Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретическая модель проектирования гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из основных функций дизайна изначально выступает адаптирование предметной среды для человека. Ее соответствие человеку не сводится только к удовлетворению физических потребностей или удобству. Помимо физических качеств современный потребитель все больше ценит индивидуальный характер связи с предметом. Это позволяет говорить о необходимости и возможности учета в процессе проектирования всех… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Гармоничная предметная среда как проблема современного дизайна
    • 1. Гармония как соответствие внутреннего мира человека внешнему предметному окружению
    • 2. Причины конфликта между человеком и предметным миром в дизайне
    • 3. Области проявления конфликта между человеком и предметным миром в дизайне
  • Глава II. Необходимость и сущность гармонизации человека и предметного мира
    • 1. Принципы формирования гармоничной предметной среды в ритуале и дизайне
    • 2. Структурные элементы модели проектирования гармоничной предметной среды
  • Глава III. Реализация теоретической модели создания гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна (на примере проектирования детского игрового оборудования)
    • 1. Достижение конгруэнтности в ходе реализации теоретической модели
    • 2. Проектирование гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна

Теоретическая модель проектирования гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Чем дальше человек и продукты его деятельности уходят от природы, тем сложнее ему сохранить себя, свою целостность. Этому не способствуют раздробленность и захламленность существующего предметного мира, который, в силу своей недостаточной организованности, оказывается отчужден от человека. Ситуация выбора формы, цвета, фактуры самим потребителем, будучи вынесенной на рынок, выглядит как стремление соответствовать индивидуальным потребностям, но чаще оборачивается переизбытком продуктов. При видимости достаточного количества найти и актуализировать необходимую вещь сложно.

Одной из основных функций дизайна изначально выступает адаптирование предметной среды для человека. Ее соответствие человеку не сводится только к удовлетворению физических потребностей или удобству. Помимо физических качеств современный потребитель все больше ценит индивидуальный характер связи с предметом. Это позволяет говорить о необходимости и возможности учета в процессе проектирования всех потребностей человека, от эргономических до духовно-психологических. Однако осуществить такого рода учет нелегко, поскольку и проектировщик в какой-то степени деформирован средой, в которой существует. Реальность воздействует на него, задает субъективные оценки и стереотипы, тем самым уводя от действительно насущных дизайнерских задач. Под существующие находки практиков дизайна необходимо подвести теоретический фундамент для того, чтобы системно использовать этот потенциал в будущем. Наиболее остро эти проблемы встают в сфере индустриального дизайна. С одной стороны, в силу его генетической первичности по отношению к другим областям дизайна, рано или поздно испытывающих на себе последствия любых процессов, происходящих в этой сфере. С другой стороны, специфика проектирования в индустриальном дизайне связана с наличием системы жестких ограничений деятельности проектировщика областью работы (медицина, чрезвычайные ситуации, детство и т. п.), технологиями и средствами реализации замысла.

Существующий инструментарий проектирования достаточно развернут, разработано множество методов, обратной стороной их количества является трудность выбора того или иного метода в конкретной ситуации проектирования. Их эффективность усилит наличие гибкой основы, связывающей все этапы проектирования с человеком (группой людей), для которых предназначен продукт дизайна. Такая основа уже сформировалась, но не всегда отреф-лексирована дизайнерами. Вопросам ее вычленения, обоснования и прикладного значения посвящена диссертация.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретическое исследование специфики дизайнерской деятельности человеком проводится в работах O.K. Антонова, В. Р. Аронова, З. Г. Бегенау, Т. Ю. Быстровой, Л. А. Зеленова, Г. Земпера, К. Кантора, М. А. Коськова, Е. Н. Лазарева, В. Ю. Медведева, У. Морриса, Дж. Нельсона. Проективная сторона дизайн-процесса, цели, задачи и методы проектирования исследуются Д. А. Азриканом, Ю. П. Бочаровым, Н. П. Гариным, О. И. Генисаретским, Дж. К. Джонсом, А. С. Козловым, Ф. Т. Мартыновым, Г. Б. Минервиным, Л. Б. Переверзевым, В. Н. Плышевским, Е. А. Розенблюм, В. Рутманисом, В. Ф. Сидоренко, Н.Н. ХаладМавовдования по истории дизайна, осуществленные В. Р. Ароновым, А. А. Беловым, Н. П. Вальковой, Н. В. Вороновым, Е. М. Гвоздевым, М. Э. Гизе, Ю. А. Грабовенко, А. Н. Лаврентьевым, Е. Н. Лазаревым, В. М. Муниповым, Ю. В. Назаровым, Е. В. Сидориной, С.О. Хан-Магомедовым, позволяют точнее определить его природу и возможности. На базе этих работ можно обосновать необходимость в продуктах дизайна, а также существенные свойства этих продуктов.

Для исследования современного дизайна необходимо изучение работ, посвященных архитектуре и деятельности по преобразованию пространства, а также анализирующих отдельные аспекты дизайна. Здесь в первую очередь необходимо назвать труды А. А. Барабанова, В. Г. Глазычева, В. Гропиуса, А. Гутнова, В.Е.

Звагельской, Р. Ингардена, В. Г. Иоффе, Ш. Jle Корбюзье, А. Э. Коротковского, Ф. Т. Мартынова, Н. Н. Мосоровой, В. А. Нефедова, С. В. Норенкова, И. В. Приваловой, С.О. Хан-Магомедова и др.

Специфика предметной деятельности и особенностей проектирования в традиционных культурах рассматривается в трудах А. В. Головнева, А. Ф. Еремеева, О. В. Комаровой, С. В. Лысенко и др.

Особого интереса заслуживают источники по проблемам экстремальных и чрезвычайных ситуаций, поскольку при их изучении особенно наглядны необходимые качества и задачи дизайна. К их числу относятся работы А. Гостюшина, С. Г. Данилова, Т. К. Кашкиной, А. Н. Лаврентьева, А. Б. Леоновой, Н.Н. Пухов-ского, В. Н. Романовой, Ю. Б. Соловьева, К. Экуана и др.

Цель работы.

Разработка теоретической модели проектирования гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна с учетом современных условий, методов и средств проектирования, а также границ профессиональной деятельности индустриальных дизайнеров, позволяющей обозначить основные принципы и понятия для дальнейшей реализации модели в практике проектирования.

Поставленная цель может быть достигнута через решение ряда задач.

1) Определить специфику гармонии человека и предметной среды и причины конфликта между ними в современной культуре, обозначить области проявления этого конфликта в сфере дизайна,.

2) Выявить свойства и характеристики гармоничной предметной среды и процесса ее создания, провести на этой основе критический анализ современного состояния взаимодействия человека и предметного мира,.

3) Рассмотреть процесс дизайн-проектирования как систему, включающую не только предметную среду, но и человека, обладающего определенными психическими чертами,.

4) Проанализировать существующие методы дизайн-проектирования предметной среды для последующего включения этих методов в модель проектирования гармоничной предметной среды,.

5) Вывести структурные элементы модели проектирования гармоничной предметной среды средствами дизайна и определить характер их взаимосвязи,.

6) Продемонстрировать работу теоретической модели создания гармоничной предметной среды на примере существующего объекта индустриального дизайна.

Объект исследования — проектная ситуация как этап и элемент дизайн-деятельности.

Предметом исследования является проблема достижения гармоничного взаимодействия человека с окружающим миром в процессе создания и потребления предметного мира средствами дизайна.

Методы исследования:

В большинстве существующих разработок субъект (проектировщик, потребитель) представлен противостоящим предметному миру. Для преодоления разрыва между ними необходима смена исследовательской парадигмы, поэтому для нас принципиально значима трактовка субъекта как части реальности. Констатируя это, можно рассматривать процесс создания новых вещей, соответствующих человеку, как следование за реальностью.

Тема диссертации потребовала обращения к материалам междисциплинарных исследований о человеке. При этом автор использует категориальный аппарат и инструментарий теории дизайна, привлекая достижения других дисциплин, но неуклонно оставаясь в рамках собственной.

На этапе сбора материала использован аналитический метод, предполагающий расчленение предмета исследования с целью более детальной проработки его отдельных элементов. Применение аналитического метода приводит к формированию представления о дизайне как развернутой системе, включающей в себя проектировщика, объект проектирования и потребителя и существующей по единым законам.

