Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Иные типы избирательных систем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На общенациональный референдум глава государства или парламент выносят, например, такие вопросы, как принятие конституции, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в международные организации, присоединение к международным соглашениям и т. д. В ходе многостепенных выборов избирается вначале один орган… Читать ещё >

Иные типы избирательных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Различаются прямые и непрямые выборы. Под прямыми выборами подразумевается система, при которой глава государства, депутаты представительных и законодательных органов избираются непосредственно избирательным корпусом без каких-либо промежуточных инстанций. Например, в России на основе прямых выборов избираются депутаты органов местного самоуправления, законодательных органов субъектов Федерации, Государственной Думы, Президент РФ. По такой же системе избираются главы государств большинства президентских и смешанных президентскопарламентских режимов, члены сената и палаты представителей конгресса США, Национального собрания Франции, парламента Индии и т. д.

Непрямые выборы имеют две разновидности: косвенные и многостепенные. При косвенных выборах члены законодательного и представительного органа или глава государства избираются лицами, специально избранными для осуществления выборов в соответствующий орган.

В этом плане показательна специфика системы выборов президента США. Здесь формально избиратели прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Партийные организации 50 штатов и федерального округа Колумбия предоставляют имена кандидатов соответствующему должностному лицу вместе со списком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидату партии. Их количественный состав известен заранее. Число выборщиков от каждого из 50 штатов равно общему числу сенаторов и депутатов палаты представителей в конгрессе. Выборщики выступают в качестве партийных агентов, обязанных морально и политически поддерживать кандидата своей партии.

Из двух списков, республиканцев и демократов, избиратели должны выбрать один. Результаты голосования на этом этапе определяются формулой «победитель получает все», т. е. кандидат той партии, за которую проголосовало избирателей больше, чем за любую другую, получает все голоса выборщиков.

Таким образом, граждане США избирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают президента страны. Если жители штата проголосовали, например, за демократов, то выбирать президента будут выборщики-демократы. И хотя ни Конституция США, ни федеральные законы не содержат требования голосовать в соответствии с волеизъявлением избирателей, выборщики практически всегда голосуют за своего кандидата.

В том случае, если ни один из кандидатов не наберет больше половины голосов или их голоса разделятся поровну, президента избирает палата представителей, а значит, между волеизъявлением народа и выявлением победителя оказывается еще одна ступень. Такая процедура избрания использовалась дважды: в 1800 г. по решению нижней палаты президентом стал Т. Джефферсон, в 1824 г. — Дж. Адамс.

В ходе многостепенных выборов избирается вначале один орган, который затем уже сам избирает орган иного уровня. Например, в Венгрии граждане избирают членов районных советов, которые затем выбирают членов областных советов. В КНР также члены некоторых местных представительных органов избираются на основе многостепенных выборов.

Показателен пример Индии, согласно Конституции которой депутатов нижней палаты парламента (544 человека) Лок Сабха (Lok Sahha) избирают по одномандатным округам. Однако верхняя палата парламента Совет штатов (Rajya Sahha) так же, как и соответствующие верхние палаты штатов, косвенно избирается членами законодательных собраний штатов.

По этой же схеме, как уже указывалось в предыдущих главах, избираются главы многих государств с парламентской формой правления.

Специфической формой избирательной активности является референдум — особый тип всенародного голосования, объектом которого является не кандидат, а некий важный государственный вопрос, требующий выяснения мнения всей страны. Первый референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии. Референдум называется конституционным, если с его помощью проводится утверждение конституции или поправок к ней, или законодательным, если предмет референдума — проект акта текущего законодательства.

На общенациональный референдум глава государства или парламент выносят, например, такие вопросы, как принятие конституции, изменение формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в международные организации, присоединение к международным соглашениям и т. д.

Референдум может проводиться и в отдельных регионах, но таким проблемам местного значения, как введение дополнительного налога, поступающего в городской бюджет, проект застройки нового квартала, строительство автомагистрали и т. п. Особенно широкое распространение местные референдумы получили в США и Швейцарии.

Принятым на референдуме считается то решение, за которое проголосовало большинство участвовавших в нем граждан. В настоящее время конституции многих государств предусматривают возможность или обязательность проведения референдумов.

Практика выявила слабые стороны референдума как способа принятия решений: велико число тех, кто не участвует в голосовании, решение нередко принимается незначительным большинством голосов, общественное мнение может быстро измениться, и результаты референдума уже не будут отвечать настроениям большей части общества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой