Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы сравнительного анализа политической культуры России и США

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перспективы формирования демократической культуры в России определяются возможностью преодолеть факторы воспроизводства авторитарно-патриархальной политической культуры, создать условия для ее постепенного отмирания. Авторитарная культура коренится в традиционном экономическом уладе российской действительности, в котором отсутствует сколько-нибудь развитая свобода производителя и потребителя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Основные методы и принципы сравнительного анализа политической культуры
    • 1. Теоретико-методологические основы изучения политической культуры общества
  • §-2.Проблемы типологизации и систематизации политической культуры различных стран
  • Глава II.
  • Основные ценности политической культуры России
  • §-1.Роль цивилизационных факторов в формировании политической культуры России и российского менталитета
  • §-2.Ценности современной политической и электоральной культуры России
  • Глава III.
  • Доминанты и ценности политической культуры США
  • §-1.Роль цивилизационных факторов в формировании политической культуры США и американского менталитета
  • §-2.Ценности и особенности американских региональных политических культур
  • З.Политическая культура США в условиях постиндустриального развития

Проблемы сравнительного анализа политической культуры России и США (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и значимость проблемы. Важную роль в общественном развитии играет политическая культура. Она представляет собой составную часть общей культуры общества, связанной с политикой и включает в себя накопленный политический опыт, политико-мировоззренческие цености, характер представлений о власти и политике в целом, политические ориентации, установки и предпочтения, стиль поведения и участия людей в политике. От содержания, ценностей и уровня развития политической культуры, во-многом зависят темпы и характер политических преобразований, особенности политического процесса, развитие других сфер общественно-политической жизни. Политическая культура оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических институтов, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества. Известный исследователь сравнительной политики П. Шаран отмечал, что «Политическая культура — это набор подходов, чувств и представлений, придающих упорядоченность и значение политическому процессу и обеспечивающих основополагающие, исходные предположения и правила, которые определяют поведение в политической системе. Она включает как политические идеалы, так и ориентирующие нормы политического устройства. Политическая культура, таким образом, это проявление психологического и субъективного измерений в политике в агрегированной форме» .

Политическая культура неразрывно связана с участием в политике. Она представляет собой своеобразное опосредующее звено между социально-экономическими интересами, социальным статусом, моральными нормами отдельного человека, социальных групп, вовлеченных в политический процесс, с одной стороны, и их политическим поведением — с другой. Известный российский исследователь К. С. Гаджиев писал, что «Политическая культура.

1 Шаран П. Сравнительная политология. В 2-х частях. Ч. II / Пер. с англ. — М.: Российская академия управления, 1992, — С. 153. способствует формированию определенных типов политического поведения, придает ему специфическую направленность" 2.

Важным направлением исследования политической культуры является сравнительное изучение ее влияния на политическое поведение и деятельность людей в различных социокультурных средах. Философы, политологи, социологи, культурологи и историки ишут ответы на вопросы о том, как те или иные политико-культурные ценности воздействуют на социополитический генезис различных обществ, проявляются в политическом поведении и деятельности людей в разных политических системах. Характерно, что многие известные исследования в области философии и политических наук были осуществлены, именно, как компаративистские. Основатели европейской традиции в политических науках — Платон и особенно Аристотель — выступали как основатели компаративистики. Научное направление, связанное с проблемами компаративистского изучения политических культур и политического участия в различных странах, представляется весьма перспективным.

Существенное значение имеет сравнительное изучение российской и американской политических культур. Анализ политико-культурных особенностей развития этих двух великих держав, их сравнительный характер позволит нам лучше понять сущность, доминанты и различия политического развития, как России, так и США. Такой анализ позволит выяснить сущностные характеристики и специфику «политического человека» в России и США, особенности проявления «человеческих качеств» в политике, его долговременного и текущего влияния на политические процессы и функционирование политических систем, позволит это учесть в политической прогностике. у.

Хорошо известно, что основе политико-культурных традиций России и США исторически лежали различные ценностные установки и доминанты. В этой связи особенно важным представляется дать сравнительный анализ.

2 Введение в политологию / К. С. Гаджиев и др. — М.: Просвещение, 1994, — С. 223. политической культуры России и США за последнее десятилетие, в условиях, когда по некоторым формальным параметрам у этих государств наметилось определенное сходство, исследовать почему американская либеральная традиция I 59 ° *¦" плохо приживается на российской почве, определить ценностные приоритеты российской политической культуры. Много неизученных пока проблем возникает с переходом американского общества в стадию постиндустриализма и соответствующей рефлексией его политической культуры. Весьма важен также анализ политико-культурных особенностей развития России, особенно в | последние годы, исследование изменений в ценностных приоритетах россиян в связи с особенностями развития российского общества на рубеже третьего тысячелетия. Существенное значение приобретает вопрос о воздействии политической культуры на результаты избирательных кампаний и выборов, о месте и роли электоральной политической культуры россиян на рубеже веков и тысячелетий.

Состояние научной разработанности проблемы. Традиция изучения влияния культуры на политику, их взаимосвязи, нисходит к истокам философии политики. Важный вклад в разработку философских и теоретических аспектов этой проблемы внесли такие известные мыслители, как Аристотель, Н. А. Бердяев, М. Вебер, Г. Гегель, И. Гердер, Н. Я. Данилевский, Т. Джефферсон, И. А. Ильин, И. Кант, В. И. Ленин, Н. Макиавелли, К. Маркс, Конфуций, Ш. Л. Монтескье, Платон, Г. В. Плеханов, К. Поппер, П. Сорокин, А. Тойнби, А. Токвиль, П. Я. Чаадаев, О. Шпенглер, К. Ясперс и др.

С введением северо-американскими учеными в начале 50-х годов XX в. в широкий научный оборот категории «политическая культура», исследования в этом направлении стали проводиться особенно активно. Проблемы политической культуры рассматриваются в трудах таких известных западных политологов, как Г. Алмонд, Д. Аптер, Р. Арон, Ж. Блондель, А. Боднар, П. Бурдье, Ф. Бро, С. Верба, Е. Вятр, А. Гидденс, Р. Даль, Л. Диттмер, Р. Доуз, М. Дюверже, Д. Истон, А. Когга, С. Липсет, Г. Лассуэлл, Х. Макклоски, Д. Маккуэйл, Ч. Мерриам, А. Милбрет, Л. Пай, Р. Путнэм, В. Розенбаум, Р. Такер, Л. Халман,.

С.Хантингтон, Д. Хелд, М. Херманн, П. Шаран, Р.-Ж.Шварценберг, Д. Элазар, о.

П.Эстер и др .

Можно выделить первый опыт международных сравнительных исследований политических культур различных стран. Он отражен, в частности, в коллективной монографии российского ученого В. О. Рукавишникова и I голландских исследователей Л. Халмана и П. Эстера «Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения» 4.

Различные аспекты политической культуры и политического участия рассматриваются в трудах ряда российских исследователей. Среди них можно выделить работы Т. А. Алексиной, М. Г. Анохина, Г. К. Ашина, Э. Я. Баталова, А. Г. Белова, Ф. М. Бурлацкого, П. П. Гайденко, К. С. Гаджиева, П. К. Гречко, Г. В. Голосова, Г. Г. Дилигенского, Б. С. Ерасова, В. В. Ильина, В. Д. Зотова, Ю. В. Ирхина, А. В. Кортунова, В. С. Комаровского, Н. Д. Косухина, А. П. Кочеткова, М. П. Мчедлова, Е. В. Морозовой, А. А. Нуруллаева, А. С. Панарина,.

3 The Civic Culture Revisited // Almond G., Verba S.-Boston, Toronto, 1980; Communication Theory Today // Crowley D., Mitchel D. — T.J.Press, Padstow, Cornwall, G.B., 1994; Culture and Social Character // Lipset S., Lowental L. — Glencoe, 1961; Divided Knowledge: Across Cultures, Across Disciplines // Easton D. — Newbury Park, Sage, 1991; Political Culture, Public Policy and the American States // Kingsaid J. — Philadelphia, 1982; Political Culture and Political Development // Pye L. — Princeton, 1965; Political Psychology // Hermann M.G. — San Francisco, 1986; Almond G., Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. — Princeton. N.Y., 1963; Aron R. Democratic et totalitarisme. — P., 1965; Blondel J. Political Leadership. — 1987; Brint M. A Genealogy of Political Culture. — Boulder, Colorado, USA, 1991; Garnham N. Capitalism and Communication. Global Culture and the Economics of Information. — L., 1992; Giddens A. Sociology. — Cambr., 1989; Dowse R.E., Hughes J.A. Political Sociology. — L., 1986; Elazar D. The Politics of Belleville. Philadelphia, 1971; Ester P., Halman L., Rukavishnikov V.O. From Cold War to Cold Peace? A Comparative Empirical Study Of Russian And Western Political Cultures. Tilburg: Tilburg University Press, 1997; Huntington S. The Clash of Civilization? // Foreign Affairs, summer, 1993; Ladd E.C. The American Polity. The Peoples and Their Covernment. — N.-Y. — L., 1985; Lasswell G. The Analysis of Political Behavior. -L., 1947; Merriam Ch.E. New Aspects of Politics. — The Yniversity of Chicago Press, Chicago and London, 1970; McQuail D. Media Performance, Mass Communication and the Public Interest. -L., 1993; McQuailD., Milbrath L., CoelM. Political Participation. Chicago. — 1977; Rosenbaum W. A Political Culture. — N.Y., 1975; Sharan P. Theory of Comparative Politics. -New Delhi, 1984; Schwartzenberg R.-J. Sociologie Politique, 4-eme ed. — P., 1988.

4 Рукавишников В. О., Халман Д Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения / Пер. с англ. — М.: «Совпадение», 1998.

Ю. С. Пивоваров, О. В. Рукавишникова, А. И. Соловьева, Б. С. Старостина, А. М. Ушкова, Е. Б. Шестопал, Г. В. Шешуковой, В. А. Щегорцева и др 5.

Несмотря на наличие научной литературы по общим проблемам развития политической культуры, специальных работ по компаративистике политических культур России и США пока практически нет, недостаточно разработана и методология их сравнительного анализа. Данная диссертация по сути представляет первую попытку комплексного сравнительного исследования политических культур российского и американского обществ.

Целью настоящего исследования является сравнительный анализ сущностных черт и особенностей политической культуры российского и американского обществ.

Исходя из этой установки были определены следующие задачи: — проанализировать содержание категории «политическая культура», рассмотреть основные научные трактовки этого понятия;

5 Запад-Россия: Культурная традиция и модели поведения / А. Б. Богатуров,.

A.В.Кортунов. — М.: Московский научный общественный фонд, 1998; Новая Россия. Становление правовой и политической культуры / А. Д. Богатуров, А. В. Кортунов. — М., 1998: Обновление политической системы России. Под ред. М. Г. Анохина,.

B.С.Комаровского, Ю. И. Матвиенко. — М. Д996- Обновление России: трудный поиск решений. Современное общество и политический процесс / М. К. Горшков, В. В. Петухов, А. И. Козырь. — М.: РНИСиНП, 1998; Политическая культура: теория и национальные модели / К. С. Гаджиев. — М.: Интерпракс, 1994; Российская политология / П. И. Симуш. — М.: РАГС, 1995; Российская цивилизация (этнокультурные и духовные аспекты) / М. К. Горшков, Э. Г. Филимонов, Е. С. Элбакян. — М.: РНИСиНП, 1998; Алексина ТА. Философские проблемы культуры. — М.: Изд-во РУДН, 1991; Анохин М. Г. Политическая система: переходные процессы. — М., 1996; Баталов Э. Я. Политическая культура современного американского общества. — М.: Наука, 1991; Галаганова С. Г., Ушков A.M., Фролова М. А. Сравнительная политология: Запад — Восток — Россия. — М.: МГТУ, 1994; Голосов Г. В. Сравнительная политология. — Новосибирск, 1995; Гречко П. К.

Введение

в обществознание. — М.: Изд-во РУДН, 1996; Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Основы политологии. — М.: Юристъ, 1999; Ирхин Ю. В., Слизовский Д. Е. Роль политической культуры и лидерства в общественном развитии. — М.: Изд-во РУДН, 1995; Морозова Е. В. Региональная политическая культура. — Краснодар, 1998; Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе. — М., 1995; Пивоваров Ю. С. Политическая культура. — М., 1996; Сергеева Е. Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. — М.: Юрид. лит-ра, 1996; Соловьев А. И. Культура власти. — М., 1992; его же Политическая культура и модернизация российского общества. — М.: МГУ, 1992; Шестопал Е. Б. Личность и политика. — М.: Мысль, 1988; Шешукова Г. В.

— раскрыть сущность основных теоретико-методологических подходов к анализу политической культуры различных обществ, показать их достоинства и проблемные стороны;

— выявить характерные особенности и ценностные доминанты российской политической культуры, показать их трансформацию в современный период;

— раскрыть основные ценности американской политической культуры, их проявление в период постиндустриального развития США;

— на основе комплексного подхода сравнить общее и особенное в развитии и генезисе политических культур России и США.

Объектом исследования является социокультурный и политический | генезис российского и американского общества в различных цивилизационных I.

II условиях.

Предметом исследования является политическая культура России и США.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы диалектики, системного, сравнительного и комплексного анализа, а также нормативный, социологический, культурологический и другие общие методы политологии, труды российских, западно-европейских и американских ученых, исследующих роль политической культуры и участия в политике в развитии различных обществ.

Эмпирическую базу исследования составили конституции и законы России и США, документы и материалы органов государственной власти в этих странах, программные документы основных политических партий и /движений России и США, материалы избирательных комиссий в России и США, теоретические работы американских и российских философов, социологов, культурологов и политологов, широко использованы и обобщены результаты социологических исследований по парламентским и президентским выборам в России и США, другие социологические материалы, опросы общественного мнения, Библия и другие источники историко-религиозного характера, российская и американская периодическая печать.

Политическая культура электората российского региона. — Оренбург, 1997; Щегориов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в анализе категории «политическая культура» на основе трех основных теоретико-методологических подходов: по роли и месту политической культуры в обществе в связи с характером власти, властных отношений и политической системы обществапо характеру и степени участия людей в политике в связи с их политическими ориентациями и установками, а также политическим устройством обществапо характерным признакам и особенностям политической культуры в связи с ее цивилизационными основами формирования, доминантами развития и функционирования. Осуществлен комплексный анализ политической культуры американского и российского обществ. Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем:

— в диссертационном исследовании уточнена общемеюдологическая трактовка.

СС 59 V-/ категории политическая культура через сравнительный, социокультурныи и цивилизационный подходы;

— проанализированы и систематизированы принципы типологизации политических культур обществ, принадлежащих к различным цивилизациям;

— раскрыты характерные особенности и ценностные доминанты российской политической и электоральной культуры, показана их трансформация в современный период;

— исследованы основные ценности американской политической культуры, их проявление в период постиндустриального развития США;

— на основе комплексного подхода показано общее и особенное в развитии и генезисе политических культур России и США.

На защиту выносятся следующие положения и выводы:

1. Политическая культура является неотъемлемой частью общей культуры общества, выступает в качестве важного системообразующего фактора политической жизни общества, его политической системы. Сравнительное изучение политической культуры обществ, принадлежащих к различным цивилизациям, расширяет наши возможности исследования, как базовых,.

В.А. Политическая культура: модели и реальность. — М., 1992 и др. матричных характеристик политических культур, так и их особенностей, позволяет широко и творчески использовать потенциал различных политических культур в интересах тех или иных обществ, содействует процессам их общего развития и взаимообогащения.

2. При изучении политической культуры общества используются сравнительный, социокультурный и цивилизационный подходы. На наш взгляд необходимо комплексное использование всех этих трех базовых подходов, при особом учете социально-классовых и цивилизационных характеристик рассматриваемых обществ. Мы полагаем, что по своим характеристикам, Россия 1 и США относятся к различным цивилизационным общностям. В силу этого их политические культуры имели существенные базовые отличия. Соответственно, процессы сближения этих культур и их изучение предполагают особое внимание, как к их существенным социокультурным различиям, так и к тем параметрам, по которым происходит их сближение. Прямое заимствование | американских ценностей и их прямое, неадаптированное применение в ->~? | российских условиях, может привести к дестабилизации политического I.

1 развития.

3. Современная российская политическая культура может быть охарактеризована как переходная от авторитарно-этатистской, «подданическо-партисипаторной» к демократической, гражданской культуре. Она носит фрагментарный характер, отличается наличием множества политических субкультур (прежде всего национальных — в субъектах Российской Федерации), плюрализмом взглядов, важной ролью левых и лево-центристских ориентации российских граждан и как следствие, соответствующих политических организаций. Для нее характерны: менталитет державности, патриотизма, коллективизма и православияполитическая заинтересованность большинства граждан, их сложившиеся политические ориентацииактивное участие граждан в судьбоносных выборах при слабом повседневном участии в политике, недоверии к властям, разочаровании в результатах реформ 90-х годов и др.

4. Американская политическая культура это либерально-протестантская, «партисипаторная», «гражданская», демократическая, плюралистическая культура. Протестантский, либеральный, «фронтирский» «генетический код» политической культуры США определил на столетия вперед некоторые основополагающие тенденции ее развития. В целом для политической культуры США характерна ориентация субъектов политики на соревновательность в достижении политических целейтяготение к «политическому центру» — политический и идеологический плюрализм в рамках двухпартийной политической системы на основе традиционных ценностейсравнительно низкий уровень идеологизированности политической жизникритическое отношение к государству и опора на собственные силы или силы гражданского обществатрадиционная религиозная окраска политики, ее принципов и целейменьшее значение, чем в Европе и России политических партийактивное участие и самоорганизация при решении актуальных политических проблем.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕЫИЕ.

1. Политическая культура выступает в виде неотъемлемой части общей культуры человечества, связанной с политикой. Она выражается в достигнутом уровне, качестве политического бытия человека, всей политической жизни общества, характере и направленности политической деятельности и поведения людей, их ценностных ориентаций и взглядов на политику. Результат и мера политической культуры — соответствующий ей «политический человек», качество политической жизни данного общества. Политико-культурное измерение политических явлений и процессов дает возможность их комплексной характеристики, раскрытия роли человека, как участника и творца политики.

Построение общей модели политической культуры может осуществляться путем выявления качественных параметров, характеризующих ценностные харакеристики политической жизни общества, деятельность и поведение субъектов политики. При этом целесообразно учитывать следующее:

— цивилизационные, социокультурные и социально-классовые основы, матрицы и доминанты политической культуры общества;

— сущность базовых ценностей политической культуры общества;

— характер, как официальной политической культуры, опосредуемой правящим политическим режимом, так и оппозиционной;

— наличие политико-субкультурных образований, сформированных на разных социальных и этнических основах- - > ^.

— характер и степень участия людей в политике.

2. Политическая культура выступает в качестве важного системообразующего фактора политической жизни общества, его политической системы. Сравнительное изучение политической культуры обществ, принадлежащих к различным цивилизациям, расширяет наши возможности исследования, как базовых, матричных характеристик политических культур, так и их особенностей, позволяет широко и творчески использовать потенциал различных политических культур в интересах тех или иных обществ, содействует процессам их общего развития и взаимообогащения. Типологизация политической культуры по цивилизационным матрицам, с одной стороны, и по степени ее демократичности, с другой, дают возможность составить достаточно целостное представление об этом феномене и его роли в политике.

3. При изучении политической культуры общества используются сравнительный, социокультурный и цивилизационный подходы. На наш взгляд необходимо комплексное использование всех этих трех базовых подходов, при особом учете социально-классовых и цивилизационных характеристик рассматриваемых обществ. Мы полагаем, что по своим характеристикам, Россия и США относятся к различным цивилизационным общностям. В силу этого их политические культуры имели существенные базовые отличия. Соответственно, процессы сближения этих культур и их изучение предполагают особое внимание, как к их существенным социокультурным различиям, так и к тем гпараметрам, по которым происходит их сближение. Прямое заимствование I.

I американских ценностей и их прямое, неадаптированное применение в российских условиях, может привести к дестабилизации политического развития.

4. Современная российская политическая культура может быть охарактеризована как переходная от авторитарно-этатистской, «подданическо-партисипаторной» к демократически ориентированной политической культуре. Она носит фрагментарный характер, отличается наличием множества политических субкультур (прежде всего национальных — в субъектах Российской Федерации), плюрализмом взглядов, важной ролью левых и лево-центристских ориентаций российских граждан и как следствие, соответствующих политических организаций. Для нее характерны: менталитет державности, патриотизма, коллективизма и I православияполитическая заинтересованность большинства граждан, их сложившиеся политические ориентацииактивное участие граждан в судьбоносных выборах при слабом повседневном участии в политике, недоверии к властям, разочаровании в результатах реформ 90-х годов и др.

Политическая культура России может быть, определена и как фрагментарная, обладающая следующими признаками: наличием широкого спектра политических ценностей и взглядов, полюсов с различающимися, иногда — противоположными ценностными ориентациямипротивостоянием и расколом между субкультурами городского и сельского населения, столичного и провинциального электоратасерьезными различиями в политических приоритетах и ориентациях макрорегионов и всех субъектов Российской Федерациипротиворечием между элитарной и массовой культуройвысокой местной и региональной лояльностью избирателей.

Целесообразно отметить наиболее устойчивые политико-культурные ориентации и стереотипы, характерные для россиян, исходя из кулыурно-цивилизационных приоритетов и особенностей развития Российской Федерации:.

— Особое значение государственности, роли государства, как собирателя земель и народов, их опоры, основного защитника многонациональной российской.

V культуры, из чего вытекает доминирующий менталитет державности.

— Важная роль общины и традиций взаимоустройства, взаимопомощи и сопереживания, на основе которых воспроизводятся устойчивые коллективистские ориентации. Для многих граждан России характерны как продержавнический, так и коллективистский стили поведения и ориентации в политической жизни.

— Это закрепленная в памяти трех поколений социалистическая ориентация общественного развития, в результате чего в современном обществе распространилось острое восприятие проблем справедливости и порядка, а также сформировался синдром социальной незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.

— Особое положение личности на обширных российских просторах, традиции борьбы за раскрепощение человека, что предполагает формирование различных массовых стихийно-демократических и популистских ориентации.

V — Вследствии известных исторических условий развития России б XX веке левоцентристские партии и движения, выступающие с конструктивными программами и патриотическими идеями, могут иметь значительную поддержку населения.

— В различных республиках и краях Росссийской Федерации, макрорегионах наблюдаются те или иные приоритеты в политических ориентациях.

— Для России характерны различные политические субкультуры и прежде всего, как для многонациональной страны — этно-национальные суб]сультурыактивизируется национальное самосознание.

V/ - Повышается роль региональных политических культур. Регионализм значительно обогащает возможности актуализации региональных политических культур. Они, в свою очередь, являясь воплощением политического опыта регионов, атрибутом континуальности регионального политического процесса, играют определяющую роль в формировании региональной политической идентичности и функционировании механизмов региональной мобилизации.

V — Высокий уровень грамотности россиян является хорошей предпосылкой для их осознанного и конструктивного участия в политике.

— Возростает политическая роль бюрократии, олигархических образований, распространены патернализм и клиентюшзм в политических отношениях (стремление быть под патронажем политического института или какого-либо лица), ориентации граждан на социальное восхождение не столько в результате личного труда, сколько вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, в политике и получение в силу этого привилегий.

— Характерно отсутствие цивилизованных отношений между элитами и.

I массой, определенный правовой нигилизм управляющих и управляемых, слабый уровень правовой культуры.

— Существующий уровень политической и правовой культуры элит позволяет достигать им политического консенсуса на определенные периоды времени, что содействует упрочению политической стабильности в обществе.

5. Политическая культура современного российского электората представляет собой смешанный тип: а) есть элементы политической культуры активистского типа (которые дали о себе знать во время выборов в Государственную Думу) с ее рациональным началом в решении обществом и индивидом проблемы выбораб) значительно влияние патриархальной политической культуры, для которой свойственен поиск лидера, обладающего качествами «отца нации» (период выборов Президента России) и которую во многом эксплуатировали информационные технологии, формирующие в общественном мнении имидж политического лидерствав) часть голосующих по традиции избирателей находится под влиянием политической культуры авторитарного типа. Эклектичность политической культуры не стала препятствием для закрепления тенденции на отказ от радикальных методов изменений в общественной и социально-экономической сферах.

Эволюция политической культуры не завершена: а) в обществе продолжается культивация недоверия к властиб) налицо неуверенность в отлаженности механизма выявления общественного мнения (возможно, и незнание их) — в) фиксируется взаимное недоверие, проявляющееся как подозрительность по отношению к оппонирующим политическим силамг) не найдены очевидные стимулы для налаживания политической жизни в диалоговом режимед) вместе с тем нет и очевидных стимулов для решения назревших общественных проблем через гражданский конфликт.

Происходящая и закрепляемая общественно-политической практикой институализация демократических выборов всех уровней, т. е. утверждение в области права и на уровне общественного сознания базовых условий проведения выборов — обязательности, неотменяемости, порядка проведения, механизма реализации, ритуала, — с одной стороны, оказывает решающее воздействие на формирование гражданской политической культуры, а с другой — становится важным фактором легитимации модернизируемой российской государственности. Для поступательной модернизации российской государственности и устойчивого развития российского социума крайне | желательно утвердить наметившееся становление такой политической культуры ! электората, которая — в своих основных проявлениях — исключает политические крайности, отказывается от биполярного видения общественно-политической жизни, т. е. в сущности сбалансирована и уравновешена.

6. Перспективы формирования демократической культуры в России определяются возможностью преодолеть факторы воспроизводства авторитарно-патриархальной политической культуры, создать условия для ее постепенного отмирания. Авторитарная культура коренится в традиционном экономическом уладе российской действительности, в котором отсутствует сколько-нибудь развитая свобода производителя и потребителя. Экономическая свобода нуждается в свободе политической и с необходимостью порождает ее. Уровень экономической демократии определяется отношениями собственности, возможностью владения, пользования и распоряжения средствами труда и его результатами. Сегодня требуются осмотрительность в движении к рынку, использование имеющихся ресурсов, непременный учет уровня и характера экономической и политической культуры населения, не приемлющей резких изменений, осуществление преобразований в национальных интересах России и большинства ее населения. Ориентация на демократические идеалы и принципы не должна означать отказа от традиционных ценностей российской культуры. Необходим поворот от культуры «спекулятивного капитатизма» к культуре «реального национального производства», от культуры «процветания олигархических семей» к культуре «процветания всего общества», от культуры конфронтации и надуманного деления общества на «демократов» и «красно коричневых» к культуре политического диалога, соборности, в рамках построения правового и социального государства, к культуре повышения роли государства (державы) и его ответственности перед обществом, понимания и формирования понимания гражданского общества (возможно с учетом православной традиции), как совокупности людей, связанных общими ценостями и базирующимися на них отношениях кооперации, сотрудничества и солидарности.

1 7. Американская политическая культура это либерально-протестантская, партисипаторная", «гражданская», демократическая, плюралистическая культура фронтира. Этот «генетический код» политической культуры США определил на столетия вперед некоторые основополагающие тенденции ее развития. В целом для политической культуры США характерна ориентация субъектов политики на соревновательность в достижении политических целейтяготение к «политическому центру» — политический и идеологический плюрализм в рамках двухпартийной политической системы на основе традиционных ценностейсравнительно низкий уровень идеологизированности политической жизникритическое отношение к государству и опора на собственные силы или силы гражданского обществатрадиционная религиозная окраска политики, ее принципов и целейменьшее значение, чем в Европе и России политических партийактивное участие и самоорганизация при решении актуальных политических проблем.

8. Особенности Соединенных Штатов Америки и их политической культуры определяются также тем, что уже изначально гражданское общество было не только развито, но и «соперничало» с государством. Кроме того, в американской политической традиции особое значение приобрела идея власти Закона, т. е. представление о том, что все равны перед законом, и никто не стоит над ними. В силу значительной роли именно политико-правовых документов, лежащих в основе создания Соединенных Штатов Америки, неизменности основополагающих правовых принципов американского общества, развитой, судебной системы (суд присяжных заседателей), наличия в США наибольшего количества юристов по сравнению с любой другой страной и др., в США сформировалась развитая правовая культура, устойчивой политико-правовая традиция развития политических отношений в обществе. г 9. Характерной чертой политической культуры США является сильная и — формально независимая «четвертая власть» — власть средств массовой информации и коммуникации, оказывающих мощное воздействие на политическое сознание американцев.

10. Важной чертой политической культуры США является ее состязательность, политическая практика широкого распространения выборных процедур. Очень часто в процесс принятия решений включаются не только государственные инстанции, но и многочисленные общественно-политические организации и группы. Для политической культуры США всегда была характерен элитарно-демократический тип принятия политических решений. Высокий уровень фрагментированности американского общества, существование множества групп интересов, подавляющее большинство из которых слишком слабо, чтобы самостоятельно повлиять на процесс принятия решений, во многом предопределяют склонность американцев к образованию коалиций, которые выступают в качестве субсистемы. Отношения между такими коалициями строятся по определенным правилам и принципам.

11. Отличительной чертой политической культуры Соединенных Штатов Америки — с момента их формирования, явился высокий уровень американской политической науки, творческое развитие демократических учений европейских просветителей американскими «отцами-основателями» и видными теоретиками политики и права.

12. Широкая поддержка режима населением является основным индикатором легитимности политической власти в каждом демократическом государстве. И, наоборот, уменьшение внутренней поддержки указывает на ослабление связи между гражданами и режимами и может породить либо политическую апатию, либо протест. В современных американских условиях не менее трети населения страны, основываясь на либерально-протестанской традиции, достаточно активно участвует в политической жизни государства и общества. Трансформация политической культуры в условиях постиндустриализма не отменила ее традиционный ценностный ряд — он только «расширился» и несколько трансформировался, в том числе и за счет некоторых новых «постмодернистских» ценностей, в результате чего участие в политике граждан США стало более дифференцированным и гибким. В то же время ряд категорий американских граждан, прежде всего малоимущих, оказывается за чертой реального участия в политике.

13. Важно обратить внимание на мозаичность общественно-политической жизни в США. Наряду с парламентом и партиями действуют новые социально-политические силы, рожденные гражданским обществом и следующие вызовам времени. Наблюдается рост новых форм движений протеста, укрепление их.

I позиций: экологических, различных молодежных, женских, коммуналистских, маргинальных, этнических, религиозных и иных общественно-политических движений, деятельности, оппозиционных политических клубов, центров изучения общественного мнения и др.

14. В условиях постиндустриализма возрастает роль гражданского общества. Речь идет прежде всего об обществе «средних слоев», плюралистическом, с высокой степенью социально-политической и культурной ^ дифференциации, активно воздействующим на государство. В основе его, у деятельности лежит либерально-протестантская идейно-ценностная традиция. Гражданское общество в США инициирует:

С£ V С С ^.

— поддержку средне — классово — слоиных ориентации, их приоритетности;

— ограничение или сведение роли государства к выполнению социально-экономических и иных заказов общества, с акцентированием интересов на.

V 99 ¿-С СС £С и «-'9999 „-“ „О коалиции: верхнии — среднии классы или высшии среднии — среднии -“ нижний классы» ;

— формирование у более образованных людей более развитого чувства обязанности участия в политической жизни, интересоваться ею и изменять (консервировать) ее;

— объединение вокруг национальной идеи в здоровых, демократических формах, акцент на конкурентноспособность нации в свете вызовов нашего временипостоянное рождение новых организаций и движений, вызываемых к жизни глубинными потребностями всего общества или его сегментов.

Дуалистическая структура (сильное гражданское общество, основанное на либерально-протестантской парадигме, и «умное» государство, которое следует принципам экономического, социального и политического либерализма и совершенствует методы регуляции общественного развития) пронизывает все сферы общественной жизни США, является ключевой для понимания особенностей постиндустриального развития этой страны. В этих условиях происходит раскол политики на «малую» и «большую», культуры на массовую и высокохудожественную, дезинтеграция замкнутости частной жизни и открытой жизни общественной, личных, дружеских человеческих отношений и безличных деловыхдуализм характерен и для самих общественных классов, поляризующихся на экономическую, политическую господствующую элиту и «низы», на новый рабочий класс и кустарей, на прежние и новые средние слои и т. д. В подобной пестрой дуалистической структуре гражданское общество с политической точки зрения всегда олицетворяет более низкие уровни в противовес формализованнымконституированным.

15. Анализ политико-культурных особенностей развития России и США, их компаративистика позволяет нам лучше понять сущность, доминанты и различия политического развития этих двух великих держав. Сравнительный анализ политической культуры американского и российского общества показывает, что хотя в их основе лежат различные исходные социокультурные принципы, творческое, уважительное и равноправное взаимодействие этих культур может вести к их взаимному обогащению, как, равно, и взаимодействие с другими культурами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы и официальные материалы
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.// Международное право в документах, — М.: Юридическая лит-ра, 1982. С.302−308.
  3. Конституция Российской Федерации. М.: Юридич. лит-ра, 1993. — 62 с.
  4. Конституция Соединенных Штатов Америки. М.: Юридич. лит-ра, 1993.34 с.
  5. Права человека // Сборник международных документов. М.: МГУ, 1986.180 с. 1. Собрания сочинений, монографии и сборники
  6. Т. А. Философские проблемы культуры. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1991. — 64 с.
  7. М.Г. Политические системы: Адаптация. Динамика. Устойчивость. М.: Инфомарт, 1996.-305 с.
  8. Аристотель. Политика. // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1975.
  9. Р. Демократия и тоталитаризм. Пер. с фр. М.: Текст, 1993, — 302 с.
  10. Р. Этапы развития социологической мысли. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1992.- 804 с.
  11. В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. — 199 с.
  12. B.C. Социальная философия. Ч. 1,2, — М.: МГУ, 1993, — 334, 236 с.
  13. Баталов Э Я. Политическая культура современного американского общества. М.: Наука, 1990. — 256 с.
  14. Г. А. Политология. М.: ЧеРо, Новости, 1998. — 304 с.
  15. Бердяев Н. А Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. — 160 с.
  16. Н.А. Судьба России. -М., 1990.
  17. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические, — М.: СЕО, 1996. 292 с.
  18. П. Социология политики / Пер. с фр. М.: Социо-Логос, 1993.332 с.
  19. Введение в культурологию/Е.В.Попов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 336 с.
  20. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1991. — 804 с.
  21. К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1995.- 398 с.
  22. К.С. Введение в политическую науку. М.: Логос, Высшее образование, 1998. — 540 с.
  23. К.С. Американский консерватизм (проблемы классификации // Консерватизм в США: прошлое и настоящее / Е. Ф. Языков. М.: МГУ, 1990. — С. 140 169.
  24. С.Г., Ушков А. М., Фролова М. А. Сравнительная политология. Запад-Восток-Россия. -М.: Изд-воМГТУ, 1995. 106 с.
  25. Ф. Философия права,— М.: Наука, 1990. 280 с.
  26. Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск, Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. — 206 с.
  27. П.К. Практика человека: опыт философско-методологического анализа. М.: Изд-во РУДН, 1988. — 306 с.
  28. Диалог цивилизаций: Восток-Запад. Материалы I, II, III международных философских симпозиумов // Н. С. Кирабаев, П. К. Гречко, В. М. Найдыш и др. М.: Изд-во РУДН, 1994, 1996, 1998.
  29. Ю.В., Слизовский Д. Е. Роль политической культуры и лидерства в общественном развитии. М.: Изд-во РУДН, 1995. — 180 с.
  30. Ирхин Ю. В, Зотов В. Д., Зотова Л. В. Основы политологии. Учебник для юридических вузов. М.: «Юристъ», 1999. — 523 с.
  31. Конституции зарубежных государств / В. В. Маклаков. М.: БЕК, 1997.561 с.
  32. B.C. Курс русской истории. Ч. 1. — М., 1987, — 540 с.
  33. Н.И. Запад и Восток. М.: Мысль, 1972. — 192 с.
  34. В.В. Еще раз о наших перспективах // Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения / А. Д. Богатуров. М.: Московский общественный научный фонд, 1998. — С. 10−48.
  35. Культурология // П. С. Гуревич. М.: Знание, 1996. — 286 с.
  36. Новая Россиия: становление правовой и политической культуры / А. Д. Богатуров. М., 1998. — 70 с.
  37. Дж.Б., Рич Р. Эмпирический политический анализ. Методы исследования в политических науках. М.: Прогресс, 1991. — 180 с.
  38. В.А. Сохранят ли США потенциал мирового лидера в XXI веке? // Год Планеты. Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование / О. Н. Быков.- М.: РАН, ИМЭМО, 1998. С. 520−526.
  39. Г. Американцы. Т. I. Политическая и экономическая жизнь. М&bdquo- 1906.-213 с.
  40. Е.В. Региональная политическая культура. Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 1998. — 348 с.
  41. Обновление политической системы России // М. Г. Анохин, В. С. Комаровский. М., 1996. — 236 с.
  42. Обновление России: трудный поиск решений. Годичные научные чтения «Российское общество и политический процесс» // М. К. Горшков, В. В. Петухов,
  43. A.И.Козырь. М.: Российский Независимый институт социальных и национальных проблем, 1988. -284 с.
  44. Очерки социальной философии // В. Д. Зотов, В. Н. Шевченко и др.- М.: Наука, 1994. 208 с.
  45. A.C. Гипотеза инверсионного взрыва // Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения / А. Д. Богатуров. М.: Московский общественный научный фонд, 1998. — 75−85 с.
  46. A.C. Введение в политологию,— М.: Новая школа, 1994, — 318 с.
  47. Политическая антропология // В. В. Ильин, АС.Панарин. М.: Изд-во МГУ, 1995. -253 с.
  48. Политическая культура: теория и национальные модели// К. С. Гаджиев. -М.: Интерпракс, 1994. 348 с.
  49. Политическое управление: Курс лекций. Авт. колл.: В. С. Комаровский,
  50. B.А.Кулинченко, С. В. Рогачев, М. Г. Анохин и др. М.: РАГС, 1996. — 311 с.
  51. Политология // Б. И. Краснов. М.: Союз, 1995. — 394 с.
  52. Политология: Энциклопедический словарь // Ю.И.Аверьянов- М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1993. 432 с.
  53. Политологический словарь в двух частях // А.АМиголатьев.- М.: Луч, 1994- 222 с. и 206 с.
  54. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию,— М.: Аспект-Пресс, 1995.- 318 с.
  55. Российская политология // П. И. Симуш. М.: РАГС, 1995. — 398 с.
  56. Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты // М. К. Горшков, Э. Г. Филимонов, Е. С. Элбакян. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем, 1998. — 270 с.
