Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственная социальная политика в сельских поселениях современной России: политологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. Аверин. Социальная политика государства. М., 2002; С. Смирнов, Н. И. Исаев и др. Социальное обеспечение экономических реформ. М., 2002; С.Смирнов. Социальная политика переходного периода: от ужаса к комедии. М., 2002; В. Левашов. Социальная политика доходов и зарплат. М., 2000; Е. Гонтмахер. Социальная политика в России: уроки 90-х. М., 2000; В. Иванов, В. Патрушев. Социальный менеджмент. М… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • Социальная сфера сельских поселений и особенности формирования социальной политики в современной
  • России: методологические аспекты
  • ГЛАВА II.
  • Особенности развития социальной сферы в сельских поселениях в современный период и деятельность органов власти по регулированию социальной политики
  • ГЛАВА III.
  • Пути совершенствования системы управления социальной политикой в сельских поселениях на различных уровнях

Государственная социальная политика в сельских поселениях современной России: политологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход России к рыночной экономике проходит в весьма сложной социальной ситуации. Ошибки в осуществлении экономических реформ деструктивно повлияли на фундаментальные основы жизнебытия населения: нарастают депопуляционные процессы, разрушается трудовой потенциал, снижаются состояние здоровья и уровень образования, нравственности и культуры значительной части общества.

Особенно глубоко и остро кризис 90-х годов затронул сельское хозяйство, отразился на жизни сельских тружеников. Развал колхозов и совхозов не привел к развитию быстрого и рентабельного фермерского хозяйства. Резко сократилось производство земледельческой и животноводческой продукции, снизились занятость крестьян, их доход. В несколько раз уменьшились материальные ресурсы социальной сферы, сократилась на селе сеть медицинских и образовательных учреждений, клубов, библиотек, киноустановок.

В программных выступлениях Президента Российской Федерации В. В. Путина, политологической литературе не раз подчеркивалось, что для современного российского социума характерна ситуация серьезной разбалансированности социальных отношений. Это делает необходимым решение задачи социального оздоровления общества. Системный кризис требует столь же системного, комплексного подхода к формированию основ государственной социальной политики.

В Конституции Российской Федерации записано, что наша страна — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека"1. В социальном государстве социальная политика является ключе.

1 Конституция Российской Федерации. М., 1993. п. 1, ст. 7. вым ресурсом, активно влияющим на экономику и обеспечивающий ее устойчивое развитие. Учитывая это, стратегией государственного развития, направленного на ускорение общественного прогресса, должно было бы стать формирование новых механизмов, призванных обеспечить как городскому, так и сельскому населению не только минимальные социальные гарантии, но и в значительной мере способствовать повышению его социального благополучия, улучшению качества человеческих ресурсов.

Но была ли у нас в полной мере сформирована социальная политика, отвечающая принципам социального государства? К сожалению, этого сказать нельзя. За более чем 10 лет после принятия Конституции Российской Федерации, ситуация в социальной сфере на селе, так и в городе еще более обострилась, а деятельность федеральных и региональных органов по разработке и реализации государственной социальной политики, оказалась малоэффективной, ибо не всегда учитывались все факторы, влияющие на нее, допускались непродуманные решения, а нередко и ошибки.

Желание ускоренными темпами перейти от осуществляемой десятилетиями социальной политики эпохи социализма к социальной политике в условиях рыночного государства, привело к росту негативных явлений в обществе. Многие социальные реформы 90-х годов и начала XXI века не поддерживаются широкими слоями населения.

Для сельских поселений проблемы социально-экономического реформирования АПК совпали с коренным реформированием всей системы местного самоуправления. В последнее десятилетие на законодательном, в том числе и конституционном уровне сформировалась достаточно основательная правовая база местного самоуправления. Мы имеем в виду в первую очередь два федеральных закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 и 2003 годов.

Здесь уместно отметить, что новая редакция Закона о местном самоуправлении базируется на понятие «поселение», определенном иначе, чем в градостроительном законодательстве.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона «Об основах местного самоуправления Российской Федерации» 2003 года записано, что сельским поселением является один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).

Важно подчеркнуть, что местное самоуправление является важнейшим элементов конституционного строя демократического государства. Оно представляет собой тот специфический уровень исполнительной и представительной власти сельских поселений, которая, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой — наиболее полно учитывает интересы населения, в том числе и в реализации социальной политики. В данном случае социальная политика на селе должна стать своеобразным регулятором равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системе.

Все это делает весьма актуальными теоретические исследования, которые бы способствовали более глубокому анализу характера и условий протекания социальных процессов на селе. Эти исследования должны послужить основой формирования эффективных механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих ее устойчивое развитие.

Степень разработанности темы. Вопросам разработанности социальной политики вообще и обеспечения надежной социальной защиты граждан на различных территориях, ученые и политики уделяют внимание уже давно. Однако на протяжении веков им не удалось прийти к единому пониманию относительно характера, источников, уровня и эффективности социальной защиты всех граждан. В этой связи можно отметить труды Н. Макиавелли, В. Пегги, А. Смита, А. Кетле, Дж. Кейнса, А. Марашалла, И. Посошкова, М. Ломоносова, В. Татищева и др.

Естественно, в центре внимания ученых остаются теоретико-методологические вопросы, относящиеся к характеристике самой социальной сферы, к определению ее структуры, принципов функционирования. До сих пор и в России и за рубежом идут дискуссии по вопросу: «Что входит в понятие социальная сфера?».

Одни ученые (Д. Правдин, В. Семенова и др.) включают в социальную сферу не только здравоохранение, образование, культуру, физкультуру и спорт, ЖКХ, социальное обеспечение, но и бытовое обслуживание, общественное питание, материально-техническое снабжение и т. д., другие — наоборот, суживают ее состав1.

Значительное внимание в научно-исследовательской литературе уделяется рассмотрению сущности государства как социального. Эта формулировка относительно нова для российского законодательства, поэтому в монографических трудах, в статьях идет дискуссия о правомерности этого термина для характеристики Российского государства. В работах по этой проблеме логично сочетаются вопросы теории, практики, научного прогнозирования. Вместе с тем правомерно мнение, что любое государство проводит определенную социальную политику, решает социальные проблемы, поэтому само понятие государства включает в себя социальный аспект.

1 Бабич A.M., Егоров Е. В., Жильцов Е. М. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М., 1993;. Рутгай-зер В. М. Социальная сфера: проблемы планирования. М., 1989; Сфера услуг. Новая концепция развития. М., 1990; Социальная сфера России. Статистический сборник. М., 1996; Игнатов В. Г., Батурин Л. А., Бутов В. И. и др. Экономика социальной сферы. М.-Ростов н/Д, 2001; Батурин Л. А., Бутов В. И. Социальная сфера в рыночной экономике. Ростов н’Д, 1997; Социальная сфера: состояние и тенденции развития. М., 1999; М. Ефимова, С. Бычкова. Социальная статистика. М., 2003; Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. (Под ред. Н. Слепцова). М., 1998; Социальный потенциал села в условиях перестройки. Под ред. С. Круковского. Минск. 1990.

2 Баглай М. В. Социальное государство: понятие функции. Материалы Конгресса «Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. М., 1994; Волков Ю. Е. Сущность, основа и главные черты социального государства. М., 2001; Волгин Н. А., Гриценко Н. Н., Шарков Ф. К. Социальное государство. М., 2003; Социальное государство: мировой опыт и реалии России. Под ред. Г. А. Николаева. М., 2002; Клаус В., Игнатова Т., Солодков Г. Социальное рыночное хозяйство. Путь России? Ростов н/Д., 1997.

Одним из важнейших вопросов является определение роли государства в разработке и осуществлении социальной политики, в обеспечении полноценной социальной защиты населения. Этот вопрос с достаточной основательностью освещается в трудах А. Аверина, С. Смирнова, Н. Исаева, В. Левашова, Е. Гонтмахера, В. Иванова, В. Патрушева, А. Пинкуса, Н. Гриченко, Ф. Шаркова, Г. Осадчей, И. Лавроненко, Е. Холо-стовой, Е. Тишина, Г. Горбунова, Н. Римашевской, Б. Ракитского и др.1 Проблемам развития социальной сферы в сельских поселениях, роли органов региональной и муниципальной власти в разработке социальной политики, в повышении эффективности управления ею, посвящены работы В. Пациорковского, А. Огаркова, М. Либоракиной, Н. Зубаревич, Л. Гордона, Э. Клопова, Е. Авраамовой, Е. Холостовой, А. Белоусова, Д. Мухманова, В. Аванесова, И. Канцебовской, А. Павлова, Ф. Шаркова .

Сотни научных работ и в России и за рубежом посвящено проблемам развития агропромышленного комплекса, но основная часть их рассматривает или технологические, или чисто экономические, или право.

1 А. Аверин. Социальная политика государства. М., 2002; С. Смирнов, Н. И. Исаев и др. Социальное обеспечение экономических реформ. М., 2002; С.Смирнов. Социальная политика переходного периода: от ужаса к комедии. М., 2002; В. Левашов. Социальная политика доходов и зарплат. М., 2000; Е. Гонтмахер. Социальная политика в России: уроки 90-х. М., 2000; В. Иванов, В. Патрушев. Социальный менеджмент. М., 2001. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. (Под ред. А. Ослунда и М. Дмитриева). М., 1996; А. Пинкус, А. Минахан. Практика социальной работы. М., 1993; Н. Гриценко, Ф. Шарков. Основы региональной социальной политики. М., 2000; Г. Осадчая. Социальная политика. М., 1999; И. Лавроненко. Государственная социальная политика. М., 2000; Е. Холостова. Генезис социальной работы в России. М., 1995; Е. Тишин. Социальная зашита населения при переходе к рыночной экономике. СПб, 1993; Горбунов Г. Ф. Стратегия развития социальной сферы региона. СПб, 1998; Н. Римашевская. Социальная защита населения. М., 1996; Б. Ракитский. Социальная защита. М., 2000 и др.

2 В. Пациорковский. Сельская Россия: 1991;2002. М., 2003; А. Огарков. Сельские поселения России. М., 2002; М. Либоракина. Адресная социальная поддержка населенияуровень местного самоуправления. М., 2003. Н. Зубаревич. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М., 2003; Л. Гордон, Э. Клопов. Потери и обретения в России девяностых. Историко-социологические очерки экономического положения народного большинства. В-х ч. М., 2000;2001; Е. Аврамова. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М., 1998; Е. Холостова. Социальная работа на селе: история и современность. М., 2004; Государственная социальная политика и стратегия выживания хозяйств (под ред. О. Шкаратан) М., 2003; А. Белоусов. Инновационное обеспечение социального и кадрового развития на селе: теория и практика. Воронеж, 2003; Д. Мухманов, В. Аванесова, И. Канцебовская. Социально-географические аспекты реструктурирования сети школ в сельской местности. М., 2001; А. Павлов. Особенности формирования социального партнерства в агропромышленном комплексе. М., 2003; Региональная социальная политика реформирования России: особенности трансформации и направления развития (под ред. С. И. Григорьева, А.Н. Сергиенко). Барнаул, 2002; Ф. Шарков. Социальная политика в субъектах Российской Федерации. Чебоксары, 1998 и др. вые аспекты. Трудов, с достаточной основательностью исследующих социальные проблемы села в условиях рынка весьма мало. Чаще всего это статьи в научных журналах, материалы научных конференций, учебно-методическая литература. Причем, некоторые авторы рассматривают не комплексно социальную сферу села, а только отдельные звенья. Что не дает целостного представления обо всей системе. Заслуживают интереса публикации А. Югай, А. Ромашина, Г. Черкасова, Г. Широкова, В. Милосердова, К. Милосердова, М. Коробейникова, Т. Игнатовой, О. Иншакова, В. Киселева, Е. Серовой, А. Петрикова и др.1.

В целом, как показывает анализ имеющейся научной литературы, проблемы развития социальной сферы на селе, и, в первую очередь, разработка и реализация социальной политики, недостаточно изучены. В этих условиях особое значение приобретет многоаспектный системно-функциональный анализ взаимообусловленности социальной политики в сельских поселениях (как важной составляющей общегосударственной социальной политики) и экономико-политической устойчивости, а также использование результатов этого анализа в разработке стратегических направлений социально-экономического развития страны и регионов.

Объект исследования — социальная сфера и социальная политика на селе в федеральном, региональном и местном измерении.

Предмет исследования — процессы модернизации социальной политики на селе, на основе разработки эффективных механизмов ее реализации, активизации и расширения функций, учета социальных последствий в результате нарушения взаимодействия государства, общества и корпоративных структур.

1 А. Югай. Экономические отношения и мотивация труда в сельском хозяйстве (теория и практика). М., 2002; А. Ромашин, Г. Черкасов, Г. Широков. Аграрные отношения и аграрная политика в современной России. М., 2002; В. Милосердое, К. Милосердое. Аграрная политика России — XX век. М., 2002 М. Коробейников. Аграрная реформа: крестьянство и власть. М., 2002; Т. Игнатова. Институциональные реформы в аграрном секторе экономики России. Ростов н/Д., 2001. О. Иншаков. Механизмы социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. Волгоград. 1995; В. Киселев. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в переходный период. М., 1994; Е. Серова. Аграрная реформа в России. М., 1995;

Цель диссертационной работы состоит в анализе роли и значения социальной политики на селе в современной России, в определении эффективности деятельности органов власти по ее разработке и реализации.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

— рассмотрение некоторых теоретико-методических аспектов функционирования социальной сферы в сельских поселениях в условиях социального государства;

— исследование современных особенностей формирования социальной политики в Российской Федерации вообще и в сельских поселениях особенно, ее адекватности состояния общества и государства;

— выявление недостатков и «слабых мест» в развитии сельской социальной сферы в период перехода от социалистической системы к рыночной, анализ их причин;

— определение путей формирования социальной политики на селе, основных механизмов ее реализации;

— рассмотрение политико-правовых и политико-управленческих аспектов деятельности органов власти (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) по повышению эффективности системы управления социальной политикой на селе;

— изучение системы социального обслуживания на селе, особенностей функционирования отдельных отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, социального обеспечивания, ЖКХ и др.).

Теоретико-методологической основой исследования являются, прежде всего, научные принципы системно-структурного и функционального подходов. Использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, сравнительно-политологический методы исследования.

В работе использованы труды российских и зарубежных представи.

А. Петриков. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа. М., 1995 и др. телей классической, марксистской и неоклассической политической и экономической науки по проблемам социально-экономической политики, обеспечения устойчивого социально-экономического и политического развития государства и их взаимовлияния, а также монографические и диссертационные работы, материалы научных конференций и другие источники по вопросам, имеющим непосредственное отношение к теме диссертации.

Эмпирическая база представлена документами законодательных органов власти, директивными указаниями Президента и Правительства РФ, официальными данными Госкомстата РФ, Министерств РФ, ведомственными нормативными актами, фактическим материалом, опубликованным в зарубежной и отечественной научной литературе и периодической печати.

Рабочая гипотеза исследования базируется на признании определяющей роли социальной политики на селе и необходимости изменения её парадигмы среди факторов обеспечения устойчивости социально-экономического и политического развития страны и их взаимодействия.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Социальное государство должно обеспечивать необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого на достойную жизнь. Осуществить это право государство не может без разработки и реализации эффективной социальной политики, в том числе и на селе. Являясь частью системы обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства, социальная политика на селе опирается на прочную экономическую основу. Однако в сельских поселениях современной России нарушена взаимосвязь экономической и социальной политики. Учитывая это, необходимо вносить серьезные коррективы в деятельность государственных органов власти на селе.

2. В отношении экономической и социальной политики на селе, реализованной на начальных этапах трансформационного процесса в России, отчетливо доминировал приоритет экономической политики, воплощенный в радикальной рыночной реформе. Недооценка социальных факторов привела к нарушению принципа социального равновесия и обернулась существенными потерями в человеческом потенциале общества по всем экономическим и социальным параметрам. Это породило социальные противоречия и напряженность, раскололо общество, привело к неустойчивости и социальной конфронтации.

3. Важнейшим принципом и целью социальной политики государства является социальное партнерство, как особый тип общественных отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества. В условиях сельских поселений речь идет о социальном партнерстве между государственной и муниципальной властью, работодателем и работниками. И, естественно, необходимо рассмотреть механизмы обеспечения решающего влияния государства — как важнейшего политического института — на становление и развитие на практике подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование социально-трудовых отношений на селе.

4. Произошедшее за годы реформ расслоение российского общества по социокультурным и экономическим причинам препятствует укреплению государственности. Основные сегменты общества расходятся все дальше по ценностным ориентациям, уровню благосостояния, стилю жизни, образцам и нормам поведения и т. п. Поэтому социальная консолидация является необходимым условием укрепления демократических институтов и последовательного развития гражданского общества. Обеспечение благополучия и достойной жизни граждан не может быть делом только власти, тем более одного из ее уровней. Эта стратегичеекая цель требует согласованной действий федерального центра, регионов (субъектов Федерации) и бизнеса. Создание правового и организационного механизмов, обеспечивающих такое согласование, — основа стратегии устойчивого развития государства. Учитывая, что социальная политика на селе реализуется на различных уровнях, важно проанализировать деятельность по ее осуществлению местных органов исполнительной и представительной власти, местных элит.

5. Важнейшей составляющей социальной политики, в том числе и на селе, является социальная защита. Ее необходимо рассматривать как механизм, призванный ограждать, защищать людей от возможных нарушений прав, свобод личности, от административного произвола, от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека. Однако, значительное ограничение — участие государства в финансовом обеспечении сложившейся системы социальных гарантий и обязательств, несбалансированность между нарастающими потребностями в социальной защите и сокращением материальных возможностей государства, привели к катастрофическому росту бедности в сельских поселениях. Это оказывает влияние не только на демографическую, продовольственную и социальную безопасность, но и на политическую стабильность в обществе.

6. Социальная сфера на селе является неотъемлемой частью системы обеспечения устойчивости политического и экономического развития. Она многогранна, обладает сложной структурой, и практически большая часть детерминирующих ее показателей используется для характеристики других явлений в жизни общества (политической, экономической, научной, промышленной и других сфер). Социальная и экономическая политика нацелена на решение одной основной задачиулучшение благосостояния и стабильное развитие граждан и государства в целом.

7. В качестве безусловного приоритета новой активной социальной политики на селе должно быть выделено формирование эффективной системы распределения доходов, обеспечивающей уже в ближайшей перспективе смену модели социальной дифференциации, борьбу с бедностью и нищетой, систему тесной взаимозависимости параметров цены труда и стоимости рабочей силы, социальное страхование. Только реальные достижения в данном направлении способны принципиально воздействовать на внутреннюю социально-экономическую динамику, включить в действие механизм человеческого капитала.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— в изучении механизмов формирования социальной политики на селе всеми элементами политической системы, непосредственно участвовавшими в ее разработке на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

— в определении приоритетов социальной политики в сельских поселениях;

— в обосновании модификации и видоизменения целевой функции социальной сферы на селе в трансформационный период перехода к рыночной экономике и необходимости смены модели социальной политики;

— в выявлении социальных последствий доминирования на селе приоритета экономической политики на начальных этапах трансформационного процесса, в оценке нарушения принципа сохранения социального равновесия;

— в политологической оценке реализованных и перспективных федеральных и региональных социальных программ.

— в разработке концептуальных основ корректировки социальной политики на селе, включающих формирование эффективной системы распределения доходов, способной обеспечить смену модели социальной дифференциации и создание системы тесной взаимосвязи параметров цены труда и стоимости рабочей силы на базе создания конкурентного рынка труда.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее теоретические положения и выводы могут быть полезны для дальнейшего комплексного исследования социальной политики на селе и проблем устойчивого экономического развития государства как самостоятельно, так и во взаимодействии, а результаты — представительным и исполнительным органам разных уровней власти при выработке и реализации стратегии социально-экономического развития. Они могут найти применение в процессе последующего изучения вопросов макроэкономического регулирования российской экономики, в том числе АПК, обосновании ее дальнейшего совершенствования. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении ряда спецкурсов по соответствующей проблематике, при подготовке методических пособий и рекомендаций.

