Патопсихологические характеристики детей дошкольного возраста с гиперактивными расстройствами и дефицитом внимания
Диссертация
Патонейропсихологическое исследование гиперактивности с дефицитом внимания должно представлять собой реализацию качественного подхода. Этот подход подразумевает рассмотрение данного психологического феномена как системы и выделение в нем 4-х компонентной структуры патопсихологического синдрома, а таюке систематику лежащих в основе этого расстройства нейропсихологических факторов. Исходя из этого… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Обзор научной литературы по проблеме гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
- 1. 1. История изучения гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
- 1. 2. Диагностические критерии гиперактивного расстройства с дефицитом внимания в классификациях болезней
- 1. 3. Этиология гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
- 1. 4. Общая психологическая характеристика гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
- Глава 2. Проблема квалификации гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
- 2. 1. Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания как системное явление
- 2. 2. Патопсихологическая квалификация гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
- 2. 3. Пато- нейропсихологическая характеристика гиперактивного расстройства с дефицитом внимания как дисрегуляторного патопсихологического синдрома
- 2. 4. Дизонтогенетическая характеристика гиперактивного расстройства с дефицитом внимания
- Глава 3. Материалы и методы исследования
- 3. 1. Методологические основы организации и проведения исследования. Разработка модели дисрегуляторного патопсихологического синдрома
- 3. 2. Описание методов исследования
- 3. 3. Описание и характеристика выборки испытуемых
- 3. 4. Алгоритм качественной и количественной оценки данных
- 3. 5. Алгоритм статистической обработки результатов
- 3. 6. Алгоритм отнесения расстройств к подгруппам сильно-, умеренно- и слабо-выраженных нарушений
- Глава 4. Результаты исследования
- 4. 1. Объяснение алгоритма представления и анализа данных
- 4. 2. Патопсихологическое синдромное описание проявлений гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у испытуемых 3−7 лет при выполнении пато- нейропсихологических методик
- Глава 5. Анализ полученных результатов
- 5. 1. Анализ психодиагностической информативности методик
- 5. 2. Синдромная патопсихологическая характеристика проявлений гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у детей дошкольного возраста
- 5. 3. Психологическая дифференциация гиперактивного расстройства с дефицитом внимания как дисрегуляторного патопсихологического синдрома от других синдромов
- Выводы
Список литературы
- Белоусова, Е.Д. Синдром. дефицита внимания / гиперактивности / Е. Д. Белоусова, М. Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 3. — С. 39−42.
- Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 624 с.
- Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях/ И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. М.: Изд-во института психотерапии, 2001.-96 с.
- Вассерман, Л.И. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство / Л. И. Вассерман, С. Я. Дорофеева, Я. А. Меерсон. -СПб.: Изд-во «Стройлеспечать», 1997. 304 с.
- Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева СПб.: Питер, 2006. — 80 с.
- Голдберг, Э. Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация / Э. Голдберг. М.: Смысл, 2003. — 335 с.
- Громова, О.А. Дефицит магния у детей с минимальной мозговой дисфункцией и его коррекция Магне В6 / О. А. Громова, Т. В. Авдеенко, Е. М. Бурцев, Л. Э. Федотова, М. Б. Смирнов // Клиническая фармакология и терапия. 1998. — Том 7. — № 3. — С. 52−57.
- Ю.Гурьева, М. Б. Диагностика и коррекция когнитивных нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей школьного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.м.н. / М. Б. Гурьева. М., 2004. — 25 с.
- Жуков, О.А. Пограничная задержка психического развития, вызванная дефицитом йода / О. А. Жуков // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2007. — № 1 (44). — С. 50−51.
- Касатикова, Е.В. Исследование особенностей обмена катехоламинов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Е. В. Касатикова, Н. П. Ларионов, Е. В. Попкова, И. П. Брязгунов // Вопросы медицинской химии. 2000. — Том 46. — № 5. — С. 455−461.
- Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей/ В. В. Ковалев. М.: Медицина, 1995. — 560 с.
- Ковалев, В.В. Семиотика и динамика психических заболеваний у детей и подростков / В. В. Ковалев. М.: Медицина, 1985 — 288 с.
- Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 992 с.
- Крупская, Е.В. Особенности организации внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (аналитический обзор)/ Е. В. Крупская, Р. И. Мачинская // Журнал высшей нервной деятельности. -2006. Том 56. — С. 731−741.
- Кучма, В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / В. Р. Кучма, И.П. Брязгунов// Детская патопсихология: хрестоматия/ Сост. Н. Л. Белопольская. М.: «Когито-Центр», 2001. — С. 328−349.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте/ В. В. Лебединский. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -144 с.
- Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития/ И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. М.: Изд-во «Книголюб», 2007. -152 с.
- Ливинская, A.M. Расстройства развития речи у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. на соиск. учен, степ, к.м.н. / A.M. Ливинская. Санкт-Петербург, 2007. — 19 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Изд-во «Наука», 1984. — 449 с.
- Лохов, М.И. Анализ особенностей электроэнцефалограммы у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко, Л. П. Рубина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2005. — Том 2, № 2. — С. 8−12.
- Лункина, Н.И. Психологические особенности саморегуляции как компонента общей способности к учению у детей 6−7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: дис.. канд. психол. наук/ Н. И. Лункина. Н. Новгород, 2006. — 186 с.
- Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973.-376 с.
- Макарова, И.Ю. Семейная психотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности / И. Ю. Макарова, Е. В. Семакова. // Психоневрология в современном мире: материалы / Под ред. Н. Г. Незнанова. СПб.: Изд-во «Человек и здоровье», 2007. — С. 107−108.
- Малахова, А.В. Нейропсихологические нарушения у детей с гиперкинетическим расстройством поведения/ А.В.Малахова// Социальная и клиническая психиатрия. 2005. — № 4. — С. 28−30.
- Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств: клинические описания и указания по диагностике. СПб.: ВОЗ «Овер-лайт», 1994. — 300 с.
- Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие / Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2008. — 288 с.
- Монина, Г. Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография/ Г. Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. СПб.: Речь, 2007.-186 с.
- Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка/ Э. Мэш, Д. Вольф. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 384 с.
- Недоспасов, В.О. Лекции по физиологии центральной нервной системы / В. О. Недоспасов / Медицинский вестник. 1996. — № 6. — 123 с.
- Ноговицина, О.Р. Неврологический аспект клиники, патофизиологии и коррекции нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью / О. Р. Ноговицина, Е.В. Левитина// Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2006. — № 2. — С. 17−20.
- Нуллер, Ю.Л. Новая парадигма в психиатрии: понятие регистров/ Ю. Л. Нуллер // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. — № 1. — С. 29−38.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник/ Л. Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.
- Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О. И. Политика. СПб: Речь, 2006. — 208 с.
- Поляков, Ю.Ф. О методологических проблемах взаимосвязи психиатрии и психологии / Ю. Ф. Поляков. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1977. — № 12. — С. 1822−1832.
- Практикум по патопсихологии / под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского -М.: Изд-во МГУ, 1987. 184 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.
- Психология детства: учебник/ под ред. А. А. Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 350 с.
- Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие/ под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
- Равич-Щербо, И.В. Психогенетика/ И.В. Равич-Щербо, Т.М. Маар-ютина, Е. Л. Григоренко / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект Пресс, 2000.-447 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб: Изд-во «Питер», 2000. 712 с.
- Руководство по психиатрии. Том 1. / под ред. А. В. Снежневского М.: Медицина, 1983.-480 с.
- Руководство по психиатрии. Том 2. / Под ред. А. С. Тиганова, А. В. Снежневского, Д. Д. Орловской и др. М.: Медицина, 1999. — 712 с.
- Семаго, Н.Я. Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст» / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: Айрис-пресс, 2005. — 64 с.
- Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекцион-ной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 2000. -208 с.
- Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие / А. В. Семенович. М.: Генезис, 2005. — 319 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб: Речь, 2000. — 350с.
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи / Экспертный доклад (на рус. яз.). М.: CAF, 2007. — 67 с.
- Словарь практического психолога/ сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. -800 с.
- Снежневский, А.В. Общая психопатология: курс лекций /
- A.В. Снежневский. М.: МЕДпресс-информ, 2001. — 208 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1988. 1600 с.
- Солдатова, E.JI. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / E.JI. Солдатова, Г. Н. Лаврова. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 384 с.
- Сорокин, В.М. Специальная психология: учебное пособие /
- B.М. Сорокин / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь. — 2003. -216 с.
- Студеникин, В.М. Возможности применения поливитаминного препарата с лецитином в детской неврологии / В. М. Студеникин,
- C.В. Балканская, О.И. Маслова// Педиатрия. 2004. — Том 6. — Приложение № 1.-С. 16−19.
- Сухотина, Н.К. Лечение гиперкинетических расстройств / Н. К. Сухотина // Фармацевтический вестник. 2003. — № 8 (287).
- Тамбиев, А.Э. Диагностика функции внимания у детей по показателям ЭЭГ / А. Э. Тамбиев, С. Д. Медведев, О. В. Литвиненко // Валеология. -2000 (а). № 3. — С. 9−17.
- Тамбиев, А.Э. Синдром дефицита внимания у детей младшего школьного возраста (обзор) / А. Э. Тамбиев, С. Д. Медведев, О. В. Литвиненко // Валеология. 2000 (б). -№ 1. — С.30−38.
- Трошин, В.Д. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста / В. Д. Трошин, A.M. Радаев, О. В. Халецкая, Г. М. Радаева// Педиатрия. 1994. — № 2. — С. 72−75.
- Уэндер, П. Психиатрия / П. Уэндер, Р. Шейдер. / Под ред. Р. Шейдера. -М.: Практика, 1998. 485 с.
- Философский энциклопедический словарь/ Гл.ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840 с.
- Халецкая, О.В. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте/ О. В. Халецкая, В. М. Трошин // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1998. — № 9. — С. 4−8.
- Халецкая, О.В. Минимальная мозговая дисфункция: многоуровневая диагностика и комплексная нейрореабилитация: дис. на соиск. учен, степ, д.м.н. / О. В. Халецкая. Иваново, 2000. — 352 с.
- Хомская, Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов / Е. Д. Хомская. -СПб.: Питер, 2003. 496 с.
- Чикина, Е.С. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков / Е.С. Чикина// Трудный пациент. 2007. — № 2. -С. 52−55.
- Чутко, Л.С. Клинико-психофизиологические особенности и дифференцированная терапия синдрома нарушения внимания с гиперактивностью: дис. на соиск. учен. степ, д.м.н. / Л. С. Чутко. М., 2005. — 315 с.
- Шарапановская, Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПТТТОТТ / Е. В. Шарапановская. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
- Яременко, Б.Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей/ Б. Р. Яременко, А. Б. Яременко, Т. Б. Горяинова. СПб.: Салит-Медкнига, 2002. -128 с.
- Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс. М.: Практика, 1997. -1056 с.
- Ясюкова, JI.A. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство / JI.A. Ясюкова. СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2003. -86 с.
- American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 4th ed. Washington, D.C.: American Psychiatric Association, 1994.-P. 83−85.
- Antshel, K.M. Is ADHD a valid disorder in children with intellectual delays?/ K.M. Antshel, M.H. Phillips, M. Gordon, R. Barkley, S.V. Faraone// Clinical Psychology Review. 2006. — № 26. — P. 555−572.
- Ashtari, M. Attention-deficit / hyperactivity disorder: a preliminary diffusion tensor imaging study / M. Ashtari, S. Kumra, S.L. Bhaskar et al. // Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 448155.
- Auerbach, J.G. Neonatal behavior of infants at familial risk for ADHD/ J.G. Auerbach, R. Landau, A. Berger, S. Arbelle, M. Faroy, M. Karplus // Infant Behavior & Development. 2005. — № 28. — P. 220−224.
- Barber, S. Self-perception in children with attention deficit / hyperactivity disorder / S. Barber, L. Grubbs, B. Cottrell// Journal of Pediatric Nursing. -№ 2005. № 20 (4). — P. 235−245.
- Barkley, R.A. Behavioural inhibition, sustained attention, and executive functions: constructing a unifying theory of ADHD / R.A. Barkley. // Psychological Bulletin. 1997. — № 121. — P. 65−94.
- Berquin, P. Le trouble deficitaire d’attention avec hyperactivite: aspects neurofonctionnels / P. Berquin // Paediatrica. 2005. — № 16(6). — P. 14−16.
- Biederman, J. Attention-deficit hyperactivity disorder / J. Biederman, S.V. Faraone // Lancet. 2005. — № 366. — P. 237−248.
- Briscoe-Smith, A.M. Linkages between child abuse and attention-deficit/ hyperactivity disorder in girls: behavioral and social correlates/ A.M. Briscoe-Smith, S.P. Hinshaw // Child Abuse & Neglect. 2006. — № 30. -P. 1239−1255.
- Brown, Т.Е. DSM-IV: ADHD and executive function impairments / Т.Е. Brown// Advanced Studies in Medicine. 2002. — № 2 (25). — P. 910 914.
- Bursztejn, C. L’hyperactivite avec troubles de l’attention: questions cliniques et epistemologiques / C. Bursztejn, B. Golse// Neuropsychiatrie de l’enfance et de 1'adolescence. 2006. — № 54. — P. 29−37.
- Bush, G. Functional neuroimaging of attention-deficit / hyperactivity disorder: a review and suggested future directions / G. Bush, E.M. Valera, L.J. Seidman // Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 1273−1284.
- Courtois, R. Hyperactivite chez 1'enfant: reflexions sur les mecanismes psy-chopathologiques sous-jacents / R. Courtois, M. Champion, C. Lamy, G. Brechon // Annales medico psychologiques. 2007. — № 165. — P. 420 427.
- Denckla, M.B. ADHD: topic update / M.B. Denckla// Brain & Development. 2003. — № 25. — P. 383−389.
- Doyle, A.E. Attention-deficit/ hyperactivity disorder endophenotypes/ A.E. Doyle, E.G. Willcutt, L J. Seidman, J. Biederman, V-A Chouinard,
- J. Silva, S.V. Faraone // Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 13 241 335.
- Durston, S. Differential patterns of striatal activation in young children with and without ADHD/ S. Durston, N.T.Tottenham, K.M.Thomas, M.C. Davidson, I.M. Eigsti, Y. Yang et al. // Biological Psychiatry. 2003. -№ 53.-P. 871−878.
- Durston, S. Integrating genetic, psychopharmacological and neuroimaging studies: a converging methods approach to understanding the neurobiology of ADHD / S. Durston, K. Konrad// Developmental review. 2007. — № 27. -P. 374−395.
- Faraone, S.V. Molecular genetics of attention-deficit / hyperactivity disorder/ S.V. Faraone, S.V. Perlis, A.E.Doyle, J.W. Smaller, J J. Goralnick, M.A. Holmgren, P. Sklar// Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 1313— 1323.
- Fassbender, C. Is there evidence for neural compensation in attention deficit hyperactivity disorder? A review of the functional neuroimaging literature / C. Fassbender, J.B. Schweitzer // Clinical Psychology Review. 2006. -№ 26.-P. 445−465.
- Garvey, M.A. The ipsilateral silent period in boys with attention-deficit/ hyperactivity disorder / M.A. Garvey, C.A. Barker, J.J. Bartko et al. // Clinical Neurophysiology. 2005. — № 116. — P. 1889−1896.
- Geurts, H.M. ADHD subtypes: do they differ in their executive functioning profile?/ H.M. Geurts, S. Verte, J. Oosterlaan, H. Roeyers, J.A. Sergeant// Archives of Clinical Neuropsychology. 2005. -№ 20. — P. 45777.
- Greydanus, D.E. Attention deficit hyperactivity disorder across the lifespan: the child, adolescent, and adult / D.E. Greydanus, H.D. Pratt, D.R. Patel // Dis Mon. 2007. — № 53. — P. 70−131.
- Hill, P.D. Attention deficit hyperactivity disorder / P.D. Hill // Psychiatry. -2005.-№ 4.-P. 106−109.
- Hoza, В. Do boys with attention-deficit / hyperactivity disorder have positive illusory self-concepts? / B. Hoza, W.E. Pelham, J. Dobbs, J.S.Owens, D.R. Pillow// Journal of Abnormal Psychology. 2002. — № 111. — P. 268 278.
- Konrad, K. Differential effects of methylphenidate on attentional functions in children with attention-deficit / hyperactivity disorder / K. Konrad, T. Gunther, C. Hanisch, B. Herpertz-Dahlmann // Psychiatry. 2004. — V. 43. — № 2. — P. 191−198.
- Krain, A.L. Brain development and ADHD / A.L. Krain, F.X. Castellanos // Clinical Psychology Review. 2006. — № 26. — P. 43 444.
- Levisohn, L. Neuropsychological consequences of cerebellar tumour resection in children: cerebellar cognitive affective syndrome in a paediatric population / L. Levisohn, A. Cornin-Golomb, J.D. Schmahmann // Brain. 2000. -№ 123.-P. 1041−1050.
- Li, X. Asymmetry of prefrontal cortical convolution complexity in males with attention-deficit / hyperactivity disorder using fractal information dimension / X. Li, J. Jiang, W. Zhu et al. // Brain & Development. 2007. — № 29. -P. 649−655.
- Lopez, У. Attention-deficit hyperactivity disorder involves differential cortical processing in a visual spatial attention paradigm / V. Lopez, J. Lopez-Calderon, R. Ortega et al.// Clinical Neurophysiology. 2006. — № 117. -P.2540−2548.
- Mandeki, M.W. Subcategories of attention deficit hyperactivity disorder/ M.W. Mandeki// South African Medical Journal. 1991. — № 84 (6). -P. 751−754.
- Meel, C.S. Telling good from bad news: ADHD differentially affects processing of positive and negative feedback during guessing / C.S. Meel, J. Oosterlaan, D.J. Heslenfeld, J.A. Sergeant// Neuropsychologia. 2005. -№ 43.-P. 1946−1954.
- Mises, R. Classification francaise des troubles mentaux de l’enfant et de l’adolescent R-2000. Classification Internationale des Maladies — CIM-10 / R. Mises, N. Quemada et al. — Paris: CTNERHI, 2002. — 190 p.
- Mostofsky, S.H. Smaller prefrontal and premotor volumes in boys with attention-deficit/ hyperactivity disorder/ S.H. Mostofsky, K.L.Cooper, W.R. Kates, M.B. Denckla, W.E. Kaufmann // Biological Psychiatry. 2002. -№ 52.-P. 785−794.
- Nigg, J.T. Causal heterogeneity in attention-deficit / hyperactivity disorder: do we need neuropsychologically impaired subtypes? / J.T. Nigg, E.G. Willcutt, A.E. Doyle, E.J.S. Sonuga-Barke// Biological Psychiatry. -2005. № 57. — P. 1224−1230.
- Nigg, J.T. Neuropsychologic theory and findings in attention-deficit / hyperactivity disorder: the state of the field and salient challenges for the coming decade / J.T. Nigg // Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 1424−1435.
- Parisien, M. Le trouble deficitaire d’attention avec hyperactivite: un facteur significatif de violence / M. Parisien // Options CEQ. 2000. — № 19. — P. 5977.
- Pennington, B.F. Executive functions and developmental psychopathology / B.F. Pennington, S. Ozonoff // Journal of Child Psychology and Psychiatry. -1996. V. 37. — № 1. P. 51−87.
- Petot, D. Pourquoi l’hyperactivite infantile evolue-t-elle frequemment vers le «trouble oppositionnel avec provocation»? / D. Petot // Neuropsychiatrie de l’enfance et de 1'adolescence. 2004. — № 52 — P. 97−103.
- Purper-Ouakil, D. Le trouble deficitaire de l’attention hyperactivite (TDAH) de 1'enfant et de 1'adolescent/ D. Purper-Ouakil, M. Wohl, S. Cortese, G. Michel, M.-C. Mouren // Annales medico psychologiques. -2006.-№ 164.-P. 63−72.
- Ray Li, C-S. Attentional blink in adolescents with varying levels of impul-sivity / C-S. Ray Li, S-H. Chen, W-H. Lin, Y-Y. Yang // Journal of Psychiatric Research. 2005. — № 39. — P. 197−205.
- Sagvolden, Т. Rodent models of attention-deficit / hyperactivity disorder/ T. Sagvolden, V.A. Russell, H. Aase, E.B. Johansen, M. Farshbaf // Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 1239−1247.
- Scheres, A. Executive functioning in boys with ADHD: primarily an inhibition deficit? / A. Scheres, J. Oosterlaan, H. Geurts et al. // Archives of Clinical Neuropsychology. 2004. — № 19. — P. 569−594.
- Seidman, L.J. Neuropsychological functioning in people with ADHD across the lifespan / L.J. Seidman // Clinical Psychology Review. 2006. -№ 26. — P. 466485.
- Seidman, L.J. Structural brain imaging of attention-deficit / hyperactivity disorder / L.J. Seidman, E.M. Valera, N. Makris // Biological Psychiatry. -2005. № 57. — P. 1263−1272.
- Sergeant, J.A. Modeling attention-deficit / hyperactivity disorder: a critical appraisal of the cognitive-energetic model / J.A. Sergeant // Biological Psychiatry 2005. № 57. — P. 1248−1255.
- Sonuga-Barke, E.J.S. Causal models of attention-deficit / hyperactivity disorder: from common simple deficits to multiple developmental pathways / E.J.S. Sonuga-Barke// Biological Psychiatry. 2005. — № 57. — P. 12 311 238.
- Sonuga-Barke, E.J.S. Psychological heterogeneity in AD/HD A dual pathway model of behaviour and cognition/ E.J.S. Sonuga-Barke// Behavioural Brain Research. — 2002. — № 130 (1−2) — P. 29−36.
- Stauffenberg, С. Predicting the early developmental course of symptoms of attention deficit hyperactivity disorder / C. Stauffenberg, S.B. Campbell// Journal of Applied Developmental Psychology. 2007. — № 28. — P. 536−552.
- Trouble de deficit de l’attention avec/ hyperactivite. Agir ensemble pour mieux soutenir les jeunes. Document de soutien a la formation. -Quebec: Direction des communications du ministere de la Sante et des Services sociaux, 2003. 231 p.
- Troubles mentaux. Depistage et prevention chez l’enfant et l’adolescent. Paris: INSERM, 2002. — P. 567−583.
- Victoor, L. Les enfants hyperkinetiques, mythe ou realite? / L. Victoor// La revue de la medecine generale. 2006. — № 238. — P. 496−500.
- Westby, C. Perspectives on attention deficit hyperactivity disorder: executive functions, working memory, and language disabilities / C. Westby, S. Watson// Seminars in Speech and Language. 2004. — V. 25. — № 3. -P. 241−254.
- Willcutt, E.G. The diagnostic validity of attention-deficit / hyperactivity disorder / E.G. Willcutt, C.L. Carlson // Clinical neuroscience research. -2005.-№ 5.-P. 219−232.
- Willcutt, E.G. Validity of the executive function theory of attention-deficit / hyperactivity disorder: a meta-analytic review / E.G. Willcutt, A.E. Doyle,
- J.T. Nigg, S.V. Faraone, B.F. Pennington// Biological Psychiatry. 2005. -№ 57.-P. 1336−1346.
- Winstanley, C.A. Behavioral models of impulsivity in relation to ADHD: Translation between clinical and preclinical studies / C.A. Winstanley, D.M. Eagle, T.W. Robbins // Clinical Psychology Review. 2006. — № 26. -P. 379−395.
- Wolraich, M.L. Attention-deficit hyperactivity disorder / M.L. Wolraich// Seminars in pediatric neurology. 2006. — № 13. — P. 279−285.
- Yang, B. Time perception deficit in children with ADHD/ B. Yang, R.C.K. Chan, X. Zou, J. Jing, J. Mai, J. Li // Brain research. 2007. — № 1170. -P. 90−96.
- Распределение методик экспериментально-психологического исследования по психодиагностическим «мишеням» ГРДВ
- Методики Исследуемые психические функции Субкомпоненты ГРДВвнимание восприятие память мышление ДВн. Гпа. Имп. Двиг. Дин. Кгн.
- Классификация + + + + + + +
- Заучивание слов + + + + + +
- Корректурная проба + + + + + + +
- Кулак ребро", «ладонь — кулак» + + + + + + +
- Четвертый лишний + + + + + +
- Лабиринты + + + + + + +
- Разрезные картинки + + + + + + +
- Копирование + + + + + + + +
- Последовательность событий + + + + + + +
- Недостающие детали + + + + + + +
- Звуковые ритмы + + + + + + + +
- Зрительное запоминание + + + + + + +
- Зашумленные изображения + + + + + + +
- Конструирование из палочек + + + + + + + +1. Нелепицы + + + + + + +
- Пробы на праксис позы пальцев + + + + + + +
- В работе указанные впервые условные обозначения и сокращения применяются и далее.
- Основные клинико-психологические критерии оценки проявления признаков ГРДВ при проведении патопсихологического исследования
- Субкомпоненты ГРДВ Наблюдаемые признаки Балл (0−1)
- Дефицит внимания 1. Отвлекается на посторонние стимулы
- Совершает ошибки, исправляет их после организующей помощи
- Не доделывает задание до конца
- Гиперактивность 1. Беспокойные движения в кистях и стопах- сидя на стуле, ребенок корчится, извивается- старается встать с места
- Болтлив (чрезмерная речевая активность)
- Совершает множество лишних движений
- Импульсивность 1. Не думает перед тем, как действовать
- На вопросы часто отвечает, не выслушивает их до конца
- Не может дожидаться вознаграждения
- Двигательные расстройства 1. Некоординированность движений мелкой моторики рук
- Динамические расстройства 1. Низкий темп деятельности
- Увеличение числа ошибок к концу методики
- Цикличность (неравномерность) темпа деятельности во время выполнения методики
- Дополнительные клинико-психологические критерии оценки проявления признаков ГРДВ при проведении патопсихологического исследования