Педагогическая поддержка художественно одаренных детей в специализированном учебном заведении
Диссертация
В настоящее время активно разрабатывается теория педагогической поддержки (Е.А.Александрова, Т. В. Анохина, В. П. Бедерханова, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Т. А. Мерцалова, Н. Н. Михайлова, С. Д. Поляков, Г. И. Рогалева, Т. В. Фролова, И. Д. Фрумин, С. М. Юсфин, И. С. Якиманская и др.), под которой понимается «система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Педагогическая поддержка как составляющая часть личностно ориентированного подхода в образовании
- 1. 1. Понятие «педагогичая поддержка» в образовании
- 1. 2. Идея педагогической поддержки в истории развития педагогической мысли
- 1. 3. Теория и практика педагогичой поддержки ввременной педагогике
- ВЫВОДЫ
- 2. Теоретические основы педагогической поддержки одарённых детей
- 2. 1. Содержательный анализ овных понятий
- 2. 2. Признаки одарённи и её виды
- 2. 3. Одарённость в художественно-эстетической деятельни
- 2. 4. овные подходы к организации педагогичой поддержки одарённых детей вере образования
- ВЫВОДЫ
- 3. Моделирование процесса педагогической поддержки художественно одарённых детей в условиях специализированного образователь-т ного учреждения (на примере хореографического училища)
- 3. 1. Организация и методы опытно-экспериментальной работы
- 3. 2. Особенности одарённых детей, их трудности и проблемы в проце образования в училище
- 3. 3. Моделирование процесса педагогической поддержки художественно одарённых детей (на примере хореографического училища) и результаты опытно-экспериментальной работы
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.:Мысль, 1991.-300 с.
- Актуальные проблемы современного детства /Под ред. Е. М. Рыбинского // Сбор. науч. трудов. Вып.2. — М., 1993. — 120 с.
- Александрова Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре: Автореф. канд. пед. наук. Саратов. 1997. 20 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. 1 т. М.: Педагогика, 1980. — 273 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1. — М., 1982. — 468 с.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. — 94 с.
- Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного общества. // Новые ценности образования: Забота Поддержка — Консультирование." М.: Инноватор, 1996. — С.71−88.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-Воронеж, 1996.
- М.Асмолов А. Г. Школа повернулась лицом к одарённым детям: (Беседа с первым зам. министра образования Российской Федерации А.Г.Асмоловым) // Сегодня.- 1 сент. С. 9.
- Бахтин М.М. Парадоксы диалога. М. 1993. 129 с.
- Бахтин М.М. Эстетика художественного творчества. -М., 1979.
- Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации личности в процессе образования // Психологические проблемы самореализации личности. Сборник научных трудов. Вып. 3. Краснодар, 1998. — С. 46 — 57.
- Бедерханова В.П. Личностно ориентированное образование в летнем лагере. // Новые ценности образования- Вып. 8: Философия и педагогика каникул. М.: Инноватор, 1998. — С.38 — 45.
- Бедерханова В.П. Воспитание в новой социокультурной ситуации // Педагогический вестник Кубани, 1998, № 2. С. 4- 7.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1991. -176 с.
- Белова Е.С. Одарённость малыша. Раскрыть, понять, поддержать. М.: Изд-во «Флинта», 1998. — 144 с.
- Бердяев H.A. Самопознание: (опыт философе, автобиогр.). М.: Книга, 1991.-446 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского М.: Прогресс, 1986. — 420 е.- 21 см.
- Бернштейн М.С. Обучение и воспитание одарённых детей в США // Сов.педагогика. 1981. — № 6. — C. l 18 -126.
- Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования: Психолого-педагогический международный журнал. -(М.-Сочи), 1998. № 1. — С.14
- Беседы К.С. Станиславского / Под общей ред. Ю. С. Калашникова. М.: ВТО, 1947.- 182 с.
- Библер B.C. Диалог культур и школа XXI //Школа диалога культур (Идеи. Опыт. Проблемы). Кемерово, 1993. 126 с.
- Богомолова Л., Пронина Е. Ставки меняются?: (О системе выявления одарённых детей и развитии их способностей) // Учительская газета 1990.-Апр. (№ 8). — С. 4.
- Богомолова Л. Летит, как пух от уст Эола. // Учительская газета. № 20 -1997.31 .Богоявленская Д. Б. Развитие творческих способностей и одарённости (в контексте гуманизации образования) // Гуманизация образования. 1998, № 1,-С. 24−31.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. РГУ, 1983.
- Бодрова Е.В., Князева О. Л., Кудрявцев В. Т. Актуальные проблемы творческих способностей в обучении и воспитании: По материалам всесоюзной конференции «Творчество и педагогика», М., сентябрь, 1988) // Вопр. психологии. 1989. — № 1. — С. 174−176.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру. Учеб. пособие. -Ростов-на-Дону. 1995. 375 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. N4. С. 12.
- Бочарникова Е., Мартыненко О. Московское хореографическое училище.- М., 1954.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций /Предисл. В. П. Зинченко. М, Изд-во МГУ, 1984.-200 с.
- Венгер J1.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
- Видгоф В. Школа как со=бытие. // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Иноватор, 1995. С. 92.
- Воронкова И.В. Опыт посторения модели педагогической поддержки детей в образовании. /Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. чл.-корр. РАО О. С. Газмана. // Материалы всероссийской конференции. М: Инноватор, 1996 г. С. 50.
- Всеволодский (Геригросс) В. История театрального образования в России, т.1-СПб., 1913.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1926. 396 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1986.
- Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. //Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. науч. тр. /Под ред. О. С. Газмана. М.: Изд. АПН СССР, 1989. — С. 5.
- Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. //Новые ценности образования. Вып. 2. М., 1995. с. 103.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века// Новые ценности образования. Вып.6: Забота — Поддержка, консультирование. — М: Инноватор, 1996. С. 10−38.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта. Её законы и последствия. М.: Мысль, 1996. — 261 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Психология мышления. Сборник переводов. //Под ред. Матюшкина A.M. М.: Прогресс, 1965. — С. 433.
- Гильбух Ю.З. Умственно одарённый ребёнок. Киев, 1992, — 84 с.
- Гильбух Ю.З. О разработке и применении интеллектуальных тестов в США // Сов. педагогика. 1970. — № 11. — С. 120−132.
- Гильбух Ю.З., Гарнец О. Н., Коробко СЛ. Феномен умственной одарённости //Вопросы психологии. 1990. — С. 147−155.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1992.
- Гегель Г. В. Гегель Введение в философию (филосовская пропедевтика) -М, 1927.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.М.: Школа-Пресс, 1995. 275 с.
- Глушковский А.П. Воспоминания балетмейстера. Л.-М.Д940.
- Гозман Л.Я., Кроз М.В, Латинская М. В. Самоактуализационный тест. -М., 1995.-44 с.
- Голубеева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии 1983 -№ 3.
- Голубеева Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей. // Вопросы психологии. 1980. -№ 4.
- Гончарова Г., Поняева Г., Антощук М. Кому доверим одарённых? // Народное образование. 1996. — № 8. — С. 94−99.
- Горелова Г., Степанова В. И. И вырастет талант. // Народное образование. 1996.-№ 8. — С.20−23.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение. 1990.- 144с.
- Грязева В. Чему и как учить одарённых? // Народное образование. 1996.- № 8. -С. 59−60.
- Гузеев И.И. Образовательная технология: от приема до философии. -М., 1996.-43 с.
- Гуревич И. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. -1980.-С. 53−6
- Гуманизация воспитания в современных условиях. /Под редакцией О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: Инноватор, 1995. — 115 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4. М.: Русск. яз., 1989 — 699 с.
- ДавыдовВ.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление.- М.: Перспективы, N ½, 1992. 323 с.
- Данаилов Г. Не убить Моцарта! М.: Педагогика, 1986. — 128 с.
- Доровской А.И. 100 советов по развитию одарённости детей. М., 1997. -310с.
- Доровской А.И. Дидактические основы развития одарённости учащихся. -М.: Российское педагогическое агенство, 1998. 210 с.
- Дранков B.JI. Психологическая природа художественного творчества и таланта. / Природа таланта Шаляпина. JL, 1973.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. — 150 с.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
- Иванова Н.В. Учителю об изучении проблем ребенка. М.: Инноватор, 1991.-43 с.
- Иванова Н.В., Фролова Т. В. Педагогический смысл помощи и поддержки. // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. чл.-корр. РАО О. С. Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М., УВЦ «Инноватор», 1996 г. С. 32.
- Иванова Т. Специализация по-американски или 90 вариантов выбора: (Об американской системе образования) // Народное образование. 1989. — № 6. -С. 159−163.
- Ивапшев В., Ильина К. Ростислав Захаров. Жизнь в танце. М.: Советская Россия, 1982.-239 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-53 с.
- КантИ. Сочинения. М., 1964.
- Капитонова Т. Вундеркинды за партой // Народное образование. 1996. -№ 8.- С.20−25.
- Кащенко В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников: Труды первого Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. 26−31 декабря 1910 г. Сб. 1911. — С. 104−109.
- Кнебель М. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. — 528 с.
- Князева М.М. Мультикультурное пространство образования. // Новые ценности образования. Вып.1, М.: Инноватор, 1995. С. 113.
- Ковалёв Б. Музыкантами и художниками не рождаются // Народное образование. 1996. № 8. — С. 60−62.
- Дисс. д-ра психол. наук. Воронеж, 1992. 412 с.
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Минск: Мн.: Ред. журн. «Адукация i выхованне», 1996. — 312 с.
- Юб.Красовская В. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Эпоха Новерра. Д.: Искусство, 1981. — 286 с.
- Крылова Н. Б Теория и практика педагогической поддержки. // Новые ценности образования. Вып. 6: Забота -Поддержка Консультирование. — М.: Инноватор. — С.6−8.
- Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. -М., 1994 97 с.
- Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования. // Новые ценности образования. Вып. 2. М.: Инноватор, 1995 С. 103.
- Ю.Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.
- Кузякин А. Голосую за талант: (К вопросу работы с одарёнными школьниками) // Народное образование. 1989. — № 8. — С. 34−39.
- Кутовая Т.И. Индивидуализация и дифференциация обучения в социалистических и капиталистических школах: Автореф. дис.. канд. пед наук. Казань, 1988. 18с.
- Лазарев В.А. Профильные школы: воспитание талантов // Сов. педагогика. 1990.- № 6. — С. 15−18.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 279 с.
- Лейтес Н. Легко ли быть одарённым?: Проблемы воспитания и обучения одарённых школьников: Заметки психолога.) // Семья и школа. 1990. — № 6. -С. 34−36.
- Пб.Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — с. 9−18. 117. Ленинградское Государственное хореографическое училище. — Л.-М., 1948.
- Ленинградское государственное хореографическое училище училище им. АЛ.Вагановой. Л., 1988.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.
- Лиепа М. Вчера и сегодня в балете. М.: Молодая гвардия, 1982. — 190 с.
- Личностно ориентированное воспитание: сущность и перспективы: сб. науч. тр. Волгоград, 1993. 135 с.
- Лунина A.C. Профессия: поддерживать детей. //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под. ред. чл.-корр. РАО О. С. Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М.: Инноватор, 1996 г. С. 53.
- Мальцев А.П. Молодежь: философские проблемы становления субъекта культуры: Автореф.дис.канд.филос.наук. Уфа, 1988. 19 с.
- Матюшкин A.M. Загадки одарённости. Проблемы практической диагностики. М.: Школа — Пресс, 1993 — 128 с.
- Меде В., Пиорковский Г. Детская одарённость: Пер. с нем. М.: Раб. просвещения, 1925. — 119 с.
- Мелик Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. -М.: Искусство в школе, 1995. — 144 с.
- Мелик Пашаев Д. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.
- Мерцалова Т.А. Самопознание и педагогическая поддержка. // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под. ред. чл.-корр. РАО О. С. Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М.: Инноватор, 1996 г.-С. 41.
- Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. Под ред. Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой. М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996. 285 с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.-238 с.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. / Учебное пособие. Часть 1. Пенза, 1994, — 171 с.
- Мудрик A.B. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования: Забота Поддержка — Консультирование. Вып. 6. — М.: Инноватор, 1996. — 51.
- ИЗ.Неменский Б. М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М.: РОУ, 1992. -138 с.
- Неменский Б.М. Приоритеты на путях гармонизации образования // Сов. педагогика. 1989. — № 1. — С. 61−65.
- Немерович Данченко Вл.И. Статьи. Речи. Беседы. Письма.
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных // Полн. собр. соч. в 4-х т., Т. 3. — M.-JL: Изд-во АН СССР, 1951−1952.
- Пансо В. Труд и талант в творчестве актёра. М.: ВТО, 1972. — 270 с.
- Пассау А.Г. Обучение одарённых // Перспективы. 1985. — № 1. — С. 1828.
- МЗ.Пастернак Б. Избранное. -М., 1965.
- Пашина А. Школа гениев?: О ленинградской школе воспитания искусством и науками, созд. В. В. Лубенко // Наука и религия. 1991. — С. 38−40.
- Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992 -193 с.
- Петрова Ю.В. Типология субкультур и классификация искусства. //Социологические проблемы художественной жизни. М., 1993 — 190 с.
- Петровский В.А. Идея «Я=МИР» в развитии личности. // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М: Инноватор, 1995. С. 27.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. /Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992.-224 с.
- Петровский В.А. Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994.
- Платонов К.К. Краткий словарь психологических терминов. М.: Высшая школа, 1984.
- Поляков С.Д., Ясницкая В. Р., Зимин Э. С. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело.- Ульяновск, 1996. 136 с.
- Попова Л.В. Виды одарённости и подходы к их диагностике в современной американской психологии // Человек в системе общественных отношений: Тез. докл. Всесоюзн. научн. конф. 25−27 мая 1991 г. М., 1991. — С. 168 -175.
- Проблемы эстетического воспитание подростков. /Сборник научно-методических статей под ред. Л. В. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. -96 с.
- Психологический словарь М., 1990.
- Психология одарённости детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Academia, 1996. 416 с.
- Рабочая концепция одарённости / Авторский коллектив: Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Брушлинский A.B. и др. М.: Магистр, 1998, — 68 с.
- Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин,
- B.Д.Шадриков. М.: Наука. — 181 с.
- Ревеш Г. Раннее проявление одарённости и её узнавание: Пер. с нем. -М.: Современные проблемы, 1924. 69 с.
- Репин С. Талантам надо помогать // Народное образование. 1996. — № 8. -С. 6−10.
- Рогалёва Г. И. Педагогическая поддержка детских общностей в мульти-культурной среде: Автореф. канд. пед. наук. Улан-Уде, 1998. 20 с. 161 .Рождественская Н. В. Психология художественного творчества. Санкт о
- Петербург: Языковой центр, 1995. 271 с.
- Российская педагогическая энциклопедия.- Т.1.- М., 1983.163. 1993. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2-х т. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989.
- Русский балет. Энциклопедия. М.: Изд-во «Согласие», 1997. — 632 с.
- Савенков А. Проблемы развития одарённой личности // Воспитание школьников. 1991, — 4. — С.6−7.
- Рыбинский Е.М. Социальные реальности детства в современном российском обществе: Дисс. докт. пед. наук. М., 1998.73 с.
- Самарин Ю.Д. Выявление и развитие творческих способностей одарённых детей и молодёжи: О работе научн.-исслед. центра «Молодые таланты» при Самар. политехи, ин-те // Высшее образование в России. 1992. — № 1.1. C. 35−36.
- Сергеева Н.И. Обучение одарённых детей в школах Англии: Автореф. дис. канд. пе. наук. М., 1995. 22 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. -152 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / Учебное пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995.-384 с.
- Социологические проблемы художественной жизни. / Сб. статей программы социологического исследования «Субкультурная стратификация и художественная жизнь общества». М., 1993 — 190 с.
- Станиславский К.С. Собр. сочинений в восьми томах.- М.: Искусство, 1958. Т. 5 — 685 с.
- Станиславский К.С. Из записных книжек в 2-х т. -М.: Всероссийское театральное общество, 1986 Т. 1 — 608
- Степанов С.Ю., Колошина Т. Ю., Потемкина Г. Ф., Фролова Т. В. Рефлексивная модель развития педагогического творчества. Рефлексивные процессы и творчество. М., 1990. — 94 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика ком. воспитания): Пед. наследие /Предисл. О. В. Сухомлинского. М., Педагогика, 1990.-286 с.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 176 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. АПН СССР, 1961.- 536 с.
- Теплов Б.М. Психология. М.: Учпедгиз, 1950. 215 с.
- Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Избр. труды: В2-х т. /Ред. -сост., авт. вступ. ст. и коммент. Н. С. Лейтес, И. В. Равич Щербо. — М.: Педагогика, 1985. Т. 1 .-С. 15−47.
- Тищенко Е.Г. Развитие системы обучения одарённых учащихся в общеобразовательной школе США: Дисс. канд. пед наук. М., 1993. 180 с.
- Тьюторство: идея и идеология. Материалы 1-ой Межрегиональной тью-торской конференции. Томск, 29 февраля 2 марта 1996 г. — Томск, 1996. -130 с.
- Михайлова H.H., Юсфин С. М. Процесс совместного преодоления, или Педагогическая поддержка ребенка как предмет управления. // Директор школы, № 4. 1997. С.3−13.
- Учитель, который работает не так. / Ред. и сост. А. Н. Тубельский. М., 1996−336 с.
- Учителю об одарённых детях. / Под ред. В. П. Лебедевой. М.: Молодая гвардия, 1997. — 354 е.
- Франки В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. /Общ. объед. Л. Я. Гозмана, Д. Я. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 3
- Фрумин И.Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием. //Воспитание и педагогическая поддержка йетей в образованиии. Под. ред. чл.-корр. РАО О. С. Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М.: Инноватор, 1996 г. С. 26.
- Фрумин И.Д., Эльконин В. Д. Образовательное пространство как пространство развития. /Вопросы психологии. 1993, N1. С. 24−32.
- Фролова Т.В. Индивидуальная поддержка школьников // Воспитательная система школы: проблемы управления. М., 1997 С. 43.
- Художественное воспитание подрастающего поколения. М., 1987. 192. Чудновский В. Э., Юркевич B.C. Одарённость: дар или испытание. — М.: Знание, 1990.-76 с.
- Шадриков. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос, 1996. — 320 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость». // Психологический журнал. 1983. № 5.
- Шадриков В.Д., Старовойтенко Е. Б. Концепция индивидуализации воепитания // Сов. педагогика. 1987. N10. С. 63.
- Шендрик И.Г. Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости: Дис. канд. псих. наук. М. 1989.
- Школа самоопределения. Шаг второй. / Ред. и сост. А. Н. Тубельский.-М., 1994, 480 с.
- Шпарёва Г. Т. Организация работы с одарёнными детьми как составная часть инновационной деятельности. Майкоп, 1996. — 104 с.
- Новые подходы к организации работы с одарёнными детьми в условиях города. Дисс. канд. пе. наук. Майкоп, 1997. — 25 с.
- Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одарённость: дар или испытание. М.: Изд. «Знание», 1990. — 80 с.
- Шкурко Т.А. Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга: Дисс. .канд. психолог, наук. Ростов-на-Дону, 1997. 22 с.
- Шмидт К. История педагогики. Изд. З-е. М., 1880. — 563 с.
- Штерн В. Умственная одарённость: Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. А. П. Болтунова. Спб: Союз, 1997. — 128 с.
- Щедровицкий П.Г. Лекции по философии образования. М., 1993. 206.1Цуркова Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. -М., 1994, — 111 с.
- Экземплярский В.М. Проблема школ для одарённых. М.-Л.: Моск. акц. изд-во, 1927. — 98 с.
- Экземплярский В.М. Проблема одарённости. М.: Русский книжник, 1923.- 136 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск: Принтер, 1993, Н-89/03- С. 55. 2Ю. Эстетическое воспитание в современном мире, (теория и практика эстетического воспитания за рубежом). М.-1991. — 236 с.
- Юркевич B.C. Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996. 136 с.
- Юркевич B.C. Изучение общей одарённости за рубежом // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 154 — 163.
- Юсфин С.М. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребёнка: Автореф.. канд. пед. наук. М., 1996. 19 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе М: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якиманская И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога. //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под. ред. чл.-корр. РАО О. С. Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М., УВЦ «Инноватор», 1996.Г. -С.37.
- П.Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителю по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Попова. М.: Молодая гвардия, 1998.-78 с.
- В1оош В., Sosniak L. Talant fnd development vs shooling // Educational Leadership. 1985. -Vol. 39, № 2. — P. 86−94.Dr. G. Revesz Talant und Genie. -Bern, 1952.