Апробация работы. Результаты и содержание диссертационного исследования отражены в 5 публикациях автора по теме, докладывались и обсуждались на двух научно-практических конференциях, на Всероссийском совещании по социально-экономическим проблемам села.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (227 названий).

Каковы выводы и предложения автора?

1. Социальная политика представляет собой совокупность решений, принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными органами и другими общественно-политическими структурами (социальной политики) и направленных на повышение уровня жизни членов общества (объектов социальной политики), а также мероприятий, способствующих практическому осуществлению этих решений.

Необходимым условием эффективного функционирования социального государства является реализация социальной ответственности всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина. Социальная ответственность может быть определена как ответственность субъекта конкретной сферы перед обществом.

Федеральные органы власти, руководствуясь Конституцией, несут социальную ответственность за: создание и обеспечение исполнения федеральных законов, гарантирующих активную социальную политику и эффективное функционирование социального рыночного хозяйстваразработку и реализацию социально-экономической политики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизниразработку и исполнение социальных целевых федеральных программ, в т. ч. повышения занятости населения и обеспечения их источниками финансированиякоординацию работы трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениямразвитие работы отраслей социальной инфраструктуры и их финансирование (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) — организацию работы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхованияформирование консолидированного бюджета, имеющего социальную ориентацию, и контроль за его исполнениеморганизацию трансфертов в депрессивные регионы и адресную социальную защиту нуждающихсяразработку государственных социальных стандартов.

Органы власти субъектов Федерации несут социальную ответственность за: разработку и исполнение региональных социальных программ, обеспеченных источниками финансирования, в т. ч. программ создания новых рабочих мест, занятости и функционирования регионального рынка трудаучастие в софинансировании федеральных социальных целевых программопределение величины прожиточного минимума, состава и объема региональной потребительской корзиныфинансирование соответствующих учреждений образования, здравоохранения, культурыучастие в софинансировании детского оздоровления, физкультуры и спортараспределение трансфертов по субъектам социальной сферы.

Переход общероссийского и региональных народнохозяйственных комплексов на принципы рыночной экономики остро поставил проблему выживаемости отраслей социальной сферы, находящихся на бюджетном финансировании. Сегодня переживают серьезный кризис в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике, эффективных рычагов социальной защиты и поддержки важнейших отраслей социальных услуг, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства. Возникновение и развитие коммерческого сектора в данной сфере с более высоким уровнем оплаты труда ведут к оттоку наиболее квалифицированных кадров специалистов из организаций социальной сферы в коммерческий сектор. В этих условиях возрастает значение поиска адекватных форм социальной поддержки отраслей социальных услуг, в том числе реформирования их организационно-хозяйственного механизма на принципах социальной рыночной экономики, обеспечивающих не только выживание данной сферы, но и дальнейшее развитие в рыночной среде.

Основным элементом социальной политики является поэтапное повышение минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Главными целями региональной политики в области доходов на селе являются:

— обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов сельских жителей;

— стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, необходимо дополнительно выделять государственные ресурсы, величина которых должна определяться с учетом региональных различии в минимальных социальных стандартах.

В целях минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная политика должна быть ориентирована на:

— совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;

— расширение прав субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.

При разработке социальной политики на селе необходимо учитывать особенности сельского образа жизни, сельский менталитет. Следует иметь в виду и то, что рыночные преобразования, затронувшие и сельские поселения, существенно повлияли на сельский уклад жизни, на психологический настрой жителей села.

Социальная сфера носит ярко выраженный территориальный характер, так как связана с обслуживанием людей, проживающих в разных поселениях, на разных территориях, в разных регионах. Заметим, что в нашей стране, впрочем, как и во многих других странах, бывших республиках СССР, существует значительная дифференциация по уровню обеспеченности населения жильем, коммунально-бытовыми услугами, медицинским и культурным обслуживанием и т. д. Здесь прямая связь с неравномерностью этнографических процессов и разными темпами экономического развития регионов1.

Учитывая территориальный характер социальной инфраструктуры, важно обеспечить комплексное развитие всех отраслей, связанных с Игнатов В. Г., Бутов В. И. Репюноведспие: экономика и управление. Третье издание. М., — Ростов н Д 2004. С. 396. обслуживанием населения. При этом необходимы, во-первых, учет региональных факторов, определяющих объем и структуру потребностей населения в услугах социальной сферыво-вторых, разработка нормативов, исходя из особенностей населенных пунктов регионав-третьих, достижение оптимальных межи внутрирегиональных пропорций в развитии социальной сферы и, наконец, обоснование инвестиций в те или иные отрасли социальной сферы.

Высокий уровень дифференциации регионов Российской Федерации по уровню экономического и социального развития ставит остро вопрос о необходимости проведения эффективной региональной политики. Региональная политика должна учитывать разнообразие природно-географических, национально-культурных факторов, своеобразие хозяйственного комплекса и научно-технического потенциала регионов, гармоничное развитие регионов России. Она направлена на разностороннее и гармоничное развитие регионов России, на всемерное использование благоприятных и ограничение действия негативных региональных факторов, на достижение общих стратегических целей и задач социального страны и ее регионов.

В законотворчестве субъектов РФ, к сожалению, еще не сложились устойчивые представления о сочетании традиционного и нового в социально-организационных принципах и структурах управления и самоуправления. Кризисная ситуация в стране, «пронизанность» каждого региона социальными конфликтами, отсутствие достаточной правовой базы осложняют повседневную деятельность государственных органов власти и органов местного самоуправления по обеспечению нормального социального функционирования сельских поселений. Организация их социального самоуправления в итоге идет как бы самотеком, в основном на первичных организационных уровнях (семья, трудовой коллектив, поселенческая и соседская общности). Под воздействием криминальной обстановки, при неуправляемости многих социальных процессов, эта организация начала переходить в свою противоположность — социальную дезорганизацию.

Решение проблем сельского развития и обеспечения роста уровня жизни сельских жителей потребует межведомственной координации и взаимодействия, направленных на создание альтернативных источников занятости сельского населения и повышение уровня его профессиональной подготовки, механизмов поддержки экономической активности сельского населения и участия сельских жителей в развитии социальной и инженерной инфраструктуры.

Без решения этой задачи не представляется возможным осуществить модернизацию аграрной отрасли, обеспечить рост уровня жизни сельских жителей, расширить налогооблагаемую базу региональных и муниципальных бюджетов.

Определяя цели современной агропродовольственной политики России на ближайшую перспектив, министр сельского хозяйства РФ А. Гордеев выделил три основных1:

Первая цель — повышение качества жизни граждан. И здесь продовольственная составляющая играет одну из основных ролей. Это как физическая, так и экономическая доступность продовольствия, качество питания.

Вторая важнейшая цель — продовольственная безопасность как составляющая общей экономической и национальной безопасности России.

И третья цель государства — обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Безусловно, они играют очень важную роль в геополитике, формировании нравственно-духовных начал в обществе, решении экологических задач. Именно сельское хозяйство несет на себе всю эту на.

1 А. Гордеев. К эффективной агропромышленной политике. Экономика сельского хозяйства России. К" 3. 2004. С. 3−4. грузку. Вот почему устойчивое развитие сельских территорий принципиально важно для всей России, ее геополитической инфраструктуры".

В числе главных задач, которые должны быть решены, министр РФ назвал рост сельскохозяйственного производства (на основе новых технологий, модернизации сельского хозяйства, обновление техники и оборудования) — определение справедливых цен на сельскохозяйственную продукциюобеспечение устойчивых доходов в сельском хозяйстве и, наконец, восстановление социальной сферы села.

Реформирование местного самоуправления предполагает перенесение центра тяжести в управлении экономическими и социальными процессами на сельские территории в сельские сообщества. Однако жизнь показала, что делегированное местным сообществам право не используется в полной мере. Причины этого заключаются в формировании неадекватных местным условиям моделей местного самоуправления и отсутствии финансовой базы.

Решение проблемы устойчивого развития сельских территорийдолгосрочная задача, достижение которой может быть осуществлено поэтапно. Исходя из этого предлагается.

В краткосрочной перспективе:

— принять направления совершенствования качества услуг для сельских территорий;

— заключить межведомственное соглашение об их постепенном достижении в рамках действующих ФЦП в зависимости от ежегодных возможностей федерального бюджета;

— этим же соглашением определить порядок совместного финансирования программных мероприятий из бюджетов всех уровней, внебюджетных источников, исключающий перекрестное финансирование;

— признать необходимым наличие в региональных программах блока по устойчивому сельскому развитию, имея в виду закрепление молодежи на селе;

— ввести практику заключения ежегодных межведомственных соглашений.

В среднесрочной перспективе:

— создать финансово-экономическую основу постоянно прогрессирующего развития сельских территорий;

— создать систему ассоциаций сельских муниципалитетов и малых сельских поселений.

— осуществить реализацию мероприятий, намеченных в концепции устойчивого развития сельских территорий, и региональных программ социально-экономического развития, направленных на повышение качества сельской жизни.

Такой подход позволит не только определить основные приоритеты и механизмы решения поставленных задач, но и скоординировать действия всех заинтересованных участников исходя из наиболее актуальных задач экономической и социальной политики Российской Федерации.

Государственная стратегия устойчивого развития сельских территорий основывается на следующих принципах:

— сохранения традиционных сельских территорий;

— развитие села как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции;

— развитие всех форм собственности на землю;

— преодоление обособленности села на основе расширения и углубления его связей с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему путем агропромышленной интеграции и кооперации, создания различных хозяйственных структур с совмещенными функциями (сельско-городские структуры) развития дорожнотранспортных коммуникаций, телефонной и других форм связи, создания единых систем общественного обслуживания населения, постепенная агломерация города и села в динамично развивающееся единство;

— взаимодействие программ по устойчивому развитию сельских территорий с мероприятиями агропродовольственной политики государства на ближайшую перспективу, в том числе со структурной перестройкой сельскохозяйственного производства (основной сферой занятости сельского населения);

— развитие социального партнерства между государством, муниципалитетами и сельским населением;

— максимальное вовлечение в хозяйственны оборот и повышение эффективности использования природных, материальных и человеческих ресурсов сельской местности на основе повышения эффективности институциональных преобразований и усиления мотивационных механизмов развития;

— экономическая и территориальная доступность социальных услуг и объектов социальной сферы для всех групп сельского населения;

— сочетание мер государственной поддержки с мобилизацией местных ресурсов, которыми располагают сельские сообщества;

— выравнивание межрегиональных уровней экономического и социально-культурного развития сельских территорий;

— демократизация жизни сельских сообществ, повышение участия населения в принятии решений, связанных с развитием производства, планировкой и застройкой поселений, другими аспектами жизни сельского социума путем развития коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, развития местного самоуправления, деятельности общественных и общественно-хозяйственных организаций.

Эффективность системы управления социальной сферой определяется качеством и доступностью социальных услуг на селе:

— Здравоохранение — гарантированный своевременный доступ к первичной медицинской помощи, расширение введения врачебных практик (семейный врач), обеспечение средствами связи для экстренных и неотложных вызовов;

— Социальная защита — гарантированное право на социальное обеспечение, а также социальное обслуживание престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, лиц, нуждающихся в социальной помощи;

— Образование — повышение качества образования на селе, реструктуризация сельских школ, компьютеризация сельских школ, развитие информационных технологий, включая доступ в Интернет;

— Телекоммуникационные сети и почта — обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугамисохранение сети отделений связи в сельской местности, включая расчетно-кассовое обслуживание;

— Транспорт — доступ к автобусному и железнодорожному сообщению;

— Торгово-бытовое обслуживание — возможность приобретения товаров и услуг по месту жительства;

— Жилищные условия — формирование организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизм ипотечного жилищного кредитования;

— Культура — доступность и расширение структуры услуг сельских учреждений культурно-досугового типа и библиотек.

— Информационно-консультационная служба — 100% доступ сельского населения к консультациям по юридическим, экономическим, агрономическим и другим вопросам.

Для совершенствования управления развитием социальной сферы инфраструктуры села, на наш взгляд, необходимо:

— создание межведомственных советов (комиссий), обеспечивающих координацию на федеральном и региональных уровнях, между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Российской Федерации;

— рекомендовать субъектам Российской Федерации ежегодно формировать планы социально экономического развития территорий на основе комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований;

— введение практики заключения межведомственных соглашений по следующим основным направлениям: здравоохранение, образование, телекоммуникационные сети и почта, транспорт, торгово-бытовое обслуживание, жилищные условиякультура, информационно-консультационное обслуживание населения;

— совершенствование системы расселения сельских жителей.

При формировании соответствующих направлений совершенствования качества услуг на селе большое значение также имеет определение основных направлений децентрализации услуг, имея в виду совершенствование структуры и функций государственных и негосударственных организаций различных уровней, расширение привлечения в эту сферу субъектов малого и среднего бизнеса.

Субъекты малого предпринимательства на селе имеют широкие перспективы развития практически во всех регионах страны. Их становление будет способствовать созданию устойчивой базы сохранения имеющихся сельских поселений, формированию «среднего» класса и соответственно улучшению финансового положения сельских жителей.

