Этническая позиция личности и ее влияние на профессиональную деятельность педагога
Диссертация
Успешность формирования этих новых типов педагогических умений определенным образом зависит от собственных национально психологических особенностей личности педагога, однако соответствующих исследований в психологии чрезвычайно мало. Существует работа, выявляющая проблему влияния этнокультурной идентичности студентов педагогических специальностей на установки (ценности) относительно… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы изучения влияния этнической позиции личности педагога на особенности профессиональной педагогической деятельности
- 1. 1. Профессиональная педагогическая деятельность как объект научного изучения
- 1. 1. Этническая позиция личности в структуре профессиональной педагогической деятельности
- 1. 3. Этническая специфика познания педагогом личности учащегося
- Выводы
- Глава 2. Экспериментальное изучение взаимовлияния этнической позиции личности педагога и особенностей профессиональной педагогической деятельности
- 2. 1. Методы и организация исследования
- 2. 2. Стаж педагогической деятельности и этническая позиция личности педагога
- 2. 3. Влияние этнической позиции личности педагога на проявление умений в педагогической деятельности
- 2. 4. Влияние этнической позиции личности педагога на точность познания учащихся с «проблемными» этнокультурными статусами в национальной школе
- Выводы
Список литературы
- Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985, № 3. С.135−140.
- Аджиева Е.М. Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детского коллектива: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 20 с.
- Акимова А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1973. с. 37−44.
- Алексеева Л.И. Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга: Дисс. канд. психол. наук. М., 1996.
- Алешина Е.С. Проблемы диагностики педагогических способностей // Проблемы диагностики факторов продуктивности деятельности пед. коллектива среднего профтехучилища. Л.: Изд-во ВНИИ профтехобразования, 1988 — с. 27−39.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968−339 с.
- Ангарова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских национальных традиций: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996.- 19 с.
- Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии. 1977, № 2. С. 3−14.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: «Наука», 1994. -324с.
- Андреева Г. М., Донцов А. И., Харраш А. У. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной групповой деятельности.// Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981 с. 68−85.
- Антонова H.B. Идентичность педагога и особенности его общения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1996, — 23 с.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева JIM., Сусоколов A.A. Этносо-циология. М.: «Аспект Пресс», 1998. — 271 с.
- Асипова H.A. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. № 12, 1991.- с.21−23.
- Базов В.В. Культурные традиции и самоидентификация личности: Автореф. дисс.. канд. философ, наук. -М., 1994.
- Белорукова Г. П. Студенты вузов Удмуртии об удмуртском языке. // Российское государство: прошлое, настоящее, будущее -Ижевск: Изд-во МВЕУ, 1998. С.220−221.
- Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. Каунас, 1984.
- Братченко СЛ., Якунин В. А. Развитие личности в общении и межличностном диалоге // Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности учителя у студентов.-Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та., 1988. С. 40−48.
- Богославский В.В. Межличностные отношения в структуре педагогической деятельности учителя // Психология труда учителя. -Л.: Изд-во Пед. инст-та. 1976. С. 100−113.
- Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности. JL: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1970. — 135 с.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.
- Бодалев A.A. Межличностное восприятие и понимание // Личность и общение. М., 1995.- с. 101−325.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.-412с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика.- Чебоксары, 1974.
- Воронцов B.C. Определение своей этнической принадлежности подростками в национально смешанных семьях. // Вестник Уд-ГУ. № 8, 1997. -С.113−132.
- Вяткин Б.А., Хотинец В. Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. Пермь, 1997.- 64с.
- Габдреев Р.В. Влияние психологических характеристик национального // Провинциальная ментальность в прошлом и настоящем. Казань, 1994. с. 31−34.
- Габдреев Р.В. Восприятие творчества A.C. Пушкина казанскими татарами // Провинциальная ментальность России в прошлом, настоящем и будущем. Ежегодник РПО, т.5, вып. 2, 1999. с. 61−62.
- Габдреев Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1983 — 109 с.
- Гарунов Э.Г. О формировании национальной и интернациональной позиции учащихся.// Советская педагогика. № 10, 1989.- с.32−37.
- Гарунов Э.Г. Школа со смешанным национальным составом. // Народное образование. № 5, 1993.- с.60−64.
- Гасанов З.Т. Национальные отношения и формирование культуры межнациональных отношений. // Педагогика. № 6, 1996.-с.51−55.
- Головатенко А. Национализм и космополитизм (к толкованию понятий). // Преподавание истории в школе. № 6, 1994.- с.6−10.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.- 260 с.
- Гончаров И.Ф. Школа отживающая и восходящая. // Народное образование. №№ 1,6. 1993.
- Грачева A.M. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков (на материале исследования старшеклассников русской и еврейской национальностей): Дисс.. канд. психол. наук. М., 1996.- 128с.
- Данзанова Э.Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса): Дисс.. канд. психол. наук. М., 1997.- 161с.
- Дейниченко Л.Б. Российская ментальность и этническое самосознание учащихся многонациональных классов юга России. // Российское сознание: психология, культура, политика. Самара, 1997.-с.318−321.
- Доманов А.Г. Индивидуальные особенности оценочной деятельности педагога: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1991.
- Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. № 5. с. 3−16.
- Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантности к согласию. М., 1997.
- Ершова Л.Д. Особенности перцептивных способностей учителя // Психология труда и личности учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
- Жучева E.H. Успешность педагогической деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1983.
- Иванчук И.А. Влияние стиля познания личности на способы ее коммуникативной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Киев, 1987.
- Изиева A.M. Формирование культуры межличностного общения старших дошкольников и первоклассников (на традициях народов Дагестана): Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1995.- 15с.
- Исламшина Т.Г. Интернационалистское воспитание: перестройка форм и средств. Казань, 1990. 73с.
- Канев В.Ф. Приобщение учащихся к этнической культуре народов Севера средствами прикладного искусства: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1995. — 30 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дисс. .д-ра психол. наук. Л., 1985. — 36 с.
- Кирсанов В.А. Маргинальность и типы этнической самоидентификации // Обновление: межнациоанльные отношения и перестройка.-Л., 1989.-с. 159−161.
- Ковалев Б.П. Представления педагогов о понимании их учащимися ПТУ: Аврореф. дисс. канд. психол. наук. Минск, 1984
- Козлов В.И. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. 1996. № 6
- Кознев В.И. Профессионально-значимые качества личности учителя и их самооценка // Творческая направленность деятельности педагога: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю. Н. Кулюткина. Л., 1978
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук.- М., 1980.
- Комаров В.П. Культура межнационального общения. // Народное образование № 5, 1993. с.65−67.
- Комаров В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.- Казань, 1996. 32 с.
- Кондратьева C.B. Учитель-ученик. М.: Изд-во «Педагогика», 1980−80с.
- Кондратьева C.B. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии 1980, № 5. С. 143−148.
- Копотев СЛ. Педагогическая оценка нравственной позиции личности учащегося: Дисс.. канд. пед. наук. JL, 1986. — 283 с.
- Копотев СЛ. Мастерство педагога в оценивании личности учащегося // Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности учителя у студентов. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та., 1988. С. 79−87.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.
- Крысько В. Г. Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М., 1996. — 344 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1961- 98 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967- 183 с.
- Кузьмина Н.В., Круглова Г. Н. Уровни межличностной компетентности в психолого-педагогическом воздействии // Вестник ЛГУ, 1984, № 23. Вып. 4 с.68−73.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: «Высшая школа», 1989- 167 с.
- Кулешова JI.H. Некоторые особенности познания учителем ученика в процессе обучения // Психология труда и личности учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. С. 123−133.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и общепедагогической подготовки учителя. М.: Изд-во «Педагогика», 1981 — 120 с.
- Кцоева Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов. // Психологический журнал. Том 7. № 2, 1986. с.41−50.
- Лебедева Н.М. Социальная психология аккультурации этнических групп: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук.- М., 1997. 57 с.
- Левкович В.П., Кузьмицкайте Л. Д. Формирование этнического сознания подростков в семье // Психологический журнал. Том 13. № 6, 1992.-с. 35−42.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Изд-во «Наука», 1984 — 444с.
- Магомедов Ш. А. Формирование культуры педагогического общения будущих учителей с многонациональным классным коллективом: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. — 190 с.
- Макаров П.В. Социально-педагогическая деятельность сельской школы как фактор возрождения традиций коренных народов Севера: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997. 17 с.
- Максимова Э.А. Структура педагогического знания учителя иностранного языка: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1973.
- Метельский Г. И. Психологические особенности рефлексивной деятельности учителя.: Аврореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1979.
- Минозава В.М. К вопросу об этнической идентификации детей младшего школьного возраста. // Развивающаяся психологическая основа образования. Материалы конференции. М., 1998. с. 138−139.
- Митина Л.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопросы психологии 1991, № 5. С. 28−35.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «Дело» 1994 — 216 с.
- Мудрик А, В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. -365 с.
- Мукаева О.Д. Специфика подготовки учителей воспитателей для учреждений интернатного типа на принципах народных традиций воспитания // Профессионализм педагога. Тезисы докладов. Ижевск-СПб., 1992. 4.2.-с.196−198.
- Мухамедов М.А. Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся. Казань, 1981.
- Мухаметзянова Г. В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1973. — 187 с.
- Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал, 1988, т.9, № 4. С.44−52.
- Национальные отношения: словарь. / Под ред. B.JI. Калашникова. М., 1997.-208 с.
- Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопеда-гогической культуры учителя: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук.- М., 1998.-28 с.
- Овдей C.B. Факторы адаптации молодого учителя // Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности учителя у студентов. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та., 1988. С. 25−28.
- Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии 1982, № 5. С.139−142.
- Панько Е. А. Некоторые особенности социальной перцепции воспитателя. // Психология учителя. Тезисы докладов. М., 1988. с. 71.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997 -400с.
- Позднякова A.M. Формирование у будущего учителя умения наблюдать педагогический процесс: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1974.-27 с.
- Попова Н.О. Культурологические аспекты профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб, 1995.- 16 с.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: «Наука», 1979−232с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.: «Политиздат», 1990−494с.
- Реан A.A. Психология познания педагогом личности учащегося. М, 1990.-80 с.
- Реан A.A. Психология педагогической деятельности -Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1994 83с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. -М.: «Владос», — 1998 -496с.
- Рождественская H.A., Грачикова Е. В. Особенности познания учителем личностных качеств учащегося // Развивающаяся психологическая основа образования. Материалы конференции. М, 1998. С. 197−198.
- Роздобудько В.М. Понимание учителем личности учащегося: Аврореф. дисс. канд. психол. наук. Киев. 1973.
- Романов K.M. Психология межличностного познания. Саранск: Изд-во Мордовск. Ун-та, 1993 — 146 с.
- Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1994. — 170 с.
- Ш. Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: «Педагогика», 1973 -423с.
- Саакян C.B. Этническое мифосознание как феномен культуры: Автореф. дисс.. канд. философ, наук. -М., 1995. 18 с.
- Сапегин К.В. Мотивационно-смысловые основания педагогической оценки (на материале обучения младших школьников): Дисс.. канд. психол. наук. М., 1994.
- Саракуев Э.А. Национально-психологические особенности студентов и их учет в воспитательной деятельности преподавателя вуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1991. 20 с.
- Скрипюк И. И Влияние особенностей личности учителя на отражения им взаимоотношений в коллективе учащихся: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1986.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 160 с.
- Снежкова И. А, Формироване этнического самосознания детей и юношества: Аврореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1983
- Соболев В.Н. Как формируются идеалы в условиях многонационального окружения. // Педагогика. № 6, 1994. с.51−54.
- Солдатенков А.Д., Лебедев О. В. Национальная культура и подросток. // Педагогика. № 1, 1993. с.38−42.
- Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М.: «Наука» 1988. С. 111−125.
- Солдатова Г. У. Психологическое исследование этнической идентичности в условиях межэтнической напряженности // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов.-М., 1994.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. -М.: «Смысл», 1997−389с.
- Социологический энциклопедический словарь Редактор-координатор Г. В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА-М -НОРМА, 1998−488 с.
- Старовойтова Г. В. К исследованию этнопсихологии городских жителей (по материалам опроса населения трех городов ТАССР) // Советская этнография. 1976, № 3. С. 45−56.
- Степанов O.B. Этнокультурные функции образования в процессе модернизации российского общества: Автореф. дисс.. канд. социолог, наук. Ростов-на-Дону, 1995.
- Стефаненко Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. -М., 1993.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология М.: Институт психологии РАН «Академический проект», — 1999 — 320с.
- Стецкая Т.С. Формирование опыта межнационального общения старших школьников во внеурочной работе средней общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. -16 с.
- Стоценко А.П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология». 1987. № 3. С. 26−37.
- Суворова Г. В. Сельская школа: новое содержание образования // Педагогика. № 6, 1996. с.40−45.
- Сунцова A.C. Педагогическая оценка критических состояний личности подростков: Дисс.. канд. пед. наук. Ижевск., 1996.
- Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. -М., 1994. 80 с.
- Торичная С.И. Понимание преподавателем музыкальных способностей студентов в процессе индивидуального обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Д., 1980.
- Тукаев И.П. Формирование национального самосознания младших школьников средствами народной педагогики. // Профессионализм педагога. Тезисы докладов. Ижевск СПб., 1992. 4.2. -с.327−330.
- Фефилова В Л. Программа исследования процесса формирования этнопедагогической культуры будущего учителя. // Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики. Тезисы докладов. Глазов, 1994.-с. 74−76.
- Филиппов A.C., Ширяев Э. Б. Межэтническая социальная перцепция. // Вестник ЛГУ, серия 6, вып 2 (№ 13), 1990. с.53−60.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1988.
- Хакимов Э.Р. Проблема содержания этнической и этнопедагогической культур учителя. // Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики. Тезисы докладов. Глазов, 1996. — с. 89−90.
- Хакимов Э.Р., Куликова Н. Е., Набиулина JI.P. Проблемы эт-ничности учащихся 8−10 классов шкл города Ижевск // Обравание в Удмуртии: психология и педагогическая практика. Ижевск, 1998. С.78−82.
- Хакимов Э.Р. Определение и измерение этнокультурного статуса учащегося. // Проблемы вузовской и школьной педагогики. Материалы научно-практической конференции. Глазов, 1998. — с. 159−161.
- Хакимов Э.Р. Этнокультурный статус учащегося и проблемы педагогической деятельности. // Образование в Удмуртии: история, реальность, перспективы: Материалы науч.-практ. конференции. Ижевск, 1998. С. 59−62.
- Хакимов Э.Р. Исследование особенностей этнической идентификации педагогов сельских школ. // Российское государство: прошлое, настоящее, будущее. Ижевск: Изд-во МВЕУ, 1999. С.67−68.
- Хакимов Э.Р. Национальные классы городской школы: состояние и перспективы работы педагогических коллективов // 4-ая Российская университетско-академическая науч.-практическая конференция: тезисы докладов. 4.4. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1999. С. 17−20.
- Харитонов М.В. Структура и динамика этнических диспозиций в подростковом возрасте: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1995.- 164 с.
- Хотинец В.Ю. Этническое самосознание в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования студентов-удмуртов): Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Пермь, 1995.
- Хотинец В.Ю., Назина A.C. Этнические компоненты самосознания татарских школьников в условиях этнического симбиоза // Российское государство: прошлое, настоящее, будущее. Ижевск: Изд-во МВЕУ, 1999. С.85−86.
- Хузина А.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в семье средствами народной педагогики: Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1996 — 26 с.
- Чарикова Е.И. Культура межнационального общения и школа. // Советская педагогика, № 12, 1991. с. 18−20.
- Черных Л.А. Принцип народности в деятельности современной сельской школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Белглрод, 1998.- 19 с.
- Цаликов В.Д. Формирование гуманистического сознания и поведения учащихся многонациональных школ на основе традиций культуры воспитания народов Северного Кавказа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 18 с.
- Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994 — 236 с.
- Шаалы А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 16 с.
- Шереги Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: «Юристъ», 1997 — 304с.
- Шиповская Л.Б. Подготовка студентов пед. вузов к межличностному общению со школьниками в многонациональных коллективах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995. 15 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л., 1967. — 266 с.
- Явношан А.В. Формирование основ педагогического мастерства в учебной работе у студентов университета: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1974.
- Davis K.A. Multicultural classrooms and cultural communities of teachers // Teaching and teacher education.- 1995.- Vol. 11, N 6. P.553−563.
- Delacruz E.M. Approaches to multiculturalism in art education curriculum products: Business as usual // The journal of aesthetic education. 1996. — Vol. 30, N 1. — P.85−98.
- Famularo Th. J. The intellectual bankruptcy of multiculturalism // USA today. 1996. — Vol. 124, N 2612. — P.42−44.
- Funney S., Orr J. «I've really learned a lot, but .»:Cross-cultural understanding and teacher education in a racist society // Journal of teacher education.- 1995.- Vol. 46, N 5. P.327−333.
- Gordon J.A. Why students of color are not entering teaching: Reflections from minority teachers // Journal of teacher education.- 1994.-Vol. 45, N 5. P.346−353.
- Hall E.T. Our silent language. Science digest, 1962, vol.52, № 2.
- Luchtenberg S. Multikulturalitaet als Grundlage von Bildung und Erziehung: der australish Ansatz // Zeitschrift fuer Paedagogik. 1995.- Jg. 41, N 6,-S. 987- 1006.
- Mc Call A.L. Constructing conception of multicultural teaching: Preservice teacher’s life experiences and teacher education // Journal of teacher education. 1995, — Vol. 46, N 5. — P.340−350.
- Radtke F.-O. Interkulturelle Erziehung // Zeitschrift fuer Paedagogik. 1995.- Jg. 41, N 6.- S. 853−864.
- Sonuga-Barke Edmund J.S., Minocha Kuldeep. Inter-ethnic bias in teacher’s ratings of childhood hyperactivity // British journal of development psychology. 1993, — Vol. 11, N 2. — P. 187−200.
- Taylor Ch. Sources of the self: The makingof the mod. Identity: Cambridge Univ. Press, 1992 601 p.
- Wenzlaft T.L., Thrond M.A. The role of teachers in a cross-cultural drama // Journal of teacher education.- 1995.- Vol. 46, N 5. -P.334−339.
- Wlodkowski R.J., Ginsberg M.B. A framework for culturally responsive teaching // Educational badership.- 1995.- Vol.53, N 1.- P. 17−21.