Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Патопсихологические характеристики детей дошкольного возраста с гиперактивными расстройствами и дефицитом внимания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Патонейропсихологическое исследование гиперактивности с дефицитом внимания должно представлять собой реализацию качественного подхода. Этот подход подразумевает рассмотрение данного психологического феномена как системы и выделение в нем 4-х компонентной структуры патопсихологического синдрома, а таюке систематику лежащих в основе этого расстройства нейропсихологических факторов. Исходя из этого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор научной литературы по проблеме гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
    • 1. 1. История изучения гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
    • 1. 2. Диагностические критерии гиперактивного расстройства с дефицитом внимания в классификациях болезней
    • 1. 3. Этиология гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
    • 1. 4. Общая психологическая характеристика гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
  • Глава 2. Проблема квалификации гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
    • 2. 1. Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания как системное явление
    • 2. 2. Патопсихологическая квалификация гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
    • 2. 3. Пато- нейропсихологическая характеристика гиперактивного расстройства с дефицитом внимания как дисрегуляторного патопсихологического синдрома
    • 2. 4. Дизонтогенетическая характеристика гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
  • Глава 3. Материалы и методы исследования
    • 3. 1. Методологические основы организации и проведения исследования. Разработка модели дисрегуляторного патопсихологического синдрома
    • 3. 2. Описание методов исследования
    • 3. 3. Описание и характеристика выборки испытуемых
    • 3. 4. Алгоритм качественной и количественной оценки данных
    • 3. 5. Алгоритм статистической обработки результатов
    • 3. 6. Алгоритм отнесения расстройств к подгруппам сильно-, умеренно- и слабо-выраженных нарушений
  • Глава 4. Результаты исследования
    • 4. 1. Объяснение алгоритма представления и анализа данных
    • 4. 2. Патопсихологическое синдромное описание проявлений гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у испытуемых 3−7 лет при выполнении пато- нейропсихологических методик
  • Глава 5. Анализ полученных результатов
    • 5. 1. Анализ психодиагностической информативности методик
    • 5. 2. Синдромная патопсихологическая характеристика проявлений гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей дошкольного возраста
    • 5. 3. Психологическая дифференциация гиперактивного расстройства с дефицитом внимания как дисрегуляторного патопсихологического синдрома от других синдромов
  • Выводы

Патопсихологические характеристики детей дошкольного возраста с гиперактивными расстройствами и дефицитом внимания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В настоящее время одним из актуальных вопросов детской клинической психологии является проблема гиперактивных расстройств с дефицитом внимания (ГРДВ). Это нарушение проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. В настоящее время накоплено большое число теоретических и эмпирических данных по проблеме ГРДВ. Между тем, остаются неразрешенными, а в ряде случаев и не поднятыми в научном сообществе, ряд методологических, теоретических и практических вопросов по проблеме.

Во-первых, в исследованиях, посвященных эпидемиологии ГРДВ, отмечается широкий разброс показателей распространенности этого нарушения в детской популяции — от 1 до 47% [4, 15], что отражает наличие в научном сообществе различных методологических подходов к верификации ГРДВ. Кроме этого, ГРДВ, как правило, не рассматривается как самостоятельный психологический феномен. Между тем, при ГРДВ отмечается очевидная специфика патопсихологической симптоматики, качественно отличающая его от других нарушений психики. Это является одним из аргументов для исследования феномена ГРДВ в контексте соотнесения его с имеющимися психологическими систематиками психических нарушений. В связи с этим в настоящей работе ГРДВ рассматривается, с одной стороны, как самостоятельный вариант патопсихологического синдрома, с другой стороны — как отдельный вид дизонтогенеза.

Во-вторых, не разработаны единые патопсихологические диагностические основания и обоснования используемых технологий патопсихологической диагностики ГРДВ. В связи с этим в настоящем исследовании разработана психодиагностическая батарея методик, позволяющая выявить свойственные для ГРДВ проявления у детей.

В-третьих, большинство публикаций по проблеме ГРДВ отражают результаты исследования психологических особенностей детей школьного возраста. В этих исследованиях не описываются патопсихологические характеристики детей дошкольного возраста с различными вариантами дисрегуля-торных расстройств, включая дисрегуляцию внимания и поведения. В свою очередь, необходимость подобного рода исследований очевидна. Так, по данным Б. Р. Яременко и соавт. (2002), возрастными периодами, когда наиболее ярко проявляются дезадаптационные нарушения и наиболее выражены клинические признаки ММД (в частности, ГРДВ), являются 3 года, 6−7 и 9 лет. О необходимости проведения диагностики психического развития детей с ГРДВ именно в дошкольном возрасте также свидетельствуют данные, что в этом возрасте из-за невыраженности симптоматики только по внешним поведенческим проявлениям, т. е. без структурированного профессионального наблюдения специалиста, практически невозможно отделить детей с этими нарушениями от детей с нормальным психическим развитием, имеющим признаки утомляемости, неорганизованности, отвлекаемости, которые свойственны этому возрасту в целом. Кроме этого, дети с ГРДВ в дошкольном возрасте, когда у них нет повышенных психофизических нагрузок, как в школе, могут не проявлять ярко-выраженных проблем в развитии. Наибольшей интенсивности симптоматика ГРДВ достигает в школьном возрасте, когда повышенные требования начинают предъявлять именно к тем свойствам психики, которые у детей с ГРДВ нарушены [87] (например, к способностям в саморегуляции, необходимой для учебного процесса). В свою очередь, такие дети имеют своеобразные предикторы этих нарушений уже начиная с первых месяцев жизни [2, 15]. Своевременное их выявление и коррекция в раннем детстве и всем дошкольном возрасте могут позволить минимизировать социальную дезадаптацию такого ребенка в школьном возрасте. Поэтому в настоящем исследовании проводилось обследование детей с ГРДВ 4−7 лет с выделением 3-х возрастных онтогенетических этапов развития: 4 года младший дошкольный возраст), 5 лет (пограничный, средний дошкольный возраст) и 6−7 лет (старший дошкольный возраст).