Политика поддержки малого бизнеса на селе, особенно, несельскохозяйственного, должна предусматривать формирование гражданского общества, развитие органов самоуправления и защиты интересов сельских жителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог, сказанному, необходимо подчеркнуть, что современные проблемы функционирования социальной сферы в сельских поселениях, разработка и реализация на практике эффективной социальной политики имеют политическую и социально-экономическую составляющие, существенно влияют на общественную жизнь не только сельского населения, но и всей страны и, следовательно, социальное государство, каким по Конституции является Россия, должно располагать развитой социальной сферой и эффективной социальной политикой, которая разрабатывается с участием органов власти и общества и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Российская газета, 2002 19 апреля.
  2. В.В. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. Российская газета. 2003. 17 мая.
  3. В.Ф. Российское земство: экономика, финансы, культура. М., 1996.
  4. Е. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М., 1998.
  5. Г. И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления. Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3.
  6. А.И. Социальная политика государства. М., 2002.
  7. Аграрная реформа в России: концепции, опыт, перспективы. Научные труды ВИА ПИ. Вып. 4. М., 2000.
  8. Аграрно-крестьянский вопрос в России. СПб. 1996.
  9. Н., Хилл С., Термер Б.-С. Социологический словарь. Пер. с англ. М., 1994.
  10. Ю.Алексеев С. И. Общественно-политические тенденции становления социального государства в России. Труд и социальные отношения. 2000. № 1.
  11. П.Алексеев В. В. Социальная инфраструктура муниципального района. Предпринимательство. 1997. № 1−2.
  12. Анализ уровня жизни населения и дифференциация доходов в регионах России при разработке адресных программ социальной помощи. М., 2001.
  13. А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике. Вопросы экономики. № 5. 1995.
  14. Н.Андреев Э. М. Новая социальная реальность: основные черты и способы движения. Социально-политический журнал. 1994. № 7.
  15. Антология социальной работы в России. Т. 1. М., 1994.
  16. Г. В. Управление: социальная ценность и эффективность. М., 1995.
  17. П.Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
  18. А. Совершенствование структуры управления регионального АПК. — АПК: экономика, управление.
  19. А., Егоров В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань. 1996.
  20. А., Егоров В., Жильцов Е. М. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М., 1993.
  21. М.В. Социальное государство: понятие функции. Материалы Конгресса «Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ» (26−27 апреля 1994 г.). М., 1994.
  22. М.В. Социальное государство: понятие функции. Материалы Конгресса «Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ». М., 1994.
  23. Е. Россия: проблема безработицы в переходной период. Проблемы теории и практика управления. № 1. 1993.
  24. Р. Словарь социальной работы. Перевод с англ. М., 1994.
  25. Г. Развитие сельских промышленных предприятий. Вопросы экономики. 2004. № 4.
  26. Л.А., Бутов В. И. Социальная сфера в рыночной экономике. Ростов н/Д. 1997.
  27. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. М., 1998.
  28. М.Ю., Карев В. М., Кузьминова М. Ф. Методические рекомендации по разработке программы занятости населения административного района города. М., 1992.
  29. С.М. Социальная политика в сфере труда. М., 1995.
  30. А. Инновационное обеспечение социального и кадрового развития на селе: теория и практика. Воронеж. 2003.
  31. С. Социальное государство это не миф. Российская Федерация сегодня. 2000. № 9.
  32. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование. М., 1987.
  33. В.Н. Уровень жизни населения России в период реформ: оценка, изменение, пути стабилизации. Свободная мысль. № 16. 1993.
  34. В.Н. Актуальные проблемы выработки и реализации социальной политики в современном мире.
  35. В. Экономический механизм и социальные отношения в коллективном хозяйстве: АПК: экономика, управление. 1997. № 1.
  36. JI. Оценка уровня социального развития села. АПК: экономика, управление. 1997. № 5.
  37. Бондаренко J1.B. Российское село в эпоху перемен. М., 2003.
  38. Т.А. Бедность в современной модели социального воспроизводства. Великие Луки. 2002.
  39. М.П. От социальных ценностей к социальному государству. М., 1977.
  40. Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семьями. М., 1992.
  41. М. Хозяйства населения: проблемы и тенденции развития. АПК: экономика, управление. 1998. № 9.
  42. П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка. Российский экономический журнал. 1996. № 3.
  43. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Под ред. Т. Шанина. М., 1997.
  44. Н.А., Гриценко Н. Н., Шарков Ф. К. Социальное государство. М., 2003.
  45. Ю.Е. Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. М., 2001.
  46. Ю.Е. Сущность, основа и главные черты социального государства. М., 2001.
  47. Ю.Е. Учебный социологический словарь.
  48. А.Г., Лапин В. А., Шароков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1997.
  49. Е.А. Формирование идей социального государства. Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998.
  50. Ф.И. Трапартизм: опыт мировой и отечественный. Человек и труд. 1997. № 11.
  51. М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку. СПб, 1995.
  52. П.К. Российская модель социального государства: сущность, мировой опыт, российская модель. Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2.
  53. Е. Социальная политика в России: урока 90-х. М., 2000.
  54. Г. Ф. Стратегия развития социальной сферы региона. СПб. 1998.
  55. JI., Клопов Э. Потери и обретение в России девяностых. Историко-социологические очерки экономического положения народного большинства. В 2-х ч. М., 2000−2001.
  56. В.Э. Социальная политика в условиях становления рыночных отношений: автореферат диссертации доктора экономических наук. Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. СПб. 1993.
  57. Государственная молодежная политика. Региональный опыт реализации. М., 1998.
  58. Государственная социальная политика и стратегия выживания хозяйства. Под ред. О. Ш. Шкаратан. М., 2003.
  59. И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб. 1998.
  60. Н.Н. Социальное государство: рождение и развитие концепции. Народонаселение. 2000. № 2.
  61. Н.Н. Социальному государству — эффективную социальную политику. Материалы Конгресса «Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ». М., 1994.
  62. Н.Н. Социальное государство: социально-экономический аспект. Российская Федерация социальное государство. М., 1996.
  63. Н.Н. Что такое социальное государство? Профсоюзы. 1997. № 12.
  64. У., Гатаулин Р., Шаяхметов И. Социальные проблемы села в центре аграрной политики. АПК: 1998. № 7.
  65. Г., Дигилина О. и др. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. М., 2002.
  66. Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов в РФ, их влияние на формирование пенсионного обеспечения.