В свою очередь, эта констатация приводит к подключению системного метода, позволяющего рассматривать проектирование и потребление продуктов дизайна как взаимосвязанные элементы единой системы, основанием которой выступает взаимодействие человека с предметным миром.

Метод эвристических примеров, использованный в диссертации, дает возможность вписать единичные примеры в контекст исследования, избегая чрезмерной иллюстративности, поскольку при его использовании всякий пример рассматривается не только как эмпирический факт, но и элемент общей цепочки теоретических рассуждений.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту:

Исследована проблема взаимодействия предметного мира и человека и найдены области, являющиеся источником конфликтов между ними в сфере современного дизайна на разных этапах потребления и создания его продуктов. При рассмотрении процесса проектирования с точки зрения каждого участника проекта выделены причины конфликта между человеком и предметным миром, как то: а) отсутствие целостной модели личности человека, б) изменение внешних условий проекта, в) отсутствие осознания принципов взаимодействия динамичной среды и человека.

Процесс дизайн-проектирования рассмотрен как система, включающая не только создание предмета, но и человека, реагирующего на окружающую действительность, что позволяет уточнить границы современного дизайн-проектирования, ставящего задачу создания гармоничной предметной среды.

Выявлены и проанализированы недостатки существующих методов дизайн-проектирования. Обоснованы причины необходимости создания модели, оптимизирующей процесс дизайн-проектирования и разработан понятийный аппарат для ее наполнения. Исследовано влияние личности проектировщика и потребителя на проектную деятельность и ее результаты.

Определены источники и параметры гармонизации отношений человека с предметным миром. Разработано понятие гармонизации как соответствия внутреннего мира человека с окружающим предметным миром, способствующего протеканию деятельности. Выявлены основные элементы гармонии на примере традиционной культуры. Доказана возможность синтеза проектных принципов ритуала, позволяющего осуществлять целостный учет условий проектирования и потребления, и дизайна, учитывающего изменчивость человека и предметной среды, в рамках модели гармоничного взаимодействия человека и предметного мира.

Исследованы основные психические процессы, обеспечивающие взаимодействие человека с предметным миром (внимание, восприятие, мотива-ционная структура, стереотипы). Представление о них является решающим условием создания гармоничной предметной среды с помощью средств дизайн-проектирования. Психологический материал представлен в форме модели гармоничного взаимодействия человека и предметного мира, соответствующей профессиональным требованиям деятельности дизайнера. Элементы модели могут служить критериями оценки продуктов дизайна, что доказано в ходе рассмотрения проекта детского игрового оборудования, выполненного автором.

Разработана модель проектирования и оценки дизайн-проектов с учетом личности проектировщика и потребителя, механизмов восприятия ими предметного мира, а также динамики изменения предметного мира и отношения к нему человека. Обоснована возможность практической реализации гармоничного взаимодействия человека и предметного мира.

Выводы по главе III.

• Раскрыт методологический потенциал представления о модели создания гармоничной предметной среды как о структуре.

• Показаны способы работы с теоретической моделью гармоничной предметной среды в индустриальном дизайне, как на этапе проектирования, так и при оценке существующего продукта.

• Произведена попытка представления всех элементов и этапов проекта относительно человека — как проектировщика, так и потребителя, — позволяющая переориентировать мышление дизайнера.

Заключение

по работе.

Разработанная в диссертации теоретическая модель проектирования гармоничной предметной среды средствами индустриального дизайна, с нашей точки зрения, является закономерным этапом в развитии теории и практики дизайн-проектирования. С одной стороны, она позволяет, критически рассмотрев существующие методы проектирования, отобрать наиболее продуктивные подходы. С другой стороны модель отвечает современному состоянию культуры и человека в ней, стремящегося к достижению гармонии с предметным окружением. Основной характеристикой такого окружения является его цельность: чем более разнородна дискретна среда, тем дисгармо-ничнее становится в ней человек.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что гармония не трактуется нами как нечто статичное и застывшее, а подразумевает прежде всего активность, деятельность человека. Таким образом, гармоничная предметная среда, создаваемая средствами индустриального дизайна, позволяет человеку раскрыться и реализовать себя в процессе взаимодействия с ней.

Современное дизайн-проектирование не может быть замкнутым на самоё себя, его методологическими предпосылками и основаниями для ведения проекта должны служить данные о человеке, полученные гуманитарными и естественными науками. Чем более активно будет происходить это взаимодействие, тем ближе окажется дизайнер к запросам реальных потребителей. Поэтому теоретическая модель, разработанная в данном диссертационном исследовании, в дальнейшем может быть представлена в виде программы, которая позволяет отдельному проектировщику получить системное и развернутое представление об условиях проекта, специфике его субъектов, что, в свою очередь, создает возможности более эффективного ведения работы и осознания как особенностей каждого этапа, так и процесса проектирования в целом. Такого рода рефлексия чрезвычайно полезна, поскольку позволяет более точно вести проектную документацию, отсутствие которой на сегодняшний день создает существенные проблемы для коммуникации внутри системы дизайна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Binkley Robert С. The Common Concept of Public Opinion in the Social Sciences // Social horces.1928.Vol. 6.
  2. Katz D., Braly K. Racial Stereotypes in One Hundred College Students //Journal of Abnormal and Social Psychology, 1933, Vol. 28.
  3. Macmillan English Dictionary for advanced learners, International Student Edition. — Macmillan Education, 2002.
  4. Norman D. Emotional design: why we love (or hate) everyday things / Donald A. Norman. New York: Basic Books, 2004. 257 p.: ill.
  5. Norman D. The design of everyday things / Donald A. Norman. 1 st Doubleday/Currency ed. Psychology of everyday things New York: Dou-bleday, 1990, 1988. 257 p.: ill.
  6. И.А. Цвет — культура цветовая культура// Техническая эстетика. 1981. № 9. С. 26−29.
  7. Д. А. Методическая модель объекта дизайна// Техническая эстетика. 1982. № 9. С. 1 6.
  8. Д.А. Город как объект дизайна//Техническая эстетика. 1979. № 1. С. 11 12.
  9. Д.А. Система средств электроизмерительной техники// Техническая эстетика. 1981. № 9. С. 5 25.
  10. Ю.Аиндсен П., Норман Д. Перереботка информации у человека. М.: Мир, 1974.- 324 с.
  11. O.K. О красоте. Разговор на важную тему// Техническая эстетика. 1985. № 8. С. 18 19.
  12. В.Р. Дизайн в культуре XX века. Анализ теоретических концепций: Автореф. докт. иск. -М.: ВНИИТЭ, 1995. 38 с.
  13. В.Р. Дизайн в системе культуры// Техническая эстетика. 1982. № 9. С.27−28.
  14. В.Р. Мальдонадо — теоретик дизайна// Техническая эстетика. 1978. № 7. С.23−26.
  15. В.Р. Место дизайна в современной культуре// Техническая эстетика. 1989. № 7. С. 7 12.
  16. В.Р. Советский дизайн в зеркале истории // Техническая эстетика. -1991.-№ 3,5,12- 1992.-№ 1,3.
  17. В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в. М.: Сов. художник, 1987. — 232 с.
  18. Архитектура. Дизайн. Искусство: Сб. мат. Всероссийской науч.-практ. конференции и круглого стола. Тюмень, октябрь 2001 г. Проблемы дизайна: Вып. 2. Тюмень: Дизайн-центр, 2002. 136 с.
  19. Я.У. Еще раз о молодежном стиле: данные прикладной социологии// Техническая эстетика. 1989. № 8. С. 5 7.
  20. A.M., Розетт И. М., Сугако М. И. Эргономические предпосылки проектирования производственной среды диспетчера, работающего в различных режимах// Техническая эстетика. 1978. № 7.1. С. 20−22.
  21. Бегенау 3. Функция, форма, качество. -М.: Мир, 1969. -168 с.
  22. JI. Я., Лишкевич Ю. Л. Восприятие. Механизмы и модели. М.: изд-во «Мир», 1974. 275 с.
  23. Блинкина-Мельник М. М. Рекламный текст: Задачник для копирайте-ров. М.: ОГИ, 2004. 200 с. ил.
  24. Е.Н., Зазыкин В. Г. Психологические основы: Паблик ри-лейшнз. 2-е изд. СПб: Питер, 2003. 208 с.
  25. А.В. ХХПИ: поиски своей методики// Техническая эстетика. 1987. № 12. С. 1−4.
  26. А. «Средовой подход» десять лет спустя // Декоративное искусство.-1986.— № 4.
  27. А.В. Категории культурного ландшафта// Техническая эстетика. 1982. № 8. С. 11−18.
  28. Большой энциклопедический справочник: БЭС: Пер. с англ. М.: Астрель: ACT, 2001 943 с.ил.
  29. И.П. Новая методика оценки свойств внимания: экспериментальные методики и аппаратура// Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 127−131.
  30. Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.1 5-е изд. — Смоленск: Русич, 1997. — 576 с.
  31. Ю.П. Привлекать дизайнеров на всех этапах проектирования// Техническая эстетика. 1978. № 9. С. 15.
  32. В.А. От общих методических рекомендаций к отраслевой методике оценки качества // Техническая эстетика. 1978. № 5. С. 5.
  33. Г. М. Формирование коммуникативных средств графического языка дизайна: Автореф. канд. иск. М.: ВНИИТЭ, 1989. — 23 с.
  34. Р.П. О дополнениях стандартов ЕСКД требованиями художественного конструирования// Техническая эстетика. 1979. № 7. С. 1−2.
  35. Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. -288 с.
  36. E.JI. Об использовании субъективных методов при оценки рабочей позы// Техническая эстетика, 1982. № 1. С. 20 21.
  37. И.Л. Приемы рекламы и Public Relations, Ч. 1. 5-е изд., доп. — СПб: ООО Триз-шанс: Изд. дом Бизнес-Пресса, 2001.
  38. Н.П. Дизайн для условий Крайнего Севера (Принцип преемствования культуры коренного населения): Автореф. канд. дисс. — М., 1991.-24 с.
  39. А.А. Проектный опыт: формы его методического обеспечения// Техническая эстетика. 1989. № 1. С. 17- 18.
  40. О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна: Автореф.. докт. иск. — М.: ВНИИТЭ, 1990.-36 с.
  41. О.И. Индикативные состояния в деятельности человека-оператора// Техническая эстетика, 1989. № 7. С.20−22.
  42. Д. Рождение брэнда: практ. рук.: / Герман Д. пер. Крику-шенко Е. — М.: Гелеос, 2004. — 344 е.: ил.
  43. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. — М.: Стройиздат, 1984. — 455 с.
  44. B.JI. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на западе. М.: Искусство, 1970. -192 с.
  45. И.В. Этот исчезающий вещный мир. — М.: Знание, 1990. 192 с.
  46. В. Дизайн пользовательского интерфейса// www.uibook.ru
  47. В.В. Исследование эргономических параметров органов управления мотоциклом// Техническая эстетика, 1982. № 7. С. 18 — 19.
  48. Е.Ф., Галактионов А. И. Учет закономерностей деятельности оператора при проектировании систем отображения информации// Техническая эстетика. 1979. № 4. С. 5 8.
  49. А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 1994.-249 с.
  50. А.И., Левинсон А. Г. Эксперимент: социологический опрос на этапе проектирования// Техническая эстетика. 1987. № 8. С.4−7.
  51. В. Границы архитектуры. -М.: Стройиздат, 1971.-286 с. бЗ. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры (Лицо города). — М.: Мол. гвардия, 1990.-350 с.
  52. С.Г. Экспериментальное проектирование столового комплекта для инвалидов// Техническая эстетика, 1978. № 4. С. 10 — 13.
  53. Г. Л. Уровни проблемы// Техническая эстетика, 1978. № 9. С. 14−15.
  54. У. Внимание// Хрестоматия по вниманию/ под редакцией
  55. A.Н.Леонтьева, А. А. Пузырея, В .Я. Романова. М.: изд-во МГУ, 1976. С. 50 64.
  56. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение.— СПб: Питер, 1995.- 433 с.
  57. , Д.К. Методы проектирования Предисл. В. Мунипова. Дж. К. Джонс- Пер. с англ. Т. Г. Бурмистровой, И. В. Фриденберга- Под ред.
  58. B. Ф. Венды, В. М. Мунипова. М.: Мир, 1986. 326 с.ил.
  59. Дизайн в системе культуры: Тезисы материалов Всесоюзного совещания/ Под ред. С.О. Хан-Магомедова. М.: ВНИИТЭ, 1982.-71 с.
  60. Дизайн: очерки теории системного проектирования Н. П. Валькова, Ю. А. Грабовенко, Е. Н. Лазарев, В. И. Михайленко- Науч. ред. М. С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983 185 с.ил.
  61. В.Ф. Металлорежущие станки: факторы формообразования// Техническая эстетика. 1986. № 9. С. 14−17.
  62. Дрю Ж. М. Ломая стереотипы. / Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. — СПб: Питер, 2002. 272 с: ил.
  63. А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2ч. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1996. — 4.1 160 с.
  64. А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2 ч. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1997.-4.2−220 с.
  65. А.В. Колористка и проблемы формирования предметно-пространственной среды// Техническая эстетика, 1978. № 12. С. 1 — 3.бб.Зеленов JI.A. История и теория дизайна. Учеб. пособие. Н. Новгород: ННГАСУ, 2000. — 46 с.
  66. А.П. Анализ ситуации в методологии и теории проектирования// Техническая эстетика. 1985. № 8. С. 23.
  67. С.А. 1000 лет озарений. История вещей. М.: Слово. 2002. -220с., ил.
  68. А.В. Стайлинг, «хай-тек» и семантика предметной формы // Техническая эстетика. -1982. № 7.
  69. Использование информации в проектной работе художника-конструктора. Методическое пособие. М.: ВНИИТЭ, 1980. — 112 с.
  70. М.С., Коськов М. А. Опыт системного анализа процессов формообразования//Техническая эстетика, 1973. № 8. С. 31 -33.
  71. К. Правда о дизайне. -М.:, 1996.
  72. JI.A. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -494с.
  73. К.К., Глазычев В. Л., Иконников А. В., Матлин A.M., Боков А. В., Ермолаев А. П., Хейдмет М., Семенов Ю. К., Давиташвили Г. А. Человек и вещное наполнение его жизни// Техническая эстетика, 1989. № 2. С. 12−15
  74. Л.В. Психологическая оценка различных уровней напряженности// Техническая эстетика. 1978. № 5. С. 6 9.
  75. Т.К. Монотония в современных видах трудовой деятельности// Техническая эстетика. 1978. № 2. С. 25 27.
  76. В.Ф. Художественные проблемы формообразования// Техническая эстетика. 1989. № 6. С. 5 6.
  77. К.А. Экология культуры и проблемы гуманизации дизайнерского проектирования: Автореф.. докт. иск. — М.: ВНИИТЭ, 1993.-27 с.
  78. Конструкция, функция, художественный образ в дизайне: Сб. статей. — М.: ВНИИТЭ, 1980. —Вып. 23.-141 с.
  79. В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2003. —528 с.
  80. А.В. Человек и телефон: новый аспект эргономических исследований// Техническая эстетика. 1986. № 11. С. 10−11.
  81. Краткий словарь терминов дизайна/ Сост. АЛ. Дижур, Т. П. Бурмистрова, Т. И. Ленгиель и др. М.: ВНИИТЭ, 1975. — 123 с.
  82. А.Н. Инструмент дизайнера// Техническая эстетика.1986. № 3.-27 с.
  83. Н.Н. Теория волевого внимания// Хрестоматия по вниманию/ под редакцией А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М.: издательство московского университета, 1976. С. 107 — 143.
  84. , Н.Н. Внимание//Хрестоматия по вниманию/ под редакцией А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М.: изд-во МГУ, 1976. С. 50−64.
  85. А.Б. Портативный стенд для оценки динамики функционального состояния человека в процессе деятельности// Техническая эстетика, 1979. № 7. С. 24 26.
  86. В.Г. Когда в центре внимания образ// Техническая эстетика.1987. № 12. С. 12−13.
  87. У. Общественное мнение. — М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
  88. О.В., Комарова С. В. Ткань. Ритуал. Человек. СПб.: изд. «Астур», 1992. 52 с.
  89. Г. Н. Фирменный стиль в аспекте проблем стилеобразова-ния// Техническая эстетика. 1982. № 8. С. 8 10.
  90. Е.Н. А все-таки, как был изобретен велосипед?// Техническая эстетика. 1986, № 9. С. 26 29.
  91. И.В. Влияние изменения четкости контуров на эффективность опознания// Техническая эстетика. 1978. № 4. С. 18−20.
  92. В. «Живые краски» http://altnet.ru/~color/p84.htm
  93. Л.Г. Среда обитания в открытом море// Техническая эстетика. 1985. № 8. С. 10 12.
  94. В.Ю. Роль дизайна в формировании культуры: Учеб. пособие. СПб.: СПГУТД, 1999. — 108 с.
  95. Методы и критерии оценки функционального комфорта: методические материалы. М., 1978. 216с.: ил.
  96. Г. Б., Мунипов В. М. О красоте машин и вещей. — М.: Просвещение, 1975.- 151 с.
  97. В.М. Приложение теории систем к различным областям человеческой деятельности// Техническая эстетика. 1986. № 9. С. 10−13.
  98. Дж. Проблемы дизайна. М.: Искусство, 1971. — 201 с.
  99. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688с.
  100. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  101. О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Мол. гвардия, 1994. — 334 с.
  102. Нордстрем, Кьелл А., Бизнес в стиле фанк = Funky Business: капитал пляшет под дудку таланта. СПб. Стокгольм, шк. экономики в Санкт-Петербурге, 2003. 279 с. ил.
  103. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под. ред. Н. Ю. Шведовой. -23-е изд., исир. М.: Рус. яз., 1991. — 917 с.
  104. Д.В. Психология масс. — СПб: Питер, 2001. — 368с.
  105. Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь/ Отв. ред. Л. А. Кузьмичев. -М: ВНИИТЭ, 1988. 88 с.
  106. Особенности художественно-конструкторской экспертизы качества изделий: труды ВНИИТЕЭ. -М.: Уч. изд., 1978. 100 е.: ил.
  107. П. Книга иллюзий. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Изд-во Домино, 2004. 304 с.
  108. В. Дизайн для реального мира / Пер. с английского. — М.:Издатель Д. Аронов, 2004. 416 е.- ил.
  109. М.П. Средства ориентации в школе интернате для слепых и слабовидящих// Техническая эстетика. 1978. № 4. С. 8 10.
  110. Л.Б. Опредмеченное время: лицо часов в ретроспективе// Техническая эстетика. 1986. № 3. С. 23 26.
  111. В.Н. Студентам первые теоретические понятия// Техническая эстетика. 1989. № 8. С. 11 — 13.
  112. В.Н. Уральская школа дизайна: опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте: методические материалы серия «дизайн-образование». М. 1989. — 116 с.
  113. Проблемы стилевого единства предметного мира: Сб. статей. М.: ВНИИТЭ, 1980. — Вып. 24. — 126 с.
  114. Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций / М.: Акад. проект, 2000. 286 с.
  115. А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Центр, 2001. 400 с.
  116. A.M. В поисках новых форм // Урал в панораме XX века. Екатеринбург. 2000 С. 198 — 203.
  117. Реальный дизайн. Материалы IV Межрегионального фестиваля дизайна. Екатеринбург — Омск — Москва — Нью-Йорк — Тюмень —
  118. Эйнховен / Сост. Г. В. Вершинин. Тюмень: Тюменский дизайн центр Союза Дизайнеров России, 2001. — 128 с.
  119. Т. Психология внимания// Хрестоматия по вниманию/ под редакцией А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М.: издательство московского университета, 1976. С. 50 — 64.
  120. К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Карл Р. Роджерс- Пер. с англ. М. Злотник. М.: Эксмо-Пресс, 2001−414 с.
  121. Е.А. Синтез искусств стратегия проектирования на века// Техническая эстетика. 1978. № 9. С. 24 25.
  122. В.Н. Анализ процесса принятия решения в формирующейся профессиональной деятельности оператора// Техническая эстетика. 1798. № 12. С. 22 24.
  123. В. Введение в теорию дизайна: Методологические проблемы. Рига: БРИ, 1998.-154 с.
  124. Н.Т. Дизайн и архитектура в среде людей// Техническая эстетика. 1978. № 9. С. 14 18.
  125. В.Ф., Кузьмичев Л. А. Художественное моделирование и формирование комплексных объектов// Техническая эстетика. 1982. № 7. С. 1−2.
  126. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2001. — 234 с.
  127. Словарь иностранных слов и выражений. — М.: Олимп- ООО Издательство АСТ-ЛТД, 1997. 608 с.
  128. Современный философский словарь Под общ. ред. В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академ, проект, 2004 — 86I.e.
  129. В.М. Обобщающие методические рекомендации по условиям труда// Техническая эстетика. 1978. № 7. С. 12
  130. Ю.Б. Дизайн и проблемы формирования городской среды// Техническая эстетика. 1978. № 9. С. 1 — 3.
  131. Ю.С. Композиция в технике. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Машиностроение, 1987. — 288 е.: ил.
  132. В.А. ВНИИТЭ Подходы к оценке дизайнерских разработок (США)// Техническая эстетика. 1984. № 10. С. 28 29.
  133. С., Гари Мак-Клейн /"Опыт профессионалов" дизайн и архитектура современного web-сайта/ Издательский дом «Вильяме» Москва. Санкт-Петербург. Киев, 2002. 308с.
  134. А.Е. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия /Сост. К. В. Сельченок. М.: ACT, Мн: Харвест, 2001.-480 с.
  135. Теоретические и методологические исследования в дизайне: Избр. материалы. Сост. О. И. Генисаретский, Е. М. Бизунова. В 2-х ч. — М.: ВНИИТЭ, 1990.
  136. , Э.Б. Внимание// Хрестоматия по вниманию/ под редакцией А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В .Я. Романова. М.: издательство московского университета, 1976. С.26−49.
  137. Ткань ритуал — человек Традиции ткачества славян Вост. Европы Авт.-сост. О. В. Лысенко, С. В. Комарова. Б. м.: Б. и., 1992.- 48 с.ил.
  138. Г. 4D брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики, пер. Мария А. Финляндия: Aveline Finland Оу, 2001. — 228с.: ил.
  139. Труды ВНИИТЭ: эстетические аспекты формообразования производственной среды. -М. 1977, № 15. 160с.: ил.
  140. А.И. Вещи, свойства и отношения. — М.: изд-во АН СССР, 1963.-184 с.
  141. В.К. «Разработка отраслевого стандарта по эргономическому проектированию// Техническая эстетика. 1979. № 7. С. 3 — 4.
  142. О.А. Реклама: новые технологии в России — СПб: Питер, 2000. —384 с: ил.
  143. Функция вещи как предмет исследования в дизайне: Сб. статей. — М.: ВНИИТЭ, 1982. -Вып.39. 82 с.
  144. Хан-Магомедов С.О. А. Родченко. Путь художника в производственное искусство// Техническая эстетика. 1978. № 5. С. 10−18.
  145. Хан-Магомедов С. О. Проблема взаимосвязи образа жизни и жилой среды// Техническая эстетика. 1989. № 2. С. 5 8.
  146. Хан-Магомедов С. О. Проблемы противоречия предметно-пространственной среды города// Техническая эстетика. 1978. № 9. С. 4−12.
  147. Хан-Магомедов С. О. Психотехническая лаборатория Вхутеина. (1927−1930)//Техническая эстетика. 1978. № 1.С. 16−22.
  148. Хан-Магомедов С.О. Художник-конструктор Е.В. Семенова// Техническая эстетика. 1978. № 12. С. 18−21.
  149. Хрестоматия по вниманию / А. Н. Леонтьев, А. А. Пузыерь, В. Я. Романов. М.: Изд. МГУ, 1976. 296 с.
  150. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. — М.: Наука, 1992. 379 с.
  151. Л.Л. Морфология культуры Опыт социопсихол. анализа- Новосиб. гос. акад. экономики и упр. Новосибирск,: НГАЭИУ, 1997 199 с.
  152. Д.Н. Будущее часов: материалы международного семинара «Интердизайн-85», Ереван. М.:ВНИИТЭ, 1986, 79 е.: ил.
  153. К. Экологический дизайн: поиски результаты// Техническая эстетика. 1989. № 2. С. 16−17.
Заполнить форму текущей работой