Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мировой опыт факторинга и перспективы его развития в России

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях ведения бизнеса компании-поставщики часто вынуждены предоставлять покупателям отсрочку платежа. В зависимости от степени ликвидности продаваемого товара, средний срок отсрочки колеблется в пределах 15−90 дней, а иногда достигает 120 дней и более. Для покупателя преимущества товарного кредита очевидны: нет необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как… Читать ещё >

Мировой опыт факторинга и перспективы его развития в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

Мировой опыт факторинга и перспективы его развития в России

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты факторинга

1.1 Экономическая сущность и принципы факторинга

1.2 Предпосылки возникновения и этапы развития факторинга

1.3 Международная классификация факторинговых услуг Глава 2. Мировой опыт факторинга на современном этапе

2.1 Мировой опыт факторинга. Основные участники и продукты

2.2 Анализ российского рынка факторинга

2.3 Сравнительная характеристика российского и мирового рынка факторинга Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка факторинга в России и за рубежом

3.1 Основные тенденции и перспективы развития мирового рынка факторинга

3.2 Основные тенденции и перспективы развития Российского рынка факторинга

3.3 Проблемы развития факторинга в России Заключение Список литературы

Интеграция России в международную систему разделения труда предполагает полноценное участие российских экономических субъектов, как во внутренней, так и во внешней экономической деятельности, что неразрывно связано с использованием самых современных методов и приемов во всех аспектах этой деятельности, как-то: маркетинг, управленческое планирование, финансовый менеджмент и т. д. Так, одним из самых важных аспектов во внутренней и внешней торговле является выбор наиболее выгодной схемы расчетов для оплаты товаров и услуг.

В настоящее время для укрепления своих позиций как на внутреннем, так и на внешнем на рынке не достаточно просто произвести качественный товар. В условиях жесткой конкуренции поставщик должен предлагать своим покупателям дополнительные преимущества, одним из которых является предоставление коммерческого кредита.

Коммерческий кредит согласно п. 1 статьи 823 ГК это кредит, предоставляемый в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

Предоставляется, как правило, поставщиками товаров (работ, услуг). Суть его состоит в том, что в договоре оговаривается, на какой срок устанавливается отсрочка или в течение какого срока покупателю необходимо заплатить определенную сумму поставщику, то есть рассрочка платежа. За предоставление отсрочки или рассрочки платежа покупатель обязан по условиям договора коммерческого кредита уплатить поставщику установленную договором сумму процентов Следовательно, предоставляя коммерческий кредит, поставщик временно лишает себя части своих же собственных оборотных средств.

Сегодня многие предприятия имеют доступ к факторинговому обслуживанию, которое способно помочь разрешению таких насущных проблем, как недостаток оборотных средств для развития производственного процесса, недостаточная квалификация их финансовых подразделений и, наконец, наиболее острой — проблемы неплатежей и появления просроченной задолженности вследствие неплатежеспособности либо недобросовестности дебиторов.

Факторинг — комплекс услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате.

Факторинг давно используется западными компаниями в экономической деятельности наряду с традиционными инструментами расчета, чего нельзя сказать о российских экономических агентах.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что на сегодняшний день российский рынок требует широкой продажи товаров и услуг в кредит, а финансовые и организационные возможности поставщиков не всегда позволяют его предоставлять. Факторинг является одним из основных элементов эффективной финансовой политики предприятия, это универсальный комплекс услуг, который жизненно необходим при поставке товаров с отсрочкой платежа.

Целью данной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг, по средствам анализа сведений из методических пособий, периодических изданий, постановлений, указов, аналитического материала международных ассоциаций, практического материала коммерческих банков и факторинговых компаний.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить экономическую сущность факторинга;

2. проанализировать комплекс предпосылок возникновения факторинга как самостоятельной отрасли финансовых услуг;

3. выделить основные виды факторинговых операций;

4. проанализировать современное состояние рынка факторинга в России и за рубежом;

5. провести сравнительную характеристику проведения факторинговых операций в России и за рубежом;

6. исследовать основные тенденции развития мирового рынка факторинга;

7. изучить основные проблемы развития рынка факторинга в России;

8. проанализировать пути совершенствования и перспективы развития рынка факторинга в России.

Излагаемые в данной работе идеи и выводы выработаны на основе практической деятельности в Дирекции по Организации Продаж Крупным Клиентам Банка Национальная Факторинговая Компания (Закрытое Акционерное Общество).

Глава 1. Теоретические аспекты факторинга

1.1 Экономическая сущность и принципы факторинга

Факторинг — комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности, который включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки.

Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: «По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

В конвенции УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring) «под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:

1.Поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования.

2.Финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:

· финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;

· ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;

· предъявление к оплате денежных требований;

· защита от неплатежеспособности должников.

3. Должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования".

Необходимость факторинга возникает при наличии риска несоблюдения покупателями сроков оплаты, что иногда значительно увеличивает сумму долгов, которые покупатели (дебиторы) должны поставщику. Поставщик, в свою очередь, испытывает финансовые затруднения в виде недостатка оборотных средств и невозможности своевременной выплаты долгов своим кредиторам. Факторинг подразумевает переуступку банку или специализированной факторинговой компании дебиторской задолженности по долгам, не возвращенным фирме ее должниками (дебиторами). Есенькин Б. С., Коган А. Ф. Предпринимательство в книжном деле., М: МГУП, 2004

В факторинговых операциях участвуют три стороны: факторинговая компания или факторинговый отдел коммерческого банка (фактор) — специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов; клиент (поставщик товара, кредитор) — промышленная ити торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией; предприятие (заемщик), т. е. фирма — покупатель товара. Жуков Е. Ф., Эриашвилли Н. Д., Банковское дело, М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

Факторинговые операции может проводить кредитная или коммерческая организация, имеющая лицензию на осуществление таких операций (ст. 825 ГК РФ). Однако до сих пор нет ни одного нормативного документа, регулирующего лицензирование факторинга. Поэтому факторингом в нашей стране занимаются только банки (они имеют право осуществлять эти операции на основании Закона о банках и банковской деятельности). Федеральный Закон от 02.12.1990 № 395−1 «О банках и банковской деятельности»

В современных условиях ведения бизнеса компании-поставщики часто вынуждены предоставлять покупателям отсрочку платежа. В зависимости от степени ликвидности продаваемого товара, средний срок отсрочки колеблется в пределах 15−90 дней, а иногда достигает 120 дней и более. Для покупателя преимущества товарного кредита очевидны: нет необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения задолженности, а также свести к минимуму риск получения некачественного товара. Однако для поставщиков согласие на предоставление товарного кредита приводит к сокращению оборотных средств, ухудшению текущей ликвидности и снижению финансовой устойчивости, что в итоге негативно сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли. «Бремя» долга по поставкам с отсрочкой платежа еще больше усугубляется в случае, если покупатель не соблюдает указанные в договоре сроки. Тем не менее, предоставление или увеличение отсрочки платежа является серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом, привлекающим покупателей.

Основная задача факторинга — обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме. Филиппчук О. М Факторинг: ключевой фактор развития бизнеса.// http://www.aup.ru/articles/finance/15.htm

Как правило, факторинговые операции осуществляются по следующей схеме:

1. предприятие заключает договор на оказание факторинговых услуг с финансовым агентом — фактором (от англ. factor — агент, посредник). Согласно такому договору поставщик (продавец) реализует товар, уступая финансовому агенту право потребовать его оплату с покупателя. При этом поставщик не несет ответственности за получение агентом денег от покупателя (ст. 827 ГК РФ). Такой договор чаще всего бессрочный.

2. Поставщик информирует покупателя о заключении договора факторинга и подписывает с ним приложение к договору продажи/поставки (либо уведомляет его соответствующим образом) в котором обе стороны подтверждают, что оплата за товар должна производиться на счет фактора.

3. поставщик предъявляет банку оригиналы документов, подтверждающих факт поставки товара или оказания услуги на условиях отсрочки платежа (накладную, счет-фактуру), и получает от банка 60−90% стоимости отгруженной продукции. Процент финансирования поставки, зависит от того, к какой категории надежности банк отнесет предприятие-покупателя: чем платежеспособней покупатель, тем большую сумму получит поставщик.

4. в установленный договором продажи/поставки покупатель осуществляет оплату за купленный товар, перечисляя денежные средства на счет фактора.

5. фактор выплачивает поставщику оставшуюся сумму (за минусом комиссии). Багиров М., Гиндуллин Ш. Д., Факторинг — финансирование продаж, //Финансовый директор, № 1, 2003

Финансирование поставок, как правило, осуществляется в день предоставления накладной на отгруженную партию товара Фактору. Размер досрочного платежа составляет до 90% от суммы поставки. Остаток средств (от 10%) за вычетом комиссии Фактора возвращается сразу после оплаты поставки покупателем. Некоторые факторы не удерживают суммы комиссии с платежа, а взимают комиссию, выставляя каждым месяц счета. Используя факторинг, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа.

Рис. 1. Организации факторинговой сделки

1. Поставка товара на условиях отсрочки платежа

2. Уступка прав требования по поставке Фактору

3. Финансирование поставщика (до 90% от суммы поставленного товара)

4. Оплате покупателей товара.

5. Выплата остатка средств по поставке за минусом комиссии Фактора.

Стремясь не допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов, многие поставщики проводят мониторинг состояния дебиторской задолженности. В большинстве компаний за своевременный приход денежных средств на расчетный счет отвечают менеджеры по продажам, а это не совсем корректно. Ведь, с одной стороны, менеджер, привлекший клиента, заинтересован в долгосрочной работе с ним, а следовательно, в поддержании «хороших отношений». С другой стороны, менеджеру необходимо найти рычаги воздействия на компанию в случае, если она нарушает договорные сроки.

Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при наличии независимого контроля, например, со стороны факторинговой компании.

В рамках факторинга, наряду с финансированием, Фактор осуществляет управление дебиторской задолженностью поставщика, освобождая последнего от массы аналитической и практической работы. Получая от банка исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники компании-поставщика могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов.

Факторинг экономически выгоден всем участникам сделки. Для клиента-поставщика это уверенность в своевременной оплате товара, страхование кредитного риска, для факторинговой компании или банка — получение комиссионного вознаграждения, которое, как правило, состоит из платы за обслуживание, рассчитываемой как процент от суммы счета-фактуры, и платы за предоставленный кредит, которая обычно выше на 2−3 пункта ставки краткосрочного кредита.

Однако необходимо отметить, что не любое предприятие может воспользоваться услугами коммерческого банка. Такое обслуживание не предоставляется:

· предприятиям с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

· предприятиям, занимающимся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

· строительными и иными компаниями, работающими с субподрядчиками; предприятиями, реализующим свою продукцию с обеспечением послепродажного обслуживания;

· предприятиям, практикующим компенсационные сделки, сотрудничающим со своей клиентурой на основе долгосрочных контрактов и выставляющим счета к оплате по окончании конкретных этапов работ или в порядке авансовых платежей;

· предприятиям, занимающимся спекулятивным бизнесом;

· предприятиям, реализующим набор мелкой продукции в розницу. Ковалева А. М., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г., Финансы фирмы, М: ИНФРА-М, 2002

Факторинг также не применяется по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятий и организаций.

Такого рода ограничения имеют объективную основу, поскольку в названных случаях фактору очень сложно оценить кредитный риск или не имеет смысла принимать на себя повышенный объем работ и дополнительный риск, связанный с переуступкой требований, оплата которых может быть не обеспечена в установленный срок из-за невыполнения поставщиком договорных обязательств. Жуков Е. Ф., Эриашвилли Н. Д., «Банковское дело», учебник, Москва, изд. ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.

Использование факторинга позволяет поставщикам:

· Повысить ликвидность дебиторской задолженности;

· Ликвидировать кассовые разрывы;

· Застраховать риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа покупателям;

· Развить отношения с существующими покупателями и привлечь новых;

· Увеличить свою долю на рынке.

Можно выделить следующие преимущества использования факторинга для поставщиков:

1. Дополнительное беззалоговое финансирование;

2. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности;

3. Уменьшение потерь в случае задержки платежей со стороны покупателя;

4. Упрощение планирования денежного оборота;

5. Увеличение товарооборота;

6. Усиление контроля за оплатой текущей задолженности;

7. Возможность предложения покупателям эластичных сроков оплаты;

8. Своевременная уплата налогов и контрактов поставщиков за счет наличия в необходимом объеме оборотных средств.

Для покупателей факторинг предполагает более выгодные условия оплаты, что не требует отвлечения значительных денежных средств из оборота как в случае предоплаты или оплаты по факту, возможность планирования графика погашения задолженности и увеличение покупательной способности.

На сегодняшний день факторинг весьма успешно используется в работе поставщиков продуктов питания, парфюмерно-косметической, алкогольной продукции, канцелярских товаров, товаров народного потребления, медикаментов, бытовой химии и др. Все эти отрасли объединяет высокая ликвидность продаваемых товаров, поскольку спрос на них постоянен и высок. Однако факторинг может быть применен в любых отраслях, где практикуется отсрочка платежа, безналичный расчет и существуют постоянные торговые связи. Филиппчук О. М Факторинг: ключевой фактор развития бизнеса.,

Довольно часто факторинг сравнивают с банковским кредитом. Но у этих финансовых продуктов есть ряд существенных отличий. Во-первых, они направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Так, досрочные платежи, получаемые в рамках факторингового обслуживания, компании, как правило, используют для финансирования текущей деятельности, а кредитные ресурсы — в качестве инвестиционных или инновационных средств. Филиппчук О. М Факторинг: ключевой фактор развития бизнеса.,

Факторинг имеет свои преимущества перед кредитом. При факторинговом обслуживании не требуется залоговое обеспечение и оформление множества документов. Необходимо лишь уведомить покупателей об изменении реквизитов для оплаты поставок. Возвратность кредита в полном объеме заложена в его сути, что требует от поставщика аккумулирования и вывода из оборота соответствующего объема денежных средств. Факторинг же подразумевает возврат средств покупателями. Сумма кредита определяется сразу, размер же финансирования при факторинге не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента. Таким образом, при факторинге поставщик получает деньги в нужном количестве и на необходимый срок. Кроме того, погашение кредита не гарантирует получение нового, а факторинговое обслуживание носит систематичный характер.

Таблица № 1

Сравнение банковских продуктов

Критерий

Факторинг

Кредит

Кто осуществляет возврат финансирования кредитору.

Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента

Кредит возвращается Банку заемщиком

Срок финансирования.

Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа (до 90 календарных дней)

Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 года

Момент выплаты финансирования.

Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара

Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день

Необходимость перехода на расчетно-кассовое обслуживание в Банк.

При факторинге переход компании на расчетно-кассовое обслуживание в Банк не требуется

Кредит предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в Банк

Необходимость дополнительного обеспечения.

Для факторингового финансирования никакого обеспечения не требуется

Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа

Размер финансирования.

Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента

Кредит выдается на заранее обусловленную сумму

Способ погашения финансирования.

Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара

Кредит погашается в заранее обусловленный день

Необходимые для получения кредита документы.

Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры

Для получения кредита необходимо оформлять огромное количество документов.

Возможность рефинансирования.

Факторинговое финансирование продолжается бессрочно

Погашение кредита не гарантирует получение нового

Дополнительные услуги.

Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другое

При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг

Источник: составлено автором на основании данных А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, Факторинг, М: КНОРУС, 2009

Следует различать факторинг и форфейтинг. Факторинг — это покупка банком или специализированной компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение.

Форфейтинг — это покупка обязательств, погашение которых происходит на определенный период в будущем без оборота на любого предыдущего должника.

В мировой практике факторинговые операции применяются для финансирования поставок товаров с отсрочкой платежа от 90 до 180 дней, а форфейтирование — со сроком кредитования от шести месяцев до шести лет. Фельдман А., Экономический смысл факторинговых операций //Коммерческий директор, ¾, Март — Апрель 2006

Подводя итоги всего вышесказанного, можно заключить, что факторинг — это комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности, который включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате.

С ростом конкуренции на товарных рынках и рынках услуг многие поставщики вынуждены предоставлять своим покупателям коммерческий кредит. Это приводит к отвлечению оборотных средств поставщиков.

Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки.

Факторинг имеет ряд существенных отличий от других банковских услуг. В частности, размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента, также не требуется какого-либо дополнительного обеспечения, как при кредитовании.

1.2 Предпосылки возникновения и этапы развития факторинга

факторинг российский мировой рынок Классический факторинг в той форме, в которой он практикуется во всем мире, предполагает наличие коммерческого кредита, то есть кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары и оформляемого открытым счетом. Последнее означает, что продавец отгружает товар покупателю и направляет в его адрес товарораспорядительные документы, относя сумму задолженности в дебет счета, открытого им на имя покупателя. Платеж по открытому счету осуществляется обычно в пределах 30−90 дней с даты отгрузки и выставления счета. Проценты за пользование кредитом по открытому счету устанавливаются на низком уровне или не взимаются совсем. Открытый счет предполагает высокую степень взаимного доверия и применяется обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов: фирм и их филиалов, с брокерами, при многократных поставках однородного товара, особенно мелкими партиями.

Наряду с такими важнейшими достоинствами коммерческого кредита, как содействие процессу производства, реализации продукции и простота оформления, ему присущ и ряд недостатков. К примеру, зачастую в случае, если оплата долгового требования осуществляется раньше обусловленного времени, должник получает скидку с указанной в счете суммы. Однако если он просрочил дату платежа, сумма остается неизменной. Таким образом, существует финансовый стимул досрочного платежа, но не существует аналогичного стимула своевременной оплаты. В результате предприятия, которые испытывают затруднения с наличными денежными средствами и которым приходится прибегать к той или иной форме заимствования, в значительной степени заинтересованы в получении именно коммерческого кредита из-за возможной экономии на процентах при непогашении его в срок. Второй отрицательный момент заключается в значительной вариации фактических сроков коммерческого кредита по отраслям и странам в зависимости от характера товара, рынка и структуры компании, предоставляющей или берущей кредит. Все это создает дополнительные трудности при планировании отдельной компанией своих наличных поступлений.

Предоставление коммерческого кредита, особенно на условиях открытого счета, когда покупатель не выдает продавцу никакого долгового обязательства, всегда предполагает риск. Прежде всего, в течение срока кредита должник может обанкротиться. Кроме того, для сделок, предполагающих предоставление коммерческого кредита, велика вероятность появления сомнительных долгов.