  57. Российские политические партии и общественные объединения на выборах в Государственную Думу-95 / Под ред. А. В. Логинова. М., 1996. — 354 с.
  58. В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения / Пер. с англ. М.: «Совпадение», 1998. — 365 с.
  59. Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник // Г. А. Арбатов, К. Н. Брутенц, Е. М. Примаков и др. М., 1988. — 540 с.
  60. А.И. Культура власти. М.: Николь, 1992. — 130 с.
  61. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.542 с.
  62. А. Постижение истории. М., 1991. — 637 с.
  63. А. Демократия в Америке. М., 1992. — 640 с.
  64. Философия политики. В пяти книгах. Книга IV. Социокультурные и психологические доминанты политики // Б. Н. Бессонов. М.: Луч, 1993. — 200 с.
  65. Философские проблемы массовых информационных процессов// В. М. Свинников. М.: Изд-во РУДН, 1990. — 72 с.
  66. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 814 с.
  67. А.Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному. -М., 1993. -243 с.
  68. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990 — 336 с.
  69. П. Сравнительная политология. В 2-х томах. Пер. с англ. М.: Луч, 1992.-224 с. и 216 с.
  70. ШварценбергР.-Ж. Политическая социология. В 3-х томах. Пер. с фр. М. Луч, 1992. — 186 е., 282 с. и 156 с.
  71. Е.Б. Личность и политика. М.: Мысль, 1988. — 180 с.
  72. В.А. Политическая культура. Модели и реальность. М.: Ин-тут молодежи, 1990. — 140 с.
  73. A.M. Циклы американской истории / Пер. с англ. М., 1992.689 с.
  74. Л.М., Энтин М. Л. Политология развития и освободившиеся страны. -М.: Наука, 1986,-280 с.
  75. К. Смысл и назначение истории. М.: Прогресс, 1991. — 480 с. б) на иностранных языках
  76. Arendt Н. Politics. History. Citizenship.- Cambr., U.K.: Polity Press, 1993 2641. P
  77. Almond L., Verba S. Civil Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton: Princeton U.P., 1963. — 281 p.
  78. Apter D.E. Introduction to Political Analysis.- Cambr., Mass., 1977, — 210 p.
  79. Apter D.E. Rethinkins Development: Modernization, Dependency and Postmodern Politics. Beverly Hills, Cal.: Sage Publ., 1987, — 326 p.
  80. Bell D. The Cultural Contractions of Capitalism.- L.: Heineman, Ed. Books Ltd., 1979. -301 p.
  81. Bertch G.K., Clark R.P., Wood D. Camparing Political Systems: Power and Policy in Three World. N.Y.: John WillylL Sons, 1982. — 548 p.
  82. Beits Ch. R. Political Equality. An Essay in Democratic Theory.- Princeton, New Jersey: Princeton Univ. Press, 1989. 253 p.
  83. Bennis W. Why Leader’s Cant Lead. The Unconscious Conspiracy Continues. -San Francisco: Jossey-Bass, 1989. 169 p.
  84. Bernbaum J.A. Democracy and Moral Values. Wash., 1992. — 112 p.
  85. The Blackwell Dictionary of Twentieth-Century. Social Thought. Ed. W. Outhwaite, T.Bottomore. Blackwell Publishers, U.K., Oxford, 1994. — 864 p.
  86. The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford-New York, 1987.520 p.
  87. The Blackwell Encyclopedia of Political Thought. N.Y., 1987, — 547 p.
  88. Blondel J. Political Leadership. Towards a General Analysis. London-Beverly Hills-New Dehli, 1987, — 216 p.
  89. Bloom A. The Closing of the American Mind. N.Y.: Simon and Shuster, 1987.211 p.
  90. Brzezenski Z. The Grand Failure: The Birth and Death of Communism in the Twentieth Century. N.Y., Charles Scribner’s Sons, 1989. — 278 p.
  91. Communication Theory Today. Ed. by D. Crowley, D.Mitchell. G.B., Polity Press, 1994.-312 p.
  92. Dahl R.A. Democracy and It’s Critics. L., 1989. — 396 p.
  93. Democracy in Deneloping Countries: Africa. Ed. by L. Diamond, S.M.Lipset. L.: AdamentinPr., 1988, — 314 p.
  94. The Dictionary of Political Analysis. Ed. by J.C.Plano, RE. Riggs. Santa Barbara /USA/ - Oxford/ Great Bretain/, 1992. — 423 p.
  95. Dowse R.E., Hughes J.A. Political Sociology. L., 1986 — 396 p.
  96. Drucker P.F. The New Realities. N.Y.: Harper and Row, 1989. — 276 p.
  97. Duverger M. The Idea of Politics. The Uses of Power in Society. L., 1978.180 p.
  98. Janda K, Berry J. M, Goldman J. The Challenge of Demorracy. Government in America. Boston: Houghton Mifflin Co, 1997. — 187 p.
  99. Easton D. Political Science in the United States: Past and Present// Divided Knowledge: Across Cultures, Across Disciplines. Ed. by D.Easton. Newbury Park, Sage, 1991.- 243 p.
  100. Elazar D. American Federalism. A View From The States. N.Y., 1966. — 210 p.
  101. Elazar D. The Politics of Belleville. Philadelphia, 1971. 253 p.
  102. Ester P., Halman L., de Moor R. (eds) The Individualising Society. Value Change in Europe and North America. Tilburg: Tilburg Univ. Press, 1994. — 234 p.
  103. Elderveld S. Political Elites in Modern Societies. Ann Arbor, 1989. — 270 p.
  104. P. Конец нового времени // «Вопросы филососфии», № 4. 1990. -С. 130−148.
  105. Граждане России: взгляд на самих себя. НГ-СЦЕНАРИИ // «Независимая газета», № 12, 1998. С. 3−6.
  106. А.Д., Рукавишников В. О., Рукавишникова Т. П. и др. В чем едино расколотое общество? // Социс, 1996. № 6. — С. 98−101.
  107. Ю.А. Между авторитаризмом и анархией: российская демократия в глазах общественного мнения // «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения». ВЦИОМ. № 2. — С. 7−12.
  108. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. -№ 4. С. 3−14.
  109. Формации или цивилизации (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. М., 1989. — № 10. — С. 38−50.
  110. С. Столкновение цивилизаций. Дискуссия о статье// Политические исследования. М., 1994. — № 1, — С. 33−60.
  111. В.М. Материалы «круглого стола». Философия и политика // Философские науки. М., 1991. — № 9. — С. 67−70.
  112. Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения.-«Информационный бюллетень», 1995, — № 4, — С.50−66.1. Авторефераты
  113. А.И. Социокультурное измерение политического процесса. Методологический аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 1994. — 44 с.
  114. В.Ф. Формирование политической культуры в процессе трансформации российского общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 1995 — 21 с.
  115. Г. В. Политическая культура электората современного российского региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 1997. — 44 с.
Заполнить форму текущей работой