Цель исследования: изучение гиперактивного расстройства с дефицитом внимания с позиции патопсихологического синдромного анализа на материалах экспериментально-психологического исследования детей дошкольного возраста и оценка возрастной специфики выявляемых отклонений.

Объект исследования: гиперактивное расстройство с дефицитом внимания у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: патопсихологическая характеристика организационного, динамического и операционального компонентов патопсихологического синдрома гиперактивности с дефицитом внимания у детей дошкольного возраста.

В соответствии с заданной целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Анализ существующих теоретических подходов и практики исследования гиперактивности с дефицитом внимания в детской клинической психологии на основе использования базовых положений отечественной па-то-и нейропсихологии и психологии аномального развития.

2. Исследование проявлений гиперактивности и дефицита внимания у детей дошкольного возраста в категориях и критериях патопсихологического синдрома и определение психологических механизмов его этиопатогенеза.

3. Определение диагностических мишеней для психологического исследования ГРДВ, формирование батареи психодиагностических методик и обоснование системы многомерной интерпретации результатов диагностики дошкольников разного возраста с помощью предлагаемой технологии качественно-количественной оценки нарушений психического развития детей с ГРДВ.

4. Исследование патопсихологической картины нарушений психической деятельности у детей с ГРДВ в соответствии с разработанной технологией проведения диагностики и оценки результатов исследования детей дошкольного возраста.

5. Выделение патопсихологических характеристик организационного, динамического и операционального компонентов нарушенной психической деятельности у детей дошкольного возраста с ГРДВ и последующее отражение этих характеристик в составе нового единого патопсихологического синдрома.

6. Анализ совокупности полученных данных экспериментально-психологического исследования детей с ГРДВ с целью определения психодиагностической информативности методик и предложенной системы многомерной интерпретации результатов для решения задач дифференциальной скрининговой и экспресс-диагностики.

Гипотезы исследования:

Нарушения психической деятельности при ГРДВ у детей дошкольного возраста имеют сложную иерархическую картину, укладывающуюся в принятую в отечественной патопсихологии структуру патопсихологического синдрома в составе организационного, динамического, операционального и мотивационного его компонентов.

Структура гиперактивности с дефицитом внимания как патопсихологического синдрома имеет качественные различия в разных возрастных периодах, определяемые как патогенетическими факторами, так и факторами онтогенеза.

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами исследования в качестве основных методов использовались: психодиагностический метод (включает комплекс нейропатопсихологических методик, направленных на изучение высших психических функций в детском возрасте) — матема-тико-статистический метод (обработка данных с помощью ПК с использованием приложения Microsoft Excel for Windows-2000).

Методологические и теоретические основы исследования:

1. концепция патопсихологического синдрома, разработанная Б. В. Зейгарник (1986), И. А. Кудрявцевым и соавт. (1989), В. М. Блейхером и соавт. (1996, 2006);

2. дизонтогенетическая концепция В. В. Лебединского (2003);

3. системный подход, разработанный Б. Ф. Ломовым (1984);

4. технологии оценки психического развития ребенка, разработанные, Е. А. Стребелевой и соавт. (2005), Н. Я. Семаго и соавт. (2005), и их принципы качественно-количественного представления, предложенные Л.И. Вассерма-ном и соавт. (1997) и Ж. М. Глозман и соавт. (2006).

Надежность и достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечиваются: наличием теоретико-методологических оснований исследованиянепротиворечивостью проанализированных теоретических и полученных экспериментальных данныхприменением методов, адекватных цели, предмету и задачам исследованияиспользованием общепринятых в медицинской психодиагностике апробированных патонейропсихологических методикрепрезентативным характером выборки испытуемых.

Положения, выносимые на защиту:

1. Наблюдаемые при ГРДВ нарушения являются системным синдро-мальным образованием (патопсихологическим синдромом). Установленное в исследовании качественное своеобразие патопсихологической симптоматики при ГРДВ существенно отличает ее от представленных в литературе патопсихологических описаний традиционных патопсихологических синдромов. Выявленные нарушения при ГРДВ не позволяют причислить их ни к одному из выделенных ранее патопсихологических синдромов.

2. Качественное своеобразие и специфичность патопсихологической картины при ГРДВ позволяет определить ее как отдельный дисрегуляторный патопсихологический синдром (ДПС). В то же время отмечаемая в современной детской патои нейропсихологии и психологии дизонтогенеза неоднозначность подходов к оценке этого нарушения требует определения психологических характеристик гиперактивности с нарушениями внимания. Распространенность этого нарушения в детской популяции является дополнительным аргументом необходимости проведения такого рода исследований и дискуссий.

3. ГРДВ как дисрегуляторный патопсихологический синдром характеризуется первичными нарушениями организационного компонента деятельности (дефицитом внимания, импульсивностью и гиперактивностью), нарушениями динамического компонента деятельности (стабильно низким или цикличным темпом деятельности и истощаемостью) и вторичными расстройствами операционального компонента деятельности (нарушениями восприятия, памяти и мышления). Указанные нарушения у детей дошкольного возраста имеют незначительную выраженность и с возрастом имеют очевидную тенденцию к снижению, за исключением симптомов гиперактивности и импульсивности. Полученные в исследовании данные свидетельствуют о нарушении способностей к произвольной регуляции деятельности и саморегуляции, что рассматривается как центральный дефект в структуре патопсихологического синдрома при ГРДВ.

4. Предложена технология качественно-количественной оценки нарушений психического развития у детей дошкольного возраста с гиперактивными расстройствами и дефицитом внимания, позволяющая осуществлять оценку симптомов ГРДВ в нескольких плоскостях (планах исследования по Б.Ф. Ломову). Во-первых, по результатам патопсихологического исследования осуществляется оценка состояния основных психических функцийво-вторых, на основе комплекса психодиагностических данных проводится квалификация гиперактивности с дефицитом внимания как дисрегуляторного патопсихологического синдрома с выделением его организационного, динамического и операционального компонентов. Разработанный алгоритм психодиагностического исследования детей дошкольного возраста с гиперактивностью и дефицитом внимания и полученные данные о диагностической информативности используемых методик позволяют решить задачи скрининго-вой и экспресс-диагностики таких детей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. Впервые ГРДВ рассматривается как системный патопсихологический феномен.

2. Систематизированы имеющиеся в литературе данные о патопсихологическом синдромевыделены основные характеристики (критерии) патопсихологического синдрома. Впервые на основе анализа имеющейся литературы, результатов экспериментального исследования детей с гиперактивностью и дефицитом внимания выделяется самостоятельный вариант патопсихологического синдрома — дисрегуляторный патопсихологический синдром (ДПС).

3. Разработана технология проведения диагностического обследования и алгоритм обработки полученных данных, позволяющие выявить у детей-дошкольников признаки гиперактивности и дефицита внимания.

4. Выявлены возрастные особенности состояния высших психических функций детей всех дошкольных возрастов с гиперактивностью и дефицитом внимания, характерные для 3-х возрастных онтогенетических этапов развития: 4 года, 5 лет и 6−7 лет (младший, средний и старший дошкольный возраст соответственно) и представлена их патопсихологическая характеристика.

Практическая значимость результатов исследования связана с разработкой, адаптацией и внедрением методов качественно-количественной диагностики гиперактивности с нарушениями внимания у детей дошкольного возраста. Выявленные патопсихологические характеристики ГРДВ у детей-дошкольников дают теоретическую и методическую основу для разработки соответствующих профилактических, развивающих, психотерапевтических и реабилитационных программ.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные результаты обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) г. Челябинска (2007;2009), МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения Металлургического района г. Челябинска (2007), Кризисном центре (Челябинск, 2009). По материалам диссертационного исследования на кафедре клинической психологии ЮУрГУ выполнено 2 курсовые работы, 2 дипломных проекта, 2 выпускных квалификационных работы. По теме исследования опубликовано 13 работ.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, пяти глав (двух глав литературного обзораэкспериментальной части, включающей описание материалов и методов исследованиядвух глав с результатами собственного исследования и его обсуждением), выводов, заключения, библиографии и 10 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 187 страницах и включает в себя 32 таблицы, 17 рисунков. Библиографический список содержит 152 источника, из них 67 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) как психическое расстройство с началом в детском возрасте рассматривается сквозь призму возрастных, временных и количественных параметров оценки нарушений. Эти параметры по-разному описываются в разных классификациях, что отражает неоднозначность и противоречивость выбора оснований для систематизации и понимания психологических механизмов этиопатогенеза гиперактивности с дефицитом внимания и их структурно-функциональной организации. Таким образом, при психологическом исследовании требуется раскрывать патопсихологические механизмы возникновения и протекания этого расстройства с указанием нарушенных звеньев психической деятельности. В свою очередь, с позиций психологии дизонтогенеза, гиперактивность с дефицитом внимания рассматривается как один из вариантов аномального развития психикипри этом не определено место и квалификация этого нарушения в классификациях патопсихологических синдромов и дизонтогенеза.

2. Патонейропсихологическое исследование гиперактивности с дефицитом внимания должно представлять собой реализацию качественного подхода. Этот подход подразумевает рассмотрение данного психологического феномена как системы и выделение в нем 4-х компонентной структуры патопсихологического синдрома, а таюке систематику лежащих в основе этого расстройства нейропсихологических факторов. Исходя из этого, в настоящей работе представлена патопсихологическая характеристика гиперактивности с дефицитом внимания как отдельного патопсихологического дисрегу-ляторного синдрома (ДПС) у детей дошкольного возраста. В этом случае данное расстройство определяется нарушениями, во-первых, модально-неспецифических факторов, во-вторых, дисфункциями ассоциативных областей коры больших полушарий головного мозга и, в-третьих, дисрегуляцией корково-подкорковых взаимодействий. В свою очередь, квалификация гиперактивности с дефицитом внимания с позиций психологии дизонтогенеза позволяет определить это нарушение как вариант аномального развития психики, вызванный асинхронией формирования и созревания психики.

3. На основании разработанной модели ГРДВ как патопсихологического синдрома выделены мишени для психологической диагностики (в том числе для скрининги экспресс-диагностики): расстройства организационного, динамического и операционального компонентов деятельности. Предложена батарея психодиагностических методик, разработан механизм качественно-количественной оценки и интерпретации данных, позволяющие выделить характерные для ГРДВ нарушения и уровень их выраженности. Предложенный вариант многокомпонентного анализа позволяет, с одной стороны, выявлять несколько компонентов ГРДВ одной методикой, и, с другой стороны, диагностировать несколькими методиками одни и те же свойственные для ГРДВ нарушения. Такая организация диагностики позволяет осуществлять анализ патопсихологических характеристик ГРДВ и их динамики в зависимости от результатов по методикам, по состоянию психических функций и по компонентам патопсихологического синдрома с учетом особенностей формирования психических функций в различные периоды детства.

4. У обследованных детей дошкольного возраста с гиперактивностью и дефицитом внимания выявлены очевидные признаки нарушения функции внимания, гиперактивность, импульсивность, а также двигательные, динамические и когнитивные нарушения. На основании статистических критериев сформированы группы испытуемых с сильно-, умереннои слабо-выраженными нарушениями, патогномоничными для ГРДВ. При этом с увеличением возраста испытуемых отмечается уменьшение, редукция проявлений гиперактивности с нарушениями внимания, что подтверждает гипотезу о роли возрастного фактора в изменении структуры патопсихологической картины ГРДВ. Полученные данные обосновывают необходимость разработки психодиагностических технологий исследования этого расстройства дифференцированно для детей разных периодов дошкольного возраста.

5. Синдром ГРДВ характеризуется первичными нарушениями организационного и динамического компонентов деятельности. Организационный компонент проявляется расстройствами саморегуляции и целенаправленностидинамический — лабильностью, утомляемостью и замедленным темпом деятельности. Нарушения операционального компонента деятельности являются вторичными и характеризуются прежде всего снижением функционирования познавательных психических функций. Таким образом, получает свое подтверждение гипотеза о том, что ГРДВ отличается от выделенных ранее патопсихологических синдромов по этиопатогенетическому фактору, патопсихологической картине и имеет синдромно иерархическое строение дефекта. Как следствие, это нарушение может рассматриваться как самостоятельный дисрегуляторный патопсихологический синдром.

6. Анализ полученных данных экспериментально-психологического исследования по патои нейропсихологическим методикам с учетом их психодиагностической информативности позволил выделить основания для дифференциации интенсивности выявляемых нарушений с учетом возрастной специфики психологического содержания периодов дошкольного детства. Такого рода анализ дает дополнительные основания для формирования диагностического алгоритма скриниговой и экспресс-диагностики психических нарушений у детей дошкольного возраста с ГРДВ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время гиперактивность с дефицитом внимания является одним из наиболее распространенных расстройств в детском возрасте, лежащих в основе нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном возрасте. Для системного подхода к этой проблеме и для всесторонней диагностики причин, закономерностей и последствий ГРДВ необходимо подходить к данным вопросам с комплексных позиций, которые учитывают биологические, психологические, социальные влияния и их взаимозависимость. В связи с этим в настоящей работе ГРДВ рассматривается как системный феномен, на патонейропсихологическом уровне функционирования рассматривающийся как отдельный дисрегуляторный патопсихологический синдром (ДПС).

С целью психологической диагностики гиперактивности с дефицитом внимания как ДПС разработана технология выявления основных компонентов деятельности — организационного, динамического и операционального. Выявлено, что проявлениями первичных расстройств являются дисфункция внимания, гиперактивность, импульсивность, двигательные нарушения, характеризующие организационный компонент ДПС. Кроме того, первично нарушается динамический компонент деятельности. Вторичные расстройства отмечаются в познавательной сфере (в операциональном компоненте ДПС).

Для решения задач скрининговой психологической диагностики этого нарушения определены наиболее информативные методики, выявляющие основные признаки ГРДВ. В целях экспресс-диагностики разработан алгоритм оценки степени выраженности расстройства. Таким образом, предложенная технология патои нейропсихологической диагностики позволяет формировать содержание психодиагностических и психокоррекционных мероприятий с учетом возрастных особенностей ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания, психологической картины (патопсихологической структуры) нарушения и тяжести его проявлений.

Перспективным является дальнейшая разработка развивающих и пси-хокоррекционных программ, направленных на устранение выявленных нарушений, имеющихся у детей дошкольного возраста с гиперактивностью и дефицитом внимания. Основными направлениями психокоррекционной работы с такими детьми должны являться оптимизация процесса внимания и обучение навыкам саморегуляции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.Д. Синдром. дефицита внимания / гиперактивности / Е. Д. Белоусова, М. Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 3. — С. 39−42.
  2. , В.М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 624 с.
  3. , И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях/ И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. М.: Изд-во института психотерапии, 2001.-96 с.
  4. , Л.И. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство / Л. И. Вассерман, С. Я. Дорофеева, Я. А. Меерсон. -СПб.: Изд-во «Стройлеспечать», 1997. 304 с.
  5. , Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева СПб.: Питер, 2006. — 80 с.
  6. , Э. Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация / Э. Голдберг. М.: Смысл, 2003. — 335 с.
  7. , О.А. Дефицит магния у детей с минимальной мозговой дисфункцией и его коррекция Магне В6 / О. А. Громова, Т. В. Авдеенко, Е. М. Бурцев, Л. Э. Федотова, М. Б. Смирнов // Клиническая фармакология и терапия. 1998. — Том 7. — № 3. — С. 52−57.
  8. Ю.Гурьева, М. Б. Диагностика и коррекция когнитивных нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей школьного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.м.н. / М. Б. Гурьева. М., 2004. — 25 с.
  9. , О.А. Пограничная задержка психического развития, вызванная дефицитом йода / О. А. Жуков // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2007. — № 1 (44). — С. 50−51.
  10. , Е.В. Исследование особенностей обмена катехоламинов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Е. В. Касатикова, Н. П. Ларионов, Е. В. Попкова, И. П. Брязгунов // Вопросы медицинской химии. 2000. — Том 46. — № 5. — С. 455−461.
  11. , В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей/ В. В. Ковалев. М.: Медицина, 1995. — 560 с.
  12. , В.В. Семиотика и динамика психических заболеваний у детей и подростков / В. В. Ковалев. М.: Медицина, 1985 — 288 с.
  13. , Г. Психология развития/ Г. Крайг. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 992 с.
  14. , Е.В. Особенности организации внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (аналитический обзор)/ Е. В. Крупская, Р. И. Мачинская // Журнал высшей нервной деятельности. -2006. Том 56. — С. 731−741.
  15. , В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / В. Р. Кучма, И.П. Брязгунов// Детская патопсихология: хрестоматия/ Сост. Н. Л. Белопольская. М.: «Когито-Центр», 2001. — С. 328−349.
  16. , В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте/ В. В. Лебединский. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -144 с.
  17. , И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития/ И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. М.: Изд-во «Книголюб», 2007. -152 с.
  18. , A.M. Расстройства развития речи у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. на соиск. учен, степ, к.м.н. / A.M. Ливинская. Санкт-Петербург, 2007. — 19 с.
  19. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Изд-во «Наука», 1984. — 449 с.
  20. , М.И. Анализ особенностей электроэнцефалограммы у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко, Л. П. Рубина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2005. — Том 2, № 2. — С. 8−12.
  21. , Н.И. Психологические особенности саморегуляции как компонента общей способности к учению у детей 6−7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: дис.. канд. психол. наук/ Н. И. Лункина. Н. Новгород, 2006. — 186 с.
  22. , А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973.-376 с.
  23. , И.Ю. Семейная психотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности / И. Ю. Макарова, Е. В. Семакова. // Психоневрология в современном мире: материалы / Под ред. Н. Г. Незнанова. СПб.: Изд-во «Человек и здоровье», 2007. — С. 107−108.
  24. , А.В. Нейропсихологические нарушения у детей с гиперкинетическим расстройством поведения/ А.В.Малахова// Социальная и клиническая психиатрия. 2005. — № 4. — С. 28−30.
  25. , Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
  26. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств: клинические описания и указания по диагностике. СПб.: ВОЗ «Овер-лайт», 1994. — 300 с.
  27. , Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие / Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2008. — 288 с.
  28. , Г. Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография/ Г. Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. СПб.: Речь, 2007.-186 с.
  29. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка/ Э. Мэш, Д. Вольф. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 384 с.
  30. , В.О. Лекции по физиологии центральной нервной системы / В. О. Недоспасов / Медицинский вестник. 1996. — № 6. — 123 с.
  31. , О.Р. Неврологический аспект клиники, патофизиологии и коррекции нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью / О. Р. Ноговицина, Е.В. Левитина// Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2006. — № 2. — С. 17−20.
  32. , Ю.Л. Новая парадигма в психиатрии: понятие регистров/ Ю. Л. Нуллер // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. — № 1. — С. 29−38.
  33. , Л.Ф. Возрастная психология. Учебник/ Л. Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.
  34. , О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О. И. Политика. СПб: Речь, 2006. — 208 с.
  35. , Ю.Ф. О методологических проблемах взаимосвязи психиатрии и психологии / Ю. Ф. Поляков. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1977. — № 12. — С. 1822−1832.
  36. Практикум по патопсихологии / под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского -М.: Изд-во МГУ, 1987. 184 с.
  37. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.
  38. Психология детства: учебник/ под ред. А. А. Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 350 с.
  39. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
  40. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие/ под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
  41. Равич-Щербо, И.В. Психогенетика/ И.В. Равич-Щербо, Т.М. Маар-ютина, Е. Л. Григоренко / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект Пресс, 2000.-447 с.
  42. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб: Изд-во «Питер», 2000. 712 с.
  43. Руководство по психиатрии. Том 1. / под ред. А. В. Снежневского М.: Медицина, 1983.-480 с.
  44. Руководство по психиатрии. Том 2. / Под ред. А. С. Тиганова, А. В. Снежневского, Д. Д. Орловской и др. М.: Медицина, 1999. — 712 с.
  45. , Н.Я. Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: Айрис-пресс, 2005. — 64 с.
  46. , Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекцион-ной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 2000. -208 с.
  47. , А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие / А. В. Семенович. М.: Генезис, 2005. — 319 с.
  48. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб: Речь, 2000. — 350с.
  49. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи / Экспертный доклад (на рус. яз.). М.: CAF, 2007. — 67 с.
  50. Словарь практического психолога/ сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. -800 с.
  51. , А.В. Общая психопатология: курс лекций /
  52. A.В. Снежневский. М.: МЕДпресс-информ, 2001. — 208 с.
  53. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1988. 1600 с.
  54. , E.JI. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / E.JI. Солдатова, Г. Н. Лаврова. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 384 с.
  55. , В.М. Специальная психология: учебное пособие /
  56. B.М. Сорокин / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь. — 2003. -216 с.
  57. , В.М. Возможности применения поливитаминного препарата с лецитином в детской неврологии / В. М. Студеникин,
  58. C.В. Балканская, О.И. Маслова// Педиатрия. 2004. — Том 6. — Приложение № 1.-С. 16−19.
  59. , Н.К. Лечение гиперкинетических расстройств / Н. К. Сухотина // Фармацевтический вестник. 2003. — № 8 (287).
  60. , А.Э. Диагностика функции внимания у детей по показателям ЭЭГ / А. Э. Тамбиев, С. Д. Медведев, О. В. Литвиненко // Валеология. -2000 (а). № 3. — С. 9−17.
  61. , А.Э. Синдром дефицита внимания у детей младшего школьного возраста (обзор) / А. Э. Тамбиев, С. Д. Медведев, О. В. Литвиненко // Валеология. 2000 (б). -№ 1. — С.30−38.
  62. , В.Д. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста / В. Д. Трошин, A.M. Радаев, О. В. Халецкая, Г. М. Радаева// Педиатрия. 1994. — № 2. — С. 72−75.
  63. , П. Психиатрия / П. Уэндер, Р. Шейдер. / Под ред. Р. Шейдера. -М.: Практика, 1998. 485 с.
  64. Философский энциклопедический словарь/ Гл.ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840 с.
  65. , О.В. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте/ О. В. Халецкая, В. М. Трошин // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1998. — № 9. — С. 4−8.
  66. , О.В. Минимальная мозговая дисфункция: многоуровневая диагностика и комплексная нейрореабилитация: дис. на соиск. учен, степ, д.м.н. / О. В. Халецкая. Иваново, 2000. — 352 с.
  67. , Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов / Е. Д. Хомская. -СПб.: Питер, 2003. 496 с.
  68. , Е.С. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков / Е.С. Чикина// Трудный пациент. 2007. — № 2. -С. 52−55.
  69. , Л.С. Клинико-психофизиологические особенности и дифференцированная терапия синдрома нарушения внимания с гиперактивностью: дис. на соиск. учен. степ, д.м.н. / Л. С. Чутко. М., 2005. — 315 с.
  70. , Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПТТТОТТ / Е. В. Шарапановская. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
  71. , Б.Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей/ Б. Р. Яременко, А. Б. Яременко, Т. Б. Горяинова. СПб.: Салит-Медкнига, 2002. -128 с.
  72. , К. Общая психопатология / К. Ясперс. М.: Практика, 1997. -1056 с.
  73. , JI.A. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство / JI.A. Ясюкова. СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2003. -86 с.
  74. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 4th ed. Washington, D.C.: American Psychiatric Association, 1994.-P. 83−85.
  75. Antshel, K.M. Is ADHD a valid disorder in children with intellectual delays?/ K.M. Antshel, M.H. Phillips, M. Gordon, R. Barkley, S.V. Faraone// Clinical Psychology Review. 2006. — № 26. — P. 555−572.
  76. Ashtari, M. Attention-deficit / hyperactivity disorder: a preliminary diffusion tensor imaging study / M. Ashtari, S. Kumra, S.L. Bhaskar et al. // Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 448155.
  77. Auerbach, J.G. Neonatal behavior of infants at familial risk for ADHD/ J.G. Auerbach, R. Landau, A. Berger, S. Arbelle, M. Faroy, M. Karplus // Infant Behavior & Development. 2005. — № 28. — P. 220−224.
  78. Barber, S. Self-perception in children with attention deficit / hyperactivity disorder / S. Barber, L. Grubbs, B. Cottrell// Journal of Pediatric Nursing. -№ 2005. № 20 (4). — P. 235−245.
  79. Barkley, R.A. Behavioural inhibition, sustained attention, and executive functions: constructing a unifying theory of ADHD / R.A. Barkley. // Psychological Bulletin. 1997. — № 121. — P. 65−94.
  80. Berquin, P. Le trouble deficitaire d’attention avec hyperactivite: aspects neurofonctionnels / P. Berquin // Paediatrica. 2005. — № 16(6). — P. 14−16.
  81. Biederman, J. Attention-deficit hyperactivity disorder / J. Biederman, S.V. Faraone // Lancet. 2005. — № 366. — P. 237−248.
  82. Briscoe-Smith, A.M. Linkages between child abuse and attention-deficit/ hyperactivity disorder in girls: behavioral and social correlates/ A.M. Briscoe-Smith, S.P. Hinshaw // Child Abuse & Neglect. 2006. — № 30. -P. 1239−1255.
  83. Brown, Т.Е. DSM-IV: ADHD and executive function impairments / Т.Е. Brown// Advanced Studies in Medicine. 2002. — № 2 (25). — P. 910 914.
  84. Bursztejn, C. L’hyperactivite avec troubles de l’attention: questions cliniques et epistemologiques / C. Bursztejn, B. Golse// Neuropsychiatrie de l’enfance et de 1'adolescence. 2006. — № 54. — P. 29−37.
  85. Bush, G. Functional neuroimaging of attention-deficit / hyperactivity disorder: a review and suggested future directions / G. Bush, E.M. Valera, L.J. Seidman // Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 1273−1284.
  86. Courtois, R. Hyperactivite chez 1'enfant: reflexions sur les mecanismes psy-chopathologiques sous-jacents / R. Courtois, M. Champion, C. Lamy, G. Brechon // Annales medico psychologiques. 2007. — № 165. — P. 420 427.
  87. Denckla, M.B. ADHD: topic update / M.B. Denckla// Brain & Development. 2003. — № 25. — P. 383−389.
  88. Doyle, A.E. Attention-deficit/ hyperactivity disorder endophenotypes/ A.E. Doyle, E.G. Willcutt, L J. Seidman, J. Biederman, V-A Chouinard,
  89. J. Silva, S.V. Faraone // Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 13 241 335.
  90. Durston, S. Differential patterns of striatal activation in young children with and without ADHD/ S. Durston, N.T.Tottenham, K.M.Thomas, M.C. Davidson, I.M. Eigsti, Y. Yang et al. // Biological Psychiatry. 2003. -№ 53.-P. 871−878.
  91. Durston, S. Integrating genetic, psychopharmacological and neuroimaging studies: a converging methods approach to understanding the neurobiology of ADHD / S. Durston, K. Konrad// Developmental review. 2007. — № 27. -P. 374−395.
  92. Faraone, S.V. Molecular genetics of attention-deficit / hyperactivity disorder/ S.V. Faraone, S.V. Perlis, A.E.Doyle, J.W. Smaller, J J. Goralnick, M.A. Holmgren, P. Sklar// Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 1313— 1323.
  93. Fassbender, C. Is there evidence for neural compensation in attention deficit hyperactivity disorder? A review of the functional neuroimaging literature / C. Fassbender, J.B. Schweitzer // Clinical Psychology Review. 2006. -№ 26.-P. 445−465.
  94. Garvey, M.A. The ipsilateral silent period in boys with attention-deficit/ hyperactivity disorder / M.A. Garvey, C.A. Barker, J.J. Bartko et al. // Clinical Neurophysiology. 2005. — № 116. — P. 1889−1896.
  95. Geurts, H.M. ADHD subtypes: do they differ in their executive functioning profile?/ H.M. Geurts, S. Verte, J. Oosterlaan, H. Roeyers, J.A. Sergeant// Archives of Clinical Neuropsychology. 2005. -№ 20. — P. 45777.
  96. Greydanus, D.E. Attention deficit hyperactivity disorder across the lifespan: the child, adolescent, and adult / D.E. Greydanus, H.D. Pratt, D.R. Patel // Dis Mon. 2007. — № 53. — P. 70−131.
  97. Hill, P.D. Attention deficit hyperactivity disorder / P.D. Hill // Psychiatry. -2005.-№ 4.-P. 106−109.
  98. Hoza, В. Do boys with attention-deficit / hyperactivity disorder have positive illusory self-concepts? / B. Hoza, W.E. Pelham, J. Dobbs, J.S.Owens, D.R. Pillow// Journal of Abnormal Psychology. 2002. — № 111. — P. 268 278.
  99. Konrad, K. Differential effects of methylphenidate on attentional functions in children with attention-deficit / hyperactivity disorder / K. Konrad, T. Gunther, C. Hanisch, B. Herpertz-Dahlmann // Psychiatry. 2004. — V. 43. — № 2. — P. 191−198.
  100. Krain, A.L. Brain development and ADHD / A.L. Krain, F.X. Castellanos // Clinical Psychology Review. 2006. — № 26. — P. 43 444.
  101. Levisohn, L. Neuropsychological consequences of cerebellar tumour resection in children: cerebellar cognitive affective syndrome in a paediatric population / L. Levisohn, A. Cornin-Golomb, J.D. Schmahmann // Brain. 2000. -№ 123.-P. 1041−1050.
  102. Li, X. Asymmetry of prefrontal cortical convolution complexity in males with attention-deficit / hyperactivity disorder using fractal information dimension / X. Li, J. Jiang, W. Zhu et al. // Brain & Development. 2007. — № 29. -P. 649−655.
  103. Lopez, У. Attention-deficit hyperactivity disorder involves differential cortical processing in a visual spatial attention paradigm / V. Lopez, J. Lopez-Calderon, R. Ortega et al.// Clinical Neurophysiology. 2006. — № 117. -P.2540−2548.
  104. Mandeki, M.W. Subcategories of attention deficit hyperactivity disorder/ M.W. Mandeki// South African Medical Journal. 1991. — № 84 (6). -P. 751−754.
  105. Meel, C.S. Telling good from bad news: ADHD differentially affects processing of positive and negative feedback during guessing / C.S. Meel, J. Oosterlaan, D.J. Heslenfeld, J.A. Sergeant// Neuropsychologia. 2005. -№ 43.-P. 1946−1954.
  106. Mises, R. Classification francaise des troubles mentaux de l’enfant et de l’adolescent R-2000. Classification Internationale des Maladies — CIM-10 / R. Mises, N. Quemada et al. — Paris: CTNERHI, 2002. — 190 p.
  107. Mostofsky, S.H. Smaller prefrontal and premotor volumes in boys with attention-deficit/ hyperactivity disorder/ S.H. Mostofsky, K.L.Cooper, W.R. Kates, M.B. Denckla, W.E. Kaufmann // Biological Psychiatry. 2002. -№ 52.-P. 785−794.
  108. Nigg, J.T. Causal heterogeneity in attention-deficit / hyperactivity disorder: do we need neuropsychologically impaired subtypes? / J.T. Nigg, E.G. Willcutt, A.E. Doyle, E.J.S. Sonuga-Barke// Biological Psychiatry. -2005. № 57. — P. 1224−1230.
  109. Nigg, J.T. Neuropsychologic theory and findings in attention-deficit / hyperactivity disorder: the state of the field and salient challenges for the coming decade / J.T. Nigg // Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 1424−1435.
  110. Parisien, M. Le trouble deficitaire d’attention avec hyperactivite: un facteur significatif de violence / M. Parisien // Options CEQ. 2000. — № 19. — P. 5977.
  111. Pennington, B.F. Executive functions and developmental psychopathology / B.F. Pennington, S. Ozonoff // Journal of Child Psychology and Psychiatry. -1996. V. 37. — № 1. P. 51−87.
  112. Petot, D. Pourquoi l’hyperactivite infantile evolue-t-elle frequemment vers le «trouble oppositionnel avec provocation»? / D. Petot // Neuropsychiatrie de l’enfance et de 1'adolescence. 2004. — № 52 — P. 97−103.
  113. Purper-Ouakil, D. Le trouble deficitaire de l’attention hyperactivite (TDAH) de 1'enfant et de 1'adolescent/ D. Purper-Ouakil, M. Wohl, S. Cortese, G. Michel, M.-C. Mouren // Annales medico psychologiques. -2006.-№ 164.-P. 63−72.
  114. Ray Li, C-S. Attentional blink in adolescents with varying levels of impul-sivity / C-S. Ray Li, S-H. Chen, W-H. Lin, Y-Y. Yang // Journal of Psychiatric Research. 2005. — № 39. — P. 197−205.
  115. Sagvolden, Т. Rodent models of attention-deficit / hyperactivity disorder/ T. Sagvolden, V.A. Russell, H. Aase, E.B. Johansen, M. Farshbaf // Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 1239−1247.
  116. Scheres, A. Executive functioning in boys with ADHD: primarily an inhibition deficit? / A. Scheres, J. Oosterlaan, H. Geurts et al. // Archives of Clinical Neuropsychology. 2004. — № 19. — P. 569−594.
  117. Seidman, L.J. Neuropsychological functioning in people with ADHD across the lifespan / L.J. Seidman // Clinical Psychology Review. 2006. -№ 26. — P. 466485.
  118. Seidman, L.J. Structural brain imaging of attention-deficit / hyperactivity disorder / L.J. Seidman, E.M. Valera, N. Makris // Biological Psychiatry. -2005. № 57. — P. 1263−1272.
  119. Sergeant, J.A. Modeling attention-deficit / hyperactivity disorder: a critical appraisal of the cognitive-energetic model / J.A. Sergeant // Biological Psychiatry 2005. № 57. — P. 1248−1255.
  120. Sonuga-Barke, E.J.S. Causal models of attention-deficit / hyperactivity disorder: from common simple deficits to multiple developmental pathways / E.J.S. Sonuga-Barke// Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 12 311 238.
  121. Sonuga-Barke, E.J.S. Psychological heterogeneity in AD/HD A dual pathway model of behaviour and cognition/ E.J.S. Sonuga-Barke// Behavioural Brain Research. — 2002. — № 130 (1−2) — P. 29−36.
  122. Stauffenberg, С. Predicting the early developmental course of symptoms of attention deficit hyperactivity disorder / C. Stauffenberg, S.B. Campbell// Journal of Applied Developmental Psychology. 2007. — № 28. — P. 536−552.
  123. Trouble de deficit de l’attention avec/ hyperactivite. Agir ensemble pour mieux soutenir les jeunes. Document de soutien a la formation. -Quebec: Direction des communications du ministere de la Sante et des Services sociaux, 2003. 231 p.
  124. Troubles mentaux. Depistage et prevention chez l’enfant et l’adolescent. Paris: INSERM, 2002. — P. 567−583.
  125. Victoor, L. Les enfants hyperkinetiques, mythe ou realite? / L. Victoor// La revue de la medecine generale. 2006. — № 238. — P. 496−500.
  126. Westby, C. Perspectives on attention deficit hyperactivity disorder: executive functions, working memory, and language disabilities / C. Westby, S. Watson// Seminars in Speech and Language. 2004. — V. 25. — № 3. -P. 241−254.
  127. Willcutt, E.G. The diagnostic validity of attention-deficit / hyperactivity disorder / E.G. Willcutt, C.L. Carlson // Clinical neuroscience research. -2005.-№ 5.-P. 219−232.
  128. Willcutt, E.G. Validity of the executive function theory of attention-deficit / hyperactivity disorder: a meta-analytic review / E.G. Willcutt, A.E. Doyle,
  129. J.T. Nigg, S.V. Faraone, B.F. Pennington// Biological Psychiatry. 2005. -№ 57.-P. 1336−1346.
  130. Winstanley, C.A. Behavioral models of impulsivity in relation to ADHD: Translation between clinical and preclinical studies / C.A. Winstanley, D.M. Eagle, T.W. Robbins // Clinical Psychology Review. 2006. — № 26. -P. 379−395.
  131. Wolraich, M.L. Attention-deficit hyperactivity disorder / M.L. Wolraich// Seminars in pediatric neurology. 2006. — № 13. — P. 279−285.
  132. Yang, B. Time perception deficit in children with ADHD/ B. Yang, R.C.K. Chan, X. Zou, J. Jing, J. Mai, J. Li // Brain research. 2007. — № 1170. -P. 90−96.
  133. Распределение методик экспериментально-психологического исследования по психодиагностическим «мишеням» ГРДВ
  134. Методики Исследуемые психические функции Субкомпоненты ГРДВвнимание восприятие память мышление ДВн. Гпа. Имп. Двиг. Дин. Кгн.
  135. Классификация + + + + + + +
  136. Заучивание слов + + + + + +
  137. Корректурная проба + + + + + + +
  138. Кулак ребро", «ладонь — кулак» + + + + + + +
  139. Четвертый лишний + + + + + +
  140. Лабиринты + + + + + + +
  141. Разрезные картинки + + + + + + +
  142. Копирование + + + + + + + +
  143. Последовательность событий + + + + + + +
  144. Недостающие детали + + + + + + +
  145. Звуковые ритмы + + + + + + + +
  146. Зрительное запоминание + + + + + + +
  147. Зашумленные изображения + + + + + + +
  148. Конструирование из палочек + + + + + + + +1. Нелепицы + + + + + + +
  149. Пробы на праксис позы пальцев + + + + + + +
  150. В работе указанные впервые условные обозначения и сокращения применяются и далее.
  151. Основные клинико-психологические критерии оценки проявления признаков ГРДВ при проведении патопсихологического исследования
  152. Субкомпоненты ГРДВ Наблюдаемые признаки Балл (0−1)
  153. Дефицит внимания 1. Отвлекается на посторонние стимулы
  154. Совершает ошибки, исправляет их после организующей помощи
  155. Не доделывает задание до конца
  156. Гиперактивность 1. Беспокойные движения в кистях и стопах- сидя на стуле, ребенок корчится, извивается- старается встать с места
  157. Болтлив (чрезмерная речевая активность)
  158. Совершает множество лишних движений
  159. Импульсивность 1. Не думает перед тем, как действовать
  160. На вопросы часто отвечает, не выслушивает их до конца
  161. Не может дожидаться вознаграждения
  162. Двигательные расстройства 1. Некоординированность движений мелкой моторики рук
  163. Динамические расстройства 1. Низкий темп деятельности
  164. Увеличение числа ошибок к концу методики
  165. Цикличность (неравномерность) темпа деятельности во время выполнения методики
  166. Дополнительные клинико-психологические критерии оценки проявления признаков ГРДВ при проведении патопсихологического исследования
Заполнить форму текущей работой