Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интернет как инструмент международной политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие «сетевых союзов» в новой глобальной ситуации способно подорвать основы международного права. Так, по отношению к Интернету до сих пор не отработан четкий свод правил и положений, регулирующих деятельность его индивидуальных пользователей и сетей1. «…Впервые в истории люди поставлены в глобальные (в перспективе) социальные сети. Системы производства и рынки координируются на уровне мира… Читать ещё >

Интернет как инструмент международной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • основные направления, возможности и перспективы использования Интернета как средства международной политики;
  • • сущность концепций «интернет-революция» и «сетецентрическая война»;
  • • приемы и методы использования Всемирной сети как инструмента международной политики государствами при реализации своих внешнеполитических целей;

уметь

  • • анализировать проблемы использования Интернета как инструмента международной политики;
  • • выявлять признаки использования Всемирной сети в качестве инструмента реализации внешнеполитических целей государств;

владеть

  • • навыками осуществления анализа сетевых технологий, используемых в международных отношениях и внешнеполитической деятельности;
  • • Всемирной сетью как инструментом международной политики в установлении, налаживании и развитии международных связей.

Интернет как современное средство массовой коммуникации, перспективы использования в международной политике

В условиях возрастающей информатизации и политической открытости государства становятся все более уязвимыми перед теми, кто доминирует в информационных технологиях, интернетпространстве, поскольку Интернет становится главным средством манипулирования общественным сознанием. Интернет — наиболее эффективный компонент умной силы и главный театр информационных войн будущего (см. в гл. 8).

Объединение компьютеров в локальные и глобальные сети — важнейшая закономерность информатизации.

Темпы развития сетевых технологий, масштабы и последствия их внедрения буквально во все сферы общественной жизни являются беспрецедентными для мировой истории. Совершенствование политики государства предполагает комплексный учет тенденций и перспектив научно-технического прогресса как важнейшего фактора социальных перемен.

История сети Интернет В 1957 г. Министерство обороны США поставило перед учеными задачу обеспечения надежности управления стратегическими ядерными силами. Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть, поскольку сетевая структура устойчивее иерархической.

К 1969 г. сеть объединила и научные учреждения, выполнявшие ее разработку. Она была названа ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network). Эта сеть начала активно расти и развиваться, ее стали использовать ученые из разных областей. ARPANET стала национальной научной сетью США.

В 1971 г. через сеть стало возможно оправлять электронную почту.

В 1973 г. через трансатлантический телефонный кабель к сети были подключены Великобритания и Норвегия.

В 1982—1983 гг. были стандартизированы протоколы передачи данных, которые начали бурно развиваться в конце 1970;х гг.

Сначала название «Интернет» закрепилось за сетью ARPANET. Но в 1985 г. на территории США была создана и другая межуниверситетская сеть NSFNet. На первых порах эти сети конкурировали, но впоследствии объединились на основе NSFNet.

В 1989 г. знаменитый британский ученый сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли (Sir Timothy John Berners-Lee) предложил концепцию Всемирной паутины (World Wide Web). Он же разработал протокол HTTP, язык HTML и идентификаторы URL.

В 1990;е гг. Интернет объединил большинство существовавших тогда сетей, стал популярным средством для обмена информацией.

С 1991 г. Всемирная паутина стала общедоступна в Интернете.

В 1993 г. появился знаменитый веб-браузер[1] NCSA Mosaic. Этот браузер имел удачный пользовательский интерфейс, что привело к взрыву интереса к сети.

С 1995 г. Всемирная паутина стала основным поставщиком информации в Интернете. Можно утверждать, что Всемирная паутина преобразила Интернет и сформировала современный облик этой сети. Часто эти понятия не различают.

К 1997 г. в сети работало уже около 10 млн компьютеров, было зарегистрировано более 1 млн доменных имен.

Всемирная есть быстро стала эффективным и популярным средством массовой коммуникации в политической, экономической, научной, образовательной деятельности в развитых и развивающихся странах. В настоящее время Интернет более или менее регулярно используют более 3 млрд человек.

Развитие Интернета привело к формированию сетевых общностей людей, которые играют растущую роль в политике, в международных отношениях. Локальные общности могут иметь национальную специфику, отражать особенности политических режимов своих стран; в этом проявляется диалектичность социальных отношений в виртуальной реальности. Как считают исследователи, структура глобальной социальной общности киберпространства состоит из макросоциальных и микросоциальных виртуальных сетевых сообществ. Макрои микросоциальные сообщества взаимосвязаны.

Макросоциальные сообщества национальных сегментов Интернета включают:

  • • порталы;
  • • электронные СМИ;
  • • сообщества, объединенные вокруг персональных страничек пользователей (блоги и т. п.);
  • • социальные сети и др.

Микросоциальные сообщества соответствуют малым социальным группам в социологии и обычно формируются по увлечениям и вокруг профессионалов в какой-либо области творчества (например, сообщество любителей флористики). Такие сообщества существенной политической роли не играют.

При этом важно отметить, что виртуальные сетевые сообщества относятся к категории саморегулирующихся и самопреобразующихся социальных систем. Опыт многих стран свидетельствует, что резкие качественные изменения роли компьютерных сетей в жизни общества проявляются после того, как услугами этих сетей начинает пользоваться более 15% населения страны.

В наши дни можно с уверенностью говорить о формировании некой социальной системы киберпространства, которая выступает как новая глобальная социальная общность.

Социальная общность киберпространства — новая форма общественной жизни людей, носящая глобальный, наднациональный и чаще надполитический характер, но все шире используемая в политических целях.

Интернет как информационная технология — достояние всего человечества, поскольку у сети нет формального собственника. Интернет нельзя выключить целиком, поскольку маршрутизаторы сетей не имеют единого внешнего управления.

3 июня 2011 г. принята резолюция ООН, признающая доступ в Интернет базовым правом человека. Таким образом, отключение тех или иных регионов от Интернета формально является нарушением нрав человека.

Рунет Русскоязычная часть Интернета существует с 1990 г. и получила название «Русский интернет», или Рунет.

Рунет — часть Всемирной паутины, имеющая национальные домены «.su», «ли», «.рф».

День Интернета в России празднуется 30 сентября.

Интернет является эффективным средством коммуникации, поиска, хранения и распространения информации. Вместе с тем, распространение информации в Интернете имеет ту же природу, что и слухи в социальной среде. Если к информации есть большой интерес (сенсационность), она распространяется быстро и широко.

Сначала Интернет развивался стихийно, и только на этане превращения его в глобальную сеть и проникновения в другие государства, международные акторы стали проявлять интерес к его функционированию. Стоит отметить, что в Интернете присутствуют информационные ресурсы п возможности, опасные для некоторых групп населения, в первую очередь, несовершеннолетних. С другой стороны, военнослужащие в ряде ситуаций не должны иметь доступ в Сеть. Это привело к попыткам правительств многих стран ввести ограничения на пользование Интернетом. Государственные власти стали запрещать доступ к отдельным сайтам, вводить системы контроля и фильтрации трафика между провайдерами и международными сетями и даже государственную монополию на само подключение к сети (например, реализованный в КНР проект «Золотой щит»).

Некоторые государства добиваются официального признания Интернета средством массовой информации со всеми вытекающими для СМИ ограничениями[2]. Противники подобных ограничений утверждают, что Интернет является просто носителем информации, информационной средой, что статус СМИ можно относить только к некоторым сайтам. Однако пока возможности цензуры сети ограничены и ни одно государство в мире не решилось полностью отключить внутренние сети от Интернета и других внешних сетей.

Интернет предоставляет широкие технические возможности для государственного управления, а также для международной политической деятельности. Сетевые технологии сделали более прозрачным механизм функционирования государственной власти. Интернет позволяет дать более объективную и качественную оценку деятельности политиков. Последние, используя информационные технологии, следят за тем, как общество реагирует на принимаемые политические решения, стараются представить себя в выгодном свете, не допускать общественных волнений и т. д.

Пример В последние годы в России началась реализация проектов создания так называемого электронного правительства[3].

«Электронное правительство» предназначено:

  • • для повышения оперативности и качества государственного управления;
  • • оптимизации предоставления государственных услуг;
  • • поддержания и расширения возможностей самообслуживания граждан;
  • • роста осведомленности и информационной культуры граждан;
  • • повышения степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • • снижения негативного воздействия фактора географического местоположения (отдаленности от органов власти).

Наличие «электронного правительства» в перспективе будет способствовать формированию гражданского общества, позволит людям более активно проявлять свою гражданскую позицию, требовать от политиков выполнения своих предвыборных обещаний, что расширит возможности самого гражданского общества по контролю над властью.

В то же время Интернет все шире используется в международных отношениях и как средство политической борьбы. Формы использования Интернета в политической борьбе:

  • политическая активность — форма использования Интернета для выражения политических взглядов без экстремистских или подрывных целей,
  • хактивизм — действия, направленные на использование хакерских приемов для нарушения нормальной работы участков сети, но не причиняющие серьезного ущерба;
  • кибертерроризм — политически ориентированные хакерские действия, совершенные с намерением причинить серьезный ущерб жизни людей, экономике (например, проникновение в систему управления полетами для того, чтобы устроить авиакатастрофу).

В связи с усилением политической активности в стране В. Путин в своей предвыборной статье «Демократия и качество государства» предложил ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в Интернете. Похожая практика действует в ряде стран, например в Великобритании1.

