Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идея создания Совета Европы возникла на встречах глав государств или правительств стран-участниц в первые годы деятельности Сообщества. Советом Европы этот орган был официально назван на Саммите в Париже в 1974 году, но, несмотря на это, в институциональную структуру Сообщества Совет вошел только с принятием Единого Европейского Акта в 1987 году. В Соглашении по Евросоюзу подтвердилась роль… Читать ещё >

Содержание

  • Процесс интеграции в Европе
  • Введение
  • 1. Теоретические вопросы интеграции стран
    • 1. 1. Понятие и факторы интеграции отдельных стран
    • 1. 2. Основные теории интеграции
    • 1. 3. Современные интеграционные группировки и их характеристики
    • 1. 3. Виды и порядок интеграции стран
  • 2. Евросоюз как крупнейшая интеграционная группировка мира
    • 2. 1. История создания Евросоюза. Членство и руководство Евросоюза
    • 2. 2. Условия вступления в Евросоюз и проблемы интегрирования для потенциальных стран-участниц
    • 2. 3. Экономика Евросоюза: динамика развития и трудности функционирования
  • 3. Процесс интеграции в Европе и положение России
    • 3. 1. Россия и Евросоюз: точки взаимодействия интересов
    • 3. 2. Проблемы расширения ЕС с точки зрения национальных интересов России
  • Заключение
  • Список литературы

В последние годы активизировался процесс формирования интеграционных группировок, в том числе и таких, которые включают в себя страны, находящиеся на различных стадиях социально-экономического развития Примеры таких процессов можно наблюдать сейчас в бассейне Тихого океана, Юго-Восточной Азии, Северной Америке и других регионах. Однако наиболее известной организацией, преследующей цели прежде всего экономической интеграции, безусловно, является Европейский Союз (ЕС). В условиях перехода от конфронтационного двухполюсного к многополюсному миру роль Европейского Союза как одного из центров силы убедительно подтверждается хозяйственным потенциалом и экономическими достижениями этого хозяйственного объединения. Представляя собой единое рыночное пространство с 370 миллионами потребителей, ЕС экспортирует вдвое больше товаров, чем США, и втрое — чем Япония. ВВП четырех ведущих стран группировки (Великобритания, Германия, Италия, Франция) в сумме сопоставим с американским и на треть превышает японский.

Исходя из вышеобозначенной актуальности проблем международной интеграции в Европе, целью настоящей работы ставится исследование международной интеграции стран.

Достижение цели предполагает последовательное решение следющих основных задач:

Изучить понятие, факторы и этапы интеграции экономики отдельных стран

Дать характеристику основным интеграционным группировкам в современном мире

Проанализировать экономическое развитие Евросоюза

Выявить проблемы в экономическом развитии Европейского союза

Определить перспективы функционирования ЕС

Предметом исследования автора выступает интеграционная группировка мира. Объектом исследования является Европейский Союз

Методология исследования основана на использовании библиографического метода, группы абстрактно-логических методов, в т. ч. анализа, синтеза, сравнения и аналогии.

1. Теоретические вопросы интеграции стран

1.1. Понятие и факторы интеграции отдельных стран

Международное разделение труда, международное производство создают реальные предпосылки для развития интеграции, выступающей в качестве высшей формы развития мирового производственного процесса. Современный этап развития производительных сил требует устранения препятствий на пути углубления международного разделения труда и использования в максимальном объеме всех преимуществ международного экономического обмена. Интеграция может быть определена как процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Другими словами, международная экономическая интеграция это процесс сближения национальных хозяйственных систем.

Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи. Основной целью интеграции является увеличение объёмов и расширение набора предлагаемых товаров и услуг. Международная интеграция, с одной стороны, является высшей ступенью разделения труда, с другой, обозначает процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей ряда стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики.

Слово «интеграция» уже давно стало привычным в европейском лексиконе. Его появление явилось неизбежным велением времени, своеобразным ответом на вопрос о том, как и в каком направлении следует двигаться дальше в целях построения «нвой» Европы. Безусловно, нельзя не согласиться с академиком Б. Н. Топорниным, который утверждает, что сегодня государствам участникам ЕС стало значительно труднее «оперировать прежними понятиями, подобными „международному сотрудничеству“ или даже „европейскому сотрудничеству“, поскольку они не отражали суть новых явлений… Интеграция понимается прежде всего как выход за пределы такого сотрудничества…». Аналогичная точка зрения высказывается профессором Ю. М. Юмашевым, утверждающим, в частности, что «Сообщество являет собой пример того, как в новых условиях государства-члены вкладывают более широкое содержание в понятие межгосударственного сотрудничества, и это диктует модель их поведения и определяет характер их взаимоотношений с созданной ими организацией».

Понятие «интеграция» происходит от латинского «integratio», что дословно переводится как «воссоединение, восполнение». Применительно к сфере межгосударственных отношений оно означает добровольное и взаимовыгодное объединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоятельную целостность (общность). При этом последняя представляет собой не просто арифметическую сумму составляющих ее частей, ибо по своему объему она гораздо больше и содержательнее. Как справедливо отмечает профессор В. Бобков, «интеграция позволяет получить такие материальные, интеллектуальные и иные средства, каких ни один из участников не имел бы, действуй он автономно» .

Интересно отметить, что вплоть до настоящего времени среди исследователей европейской интеграционной тематики так и не сложилась единая точка зрения относительно того, что же представляет собой интеграция государств в рамках Европейского региона. Хотя, пожалуй, в одном практически все они оказались едины, а именно в признании того факта, что интеграция сама по себе рассматривается сегодня как определенно положительное явление, как «процесс, с необходимостью обусловленный получением преимуществ всеми участвующими в нем сторонами»

Таким образом, международная экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.

1.2. Основные теории интеграции

Следует выделить четыре основополагающих подхода к исследованию и анализу европейской интеграции, получивших наибольшую известность в рамках политической науки и сыгравших заметную роль в становлении и развитии интеграционной теоретической мысли. По сути, упомянутые подходы представляют собой различные точки зрения на проблему международной политической интеграции. Однако между ними есть и много общего: почти все теории политической интеграции содержат гипотезу о путях дальнейшего развития европейского интеграционного процесса, пытаются предсказать его конечный результат, как-то: создание наднационального образования, сохранение традиционной межгосударственной структуры либо иное распределение полномочий между национальным и общеевропейским уровнями. Вместе с тем, необходимо четко представлять, что политика Евросоюза, уже сегодня объединяющего пятнадцать суверенных стран Европы, всегда будет оставаться политикой компромиссов. А это значит, что политическая интеграция неизбежно будет ограничена политической реальностью и собственными интересами государств-участников.

Первым и, пожалуй, в наибольшей степени политическим подходом к исследованию и анализу европейского интеграционного процесса явился «федерализм». Лишь резкий поворот в сторону федеративной модели, по убеждению A. Спинелли известного итальянского федералиста, лидера европейского федералистского движения, мог бы привести к успеху в объединении всей Европы. Согласно мнению некоторых авторов, данный подход по своей сути не является теорией, хотя и стремится к объяснению существенных связей и закономерностей процесса, лежащего в основе объединения отдельных политических единиц в единое целое. Применительно к европейскому интеграционному процессу представители «федерализма» выдвинули тезис о появлении особого (федерального) институционального устройства, определяющего как характер взаимоотношений между самими интегрирующимися единицами, так и распределение полномочий между ними, с одной стороны, и возникающим «единым центром», с другой. Характеризуя специфику такого распределения полномочий, A. Спинелли утверждал, что ни одна из властей соответствующего уровня не должна располагать какими-либо преимуществами, а полномочия местных, региональных, национальных органов и органов европейского масштаба должны сочетаться и дополнять друг друга. Иными словами, межгосударственные органы будущей «новой» Европы не должны наделяться полномочиями исключительно широкими, отличающимися от полномочий отдельных государств в сторону увеличения. По мнению Э. Уистрича, «сущность федерализма заключается в децентрализации власти везде, где это необходимо…». При этом стоит обратить внимание на то, что децентрализация там, «где это необходимо», по сути, представляет собой содержание одного из основополагающих принципов Маастрихтского договора о Европейском союзе принципа субсидиарности.

«Федерализм», как, пожалуй, ни одна другая из теорий политической интеграции, имеет весьма глубокие философские корни, берущие свое начало еще в древнегреческой Античности и средневековой европейской политической мысли. И все же в качестве основополагающих источников федералистского мышления чаще называют два нижеследующих: 1) обилие планов по укреплению мира в Европе XVIIXVIII столетий и 2) американскую Конституцию. Что касается последней, то ее появление, вне всяких сомнений, послужило мощным импульсом к развитию и широкому распространению федералистских взглядов и теорий. Однако, пожалуй, трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, может ли американская (или, например, швейцарская) модель федерации быть взята за основу, если речь идет об углублении интеграции существующих не одно столетие суверенных и независимых государств, и, в частности, может ли такая модель объединить на федеративных началах многочисленные государства современной Европы?

Будучи теорией международной интеграции, «федерализм» отстаивает точку зрения о том, что в основе взаимоотношений между интегрирующимися странами должна лежать модель союзного государства, учреждение которого одновременно рассматривается и в качестве конечного продукта, результата интеграции. В контексте европейского интеграционного процесса идеи «федерализма» ассоциируются с созданием единой федеральной Европы. Более того, федералисты считают, что именно создание федерации поставит точку в использовании насилия при разрешении спорных вопросов между государствами, ибо ее (федерации) высшими ценностями, по их убеждению, как раз и являются мир и безопасность. Именно федерация, как они полагают, может служить образцом «целесообразной, демократической и эффективной организации». Европейская интеграция, по мнению федералистов, не может быть революционным процессом. Это должно быть эволюционное, поступательное развитие. Как отмечал в свое время известный западноевропейский деятель, активный поборник межгосударственной интеграции в рамках ЕС Ж. Моннэ, «…политический союз Европы должен строиться шаг за шагом, так же как и осуществление экономической интеграции. В один прекрасный день этот процесс приведет нас к Европейской федерации…». Вместе с тем, он не может ограничиваться лишь сферой политических отношений между государствами, хотя без политической интеграции, по мнению федералистов, не может быть реальной интеграции вообще.

Теория «функционализма» в значительной степени отличается от федералистского подхода к исследованию и анализу межгосударственной интеграции. В своем классическом виде она представлена в работах Д. Митрани, ратовавшего за трансформацию и обновление сложившихся за многие десятилетия представлений о системе международных отношений и предлагавшего так называемую «функциональную альтернативу», имеющую своей конечной целью всеобъемлющее мировое единство. Необходимо отметить, что появление этой теории не только в значительной степени повлияло на все последующее развитие интеграционной теоретической мысли (в особенности это касается «неофункционализма»), но и существенно активизировало практические действия, направленные на реальное сближение европейских государств.

Одна из основополагающих идей «функционализма» состоит в том, что международная интеграция должна быть в максимальной степени деполитизирована, а эффективное сотрудничество государств и избежание конфликтов могут и должны быть достигнуты путем концентрации усилий в первую очередь на общих для всех вопросах благосостояния (как во всемирном масштабе, так и на национальном уровне). Согласно «функционализму», интеграционная динамика приводит к появлению функциональных организаций, располагающих определенными полномочиями, предоставленными непосредственно самими государствами. Конечным продуктом интеграции становится образование «функциональной системы, элементы которой могут начать работать и без общей политической надстройки…». Представители «функционализма» рассматривают международную интеграцию как процесс постепенного перехода от традиционной межгосударственной системы отношений к некоему функциональному сообществу, процесс перераспределения властных полномочий отдельных государств в пользу создаваемой надгосударственной структуры, обладающей функциональной эффективностью.

Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Европейский Союз.

Работа над проектом по созданию единого рыночного пространства дала большой толчок вперед, и к началу 1990;х начала обретать новое направление и цель, с перспективой на Европейский Союз. В декабре 1990 года лидеры стран Сообщества провели две межправительственные конференции, первую для наработки шагов по учреждению экономического и валютного союза, вторую для устранения препятствий к политическому союзу. Результатом этих двух конференций стало Соглашение по Европейскому Союзу, подписанное странами-участницами в Маастрихте 7 февраля 1992 года. Но для его окончательной ратификации и вступления в силу 1 ноября 1993 года существовало несколько препятствий. На референдуме в Дании 2 июня 1992 г. люди проголосовали против ратификации Соглашения, и только после того, как для Дании были выработаны специальные условия и меры, на втором референдуме в мае 1993 года было принято решение о ратификации. Во Франции общественное мнение также разделилось за и против Соглашения и на референдуме в сентябре 1992 года решение о ратификации было принято, но лишь незначительным большинством. В Великобритании ратификация затягивалась до 2 августа 1993 года оппонентами правящей Консервативной партии. В Германии ратификация была оспорена в Конституционном суде, с формулировкой, что Соглашение подрывает конституционную структуру страны. Несмотря на это, Конституционный суд отклонил иск 12 октября 1993 года, хотя и обратил внимание на следующие моменты, например, ужесточение мер для политических маневров в вопросе интеграции. И даже в остальных странах-участницах, где Соглашение было ратифицировано до 31 декабря 1992 года, присутствовала изрядная доля критики. В основном дискуссии возникали по поводу того, что решение о создании Европейского Союза было принято за закрытыми дверями. В отличие от ситуации, когда создавалось единое рыночное пространство, межправительственные конференции почти не освещались в прессе, так что рядовые граждане не имели возможности ни понять цели и мотивы своих лидеров по созданию Европейского Союза, ни каким-то образом повлиять на процесс, внести в него свои коррективы. Последствие этого информационного голода всплыли на первом референдуме в Дании, и только после этого начались широкие и плодотворные дискуссии по вопросам будущего Европейской интеграции. Но, несмотря на то, что невозможно было убедить всех в преимуществах объединения Европы, эти дебаты дали возможность всем понять одну истину: Европейская интеграция не может возникнуть стихийно, она должна органически развиваться по общему согласию народов, собранных в Союз.

Страны-участницы все еще имеют власть, чтобы изменять фундаментальные правила Евросоюза, и пока эта власть не будет передана Союзу, именно они будут определять природу европейской интеграции, прогресса и различных изменений, что осуществляется посредством различных соглашений. Основополагающие соглашения, такие как Единый Европейский Акт и Соглашение по Евросоюзу, являются как раз примерами такого рода принятия решений .

Более того, полномочия, переданные Европейскому Сообществу, весьма ограничены, поэтому очень часто возникают ситуации, когда институции Сообщества могут действовать на внутренней арене в частных случаях. А принятие более серьезных решений, которые также могут быть предложены институциями Сообщества, обычно проходит через процедуру ратификации национальными парламентами, что не всегда дает положительные результаты, в том смысле, что многие действительно важные и необходимые для Сообщества решения очень часто не принимаются в связи с нератификацией.

Идея создания Совета Европы возникла на встречах глав государств или правительств стран-участниц в первые годы деятельности Сообщества. Советом Европы этот орган был официально назван на Саммите в Париже в 1974 году, но, несмотря на это, в институциональную структуру Сообщества Совет вошел только с принятием Единого Европейского Акта в 1987 году. В Соглашении по Евросоюзу подтвердилась роль Совета Европы, которая заключается в выработке для Европейского Союза направлений развития, а также общих политических линий. На практике это адаптация принципиальных решений и выработка линий и директив работы для Совета Евросоюза или встреч представителей правительств стран-участниц в Совете. Именно Совет Европы привел в движение работу по созданию экономического и валютного союза, прямых выборов в Европарламент, общей социальной политике и расширению. Исходя из договоренностей, достигнутых в Соглашении по Евросоюзу по поводу общей внешней политики и политики безопасности, в задачи Совета Европы также входит координация внешней политики стран-участниц, а также позиций по политическим вопросам в мировом масштабе.

На данном этапе, при том, что в Совет входят Главы государств стран-участниц и Президент Комиссии, Совет Европы должен собираться по крайней мере дважды в год, но на практике он собирается приблизительно три раза в год и проходит с участием министров иностранных дел, а также будущих членов.

2.2. Условия вступления в Евросоюз и проблемы интегрирования для потенциальных стран-участниц

Политики и граждане будущих членов ЕС надеются, что вступление в эту организацию позволит улучшить условия жизни и, по крайней мере, в перспективе выровняться со странами Западной Европы. Догоняющая модернизация менее продвинутых стран-члено ЕС также «официальная» цель политики этой организации. Но мнения экспертов о перспективе успеха, однако, весьма различны. Оптимисты считают, что масштабный и устойчивый рост экономики достаточно быстро выведет более продвинутых кандидатов на вступление за пределы нынешнего уровня наименее процветающих стран ЕС и что «другие посткоммунистические страны пойдут этим путем» .

Качество жизни — оптимальная концептуальная рамка анализа последствий членства в ЕС. Различают три аспекта качества жизни: материальные условия, общее качество общества, субъективное благополучие. Хотя сообщество по праву считается, прежде всего, экономическим предприятием без планов развития благосостояния, касающихся всех и каждого, через ряд инструментов разной логики применения членство в ЕС прямо или косвенно влияет на качество жизни и тем самым на шансы выравнивания (см. рисунок). Три основных «канала» влияния — региональная политика, адаптация институтов (institutional adjustment) и экономическая интеграция.

Наиболее действенна региональная политика (синонимы: структурная политика и политика сплочения). Финансовая поддержка инфраструктуры, защита окружающей среды, развитие человеческих ресурсов и инвестиции в производство улучшают конкурентоспособность наименее развитых регионов и стран, усиливают потенциал устойчивого роста, создающего рабочие места. Этот начальный толчок в экономике предназначен для снижения разрывов уровней развития. В ЕС различают разные степени потребности («очереди»), согласно которым наибольшую поддержку — две трети Структурного фонда — получают «первоочередники». Это регионы, «которые стоят перед самыми серьезными трудностями в плане доходов, занятости, системы производства и инфраструктуры». Все регионы с душевым ВНП ниже 75% среднего уровня по Содружеству автоматически имеют право на эту помощь независимо от уровня жизни в стране. В отличие от Структурного фонда право на получение средств из Фонда сплочения связано со средними национальными показателями. Порог здесь — 90%. В период 2000;2006 гг. 275 миллиардов евро (в ценах 1997 г.) выделяются на региональные мероприятия — против 200 миллиардов евро за 1993;1999 гг. Получая эту поддержку, менее развитые страны явно выиграют финансово от членсва в ЕС, поскольку получат больше, чем отчислят в бюджет Сообщества. Поддержка укрепляет экономический потенциал стран и тем самым улучшает условия жизни населения, как показывают эконометрические модели. Будущим странам-членам ЕС помощь в размере 7 миллиардов евро предоставляется до их присоединения к Сообществу, помогая подготовке к членству и созданию инфраструктуры. Однако статус члена гораздо более привлекателен, чем статус кандидата в члены ЕС в финансовом отношении, так как в бюджете 2000;2006 гг. выделены 45 миллиардов евро для новых государств-членов. Вследствие того, что в странахновобранцах в целом уровень доходов намного ниже 15 стран ЕС, многие из них подпадут под категорию «первой очереди» для всей своей территории. Однако финансовая поддержка будет менее щедрой, чем в ЕС при пятнадцати странах-членах. Поскольку ЕС не планирует наращивать за пределами нынешних 34% общие суммы расходов, уровень расходов на региональную помощь в результате расширения можно суммарно представить как несколько более крупный пирог (более крупный из-за вклада в бюджет ЕС новобранцев), раздаваемый большему числу нуждающихся регионов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Т. Грис, А. И. Леусский, Е. С. Лозовская. Спб.: Питер, 2001 318 с.
  2. Я. Выиграют ли новобранцы от вступления в ЕС? // Социс. М., 2002, № 8. С. 67.
  3. Ю.С. «Северное измерение» политики ЕС и интересы России. М., Экслибрис-пресс, 2000.
  4. Евросоюзу с Россией мешает Польша // Коммерсант 06.02.2007
  5. ЕС на пороге XXI века: Выбор стратегии развития / Под ред. Ю. А. Борко, О. В. Буторшиной. М.: Эдиторная УРСС, 2001. 471 с.
  6. И. «Расширение Евросоюза: сценарий, проблемы, последствия» // МЭМО № 9 М. 1998 г.
  7. И. Расширение Евросоюза и интересы России // Экономист № 3. 2001 г. стр. 81.
  8. М. Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки. М.:ДеКА, 2001 262 с.
  9. С. Россия и Евросоюз: предстоящий период // Россия в глобальной политике 02.3.2007
  10. В.С. Место России в геополитических реалиях конца XX — начала XXI века // Науч. тр. МГИ им. Е. Р. Дашковой. — М., 1997. — Вып.2. — С.60−71.
  11. В. «Валютный союз по-европейски». — Интерфакс-АиФ. — 1996 № 16
  12. Д. Н. Евро: новая валюта для Старого Света: Проблемы становления и перспективы развития Европейского экономического и валютного союза. Минск: Европейский гуматитарный университет, 2000 270 с.
  13. Ф. ЕС и США: друзья или соперники? / Свободная мысль XXI 2004 — № 11 с. 72−81.
  14. В. Россия и ЕС в стратегической перспективе. // Международная жизнь. N.1,2000. С.40−49.
  15. Международные экономические отношения: учебник для вузов / В. Е. Рыбалкин, Ю. А. Щербанин 3-е изд., перераб. И доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 497 с.
  16. А. Г. Мировая эономика: учебник для вузов / А. Г. Мовсесян, С. Б. Огнивцев. М.: Финансы и статистика, 2001 654 с.
  17. Н. Евросоюз Россия // Экономика и жизнь. 25/2/2004 — № 7 с.2−3.
  18. В. Я. Евро и макроэкономическая сбалансированность в ЕС / Мировая экономика и международные отношения: ежемесячный журнал. — № 5 2003 с. 26−34.
  19. И. «Единая Европа: Эксперимент в реальном времени». // МЭМО 2000 г.№ 8.
  20. . А. Первые годы ЕЭВС: экономика и интеграция // Банковские услуги. 2003 — № 10. с. 3−10.
  21. И. А. Внешнеэкономические связи России со странами ЕС. М.: Экономика, 2003. 111 с.
  22. К. А. Международная экономическая интеграция: Учебное пособие. М.: МУПК, 2000 144 с.
  23. В. И. Международная экономическая интеграция: учебное пособие. М.: Анкин, 2002 174 с.
  24. А. Россия и Евросоюз партнеры поневоле // Информационно-аналитический ресурс «Мнения» [Электронный ресурс] режим доступа [World Wide Web]
  25. В. Г. Европейская интеграция: учебное для вузов. М.: Международные отношения, 3003 399 с.
  26. О.Р. Геополитические интересы России в период глобального передела мира // Русский геополитический сборник RuWeb.Info [Электронный ресурс] Режим доступа [World Wide Web] http://www.ruweb.info
  27. В. М. Европейское экономическое пространство // Международное экономическое право. М.: 2002. кн. 1. с. 276−292.
Заполнить форму текущей работой