Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политическая коммуникация как фактор трансформации политической системы современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе политической коммуникации лежит политический интерес, определяемый как осознание большими социальными группами объективной возможности реализовать свои потребности в сфере властных отношений. Деятельность ПР-служб структур государственной власти связана с представлением суммы составляющих государственных интересов, носящих всеобщий характер. Ни одна структура власти не имеет право… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и методологические основы исследования политической коммуникации
    • 1. 1. Становление и развитие теории политической коммуникации в научных исследованиях
    • 1. 2. Политическая коммуникация в механизме функционирования политической и социальной систем
  • Глава II. Особенности информационно-коммуникационных процессов современной России
    • 2. 1. Связи с общественностью как инструмент формирования политического коммуникативного пространства
    • 2. 2. Современные СМИ в структуре политической коммуникации
  • Глава III. Политические институты и общество как активные участники в процессе политической коммуникации
    • 3. 1. Характер и тенденции развития коммуникационных отношений в системе власть-общество в условиях политической трансформации
    • 3. 2. Факторы повышения эффективности политической коммуникации в России

Политическая коммуникация как фактор трансформации политической системы современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Необходимость комплексного исследования политической коммуникации обусловлена ее значением в период демократических преобразований, который характеризуется определенной нестабильностью политической системы России. Политическая жизнь России на современном этапе является результатом процесса политической трансформации, затронувшего все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и ее информационно-коммуникационную: распад советской политической системы повлек за собой разрыв старых взаимосвязей и появление новых, зачастую односторонних и вертикальных, характеризующихся фрагментарностью, локальностью. В целом во взаимодействии между институтами власти и обществом довольно часто наблюдается нежелание первой идти на открытый диалог и отсутствие эффективных каналов связи, форм влияния и контроля вторых над государственными институтами, скрытость, бюрократичность. Это можно объяснить, с одной стороны, «болезненными» для любой политической системы изменениями и их незавершенностью, с другой, — недостаточным пониманием и вниманием к процессу политической коммуникации между властью и обществом. Очевидно, что все это негативно сказывается на процессе демократизации современной России. С изменением политических процессов, институтов начинают развиваться новые отношения в политико-коммуникационной сфере, отражающие характер протекающих в общественно-политической жизни преобразований. Односторонняя связь в системе «власть — общество» постепенно уступает место двусторонним отношениям, что порождает проблемы открытого функционирования органов государственной власти и управления и их диалога с населением. От того, какими будут эти отношения, во многом зависит стабильность политической и социальной систем. Опыт постсоветского периода показывает, что отсутствие объекти-ных, эффективных, двусторонних политических коммуникационных связей приводит в будущем к высокой социальной напряженности, нарастанию конфликтов, непредсказуемости событий, падению легитимности политических институтов, возникновению кризисных ситуаций.

Увеличение количества каналов и источников распространения политической информации, возрастание числа акторов политических процессов, представляющих интересы различных групп стратифицированного российского общества, усиливают необходимость согласования политических позиций, что, в свою очередь, приводит к значительному повышению роли процесса политической коммуникации и вызывает потребность его тщательного изучения.

Таким образом, одной из главных целей и задач трансформации политической системы России, в частности ее институтов, является изменение характера взаимоотношений властных структур с гражданами. Политическая коммуникация — одно из условий и одновременно результат трансформации политической системы России. Формированию современных, объективных демократических принципов, результатом которых станет эффективный консенсуальный дискурс в системе отношений власти и общества, способствуют информационно-коммуникационные процессы, расширяющие и углубляющие политическое коммуникативное пространство.

Основное направление исследования отражено автором в выдвинутой гипотезе: в современных условиях трансформации политической системы России существенно возрастает роль и влияние политической коммуникации и политического коммуникационного пространства на характер и результат этого процессаполитическая коммуникация становится одним из важных факторов консолидации общества, высокого уровня легитимности политических институтов, согласования политических интересов, разрешения общественно-политических конфликтов, открытого диалога власти и общества и, как следствие, — стабильности политической системы.

Степень разработанности проблемы. Повышение роли политической коммуникации в процессе системных преобразований актуализировало ее изучение в зарубежных и российских научных кругах и вместе с тем значительно расширило понимание этой проблемы. В этих условиях используется всё разнообразие подходов к изучению предмета политической коммуникации и политического коммуникационного пространства. Все научные труды, так или иначе затрагивающие исследуемую проблему, можно классифицировать следующим образом.

Первую группу составляют работы теоретико-методологического плана, в которых авторы раскрывают природу коммуникации как результат общественного развития, определяют категориальный аппарат, специфику процесса коммуникации в политической сфере, анализируют принципы функционирования и структуру политической коммуникации, моделируют информационно-коммуникационный процесс, выделяют его этапы, выявляют эффективные способы его функционирования. К ним относятся работы отечественных (М.М. Бахтин, Ю. П. Буданцев, В. П. Конецкая, О. А. Малаканова, Л. Р. Посикера, Г. Г. Почепцов, А. И. Соловьев, В.В. Смоляко-ва, В. П. Терин и др.)1 и зарубежных (Ж.-М. Коттрэ, Ч. Кули, П. Лазарс.

1 Анохина Н. В., Малаканова О. А. Политическая коммуникация/ Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. / Под ред. Е.Ю. МелешкинойМ.: «Инфра-М», 2001. — 321 е.- Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. — М., 1996. — 147 е.- Бахтин М. М. Быть — значит общаться диалогически// Учит. газ. 1994. — № 10- Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. — М.: Знание, 1988. — 78 е.- Бляхср Л. Е. Российский политический дискурс и концептуализация становящегося политического пространства// Полис. — 2002. — № 3. — С. 31−40- Большаков А. А. Особенности политической коммуникации в современной Франции.: Автореф. дне.. канд. филос. наук.

— М., 1999; Булкина И. В. Теория политической коммуникации Гарольда Д. Лассуэлла: Автореф. дис.. канд. социол. наук. — Казань, 2000; Буданцев Ю. А. Социология массовой коммуникации. — М.: МНЭПУ, 1995. — 386 е.- Варданян Е. А. Информационное пространство политики.: Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Ростов-на-Дону, 1997; Голованов Л. В. Массовая информация и массовые коммуникации как системообразующие факторы социума// Проблемы общественного развития. — М., 1998. — №½- Конецкая В. П. Социология коммуникации. — М.: АООТ «Политех-4», 1998. — 302 е.- Малаканова О. А. Политическая коммуникация/ Структура и динамика российского электорального пространства (Круглый стол) // Полис. — 2000. — № 2. — С. 99−101- Посикера Л. Р. Политическая коммуникация в условиях избирательных компаний: анализ концепций и технологий: Автореф. дис. .канд. полит, наук.

— М., 1994; Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. — М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 2000. фельд, Г. Лассуэл, М. Маклюэн, Ю. Хабермас, П. Шаран, Р.-Ж. Шварцен-бергидр.)2 ученых.

Вторую группу представляют работы, посвященные основам анализа политических систем и определению места и роли информационно-коммуникационных процессов в их развитии. Данную проблематику изучали как в зарубежных научных кругах (Г. Алмонд, Н. Винер, К. Дойч, Д. -j.

Истон, Т. Парсонс, Чарльз Ф. Эндрейн и др.), так и в отечественных (М.Г. Анохин, А. А. Галкин, М. Н. Грачев и др.)4. К этой группе можно отка коммуникации. — М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 2000. — 349с.- Смолякова В. В. Коммуникативное пространство как объект политологического анализа // Вести. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 2001. — № 1. — С. 19−29- Соловьев А. И. Коммуникация и культура, противоречия поля политики // Полис. — 2001. — № 6. — С. 6−17- Соловьев А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. — 2002. — № 3. — С. 5−18- Терин В. П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. — М., 2000. — 223 е.- Шарков Ф. И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социс. — 2001. — № 8. — С. 52−67.

2 Бурдье П. Социология политики. — М.: Социологос, 1993; Шаран П. Сравнительная политология. — Ч. 1−2. — М., 1992; Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. — М., 1992. — 211 е.- Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1969; Cooley Ch. Н. The Significance of Communication // Reader in Public Opinion and communication / Ed. By Berelson В., Janowitz M. — New York, 1953; Cottret J.-M Gou-vernants et gouvernes. La communication politique. — Paris, PUF, 1973; Katz E., Lazarsfeld P. Personal Influence. — New York, 1955; Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Communications of Ideas., 1948; Lazarsfeld P.F., Berelson B. and Gaudct H. The Peoples Choice, New York, 1954; McLuhan M. Myth and the Mass Media. — Daedalus, 1959; Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopaedia Political Institutions. — Oxford — New York, 1987; Habermas J. The Theory of Communicative Action.-L., 1984.

3 Винер H. Кибернетика и общество. — M., 1958. Дойч К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. — М., 1993. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академ. Проект, 2000; Чилкот Рональд X. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы — М.: ИНФРА-М, Изд-во «Весь мир», 2001. — 560 е.- Almond G. Powell G. Comparative politics: System Process and policy. -Boston, 1978; Easton D. Analyse du systeme politique. — New York, 1965; Randall Collins, Theoretical Soci-ologi. — San Diego, CA: Harcourt Brase Jovanovich, 1988.

4 Анохин М. Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость: теоретико-прикладной анализ. — М., 1996. — 304 е.- Гончаров П. К. Национальная доктрина возрождения и оптимальная модель политической системы как концептуальная основа реформирования России // Вести. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 2000. — № 3. — С. 3−17- Грачев М. Н. Норберт Винер и его философская концепция// ОНС. — № 6. — 1994. — С. 119−126- Грачев М. Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. — М.: НОУМЭМ, 1999. — 167 е.- Делокаров K.X. Системная парадигма современной науки и синергетика// ОНС. — 2000. — № 6. — С. 110−117. Пантин В. И., Лапкин В. В. Эволюнести работы авторов, рассматривающих специфику российской политической трансформации, в условиях которой происходит функционирование политической и социальной систем.5.

Третью группу образуют работы, выделяющие в качестве предмета современные средства массовой информации. Авторы этих работ определяют их место и роль в политическом пространстве в условиях переходного периода, состояние и тенденции развития (на всех уровнях деятельности), а также характеристики конкретных групп СМИ — печать, телевидение и т. п. (И.И. Засурский, Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, Г. С. Мельник,.

B.П. Пугачев и др.) 6. Кроме того, к этой группе мы относим труды о разционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования // Полис. — 2002. — № 2. — С. 6−19. Петров В. П. Объект управления — население. Начала теории управления социальными системами. Кризис в СССР: причины и защита — М., 1999. — 123 е.- Пушкарева Г. В. Политическая система: синергетический подход// Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 2001. -№ 6. — С. 32−49. Селезнев Л. И. Политические системы современности: сравнительный анализ. — СПб., 1995. — 156 е.- Обновление и стабильность в современном обществе. Сравнительный анализ, — М.: Изд-во «Весь мир», 2000. — 368 с.

5 Володенков С. В. Модели динамики политических процессов в условиях переходного периода// Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 1999. — № 6. — С. 36−47- Гельман В. Я. Постсоветские политические трансформации (наброски к теории) // Полис. — 2001. — № 1. — С. 15−27- Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. — 1997. — № 4. — С. 6−32- Капустин Б. Г. Конец «транзитологии» ?(о теоретическом осмыслении первого посткоммунистического десятилетия) // Полис. — 2001. — № 4. — С. 6−25- Кузнецов И. И. Парадигма транзитологии // ОНС. — 2000. — № 5, — С. 4651- Лапин Н. И. О многом и едином в российской трансформации // ОНС. — 2002. — № 6. — С. 28−32- Лап-кин В.В., Пантин В. И. Политические ориентации и политические институты современной России: проблемы коэволюции // Полис. — 1999. — № 6. — С. 70−79: Мачкув Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая системная трансформация: проблемы, концепции, периодизация // Полис. — 2000. — № 4. — С. 38−59- Мельвиль А. Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам // Полис. — 1998. — № 2. — С. 6−37-Социокультурные трансформации второй половины XX века в странах Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. Н. В. Коровицына — М.: ОАО «Ловатера», 2002. — 295 с.

6 Актуальные проблемы Европы. Средства массовой информации в современном мире: Сб. ст. и реф. / РАН ИНИОН. — М., 2002. — 228 е.- Андреев Э. М., Миронов А. В. Социально-гуманитарное образование и масс-медиа как факторы изменения социальной структуры // СГЗ. — 2000. — № 3. — С. 22−32- Ба-танина И. А. Средства массовой информации как посредники между государством и структурами гражданского общества/ Политическое управление в регионе: состояние, тенденции развития. — Тула, 1997.

C. 85−104- Засурский И. Масс-медиа Второй республики. — М., 1999. -158 е.- Засурский Я. Н., Вартанова витии информационных технологий, открывающих новые возможности политической коммуникации (Ю.А. Нисневич, М. С. Вершинин, А.В. Чу-гунов и др.) .

Повсеместное применение коммуникативных технологий (паблик рилейшнз, политическая реклама, политический маркетинг, избирательные технологии и др.) стало нормой современного политического процесса и значительной частью политического коммуникационного пространства. Четвертую группу составляет широкий спектр работ, посвященных этим вопросам 8.

Е.Л., Засурский И. И. и др. Средства массовой информации постсоветской России// Под ред. Я.Н. Засур-ского. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 303 е.- Б. И. Кретов Средства массовой коммуникации — элемент политической системы общества // СГЗ. — 1999. — № 5. — С. 110−116- Мельник Г. С. Mass media: психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996. — 124 е.- Мухин А. А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. — М.: «Гном и Д», 2000. — 256 е.- Мы — сограждане (СМИ и общество): Сб.ст. — т. 2. — М.: Изд-во «Бонфи», 2002. — 424 е.- Пресса России: проблемы и перспективы развития. — М.: РАГС, 2000. — 96 е.- В. П. Пугачев Информационная власть и демократия // ОНС. — 1999. — № 4. — С. 65 — 75- Розанова Ю. М. Телевидение и государство: теоретические модели взаимодействия и российская практика // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 1999. — № 4. — С. 107−122- СМИ и политика в России: социологический анализ роли СМИ в избирательных компаниях. — М.: Socio-logos, 2000.

7 Нисневич Ю. А. Информационный фактор политической модернизации// Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 2001. — № 3. — С.91−101- Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб., 2002; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 е.- Овчинников Б. В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического рунета // Полис. — 2002. -№ 3. — С. 46−65- Туронок С. С. Интернет и политический процесс// ОНС. — 2001. — № 2. — С. 51−63- Чеснаков А. А. ресурсы internet и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 1999. — № 4. — С. 65−73- Чугу-нов А. В. Перспективы развития в России «Информационного общества» (социальный портрет российской Интернет-аудитории по данным социологических опросов) // Полис. — 2002. -№ 1. — С. 146−157- Чугунов А. В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий. — СПб., 2000; Dahlgren P. The Internet and democratization of civic culture. Political Communication, 2000. Norris P. A Virtuous Circle: Political Communications in Post-Industrial Societies. — New York: Cambridge University Press, 2000.

8 Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? — М.: Новости, 1990. — 240 е.- Балашова А. Н. Технология избирательной компании в западной политической науке //Вестн. МГУ Сер. 12. Политические науки. -2000. — № 2. — С. 62−79- Безгодова О. В. «Паблик рилейшнз» в системе политического управления современной России: тенденции развития / Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М.: 1997; Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. — С.-Пб.: Питер, 2001. — 864 е.- Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. — СПб.: «Питер», 2000.

Несмотря на обилие научной литературы по проблемам политической коммуникации и смежных с ней проблем, общие принципы и подходы, объединенные в рамках предмета исследования диссертации, мало актуализируются и разрабатываются. Состояние изученности проблемы в сочетании с ее актуальностью определяет необходимость настоящего диссертационного исследования — рассмотреть проблемы коммуникативного взаимодействия власти и общества в условиях трансформации политиче-* ской системы.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационной работы заключается в комплексном междисциплинарном исследовании политической коммуникации как одного из важных факторов трансформации политической системы.

Данная цель потребовала решения следующих задач:

384 е.- Викентьев И. Л. Приемы рекламы и PRч. 1. — СПб., 1998. Владыкина И. К., Плесовских С. Н. Феномен доверия и политическая реклама // Всстн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 2000. — № 1. — С.141−155- Грачев Г. В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях // Полис. — 2000. — № 3. — С. 151−156- Джабасов А. А. Политические технологии избирательных компаний: проблема категориального осмысления // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 2000. -№ 2. — С. 5662- Дороти Доти И. Паблисити и паблик рилейшнз / Пер. с англ. 2-е изд. — М.: «Филинъ», 1998; Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR — СПб.: СОЮЗ, 2-е изд. — 1997; Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг, или как «продать» вожая // Полис. — 1999. — № 5. — С. 88−100- Карпухин О., Макарсвич Э. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. — Калининград: ФГУИПП «Янтарный Сказ», 2001. — 547 е.- Катлип С. М., Сектер А. Х., Брум Г. М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. — М.: Издат. дом «Вильяме», 2000. — 624 е.- Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. — М.: «Рсфл-бук», Киев.: «Ваклер» — 2000. — 528 е.- Попова Е. В. Проблемные измерения электоральной политики в России: губернаторские выборы в сравнительной перспективе // Полис. — 2001. — № 3. — С .47−62- Почепцов Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. -М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 1999. -624 е.- Почепцов Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер» — 1999. — 352 е.- Реклама: внушение и манипуляция // под ред. Д. Я. Райгородского — Самара: Издат. дом «БАХРАХ-М», 2001. — 752 е.- Ро О. С. Передовые технологии коммуникации и организация / Социс. — 2001. — № 3. — С. 64−73- Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред. B.C. Комаровского. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 520 е.- Соловьев А. И., Тростянская И. Б. Национальные объекты в политической рекламе // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 2001. — № 2. — С. 5−16.

— проанализировать динамику развития научных представлений о политической коммуникации в западных и отечественных исследованиях;

— рассмотреть структуру политической коммуникации и политического коммуникационного пространства, их место и роль в политической системе общества;

— обосновать методологические подходы анализа политической коммуникации в современной России с учетом российской специфики;

— изучить процесс трансформации политической системы с учетом факторов, обусловливающих этот процесс в рамках предмета исследования;

— определить место политической коммуникации в процессе демократизации политической системы современной России с учетом позитивных и негативных факторов, влияющих на этот процесс;

— охарактеризовать особенности развития современных политических коммуникационных процессов во взаимосвязи с деятельностью структур по связям с общественностью и СМИ;

— выявить тенденции развития во взаимоотношениях власти и общества как полноправных участников в процессе политической коммуникации в условиях трансформации политической системы;

— разработать пути оптимизации политических коммуникационных процессов в условиях системных преобразований современной России.

Объект исследования. Политическая коммуникация как совокупность социальных, технических, материальных средств, способствующих щ, формированию открытых, устойчивых, динамичных отношений в политической системе и между политической и социальной системами общества.

Предмет исследования. Состояние, динамика, механизмы и тенденции развития политических коммуникационных процессов на федеральном и региональном уровнях в условиях политической трансформации России.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В основе диссертационного исследования лежат положения и выводы ведущих российских и западных ученых, специализирующихся в области социальной природы и моделирования политической коммуникации, типологических особенностей и каналов ее осуществления, структурно-функциональной основы политической системы, функционирования отдельных ее элементов в условиях трансформации.

Для выработки объективных представлений о роли политической коммуникации необходимо использовать различные методы, позволяющие составить наиболее полную картину политической реальности. Это особенно важно для политических систем, находящихся в стадии трансформации, когда трудно определить роль того или иного элемента политической системы вследствие модификации старых связей в многочисленные новые, зачастую неустойчивые, неэффективные, с низким качеством содержания. Диссертантом использовались диалектический, исторический, системный, структурно-функциональный, конфликтологический подходы: логический, сравнительный, типологический анализ. В диссертационном исследовании применялись методы опроса, анализа документов.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили политико-социологические исследования и научные программы по исследуемой проблеме, выполненные в 1999 — 2003 годах, в которых автор принимал участие:

Социально-политическая ситуация в Тульской области: характери.

4 стики, тенденции развития и перспективы (1999 — 2003 гг.). Мониторинг." .

Руководитель: И. А. Батанина, Тульский государственный университет, кафедра социологии и политологии. Объем выборки 500 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию и роду занятий.

Для раскрытия темы диссертационного исследования соискателем использовались и другие источники информации: официальные документы федеральных и региональных органов власти Российской Федерациифундаментальные работы по исследуемой проблемепубликации в периодических изданиях.

Научная новизна диссертационной работы состоит в комплексном теоретико-прикладном исследовании недостаточно изученных вопросов влияния и роли политической коммуникации и политического коммуникативного пространства на происходящий процесс трансформации российской политической системы, выявлении характерных черт и взаимозависимостей в этом процессе. Автором исследуется, с одной стороны, воздействие политической коммуникации на формирующиеся политические институты России, с другой, — воздействие политических институтов на политическую коммуникацию и формирование политического коммуникативного пространства, что нашло отражение в положениях, выносимых на защиту:

1. Политическая коммуникация является одним из основных условий трансформации политической системы, так как, во-первых, способствует зарождению новых общественно-политических отношений, являясь отражением происходящих системных трансформацийво-вторых, участвует в процессах интеграции — дифференциации политической системы, усилении — ослаблении социально-политических конфликтов, разногласии — согласии в общественно-политической сферев-третьих, представляет собой показатель осуществляемых преобразований, результативность которого возрастает по мере преодоления дистанцирования в отношениях власти и общества.

2. В современных российских условиях предпочтительно рассматривать политическую коммуникацию как целостное явление: и на теоретическом уровне, оценивающем данное явление как особый тип общения и связей, возникающий в политической сфере, что придает ему уникальность, и на практическом уровне, связанном с анализом массовых коммуникационных процессов (через деятельность институтов СМИ, организаций по связям с общественностью).

В трансформационных процессах России значительно повышается роль политической коммуникации как связующего фактора в политической системе и между политической и социальной системами. В заданных условиях следует рассматривать двойственную роль политической коммуникации: во-первых, построение новых связей в политическом пространстве и, во-вторых, разрушение старых, неэффективных.

3. В условиях конфликтного и дифференцированного характера общества политическое коммуникативное пространство является одной из наиболее важных сфер, где посредством взаимодействия всех социально-политических институтов закладываются начала, интегрирующие общество. В качестве одной из основных функций политической коммуникации наряду с функцией интеграции общества, следует выделять конфликтораз-решающую функцию. В условиях системных преобразований социально-политические конфликты — неотъемлемая составляющая современного российского общества. Очевидно, что для реализации конфликторазре-шающей функции требуется знание и эффективное применение технологий разрешения конфликтов участниками коммуникационного взаимодействия.

4. Россия сталкивается с проблемой недостаточно высокого уровня поддержки институтов политической системы населением. Эта ситуация тесно соприкасается с проблемой политической коммуникации. Ее решение во многом зависит от развития эффективных постоянных двусторонних динамичных прозрачных отношений социально-политических субъектов коммуникативного пространства, направленных на реализацию взаимных интересов, достижение консенсуального политического дискурса, что, в свою очередь, является условием повышения стабильности и легитимности политической системы. Такая политическая система является результатом процесса ее трансформации.

5. Трансформация институтов политической системы влечет за собой трансформацию политико-коммуникационных связей из скрытых односторонних в открытые двусторонние, что предполагает увеличение каналов обратной связи в политической системе. Чтобы избежать перегрузки входов системы и, как следствие, — дестабилизации, необходима хорошо отлаженная функция агрегирования интересов, осуществляемая различными общественно-политическими институтами (партиями, общественными объединениями, СМИ и др.). В российской политической системе еще недостаточно развит механизм реализации этой функции, что может явиться результатом формулирования неконструктивных требований, их непринятия политической системой, неэффективного использования коммуникационных каналов между политической и социальной системами.

6. Глобальное возрастание роли информационных процессов как факторов общественного развития выдвигает на первый план деятельность институтов СМИ в политическом коммуникативном пространстве с одной стороны как активного посредника, с другой — как полноправного участника в процессе политической коммуникации. Развитие российской медиа-системы сопряжено с общемировой тенденцией развития медиатизации политики. В условиях демократизации при отсутствии сдерживающих эту тенденцию механизмов (традиции, общественные институты и т. д.), для России существует опасность развития антидемократических процессов.

Слабые, неконструктивные связи между властью и обществом зачастую являются следствием неорганизованного информационного обмена, что требует дальнейшего развития в государственных службах организаций по связям с общественностью. В России структуры по связям с общественностью находятся на стадии становления, причем на региональном уровне этот процесс протекает медленнее, чем на федеральном уровне. Одной из причин является то, что связи с общественностью как публично-правовой процесс не достаточно регламентированы правовыми нормами, едиными для всех.

7. Современное российское общество атомизировано, поляризовано, неконсолидировано, что является результатом его отчуждения от власти.

Данные характеристики подкрепляются тенденциями роста аномии, абсентеизма, крайней степени индивидуализма. Это дает основание заключить, что в государстве еще не сформировался социальный макросубъект политической активности, который будет не только заинтересован в завершении демократических преобразований, но станет активным полноправным участником (инициатором) в процессе политической коммуникации, достаточно интегрированным и мощным, чтобы решить поставленные задачи практически. С другой стороны, институтам политической системы предстоит решать ряд существенных задач по преодолению негативных тенденций в обществе и построению открытых, прозрачных отношений с гражданами.

Практическая значимость работы. Положения и выводы диссертации пополняют сферу научного знания о природе, функциях, структуре, методах исследования политико-комуникационных процессов, происходящих в рамках политической и социальной систем, переживающих в своем развитии этап политической трансформации, позволяют расширить основу для дальнейших теоретических и практических разработок проблемы.

Результаты исследования могут быть использованы средствами массовой информации, службами по связям с общественностью, государственными службами в процессе своей деятельности.

Результаты исследования также могут быть использованы в преподавании курсов общей и прикладной политологии, политической социологии, а также спецкурсов по политической коммуникации, социологии коммуникации, теории политических систем и др.

Апробация работы. Материалы и выводы диссертации апробированы автором в следующих формах:

— изложение основных положений и выводов работы в ряде статей, выступлениях и научно-практических конференциях: XXVII Гагаринские чтения (2001 г., г. Москва) — Международный симпозиум «Политическая конфликтология: между старыми и новыми парадигмами» (2001г., г. Воронеж) — XI межвузовские студенческие чтения (2002 г., г. Тула) — Международная научная конференция «Россия на пути к устойчивому развитию: характер общества и его способность к модернизации» (2003 г., г. Тула).

— использование различных аспектов исследования в процессе семинарских занятий со студентами Тульского государственного университета по специальности «Политология» — * - обсуждение вопросов диссертации на кафедрах социологии и политологии Тульского государственного университета, политологии, государственного и муниципального управления Орловской региональной академии государственной службы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глаз, заключения, приложений, списка использованных источников литературы.

Заключение

.

В результате проведенного комплексного анализа политической коммуникации как одного из важных факторов трансформации политической системы и устойчивого демократического развития современного российского общества установлено:

1. В условиях трансформации политической системы для России характерно изменение места и роли политической коммуникации: в обновляющемся обществе коммуникация оказывается важнейшим инструментом формирования политического пространства, самопрезентации политики. Отсутствие явных постоянных отношений между государством и обществом превратили политическую коммуникацию в своеобразный эпицентр политики, ключевое условие и одновременно источник репродуцирования данной формы социальной жизни в целом. Суть трансформации представлений о политической коммуникации заключается в том, что акт коммуникации власти с обществом сам по себе начал определять форму политических отношений. Коммуникация стала важнейшим элементом политики и приобрела в ней новый бытийный (сущностный) и функциональный статус, утратив былой вспомогательно-технический характер. Поддержание коммуникационной связи государства с обществом, все более удаляющимся от первого, должно стать центральной задачей для российского политического режима.

2. Россия переживает этап системных трансформаций, когда прежние общественно-государственных институтов в ней уже не функционируют, а новые еще окончательно не оформлены. Точнее, и первые, и вторые существуют — но в качестве репрезентаций, а не фактического взаимодействия управляющих и управляемых. Смена политической системы происходит вследствие возникновения некоторой несовместимости культурных ценностей, общественно-политических структур и поведения граждан. Эти несовместимости порождают структурные, культурные и поведенческие конфликты. Эти три конфликта вступают во взаимодействие и могут взаимоусиливаться, что будет придавать системной трансформации кризисный характер. Но, в тех или иных условиях начинают проявляться невидимые и нефиксировавшиеся прежде различия между политическими и иными формами социально-властных контактов. Иначе говоря, область, пронизывающая ранее все общественные сферы и вступающая с ними в отношения взаимозависимости, стремится к обособлению и оформлению. Вместе с тем этот процесс протекает весьма специфически, прежде всего на уровне политической коммуникации. Это связано с изменяющейся ролью политической коммуникации, так как она сама становится фактором трансформации, участвуя в интеграции-дифференциации политической системы, усилении-ослаблении конфликтов между общественной или политической сферами, разногласии-согласии в современном политическом процессе. Очевидно, что с каким «знаком» будет политическая коммуникация, такой же «знак» будет иметь и процесс трансформации. Следовательно, коммуникационное пространство есть сфера отражения системных трансформаций .

3. В России при недостроенной демократической форме организации власти, имеющей традиции идеологических способов символизации политического пространства, набирает вес новая форма властных отношений — медиакратия. Данная форма основана на доминирующем влиянии кругов, контролирующих массовые информационно-коммуникационные потоки, разрушая тем самым барьеры целенаправленного воздействия на поведение человека. Если в государствах с устоявшейся демократией становление медиакратии в той или иной степени сдерживается традициями демократического диалога власти и общества, ответственным стилем правления элит, то в российской ситуации усиливающаяся тенденция медиатизации политики проявляется при еще не завершившемся повороте к демократии. Эта тенденция наблюдается в деятельности СМИ, как общероссийских, так и региональных. Более того, в политическом коммуникационном пространстве страны отсутствуют властные и общественные институты, сдерживающие развитие антидемократических процессов.

4. В основе политической коммуникации лежит политический интерес, определяемый как осознание большими социальными группами объективной возможности реализовать свои потребности в сфере властных отношений. Деятельность ПР-служб структур государственной власти связана с представлением суммы составляющих государственных интересов, носящих всеобщий характер. Ни одна структура власти не имеет право отождествлять их с собственными интересами. В противном случае происходит приватизация самого государства (или региона), что, к сожалению, имеет место в современной российской действительности. В подлинно демократическом обществе государство не может произвольно устанавливать свои правила в отношениях с гражданами, не может быть открытой в желаемой мере, не может принимать решения, не сотрудничая с гражданами и их объединениями, не осуществляя процесса политической коммуникации. Однако, в России существует большая разница между властными ресурсами граждан и государства в пользу второго. Государство имеет больше возможностей воздействовать на граждан. Вместо равноправного диалога здесь гораздо чаще можно наблюдать продвижение со стороны власти нужных ей установок и моделей поведения. Очевидно, что сложно в таких условиях говорить о реализации политических интересов граждан.

5. В России вследствие порой недостаточной работы механизма информирования (в основном через СМИ, службы по связям с общественностью) или простого нежелания власти идти на контакт (зачастую, в силу субъективного отсутствия необходимости или в силу занятости) население получает с запаздыванием, в неполном объёме или недостоверную, необъективную информацию. В обществе создаются благоприятные условия для зарождения различных домыслов и устойчивых мифов, как правило, негативного характера по отношению к власти. Разрушить такие представления о власти довольно сложно, тем более в российских условиях политической отчужденности, низкого политического участия граждан, низкой консолидации общества. К сожалению, в России гражданское общество еще слишком слабо, чтобы претендовать на реальный контроль за деятельностью институтов власти. А государство, в свою очередь еще не научилось «слушать» общество.

В данных условиях все же возможен оптимистический прогноз при условии, если в последующие годы системных преобразований в России решающая роль будет принадлежать функции политической коммуникации, которая заключается, в первую очередь, в поддержании единства общества путем гармонизации отношений, интересов органов государственной власти и управления и различных общественных групп, населения. По крайней мере, две наиболее важные задачи этого периода будут состоять в том, чтобы: а) обеспечить согласие общественных групп, населения и органов государственной власти управления, необходимое для осуществления глубоких реформаторских переменб) глубже осознать многогранность политической коммуникации как трансформационного фактора, который необходимо учитывать при построении нового политического пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. -М., 1997.-240 с.
  2. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность в многосоставных обществах // Полис. 1992. — № 4. — С. 122 -139
  3. В.Н. Социология политики. М, 1992. — 323 с.
  4. М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость: теоретико-прикладной анализ. М., 1996. — 304 с.
  5. Н.В., Малаканова О. А. Политическая коммуникация / Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. // под ред. Е.Ю. Мелешкиной-М.: «Инфра-М», 2001.- 321 с.
  6. Э.М., Миронов А. В. Социально-гуманитарное образование и масс-медиа как факторы изменения социальной структуры // СГЗ. -2000.-№ 3,-С. 22−32.
  7. Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
  8. А.Н. Технология избирательной компании в западной политической науке // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 2000.- № 2.- С. 62 79.
  9. Баркеро Кабреро Х. Д. Связи с общественностью в мире финансов: ключ к успеху. — М.: Дело, 1996. — 78 с.
  10. И.А. Политическое управление в регионе: состояние, тенденции развития. Тула, 1997. — 166 с.
  11. ММ. Быть значит общаться диалогически// Учит. газ. -1994. — № Ю.
  12. М.М. Проблемы творчества Достоевского. М., 1996. -147 с.
  13. Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Полис. 2000. — № 6 — С. 51- 65.
  14. Безголова О.В.. «Паблик рилейшнз» в системе политического управления современной России: тенденции развития: Дис.. канд. полит, наук. М., 1997. — 170 с.
  15. JI.A. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социс. 2000. — № 6. — С. 44 — 53.
  16. Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. — СПб.: Питер, 2001.— 864 с.
  17. С.В. Стратегия информационного взаимодействия губернатора с избирателями в рамках непрерывной выборной компании // НТИ. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 1997. — № 10. — С. 6−26.
  18. Д. Социальные рамки информационного общества. Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986. — 370 с.
  19. Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб.: Питер, 2000. — 384 с.
  20. С. Паблик рилейшнз. Что это такое? — М.: Новости, 1990. -240 с.
  21. Блэк С. PR: Международная практика. М.: Издат. дом «Довгань», 1997. — 122 с.
  22. JI.E. Российский политический дискурс и концептуализация становящегося политического пространства // Полис. — 2002. — № 3-С. 31−40.
  23. Н.Н. Массовая коммуникация и общение. — М.: Знание, 1988. 78 с.
  24. Т. Власть // Полис. 1993. — № 5. — С. 45 — 56.
  25. Г. О. Воспиятие процесса трансформации: предпочтения российских граждан в публичной сфере // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1998. — № 3. — С. 153 — 165.
  26. Ю.П. В контексте жизни: Системный подход и массовая коммуникация. М.: Мысль, 1979. — 262 с.
  27. Ю.П. Очерки неокоммуникологии. — М.: МНЭПУ, 1995. 234 с.
  28. Ю.А. Системность в изучении массовых информационных процессов. М., 1986. — 323 с.
  29. Ю.П. Социология массовой коммуникации. — М.: МНЭПУ, 1995.-386 с.
  30. И.В. Теория политической коммуникации Гарольда Д. Лассуэлла: Автореф. дис.. канд. социол. наук. — Казань, 2000.
  31. П. Социология политики. — М., 1993. — 185 с.
  32. Е.А. Информационное пространство политики: Автореф. дис. канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 1997.
  33. Т.Н. Существующие модели построения информационного общества//Информ. о-во. — 1999. — Вып. 3. — С. 53 -58.
  34. И.Л. Приемы рекламы и PR. СПб., 1998 — 4.1. -378 с.
  35. Н. Индивидуальный и общественный гомеостазис // ОНС. 1994. — № 6 — С. 23 — 34.
  36. И.К., Плесовских С. Н. Феномен доверия и политическая реклама // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 2000. № 1.- С. 141 — 155.
  37. Е.В., Оруджева С. З. Тона и обертоны серьезного в философии М.Бахтина // Вопросы философии. — 2000. № 1 — С. 26 — 34.
  38. С.В. Модели динамики политических процессов в условиях переходного периода // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1999. — № 6. — С. 36 — 47.
  39. А.Г. Гражданское общество и модернизация в России // Полис. 2000. — № 3. — С. 104 — 116.
  40. Е. Вятр Социология политических отношений. — М., 1979. — 405 с.
  41. Э. Нация и национализм. — М., 1991. — 144 с.
  42. В.Я. Постсоветские политические трансформации (наброски к теории) // Полис. 2001. — № 1 — С. 15−27.
  43. В.Я. «Transition» по-русски: концепции переходного периода и политическая трансформация в России (1989−1996) // ОНС — 1997. -№ 4- С. 64- 81.
  44. JI.B. Массовая информация и массовые коммуникации как системообразующие факторы социума // Пробл. Обществ, развития. -М., 1998 №½.
  45. П.К. Национальная доктрина возрождения и оптимальная модель политической системы как концептуальная основа реформирования России // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология.— 2000. -№ 3- С. 3- 17.
  46. Л.А. Общество «недовольных» (особенности массового сознания в переходный период) // Полис. 1998. — № 2 — С. 32 — 47.
  47. В.М., Комаровский B.C. Паблик рилейшнз: сущность, функции, тенденции современного развития. М.: Изд-во РАГС, 1996. — 43 с.
  48. Г. В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях // Полис. — 2000. — № 3. — С. 151 — 156.
  49. М.Н. Норберт Винер и его философская концепция // ОНС.- 1994. -№ 6. С. 119 — 126.
  50. М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М.: НОУМЭМ, 1999. — 167 с.
  51. М.С. Методы и техника психологических операций в избирательных компаниях // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. — № 1. — С. 3 — 15.
  52. JI. Прошла ли «третья волна» демократизации?// Полис. 1999. — № I. С. 10 — 25.
  53. Р. О демократии. М., 2000. — 203 с.
  54. Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. — № 3. — С. 34 — 43.
  55. К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика//ОНС. 2000. — № 6.- С. 110- 117.
  56. Десять лет российских реформ глазами россиян // Социс, 2002.- №Ю. -С. 22−37.
  57. А.А. Политические технологии избирательных компаний: проблема категориальнрого осмысления // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2000. — № 2. — С. 56 — 62.
  58. А.В. Неформальная политическая коммуникация. — М.: РОССПЭН, 1997. 265 с.
  59. К. Основные изменения в политологии (1952−1977 гг.): политические отношения, прогнозирование и планирование. — М., 1977.
  60. К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. М., 1993.
  61. Дороти Доги И. Паблисити и паблик рилейшнз / Пер с англ. 2-е изд. М.: Филинъ, 1996. — 288 с.
  62. Т.М. Социальная коммуникация и фундаментальная социология на рубеже XXI в. // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. -1999. № 4. — С. 90 — 98.
  63. Егорова-Гантман Е. Политическое консультирование — М.: Никколо-М, 1999. 220 с.
  64. Егорова-Гантман Е. Политическая реклама — М.: Николо-М, 1999.- 184 с.
  65. С.М. Выйти из «бермудского треугольника»: о методологии исследования посткоммунистических трансформаций // Полис.— 2002. — № 6. С. 71- 82.
  66. Т.В. Российский опыт интеграции в информационное общество // Информ. о-во. -1999. Вып. 1. — С. 16−19.
  67. В.В. Россия XX столетия: реформы или социальный эксперимент // СГЗ. 2001 — № 5. — С. З — 24.
  68. Н.Ю. Модели политического пространства // Полис. —1999.4.-С. 29−41.
  69. И. Масс-медиа Второй республики. — М., 1999. — 158 с.
  70. Я.Н., Вартанова Е.Л, Засурский И. И. и др. Средства массовой информации постсоветской России // Под ред. Я. Н. Засурского. — М: Аспект Пресс, 2002. 303 с.
  71. Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М: Дело, 1998. — 477 с.
  72. А.Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR. СПб.: Союз, 1997.
  73. JI.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества // Толковый слов, терминов и концепций. М., 1999.
  74. Зуб А. Т. Невербальные коммуникации в управленческой деятельности: эволюционно-биологический аспект // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2000. — № 2. — С. 109 -122.
  75. Ф.Н. политический маркетинг, или как «продать» вождя //Полис. 1999. — № 5. — С. 88 — 100.
  76. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. — № 4. — С. 6 — 32.
  77. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2000.-736 с.
  78. Кар неги Дейл. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. Киев, 1989. — 450 с.
  79. О., Макаревич Э. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. — Калининград: ФГУИПП «Янтарный Сказ», 2001.-547 с.
  80. .Г. Конец «транзитологии»? (о теоретическом осмыслении первого посткоммунистического десятилетия) // Полис. — 2001. -№ 4-С. 6−25.
  81. М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  82. С.М., Сентер А. Х., Брум Г. М. Паблик рилейшнз. Теория и практика М.: Издат. дом «Вильяме», 2000. — 624 с.
  83. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М.: Наука, 1993.- 169 с.
  84. А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М.: РАН, 1995.
  85. В.З. Человек в потоке информации . — Новосибирск, 1981.-160 с.
  86. А.Н. Оптимизация резонансно-диссонансных эффектов в процессе организации информационных потоков // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. -1999. — № 1. — С. 17—19.
  87. В.П. Рынок телевизионной рекламы: тенденции и перспективы // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 1999. — № 4.-С. 98−106.
  88. В.П. Социология коммуникации. — М.: АООТ «По-литех-4″, 1998. 302 с.
  89. В.Г. Основы паблик рилейшнз. — М.: „Рефл-бук“, Киев: „Ваклер“, 2000.-528 с.
  90. Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. -Киев, 1993.
  91. О.В. Политические предпочтения возрастных групп // Социс. 2000. — № 9 — С. 49 — 52.
  92. .И. Средства массовой коммуникации — элемент политической системы общества // СГЗ. — 1999. № 5. — С. 101−116.
  93. В.Г. Секреты психологической войны: цели, задачи, методы, формы, опыт. Минск: Харвест, 1999.
  94. И.И. Парадигма транзитологии // ОНС. 2000. — № 5. — С. 46−51.
  95. И.В. Трансформация политических элит в России // ОНС. 1997. — № 4. — С. 82−91.
  96. Н.В. Образ России в зеркале российского общественного мнения // Социс. 2001. — № 4. — С. 27 — 31.
  97. Н.И. О многом и едином в российской трансформации // ОНС. 2002. — № 6. — С. 28 — 32.
  98. Н., Чирикова А. Региональные элиты в РФ: модели поведения и политические ориентации. М: РАН ИНИОН, Центр науч,-информ. исслед. глобальных и регион, проблем, Отд. глобальных проблем, 1999.-192 с.
  99. В.В., Пантин В. И. Политические ориентации и политические институты современной России: проблемы коэволюции // Полис. 1999. —№ 6. — С. 70 — 79.
  100. В.В. Слухи: социальные функции и условия проявления // Социс. 1995. -№ 5. — С. 12 — 17.
  101. В.К. Устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегия. — М.: Academia, 2001. — 174 с.
  102. Лейпхарт Аренд. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М, 1997. — 243 с.
  103. Лой А. Н. Сознание как предмет теории познания. — К., 1988. -174с.
  104. Лой А.Н. Социально-политическое содержание категорий „время“ и „пространство“. — Киев, 1978 — 102 с.
  105. Н. Власть. М.: Праксис, 2001. — 256 с.
  106. А.В. Бюрократия в системе политической власти. — СПб., 2000.
  107. МакКуэйл Д. Социология массовой коммуникации // Контексты современности: Хрестоматия. Казань, 1998. — С.7 — 49.
  108. М.Н. Очерк теории политической системы. М., 1986. — 132 с.
  109. О. А. Политическая коммуникация / Структура и динамика российского электорального пространства (Круглый стол) // Полис. 2000. — № 2.-С. 99−101.
  110. Массовая информация и коммуникация в современном мире: Сб. обзоров/ Под ред. В. А. Виноградова и др. — Ч. 3 — М.: АН СССР, ИНИОН, МГУ им. М. В. Ломоносова, ф-т журналистики, 1991. 230 с.
  111. Массовая коммуникация в современном мире / под ред. Ю. П. Буданцева и др. — Моск. гос. ун-т междунар. отношений М., 1991. — 177с.
  112. Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая системная трансформация: проблемы, концепции, периодизация // Полис. 2000. — № 4. — С. 38 — 59.
  113. Медиа в выборах: между политикой и культурой (контент-анализ политической прессы) / Под ред. Н. Костенко — Киев: Ин-т социологии НАЛ Украины, 1999.
  114. А.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам // Полис. 1998. — № 2. — С. 6 — 37.
  115. Мельник Г. С. Mass media: психологические процессы и эффекты. -СПб., 1996. -124 с.
  116. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: „Дело ЛТД“, 1994.
  117. Д.А. Политическая символика: между идеологией и рекламой // Полис. 1999. — № 3. — С. 45 — 57.
  118. И.Л. Информационная безопасность политической системы // Полис. 2002. — № 1 — С. 134 — 145.
  119. В.Ю. Языковая политика и языковые конфликты: Российская Федерация // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. — № 4.- С. 71−79.
  120. Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999. — 347 с.
  121. А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. — М.: „Гном и Д“, 2000. 256 с.
  122. Мы — сограждане (СМИ и общество): Сб. ст. Т. 2 М.: Изд-во „Бонфи“, 2002.-424 с.
  123. М.М. СМК и российское общество на пороге XXI Века //СГЗ. 1999. — № 5 — С. 11−21.
  124. Л.Б. „Паблик рилейшнз“ — кому это нужно? — М.: Экономика, 1992.
  125. В.Д. Когнитивные революции и институциональные изменения // Полис. 2002. — № 5. — С. 6 -19.
  126. Ю.А. Информационный фактор политической модернизации // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2001. — № 3. -С. 91−101.
  127. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. — М.: Academia, 1999. 640 с.
  128. Обновление и стабильность в современном обществе. Сравнительный анализ // Под рук. А. А. Галкина. — М.: Изд-во „Весь мир“, 2000. — 368 с.
  129. .В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического рунета // Полис. 2002 — № 3. — С. 46 — 65.
  130. В.Ф. Моделирование массово-коммуникационной деятельности: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. -Екатеринбург, 1998.-302 с.
  131. Организации. Среда. Коммуникации // Под ред. И. П. Яковлева. СПб.: Изд-во СПб. гос. электротехнического ун-та, 1996. — 80 с.
  132. A.M. Бюрократия: от традиционного общества к информационному // СГЗ. -1999. -№ 5. С. 108 -121.
  133. Основы теории политической системы. М., 1983.
  134. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. — М.: Изд-во „Экмос“, 1999.
  135. П.В. Трансформации политических институтов в России: кросстемпоральный сравнительный анализ // Полис. — 2002. — № 6. — С. 58−70.
  136. В.И., Лапкин В. В. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования // Полис. 2002. — № 2.-С. 6−19.
  137. Т. О структуре социального действия. — М.: Академ. Проект, 2000.
  138. Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. — М.: Финпресс, 2000. 229 с.
  139. В.П. Объект управления — население. Начала теории управления социальными системами. Кризис в СССР: причины и защита.— М.: 2-е изд., 1999.-123 с.
  140. Политическая наука современной России: тенденции развития. /Проблемно-тематический сборник/ РАН ИНИОН, Центр социальных науч.-ин форм. Исслед. Отд-ние Политологии и правоведения, ин-т сравнит, политологии. М.: 1999. — 320 с.
  141. Е.В. Проблемные измерения электоральной политики в России: губернаторские выборы в сравнительной перспективе // Полис. — 2001.- № 3. С. 47−62.
  142. Л.Р. Политическая коммуникация в условиях избирательных компаний: анализ концепций и технологий: Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 1994.
  143. Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев: „АДЕФ-Украина“, 1998.
  144. Г. Профессия: имиджмейкер. Киев: ИМСО МО Украины, НВФ „Студцентр“, 1999.-256 с.
  145. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов . М.: Тефл-бук», Киев: «Ваклер», 1999. — 624 с. 147. 148. Почепцов Г. Информационные войны. М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер», 2000. — 576 с.
  146. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М.: Тефл-бук", Киев: «Ваклер», 1999.-352 с.
  147. Г. Теория и практика коммуникации . — М.: Центр, 1998.-349 с.
  148. Пресса России: проблемы и переспективы развития. М.: РАГС, 2000.-96 с.
  149. В.П. Пугачев Информационная власть и демократия // ОНС. —1999.- № 4.- С. 65 75.
  150. В.П. СМК в современном политическом процессе// Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. — № 5. — С. 3 — 16.
  151. Г. В. Политическая система: синергетический подход // Вести. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2001. — № 6. — С. 32 -49.
  152. С.В. Язык власти, власть языка (Анализ исследований политической коммуникации в Америке) // США ЭПИ. — 1993. — № 3.- С. 23−34.
  153. В.Е. связи с общественностью: история, теория, практика. -М., 1997.
  154. Реклама: внушение и манипуляция // Под ред. Д.Я. Райгород-ского Самара: Издат. дом «БАХРАХ-М», 2001. — 752 с.
  155. Ро О. С. Передовые технологии коммуникации и организация // Социс. -2001. -№ 3. С. 64−73.
  156. Ю.М. Телевидение и государство: теоретические модели взаимодействия и российская практика // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 1999. — № 4. С. 107 — 122.
  157. А.А. Управленческая коммуникация. — Тверь, 1996. -239 с.
  158. Связи с общественностью в политике и государственном управлении // Под ред. B.C. Комаровского. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 520 с.
  159. Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб., 1995. — 156 с.
  160. П.А. Массовое политическое сознание: проблемы формирования и развития. — Киев, 1991.
  161. И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М.: ЮНИТИ, 1998. -186 с.
  162. СМИ и политика в России: социологический анализ роли СМИ в избирательных компаниях. — М.: Socio-logos, 2000.
  163. В.В. Коммуникативное пространство как объект политологического анализа // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология.- 2001. № 1. — С. 19−29.
  164. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М.: Наука, 1976.
  165. А.И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики // Полис. № 6. — С. 6 — 17.
  166. А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. — 2002. — № 3. — С. 5 18.
  167. А.И., Решетов К. И. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. -№ 4. — С. 62 — 78.
  168. А.И., Тростянская И. Б. Национальные объекты в политической рекламе //Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 2001. — № 2. -С. 5−16.
  169. Социальная трансформация российского общества и социологическая теория (круглый стол) // СГЗ. — 2001. — № 3. С. 25 -59.
  170. Социокультурные трансформации второй половины XX века в странах Центральной и Восточной Европы. /Отв. ред. Н. В. Коровицына — М.: ОАО «Ловатера», 2002. 295 с.
  171. А.П. Изучение электорального поведения россиян: социокультурный подход // Полис. 2000. — № 3. — С. 90 — 96.
  172. А.Ю. Организации-посредники в структуре гражданского общества (некоторые проблемы политической модернизации России)// Полис. 1999. — № 6. — С. 34 — 47.
  173. Г. Социальные этюды. — СПб., 1902.
  174. С.А. Этнические меньшинства в процессе коммуникации // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 1999. — № 4. — С. 80−84.
  175. Н.Е. Социальная структура российского общества: итоги восьми лет реформ // ОНС. 2000. — № 3. — С. 5 — 15.
  176. В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. М., 2000. -223 с.
  177. О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. — М., 1991.
  178. Тульчинский Г. А. Public relations: Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. СПб., 1994. — 8 с.
  179. С. С. Интернет и политический процесс // ОНС. — 2001.-№ 2.-С. 51−63.
  180. С.М. Становление политических ПР: предпосылки, проблемы, перспективы. // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 2001.-№ 2. —С.16−19.
  181. С.М. Особенности применения технологий паблик рилейшнз в региональной избирательной компании // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2000. — № 4. — С. 83 — 95.
  182. Д. Коммуникация и власть. — СПб.: ТОО «ПНД-систем», 1993.-144 с.
  183. Н.С. «Паблик рилейшнз» как наука и искусство: методологические проблемы становления И Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2000. — № 1. — С. 129 — 152.
  184. Э. Бегство от свободы. М., 1990. — 276 с.
  185. С. Корпорация и работник: роль «паблик рилейшнз» // Власть. 2000. — № 1. — С. 39 — 45.
  186. С. Внутрифирменные «Паблик рилейшнз» в системе управления персоналом // Российский экономический журнал. — 1993. —№ 11.-С. 58−64.
  187. Р.С. Обоснование социологии коммуникации как научной дисциплины // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. —1999.-№ 4.-С. 84−90.
  188. Р.С. Социология коммуникации как учебная дисциплина // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. -1999. — № 3. — С. 27−32.
  189. А. Большая манипулятивная игра. — М.: Алгоритм, 2000.-336 с.
  190. A.M. Политические манипуляции или покорение толпы. — М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 144 с.
  191. П.А. Джон Бертон о конфликтах и сотрудничестве в мировом сообществе // СГЗ. 2000. — № 2. — С. 214 — 217.
  192. П.А. Международные процессы в условиях глобализации: проблема эффективной коммуникации // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 1999. — № 4. — С. 56 — 65.
  193. В.В., Платонов С. В., Третьяков В.И Управленческая деятельность менеджера. — М.: «Ваклер», ХОУП, 1998. — 206 с.
  194. А.А. Ресурсы internet и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. — № 4. — С. 65−73.
  195. Чилкот Рональд X. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы. М.: ИНФРА-М, изд-во «Весь мир», 2001. — 560 с.
  196. А.В. Перспективы развития В России «Информационного общества» (социальный портрет российской интернет — аудитории по данным социологических опросов) // Полис. — № 1. — 2002. С. 146 -157.
  197. А.В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий. — СПб.:-2000.
  198. А.В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета. -СПб.: 2000.
  199. П. «Делать» мнение: новая «политическая» игра. — М., 1997.-355 с.
  200. П. Сравнительная политология. Ч. 1. — М., 1992. — 226 с.
  201. П. Сравнительная политология. Ч. 2. — М., 1992. 216с.
  202. А.В., Баранова Э. А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентации // Психологический журнал. — 1999. Т. 20. — № З.-С. 28−47.
  203. Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации//Социс.-2001. -№ 8. -С. 52−67.
  204. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. М, 1992. -211 с.
  205. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. — 120 с.
  206. Шиллер Герберт. Манипуляторы сознанием. — М., 1980.
  207. Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. -М.: Аспект Пресс, 1999. — 416 с.
  208. А.В. Наука и СМИ // Полис. 2001. — № 3 — С. 63 — 71.
  209. Almond G., Powell G. Comparative politics: System Process and policy. Boston, 1978.
  210. Altshull J.H. Agents of Power: the role of the news media in human affair. New York and London: Longman, 1984.
  211. Blumler J., Kavanagh D. The Third Age of Political Communication: Inflences and Features // Political Communication. Vol. 16. — 1999. -№ 3.
  212. Cooley Ch. H. The Significance of Communication // Reader in Public Opinion and communication / Ed. By Berelson В., Janowitz M. New York, 1953.
  213. Cottret J.-M Gouvernants et gouvernes. La communication politique., PUF, 1973.
  214. Dahlgren, P. The Internet and democratization of civic culture. Political Communication, 2000.
  215. Devito Joseph A. Human Communication. — New York: Harper Collins College Publishers, 1994.
  216. Easton D. A system analisys of political life. — New York, 1965.
  217. Habermas J. The Theore of Communicative Action. — London, 1984.
  218. Habermas J. The Structrual Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. — Cambridge: Polity Press, 1989.
  219. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. — New York, 1988.
  220. Katz E., Lazarsfeld P. Personal Influence. — New York, 1955.
  221. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Communications of Ideas. New York, 1948.
  222. Lazarsfeld P.F., Berelson B. and Gaudet H. The Peoples Choice. -New York, 1954.
  223. McLuhan M. Myth and the Mass Media. Daedalus, 1959.
  224. Mickiewicz E. Changing Channels. Television and the Struggle for Power in Russia. — Durham. NC, 1999.
  225. Norris P. A Virtuous Circle: Political Communications in Post-Industrial Societies. New York: Cambridge University Press, 2000.
  226. Poole M., Jackson M. Communication theory and group support systems // Group support systems: New perspectives / Ed. by Jessup L & Valacich J. New York: Macmillan, 1993.
  227. Pye L. Political Communication // The Blackwcll Encyclopaedia Political Institutions. Oxford — New York, 1987.
  228. Randall Collins, Theoretical Sociologi. San Diego, CA: Harcourt Brase Jovanovich.
  229. Splihal S. Media Beyond Socialism. Theory and Practice in East-Central Europe. — Boulder, San Francisco, 1994.
  230. Van Dijk Jan. The Network Society: An Introduction to the Social Aspects of New Media London: Sage, 2000.
  231. Wang G. The Information Society: A Retrospective View. Newbury Park- London, 1993.
  232. Webster F. Theories of the Information Society. and New York, 1998.
Заполнить форму текущей работой