Поэтому широкое распространение коммерческого кредита приводит к необходимости эффективного управления им: своевременного инкассирования долговых требований для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления сомнительных долгов. Именно факторинговая компания в силу характера предоставляемых ею услуг способна осуществлять подобное управление и страхование связанных с коммерческим кредитом рисков.

Таким образом, можно говорить о том, что с помощью факторинга происходит институционализация коммерческого кредита, то есть поглощение его учреждениями кредитно-финансовой сферы.

Факторинг — это одна из древнейших форм торгового кредитования. Эксперты находят некоторые его признаки еще в торговых отношениях в Вавилонском царстве в эпоху царя Хаммурапи в четвертом тысячелетии до н. э. и позднее во времена Римской империи.

Историческим предшественником современного (финансового) факторинга считается импортный факторинг «колониального» типа (товарный), когда купцы брали на себя функции агентов по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках.

Из-за недостаточности развития коммуникаций и медленной транспортировки товаров предприятие, осуществлявшее продажу товаров на другой территории, было вынуждено назначать подобных агентов для поиска покупателей, хранения товаров на условиях консигнации, продажи и поставки товаров принципалу (лицу, от имени и за счет которого агент осуществляет посредничество), а также для инкассирования выручки.

Данный метод ведения предпринимательской деятельности получил значительное развитие в Англии в XIV веке, что было непосредственно связано с развитием текстильной промышленности. В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции, факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями продукции, а затем в эпоху колонизации, проводившейся европейскими странами начиная с XVI века, когда из метрополий в колонии во все возрастающем количестве экспортировались промышленные товары. Особенно часто подобная система применялась на восточном побережье США, где факторинговые компании не только хранили запасы (в основном, табака, текстиля, одежды и связанных с ними товаров) для своих европейских принципалов и продавали их от имени и по поручению последних, но также выступали в качестве агентов «делькредере» (при наличии в агентском соглашении оговорки «делькредере» агент получает дополнительное комиссионное вознаграждение от принципала за гарантию платежеспособности клиента, которому товары были поставлены в кредит). Агент делькредере — торговый агент, берущий на себя гарантию оплаты всех товаров, которые он продаст от имени своего принципала, если его покупатель не в состоянии произвести оплату. Для компенсации риска агент делькредере имеет дополнительную комиссию. Агент делькредере не несет ответственности, если покупатель отказывается платить по той причине, что принципал не выполняет полностью своих обязательств по договору или величина оплаты является спорной. Словарь Бизнес Терминов.

В сравнительно современном виде факторинг появился в средние века в Великобритании, которая активно торговала с колониями. Первые операции факторинга начал вести созданный в Англии в XVII веке «Дом факторов» (House of Factors).

В то время крупные европейские торговые дома имели свои представительства в колониях — фактории, которые возглавляли факторы — торговые посредники по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами «делькредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям.

С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика. Годом рождения финансового факторинга считается 1890 г., когда в США был введен таможенный тариф Маккинли, предусматривающий защитные таможенные пошлины на текстиль в 49,5% для сдерживания его импорта из Европы. Агентам, специализировавшимся на импортном факторинге, пришлось переориентироваться исключительно на внутренний рынок и отказаться от торговых функций. Следует отметить, что в случае как товарного, так и финансового факторинга сфера обслуживания была ограничена предприятиями легкой промышленности. Эта отрасль была удобна с точки зрения факторингового обслуживания тем, что сроки коммерческого кредита в ней обычно не превышали 180 дней.

Новый подъем факторинга начался в Соединенных Штатах в 1931 г., когда в штате Нью-Йорк агентам было законодательно предоставлено право удержания (ареста) имущества за долги. В последующие 20 лет примеру этого штата последовали около 40 штатов. В результате за период с 1931 по 1960 гг. объем факторинговых операций специализированных компаний в США вырос до 5 млрд долл. После второй мировой войны значительно возросло количество рынков, которые стали обслуживаться факторинговыми компаниями. Например, рынок мебели, игрушек, электроники, пластмасс, обуви и т. д., хотя ведущей «факторинговой» отраслью до сих пор остается легкая промышленность.

История становления факторинга в Европе относится к 50−60 гг. ХХ столетия. Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами.

С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп стал формироваться устойчивый «рынок покупателя», при котором покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа.

С другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. Таким образом, покупатели предпочитали чрезмерно пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке, поскольку это связано с множеством формальностей, носит ограниченный характер, (то есть каждый раз при возникновении потребности в дополнительных заемных средствах нужно обращаться за новым кредитом), и не всегда возможно.

При этом поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто были финансово не способны предоставить рассрочку платежа. Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков потребность в оборотных средствах. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара в размере до 85%-90% от суммы поставки позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков.

Таким образом, факторинг явился средством, способствующим росту новых фирм, упрочению связей между поставщиками и покупателями, насыщению товарных рынков конкурентоспособной продукцией.

Кроме того, в конце 50-х — начале 60-х многие промышленные компании США стали проявлять интерес к Западной Европе, что нашло отражение в постоянном возрастании объемов торговли между ними. Образование в 1957 г. Европейского Экономического Сообщества способствовало дальнейшему росту международного обмена, и за экспансией на западноевропейский рынок промышленных компаний США последовало внедрение на финансовый рынок крупных американских банков.

Важнейшим шагом в направлении распространения факторинга в Западной Европе было создание в 1961 г. американским First National Bank of Boston совместно с рядом британских банков факторинговой компании International Factors LTD — первой подобной компании за пределами Северной Америки. Выбор Великобритании в качестве страны местонахождения первой «неамериканской» факторинговой компании был обусловлен двумя обстоятельствами:

1. необходимостью обслуживания значительно возросшего объема взаимной торговли с Соединенными Штатами;

2. стремлением внедрить факторинг в стране, правовая система которой наиболее близка США.

После нескольких лет работы выяснилось, что подавляющее число операций компания проводила на внутреннем рынке, а организация международного факторинга столкнулась с рядом сложностей. Поэтому First National Bank of Boston, используя ту же схему, создал аналогичные совместные компании под тем же названием «International Factors» в ряде других западноевропейских стран. Подобные компании должны были специализироваться на обслуживании внешней торговли не только с США, но и другими странами.

В конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века были созданы три крупнейшие международные факторинговые группы: Heller International Group, International Factors Group S.C., Factors Chain International. Огромное значение в развитии факторинга в мире сыграли две из них International Factors Group и Factors Chain International.

В 1963 г. появилась первая факторинговая ассоциация — International Factors Group S.C. (IFG), которя на сегодняшний день объединаяет более 100 компаний из 50 стран мира. Официальный сайт International Factors Group S.C.

В1968г. была организована Factors Chain International. На сегодняшний день эта организация включает 242 компании из 64 стран мира. Официальный сайт Factors Chain International

Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках.

В начале распространения факторинга в западноевропейских банковских структурах господствовало мнение, что данный вид обслуживания представляет собой лишь альтернативный способ финансирования долга тех предприятий, чьи отношения с банками не позволяют использовать традиционные формы финансирования, то есть к услугам факторинговых компаний прибегают в крайних случаях, когда исчерпаны все другие возможности. В данном случае не принимались во внимание услуги по ведению учета продаж, инкассированию долгов и защите от возможных убытков в связи с появлением сомнительной задолженности.

Причины такого ошибочного представления заключались в том, что первые европейские факторинговые компании брали за основу при проведении своих операций схему, принятую в США, то есть осуществляли обслуживание только мелких предприятий легкой промышленности, характеризовавшихся высоким процентом банкротств и сомнительной кредитоспособностью. Ведение учета продаж и инкассирование долговых требований были для них лишь способом обеспечения собственной финансовой устойчивости, а не услугой клиентам. Кроме того, они сначала недостаточно избирательно подходили к выбору клиентов в силу отсутствия опыта и необходимой информации, что зачастую приводило к убыткам.

Единственным исключением здесь являлась Италия. В отличие от других стран, где развитие факторинга сдерживалось прохладным отношением к нему со стороны национальных банков, итальянские факторинговые компании с самого начала удачно заполнили «нишу», которую оставили институциональные участники кредитного рынка, имели прочную связь с банками и функционировали с учетом их кредитной политики.

Еще одним преимуществом факторинга в 70−80-х гг. оказалась возможность обхода с его помощью рестриктивной политики — ограничений на проведение кредитной экспансии со стороны Центрального Банка Италии, существовавших до марта 1988 г. Именно эти факторы обеспечили успех факторинга и быстрый рост оборота компаний в этой стране. Характерно, что до сих пор не только почти все крупные, но и почти все мелкие банки имеют свою долю в факторинговых компаниях.

Факторинговые операции приобрели исключительно широкое распространение в международной коммерческой практике. Вместе с тем участники оборота столкнулись с ситуацией отсутствия правового регулирования отношений по факторинговому обслуживанию. В этих условиях ясно обозначилась потребность в разработке правовых норм регулирующих международные операции по финансированию под уступку денежного требования.

В Оттаве 28 мая 1988 года была подписана Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям, устанавливающая общие юридические рамки операций, контроль за равновесием интересов различных участников при факторинговых операциях.

В соответствии с положениями данной конвенции операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

1. наличием кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

2. ведением бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

3. инкассированием его задолженности;

4. страхованием поставщика от кредитного риска.

Основным документом, который содержит определение понятия международного факторинга, является Конвенция УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring). 31 января 2002 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 56/81 о регулировании переуступки дебиторской задолженности в международной торговле. Деятельность в рамках международного факторинга также регулируется «Правилами международной факторинговой деятельности» (GRIF — General Rules for International Factoring), которые приняты членами FCI и IFG.

Начиная примерно с середины 80-х годов факторинговая индустрия демонстрировала самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Объем уступленной дебиторской задолженности в 1998 году составил 456 млрд евро, к 2003 году он уже достиг 760 млрд евро, таким образом, рост составил более 160%.

Страны Восточной Европы за 1998;2003 гг. показали феноменальные темпы роста (434%), при этом необходимо учитывать крайне малые объемы факторингового рынка в этих странах в начале рассматриваемого периода.

История развития факторинга в России насчитывает лет 20, из которых лишь 5 последних лет можно по настоящему считать годами развития рынка.

Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.

В 1989 г. появилось письмо Госбанка СССР № 252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». В 1992 г. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.

Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г., набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже был принят «Мосбизнесбанк». На протяжении ряда лет факторингом в России занимались и АКБ «Менатеп», и «Международный московский банк», и многие другие. Безусловным лидером рынка тогда был «Международный московский банк» с объемом факторинговых сделок 70 млн долл. США в год.

После кризиса 1998 года был определенный всплеск факторинга, поскольку появилось очень много проблемных долгов, которые переуступались банкам с большим дисконтом. По-настоящему рынок стал развиваться в начале 2000 года. Сегодня рынок факторинга растет быстрыми темпами.

В Российской Федерации действуют следующие нормативные документы, закрепляющие факторинг законодательно как один из видов финансовой деятельности:

—Гражданский Кодекс РФ (ч. 2, глава 43, ст. 824—833);

—Налоговый Кодекс РФ (глава 25, ст. 265, 269, 271);

—Федеральный закон от 4 декабря 1990 г. № 395−1 «О банках и банковской деятельности».

Резюмируя все вышесказанное можно сказать, что факторинг является одной из древнейших форм торгового кредитования. Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII веке Дом факторов (House of Factors). Бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается во второй половине XIX века в Северной Америке.

В конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века были созданы крупнейшие международные факторинговые группы: International Factors Group S.C., Factors Chain International, которые сыграли огромное значение в развитии факторинга в мире.

Основным документом, который содержит определение понятия международного факторинга, является Конвенция УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring). Деятельность в рамках международного факторинга также регулируется «Правилами международной факторинговой деятельности» (GRIF — General Rules for International Factoring).

В Российской Федерации действуют следующие нормативные документы, закрепляющие факторинг законодательно как один из видов финансовой деятельности: Гражданский Кодекс РФ (ч. 2, глава 43, ст. 824—833), Налоговый Кодекс РФ (глава 25, ст. 265, 269, 271), Федеральный закон от 4 декабря 1990 г. № 395−1 «О банках и банковской деятельности».

1.3 Международная классификация факторинговых услуг

Факторинг является одной из форм финансирования, объединяемых в США и Великобритании в понятие ABF (Asset Based Finance). ABF основывается на философии, которая заключается в том, что сумма займа зависит в первую очередь от стоимости обеспечения в отличие от других форм финансирования, которые первично основываются на состоятельности и кредитоспособности самого заемщика. Д. А. Николаевская, Новые возможности факторинга: деньги сегодня под отгрузку товара в будущем // Факторинг и торговое финансирование, № 04, 2008

Рассмотрим различные формы факторинга, применяемые в мировой практике, а также обстоятельства, при которых они наилучшим образом организованы между поставщиком и факторинговой компанией (фактором).

В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований факторинговой компании, что является общим элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. Факторинговые операции, используемые в мировой практике, классифицируются следующим образом.

· Внутренний/международный факторинг В операции внутреннего факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк) — покупатель требования, первоначальный поставщик (кредитор) и покупатель (дебитор), получивший от поставщика товары с отсрочкой платежа. При этом все участники находятся в одной стране.

Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета фактуры) поставщика на условиях немедленной оплаты от 50 до 90% от суммы акцептованного счета-фактуры в день передачи ему документов по совершенной поставке. Процент финансирования зависит от платежной дисциплины дебитора. Оставшиеся же 10% перечисляются поставщику после получения платежа от дебитора, за вычетом комиссионного вознаграждения фактора, которое, как правило, состоит из платы за обслуживание и платы за финансирование, если оно предоставлялось.

В международном факторинге существенная роль принадлежит экспортному факторингу, который представляет собой продажу экспортером своему фактору краткосрочных дебиторских задолженностей (обычно до 90 дней) по экспорту. Как правило, фактор заключает с экспортером договор на покупку экспортных долгов всех покупателей в одной или нескольких странах экспорта.

Экспортный факторинг включает в себя полный набор факторинговых услуг: финансирование экспортера сразу после отгрузки товара, страхование риска неплатежа, кредит-менеджмент, взимание дебиторской задолженности, информационные услуги и т. д.

· Открытый / закрытый факторинг Открытый вид факторинга представляет собой операцию, при которой покупатель поставщика оповещается об участии факторинговой компании в сделке. Такое уведомление обычно производится с помощью специальной надписи на счете-фактуре, указывающей, что дебиторская задолженность по данному счету была полностью переуступлена фактору, который является единственным законным получателем платежа, с указанием платежных реквизитов фактора. Кроме того, поставщик обычно посылает своему покупателю специальное письмо, в котором уведомляет покупателя о переуступке всех дебиторских задолженностей фактору.

При закрытом (конфиденциальном) виде факторинга договор между поставщиком и фактором не подлежит огласке для покупателя, до тех пор, пока покупатель не нарушит условия контракта, необоснованно отказавшись платить. В этом случае поставщик уполномочивает фактора уведомить покупателя о факте переуступки.

Таким образом, при конфиденциальном факторинге покупатель первоначально не осведомлен о факте переуступки и об участии фактора в сделке (счет-фактура поставщика не содержит специальной надписи, уведомляющей покупателя о переуступке) и все платежи направляются напрямую поставщику. Только в случае, если покупатель не заплатит после наступлении срока платежа, фактор информирует его о факте переуступки.

В международной практике такое уведомление происходит обычно через 60 дней после наступления срока платежа. Начиная с этой даты, покупатель обязан платить уже фактору, а в случае неплатежа и наличии страхования кредитного риска фактором, последний обязан заплатить поставщику (в международной практике обычно через 90 дней после уведомления покупателя о факте переуступки).

При конфиденциальном факторинге фактор осуществляет только финансирование и/или защиту от риска неплатежа, в то время как административное управление дебиторской задолженностью лежит на поставщике, который должен осуществлять эти услуги от имени нового владельца долгов — фактора.

· Факторинг с правом регресса или без права регресса.

Эти термины связаны с риском, возникающим, если покупатель не в состоянии выполнить свои платежные обязательства, то есть с кредитным риском (риском неплатежа). При факторинге с правом регресса поставщик несет кредитный риск в отношении дебиторских задолженностей, проданных фактору. В случае неплатежа со стороны покупателя, произошедшего по любой причине, включая финансовую несостоятельность, фактор потребует соответствующий платеж от поставщика.

В международной практике все факторинговые сделки приобретают силу регресса по отношению к поставщику в случае, если дебиторская задолженность признана недействительной, а также в случае возникновения между поставщиком и покупателем споров по количеству поставленных товаров, качеству, срокам поставки и т. д. При этом покупатель вправе вернуть поставленный товар и аннулировать любые платежные обязательства.

При сделках без права регресса фактор берет на себя риск неплатежа со стороны покупателей и является единственно ответственным за финансовую неспособность покупателя произвести платеж.

Факторинг с полным сервисом (открытый тип, без регресса) представляет собой договор, обычно на регулярной и продолжительной основе, по которому поставщик обязуется продавать свои дебиторские задолженности фактору по мере их возникновения, то есть когда, поставив товар или оказав услуги, он выставляет счета своим покупателям. С помощью специальной надписи на счете поставщик уведомляет своего покупателя о том, что задолженность была переуступлена фактору и платеж, соответственно, должен быть произведен в пользу фактора (элемент открытого факторинга).

Поставщик, следовательно, превращает дебиторские задолженности, возникающие в процессе сделок с несколькими покупателями, в дебиторскую задолженность только одного покупателя — фактора. Таким образом, поставщику нужно вести учет продаж только операций с фактором, который в этом оказывает ему помощь. Со своей стороны, фактор обязуется заплатить поставщику за купленные дебиторские задолженности к согласованной дате. При этом фактор соглашается нести потери, возникающие в случае неплатежа со стороны покупателей по причине их финансовой несостоятельности, но только по тем покупателям, которые были одобрены фактором для кредитных целей, то есть на которые были открыты лимиты (элемент факторинга без регресса).

Таким образом, поставщик значительно сокращает свои задачи по учету продаж и управлению дебиторской задолженностью. У него отпадает необходимость рассылать многочисленные напоминания, выписки и письма, начинать судебные процессы. Кроме того, поставщик заменяет риски неплатежа по каждому из своих покупателей на один кредитный риск — фактора, а при правильном выборе фактора кредитный риск может считаться несуществующим.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой