Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этническая позиция личности и ее влияние на профессиональную деятельность педагога

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешность формирования этих новых типов педагогических умений определенным образом зависит от собственных национально психологических особенностей личности педагога, однако соответствующих исследований в психологии чрезвычайно мало. Существует работа, выявляющая проблему влияния этнокультурной идентичности студентов педагогических специальностей на установки (ценности) относительно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения влияния этнической позиции личности педагога на особенности профессиональной педагогической деятельности
    • 1. 1. Профессиональная педагогическая деятельность как объект научного изучения
    • 1. 1. Этническая позиция личности в структуре профессиональной педагогической деятельности
    • 1. 3. Этническая специфика познания педагогом личности учащегося
  • Выводы
  • Глава 2. Экспериментальное изучение взаимовлияния этнической позиции личности педагога и особенностей профессиональной педагогической деятельности
    • 2. 1. Методы и организация исследования
    • 2. 2. Стаж педагогической деятельности и этническая позиция личности педагога
    • 2. 3. Влияние этнической позиции личности педагога на проявление умений в педагогической деятельности
    • 2. 4. Влияние этнической позиции личности педагога на точность познания учащихся с «проблемными» этнокультурными статусами в национальной школе
  • Выводы

Этническая позиция личности и ее влияние на профессиональную деятельность педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Характерной особенностью современной общественной ситуации является выраженный процесс этнизации, возрождения национальных культур и национального самосознания народов. В связи с этим в педагогической практике актуализируются вопросы учета национально психологических особенностей учащихся и педагогов, обеспечение этнического развития учащихся, освоения ими национальной культуры и одновременно гармонизации межнациональных отношений в ученических и педагогических коллективах. Перед педагогами возникают новые классы профессиональных задач: понимание национально психологических особенностей учащихся, оценка меры выраженности национально культурных потребностей и степени «приобщения» учащихся к национальным культурам, оценка меры этничности в межличностном общении ребят разной национальности, влияние на процессы этнокультурного развития учащихся и формирования культуры межнационального общения и др.

Решение этих задач связано с освоением педагогами новых профессиональных умений. В современных исследованиях поднимается и решается ряд проблем, связанных с формированием новых педагогических умений: адекватно познавать этнокультурные потребности и национально психологические особенности учащихся (Э.А. Саракуев, 1991; Sonuga-Barke, J.S. Edmund, Minocha Kuldeep, 1993; J.A. Gordon, 1994 и др.) — использовать опыт народной педагогики в современных условиях (Э.Ш. Ангарова, 1996; Г. Н. Волков, 1974; В. Ф. Канев, 1995; В. А. Николаев, 1998; Р. Ш. Маликов, 1995; Н. В. Силистрару, 1997; Л. А. Черных, 1998; А. Г. Хузина, 1996; И. П. Тукаев, 1992; В. Д. Цаликов, 1996 и др.) — гармонизовать межличностные отношения в многонациональных коллективах школьников (Э.Г. Гарунов, 1993; З. Т. Гасанов, 1996; A.M. Изиева, 1995;

В.П. Комаров, 1996; Ш. А. Магомедов, 1992; Т. С. Стецкая, 1992; Э. К. Суслова, 1994; Л. Б. Шиповская, 1995 и др.).

Успешность формирования этих новых типов педагогических умений определенным образом зависит от собственных национально психологических особенностей личности педагога, однако соответствующих исследований в психологии чрезвычайно мало. Существует работа, выявляющая проблему влияния этнокультурной идентичности студентов педагогических специальностей на установки (ценности) относительно педагогической деятельности (Н.О. Попова, 1995). Также выполнено исследование влияния характера этнического самосознания учителя начальных классов на психологические результаты педагогической деятельности в виде некоторых особенностей личности учащихся: эмоциональной устойчивости, напряженности, смелости и др. (Б.А. Вяткин, В. Ю. Хотинец, 1997).

Возникает противоречие: с одной стороны, формирование педагогических умений, связанных с этнической спецификой педагогической деятельности является актуальной в современное время задачей, с другойдля этого необходим учет этнического в личности педагога в его влиянии на особенности педагогической деятельности, что является невозможным по причине слабой научной разработанности. Выявить влияние этнической позиции личности педагога на результативность педагогической деятельности, на меру проявления основных групп профессиональных умений педагога, на успешность педагогического взаимодействия с учащимся разных национальностей является целью данного исследования.

Для ее решения существуют все теоретические предпосылки.

Сущность, структура и содержание педагогической деятельности были основательно исследованы в работах Ф. Н. Гоноболина, 1995; Н. В. Кузьминой, 1961; 1967; Ю. Н. Кулюткина, 1981; В. А. Сластёнина, 1976; А. И. Щербакова, 1967 и др.

Возможные причины затруднений в межэтническом восприятии и понимании человеком человека рассмотрены в работах B.C. Агеева, 1985; И. С. Кона, 1971; B.C. Мухиной, 1988; Б. Ф. Поршнева, 1979; И. А. Снежковой, 1983; Г. У. Солдатовой, 1988; A.C. Филиппова, Э. Б. Ширяева, 1990 и др.

Особенности формирования национально психологических особенностей детей, подростков, юношества были исследованы в работах A.M. Грачевой, 1996; Э. Ц. Данзановой, 1997; Г. У. Кцоевой, 1986; В.П. Левко-вич, 1992; О. Л. Романовой, 1994; Ж. Т. Уталиевой, 1995; В. Ю. Хотинец, 1995 и др.

Таким образом, созданы теоретические предпосылки к изучению влияния этнической позиции личности педагога на особенности педагогической деятельности.

Объект исследованияпедагогическая деятельность учителей школ с многонациональным составом учащихся.

Предмет исследования — этническая позиция личности учителя в структуре педагогической деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что существует определенная взаимозависимость этнической позиции личности педагога с успешностью педагогической деятельности, с уровнем проявления отдельных педагогических умений.

В соответствии с предметом, целью, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить анализ теоретических подходов к изучению этнического в педагогическом процессе.

2. Определить основные характеристики этнической позиции личности педагогов в структуре педагогической деятельности.

3. Выявить взаимовлияние этнической позиции личности педагога и следующих особенностей педагогической деятельности: стажа, уровня успешности, уровня мастерства в отдельных педагогических умениях.

— 64. Определить успешность умений педагогов познавать личность учащихся с «проблемными» этнокультурными статусами и выбирать адекватные меры педагогического воздействия в зависимости от этнической позиции педагога.

5. Сформулировать практические рекомендации для педагогов школ с многонациональным составом учащихся.

Теоретико-методологической основной исследования являются теория педагогической деятельности Н. В. Кузьминой, методологические подходы к изучению межличностной социальной перцепции педагога (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев), отдельные положения теории субъективной модели деятельности Р. В. Габдреева.

Методы исследования — теоретический анализ психологических, педагогических, социологических работ по исследуемой проблемеметоды сбора данных: анкетирование учащихся, индивидуальные беседы с педагогами и подростками, метод компетентных судей в выявлении уровня деятельности педагогов, «Диагностический тест отношений» Г. У. Кцоевой, методическая разработка «Типы этнической идентичности» C.B. Рыжовой, Г. У. Солдатовойметоды математической статистики в обработке данных.

Базой исследования явились 3 сельские и 2 городские школы: средняя школа № 1 с. Малая Пурга, средние школы поселков Пугачево и Яган Малопургинского района, средние школы № 12 и 67 г. Ижевск. Выборка составила 86 педагогов старших классов общеобразовательных школ с многонациональным составом учащихся- 612 учащихся 8−10 классов.

На первом этапе (1995 — 1997) изучались научно — теоретические материалы по проблемам предстоящего исследования, обосновывались гипотеза, предмет и задачи исследования.

Второй этап (1997 — 1998) включал в себя пилотажную отработку методов сбора информации об этнической позиции личности педагога и деятельности педагога по межличностному познанию учащегосяо компонентах этнокультурного статуса личности учащихся 13−16 лет.

Третий этап (1998 -2000) был посвящен сбору эмпирического материала, обработке полученных данных, анализу и интерпретации данных, подведению итогов и оформлению результатов работы.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Этническая позиция личности педагога может быть выражена через следующие основные параметры: значимость национальной принадлежности — этноиндифферент-ность" этнофаворитизм — этнонигилизм" межэтническая толерантность — межэтническая нетерпимость" .

2. Этническая позиция личности педагога является достаточно устойчивым личностным образованием, мало изменяется под влиянием педагогической деятельности. Педагогическая деятельность оказывает влияние на снижение фаворитизма к представителям своей национальности.

3. Этническая позиция личности педагога оказывает существенное влияние на уровень проявления в педагогической деятельности следующих групп умений: гностических, организаторских, коммуникативных.

4. Точность познания педагогом личности учащегося с «проблемным» этнокультурным статусом личности зависит от этнической позиции личности педагога и оказывает существенное влияние на успешность педагогического взаимодействия.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоят в том, что впервые изучается влияние этнической позиции личности педагога на уровень проявления педагогических умений и результативности педагогической деятельности в классах с многонациональным составом учащихсяопределена сущность и структура этнической позиции личности педагогавыявлены зависимости между этнической позицией личности педагога и проявлением гностических, организаторских, коммуникативных и социально-познавательных умений в педагогической деятельностисформулированы психолого-педагогические параметры этнокультурного статуса личности учащегося;

Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем: разработаны анкеты, облегчающие выявление различных типов этнокультурного статуса учащегося, что может применяться школьными психологами для определения учащихся с «проблемными» типами этнокультурного статусасформулированы практические рекомендации для учителей школ с многонациональным составом учащихся по учету этнической позиции личности в педагогической деятельности.

Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечена осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнеприменением комплекса методик, адекватных предмету анализарепрезентативностью объема выборки и объективностью результатов.

Апробация результатов исследования осуществлялась на конференциях в Удмуртском Государственном Университете (1999), в Удмуртском Институте Усовершенствования учителей (1998), в Глазовском Педагогическом институте (1996, 1998), на аспирантских и профессорско-преподавательских семинарах психолого-педагогического факультета УдГУ (г. Ижевск), на педагогических совещаниях в школах города Ижевска, села М. Пурга, поселков Пугачево и Яган, где проводилось исследование. Результаты исследования отражены в 10 публикациях.

Структура и объем диссертации

 — диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Библиографический список включает 180 источников, в том числе 15 на иностранных языках.

4. Результаты исследования о значительном влиянии чувствительности педагога к этнокультурному статусу личности учащегося на успешность педагогического взаимодействия делает обоснованным рекомендации об организации специальной работы по повышению данного вида чувствительности педагога. Такая работа должна содержать как знакомство с теоретическими и эмпирическими результатами диссертационного исследования, так и специальный тренинг чувствительности к этнокультурному статусу личности.

Дальнейшее развитие исследований в данной области возможно по следующим направлениям:

— определение детерминант и этапов формирования этнической позиции личности;

— уточнение знания об индивидуальных стилях профессиональной деятельности у педагогов с различными этническими позициями личности;

— разработка и экспериментальная проверка программы коррекции этнической позиции личности педагогов и студентов педагогических вузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование продемонстрировало важность учета национально-психологических особенностей педагогов и учащихся в повышении результативности педагогической деятельности в средних школах с многонациональным составом учащихся. Результаты исследования показали, что решение педагогами новых классов профессиональных задач, вызванных этническими процессами современности, оказывается зависимым от национально-психологических особенностей педагогов, в частности, от их этнических позиций личности. В ходе теоретического анализа стало возможным определить сущность и структуру этнической позиции личности педагога. Этническая позиция личности в данной работе определяется как система отношений личности к различным этническим группам, в том числе и к своей, этнически окрашенных установок и мотивов, которыми личность руководствуется в своей деятельности, этнических целей и ценностей, на которые свою деятельность направляет. Модель этнической позиции личности, отражающая систему ее отношений к разным этническим группам составляют следующие параметры: «значимость национальной принадлежности — этноиндифферентность», «этнофаворитизмэтнонигилизм», «межэтническая толерантность — нетерпимость». Теоретический анализ работ, связанных с определением влияния этнопсихологических особенностей субъектов педагогического процесса на его особенности, позволил прийти к выводу о существенной роли этнической позиции личности педагога в педагогической деятельности. Анализ психологических и педагогических понятий, связанных с этническими особенностями учащихся, как объекта межличностного познания педагога сделал возможным определить соответствующие психолого — педагогические параметры. Психолого-педагогические параметры, показывающие относительное положение индивида в ценностно-смысловом пространстве окружающих его этнических культур как результат их влияния и как самоопределение индивида в этих пространствах определяется в данной работе понятием «этнокультурный статус личности». Основными параметрами этнокультурного статуса личности являются: автостереотипыкогнитивные компоненты этнической идентичностиаффективные компоненты этнической идентичностимера владения родным языкомстремление участвовать в национально культурных видах деятельностигетеростереоти-пыустановки на межэтническое взаимодействие, установки на изучение культур других народовотношение к представителям других народовповедение при взаимодействии с представителями других народов.

Результаты эмпирической части исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие рекомендации для педагогов-практиков.

1. Исследование влияния стажа педагогической деятельности на изменение этнической позиции личности педагога сделало возможным заключить, что этническая позиция взрослого человека, без специально организованной работы, остается достаточно устойчивым личностным образованием. На основании полученного заключения можно сформулировать следующую рекомендацию: педагогам школ с многонациональным составом учащихся и студентам педвузов целесообразно осознать собственную этническую позицию личности, пользуясь комплексом методик диссертации: «Диагностическим тестом отношений» и методической разработкой «Типы этнической идентичности» (Приложение 1), что позволит педагогам — практикам и студентам педагогических специальностей осуществлять самокоррекцию этнической позиции личности.

2. Изучение влияния этнической позиции личности педагога на результативность педагогической деятельности, на сформированность профессиональных умений, на успешность педагогического взаимодействия позволило определить роль каждого из параметров этнической позиции личности. Определенно, за счет, каких параметров достигается определенный уровень сформированности гностических, коммуникативных и организаторских умений, результативности педагогической деятельности. На основании полученных данных можно сформулировать рекомендации по определенной коррекции индивидуального стиля деятельности для педагогов с разными этническими позициями личности. Значительная роль межэтнической толерантности в структуре этнической позиции личности во влиянии на успешность и особенности педагогической деятельности делает возможным рекомендовать организацию специальной работы по формированию межэтнической толерантности педагогов школ с многонациональным составом учащихся и студентов педагогических вузов.

3. Анкетирование учащихся старших классов в городе и на селе (13−16 лет) позволило определить количественный состав тех, кто имеет «проблемные» этнокультурные статусы личности. На основании результатов можно рекомендовать педагогам, с одной стороны, ознакомиться с теоретическими положениями о критериях этнокультурного статуса личности, с результатами анкетирования учащихся, с другой — выявить «проблемных» учащихся в своих классах. В помощь педагогу разработана анкета (Приложение 2).

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985, № 3. С.135−140.
  2. Е.М. Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детского коллектива: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 20 с.
  3. А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1973. с. 37−44.
  4. Л.И. Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга: Дисс. канд. психол. наук. М., 1996.
  5. Е.С. Проблемы диагностики педагогических способностей // Проблемы диагностики факторов продуктивности деятельности пед. коллектива среднего профтехучилища. Л.: Изд-во ВНИИ профтехобразования, 1988 — с. 27−39.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968−339 с.
  7. Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских национальных традиций: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996.- 19 с.
  8. Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии. 1977, № 2. С. 3−14.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: «Наука», 1994. -324с.
  10. Г. М., Донцов А. И., Харраш А. У. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной групповой деятельности.// Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981 с. 68−85.
  11. H.B. Идентичность педагога и особенности его общения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1996, — 23 с.
  12. Ю.В., Дробижева JIM., Сусоколов A.A. Этносо-циология. М.: «Аспект Пресс», 1998. — 271 с.
  13. H.A. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. № 12, 1991.- с.21−23.
  14. В.В. Культурные традиции и самоидентификация личности: Автореф. дисс.. канд. философ, наук. -М., 1994.
  15. Г. П. Студенты вузов Удмуртии об удмуртском языке. // Российское государство: прошлое, настоящее, будущее -Ижевск: Изд-во МВЕУ, 1998. С.220−221.
  16. .П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. Каунас, 1984.
  17. СЛ., Якунин В. А. Развитие личности в общении и межличностном диалоге // Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности учителя у студентов.-Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та., 1988. С. 40−48.
  18. В.В. Межличностные отношения в структуре педагогической деятельности учителя // Психология труда учителя. -Л.: Изд-во Пед. инст-та. 1976. С. 100−113.
  19. A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности. JL: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1970. — 135 с.
  20. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.
  21. A.A. Межличностное восприятие и понимание // Личность и общение. М., 1995.- с. 101−325.
  22. Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.-412с.
  23. Г. Н. Этнопедагогика.- Чебоксары, 1974.
  24. B.C. Определение своей этнической принадлежности подростками в национально смешанных семьях. // Вестник Уд-ГУ. № 8, 1997. -С.113−132.
  25. .А., Хотинец В. Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. Пермь, 1997.- 64с.
  26. Р.В. Влияние психологических характеристик национального // Провинциальная ментальность в прошлом и настоящем. Казань, 1994. с. 31−34.
  27. Р.В. Восприятие творчества A.C. Пушкина казанскими татарами // Провинциальная ментальность России в прошлом, настоящем и будущем. Ежегодник РПО, т.5, вып. 2, 1999. с. 61−62.
  28. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1983 — 109 с.
  29. Э.Г. О формировании национальной и интернациональной позиции учащихся.// Советская педагогика. № 10, 1989.- с.32−37.
  30. Э.Г. Школа со смешанным национальным составом. // Народное образование. № 5, 1993.- с.60−64.
  31. З.Т. Национальные отношения и формирование культуры межнациональных отношений. // Педагогика. № 6, 1996.-с.51−55.
  32. А. Национализм и космополитизм (к толкованию понятий). // Преподавание истории в школе. № 6, 1994.- с.6−10.
  33. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.- 260 с.
  34. И.Ф. Школа отживающая и восходящая. // Народное образование. №№ 1,6. 1993.
  35. A.M. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков (на материале исследования старшеклассников русской и еврейской национальностей): Дисс.. канд. психол. наук. М., 1996.- 128с.
  36. Э.Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса): Дисс.. канд. психол. наук. М., 1997.- 161с.
  37. Л.Б. Российская ментальность и этническое самосознание учащихся многонациональных классов юга России. // Российское сознание: психология, культура, политика. Самара, 1997.-с.318−321.
  38. А.Г. Индивидуальные особенности оценочной деятельности педагога: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1991.
  39. Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. № 5. с. 3−16.
  40. Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантности к согласию. М., 1997.
  41. Л.Д. Особенности перцептивных способностей учителя // Психология труда и личности учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
  42. E.H. Успешность педагогической деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1983.
  43. И.А. Влияние стиля познания личности на способы ее коммуникативной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Киев, 1987.
  44. A.M. Формирование культуры межличностного общения старших дошкольников и первоклассников (на традициях народов Дагестана): Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1995.- 15с.
  45. Т.Г. Интернационалистское воспитание: перестройка форм и средств. Казань, 1990. 73с.
  46. В.Ф. Приобщение учащихся к этнической культуре народов Севера средствами прикладного искусства: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1995. — 30 с.
  47. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дисс. .д-ра психол. наук. Л., 1985. — 36 с.
  48. В.А. Маргинальность и типы этнической самоидентификации // Обновление: межнациоанльные отношения и перестройка.-Л., 1989.-с. 159−161.
  49. .П. Представления педагогов о понимании их учащимися ПТУ: Аврореф. дисс. канд. психол. наук. Минск, 1984
  50. В.И. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. 1996. № 6
  51. В.И. Профессионально-значимые качества личности учителя и их самооценка // Творческая направленность деятельности педагога: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю. Н. Кулюткина. Л., 1978
  52. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук.- М., 1980.
  53. В.П. Культура межнационального общения. // Народное образование № 5, 1993. с.65−67.
  54. В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.- Казань, 1996. 32 с.
  55. C.B. Учитель-ученик. М.: Изд-во «Педагогика», 1980−80с.
  56. C.B. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии 1980, № 5. С. 143−148.
  57. СЛ. Педагогическая оценка нравственной позиции личности учащегося: Дисс.. канд. пед. наук. JL, 1986. — 283 с.
  58. СЛ. Мастерство педагога в оценивании личности учащегося // Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности учителя у студентов. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та., 1988. С. 79−87.
  59. В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.
  60. В. Г. Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М., 1996. — 344 с.
  61. Н.В. Формирование педагогических способностей.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1961- 98 с.
  62. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967- 183 с.
  63. Н.В., Круглова Г. Н. Уровни межличностной компетентности в психолого-педагогическом воздействии // Вестник ЛГУ, 1984, № 23. Вып. 4 с.68−73.
  64. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: «Высшая школа», 1989- 167 с.
  65. JI.H. Некоторые особенности познания учителем ученика в процессе обучения // Психология труда и личности учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. С. 123−133.
  66. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и общепедагогической подготовки учителя. М.: Изд-во «Педагогика», 1981 — 120 с.
  67. Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов. // Психологический журнал. Том 7. № 2, 1986. с.41−50.
  68. Н.М. Социальная психология аккультурации этнических групп: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук.- М., 1997. 57 с.
  69. В.П., Кузьмицкайте Л. Д. Формирование этнического сознания подростков в семье // Психологический журнал. Том 13. № 6, 1992.-с. 35−42.
  70. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  71. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Изд-во «Наука», 1984 — 444с.
  72. Ш. А. Формирование культуры педагогического общения будущих учителей с многонациональным классным коллективом: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. — 190 с.
  73. П.В. Социально-педагогическая деятельность сельской школы как фактор возрождения традиций коренных народов Севера: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997. 17 с.
  74. Э.А. Структура педагогического знания учителя иностранного языка: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1973.
  75. Г. И. Психологические особенности рефлексивной деятельности учителя.: Аврореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1979.
  76. В.М. К вопросу об этнической идентификации детей младшего школьного возраста. // Развивающаяся психологическая основа образования. Материалы конференции. М., 1998. с. 138−139.
  77. Л.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопросы психологии 1991, № 5. С. 28−35.
  78. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «Дело» 1994 — 216 с.
  79. Мудрик А, В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. -365 с.
  80. О.Д. Специфика подготовки учителей воспитателей для учреждений интернатного типа на принципах народных традиций воспитания // Профессионализм педагога. Тезисы докладов. Ижевск-СПб., 1992. 4.2.-с.196−198.
  81. М.А. Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся. Казань, 1981.
  82. Г. В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 187 с.
  83. B.C. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал, 1988, т.9, № 4. С.44−52.
  84. Национальные отношения: словарь. / Под ред. B.JI. Калашникова. М., 1997.-208 с.
  85. В.А. Теория и методика формирования этнопеда-гогической культуры учителя: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.- М., 1998.-28 с.
  86. C.B. Факторы адаптации молодого учителя // Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности учителя у студентов. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та., 1988. С. 25−28.
  87. В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии 1982, № 5. С.139−142.
  88. Панько Е. А. Некоторые особенности социальной перцепции воспитателя. // Психология учителя. Тезисы докладов. М., 1988. с. 71.
  89. В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997 -400с.
  90. A.M. Формирование у будущего учителя умения наблюдать педагогический процесс: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1974.-27 с.
  91. Н.О. Культурологические аспекты профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб, 1995.- 16 с.
  92. .Ф. Социальная психология и история. М.: «Наука», 1979−232с.
  93. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: «Политиздат», 1990−494с.
  94. A.A. Психология познания педагогом личности учащегося. М, 1990.-80 с.
  95. A.A. Психология педагогической деятельности -Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1994 83с.
  96. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. -М.: «Владос», — 1998 -496с.
  97. H.A., Грачикова Е. В. Особенности познания учителем личностных качеств учащегося // Развивающаяся психологическая основа образования. Материалы конференции. М, 1998. С. 197−198.
  98. В.М. Понимание учителем личности учащегося: Аврореф. дисс. канд. психол. наук. Киев. 1973.
  99. K.M. Психология межличностного познания. Саранск: Изд-во Мордовск. Ун-та, 1993 — 146 с.
  100. О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1994. — 170 с.
  101. Ш. Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959.
  102. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: «Педагогика», 1973 -423с.
  103. C.B. Этническое мифосознание как феномен культуры: Автореф. дисс.. канд. философ, наук. -М., 1995. 18 с.
  104. К.В. Мотивационно-смысловые основания педагогической оценки (на материале обучения младших школьников): Дисс.. канд. психол. наук. М., 1994.
  105. Э.А. Национально-психологические особенности студентов и их учет в воспитательной деятельности преподавателя вуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1991. 20 с.
  106. Скрипюк И. И Влияние особенностей личности учителя на отражения им взаимоотношений в коллективе учащихся: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1986.
  107. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 160 с.
  108. Снежкова И. А, Формироване этнического самосознания детей и юношества: Аврореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1983
  109. В.Н. Как формируются идеалы в условиях многонационального окружения. // Педагогика. № 6, 1994. с.51−54.
  110. А.Д., Лебедев О. В. Национальная культура и подросток. // Педагогика. № 1, 1993. с.38−42.
  111. Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М.: «Наука» 1988. С. 111−125.
  112. Г. У. Психологическое исследование этнической идентичности в условиях межэтнической напряженности // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов.-М., 1994.
  113. Г. У. Психология межэтнической напряженности. -М.: «Смысл», 1997−389с.
  114. Социологический энциклопедический словарь Редактор-координатор Г. В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА-М -НОРМА, 1998−488 с.
  115. Г. В. К исследованию этнопсихологии городских жителей (по материалам опроса населения трех городов ТАССР) // Советская этнография. 1976, № 3. С. 45−56.
  116. O.B. Этнокультурные функции образования в процессе модернизации российского общества: Автореф. дисс.. канд. социолог, наук. Ростов-на-Дону, 1995.
  117. Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. -М., 1993.
  118. Т.Г. Этнопсихология М.: Институт психологии РАН «Академический проект», — 1999 — 320с.
  119. Т.С. Формирование опыта межнационального общения старших школьников во внеурочной работе средней общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. -16 с.
  120. А.П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология». 1987. № 3. С. 26−37.
  121. Г. В. Сельская школа: новое содержание образования // Педагогика. № 6, 1996. с.40−45.
  122. A.C. Педагогическая оценка критических состояний личности подростков: Дисс.. канд. пед. наук. Ижевск., 1996.
  123. Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. -М., 1994. 80 с.
  124. С.И. Понимание преподавателем музыкальных способностей студентов в процессе индивидуального обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Д., 1980.
  125. И.П. Формирование национального самосознания младших школьников средствами народной педагогики. // Профессионализм педагога. Тезисы докладов. Ижевск СПб., 1992. 4.2. -с.327−330.
  126. Фефилова В Л. Программа исследования процесса формирования этнопедагогической культуры будущего учителя. // Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики. Тезисы докладов. Глазов, 1994.-с. 74−76.
  127. A.C., Ширяев Э. Б. Межэтническая социальная перцепция. // Вестник ЛГУ, серия 6, вып 2 (№ 13), 1990. с.53−60.
  128. Философский энциклопедический словарь. М., 1988.
  129. Э.Р. Проблема содержания этнической и этнопедагогической культур учителя. // Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики. Тезисы докладов. Глазов, 1996. — с. 89−90.
  130. Э.Р., Куликова Н. Е., Набиулина JI.P. Проблемы эт-ничности учащихся 8−10 классов шкл города Ижевск // Обравание в Удмуртии: психология и педагогическая практика. Ижевск, 1998. С.78−82.
  131. Э.Р. Определение и измерение этнокультурного статуса учащегося. // Проблемы вузовской и школьной педагогики. Материалы научно-практической конференции. Глазов, 1998. — с. 159−161.
  132. Э.Р. Этнокультурный статус учащегося и проблемы педагогической деятельности. // Образование в Удмуртии: история, реальность, перспективы: Материалы науч.-практ. конференции. Ижевск, 1998. С. 59−62.
  133. Э.Р. Исследование особенностей этнической идентификации педагогов сельских школ. // Российское государство: прошлое, настоящее, будущее. Ижевск: Изд-во МВЕУ, 1999. С.67−68.
  134. Э.Р. Национальные классы городской школы: состояние и перспективы работы педагогических коллективов // 4-ая Российская университетско-академическая науч.-практическая конференция: тезисы докладов. 4.4. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1999. С. 17−20.
  135. М.В. Структура и динамика этнических диспозиций в подростковом возрасте: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1995.- 164 с.
  136. В.Ю. Этническое самосознание в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования студентов-удмуртов): Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Пермь, 1995.
  137. В.Ю., Назина A.C. Этнические компоненты самосознания татарских школьников в условиях этнического симбиоза // Российское государство: прошлое, настоящее, будущее. Ижевск: Изд-во МВЕУ, 1999. С.85−86.
  138. А.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики: Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1996 — 26 с.
  139. Е.И. Культура межнационального общения и школа. // Советская педагогика, № 12, 1991. с. 18−20.
  140. Л.А. Принцип народности в деятельности современной сельской школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Белглрод, 1998.- 19 с.
  141. В.Д. Формирование гуманистического сознания и поведения учащихся многонациональных школ на основе традиций культуры воспитания народов Северного Кавказа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 18 с.
  142. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994 — 236 с.
  143. А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 16 с.
  144. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: «Юристъ», 1997 — 304с.
  145. Л.Б. Подготовка студентов пед. вузов к межличностному общению со школьниками в многонациональных коллективах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995. 15 с.
  146. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л., 1967. — 266 с.
  147. А.В. Формирование основ педагогического мастерства в учебной работе у студентов университета: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1974.
  148. Davis K.A. Multicultural classrooms and cultural communities of teachers // Teaching and teacher education.- 1995.- Vol. 11, N 6. P.553−563.
  149. Delacruz E.M. Approaches to multiculturalism in art education curriculum products: Business as usual // The journal of aesthetic education. 1996. — Vol. 30, N 1. — P.85−98.
  150. Famularo Th. J. The intellectual bankruptcy of multiculturalism // USA today. 1996. — Vol. 124, N 2612. — P.42−44.
  151. Funney S., Orr J. «I've really learned a lot, but .»:Cross-cultural understanding and teacher education in a racist society // Journal of teacher education.- 1995.- Vol. 46, N 5. P.327−333.
  152. Gordon J.A. Why students of color are not entering teaching: Reflections from minority teachers // Journal of teacher education.- 1994.-Vol. 45, N 5. P.346−353.
  153. Hall E.T. Our silent language. Science digest, 1962, vol.52, № 2.
  154. Luchtenberg S. Multikulturalitaet als Grundlage von Bildung und Erziehung: der australish Ansatz // Zeitschrift fuer Paedagogik. 1995.- Jg. 41, N 6,-S. 987- 1006.
  155. Mc Call A.L. Constructing conception of multicultural teaching: Preservice teacher’s life experiences and teacher education // Journal of teacher education. 1995, — Vol. 46, N 5. — P.340−350.
  156. Radtke F.-O. Interkulturelle Erziehung // Zeitschrift fuer Paedagogik. 1995.- Jg. 41, N 6.- S. 853−864.
  157. Sonuga-Barke Edmund J.S., Minocha Kuldeep. Inter-ethnic bias in teacher’s ratings of childhood hyperactivity // British journal of development psychology. 1993, — Vol. 11, N 2. — P. 187−200.
  158. Taylor Ch. Sources of the self: The makingof the mod. Identity: Cambridge Univ. Press, 1992 601 p.
  159. Wenzlaft T.L., Thrond M.A. The role of teachers in a cross-cultural drama // Journal of teacher education.- 1995.- Vol. 46, N 5. -P.334−339.
  160. Wlodkowski R.J., Ginsberg M.B. A framework for culturally responsive teaching // Educational badership.- 1995.- Vol.53, N 1.- P. 17−21.
Заполнить форму текущей работой