Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуальный подход к обучению в процессе профессионально — педагогической подготовки будущего учителя: На материале физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили: идеи личностно — ориентированного обучения и образования (Е.В. Бонда-ревская, B.A. Сластенин, B.B. Сериков, И.С. Якиманская) — взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему организации индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся и студентам (Н.П. Гузик, И. Н. Закатова, B.B. Фирсов, И. Э. Унт, В. Д. Шадриков, а также Р… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы индивидуализации и дифференциации обучения в современном вузе
    • 1. 1. Теоретический анализ проблемы индивидуализации и дифференциации обучения студентов в вузе
    • 1. 2. Современное состояние проблемы подготовки будущего учителя физической культуры к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования
    • 1. 3. Психолого-педагогическая характеристика индивидуальных стилей поведения и учебно-профессиональной деятельности студентов
    • 1. 4. Практика индивидуализированного обучения в отечественной и зарубежной школе
  • Выводы
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению технологии индивидуального подхода к студентам в процессе их профессиональной педагогической подготовки
    • 2. 1. Цели и задачи экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогическая диагностика индивидуальных особенностей студентов факультета физической культуры
    • 2. 3. Общая характеристика уровней сформированности индивидуального стиля педагогической деятельности будущих учителей физической культуры
    • 2. 4. Разработка и апробация технологий формирования индивидуального стиля деятельности студентов в ходе их профессиональной подготовки
    • 2. 5. Оценка эффективности различных стратегий индивидуального подхода к будущим учителям физической культуры
  • Выводы

Индивидуальный подход к обучению в процессе профессионально — педагогической подготовки будущего учителя: На материале физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Государственная политика в области высшего профессионального образовании в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является гуманистический характер образования, приоритет общественных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Если раньше главной целью высшей школы было формирование у студентов системы знаний и практических умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности специалиста узкого профиля, то теперь этого недостаточно. Перед высшей школой стоит задача профессиональной подготовки высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности будущего специалиста в любой области трудовой деятельности, в том числе и в педагогической деятельности (1, 5, 9, 14, 35, 58, 187). В связи с этим на первый план выдвигаются задачи изучения индивидуального своеобразия личности студента, ее познавательных и физических возможностей, творческих потенций, особенностей мотивационной сферы (3, 4, 7, 13, 16, 22, 133).

С нашей точки зрения, реализация целевой направленности на перестройку традиционной системы содержания и технологий вузовского обучения, основанных на достижениях дидактики, педагогической психологии, теории воспитания, воплощающих коллективный разум педагогов-теоретиков и педагогов-практиков, невозможна без применения в системе профессиональной подготовки индивидуального подхода к студенту (62,73,79,81, 83, 85, 88,94).

Особую актуальность эта тема приобретает в связи с постановкой перед системой образования принципиально новой задачи — задачи всестороннего развития способностей каждого человека, ориентации на индивидуальность в ходе профессионально-личностной подготовки студентов (112, 115, 117, 119, 126).

В педагогической литературе накоплены многочисленные разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы индивидуализированного обучения, индивидуального подхода к учащимся (149, 166, 169, 178), которые в последние годы активно пополняются идеями личностно-ориентировааяого образования (Б.Б. Коссов, В. В. Сериков, И.С. Якиманская). Все большее внимание уделяется организации индивидуального подхода к студентам в период их профессионального становления в стенах вуза (150, 152, 156, 160, 185, 186). Данная проблема актуализируется в связи с идеями развивающего и воспитывающего обучения (JI.C. Выготский, Ю. К. Бабанский, JI.B. Занков), концепцией развития и воспитания личности как процесса ее саморазвития (К. А. Аль-буханова-Славская, Б.Г. Ананьев), анализом психолого-педагогических основ самостоятельной работы студентов (Л.Г. Вяткин), осмыслением студентами субъективного отношения к педагогической деятельности (Е.Г. Евдокимова), разработкой технологий саморазвивающего обучения (Т.К. Селевко), профессионально-личностным становлением будущего учителя (Г.И. Железовская), реализацией в учебно-воспитательном процессе технологий индивидуализации обучения (И.Э. Унт, В.Д. Шадриков).

Однако, несмотря на происходящие в высшей школе качественные изменения в процессе профессиональной педагогической подготовки, осуществление индивидуального подхода к обучению будущих учителей физической культуры часто носит формальный характер. С нашей точки зрения это объясняется целым рядом причин:

— имеют место разночтения в соотношении понятий «индивидуальный», «дифференцированный» и «личностно-ориентированный» подход к студентам в теоретическом плане и определенные трудности в практическом воплощении данных подходов;

— индивидуальный подход отождествляется с индивидуальной формой проведения занятия и не предполагает глубокого изучения особенностей студента как индивидуальности;

— педагогические способности будущих учителей физической культуры изучаются вне связи с преподаванием предмета, а способности к преподаванию предмета рассматриваются вне связи с общепедагогическими способностями;

— педагоги высшей школы подчас применяют индивидуальный подход односторонне, ориентируясь исключительно на учебные возможности студентов, а не на совокупность критериев, отражающих индивидуальные особенности и своеобразие стиля деятельности будущих учителей физкультуры;

— практически не разрабатываются разнообразные гибкие стратегии использования индивидуального подхода к студентам факультета физической культуры в ходе их профессионально-педагогической подготовки, то есть индивидуальный подход нуждается в технологическом обеспечении.

Данные обстоятельства определили проблему исследования, связанную с выявлением условий организации индивидуального подхода к профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры.

Необходимость решения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ подготовки БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ (на материале физической культуры). Данная работа является составной частью комплексного исследования кафедры педагогики СГУ им. Н. Г. Чернышевского по проблеме «Подготовка учителя в условиях универсального образования», № государственной регистрации 1 906 010 422.

Объект исследования — индивидуализированный процесс подготовки учительских кадров в современном педвузе.

Предмет исследования — процесс подготовки будущего учителя в условиях осуществления индивидуального подхода к студентам (на материале факультета физической культуры).

Цель исследования: разработка и внедрение в практику учебно-воспитательного процесса педвуза научных основ осуществления индивидуального подхода к студентам в ходе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физической культуры.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс профессионально-педагогической подготовки будущего учителя физической культуры в системе педагогического образования будет протекать более успешно, если:

— целенаправленно проектировать различные стратегии осуществления индивидуального подхода к студентам и гибко применять их в различных педагогических ситуациях;

— признавать за каждым субъектом учебно-воспитательного процесса право оставаться индивидуальностью, реализовывать индивидуальный стиль учебной, а впоследствии и профессиональной деятельности, внося при необходимости некоторые коррективы в этот процесс;

— индивидуальный подход к студентам строить на диагностической основе изучения актуального состояния и динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, двигательной, мотивационно-потребностной сфер личности студента, его профессионального и личностного становления;

— в условиях личностной ориентации профессионально-педагогической подготовки в вузе сочетать индивидуальный, дифференцированный и личност-но-ориентированный подход к студентам.

Для достижения цели и в соответствии с гипотезой исследования были намечены следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогических и методических основ осуществления индивидуального подхода к обучению студентов в ходе их профессионально-педагогической подготовки.

2. Выбор критериев и диагностического инструментария для изучения индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности будущих учителей физической культуры.

3. Разработка стратегий индивидуального подхода к студентам факультета физической культуры и технологии формирования их профессионально значимых качеств личности.

4. Экспериментальная апробация и оценка действенности разработанной технологии индивидуального подхода к обучению студентов в учебно-воспитательном процессе педвуза.

5. Выработка научно-обоснованных и практически значимых рекомендаций по использованию различных стратегий индивидуального подхода к студентам факультета физической культуры.

Методологическую основу исследования составили: идеи личностно — ориентированного обучения и образования (Е.В. Бонда-ревская, B.A. Сластенин, B.B. Сериков, И.С. Якиманская) — взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему организации индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся и студентам (Н.П. Гузик, И. Н. Закатова, B.B. Фирсов, И. Э. Унт, В. Д. Шадриков, а также Р. Гроот, Е. Паркхерст, К. Уошборн и другие) — теории субъект — развивающего образования (Т.К. Селевко, В. А. Петровский, Г. П. Щедровицкий) — концепции целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (И.Я. Лернер) — теоретико-методологические основы вузовской подготовки будущего учителя к педагогической деятельности (В.И. Андреев, О. А. Абдуллина, К.А. Аль-буханова-Славская, Ю. Н. Кулюткин, К.М. Левитан) — изучение профессионального и личностного становления педагога (Л.Г. Вяткин, Г. И. Железовская, О. Б. Капичникова, Ю. А. Кустов, Г. П. Корнев, Н. В. Кузьмина, В. Я. Макашов, Г. К. Паринова, Ю. И. Тарский, и другие) — идеи комплексного изучения личности обучаемых (Ю.К. Бабанский, Л. С. Выготский, А.В. Петровский) — организация диагностического исследования их профессиональных способностей и стилей деятельности (Г.Т. Береговой, А. Е. Дружинин, О. И. Жданова, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, Н. В. Кухарев, В. Д. Шадриков, А.И. Щербаков).

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических: анализ педагогической и методической литературы по проблеме и систематизация научных выводов, построение стратегий индивидуального подхода к обучению студентов, разработка технологий обучения будущих учителей физической культурыэмпирических: обобщение передового педагогического опыта индивидуального обучения студентов и школьников, многолетнее наблюдение за индивидуальным стилем учебной (ИСУД) и профессиональной деятельности (ИСПД), организация опытно-экспериментальных исследований (анкетирования, тестирования, анализа спортивных достижений и уровня физической культуры, составление педагогических карт на будущих учителей физической культуры на основе диагностических процедур).

Значительное место в работе было отведено педагогическому эксперименту, организации опытно-экспериментального исследования по апробации технологии индивидуального подхода к студентам на основе использования различных стратегий индивидуализированного обученияметодам математической обработки результатов использования различных стратегий индивидуального подхода к студентам и таблично-графическое представление результатов исследования.

Основной базой исследования являлись факультет физической культуры Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, где автор в течение многих лет является преподавателем и заведующим кафедрой спортивных дисциплин.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 534 студента.

Исследование проводилось в течение 20 лет и включало три этапа.

Первый этан (1981;1988гг.) — поисково-теоретический, предполагающий изучение и анализ состояния вопроса индивидуализации обучения студентов, выработку теоретических основ исследования, обобщение и анализ преподавательского опыта автора исследования, изучение опыта подготовки учителей физической культуры в г. Саратове и в регионе, анализ отечественного и зарубежного опыта организации индивидуального подхода к учащимся и студентам в историческом аспектеформулирование темы, определение предмета, цели, разработка гипотезы и постановка задач исследованиямоделирование комплекса условий, необходимых и достаточных для эффективной профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры в условиях вузовского обучения, конструирование модели индивидуализированной подготовки студентов к профессиональной деятельности, базирующейся на различных стратегиях индивидуального подхода к студентам.

Второй этап (1989;1998 гг.) — опытно-экспериментальный, ориентированный на организацию и проведение экспериментального изучения индивидуального стиля учебной (ИСУД) и педагогической деятельности (ИСПД) будущих учителей физической культуры, осуществлялась разработка технологий личностно-ориентированного обучения. В качестве методов использовались анкетирование, тестирование, анализ спортивных достижений и уровня физической культуры, составление педагогических карт на будущих учителей физкультуры на основе диагностических процедур.

В эти годы корректировались требования к учителю физической культуры, обновлялись педагогические условия с учетом личностной ориентации образования, внедрялись в практику преподавательской деятельности стратегии индивидуального подхода к студентам с учетом их ИСПД.

Третий этап (1999;2001 гг.) — обобщающий, завершающий, в рамках которого осуществлялось теоретическое осмысление эмпирического материала, обработка и обобщение полученных результатов, корректировка основных положений, оформлялись выводы исследования и разрабатывались практические рекомендации для преподавателей вуза по использованию технологий индивидуального обучения в учебно-воспитательном процессе.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключаются в том, что: исследование носит характер дополнения ранее созданных моделей индивидуального подхода к учащимся, модифицированных применительно к организации индивидуального подхода к студентам факультета физической культуры в период их профессиональной подготовки в вузец уточнены понятия «индивидуальное обучение», «индивидуальный подход к обучению» с позиции личностно-ориентированной парадигмы образованияосуществлен комплексный анализ индивидуального стиля учебной деятельности, описаны уровни сформированности индивидуального стиля педагогической деятельности у будущих учителей физической культурыобоснована сущность и структурные составляющие технологий индивидуализированного обучения в вузе и условия внедрения авторской технологии индивидуального обучения, обеспечивающие эффективную профессиональную подготовку студентов- * разработаны и апробированы стратегии индивидуального подхода к будущим учителям физической культуры, спроектирована и реализована адекватная система педагогических средств по их реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.

Данное исследование вносит вклад в комплексное исследование проблемы профессионального становления студентов педвуза в условиях реализации личностно-ориентированной парадигмы образования.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что: обоснованные в исследовании содержательно-целевые характеристики стратегий индивидуального подхода к студентам составляют основу взаимодействия преподавателя и студента в процессе профессиональной подготовки учителя физической культуры, обеспечивают оптимальные формы их сотрудничествасоставленная в ходе исследования программа диагностики ИСПД будущего учителя физической культуры может использоваться как инструмент организации индивидуального подхода к обучению студентов в педвузеразработанные технологии индивидуального обучения составляют ядро программно-методического и учебно-технологического обеспечения профессиональной подготовки учителя физической культуры и могут быть использованы при подготовке специалистов данного профиля в высшей школе.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается четкими методологическими позициями, органическим соединением исследовательского поиска и практической работы по проверке эффективности научных положений, достаточной количественной базой эксперимента, применением методов, адекватных предмету исследования и обеспечивающих проверку на валидность и надежность, широкой апробацией и устойчивой повторяемостью выявленных в ходе опытно-экспериментальной работы результатовдлительностью экспериментальной работыпозитивными результатами рекомендаций, внедряемых в педагогическую практикуличным опытом работы диссертанта на факультете физической культуры в должности заведующего кафедрой.

Апробация результатов. Результаты исследования (1981;2001 гг.) неоднократно докладывались на ежегодных научно-теоретических и научно-методических конференциях преподавателей и аспирантов в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского и Педагогическом институте СГУ. Основные теоретические положения и результаты исследования были представлены также на межвузовских конференциях преподавателей: «Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов в педвузе», «Формирование внутренних стимулов учения у студентов», (Саратов, 19 942 000 гг.), научно-практических конференциях по легкой атлетике (Москва, 1995; 2000 гг.). Обсуждение научных результатов проводилось на заседаниях кафедры спортивных дисциплин Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (1998; 2001 гг.) По проблеме исследования опубликовано около 20 научных работ и 4 учебно-методических пособия.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе: профессиональной подготовки будущих педагогов на факультете физической культуры в Педагогическом институте С ГУ им. Н. Г. Чернышевскогопроведения методических занятий с преподавателями общеобразовательных школ в Саратовском ИПК и ПРОразработки и реализации программ опытно-экспериментальной работы и представления их в общеобразовательных учреждениях г. Саратова.

Созданные в процессе исследования учебные пособия используются преподавателями факультета и учреждений дополнительного образования в ходе подготовки и переподготовки учителей физической культуры.

Положения, выносимые на защиту.

1. Научно-обоснованная педагогическая система организации индивидуального подхода к обучению студентов факультета физической культуры в период их профессиональной подготовки в вузе как поэтапный процесс изучения индивидуальных особенностей личности студента, его учебной и профессиональной деятельноститеоретического обобщения эмпирического материала и выявление уровней сформированности индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности будущих специалистоввыбор соответствующих стратегий обучения студентов в соответствии с технологиями индивидуального подхода к ним, оценка результативности проведенной работы и осмысление ее результатов.

2. Психолого-педагогическая характеристика уровней сформированности индивидуального стиля деятельности будущих учителей физической культуры в соответствии с социально-психологическими, личностными, педагогическими и профессионально-значимыми критериями подготовки студентов: низкого, среднего и высокого уровня сформированности ИСУД и ИСПД.

3. Технология индивидуализированного обучения в вузе и условия, обеспечивающие эффективную подготовку студентов применительно к будущей профессиональной деятельности: ориентация на индивидуальный стиль деятельности студентов, их учебные возможности и личностные качества, гуманный подход к будущим профессионалам, использование активных методов обучения, максимально ориентированных на возможности каждой отдельно взятой личности, создание у студентов доминанты на саморазвитие и творческую самореализацию, предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

4. Оценка результативности различных стратегий индивидуального подхода к будущим учителям физической культуры: стратегии учета особенностей ВНД студентов, степени сформированности направленности личностиуровня учебных возможностейспортивных навыков, личностных качеств, ведущих компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности и комплексная стратегия учета индивидуальных особенностей студента в целом.

Структура работы:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

3. Результаты исследования оценивались по критериям, которые можно условно разделить на четыре крупные группы: социально-психологические критерии, психологические критерии, педагогические критерии, профессионально значимые критерии.

4. В соответствии с представленными критериями нами выделились три уровня сформированности индивидуального стиля учебной и учебнопедагогической деятельности: низкий (пассивный) — средний (исполнительский) и высокий (актуализирующийся) стиль ИСПД и ИСУД.

5. Под стратегией индивидуального подхода к профессиональной подготовке студента мы понимаем генеральную программу действий, главное направление поиска и разработки проблемы организации индивидуального подхода к студентам. Нами выделялись и использовались различные стратегии организации индивидуального подхода к студентам и оценивалась их результативность. Из семи представленных и апробированных нами стратегий осуществления индивидуализированной подготовки будущих учителей физической культуры, а именно: стратегии, учитывающей особенности ВИД студентов, стратегии, ориентированной на формирование направленности личности студентовстратегии, основывающейся на учете учебных возможностей студентов, их общих и специальных способностей, стратегии, ориентированной на типы ИСУД и ИСПД, а также стратегии формирования спортивных навыков студентовстратегии, ориентированной на актуализацию личностных, содержательных смыслов профессиональной подготовки, и комплексной стратегии последняя показала высокую результативность и каждая из них — положительную динамику в плане профессионального и личностного роста студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Несмотря на происходящие в высшей школе качественные изменения в процессе профессиональной педагогической подготовки, осуществление индивидуального подхода к обучению будущих учителей физической культуры часто носит формальный характер, индивидуальный подход отождествляется с индивидуальной формой проведения занятия и не предполагает глубокого изучения особенностей студента как индивидуальностипедагоги высшей школы подчас применяют индивидуальный подход односторонне, ориентируясь исключительно на учебные возможности студентов и не опираясь на совокупность критериев, отражающих индивидуальные особенности будущих учителей физкультуры, своеобразие их индивидуального стиля деятельности. Практически не разрабатываются разнообразные гибкие стратегии использования индивидуального подхода к студентам факультета физической культуры в ходе их профессионально-педагогической подготовки, т. е. индивидуальный подход нуждается в технологическом обеспечении. В связи с этим мы в своем исследовании стремились осветить имеющие место слабые стороны в разработке проблемы и продолжить ее изучение.

Процесс осуществления индивидуального подхода к профессиональной подготовке студентов происходит поэтапно. На первом этапе осуществляется изучение целей и задач индивидуального, дифференцированного и личност-но-ориентированного подходов к обучению и воспитанию студентов педвузана втором — сбор материалов об опыте обучения и воспитания в отечественной и зарубежной высших школахна третьем — теоретический анализ собранных материалов и выдвижение научно-обоснованных предложений о путях оптимизации учебно-воспитательной работына четвертом — теоретическое обобщение эмпирического материала и разработка научно обоснованных рекомендацийна пятом — внедрение разработанных рекомендаций по осуществлению индивидуального подхода к студентам в практику обучения и воспитания студентов в высшей школе.

Анализ педагогической, психологической и методической литературы позволил за рабочее принять следующее определение индивидуализации обучения.

Индивидуализация обучения в вузе есть стратегия процесса обучения, фактор формирования индивидуальности будущих специалистов, учение в индивидуальном темпе и стиле, это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов обучения ориентирован на индивидуальные различия студентов. Индивидуальный подход к студентам в ходе их профессиональной подготовки применяется с целью сохранения и дальнейшего развития индивидуальности студента, его потенциальных учебных, профессиональных и творческих возможностей.

Помимо традиционных критериев осуществления индивидуального подхода к студентам факультета физической культуры (уровня успеваемости, психофизиологических особенностей, интереса к учебной деятельности, работоспособности, показателей физического развития) в последнее время все больше внимания уделяется учету запросов студентов относительно оптимизации их профессиональной подготовки, уровню умственного развития, компонентам педагогических способностей, индивидуальному стилю учебной и профессиональной деятельности, стремлению к самоактуализации и другим. Изучение индивидуального стиля учебной и педагогической деятельности будущих учителей физической культуры должно носить не только диагностический, но и прогностический характер, т. е. охватывать не только прошлый опыт спортивной или педагогической деятельности студентов, но и ближайшую и отдаленную перспективы профессионального развития.

Индивидуальная подготовка будущих преподавателей физической культуры — сложный многоплановый процесс, включающий изучение широкого круга дисциплин, формирование индивидуально-типологических качеств и спортивных навыков, оптимизирующих как возможные спортивные достижения студентов факультета физической культуры, так и их профессиональные умения. Педагогам необходимо понимать каждого обучающегося у него студента, оценивать его внутренние побуждения и стремления, влиять на эту направленность, осваивать гуманный и демократический стиль общения и взаимодействия с будущими специалистами. Не менее важно отслеживать свое внутреннее состояние, степень осуществления поставленных перед собой учебных, воспитательных, развивающих задач, уметь находить «общий язык» с каждым студентом для того, чтобы своевременно корректировать свою работу и стиль деятельности.

Важно исходить из пластичности, компенсаторности возможностей человека. Если какие-то важные для будущей профессиональной деятельности качества недостаточно сформированы или искажены, то их можно компенсировать, с одной стороны, за счет более высокого развития других качеств (например, отсутствие опыта преподавательской деятельности восполняется гуманной атмосферой общения на уроке, благодаря чему достигаются хорошие результаты), с другой, возможность раскрытия, реализации потенциальных творческих возможностей достигается за счет снятия каких-то неблагоприятных условий (при изменении климата в учебном коллективе наблюдается улучшение условий труда). По существу оценки должны быть справедливыми, так как заниженные и завышенные оценки тормозят профессиональное развитие личности.

Желательно учитывать логику индивидуального развития и профессионального становления данного студента. Поэтому целесообразно сравнивать достижения будущего учителя физической культуры с его же успехами в прошлом, а не с успехами других студентов. Вместе с тем, надо создавать условия для ориентации студентов факультета физической культуры на критерии высокого уровня мастерства педагогов-новаторов, но оценку себя относительно уровня функционирования их педагогической деятельности студент должен осуществлять самостоятельно, в самоанализе.

Обеспечение профессиональной подготовки студентов педагогического вуза целесообразно осуществлять посредством широкого внедрения в учебно-воспитательный процесс высшей школы индивидуального подхода к студентам, учитывающего его социально-психологические и личностные особенности, (индивидуально-типологические свойства), учебные достижения: стиль учебной и педагогической деятельности, профессионально значимые качества будущего учителя физической культуры как педагога, спортсмена и тренера.

Нами выделены три уровня сформированности учебной и профессиональной деятельности студентов факультета физической культуры на основе описанных ранее критериев: низкий (типы личности: «попуститель», «манипулятор», «артист», «изобретатель», «конфликтный», «интроверт», «эгоист»), средний (типы личности: «индивидуальность», «рекордсмен», «предметник», «индивидуальность», «исполнитель», «экстраверт», «общественник») и высокий (типы личности: «индивидуальность», «творец», «исследователь», «методист», «самодиагност», «гуманист», «психотерапевт», «новатор», «педагог по призванию») уровни сформированности индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры.

Индивидуальный подход к обучению студентов в ходе профессиональной подготовки может носить директивный характер (педагог организует, регулирует и контролирует деятельность студентов с учетом их индивидуально-типологических качеств, автоматически превращая их в объектов учебного процесса и исполнителей требований преподавателя) или сопровождающий характер (педагог направляет деятельность студентов в нужное русло, консультирует их, превращая студентов в субъектов учебного процесса, заинтересованных в зарождении собственного образовательного продукта, формировании уникального индивидуального стиля педагогической деятельности через раскрытие потенциальных ресурсов, своей личности).

На протяжении почти двадцати лет исследовательской преподавательской деятельности автором выделялись и использовались различные стратегии организации индивидуального подхода к студентам и оценивалась их результативность. Среди них выделялись такие стратегии, как 1) стратегия, учитывающая особенности ВНД студентов, 2) стратегия, ориентированная на формирование направленности личности студентов- 3) стратегия, основывающаяся на учете учебных возможностей студентов, их общих и специальных способностей, 4) стратегия, ориентированная на типы ИСУД и ИСПД, а также 5) стратегия формирования спортивных навыков студентов, 6) стратегия, ориентированная на актуализацию личностных, содержательных смыслов профессиональной подготовки. В комплексе все стратегии были направлены на подготовку будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности.

Примечателен тот факт, что все стратегии оказываются достаточно эффективными и обусловливают прирост по среднему уровню сформированности ИСУД и ИСПД — на 10−18%, а по высокому уровню сформированности ИСУД и ИСПД — на 24−38%. Из общей картины выделяется только использование комплексной стратегии индивидуальной подготовки студентов, включающей ориентацию на все личностные и профессиональные компоненты подготовки будущих учителей физической культуры. Здесь прирост по высокому уровню ИСУД и ИСПД составляет 55%. Несмотря на сложности реализации данной стратегии (составление психолого-педагогических характеристик, вариабельных заданий и систематический контроль за динамикой индивидуальных достижений студента), необходимо признать высокую эффективность именно комплексной стратегии и значимость ее дальнейшей разработки.

Результаты исследовательской работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс профессионально-педагогической подготовки учителя физкультуры в системе педагогического образования будет протекать более успешно, если: признавать за каждым субъектом учебно-воспитательного процесса право оставаться индивидуальностью, реализовывать индивидуальный стиль учебной, а впоследствии и профессиональной деятельности, внося при необходимости некоторые коррективы в этот процессиндивидуальный подход к студентам строить на диагностической основепроектировать различные стратегии осуществления индивидуального подхода к студентам и гибко применять их в различных педагогических ситуациях.

Однако наше диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов организации индивидуального подхода к профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры на современном этапе. В дальнейшем рассмотрении нуждается вопрос о применении индивидуальных стратегий к различным типам личности будущих учителей физической культуры, выявленных нами в ходе диагностического эксперимента. Необходимо разработать программу компьютерной диагностики уровня сформированности индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности студентов. Требуют уточнения и технологии индивидуального подхода к профессиональной подготовке студентов факультета физической культуры, используемые в ходе реализации различных стратегий индивидуализации обучения будущих педагогов. В ходе исследования наметились актуальные направления изучения корреляции между отдельными параметрами индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности студентов, общими и профессиональными способностями будущих учителей физической культуры, степенью актуализации потенциальных возможностей личности в ходе реализации различных стратегий индивидуализированного обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990.-139 с.
  2. B.C. Методические указания по основам научной организации педагогического контроля в вузе. М: Наука, 1988, — С. 4−18.
  3. М.К., Козлова В. Г. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Педагогика, 1992.- 80с.
  4. Актуальные проблемы дифференцированного обучения /Под ред. JI.H. Ро-жиновой. Минск: Народная асвета, 1992.-189 с.
  5. Г. В. Социальная психология высшего образования. Самара, 1993, с. 12−48.
  6. Л., Новгородская Б. Воспитательные аспекты дифференцированного обучения// Воспитание школьников, 1994.- № 4.- С.2−6.
  7. Н.А. Теоретические аспекты организации личностно-ориентированного образования// Образование в Сибири.- 1998.- № 1.- С. 412
  8. А.Н. Методы обучения и методы учения. Киев, 1980, С. 19−56
  9. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1989.-С. 12−68.
  10. Акмеология в образовательных процессах. Саратов: Изд-во Саратовского пед института, 2000.-113с.
  11. И. Актуальные проблемы развития самостоятельной учебной деятельности студентов: Сб. ст. /Редкол.: Л. Г. Вяткин и др.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986.-С. 3−52.
  12. Актуальные проблемы организационной подготовки физических кадров за рубежом: Сб. науч.тр. Малаховка: МОТИФК, 1989.- 84 с.
  13. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. 568 с.
  14. В.В. Новый этап в развитии высшего педагогического образования// Педагогика, 1992.-№ 1−2.- С. 11- 23.
  15. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — С. 16−86.
  16. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Институт психологии, 1991.- С. 44−122.
  17. А.Г. Психология личности М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -367 с.
  18. Ю. К. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989 -558 с.:
  19. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. -Екатеринбург: Деловая книга, 1996. С. 3- 69
  20. А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса/ А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков, С. П. Силина.- Шадринск.-ШГПИ, 1998.- Вып.З. -С. 14−122.
  21. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих возможностей. Л.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  22. Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.420 с.
  23. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  24. Л.П. Роль практикума по решению задач в профессиональной подготовке будущего учителя// Проблемы повышения эффективности образовательного процесса в высших учебных заведениях. Ярославль, 1997.- С. 3−70.
  25. Н.Р. Психология личностного роста М., 1995.- С. 3−73.
  26. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.- с. 3−118.
  27. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н. А. Проектирование профессионального педагогического образования// Педагогика, 1997, № 4.-с. 11−19
  28. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориенгиро-ванного образования// Педагогика, 1997.- № 4. С. 23- 32.
  29. С.К. Субъекты и субъектные отношения в системе образовательного процесса СНГ// Мир психологии. 1999. — С. 10−34.
  30. Н.В. Педагогическая сисгемология: постановка проблемы// Педагогика, 1998.- № 8.- С. 25- 30.
  31. В.Т. Это неповторимое «Я», — М., 1982. С. 10 — 98.
  32. Бодалев А. А Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -С. 3−148.
  33. И.Г. Дифференцированное обучение важное дидактическое средство эффективного обучения. — М., 1968. — 112 с.
  34. Введение в научное исследование по педагогике/ Под ред. В. И. Журавлева -М.: Просвещение, 1988 237с.
  35. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: Высш. шк., 1991.- 204 с.
  36. Вопросы профессионально- педагогической подготовки будущего учителя. Обзор информации/ И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич. М.: НИ ИВШ, 1985. -С. 12 — 148
  37. Вопросы теории и практики физического воспитания в школе и вузе. Сб. науч. ст. фак, — Саратов: СГПИ, 1995.- 63 с.
  38. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М., 1997.- 288 с.
  39. .А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1978.- 135 с.
  40. Л.Г., Бегинин В. И. Психолого-педагогические основы познавательной деятельности студентов// Актуальные проблемы перестройки учебного процесса в вузе.- Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1993.- С.3−10.
  41. Л.С., Корнюшкин Н. П. Основы педагогики. Саратов: Госуд. уч.-науч. центра «Колледж», 1994.- С. 87−96.
  42. Л.Г. Основы педагогики высшей школы. Саратов: Поволж. межрегион, учеб. центр, 1998.- 196 с.
  43. Л.Г. Сущность и логика педагогического исследования. Саратов- Изд-во Сарат. ун-та, 1991.- С. 14−22.
  44. Л.Г., Рашкин В. Ф. Сущность новой парадигмы образования: Концептуальные основы. Саратов, 1995. — С. 2 — 182.
  45. Л.Г., Тарский Ю. И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых (аксемиологические аспекты) — Саратов: Б.и., 1994.-92 с.
  46. М.А., Сердюк Г. В. Моделирование в процессе обучения педагогике// Советская педагогика, 1991.- № 12.- С. 78−82.
  47. С.М. Личностно-ориентированное взаимодействие участников процесса обучения как фактов развития познавательной самостоятельности старшеклассников. Автореф. Дис. К.п.н.- Челябинск, 1996. — 213 с.
  48. П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М.: Просвещение, 1985.- С.6−38.
  49. С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения// Психологический журнал, 1994.-№ 3.-С. 131−136.
  50. .С. Педагогическая прогностика// Методология, теория, практика.- Киев: Вшца школа, 1986.-197 с.
  51. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994.- № 3.- С.43−52.
  52. А.Г., Пометова В. М., Баулин В. П. Становление личностно-ориентированного образования.- М: Специалист, 1995. С. 3 — 302
  53. Н.В. Профессионально-личностное становление студентов педагогических училищ (общепедагогический аспект). Автореферат дис. канд. пед наук. Саратов, 1990.- 26 с.
  54. Н. Развиваем познавательную активность учащихся// Народное образование, 1978. С. 14- 22
  55. Л.И. Личностно-социальная концепция А.С. Макаренко А. С. Макаренко/ Советская педагогика- Волгоград: Перемена, 1997.- 263 с.
  56. М.Г. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 1993.-168 с.
  57. А.Н. Формы активного семинара// Вестник высшей школы. -1991.-№ 9.-С. 35−38.
  58. Р. Дифференциация в образовании// Директор. 1994.- № 5. -С. 1216.
  59. В.В. Психологическая теория учебной деятельности: опыт теоретического и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. — С. 5 — 75
  60. Г. А. Индивидуализация обучения как средство развития познавательной самостоятельности учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1992.-19 с.
  61. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателяМ.: Межд. пед. акад., 1995.-192 с.
  62. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности/ Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во С арат, ун-та, 1989.-220с.
  63. Дифференциация как система/ Под ред. Ю. А. Иванова, В 2ч.- М.: Педагогика, 1992.-4.1- 142 с.
  64. Диалектика процесса познания. /Под ред. М. Н. Алексеева, А. М. Коршунова.- М., 1985. С. 3- 231.
  65. С.Ю. Развитие самостоятельности мышления учащихся в условиях лицейского образования: Автореф. канд. дис. Саратов, 1998.- 18 с.
  66. С.Б. Основы профессионального самосовершенствования учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1989.-189 с.
  67. Е.Н. Успешность педагогической деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей. Дис.. канд. пед. наук.- Л., 1983 195 с.
  68. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
  69. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: МП Новая школа, 1992.- С. 13−34.
  70. Н.Я. Смысл жизни личности как ее практический способ бытия. Вологда, 1987, Деп. в ИНИОН, № 17 012. 202 с.
  71. В.И. Профессионально-прикладная подготовка студентов вузов.- М.: Высшая школа, 1978.- 143 с.
  72. К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем. М. Педагогика, 1991.-240 с.
  73. Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. науч. Трудов.- М. Томск: Изд. ТГПУ, 1997,122 с.
  74. Инновационные процессы в профессиональном педагогическом образовании/ Материалы межд. конференции. М., 1995. -156 с.
  75. Интеграция в педагогике и образовании: Сборник научно- методических работ/ Под ред. Ю. А. Кустова.- Самара: Изд-во Самарского инд.-пед. колледжа, 1994.- 242 с.
  76. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 140 с.
  77. Кан-Калик В. А. Индивидуально-творческая подготовка учителя в вузе// Советская педагогика, 1981.- № 1.- С. 97−100.
  78. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования// Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч.- М.: Новая школа, 1996.- 160 с.
  79. А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. Казань: Таткнигоиздат, 1966.- 95 с.
  80. П. О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи : Докт.дис. Тарту., 1985. 418 с.
  81. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982.- 224 с.
  82. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании// Педагогика, 1996.-№ 2. С. 13- 18.
  83. И.Н. Дифференциация обучения: возможности и подходы// Вестник высшей школы, 1988.- С.31−33.
  84. .А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан, ун- та, 1969. -278 с.
  85. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.- 335 с.
  86. А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М., 1968 г.- С. 4— 129.
  87. Концептуальные вопросы высшего образования/ Под ред. Б. Б. Коссова.-М.: НИИВО, 1991.-199 с.
  88. .Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития/ Личностно-развивающее образование// Вопросы психологии, 1995.- № 6.- С.9−20
  89. С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. -168 с.
  90. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис. докт. пед. наук. Л., 1965.- 39 с.
  91. Ю.Н., Сухобская Г. С. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.-128с.
  92. Т.И. Индивидуально-дифференцированный подход как средство формирования личности студента// Воспитание как средство социально активной личности: Опыт, теория, практика. Рязань.- 1990.-С. 201−537.
  93. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск. 1976. 148 с.
  94. Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно -ориентированных технологий обучения/ Дис. канд. пед. наук, Волгоград. С. 4−164
  95. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд.- М.: Высшая школа, 1991.- 224 с.
  96. В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Высшая школа, 1990.- 304 с.
  97. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие М.: Прометей, 1992.-528 с.
  98. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент: ФАН, 1986. — 212 с.
  99. А.Н. Как вести за собой.- М.: Просвещение, 1 981 208 с.
  100. Е.М. Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно-ориентированного образования (на материале дисциплин психолого-педагогического цикла). Дис. кан. пед. наук, Саратов, 1998 г.- 281 с.
  101. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-воМосков. ун-та, 1989.- 240с.
  102. Э. Основные проблемы педагогики спорта. Вводный курс.- М.: Аспект прем., 1995.- 318 с.
  103. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-192с.
  104. А. Самоактуализация// Психология личности: Тексты/ Под ред. Б. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-С. 108−117.
  105. B.JI. Высшее педагогическое образование: состояние и перспективы// Magister.-1998.- № 3.- С. 8 15.
  106. Методическая разработка темы: Дифференцированный подход к физическому воспитанию школьников. Тула, ТГПИ, 1989.- 34 с.
  107. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя: Сб. научных трудов/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.- JL, 1980. С. 10−68
  108. B.C. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М., 1996. С. 3 — 150.
  109. B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения// Советская педагогика, 1967.- № 4.- С.8−14.
  110. В.Б. Образование в странах Запада в конце XX века// Сов. педагогика. -1990.- № 2.- С. 136−142.
  111. А.В. В поисках своего «Я» // Семья и школа. 1998.№ 10. С. 14 -23.
  112. В. Индивидуализация программы подготовленности// Вестник высшей школы, 1991.-№ 1.- С. 72−75.
  113. Новое педагогическое мышление/ Под ред. А. В. Петровский.- М.: Педагогика, 1989- 280 с.
  114. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  115. А.К. Определние характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога, 1998, № 1.-С. 11−19.
  116. Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога// Педагогика, 1992.- № 3−4.- С.53-.
  117. Педагогическое образование в современных условиях: Сб. тез. науч. пед. чтений Ярославль: Изд- во ЯГПУ, 1997- 369 с.
  118. Н.В. Социально-политические функции физической культуры и спорта// Учебное пособие: Волгоград, 1990.- С 126
  119. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  120. В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании// Психологическая наука и образование. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- № 32.- С. 36−59.
  121. П.И. Педагогика. М.: Роспедагенство, 1996.-С.3−53.
  122. П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 180 с.
  123. Подготовка учителей в вузе/ Под ред. В. Я. Макашова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992.-50 с.
  124. Поиск талантов с 1 курса/ О программе индивидуализации обучения в вузах: Статьи// Вестник высшей школы, 1990.- № 6.- С.33−37.
  125. Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред. Шадри-кова М., 1990. — 166 с.
  126. Г. Н. Мотивационные особенности выбора личностью профессии учителя физической культуры. СПб, 1995.- С. 93- 100.
  127. Проблемы дифференцированного подхода к физическому воспитанию учащейся молодежи. Межвуз. Сб./ Отв. Ред. В. А. Ермаков.- Тула, 1992.- 156с.
  128. Профессиональная деятельность молодого учителя: Соц.-пед. аспект / Под. Ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной.- М.: Педагогика, 1982. С. 14 -64.
  129. Психология личности. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Пузырея. М. 1982.- 260 с.
  130. Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1987.-С. 3−32.
  131. Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. -Л.: ЛГПИ, 1989- 163 с.
  132. B.C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. М: Просвещение, 1975.- С.4−67.
  133. Региональная программа развития образования Саратовской области на 2001 2005 гг. (проект).- Саратов: Министерство образования Саратовской области, 2000 г.- 50 с.
  134. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М. Д994. — С. 10 — 106.
  135. Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «я»// Вестник МГУ. Серия Психология, 1981, № 1, с. 14−22.
  136. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. -С. 2−162.
  137. Н.Н. Подготовка руководителей образовательных учреждений к управленческой коммуникации с персоналом в условиях личностной ориентации образования: Диссерт.. канд. пед наук Волгоград, 2000- 176 с.
  138. В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя: Дис.. канд. психол. наук.- Л., 1986.- 180 с.
  139. В.Р. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук- М., 1993.- 18с.
  140. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании.- М.: Народное образование, 1996.-С.9−52.
  141. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, № 4. С. 65−74.
  142. Г. К., Бройде Б. А., Артамонова Р. Б. Дифференциация обучения. Учебно-воспитательный комплекс вариативного образования. Ярославль: ИПКПРРО, 1996.-С.З.
  143. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256с.
  144. В.В. Личностно-ориентированное образование// Педагогика, 1994.-№ 5.-С 11−15.
  145. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987.-С. 17−38.
  146. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М., 1975 г.-109 с.
  147. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя// Советская педагогика, 1991.- № 10.- С. 7−19.
  148. В. И. Исаев Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога// Вопросы психологии, 1996.- № 4.- С. 72−81
  149. Современное университетское образование: проблемы и перспективы. -Саратов: Изд-во С арат, ун-та, 1992.- 192с.
  150. А. Уровневая дифференциация: путь к успеху// Народное образование, 1994.-№ 1.-С. 100−102.
  151. Д.В. Исследование индивидуальных стилей познавательной деятельности: Дис.. канд. психол наук.-JI., 1984-С. 178.
  152. Социальная и профессиональная ориентация молодежи. Таллин, 1977.-С.18−120.
  153. В.В. Самосознание личности. М. 1983. С 6 — 48.
  154. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения/Пер. с англ. М.: Педагогика, 1984.- С.6−74.
  155. В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х тт.- М.: Педагогика, 198.-Т. 1.-С. 10 115.
  156. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986.-С.3−51.
  157. Н.Н., Кривонос И. Ф. Обучение будущих учителей основам педагогического мастерства// Сов. Педагогика.- 1983.- № 7. С. 14.
  158. Теоретические основы процесса обучения/ Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера.- М.: Просвещение, 1989. 79 с.
  159. Толстых Н. Н Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психо-логиии. 1984, № 3. — С. 8 — 24.
  160. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980. С. 4−180.
  161. И.М. Структура психофизической подготовленности учащейся молодежи. Учебное пособие. Тула. -1993, — 156 с.
  162. Ю.И. Личностно-ориентированное обучение как дидактический феномен // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования., М, 1992. С. 40 -120.
  163. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 188 с.
  164. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1985, № 6. С. 40 — 48.
  165. Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи// Молодежь: интересы, стремления, идеалы. М., 1969. С. 4 — 196.
  166. В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. М.: Педагогика, 1994.- С.3−80.
  167. Формирование образа «Я» и проблемы физвоспитания// Сб. научный трудов/ Под ред. П.А. Жорова- М: АПН СССР, 1990.- 96 с.
  168. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
  169. Л.М. Как построить новую школу// Концепция личностно -развивающего обучения. Народное образование, 1993.-№ 7−8.- С. 6−11.
  170. Э. Человек для себя. М.: Коллегиум, 1992.- 253 с.
  171. Э. Душа человека М., 1992.- С. 4 202.
  172. М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта Киев, 1990 — С. 62 — 190.
  173. Н.В. Современные теории и технологии образования. Омск, 1993.-С. 4−185.
  174. В.Д. Личностно-ориентированное обучение // Педагогика, 1994.-№ 5. -С. 30−42.
  175. В.Д., Старовойтенко Б. Б. Концепция индивидуализации воспитания в школе// Советская педагогика, 1991.- № 10.- С.61−66.
  176. ШибутаниТ. Я-концепция как персонификация / Т.Шибутани. Социальная психология. Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д., 1988. С. 193−212.
  177. В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. М: Физкультура и спорт.- 1984.- 159 с.
  178. Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. Толстых А. В. МД996.-С. 28−186.
  179. В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1984.-159 с.
  180. П.Г. Очерки по философии образования. М.: ПЦ Эксперимент, 1993.- 154 с.
  181. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. — С. 4 — 164.
  182. ХЦуркова Н.Е., Тетюнов В. Ю., Савченко А. П. Новые технологии образовательного процесса, — М.: Педагогика, 1995. С. 3 — 123.
  183. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения// Вопросы психологии, 1995.- № 2.- С.31−42.
  184. Е. Единое образовательное пространство// Народное образование, 1994.-№ 5. С. 22−27.
  185. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. -М.: Высшая школа, 1986.-С 20−58.
  186. Kelly A. Teaching Mixed Ability Classes. An individual approach.- London, 1974.-P.20−28.1. Схема 1
  187. Отличия педагогических способностей и индивидуального стиля педагогической деятельности
Заполнить форму текущей работой