Многие некоммерческие организации (НКО) в России занимаются политической деятельностью, активно используя Интернет. В. Путин в июле 2012 г. подписал Закон[4][5], согласно которому НКО, финансируемые из-за рубежа должны регистрироваться как иностранные агенты. Аналогичный закон, но с более жесткими требованиями, действует и в США[6].

Для террористов электронные средства представляют некоторое преимущество по сравнению с физическими. С их помощью можно действовать отдаленно и анонимно, они дешевы, не требуются взрывчатые вещества, но эффект может быть не меньше, чем при использовании традиционных средств. Так, нарушение работы системы управления транспортным узлом, электростанцией, химическим предприятием и т. п. может причинить более существенный ущерб, чем взрыв.

Интернет облегчает привлечение сторонников, формирование международных сообществ и коалиций, позволяет координировать действия на региональном или международном уровнях. С помощью Интернета оппозиционные силы в тоталитарных государствах могут обойти правительственную цензуру.

Одно из важных международных последствий хакерских действий — власти подвергшейся нападению страны чаще всего приписывают нападение иностранному правительству, чем небольшой группе активистов, которая фактически произвела его. Это может создать напряжение в международных отношениях и привести к более серьезному политическому конфликту.

Интернет может использоваться как средство государственного терроризма и как новая форма международной политической борьбы (интернет-война).

Пример Война за Косово в 1999 г. считается первой интернет-войной. Правительственные организации, неправительственные структуры и лица с обеих сторон стремились использовать сеть Интернет для распространения информации, ведения пропаганды, причинения ущерба противнику, привлечения новых сторонников. Хакеры использовали сеть для осуждения военных действий Югославии или НАТО, для нарушения работы правительственных компьютеров и получения контроля над сайтами. Следует признать, что белградские хакеры во время конфликта в Косово организовывали весьма эффективные атаки против серверов НАТО. Они бомбардировали серверы командами, проверяющими, работает ли сервер и связан ли он с Интернетом. Ожидаемым эффектом таких атак была перегрузка линий сервера-мишени.

Политики и общественные деятели использовали Всемирную паутину для того, чтобы их призывы достигли как можно более широкой аудитории. В сети обсуждались спорные вопросы, шел обмен текстами, фотоснимками и видео. В апреле 1999 г. газета Лос-Анджелес Таймс (Los Angeles Times) даже написала, что Косовский конфликт превратил киберпространство в нематериальную военную зону, где сражение за умы и сердца ведется с помощью электронных изображений, групповых почтовых рассылок и хакерских нападений.

До настоящего времени страны третьего мира, неспособные в силу экономических, культурных, политических и иных причин самостоятельно защищать свои позиции в мировой политике, были защищены авторитетом и конкретными шагами международных организаций, могли рассчитывать на их поддержку. Плюс ко всему, на стороне этих стран было международное право, положения которого признавались всеми акторами мировой политики.

Развитие «сетевых союзов» в новой глобальной ситуации способно подорвать основы международного права. Так, по отношению к Интернету до сих пор не отработан четкий свод правил и положений, регулирующих деятельность его индивидуальных пользователей и сетей1. «…Впервые в истории люди поставлены в глобальные (в перспективе) социальные сети. Системы производства и рынки координируются на уровне мира. СМИ достигают своими посланиями массы людей во всем мире. Информатика позволяет взаимодействовать на расстоянии. Материальные и символические коммуникации означают сжатие времени и пространства. Но нет нормативного консенсуса, отвечающего всему этому и способного основать приемлемые для широкой общественности институты демократического глобального управления»[7][8].

Таким образом, развитие новых средств коммуникации, современных информационных и коммуникационных технологий в первое десятилетие XXI в. не могло не оказать влияния как на взаимодействие отдельных государств в рамках глобализации, так и на систему международных отношений в целом. Наиболее ярко это проявилось в так называемых «цветных революциях», «арабской весне» и других знаковых процессах, свидетелями и участниками которых мы стали в последние годы.

  • [1] Браузеры — компьютерные программы для просмотра веб-страниц. Самыепопулярные из них в настоящее время — «Google Chrome», «Opera», «MozillaFirefox», «Internet Explorer» и «Safari».
  • [2] См.: Закон РФ от 27.12.1991. № 2124−1 «О средствах массовой информации».
  • [3] См.: Связи с общественностью в органах власти: учебник для бакалавров /под рсд. М. М. Васильевой., 2014.
  • [4] Путин В. В. Демократия и качество государства // Коммерсант. 2012. 6 февраля.
  • [5] Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении измененийв отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
  • [6] Foreign Agents Registration Act (1969).
  • [7] См.: Связи с общественностью в органах власти.
  • [8] Мартинелли А. Рынки, правительства и глобальное управление (ДокладXV Конгрессу Международной социологической ассоциации, Брисбен, 2002) //Социологические исследования. 2003. № 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой