1997.
  64. Культурология. Учебник// Под ред. Багдасарьян Н. Г. М., 1986.
  65. Культурология: Учебное пособие и хрестоматия для студентов. // Под. ред. Драча Г. В. Ростов-на-Дрщ, 1997.
  66. A.A. Страны Персидского Залива: иммиграция и классовая структура. -М., 1990.
  67. Р. Арабы и французы: конфликт или взаимодействие.// Азия и Африка сегодня. 1997.№ 1.
  68. М. Трудовая этика. // Вопросы философии. 1992. № 1.
  69. Е.А. Демографические проблемы Иордании. // Ин-т Востоковедения. -М., 1972.
  70. Е.А., соавтр. Исаев В. А. и др. Иордания: Контуры перемен. -М., 1987.
  71. З.И. Национализм и буржуазная интерпретация «исламского пути». (арабские страны). Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1980.
  72. Л.И. Иностранный капитал и иностранное предпринимательство в странах Азии и Северной Африки. М., 1977.
  73. А.И. Государственный капитализм в странах Востока (Сб. статей). М., 1960.
  74. Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе, (от столкновения к взаимопониманию). -М., 1999.
  75. М. И. Западно-европейская интеграция и мировая экономика. -М., 1976.
  76. А. Что такое фундаментализм?.// Свободная мысль. 1993. № 14.
  77. Э.С. Теория культуры и современная наука.- М., 1983.
  78. К., Энгельс Ф. Соч, Т.23.
  79. К., Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч. 2-е изд. Т. 3.
  80. А.И., Ребрих С. Б. Восприятие риска // Психологический журнал.1990. Т. 11. № 3.
  81. Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. -М., 1991.
  82. Мировое капиталистическое хозяйство и развивающиеся страны. М., 1986.
  83. Г. И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. -М., 1974.
  84. Низшие городские слои и социальная эволюция стран Востока. -М., 1986. 93.0ссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали.-М., 1987.
  85. К.Н. Вопросы экономики стран Востока (сб. статей). -ИМО. 1960.
  86. А.Е. Персидский залив. М., 1983.
  87. .М. Два мира две интеграции. — М., 1975,
  88. В.В. Человек в домашнем хозяйстве. //Социологические исследования. 1997. № 4.
  89. В.В. Экономическая социология. -М., 1997.
  90. Развитие капитализма в Арабском Мире. М., 1988
  91. ЮО.Ракитов А. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии. 1994. № 4.
  92. В.Г. Восток: продовольствие и развитие. -М., 1986.
  93. Религия и общественная мысль стран Востока. // Под. ред. Гафурова Б. Г. -М., 1974.
  94. Т.К. Мелкое производство в странах Востока. М., 1992. Ю4. Сейранян Б. Г. Эволюция социалистических стран Арабского Востока. — М., 1991.
  95. H.A. Торгово-роетовщический капитал в Азии. М., 1973. Юб. Смилянская И. С. Восток в новое время. Экономика. Государство. Страны. -М&bdquo- 1991.
  96. А. Теория нравственных чувств. СПб. 1986.
  97. Смит Адам. Теория нравственных чувств. (Вступ. ст. Б. В. Мееровского, Подг. Текста и комментар. А. Ф. Грязнова.) — М., 1997.
  98. Ю9.Степанянц М. Т. О религиозно философских взглядах Мухаммада Абдо,
  99. Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974. ИО. Стоклицкий C.JI. Экономический строй арабских стран. — М., 1985. 111. Супонина Е. Нет мира под кедрами.// Новое время. 1996.№ 4. 112. Сэмюэл Н. Крамер. История начинается в Шумере. — М., 1965.
  100. Типы общественных отношений на Востоке в средние века: (Сб. статей) // Ин-т Востоковедения: (Отв. ред. Л.Г. Алаев). -М., 1990.
  101. В.Е. Западные ценности и исламский мир. // Свободная мысль. 1996. № 3.
  102. Н.И. Культурный менталитет предпринимателя. Ростов-на-Дону, 1998.
  103. И6.У. Монтгомери УОТТ. Влияние ислама на Средневековую Европу. -М., 1976.
  104. Учебный курс по культурологии. // Под. ред. Драча Г. В. Ростов на -' Дону. 1996.
  105. И. Ловушки модернизации. // Азия и Африка сегодня. 1997. № 3. Филоник А., Каражас О. Вживание в демократический образ. // Азия и Африка сегодня. 1998., № 7.
  106. С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994. № 1.
  107. О. Политика. Право. Справедливость. М., 1994.
  108. Хусейн Салим. Социально-экономические проблемы становления межарабской интеграции. Ростов-на-Дону, 1980.
  109. В., Пол Стренд. Арабы в Америке.// Азия и Африка сегодня. 1996. № 11.
  110. P.M. Концепции «национального просвещения» в мусульманских странах: Соотношение ислама и секуляризации. // Ин-т Востоковедения.-М., 1991.
  111. P.M. Панисламизм сегодня: Идеология и практика Лиги исламского мира. // Ин-т Востоковедения, — М., 1986.
  112. А. История, экономика и политический строй Аравийского полуострова. -М., 1983.
  113. В.Н. Модернизация исламских обществ: социально-философский аспект. Ростов-на-Дону. 1996.
  114. Ш. Что такое культура ислама.// Лит. газета. 1991. 5 июня.
  115. К.И. Об отношении ислама к женщине. Алма-Ата, 1974.
  116. Элиаде М. Космос и история. -М., 1987.130,Эрос. М. Г. А. «АСПОЛ» ОЛИМП. РИК. «Милосердие». 1992.
  117. К. Смысл и назначение истории. М., 1987.- на арабском языке
  118. А.Х. Культурные источники демократии в Ираке.// Аль- Мустакбаль аль- Араби. -Бейрут. № 223.
  119. X. Материалистическая направленность в Арабо-мусульманской философии. -Бейрут. Т .1. 6-ое изд. 1988.
  120. Ан-Наяль А. Частная собственность между государственным вмешательством и рыночным механизмом: пример Сирии, // Аль-Мустакбаль аль-Араби. -Бейрут. 1997. № 223.
  121. Ас-Сайед Хусейн А. Арабская интеграция и средиземноморское сотрудничество: предпосылки и перспектива. // Аль-Мустакбаль аль- Араби. -Бейрут. 1997. № 224.
  122. Аль -Халеди, У. Усилие арабов в базовых науках. // Аль-Араби. 1987. № 346.
  123. Лига исламского мира. -Мекка. 1979. Март.
  124. Аль-Мусакбаль Аль-Араби. -Бейрут, 1997. № 218.
  125. Аль- Бути, шейх Мухаммад. // аз- Заман аль- Араби. -Афины, 15. 10.1994.5.
  126. Ас-Саид Р. Террор в политике ислама, легален или придуман?. // Дирасат Иштиракийя (социологические исследования). -Дамаск. 1995. № 15.
  127. М.Х. Некоторые демократические идеи в арабо-мусульманском наследии. // Дирасат иштиракийя (социологические исследования). -Дамаск. 1996. № 159.162
  128. Дж. Реализация современной исламской идеологии. // Аль -Араби. -Кувейт. 1996.№ 455.
  129. Аль -Хусари С. Является ли раздробленность натурой у арабов?. // Аль-Араби. -Кувейт. 1989. № 367.
  130. Бен-Хасин МЛ. Экономическая мысль Ибн-Халдуна.// ан- Нахъдж. ¦ Дамаск. 1986, № 11. .
  131. Аль-Кадамани М. Арабская региональная система.//Ас-Субайба.- Маждал-Шамс. 1999. № 3.
  132. Продовольствие и политика. // Ас-Сафир. -Бейрут. 1997. 28 02.
  133. А. Н. // Аль-Мустакбаль Аль-Араби. -Бейрут, 1997. № 224.
  134. Пищевая промышленность и безопасность. // Аль-Халидж. -Шарджа, 1997 13.10.
  135. Материалы Национального Совета Сирийской Компартии. -Дамаск. 1995 07.
  136. Роз-Эль-Юсеф. -Каир, 1998. № 3649.
  137. Ат-Тамими, А. Д. Приватизация и структурная адаптация. // Аль-Араби. -Кувейт, 1996. 12.
Заполнить форму текущей работой