Ролевой состав команды и динамика ее эффективности
Диссертация
Среди организационных структур наиболее распространены корпоративные. В монографии Г. С. Михалева «Проектная рефлексия в формировании организационных структур корпоративных образований» (Михалев Г. С., 2007) отмечается, что в развитых государствах сети предприятий среднего и малого бизнеса выстраиваются вокруг крупных и сверхкрупных интегрированных корпоративных структур (с. 6). Корпорация… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Актуальные подходы к проблеме повышения эффективности деятельности команд
- 1. Анализ понятия команды
- 2. Критерии эффективности деятельности команды
- 3. Теории эффектов гомогенности / гетерогенности состава команд и подходы к их комплектованию
- 1. 3. 1. Теории эффектов гомогенности / гетерогенности
- 1. 3. 2. Предпосылки влияния гомогенности / гетерогенности состава команд
- 1. 3. 3. Интеракционистский подход к комплектованию команд
- 1. 3. 4. Типологический подход к комплектованию команд
- 4. Самообучение команд
- 5. Игровые методы изучения процесса группового принятия решений
- Резюме
- Глава 2. Экспериментальное исследование переменных, влияющих на успешность различных по составу команд
- 6. Программа исследования
- 2. 6. 1. Постановка проблемы исследования
- 2. 6. 2. Определение цели, задач и гипотез исследования
- 2. 6. 3. Определение предмета исследования
- 2. 6. 4. Определение эмпирического объекта исследования
- 2. 6. 5. Описание методов и техник сбора данных
- 2. 6. 6. Описание процедуры проведения исследования
- 2. 6. 7. Указание основных методов и процедур обработки и анализа данных
- 7. Описание, анализ и интерпретация результатов
- 2. 7. 1. Выявление критериев высокоэффективных и низкоэффективных команд и распределение всех команд-участников по этим категориям
- 2. 7. 2. Оценка эффективности команд по количеству решенных задач
- 2. 7. 3. Время решения отдельных задач
- 2. 7. 4. Изучение динамики продуктивности работы гомо- и гетерогенных команд
- 2. 7. 5. Удовлетворенность участников деятельностью команды
- 2. 7. 6. Оптимум гомогенности ролевого состава команд
- 2. 7. 7. Выделение промежуточных переменных, опосредующих связь состава команд и эффективности их деятельности
- 6. Программа исследования
Список литературы
- Аберкомби Н. Социологический словарь / Н. Аберкомби. С. Хилл, Б.-С. Тернер. Казань: Деловая книга, 1997.
- Авдеев В.В. Формирование команды. М.: Сфера, 1999.
- Адаир Д.Т. Эффективное лидерство: как развить и применять лидерские навыки. М.: Эксмо, 2003.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002.
- Андреева Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. уч. Заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000.
- Арджирис К. Организационное научение. М.: Инфра-М, 2004.
- Аронсон Э. Общественное животное. М.: Аспект Пресс, 1998.
- Базаров Т.Ю. Игровые методы в учебном процессе // Методы эффективного обучения взрослых. М.: ИПК ГС при Президенте РФ, 1999. С. 61−77.
- Базаров Т.Ю. Управленческие • технологии: проблемы организационного развития // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.
- Базаров Т.Ю., Рыбкин И. В., Пыркова Т. С. Игровые технологии формирования управленческих команд // Психологическое обозрение. 1997. № 2.
- Безрукова Е.Ю. Информационно методическое обеспечение командообразования: дис. канд. психол. наук. М., 1998.
- Белбин P.M. Команды менеджеров. Лондон: Кивитс, 2009.
- Белбин P.M. Команды менеджеров. М.: Hippo, 2003.
- Белбин P.M. Работать надо по-другому. М.: Hippo, 2004.
- Брейем Б.Дж. Создание самообучающейся организации. СПб.: Нева, 2003.
- Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования. М.: Независимый методологический университет, 1992.
- Губиев М.Ю. Формирование команды единомышленников как фактор повышения эффективности организации: дис. канд. психол. наук. Спб., 2004.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
- Дизель П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации: Пер. с англ. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993.
- Доклад Всемирного Банка. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/215 801 .html (дата обращения 30.04.2011).
- Донцов А.И. Психологическое единство коллектива. М.: Знание, 1982.
- Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
- Донцов А.И., Дубовская Е. М., Жуков Ю. М. Группа коллектив -команда. Модели группового развития // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект-Пресс, 2002. С. 96−114.
- Донцов А.И., Жуков Ю. М., Петровская J1.A. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. С. 5−14.
- Дубовская Е.М., Кричевский P.JI. Психология малой группы. М.:1. Изд-во Моск. ун-та, 1991.
- Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами //Стратегия развития персонала: Материалы конференции. Нижний Новгород, 1996. С. 33—37.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЯГУ, 1985.
- Жуков Ю.М. Идеология практика тренинга. Событийная основа опыта // Методы практической социальной психологии / Под ред.' Ю. М. Жукова. М.: ЗАО «Аспект-Пресс», 2004.
- Жуков Ю.М., Журавлев A.B., Павлова E.H. Технологии командообразования. М.: Аспект Пресс, 2008.
- Жуков Ю.М., Павлова Е.Н, Журавлев А. Л. Создание и развитие команд (2005). URL: htlp://www. pavlova.org/section. php? pait=book (дата обращения 23.04.2011).
- Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева, П. Н. Шихирева, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1988.
- Ильина Г. Н. Становление и функционирование управленческих команд на современных промышленных предприятиях: дис. канд. психол. наук. Волгоград, 2004.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979.
- Карпов A.B. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999.
- Карпов A.B. Психология групповых решений. М.- Ярославль: ДИА-пресс, 2000.
- Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежныхпедагогических поисках. М.: Арена, 1994.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: ИКК «ДеКА», 1997.
- Коротков Э.М. Профессионализация управления: тенденции и проблемы российского менеджмента // Менеджмент. 1996. № 2. С. 5−12.
- Кричевский P.JI. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993.
- Кричевский P.JI., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2004.
- Кричевский P.JI., Маржине A.B. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев: Штиинца, 1991.
- Кричевский P.JI., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
- Кузнецова Н.В. Индивидуально-типологические комплексы жизненного сценария и стратегических менеджерских способностей: психофизиологические предикторы: дис. канд. психол. наук. Уфа: Башкирский гос. ун-т, 2004.
- Кустова O.JI. Социально-ролевой подход в обучении как фактор становления профессионально-педагогической компетентности будущих учителей: дис. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2006.
- Кэмпбэлл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
- Ладыкова О.В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми: дис. канд. психол. наук. М., 2004.
- Лакин Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1980.
- Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.
- Леонтьев A.A. Психология общения: учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Психология». 3-е изд. М.: Смысл, 1999.
- Марч Дж., Саймон Г. Организации // Личность. Культура. Общество. 2004. Вып. 1(21). С. 252−302.
- Мелия М. Бизнес это психология. М.: Альпина бизнес букс, 2005.
- Мендра А. Основы социологии: учеб. пособие для вузов / Пер. с фр. M.: Nota bene, 2000.
- Мипцберг Г. Структура в кулаке. СПб.: Питер, 2004.
- Михалев Г. С. Проектная рефлексия в формировании организационных структур корпоративных образований. Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2007.
- Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб: Речь, 2008.
- Немов P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.
- Овчинников Б.В., Павлов К. В., Владимирова И. М. Ваш психологический тип. СПб: Андреев и сыновья, 1994.
- Ошуркова H.A. Управленческая команда: категориальный и содержательный аспекты // Психология и практика: Мат-лы II Съезда РПО. Т. 4. Вып. 3. Ярославль, 1998. С. 122−123.
- Петровский A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978.
- Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психол. 1981. № 2. С. 40−56.
- Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М: Педагогика-Пресс, 1996.
- Психология. Словарь // Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
- Психология и педагогика: учеб пособие для вузов / Сост. и отв. ред. A.A. Радугин. 2-е изд., перераб. и доп. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: Центр, 1996.
- Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.
- Роббинс X., Финли М. Почему не работают команды. М.: Добрая книга, 2005.
- Розин В.М. Методологический анализ деловой игры как новой области научной деятельности и знания // Вопросы философии. 1984. № 6. С. 66−74.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.
- Сайфулин P.P. Ролевая структура как фактор эффективности групп в организации: Материалы научно-практической конференции «Ломоносовские чтения». М., 2009.
- Сартан Г. Н. Методы создания самообучающейся организации. URL: http://content.mail.ru/arch/l 165/260 174.html (дата обращения 09.03.2011).
- Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999.
- Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. 2-е изд. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
- Сенге П. и др. Танец перемен / П. Сенге, А. Клейнер, HI. Роберте, Р. Росс, Дж. Рот, Б. Смит. М.: ЗАО «Олипм-Бизнес», 2004.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2001.
- Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М.: Прогресс, 1989.
- Социальная психология / Под ред. A.JI. Журавлева. URL: htip://yuipsv.by.ru/biblio/socpsv/07.htm (дата обращения 04.02.2011).
- Социальная психология: Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева. М.- СПб.: Речь, 2005.
- Социология: учебник/ Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Книга, 1998.
- Социология. Основы общей теории (текст): учеб. пособие для вузов / Г. И. Осипов и др. М.: Аспект Пресс, 1996.
- Статт Д. Психология и менеджмент. Психологический тренинг управления. М.: Эксмо-Пресс, 2003.
- Томпсон Л. Создание команды. М.: Вершина, 2006.
- Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Юнити, 2002.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.
- Филлер Д. Управляй или подчиняйся! Проверенная техника эффективного менеджмента. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1992.
- Филлитова О.А. Управленческая команда как объект социальной перцепции: дис. канд. психол. наук. М., 2002.
- Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций. М.: Наука, 1989.
- Хасина П.Jl. Проблема соотношения состава рабочей команды и ее эффективности//Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 132—143.
- Хасина П. Л. Ролевой состав команды и динамики ее эффективности// Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 91—98.
- Хасина П.Л. Самообучение команд // Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту (Труды Института психологии РАН) / Под ред. В. А. Барабанщикова, В. Н. Носуленко, Е. С. Самойленко. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 371—373.
- Хруцкий Е.А. Организация поведения деловых игр: Учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. М.: Высшая школа, 1991.
- Чернев A. Funky учит быть королем мира // Деловой Петербург. 2000. № 198 (865), 14 дек.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982.
- Швальбе Б. Швальбе X. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. М.: А/О Издат. группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993.
- Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.
- Яковец Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. ML: Академия, 1998.
- Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива//Вопросы психологии. 1978. № 3. С.40−53.
- Ярошевский М.Г., Юревич A.B., Аллахвердяп А. Г. Программно-ролевой подход и современная наука // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 3−18.
- Aamodt М., Kimbrough W. Effect of group heterogeneity on quality of task solutions // Psychological Reports. 1982. N 50(1). P. 171−174.
- Altman I., Haythorne W.W. The effects of social isolation and groupcomposition on performance // Human Relations. 1967. N 20. P. 313−340.
- Argote L., McGrath J. E. Group processes in organizations: Continuity and change // Cooper C.L., Robertson I.T. (eds). International review of industrial and organizational psychology. N.Y.: John Wiley & Sons, 1993.
- Aritzeta A., Swailes S., Senior B. Belbin’s Team Role Model: Development, validity and applications for team building // Journal of Management Studies. 2007. V. 44. N 1, January. P. 96−118.
- Bantel K.A. Strategic planning openness // Group and Organization Management. 1994. V. 19(4). P. 406−424.
- Bantel K. A., Jackson S. E. (Top management and innovations in banking: Does the composition of the top team make a difference? // Strategic Management Journal. 1989. N 10. P. 107−124.
- Baugh S.G., Graen G.B. Effects of gender and racial composition on perceptions of team performance in cross-functional teams // Group and Organization Management. 1997. V. 22(3). P. 366−383.
- Belbin R.M. Personal communication. London: Heinemann, 1993.
- Belbin R.M. Team roles at work. Oxford: Butterworth-Heinemann, 1993.
- Block P. The empowered manager: Positive political skills at work. San Fracisco: Jossey-Bass, 1987.
- Bowers C.A., Pharmer J.A., Salas E. When member homogeneity is needed in work teams: A meta-analysis // Small Group Research. 2000. V. 31 N 3, June. P. 305−327.
- Brunei* J. Acts of meaning. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990.
- Clement D., Schiereck J. Sex composition and group performance in a visual signal detection task // Memory & Cognition. 1973. V. 1(3). P. 251−255.
- Cohen S., Bailey D. What makes teams work: Group effectiveness research from the shop floor to the executive suite /1996. URL: http://ceo.usc.edu/working paper/whatmakes teams work groupef. html (датаобращения 20.04.2011).
- Constantine L.L. Fitting intervention to organizational paradigm // Organization Development Journal. 1991 Sum.V. 9(2). P. 41−50.
- Cosier R. A., Schwenk С. R. Agreement and thinking alike: Ingredients for poor decisions // Academy of Management Executive. 1990. N 4. P. 69−74.
- Cowan D.A. Rhythms of learning: Patterns that bridge individuals and organizations // Journal of Management Inquiry. 1995. N 4(3). P. 222−246.
- Cullen J. Socially constructed learning: A commentary on the concept of the learning organization // The Learning Organization. 1999. V. 6. N 1. P. 45−52.
- Dalton D.R. et al. Meta-analytic reviews of board composition, leadership structure, and financial performance / D.R. Dalton, C.M. Daily, A.E. Ellstrand, J.L. Johnson // Strategic Management Journal. 1998. V. 19. P. 269−290.
- Davies R.V., Margerison C.J., McCann D. Managerial career pathing using the team management index // International Journal of Career Management. 1990. V. 2. N 1. P. 23−31.
- Driskell J.E., Hogan R., Salas E. Personality and group performance // Hendrick C. (ed.). Group processes and intergroup relations. Review of personality and social psychology. 1987. V. 9. P. 91−112. Beverly Hills, CA: Sage.
- Dyck В. et al. Learning to build a car: An empirical investigation of organizational learning / Dyck В., Starke F., Mischke G., Mauws M. // Journal of Management Studies. 2005. V. 42. N 2, March. P. 387116.
- Gilly S. A different view of organizational learning. 1997. URL: http://home.flash.net/~itcaguc/Sue/oralearn.hlml (дата обращения 23.04.2011).
- Guzzo R.A., Dickson M.W. Teams in organizations: Recent research on performance and effectiveness // Annual Review of Psychology. 1996. V. 47. P. 307−338.
- Hackman J.R. A normative model of work team effectiveness (Technical Report N 2). New Haven, CT: Yale University, 1983.
- Hackman J.R. Conclusion: Creating more effective work groups in organizations // Hackman J.R. (ed.). Groups that work (and those that don’t): Creating conditions for effective teamwork. San Francisco: Jossey-Bass, 1990. P. 479−508.
- Hackman J.R. The design of work teams // Lorsch J.W. (ed.). Handbook of organizational behavior. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1987. P. 315— 342.
- Hill G.W. Group versus individual performance: Are N+l heads better than one? // Psychological Bulletin. 1982. V. 91 (3). P. 517−539.
- Hoffman R., Harburg E., Maier N. Differences and disagreement as factors in creative group problem solving // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1962. V. 64(2). P. 206−214.
- Hoffman L., Maier N. Quality and acceptance of problem solutions by members of homogeneous and heterogeneous groups // Journal of Abnormal & Social Psychology. 1961. V. 62(2). P. 401−407.
- Holland J.L. Making vocational choices. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1985.
- Hooper S., Hannafin M. The effects of group composition on achievement, interaction, and learning efficiency during computer-based cooperative instruction // Educational Technology Research and Development. 1991. V. 39(3). P. 2740.
- Hooper S. et al. The effects of aptitude composition on achievement during small group learning / Hooper S., Ward T., Hannafin M., Clark H. // Journal of Computer-Based Instruction. 1989. V. 16(3). P. 102−109.
- Jacobson M., Effertz J. Sex roles and leadership perceptions of the leaders and the led // Organizational Behavior and Human Performance. 1974. V. 12. P. 383−396.
- Joshi A., Roh H. The role of context in work team diversity research: A meta-analytic review // Academy of Management Journal. 2009. V. 52. P. 599 627.
- Keinan G., Koren M. Teaming up type as and bs: The effects of group composition on performance and satisfaction // Applied Psychology: an International Review. 2002. V. 51 (3). P. 425−445.
- Kempe R.S., Kempe C.H. Child abuse. London: Fontana/Open books, 1978.
- Kerr N., MacCoun R. Role expectations in social dilemmas: Sex roles and task motivation in groups // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. V. 49(6). P. 1547−1556.
- Larsen K. et al. Learning organizations. 1996. URL: http://home.nycap.rr.com/klarsen/leamor2-/ (дата обращения 23.02.2011).
- Latane В. The psychology of social impact // American Psychologist. 1981. V. 36. P. 343−356.
- Luo Y., Peng M.W. Learning to compete in a transition economy: Experience, environment, and performance // Journal of International Business Studies. 1999. N 30(2). P. 269−296.
- Meir E., Esformes Y., Friedland N. Congruence and differentiation as predictors of workers' occupational stability and job performance // Journal of Career Assessment. 1994. V. 2. P. 40−54.
- Meir E., Tzadolc N. The diadic measure of environmental congruence //Journal of Career Assessment. 2000. V. 8. P. 147−158.
- Morgan B.B., Lassiter D.L. (). Team composition and staffing // Sweezey R.W., Salas E. (eds). Teams: Their training and performance. Norwood, NJ: Ablex, 1992. P. 75−100.
- Mottram R.D. Building effective management team using the 16PF // The analysis of personality in research and assessment. London: Colleagues and Associates of R.B. Cattell, Independent assessment and research centre, 1988.
- Mullen B., Cooper C. The relation between group cohesiveness and performance: An integration // Psychological Bulletin. 1994. V. 115. N 2. P. 210 227.
- Nielsen S. Why do top management teams look the way they do? A multilevel exploration of the antecedents of TMT heterogeneity // Strategic organization. 2009. V. 7. N 3. P. 277−305.
- Nieva V.F., Fleischman E.A., Reiclc A. Team dimensions: Their identity, their measurement, and their relationships (Contract N DAH19−78-C-0001). Washington, DC: Advanced Research Resources Organization, 1978.
- O’Donnell D., Garavan T.N. New perspectives on skill, learning and training: A viewpoint // Journal of European Industrial Training. 1997. V. 21/4. P. 131−137.
- Orsbum J. et al. Self-directed work teams: The new America challenge. N.Y.: Irwin, 1990.
- Polzer J. T, Milton L.P., Swann W.B. Capitalizing on diversity: Interpersonal congruence in small work groups // Administrative Science Quarterly. 2002. N 47. P. 296−324.
- Ringberg T., Reihlen M. Towards a socio-cognitive approach to knowledge transfer // Journal of Management Studies. 2008. V. 45(5) July. V. 45 (5). P. 912−935.
- Satterwhite R. et al. A case for homogeneity of personality at the occupational level / R. Satterwhite, J. Fleenor, P. Braddy, J. Feldman, L. Hoopes // International Journal of Selection and Assessment. 2009. V. 17. P. 154−164.
- Schneider B.W. The people make the place // Personnel Psychology. 1987. V. 40. P. 437−453.
- Schneider B.W. et al. Personality and organizations: a test of the homogeneity of personality hypothesis / B.W. Schneider, D.B. Smith, S. Taylor, J. Fleenor // Journal of Applied Psychology. 1998. V. 83. P. 462−470.
- Steiner I.D. Group processes and productivity. San Diego, CA: Academic Press, 1972.
- Stempfle J., Huebner O., Badke-Schaub P. A functional theory of task role distribution in work groups // Group Processes and Intergroup Relations. 2001. V. 4(2). P. 138−159.
- Sundstrom E., DeMeuse K.P., Futrell D. Work teams: Applications and effectiveness // American Psychologist. 1990. V. 45. P. 120−133.
- Swanson M., Tjosvold D. The effects of unequal competence and sex on achievement and self-presentation // Sex Roles. 1979. V. 5(3). P. 279−285.
- Swailes S., Senior B. Belbin’s Team Role Model: Development, validity and applications for team building // Journal of Management Studies. 2007. V. 44(1), January. P. 96−118.
- Terborg J.R., Castore C., DeNinno J.A. A longitudinal field study of the impact of group performance and cohesion // Journal of Personality and Social Psychology. 1976. V. 34(5). P. 782−790.
- Thorns P., Moore K.S., Scott K.S. The relationship between self-efficacy for participating in self-managed work groups and the big five personality dimensions // Journal of Organizational Behavior. 1996. V. 17. P. 349−362.
- Tjosvold D., Zi-you Yu, Chun Hui. Team learning from mistakes: Thecontribution of cooperative goals and problem-solving // Journal of Management120
- Studies. 2004. N 41(7), November. P. 1223−1245.
- Triandis H.C., Hall E.R., Ewen R.B. Member heterogeneity and dyadic creativity // Human Relations. 1965. V. 18(1). P. 33−35.
- Turel O., Zhang Y. Does virtual team composition matter? Trait and problem-solving configuration effects on team performance // Behaviour & Information Technology. 2010. V. 29. N 4. P. 363−375.
- Tziner A. How team composition affects task performance: Some theoretical insights//Psychological Reports. 1985. V. 57. P. 1111−1119.
- Tziner A., Eden D. Effects of crew composition on crew performance: Does the whole equal the sum of its parts? // Journal of Applied Psychology. 1985. V. 70(1). P. 85−93.
- Vancouver J., Rubin B., Kerr N. Sex composition of groups and member motivation III: Motivational losses at a feminine task // Basic and Applied Social Psychology. 1991. V. 12(2). P. 133−144.
- VandeWalle D. et al. The influence of goal orientation and self-regulation tactics on sales performance: A longitudinal field test / D. VandeWalle, S. P. Brown, W. L. Cron, J. W. Slocum // Journal of Applied Psychology. 1999. V. 84. P. 249−259.
- Volkema R.J., Gorman R. H. The influence of cognitive based group composition on decision-making process and outcome // Journal of Management Studies. 1998. V. 35(1). P. 105−121.
- Weirsema W.F., Bantel K.A. Top management team demography and corporate strategic change // Academy of Management Journal. 1992. V. 35(1). P. 91−121.
- Wood W. Meta-analytic review of sex differences in group performance //Psychological Bulletin. 1987. V. 102(1). P. 53−71.