  67. Деревня в начале века: революция и реформа. Сб. ст. Под общ. редакцией Ю. Афанасьева. М., 1995.
  68. В. Современный политологический словарь. М., 2000.
  69. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 1999 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств). М., Госкомстат. 2000.
  70. Г. С., Жуков В. И., Павлов B.C. Социальные доктрины в программах политических партий России в начале XX века. М., 1995.
  71. М., Бычкова С. Социальная статистика. М., 2003.
  72. В.И. Социально-экономическая ситуация социальная политика. Защитить человека. М., 1994.
  73. В.И. реформы в России: 1985−1995 годы. М., 1997.
  74. Жители российской деревни. Экономика сельского хозяйства России. 2004. № 5.
  75. Л., Москалев М. Концепция занятости сельского населения. АПК: экономика, управление. 1998. № 1.
  76. В.М., Ермакова Н. А. Уровень жизни населения как он понимается сегодня. Вопросы статистики. № 8. 2000.
  77. Э.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994.
  78. В.Г. О некоторых проблемах реформирования доходов населения.
  79. Н. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М., 2003.
  80. С.А., Тишин Е. В. Стандарты качества жизни в системе социального управления. СПб. 1998.
  81. В., Патрушев В. Социальный менеджмент. М., 2001.
  82. В.Н., Патрушев В. Социальные технологии. М., 1998.
  83. Н. Социальные вопросы инвестирования сельского хозяйства. АПК: экономика, управление. 1997. № 9.
  84. В.Г. Становление местного самоуправления в современной России. Ростов н/Д. 2004.
  85. В.Г., Бутов В. И. Местное самоуправление в России и его реформирование: история и современность. Ростов н/Д. 2004.
  86. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение: экономика и управление. М.-Ростов н/Д. 2004.
  87. В.Г., Батурин JI.A., Бутов В. И. и др. Экономика социальной сферы. Ростов н/Д. 2001.
  88. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. Изд. 2-е. Ростов н/Д. 2003.
  89. Т.В. Институциональные реформы в аграрном секторе экономики России. Ростов н/Д. 2001.
  90. С.В. Экономические основы системы социальной защиты. М., 1997.
  91. Н.М., Правовые ресурсы государственного управления в регионе. Регион: к новому качеству управления. Под науч. ред. Ю. Алексеева и А. Падучна. М., 2000.
  92. С.И. О концептуальных основах российской социальной политики. Общество и экономика. 1999. № 3−3.
  93. З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: Социологический анализ трансформационных процессов. Новосибирск. 2001.
  94. З.И., Вершинина Т. Н. От полной занятости к трудоизбыточной конъюнктуры. Методологические подходы к исследованию формирующегося рынка труда. Регион: экономика и социология. 2000. № 2.
  95. В.А. Экономические основы социального государства. Труд и социальные отношения. 2000. № 5.
  96. А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития. Экономист. № 12. 1992.
  97. В. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства в переходный период. М., 1995.
  98. В., Игнатова Т., Солодков Т. Социальное рыночное государство. Путь России? Ростов н/Д. 1997.
  99. Н.М. Влияние традиционной крестьянской культуры на становление рыночных отношений на селе. Проблемы перехода России к рыночной экономике. М., 1996.
  100. С.А. Изучение сельской местности в экономической и социальной географии. Вопросы географии. С. 115. М., 1980.
  101. М. Экономическое положение сельскохозяйственных производителей (по материалам социологического опроса). Вопросы экономики. № 5. 2004.
  102. В.В., Лавроненко И. М. Социальная политика и социальная работа. В 2-х ч. М., 2002.
  103. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. Под ред., Ю. М. Прусакова. Ростов н/Д. 2001.
  104. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 1997.
  105. Концепция социального государства Российской Федерации. Народонаселение. № 1. 2003.
  106. Концепция социального развития села. АПК: экономика, управление. 1996. № 3.
  107. Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. М., 1993.
  108. М. Аграрная реформа: крестьянство и власть. М., 2002.
  109. Краткий политический словарь. Изд. четвертое. М., 1987.
  110. Крестьянство и власть. Материалы конференции. Под ред. С. Есикова. М., Тамбов. 1996.
  111. В.Т. Социальное государство и его роль в становлении социального партнерства. Социально-гуманитарные знания. № 3. 2004.
  112. Н.П., Шабанов В. Роль личного подсобного хозяйства в формировании доходов и в потреблении сельского населения в условиях переходной экономики. Саратов. 2002.
  113. Р.П., Шабанов B.JI. Анализ структуры доходов сельских домохозяйств по альтернативным источникам информации. Вопросы статистики. 2000. № 8.
  114. Л.П., Викторов В. Н. Роль и значение социальной сферы в региональном развитии. Основы экономической теории. Кн. 2. Чебоксары. 1997.
  115. М. Адресная социальная поддержка населения: уровень местного самоуправления. М., 2003.
  116. М.И. Социальное законодательство: проблемы и перспективы. Российский журнал социальной работы. 1998. № 8.
  117. Н.А. Механизмы проведения государственной политики в социальной сфере. Народонаселение. № 2. 2003.
  118. Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
  119. Маятниковая миграция сельских жителей. Экономик сельского хозяйства. 2004. № 5.
  120. К.И. Российское общество: проблема выбора социально-экономической модели. Общество и экономика. 1999. № 3−4.
  121. В. Социальные проблемы села. Экономика сельского хозяйства. 1996. № 7.
  122. Н.В. Теория социального управления. СПб. 1998.
  123. Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР. М., 1974.
  124. В.А. Общественное воспроизводство и сфера услуг. М., 1968.
  125. Методологические положения по статистике. Вып. 1. Госкомстат РФ. М., 1998.
  126. А. и др. Возможности и методы социального регулирования: (зарубежный опыт). Экономист. 1998. № 7.
  127. Г. А. К вопросу о социально-экономической функции социального государства. Социальное государство: мировой опыт и реалии России. М., 2002.
  128. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994.
  129. А. Сельские поселения России. М., 2003.
  130. Осадчая. Социальная политика. М., 1999.
  131. Г. В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997.
  132. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. М., Госстандарт. 1992.
  133. Общая и прикладная политологии. Под ред. Жукова В. И. и Краснова Б. И. М., 1997.
  134. Очерк теории социализма. М., 1989.
  135. Основы социальной работы. Под ред. П. Павленка. М., 1997.
  136. А. Особенности формирования социального партнерства в агропромышленном комплексе. М., 2003.
  137. A.M. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994.
  138. В. Сельская Россия: 1991−2002. М., 2003.
  139. А. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа. М., 1995.
  140. А. От концепции «социальное развитие села» к концепции «сельское развитие». Экономика сельского хозяйства. 1997. № 9.
  141. Н. Административно-территориальная реформа и территориально-хозяйственные уклады. Вопросы экономики. 2004. № 5.
  142. Политическая энциклопедия. М., 1999.
  143. В.Г., Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа. М., 1998.
  144. Права человека и работа в социальной сфере. ООН. Ныо-Йорк- Женева. 1995.
  145. Предложения по формированию многоукладной социальной сферы села. Под ред. Бондаренко Л. В. М., 1998.
  146. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 гг. Думский вестник. М., 1996. № 10.
  147. Ю.В., Водопьянов С. В. Современные проблемы финансирования социальной сферы. Финансы. 2001. № 3.
  148. Н. Социальная инфраструктура российской деревни. АПК: экономика, управление. 1996. № 1.
  149. . Социальная защита. М., 2000.
  150. В.П. Социальная справедливость и рыночные отношения. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992.
  151. Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2001,2002,2003,2004.
  152. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. Под ред. Н. Слепцова. М., 1998.
  153. Реформа социальной сферы: федеральный и региональный аспекты. Экономист. 1998. № 5.
  154. Н. Социальная защита населения. М., 1996.
  155. Н. Тенденции бедности в России. Бедность в России: государственная политика и реакция населения. Вашингтон: Всемирный банк. 1998.
  156. Г. А. Доходы и занятость сельских жителей. Аграрная реформа: экономика и право. 2000. № 3.
  157. А., Галанц В. Социальная сфера: новый взгляд на проблемы развития. Человек и труд. 1998. № 1.
  158. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере. Социальная политика. Под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2002.
  159. А. Черкасов Г., Ширкоов Г. Аграрные отношения и аграрная политика в современной России. М., 2002.
  160. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М., 2001,2002, 2003.
  161. Российская энциклопедия социальной работы в 2-х томах. М., 1997.
  162. Сельская местность: территориальные аспекты. М., 1985.
  163. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения в России. М., 1999.
  164. В. Забота о сельчанах. Экономика сельского хозяйства России. 2004. № 4.
  165. Е. Аграрная реформа в России. М., 1995.
  166. Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости. М., 1997.
  167. С.Н. Об определении социальной политики. Российские реформы: социальные аспекты: материалы научно-практической конференции. М., 1998.
  168. С., Исаев Н. и др. Социальное обеспечение экономических реформ. М., 2002.
  169. Е.Р., Ярская В. Н. Рабочая программа магистерского курса по направлению «Социальная работа». Саратов. 1998.
  170. В.Г. Модели социального партнерства. Социально-политический журнал. 1998. № 5.
  171. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.
  172. Современный экономический словарь. Составители Райсберг Б., Лазовский JI. и др. М., 1972.
  173. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства РФ. Ежегодный доклад Минсельхоз РФ. 2002. М. 2003.
  174. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Вып. 3. М., 2002.
  175. Социальная защита населения в регионе. Под ред. В. Г. Попова. Екатеринбург. 1999.
  176. Социальная политика. Толковый словарь. Под ред. Н. Волкова. М., 2002.
  177. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. Сб. Московский Центр Карнеги. М., 1996.178 179 180 181 182 166 370 216 837 120.188189190191192193
  178. Социальная политика России: история и современность. Новочеркасск. 1999.
  179. Социальная политика период, переход к рынку: проблемы и решения. Под ред. А. Ослунда и М. Дмитриева. М., 1996. Социальная инфраструктура села и ее финансирования. Экономика сельского хозяйства. 1998. № 7.
  180. Социальная сфера России. Статистический сборник. М., 1996. Социальная сфера: политическое и духовное развитие общества. Отв. ред. В. Н. Иванов, В. З. Рогозин и др. М., 1991. Социальная энциклопедия. М., 2000.
  181. Социальное развитие села: проблемы и тенденции АПК: экономика, управление. 1998. № 2.
  182. Социальное государство. Краткий словарь-справочник. М. Социальное государство: мировой опыт и реалии России. Под ред. Г. Николаева. М., 2002.
  183. Социальное партнерство: Словарь-справочник. Изд. 2-е. М. 2002. Социальный потенциал села в условиях перестройки. Под ред. С. Круковского. Минск. 1990.
  184. Социальное положение и уровень жизни населения России. Госкомстат России. Официальное издание. 2003. М., 2002. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996.
  185. Социально-экономические проблемы России: Справочник. СПб. 1999.
  186. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях. Под ред. Е. Н. Жильцова, П. Н. Ломанова. М., 1998.
  187. А.Е. Уровень жизни населения России: 1992−2002гг. по материалам официальных статистических наблюдений. М., 2003.
  188. Сфера услуг. Новая концепция развития. М., 1990.
  189. Теория социальной работы. Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.
  190. Территориальное управление экономики. Словарь-справочник. М., 2001.
  191. Тимофеев Социальное развитие села. Экономист. 1998. № 2.
  192. Е.В. Актуальные проблемы социального развития и пути их решения. Экономист. 1997. № 4.
  193. Е.В. Теоретические основы формирования социальной политики на местном уровне. Гуманитарные науки. 1997. № 2.
  194. В. К вопросу о российской концепции социального государства. Человек и труд. 1998. № 9.
  195. В. Основные модели социального государства. Человек и труд. 1998. № 6.
  196. Торлопов Основные направления социальной политики в условиях рыночной экономики. Российский социально-политический. 1998. № 3.
  197. В. Материалы научно-практической конференции «Реформа социальной сферы: потребности и перспективы (федеральные и региональные аспекты)». Экономист. 1999. № 1.
  198. И. Социально ориентированная экономика веление времени. Экономика сельского хозяйства. № 5. 2002.
  199. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Под ред. Е. В. Тишина. М., 2001.
  200. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  201. А.А. Становление и развитие системы социального партнерства в России. М., 1996.
  202. А.Ф. Социальная политика в переходном обществе: Россия и мировой опыт. М., 1995.
  203. Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.
  204. Е.И. Социальная работа на селе: история и современность. М., 2004.
  205. Е.И. Социальная политика. М., 2001.
  206. Ф.И. Социальному государству быть. Народонаселение. 2002. № 4.
  207. Ф.И. Основы региональной социальной политики. М., 2000.
  208. А.В. Изменение модели социального развития. Российские реформы: социальные аспекты: Материалы научно-практической конференции. М., 1998.
  209. С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990.
  210. И. Расселение и социальная инфраструктура села. Экономика сельского хозяйства. 1977. № 12.
  211. А.Н., Юркова С. Н. Территориальные и организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2004.
  212. А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление). М., 2000.
  213. М.В. Надо наполнить идею социального государства реальным содержанием. Солидарность. 1999. № 30.
  214. Экономика и управление социальной сферой СПб. 1996.
  215. А. Экономические отношения и мотивация труда в сельском хозяйстве (теория и практика). М., 2002.
  216. Т. Совершенствовать медицинское обслуживание сельского населения. Экономико-сельского хозяйства России. № 3.2004.
  217. Ciecholewski Chr. Les institutions au trichiennes //Rev. Administra- ' tive. — P. 1992. — A. 45. № 269. — P. 446—450.
Заполнить форму текущей работой