В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических показателей — одним из которых является себестоимость. Важная роль в реализации этой задачи отводится планированию себестоимости продукции. С ее помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя интересует качество продукции и ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем лучше и выгоднее для покупателя. Эти показатели как раз и заключены в себестоимости продукции.
Данная тема очень актуальна в современных условиях, поскольку себестоимость является основой определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестоимости промышленной продукции — одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности.
Целью курсовой работы является изучение планирования себестоимости производства продукции. Объектом исследования является ЗАО «Электромаш».
Основными задачами являются:
1. Раскрыть значение и понятие издержек и себестоимости продукции.
2. Рассчитать себестоимость продукции на предприятии ЗАО «Электромаш».
3. Выявить пути снижения себестоимости предприятии ЗАО «Электромаш».
1. Понятие и сущность издержек производства и себестоимости продукции и их экономическое обоснование
1.1. Издержки производства и себестоимость продукции
В экономической литературе и нормативных документах применяются такие понятия как «издержки», «расходы», «затраты». Следует отметить, что некоторые авторы считают эти термины различными, а другие синонимами.
Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские), так и вмененные (альтернативные) издержки.
Издержки производства — совокупность затрат живого труда и материальных средств на изготовление продукции или услуг, выраженных в денежной форме. Издержки производства включают в себя затраты предприятия на приобретение средств производства (сырья, материалов. комплектующих изделий, топлива, электроэнергии, оборудования и т. д.) и оплату труда работников производства.
При большом разнообразии затрат на разных уровнях управления предприятием, сложности их связей с различными управленческими функциями, выполняемыми организацией, крайне важны общие принципы формирования затрат предприятия, руководствуясь которыми можно определять, за счет каких источников и в каких пределах могут быть произведены те или иные затраты.
В затраты предприятия входят:
1) затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг). К ним относятся материальные затраты и затраты на оплату труда;
2) расходы на подготовку и освоение производства, которые включают затраты: на освоение новых производств, цехов и агрегатов, подготовку и освоение выпуска продукции;
3) затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции, повышением ее надежности, которые осуществляются как правило в ходе производственного процесса;
4) затраты на обслуживание процесса производства: обеспечение указанного процесса материальными ресурсами, проведение всех видов ремонта активной части основных средств;
5) затраты на управление производством: расходы на содержание и материально-техническое обеспечение административного персонала, содержание и эксплуатцию технических средств управления, представительские расходы и др.;
6) амортизация основных средств и нематериальных активов: сумма амортизационных отчислений, определяемая на основании балансовой стоимости и установленных норм;
7) расходы на продажу: упаковку, транспортировку, хранение, расходы на рекламу и др.;
8) прочие затраты, не отнесенные к ранее перечисленным, в частности оплата сертификации продукции, организация сторожевой и пожарной охраны;
9) непроизводительные затраты, в частности: потери от брака, простоев, расходы на гарантийный ремонт, недостачи материальных ценностей при отсутствии виновных лиц и др .
Для того, чтобы полнее выявить затраты предприятия, определить себестоимость отдельных видов продукции с учетом особенностей организации и технологии производства необходимо правильно определить объекты формирования и учета затрат.
Выбор объекта формирования и учета затрат зависит от возможности влиять на процесс формирования затрат, выявлять слабые места в производстве и управлении, прилагать усилия к достижению наибольших финансово-производственных результатов при оптимальных затратах. Существует учетная система обеспечивающая регистрацию, накопление, анализ и предоставление информации о затратах.
Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Себестоимость продукции является важным планово-экономическим показателем предприятия, обобщающим его издержки производства и реализации продукции, выполнение работ или услуг. Она представляет собой суммарную стоимостную оценку используемых в процессе изготовления и сбыте товаров природных, производственных, трудовых, финансовых и других ресурсов.