Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общая характеристика основных видов налогов

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При уплате ежемесячных авансовых платежей по итогам каждого отчетного (налогового) периода, налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Сумма квартальных… Читать ещё >

Общая характеристика основных видов налогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОДЕРЖАНИЕ

1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)

2. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

3. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

4. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ) ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ни в одной сфере научных знаний невозможно назвать другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную совокупность отношений, какой является система налогообложения. Эта область всегда является областью острых разногласий между представителями власти — сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В связи с этим налоги всегда считались наихудшими из зол, которое может выпасть на долю человека. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых, недемократических государствах, правительства которых осуществляют траты, несоразмерные ВВП, значительная часть которых лишена общественно значимого характера.

Как справедливо отмечалось специалистами налогового права, вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания налогоплательщиков и налоговых органов. Многочисленные споры по поводу правомерности применения налоговых льгот связаны в основном с различным пониманием целей их установления, полномочий по их введению в действие и правил их использования.

Таким образом, анализ системы налогообложения представляется весьма актуальной и интересной темой с практической точки зрения использования налоговых льгот, а именно, возможность использования налоговых льгот физическими лицами.

Цель контрольной работы — изучить основные виды налогов.

Для реализации поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

— рассмотреть понятие и сущность налога на добавленную стоимость;

— рассмотреть понятие и сущность налога на прибыль организации;

— рассмотреть понятие и сущность единого социального налога;

— рассмотреть понятие и сущность налога на доходы физических лиц.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики бизнеса, налогообложения предпринимательства, управления финансов, статистики, так же различные нормативно правовые акты Российской Федерации. В числе авторов следует отметить таких, как: Абанин М. А., Абрамова Э. В., Бабанин В. А., Балабанов И. Т., Грузинов В. П., Иванова Н. Г., Вайс Е. А., Качур О. В. и другие авторы.

1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)

Налог на добавленную стоимость — форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, где добавленная стоимость определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на расходы.

НДС относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, НДС относится к косвенным налогам, так как конечным его плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг). Как косвенный налог, НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления.

При исчислении и уплате НДС каждый налогоплательщик ведет налоговый учет по этому налогу. Правда, обычно так его не называют, но, тем не менее, ведение Книги покупок (Приложение № 2), Книги продаж (Приложение № 3), журналов учета полученных и выданных счетов-фактур, а также оформление самих Счетов-фактур (Приложение № 4) является, безусловно, налоговым учетом по налогу на добавленную стоимость. Книга покупок, Книга продаж, Счет-фактура ведутся по специально разработанным формам, которые утверждены Правилами ведения журналов по учету счетов-фактур, книг покупок и продаж (8). Согласно этим же правилам следует заполнять выше перечисленные документы.

В соответствии со статьей 146 НК РФ ч. II (1) объектом налогообложения НДС признаются следующие операции:

1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг).

2. Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

4. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При этом в целях исчисления НДС не признаются объектом налогообложения: операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК РФ ч. I (1); передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Очевидно, что основное внимание при определении подлежит ли налогообложению НДС та или иная операция является определение места реализации. Подробно о том, когда местом реализации считается территория РФ в целях исчисления НДС указано в статьях 147 и 148 НК РФ ч. II (1). Если место реализации ваших товаров, работ или услуг не признается территория Российской Федерации, то сумма выручки, полученной от такой реализации не является объектом налогообложения НДС, и не следует путать его с льготами по НДС.

Для определения базы по НДС налогоплательщик должен учитывать особенности реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг), а также тот момент, что налоговая база должна исчисляться отдельно по разным видам товаров (работ, услуг) в случае, если возникает необходимость применения различных налоговых ставок.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

Особым объектам обложения НДС можно считать выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления и ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Ведь в данном случае облагаются не доходы, а расходы налогоплательщика. Причем НДС, который уплачивается при ввозе товаров является также и таможенным платежом и уплачивается на основании НК РФ ч. II (1) и ТК РФ (2).

В соответствии с положениями статьи 151 НК РФ ч. II (1) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налогообложение производится в зависимости от избранного таможенного режима.

Налоговые ставки по НДС определены в статье 164 НК РФ ч. II (1).

По НДС применяются три ставки: 0 процентов, 10 процентов, 18 процентов.

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ ч. II (1), работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров.

К таким работам (услугам) относятся работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем; работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам; товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 процентов в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяются нормы настоящего подпункта, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации (При ввозе таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяется эта же ставка):

Следующих продовольственных товаров: скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий — сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы — балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов — ветчины, бекона, карбонада и языка заливного); молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда); яйца и яйцепродуктов; масла растительного; маргарина; сахара, включая сахар-сырец; соли; зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; маслосемян и продуктов их переработки (шротов (а), жмыхов); хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия); крупы; муки; макаронных изделий; рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира); мореи рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб — белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе — ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов); продуктов детского и диабетического питания; овощей (включая картофель).

Налоговый период по НДС (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

Отчетных периодов по НДС налоговым законодательством не установлено.

НДС исчисляется в соответствии с порядком, определенным в статье 166 НК РФ ч. II (1). При этом общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных по различным ставкам, как раздельные суммы при раздельном учете.

Общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода.

При определении суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет, применяются налоговые вычеты. То есть в бюджет уплачивается разница между исчисленным налогом и налоговыми вычетами.

Налоговые вычеты применяются в соответствии с положениями статей 171 172 НК РФ ч. II (1).

В частности вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ ч. II (1); товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Вычету также подлежит НДС, уплаченный налоговом агентом. Налоговый агент может применить такой вычет только в случае, если он удержал и уплатил НДС из доходов налогоплательщика.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Порядок применения налоговых вычетов определяется статьей 172 НК РФ ч. II (1). Статья 174 НК РФ ч. II (1) определяет порядок и сроки уплаты НДС в бюджет. НДС уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Срок уплаты НДС — равными долями не позднее 20-го числа месяца, каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом

В случае, если сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, не делится равными долями на три срока уплаты, то округление в большую сторону проводится в последнем сроке уплаты.

Если вы являетесь налоговым агентом по отношению налогоплательщика — иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков, то уплатить удержанный из его дохода НДС налоговый агент обязан одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств такому налогоплательщику — иностранному лицу.

При этом банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (пункт 4 статьи 174 НК РФ ч. II (1)).

Все налогоплательщики (налоговые агенты), обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию (Приложение № 5) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Форма налоговой декларации по НДС утверждена Приказом Минфина РФ от 07.11.2006 № 136Н (10).

Налоговые льготы и основания для их применения

К налоговым льготам относятся операции, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость (статья 149 НК РФ ч. II (1)).

Внимательно изучите перечень льготируемых операций.

Если ваши операции попадают в пункт 1 или 2 статьи 149 НК РФ ч. II (1), то отказаться от предоставляемых вам налоговом законодательством льгот вы не имеете права.

Если ваши операции попадают в пункт 3 статьи 149 НК РФ ч. II (1)), то вы вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

2. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль, получаемую в результате осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности.

С 1 января 2002 года порядок налогообложения налогом на прибыль регламентируется главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Кодексом не используется понятие себестоимости, а введено понятие расходы. Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты. К вычету из налоговой базы по налогу на прибыль принимаются любые расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Плательщиками налога на прибыль, согласно статье 246 НК РФ признаются:

— российские организации;

— иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Налогооблагаемой базой для целей налогообложения прибыли признается денежное выражение прибыли согласно статье 247 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль организации, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину расходов (п. 1 статьи 252 НК РФ).

При этом расходы подразделяются на следующие группы: расходы, связанные с производством и реализацией согласно статье 253 НК РФ, состоящие из следующих статей затрат: материальные расходы (статья 254 НК РФ); расходы на оплату труда (статья 255 НК РФ); суммы начисленной амортизации (статья 256 НК РФ); прочие расходы (статья 264 НК РФ).

Внереализационные расходы, поименованные в статье 265 НК РФ, куда входят все остальные расходы.

Доходы, учитываемые организацией для исчисления налога на прибыль, согласно статье 248 НК РФ подразделяются на две большие группы: доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением налогов, предъявляемых налогоплательщиком покупателю. Такими налогами являются НДС, налог с продаж, акцизы (статья 249 НК РФ), внереализационные доходы, поименованные в статье 250 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ установлено, что доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме (статья 274 НК РФ). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки.

Для определения момента принятия доходов и расходов в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, все организации должны применять метод начисления. Принцип данного метода заключается в следующем: доходы отражаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они произведены, независимо от фактического поступления денежных средств. Из вышесказанного следует, что в настоящее время для признания выручки для целей налогообложения прибыли должны выполняться одновременно два условия: отгрузка и предъявление расчетных документов. Данное правило установлено статьей 271 НК РФ.

В некоторых случаях налогоплательщикам разрешено применять кассовый метод признания доходов и расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль (п. 1 статьи 273 НК РФ).

Кассовый метод могут применять организации, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 миллиона рублей за каждый квартал.

Следовательно, для того, чтобы определить, имеет ли предприятие право перейти на кассовый метод, необходимо сложить суммы выручки за предыдущие четыре квартала, затем вычесть из нее суммы НДС и налога с продаж, уплаченные за этот период. Полученную сумму разделить на четыре, так как при переходе на кассовый метод рассчитывается средняя сумма выручки за квартал.

По отдельным видам доходов и операциям главой 25 НК РФ предусмотрены другие виды ставок:

Общая ставка налога на прибыль — 20%

Доходы в виде дивидендов и доходы от участия в других организациях — (с 01.01.2005 г.) 9%

Доход, полученный в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам — 15%

Доход, в виде дивидендов от российской организации иностранными организациями, также доход российских организаций от иностранных организаций — 15%

Доход в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно и другие, перечисленные в п. 4 статьи 283 НК РФ — 0%

Сумма налога на прибыль, исчисленная по ставке 20%, распределяется с 2005 года в бюджеты разных уровней следующим образом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процентов, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

При этом органы субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Указанная ставка не может быть ниже 13,5 процентов.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Согласно статье 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, определяется нарастающим итогом с учетом ранее начисленных сумм платежей.

Источником для уплаты налога на прибыль является прибыль организации.

Главой 25 НК РФ устанавливается три способа уплаты налога на прибыль: уплата ежемесячных авансовых платежей; уплата ежеквартальных авансовых платежей; уплата ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению.

При уплате ежемесячных авансовых платежей по итогам каждого отчетного (налогового) периода, налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Сумма квартальных авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей. При этом размер ежемесячных авансовых платежей, причитающихся к уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равным размеру ежемесячного авансового платежа, причитающегося к уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

В данном варианте уплата ежемесячных авансовых платежей производится в течении отчетного периода в срок не позднее 28 числа каждого месяца этого отчетного периода.

Предприятия, у которых за предыдущие 4 квартала выручка от реализации не превышала в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (п. 3 статьи 286 НК РФ).

Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий отчетный период.

Налогоплательщики представляют налоговые декларации за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, а именно не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября соответственно. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 289 НК РФ).

Вновь созданные организации уплачивают квартальные авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала один миллион рублей в месяц либо три миллиона рублей в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи ежемесячно.

Уплата ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли, производится предприятиями, принявшими решение воспользоваться данным правом (п. 2 статьи 286 НК РФ). Перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли, можно будет только с начало нового налогового периода, уведомив при этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей.

Уплата налога по данному варианту производится не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Форма декларации по налогу на прибыль приведена в Приказе Министерства по налогам и сборам от 11.11.2003 г. №БГ-3−02/614 «Об утверждении формы Декларации по налогу на прибыль организаций» (с изменениями от 3 июня 2004 г.). Приказом МНС РФ от 29 декабря 2001 г. N БГ-3−02/585 «Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций» (с изменениями от 9 сентября 2002 г., 29 декабря 2003 г., 3 июня 2004 г.) утверждена инструкция по заполнению декларации по налогу на прибыль.

Декларация содержит 11 листов с приложениями. Однако субъектам малого предпринимательства заполнять все листы не придется. Ряд разделов предназначен для специфических категорий налогоплательщиков, например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также содержит расчет налоговой базы по специфическим операциям (например, с финансовыми инструментами срочных сделок). Основная часть декларации состоит из расчета налога на прибыль и нескольких приложений к нему, детально раскрывающих содержание отдельных его строк.

Налогоплательщики представляют налоговые декларации за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, Налоговая декларация по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 289 НК РФ).

Для составления налоговой декларации по налогу на прибыль согласно Налоговому кодексу берутся данные налогового учета. Статьей 313 НК РФ определено, что налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, а также для контроля за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль.

Существенным моментом в действующем налоговом законодательстве, регулирующем порядок налогообложения налогом на прибыль, является отсутствие налоговых льгот.

Однако необходимо отметить, что сохранилось право на льготы по налогу на прибыль для малых предприятий, срок действия которых не истек на день вступления в силу главы 25 НК РФ.

Данные льготы были предусмотрены п. 4 статьи 6 Закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 № 2116−1.

Согласно данному пункту в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) — при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.

В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Указанные льготы не предоставлялись малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

3. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

налог стоимость прибыль доход

Единый социальный налог (ЕСН) — отменённый федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации — и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009 Закон № 212-ФЗ от 24.07.2009. Проверено 24 августа 2009.

Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.

Плательщиками единого социального налога в соответствии со ст. 235, 236 Кодекса признаются организации, производящие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Поэтому, если организация не производит указанных выплат, она не является плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

Согласно п. 3 ст. 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчёте, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами). Налоговая декларация по налогу представляется не позднее 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).

Для исчисления единого социального налога и взноса на обязательное пенсионное страхование объектом налогообложения для работодателей являются: выплаты по трудовым договорам; вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

От уплаты налога освобождаются: 1. большинство установленных законодательством пособий и компенсаций, не облагаемых налогом на доходы физических лиц; 2. компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении; 3. страховые взносы организации за своих работников по договорам: добровольного медицинского страхования, заключенным на срок не менее года; 4. по договорам добровольного личного страхования на случай трудового увечья или наступления смерти застрахованного работника; 5. другие доходы. Также не облагают налогом любые выплаты, которые фирма не относит к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Единым социальным налогом не облагают доходы сотрудников, которые являются инвалидами I, II и III группы. Чтобы не платить налог с доходов инвалидов, в налоговую инспекцию необходимо представить список инвалидов с номерами и датами выдачи справок, подтверждающих факт инвалидности.

С 1 января 2010 года работодатели вместо ЕСН будут платить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохраняются. Порядок их расчетов установлен Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

4. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ)

Плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица — налоговые резиденты РФ, а также не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Удержания из заработной платы работников организации подразделяются на осуществляемые по инициативе работодателя либо самого работника и обязательные. Основным видом обязательных удержаний является налог на доходы физических лиц, исчисляемый в соответствии с главой 23 НК РФ.

Рассчитывается и уплачивается этот налог налоговыми агентами — организациями и индивидуальными предпринимателями, которые выплачивают доходы физическим лицам. Согласно положениям главы 23 НК РФ несмотря на то что налоговым периодом по НДФЛ является календарный год, при каждой выплате работнику заработной платы (или иных доходов) необходимо удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет.

Объектом обложения НДФЛ признаются доходы, определенные ст. 208 НК РФ. Основными видами налогооблагаемых доходов, помимо вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, являются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, доходы от реализации недвижимости, пенсии (за исключением трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению) и стипендии, полученные в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, на основании ст. 217 НК РФ налогом облагаются:

Ставка НДФЛ зависит от вида получаемого физическим лицом дохода (ст. 224 НК РФ): стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в сумме, превышающей 4000 руб., облагается по ставке 35%; доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — 30%; доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов, — 9%; все виды доходов при условии, что ст. 224 НК РФ не установлено иное (в том числе заработная плата, надбавки и доплаты, премии) — 13%.

Для расчета НДФЛ необходимо определить налоговую базу. Она равна сумме начисленного за налоговый период дохода работника за минусом необлагаемых доходов и стандартных и (или) имущественных налоговых вычетов.

Состав выплаченных физическим лицам доходов, не подлежащих налогообложению, регламентирован ст. 217 НК РФ.

К доходам членов трудового коллектива, выплачиваемым работодателем, но не облагаемым НДФЛ, в частности, относятся: государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности); компенсационные выплаты в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения, а также увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), и др.; алименты; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи: с чрезвычайными обстоятельствами на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления, смертью члена (членов) семьи работника, ущербом, полученным от террористических актов на территории РФ; суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических) в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, которые работодатель выплачивает своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, а также суммы компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет при условии оплаты таких путевок за счет средств ФСС России и (или) за счет средств работодателя, оставшихся в его распоряжении после уплаты налога на прибыль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог как экономическая категория существует помимо воли одного лица, группы лиц. Налог — категория историческая, она носит общественный характер.

Государство может использовать эту категорию как во благо общества, так и во вред ему. Мировая практика выработала и использует множество форм налогов, различающихся по объекту, источникам, формам взимания и так далее.

Научная обоснованность налоговых форм зависит от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты их участия в распределении созданной стоимости, а также от организационно-правовой формы собственности.

Множественность форм налогов позволяет в большей мере охватить все многообразие форм доходов налогоплательщиков, определенным образом воздействовать на различные стороны их деятельности, реализовать функции в процессах регулирования и управления и в то же время заметно снизить психологическое воздействие налогового пресса за счет определенного перераспределения совокупного налога, направляемого в бюджет налогоплательщиками, по нескольким частным налогам, направляемым в бюджеты различных уровней государственной власти и социальные фонды.

В то же время ряд авторов отмечает множественность налогов и их сложность как одну из негативных характеристик современной системы налогообложения.

1. Конституция Российской Федерации: Принята 12 декабря 1993 г. — М.: Юрид. Лит., 1997. — 63 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть первая и часть вторая). — М.: Проспект, 2008. — 448 с.

3. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ — Владивосток.: Издательство «ЛАИНС», 2006. — 528 с.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.06.2008 г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2008. — 530 с.

5. Аронов, А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. — М.: Экономистъ, 2006. — 591 с.

6. Абанин, М. А. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового планирования // Хозяйство и право. — 2010. — № 10. — С. 76 — 86.

7. Абрамова, Э. В. Разработка элементов учетной политики как метод оптимизации налогообложения // Налоговое планирование. — 2009. — № 4.

8. Агарков, М. М. Налоговое право. Курс лекций. — М.: Издательство, БЕК, 2005 — 350 с.

9. Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебник. — М.: Дело и сервис, 2007. — 367 с.

10. Альбеков, А. У. Экономика коммерческого предприятия. Учебник. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 448 с.

11. Баканов, Н. И. Налоги и налогообложение: Учебн. — 4-е издание, дополнение и переработка. — М.: Финансы и статистика, 2005 г. — 416 с.

12. Пятов, М. Л. Относительность оценки показателей бухгалтерской отчетности / М. Л. Пятов // Бухгалтерский учет. — 2004. — № 6. — С. 14 -17.

13. Романенко И. В. Налоги и налогообложение. Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 208 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой